ДООП Основы изобразительное искусства_продвинутый уровень

343 375 11 12 e-mail: domike@rambler.ruwww.ddu66.ru

ОСНОВЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.
ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа художественной направленности
Срок реализации программы- 1 год
Возраст обучающихся - 13 – 16 лет

Разработчик:
Якушева Анна
Юрьевна,
педагог
дополнительного
образования высшей
кв. категории

г. Екатеринбург, 2025 г.

Содержание

1. Комплекс основных характеристик программы ……………

3

1.1. Пояснительная записка………………………………………..

3

1.2. Цель и задачи программы……………………………………….

6

1.3. Содержание программы…………………………………………

7

1.4.Планируемые результаты и способы их определения …………

13

2. Комплекс организационно-педагогических условий ..................... 15
2.1. Календарный учебный график…........................................................ 15
2.2. Условия реализации программы ....................................................... 19
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы…………………...

22

Список литературы………………………………………………..

24

Приложение ............................................................................................... 28

2

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка

Обучаясь по программе продвинутого уровня, обучающиеся вникают
в принципы профессионального мастерства, познают углубленно законы
линейной и воздушной перспективы, овладевают художественными
средствами и приемами изображения, учатся использовать и применять в
работе принципы художественного построения произведения, оперируя
абстрактными и реалистичными образами.
Одним из главных условий успеха обучения и развития творчества
является индивидуальный подход к каждому из обучающихся.
Основ

для

проектирования

и

реализации

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ
Федеральный Закон от 29.19.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее – ФЗ №273)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№196

«Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам» (далее – Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г.
№ 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации 09.11.2018 г. № 196.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию
3

дополнительных

общеразвивающих

программ

(включая

разноуровневые

программы)».
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О
направлении

методических

рекомендациями

по

рекомендаций»

реализации

(вместе

с

адаптированных

«Методическими
дополнительных

общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей»).
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность,

электронного

обучения,

дистанционных

образовательных

технологий при реализации образовательных программ.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Изобразительное искусство. Продвинутый уровень» (далее – программа)
имеет художественную направленность и является весьма актуальной, так
как в наш век компьютерной графики и анимации занятия прикладным, ручным
художественным творчеством востребованы как у детей, так и у их родителей, и
спрос с каждым годом растёт.
Данная программа педагогически целесообразна, так как создает
условия, обеспечивающие выявление и развитие творческих художественных
способностей детей.
Программа

является

второй ступенью

(продвинутый

уровень)

обучения по программе «Основы изобразительного искусства» в коллективе
«Юный художник» для детей, успешно освоивших базовый уровень сложности.
Отличительная особенность программы заключается в углубленном
изучении разделов «Основы композиции» и «Основы живописи», а также
«Основы проектной деятельности». Это позволит уделить больше внимания
развитию

предметных

компетенций,

и

формированию

универсальных личностных профессионально значимых качеств.
4

soft

skills

–

Процесс обучения по программе строится с учетом применения
современных образовательных технологий (проектных, информационных,
личностно-ориентированных), дифференцированного подхода, при котором в
процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у
школьников

развиваются

творческие

начала

и

предпрофессиональные

компетенции.
В основу программы положены:
1. Тематический

принцип

планирования

учебного

материала.

В

соответствии с каждой темой разработана система понятий и художественнотворческих заданий на основе ознакомления с художественным искусством как
важным средством формирования творческой активности у детей.
2. Система межпредметных связей (музыка, труд, история и т.д.) позволяет

почувствовать практическую направленность занятий объединения, их связь с
жизнью.
В программе соблюдается принцип преемственности – от простого к
сложному.

Основной

принцип

обучения

–

развитие

творческой

индивидуальности каждого, побуждение к самостоятельному творчеству.
Адресат программы: программа адресована детям 13-16 лет.
Обучение осуществляется в группе. Набор в группу из выпускников по
программе «Основы изобразительного искусства. Продвинутый уровень».
Количественный

состав

группы

–

8-10

человек,

Наполняемость

обусловлена тем, что обучающие занятия носят как индивидуальный, так и
групповой характер. Зачисление на обучение по программе возможно для
детей, которые:
-

владеют

основами

изобразительного

искусства

и

знакомы

с

художественными материалами и техниками;
- владеют основами графической, композиционной и живописной
грамотности;
- имеют начальный опыт проектной деятельности;

