Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования –
Дом детства и юношества
ГАРМОНИЯ ТАНЦА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
Срок обучения – 4 года
Возраст обучающихся - 7-11 лет
Автор-составитель:
Орлова Елена Евгеньевна
педагог дополнительного
образования
г. Екатеринбург, 2025 г
Содержание
№
Название раздела
С
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
3
1.2. Цель и задачи программы
11
1.3. Содержание программы
12
1.4. Планируемые результаты и способы их определения
28
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
36
2.2. Условия реализации программы
37
2.3. Формы аттестации и контроля, оценочные материалы
47
Список литературы
51
Приложение
55
2
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«Гармония танца» (далее по тексту – программа) имеет художественную
направленность и разработана с учетом основных законодательных и
нормативных актов Российской Федерации и методических рекомендаций и
в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании
в
Российской
Федерации»;
Приказом
Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным
общеобразовательным
программам);
Приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533
«О
внесении
изменений
образовательной
деятельности
в
деятельности
по
порядок
по
дополнительным
организации
и
дополнительным
осуществления
образовательной
общеобразовательным
программам,
утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 09.11.2018 г. № 196»; Постановления Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи» (далее СанПиН); Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 г. №
09-3242
«О
направлении
информации»
(вместе
с
методическими
рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (включая разноуровневые программы))»; Приказа Минобрнауки
России от 23.08.2017
организациями,
№ 816 «Об утверждении Порядка применения
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
3
В педагогике с древних времен известно, насколько велика роль танца
— синтеза музыки и пластики. Об этом не раз говорили в Древней Греции,
где высоко ценится основа всего прекрасного на земле — Гармония. Платон
утверждал, что нет лучшего метода воспитания, проверенного опытом веков,
который может быть выражен в двух видах: гимнастика души и гимнастика
тела. Поэтому, одно из ведущих мест в воспитании предопределено танцу,
где гармонично сочетаются музыка и пластика. Гармония и ритм способны
глубоко проникнуть в душу, овладеть ею и наполнить красотой, чистотой,
искренностью.
Занятия
точности
хореографией способствуют
формированию
четкости
выполнения движений, запоминанию простых и
и
сложных
комбинаций, что сказывается на всей учебной деятельности обучающихся.
Дети
занимаются
не
только
практической
деятельностью,
но
и
теоретической, пополняя багаж знаний о танцевальном этикете, музыкальной
грамоте, истории появления и развития хореографического искусства,
начиная с обрядового танца наших предков, завершая основами современной
хореографии. Социальное значение танцевальному творчеству обучающихся
придает тот факт, что они вместе с педагогом входят в контекст современной
художественной культуры России.
Каждый ребенок должен знать о значении физической активности, как
необходимом условии роста и развития, повышения умственной работы и
защитной функции иммунитета. Программа «Гармония танца» разработана
так, что в процессе обучения дети получают возможность самостоятельно
принимать решения, находить возможные ошибки, оценивать свою работу и
работу других участников коллектива. Постепенно у них формируются
волевые качества личности, развивается выносливость и мышечная сила.
Помимо этого, на занятиях хореографии обучающиеся познают культуру
поведения и навыки общения, как с детьми, так и взрослыми. Русский
народный танец на всех этапах своего развития отражал общенациональные
4
черты, бытовой уклад народа, его настроение, обычаи и обряды.
Самобытность, яркость и выразительность народного танца, давно стали
предметом изучения и восхищения. Ведь, в народных танцах ярко выражены
эстетические и нравственные идеалы народа: восприятие мира, любовь к
своей родной земле, понятие морали, отношение к женщинам и детям.
Программа
направленность.
«Гармония
танца»
имеет
художественную
Программа направлена на эффективное
развитие
духовно-нравственных ценностно-смысловых ориентаций, мотивацию к
непрерывному личностному росту, коммуникативным и другим социально
значимые способностям, умению и навыкам, обеспечивающим социальное и
гражданское становление личности, успешную самореализацию в жизни,
обществе и возможной будущей профессии.
При
составлении
хореографического
программы
коллектива
«Надежда»,
учитывалась
программа
подготовленная
педагогом
дополнительного образования Бузиной Т.В. М.,2013 г и программа «Ритмика
и
танец»,
подготовленная
педагогом
дополнительного
образования
Сивковой М.Г. г. Сыктывкар, 2004 г.
Новизна программы основана на идее единства и уникальности разных
танцевальных жанров (классический танец, народный танец, русский танец,
эстрадный танец).
Приходя в школу, ребенок имеет ограниченный запас двигательных
навыков. Нередко наблюдаются недостатки в выправке и движениях детей:
одни скованны, неподвижны, медлительны, другие-разболтаны и суетливы.
Часто дети плохо держатся: гнутся, поднимают плечи, неправильно ставят
ноги при ходьбе (носками внутрь) и т.п. Необходимо выправить все эти
недостатки и обогатить запас двигательных навыков детей, давая им
специальные тренировочные упражнения. Участие в ритмических и
5
гимнастических упражнениях, в играх и танцах способствует правильному
физическому развитию детей, имеет оздоровительное значение.
Отличительные особенности программы состоят в том, что помимо
изучения народного танца и танцев народов мира, делается акцент и на
современную культуру, в которой молодежь проводит большее количество
времени. Поэтому наряду с народным танцем идет знакомство с основами
эстрадной и современной хореографии, что позволяет сохранять интерес и
желание
заниматься
танцевальным
искусством
у
большей
части
обучающихся. Кроме того, вся деятельность ведется для воспитания
хореографической культуры, комплексного развития и обогащения техники
каждого исполнителя, а также высокого уровня владения эмоциональной
выразительностью (за счет включения этюдной работы — коротких
танцевальных номеров, исполняющихся в характере определенного народа).
В конце обучения, дети пробуют себя в качестве хореографа, воплощая свои
идеи в жизнь.
Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и их
родителей на программы художественной направленности для детей
младшего и среднего школьного возраста. В настоящее время все большее
количество детей и их родителей (законных представителей) желают
заниматься хореографическим искусством на базе общеобразовательных
школ, так как это достаточно удобно — совмещать основное образование и
развиваться творчески, посещая танцевальные занятия. Нет необходимости
тратить время на поездку в иные учреждения, опаздывать на занятия других
педагогов, когда есть возможность заниматься любимым делом в школе.
Особенно эта программа актуальна для тех родителей, которые вынуждены
работать достаточно далеко от места жительства и не имеют возможности
водить ребенка в другие образовательные и культурные учреждения.
Также данная программа направлена на борьбу с малоподвижным
образом жизни и способствует укреплению здоровья детей.
6
Адресат программы – мальчики и девочки 7-11 лет.
В этом возрасте идет формирование осанки, мыщц, скелета, данная
программа помогает грамотно сформировать тело ребенка.
Основные возрастные особенности обучающихся
При реализации программы учитываются психические, возрастные и
физиологические особенности детей младшего и среднего школьного
возраста.
Дети 7 лет считают взрослого своим идеалом и стремятся во всем
соответствовать ему. Наблюдая за действиями и поведением старших,
ребенок пытается выполнить определенную общественную функцию,
но сталкивается с противоречием — желание противопоставлено его
реальным возможностям. Чтобы перейти этот барьер, разделяющий детские
желания казаться взрослым, он применяет игру, тем самым примеряя на себя
тот или иной образ. Особое внимание в этом возрасте уделяется развитию
двигательного аппарата: у детей продолжает формироваться мелкая и
крупная моторика, появляется координация движений, ловкость, равновесие
и умение перешагивать через не высокие предметы. Появляется четкое
осознание того, какую форму имеет предмет, находящийся перед ними, а
также
с
легкостью
ориентации
в
определяет
пространстве
синонимичные
ребенок
может
предметы.
без
труда
Благодаря
запоминать
танцевальные приемы переходов из одной фигуры в другую. Кроме этого
обучающиеся умело вычленяют простые формы из сложных, что делает их
более внимательными и сообразительными.
Дети 8-11 лет. В этом возрасте начинает постепенно складывается
система оценки собственной деятельности, однако оценка взрослого играет
большую роль. Дети по-прежнему зависят от мнения окружающих,
нуждаются в любви и опеке родителей, задают множество вопросов и
испытывают обиду, если не получают ответов на них. Внимание, они могут
сосредоточить, лишь на 15-20 минут, и если в поле зрения попадает что-то
7
еще более интересное, тут же переключаются на него. Очень большую
значимость
играет
наглядный
показ,
поэтому
педагогу
требуется
преподнести танцевальные движения и манеру исполнения в красочной
форме, дабы избежать потери стимула к занятиям хореографией. Дети 9 лет
очень подвижны, физически активны, но и устают гораздо быстрее, поэтому
на занятиях необходимо менять виды деятельности, и между занятиями
предусмотрен перерыв 10 минут. Если говорить о социальной среде, то
ребенок этого возрастного периода чувствует себя прекрасно, так как он еще
дружелюбен, стремится принимать участие в коллективной деятельности,
нуждается в поощрении. Исходя из этого, можно сказать, что для проведения
плодотворной работы необходимо обращать больше внимания на игровую
форму занятий, использовать танцевальный реквизит, а для теоретических
занятий потребуется наличие видео и аудио-оборудования, которое позволит
более детально изучить и запомнить изучаемый материал.
