Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования –
Дом детства и юношества
МЕДИАЦЕНТР
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
Срок реализации программы - 1 год
Возраст обучающихся - 11 – 17 лет
Разработчик:
Насакина Надежда
Александровна
педагог дополнительного
образования
г. Екатеринбург, 2024 год
1
Оглавление
1.Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы .............. 3
1.1 Пояснительная записка ...................................................................................................... 3
1.2 Цель и задачи программы.................................................................................................. 8
1.3 Содержание программы ..................................................................................................... 9
1.4 Планируемые результаты ................................................................................................ 16
2. Комплекс организационно-педагогических условий ................................... 18
2.1 Календарный учебный график ........................................................................................ 18
2.2 Условия реализации программы ..................................................................................... 22
2.3 Формы аттестации ........................................................................................................... 25
Список литературы ............................................................................................... 27
Приложения ........................................................................................................... 30
2
1.Комплекс основных характеристик общеразвивающей
программы
1.1 Пояснительная записка
Современное общество не может представить жизнь без средств
массовой информации: пресса, радио, телевидение, Интернет. Мы смотрим,
читаем, слушаем каждый день и почти каждый час. Поэтому всё больше детей
связывают свою будущую профессию со сферой публичности, а именно –
журналистикой. Но не каждый ребенок может «печататься» в городской газете
или пробовать себя на телевидении. Лучшей возможностью познакомиться с
профессией становится создание журналистского объединения в системе
дополнительного образования. В рамках учреждения вполне реально
организовать собственную газету или телеканал.
Программа «Медиацентр» (далее - программа) имеет социальногуманитарную
направленность
и
создает
условия,
обеспечивающие
выявление и развитие индивидуальных творческих способностей детей с
учетом их возможностей и мотивации.
Программа ориентирована на то, чтобы обучающиеся попробовали себя
в роли журналиста, изучив совокупность основ журналистского дела по таким
направлениям как: газетная, телевизионная и интернет-журналистика, фото- и
операторское искусство, монтаж, блогинг.
В качестве нормативно-правовых оснований проектирования данной
программы выступает:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г.№273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерство просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам», утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196;
3
Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 28.09.2020г; №28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее СанПиН);
Письмо
Минобрнауки
России
от
18.11.2015
№
09-3242
«О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы»);
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ;
Устав МАУ ДО - ДДиЮ.
Актуальность программы обусловлена тем, что в процессе обучения
формируется
элементарная
грамотность
в
области
журналистки,
общекультурной и допрофессиональной компетенции. Программа носит
конкретный, целенаправленный характер и предоставляет возможность
обучающимся участвовать в социальной и творческой жизни учреждения.
Теоретический базис программы создан на основе типовых (примерных,
авторских) программ, методической литературы.
Отличительная
предложенный
особенность
учебный
программы
материал
представлен
состоит
в
в
двух
том,
что
модулях:
«Периодическая печать и интернет-журналистика» и «Телевидение» и
объединяет разные направления журналистики. Содержание программы
выстроено так, чтобы наиболее полно познакомить обучающихся с разными
сторонами журналистского дела.
Новизна программы заключается в углубленном изучении визуальных
направлений журналистики.
4
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
изучение журналистского дела – это не только базовые аспекты, включающие
в себя теорию и практические задания, но и творческое развитие личности,
профессиональная ориентация, социализация и развитие коммуникационных
навыков. Формирование пресс-центра на базе учреждения и работа в нем даёт
детям
возможность реализоваться в интересном деле, выявить свои
способности, научиться свободно самовыражаться, мыслить нестандартно,
гибко, развить коммуникативные навыки, работать как в команде, так и
индивидуально.
Адресат программы – дети в возрасте 11-17 лет. Прием на обучение
является общедоступным.
Программа базового уровня освоения.
Срок освоения общеразвивающей программы – 1 год.
Форма обучения – очная.
Объем общеразвивающей программы – 152 часа.
Период
обучения
1 год
обучения
Общее
152
Количество часов
Модуль
«Периодическая
Модуль
печать и интернет«Телевидение»
журналистика»
76
76
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 педагогических часа по модулю
«Периодическая печать и интернет-журналистика», 1 раз в неделю по 2
педагогических часа по модулю «Телевидение».
Обучение
по
модулю
«Периодическая
печать
и
интернет-
журналистика» предполагает изучение основ журналистской деятельности,
методов сбора информации, этических норм.
Особое внимание будет уделено работе с текстом, в ходе практических
занятий обучающиеся должны будут создавать заметки, репортажи, интервью
и другие текстовые материалы.
5
Обучение по модулю «Телевидение» включает основы телевизионной
журналистики,
упражнения
для
развития
речевого
аппарата,
коммуникативных навыков, приемы воздействия на аудиторию. Важным
аспектом программы является умение держаться перед камерой и работать в
кадре.
Форма занятий – групповая.