5

- способны реализовывать собственные творческие замыслы, успешно
решать творческие задачи с помощью средств изобразительного искусства;
В ходе занятий обучающиеся углубленно изучают основы живописи,
композиции и графики, что позволяет глубже изучить изобразительное
искусство и подготовить обучающихся к выбору профессии и поступлению в
предпрофессиональные и профессиональные учебные заведения. При выборе
задания учитываются возрастные особенности, способности учащихся и их
интересы.
Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на 1 год
обучения. Общее количество часов по программе – 144 часа.
Форма обучения: очная, групповая.
Режим занятий: занятия проходят два раза в неделю по два часа.
Продолжительность одного занятия - 45 минут, между ними 10-минутный
перерыв.
Виды занятий:


учебное занятие;



конкурс;



выставка художественных работ;



мастер-класс;



участие в разработке и реализации проектов.



Экскурсия в музей

Формы подведения итогов обучения:


конкурс;



выставка художественных работ;



мастер-класс;



тесты



презентация проектов.
1.2. Цель и задачи программы

Цель программы – Формирование ключевых компетенций у ребёнка
6

средствами углубленного освоения изобразительного искусства и проектной
деятельности.
Задачи программы:
Образовательные:
 расширить знания о художественных материалах и техниках;

 расширить знания графической, композиционной и живописной
грамотности;
 научить технологии проектной деятельности;
Развивающие:
 развить

замыслы,

способность

успешно

решать

реализовывать
творческие

собственные

задачи

с

творческие

помощью

средств

изобразительного искусства;
 развить компетенции межличностного общения, умение слушать

собеседника и доносить свою точку зрения, умение работать в команде
 развивать навыки поиска и выбора необходимой информации;

Воспитательные:
 воспитать

способность

эмоционально-эстетического

восприятия

окружающего мира;
 Сформировать компетенции творческой деятельности.

1.3. Содержание программы

Учебный план
№

1.

Перечень разделов, тем

Графика

в том числе
Общее
количеств теоретич практ
о часов
еские
ически
(час.)
е
(час.)
18
2,5
15,5
7

Форма
контроля

1.1.

Современные
разновидности графики.
Сложный натюрморт

4

0,5

3,5

1.2.

Разнообразие
средств
выразительности
современной
графики.
Гипсовая фигура
Рисуем фигуру человека с
натуры. Пропорции.
Графические композиции
«Натюрморт из гипсовых
фигур»
«Зарисовки животных с
натуры».
Рисунок
мягкими
материалами
(соус,
сепия,
уголь,
пастель).
Основы композиции
Клаузура. Композиция в
разных жанрах.

4

0,5

3,5

4

0,5

3,5

2

0,5

1,5

4

0,5

3,5

18
2

3
0,5

15
1,5

Многофигурные
композиции
Тематические авторские
композиции
Шрифтовая композиция
«Плакат»

4

0,5

3,5

Обсуждение
, практика,
наблюдение
Наблюдение

4

0,5

3,5

Наблюдение

2

0,5

1,5

Творческие
проекты.
Авторская композиция
Цветоведение
Цветовые нюансы.
Отмывки. Выкрасы
Техника работы масляной
краской
Основы живописи
Пейзаж масляной краской
на холсте
Различные техники в
живописи
разных
жанрах
разными
материалами
Авторская
живописная
композиция

6

1

5

Обсуждение
, практика,
наблюдение
Наблюдение

8
2

1,5
0,5

6,5
1,5

Практика

6

1

5

Практика

58
10

8
2

50
8

Наблюдение

14

2

12

Практика,
наблюдение

8

2

6

Наблюдение

1.3.
1.4.

1.5

2.
2.1.

2.2
2.3.
2.4

2.5.
3.
3.1.
3.2.
4.
4.1.
4.2

4.3.

8

Собеседова
ние,
практика,
наблюдение
Практика,
наблюдение
Практика,
наблюдение
Практика,
наблюдение
Практика,
наблюдение

4.4

5.
5.1.

5.2.
6.

7.

