Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования –
Дом детства и юношества
Пой, танцуй и перевоплощайся
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
Срок реализации программы – 5 лет
Возраст обучающихся – 7-16 лет
Составитель:
Суханова К. А
педагог дополнительного
образования высшей
кв. категории
г. Екатеринбург, 2025 г.
Содержание
1. Комплекс основных характеристик……………………………
3
1.1.Пояснительная записка…………………………………………..
3
1.2. Цель и задачи программы……………………………………….
8
1.3. Содержание программы………………………………………….
11
1.4. Планируемые результаты и способы их определения ………..
23
2.Комплекс организационно-педагогических условий…………
27
2.1.Календарный учебный график…………………………………...
27
2.2. Условия реализации программы………………………………..
40
2.3.Формы аттестации и оценочные материалы……………………
46
Список литературы………………………………………………..
47
Приложения…………………………………………………………..
50
2
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Данная
программа
всесторонне
направлена
на
формирование
гармоничной
и
развитой личности в процессе овладения искусством вокала,
танца и искусством мастерства актёра, развитие художественной одаренности в
области театрального искусства; развитие и совершенствование актёрских
способностей,
что
и
направленность дополнительной
определяет
художественную
общеобразовательной
общеразвивающей
программы «Пой, танцуй и перевоплощайся»
Театр
эстетического
обладает
огромными
совершенствования
возможностями
ребёнка,
для
его
для
полноценного
гармоничного
и
физического развития. Актёрское мастерство может прибавить уверенности в
себе и даже сделать счастливее. Занятия формируют и развивают основные
актёрские навыки, и дают представление о сценическом мастерстве.
Актерское мастерство является неотъемлемой частью вокального искусства.
С помощью элементов актерской игры в песне можно реализовать
придуманный
образ,
заворожить
зрителя
и
дать
ему
возможность
прочувствовать вместе с исполнителем смысл вокального произведения,
вызвать чувство сопереживания.
Новизна программы заключается в том, что она имеет тесную взаимосвязь с
занятиями вокального искусства и хореографией. Это говорит о том, что
обучающиеся могут применять полученные вокальные и танцевальные умения
и навыки в разнообразных видах деятельности, в том числе и в актёрском
мастерстве. Разнообразие сочетаний вокальных номеров и эмоциональных
переживаний создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию
обучающихся.
Актуальность
программы заключается в значительной популярности
эстрадного вокала как искусства среди различных возрастных групп. Данная
3
программа
предоставляет
возможности
обучения
основам
актёрского
мастерства во время исполнения песенных номеров.
Музыкальный материал подбирается по следующим принципам:
соответствие возрасту;
соответствие репертуару вокальной студии;
художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность
их образов;
разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений
на примерах классической и современной музыки, детских песен.
На основе подобранного вокального материала создается танцевальный
репертуар. Репертуар к программе подбирается для каждого возраста
обучающихся. Обучаясь по программе, дети имеют
себя
в
разнообразных
видах
возможность проявить
эстрадно-народного
сценического
искусства: вокале, танце, актерском мастерстве.
Краткая аннотация дисциплин:
работа с солистами;
основы мастерства актёра
соединение исполнительской деятельности с вокалом;
мероприятия по развитию обучающихся;
концертная деятельность.
Педагогическая целесообразность программы определена тем, что она
ориентирует обучающегося на приобщение к художественной культуре,
применение полученных знаний, умений и навыков театрального творчества в
повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на
создание индивидуального творческого продукта. Результатом регулярных
занятий
должно
стать
умение
обучающихся
исполнять
музыкальное
произведение, передавать его содержание в движении и эмоциональном
воплощении.
Программа направлена на формирование и развитие у обучающихся основ
актёрского мастерства, воспитывающего в детях реальный, конкретный
4
актерский опыт, основанный на чувственном восприятии, эмоциях, памяти и
воображении, обеспечивающий становление мышления и осознание моральных
и этических ценностей.
В процессе
вокальной и театральной деятельности у обучающихся
развивается познавательный интерес.
Своеобразие программы заключается в применении новых технологий, в
освоении
практического
опыта,
ранней
профилизации
их
творческой
деятельности. Длительное изучение, проработка небольшого количества
материала дает возможность качественного его усвоения, что в дальнейшем
станет прочным фундаментом знаний.
Программа предлагает свой способ обучения поющих детей двигаться
и играть на сцене в ритме танца. Интеграционный принцип представляет собой
воздействие на эмоциональную сферу обучающихся гармоничным сочетанием
музыкальных, живописных хореографических образов.
Прививая любовь к искусству театра, к музыке, к танцу педагог работает
над формированием гармонично развитой личности, учит ребенка запоминать,
систематизировать
обучения
полученные
умения
и
навыки.