По уровню освоения и сложности программа имеет два уровня:
Стартовый уровень (1 год обучения), возраст обучающихся 7 – 8 лет.
На стартовый уровень принимаются все дети, без отбора, главное условие –
желание ребенка танцевать и отсутствие медицинских противопоказаний. В
силу физических и психологических особенностей детей этого возраста,
сменяемость в группе может достигать до 50%. Программа содержит
материал минимальной сложности, является первой ступенью к переходу на
базовый уровень общеразвивающей программы.
Базовый уровень (2,3, 4 года обучения), возраст обучающихся 8 - 11
лет. Базовый уровень предполагает освоение специализированных знаний в
рамках содержания учебного тематического плана. При переходе на базовый
уровень учитывается качество освоения программы стартового уровня.
Состав группы основной. Но могут добавляться новые участники.
Перед
принятием решения по их зачислению в группу, каждый новый обучающийся
8
проходит обязательный просмотр. В этот момент выявляются его умения и
навыки, после чего он может продолжить занятия в той или иной группе.
Группы по составу одновозрастные. В объединении могут быть
сформированы разновозрастные творческие группы по концертным номерам.
Состав группы на стартовом уровне допускается сменяемым, на базовом
уровне состав постоянный.
Количественный состав групп по годам обучения:
1 год обучения – 15-20 человек;
2- 4 год обучения –12-20 человек.
В составе группы могут быть как мальчики, так и девочки, что позволяет
проводить более качественную работу, прививая чувство партнерских
отношений, вызывая чувство симпатии среди детей. Работа в парах
способствует обогащению знаний учащихся, и повышению количества
танцев (массовых и парных).
При наборе детей учитывается только отсутствие медицинских
противопоказаний к занятиям хореографией, возрастная категория, а потому
все, желающие познать мир танца вне зависимости от физических данных,
природных талантов, знаний и умений, могут обучаться в группе. Этот
критерий набора играет важную роль не только для родителей, но и для
самих обучающихся, которые испытывают страх перед входом в кабинет,
ожидая сложные упражнения, болезненные ощущения после занятий, а также
получение замечаний из-за отсутствия каких-либо физических данных. Это
все остается за дверью, в зале дети объединены общим стремлением
научиться танцевать, и не просто танцевать, а танцевать грамотно и со
смыслом.
Срок обучения по программе – 4 года.
Мощным воспитательным элементом в программе являются условия,
способствующие расширению участия семьи в образовательной деятельности
(открытые занятия, совместные клубные часы, приуроченные к календарным
9
праздникам (День матери, День семьи, День защиты детей), родительские
собрания, поездки на конкурсы и фестивали, подготовка костюмов,
подготовка аудитории к занятиям). В результате тесного взаимодействия с
семьей обучающегося, устраняются возможные конфликтные ситуации, дети
более мотивированы на занятия танцами, становятся более открытыми, ведь
для них очень важно поделиться с близкими людьми своими успехами и
неудачами, новыми знаниями и умениями в этом увлекательном пути
изучения танцевальной культуры.
Общее количество часов по программе составляет 576 часов.
Уровень
стартовый
базовый
Год
обучения
1
2
3
4
Число часов в
неделю
4
4
4
4
Всего часов
144
144
144
144
Режим занятий. Занятия проводятся независимо от года обучения – 2
раза в неделю по 2 академических часа (45 минут) с перерывом на отдых 10
минут.
Форма обучения – очная.
Формы проведения занятий: аудиторные, внеаудиторные (посещение
концертов, театров, музеев, участие в конкурсах, праздниках, фестивалях и
т.д.)
Формы организации занятий: со всем объединением (массовые
номера ансамбля), с группой, в подгруппах (творческие группы), дуэтные
номера.
Типы занятий: комплексные, практические, зачеты, самостоятельные,
занятие-игра, занятия — соревнование, занятие-сводная репетиция, клубный
час.
10
Формы определения результатов программы:
самостоятельная работа на занятии,
выполнение домашнего задания,
проведение закрытых контрольных занятий,
показательные выступления (открытые занятия, отчетные концерты),
участие обучающихся в концертной деятельности, праздничных
мероприятиях, устраиваемых в школе или ином образовательном
учреждении,
участие детей в конкурсах и фестивалях.
Результат диагностики основывается на методе наблюдения, опросе
учащихся. Диагностика проводится в начале, а также в середине и в конце
учебного года, результаты фиксируются в Картах.
1.2.
Цель и задачи программы
Цель программы – изучение основ хореографии, способствующих
социализации и гармоничному развитию духовных и физических качеств
личности ребенка посредством хореографического искусства.
Задачи программы
Обучающие
Развивающие
Воспитательные
Стартовый уровень
1. Обучать детей
основам
танцевального
искусства.
1.Развивать
память,
творческого мышления
и воображения путем
использования игр и
импровизации
на
занятиях.
1.Формировать чувства
уважения к прошлому и
настоящему
своего
народа, его культурным
ценностям.
Развитие
памяти,
установление
дружеского
контакта
между детьми, умение
11
быть
игроком.
командным
Базовый уровень
1. Обучать
синхронности
исполнения.
1.Развивать
музыкальный слух,
чувство ритма и
четкость исполнения,
способность
анализировать свою
деятельность.
1.Формировать навыки
здорового образа жизни.
2. Способствовать
раскрытию
индивидуальности,
через исполнение
отдельных движений
и хореографических
номеров.
2.Развивать лидерские
качества, выносливость.
Формировать
правильную осанку и
походку,
самостоятельно
создавать этюды на
основании изученного
материала, работать в
команде.
2.Воспитывать
дисциплинированность,
ответственность,
способность
самоорганизовываться.
3. Учить ребенка
отличать
танцевальные
направления, начало
и конец
музыкального
произведения.
3.Развивать
эмоциональность и
артистичность при
исполнении отдельных
движений и танцев,
умение договариваться
и работать на общий
результат. Владеть
различными
социальными ролями в
коллективе.
3.Формировать
моральные,
нравственные и
духовные качества
личности ребенка.
1.3.Содержание программы
Учебный план
1 год обучения (Стартовый уровень)
Задачи стартового уровня – научить участников хореографического
коллектива
внимательно
слушать
и
понимать
требования
педагога,
музыкальный материал, познакомить детей с разнообразием привычных
12
движений, развивать координацию движения, чувство ритма, память,
внимание, заинтересованность. В течение этого времени обучающиеся
должны научиться самостоятельно готовиться к занятиям, без затруднений
переключаться с одного вида деятельности на другой. Сюда же относится и
постановочная работа: «Музыке в такт», «Кошки-мышки», «Поварята»
№
п/п
Название раздела, темы
Всего
1
Вводное занятие
2
Азбука танцевального
движения
3
Партерная гимнастика
5
Основы классического
танца
7
8
20
Постановка корпуса
15
15
26
Основы народного танца
Репетиционнопостановочная
деятельность
Клубные часы
Формы
контроля/аттес
Теория Практика
тации
1
4
6
Количество часов
26
4
4
4
6
6
1
Беседа
16
Зачетное
занятие
11
Зачетное
занятие
11
Зачетное
занятие
20
Зачетное
занятие
20
Зачетное
занятие
Концерт
40
40
1
1
144
24
Беседа
120
Содержание программы
1 год обучения
1.Вводное занятие
13
Теория: Знакомство учащихся с понятием «Хореография». Постановка целей
и задач на текущий год, обсуждение правил техники безопасности на
занятиях. Разговор о необходимой форме для успешной работы на занятии.
Практика: Проведение разминки под музыкальное сопровождение, игровые
минутки «Познакомимся», «Вставайте в круг»
2.Азбука танцевального движения
Теория: Мелодия и движение. Музыкальные размеры: 4/4; 2/4; ¾.
Контрастная музыка (быстрая, медленная, веселая, грустная). Перестроение
из одних рисунков в другие. Повороты, наклоны и выпады.
