ДООП Танцевальный класс

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования –
Дом детства и юношества

Танцевальный класс
дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
Возраст обучающихся 7 - 9 лет
Срок реализации – 2 года
Составитель:
Хабарова Ирина
Григорьевна, педагог
дополнительного
образования

г. Екатеринбург, 2024 год

1

СОДЕРЖАНИЕ
1. Комплекс основных характеристик программы…...……………………..3

1.1. Пояснительная записка …………………………………………………....3
1.2. Цель и задачи программы............................................................................. 7
1.3. Содержание программы ............................................................................... 8
1.4. Планируемые результаты и способы их определения ............................ ..14
2. Комплекс организационно-педагогических условий................................. 15

2.1. Календарный учебный график ..................................................................... 16
2.2. Условия реализации программы .................................................................. 17
2.3. Формы аттестации

……………………………...19

Список литературы............................................................................................... 21
Приложения ……………………………………………………………………

23

2

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
В обучении и воспитании детей младшего школьного возраста
важнейшая роль отводится приобщению к искусству хореографии.
Эффективность воспитательной функции хореографии в том, что она очень
ярко воздействует на эмоции, чувства ребенка. Занятия танцем позволяют
развивать такие творческие процессы, как воображение, мышление,
ассоциативную память.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Танцевальный

класс»

художественной

направленности

является

стартовой среди комплекса программ, реализуемых в коллективе «Ансамбль
танца «Абсолют».
Программа «Танцевальный класс» актуальна, так как:
1) разработана в соответствии со следующими современными нормативными
правовыми актами и государственными программными документами, а также
локальными нормативными актами:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).


Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства

РФ от 29.05.2015 №996-р)

№

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
629

"Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам";
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
3

«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».


Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №09-3242;


Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019

№
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;


Приказ Министерства общего и профессионального образования

Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
 Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в
образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» от 01.11.2021 №934-д4;


Устав МАУ ДО – ДДиЮ;



Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ на 2022 – 2025 гг.

2) актуальна, так как отвечает региональным социально-экономическим
потребностям и особенностям образовательного пространства Екатеринбурга,
способствуя решению проблемы обеспечения каждому ребенку возможности
максимально полного раскрытия его творческого потенциала;
4

3)

отвечает

потребностям

родителей

в

доступном,

бесплатном,

профессионально организованном и содержательном досуге, в творческом и
личностном развитии детей с применением здоровьесберегающих технологий,
созданием комфортной атмосферы и

«ситуаций успеха», стимулирующих

мотивацию детей к занятиям хореографией. Отвечает желанию детей
танцевать, выступать на сцене, стремлению быть яркими и успешными.
Дополнительная

образовательная

программа

«Танцевальный

класс»

является компилятивной. При составлении данной программы разработчик
опирался на программы В.Ю. Никитина «Модерн - джаз танец и современный
танец», С.В. Полякова «Основы современного танца», Пола Боттомера «Уроки
танца», а также на собственный опыт. Отличительной особенностью
программы «Танцевальный класс» стало увеличение количества часов на
практические занятия по ритмике, танцевальной импровизации,

партерной

гимнастике и развивающие динамические игры. Такой подход направлен на
развитие физических, эмоциональных и творческих качеств ребенка.
Новизна программы заключается в расширении содержания учебного
материала за счет включения нового раздела «Постановка танцевальнотеатральных композиций».
В основу программы положены следующие дидактические принципы
обучения и воспитания: принцип адаптивности; принцип творческого
развития; принцип психологической комфортности; принцип успешности;
принцип доступности; принцип индивидуального подхода.
Работа педагога осуществляется в тесном контакте с родителями.
Адресат программы - дети в возрасте 7 - 9 лет без предъявления
требований к уровню подготовки и способностям, но при отсутствии
медицинских противопоказаний. Психофизиологические особенности
детей младшего школьного возраста. В период 7 - 9 лет все размеры тела
увеличиваются относительно равномерно. Годичный прирост длины тела
составляет 8 - 10 см, массы тела – около 3 кг. К 9-ти годам увеличивается
5