В
процессе
обучающиеся учатся культуре поведения и общения. У них
формируется чувство партнера, коллективизма и взаимосвязи с другом.
Отличительной особенностью данной программы является
совмещение вокала и основ мастерства актёра, позволяющих осуществить
комплексную вокальную и актёрскую подготовку.
Для создания сценического образа современной песни обучающимся
необходимо владеть двигательными навыками и актёрским мастерством.
Концептуальная идея программы состоит в целенаправленной работе
по расширению возможностей творческой реализации детей:
развитие умения координировать движения с музыкой;
развитие умения образно-ритмического восприятия музыки;
обучение приёмам театрализации;
актёрское решение исполняемых песен.
5
умение сочетать пение с различными танцевальными движениями;
основные принципы поведения на сцене;
творческая мобилизованность;
умение действовать и это действие выразить танцем, мимикой, жестом,
пластикой.
Адресат программы: Данная программа разноуровневая, рассчитана на
детей от 7 до 16 лет, занимающихся в вокальной студии. Учитывая возрастные
особенности детей, их запросы и интересы, большое внимание уделяется
индивидуально-личностному развитию обучающихся.
Сроки реализации образовательной программы – 5 лет обучения.
Общий объем учебных часов – 360
Формы и режим занятий. Чёткая структура занятий имеет особое
значение. Хорошо продуманная последовательность видов работы, чередование
лёгкого материала и трудного, напряжения и разрядки делают занятия
продуктивными и действенными. На занятиях в зависимости от темы, раздела
программы используются следующие формы работы:
показ вокальных приёмов, правильного выполнения упражнений;
прослушивание разучиваемого произведения, отдельной его партии,
исполнения какого-либо популярного певца;
устный анализ услышанного (увиденного) способствует пониманию
правильного или правильно исполненного движения, ритма;
разучивание - по элементам, по частям, в целом виде, разучивание
музыкального материала, танцевальных элементов;
репетиционные занятия - подготовка готовых номеров к концертным
выступлениям.
Занятия актёрским мастерством проводятся отдельно от общего
расписания вокалистов и проходят в группе, скомплектованной педагогом по
вокалу, 1 раз в неделю по 2 часа. Основная форма обучения является занятие,
но и не исключаются индивидуальные часы (для детей, пропустивших занятия
по болезни; для разучивания сольных партий).
6
Занятия по актёрскому мастерству строится следующим образом:
актёрский тренинг;
театрально-исполнительская деятельность;
исполнительский анализ вокального материала;
отработка вокального номера в сочетании с полученными знаниями и
навыками актёрского мастерства
1.2.
Цель и задачи программы
Цель – формирование и развитие необходимых основ актёрского
мастерства, культуры сценического поведения для продуктивного вокального
выступления.
Задачи:
Образовательные:
познакомить обучающихся с театральным искусством
формировать начальные навыки актерского мастерства;
учить обучающихся придумывать и проигрывать этюды на заданную
тему.
Развивающие:
пробуждать и развивать потребность творческого самовыражения
развивать
этические чувства, доброжелательность, эмоционально-
нравственную отзывчивость;
развивать
развивать
артистические способности детей;
эмоциональный аппарат, произвольное внимание, память,
фантазию, воображение, наблюдательность, образное мышление;
развивать
компетенции межличностного общения.
Воспитательные:
приобщать обучающихся к миру искусства через театральную
деятельность;
воспитывать потребность в самосовершенствовании.
7
1.3. Содержание программы
№
п/п
1.
Раздел, тема
Введение в программу.
Театральная игра
Учебный план
1 год обучения
Количество часов
всего теория практика
2
1
1
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Сценическое внимание
Мышечная свобода
Воображение и фантазия
Общение
Мимика
Сюжетно-ролевые игры
8
8
8
8
8
8
1
1
1
1
1
1
7
7
7
7
7
7
8.
Исполнительский анализ
песни
Сценическое воплощение
10
1
7
12
1
7
Итого часов:
72
9
63
9.
Формы
контроля
Викторина
Упражнение
Упражнение
Упражнение
Упражнение
Упражнение
Творческий
показ
Опрос
Творческий
показ
Содержание программы
ТЕМА 1. Введение в программу. Театральная игра
Теория: Основы театральной игры. Беседа об истории искусства театра.
Значение актёрского мастерства в вокальном искусстве. Основы техники
безопасности при выполнении упражнений. Форма, обувь и прическа. Правила
поведения до и после занятия.
Практика: Игры и упражнения:
«Паровозик имен», «Приветствие»,
«Мои соседи», «Снежный ком», «Путаница», «Лягушка-путешественница»,
«Эстафета». Викторина.
ТЕМА 2. Сценическое внимание
Теория: Термин «внимание». Виды внимания. Объекты для внимания.