Практика: Музыкально-пространственные упражнения (маршировка в
темпе и ритме музыки; шаг на месте вокруг себя, вправо, влево; повороты на
месте). Маршевый шаг с перестроением в различные танцевальные рисунки,
танцевальные
шаги.
Движения
на
координацию
(передача
образов
животных). Выделение сильной доли.
3.Постановка корпуса
Теория: постановка корпуса. Беседа с обучающимися о значении осанки,
просмотр видеоматериала, работа с плакатами.
Практика: постановка корпуса. Выполнение комплекса упражнений,
благотворно влияющих на развитие опорно-мышечного аппарата,
устойчивости корпуса, укреплению спины и сохранению осанки.
4. Партерная гимнастика
Теория - партерная гимнастика. Беседа с обучающимися о значении осанки,
просмотр видеоматериала, работа с плакатами.
Практика: партерная гимнастика. Выполнение комплекса упражнений,
благотворно влияющих корректировку походки, устранение дефектов в
осанке. Партерная гимнастика и постановка корпуса изучаются совместно,
что дает обучающимся лучшее представление о значении пластики и силы
мышц.
14
5.Основы классического танца
Теория: Разговор с обучающимися о значении классического танца.
Предоставление видеоматериала с балетными постановками и открытыми
занятиями в ведущих ВУЗах страны. Перед началом выполнения каких-либо
упражнений у станка или середине зала обучающимся дается информация о
названии движения, его перевод ( в классическом танце используются
иностранные названия движений, поэтому детям необходимо пояснять и
помогать
запоминать
их)
Практика: Знакомство с позициями ног и рук (позиции ног — 1; 6; позиция
рук – подготовительная, первая). Полуприседания (деми – плие) – по 1
позиции. Подъем на полупальцы обеих ног (релеве) в 1; 6 позициях. Батман
тандю (вперед и в сторону). Прыжки соте (по 6 позиции с паузами и без).
6.Основы народного танца
Теория: Разговор с обучающимися о происхождении народного танца.
Предоставление наглядного материала. Рассказ о характерных особенностях
той или иной страны. Важность правильного исполнения и работы в
ансамбле (соблюдение синхронности исполнения). Игровые минутки
(русские народные игры).
Практика: Русский поклон. Шаги русского народного танца ( простой,
переменный, с каблука). «Гармошка», «Елочка», «Ковырялочка», «Косичка».
Создание танцевального этюда «Катюша», «Во саду,ли…».
7.Репетиционно-постановочная деятельность
Теория: Беседа с обучающимися о графике проведения репетиционной
работы. Постановка целей и задач. Решение возникающих вопросов/ правила
поведения во время массовых мероприятий.
15
Практика: «Музыке в такт», «Поварята», «Кошки-мышки». Комбинации
классического и народного танца на середине зала под музыкальное
сопровождение.
8. Клубные часы
Практика: Дважды в год у обучающихся есть возможность провести
время с родными, занимаясь любимым, творческим делом. В последний
учебный день мая, проводится открытое занятие или праздничный концерт.
Это не просто праздник, а тематическое мероприятие, которое проходит
радостно, весело и оставляет массу приятных впечатлений.
Учебный план
2 год обучения (базовый уровень)
№
п/п
Название раздела,
темы
1
Организационное
занятие
2
Азбука танцевального
движения
3
Постановка корпуса
Количество часов
Всего
Теори
я
Форма
контроля/аттест
Практ
ация
ика
Беседа
1
20
15
1
4
3
16
Зачетное
занятие
12
Зачетное
занятие
12
Зачетное
занятие
20
Зачетное
занятие
20
Зачетное
занятие
4
Партерная гимнастика
5
Основы классического
танца
6
Основы народного
танца
7
Репетиционнопостановочная
деятельность
40
8
Клубные часы
2
1
1
144
23
121
14
26
26
2
6
6
Концерт
40
Беседа
16
Задачи на второй год обучения: дальнейшее развитие чувства ритма,
музыкальности, пластики, координации движения, знакомство с новыми
элементами классического и народного танца. Включение в программу
парного танца для понимания коллективной деятельности. Разучивание
танцевальных этюдов на основе русского материала «Барыня»
и
итальянского материала «Тарантелла», а также хореографических номеров
«Во саду ли…», «Матрешки» (народный танец), русская пляска «Катюша»,
эстрадный танец «Я –Модница!!!», «По лужам»
Содержание программы
2 год обучения
1. Организационная работа.
Теория: Беседа с ребятами о целях и задачах на текущий год, о правилах
техники
безопасности
на
занятиях
хореографии.
Ознакомление
с
репертуаром нового учебного года. Если в коллективе присутствуют новые
участники,
то
необходимо
познакомить
всех
друг
с
другом.
2.Азбука танцевального движения.
Теория:
Особенности
музыкального
ритма
«Марш».
Особенности
музыкального ритма «Вальс». Просмотр видеоматериала для наилучшего
усвоения
материала.
Быстрые
и
медленные
хороводы,
плясовые
(отличительные особенности каждого ритма). Понятие «акцент».
Практика: Акцентирование сильной доли такта в шага ( Марш, Вальс).
Вступление и финал в танце. Перестроение по линии танца ( хоровод и
плясовая). Проведение первой проверочной работы ( зачета) для проверки
усвоения полученных знаний.
3. Постановка корпуса.
Теория: В связи с тем, что приходят новые участники коллектива, возникает
необходимость в очередном повторе материала «Значение осанки».
Практика: дальнейшее развитие тела танцора при применении комплекса .
17
4.Партерная гимнастика
Теория: детальном рассмотрении работы мышц.
Практика: изученных новых упражнений как на середине зала, так и на
ковриках.
5.Основы классического танца.
Теория: Перед началом выполнения каких-либо упражнений у станка или
середине зала обучающимся дается информация о названии движения, его
перевод (в классическом танце используются иностранные названия
движений, поэтому детям необходимо пояснять и помогать запоминать их).
На каждом занятии теория и практика неразрывно связаны.
Практика: Разучивание поклона. Знакомство с понятием – «лицом к палке».
Правильная
постановка
корпуса, рук и головы, положение стоп
«полупальцы».
1. Demi plie и grand plie поI, II, IV, Vпозициям
2. Relevé
3. Battement tendu по Iпозиция в сторону, вперед, назад
4. Battement tendu jete по I позиции
5. rond de jamb parterre
6. sur le cou de pied
7. battement fondu
8. battement frappe
9. petit battement
10.rond de jamb en l'air
11.relevelent
12.développe
13.grand battement
18
Прыжки
Теория: понятие pas sauté. Правила исполнения прыжков
Практика: Pas sauté поI, II, III, IV позициям. Прыжки с прямыми и согнутыми
ногами, с поворотом, по IV позициям стоя на месте. Повторение и
закрепление
упражнений
классического
танца
1
года
обучения.
Полуприседание и полное приедание (деми-плие и гранд плие) – по 1 и 2
позиции. Вытягивание ноги на носок (батман тандю) – 1 позиция вперед, в
сторону, с плие, Батман тандю жете вперед и в сторону ( по 1 и 5 позиции).
Круг ногой вперед/назад (Ронде жам партер). Фондю лицом к станку по 1 п
Фраппе лицом к станку по 1п. Медленное поднимание ноги вперед на 90
градусов (релевелянт и девлопе). Прыжки вверх с обеих ног (соте) – в 1 и 2
позициях. Пор де бра ( упражнения для рук, головы и корпуса).
6.Основы народного танца
Теория: Как и при изучении основ классического танца, теория с практикой
неразрывно связаны. Поэтому каждое движение сперва четко разъясняется,
приводятся
примеры
его
использования
в
танцевальных
номерах
(видеоматериал, и иллюстрации), а только потом обучающиеся вместе с
педагогом стараются его выполнить. Новые термины так же доступно
объясняются, если вызывают затруднения. Перед изучением танцевальных
этюдов той или иной народности, дети знакомятся с отличительными
особенностями, культурным достоянием, чтобы иметь первоначальное
представление
о
живущих
там
людях,
их
характере.
Практика: Хороводный шаг на носочках. Шаг с притопом, тройной притоп.
Подскок по кругу в парах и по диагонали. «Припадание» и «упадание».
«Молоточки» на месте и в сочетании с бегом по диагонали. Простые дроби
Перестроение из одного круга в два и обратно, движение по часовой и против
часовой стрелки, «змейка», «снежинка». Разучивание элементов
итальянского танца «Тарантелла» ( высокие подскоки, выброс вперед
19
вытянутых носочков, комбинации с поворотами и хлопками, характерные для
данного танца).
7.Репетиционно -постановочная деятельность.
Теория: Беседа с обучающимися о графике проведения репетиционной
работы. Постановка целей и задач. Решение возникающих вопросов/ правила
поведения во время массовых мероприятий.