Творческие
проекты.
Копии картин известных
живописцев
Проектная деятельность
Проект
«Достопримечательности
Екатеринбурга»
Проект «Радуга талантов»
Культурно-досуговая
деятельность

26

2

24

30
20

6
4

24
16

10
10

2
1

8
9

Итоговая выставка
Итого

2
144

22

2
122

Наблюдение

Практика,
наблюдение
Наблюдение
Собеседова
ние,
наблюдение
, итоговое
занятие
Просмотр

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Графика
Тема

1.1.

Современные

разновидности

графики.

Сложный

натюрморт Теория: Современные варианты и особенности графического
изображения, разновидности современной графики, способы выполнения
рисунка.
Практика: упражнение «Равномерность штриховки. Выполнение
натюрморта с натуры выбранным стилем графики. Просмотр и обсуждение
полученных результатов работы.
Тема 1.2. Разнообразие средств выразительности современной
графики. Натюрморт из гипсовых фигур
Теория: Штриховка, тонирование, заливка.
Практика: упражнение «Акварельный переход». Натюрморт с
натуры (рисунок) акварельными карандашами. Просмотр и обсуждение
работ
Тема 1.3 Рисуем фигуру человека с натуры. Пропорции.
Теория: пропорции фигуры взрослого человека.
Практика: Передача пропорций. Передача общей формы фигуры,
схожести. Штриховка. Просмотр и обсуждение работ
9

Тема 1.4 Графические композиции «Натюрморт из гипсовых фигур».
Теория: Архитектурная графика.
Практика: Упражнение «Улица». Композиция графическая с
архитектурой «Моя улица». Просмотр, обсуждение
Тема 1.5. «Зарисовки животных». Рисунок мягкими материалами
(сепия, уголь, сангина).
Теория: Просмотр графических композиций выполненных мягкими
материалами. Вспоминаем виды линий, особенности работы с мягкими
материалами
Практика: выполнить мягкими материалами «Зарисовку животного
с натуры», просмотр и обсуждение работ.
Раздел 2. Основы композиции.
Тема 2.1. Клаузура. Композиция в разных жанрах. Теория:
Основные композиционные приёмы в пейзаже, портрете, натюрморте.
Практика:

Композиционные

упражнения

«Настроение

в

композиции», «Нюанс в композиции». Сюжетная композиция «Зимние
забавы». Просмотр и обсуждение работ
Тема 2.2. Многофигурные композиции
Теория: Построение сложной композиции. Основные приёмы.
Просмотр образцов.
Практика: Тематическая композиция с изображением фигур людей
и архитектуры. Мини-выставка, обсуждение работ.
Тема 2.3. Тематические авторские композиции
Теория: Повторение принципов статических и динамических
композиций. Просмотр видео ряда.
Практика:
компоновки.

Выбор

Выполнение

темы,

выполнение

композиции.

Просмотр

композиций. Мини-выставка.
Тема 2.4. Шрифтовая композиция «Плакат»
10

набросков,
и

вариантов
обсуждение

Теория: Объединение шрифтовых элементов в композицию.
Практика: упражнения «Оформление шрифта». Композиционные
наброски. Выполнение плаката «Миру Мир». Мини-выставка.
Тема 2.5. Творческие проекты. Авторская композиция
Теория: Основы проектной деятельности. Планирование проекта
Практика: Реализация авторского замысла в творческих проектах
«Новогодние фантазии». Мини выставка, просмотр и обсуждение работ.
Раздел 3. Цветоведение
Тема 3.1. Цветовые нюансы. Отмывка. Выкрасы
Теория: Что такое цветовые нюансы. Отмывка. Выкрасы. Техники
растяжки в живописи.
Практика:

Мастер-класс

«работа

на

цветовых

нюансах».

Упражнения «Градиент» акварелью.
Тема 3.2. Техники работы масляной краской
Теория: Вспоминаем

оттенки основных цветов. Техника работы

маслом «Пишем сиреневое небо»
Практика:

Упражнение «Пишем маслом». Практика выполнения

работы маслом. Особенности. Способы нанесения краски. Просмотр работ.
Раздел 4. Основы живописи
Тема 4.1. Пейзаж в технике масляная живопись.
Теория:

Вспоминаем: пейза́ж — жанр живописи, в котором
основным предметом изображения является первозданная, либо в той или
иной степени преображённая человеком природа. Техника работы с
масляной краской, удачные и неудачные варианты.
Практика: Выполнение работы «Декабрьский день» с цветовыми
растяжками живописной техникой. Просмотр и обсуждение работ
Тема 4.2. Различные техники в живописи

