ДООП Хореография плюс

Департамент образования
Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования

Хореография плюс
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
Срок реализации программы 2 года
Возраст обучающихся 7-9 лет

Разработчик:
Пахнутова А.А.,
педагог дополнительного
образования

г. Екатеринбург, 2024 год

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Одним из приоритетных направлений российской образовательной
политики является развитие дополнительного образования, предоставляющее
детям свободный выбор различных сфер деятельности в соответствии с их
интересами и потребностями и способствующее творческому развитию их
дарований и способностей. Сегодня открылись широкие возможности для
духовного, физического, психического и социального развития детей.
Ребенок, подросток должен иметь возможность осмотреться в окружающем
мире, в его бесконечном многообразии и пробовал «примерять на себя» не
только возможные социальные роли, но и найти свой путь самовыражения,
для развития творческих задатков.
Программа художественной направленности «Хореография плюс»
обусловлена потребностями современного общества в здоровом образе
жизни и двигательной активности. Посредством занятий в хореографическом
коллективе дети приобщаются к искусству танца, развивают творческие
возможности, ощущают самодостаточность, самоценность личности, учатся
жить в единстве и гармонии с другими людьми, искусством, обществом.
Сотрудничество и взаимодействие детей, педагогов и родителей,
осуществляемое через многообразные формы общения.
Программа «Хореография плюс» актуальна, так как:
1)
разработана в соответствии со следующими современными
нормативными правовыми актами и государственными программными
документами, а также локальными нормативными актами:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).

Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства
РФ от 29.05.2015 №996-р)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам" (вступает в силу с 1 марта 2023 года);
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
2

 Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №093242;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;

Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года»;
 Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему
персонифицированного
финансирования дополнительного образования Свердловской области,
Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ
в образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д4;
 Устав МАУ ДО – ДДиЮ;
 Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ на 2022 – 2025 гг.
2) актуальна, так как отвечает региональным социально-экономическим
потребностям
и
особенностям
образовательного
пространства
Екатеринбурга, способствуя решению проблемы обеспечения каждому
ребенку возможности максимально полного раскрытия его творческого
потенциала, а также значительного социального запроса на выступления
юных танцоров на концертных площадках при проведении мероприятий
различного уровня
3) отвечает потребностям родителей в доступном, бесплатном,
профессионально организованном и содержательном досуге их детей, в
творческом и личностном развитии подростков, а также потребностям детей
в творческом самовыражении посредством исполнения хореографических
композиций и выступлений на сцене.
Дополнительная образовательная программа «Хореография плюс»
является модифицированной и разработана на основе программы Жуковой
В.П. «Развитие ребенка средствами хореографии: учебная программа»,
3

Объединение Дворец Молодежи-Екатеринбург,2009 г. Отличительной
особенностью программы «Хореография плюс» является объединение
нескольких направлений хореографии: классического, современного танца, а
также элементов актерского мастерства, что позволяет педагогам знакомить
учащихся с различными видами хореографического искусства, а также шире
использовать свои знания и возможности для развития творческих
способностей детей, выделив их индивидуальность, склонность к различным
видам хореографии.
В основу программы положены следующие дидактические принципы
обучения и воспитания: принцип адаптивности; принцип творческого
развития; принцип психологической комфортности; принцип успешности;
принцип доступности; принцип индивидуального подхода.
Адресат программы – дети в возрасте 7 – 9 лет без предъявления
требований к уровню подготовки и способностям, при отсутствии
медицинских противопоказаний. Психофизиологические особенности
детей младшего школьного возраста: младший школьный возраст
наиболее благоприятен для развития физических способностей - скоростных
и координационных, а также способностей длительно выполнять
циклические действия в режимах умеренной и большой интенсивности. В
данном возрасте у детей начинают формироваться интересы и склонности к
определенным видам физической и творческой деятельности, потребность в
самоутверждении, в том числе, средствами танца. На первое место
выдвигаются мотивы, связанные с общением, с одобрением со стороны
взрослых, со стремлением быть «не хуже других». Образовательный процесс
строится в соответствии с этими возрастными физиологическими и
психологическими особенностями детей, что предполагает возможность и
необходимость корректировки режима занятий.
Режим занятий. Дети занимаются по 2 часа (1 академический час для
детей 7 и 8 лет равен 45 мин.) 2 раза в неделю. Перерыв между учебными
занятиями – 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4. Количество
детей в группе – до 15 человек.
Срок освоения программы: 2 учебных года, 72 недели.
Объем программы – 144 часа/36 недель в год; общий объём – 288 часов.
Особенности организации образовательного процесса - традиционная
модель, представляющая собой линейную последовательность освоения
содержания.