Практика: Танцевальный этюд «Барыня». Танцевальный этюд «Тарантелла».
Показательное занятие на основе комбинаций классического и народного
танца. Хореографические номера: ««Во саду ли…», «Самовар»(народный
танец), русская пляска «Катюша», эстрадный танец «Я-модница!!!», «По
лужам…», «На побывку едет…».
8. Клубные часы
Практика: Дважды в год у обучающихся есть возможность провести время с
родными, занимаясь любимым, творческим делом. В последний учебный
день мая, проводится открытое занятие или праздничный концерт. Это не
просто праздник, а тематическое мероприятие, которое проходит радостно,
весело и оставляет массу приятных впечатлений.
Учебный план
3 год обучения (Базовый уровень)
Количество часов
№
п/п
Название раздела, темы
Всего
1
Организационное занятие
1
2
Азбука танцевального
движения
3
Постановка корпуса
20
15
Тео
рия
Форма
Прак контроля/аттес
тика
тация
1
Беседа
4
10
Зачетное
занятие
10
Зачетное
занятие
3
20
4
Партерная гимнастика
5
Основы классического
танца
6
Основы народного и
эстрадного танца
7
Репетиционнопостановочная
деятельность
40
8
Клубные часы
1
1
144
24
Задачи
на
третий
15
26
26
3
6
6
10
Зачетное
занятие
10
Зачетное
занятие
20
Зачетное
занятие
Концерт
год
40
Беседа
120
обучения: последовательное
повторение
упражнений 1,2 года обучения, с усложнением и добавлением темпа
исполнения. Отработка техники движения, достигая музыкальности и
ритмичности, развивая логическую и мышечную память. Введение основ
исполнения эстрадного танца и последующее представление полученных
умений и навыков на отчетном концерте. Разучивание танцевальных этюдов
на основе латышского и цыганского материала, хореографических номеров:
танец народов мира (по выбору), русский танец «Самовар», эстрадный танец
«Любимая игрушка».
Содержание программы
3 год обучения
1. Организационное занятие
Теория: Беседа с ребятами о целях и задачах на текущий год, о правилах
техники
безопасности
репертуаром
на
занятиях
нового
хореографии.
учебного
Ознакомление
с
года.
Практика: Проведение игровых танцевальных минуток.
2. Азбука танцевального движения.
21
Теория: Изучение динамических оттенков в музыке. Ритмический рисунок в
музыке. Развитие музыкальности.
Практика: Разбираются ритмические рисунки, динамические оттенки на
примере поставленных танцевальных этюдов и хореографических номеров
Создание
танцевальных
образов
(эмоциональная
выразительность
и
артистизм).
3. Постановка корпуса
Теория: В связи с тем, что приходят новые участники коллектива, возникает
необходимость в очередном повторе материала «Значение осанки». В этом
учебном году обучающиеся могут самостоятельно объяснять значение
осанки,
подготавливая
плакаты
(самостоятельная
работа).
Практика: дальнейшее развитие тела танцора при применении комплекса
упражнений.
4.Партерная гимнастика.
Теория: партерная гимнастика. Детальное рассмотрение работы всех мышц
тела человека.
Практика: партерная гимнастика. Изучение новых упражнений на ковриках
и середине зала.
5.Основы классического танца.
Теория: Знакомство обучающихся с новыми терминами, использующимися в
классической
хореографии
с
использованием
наглядного
материала.
Практика: Повторение и закрепление упражнений 1 и 2 года обучения.
Полуприседание (деми-плие) – по 1,2,5 позиции, (гранд-плие) по 1,2 позиции.
Подъем на полупальцы обеих ног (релеве) по всем позициям.
Батман тандю, батман тандю жете назад. Рондде жам партер с паузами (en
dehors -андеор).
Фраппе и Фондю из 5п на 45градусов.
22
Упражнения для рук, головы, корпуса (пор де бра).
Адажио. Медленное поднимание ноги (релевелян и девлопе) вперед, в
сторону.
Прыжки (эшаппе) из 1 позиции во 2 и обратно.
6.Основы народного и эстрадного танца.
Теория: Как и при изучении основ классического танца, теория с практикой
неразрывно связаны. Поэтому каждое движение сперва четко разъясняется,
приводятся
примеры
(видеоматериал
его
использования
в
танцевальных
номерах
и иллюстрации), а только потом обучающиеся вместе с
педагогом стараются его выполнить. Новые термины так же доступно
объясняются, если вызывают затруднения. Перед изучением танцевальных
этюдов той или иной народности, дети знакомятся с отличительными
особенностями, культурным достоянием, чтобы иметь первоначальное
представление о живущих там людях, их характере. А также идет
постепенное ознакомление с эстрадным танцем, его отличительными
особенностями.
Практика: Косичка.
Веревочка.
Тройной притоп.
Повороты на 3 шагах вправо, влево с пяткой и притопами.
Тройной шаг с притопом вперед, назад (в повороте).
Перескок с ноги на ногу.
Кружение в парах.
Одинарная дробь, двойная дробь.
Разучивание танцевальных этюдов на основе латышского и цыганского
материала.
23
Элементы эстрадного танца (крестовой шаг, «пружинка», и др.).
7.Репетиционно-постановочная деятельность.
Практика: Танцевальный этюд на основе латышского материала.
Танцевальный этюд на основе цыганского материала. Танцы народов мира (
один танец по выбору). Эстрадный танец «Любимая игрушка..», «Чунгачанга». Русский танец «Матрешки». Современный танец «По волнам
счастья…».
8. Клубные часы.
Практика: Дважды в год у обучающихся есть возможность провести время с
родными, занимаясь любимым, творческим делом. В последний учебный
день мая, проводится открытое занятие или праздничный концерт. Это не
просто праздник, а тематическое мероприятие, которое проходит радостно,
весело и оставляет массу приятных впечатлений.
Учебный план
4 год обучения (Базовый уровень)
Количество часов
№
п/п
Название раздела,
темы
1
Организационное
занятие
2
Азбука
танцевального
движения
3
Партерная
гимнастика
4
Основы акробатики (
трюки и поддержки)
5
Основы
классического танца
26
4
22
6
Основы народного
26
4
22
Всего
Теория
Форма
Практика контроля/аттестация
Беседа
1
1
Зачетное занятие
14
3
11
Зачетное занятие
10
4
6
Зачетное занятие
10
4
6
Зачетное занятие
Зачетное занятие
24
танца
7
Основы
современного танца
Зачетное занятие
8
Репетиционнопостановочная
деятельность
30
30
9
Клубные часы
1
1
26
4
Концерт
144
Задачи
на
четвертый
22
год
24
Беседа
120
обучения: последовательное
повторение
упражнений 1, 2 и 3 года обучения, с усложнением и добавлением темпа
исполнения. Особое внимание уделяется синхронности исполнения, работе в
ансамбле. Развитие эмоциональной выразительности и ее применение в
работе над хореографическими номерами. Разучивание танцевальных этюдов
на основе украинского танца «Гопак» или «Гуцулы» , белорусского танца
«Лявониха», а также создание хореографических номеров: танцы народов
мира ( 1 по выбору), современный танец «По волнам счастья..»,
хореографическая сюита на военную тематику.
Содержание программы
4 год обучения
1. Организационное занятие
Теория: Беседа с ребятами о целях и задачах на текущий год, о правилах
техники
безопасности
на
занятиях
хореографии.
Ознакомление
с
репертуаром нового учебного года. При наличии новых участников в
коллективе проводится знакомство.
2. Азбука танцевального движения.
Теория : Знакомство с музыкальными терминами, означающими характер
музыки. Продолжение работы над развитием музыкальности.
25
Практика: Импровизация под музыкальное сопровождение ( образы в
музыке). Работа с карточками на определение характера музыки. Игровые
минутки.
3.Партерная гимнастика.
Теория: Перед выполнением особо сложных упражнений детям объясняется
необходимость его изучения, область применения. Делается анализ
достижений каждого обучающегося.
Практика: Продолжение работы над растяжкой, развитием пластики и
гибкости. Увеличение времени для выполнения определенных упражнений (
«Складка», «Лягушка», «Бабочка», «Мостик», « Рыбка», «Самолетик»,
«Шпагат» продольный и поперечный).
4.Основы акробатики. Трюки и поддержки
Теория: Проведение беседы с учащимися о правилах безопасности в период
исполнения акробатических элементов. Просмотр видеоматериала по
изучаемым темам.
Практика: Разучивание трюковых элементов: «Колесо», «Кувырок вперед и
назад», движение вперед и назад в положении «Мостик», основы исполнения
трюка в народном танце «Калинка» (девочки). Работа в парах по
разучиванию простых поддержек.
