Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования –
Дом детства и юношества
Студия анимации
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
технической направленности
Срок реализации программы - 1 год
Возраст обучающихся - 7 – 14 лет
Разработчик:
Фатих Наталья Багдасаровна,
педагог дополнительного
образования
г. Екатеринбург, 2025 г.
1
Оглавление
1. Комплекс основных характеристик программы ....................................... 3
1.1 Пояснительная записка............................................................................. 3
1.2 Цель и задачи программы ........................................................................ 7
1.3 Содержание программы ........................................................................... 8
1.4 Планируемые результаты ....................................................................... 15
2. Комплекс организационно-педагогических условий .............................. 18
2.1 Календарный учебный график............................................................... 18
2.2 Условия реализации программы ........................................................... 25
2.3 Формы аттестации ................................................................................................ 29
Список литературы .............................................................................................. 30
Приложения............................................................................................................ 33
2
1.Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Мультипликация – это универсальный и интернациональный язык
общения детей и взрослых всего мира. Это особый вид творчества,
самостоятельный и самоценный, возможность для ребенка высказаться и быть
услышанным. Выразительные средства мультипликации - наиболее
естественные для детского возраста стимуляторы творческой активности и
раскрепощения мышления. В процессе создания анимации у детей
развиваются коммуникативные навыки, а также сенсомоторные качества,
обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в
различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей
объемной и плоской формы, пространственного воображения и образнологического мышления, цвета, ритма, движения. Анимация сочетает
теоретические и практические занятия, результатом которых является
реальный продукт самостоятельного творческого труда.
Программа «Студия анимации» имеет техническую направленность,
и создает условия, обеспечивающие выявление и развитие индивидуальных
творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации.
Программа «Студия анимации» (далее – программа) актуальна, так
как:
1) разработана в соответствии со следующими современными нормативными
правовыми актами и государственными программными документами, а также
локальными нормативными актами:
● Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
● Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).
● Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства
РФ от 29.05.2015 №996-р)
● Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам";
● Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
3
● Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015
№09-3242;
● Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей»;
● Приказ Министерства общего и профессионального образования
● Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области
на период до 2035 года»;
● Требования
к
дополнительным
общеобразовательным
общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему
персонифицированного финансирования дополнительного образования
Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136д от 26.02.2021
● Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в
методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных программ в образовательных организациях»,
утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021
№934-д4;
● Устав МАУ ДО – ДДиЮ;
● Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ
2) актуальна, так как отвечает региональным социально-экономическим
потребностям и особенностям образовательного пространства Екатеринбурга,
способствуя решению проблемы обеспечения каждому ребенку возможности
максимально полного раскрытия его творческого потенциала;
3) актуальна, так как отвечает потребностям родителей в доступном,
бесплатном, профессионально организованном и содержательном досуге, в
творческом и личностном развитии детей. Кроме того, актуальность
программы «Студия анимации» определяется требованием информационного
времени. Современный ребенок активно познает информационные
компьютерные технологии, а занятия анимацией дают возможность
творческой реализации, что способствует развитию личности в первую
очередь с учетом интересов ребенка. Отвечает потребностям детей, так как
тема применения цифровых технологий в творческой деятельности актуален
для современных школьников, а предлагаемый вид деятельности очень
привлекает обучающихся, ребята с радостью приходят на занятия.
4
Программа является компилятивной. Теоретический базис данной
программы
выстроен
на
основе
программы
дополнительного образования детей Полищук А.Р. «Детская студия
анимации», Сыктывкар, 2022 г. и программы Давлетшиной Р.Э. «Студия
анимации», Казань, 2018 г.
Отличительной
особенностью
данной
программы
является
комплексный подход к изучению анимации: это не только навыки работы с
видео-редакторами, но и знакомство с разными видами анимации, техниками,
используемыми материалами, углубленное изучении пластилиновой
анимации, различных техник и возможностей данного материала.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
содержание занятий построено на взаимодействии изобразительной
деятельности (рисование, лепка, изготовление персонажей и деталей съемки
из различных материалов и т.д.) и технической деятельности (освоение
различных техник съемки, работа с - видео и - аудио аппаратурой). Таким
образом, за время создания мультфильма, ребенок может побывать в роли
сценариста, актера, художника, аниматора и монтажера. То есть, он
знакомится с разными видами творческой деятельности и получает много
новой интересной информации, формируя тем самым разносторонне развитую
личность.