4

Перечень форм обучения: очная; в условиях временных ограничений – с
использованием дистанционных технологий.
Перечень форм организации занятий: фронтальная групповая, в
малых группах.
Перечень видов занятий: практическое занятие, беседа, открытое
занятие, концерт, отчетный концерт.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы «Хореография плюс»: открытые занятия, показательные
выступления перед родителями. В конце учебного года проводится отчётное
занятие.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – развитие личностных, физических и творческих
способностей детей через освоение основ хореографического искусства.
Задачи программы:
Обучающие:
 обучать основам хореографии классического и современного танцев в
соответствии с программой разных годов обучения;
 приобщать обучающихся к достоянию культуры путем ознакомления с
историей возникновения и развития танца;
 знакомить с техническими приёмами танцоров разного стиля;
 обучать элементам актерской техники, необходимой в хореографии.
Развивающие:
 развивать способности передавать посредством танца определенное
образно-эмоциональное состояние;
 развивать
компетенции
самоконтроля,
самовоспитания,
самодисциплины, саморазвития;
 развивать исполнительские качества и навыки, необходимые
танцовщику для работы над хореографическим произведением любого жанра
и стиля.
Воспитательные:
 воспитывать потребность в здоровом образе жизни и систематических
занятиях танцем; содействовать правильному физическому развитию
организма детей;
 формировать у детей такие ценные качества личности, как адаптивность,
инициативность, креативность, общительность, трудолюбие, честность,
ответственность, скромность;
 пробуждать интерес к профессии хореографа.
5

Учебно-воспитательный процесс в коллективе строится согласно
дидактических принципов:
 строгая последовательность в овладении танцевальной лексикой и
техническими приемами танца;
 систематичность
и
регулярность
занятий,
обеспечивающих
постепенность в развитии природных данных и способностей учащихся;
 доступность в овладении техническими приемами;
 комплексность средств воздействия;
Такая организация учебного процесса дает возможность участникам
коллектива не только овладеть основами хореографии, но и углубить их
знания в этой области, сделав их всесторонними, связав танец с широким
кругом явлений искусства и жизни.
1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план
I год обучения

№
п/п

I
1.1
1.2
1.3

1.4

1.5
II

Наименование разделов, тем

Элементы экзерсиса
классического танца
Организационное занятие
Партерный экзерсис
Изучение элементов
классического экзерсиса у
палки
Изучение элементов
классического экзерсиса на
середине зала
Прыжки
Элементы и движения
танца «модерн»

Общее
количе
ство
часов

В том числе
Теория
(час)

Практика
(час)

22

5

17

1
6
8

1
1
1

5
7

4

1

3

3
20

1
2,5

2
17,5

Формы
подведения
итогов по
теме или
разделу

Опрос,
открытое
занятие

Открытое
занятие

6

2.1

2.2

2.3
III

IV

V

VI

Основные понятия танца
«модерн». Упражнения на
развитие специфических
танцевальных, физических
способностей
Танцевальные комбинации,
развернутые композиции,
этюды
Импровизация
обучающихся
Общая физическая
подготовка

9

1

8

9

1

8

2

0,5

1,5

8

-

8

Открытое
занятие

Постановка танцевальных
номеров и репетиционный
процесс

8

2

6

Концертная деятельность

6

-

6

Культурнопросветительская и
проектная деятельность

8

3

5

Отчетный
концерт,
открытое
занятие
Концерты,
конкурсы
Наблюдени
е,
собеседован
ия

Итого

72

7,5

64,5

Содержание программы (первый год обучения)
I. Элементы экзерсиса классического танца
Тема 1.1. Организационное занятие
Теория:
Цели и задачи обучения. Перспектива обучения. План концертной
деятельности. Перспективный план занятий. Режим занятий, расписание.
Техника безопасности.
Практика:
Комплектование групп. Знакомство с новичками. Беседа с родителями и
детьми о целях, задачах, требованиях обучения. Выбор родительского
комитета. Обсуждение и решение коллективных задач: оформление и
оборудование класса, подготовка костюмов к концертам, организация
культурных мероприятий.
Тема 1.2. Партерный экзерсис
Теория:
Понятие «партерный экзерсис» и «выворотность», «натянутость стоп».
Практика:
7