5.Основы классического танца
Теория: Знакомство обучающихся с новыми терминами, использующимися в
классической
хореографии
с
использованием
наглядного
материала.
Практика: Создание комбинаций деми-плие и гранд-плие с использованием
движения рук. ( На момент 4 года обучения участники коллектива могут
постепенно пробовать держать руку в стороне).
Батман тандю с плие и дегаже по всем позициям.
Батман тандю жете с пике по всем направлениям.
26
Ронд де жамб партер без пауз (en dehors –андеор/вперед и en dedansандедан/назад).
Упражнения для рук, головы, корпуса (пор де бра).
Адажио. Медленное поднимание ноги (релевелян и девлопе) вперед, в
сторону и назад.
Большие броски ног из 1 и 5 п (Гранд баттман жете).
Прыжки соте и (эшаппе) из 5 во 2 и обратно.
. Основы вращения (тур шене) tour chaines.
6. Основы народного танца.
Теория: Изучение новых терминов, их значений. Знакомство с характерными
особенностями народов мира, которые предложены на данном этапе
обучения.
Практика: Простой и двойной ключ. Сложные дроби, дробные дорожки.
«Моталочка». «Веревочка». «Ковырялочка» большая и маленькая.
«Подбивка» из 6 п. «Вертушка» ( у девочек), простая присядка, «мячик»,
хлопушка ( у мальчиков). Вращение «Бегунок» ( у девочек), выброска и
«турчики» ( у мальчиков). Повторение материала за 3 год обучения для
создания комбинаций. «Веревочка» простая. Разучивание танцевальных
этюдов на основе украинского, белорусского и осетинского материала.
7. Основы эстрадного танца
Теория: Знакомство с современным танцевальным направлением. Просмотр
видеоматериала. Изучение терминов, использующихся для обозначения тех
или иных движений.
Практика: Прослушивание и обсуждение характерной музыки для
современного танца «Хип-хоп». «Пружинка» в современном танце ( основы
27
«Хип-хоп»). Элементы танца «Хип-хоп» и соединение их в комбинации.
Разучивание «Дорожки» и «Подсечки».
8. Репетиционно-постановочная деятельность
Практика: танцевальный этюд на основе украинского танца «Гопак» или
«Гуцулы».
. Танцевальный этюд на основе белорусского танца «Бульба».
. Танцевальный этюд на основе русского народного танца «Бабушкины
сказки», «Русские зимы».
. Эстрадный танец «Страхи…».
. Современный танец «Чудеса..».
. Хореографическая сюита на военную тематику «Служили 2 товарища.».
9. Клубные часы
Практика: Дважды в год у обучающихся есть возможность провести время с
родными, занимаясь любимым, творческим делом. В последний учебный
день мая, проводится открытое занятие или праздничный концерт. Это не
просто праздник, а тематическое мероприятие, которое проходит радостно,
весело и оставляет массу приятных впечатлений.
1.4. Планируемые результаты и способы их определения
К концу 1 года обучения дети овладеют знаниями и навыками:
Личностные результаты:
сформировано выраженное желание и умение самостоятельного
образовательного, а также творческого развития;
Метапредметные результаты:
сформирован интерес к хореографическому искусству;
знает основы здорового образа жизни.
Предметные результаты:
имеет представление о хореографическом искусстве;
28
Знает:
- термины "громко-тихо", "высоко-низко" и соотносить их с музыкой и
движением:
- характер музыки (бодрый, веселый, печальный, грустный);
- темп музыки и движения (быстро, медленно, умеренно);
- названия простых общеразвивающих упражнений (в соответствии с
программой);
- названия простых танцевальных шагов (прыжок, подскок, галоп, шаг);
- знает о характере взаимоотношений между мальчиками и девочками.
- термины, определяющие характер музыки (темп, ритм);
Умеет:
- слышит изменение звучания музыки и передавать их движениями:
- повторяет за учителем простейшие ритмические рисунки и придумывать
их самим;
- выполняет простейшие подражательные движения и придумывать
самим в зависимости от характера музыки;
- выполняет основные общеразвивающие упражнения с предметом и без
них под музыку
- термины, связанные с различными перестроениями (лицом к центру, и
т.п.);
- названия различных танцевальных движений.
- начинает и заканчивает движение вместе с началом и окончанием
музыкальной фразы;
- свободно работает с предметами по одному и в парах;
29
- точно передаёт изменения темпа и ритма через изменение характера
движений;
- передаёт движением сильную и слабую доли такта;
- свободно передаёт смешанные фигурные маршировки по одному и в
парах;
- выполняет синхронно и последовательно смешанные ритмические
рисунки;
- четко выполнять несложные упражнения на развитие координации
движений;
- участвует в 1-2 массовых танцах.
К концу 2 года обучения дети овладеют знаниями и навыками:
Личностные результаты:
совершенствован индивидуальный творческий потенциал личности
ребёнка;
развиты умения и навыки познания и самопознания через искусство,
накоплен неповторимый опыт эстетического переживания;
развиты компетенции самоконтроля, самовоспитания, саморазвития.
Метапредметные результаты:
Понимает характер музыки, уметь выразить его в движении;
Умеет
выразить
свое
понимание
предлагаемой
музыки
через
импровизированный танец;
Умеет танцевать в коллективных номерах
Предметные результаты: Знает
Виды танца;
Характерные особенности классического танца, понятия: «партерный
экзерсис», «выворотность стоп», «натянутость стоп»
30
Основные понятия классического танца: «Plie», «relleve», «battement
tendu», «battement tendu jete» и т.д
Характерные особенности джазового танца, его отличия от других
танцевальных стилей, основные понятия: «body roll», «swing», «warm up»;
Характерные особенности танца «модерн», основные понятия: «центр»,
«гравитация», «контракция», «арч»;
Технику безопасности на занятиях;
Репертуар своей группы
Выполняют упражнения классического экзерсиса:
-упражнения натянутой и сокращенной стопой,
упражнения, способствующие растяжению мышц и связок всего опорнодвигательного аппарата;
-упражнения, способствующие укреплению и развитию мышц и связок,
суставов в выворотных положениях;
-упражнения на координацию движений рук, ног, корпуса, головы;
-выполняет простейшие прыжки и сочетания прыжков;
К концу 3 года обучения дети овладеют знаниями и навыкам:
Личностные результаты:
способен к саморазвитию;
развиты умения и навыки познания и самопознания через искусство,
накоплен неповторимый опыт эстетического переживания;
развиты компетенции самоконтроля, самовоспитания, саморазвития.
Метапредметные:
Осознанно применяет специальные упражнения с целью дальнейшего
самосовершенствования ;
Участвует в концертах, конкурсах, фестивалях.
Понимает характер музыки, уметь выразить его в движении;
31
Умеет танцевать в коллективе.
Предметные результаты:
Знает:
Характерные особенности данного вида хореографии;
Основные понятия классического танца: «arabesque», «por de bras», «
epaulement croise», «efface», «ecartee», «pas echappe», «pas assemble», «temps
leve», «changements de pied», «pas echappe», «pas jete», «sissonne simple».
Основные понятия танца «модерн»: «bounce», «bruch», «side stretch»,
«roll down», «emboite», «gegage», «glissade», «step boll change», «pas failli»,
«renverse».
Основные понятия джазового танца: «pointe», «flex», «hinge», «jazz
hand», «lay out»
Танцевальный репертуар студии
Основы техники безопасности на занятиях.
Выполняет упражнения классического экзерсиса:
Demi plie и grand plie
Relevé
Battement tendu
Battement tendu jete
rond de jamb parterre
sur le cou de pied
battement fondu
battement frappe
petit battement
rond de jamb en l'air
32
relevelent
développe
grand battement
Выполняет упражнения, включающие понятие: «pointe», «flex», «hinge»,
«jazz hand», «lay out».
Ориентируется на сценической площадке;
Четко выполняет хореографический рисунок;
Следует хореографической лексике.
Умеет логически мыслить в состоянии поиска образности в исполнении
танца;
К концу 4 года обучения дети овладеют знаниями и навыками:
Личностные результаты:
развит индивидуальный творческий потенциал личности ребёнка;
развиты умения и навыки познания и самопознания через искусство,
накоплен неповторимый опыт эстетического переживания;
развиты компетенций самоконтроля, самовоспитания, саморазвития.
Метапредметные:
Осознанно применяет специальные упражнения с целью дальнейшего
самосовершенствования;
Участвует в концертах, конкурсах, фестивалях.
Понимает характер музыки, уметь выразить его в движении;
Умеет танцевать в коллективе.