Адресат программы – дети в возрасте 7 - 14 лет без предъявления
особенных требований при отсутствии медицинских противоопоказаний.
Характеристика индивидуально-психологических особенностей
обучающихся возрастной категории 7-14 лет
Младший школьный возраст (7-9 лет) характеризуется сдерживанием
своих непосредственных импульсов, учитывать желания других людей.
Начинают формироваться произвольные внимание и память. Но для
длительной концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные
картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации). Внимание зависит не только
от воли ребенка, но и от его темперамента. Появляется способность
дифференцировать личностные качества сверстников. У некоторых детей
может наблюдаться стремление к лидерству, начинается соперничество между
ребятами. Постепенно развивается способность к сотрудничеству в играх и
учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания
без помощи взрослых.
5
Средний школьный возраст (10 – 14 лет) характеризуется интенсивным
ростом и увеличением размера тела, а также в это период окончательно
выявляется склонность к определенным видам деятельности. Подростки
начинают мыслить абстрактно. Способны прогнозировать последствия своих
поступков. Обладают энтузиазмом и потребностью в самоутверждении, в
подчёркивании своей «взрослости» и самостоятельности. Как правило,
подростки этого возраста охотно взаимодействуют в команде, умеют
распределять роли и обязанности, планировать совместную деятельность.
Болезненно воспринимают критику.
Формируются разновозрастные учебные группы
в соответствии с
возрастом и с учетом личностных и психологических особенностей
обучающихся. В таких группах старшие помогают младшим, а младшие дети
охотно взаимодействуют с ними. Каждый обучающийся может по желанию и
результатам быть переведен в другую группу.
Объём программы - 72 часа.
Режим занятий - 1 раз в неделю по 2 академических часа (1 академический
час составляет 45 мин.). Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Срок освоения программы: 2 года
Перечень форм обучения: очная; в условиях временных ограничений – с
использованием дистанционных технологий.
Перечень форм организации занятий: фронтальная групповая, в
подгруппах, в малых группах.
Перечень видов занятий: беседа, лекция, викторина, экскурсия, видеозанятие, самостоятельная работа, практическая работа, сочетание различных
форм учебных занятий, игра, проектная деятельность, открытое занятие.
Основная форма работы в студии – практические занятия. Это
реализация творческих идей на основе полученных знаний: разработка
сценария, персонажей, декораций, рисование, лепка, съемка анимации, запись
звука и последующий монтаж.
Перечень форм подведения итогов реализации: практическое занятие,
беседа, открытое занятие, презентация анимационного проекта. По
завершении обучения по программе проводится отчётное занятие.
Принципы, лежащие в основе программы:
-доступность
(соответствие
возрастным
и
индивидуальным
особенностям);
-наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
6
-демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ученика в
социуме, реализация собственных творческих потребностей);
-научность (обоснованность, наличие методологической базы и
теоретической основы);
- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы,
ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – творческое и личностное развитие обучающихся
через обучение основам анимации.
Обучающие задачи программы:
знакомить с основными принципами анимации: сценарного мастерства,
теории движения, основам режиссуры, композиции кадра, создания
звука и монтажа;
знакомить с возможностями пластилина, техниками лепки;
обучать технологии создания кукол и декораций из различных
материалов;
обучать основным навыкам работы на компьютере, с фотокамерой,
монтажу простейших анимационных фильмов.
Развивающие задачи:
способствовать развитию интереса к мультипликации и киноискусству,
литературе, изобразительной деятельности, музыке;
активизировать мышление и воображение детей.
Воспитательные задачи:
способствовать развитию целеустремленности, внимания, чувства
товарищества и личной ответственности путем реализации групповых
творческих проектов;
воспитывать эстетический вкус.