Упражнения для развития мышц и подвижности суставов, подвижности и
натянутости стоп. Развитие выворотности в тазобедренном и коленном
суставах. Укрепление мышц живота и спины. Растяжки и шпагаты
Тема 1.3. Изучение элементов классического экзерсиса у палки
Теория:
Знакомство с понятием «экзерсис». Знакомство с элементарной анатомией:
тазобедренный сустав и его подвижности, коленный сустав, голеностопный
сустав.
Практика:
Разучивание поклона. Знакомство с и п. – «лицом к палке». Положение рук
на палке. Правильная постановка корпуса. Проучивание позиций ног.
Положение стоп «полупальцы». Лицом к станку:
 Demi plie по I, II, III, V позициям
 Battement tendu по I, III позиция в сторону, вперед, назад
 Battement tendu jete по I позиции
 releve по I, II, III, позициям
 Battement releve lent на 45 в сторону
Тема 1.4. Изучение элементов классического экзерсиса на середине зала
Теория: изучение позиций рук: I, II, III, подготовительная; поза en face
Практика: Изучение элементов у станка стоя на середине. Движение рук
через I, II, III, позицию. Поза en face. I port de bras в позе en face.
Тема 1.5. Прыжки
Теория: понятие pas sauté. Правила исполнения прыжков
Практика: Pas sauté по I, II, III, IV позициям. Прыжки с прямыми и
согнутыми ногами, с поворотом, по IV позициям стоя на месте.
II. Элементы и движения танца «модерн»
Тема 2.1. Основные понятия танца «модерн» Упражнения на развитие
специфических танцевальных, физических способностей.
Теория:
Основные понятия танца «модерн» - «центр», «гравитация», «контракция»,
«арч».
Практика:
Упражнения включающие понятия «центр», «гравитация». Упражнения на
развитие равновесия в статичных положениях тела. Упражнение на дыхание.
Упражнения на развитие подвижности стопы. Упражнения для рук.
Упражнения на середине зала стоя, сидя, лежа. Изучение и отработка
позиций и положений рук, ног, головы, корпуса. Танцевальные шаги.
Прыжки.
Тема 2.2. Танцевальные комбинации, развернутые композиции, этюды
8

Теория:
Понятие «танцевальная комбинация», «развернутый этюд»
Практика:
Развитие движения: полупальцы, полуповороты на месте, по VI, III позициям
ног, смена ракурса продвижения, смена ритма, смена рисунка продвижения
(круг, линия, колонна). Сложность темы состоит в том, что в построении
этюда, комбинации необходимо учитывать способность и опытность
обучающихся. Ввод новых элементов происходит постепенно и плавно.
Тема 2.3. Импровизация обучающихся
Теория:
Понятие «импровизация»
Практика:
Импровизация в форме игры. Эмоционально окрашенное движение в
пространстве. Танец под музыку и без музыкального сопровождения.
III. Общая физическая подготовка
Практика:
Упражнения по кругу, общая гимнастика. Укрепление мышц стопы, живота,
рук, ног. Выворотность, растяжка
IV. Постановка танцевальных номеров и репетиционный
процесс
Теория:
Основа танца. Задачи коллектива в целом. Учет возрастных особенностей
обучаемых. Правила поведения на сценической площадке. Организация и
подготовка к выступлению.
Практика:
Выученные элементы базового уровня обучения. Эмоциональная
отзывчивость, творческая активность детей. Индивидуальные и сводные
репетиции концертных номеров. Освоение заданного сценического
пространства. Подготовка коллектива к выступлениям.
V. Концертная деятельность
Подготовка и проведение открытых уроков. Участие в отчетном концерте, в
новогоднем представлении и в концертах посвященных различным
праздникам. Участие в конкурсах и фестивалях.
VI. Культурно-просветительская и проектная деятельность
Участие в проекте «С любовью, Юнона». Просмотр видеозаписей концертов
и конкурсов. Анализ увиденного материала, работа над ошибками.
Коллективный просмотр спектаклей, концертов, арт-мастерских, творческие
сочинения на тему увиденного и коллективное обсуждение: «Что
понравилось и не понравилось?», «Почему?», посещение мастер-классов.
9

