Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования - Дом детства и юношества
Изобразительное искусство. Классическая
школа
д о п олн и те льн а я о б щ е о б р а зо ват е л ьн а я
общеразвивающая программа
художественной направленности
Срок реализации программы 4 года
Возраст обучающихся 7-15 лет
Разработчик:
Завьялова Надежда
Викторовна,
педагог дополнительного
образования
г. Екатеринбург, 2025г
Содержание
1.
Основные характеристики программы ....................................................................... 3
1.1.
Пояснительная записка ............................................................................................ 3
1.2.
Цель и задачи программы ............................ Ошибка! Закладка не определена.
1.3.
Содержание программы ........................................................................................... 8
1.4.
Планируемые результаты ....................................................................................... 31
2.
Организационно-педагогические условия. ................................................................ 31
2.1.
Календарный учебный график .............................................................................. 32
2.2.
Условия реализации программы ........................................................................... 32
2.3.
Формы аттестации и оценочные материалыОшибка! Закладка не определена.
Список литературы ...................................................... Ошибка! Закладка не определена.
Приложение 1 ................................................................. Ошибка! Закладка не определена.
Приложение 2 ........................................................................................................................... 39
2
1. Основные характеристики программы
1.1.
Пояснительная записка
Изобразительное искусство во всех его проявлениях сопровождает человека в
течение всей жизни. В наше время можно услышать мнение о том, что
классическая изобразительного искусства мешает развитию индивидуальности,
заставляет рисовать по шаблонам, заковывает в рамки, но на самом деле, это
инструмент, помогающий художнику. Знание техники и мастерство открывают
перспективу новых высот. Традиционные виды изобразительного искусства –
живопись и графика – не утрачивают свою актуальность и в эпоху цифровизации и
компьютерной анимации. Занятия рисунком и живописью способствуют не только
развитию творческих способностей детей, но и благоприятствуют формированию
разносторонне развитой успешной личности, способной к самовыражению
посредством изобразительного искусства.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Изобразительное искусство. Классическая школа» (далее – программа) имеет
художественную направленность. Программа предусматривает развитие
цветовосприятия, фантазии и ассоциативного мышления, зрительной памяти,
пространственного и проектного мышления.
Программа «Изобразительное
актуальна, так как:
искусство.
Классическая
школа»
1. Разработана в соответствии со следующими современными нормативными
правовыми актами и государственными программными документами, а также
локальными нормативными актами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Принято
Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ
от 29.05.2015 №996-р)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
3
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.
№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 №09-3242;
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» № 136-д от 26.02.2021
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в
образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» от 01.11.2021 №934-д4;
Устав МАУ ДО – ДДиЮ;
Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ 2025-2029гг.
2) отвечает региональным социально-экономическим потребностям и
особенностям образовательного пространства Екатеринбурга, способствуя
решению проблемы обеспечения каждому ребенку возможности максимально
полного раскрытия его творческого потенциала, развития компетенций
креативности. Уральский регион богат художественной культурой, сильными
учебными заведениями художественной направленности, компании нуждаются в
креативных, умеющих мыслить нестандартно специалистах, находящих новые
пути решения проблем, видя в них вызов своим способностям;
4
3) отвечает потребностям родителей в развитии творческой, познавательной
сферы детей, в раскрытии их творческого потенциала и коммуникативных
навыков, так как предусматривает развитие у обучающихся художественных
способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности; отвечает
потребностям детей в художественном творчестве, в приобщении к миру
современного искусства, в создании авторских художественных произведений.
Теоретический базис данной программы выстроен на основе программы
дополнительного художественного образования детей Н.В. Гросул «Студия
изобразительного творчества», рекомендованной Министерством образования и
науки РФ в 2013 году. (Гросул Н. В. Студия изобразительного творчества//
Программы дополнительного художественного образования детей. – М.:
Просвещение, 2013) и программы «Школа рисунка – графическая грамота»
Ростовцевой Н.Н. Практическая часть программы – разработка автора.
Отличие данной программы от указанных программ заключается во
включении разделов «Основы формообразования», «Масштаб и пропорции».
В основу программы положены следующие дидактические принципы
обучения: принцип творческого развития; принцип психологической
комфортности; принцип успешности; принцип доступности; принцип научности,
систематичности и последовательности; принцип наглядности; учет возрастных и
индивидуальных особенностей учащихся.
Адресат программы – дети 7-15 лет, мальчики и девочки.
Характеристика
индивидуально-психологических
обучающихся возрастной категории 7- 15 лет.
особенностей
В педагогике возраст с 7 до 15 лет принято условно делить на два периода –
младший школьный (7-10 лет) и средний подростковый (11-15 лет).
Младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития творческих
и интеллектуальных способностей. В младшем школьном возрасте основной тип
деятельности обучение. Детям 7 - 10 лет свойственны подвижность,
любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность,
подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать свое внимание
на чем-либо. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его
предложения принимаются и выполняются детьми охотно. Его суждения и оценки,
выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся
5
суждениями и оценками самих детей. Дети с удовольствием занимаются
творчеством, но нуждаются в постоянном внимании со стороны педагога.
Средний школьный возраст (11 – 15 лет) характеризуется интенсивным
развитием волевых качеств, потребности в самостоятельности, в признании среди
сверстников. Подростки стремятся к самовыражению любыми доступными им
средствами. Проявляют интерес к творческой и социальной деятельности,
обретают уверенность в своих силах и способностях. Стремятся к достижению
высоких результатов в сфере своих увлечений.
Набор детей на обучение по программе «Изобразительное искусство.
Классическая школа» осуществляется без предъявления к уровню подготовки,
возрастным и физическим возможностям и способностям.
Принципы формирования групп. Обучение осуществляется в группах.
Набор в группы свободный. Количественный состав групп – 12-15 человек для 1-го
года обучения, 10-12 человек для последующих лет обучения. Занятия могут
посещать одновременно дети разного возраста. Это расширяет поле их общения,
учит взаимодействовать, развивает коммуникабельность. В ходе занятий в
смешанной группе обучающиеся изучают общую тему, но при этом выполняют
различные по степени сложности и объему задания. При выборе задания следует
учитывать возрастные особенности, способности учащихся и их интересы.
Режим занятий. Дети занимаются по 2 часа (1 академический час составляет
45 мин.) 2 раза в неделю. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее
количество часов в неделю – 4.
Общий объём программы: 576 часов.
Срок освоения программы: 4 учебных года
Особенности организации образовательного процесса – традиционная
модель, представляющая собой линейную последовательность освоения
содержания в течение каждого года обучения.
Перечень форм обучения: фронтальная, групповая, индивидуально-групповая,
в условиях временных ограничений – с использованием дистанционных
технологий.
Перечень видов занятий: практическое занятие, беседа, открытое занятие,
экскурсия
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы: открытые занятия, итоговое занятие, мини – выставки, участие в
конкурсных выставках,
итоговая выставка. Запланированы 3 родительских
собрания, анкетирование родителей для выявления степени удовлетворённости
6
качеством дополнительных образовательных услуг; обязательное привлечение
родителей к организации и проведению экскурсий, инсталляций и выставок.
Система мониторинга осуществляется с помощью диагностических карт
теоретических и практических компетенций (Приложение 1,2).
В
процессе
реализации
программы
предусмотрено
проведение
психологической диагностики на выявление творческих способностей.
1.2.
Цели и задачи программы
Цель программы - развитие творческих способностей детей через освоение
навыков классического и современного изобразительного искусства.
Задачи программы
Образовательные:
обучать приёмам и традиционным техникам изобразительного искусства;
осваивать терминологию изобразительного искусства;
обучать основам композиции.
формировать
и совершенствовать навыки рисования различными
материалами для решения художественных задач;
Воспитательные:
воспитывать потребность в творческом самовыражении средствами рисунка;
воспитывать ценностное отношение к изобразительному искусству;
формировать навыки конструктивного взаимодействия со сверстниками,
умение быть командным игроком, работать на общий результат, понимать свою
роль и то, каков его вклад в общее дело.
Развивающие:
развивать творческие способности;
развивать цветовосприятие и световосприятие;
развивать навыки организации учебной деятельности;
развивать проектное мышление, умение планировать и анализировать
собственную деятельность и ее результаты.