Практика: Игры и упражнения: «Что ты слышишь?», «Телеграмма», «Эй,
узнай по голосу…», «Что поменялось?», «Руки – ноги», «Есть или нет?»,
8
«Дружные зверята», «След в след», «Весёлые обезьянки», «Внимательные
звери», «Капитаны», «Да и нет не говорить».
ТЕМА 3. Мышечная свобода
Теория: Термин «мышечная свобода» и «органичность».
Практика: Упражнения для напряжения и расслабления мышц ног, рук,
туловища, головы, лица – «Снеговик», «Снежная королева», «БуратиноПьеро», «Воздух-желе-камень». Упражнения для переката напряжения из
одной части тела в другую – «Спортсмены», «Медуза», «Вишневый кисель».
Упражнения для снятия телесных зажимов - пластические подвижные игры
«Море», «Лес шумит», «Пушинки», «Кукольный магазин», «Змейка» «Море
волнуется раз…», и другие в музыкальном сопровождении. Включение в
игровые упражнения дыхательных упражнений и текста. Например, в игре
«Лес шумит» - от звуков шелестящих на ветру листвой деревьев (звук
«шшшшш…») до звуков пения птиц («ку-ку, фьюить-фить…», зверей («ррр,
фррр и т.п.) до поговорок «В сильный ветер в лесу тихо, а в поле лихо», «Что
в лесу родится, дома пригодится», «Тишь да камыш, лесная глушь,
слышь…».
ТЕМА 4. Воображение и фантазия
Теория: Путешествие в «машине времени» по далеким - предалеким и
стародавним временам, когда люди разговаривали одними звуками.
Практика: Игры:
«Перво-звук,
перво-взгляд,
перво-чувство»,
«Ритмические рисунки», «История гласными», «Язык инопланетян», «Забытый
язык пра- пра-предков», «Клякса», «Точка-точка, запятая». Этюды на развитие
творческого воображения. Игра «Кругосветное путешествие».
ТЕМА 5. Общение
Теория: Игры для развития общения.
Практика: Игры
«Зеркало»,
«Встреча
с
инопланетянином»,
«Перемирие», "Юный скульптор".
ТЕМА 6. Мимика
9
Теория: Игры для развития мимики.
Практика: Игры: "Наши настроения", "Эмоцианальная угадайка",
"Весело- грустно", "Дружные настроения", "Чудо - голова", "Говорящее лицо".
ТЕМА 7. Сюжетно-ролевые игры
Теория: Сюжетно-ролевые игры (в том числе музыкальные).
Практика: Коллективные игры: «На острове сокровищ», Сюжетноролевая музыкальная игра по игровой французской народной песенке «Братец
Яков, спишь ли ты?», «Джунгли», «Цирк». Изображение стихотворений
С.Михалкова, С.Маршака, А.Барто.
ТЕМА 8. Исполнительский анализ песни
Теория: Беседа
«Для
чего
необходим
исполнительский
анализ
вокального номера».
Практика: Разбор текста песни на исполнительские действия и
исполнительское отношение.
ТЕМА 8. Сценическое воплощение
Теория: Беседа «Как исполнительский анализ влияет на исполнение
песни».
Практика: Отработка исполнительских действий и отношений в
вокальном номере.
Учебный план
2 год обучения
№
п/п
1.
2.
3.
4.
Раздел, тема
Вводное занятие. Основы
актёрского мастерства.
Смотреть и видеть
Ведущие элементы
творческой деятельности
Целесообразное
Количество часов
всего теория практика
2
1
1
Формы
контроля
Викторина
8
8
1
1
7
7
Упражнение
Упражнение
8
1
7
Упражнение
10
5.
6.
7.
8.
9.
мышечное напряжение
Предлагаемые
обстоятельства
Темпо-ритм
Импровизация
8
1
7
Упражнение
8
8
1
1
7
7
Исполнительский анализ
песни
Сценическое воплощение
10
1
7
Упражнение
Творческий
показ
Опрос
12
1
7
Итого часов:
72
9
63
Творческий
показ
Содержание программы
ТЕМА 1. Введение в программу. Основы актёрского мастерства.
Теория:
Значение актёрского мастерства в вокальном искусстве.
Основы техники безопасности при выполнении упражнений. Форма, обувь и
прическа. Правила поведения до и после занятия.
Практика: упражнения: «Ладонь», «Свои пять пальцев», «Свои
часики», «Старинная вещица», «Рассмотрите предметы!», «На что похоже?».
ТЕМА 2. Смотреть и видеть
Теория: Элементарные действия «Смотреть и видеть».
Практика: Упражнения: «Вещи на столе», «Обмен», «Фотографы», «Как
упали спички?», «Уличный фотограф», «Игры индейцев», «На одну букву»,
«На три буквы».