разных жанрах разными

материалами
Теория: Масляная живопись. Наслоение. Техника «Лессировка» .
11

Пастозность. Различие данных техник. Натюрморт. Передача плотности,
прозрачности, фактурности в картине.
Практика: Выполнение работы «Морская волна» в избранной
технике. Просмотр, обсуждение
Тема 4.3. Живописные композиции
Теория: повторение основных правил композиции и цветоведения
Практика: создание детьми авторских живописных композиций в
соответствии с собственным замыслом Темы композиций определяются
детьми. Выполнение постановочных натюрмортов с натуры. Просмотр и
обсуждение композиций. Мини выставки
Тема 4.4 Творческие проекты. Копии картин известных живописцев
Теория: Понятие краткосрочного творческого проекта. Планирование
этапов проекта. Что такое копия. Обучение техникам живописи в процессе
копирования
Практика: реализация этапов проекта. Просмотр. Выставка.
Раздел 5. Основы проектной деятельности
Тема 5.1. Проект «Достопримечательности Екатеринбурга»
Теория: Творческий и исследовательский проект – признаки,
отличия. Структура и содержание проекта. Планирование этапов работы
над проектом.
Тема 5.2. Проект «Радуга талантов»
Теория: Подготовка к районному и городскому конкурсу ИЗО и ДПИ
«Радуга талантов».
Практика: Выбор темы и стилистики авторских композиций. Эскизы.
Просмотр и обсуждение эскизов. Выполнение и оформление проектных
композиций. Подготовка комментариев к композициям. Презентация и
защита проекта. Обсуждение.
Раздел 6. Культурно-досуговая деятельность
Теория:

Виртуальные экскурсии по музеем изобразительных
12

искусств.
Практика: Беседы с просмотром электронных коллекций Музеев
мира. обсуждение знаковых произведений изобразительного искусства.
Экскурсии на выставки Екатеринбурга. Обсуждение увиденного, чаепитие
с родителями.
Раздел 7. Итоговая выставка
Теория: Просмотр и анализ учебных и творческих работ за учебные
часы.
Практика: Выбор и оформление творческих работ для выставки.
Оформление итоговой выставки.
1.4. Ожидаемые результаты и способы их проверки

Контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление
индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не
допускает сравнения его с другими детьми.
Для успешной реализации данной программы используются следующие
формы контроля: входной, тематический, промежуточный и итоговый
контроль.
Входной контроль служит для проведения начальной диагностики
обучающихся при поступлении в детское объединение, выявления имеющихся
знаний по предмету, определения направления и формы работы с каждым
обучающимся и перспективы работы с группой. Методы входного контроля:
собеседование, наблюдение.
Тематический контроль служит для подведения итогов изучения крупной
темы (раздела). Формы контроля: педагогическое наблюдение и анализ, анализ
продуктивной

деятельности

обучающихся,

самоконтроль

и

самооценка

обучающихся.
Итоговый контроль проходит в форме аттестации обучающихся по
реализации общеобразовательной программы.

13

Формы итоговой аттестации: участие в конкурсах, выставках разного
уровня;

персональные

выставки;

итоговое

занятие;

защита

проектов,

презентация готового продукта. Результаты аттестации фиксируются в картах
результатов освоения программы (Приложение) и журнале учета работы
учебной группы.
Для оценивания результатов итогового контроля используется уровневая
система: низкий, средний и высокий уровень.
Планируемые результаты обучения:
Личностные


проявляет познавательные мотивы, учебные интересы;



эмоционально-эстетическое воспринимает окружающий мир;



сформирована адекватная самооценка.

Предметные


знает контрасты цвета и умеет их применять;



знает гармонию цвета и умеет их применять;



знает азы композиции (статика, движение) и умеет их применять;



знает пропорции плоскостных и объѐмных предметов;



работает с различными художественными материалами.

Метапредметные


умеет работать как индивидуально, так и в группе;



умеет спланировать этапы реализации своего творческого замысла



владеет начальными навыками работы с информацией;



участвует в проектной деятельности.