формировать у детей нравственное отношение к окружающему миру,
нравственные качества личности.
7
1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план
№ Перечень разделов, тем
Всего
Количество часов
Теория
Практик
а
0,5
0,5
3
Введение в
образовательную
программу
Основы режиссуры и
анимации
Сценарное мастерство
4
Пластилиновая анимация
15
3
12
5
Азбука звука
7
2
5
6
Основы монтажа
10
3
7
7
8
Другая анимация
Проектная деятельность
8
6
2
1,5
6
;,5
6
0
6
72
17
55
1
2
9. Конкурсно-массовая
деятельность
Итого
1
14
3
22
5
2
3
Формы
аттестации
(контроля)
Беседа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа,
видеоролик
Запись
звуковых
эффектов
Монтаж
ролика
Видеоролик
Презентация
анимационн
ых работ
Участие в
конкурсах/
мероприятия
х
Содержание программы
Тема 1. Введение в образовательную программу
Теория. Знакомство с коллективом. Знакомство с правилами внутреннего
распорядка и планами на учебный год. Инструктаж по технике безопасности.
Определение понятия «анимация», история. Знакомство с видами анимации.
8
Практика. Просмотр анимационных мультфильмов в различных техниках.
Обсуждение
идей
для
будущих
роликов.
Демонстрация
создания
мультфильма.
Тема 2. Основы режиссуры и анимации
Теория. Оживление, технология создания покадрового фильма. Критерии
анимации: виды, методы, стили; применяемые материалы. Настройка
фототехники и освещения для съемки. Развитие представлений о кадре:
композиционное построение, план и ракурс. Тайминг. Принципы анимации:
поза, сценичность, движение.
Практика.
Настройка
фототехники.
Применение
знаний
о
создании
мультфильма на практике. Изучение мимики и движений, проекция качеств на
персонажей анимации. Работа с композицией. Съемка мультфильмов.
Тема 3. Сценарий
Теория. Определение термина «сценарий». Как создается сценарий: законы
построения сюжета. Раскадровка и ее роль в создании анимации. Создание
образа. Изучение детских литературных произведений, сказок, басен, загадок,
стихотворений, фольклора.
Практика. Написание сценариев для мультфильмов на основе литературных
произведений. Продумывание образов и характера персонажей. Применение
раскадровки.
Тема 4. Пластилиновая анимация
Теория. Что такое перекладная (плоскостная) анимация. Что такое кукольная
(объемная) анимация. Особенности направлений. Просмотр мультфильмов в
данной технике. Используемые материалы и декорации для анимации.
Техника «Перелепка». Цветоведение: свойства цветов, настроение, символика.
Основные приемы создания объемного изделия.
Практика: Разработка персонажей, фона, декораций.
9
Тема 5. Азбука звука
Теория. Виды звуков (музыка, речь, звуки природы, голоса животных, шумы).
Значение музыки в анимации: эмоции и настроение. Речь за кадром.
Практика. Изучение звуков и их создание (шум листьев, дождь, гроза и т.д.).
Запись звуковых этюдов, речи. Прослушивание жанровой музыки, анализ
настроения и выбор музыки для анимации.
Тема 6. Основы монтажа
Теория. Программы для монтажа. Основы монтажа. Демонстрация процесса
монтирования анимации. Знакомство с программой анимирования CrazyTolk,
МультиПульти.
Практика. Просмотр процесса монтирования анимации. Монтаж на основе
полученных знаний.
Тема 7. Другая анимация.
Теория: Знакомство с иными видами анимации: пиксиляция, особенности
направления; сыпучая анимация, предметная, анимация из природных
материалов. Бумажные марионетки.
Практика: Разработка, и съемка мультфильмов с использованием людей в
главной роли, сыпучих материалов, продуктов и других предметов. Создание
бумажной марионетки и ее анимирование.
