-
Основы изобразительного искусства. Профи
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Срок реализации программы - 1 год
Возраст обучающихся - 12 – 16 лет
Разработчик:
Якушева Анна Юрьевна,
педагог дополнительного
образования
г. Екатеринбург, 2024 г.
Содержание
Комплекс основных характеристик программы ……………
3
1.1.
Пояснительная записка………………………………………..
3
1.2.
Цель и задачи программы……………………………………….
7
1.
1.3.
Содержание программы………………………………………
1.4.Планируемые результаты и способы их определения ………
2.
8
13
Комплекс организационно-педагогических условий ..................... 15
2.1.
Календарный учебный график… ........................................................ 15
2.2.
Условия реализации программы........................................................ 16
2.3.
Формы аттестации и оценочные материалы…………………...
Список литературы………………………………………………..
17
19
Приложение ....................................................................................................... 21
2
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
Умение рисовать, способность чувствовать форму и цвет полезны
современному человеку, независимо от сферы его деятельности. Традиционные
виды изобразительного искусства – живопись и графика – не утрачивают свою
актуальность в эпоху цифровизации
и компьютерной анимации. Занятия
рисунком и живописью способствуют не только развитию творческих
способностей детей, но и благоприятствуют формированию разносторонне
развитой успешной личности, способной к самовыражению посредством
изобразительного искусства. Обучаясь по программе продвинутого уровня,
обучающиеся вникают в принципы профессионального мастерства, познают
углубленно
законы
линейной
и
воздушной
перспективы,
овладевают
художественными средствами и приемами изображения, учатся использовать и
применять в работе принципы художественного построения произведения,
оперируя абстрактными и реалистичными образами.
Программа художественной направленности «Основы изобразительного
искусства. Профи» актуальна, так как:
1)
разработана
нормативными
в соответствии со
правовыми
актами
и
следующими современными
государственными
программными
документами, а также локальными нормативными актами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ
от 29.05.2015 №996-р)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№
629
"Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам";
3
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Министерства образования и науки России от 18 ноября 2015 №093242;
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021;
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в
образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» от 01.11.2021 №934-д4;
Устав МАУ ДО – ДДиЮ;
Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ на 2022 – 2025 гг.;
2) отвечает региональным социально-экономическим потребностям и
особенностям образовательного пространства Екатеринбурга, способствуя
решению проблемы обеспечения каждому ребенку возможности максимально
полного раскрытия его творческого потенциала, развития компетенций
4
креативности. Уральский регион богат художественной культурой, сильными
учебными заведениями художественной направленности, компании нуждаются
в креативных, умеющих мыслить нестандартно специалистах, находящих
новые пути решения проблем, видя в них вызов своим способностям.
3)
отвечает
потребностям
родителей
в
развитии
творческой,
познавательной сферы детей, в раскрытии их творческого потенциала и
коммуникативных навыков; предусматривает развитие
художественных
способностей,
индивидуальности;
отвечает
нестандартного
потребностям
у обучающихся
мышления,
детей
в
творческой
художественном
творчестве, в приобщении к миру современного искусства, в создании
авторских художественных произведений.
Теоретический базис данной программы выстроен на основе программы
дополнительного художественного образования детей Н.В. Гросул «Студия
изобразительного творчества», рекомендованной Министерством образования
и науки РФ в 2013 году. (Гросул Н. В. Студия изобразительного творчества//
Программы дополнительного художественного образования детей. – М.:
Просвещение, 2013) и программы «Школа рисунка – графическая грамота»
Ростовцевой Н.Н. Практическая часть программы – разработка автора.
Отличие данной программы от указанных программ заключается в
углубленном изучении
разделов
«Основы
композиции»
и
«Основы
живописи», а также во включении раздела «Основы проектной деятельности».
Программа является второй ступенью (продвинутый уровень) обучения по
программе «Основы изобразительного искусства» в коллективе «Юный
художник». В основу программы положены следующие дидактические
принципы
обучения:
принцип
творческого
развития;
принцип
психологической комфортности; принцип успешности; принцип доступности;
принцип
научности,
систематичности
и
последовательности;
принцип
наглядности; учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Процесс
обучения
строится
с
учетом
применения
современных
образовательных технологий (проектных, информационных, личностно5
ориентированных), дифференцированного подхода, при котором в процессе
усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников
развиваются творческие начала и предпрофессиональные компетенции.