На занятиях предполагаются групповые творческие задания, основанные
на общей идее и взаимодействии всех членов группы, но также используется
индивидуальный подход к каждому ребенку в зависимости от уровня его
способностей, в данном случае это упрощение или усложнение поставленной
задачи на занятии для конкретного ребенка. Каждый ребенок в течение года
участвует как в групповых, так и в индивидуальных творческих проектах.
Ряд заданий имеют профориентационный характер.
В течение учебного года обучающийся индивидуально или в группе
реализует творческий проект – мультимедийный лонгрид или спецвыпуск
телепередачи. Проектная деятельность позволяет ребенку проявить себя,
публично
продемонстрировать
достигнутый
результат,
сформировать
ключевые профессионально-значимые компетенции.
Принципы, лежащие в основе программы:
-доступность
(соответствие
возрастным
и
индивидуальным
особенностям);
-наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
-демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ученика в
социуме, реализация собственных творческих потребностей);
-научность
(обоснованность,
наличие
методологической
базы
и
теоретической основы);
-«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам
работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих
работ).
6
Строить свою работу с обучающимися необходимо, опираясь на
принципы коммуникативности, научности, успешности и рефлексивности.
Виды занятий:
- Беседа.
- Участие в мероприятии.
- Игры на развитие необходимых навыков.
- Самостоятельная работа.
- Практическая работа.
- Творческий практикум.
- Сочетание различных форм учебных занятий.
- Проектная деятельность.
- Подготовка к конкурсам.
- Индивидуальная работа.
Для наиболее успешного выполнения поставленных задач программой
предусмотрено проведение как теоретических, так и практических занятий.
Теоретические занятия построены в формате беседы с просмотром
мультимедийного материала. На занятиях используется такой метод обучения,
как упражнение. Задачей упражнения является трансформация теоретических
знаний в умения и навыки. Основная часть времени отводится практической
деятельности, где освоение журналистики происходит в процессе творческой,
коллективной или индивидуальной
деятельности
детей.
Каждый
год
обучающиеся работают над проектом, а потом размещают его в сети
Интернет. Практическая работа и реализация собственных проектов обеспечат
обучающимся прочное освоение и закрепление профессиональных знаний,
умений, навыков.
7
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – обучение основам журналистского мастерства,
содействие
творческому,
личностному
развитию
и
социализации
обучающихся.
Обучающие задачи:
вооружить обучающихся совокупностью знаний об основах печатной,
телевизионной, интернет-журналистики, фотожурналистики и других видов
медиадеятельности;
обучить основам операторского мастерства и видеомонтажа;
обучить
основам
медиаграмотности
и
медиабезопасности.
Развивающие задачи:
способствовать развитию творческой активности;
развить
личностные
свойства
и
качества:
самостоятельности,
саморегуляции, самоорганизации, аккуратности, терпения, настойчивости в
достижении цели;
активизировать мышление и воображение детей.
Воспитательные задачи:
способствовать расширению кругозора, развитию чувства товарищества
и личной ответственности путем реализации творческих и социальных
проектов.
8
1.3. Содержание программы
Учебный план
Модуль «Периодическая печать и интернет-журналистика»
№
Перечень разделов, тем
1
7
Введение в
образовательную
программу. Особенности
журналистского
творчества
Типы СМИ
Методы сбора
информации
Информационные жанры
в печатных СМИ
Заметка
Репортаж
Интервью
Опрос
Зарисовка
Аналитические жанры в
печатных СМИ
Художественнопублицистические жанры
Интернет-журналистика
7.1
7.2
2
3
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
5
6
Всего
2
Количество
Формы
часов
аттестации/
контроля
Теория Практи
ка
1
1
Беседа
4
4
1
2
3
2
Беседа
Беседа
16
6
10
2
4
4
2
4
4
1
1
1
1
2
3
1
3
3
1
2
1
Беседа и
материал
Материал
Материал
Материал
Материал
Материал
Беседа
4
3
1
Беседа
12
8
4
Соцсети/блоги
6
4
2
Лонгриды
6
4
2
Беседа и
материал
Создание
странички в
соцсетях
Презентация
темы и
структуры
лонгрида на
социально
значимую тему
9
4
Проектная деятельность
10
1,5
8,5
5.
Конкурсно-массовая
деятельность
10
1
9
6.
Индивидуальная работа
10
0
10
Итого
76
26,5
49,5
Защита/предст
авление
проектов
Участие в
мероприятиях/
конкурсах
Создание
материалов,
участие в
конкурсах
Содержание модуля «Периодическая печать и интернет-журналистика»
Тема 1. Введение в образовательную программу. Особенности
журналистского творчества
Теория. Знакомство с коллективом. Режим занятий, ТБ. Как и почему
возникла журналистика. Кто такой журналист. Понятие информации, ее
источники. Этика журналистского творчества.
Практика. Игры на знакомство, коллективное обсуждение плюсов и минусов
различных источников информации, обсуждение примеров из практики с
точки зрения журналистской этики.