Игровые упражнения на память физических действий (ПФД): умываться,
чистить зубы, есть мороженое, вышивать, пылесосить, играть с куклой
(машинкой), рисовать, готовиться к Новому году: украшение ёлки, комнаты,
новогоднего стола, упаковка подарков».
ТЕМА 3. Ведущие элементы творческой деятельности
Теория: Беседа «Воображение и фантазия – ведущие элементы
творческой деятельности».
Практика: Упражнения: «Превращение предмета», «Превращение комнаты»,
«Превращение детей», «В мире фантастических открытий», «Путешествие в
11
мир юмора».
ТЕМА 4. Целесообразное мышечное напряжение
Теория: Целесообразное мышечное напряжение.
Практика: Упражнения: «Разведка мышц»,
«Норма
напряжения»,
«Мускульная энергия», «Волшебный шарик», «Сорви персик!», «Сад», «Вес
воображаемых
вещей»,
«Чаши»,
«Цепочка»,
«Бросание
предметов»,
«Новоселье», «Сложная перестановка», «Прерванное движение», «Случайная
поза», «Буратино», «Повтори позу!», «Память движений», «Брито-стрижено»,
«Режиссеры и актеры».
ТЕМА 5. Предлагаемые обстоятельства
Теория: Термин «предлагаемые обстоятельства». Виды. Сила магического
«если бы».
Практика: Задания: «Я в предлагаемых обстоятельствах» - Как я буду
рисовать, если бы у меня болела рука, или постоянно ломался бы карандаш или
плохо
пишет
ручка
и
т.д.
«Действенная
борьба
с
предлагаемыми
обстоятельствами».
ТЕМА 6. Темпо-ритм
Теория: Термины «темп» и «ритм». Темпо-ритм внешний и внутренний.
Практика: Упражнение «Переключение скоростей».
Упражнения на соответствие внешнего и внутреннего темпо-ритма
(скорость поведения соответствует внутреннему ощущению; бегу, т.к.
опаздываю в школу). Упражнения на контраст внешнего и внутреннего
темпо-ритма
(скорость
поведения
не
соответствует
внутреннему
ощущению; бегу на уроке физкультуры, а мечтаю о подарках на день
рожденья).
Упражнения на физическое действие с разными предлагаемыми
обстоятельствами
(зашнуровать
ботинки
или
заплести
косичку
на
12
контрольной по математике; за десять секунд до выхода на сцену; в
переполненном вагоне метро и т.д.).
Придумать предлагаемые обстоятельства на заданное физическое
действие, выполняемое с определенной скоростью (убрать со стола посуду с
разной скоростью).
ТЕМА 7. Импровизация
Теория: Термин «импровизация»
Практика: Пластические игры: "Волшебные руки", "Заколдованные
шаги", "Что мы делаем?", "Кто я есть?". Музыкально-двигательные игры:
"Семечко", "Волшебное гнездышко", "Музыкальный портрет", "Киндер сюрприз".
ТЕМА 8. Исполнительский анализ песни
Теория: Беседа
«Для
чего
необходим
исполнительский
анализ
вокального номера».
Практика: Разбор текста песни на исполнительские действия и
исполнительское отношение.
ТЕМА 8. Сценическое воплощение
Теория: Беседа «Как исполнительский анализ влияет на исполнение
песни».
Практика: Отработка исполнительских действий и отношений в
вокальном номере.
Учебный план
3 год обучения
№
п/п
1.
2.
Раздел, тема
Вводное занятие. Основы
актёрского мастерства.
Сценическое общение
Количество часов
всего теория практика
2
1
1
8
1
7
Формы
контроля
Викторина
Упражнение
13
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Игровые миниатюры
Атмосфера
Пространство
Наблюдения
Идейно-тематический
анализ песни
Исполнительский анализ
песни
Сценическое воплощение
Итого часов:
8
8
8
8
8
1
1
1
1
1
7
7
7
7
7
Упражнение
Упражнение
Упражнение
Упражнение
Беседа
10
1
7
Опрос
12
1
7
Творческий
показ
72
9
63
Содержание программы
ТЕМА 1. Введение в программу. Основы актёрского мастерства.
Теория:
Значение актёрского мастерства в вокальном искусстве.
Основы техники безопасности при выполнении упражнений. Форма, обувь и
прическа. Правила поведения до и после занятия.
Практика: упражнения: «Ладонь», «Свои пять пальцев», «Свои
часики», «Старинная вещица», «Рассмотрите предметы!», «На что похоже?».
ТЕМА 2. Сценическое общение
Теория: Понятие «сценическое общение».
Практика: Упражнения: «Игры-загадки», «Эстафета сказок».
ТЕМА 3. Игровые миниатюры
Теория: Беседа: «Игровые миниатюры».