Адресат программы – дети 12-16 лет, мальчики и девочки, завершившие
обучение по базовой программе «Основы изобразительного искусства».
Минимальное количество детей в группе – 10 человек. Максимальное
количество - 15 человек.
Характеристика
индивидуально-психологических
особенностей
обучающихся возрастной категории 12 - 16 лет.
Средний школьный возраст (12 – 14 лет) характеризуется интенсивным
ростом и увеличением размера тела, а также в это период окончательно
выявляется склонность к определенным видам деятельности. Подростки
начинают мыслить абстрактно. Способны прогнозировать последствия своих
поступков.
Обладают
энтузиазмом
и
потребностью
в
творческом
самовыражении, самоутверждении. Как правило, подростки этого возраста
охотно взаимодействуют в команде, умеют распределять роли и обязанности,
планировать совместную деятельность. Болезненно воспринимают критику.
Старший школьный возраст (15 – 16 лет) – вполне сложившиеся личности,
склонны проявлять самостоятельность и независимость от родителей, педагога.
Для старших подростков становятся чуждыми конкретные приземленные
образы,
характеры,
сюжеты.
Характерно
стремление
проявить
свою
независимость, индивидуальность, самореализоваться. Необходимо учитывать
это при подборе тем проектов и других творческих заданий.
Режим занятий. Дети занимаются по 2 часа (1 академический час
составляет 45 мин.) 2 раза в неделю. Перерыв между учебными занятиями – 10
минут. Общее количество часов в неделю – 4.
Объем программы – 144 часа
Срок освоения программы: 1 учебный год, 36 недель
Особенности организации образовательного процесса – традиционная
модель, представляющая собой линейную последовательность освоения
6
содержания в течение одного года.
Перечень форм обучения: фронтальная, групповая, индивидуальногрупповая,
в
условиях
временных
ограничений
–
с
использованием
дистанционных технологий.
Перечень видов
занятий:
практическое занятие, беседа, открытое
занятие, экскурсия
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы: открытые занятия, итоговое занятие, мини – выставки, участие в
конкурсных выставках, итоговая выставка.
1.2 Цели и задачи программы
Цель программы - развитие творческого и личностного потенциала
подростков путем углубленного обучение основам изобразительного искусства
Обучающие задачи:
расширять знания о художественных материалах и техниках;
развивать и совершенствовать навыки выполнения графических и
живописных композиций;
обучать основам проектной деятельности
Развивающие задачи:
развивать способность к самовыражению средствами изобразительного
искусства
формировать и развивать коммуникативные компетенции детей;
развивать навык работы с информацией;
активизировать критическое мышление и воображение детей.
Воспитательные задачи:
развивать личностные качества: самостоятельность, самоопределение,
самоорганизацию, аккуратность, терпение, настойчивость в достижении цели;
способствовать расширению кругозора, развитию чувства товарищества и
личной ответственности путем реализации творческих проектов.
способствовать развитию творческой активности.
7
1.2.Содержание программы
Учебный (тематический) план
№
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5
2.
2.1.
2.2
2.3.
2.4
2.5.
3.
3.1.
Общее
Перечень разделов, тем кол-во
часов
в том числе
теория практика
Форма
контроля и
аттестации
Графика
Современные
разновидности
графики. Сложный
натюрморт
Разнообразие средств
выразительности
современной графики.
18
4
2,5
0,5
15,5
3,5
4
0,5
3,5
Просмотр,
наблюдение
Рисуем фигуру человека
с натуры. Пропорции.
Графические
композиции
«Городская графика»
«Зарисовки животных с
натуры».
Рисунок
мягкими
материалами
(соус, сепия, уголь,
пастель).
Основы композиции
Клаузура. Композиция
в разных жанрах.
4
0,5
3,5
2
0,5
1,5
Просмотр,
наблюдение
Практика,
наблюдение
4
0,5
3,5
18
2
3
0,5
15
1,5
Многофигурные
композиции
Тематические авторские
композиции
Шрифтовая композиция
«Плакат»
4
0,5
3,5
Обсуждение
просмотр,
наблюдение
Наблюдение
4
0,5
3,5
Наблюдение
2
0,5
1,5
Творческие проекты.