Тема 8. Проектная деятельность
Теория: Определение понятия «проект», этапы. Обсуждение, планирование
будущего проекта. Изучение темы Новый год (традиции, особенности
праздника в разных странах); обсуждение социальных проблем, выбор темы
для анимации: безопасная дорога, здоровье, изменим мир к лучшему.
Практика: работа над анимационным роликом на новогоднюю тему
(поздравительный, информационный ролик). Создание анимации на одну из
данных социальных тем. Результатом проекта станет готовый анимационный
10
продукт, который обучающиеся продемонстрируют в сети Интернет, на одном
из мероприятий учреждения, либо конкурсе.
Тема 7. Конкурсно-массовая деятельность
Практика. Виртуальные экскурсии на киностудию, фильмофонд, посещение
музеев, тематические праздники, участие в конкурсах, мероприятиях.
1.4. Планируемые результаты
Предметные:
знакомы с основными понятиями анимации: создание сценария, теория
движения, основы режиссуры, композиция кадра, создание звука и
монтажа;
знакомы с возможностями пластилина, техниками лепки;
владеют основами технологии создания кукол и декораций из
различных материалов;
владеют основным навыкам работы на компьютере, с фотокамерой,
монтажу простейших анимационных фильмов.
Метапредметные:
проявляют интерес к мультипликации и киноискусству, литературе,
изобразительной деятельности, музыке;
развито в соответствии с возрастом творческое мышление и
воображение .
Личностные:
развиты в соответствии с возрастом целеустремленность, внимание,
чувства товарищества и личной ответственности;
проявляется эстетический вкус.
развиты в соответствии с возрастом нравственное отношение к
окружающему миру, нравственные качества личности.
11
2.Комплекс организационно-педагогических
2.1 Календарный учебный график
№ п\п
1
2
3
4
5
6
7
Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Начало занятий
Выходные дни
Каникулы
8
Окончание обучения по программе
36
72
2
60
15 сентября
31.12 – 09.01
Образовательная
деятельность
в
ДДиЮ
осуществляется и в период
осенних
и
весенних
школьных каникул
31 мая
2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
В
соответствии
с
СанПиН
2.4.3648-20
занятия
проводятся
в
просторном и освещенном помещении, оборудованном:
Мебелью: столы и стулья, для теоретического обучения.
Инструментами и оборудованием:
Компьютеры, для обработки фотоматериала -6.
Фотоаппарат – 1.
Штатив – 1.
Зарядные устройства-1.
Лампы – 3.
Микрофон – 1.
Проектор и экран (доска) для демонстрации материала - 1.
Компьютерные программы:
Windows Movie Maker
MovaviVideoEditor
CrazyTolk
12
МультиПульти
Для реализации программы необходимы материалы индивидуального
пользования:
1. Бумага для создания декораций и персонажей (акварельная, картон А1А4);
2. Карандаши цветные, краски, кисточки ножницы;
3. Тетрадь или альбом для сценария и зарисовок;
4. Пластилин, доска для лепки, стеки (для каждого обучающегося);
Кадровое обеспечение
Реализацию
программы
осуществляет
педагог
дополнительного
образования, владеющий знаниями в области анимации и иными навыками
для проведения занятий по данной программе.
Методическое обеспечение программы:
В процессе реализации программы используются следующие методы:
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: создание
ситуации успеха; поощрение в обучении; использование игр и игровых форм.
Методы создания творческого поиска.
Методы организации взаимодействия обучающихся друг с другом
(диалоговый).
Методы развития психологических функций, творческих способностей и
личностных качеств обучающихся: создание проблемной ситуации; создание
креативного поля; перевод игровой деятельности на творческий уровень.
Методы гуманно-личностной педагогики.
Методы формирования обязательности и ответственности.
Классификация учебных занятий (по основной дидактической цели)
1. Вводное учебное занятие (начало учебного года, раздела, темы).
13
2. Учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и
способов действий.
3. Учебное занятие по закреплению знаний и способов действий.
4. Учебное занятие по комплексному применению знаний и способов
деятельности.
5. Систематизация и обобщение знаний.
6. Учебное занятие по контролю, оценке и коррекции.
Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено
на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех
участников образовательного процесса к любой информации, связанной с
реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами,
организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Социально-психологические
условия
реализации
образовательной
программы обеспечивают:
- учет
специфики
возрастного
психофизического
развития
обучающихся;
- вариативность
направлений
сопровождения
участников
образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического
здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного
образа жизни;
- дифференциация
и
индивидуализация
обучения;
мониторинг
возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка детей с
особыми образовательными потребностями);
- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и
среде сверстников.
Информационные условия:
- наличие группы в социальных сетях для отслеживания результатов
обучающихся;
14
-
во
время
временных
ограничений
возможно
применение
дистанционных технологий обучения: онлайн-занятие, мастер-класс.
Дидактическое обеспечение программы:
разработка теоретической части занятий, презентации;
схемы, таблицы, иллюстрации по основным темам программы;
банк мультфильмов.
2.3. Формы аттестации, контроля и оценочные материалы
За период освоения программа предусматривает текущий, промежуточный
и итоговый контроль. В коллективе обучающиеся получают определенный
объем знаний, умений и навыков, качество которых определяется
диагностическими методиками в форме наблюдения, анализа продуктов
деятельности. В сентябре и мае ведется диагностика уровня знаний,
предметных
компетенций,
социального
и
творческого
развития
обучающихся.
Промежуточная оценка освоения материала проводится по окончанию
изучения каждого раздела программы в виде выполнения задания по темам
на навыки лепки, съемки, озвучки и монтажа, и презентации творческих
работ на занятии, в сети Интернет.
В конце учебного года проводится отчётное мероприятие в формате
презентации видеороликов, мультфильмов, выполненных за учебный год.
15
Список литературы
Психолого-педагогическая литература:
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская. - СПб.: Питер,
2018. - 317 c.
2. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2017. - 352 c.
3. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования - В.П. Голованов. - М.: Юрайт, 2018.- 282 с.
4. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству/ Н.В. Дубровская. / Н.В.
Дубровская - СПб.: Детство-Пресс, 2017.- 119 с .
5. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика: Учебно-методическое пособие / Д.В.
Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры / И.В. Патрушева. - М.:
Юрайт, 2019. - 130 с.
7.Педагогика
дополнительного
образования.
Психолого-педагогическое
сопровождение детей / ред. Байбородова Л. В. - М.: Юрайт, 2019. 364 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И.
Самыгин. – Рн/Д: Феникс, 2019. - 687 c.
9. Суртаева, Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии / Н.Н. Суртаева.М.: Юрайт, 2019. - 250 с.
10. Хуторской, А.В. Педагогика / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2019. - 312 c.
Специальная литература:
1. Алёхин, А.С. Профессия - анимация / А.С. Алёхин. - М.: Инфра-М, 2018.138 с.
2. Васильева, Л.А. Делаем мультфильм! /Л.А. Васильева – М.: Аспект Пресс,
2018. – 228 с.
3. Василькова А. – Душа и тело куклы. Природа условности куклы в
искусстве 20 века: театра, кино и телевидения.- Москва.: Аграф, 2017г.
16
4. Велинский Д.В.-Технология процесса производства мультфильмов в
техниках перекладки. Методическое пособие.– Новосибирск: Детская
киностудия «Поиск», 2014г.
5. Красный Ю.Е., Курдюкова Л.И. Мультфильм руками детей. – М.:
Просвещение, 2009г.
6. Куликова, Л.А. Технология современной анимации. Учебное пособие / Л.А.
Куликова. – Самара, 2019.- 178 с.
7. Маклюэн, М. Фотография и анимация / М. Маклюэн. - М: Аспект Пресс,
2018. – 245 с.
8. Новацкая Марья. – Большая пластилиновая книга. Как слепить любую
сказку. - Питер, 2015г.
9. Новацкая Марья. – Лепим сказку: пошаговый мастер-класс. – Питер, 2013г.
10. Соколов А.Г. Монтаж: телевидение, кино, видео. – М.: 2011.