7
1.2. Содержание программы
Учебный (тематический) план
1 год обучения
№
Перечень разделов, тем
1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
Введение в образовательную
программу
Искусство формы. Животный
мир
Понятие формы. Три основные
формы. «Кот, который гуляет
сам по себе»
Соразмерность. Большое и
маленькое. Треугольник. «Лис»
Редукция. Последовательность
рисунка. «Животное из
зоопарка»
Модуль. Коллективная работа
«Охота за бабочками»
Схожесть форм живой и
неживой природы «Мимикрия»
Круг, овал. «Птицы»
Разнообразие форм «Морской
мир»
Пятно.
Кляксография.
«Превращение»
Фантазийная форма. «Драконы»
Масштаб
и
пропорции.
Рисование человека
Портрет.
Анатомия.
Пропорции. «Мама»
Профиль. Пропорции. «Мечта»
Человек.
Анатомия.
Пропорции.
«Моё самое
главное увлечение»
Взрослый и ребенок. Анатомия.
Пропорции.
Сравнение.
«Семейный портрет»
Человек и животное. «Деймон»
Стилизация
человеческой
Общее
количест
во часов
в том числе
теоретиче практичес
ские
кие
(час.)
(час.)
Формы
контроля /
аттестация
опрос
2
42
1
9
1
33
4
1
3
4
1
3
8
1
7
2
1
1
4
1
3
4
6
1
1
3
5
2
1
1
8
48
1
12
7
36
6
2
4
4
6
1
2
3
4
10
2
8
6
6
1
1
5
5
опрос,
наблюдение,
просмотр
опрос,
наблюдение,
выставка
8
3.7
3.8
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
5
6
фигуры. Манга. «Герой»
Комикс. Коллективная работа.
«Звезда»
Движение, масштаб. «Комикс»
Композиционные
основы.
Город
Ритм. «Деревья»
Светлое и темное. «Ночь в
городе»
Симметрия. «Дерево и птицы»
Перспектива. «Улица»
Материал и текстура.
«Городской натюрморт»
Соподчиненность
композиционных компонентов.
«Переезд»
Контраст цвета. «Весна в
городе»
Проект «Календарь времен
года»
Итоговая выставка
Итого
2
1
1
8
44
2
7
6
37
6
8
1
1
5
7
6
4
6
1
1
1
5
3
5
6
1
5
8
1
7
6
1
5
2
144
30
2
114
опрос,
наблюдение,
выставка
защита
проекта,
просмотр
выставка
Содержание программы
1 год обучения
1. Введение в образовательную программу
Теория: Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого
года обучения. Знакомство детей друг с другом. Правила техники безопасности в
изостудии. Организация рабочего места.
Практика: Выполнение упражнения простым карандашом «Красная панда.
Научиться рисовать легко!»
2. Искусство формы. Животный мир
Тема 2.1. Понятие формы. Три основные формы. «Кот, который гуляет сам по
себе».
Теория: Латинское слово forma означает внешнее очертание, наружный вид,
структура чего-либо. Три основные формы – квадрат, треугольник и круг создаются
при помощи четырех пространственных построений. Квадрат основан на
горизонталях и вертикалях, треугольник на диагоналях, круг определяется
циркульным движением.
Практика: Выполнение работы гуашью в смешанной технике «Кот, который
9
гуляет сам по себе».
Тема 2.2. Соразмерность. Большое и маленькое. Треугольник «Лис».
Теория: Соотношение по размеру частей композиции между собой и целым.
Треугольник и фигуры, основанные на диагонали.
Практика: Выполнение работы гуашью в смешанной технике «Лис».
Тема 2.3. Редукция. Последовательность рисунка. «Животное из зоопарка».
Теория: Редукция от латинского слова «reductio» - сведение, возведение,
приведение обратно. Умение увидеть в сложной форме более простые.
Последовательность рисунка. Определение размера изображения, компоновка
изображения на листе, распределение основных направляющих и объемов,
прорисовывание конструкции, уточнение размеров и форм, их положения
относительно друг друга.
Практика: Выполнение работы гуашью в смешанной технике «Животное из
зоопарка».
Тема 2.4. Модуль. Коллективная работа «Охота за бабочками».
Теория: Модуль — это один и тот же элемент, размножив который и
комбинируя разными сочетаниями можно получать разные формы. Модуль должен
быть простым, выразительным, целостным.
"Существует бесконечное число потенциально удовлетворительных
комбинаций. Но ни одна из них не является единственно правильной эстетически.
Хотя некоторые могут показаться лучше прочих." (В. Папанек).
Практика: Выполнение коллективной работы «Охота за бабочками»,
включающей в себя индивидуальную окраску модуля и совместное выстраивание
композиции.
Тема 2.5. Схожесть форм живой и неживой природы «Мимикрия».
Теория: Мимикрия – маскировка живых существ, внешнее сходство окраски
и формы животных с тем местом, где они живут. Мимикрия свойственна всем
животным: насекомым, земноводным, рептилиям рыбам, и даже млекопитающим.
Понятия контраста и нюанса в работе с изображением, светлого и темного,
большого и маленького.
Практика: Выполнение работы гуашью в смешанной технике «Мимикрия».
Тема 2.6. Круг, овал. «Птицы».
Теория: По Иттену фигуры круга определяется циркульным движением и
включают в себя круг, эллипс, овал параболу. Любая окружность ассоциируется у
нас как нечто гармоничное. Замкнутый круг символизирует завершенность,
спокойствие от того, что нет ничего лишнего.
Практика: Выполнение упражнения цветными карандашами «Птицы», где
круг, как основная форма изображения объектов взаимодействует с круглой формой
композиции.
10
Тема 2.7. Разнообразие форм. «Морской мир».
Теория: Имея одинаковые исходные геометрические формы, возможно
создание различных изображений объектов, встречающихся в живой и неживой
природе.
Практика: Выполнение акварелью работы «Морской мир».
Тема 2.8. Пятно. Кляксография. «Превращение».
Теория: Наблюдение трансформации формы из аморфной (от греч. а —
отрицательная частица и morphē — форма) в выразительное, характерное
изображения посредством фантазии.
Практика: Нанесенная на бумагу клякса дорисовывается до узнаваемого
художественного
изображения.
Выполнение
работы
«Превращение».
Используемые материалы: акварель, цветные карандаши, фломастеры.
Тема 2.9. Фантазийная форма. «Драконы».
Теория: Изучение многообразия форм природы подводит нас к возможности
создания исключительно новой фантазийной формы.
Практика: Учащимся дается возможность создать одно, а возможно
несколько фантазийных животных, на основе полученных знаний по
формообразованию. Работа на тему «Драконы» выполняется гуашью в смешанной
технике.
3. Масштаб и пропорции. Рисование человека
Тема 3.1. Портрет. Анатомия. Пропорции. «Мама».
Теория: Портрет ка жанр в изобразительном искусстве. Виды портретов.
Необходимость знания анатомии для изображения человека. Пропорциональные
соотношения.
Практика: Работа на тему «Мама» выполняется в технике гуаши и акварели.
Работа ведется поэтапно, начиная с компоновки на листе. Опираясь на полученные
знания о анатомии и пропорциях учащиеся рисуют портрет. Затем выполняют
работу в цвете.
Тема 3.2. Профиль. Силуэт. «Мечта».
Теория: Понятие силуэта как графической техники. Знакомство с аналогами.
Выразительность изображения. Важность пропорциональных соотношений.
Введение нового понятия «автопортрет». Примеры автопортретов известных
мастеров.
Практика: Работа выполняется гуашью (силуэт) и акварелью (фон).
Учащимся дается возможность изобразить автопортрет, отразив в нем свою
индивидуальность, рассказать зрителю о своей мечте.
Тема 3.3. Человек. Анатомия. Пропорции. «Моё самое главное увлечение».
Теория: Анатомия человеческого тела для художников, основные пропорции
и соотношения. Частые ошибки в изображении фигуры.
11
Практика: Выполнение работы на тему «Моё самое главное увлечение».
Тема 3.4. Взрослый и ребенок. Анатомия. Пропорции. Сравнение.
«Семейный портрет».
Теория: Различие пропорциональных соотношений взрослого человека и
ребенка. Сравнение, анализ.
Практика: Выполнение работы в технике гуаши «Семейный портрет».
Выбор объектов изображения. Создание истории, стоящей за ним.
Тема 3.5. Человек и животное. «Деймон».
Теория: Анатомия человеческого тела, основные пропорции и соотношения.
Различие внутреннего строения животного и человека, на примере собаки.
Повторение темы масштаба, соотношение большого и маленького. Контраст
фактур.