Учебный (тематический) план
II год обучения
В том числе
№
п/п

I
1.1
1.2

1.3

1.4
II
2.1
2.2

2.3

IV

Наименование разделов, тем

Элементы классического
танца
Организационное занятие
Изучение элементов
классического экзерсиса у
палки
Изучение элементов
классического экзерсиса на
середине зала
Прыжки
Элементы и движения
танца «модерн»
Основные понятия танца
«Модерн»
Упражнения на развитие
специфических
танцевальных, физических
способностей
Танцевальные
комбинации, развернутые
композиции, этюды
Импровизация
обучающихся
Общая физическая
подготовка

Формы
подведения
итогов по
теме или
разделу

Общее
количеств
о часов

Теория
(час)

Практика
(час)

22

3

19

1
10

1
1

9

7

1

6

4

-

4

20

1

19

12

1

11

6

-

6

2

-

2

8

-

8

Открытое
занятие
Отчетны
й
концерт,
открытое
занятие
Концерт
ы,
конкурсы
Наблюде

V

Постановка
танцевальных номеров и
репетиционный процесс

8

-

8

VI

Концертная деятельность

6

-

6

VII

Культурно-

8

3

5

Опрос,
открытое
занятие

Открытое
занятие

10

ние,
собеседов
ания

просветительская и
проектная деятельность
Итого

72

7

65

Содержание программы (второй год обучения)
I. Элементы экзерсиса классического танца
Тема 1.1. Организационное занятие
Теория:
Цели и задачи на учебный год. Требования к обучающимся. Перспективный
план учебных занятий, репетиций постановок, концертной деятельности.
Знакомство с новичками. Режим занятий, расписание. Инструктаж по
технике безопасности.
Тема 1.2. Изучение элементов классического экзерсиса у палки.
Теория:
Понятия: «battement frappe», «battement fondu», « battement releve lent »,
«grand battement jete».
Практика:
Повторяются все изученные движения экзерсиса в различных сочетаниях.
Темп движений нарастает (М.Р. 2/4, 3/4). Координация движений
усложняется. Новые движения вводятся постепенно
 Rond de jambe par terre en dehors et en dedans (сначала с фиксацией точек,
затем слитно)
 Battement frappe – сначала с акцентом удара на cou-de-pied и носком в пол
 Battement fondu – носком в пол
 Battement releve lent – на 90
 Grand battement jete
 Разучивание комбинаций у станка
Тема 1.3. Изучение элементов классического экзерсиса на середине зала
Теория:
Понятия: «arabesque», «por de bras», « temps lie par terre »
Практика:
 Battement releve lent – на 45
 Поза II arabesque
 III por de bras
 Temps lie par terre – вперед и назад
Исполнение комбинаций, состоящих из движений и поз классического танца
для развития техники исполнения, выразительности.
11

Тема 1.4. Прыжки
Теория:
Понятия: «pas echappe», «pas assemble»
Практика:
 Pas echappe по II позиции
 Pas assemble в сторону
Прыжки проучиваются медленно, с фиксацией поз. Исполнение прыжков в
комбинации друг с другом, с подъемом на полупальцы.
II. Элементы и движения танца «модерн»
Тема 2.1. Основные понятия танца «Модерн». Упражнения на развитие
специфических танцевальных, физических способностей
Теория:
Понятия «баланс», «релаксация», «спираль», «curve», «arch», «roll», «flat
back».
Практика:
Упражнения, включающие понятия «центр» и «спираль». Упражнения на
развитие равновесия в статичных положениях тела, в динамике. Упражнение
на дыхание. Упражнения на развитие подвижности стопы, рук. Упражнения
для рук. Упражнения на середине зала стоя, сидя, лежа. Изучение и
отработка позиций и положений рук, ног, головы, корпуса. Cross:
танцевальные шаги (сочетание различных движений в продвижении вперед,
в сторону). Вспомогательные динамические движения и связующие шаги:
«gegage», «glissade», «step boll change», «pas failli», «renverse». Основные
прыжки классического танца в сочетании с руками, корпусом и
параллельными позициями ног.
Тема 2.2. Танцевальные комбинации, развернутые композиции, этюды
Практика:
Закрепление навыков и умений полученных ранее. Наработка свободной
техники исполнения упражнений и комбинаций. Четкое понимание «что
танцуешь», а главное «как». Закрепление особенностей техники исполнения
танца модерн в развернутых комбинациях: bottement tandus, port de bras,
adaqio
Тема 2.3. Импровизация обучающихся
Практика:
Целенаправленный характер импровизаций, отражение эмоционального
состояния по заданию. Коллективный танец. Контактный танец.
III. Общая физическая подготовка
Практика:
12