11.Соколов А.Г. Создание экранного произведения. – М.: 2014.
Литература для родителей:
1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и
творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2018. - 384 c.
2. Заводова, Т. Е. Успешный ребенок / Т.Е. Заводова. - Минск: Красико-Принт,
2019. – 216 с.
3. Творчество в жизни ребенка / Под редакцией В.В. Кузина, А.П. Матвеев.
М.: Фрахт, 2017. – 118 с.
4.Соколов А. Г. Монтаж: телевидение, кино, видео – Editing: television, cinema,
video.— M.: Издатель А. Г. Дворников, 2018.—206 с.
Литература для детей:
1.Агафонов, А.В., Пожарская С.Г. Фотобукварь / А.В. Агафонов, С.Г.
Пожарская. М.: Вече, 2019.- 200с.
2. Бабкин, Е.В. Фото и видео / Е.В. Бабкин. М.: Дрофа, 2019. - 380с.
17
3. Гурский, Ю.Г. Photoshop 7.0. Трюки и эффекты / Ю.Г. Гурский. - Спб.:
Питер, 2017. – 306 с.
4. Кишик, А.Н. Adobe Photoshop 7.0. Эффективный самоучитель / А.Н.
Кишик.- М.: АСТ, 2018 г. – 327 с.
5. Халатов Н. Мы снимаем мультфильмы / Н. Халатов. – М.: Молодая гвардия,
2009г.
6. Хитрук Ф.С.- Профессия-аниматор. (В 2 тт.)- М.: Гаятри, 2007г.
18
Приложение 1
Список мультфильмов, используемые на занятиях в качестве
демонстрации техник, особенностей сюжета, звукового
сопровождения и т.д.
«Голубой щенок» (Союзмультфильм, 1976 год)
«Варежка», реж. Р. Качанов, 1967;
«Гора самоцветов», реж. А. Татарский, 2005;
«Ежик в тумане», реж. Ю. Норштейн, 1976;
«Пластилиновая ворона», реж. А. Татарский, 1981;
«Цветик - семицветик», реж. М. Цехановский, 1949;
«Падал прошлогодний снег», реж. А. Татарский, 1983;
Видеосюжет из телепередачи «Галилео» Кукольная анимация
Видеосюжет из телепередачи «Галилео» Колоризация (Раскраска кино)
Кошмар перед рождеством, реж. Г.Селик, 1993;
Паранорман, реж. К. Батлер, 2012;
Коралина в стране кошмаров, реж Г.Селик, 2008;
Франкенвини, реж. Тим Бертон, 2012.
19
Приложение 2
Глоссарий
Аниматик – анимированная раскадровка, включающая основные монтажные
приемы будущего фильма: расположение объектов в кадре, движение камеры и
т.п., и отснятая в хронометраже будущих сцен, с репликами.
Анимация (от
фр.
animation)
–
оживление,
одушевление.
Слова
«Мультипликация» и «Анимация» в современном русском языке нередко
используются в качестве синонимов, несмотря на различное происхождение
этих слов и их значений (денотатов). При этом в профессиональных кругах
второе преобладает, будучи частью международного профессионального
жаргона, таких понятий как аниматик и т.п.
Компоновка – ключевая фаза мультипликата, определяющая характер и
направление движения.
Лимитированная анимация – анимация, в которой используется как можно
больше повторов уже сделанных фаз и в большем объеме используется
статика. Как правило, в такого рода фильмах на секунду экранного времени
затрачивается не более 6 рисунков. Лимитированная анимация требует такого
же мастерства от одушевителя, как и классическая (т.е. максимально
детализированная), поскольку здесь приходится создавать иллюзию действия
самыми экономными средствами.
Мультипликат –
ключевые
компановки,
которые
создает
художник-
мультипликатор (аниматор).
Мультипликация (от лат. multiplicatio – умножение, увеличение, возрастание,
размножение) – технические приёмы получения движущихся изображений,
иллюзий движения и/или изменения формы объектов (морфинг) с помощью
нескольких или множества неподвижных изображений и сцен.