Практика: Выполнение работы «Деймон». Учащиеся выбирают животное,
характер и внешность которых наиболее близка им. На листе нужно правильно
закомпоновать фигуру человека и животного. Технику выполнения учащиеся
выбирают самостоятельно.
Тема 3.6. Стилизация человеческой фигуры. Манга. «Герой».
Теория: Стилизация - намеренная имитация художественного стиля,
характерного для какого-либо автора, жанра, течения, определенной социальной
среды, народности, эпохи. Примеры стилизации. Разбор, анализ аналогов. Манга —
это японские комиксы, которые получили обширное распространение и за
пределами этой страны. В отличие от привычных комиксов манга выделяется
своим стилем рисовки, а именно рисовкой персонажей. Огромные кукольные глаза,
разноцветные волосы, при этом маленькие носик и рот. Эмоции персонажей
показывают гиперболизировано.
Практика: Выполнение работы в стиле японских комиксов на тему «герой».
Материалы, используемые в работе: цветные карандаши, фломастеры, акварель.
Тема 3.7. Комикс. Коллективная работа. «Звезда»
Теория: Комикс – рассказ в картинках. История «рисованного жанра».
Законы и особенности.
Практика: Занятие – игра, в ходе которой учащиеся создают комикс о
приключениях Звезды, которая попадает в самые невероятные приключения, но,
как всегда, в конце зрителя ожидает счастливый финал.
Тема 3.8. Движение, масштаб. «Комикс».
Теория: Работа с аналогами, поиск своего стиля.
Практика: Разработка своей истории в картинках. Придумывание и
прорисовка персонажей, поиск выразительных средств, собственного почерка.
Материалы, используемые в работе: цветные карандаши, фломастеры, акварель.
4. Композиционные основы. Город
12
Тема 4.1. Ритм. «Деревья».
Теория: Ритм - Повторение в определенной последовательности линий,
пятен, предметов, объектов. Чередование акцентов и пауз. Ритм в изобразительном
искусстве называют «жизнью формы». Работа с аналогами, обсуждение.
Практика: Создание графической композиции на тему «Деревья».
Тема 4.2. Светлое и темное. «Ночь в городе».
Теория: Понятия контраста и нюанса. Составление перечня различных
контрастных отношений (большое – маленькое, длинное – короткое, широкое –
узкое, толстое – тонкое, светлое – темное и т. д.).
Построение композиции на квадратных формах, основанных на вертикалях и
горизонталях: квадрат, прямоугольник, крест, меандр.
Практика: Выполнение графической композиции на тему «Ночь в городе».
Тема 4.3. Симметрия. «Дерево и птицы».
Теория: Понятия симметрии и асимметрии. Симметрия в природе.
Практика: Выполнение графической композиции на тему «Дерево и птицы».
Тема 4.4. Перспектива. «Улица».
Теория: Понятие перспективы. Прямая и обратная перспективы.
Перспектива в работах художников.
Практика: Выполнение графической композиции на тему «Улица».
Тема 4.5. Материал и текстура. «Городской натюрморт».
Теория: Понятия фактуры и текстуры. Беседа на тему зрительных и
эмоциональных ощущений, вызываемыми различными материалами (камень,
стекло, дерева, меха). Игра на тему определения материалов, когда учащийся с
закрытыми глазами должен узнать предмет на ощупь и рассказать какие
осязательные ощущения он у него вызывает.
Контраст гладкого и шершавого, твердого –мягкого, легкого - тяжелого.
Практика: Выполнение работы «Городской натюрморт» гуашью с
использованием печатных техник, используя в качестве печатей ткани различных
структур, обрезки кружева, природные материалы, самостоятельно изготовленные
штампы.
Тема 4.6. Соподчиненность композиционных компонентов. «Переезд».
Теория: Композиция – расположение элементов изображения на картинной
плоскости, позволяющее наиболее полно и сильно выразить замысел.
Композиционный центр, Взаимодействие компонентов композиции друг с другом.
Стих Э. Н. Успенского «Рыболов», иллюстрации Е Соколова.
Практика: Выполнение упражнения «Переезд». Фантазийная композиция.
Тема 4.7. Контраст цвета. «Весна в городе».
Теория: Понятие цветового круга. Противоположные цвета. Оттачивание
композиционных приемов.
13
Практика: Выполнение упражнения на тему «Весна в городе». Работа
выполняется в цвете гуашевыми красками.
5. Проект «Календарь времен года»
Теория: Изучение работ художников на тему «Времена года».
Практика: Разработка календаря «Времена года». Работа в группе. Защита
проекта.
6. Итоговая выставка
Теория: Просмотр и анализ творческих работ за учебный год.
Практика: Выбор и оформление творческих работ для выставки.
Оформление выставки.
Учебный (тематический) план
2 год обучения
№
Перечень разделов, тем
1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
3
3.1
3.2
Введение в образовательную
программу второго года
обучения
Основы графики
Линия. «Деревья»
Пятно. «Осьминог»
Фактура и текстура.
«Провинциальный городок»
Фактура и текстура.
«Антикварная лавочка»
Шрифт. Буквица.
«Фантастическое животное»
Леттеринг. «Имя – лента»
Шрифт. «Алфавит»
Комикс. «Необыкновенная
история»
Формообразование. «Животное
из геометрических фигур»
Основы живописи
Натюрморт. «Осенний
натюрморт»
Натюрморт. «Новогодний
Общее
количест
во часов
в том числе
теоретиче практичес
ские
кие
(час.)
(час.)
Формы
контроля /
аттестация
опрос
2
1
1
44
9
35
4
2
6
1
1
1
3
1
5
6
1
5
4
1
3
4
6
6
1
1
1
3
5
5
6
1
5
38
7
31
4
1
3
6
1
5
опрос,
наблюдение,
просмотр
опрос,
наблюдение,
выставка
14
3.3
натюрморт»
Мазок. «Весна, первоцветы»
2
1
1
3.4
Мазок. «Маска льва»
4
1
3
3.5
Портрет животного. «Житель
зоопарка»
Пейзаж. «Снег не всегда
белый»
Городской пейзаж. «Рынок в
городе»
Городской пейзаж. «Голубиные
крыши»
Основы рисования человека
6
1
5
4
1
3
6
1
5
6
1
5
20
4
16
4
1
3
4
1
3
6
1
5
6
1
5
28
6
22
4
6
4
1
1
1
3
5
3
4
4
6
6
4
1
1
1
1
3
3
5
6
3
29
2
115
3.6
3.7
3.8
4
4.1
4.2
4.3
4.4
5
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
6
7
8
Пропорции лица. «Портрет
мамы»
Пропорции человека
«Маленький принц»
Фигура в движении. «Зимний
поход»
Сравнение пропорций
взрослого и ребенка «Алиса в
стране чудес»
Композиционные основы
Объём. «Фантазийный куб»
Контраст. «Подводный мир»
Симметрия. «Гранатовое
дерево»
Перспектива. «Дорога к дому»
Ритм. «Деревья»
Баланс. «Башня»
Экскурсии на выставки
Проект «Открытки с видами
Екатеринбурга»
Итоговая выставка
Итого
2
144
опрос,
наблюдение,
выставка
опрос,
наблюдение,
просмотр
обсуждение
защита
проекта,
просмотр
выставка
Содержание учебного плана
1. Введение в образовательную программу второго года обучения
Теория: Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом второго
15
года обучения. Правила техники безопасности в изостудии. Организация рабочего
места.
Практика: Выполнение упражнения цветными карандашами «Секретный
сад».
2. Основы графики
Тема 2.1. Линия. «Деревья»
Теория: В графике линия - простейший, но в то же время и главный элемент
изображения. Выразительность лилейного языка графики зависит и от характера
начертания линий (прямая, кривая, толстая, тонкая, сплошная, прерывистая), от
тональности и цвета линий (черная, серая, светлая, цветная).
Практика: Выполнение работы черным маркером и ручкой «Деревья».
Тема 2.2. Пятно. «Осьминог»
Теория: Простая форма, универсальное средство, в котором скрыто
содержатся точка, линия, цвет, тон. Пятно обладает массой.
Практика: Выполнение работы черной гуашевой краской и маркером
«Осьминог».
Тема 2.3. Фактура и текстура. «Провинциальный городок»
Теория: Понятия фактуры и текстуры. Беседа на тему зрительных и
эмоциональных ощущений, вызываемыми различными материалами (камень,
стекло, дерева, меха). Игра на тему определения материалов, когда учащийся с
закрытыми глазами должен узнать предмет на ощупь и рассказать какие
осязательные ощущения он у него вызывает.