Тема 2. Типы СМИ.
Теория. Подростковые, школьные СМИ, их отличия от «взрослых». Краткий
экскурс по видам СМИ: пресса, телевидение, интернет. Их отличительные
черты.
Практика. Просмотр различных видов СМИ, коллективное обсуждение
плюсов и минусов каждого. Совместное определение задач, которые стоят
перед школьным СМИ.
Тема 3. Методы работы с информацией
Теория. Методы сбора информации. Три источника информации: личные
наблюдения, интервью, письменные источники (документы). Факт в жизни и в
10
журналистике. Интерпретация фактов. Ответственность журналиста перед
обществом.
Практика. Обсуждение публикаций с точки зрения использованных
источников информации, информационной насыщенности. Обсуждение
основных ошибок при изложении фактов в информационном материале.
Тема 4. Информационные жанры в СМИ
Понятие жанра в журналистике. Какие бывают жанры: информационные,
аналитические,
художественно-публицистические.
Отличительные
особенности информационных жанров. Виды информационных жанров.
Тема 4.1 Заметка
Теория.
Определение,
структура,
отличительные
черты.
Заметки
хроникальные и расширенные. Заходы «кто», «что», «где», «когда».
Практика. Создание материала в жанре «заметка».
Тема 4.2 Репортаж
Теория. Определение, структура, отличительные черты. Виды: событийный,
«испытано на себе», социальный эксперимент. Авторское «я» в репортаже.
Практика. Создание материала в жанре «репортаж».
Тема 4.3 Интервью
Теория. Определение, структура, отличительные черты. Виды интервью:
событийное, интервью-портрет, проблемное, экспертное. Лучшие герои для
портретных интервью.
Практика. Интервьюирование приглашённого гостя.
Тема 4.4 Опрос
Теория. Определение, структура, отличительные черты.
Практика. Проведение опроса обучающихся ДДиЮ на актуальную тему.
Тема 4.5 Зарисовка
Теория. Определение, структура, отличительные черты. Виды зарисовок:
бытовая зарисовка, зарисовка о природе, зарисовка о человеке. Лучшие герои
для зарисовок.
11
Практика. Создание материала в жанре «зарисовка».
Тема 5. Аналитические жанры в СМИ
Теория.
Отличительные
особенности
аналитических
жанров.
Виды
аналитических жанров: корреспонденция, статья, обзор.
Практика. Поиск и анализ аналитических материалов в СМИ.
Тема 6. Художественно-публицистические жанры в СМИ
Теория.
Отличительные
жанров.
Виды
особенности
художественно-публицистических
художественно-публицистических
жанров:
эссе,
очерк,
рецензия.
Практика. Поиск и анализ художественно-публицистических материалов в
СМИ.
Тема 7. Интернет-журналистика
Новые медиа в современной жизни. Преимущества и недостатки.
Тема 7.1. Соцсети
Теория. Какие бывают и для каких целей используются, виды групп в
соцсетях. Структура популярных соцсетей.
Практика. Создание и ведение странички в соцсетях.
Тема 7.2. Лонгриды
Теория. Определение, виды, элементы, этапы создания.
Практика. Поиск тем для лонгрида, работа над структурой будущего
лонгрида.
Тема 8. Проектная деятельность
Теория. Определение понятия «проект», этапы проекта. Обсуждение и выбор
тематики будущего проекта (лонгрида или спецвыпуска телепередачи).
Практика. Работа над проектом от идеи до реализации. Планирование,
распределение обязанностей, создание, публикация.
Тема 5. Конкурсно-массовая деятельность
12
Практика. Участие в конкурсах и мероприятиях ДДиЮ, района и города,
посещение пресс-конференций, мастер-классов, тренингов по развитию
медийных навыков.
Тема 6. Индивидуальная работа
Практика. Работа с обучающимися один на один: вычитка их текстов,
обсуждение плюсов и минусов, приведение текстов в соответствие с
журналистскими нормами. Подготовка наиболее талантливых авторов к
участию в журналистских конкурсах.
Модуль «Телевидение»
№
Перечень разделов, тем
Всего
1
2
Введение в
образовательную
программу. Визуальная
журналистика
Типы видеоконтента
30
14
16
2.1
Видеосюжет
8
4
4
Беседа,
медиапродукт
Видеосюжет
2.2
Видеоопрос
4
2
2
Видеоопрос
2.3
Видеоинтервью
6
2
4
2.4
Обучающее видео
4
2
2
2.5
Проморолик
4
2
2
Видеоинтервью
с
приглашенным
гостем
Обучающее
видео
Проморолик
2.6
Социальный ролик
4
2
2
3
Словесная импровизация
2
1
1
4
Культура и техника речи
16
5
11
2
13
Количество
Формы
часов
аттестации
(контроля)
Теория Практ
ика
Беседа
1
1
Социальный
ролик
Самопрезента
ция
Зачет и аудио
4.1
Работа с голосом
8
3
5
4.2
Убеждающее выступление
8
2
6
5
6
7
Основы съемки
Основы монтажа
Индивидуальная работа
6
10
10
2
2
0
4
8
10
Итого
76
25
51
Зачет по
скороговоркам
Аудио
Видео
Видео
Создание
работ на
конкурсы
Содержание модуля «Телевидение»
Тема 1. Введение в образовательную программу
Теория. Отличие визуальных медиапродуктов от печатных. Журналист в
кадре: роли.
