Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дом детства и юношества
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«УЧУСЬ ИГРАЯ СТАРТ»
Возраст обучающихся: 5 лет
Срок реализации: 6 месяцев
Составитель:
Петрова Виктория Алексеевна,
педагог дополнительного образования,
педагог-психолог
г. Екатеринбург, 2025
1
1. Комплекс основных характеристик
1.1.Пояснительная записка
Программа
«УЧУСЬ
ИГРАЯ
СТАРТ»
социально-гуманитарной
направленности дает возможность обучающимся успешно пройти процесс
подготовки и адаптации к организованной учебной деятельности и создаёт
стартовые условия для выявления и развития индивидуальных способностей
детей с учетом их возможностей и мотивации.
Программа «УЧУСЬ ИГРАЯ СТАРТ» актуальна, так как:
1)
разработана
нормативными
в
правовыми
соответствии
актами
и
со
следующими
современными
государственными
программными
документами, а также локальными нормативными актами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ
от 29.05.2015 №996-р)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства общего и профессионального образования
2
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Министерства образования и науки России от 18 ноября 2015 №093242;
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021;
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в
образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» от 01.11.2021 №934-д4;
Устав МАУ ДО – ДДиЮ;
Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ.
2) отвечает региональным социально-экономическим потребностям и
особенностям образовательного пространства Екатеринбурга, способствуя
решению проблемы обеспечения каждому ребенку возможности максимально
полного раскрытия его творческого потенциала;
3)
отвечает
потребностям
родителей
в
доступном,
бесплатном,
профессионально организованном и содержательном досуге их детей, в развитии
творческой, познавательной сферы детей, в раскрытии их творческого
потенциала и коммуникативных навыков; отвечает потребностям детей в
общении и игре, в обучении через игру.
Данная программа является модифицированной и разработана на основе
авторской программы Кудрина Ю.В. «Учусь учиться», Москва, 2014г.
3
Отличительные
особенности
данной
программы:
комбинирование
различных техник и упражнений для развития высших психических функций
головного мозга, таких как память, внимание и мышление. Обучение по
программе предполагает постепенное расширение и углубление навыков и
умений обучающихся в течение учебного года. От простых корректурных проб с
картинками к более сложным - с буквами; от простых игр на развитие мышления
до заданий, где необходимо думать и размышлять; от простых линий на песке до
написания и украшения сложных узоров и написания букв двумя руками
одновременно; от медленного выполнения кинезиологических упражнений к
более быстрому и точному.
В основу программы положены следующие дидактические принципы
обучения:
принцип
комфортности;
творческого
принцип
развития;
успешности;
принцип
принцип
психологической
доступности;
принцип
научности, систематичности и последовательности; принцип наглядности; учет
возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Адресат программы – дети 5 лет. Приём детей на программу производится
без предъявления требований к уровню предварительной подготовки.
Характеристика
индивидуально-психологических
особенностей
обучающихся возрастной категории: период дошкольного детства является
одним из важных периодов в жизни каждого человека. Именно в этот период
происходит
первоначальное
формирование
личности
ребенка,
сопровождающееся существенными качественными морфофункциональными и
психологическими изменениями, специфическими особенностями, учет которых
во многом определяет полноценное психическое развитие ребенка, успешную
подготовку и дальнейшее школьное обучение, реализацию своего потенциала и
возможностей. Дети еще не умеют длительно сосредоточиваться на задании,
особенно если оно неинтересно и однообразно. Поэтому структура занятия
предполагает смену видов деятельности и разнообразия в заданиях. Это
позволяет вызывать и сохранять интерес обучающихся. В старшем дошкольном
возрасте развитие мелкой моторики и координации движений руки становится
4
важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Содержание
предлагаемых упражнений и письменных заданий нацелено на развитие мелкой
моторики и координацию движений.
Минимальное количество детей в группе – 6 человек. Максимальное
количество - 12 человек.
Режим занятий - 2 занятия по 30 минут два раза в неделю (72 часа) с
перерывом в 10 минут. 1 академический час для детей данного возраста
составляет 30 мин. Общее количество часов в неделю – 4.
Объем программы –72 часа
Срок освоения программы: 6 месяцев
Особенности организации образовательного процесса – традиционная
модель,
представляющая
собой
линейную
последовательность
освоения
содержания.
Перечень форм обучения: очная.
Перечень форм организации занятий: фронтальная групповая, в малых
группах.
Перечень видов занятий: практическое занятие, беседа, открытое занятие
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы: открытые занятия, итоговое занятие.
Система мониторинга осуществляется с помощью диагностических карт
уровня
освоения
детьми
теоретических
и
практических
компетенций
(Приложение 1,2).
Цели и задачи программы
Цель программы - подготовка и адаптация к организованной учебной
деятельности детей старшего дошкольного возраста
Задачи программы
Обучающие:
- знакомить с буквами и цифрами;
- расширять и обогащать словарный запас;
- обучать пространственным представлениям.
5
Развивающие:
- развивать способность логически мыслить и рассуждать;
- развивать координацию и моторику;
- способствовать развитию волевой сферы и приобретению опыта новых форм
деятельности.