Предметные результаты:
Знает:
Характерные особенности данного вида хореографии;
33
Основные понятия классического танца: «Tombe», «Coupe», «Pas de
bourree», «Attitude», «Battement soutenus», «Pas de basque», «Balance en
tournant», «Glissade», «Sissonne ouverte», «Grand changements», «Grand
echappe», «Double assemble», «Sissonne ferme», «pirouettes».
Основные понятия джазового танца: «walking turn», «let auto», «step boll
chinch», «teach», «lip».
Основные понятия танца «модерн»: «центр», «гравитация», «баланс»,
«изоляция», «twist», «tilt», «drop», «release», «shake», «bump», «slides», «tap
step», «camel walk», «spider walk», «sugar leg».
Танцевальный репертуар студии.
Основы техники безопасности на занятиях.
Выполняет упражнения классического экзерсиса:
Demi plie и grand plie
Relevé
Battement tendu
Battement tendu jete
rond de jamb parterre
sur le cou de pied
battement fondu
battement frappe
petit battement
rond de jamb en l'air
relevelent
développe
grand battement
34
Выполняет упражнения, включающие понятие: «walking turn», «let
auto», «step boll chinch», «teach», «lip», «центр», «гравитация», «баланс»,
«изоляция», «twist», «tilt», «drop», «release», «shake», «bump», «slides»,«tap
step», «camel walk», «spider walk», «sugar leg».
Умеет логически мыслить в состоянии поиска образности в исполнении
танца;
Ориентируется на сценической площадке;
Четко выполняет хореографический рисунок;
Следует хореографической лексике.
Мониторинг результатов образовательной деятельности обучающихся
предполагает проведение входящего, текущего и итогового контроля.
Педагогом заполняются индивидуальные карты социокультурного развития и
освоения предметных компетенций, достижения обучающихся.
35
2.2.Условия реализации программы
Методическое обеспечение:
На каждом периоде обучения дети познают новую специфику и
сложности хореографического искусства. Если в первый год обучения
большую роль играет выразительность в танце, умение слушать музыку и
двигаться согласно ее ритму, то в дальнейшем знания суммируются и
используются для исполнения более трудных движений. Все внимание уже
отводится манере исполнения, работе в паре и ансамбле, осознании своей
творческой
деятельности,
Значительно
повышается
как
фактора
интеллектуальный
разностороннего
уровень,
развития.
художественная
выразительность и музыкальность.
Все ступени образовательного процесса содержат в себе различные
методы обучения детей в соответствии с их возрастными особенностями:
словесные методы (беседа с учащимися, рассказ интересных историй),
наглядные
методы
(использование
иллюстраций,
видеоматериала
на
занятиях). Главный метод проведения занятий- практическая работа, главной
целью которой является не только обучить грамотности исполнения
определенных движений и комбинаций, но и усвоить, а также по
возможности углубить знания.
Использование образовательных технологий на занятиях
Название
образовательно
й технологии
Цель
использования
образовательн
ой технологии
Традиционные
технологии
Воспитание
личности с
Описание порядка
использования
(алгоритм
применения)
технологии в
практической
профессиональной
деятельности
1) Приветствие
обучающихся
Результат
использования
образовательной
технологии
Благодаря
использованию
обучения
заданными
свойствами.
К
традиционным
технологиям
подготовки
относятся
методы и
рекомендации
по изучению
танцевальной
техники,
построения и
разучивание
танцевальных
комбинаций,
изучение
истории
становления и
развития
искусства
танца, общее
эстетическое
развитие
занимающихся
.
2) Исполнение
традиционного
поклона.
3) Объявление темы
занятия и краткое
пояснение основных
терминов, которые
будут
использоваться при
разучивании тех или
иных движений.
4) Демонстрация
общей комбинации
или отдельного
движения
обучающимся
5) Пошаговое
разучивание
танцевального
элемента под счет, а
затем под
музыкальное
сопровождение
6) Увеличение
темпа ( если
требуется)
7) Отработка
движения,
добавление его в
общую
танцевальную
связку, разученную
ранее.
8) Устранение
ошибок, ответы на
вопросы
обучающихся
9) Проверка
обучающихся на
внимательность (
педагог задает
вопрос о выученном
танцевальном
элементе и его
традиционных
технологий
обучения, дети
уверенно
разучивают
новый материал,
старательно
используют свои
умения и навыки
во время танца.
Повышается
самооценка
участников
образовательног
о процесса, так
как большинство
справляется с
задачей-выучить
и грамотно
исполнить как
отдельное
движение, так и
танцевальную
связку.
Пошаговое
объяснение
позволяет также
устранить
большинство
ошибок на
начальном этапе
формирования
движенческих
навыков.
37
названии)
10) Домашнее
задание (
пожелания).
Поклон.
Технология
личностноориентированн
ого обучения
Максимальное
развитие (а не
формирование
заранее
заданных)
индивидуальн
ых
познавательны
х
способностей
ребенка на
основе
использования
имеющегося у
него опыта
жизнедеятельн
ости.
1) Ориентационный
этап (договорной).
Педагог ставит
задачу — разучить и
грамотно исполнить
прыжок «соте» по 2й позиции.
2) Подготовительн
ый
этап. Дидактическа
я задача –
обеспечить
мотивацию,
актуализировать
опорные знания и
умения.
Необходимо
объяснить, почему
это нужно научиться
делать, где это
пригодится. (
Данный прыжок
позволяет развивать
«баллон»,
увеличивает силу
мышц, способствует
укреплению опорнодвигательного
аппарата и мышц
спины).
Перед выполнением
педагог должен
попросить учащихся
попрыгать на месте
с затяжкой в
воздухе, обратив
внимание на то, с
чего они начинают
Результативност
ь занятия
определяется
обобщением
полученных
знаний и умений,
оценкой их
усвоения;
анализом
результатов
групповой и
индивидуальной
работы; особым
вниманием к
процессу
выполнения
заданий, а не
только к
конечному
результату;
обсуждения в
конце занятия
того, что «мы
узнали», сколько
того, что
понравилось (не
понравилось) и
почему.
Изменяется
позиция
обучающегося—
от прилежного
исполнения к
активному
творчеству,
иным становится
его мышление:
рефлексивным,
38
Технология
игрового
обучения
Дидактические
: расширение
кругозора,
применение
ЗУН на
прыжок и в каком
положении его
завершают.
Вспомнив основные
правила исполнения
прыжка, можно
приступать к
третьей стадии
занятия.
3) Основной этап.
После того, как дети
проговорили вслух
правила исполнения
прыжка по 6-ой
позиции, можно
выполнять данный
прыжок из 2-й
позиции под счет и
музыкальное
исполнение. После
этого класс стоит
разделить по парам.
Одна часть ребят
показывает прыжок,
стараясь не
допустить ошибок, а
вторая часть
обучающихся
проверяет и
исправляет. Затем
обучающиеся
меняются местами.
4)Итоговый этап–
оценка лучших
работ, ответов,
обобщение
пройденного на
занятии.
то есть
нацеленным на
результат.
— Постановка
задачи педагогом.
— Рассмотрение
основных правил и
требований,
Применение
данной
технологии
позволяет:
пробудить
39
Технология
индивидуализа
ции обучения
практике,
развитие
определенных
умений и
навыков;
воспитание
самостоятельн
ости,
сотрудничеств
а,
общительност
и,
коммуникатив
ности;
развитие
качеств и
структур
личности;
приобщение к
нормам и
ценностям
общества,
адаптация к
условиям
среды.
предъявляемых в
процессе игры
— Проведение игры
между
обучающимися ( в
процессе которой
обучающиеся ведут
активную
коммуникативную
деятельность,
выполняют
мыслительную
работу, используют
память и
воображение)
— По истечении
игры, педагог
спрашивает о
полученных
эмоциях,
трудностях, которые
обучающиеся
преодолевали.
— Проводится
самоанализ
— Из игры
делаются выводы,
которые
способствуют
открытию новых
знаний у
обучающихся
активность
детей; вооружить
их
оптимальными
способами
осуществления
деятельности;
подвести эту
деятельность к
процессу
творчества;
опираться на
самостоятельнос
ть, активность и
общение детей.
Главная цельиндивидуальн
ого обучения
скрывается в
том, что оно
позволяет
адаптировать
содержание,
методы,
формы, темп
обучения к
— В начале занятия
ставится задачаизучить отдельные
танцевальные
движения из
русского народного
танца)
— Обучающиеся
делятся на 2 группы,
первая из которых
лучше справляется с
— Сохранение и
дальнейшее
развитие
индивидуальност
и ребенка, его
потенциальных
возможностей .