Практика. Просмотр и обсуждение видеопродуктов, созданных детьми.
Тема 2. Типы видеоконтента
Разновидности видеоконтента, задачи, преимущества, структура.
Тема 2.1 Информационный видеосюжет
Теория.
Определение,
задачи,
отличительные
черты.
Знакомство
с
обязательными составляющими информационного видеосюжета: стендап,
видеоряд, лайф, синхрон, начитка. Просмотр и обсуждение видеосюжетов,
созданных школьниками.
Практика. Создание видеосюжета.
Тема 2.2 Видеоопрос
Теория. Определение, задачи, отличительные черты. Темы для опроса
подростков. Просмотр и обсуждение видеоопросов, созданных школьниками.
Практика. Создание видеоопроса.
Тема 2.3 Видеоинтервью
Теория. Определение, задачи, отличительные черты. Поведение журналиста в
кадре во время интервью. Просмотр и обсуждение видеоинтервью, созданных
школьниками.
Практика. Проведение видеооинтервью с приглашённым гостем.
14
Тема 2.4 Обучающее видео
Теория. Определение, задачи, отличительные черты. Темы обучающих видео
для подростков. Просмотр и обсуждение обучающих видео, созданных
школьниками.
Практика. Создание обучающего видео.
Тема 2.5 Проморолик
Теория. Определение, задачи, отличительные черты. Просмотр и обсуждение
промороликов, созданных школьниками.
Практика. Создание проморолика.
Тема 2.6 Социальный ролик
Теория. Определение, задачи, отличительные черты. Темы для социального
ролика.
Просмотр
и
обсуждение
социальных
роликов,
созданных
школьниками
Практика. Создание социального ролика.
Тема 3. Словесная импровизация
Теория. Функции и приемы словесной импровизации, развитие навыка
импровизации.
Практика: Упражнения и игры на заданную тему: «пинг-понг ассоциаций»,
«импровизация
в
бесконечность»,
«импровизация
со
сменой
темы»,
«импровизация-интервью» и т.п. Презентация себя аудитории.
Тема 4. Культура и техника речи
Речевое мастерство. Приоритет звука перед «картинкой». Что понимается под
«культурой речи», а что – под «техникой речи».
Тема 4.1. Работа с голосом
Теория. Голосовая разминка и разминка для лица, эмоциональное и
интонационное богатство, паузы в выступлении.
15
Практика. Выполнение упражнений «интонационный экзамен», «быстромедленно», «моделирование голоса», «разговор с закрытыми глазами»,
«запись на диктофон».
Тема 4.2. Убеждающее выступление
Теория. Структура убеждающего выступления. Способы привлечения
внимание
аудитории.
Методы
снятия
тревоги
и
волнения
перед
выступлением.
Практика. Игра «дебаты» на заданную тематику.
Тема 5. Основы съёмки
Теория: Требования к видеоряду. Композиция кадра. Понятие «крупность
кадра».
Практика: Создание кадров разной крупности.
Тема 6. Основы монтажа
Теория. Знакомство с программой для монтажа. Понятие «Монтажная фраза».
Грамотная склейка кадров.
Практика. Создание монтажной фразы.
Тема 7. Индивидуальная работа
Практика. Работа с обучающимися один на один: просмотр видеосюжетов и
видеороликов, обсуждение плюсов и минусов, приведение медиапродуктов в
соответствие с журналистскими нормами. Подготовка наиболее талантливых
авторов к участию в журналистских конкурсах.
. Планируемые результаты и способы их определения
По итогам года обучения:
Личностные результаты:
- развита мотивации к творческой деятельности;
- развиты такие качества, как внимание, целеустремленность;
- повышен уровень социальной ответственности;
- сформирована адекватная самооценка.
16
Метапредметные результаты:
- умеет работать с информацией;
- умеет наладить контакт с окружающими;
- сформировано критическое мышление;
- сформированы навыки сотрудничества;
- сформировано понятие о нормах поведения;
- владеет основами проектной деятельности;
Предметные результаты:
- знает и умеет определять основные жанры журналистики;
- понимает специфику работы в газете, Интернете и на телевидении;
- может написать текст в информационном жанре;
- знает азы работы с фото- и видеотехникой;
- умеет снимать информационные и развлекательные видеосюжеты;
- умеет производить монтаж отснятого материала.