Мультстанок –
специальным
образом
оборудованная
кинокамера
и
съемочной стол, где последовательно монтируются и снимаются в ярусах и
20
слоях кадры анимации.
Перекладка – технология анимации, в основе которой лежит плоская
марионетка. Персонажи вырезаны из плотной бумаги, целлулоида, двигаются
(анимируются) непосредственно под камерой.
Пиксиляция – собранное заново по кадрам с новым таймингом и от этого
ставшее условным движение живого актера.
Раскадровка – последовательность рисунков, определяющих монтажные
планы.
Статика – наиболее устойчивое положение персонажа, которое можно
держать в кадре длительное время. Несет функцию точки в предложении.
Рисунок, предназначенный для статики, делается обычно с большей
тщательностью, чем остальные фазы.
Тайминг – английское слово «timing» не имеет аналога в русском языке. Оно
может означать темпоритм, синхронизацию, хронометраж. В анимации его
следует понимать как расчет движения во времени и пространстве. Это та
часть одушевления, которая придает движению смысл. Основные принципы
тайминга в анимации: 1. Точная мизансценировка и композиция кадра. 2.
Расчет времени на подготовку зрителя к предстоящему событию, на само
действие и затем на реакцию зрителя на это событие.
Тотальная
анимация –
анимация,
в
которой
в
каждом
кадре
перерисовываются не только персонажи, но и фон. Каждая картинка рисуется
полностью.
Фаза – промежуточное положение между компоновками.
Фазовка – создание промежуточных фаз движения.
Черновой мультипликат – мультипликат до прорисовки.
Экспозиционный лист (ExposhureList) – табличная форма, передающая
последовательность фазованных рисунков, слоистое построение сцены,
синхрон со звуковыми фразами, работу камеры, служебные пометки и т.д.
21
Один из основных подписываемых и утверждаемых документов. Определяет,
какие элементы сцены подлежат сканированию и закраске, в каких кадрах они
расположены и какие слои собой представляют, как должна вести себя камера
и т. д. На многих американских мультстудиях пользуются листами,
вмещающими 96 кадров (4 секунды). При работе для ТВ, где скорость
проекции 25 кадра в секунду, применяют листы в 100 кадров. В советских и
российских студиях экспозиционный лист рассчитан на 52 кадра, что равно 1
метру кинопленки.
22
Приложение 3
Карта уровней освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
(предметная компетентность)
№
п/п
Ф.И.
обучающегося
А
Уровень
практической
подготовки
Показатели
Уровень
теоретической
подготовки
3балла – высокий уровень;
2 балла– средний уровень;
1балл – низкий уровень.
Б
Уровень освоения
дополнительной
образовательной
программы
В баллах
(А+Б):2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
23
ФИ
обучающегося
1 – исходный балл
2 – средний уровень (базовый)
24
Средний балл
3 – высокий (самостоятельность с частичной помощью педагога)
4 – профессионал (творческая самостоятельность и самоопределение
Саморазвитие
Сформированные
художественные способности и
эстетический вкус
Проектная
деятельность
Целеустремленность,
стремление к
экспериментированию
Аккуратность в исполнении
Формирование навыков
самостоятельной работы
Пластилинография и
другие виды анимации
Умение применять на
практике полученную
информацию
Способность сотрудничать со
сверстниками
Способность применять
бытовые, сыпучие предметы,
бумагу в анимационной
деятельности
Освоение технических
навыков и основ режиссуры
и анимации
Умение лепить объект в
плоской и объемной
техниках
Проработка декораций как
один из важных элементов
мультфильма
Действие по алгоритму,
выполнение согласно
сценарию
Умение производить монтаж
и запись звука
Умение производить
раскадровку, придумывать
простые сценарии
Показатели
Умение выстроить камеру и
свет в соответствии с задачей
Карта диагностики для определения динамики освоения программы, социального и творческого развития
обучающихся Студии анимации 1 и 2 года
Личностное
и эстетическое развитие
Сред.
Балл