Предметные результаты определяются путём мониторинга уровня
развития предметных компетенций обучающихся.
Личностные результаты определяются на основании бесед, наблюдений,
анализа выставочной деятельности, анализа диагностических карт
Метапредметные результаты определяются путём мониторинга уровня
развития социокультурных компетенций обучающихся.
14

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график

Начало занятий – 1 сентября. Окончание учебного года – 30 мая. (36
учебных недель).
Календарно – тематический план
Месяц,
неделя

Номер Тема учебного занятия
учебн
ого
заняти
я

Количество часов
всего Из них

Формы
контроля

теория практ
ика

Сентябрь 1
1

Вводное
занятие,
техника 2
безопасности.
Знакомство
с
программой на год. Просмотр
фильма

1,5

0,5

Собеседован
ие,
наблюдение

2

Рисунок, способы выполнения 2
рисунка. Упражнение «Водная
гладь» цветными карандашами

0,5

1,5

Обсуждение,
наблюдение

3

Линия, штрих, пятно и точка – 2
основное средство графической
выразительности.
Упражнение
«Свет. Полутень.Тень»

0,5

1,5

Обсуждение,
упражнение

4

Создание авторских живописных 2
композиций в соответствии с
собственным замыслом.

0

2

Обсуждение,
практика

5

Цветоведение: Интерактив
2
«Иллюзион красок» повторение.
Упражнение «Цветовые растяжки
в три цвета».

1

1

Наблюдение,
обсуждение

6

Контурный рисунок «Кленовая 2
роща». Ветки березы, листья
папоротника– наброски с натуры

0

2

Обсуждение,
наблюдение

7

Цветоведение:
Градиент. 2
Упражнение «Вливание цвета».

0,5

1,5

Обсуждение,
наблюдение

8

Живопись - основные приемы 2
(повторение), зарисовки природы
по памяти и по представлению.

0,5

1,5

наблюдение

9

Виды
линий,
передающие 2
фактуру
предмета.
Рисунок
«Натюрморт
с
фгипсовыми
фигурами» простой карандаш.

0,5

1,5

Наблюдение

2

3

4

5

15

6

7

8

9

10

11

12

13

14

10

Живопись:
натуры

11

Этюд

природы

0

2

наблюдение

Упражнение: Техники живописи 2
акварелью.

0,5

1,5

Просмотр

12

Подготовка к конкурсу «Золотая 2
кисть» Обсуждение тематики
работы

0,5

1,5

обсуждение

13

Подготовка к конкурсу «Золотая
кисть»

2

0

2

Наблюдение

14

Подготовка к конкурсу «Золотая
кисть»

2

0

2

наблюдение

15

«Животные
зоопарка». 2
Графическая композиция в цвете

0

2

обсуждение

16

Завершаем рисунок «Животные 2
зоопарка».
Графическая
композиция в цвете

0

2

Наблюдение,
обсуждение

17

Графика:
Композиционное 2
построение натюрморта

0,5

1,5

Наблюдение

18

Акварельная живопись, теплые и 2
холодные цвета. Выполнение
работы «4 картины тремя
красками»

0,5

1,5

Наблюдение

19

Сюжетная
композиция. 2
Упражнение «Прогулка по парку»

0

2

наблюдение

20

Графика:
наброски

Рисуем

человека, 2

0,5

1,5

наблюдение

21

Графика:
наброски

Рисуем

человека, 2

0,5

1,5

просмотр

22

Живопись: Акварель. Техника 2
растушевка «Рисуем небо»

0,5

1,5

Обсуждение

23

Посещение виртуального музея 2
«Картины
известных
художников» Левитан, Шишкин,
Саврасов.

0,5

1,5

наблюдение

24

Живописные композиции «Яркий 2
мир».
Выполнение
работы
«Красавица Осень»

0,5

1,5

наблюдение

25

Объемная живопись. Миниатюры 2
«Волшебница - Зима», работа с
мастихином

0,5

1,5

обсуждение

26

Подготовка работ к ярмарке 2
«Новогодние сувениры»

0

2

наблюдение

27

Законы светотени. Упражнение 2
«Свет и тень»

0,5

2

наблюдение

16

с 2

28

Графика: Натюрморт из гипсовых 2
фигур

0

2

наблюдение

29

Живопись:
Натюрморт
простых предметов

из 2

0

2

Обсуждение,
наблюдение

30

Творческие проекты (новогодние 2
фантазии)

0

2

наблюдение

31

Творческие проекты (новогодние 2
фантазии)

0

2

Беседа

32

Творческие проекты (новогодние 2
фантазии)

0

2

обсуждение

33

Подготовка
к
персональной 2
выставке студии, обсуждение
тематики
работ,
техник
исполнения с учетом специфики
размещения (на стене).