17
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Модуль «Периодическая печать и интернет-журналистика»
Месяц,
сроки
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Номе Тема учебного занятия
р
учебн
ого
занят
ия
Количество часов
всего Из них
теория прак
тика
Формы
текущего
контроля
1
Вводное занятие, самопрезентация,
знакомство, определение задач на
год. Инструктаж, ТБ. Особенности
журналистского творчества.
2
1
1
Беседа
2
Типы СМИ: школьные и
«взрослые». Отличия и задачи
2
0,5
1,5
Беседа
3
Типы СМИ: печатные, ТВ, радио,
интернет. Краткий обзор
2
0,5
1,5
Беседа
4
Методы сбора информации:
наблюдение, интервью
2
1
1
Беседа
5
Методы сбора информации: работа с 2
документами
1
1
Беседа
6
Инф.жанры. Заметка
1
1
Беседа
7
Инф.жанры.
Определение. Виды
Репортаж. 2
0,5
1,5
Беседа
8
Инф.жанры. Репортаж. Авторское 2
«я»
0,5
1,5
Беседа
9
Инф.жанры.
Определение. Виды
Интервью. 2
1
1
Беседа
10
Инф.жанры.
Коллективное 2
интервью с приглашённым гостем
0
2
Наблюдение
за участием в
коллективном
2
18
интервью
Декабрь
Январь
11
Индивидуальная работа
2
0
2
Медиапродук
т
12
Инф.жанры. Опрос
2
1
1
Беседа,
наблюдение
за участием в
опросе
13
Участие в мероприятии/конкурсе. 2
Разработка
плана
действий.
Распределение обязанностей
1
1
Беседа,
наблюдение
14
Инф.жанры.
Определение. Виды
1
1
Беседа
15
Инф.жанры. Зарисовка. Структура.
Выбор героя
2
1
1
Беседа
16
Индивидуальная работа
2
0
2
Медиапродук
т
17
Участие в пресс-конференции
2
0
2
Наблюдение
за участием
18
Аналитические жанры. Виды
2
2
0
Беседа
19
Аналитические жанры. Поиск в 2
СМИ и анализ
1
1
Беседа
20
Худ.-публиц.жанры. Виды
2
2
0
Беседа
21
Худ.-публиц.жанры. Поиск в СМИ и 2
анализ
1
1
Беседа
22
Интернет-журналистика.
Соцсети/блоги. Интернет-угрозы.
Просмотр школьных
соцсетей/блогов
2
2
0
Беседа
23
Интернет-журналистика.
Соцсети/блоги. Разновидности
2
2
0
Беседа
24
Интернет-журналистика.
Соцсети/блоги. Работа над
собственной страничкой
2
0
2
Страница
соцсетях
25
Участие в пресс-конференции
2
0
2
Наблюдение
за участием
26
Индивидуальная работа
2
0
2
Медиапродук
т
27
Интернет-журналистика. Лонгриды. 2
Определение. Просмотр лонгридов,
созданных школьниками
2
0
Беседа
28
Участие в мероприятии/конкурсе
0
2
Наблюдение
за участием
Февраль
Зарисовка. 2
Март
19
2
в
Апрель
Май
Итого
29
Интернет-журналистика. Лонгриды. 2
Виды
2
0
Беседа
30
Интернет-журналистика. Лонгриды. 2
Выбор темы и разработка структуры
собственного лонгрида
0
2
Беседа,
оценка плана
лонгрида
31
Индивидуальная работа
0
2
Медиапродук
т
32
Понятие проекта. Лонгрид как 2
форма презентации группового
проекта
1,5
0,5
Беседа
33
Работа над групповым проектом
2
0
2
Наблюдение
за участием
34
Работа над групповым проектом
2
0
2
Наблюдение
за участием
35
Работа над групповым проектом
2
0
2
Наблюдение
за участием
36
Работа над групповым проектом
2
0
2
Наблюдение
за
презентацией
лонгрида
37
Индивидуальная работа
2
0
2
Медиапродук
т
38
Участие в «Празднике детства»
2
0
2
Наблюдение
за участием
76
26,5
49,5
2
38
Модуль «Телевидение»
Месяц,
сроки
Сентябрь
Номе Тема учебного занятия
р
учебн
ого
занят
ия
Количество часов
всего Из них
теория прак
тика
Формы
текущего
контроля
1
Введение в образовательную
программу. Визуальная
журналистика
2
1
1
Беседа
2
Типы видеоконтента.
Информационный видеосюжет.
Определение. Задачи. Просмотр
видеосюжетов
2
2
0
Беседа
3
Информац. видеосюжет. Структура
2
2
0
Беседа
4
Работа над инф.видеосюжетом.
Выбор мероприятия. Запись
2
0
2
Беседа,
наблюдение
20
видеоряда
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
5
Работа над инф.видеосюжетом.
Запись стендапа и синхрона
2
0
2
Наблюдение
6
Видеоопрос. Определение. Задачи.