мышечная сила,

дети уже

способны к достаточно длительному

мышечному напряжению, но при длительной физической нагрузке
сердечная мышца быстро утомляется, поэтому упражнения во время
занятия надо разнообразить. В младшем школьном возрасте основной тип
деятельности обучение. Детям 7 - 9 лет свойственны подвижность,
любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность,
подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать свое
внимание на чем-либо. В эту пору высок естественный авторитет
взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются детьми
охотно. Его суждения и оценки, выраженные в эмоциональной и доступной
для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей.
Дети с удовольствием занимаются творчеством, в том числе, танцами,
хотят выступать на сцене, но нуждаются в постоянном внимании со
стороны педагога.
Режим занятий. Дети занимаются по 2 часа (1 академический час для детей
7 - 9 лет равен 45 мин.) 2 раза в неделю. Перерыв между учебными занятиями –
10 минут. Общее количество часов в неделю – 4. Количество детей в группе –
до 15 человек.
Объем программы – 144 часа

(36 недель) в год, общий объём

программы – 288 часов, 72 недели
Особенности организации образовательного процесса – традиционная
модель, представляющая собой линейную последовательность освоения
содержания.
Срок освоения программы: 2 года
Перечень форм обучения: очная, в условиях временных ограничений – с
использованием дистанционных технологий.
Перечень форм организации занятий: фронтальная групповая, в малых
группах.
Перечень видов

занятий:

практическое занятие, беседа, открытое
6

занятие, концерт.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы

«Танцевальный

класс»:

открытые

занятия,

показательные

выступления перед родителями. В конце учебного года проводится отчётное
занятие.
1.2. Цель и задачи программы

Цель программы – развитие физических и личностных качеств ребенка
через танцевально-театральную деятельность
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
Образовательные:
 обучать основам хореографии и современного танца;
 дать представление о танцевальном образе и артистизме;
 ознакомить с основными специальными хореографическими терминами;
 развивать чувство ритма и ориентации в пространстве.

Развивающие:
 способствовать формированию и поддержке здоровой физической

формы ребенка;
 формировать устойчивую потребность в здоровом образе жизни;
 способствовать развитию познавательных процессов — памяти,

внимания, мышления, воображения, фантазии, наблюдательности;
 развивать эмоциональный аппарат.

Воспитательные:
 приобщать обучающихся к миру искусства через танцевально -

театральную деятельность;
 воспитывать культуру поведения и общения;
 воспитывать самодисциплину, ответственность.

7

1.3.

Содержание программы

Учебный (тематический) план 1 года обучения
№ п/п
Раздел/ тема

1

В том числе
теория практика

Формы
контроля/
аттестации

Введение в
образовательную
программу

1

1

-

Беседа

Ритмика

50

4

46

Опрос,
открытое
занятие

Партерная
гимнастика

48

4

44

Открытое
занятие

2

3

Общее
количество
часов

4

Постановка
танцевальнотеатральных
композиций

36

2

34

Творческий
показ

5

Воспитательная и
концертно-досуговая
деятельность

9

3

6

Участие в
конкурсах,
концертах,
праздниках

144

14

130

ИТОГО:

Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения
Тема 1. Введение в образовательную программу
Теория: Техника безопасности, правила поведения в ДДиЮ, требования,
предъявляемые к процессу обучения. Краткое содержание программы первого
года обучения.
Тема 2. «Ритмика»
Теория: Понятие легато (связанно) и стаккато (отрывисто) в музыке и
8

движении.