Авторская композиция
Цветоведение
Цветовые нюансы.
Отмывки. Выкрасы
6
1
5
Обсуждение
практика,
наблюдение
Просмотр
8
2
1,5
0,5
6,5
1,5
Просмотр
8
Собеседование,
просмотр,
наблюдение
Просмотр,
наблюдение
3.2.
4.
4.1.
Техника работы
масляной
краской
Основы живописи
Пейзаж в технике
масляной живописи
6
1
5
Просмотр
58
10
8
2
50
8
Наблюдение
4.2
Различные
техники
для разных жанров
14
2
12
Просмотр,
наблюдение
4.3.
Живописная
композиция
Учебная композиция
«Копии картин
известных живописцев»
Проектная
деятельность
Проект
«Достопримечательност
и Екатеринбурга»
Проект «Радуга
талантов»
Воспитательная
культурно-досуговая
деятельность
8
2
6
Наблюдение
26
2
24
30
6
24
20
4
16
10
2
8
10
1
9
Наблюдение,
просмотр
Собеседование,
наблюдение
итоговое
занятие
2
-
2
Просмотр
4.4
5.
5.1.
5.2.
6.
7.
Итоговая выставка
Итого
144
22
Наблюдение
Просмотр,
защита проекта
122
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Графика
Тема 1.1. Современные разновидности графики. Сложный натюрморт
Теория: Современные варианты, стили и особенности графического
изображения, разновидности современной графики, способы выполнения
рисунка.
Практика:
упражнение
«Равномерность
штриховки»
(карандаш).
Выполнение натюрморта с натуры выбранным стилем графики. Просмотр и
9
обсуждение полученных результатов работы.
Тема 1.2. Разнообразие средств выразительности современной графики
Теория:
Линия, штрих, пятно – основные средства выразительности
особенности техник штриховка, тонирование, заливка.
Практика: упражнение «Акварельный переход». Натюрморт с натуры
(рисунок) акварельными карандашами. Просмотр и обсуждение работ
Тема 1.3. Рисуем фигуру человека с натуры. Пропорции
Теория: пропорции фигуры взрослого человека.
Практика: Передача
пропорций.
Передача
общей
формы
фигуры,
схожести. Штриховка. Просмотр и обсуждение работ
Тема 1.4. Графические композиции «Городская графика»
Теория: Архитектурная графика.
Практика: Упражнение «Улица». Композиция графическая с архитектурой
«Моя улица». Просмотр, обсуждение
Тема 1.5. «Зарисовки животных». Рисунок мягкими материалами
(сепия, уголь, сангина).
Теория: разнообразие графических композиций, выполненных мягкими
материалами. Вспоминаем виды линий, особенности работы с мягкими
материалами
Практика: выполнение мягкими материалами «Зарисовку животного с
натуры», просмотр и обсуждение работ.
Раздел 2. Основы композиции.
Тема 2.1. Клаузура. Композиция в разных жанрах.
Теория: Основные
композиционные приёмы в пейзаже, портрете,
натюрморте.
Практика: Композиционные упражнения «Настроение в композиции»,
«Нюанс в композиции». Сюжетная композиция «Зимние забавы». Просмотр и
обсуждение работ
Тема 2.2. Многофигурные композиции
Теория: Построение сложной композиции. Основные приёмы.
10
Просмотр образцов.
Практика: Тематическая композиция с изображением фигур людей и
архитектуры. Мини-выставка, обсуждение работ.
Тема 2.3. Тематические авторские композиции
Теория: Повторение принципов статических и динамических композиций.
Практика: Просмотр видео ряда. Выбор темы, выполнение набросков,
вариантов компоновки. Выполнение композиции. Просмотр и обсуждение
композиций. Мини-выставка.
Тема 2.4. Шрифтовая композиция «Плакат»
Теория: Объединение шрифтовых элементов в композицию.
Практика:
упражнения
«Оформление
шрифта».
Композиционные
наброски. Выбор темы. Эскизы. Выполнение шрифтового плаката на
актуальную тему. Мини-выставка.
Тема 2.5. Творческие проекты. Авторская композиция
Теория: Основы проектной деятельности. Планирование проекта
Практика: Реализация авторского замысла в творческих проектах
«Новогодние фантазии». Эскизы, выполнение работы.