Просмотр видеоопросов
2
2
0
Беседа
7
Видеоопрос. Съемка и монтаж
2
0
2
Наблюдение
8
Видеоинтервью.
Определение. 2
Задачи. Просмотр и обсуждение
видеоинтервью
1
1
Беседа
9
Видеоинтервью.
корреспондента в кадре
1
1
Беседа
10
Проведение
видеоинтервью
приглашённым гостем
с 2
0
2
Наблюдение
за участием
11
Индивидуальная работа
2
0
2
Медиапродук
т
12
Обучающее видео. Определение. 2
Задачи. Просмотр видео
2
0
Беседа
13
Съемка обучающего видео
2
0
2
Наблюдение
14
Проморолик. Определение. Задачи. 2
Просмотр промороликов
2
0
Беседа
15
Съёмка проморолика
2
0
2
Наблюдение
16
Индивидуальная работа
2
0
2
Медиапродук
т
17
Социальный ролик. Определение. 2
Задачи. Просмотр соц.роликов
2
0
Беседа
18
Съёмка соц.ролика
2
0
2
Наблюдение
19
Словесная импровизация
2
1
1
Беседа,
наблюдение
20
Культура и техника речи. Работа с
2
1,5
0,5
Беседа
2
1,5
0,5
Беседа
Поведение 2
голосом. Что понимается под
«культурой речи», а что – под
«техникой речи». Приоритет звука
перед «картинкой». Просмотр видео
и разбор ошибок
21
Февраль
Работа с голосом. Улучшение
дикции. Борьба с уральским
говором. Работа с незнакомыми
21
словами
Март
Апрель
Май
Итого
22
Работа с голосом. Лицевая и речевая 2
разминки. Скороговорки
0
2
Зачёт
по
скороговорка
м
23
Работа с голосом. Запись начитки
2
0
2
Наблюдение
24
Убеждающее выступление. Снятие
тревоги перед выходом к публике.
Упражнения
2
1
1
Беседа
25
Убеждающее выступление. Способы 2
привлечения внимания аудитории
1
1
Беседа
26
Индивидуальная работа
2
0
2
Медиапродук
т
27
Убеждающее
выступление. 2
Выступление с небольшой речью
0
2
Наблюдение
28
Убеждающее
Проведение дебатов
0
2
Наблюдение
29
Основы съёмки. Требования
видеоряду. Композиция кадров
к 2
1
1
Беседа
30
Основы съёмки. Работа с техникой. 2
Понятие «крупность кадра»
1
1
Беседа
31
Основы съёмки.
разной крупности
кадров 2
0
2
Наблюдение
32
Индивидуальная работа
2
0
2
Медиапродук
т
33
Основы монтажа. Знакомство с 2
программой
для
монтажа
«Киностудия»
1
1
Беседа
34
Основы монтажа. Знакомство с 2
программой для монтажа «Movavi»
1
1
Беседа
35
Основы
монтажа.
«монтажной фразы»
Создание 2
0
2
Наблюдение
36
Основы
монтажа.
видеоролика
Монтаж 2
0
2
Наблюдение
37
Основы монтажа. Монтаж
инф.сюжета
2
0
2
Наблюдение
38
Индивидуальная работа
2
0
2
Медиапродук
т
76
25
51
выступление. 2
Съёмка
38
2.2 Условия реализации программы
22
Методическое обеспечение программы
Широкие возможности для самореализации личности ребёнка в сфере
его свободного времени имеет учреждение дополнительного образования с
его
богатым
творческим
потенциалом.
Педагогически
грамотный
и
методически обоснованный процесс обучения может стать удачным началом
формирования личности, способной к творческому развитию и саморазвитию.
Особенно важно обеспечить на данном этапе организацию образовательного
процесса так, чтобы предоставить возможность обучающимся максимально
проявлять свою творческую активность.
В процессе реализации программы используются следующие методы:
• Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: создание
ситуации успеха; поощрение в обучении; использование игр и игровых форм.
• Методы создания творческого поиска.
• Методы организации взаимодействия обучающихся друг с другом
(диалоговый).
• Методы развития психологических функций, творческих способностей и
личностных качеств обучающихся: создание проблемной ситуации; создание
креативного поля; перевод игровой деятельности на творческий уровень.
• Методы гуманно-личностной педагогики.
• Методы формирования обязательности и ответственности.
Образовательный процесс осуществляется на основе Календарного
учебного графика, Учебного плана, рабочей программы и регламентируется
расписанием занятий.
Классификация учебных занятий (по основной дидактической цели)
1. Вводное учебное занятие (начало учебного года, раздела, темы).
2. Учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и
способов действий.
3. Учебное занятие по закреплению знаний и способов действий.
23
4. Учебное занятие по комплексному применению знаний и способов
деятельности.
5. Систематизация и обобщение знаний.
6. Учебное занятие по контролю, оценке и коррекции.