Контраст гладкого и шершавого, твердого –мягкого, легкого - тяжелого.
Практика:
Выполнение
работы
черным
маркером
и
ручкой
«Провинциальный городок».
Тема 2.4. Фактура и текстура. «Антикварная лавочка»
Теория: Научиться передавать окружение через его текстурные
характеристики. Контраст фактур.
Практика: Выполнение работы черным маркером и ручкой «Антикварная
лавочка».
Тема 2.5. Шрифт. Буквица. «Фантастическое животное»
Теория: История книгопечатанья. Использование орнаментов и узоров в
оформлении буквицы. Обзор славянских и европейских аналогов.
Практика: Выполнение работы акварелью «Фантастическое животное»
Тема 2.6. Леттеринг. «Имя – лента»
Теория: Понятие леттеринга. Отличие леттерига от каллиграфии. Виды
леттерига.
Практика: Выполнение работы черным маркером и ручкой «Имя – лента».
Тема 2.7. Шрифт. «Алфавит»
16
Теория: Понятия «шрифт» и «алфавит». История возникновения.
Начертание. Индивидуальность и настроение.
Практика: Выполнение работы цветными фломастерами «Алфавит».
Тема 2.8. Комикс. «Необыкновенная история»
Теория: Комикс – рассказ в картинках. История «рисованного жанра».
Изучение аналогов. Законы и особенности. Виды комиксов.
Практика: Выполнение работы цветными фломастерами «Необыкновенная
история».
Тема 2.9. Формообразование. «Животное из геометрических фигур»
Теория: Понятие формы. Три основные формы.
Практика: Выполнение работы цветными фломастерами «Животное из
геометрических фигур».
3. Основы живописи
Тема 3.1. Натюрморт. «Осенний натюрморт»
Теория: Жанры живописи. Роль натюрморта в истории искусства. Виды
натюрмортов. Настроение. Жизнь в неживом.
Практика: Выполнение работы гуашевыми красками «Осенний
натюрморт».
Тема 3.2. Натюрморт. «Новогодний натюрморт»
Теория:
Передача
настроения.
Понятие
объема,
перспективы,
соподчиненности элементов изображения.
Практика: Выполнение работы гуашевыми красками «Новогодний
натюрморт».
Тема 3.3. Мазок. «Весна, первоцветы»
Теория: Мазок - это маленькая часть живописной работы, его можно
сравнить с кирпичиком, из которого собирается целый дом, а из мазков, сложенных
в определенной последовательности, получаются настоящие произведения
искусства. Лепка формы. Живописные стили.
Практика: Выполнение работы гуашевыми красками «Весна, первоцветы».
Тема 3.4. Мазок. «Маска льва»
Теория: Главный инструмент живописца. Виды мазков.
Практика: Выполнение работы гуашевыми красками «Маска льва».
Тема 3.5. Портрет животного. «Житель зоопарка»
Теория: Анатомические особенности различных животных. Взаимосвязь
среды обитания, образа жизни и внешнего вида. Расположение на листе.
Передача характера, настроения.
Практика: Выполнение работы гуашевыми красками «Житель зоопарка».
Тема 3.6. Пейзаж. «Снег не всегда белый»
Теория: Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Виды пейзажей.
17
Влияние цвета на настроение работы.
Практика: Выполнение работы гуашевыми красками «Снег не всегда
белый».
Тема 3.7. Городской пейзаж. «Рынок в городе»
Теория: Понятие светлоты, светового контраста. Перспектива.
Воздушная перспектива.
Практика: Выполнение работы гуашевыми красками «Рынок в городе».
Тема 3.8. Городской пейзаж. «Голубиные крыши»
Теория: Соподчинённость элементов композиции. Сфумато. Примеры
работ великих художников. Контраст теплых и холодных оттенков.
Перспектива.
Практика: Выполнение работы гуашевыми красками «Голубиные крыши».
4. Основы рисования человека.
Тема 4.1. Пропорции лица. «Портрет мамы»
Теория: Пропорции и ракурсы в рисовании портрета. Основы анатомии
головы для художников. Портрет в изобразительном искусстве. Идеальные
пропорции. Красота в индивидуальности.
Практика: Выполнение упражнения гуашевыми красками «Портрет
мамы».
Тема 4.2. Пропорции человека «Маленький принц»
Теория: Анатомия человеческого тела для художников, основные пропорции
и соотношения. Возможности человеческого тела. Частые ошибки в изображении
фигуры. Знакомство с повестью-сказкой «Маленький принц».
Практика: Выполнение упражнения акварельными красками «Маленький
принц».
Тема 4.3. Фигура в движении. «Зимний поход»
Теория: Анатомия человеческого тела, основные пропорции и соотношения.
Фигура в динамике. Возможности человеческого тела.
Практика: Выполнение упражнения гуашевыми красками «Зимний поход».
Тема 4.4. Сравнение пропорций взрослого и ребенка «Алиса в стране чудес»
Теория: Различие пропорциональных соотношений взрослого человека и
ребенка. Сравнение, анализ.
Практика: Выполнение упражнения акварельными красками «Алиса в
стране чудес».
5. Композиционные основы
Тема 5.1. Объём. «Фантазийный куб»
Теория: Правила перспективного построения объемных форм. Плоскость и
пространство.
Практика: Выполнение работы фломастерами «Фантазийный куб».
18
Тема 5.2. Контраст. «Подводный мир»
Теория: Виды контрастов. Изучение произведений искусства, построенных
на контрасте. Выразительность в работе.
Практика: Выполнение работы акварельными красками «Подводный мир».
Тема 5.3. Симметрия. «Гранатовое дерево»
Теория: Понятие симметрии и асимметрии. Симметрия в природе.
Зеркальная симметрия.
Практика: Выполнение работы акварельными красками «Гранатовое
дерево».
Тема 5.4. Перспектива. «Дорога к дому»
Теория: Понятие перспективы. Перспектива в работах художников. Правила
построения перспективы.
Практика: Выполнение работы гуашевыми красками «Дорога к дому».
Тема 5.5. Ритм. «Деревья»
Теория: Ритм в изобразительном искусстве и ритм в музыке. Метр, как
частный случай ритма. Ритм в работах художников.
Практика: Выполнение работы черным маркером «Деревья».
Тема 5.6. Баланс. «Башня»
Теория: Равновесие и гармония в композиции. Симметричный и
асимметричный баланс.
Практика: Выполнение работы черным маркером «Башня».
6. Экскурсии на выставки.
Теория: Беседы об изобразительных приёмах художников-мастеров разных
эпох и разных стран.
Практика: Посещение художественных музеев и выставок, знакомство с
произведениями искусства (живописью, графикой, скульптурой). Виртуальное
путешествие в мир искусства: Государственная Третьяковская галерея, Музей
изобразительного искусства им. А. С. Пушкина, Музей декоративно-прикладного
искусства, Музей-квартира художника В. Васнецова.
7. Проект «Открытки с видами Екатеринбурга».
Теория: Изучение работ художников, работающих в жанре городского
пейзажа, рисовавших Екатеринбург.
Практика: Разработка серии открыток с видами Екатеринбурга. Работа в
группе. Защита проекта.
8. Итоговая выставка
Теория: Просмотр и анализ учебных и творческих работ за учебный год.
Практика: Выбор и оформление творческих работ для выставки.
Оформление выставки.
19
Учебный (тематический) план
3 год обучения
№
Перечень разделов, темы
В том числе
Общее
Формы
количество теоретическое практическое
аттестации/
часов
(час.)
(час.)
контроля
опрос
2
2.1.
2.1.1
Введение в
образовательную
программу третьего года
обучения
Рисунок
Перспектива
Куб
2.2
Штрих
8
2
6
2.2.3
Млечный путь
4
1
3
2.2.4
Шар
4
1
3
2.3.
Натюрморт
Натюрморт с
геометрическими фигурами
Натюрморт с часами
12
2
10
4
1
3
4
1
3
1
2.3.1
2.3.2
2
1
1
24
4
4
7
1
1
17
3
3
2.3.3
Натюрморт художника
4
-
4
3
Живопись
42
10
36
3.1.
Натюрморт
12
2
10
3.1.1
Осенний натюрморт
4
1
3
3.1.2
Натюрморт с атрибутами
искусств
4
1
3
3.1.3
Натюрморт с сухоцветами
4
-
4
3.2.