Строение

музыкального

произведения:

вступление,

части,

музыкальная фраза. Танцевальные жанры: вальс, полька, галоп, марш.
Музыкальный размер 2/4, ¾, 4/4. Характер музыкальных произведений
(веселый, спокойный, энергичный, торжественный). Темп музыки (очень
медленно, медленно, умеренно, быстро, очень быстро). Динамические оттенки
музыки (очень тихо, тихо, умеренно, громко, очень громко).
Практика:
-

Постановка корпуса

-

Упражнения для рук, кистей, и пальцев;

-

Упражнения для плеч;

-

Упражнения для головы;

-

Упражнения для корпуса;

-

Ходьба: простой шаг в разном темпе и характере;

-

Бег и прыжки в сочетании по принципу контраста;

-

Притопы: удар одной ногой в пол, поочередные удары правой и левой
ногой;

-

Топающий шаг, выставление ноги на носок перед собой;

-

Разучивание элементов движений разных танцевальных жанров (вальс,
полька, галоп, марш).

Выполнение изученных элементов танцевальных движений. Выполнение
связок в разных танцевальных жанрах.
Тема 3. « Партерная гимнастика»
Теория: роль гимнастики в формировании организма, правила техники
исполнения гимнастических упражнений
Практика:
-

Упражнения для развития гибкости

-

Упражнения для стоп;

-

Упражнения для развития растяжки;
9

-

Упражнения для позвоночника.

Партерная техника: stretch (упражнения из йоги: поза ребёнка, поза
сапожника, поза кобры, поза собаки на баланс, Поза прямого бокового угла,
полунаклон вперёд, половинная поза повелителя рыб).
Тема 4. «Постановка танцевально-театральных композиций»
Теория: музыка к танцу; характер и настроение танца; культура
исполнения, слаженность движений; элементы театрального мастерства –
основа выразительности исполнения.
Практика:
- Музыкальные образные игры. Упражнения: «Рычажок переключения», «Три
точки», «Далекие точки», «Три круга внимания», «Глаза товарищей»,
«События на улице», «Антисобытия», «Выбери партнера!». Составление
этюдов на основе изученных танцевальных элементов в

эстрадном стиле.

Сочинение с детьми танцевальных этюдов, композиций.
- Импровизация. Театрализация. Постановка конкурсных композиций в
эстрадном стиле «театр танца».
Тема 5. «Воспитательная и концертно-досуговая деятельность»
Теория: здоровый образ жизни как основа успеха, личная гигиена,
требования

к

внешнему виду танцора,

концертный костюм, история

возникновения и развития коллектива, нормы поведения со сверстниками и
взрослыми
Практика: Подготовка концертных номеров. Посещение родителями
открытых занятий и концертов. Родительские собрания. Совместные с
родителями мероприятия воспитательного характера: День матери, День отца,
Новогодний праздник, 8 марта.

10

Учебный (тематический) план 2 года обучения
№ п/п
Раздел/ тема

Общее
количество
часов

В том числе
теория практика

Формы
контроля/
аттестации

Введение в
образовательную
программу второго
года обучения

1

1

-

Беседа

Основы
современной
хореографии
Основы
классического танца

50

4

46

Беседа,
открытое
занятие

48

4

44

Открытое
занятие

4

Постановка
танцевальнотеатральных
композиций

36

2

34

Творческий
показ

5

Воспитательная и
концертно-досуговая
деятельность

9

3

6

Участие в
конкурсах,
концертах,
праздниках

144

14

130

1

2

3

ИТОГО:

Тема 1. Введение в образовательную программу второго года обучения
Теория: Техника безопасности, правила поведения в ДДЮ, требования
предъявляемые к процессу обучения. Краткое содержание программы второго
года обучения.
Тема 2. «Основы современной хореографии»
Теория:

История возникновения современного танца в XX веке.

Основоположники современного танца: Лоис Фуллер и Айседора Дункан.
Техника Марты Грэм: базовые понятия (contraction (контракшэн) – сжатие и
11

release (релиз) – расширение). Основные позиции ног и рук в современной
хореографии
Практика: Упражнения Body roll; roll down, roll up. Упражнения Swing
Упражнения Circle (круговые движения руками, головой). Упражнения Bounce
(трамплинное покачивание вверх-вниз). Упражнения Contraction (сжатие,
уменьшение объёма корпуса и округление позвоночника, начинается в центре
таза, постепенно захватывая весь позвоночник, исполняется на выдохе).
Упражения Curve (изгиб верхней части позвоночника (до «солнечного
сплетения») вперёд или в сторону). Упражнения Flat back (наклон торса с
прямой спиной). Упражнения Demi-plie (полуприседание, не отрывая пятки от
пола). Упражнения Battement tendu и Battement tendu jete (по параллельным
позициям. Прыжок Jump по шестой и параллельных позициях (прыжок с двух
ног на две).
Импровизация:

«Броуновское

движение».