Календарный учебный график
1
учебны
й
период
Осен
ние
каник
улы
1-9
неделя
10
недел
я
2
учебн
ый
перио
д
11-17
недел
я
Зимние
каникулы
18
неде
ля
19
нед
еля
3
Весе
учеб нние
ный кани
пери кулы
од
2030
29
неде
неде
ля
ля
4
учебны
й
период
Летние каникулы
июнь июл авгу
ь
ст
3139
нед
еля
40-43 44неде
48
ля
неде
ля
Вс
его
49- 36
52 уче
неде бн
ли
ых
не
дел
и
- ведение занятий по расписанию
- итоговая аттестация
- занятия в летнем оздоровительном лагере
-
- самоподготовка
Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено
на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех
участников образовательного процесса к любой информации, связанной с
реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами,
организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Социально-психологические
условия
реализации
образовательной
программы обеспечивают:
- учет
специфики
возрастного
обучающихся;
24
психофизического
развития
- вариативность
направлений
сопровождения
участников
образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического
образа жизни;
- дифференциация
и
индивидуализация
обучения;
мониторинг
возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка детей с
особыми образовательными потребностями);
- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и
среде сверстников.
Информационные условия:
-
наличие группы в социальных сетях https://vk.com/speechddiu для
отслеживания результатов обучающихся.
Кадровые условия:
В реализации программы участвует профессиональный журналист, он
же – педагог дополнительного образования, владеющий знаниями в области
журналистики, ораторского искусства и блогинга.
Материально-техническое обеспечение.
В соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14 занятия проводятся в
просторном и освещенном помещении, оборудованном:
Мебелью: столы и стулья, для теоретического обучения.
Инструментами и оборудованием:
Компьютеры, для обработки видеоматериала -6.
Фотоаппарат – 1.
Штатив – 1.
Зарядные устройства-2.
Лампы – 3
Микрофон – 1
Микрофон-петличка - 1
Интерактивная доска-1.
25
Проектор и экран (доска) для демонстрации материала-1.
Компьютерные программы:
AdobePhotoshop CS
Microsoft Publisher
Sony Vegas Pro
Windows Movie Maker
Дидактическое обеспечение программы.
разработка теоретической части занятий, презентации.
схемы, таблицы, иллюстрации, видео по основным темам программы.
2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
За
период
освоения
программа
предусматривает
текущий,
промежуточный и итоговый контроль. В коллективе обучающиеся получают
определенный объем знаний, умений и
навыков, качество
которых
определяется диагностическими методиками в форме наблюдения, анализа
продуктов деятельности. В сентябре и мае проводится диагностика освоения
программы, предметных компетенций, личностного и социального развития
обучающихся.
Формами
подведения
итогов
реализации
дополнительной
образовательной программы «Медиацентр» являются промежуточная и
итоговая аттестация.
Оценка освоения материала проводится в конце каждой четверти в виде
выполнения задания по темам и подготовке материалов в жанрах, которые
были пройдены. Итоговая работа предполагает создание проекта на основе
полученных за год знаний. Итоговый проект (лонгрид или спецвыпуск
телепередачи) демонстрирует приобретенные знания, учения и навыки. В
конце
учебного
года
проводится
отчётное
презентации работ, выполненных за учебный год.
26
мероприятие
в
формате
Список литературы
Нормативно-правовая:
1. Конституция Российской Федерации (12.12.1993г.).
2. Национальная доктрина образования (утверждена 4.10.2000 г., №751).
3. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273
«Об образовании в Российской Федерации».
4. Приказ Министерство просвещения Российской Федерации от 9
ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении порядка Организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам», утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196.
6. Письмо
Минобрнауки
России
от
18.11.2015
№
09-3242
«О
направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы»).
7. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
«14» декабря 2015 г. № 09-3564 “О внеурочной деятельности и реализации
дополнительных общеобразовательных программ”.
8. Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от «4» сентября 2014 г.
№ 1726-р)
9. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий при реализации образовательных программ.
10. Распоряжения Правительства Российской Федерации от «29» мая
27
2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года»
11. Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 28.09.2020г; №28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
12. Устав МАУ ДО - Дом Детства и Юношества г. Екатеринбурга.
13. Программа развития МАУ ДО -Дом детства и юношества.
Специальная:
1. Аврамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. – М.: 1999.
2. Вакуров В.Н. Стилистика газетных жанров. – М.: 1978.
3. Васильева Л.А. Делаем новости! – М.: Аспект Пресс, 2003.
4. Владимирцев В.П. Газетная зарисовка. – Изд-во Иркутского ин-та, 2002.
5. Волоков-Ланнит Л.Ф. Искусство фоторепортера. – М., 1993.
6. Курдюкова Л.А. Выпуск газеты: технология издания. Учебное пособие. –
Балашиха, 2008.
7. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М.: Аспект
пресс, 2000.