Пейзаж
8
2
6
3.2.1
Осень
4
1
3
3.2.2
Весна
4
1
3
3.3
3.3.1
3.3.2
3.3.3
3.4.
3.4.1
Анималистика
Зоопарк
Страж Урала
Птичий базар
Бытовой жанр
Зимние забавы.
Ирбитская ярмарка.
Хоровод.
12
4
4
4
10
4
3
1
1
1
2
1
9
3
3
3
8
3
6
1
5
3.4.2
опрос,
наблюдение,
просмотр
опрос,
наблюдение,
20
выставка
4
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
4.7.
4.8.
4.9.
Основы композиции
Статика. Город
Динамика. Ветер в городе
Соподчиненность
композиционных
компонентов. Переезд
Симметрия. Коллективная
работа. Охота за бабочками
Фактура и текстура. Птица –
рыба
Перспектива. Коты
Обратная перспектива.
Слоны
Взаимодействие
композиционных
компонентов. Война ромбов
и кругов
Соподчиненность
композиционных элементов.
Моя планета
Цветоведение
Цветовой круг. Дерево
воздушных шаров
34
4
9
1
27
3
4
1
3
4
1
3
2
1
1
4
1
3
4
1
3
4
1
3
4
1
3
опрос,
наблюдение,
выставка
4
1
3
8
2
6
2
1
1
6
1
5
Масштаб и пропорции.
Рисование человека
Портрет. Анатомия.
Пропорции. Мама
Профиль. Пропорции.
Космос
Человек. Анатомия.
Пропорции. Спорт
22
7
17
6
2
4
4
1
3
6
2
4
6
2
4
опрос,
наблюдение,
выставка
7
Взрослый и ребенок.
Анатомия. Пропорции.
Сравнение. Семейный
портрет
Проект. Планета мечты
6
1
5
защита
проекта
8
Экскурсии на выставки
4
-
4
9
Итоговые выставки
2
-
2
144
33
119
5
5.1
5.2
6
3.1
3.2
3.3
3.4
Теплые и холодные цвета.
Зимний трамвай
Итого
опрос,
наблюдение,
просмотр
просмотр
выставки
21
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Введение в образовательную программу третьего года
обучения
Теория: Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом третьего года
обучения. Правила техники безопасности в изостудии. Организация рабочего
места.
Практика: Выполнение упражнения «Остров летающих жирафов». Коллективная
работа.
Раздел 2. Рисунок
Тема 2.1. «Куб» изучение перспективы
Теория: Знакомство с перспективой, технология построения предметов, умение
правильного размещения изображения на листе.
Рисунок – структурная основа изображения. Реалистичность изображения.
Практика: Выполнение упражнения «Куб» простыми карандашами различной
мягкости.
Тема 2.2. Штрих по форме
Теория: Придание объема, обозначение света и тени. Штриховка по форме,
перекрестная штриховка. Основные ошибки.
Практика: Выполнение упражнения «Млечный путь», «Шар» простыми
карандашами различной мягкости.
Тема 2.3. Натюрморт
Теория: Понятие формы, размера, перспективы. Закрепление навыка штрихования.
Освоение основ объемно-пространственной конструкции, пространственных
соотношений.
Практика: «Натюрморт с геометрическими фигурами» - изображение трех,
разных по форме, геометрических фигур, простыми карандашами различной
мягкости. Выполнение упражнений на темы «Натюрморт с часами», «Натюрморт
художника» простыми карандашами различной мягкости.
Раздел 3. Живопись
Тема 3.1. Натюрморт
Теория: Композиционное размещение изображения на листе бумаги.
Взаимодействие предметов между собой. Цвет в натюрморте, Взаимодействие
теплых и холодных оттенков, яркость, контрастность. Воздушная (тональная)
перспектива.
Психология восприятия цвета.
Практика: Выполнение упражнений «Осенний натюрморт», «Натюрморт с
атрибутами искусств», «Натюрморт с сухоцветами».
Тема 3.2. Пейзаж.
22
Теория: Композиционное размещение изображения на листе бумаги.
Взаимодействие предметов между собой. Цвет в пейзаже. Взаимодействие теплых
и холодных оттенков, яркость, контрастность. Воздушная перспектива.
Практика: Выполнение упражнений «Осень», «Весна» гуашевыми красками.
Тема 3.3. Анималистика
Теория: Анималистический жанр в искусстве. История развития анималистики.
Опора на анатомию при построении формы. Статика и динамика при изображении
животного.
Практика: Выполнение упражнений в технике мазка и лессировки «Зоопарк»,
«Страж Урала», «Птичий базар».
Тема 3.4. Бытовой жанр
Теория: Бытовой жанр в искусстве, история его развития. Многофигурная
композиция. Использование многоплановости, размерности и композиционных
осей, контрастности для выделения композиционного центра.
Практика: Выполнение упражнений «Ирбитская ярмарка», «Хоровод».
Раздел 4. Основы композиции
Тема 4.1. Статика. «Город»
Теория: Понятия статики и динамики, их роль в построении композиции.
Примеры статичных композиций.
Линия горизонта. Перспектива. Разнообразие архитектурных форм, коммуникаций.
Индустриальная красота.
Практика: Выполнение упражнения «Город» гелевой ручкой черного цвета.
Тема 4.2. Динамика. «Ветер в городе»
Теория: Понятие динамики, ее отличие от статики. Примеры динамичных
композиций, их характер.
Практика: Выполнение упражнения «Ветер в городе» гелевой ручкой черного
цвета.
Тема 4.3. Соподчиненность композиционных компонентов. «Переезд»
Теория: Расположение элементов изображения на картинной плоскости,
позволяющее наиболее полно и сильно выразить замысел. Композиционный центр,
Взаимодействие компонентов композиции друг с другом.
Стих Э. Н. Успенского «Рыболов», иллюстрации Е Соколова.
Практика: Выполнение упражнения «Переезд». Фантазийная композиция.
Тема 4.4. Коллективная работа «Охота за бабочками». Симметрия
Теория: Понятия симметрии и асимметрии. Симметрия в природе.
Практика: Занятие- игра, в ходе которого ребятам нужно собрать на своем листе
множество бабочек и правильно их разместить. Можно вырезать силуэты больших
бабочек и перемещая их на классной доске с помощью магнитов поискать
23
различные композиционные решения. Упражнение на тему симметрии, рисование
простых симметричных форм двумя руками одновременно.
Тема 4.5. Фактура и текстура. «Птица – рыба»
Теория: Понятия фактуры и текстуры. Беседа на тему зрительных и
эмоциональных ощущений, вызываемыми различными материалами (камень,
стекло, дерева, меха). Игра на тему определения материалов, когда учащийся с
закрытыми глазами должен узнать предмет на ощупь и рассказать какие
осязательные ощущения он у него вызывает.
Контраст гладкого и шершавого, твердого –мягкого, легкого - тяжелого.
Практика: Выполнение упражнения тему «Птица-рыба». Цветная графика.
Тема 4.6. Перспектива. «Коты»
Теория: Линейная перспектива в декоративной композиции. Примеры работ.
Кошки в работах известных художников.
Практика: Упражнение на тему «Коты», выполненное гуашевыми красками.
Фантазийная композиция.
Тема 4.7. Обратная перспектива. «Слоны»
Теория: Виды перспективы. Понятие обратной перспективы. Примеры работ.
Практика: Упражнение на тему «Слоны», выполненное гуашевыми красками.
Фантазийная композиция.
Тема 4.8. «Война ромбов и кругов». Взаимодействие композиционных
компонентов
Теория: Беспредметная композиция. Примеры, экскурс в историю. Выражение
эмоций. Эмоциональное воздействие на зрителя.
Практика: Упражнение на тему «Война ромбов и кругов». Черно-белая графика.
Также подготовительное упражнение на классной доске, где мы попробуем
изобразить поле боя насекомых с помощью вырезанных из бумаги форм,
прикрепленных к доске магнитами, для более легкого перехода в область
беспредметной композиции.
Тема 4.9. Соподчиненность композиционных элементов. «Моя планета»
Теория: Понятие композиционного центра и соподчиненности композиционных
элементов. Зачитать отрывок из «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери.
Практика: Упражнение на тему «Моя планета», в ходе которого ребятам надо
задуматься о своих увлечениях, мечтах. Найти и собрать частички своего
внутреннего мира и представить, как бы могла выглядеть их планета. Работа
начинается с рисования круга, изображающего планету. Фантазийная композиция.