Упражнения по кругу, стоя на месте. Общеразвивающие упражнения сидя и
лежа на полу, укрепление мышц стопы, живота, рук, ног. Развитие
выворотности, растяжка. Прыжки. Постепенное увеличение физической
нагрузки. Ускорение темпа урока. Усложнение упражнений с учетом
достигнутых результатов.
IV. Постановка танцевальных номеров и репетиционный процесс
Практика:
Индивидуальная работа с исполнителями. Разучивание движений и
отработка элементов с солистами. Разучивание движений и отработка
элементов с группами исполнителей. Индивидуальные и сводные репетиции
концертных номеров. Освоение заданного сценического пространства.
Подготовка коллектива к выступлениям.
V. Концертная деятельность
Подготовка и проведение открытых уроков. Участие в отчетном концерте, в
концертах посвященных различным праздникам. Участие в конкурсах
районного, городского, областного, Всероссийского и Международного
уровней.
VI. Культурно-просветительская и проектная деятельность
Теория:
Проведение бесед о значении танца в жизни отдельного человека и всего
человечества в целом, ценности и значении здорового образа жизни,
необходимости сочувствия к ближнему.
Практика:
Посещение домов престарелых, детских домов, оказание благотворительной
помощи нуждающимся. Просмотр спектаклей, конкурсов, видео лекций,
обсуждение увиденного и услышанного. Посещение открытых занятий
студентов института танца, приезжих педагогов, участие в мастер-классах
ведущих педагогов страны. Проведение мероприятий внутри коллектива
(«Новый год», «8 Марта», «День Победы», «Международный день танца»),
подготовка и проведение игр, эстафет, конкурсов, чаепития для детей
коллектива и их родителей. Субботники – привитие бережного отношения к
залу и его инвентарю, к костюмам, к чистоте вокруг нас.
1.4. Планируемые результаты реализации образовательной программы
Предметные:
 владеет основам хореографии классического и современного танцев в
соответствии с программой своего года обучения;
 интересуется танцем как достоянием культуры;
13

 знаком с техническими приёмами танцоров разных стилей;
 владеет элементами актерской техники, необходимыми в танцевальных
постановках.
Метапредметные:
 проявляет способность передавать посредством танца определенное
образно-эмоциональное состояние;
 развиты в соответствии с возрастом компетенции самоконтроля,
самовоспитания, самодисциплины, саморазвития;
 развиты в соответствии с возрастом исполнительские качества и навыки,
необходимые танцовщику для работы над хореографическим произведением
любого жанра и стиля.
Личностные:
 выражена потребность в здоровом образе жизни и систематических
занятиях танцем;
 присутствуют
адаптивность,
инициативность,
креативность,
общительность, трудолюбие, честность, ответственность, скромность;
 проявляется интерес к профессии хореографа.

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Календарный учебный график
1 год обучения
№ п\п
1
2
3
4
5
6

Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Выходные дни
Каникулы

36
72
4
144
31.12 – 09.01
Образовательная
деятельность в ДДиЮ
осуществляется и в период
осенних
и
весенних
школьных каникул

2 год обучения
№ п\п
1

Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель

36
14

2
3
4
5
6

Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Выходные дни
Каникулы

72
4
144
31.12 – 09.01
Образовательная
деятельность в ДДиЮ
осуществляется и в период
осенних
и
весенних
школьных каникул

2.2. Условия реализации программы
Материально- техническое обеспечение программы:
 Кабинет хореографии.
 Станок
 Зеркала
 Музыкальный центр
 Гимнастические коврики - 24 шт.
 Утяжелители 0,5 кг - 20 пар
 Скакалки - 15 шт.
 Диски, флэш карты
 Костюмы
 Реквизит для хореографических постановок
Кадровое обеспечение:
Реализовать программу по модулю «Хореография» может педагог
дополнительного