Импровизация:

«Тень»

Импровизация: «Парное равновесие». Импровизация: «От звука к движению»
Импровизация: «Жёсткие и мягкие».
Партерная техника: перекаты на полу, cross-слайды, cross-прыжки с
опорой на ладони, ползунки на 4 опорах, ползки спиной к полу. Партерная
техника: stretch.
Тема 3. «Основы классического танца»
Теория: Хореография как вид искусства. Балет как вид театрального
искусства.
Практика:
- Позиция ног IV
- Demi plie , grand plie по IV позиции.
- Battements tendus jete из V позиции вперед, в сторону, назад.
- Releves на полупальцы по IV позйции.
- Battements frappes в сторону, вперед, назад в пол.
- Rond de jambe par terre на 45 градусов.
12

- Demi de jambe par terre на 90 градусов.
- Battements soutenus в сторону, вперед, назад на полупальцах с plies.
- Battements fondus вперед, в сторону, назад на 45 градусов.
- 4-е port de bras
- Saute по I,II,IV,V позициям.
- Assamble в сторону, вперед.
- Grands battemens jete из V позиции.
Тема 4. «Постановка танцевально-театральных композиций»
Теория: понятия характер и настроение танца; культура исполнения,
слаженность движений; выразительность исполнения. Термин «сценическое
внимание». Понятия «внутренний монолог», «второй план», «первый план».
Понятие «этюд».
Практика:

Упражнения:

«Рычажок

переключения»,

«Три

точки»,

«Далекие точки», «Три круга внимания», «Глаза товарищей», «Что нового?»,
«Рассмотрите

людей!»,

«Биография

спичечного

коробка»,

«Биография

попутчика или прохожего», «Биография по портрету», «Биография по
походке», «Биография по взглядам», «Как он это делает?», «Это я!», «А как он
смеется?», «События на улице», «Антисобытия», «Выбери партнера!».
Прослушивание музыки к танцу. Составление этюдов на основе
изученных танцевальных элементов в эстрадном и современном стиле.
Сочинение с детьми танцевальных этюдов, композиций. Театрализация.
Импровизация. Постановка конкурсных композиций в эстрадном стиле
«театр танца».
Тема 6. «Воспитательная и конкурсно-досуговая деятельность»
Теория: беседы о правилах поведения в поездах, личной гигиене, технике
безопасности. Здоровый образ жизни как основа успеха. Личная гигиена,
требования к внешнему виду танцора, концертный костюм. Нормы поведения
со сверстниками и взрослыми
13

Практика:
Подготовка концертных номеров. Посещение родителями открытых
занятий и концертов. Индивидуальные консультации с детьми и родителями.
Родительские собрания. Совместные семейные мероприятия детей и родителей.

1.4.

Планируемые результаты и способы их определения
Личностные результаты:

 сформированность основных эстетических потребностей, ценностей и

чувств обучающихся через приобщение к миру искусства;
 наличие мотивации к танцевально - театральной деятельности;
 сформированность культуры поведения в социуме и общения со

сверстниками и взрослыми в соответствии с возрастом;
 наличие мотивации к развитию самодисциплины и ответственности, к

самосовершенствованию.
Метапредметные результаты:
 наличие мотивации к здоровому образу жизни и стремления к

поддержанию здоровой физической формы;
 развиты в соответствии с возрастом познавательные процессы: память,

внимание, мышление, воображение, фантазия, наблюдательность;
 развит в соответствии с возрастом эмоциональный аппарат, проявляется

способность сопереживать, вести диалог, выражать свои чувства, в том числе, в
танце
Предметные результаты:
 знание основных специальных хореографических терминов;
 овладение основами хореографии и современного танца в соответствии

с годом обучения;
14

• имеет представление о танцевальном образе;
 знаком с основными специальными хореографическими терминами;
 развито чувство ритма и ориентации в пространстве.