Мини выставка,
просмотр и обсуждение работ.
Раздел 3. Цветоведение
Тема 3.1. Цветовые нюансы. Отмывки. Выкрасы
Теория: Что такое цветовые нюансы. Техника «Отмывка». Выкрасы.
Техники растяжки в живописи.
Практика: Посещение мастер-класса «Работа
на
цветовых
нюансах».
Упражнения «Градиент» акварелью.
Тема 3.2. Техники работы масляной краской
Теория: Вспоминаем оттенки основных цветов. Техника работы маслом.
Особенности. Способы нанесения краски.
Практика: Упражнение «Пишем маслом на картоне». «Пишем сиреневое
небо» - этюд. Просмотр работ.
11
Раздел 4. Основы живописи
Тема 4.1. Пейзаж в технике масляная живопись.
Теория: Вспоминаем: пейза́ж – жанр живописи, в котором основным
предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени
преображённая человеком природа. Техника работы с масляной краской,
удачные и неудачные варианты.
Практика: Выполнение работы «Декабрьский день» с цветовыми
растяжками живописной техникой. Просмотр и обсуждение работ
Тема 4.2. Различные техники д л я разных жанров
Теория: Масляная живопись. Наслоение. Техника «Лессировка».
Пастозность. Различие данных техник. Натюрморт. Передача плотности,
прозрачности, фактурности в картине.
Практика: Выполнение работы «Морская волна» в избранной технике.
Просмотр, обсуждение
Тема 4.3. Живописная композиция
Теория: повторение основных правил композиции и цветоведения
Практика: создание детьми авторских живописных композиций в
соответствии с собственным замыслом. Темы композиций определяются
детьми. Выполнение постановочных натюрмортов с натуры. Просмотр и
обсуждение композиций. Мини выставки
Тема 4.4. Учебная композиция «Копии картин известных живописцев»
Теория: Что такое копия. Что такое «творческое копирование». Обучение
техникам живописи в процессе копирования
Практика: реализация этапов проекта. Просмотр. Выставка.
Раздел 5. Основы проектной деятельности
Тема 5.1. Проект «Достопримечательности Екатеринбурга»
Теория: Творческий и исследовательский проект – признаки, отличия.
Структура и содержание проекта. Планирование этапов работы над проектом.
Практика:
выбор
объекта,
сбор
материалов,
эскизы,
обсуждение.
Выполнение визуального ряда к проекту. Просмотр, обсуждение, защита
12
проекта
Тема 5.2. Проект «Радуга талантов»
Теория: Подготовка к районному и городскому конкурсу ИЗО и ДПИ
«Радуга талантов».
Практика: Выбор темы и стилистики авторских композиций. Эскизы.
Просмотр и обсуждение эскизов. Выполнение и оформление проектных
композиций. Подготовка комментариев к композициям. Презентация и защита
проекта. Обсуждение.
Раздел 6. Воспитательная культурно-досуговая деятельность
Теория: техника безопасности в быту и в городской среде, нормы
поведения в социуме. Призвание художника. Семейные ценности.
Практика: Виртуальные экскурсии по музеем изобразительных
искусств. Беседы с просмотром электронных коллекций Музеев мира.
Обсуждение знаковых произведений изобразительного искусства. Экскурсии на
выставки Екатеринбурга. Обсуждение увиденного, чаепитие с родителями.
Раздел 7. Итоговая выставка
Практика: Просмотр и анализ учебных и творческих работ за учебные
часы. Выбор и оформление творческих работ для выставки. Оформление
итоговой выставки. Просмотр и обсуждение
1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
знание художественных материалов и техник изобразительного искусства;
владение навыками выполнения графических и живописных композиций;
владение основами проектной деятельности
Метапредметные результаты:
развита способность к самовыражению средствами изобразительного
искусства
сформированы и развиты основные коммуникативные компетенции;
13
сформирован навык работы с информацией;
сформировано критическое мышление
развито творческое воображение детей.
Личностные результаты:
развиты такие личностные качества как самостоятельность, чувство
товарищества
самоопределение,
самоорганизация,
аккуратность,
личная
ответственность, терпение, настойчивость в достижении цели;
развита мотивация к расширению кругозора и саморазвитию путем
реализации творческих проектов.