Раздел 5. Цветоведение
Тема 5.1. Цветовой круг. «Дерево воздушных шаров»
24
Теория: Разбор на основе двенадцатичастного цветового круга таких понятий как
цветовой тон, светлота и насыщенность. Изучение основных, вторичных и
дополнительных цветов.
Практика: В ходе занятия ребята должны выполнить упражнение, придумав
сказочное дерево воздушных шаров. Работа выполняется в цвете гуашевыми
красками.
Тема 5.2. Теплые и холодные цвета. «Зимний трамвай»
Теория: Деление цветов на теплые и холодные, относительность деления. Лунный
свет, его природа и искусственный теплый свет.
Практика: Выполнение упражнения на тему «Зимний трамвай» с использованием
теплых и холодных цветов.
Раздел 6. Масштаб и пропорции. Рисование человека
Тема 6.1. Портрет. Анатомия. Пропорции. «Мама»
Теория: Пропорции и ракурсы в рисовании портрета. Основы анатомии головы
для художников. Портрет в изобразительном искусстве. Идеальные пропорции.
Красота в индивидуальности.
Практика: Выполнение упражнения гуашевыми красками «Мама».
Тема 6.2. Профиль. Пропорции. «Космос»
Теория: Особенности построения головы в профиль.
Практика: Выполнение упражнения «Космос».
Тема 6.3. Человек. Анатомия. Пропорции. «Спорт»
Теория: Анатомия человеческого тела для художников, основные пропорции и
соотношения. Возможности человеческого тела. Частые ошибки в изображении
фигуры. Фигура в динамике.
Практика: Выполнение упражнения «Спорт». Фантазийная композиция.
Тема 6.4. Взрослый и ребенок. Анатомия. Пропорции. Сравнение. «Семейный
портрет»
Теория: Различие пропорциональных соотношений взрослого человека и ребенка.
Сравнение, анализ.
Практика: Выполнение упражнения «Семейный портрет».
Раздел 7. Проект. «Планета мечты»
Теория: Изучение работ художников и произведения писателей, в которых они
изображали мечты.
Практика: Выполнение коллективного проекта «Планета мечты».
Раздел 8. Итоговые выставки
Теория: Просмотр и анализ учебных и творческих работ за учебный год.
Практика: Выбор и оформление творческих работ для выставки. Оформление
выставки.
25
Учебный (тематический) план
4 год обучения
№
Перечень разделов, темы
В том числе
Общее
Формы
количество теоретическое практическое
аттестации/
часов
(час.)
(час.)
контроля
опрос
2
2.1.
2.1.1
Введение в
образовательную
программу четвертого года
обучения
Рисунок
Перспектива
Портал
2.2
Штрих
8
2
6
2.2.3
Паттерн
4
1
3
2.2.4
Шар и куб
4
1
3
2.3.
Натюрморт
Натюрморт с
геометрическими фигурами
Гипсы
12
2
10
4
1
3
4
1
3
1
2.3.1
2.3.2
2
1
1
24
4
4
5
1
1
17
3
3
2.3.3
Драпировка
4
-
4
3
Живопись
42
9
36
3.1.
Натюрморт
12
2
10
3.1.1
Сине-белый натюрморт
4
1
3
3.1.2
Русское чаепитие
4
1
3
3.1.3
Красный натюрморт
4
-
4
3.2.
Пейзаж
8
2
6
3.2.1
Дождливый
4
1
3
3.2.2
Солнечный
4
1
3
3.3
3.3.1
3.3.2
3.3.3
3.4.
3.4.1
Анималистика
Зоопарк
Ящерки Бажова
Продавец земноводных
Бытовой жанр
Масленица
12
4
4
4
10
4
3
1
1
1
2
1
9
3
3
3
8
3
3.4.2
Базар
6
1
5
опрос,
наблюдение,
просмотр
опрос,
наблюдение,
26
выставка
4
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
4.7.
4.8.
Основы композиции
Статика. Завод
Динамика. Велосипедная
гонка
Соподчиненность
композиционных
компонентов. Объемная
абстракция
Симметрия. Коллективная
работа. Старая дверь
Фактура и текстура. Кит кот
Перспектива. Колоннада
Обратная перспектива.
Синий город
Геометрический паттерн
34
4
9
1
27
3
4
1
3
4
1
3
2
1
1
4
1
3
4
1
3
4
1
3
4
1
3
4.9.
Анималистический паттерн
4
1
3
5
5.1
Цветоведение
Цветовой шар. Библиотека
8
2
2
1
6
1
5.2
Теплые и холодные цвета.
Лодки
опрос,
наблюдение,
выставка
опрос,
наблюдение,
просмотр
6
1
5
22
7
17
6.1
Масштаб и пропорции.
Рисование человека
Портрет. Шарманщик
6
2
4
6.2
Профиль. На старте
4
1
3
6.3
6
2
4
6
2
4
опрос,
наблюдение,
выставка
7
Человек. Анатомия.
Пропорции. Балет
Взрослый и ребенок.
Анатомия. Пропорции.
Сравнение. Семейный
портрет
Проект. Экология
6
1
5
защита
проекта
8
Экскурсии на выставки
4
-
4
2
-
2
144
34
110
6
6.4
9
Итоговые отчетные
выставки
Итого
просмотр
выставки
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Введение в образовательную программу четвертого года
обучения
27
Теория: Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом четвертогогода
обучения. Правила техники безопасности в изостудии. Организация рабочего
места.
Практика: Выполнение упражнения «Аксолотль». Коллективная работа.
Раздел 2. Рисунок
Тема 2.1. «Портал» изучение перспективы
Теория:
продолжение знакомства с перспективой, технология построения
предметов, умение правильного размещения изображения на листе.
Рисунок – структурная основа изображения. Реалистичность изображения.
Практика: Выполнение упражнения «Портал» простыми карандашами различной
мягкости.
Тема 2.2. Штрих по форме
Теория: Придание объема, обозначение света и тени. Штриховка по форме,
перекрестная штриховка. Основные ошибки.
Практика: Выполнение упражнения «Паттерн», «Шар и куб» простыми
карандашами различной мягкости.
Тема 2.3. Натюрморт
Теория: Понятие формы, размера, перспективы. Закрепление навыка штрихования.
Освоение основ объемно-пространственной конструкции, пространственных
соотношений.
Практика: «Натюрморт с геометрическими фигурами» - изображение трех, разных
по форме, геометрических фигур, простыми карандашами различной мягкости.
Выполнение упражнений на темы «Гипсы», «Драпировка» простыми карандашами
различной мягкости.
Раздел 3. Живопись
Тема 3.1. Натюрморт
Теория: Композиционное размещение изображения на листе бумаги.
Взаимодействие предметов между собой. Цвет в натюрморте, Взаимодействие
теплых и холодных оттенков, яркость, контрастность. Воздушная (тональная)
перспектива.
Психология восприятия цвета.
Практика: Выполнение упражнений «Сине-белый натюрморт», «Русское чаепитие»,
«Красный натюрморт».
Тема 3.2. Пейзаж.
Теория: Композиционное размещение изображения на листе бумаги.
28
Взаимодействие предметов между собой. Цвет в пейзаже. Взаимодействие теплых
и холодных оттенков, яркость, контрастность. Воздушная перспектива.
Практика: Выполнение упражнений «Дождливый», «Солнечный» гуашевыми
красками.
Тема 3.3. Анималистика
Теория: Анималистический жанр в искусстве. История развития анималистики.
Опора на анатомию при построении формы. Статика и динамика при изображении
животного.
Практика: Выполнение упражнений в разных графических техниках «Зоопарк»,
«Ящерки Бажова», «Продавец земноводных».
Тема 3.4. Бытовой жанр
Теория: Бытовой жанр в искусстве, история его развития. Многофигурная
композиция. Использование многоплановости, размерности и композиционных
осей, контрастности для выделения композиционного центра.
Практика: Выполнение упражнений «Масленица», «Базар».
Раздел 4. Основы композиции
Тема 4.1. Статика. «Завод»
Теория: Теория: Понятия статики и динамики, их роль в построении композиции.
Примеры статичных композиций.
Линия горизонта. Разнообразие архитектурных форм, коммуникаций.
Индустриальная красота.
Практика: Выполнение упражнения «Завод» гелевой ручкой черного цвета.
Тема 4.2. Динамика. «Велосипедная гонка»
Теория: Понятие динамики, ее отличие от статики. Примеры динамичных
композиций, их характер.
Практика: Выполнение упражнения «Велосипедная гонка» масляной пастелью.