Оптимальным способом проверки результатов является система
мониторинга.

Используются

общеобразовательной

«Карта

освоения

общеразвивающей

дополнительной

программы

(предметная

компетентность)», «Карта диагностики уровня развития универсальных
профессионально значимых качеств обучающихся». (Приложение). Дважды в
течение учебного года педагог заполняет диагностические карты с целью
выявления

результативности

учебно

-

воспитательного

процесса

и

закономерностей личностного роста и творческого развития детей. Помимо
анализа диагностических карт способом проверки достигнутых результатов
являются выступления детей на концертах, фестивалях и конкурсах разного
уровня, презентация проектов.
Формы

подведения

итогов

реализации

дополнительной

образовательной программы: итоговые и конкурсные выступления, открытые
занятия, реализованные проекты, танцевальные спектакли. Запланированы
родительские собрания, анкетирование родителей для выявления степени
удовлетворенности

качеством

дополнительных

образовательных

услуг;

обязательное привлечение родителей к организации и проведению экскурсий,
концертов, конкурсов и фестивалей.
Форма

промежуточной

аттестации

–

отчётный

концерт.

15

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный
график
1 год обучения
№

Основные характеристики

п\п

образовательного процесса

1
2
3
4
5
6

Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Выходные дни
Каникулы

36
72
4
144
31.12 – 09.01
Образовательная деятельность в
ДДиЮ осуществляется и в период
осенних и весенних школьных
каникул

2 год обучения
№
п\п
1
2
3
4
5
6

Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Выходные дни
Каникулы

36
72
4
144
31.12 – 09.01
Образовательная деятельность в
ДДиЮ осуществляется и в период
осенних и весенних школьных
каникул

2.2.Условия реализации программы
Для реализации программы необходимо наличие
материально- технической базы:
 Кабинет хореографии
16

 Станок
 Зеркала
 Музыкальный центр
 Гимнастические коврики 24 шт.
 Утяжелители 0,5 кг. 20 пар
 Скакалки 15 шт.
 Диски, флэш карты
 Костюмы
 Реквизит для хореографических постановок
Кадровое обеспечение:
Реализацию программы осуществляет педагог со средним специальным
или

высшим

педагогическим

образованием,

любой

квалификационной

категории, обладающий знаниями и навыками для проведения занятий по
данной программе.
Методическое обеспечение:
В курсе обучения применяются как традиционные методы - вербальные,
наглядного восприятия, игровые и практические, так и инновационные
технологии: проектная и личностно-ориентированного обучения.
Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому,
глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения,
повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно
отнести:

показ

упражнений,

демонстрацию

плакатов,

рисунков,

видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая
помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со
звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию
музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет
привычку двигаться ритмично.
17

Метод использования слова (вербальный) — универсальный метод
обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается
содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы
музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и
др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова
в обучении:
- объяснение,
- словесное сопровождение движений под музыку,
- рассказ,
- беседа, обсуждение
Практические методы основаны на активной деятельности самих
учащихся:
Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется
относительной доступностью упражнений. Однако, использование данного
метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту
базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе
осваивать в дальнейшем более сложные движения.
Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных
упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение
можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение
выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при
изучении сложных движений.
Игровой

метод

используется

при

проведении

музыкально

—

ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся
между собой и повышении ответственности каждого за достижение
определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность
обучения.
Создание ситуации успеха поддерживается применением технологии
проектной