проявляется творческая активность.
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
№ п\п
1
2
3
4
5
6
7
Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Начало занятий
Выходные дни
Каникулы
8
Окончание учебного года
36
72
4
144
Открытая дата
31.12 – 09.01
Образовательная
деятельность
в
ДДиЮ
осуществляется и в период
осенних и весенних школьных
каникул
Открытая дата
2.2.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Помещение: учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем
проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами:
-столы и стулья для педагога и учащихся - 16 шт.,
-классная доска -1 шт.,
-шкафы и стеллажи для хранения наглядных пособий – 2 шт.,
- мольберты - 12 шт.
14
-проектор – 1 шт.,
-ноутбк;
-экран – 1шт.
Материалы, необходимые для занятий по программе:
- ватман, акварельная бумага форматов А2, А3, А4;
- карандаши (различных степеней твердости), ластики;
- цветные карандаши, фломастеры;
- масляные, гуашевые и акварельные краски, не менее 12 цветов;
- кисти различных размеров;
- палитры;
- ножницы, линейки, точилки для карандашей, стаканы для воды.
Методическое обеспечение
Используемые методические пособия и материалы представлены в списке
литературы.
Выбор
методов
обучения
определяется
с
учетом
возможностей
обучающихся, возрастных и психофизических особенностей детей, специфики
изучения данного курса.
Методы обучения детей:
объяснительно-иллюстративный – беседа и демонстрация педагогом
приемов работы, наглядных пособий, показ мультимедийных материалов,
фотографий; дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
практические методы - как индивидуальная практическая работа детей (от
выполнения упражнения по образцу для овладения приемами работы и
приобретения навыков до самостоятельной работы по авторскому эскизу), так и
коллективная работа по созданию общей композиции;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске материалов и
техник, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельный поиск материалов и техник для
реализации творческого замысла.
15
В соответствии с региональной и федеральной политикой в сфере
образования, наряду с традиционными классическими образовательными
методами и формами работы применяются современные образовательные
технологии:
личностно-ориентированные
технология
коллективного
технологии
творческого
дела
в
обучении;
информационно-
коммуникативных технологий и электронного обучения (онлайн-занятие;
мастер - класс).
В основе содержания деятельности – личностно - ориентированные
технологии обучения. Их применение обеспечивает уважение к личности
каждого ребенка, внимание к его внутреннему миру и его неповторимости,
позволяет подбирать индивидуальный ритм выполнения заданий. Обучение
направлено на развитие личности ребенка в ситуации успеха.
Структура занятия:
1) организация рабочего места
2) повторение пройденного материала
3) организация и проведение занятия (включает следующие структурные
элементы:
-
инструктажи по технике безопасности: вводный – проводится перед
началом практической работы, текущий – во время выполнения
практической работы, заключительный;
-
практическая работа;
-
физкультминутки;
-
подведение итогов, анализ, оценка работ;
Вся деятельность на занятии нацелена на поддержание у детей оптимизма
и уверенности в своих силах. Вместе с тем предъявляется требования к тому,
чтобы обучающийся доводил работу до конца, чтобы качество изделия было
высоким.
16
Информационные условия:
Дистанционные технологии и электронное обучение применяются в
случае введения карантина / временных ограничений на посещение ОО.
Используемые ресурсы для электронного обучения:
1. http://www.proshkolu.ru/user/gridina/blog/77898/ http://www.openclass.ru/w
iki-pages/50648 Страничка изобразительного искусства
2. http://www.izorisunok.ru/ живопись акварелью
3. http://www.artap.ru/galery.htm Женские портреты великих мастеров.
4. http://www.art-paysage.ru/ арт- пейзаж.
5. http://www.kalyamalya.ru/modules/myarticles/topics.php?op=listarticles&top
ic_id=4&ob=6&sn=20&st=40 учимся живописи.
˗
Информационное оснащение образовательного процесса - оформление
стендов и размещение информации для родителей.
˗
Наличие выбора информационных ресурсов (достижение оптимального
состояния сочетания электронных и традиционных информационных
ресурсов)
˗
Анкетирование родителей
˗
Размещение информационных и содержательных материалов на сайте
Дома детства и юношества Кировского района.