Тема 4.3. Соподчиненность композиционных компонентов. «Объемная
абстракция»
Теория: Расположение элементов изображения на картинной плоскости,
позволяющее наиболее полно и сильно выразить замысел. Композиционный центр,
Взаимодействие компонентов композиции друг с другом.
Практика: Выполнение упражнения «Объемная абстракция».
Фантазийная
композиция.
Тема 4.4. Симметрия. Коллективная работа. «Старая дверь»
Теория: Понятия симметрии и асимметрии. Симметрия в природе.
Практика: Выполнение упражнения «Старая дверь» цветными маркерами.
Тема 4.5. Фактура и текстура. «Кит – кот»
29
Теория: Понятия фактуры и текстуры. Беседа на тему зрительных и
эмоциональных ощущений, вызываемыми различными материалами (камень,
стекло, дерева, меха). Игра на тему определения материалов, когда учащийся с
закрытыми глазами должен узнать предмет на ощупь и рассказать какие
осязательные ощущения он у него вызывает.
Контраст гладкого и шершавого, твердого –мягкого, легкого - тяжелого.
Практика: Выполнение упражнения тему «Кит - кот». Цветная графика.
Тема 4.6. Перспектива. «Колоннада»
Теория: Линейная перспектива в декоративной композиции. Понятие греческого
ордера. Колоннады в работах художников.
Практика: Упражнение на тему «Колоннада», выполненное черной гелевой
ручкой.
Тема 4.7. Обратная перспектива. «Синий город»
Теория: Виды перспективы. Понятие обратной перспективы. Примеры работ.
Практика: Упражнение на тему «Синий город», выполненное пастелью.
Фантазийная композиция.
Тема 4.8. Геометрический паттерн
Теория: Понятие паттерна, виды. Паттерн в современном графическом дизайне.
Практика: Упражнение на тему «Геометрический паттерн». Черно-белая графика.
Тема 4.9. Анималистический паттерн
Теория: Понятие паттерна, виды. Паттерн в современном графическом дизайне.
Практика: Упражнение на тему «Анималистический паттерн». Цветная графика.
Раздел 5. Цветоведение
Тема 5.1. Цветовой шар. «Библиотека»
Теория: Основные взаимоотношения хроматических цветов, а также их
взаимодействие с чёрным и белым цветом
Практика: Выполнение упражнения «Библиотека». Работа выполняется в цвете
гуашевыми красками.
Тема 5.2. Теплые и холодные цвета. «Лодки»
Теория: Деление цветов на теплые и холодные, относительность деления.
Практика: Выполнение упражнения на тему «Лодки» с использованием теплых и
холодных цветов.
Раздел 6. Масштаб и пропорции. Рисование человека
Тема 6.1. Портрет. «Шарманщик»
Теория: Пропорции и ракурсы в рисовании портрета. Основы анатомии головы для
художников. Портрет в изобразительном искусстве. Идеальные пропорции. Красота
30
в индивидуальности.
Практика: Выполнение упражнения гуашевыми красками «Шарманщик».
Тема 6.2. Профиль. «На старте»
Теория: Особенности построения головы в профиль.
Практика: Выполнение упражнения «На старте».
Тема 6.3. Человек. Анатомия. Пропорции. «Балет»
Теория: Анатомия человеческого тела для художников, основные пропорции и
соотношения. Возможности человеческого тела. Частые ошибки в изображении
фигуры. Фигура в динамике.
Практика: Выполнение упражнения «Балет». Фантазийная композиция.
Тема 6.4. Взрослый и ребенок. Анатомия. Пропорции. Сравнение. «Семейный
портрет»
Теория: Различие пропорциональных соотношений взрослого человека и ребенка.
Сравнение, анализ.
Практика: Выполнение упражнения «Семейный портрет».
Раздел 7. Проект. «Экология»
Теория: Что это за наука и что она изучает. Виды экологии. Дизайн в экологии.
Практика: Выполнение коллективного проекта «Экология».
Раздел 8. Итоговые выставки
Теория: Просмотр и анализ учебных и творческих работ за учебный год.
Практика: Выбор и оформление творческих работ для выставки. Оформление
итоговой отчетной выставки.
1.3 Планируемые результаты и способы их определения
Личностные:
• умеет анализировать, делать выводы и принимать рациональные решения;
• способен находить нестандартные решения, видеть ситуацию с различных
сторон, выходить за рамки привычного и не следовать за стереотипами;
• сформирована уверенность в своих знаниях и умениях;
• развито свето- и цветовосприятие;
• умеет аргументированно отстаивать свою точку зрения;
• сформирована потребность в занятиях изобразительным искусством;
• сформированы общеучебные навыки.
Метапредметные:
• способен к анализу собственной деятельности и деятельности других;
31
• сформирован
навык
планирования
этапов
реализации
творческогопроекта, замысла;
• владеет начальными навыками работы с информацией;
• сформированы навыки взаимодействия в коллективе.
Предметные:
Знает:
• основные художественные термины и понятия;
• основы формообразования;
• требования к оформлению выставочных работ.
Умеет:
• использовать в работе основы композиции;
• проявлять навыки изобразительной деятельности;
• рисовать фигуру человека, применяя пропорции и масштаб.
своего
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных занятий
Количество часов в неделю
Количество часов в год
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы
9
Выходные дни
10
Окончание учебного года
2.2.
36 в год
72 в год
4
144
17
19
11 сентября
31 декабря – 9
января
31 мая
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Помещение:
Учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых
занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами:
- столы и стулья для педагога и учащихся - 16 шт.,
32
- классная доска -1 шт.,
- шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий –
2 шт.,
- проектор – 1 шт.,
- экран – 1шт.
Материалы, необходимые для занятий по программе:
- ватман, акварельная бумага форматов А2, А3, А4;
- карандаши (различных степеней твердости), ластики;
- цветные карандаши, фломастеры;
- гуашевые и акварельные краски, не менее 12 цветов;
- кисти различных размеров;
- ножницы, линейки, точилки для карандашей, стаканы для воды.
Методическое обеспечение
Используемые методические пособия и материалы представлены в списке
литературы.
Выбор методов обучения определяется с учетом возможностей обучающихся,
возрастных и психофизических особенностей детей, специфики изучения данного
курса.
Методы обучения детей:
объяснительно-иллюстративный
–
беседа
и
демонстрация
педагогом
приемов работы, наглядных пособий, показ мультимедийных материалов,
фотографий; дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
практические методы - как индивидуальная практическая работа детей (от
выполнения упражнения по образцу для овладения приемами работы и
приобретения навыков до самостоятельной работы по авторскому эскизу), так и
коллективная работа по созданию общей декоративной композиции;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске материалов и
техник, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельный поиск материалов и техник для
реализации творческого замысла;
проектные методы – планирование и реализация творческого замысла как
индивидуально, так и в группе
33
В соответствии с региональной и федеральной политикой в сфере
образования, наряду с традиционными классическими образовательными методами
и формами работы применяются современные образовательные технологии:
личностно-ориентированные
коллективного
технологии
творческого
дела
в
обучении;
технология
информационно-коммуникативных
технологий и электронного обучения (онлайн-занятие; мастер - класс).
В основе содержания деятельности – личностно - ориентированные
технологии обучения. Их применение обеспечивает уважение к личности
каждого ребенка, внимание к его внутреннему миру и его неповторимости,
позволяет подбирать индивидуальный ритм выполнения заданий.
Обучение
направлено на развитие личности ребенка в ситуации успеха.
Структура занятия:
1) организация рабочего места
2) повторение пройденного материала
3) организация и проведение занятия (включает следующие структурные
элементы:
-
инструктажи по технике безопасности: вводный – проводится перед
началом практической
работы, текущий
–
во
время выполнения
практической работы, заключительный;
-
практическая работа;
-
физкультминутки;
-
подведение итогов, анализ, оценка работ;
-
приведение в порядок рабочего места.
Для удержания внимания детей на занятии и во избежание их переутомления,
виды деятельности могут меняться несколько раз.
Вся деятельность на занятии нацелена на поддержание у детей оптимизма и
уверенности в своих силах. Вместе с тем предъявляется требования к тому, чтобы
ребенок доводил работу до конца, чтобы качество изделия было высоким.