— Содействие
средствами
индивидуализаци
и выполнению
40
индивидуальн
ым
особенностям
каждого
обучающегося,
следить за его
продвижением
в обучении,
вносить
необходимую
коррекцию .
вращениями по
диагонали, а вторая
с дробями.
— Обе группы
должны разучить
требующийся
материал и
воспроизвести его,
оценивая каждый
сам себя и других
обучающихся .
-Педагог следит за
ходом выполнения и
по мере
необходимости
помогает
обучающимся.
— Проверка
выученного
материала у каждой
группы по
отдельности, а
также совместное
исполнение под
музыку ( умеренный
темп и быстрый)
учебных
программ
каждым
учащимся,
предупреждение
неуспеваемости
учащихся.
—
Формирование
обще учебных
умений и
навыков при
опоре на зону
ближайшего
развития
каждого
обучающегося
— Улучшение
учебной
мотивации и
развитие
познавательных
интересов.
— Подведение
итогов занятия.
Советы и
рекомендации
педагога каждой
группе и отдельным
обучающимся.
— Домашнее
задание ( по мере
необходимости)
Информационн
окоммуникацио
нные
технологии
Цель:
— ускорить
передачу
знаний и
накопленного
технологическ
ого и
— В начале
занятия педагог
рассказывает
обучающимся о
теме занятия и его
особенностях
проведения.
Применение
ИКТ на занятиях:
— активизирует
познавательную
деятельность
обучающихся.
Усиливает
41
социального
опыта
человечества
не только от
поколения к
поколению, но
и от одного
человека
другому.
— активное и
эффективное
внедрение
этих
технологий в
образование
является
важным
фактором
создания
системы
образования,
отвечающей
требованиям
ИО и процессу
реформирован
ия
традиционной
системы
образования в
свете
требований
современного
индустриально
го общества.
— Все обучающиеся
присаживаются на
стулья и готовятся к
просмотру
видеоматериала по
теме занятия
— По просьбе
педагога
обучающиеся
должны
внимательно
посмотреть
материал, чтобы
ответить на
необходимые
вопросы.
( также есть вариант
заранее написать
вопросы или же
задать их в устной
форме, а затем
попросить ребят
внимательно
смотреть и слушать,
чтобы суметь
ответить на них).
— Просмотр
видеоматериала.
— Обсуждение с
учащимися, а также
ответы на
поставленные
вопросы.
— Ответы на
вопросы
обучающихся ( если
есть необходимость)
— Подведение
итогов занятия.
— Домашнее
задание.
положительную
мотивацию
обучения
(анимация,
музыка);
— обеспечивает
наглядность;
— привлекает
большое
количество
дидактического
материала;
— обеспечивает
высокую степень
дифференциации
обучения
(применение
разноуровневых
заданий).
42
Методические материалы:
- продукция, дидактические материалы, которые помогают
ребёнку
освоить программу (книги, картины, видеоматериалы, предметы, с которыми
танцуют).
В период карантина программа может реализовываться с применением
дистанционных технологий, включающих себя онлайн занятия, видео мастер класс, видеозанятия, самостоятельная работа, тестирования.
Для успешной реализации программы необходим ряд условий:
своевременно выявлять проблемы, возникающих в период образовательного
процесса и решать их;
- осуществлять поиск оригинальных идей для лучшего усвоения
предлагаемого материала;
- обеспечить
занятия
необходимым
инвентарем
для
проведения
полноценной, интересной и слаженной работы с детьми разного возраста;
- творческий подход к организации учебного процесса;
- участие объединения в конкурсах и фестивалях разного уровня (от
внутренних до международных).
На занятиях обязательным является уважительное отношение ко всем
участникам
коллектива.
По
необходимости
проводятся
беседы,
выслушиваются предложения родителей, которые с радостью готовы
предложить свои способы решения возникающих трудностей. Программа
подразумевает поощрение стремлений детей задавать вопросы, давать волю
проявлениям чувств и эмоций, так как это основа артистизма, выражения
внутренних ощущений. В танцевальной сфере есть две важные задачи
исполнителей: тщательно разобрать и технически выполнить лексику
постановочного номера, а вторая задача — проявить темперамент, характер,
станцевать с чувством, эмоциональной выразительностью.
Программа основывается на двух векторах развития:
43
1.Обогащение опыта ребенка. Детям требуется время для того чтобы
уложить в себе необходимое количество информации, поэтому показывать
исходный материал нужно не спеша, делая акцент на том, что ребенку
удается, а что нет. Если длительный период у ребенка так и не получается
выполнить танцевальный элемент, следует
показать похожий элемент,
который можно понять и на его основе выполнить предыдущий. Необходимо
всегда
поддерживать
положительный
настрой
участников,
помогать
приобретать новые знания, рассказывая интересные факты, предлагать
загадки и даже говорить в стихотворной форме. Дети не должны чувствовать
себя ущемленными, нужно помочь им расслабиться и внушить доверие.
2.Последовательное расширение познавательной сферы. Родителям
требуется, как можно раньше обнаружить природные способности ребенка и
оказать ему поддержку в развитии творчества, проявления себя, как
активного и уверенного человека. Зная интересы детей, взрослые используют
свой опыт и помогают сделать правильный выбор: продолжать ли ему
формировать творческие умения и навыки в выбранной среде или же стоит
обратить свой взор в другую сторону. Недостаточно просто навязать свое
мнение ребенку, важно его заинтриговать. Чем сильнее интерес, тем больше
желание удовлетворить свои запросы, найти ответы на вопросы. Так
произойдет постепенное включение ребенка в совместную деятельность с
взрослыми.
Структура занятия
1.Обращение педагога к учащимся.
2.Исполнение поклона в знак приветствия и готовности к занятию.
3.Выполнение разминки, которая включает в себя комплекс упражнений
у станка (если он предусмотрен в зале), а также на середине зала.
4.Теоретическая часть занятия (если она имеется). Знакомство учащихся
с танцевальным материалом, особенностями стран и народов мира. Просмотр
видеофильмов с танцевальной и музыкальной тематикой.
44
5. Практическая часть занятия. Разучивание характерных танцевальных
движений. Работа над манерой исполнения. Создание хореографических
этюдов и танцев.
6.Заключительное слово педагога. Поклон.
Кадровое обеспечение:
- программа «Гармония танца» реализуется педагогом дополнительного
образования, который владеет специальной подготовкой по хореографии.
Материально-техническое обеспечение:
Для обеспечения эффективности образовательного процесса занятия
проводятся в просторном хореографическом зале с деревянным покрытием,
оснащенном зеркалами, станками. Большое значение имеет соблюдение
температурного режима, что гарантирует заботу о здоровье учащихся.
Обучающиеся должны быть обеспечены соответствующей формой
одежды для индивидуального использования, приобретённой на собственные
средства.
Обувь:
-балетки – для освоения классического танца,
-туфли (сапоги) – для освоения народного танца,
-джазовки - для изучении современных танцевальных направлений
Одежда для девочек:
- купальник, лосины и юбка, выше колен,
Одежда для мальчиков:
- белая водолазка, трико.
Также должен быть приобретён гимнастический коврик.
45
В более старшем возрасте девочкам-лосины и футболка, мальчикам-трико и
футболка. Одним из важных условий проведения занятий является наличие
прически у девочек (волосы, собранные в пучок).
Оборудование:
-Музыкальный центр с CD и FLESH носителями – 1 шт.
-Станки хореографические.
- Зеркала.
Информационное обеспечение:
Для более полного усвоения материала учебной программы педагогом хореографом на занятиях используются аудиозаписи, видеоматериалы по
хореографии, с выступлений коллективов, а также различные интернет –
ресурсы:
- http://www.gallery.balletmusic.ru - Танец от древнейших времен до наших
дней: виртуальная галерея,
- http://www.musical-sad.ru/forum/10-67-1 (образовательный портал).
2.3.Формы аттестации и оценочные материалы
Устраиваемые в конце каждого школьного периода отчетные и
открытые занятия ясно показывают путь развития детей, повышение уровня
воспитанности, дисциплины, знаний о танцевальном искусстве. Усвоение
теоретической части путем наглядного показа (использование иллюстраций,
видео-материала, аудио-дисков). Большую роль в оценке работы педагога и
воспитанников играют отзывы самих детей, их родителей, и, конечно же,
преподавательского состава школы, которые помогают корректировать
содержание дополнительной общеобразовательной программы «Гармония
развития танцем».
46
После
1-3
года
обучения обучающиеся
должны
с
легкостью
определять характер музыкального сопровождения, ориентироваться в
пространстве класса, знать правила поведения и соблюдать дисциплину,
различать танцевальные упражнения по характеру и способу исполнения.