0

2

наблюдение

34

Чаепитие, подведение итогов года 2

0

2

наблюдение

18

35

Основные приёмы и способы в 2
живописи
(повторение
изученного
материала).
Выполнение работы « Красавица
зима»

1

1

обсуждение

19

36

Экскурсия в виртуальный музей 2
изобразительных искусств.
Зарисовки понравившихся работ.

1

1

наблюдение

37

Графика: Натюрморт со сложным 2
предметом

0

2

обсуждение

38

Графика: Натюрморт со сложным 2
предметом (завершение работы)

0

2

наблюдение

39

Масляная живопись.

2

0,5

1,5

наблюдение

40

Проект «Интонации и эмоции в 2
творчестве художника»

0,5

1,5

Наблюдение,
обсуждение

41

Проект «Интонации и эмоции в 2
творчестве художника»

0

2

Обсуждение,
наблюдение

42

Живопись: рисуем декоративный 2
натюрморт
с
гипсовыми
фигурами. Гуашь.

0

2

Обсуждение,
наблюдение

43

Живопись:
Упражнение
на 2
развитие фантазии: «Рисуем
музыку»
под
классическое
произведение
А.Вивальди
«Времена года»

0

2

наблюдение

44

Авторская композиция на холсте 2
масляными красками

0,5

1,5

наблюдение

45

Копия картины
«Буря»

0

2

наблюдение

15

16

17

20

21

22

23

Айвазовского 2
17

24

25

26

27

28

29

30

31

46

Копия картины
«Буря»

Айвазовского 2

1

1

Обсуждение,
наблюдение

47

Копия картины
«Буря»

Айвазовского 2

0,5

1,5

наблюдение

48

Авторские
композиции
по 2
собственному
замыслу
выбранной техникой

0

2

обсуждение

49

Авторские
композиции
по 2
собственному
замыслу
выбранной техникой

0

2

Обсуждение,
наблюдение

50

Проект «Достопримечательности 2
Екатеринбурга»

1

1

наблюдение

51

Проект «Достопримечательности 2
Екатеринбурга»

1

1

наблюдение

52

Проект «Достопримечательности 2
Екатеринбурга»

0

2

наблюдение

53

Проект «Достопримечательности 2
Екатеринбурга»

0

2

наблюдение

54

Живопись: Различные техники 2
живописи. Выполнение работы
масляной краской «Декабрьский
день»

0,5

1,5

наблюдение

55

Живопись:
лес»

0,5

1,5

просмотр

56

Теплые и холодные цвета. 2
Упражнение «Букет ромашек».

1

1

Беседа

57

Повторение основных правил 2
композиции и цветоведения.
Эскизы
собственных
живописных композиций

1,5

0,5

Обсуждение,
наблюдение

58

Создание авторских живописных 2
композиций в соответствии с
собственным замыслом.

0

2

наблюдение

59

Продолжаем работу прошлого 2
занятия авторские живописные
композиций в соответствии с
собственным замыслом.

0

2

наблюдение

60

Создание авторских живописных 2
композиций в соответствии с
собственным замыслом.

0

2

выставка

61

Продолжаем работу прошлого 2
занятия авторские живописные
композиций в соответствии с
собственным замыслом.

0

2

обсуждение

Пейзаж

«Весенний 2

18

32

33

34

35

36

Итого

62

Графика: Наброски человека с 2
натуры

63

Создание авторских живописных 2
композиций в соответствии с
собственным замыслом.

64

Продолжаем работу прошлого 2
занятия авторские живописные
композиций в соответствии с
собственным замыслом.

65

2

наблюдение

2

наблюдение

0

2

обсуждение

Беседа о ВОВ, о её участниках, 2
обсуждение
темы
подарков
ветеранам,
сюжетов
для
выставки.