Практика: Игры-путешествия. Комплексы сюжетно-ролевых игр, в
которые
включены:
элементы
подвижных,
спортивных,
игр;
развивающих, интеллектуальных, музыкальных игр. Например, игра на
сюжет повести Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков». Сюжет
может быть дополнен и развит соревнованиями, прохождением
конкурсов, отгадыванием шарад и т.п. Практическое исполнение и
обсуждение. Сочинение новых игр.
14
ТЕМА 4. Атмосфера
Теория: Понятие «атмосфера».
Практика: Упражнения на столкновение атмосфер, например: ребята
ждут результаты кастинга на роль в фильме - атмосфера общая, все
нервничают, волнуются, пытаются поддержать друг друга. Выходит
помощник режиссера и зачитывает списки. Атмосфера разделяется на две
группы, кто прошел отбор, и кто не прошел.
ТЕМА 5. Пространство
Теория: Беседа «Умение актера распределяться в пространстве сцены и
репетиционного
класса,
умение
запоминать
свое
пространственное
расположение».
Практика: Упражнения - «Вселенная. Большой взрыв», «Самолеты»,
«Оправдание позы», «Займи стул», «Картинная галерея», «Геометрические
фигуры», «Картинки», «Замок», «Голова великана»,
Одиночные этюды на умение действием заполнить пространство.
Умение создавать атмосферу «внутри меня» и существовать в
атмосфере «вокруг меня».
ТЕМА 6. Наблюдения
Теория: Беседа «Роль наблюдений в воспитании вокалиста»
Практика: Этюды-наблюдения: «Мой питомец», «В зоопарке», «В цирке».
ТЕМА 7. Идейно-тематический анализ номера.
Теория: Беседа «Для чего необходим идейно-тематический анализ номера»
Практика: Определение в песне: темы, идеи, сверхзадачи, сквозного
действия, предмета борьбы, конфликта, событийного ряда.
ТЕМА 8. Исполнительский анализ песни
15
Теория: Беседа
«Для
чего
необходим
исполнительский
анализ
вокального номера».
Практика: Разбор текста песни на исполнительские действия и
исполнительское отношение.
ТЕМА 8. Сценическое воплощение
Теория: Беседа «Как исполнительский анализ влияет на исполнение
песни».
Практика: Отработка исполнительских действий и отношений в
вокальном номере.
Учебный план
4 год обучения
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Раздел, тема
Вводное занятие. Основы
актёрского мастерства.
Внимание на сцене
Действенная задача
Мизансцена
Внутренний монолог
Актёрский этюд
Идейно-тематический
анализ песни
Исполнительский анализ
песни
Сценическое воплощение
Итого часов:
Количество часов
всего теория практика
2
1
1
Формы
контроля
Викторина
8
8
8
8
8
8
1
1
1
1
1
1
7
7
7
7
7
7
Упражнение
Упражнение
Упражнение
Упражнение
Упражнение
Беседа
10
1
7
Опрос
12
1
7
Творческий
показ
72
9
63
Содержание программы
ТЕМА 1. Введение в программу. Основы актёрского мастерства.
16
Теория:
Значение актёрского мастерства в вокальном искусстве.
Основы техники безопасности при выполнении упражнений. Форма, обувь и
прическа. Правила поведения до и после занятия.
Практика: упражнения «А как он смеется?», «События на улице»,
«Антисобытия», «Операция Штирлиц», «Выбери партнера!».
ТЕМА 2. Внимание на сцене
Теория: Беседа «Внимание на сцене и в жизни».
Практика: Упражнения: «Рычажок переключения», «Три точки», «Далекие
точки»,
«Три
«Рассмотрите
круга
людей!»,
внимания»,
«Глаза
«Биография
товарищей»,
спичечного
«Что
коробка»,
нового?»,
«Биография
попутчика или прохожего», «Биография по портрету», «Биография по
походке», «Биография по взглядам», «Как он это делает?», «Это я!».
ТЕМА 3. Действенная задача
Теория: Понятие: «действенная задача». Действенная задача отвечает на
вопросы: «Чего я хочу? Для чего я это делаю?», событие и его оценка.
Практика: Упражнение – «Проблемы, проблемы».
ТЕМА 4. Мизансцена
Теория: 3. Термин «мизансцена».
Практика: Упражнения: «Скульптура», «Ожившая скульптура», «Сад»,
«Японский сад», «Фотография», «Стоп – кадр».
ТЕМА 5. Внутренний монолог
Теория: Понятия «внутренний монолог», «второй план», «первый план».
Практика: Упражнение - «Подтекст», «Ум, чувства, тело».
ТЕМА 6. Актёрский этюд
Теория: Понятие «этюд». Дать первоначальное представление о событии.
Череда событий. Организация события.