˗
Группа для родителей в WhatsApp
Кадровые условия:
Занятие проводит педагог дополнительного образования, имеющий
специальное художественное образование и педагогическое образование.
Учебный план предполагает приглашение коллег, художников для проведения
мастер-классов,
психологических
семинаров
тренингов
и
совместных
на
проектов.
командообразование
привлечение педагога-психолога ДДиЮ.
17
Для
проведения
предусмотрено
Воспитательная часть программы реализуется следующим образом:
1.Беседы о требованиях, предъявляемых к обучающимся (техника
безопасности, правила поведения в быту, транспорте, общественных
мероприятиях, требования к обучающему процессу).
2.Тематические беседы об изобразительном искусстве.
3.Посещение родителями открытых занятий и выставок.
4.Индивидуальные консультации с детьми и родителями.
5.Родительские собрания.
6.Совместные мероприятия детей и родителей, посещение мастер-классов,
музеев
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для
контроля
диагностика
и
анализа
уровня
достигнутых
развития
результатов
личностных,
проводится
предметных
и
метапредметных компетенций (Индивидуальные диагностические карты в
Приложении). Контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком
и не допускает сравнения его с другими детьми.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы: мини – выставки, участие в конкурсных выставках,
итоговая
выставка. Запланированы 3 родительских собрания, анкетирование родителей
для
выявления
степени
удовлетворённости
качеством
дополнительных
образовательных услуг; обязательное привлечение родителей к организации и
проведению экскурсий, инсталляций и выставок.
Форма итоговой аттестации - итоговая выставка
18
Список литературы
Нормативно-правовая литература представлена в Пояснительной записке
Психолого-педагогическая литература:
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2018. - 317 c.
2. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2017. - 352 c.
3. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования - В.П. Голованов. - М.: Юрайт, 2018.- 282 с.
4. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству/ Н.В. Дубровская. / Н.В.
Дубровская - СПб.: Детство-Пресс, 2017.- 119 с .
5. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика: Учебно-методическое пособие / Д.В.
Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры / И.В. Патрушева. - М.:
Юрайт, 2019. - 130 с.
7.Педагогика
дополнительного
образования.
Психолого-педагогическое
сопровождение детей / ред. Байбородова Л. В. - М.: Юрайт, 2019. 364 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин.
– Рн/Д: Феникс, 2019. - 687 c.
9. Суртаева, Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии / Н.Н. Суртаева.М.: Юрайт, 2019. - 250 с.
10. Хуторской, А.В. Педагогика / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2019. - 312 c.
Специальная литература:
1. Базанова, М. Д. Пленэр / М.Д. Базанова. - М.: Изобразительное искусство,
2018.- 184 с.
2. Гусакова, М. А. Аппликация / М.А. Гусакова. - М.: Просвещение, 2017.- 97 с.
3. Комарова, Т. С. Цвет в детском изобразительном творчестве / Т.С. Комарова. М.: Педагогическое общество России, 2019. - 104 с.
4. Корнева, Г.Н. Бумага / Г.Н. Корнева. - СПб.: Кристалл, 2017.- 123 с.
19
5. Луковенко, Б. А. Рисунок пером / Б.А. Луковенко. - М.: Изобразительное
искусство, 2019.- 146 с.
6. Митителло, К.Р. Аппликация. Техника и искусство / К.Р. Мититтелло. - М.:
Эксмо-Пресс, 2018. – 172 с.
7. Михайлов А. М. Искусство рисунка / А.М. Михайлов. - М.: Изобразительное
искусство, 2019. - 218 с.
8.Смит, С. Рисунок. Полный курс / С. Смит. - М.: Внешсигма, 2018. – 279 с.
Литература для родителей
1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и
творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2018. - 384 c.
2. Заводова, Т. Е. Успешный ребенок / Т.Е. Заводова. - Минск: Красико-Принт,
2019. – 216 с.
3. Творчество в жизни ребенка / Под редакцией В.В. Кузина, А.П. Матвеев. М.:
Фрахт, 2017. – 118 с.
4. Полунина, В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья / В.Н. Полунина. - М.:
Искусство и образование, 2018.- 231 с.
Литература для детей
1.Винокурова, Н.К. Порисуем вместе / Н.К. Винокурова. - М.: РОСТ, 2018.- 174
с.