образования,

имеющий

высшее

профессиональное

образование или среднее профессиональное образование по специальности
«хореография»,

владеющей

навыками

преподавания

классического,

современного и эстрадного танца.
Методическое обеспечение:
Основные методы обучения:
- Методы визуального и аудиального восприятия, которые
способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению
15

программы

курса

обучения,

повышения

интереса

к

изучаемым

упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений и
связок,

демонстрацию

мастер-классов

в

формате

видеозаписей,

прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает
закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со
звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию
визуальной и музыкальной памяти, формированию двигательного навыка,
закрепляет привычку двигаться ритмично.
- Игровой метод используется при проведении музыкально —
ритмических

игр. Этот

метод

основан

на

элементах

здорового

соперничества детей между собой и повышении ответственности каждого
за достижение определённого результата. Такие условия повышают
эмоциональность обучения.
- Метод использования слова (вербальный) — универсальный метод
обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается
содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные
основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с
музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов
использования слова в обучении:
 объяснение,
 словесное сопровождение движений под музыку,
 рассказ,
 беседа, обсуждение
Практические методы основаны на активной деятельности самих
учащихся:
 Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется
относительной

доступностью

упражнений.

Однако,

использование

данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной
ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие
на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.
16

 Ступенчатый метод широко используется для освоения самых
разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое
упражнение

можно

приостановить

для

уточнения

двигательного

движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод
может также применяться при изучении сложных движений.
Создание ситуации успеха поддерживается применением технологии
проектной деятельности и личностно-ориентированного обучения,
позволяющими максимально реализовать личностный и творческий
потенциал каждому обучающемуся.
Названные методы обучения на практике могут быть дополнены
различными приёмами педагогического воздействия на учащихся.
Воспитательная часть программы реализуется следующим образом:
1. Беседы о требованиях, предъявляемых к обучающимся (техника
безопасности, правила поведения в танцевальном зале, транспорте,
общественных мероприятиях, требования к обучающему процессу).
2. Тематические беседы о хореографии и мастерстве танцора.
3. Посещение родителями открытых уроков и концертов.
4. Индивидуальные консультации с детьми и родителями.
5. Родительские собрания.
6. Совместные мероприятия детей и родителей, посещение мастерклассов, концертов хореографических коллективов
7. Участие в благотворительных концертах, посещение с концертами
социальных учреждений.
Информационное обеспечение
Важным условием для получения результатов является применение:
• Аудиозаписей для разминки;
• Аудиозаписей для музыкального сопровождения номеров;
• Видеоматериалов с выступлениями хореографических коллективов,
методикой исполнения движений;
17

• Создание и администрирование интернет сообщества студии (группа
ВКонтакте, WhatsApp), в которых происходит обсуждение актуальных
вопросов, публикация фото и видеоматериалов с выступлений студии,
видео мастер-классы.
Электронные

ресурсы

с

материалами

по

хореографии:

https://www.livelib.ru/selection/793549-v-pomosch-horeografu
http://dancewow.ru/films/russkie-tanetsi
http://lessons-pv.ru/tanci-813.html
3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы контроля:
-отчетный концерт;
-участие в конкурсах разных уровней;
-зачетные мероприятия по стретчингу и ОФП;
-открытые занятия для родителей.
Оценочные

материалы,

позволяющие

оценить

уровень

освоения

программы, представлены в Приложении: «Карта развития физических
данных»,

«Карта

профессионально
дополнительной

диагностики
значимых

уровня

качеств»,

общеобразовательной

развития
«Сводная

универсальных
карта

общеразвивающей

освоения
программы

(предметная компетентность)»

18

Список литературы
Нормативно-правовая литература представлена в Пояснительной записке
Психолого - педагогическая литература:
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2018. - 317 c.
2. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2017. - 352 c.
3. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования - В.П. Голованов. - М.: Юрайт, 2018.- 282 с.
4. Корчак, Я. Несерьезная педагогика / Я.Корчак. - М.: Самокат, 2019. - 256 c.
5. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика: Учебно-методическое пособие / Д.В.
Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры / И.В. Патрушева. - М.:
Юрайт, 2019. - 130 с.
7.Педагогика

дополнительного

образования.