17
Практика: Игра «Ситуации», например, ловлю рыбу – нет клева – клюёт;
наливаю чай в стакан, кладу сахар, пью, а оказывается, что положил соль
вместо сахара. Обсуждение: Как изменилось настроение героев? Из-за чего
один из них погрустнел? По какой причине грустный стал жизнерадостным?
Откуда пришел герой и куда собирался дойти? Что помогло не свернуть с
намеченного пути? После всего произошедшего он пойдет куда? - обратно,
продолжит путь, останется на месте?
Задания на маленькие этюды, например, показать, как Коза, Баба Яга,
Красная Шапочка и другие персонажи знакомых сказок:
•
смотрится в зеркало и что там увидела;
•
пробует любимое блюдо, что-то помешало;
•
пробует нелюбимое блюдо и вдруг оно нравится;
•
выслушивает комплименты и не верит;
•
выслушивает замечания;
•
садится на стул.
ТЕМА 7. Идейно-тематический анализ номера.
Теория: Беседа «Для чего необходим идейно-тематический анализ номера»
Практика: Определение в песне: темы, идеи, сверхзадачи, сквозного
действия, предмета борьбы, конфликта, событийного ряда.
ТЕМА 8. Исполнительский анализ песни
Теория: Беседа
«Для
чего
необходим
исполнительский
анализ
вокального номера».
Практика: Разбор текста песни на исполнительские действия и
исполнительское отношение.
ТЕМА 8. Сценическое воплощение
Теория: Беседа «Как исполнительский анализ влияет на исполнение
песни».
18
Практика: Отработка исполнительских действий и отношений в
вокальном номере.
Учебный план
5 год обучения
№
п/п
1.
Раздел, тема
2.
Вводное занятие. Основы
актёрского мастерства.
Сценическая задача
3.
Количество часов
всего теория практика
2
1
1
Формы
контроля
Опрос
Упражнение
10
1
9
Контрастные атмосферы
12
1
11
Упражнение
4.
Этюды наблюдения
12
1
11
Упражнение
5.
Идейно-тематический
анализ песни
Исполнительский анализ
песни
Сценическое воплощение
12
1
11
Беседа
12
1
11
Опрос
12
1
11
Творческий
показ
6.
7.
Итого часов:
72
7
Содержание программы
65
ТЕМА 1. Введение в программу. Основы актёрского мастерства.
Теория:
Значение актёрского мастерства в вокальном искусстве.
Основы техники безопасности при выполнении упражнений. Форма, обувь и
прическа. Правила поведения до и после занятия.
Практика: упражнения «А как он смеется?», «События на улице»,
«Антисобытия», «Операция Штирлиц», «Выбери партнера!».
ТЕМА 2. Сценическая задача
Теория: Беседа «Как формулировать сценическую задачу».
Практика: Этюды на достижение цели, например «на уроке рисования»нарисовать портрет этого мальчика, который сидит к тебе спиной.
ТЕМА 3. Контрастные атмосферы
Теория: Беседа «Как выстраивать событие».
Практика: Этюды на события - «Впервые в жизни», «Записка»,
19
«Находка», «Сломал!?» ...
ТЕМА 4. Этюды наблюдения
Теория: Беседа «Этюды наблюдения за людьми».
Практика: Темы этюдов :«Я в школе», «Мои игрушки», «Мои
домашние животные», «Я в зоопарке», «В кино», «Дома», «На прогулке в
парке», «В кафе», «В лесу», «На катке», «В метро», «На остановке», «В
кафе».
ТЕМА 5. Идейно-тематический анализ номера.
Теория: Беседа «Для чего необходим идейно-тематический анализ номера»
Практика: Определение в песне: темы, идеи, сверхзадачи, сквозного
действия, предмета борьбы, конфликта, событийного ряда.
ТЕМА 6. Исполнительский анализ песни
Теория: Беседа
«Для
чего
необходим
исполнительский
анализ
вокального номера».
Практика: Разбор текста песни на исполнительские действия и
исполнительское отношение.
ТЕМА 7. Сценическое воплощение
Теория: Беседа «Как исполнительский анализ влияет на исполнение
песни».
Практика: Отработка исполнительских действий и отношений в
вокальном номере.
1.4. Планируемые результаты и способы их определения
Наряду
с
коллективными
результатами
деятельности
отслеживается
динамика индивидуального актёрского развития обучающихся, их личные
успехи.
Общие
параметры
оценивания
включают:
теоретические
и
практические знания, креативность в выполнении заданий, умение работать с
20
предметом, сценическая культура, умение передавать образы в вокальных
композициях.
Конечная цель занятий состоит в раскрепощении ребенка, в умении
эмоционально исполнять вокальные композиции, формировании уверенности в
своих силах.