Информационные условия:
Дистанционные технологии и электронное обучение применяются в случае
34
введения карантина / временных ограничений на посещение ОО. Используемые
ресурсы для электронного обучения:
1. http://www.proshkolu.ru/user/gridina/blog/77898/ http://www.openclass.ru/wikipages/50648 Страничка изобразительного искусства
2. http://www.izorisunok.ru/ живопись акварелью
3. http://www.artap.ru/galery.htm Женские портреты великих мастеров.
4. http://www.art-paysage.ru/ арт- пейзаж.
5. http://www.kalyamalya.ru/modules/myarticles/topics.php?op=listarticles&topic_i
d=4&ob=6&sn=20&st=40 учимся рисовать.
1. Информационное оснащение образовательного процесса - оформление
стендов и размещение информации для родителей.
2. Наличие выбора информационных ресурсов (достижение оптимального
состояния сочетания электронных и традиционных информационных
ресурсов)
3. Анкетирование родителей
4. Размещение информационных и содержательных материалов на сайте
Дома детства и юношества Кировского района.
5. Группа для родителей в WhatsApp
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для
диагностика
контроля
и
анализа достигнутых
результатов
проводится
уровня развития личностных, предметных и метапредметных
компетенций (Индивидуальные диагностические карты в Приложении). Контроль
и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной
динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с
другими детьми.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы: мини – выставки, участие в конкурсных выставках,
итоговая
выставка. Запланированы 3 родительских собрания, анкетирование родителей для
выявления
степени
удовлетворённости
качеством
дополнительных
35
образовательных услуг; обязательное привлечение родителей к организации и
проведению экскурсий, инсталляций и выставок.
Для успешной реализации данной программы используются следующие
формы контроля: входной, тематический и итоговый контроль.
Входной
контроль
служит
для
проведения
начальной
диагностики
обучающихся при поступлении в детское объединение, выявления имеющихся
знаний по предмету, определения направления и формы работы с каждым
обучающимся и перспективы работы с группой. Методы входного контроля:
собеседование, наблюдение.
Тематический контроль служит для подведения итогов изучения темы
(раздела). Методы контроля: педагогическое наблюдение и анализ, анализ
продуктивной
деятельности
обучающихся,
самоконтроль
и
самооценка
обучающихся.
Форма итоговой аттестации - выставка.
36
Список литературы
Нормативно-правовая литература указана в Пояснительной записке
Психолого-педагогическая литература:
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.:
Питер, 2018. - 317 c.
2. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2017. - 352 c.
3. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования - В.П. Голованов. - М.: Юрайт, 2018.- 282 с.
4. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству/ Н.В. Дубровская. / Н.В. Дубровская
- СПб.: Детство-Пресс, 2017.- 119 с .
5. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика: Учебно-методическое пособие / Д.В.
Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры / И.В. Патрушева. - М.: Юрайт,
2019. - 130 с.
7.Педагогика
дополнительного
образования.
Психолого-педагогическое
сопровождение детей / ред. Байбородова Л. В. - М.: Юрайт, 2019. 364 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. –
Рн/Д: Феникс, 2019. - 687 c.
9. Суртаева, Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии / Н.Н. Суртаева.- М.:
Юрайт, 2019. - 250 с.
10. Хуторской, А.В. Педагогика / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2019. - 312 c.
Специальная литература:
1. Базанова, М. Д. Пленэр / М.Д. Базанова. - М.: Изобразительное искусство, 2018.184 с.
2. Гарни, Д. Цвет и свет. / Д. Гарни. - М.: Эксмо, 2018.- 104 с.
3. Комарова, Т. С. Цвет в детском изобразительном творчестве / Т.С. Комарова. - М.:
Педагогическое общество России, 2019. - 104 с.
4. Корнева, Г.Н. Бумага / Г.Н. Корнева. - СПб.: Кристалл, 2017.- 123 с.
37
5. Луковенко, Б. А. Рисунок пером / Б.А. Луковенко. - М.: Изобразительное
искусство, 2019.- 146 с.
6. Митителло, К.Р. Аппликация. Техника и искусство / К.Р. Мититтелло. - М.:
Эксмо-Пресс, 2018. – 172 с.
7. Михайлов А. М. Искусство рисунка / А.М. Михайлов. - М.: Изобразительное
искусство, 2019. - 218 с.
8.Смит, С. Рисунок. Полный курс / С. Смит. - М.: Внешсигма, 2018. – 279 с.
Литература для родителей
1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и
творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2018. - 384 c.
2. Заводова, Т. Е. Успешный ребенок / Т.Е. Заводова. - Минск: Красико-Принт,
2019. – 216 с.
3. Творчество в жизни ребенка / Под редакцией В.В. Кузина, А.П. Матвеев. М.:
Фрахт, 2017. – 118 с.
4. Полунина, В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья / В.Н. Полунина. - М.: Искусство
и образование, 2018.- 231 с.
Литература для детей
1.Винокурова, Н.К. Порисуем вместе / Н.К. Винокурова. - М.: РОСТ, 2018.- 174 с.
2. Давыдова, С.А. Мои друзья – краски, кисти, мяч, скакалка / С.А. Давыдова. –
Челябинск: ИНФО, 2020. – 128 с.
3. Я познаю мир. Искусство. Энциклопедия. - М.: РОСМЭН, 2018. – 216 с.
4.Дикинс, Р. Как научиться рисовать лица. /Р. Дикинс. – М.: РОСМЭН, 2019. – 186
с.
5.Лахути, М. Д. Как научиться рисовать. / М.Д. Лахути. – М.: РОСМЭН, 2018. – 122
с.
7.Сэвидж, Х. Приключения в мире живописи. / Х. Сэвидж. – М.: РОСМЭН, 2018. –
212 с.
38
Приложение 1
Индивидуальная карта "Предметные компетенции"
обучающегося изостудии __________________
На каждый год обучения
критерий
1.Знание художественных
терминов
2. Знание основ
формообразования
3. Овладение основными
навыками ИЗО
4. Рисование человека
5. Знание основ композиции
средний балл
начало
уч/года
конец уч/года
Уровень освоения
программы (%)
0
0
0
0
0
0
0
0
Оценочная шкала:1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо);
2 балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю);
3 балла – оптимальный уровень (качество присутствует);
4 балла – продвинутый уровень (качество развито)
39
Ф.И.
обучающегося
Средний балл
Эмоциональная отзывчивость,
толерантность
Способность к установлению
контактов и конструктивному
взаимодействию
Личная организованность и
ответственность
Умение быть командным игроком,
работать на общий результат
Инициативность, творческая
активность
Целеустремленность, трудолюбие и
ориентация на успех
Воображение, фантазия, умение
работать не по шаблону
Рефлексивность, самоконтроль
результатов личной деятельности
Приложение 2
Диагностическая карта уровня развития 4К компетенций обучающихся
Разработано в МАУ ДО – ДДиЮ, г. Екатеринбург
Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2 балла – базовый
уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла – оптимальный уровень (качество
присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество развито)
40
Приложение 3
№
п/п
Ф.И.
обучающегося
Уровень
практической
подготовки
Показатели
Уровень
теоретической
подготовки
Сводная карта освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
(предметная компетентность)
Уровень освоения
дополнительной
образовательной программы
А
Б
В баллах
(А+Б):2
1
2
Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2 балла –
базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла – оптимальный
уровень (качество присутствует).
41
Приложение 4
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Поделитесь, пожалуйста, вашим мнением о качестве образования в
творческом объединении ДДиЮ, которое посещает Ваш ребенок.
Прочитайте внимательно каждое утверждение. Если вы с ним согласны, то поставьте рядом с
номером вопроса знак «+», если не согласны, то знак «-».
1. Образовательный процесс в детском объединении ориентирован на развитие личности каждого
ребёнка
2. Достижения и успехи моего ребенка педагоги оценивают объективно и справедливо
3. Педагог учитывает индивидуальные особенности моего ребёнка
4. Педагог прислушивается к моему родительскому мнению и учитывает его
5. В творческом коллективе проводится много интересных мероприятий
8. В группе / детском творческом объединении доброжелательная психологическая атмосфера
9. У моего ребёнка складываются нормальные взаимоотношения с педагогом
10. У моего ребёнка хорошие взаимоотношения c детьми в группе, которую он посещает
11. Я являюсь частым гостем сайта ddu66.ru и получаю там интересную и полезную для меня
информацию
12. За время обучения моего ребёнка в творческом объединении отмечено повышение уровня его
личностного развития
13. Мой ребенок с удовольствием занимается в творческом коллективе ДДиЮ
14. Я доволен тем, что мой ребёнок посещает занятия в ДДиЮ.
42