Дети должны без труда выполнять требования и задания педагога,
предназначенные
для
повышения
физической
активности,
здоровья,
улучшения настроения и гармоничного развития в коллективе. По окончании
2 года обучения ребята уже привыкают к работе в парах с другими детьми,
обязаны относиться с уважением к партнеру, знать отличительные
особенности в работе девочек от мальчиков. Из теоретических занятий они
должны владеть знаниями о возникновении танца, первых древних плясках,
значении движения в жизни человека, и его влиянии на здоровый образ
жизни.
У детей выработается свое понимание танцевальных движений, они
научатся передавать разные образы посредством хореографии, изучат
элементы народного, классического и эстрадного танца, что еще больше
расширит их кругозор. Со временем проявится легкость, выразительность и
пластичность, исчезнет зажатость и неуверенность. Танец позволит вернуть
им душевное равновесие, исключит перепады настроения и укрепит
мышечную систему. Наиболее важным моментом станет сближение детей с
их семьей, которая на протяжении всего творческого пути должна оказывать
поддержку,
гордиться
достижениями
обучающихся.
Критерии освоения программы
Высокий уровень освоения программы
Владение терминологией и знание основных правил исполнения
движений в соответствии с годом обучения. Двигательные навыки участника
развиты комплексно, что отражается в музыкальности, ритмичности,
точности исполнения как ряда отдельных движений, так и комбинации в
танце. Активное участие в концертной деятельности, открытых занятий,
47
умении работать в коллективе и исполнении сольных партий. Обучающийся
полностью владеет предлагаемым репертуаром и выполняет необходимые
требования
педагога-хореографа.
Солирует
в
танцевальных
номерах.
Активно принимает участие в создании собственных танцевальных номеров
и успешно справляется с поставленной задачей без помощи педагога.
Участвует в конкурсах Всероссийского и Международного уровня.
Средний (достаточный) уровень освоения программы
Владение теоретическим материалом и танцевальной дисциплиной,
соответствующим году обучения. Не точное исполнение танцевальных
движений и комбинаций с точки зрения координации движений, четкости и
музыкальности. Умение работать в ансамбле. Владение репертуаром
коллектива, и
успешное выполнение требований педагога-хореографа.
Часто принимает участие в создании танцевальных номеров и успешно
справляется с поставленной задачей, иногда прибегая к помощи педагога.
Участвует в конкурсах и фестивалях на муниципальном и региональном
уровне.
Низкий уровень освоения программы
Слабое
усвоение
теоретического
материала
по
программе,
соответствующего года обучения. Допущение неточностей, при исполнении
танцевальных движений и комбинаций. Не достаточно сформированы
умения и навыки работы в ансамбле. Частичное участие в репертуаре
ансамбля, ввиду невыполнения требований педагога-хореографа. Иногда
принимает участие в создании танцевальных номеров и справляется с
задачей за счет поддержки педагога и других обучающихся. Участвует в
конкурсах и фестивалях внутри объединения, на городских и муниципальных
праздниках, конкурсах и фестивалях.
Проверка освоения программного материала проводится по всем
направлениям образовательной программы, и ее результаты фиксируются
48
портфолио обучающегося. В оценке освоения образовательной программы
учитывается участие детей в концертных программах, конкурсных и
фестивальных смотрах детского творчества.
49
Список литературы
Нормативно-правовая:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9
ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам» (далее - Порядок организации
осуществления
образовательной
деятельности
по
и
дополнительным
общеобразовательным программам);
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 г. № 533
осуществления
«О внесении изменений в порядок организации и
образовательной
деятельности
по
дополнительным
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам,
утверждённый
приказом
Министерства
просвещения
Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196»;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (далее СанПиН);
5. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242
«О
направлении информации» (вместе с методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы))»;
6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017
№ 816 «Об
утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
50
7. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
№ 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года».
8. Конвенция
о
правах
ребенка.
[режим
электронного
доступа
http://sch7.stavedu.ru/index.php?d=normative].
9. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Изд.
«Просвещение», 2009, 24 с.
10.
Устав МАУ ДО - Дом детства и юношества г. Екатеринбурга.
11.
Программа развития МАУ ДО - Дом детства и юношества.
Специальная литература:
1.
Абрамова Г.С. Возрастная психология (учебное пособие для
студентов ВУЗа) / Г.С. Абрамова — М., 1999.
2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. / А. Адлер —
Ростов-на-Дону, 1998.
3. Богданов Г.Ф.
Педагогическое руководство любительским
танцевальным коллективом. / Г.Ф. Богданов — М., 2011.
4. Бузина Т.В. Программа хореографического коллектива «Надежда» /
Т.В. Бузина — М.,2013 г.
5. Бухвостова Л.В. Балетмейстер и коллектив./ Л.В. Бухвостова, Н.И.
Заикин, С.А. Щекотихина — Орел, 2007.
6. Горшкова Е. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по
развитию у детей 5 – 7 лет творчества в танце./ Е. Горшкова — М., 2002.
7. Есаулов И.Г. Устойчивость и координация в хореографии. / И.Г. Есаулов
— Ижевск, 1992.
7. Зарецкая Н.В. Танцы для детей среднего школьного возраста.
Пособие для практических работников ДОУ./ Н.В. Зарецкая — М., 2008.
8. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. / Е.В. Конорова 51
М., 1972.
9. Пасютинская В. Волшебный мир танца. / В. Пасютинская — М.,
1985.
10. Полятков С.С. Основы современного танца. / С.С. Полятков —
Ростов-на-Дону, 2005.
11. Программа
Ритмика
и
танец
1-8
классы,
утвержденная
Министерством образования 06.03.2001.
12. Сивкова М.Г. Программа Ритмика и танец / М.Г. Сивкова — г.
Сыктывкар, 2004.
13. Череховская Р. Танцевать могут все. / Р. Череховская — Минск,
1973.
14. Яковенко А.М. Учебно-методический комплекс. Танец и методика
его преподавания: эстрадный танец. / А.М. Яковенко — Тюмень, 2010.
Интернет-ресурсы:
1.https://horeograf.ucoz.ru/blog/metodika_raboty_s_detmi_metodicheskoe_
posobie_quot_ot_ritmiki_k_tancu_quot/2011-12-08-1 - о методике партерного
экзерсиса- «Методика работы с детьми. Методическое пособие «От ритмики
к танцу».
2. Материал из Википедии — свободной энциклопедииhttp://ru.wikipedia.org
3. Каталог спортивных организаций http://sportschools.ru
4. www.horeograf.com Сайт посвящен хореографам и танцорам.
5. http://www.chel-15.ru/horejgrafia.html. Методические и дидактические
разработки по хореографии.
6. http://horeograf.ucoz.ru/blog Музыка для танцев, развивающие игры
для детей, гимнастика в стихах, методические пособия для педагога –
хореографа.
52
8. http://list.mail.ru/10091/1/0_1_0_1.html.
9.https://purpeulybka.ucoz.ru/load/velikie_tancory_khoreografy_i_baletmejs
tery_komplekt_%20plakatov/1-1-0-3 .Великие танцоры, хореографы и
балетмейстеры
10. http://www.gallery.balletmusic.ru - Танец от древнейших времен до
наших дней: виртуальная галерея
53
Приложение 1
Карта уровня развития универсальных социально - значимых
компетенций обучающихся
в МАУ ДО - Дом детства и юношества
детский коллектив _______________________________________
педагог __________________________________________________
группа_______ год обучения ______, 20__
– 20__
учебный год,
Средний балл
Установка на ЗОЖ
Овладение
необходимыми
трудовыми
предметными
навыками
Инициативность
Самоконтроль
результатов личной
деятельности
Ответственность
Личная
организованность
Трудолюбие
Способность к
конструктивному
взаимодействию
Ориентация на успех
ФИО
обучающегося
Усвоение
социальных норм и
правил
дата заполнения:______________
Оценочная шкала:
1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо);
2 балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю);
3 балла –продвинутый уровень (качество развито)
54
Карта уровня предметных компетенций у обучающихся
в МАУ ДО- Дом детства и юношества
детский коллектив ______________________________________ педагог _______________
Начало
уч. года
Ф ИО
обучающегося
Конец
уч. года
Теоретические
знаний по программе
– 20__
Начало
уч. года
учебный год, дата заполнения:_______
Конец
уч. года
Уровень
исполнительского
мастерства
Начало
уч. года
Конец
уч. года
Участие в концертах,
конкурсах
(достижения)
Средний балл
группа____ год обучения _____, 20__
Оценочная шкала:
1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо);
2 балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю);
3 балла –продвинутый уровень (качество развито).
55