2. Давыдова, С.А. Мои друзья – краски, кисти, мяч, скакалка / С.А. Давыдова. –
Челябинск: ИНФО, 2020. – 128 с.
3. Я познаю мир. Искусство. Энциклопедия. - М.: РОСМЭН, 2018. – 216 с.
20
Приложение 1
Карта освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
(предметная компетентность)
№
п/п
Ф.И.
обучающегося
Уровень
практической
подготовки
Показатели
Уровень
теоретической
подготовки
20…-20… уч.г. , … г.о. раздел- ……………..
А
Уровень освоения
дополнительной
образовательной
программы
В баллах (А+Б):2
Б
1
2
Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне
слабо); 2 балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3
балла – оптимальный уровень (качество присутствует).
Приложение 2
Карта диагностики уровня развития социальной компетентности
Личностное развитие
Сред.балл
Терпение
самостоятельность
Сила воли
Самоорганизация
Самоопределение
Саморазвитие
Культура
самопрезентации, в том
числе, в социальных сетях
Культура внешнего вида
Коммуникационная культура
Культура вербального
общения
Ф.И.О
Оценочная шкала:1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2
балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла – оптимальный
уровень (качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество развито)
21
Приложение 3
Методика выявления уровней коммуникативных компетентностей
обучающихся
(составлена на основе материалов пособия Р. В. Овчаровой «Справочная книга
школьного психолога»)
Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся, выявление уровня
коммуникативных компетентностей обучающихся.
Ход проведения. Учащимся предлагается следующая инструкция: «Вам
необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по
каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет», Если Ваш ответ на
вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа 1 поставьте знак «+»,
если отрицательный, то «–». Представьте себе типичные ситуации и не
задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание,
отвечайте быстро».
Вопросы
1. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию
ими Вашего мнения?
2. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической
ситуации?
3. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
4. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то
легко ли Вы отступаете от задуманного?
5. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами
различные игры и развлечения?
6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было
выполнить сегодня?
7. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии
с Вашим мнением?
8. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения
ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
9. Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
22
10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас
обстановке?
11. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое
дело?
12. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих
интересы Ваших товарищей?
14. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?
15. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)?
16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если
оно не было сразу принято Вашими товарищами?
17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для
своих товарищей?
18. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
19. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении
большой группы своих товарищей?
Лист ответов
1. 6. 11. 16.
2. 7. 12. 17.
3. 8. 13. 18.
4. 9. 14. 19.
5. 10. 15. 20.
Обработка полученных результатов.
Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по
сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных
ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким
образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных
способностей ребенка:
23
низкий уровень — 0,1 —0,45;
ниже среднего — 0,46—0,55;
средний уровень — 0,56—0,65;
выше среднего — 0,66—0,75;
высокий уровень — 0,76— 1
Для мониторинговых карт:
низкий уровень — 0,1 —0,45
ниже среднего — 0,46—0,55
средний уровень — 0,56—0,65
выше среднего — 0,66—0,75
высокий уровень — 0,76— 1
Характеристики коммуникативных склонностей:
1. Высокий уровень. Такие люди - прекрасные коммуникаторы. В общении с
другими они ведут себя непринуждённо, легко осваиваются в новом
коллективе, заводят знакомства, включаются в новые компании.
2. Средний уровень. В целом, такие люди - хорошие коммуникаторы. Они
стремятся к контактам с другими людьми, при необходимости готовы проявить
инициативу в процессе общения, оказать помощь и поддержку тем, кто в ней
нуждается. Охотно могут поддержать беседу. Без особого труда осваиваются в
новом коллективе. В общении с другими такие люди чувствуют себя
достаточно уверенно.
3. Низкий уровень. О таких, как правило, говорят, что это - «человек в себе».
Это стеснительные люди, которые любят проводить время наедине с самими
собой. Они не стремятся к расширению круга своих знакомств, предпочитая
близких людей. При этом нередко они отличаются искренностью и глубиной
переживаний. В компании такие люди чувствуют себя достаточно скованно и
небезопасно. Склонны переживать из-за неудач в общении, неумения
выстроить отношения эффективно для себя. При желании они могут развить в
себе коммуникативные навыки.
24