Психолого-педагогическое

сопровождение детей / ред. Байбородова Л. В. - М.: Юрайт, 2019. 364 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И.
Самыгин. – Рн/Д: Феникс, 2019. - 687 c.
9. Суртаева, Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии / Н.Н. Суртаева.М.: Юрайт, 2019. - 250 с.
10. Хуторской, А.В. Педагогика / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2019. - 312
c.
Специальная литература:
1. Бабакин, Б.С. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа / Б. С.
Бабакин, А. Э. Суслов, Ю. А. и др. - СПб.: Планета Музыки, 2018. - 128 c.
2. Бакланова, Т.И. Педагогика современного танца/ Т.И. Бакланова.- М.:
Планета музыки, 2019. 160 с.
3. Бахто, С.Е. Ритмика и танец / С.Е. Бахто. - М.: - Владос. 2018.-187 с.
19

4. Есаулов, И.Г. Педагогика и репетиторство в современной хореографии /
И.Г.

Есаулов.

-

СПб.:

Планета

Музыки,

2019.

-

256

c.

5. Зайфферт, Д. Педагогика и психология танца / Д. Зайфферт. - СПб.: Лань,
2017. - 141 c.
Литература для родителей:
1. Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и танцы». - М.: ВАКО,
2018.- 204 с.
2. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого
движения.- Ярославль, 2019. – 164 с.
3. Пуртова Т.В., Беликова А.Н. Учите детей танцевать. - М.: Владос, 2018. –
112 с.
4. Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание». -М.: Просвещение,
2017. – 186 с.
5. Фрилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са-Фи-Дансе. Танцевально-игровая
гимнастика для детей. - С.-П.: Детство-пресс, 2018. – 134 с.
Литература, рекомендуемая обучающимся:
1.Журналы «Искусство ». Подшивка за 2008-2021 гг.
2. Журналы «Балет». Подшивка за 2000-2021 гг.
3. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. – М. «Искусство»,2016
4. Видеоматериалы концертов, выступлений танцевальных коллективов.
Рекомендуемые сайты:
1. http://www.horeograf.com/page/35
2. https://infourok.ru/drugoe.html
3. https://www.youtube.com/user/DANCEHELP
4. https://www.livelib.ru/selection/793549-v-pomosch-horeografu
5. http://dancewow.ru/films/russkie-tanetsi
6. http://lessons-pv.ru/tanci-813.html
20

Приложение
Карта развития физических данных (по 5-балльной шкале)
ФИ ребенка

возраст

№

упражнение

1.

Прыжок с места

2.

Пресс (30 сек)

3.

Шпагат:
 Правый
 Левый
 Поперечный

4.

«Мостик»
 Высота
 Расстояние от
рук до ног

5.

Отжим от пола

6.

Стопа

7.

Ахилл

8.

«Бабочка»

9.

«Французская лягушка»

сентябрь

показатели
декабрь
май

группа

примечание

10. «Коробочка»
11. Подвижность плечевого

сустава:
 Ширина по
скакалке
 Угол наклона
12. Скакалка
(30 сек)
13. Наклон вперед до пола
14. Наклоны в сторону с

палкой

21

Средний балл

Установка на ЗОЖ

Овладение
необходимыми
трудовыми предметными
навыками

Инициативность

Самоконтроль
результатов личной
деятельности

Ответственность

Личная организованность

Трудолюбие

Ориентация на успех

Способность к
конструктивному
взаимодействию

Ф.И.
обучающег
ося

Усвоение социальных
норм и правил

Карта диагностики уровня развития универсальных профессионально
значимых качеств обучающихся

1.
2.
Оценочная шкала:
1балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо);
2балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю);
3балла – оптимальный уровень (качество присутствует);
4балла – продвинутый уровень (качество развито).

№
п/п

Ф.И.
обучающегося

Уровень
практической
подготовки

Показатели

Уровень
теоретической
подготовки

Сводная карта освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
(предметная компетентность)

Уровень освоения
дополнительной
образовательной программы

А

Б

В баллах
(А+Б):2

1
2
Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2
балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла –
оптимальный уровень (качество присутствует).

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.