Оптимальным способом проверки результатов является система
мониторинга, которая включает в себя заполнение «Диагностической карты
предметных компетенций» (Приложение 1). Карта предметных компетенций
заполняется по основам актёрского мастерства. разделам программы: Дважды в
течение учебного года педагог заполняет диагностическую карту с целью
выявления результативности учебно - воспитательного процесса и творческого
развития детей. Помимо анализа диагностической карты способом проверки
достигнутых результатов являются творческие достижения обучающихся
(выступления детей на концертах, фестивалях и конкурсах разного уровня).
Формы подведения итогов реализации программы – показательноаналитическое итоговое занятие (анализ проделанной работы обучающегося
его же товарищами), контрольное занятие, открытое занятие, отчётный
концерт, тематический концерт, творческая встреча, участие в конкурсах,
фестивалях.
Сцена - это стартовая площадка для воплощения и реализации творческих
способностей обучающихся.
По окончанию обучения:
Личностные результаты:
- развит эмоциональный аппарат,
произвольное внимание,
память,
воображение, наблюдательность, образное мышление;
- развита доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость;
- сформирована потребность в творческом самовыражении
Метапредметные результаты:
- способен работать на общий результат, понимать свою роль и то, каков его
вклад в общее дело;
21
-умеет ориентироваться в потоках информации.
Предметные результаты:
Обучающиеся знают:
о театральном искусстве и искусстве актёра
как выполнять идейно-тематический и исполнительский анализ песни
основы техники актерского мастерства и законы сценического
пространства
театральную терминологию
умеют:
владеют начальными навыками актёрского мастерства
подчиняться требованиям педагога и коллектива;
соблюдать культуру поведения в зале и на сцене;
работать в паре и в группе;
эмоционально предавать смысл песни во время исполнения на сцене,
внимание друг на друга.
выполнять упражнения актерского тренинга и этюды на внимание,
память и фантазию, предлагаемые обстоятельства.
2. Комплекс организационно-педагогических условий программы
2.1. Календарный учебный график
Сроки
1 четверть
2 четверть
Зимние каникулы
3 четверть
4 четверть
Летние каникулы
01.09-31.10
01.11-31.12
01.01-08.01
09.01-31.03
01.04-30.05
01.06-31.08
всего
Кол-во
учебных
недель 1 год
обучения
7,5
8,5
11,5
8,5
Сроки
контрольных
процедур
15.09-22.09
28.11-31.11
18.05-24.05
36
2.2. Условия реализации программы
Методическое обеспечение программы
22
методические
разработки
и
планы
–
конспекты
занятий,
методические указания и рекомендации к практическим занятиям;
развивающие
и
дидактические
процедуры:
дидактические
и
психологические игры и упражнения;
дидактические материалы;
наличие фоно- и видеотеки с записями различных эстрадных
вокалистов и вокальных групп, казачьих исполнителей, в том числе
современных детских ансамблей и групп.
Данная программа реализовывается при взаимодействии следующих
составляющих её обеспечение:
- Общие требования к обстановке в кабинете:
оформление и техническое обеспечение кабинета соответствует
содержанию программы, постоянно обновляется учебным материалом и
наглядными пособиями;
чистота, освещённость, проветриваемость кабинета;
свободный доступ или возможность организации занятий на сцене
концертного зала.
Методы обучения
- Метод эмоционального стимулирования – создание ситуаций успеха на
занятиях, специально создавать цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок
добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства
уверенности в своих силах и «лёгкости» процесса обучения.
- Методу показа педагогом того или иного задания.
- Метода беседы
- Метод сравнения, помогает педагогу и обучающимся отслеживать
рабочий процесс. «У тебя сегодня получилось хуже (лучше), чем вчера,
потому, что…..» или «Эти предлагаемые обстоятельства выбраны более
точно, чем в прошлый раз потому, что…».
- Метод актерского тренинга, упражнений. Сущность этого метода состоит
в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются
23
(упражняются) в выполнении того или иного задания, вырабатывают
соответствующие умения и навыки, а также развивают свое мышление и
творческие способности.
Метод исследовательской деятельности выступает ключевым для
обеспечения творческой атмосферы в коллективе, создаёт возможность
поиска различных способов выполнения поставленных задач, новых
художественных средств воплощения сценического образа. Необходимо
стремление педагога предлагать такие задания, которые включали бы детей в
самостоятельный творческий, исследовательский поиск для развития
креативного мышления.
Для быстрого включения учащегося в творческий процесс подходит
метод создания проблемных ситуаций - представление материала занятия в
виде доступной, образной и яркой проблемы. Это очень сближает коллектив,
выявляет характер и личностные качества обучающихся.
В методическую работу педагога также входит посещение с учениками
учреждений культуры (театров, концертных залов, музеев, филармоний и
др.), просмотр видеозаписей спектаклей, мастер-классов известных актеров и
режиссеров. Воспитание зрительской культуры формирует устойчивый
интерес к театру, как к виду искусства.