деятельности

и

личностно-ориентированного

обучения,
18

позволяющими

максимально

реализовать

личностный

и

творческий

потенциал каждому обучающемуся.
Названные методы обучения на практике могут быть дополнены
различными приёмами педагогического воздействия на учащихся.
Воспитательная часть программы реализуется следующим образом:
- Беседы о требованиях, предъявляемых к учащимся ансамбля (техника
безопасности,

правила

поведения

в

танцевальном

зале,

транспорте,

общественных мероприятиях, требования к обучающему процессу).
- Тематические беседы о хореографии.
- Посещение родителями открытых уроков и концертов.
- Индивидуальные консультации с детьми и родителями.
- Родительские собрания.
- Совместные мероприятия детей и родителей, посещение мастер-классов,
концертов хореографических коллективов
- Участие в благотворительных концертах
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы
Исходящая

диагностика

по

выявлению

первоначальных

знаний

и

представлений о хореографии проводится на первом занятии в форме беседы с
элементами опроса, а выявление уровня подготовки и способностей обучающихся
определяются в начале обучения по программе.
Мониторинг

результативности

освоения

предметной

составляющей

производится после завершения каждого этапа программы и включает в себя анализ
продуктов самостоятельной деятельности обучающихся, позволяющий определить
степень освоения каждого этапа освоения программы, выявить проблемные
моменты и скорректировать индивидуальную траекторию обучающегося, анализ
понимания и владения терминологией, опрос и обсуждение.
19

Мониторинг личностных и метапредметных достижений проводится как в
начале, так и в конце учебного года. Используется метод педагогического
наблюдения, проектный метод, беседа, опрос. Результаты фиксируются в
Индивидуальной

карте

диагностики

уровня

развития

универсальных

профессионально значимых качеств обучающихся а также в Карте развития
физических данных.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения по
программе с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств
ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам программы. Итоговая
аттестация обучающихся проводится в форме участия в отчетном концерте
коллектива, а также в форме итогового занятия.

20

Список литературы
Нормативно-правовая литература представлена в Пояснительной записке
Психолого - педагогическая литература:
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2018. - 317 c.
2. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2017. - 352 c.
3. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования - В.П. Голованов. - М.: Юрайт, 2018.- 282 с.
4. Корчак, Я. Несерьезная педагогика / Я.Корчак. - М.: Самокат, 2019. - 256 c.
5. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика: Учебно-методическое пособие / Д.В.
Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры / И.В. Патрушева. - М.:
Юрайт, 2019. - 130 с.
7.Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое
сопровождение детей / ред. Байбородова Л. В. - М.: Юрайт, 2019. 364 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И.
Самыгин. – Рн/Д: Феникс, 2019. - 687 c.
9. Суртаева, Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии / Н.Н. Суртаева.М.: Юрайт, 2019. - 250 с.
10. Хуторской, А.В. Педагогика / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2019. - 312
c.
Специальная литература:
1. Бабакин, Б.С. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа / Б. С.
Бабакин, А. Э. Суслов, Ю. А. и др. - СПб.: Планета Музыки, 2018. - 128 c.
2. Бакланова, Т.И. Педагогика современного танца/ Т.И. Бакланова.- М.:
Планета музыки, 2019. 160 с.
3. Бахто, С.Е. Ритмика и танец / С.Е. Бахто. - М.: - Владос. 2018.-187 с.
4. Есаулов, И.Г. Педагогика и репетиторство в современной хореографии /
И.Г. Есаулов. - СПб.: Планета Музыки, 2019. - 256 c.
4. Зайфферт, Д. Педагогика и психология танца / Д. Зайфферт. - СПб.: Лань,
2017. - 141 c.
5. Фирилева, Ж.Е. Са-фи-дансе / Ж.Е. Фирилева. – СПб.: Питер, 2018.- 137 с.
Литература для родителей:
21

1. Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и танцы». - М.: ВАКО,
2018.- 204 с.
2. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого
движения.- Ярославль, 2019. – 164 с.
3. Пуртова Т.В., Беликова А.Н. Учите детей танцевать. - М.: Владос, 2018. –
112 с.
4. Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание». -М.: Просвещение,
2017. – 186 с.
5. Фрилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са-Фи-Дансе. Танцевально-игровая
гимнастика для детей. - С.-П.: Детство-пресс, 2018. – 134 с.
Литература, рекомендуемая обучающимся:
1.Журналы «Искусство ». Подшивка за 2008-2021 гг.
2. Журналы «Балет». Подшивка за 2000-2021 гг.
3. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. – М. «Искусство»,2016
4. Видеоматериалы концертов, выступлений танцевальных коллективов.
Рекомендуемые сайты:
1. http://www.horeograf.com/page/35
2. https://infourok.ru/drugoe.html
3. https://www.youtube.com/user/DANCEHELP
4. https://ok.ru/group56757926625312/topics
5. https://www.livelib.ru/selection/793549-v-pomosch-horeografu
6. http://dancewow.ru/films/russkie-tanetsi
7. http://lessons-pv.ru/tanci-813.html

22

Приложение 1

№
п/п

Ф.И.
обучающегося

Уровень
практической
подготовки

Показатели

Уровень
теоретической
подготовки

Карта освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
(предметная компетентность)

Уровень освоения
дополнительной
образовательной
программы

А

Б

В баллах
(А+Б):2

1
2
Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2
балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла –
оптимальный уровень (качество присутствует).

Средний балл

Установка на ЗОЖ

Овладение
необходимыми
трудовыми предметными
навыками

Инициативность

Самоконтроль
результатов личной
деятельности

Ответственность

Личная организованность

Трудолюбие

Ориентация на успех

Способность к
конструктивному
взаимодействию

Ф.И.
обучающег
ося

Усвоение социальных
норм и правил

Карта диагностики уровня развития универсальных профессионально
значимых качеств обучающихся

1.
2.
Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2 балла
– базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла – оптимальный
уровень (качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество развито).

23

Карта развития физических данных (по 5-балльной шкале)
ФИ ребенка

возраст

№

упражнение

1.

Прыжок с места

2.

Пресс (30 сек)

3.

Шпагат:
 Правый
 Левый
 Поперечный

4.

«Мостик»
 Высота
 Расстояние от
рук до ног

5.

Отжим от пола

6.

Стопа

7.

Ахилл

8.

«Бабочка»

9.

«Французская лягушка»

сентябрь

показатели
декабрь
май

группа

примечание

10. «Коробочка»
11. Подвижность плечевого

сустава:
 Ширина по
скакалке
 Угол наклона
12. Скакалка
(30 сек)
13. Наклон вперед до пола
14. Наклоны в сторону с

палкой

24

Приложение 2
Упражнения-импровизации
1. Импровизация: «Тень». Упражнение выполняется в паре. Один партнёр
располагается за спиной другого партнёра и повторяет его движения, но
стараясь увеличить амплитуду своего движения. Можно использовать жесты,
позы, танцевальные шаги, прыжки и т.д.
2.Упражнение «Цепочка имен»: подготовка: каждый танцор составляет
короткую танцевальную фразу, которую нужно сопроводить называнием
своего имени. Имя может быть произнесено во время движения, до него или
после. Танцоры могут играть с ритмом и громкостью, произнося свое имя.

3.Упражнение

«Унисон

в

группе»:

группа

собирается

вместе

в

пространстве, все лицом в одном направлении. Танцор, который окажется во
главе группы, начинает двигаться. Другие двигаются в унисон с этим
танцором. Если направление движения изменяется, так же меняется и
ведущий. Часть группы – зрители. По крайней мере, пять танцоров находятся
в

пространстве.

Два

танцора

выбираются

ведущими.

Танцоры

распределяются так, чтобы каждый мог видеть, по крайней мере, одного из
ведущих. Ведущие двигаются, как пожелают, оставаясь спиной к ведомым.
Ведомые могут подражать любому из ведущих. Они могут следовать то за
одним,

то

за

другим

по

собственному

усмотрению,

поддерживая

непрерывность движения во время этих переходов.

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».