8. Лапин А. Фотография как… М.: Издатель А.Гусев, 2004.
9. Лепехин А. Фотомастерство. – М.: 2003.
10.Маклюэн
М.
Фотография/Понимание
медиа:
внешние
человека. - М:, 2003.
11. Соколов А.Г. Монтаж: телевидение, кино, видео. – М.: 2001.
12.Соколов А.Г. Создание экранного произведения. – М.: 2004.
13.Фэнг И. Секреты журналистского мастерства. ИПК, 1993.
28
расширения
14.Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика. – М.:
Аспект пресс, 2004.
29
Приложение 1
Диагностическая карта достижений обучающихся
№
п/п
Ф.И.
Начальный
уровень
(октябрь)
Промежуточный
уровень
(январь)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Шкала достижений:
1 – работа по образцу (алгоритму) при побуждении педагога и по его указаниям;
2 – частичная самостоятельная работа по образцу (заданию, алгоритму);
3 – самостоятельная работа, самоконтроль;
4 – творческая инициативность, успешная самопрезентация
30
Конечный
уровень
(май)
Приложение 2
Методика выявления уровней коммуникативных
компетентностей обучающихся
(составлена на основе материалов пособия Р. В. Овчаровой «Справочная книга
школьного психолога»)
Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся, выявление
уровня коммуникативных компетентностей обучающихся.
Ход проведения. Учащимся предлагается следующая инструкция: «Вам
необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по
каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет», Если Ваш ответ на
вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа 1 поставьте знак «+»,
если отрицательный, то «–». Представьте себе типичные ситуации и не
задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание,
отвечайте быстро».
Вопросы
1. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию
ими Вашего мнения?
2. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической
ситуации?
3. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
4. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то
легко ли Вы отступаете от задуманного?
5. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами
различные игры и развлечения?
6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было
выполнить сегодня?
7. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в
соответствии с Вашим мнением?
8. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за
невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
9. Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
31
10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас
обстановке?
11. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое
дело?
12. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов,
затрагивающих интересы Ваших товарищей?
14. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?
15. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)?
16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если
оно не было сразу принято Вашими товарищами?
17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для
своих товарищей?
18. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
19. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении
большой группы своих товарищей?
Лист ответов
1. 6. 11. 16.
2. 7. 12. 17.
3. 8. 13. 18.
4. 9. 14. 19.
5. 10. 15. 20.
Обработка полученных результатов.
Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по
сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных
ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким
образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных
способностей ребенка:
32
низкий уровень — 0,1 —0,45;
ниже среднего — 0,46—0,55;
средний уровень — 0,56—0,65;
выше среднего — 0,66—0,75;
высокий уровень — 0,76— 1
Для мониторинговых карт:
низкий уровень — 0,1 —0,45
ниже среднего — 0,46—0,55
средний уровень — 0,56—0,65
выше среднего — 0,66—0,75
высокий уровень — 0,76— 1
Характеристики коммуникативных склонностей:
1. Высокий уровень. Такие люди - прекрасные коммуникаторы. В общении с
другими они ведут себя непринуждённо, легко осваиваются в новом
коллективе, заводят знакомства, включаются в новые компании.
2. Средний уровень. В целом, такие люди - хорошие коммуникаторы. Они
стремятся к контактам с другими людьми, при необходимости готовы
проявить инициативу в процессе общения, оказать помощь и поддержку тем,
кто в ней нуждается. Охотно могут поддержать беседу. Без особого труда
осваиваются в новом коллективе. В общении с другими такие люди чувствуют
себя достаточно уверенно.
3. Низкий уровень. О таких, как правило, говорят, что это -«человек в себе».
Это стеснительные люди, которые любят проводить время наедине с самими
собой. Они не стремятся к расширению круга своих знакомств, предпочитая
близких людей. При этом нередко они отличаются искренностью и глубиной
переживаний. В компании такие люди чувствуют себя достаточно скованно и
небезопасно. Склонны переживать из-за неудач в общении, неумения
выстроить отношения эффективно для себя. При желании они могут развить в
себе коммуникативные навыки.
33
34
Способность
сотрудничать со
сверстниками
Освоение предметных компетенций
Умение применять на
практике полученную
информацию
Терпение
самостоятельность
Сила воли
Самоопределение
Самоорганизация
Культура красивого
поведения
Культура внешнего вида
Эстетическая культура
Умение работать на
камеру,
импровизировать
Освоение возможностей
интернет-журналистики
Освоение основ
монтажа
Ф.И.О./Показатели
Умение формулировать
мысль, грамотно
выражаться
Культура приятного
общения
Ф.И.О./Показатели
Умение выстроить
технику в соответствии
с задачей
Приложение 3
Карта диагностики освоения программы и развития социальной
компетентности для 1 и 2 года обучения
Личностное развитие
Сред.
балл
Саморазвитие
Проектная
деятельность
Сред.
балл