0,5

1,5

Наблюдение,
обсуждение

66

Создание авторских композиций 2
на тему «Великая Отечественная
Война»

0

2

Наблюдение
обсуждение

67

Продолжение начатых авторских 2
композиций на тему «Великая
Отечественная Война»

0

2

наблюдение

68

Проект «Копии картин известных 2
художников»

0,5

1,5

Наблюдение
просмотр

69

Проект «Копии картин известных 2
художников»

0

2

Обсуждение,
наблюдение

70

Проект «Копии картин известных 2
художников»

0

2

наблюдение

71

Проект «Копии картин известных 2
художников»

0

2

наблюдение

72

Праздничное
чаепитие, 2
посвященное
окончанию
учебного года, выставка «Лучших
работ за год»

0

2

Выставка

22

122

72

0

144

2.2. Условия

реализации

программы

Информационно - методическое обеспечение
На занятиях используются различные методы обучения: словесные,
наглядные, практические, метод проектов. Словесные методы – рассказ и
беседа

–

сопровождаются

демонстрацией

пособий,

иллюстрированного

материала, образцов выполненных работ. Метод проектов служит лучшему
достижению желаемых результатов. Основное время на занятиях отводится

19

практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения
теоретического материала.
Программа

включает

познавательные

игры,

развивающие

наблюдательность, глазомер, внимание.
В ходе работы на занятиях объединения создается атмосфера творчества,
дружелюбия,

поддержки

и

направленности

на

успех.

Весь

процесс

образовательной деятельности направлен на развитие творческих способностей
ребенка, радостных переживаний познания, реализации себя в выбранной
деятельности. Ребенок находится в постоянном контакте и сотрудничестве с
другими детьми (единомышленниками) и педагогом. У всех единая цель, что
способствуем наиболее эффективному процессу. Создание благоприятных
условий ведет к мотивации познаний, творчеству, повышению уровня
самооценки ребенка.
Занятия в изо-студии строятся по принципу «от простого - к
сложному»,

обеспечивая

освоение

теоретического

материала

и

постепенного освоения техник изобразительного искусства и проектной
деятельности.
При работе с обучающимися используются различные формы:
- учебно-теоретическое и практическое занятие;
- мастер-класс;
- конкурс;
- выставка.
Педагогические технологии, элементы которых используются при
организации учебно-воспитательного процесса:
Технология личностно-ориентированного обучения – является
базовой для всей программы. Организация воспитательного процесса на
основе глубокого уважения к личности ребёнка с учётом индивидуальных
способностей и особенностей. Отношение к воспитаннику как к
сознательному,

полноправному

и
20

ответственному

участнику

образовательного процесса.
Технология коллективного творческого дела рассматривается как
эффективный способ формирования детского коллектива.
Технология

«создания

ситуации

успеха»

‒моделирование

определенной ситуации, в ходе которой дается возможность достичь
значительных результатов как для отдельного ученика, так и для всего
коллектива; формирование способности доводить работу до конца.
Личностно-ориентированная

технология

–

используется

преимущественно на гуманистических принципах, подчеркивающих право
ребенка на собственный путь развития. Объединяет достаточно обширную
группу методов и приемов организации педагогического процесса , где
педагог понимает и признает личность обучающегося, помогает ему встать
на собственный путь развития и выявить траекторию развития.
Информационные

технологии

–

применяются

для

визуального

отслеживания результатов обучающихся, иллюстрирования теоретического
материала, визуального показа образцов технического, художественного
мастерства (видео материалы упражнений, художественные и документальные
фильмы, выставки известных художников, родственных организаций).
Информационное обеспечение:
 Видео-нарезки с упражнениями, документальные видео.
Форма проведения занятий
Беседа; учебное занятие; творческое задание; выставка.
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса
Программированный,

проектный,

проблемный,

объяснительно-

иллюстративный; модельный; диалоговый, творческий,
Технологии
Взаимообучение,

рефлексия,

работа

творческое задание.

21

по

индивидуальному

плану,

В период карантина программа может реализовываться с применением
дистанционных технологий включающих в себя он-лайн занятия, видеозанятия, самостоятельную работу.
Формы организации детей на занятиях
Групповая и индивидуальная
Материально-техническое обеспечение программы
1. Кабинет пл.60 кв.м с лаборантской и раковиной
2. Мольберты 10шт.
3. Натурный фонд.
4. Парты 8шт. и стулья ученические 15шт.
5. Софит натурный 1шт.
6. Стеллажи 3шт.
Обучающимся

рекомендуется

иметь

личные

художественные

материалы
1. Набор красок акварельных, гуашевые краски, акриловые краски, кисти.
2. Набор бумаги для рисования А3, набор бумаги для акварели, набор
бумаги для эскизов.
Кадровые условия:
Занятие проводит педагог дополнительного образования, имеющий
специальное художественное образование и педагогическое образование.
Учебный план предполагает приглашение коллег, художников для проведения
мастер-классов,
психологических

семинаров

и

тренингов

совместных
на

проектов.