Сцена – это самый сильный педагог, а зритель - самый строгий
экзаменатор.
Максимальное
тематических
концертах
и
участие
в
творческих
мероприятиях,
культурно-просветительской
образовательного учреждения, позволит
деятельности
обучающимся на практике
проверить, закрепить и развить свои умения и навыки исполнительского
мастерства.
Техническое и материальное обеспечение:
Материально-техническая
база
организации
занятий
соответствует
требованиям:
просторное, хорошо проветриваемое учебное помещение;
ноутбук;
24
флэш-носитель.
2.3.Формы аттестации и оценочные материалы
По окончании каждого года обучения проводится промежуточная
аттестация обучающихся. Уровень освоения предметных компетенций
определяется с помощью тестовых заданий, опроса, наблюдения, зачетных
занятий и отчетных концертов. Достижение личностных и метапредметных
результатов определяется путем педагогического наблюдения на открытых,
зачетных итоговых занятиях.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения
по программе с целью выявления уровня развития способностей и
личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам
программы. Итоговая аттестация обучающихся проводится в форме участия
в отчетном концерте коллектива, а также в форме итогового занятия.
Список используемой литературы
Нормативно-правовая:
1. Конституция Российской Федерации (12.12.1993г.).
2. Национальная доктрина образования (утверждена 4.10.2000 г., №751).
3. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации».
4. Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 9
ноября 2018г.N 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
5. Методические рекомендации Министерства образования и науки
Российской Федерации от «18» ноября 2015 года № 09-3242 по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы).
25
6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от
«14» декабря 2015 г. № 09-3564 “О внеурочной деятельности и реализации
дополнительных общеобразовательных программ”.
7. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства Российской Федерации от «4» сентября 2014 г.
№ 1726-р)
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от «24» апреля
2015 г. № 729-р «Об утверждении плана мероприятий на 2015–2020 годы по
реализации Концепции развития дополнительного образования детей».
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от «29» мая 2015 г.
№ 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года»
10. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от
«4» июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»
11. Конвенция
о
правах
ребенка.
[режим
электронного
доступа
http://sch7.stavedu.ru/index.php?d=normative].
12. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России.
А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Изд.
«Просвещение», 2009, 24 с.
13. Областной закон «О защите прав ребенка», Екатеринбург, 2009.
14. Устав МАУ ДО - Дом Детства и Юношества г. Екатеринбурга.
15. Программа развития МАУ ДО - Дом детства и юношества.
Список литературы, используемой для составления программы:
1. Бекина СИ. Ломова Т.П. Музыка и движение.
2. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. Москва 1989
год.
26
3. Станиславский К. С. Работа актера над собой в творческом процессе
переживания. Дневник ученика/ К. С. Станиславский. – СПб: ПраймЕВРОЗНАК, 2008.
4. Станиславский К. С. Искусство представления. Сост. А. Гиппиус. –
СПб: Азбука классик, 2010.
5. Кипнис М. Сто плюс два. Психологические этюды, упражнения,
задания. – М.: Ось-89, 2008.
6. Гиппиус С. В. Актерский тренинг. Гимнастика чувств. СПб.: ПраймЕВРОЗНАК, 2009.
7. Феофанова И. Актерский тренинг для детей. – М.: АСТ: Астрель;
Владимир: ВКТ, 2012.
27
Приложение 1
Диагностическая карта «Предметные компетенции»
ФИ обучающегося________________________
Критерии
Соответствие
теоретических
знаний
программным
требованиям
Осмысленность и
правильность
использования
специальной
терминологией
Соответствие
практических
умений и навыков
программным
1 г. об. (балл)
Начало
уч.
года
Конец
уч.
года
Уровень
освоения
программы
%
2 г. об. (балл)
Начало
уч.
года
Конец
уч.
года
Уровень
освоения
программы
%
3 г. об. (балл)
Начало
уч. года
Конец
уч.
года
Уровень
освоения
программы
%
требованиям
Отсутствие
затруднений
в использовании
специального
оборудования и
оснащения
Креативность в
выполнении
практических
заданий
Средний балл
Критерии
Соответствие
теоретических
знаний
программным
требованиям
Осмысленность и
правильность
4 г. об. (балл)
Начало
уч.
года
Конец
уч.
года
Уровень
освоения
программы
%
5 г. об. (балл)
Начало
уч.
года
Уровень
освоения
программы
%
Конец
уч.
года
29
использования
специальной
терминологией
Соответствие
практических
умений и навыков
программным
требованиям
Отсутствие
затруднений
в использовании
специального
оборудования и
оснащения
Креативность в
выполнении
практических
заданий
Средний балл
30
31