Для

командообразование

проведения

предусмотрено

привлечение педагога-психолога ДДиЮ.
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы

Формы подведения итогов
Ё

Собеседование; просмотр; обсуждение; мини - выставка, просмотр,

инсталляция; просмотр выставки.
Формы аттестации
22

Реализация и презентация проекта; зачетное занятие, практическая
работа, отчетная выставка.
Диагностика
Мониторинг результатов освоения программы осуществляется в
течение учебного года. Проводится входной контроль, текущий контроль и
итоговый контроль (аттестация). Полученные данные фиксируются в
Картах и подробно анализируются педагогом.

23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовая
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9
ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам» (далее - Порядок организации и
осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам);
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам,

утверждённый

приказом

Министерства

просвещения

Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196»;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (далее
СанПиН);
5. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О
направлении информации» (вместе с методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы))»;
24

6. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015
г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года».
7. Конвенция о правах ребенка. [режим электронного доступа
http://sch7.stavedu.ru/index.php?d=normative].
8. Устав МАУ ДО - Дом детства и юношества г. Екатеринбурга.
9. Программа развития МАУ ДО - Дом детства и юношества.
Психолого-педагогическая
1. Амонашвили Ш. А. Единство цели / Ш. А. Амонашвили. - М.:

Просвещение, 2007.
2. Амонашвили

Ш.А.

Педагогическая

симфония.

Трилогия.

М.:

Международный Центр Рерихов. 2002.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.,1996.
4. Голованов

В.П.

Методика

и

технология

работы

педагога

дополнительного образования - М.: ВЛАДОС, 2011.
5. Немов Р. С. Психология кн. 2 - М.:Владос. 2000.
6. Шацкий, С.Т. Педагогические сочинения: В 4 Т. – М.: Просвещение,

1964.
Специальная литература
1. Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство,2008.
2. Гусакова М. А. Аппликация. – М.: Просвещение,2005.
3. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс,

2012.
4. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном

творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
25

5. Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2007.
6. Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2009.

7.Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс,
2008.
8. Михайлов А. М. Искусство рисунка. – М.: Изобразительное искусство,

2010.
9. Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ,

Школьная книга, 2006.
10. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. –

М.: МИПКРО, 2009.
11. Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и

образование, 2011.
12. Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2008.
13. Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма, 2009.
14. .Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2009.

15.Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.
16. Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица.

– М.:

РОСМЭН, 2002.
17. Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-

2002.
18. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2008.
19. Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.
20. Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире графики. – М.:

РОСМЭН, 2003.
21. Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник,2004.
22. Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.
23. Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.
24. Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2005.

Литература для родителей
26

1. Алексеева В. В. Что такое искусство. – М.: Художник, 2007.
2. Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. – М.:

Астрель, 2007.
3. Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2008.
4. Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: Амрита-

Русь, 2005.
5. Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель,

2007.
6. Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль:

Академия холдинг, 2009.
7. Синицына Е. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2009.

27

Приложение
Карта освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
(предметная компетентность)

№
п/п

Ф.И.
обучающегося

Уровень
практической
подготовки

Показатели

Уровень
теоретической
подготовки

20…-20… уч.г. , … г.о. раздел- ……………..

Уровень освоения
дополнительной
образовательной
программы

А

Б

В баллах
(А+Б):2

1
2
Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2
балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла –
оптимальный уровень (качество присутствует).

Карта диагностики уровня развития универсальных профессионально
значимых качеств обучающихся

Средний балл

Навыки
проектирования

Самоконтроль
результатов личной
деятельности

Ответственность

Личная
организованность

Трудолюбие

Ориентация на успех

Способность к
конструктивному
взаимодействию

Ф.И.
обучающегося

год обучения, 201.. – 201.. учебный год, дата заполнения:
Усвоение социальных
норм и правил

группа

1.
2.
Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2
балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла –
оптимальный уровень (качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень
(качество развито).
28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».