Воспитательные:
- формировать навыки корректного поведения, выполнения правил группы;
- формировать навыки конструктивного общения.
Учебный (тематический) план
Наименование
темы
№
Количество часов
Формы
аттестации/контроля
Теория
0,5
Практика
0,5
Беседа, игра
2.
Всего
Волшебный ларец. Правила 1
поведения на занятии.
Мне нравится учиться!
1
0,5
0,5
Беседа, игра
3.
Осень. В стране букв.
2
0,5
1,5
Беседа, игра
4.
Осень в стране цифр
2
0,5
1,5
Беседа, игра
5.
Утро вечера мудренее
2
0,5
1,5
Беседа, игра
6.
Колобок – румяный бок
2
0,5
1,5
Беседа, игра
7.
У бабушки в деревне
2
0,5
1,5
Беседа, игра
8.
Рыбки – подружки.
2
0,5
1,5
Беседа, игра
9.
Из-под пятницы – суббота.
2
0,5
1,5
Беседа, игра
10. Черепашки.
2
0,5
1,5
Беседа, игра
11. Поиграем с Пеппой
2
0,5
1,5
Беседа, игра
12. Ночь.
2
0,5
1,5
Беседа, игра
13. Телепаты
2
0,5
1,5
Беседа, игра
14. Кошки – мышки.
2
0,5
1,5
Беседа, игра
15. Сад
2
0,5
1,5
Беседа, игра
16. Мышкин сыр.
2
0,5
1,5
Беседа, игра
17. Цветы
2
0,5
1,5
Беседа, игра
18. Паутинка.
2
0,5
1,5
Беседа, игра
19. Кто играет во дворе
2
0,5
1,5
Беседа, игра
1.
6
20. Пес и кошки.
2
0,5
1,5
Беседа, игра
21. Фигуры
2
0,5
1,5
Беседа, игра
22. Времена года
2
0,5
1,5
Беседа, игра
23. Лесные звери
2
0,5
1,5
Беседа, игра
24. Козочки.
2
0,5
1,5
Беседа, игра
25. Дом вверх дном
2
0,5
1,5
Беседа, игра
26. Бабочки и котята.
2
0,5
1,5
Беседа, игра
27. Близко -далеко
2
0,5
1,5
Беседа, игра
28. Новогодние чудеса
2
0,5
1,5
Беседа, игра
29. Медвежата и пчелки.
2
0,5
1,5
Беседа, игра
30. Необычные животные
2
0,5
1,5
Беседа, игра
31. Тигры – футболисты.
2
0,5
1,5
Беседа, игра
32. Время
2
0,5
1,5
Беседа, игра
33. Морская история
2
0,5
1,5
Беседа, игра
34. История про ёжика
2
0,5
1,5
Беседа, игра
35. Крокодилы.
2
0,5
1,5
Беседа, игра
36. Не круг и не квадрат
2
0,5
1,5
Беседа, игра
37. Слонёнок
2
0,5
1,5
Беседа, игра
Итого
72
19,5
58,5
Содержание учебного (тематического) плана
1.Волшебный ларец. Правила поведения на занятии.
Теория: ознакомление с помещением, знакомство, установление контакта;
объяснение правил поведения в кабинете;
Практика: приветствие – «Здравствуй, солнце золотое!», Игра-квест
«Волшебный ларец», Игра «Передай приветствие по кругу», Игра «Подарок для
Маши..», Упражнение – «Не глядя в глаза», Игра «Автомобили», Упражнения на
развитие логического мышления – Упражнение1, Пальчиковая гимнастика
«Замок», Упражнение на развитие ВПФ – Упражнение 1, Игра «Арам-зам-зам»
под музыку, Упражнение «Доброе тепло».
7
2. Мне нравится учиться!
Теория:
объяснение
последовательности
и
технологии
работы
при
выполнении заданий; объяснение терминов, понятий и техник. Изучение
изображения буквы с помощью разных материалов, изучение звуковой формы
буквы «А». Развитие математических представлений и логики - Свойства
предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.
Практика: Приветствие- «Давайте поздороваемся», Упражнения на развитие
логического мышления - Упражнение 2, Знакомство с буквой «А», вспоминаем
слова на букву «А», творческое задание - букву А, украшаем осенними
листочками, ягодками рябины; Комплекс нейропсихологических упражнений 1,
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия – Упражнение 1,
Развитие математических представлений и логики - Свойства предметов;
прощание -«Пожелания».
3. Осень в стране букв.
Теория:
объяснение
последовательности
и
технологии
работы
при
выполнении заданий; объяснение терминов, понятий и техник. Развитие
фонематического анализа – выделение звука «А» в слове, подготовка руки к
письму.
Развитие математических представлений - Свойства предметов.
Объединение предметов в группы по общему свойству.
Практика: Приветствие «Поздороваемся по-разному»; упражнения на
развитие логического мышления - Упражнение 3; письменные задания
подготовки руки к письму, выделение звука «А» в слове, обозначение буквы А
при письме; Комплекс нейропсихологических Упражнений 2; Упражнения на
развитие
межполушарного
взаимодействия.
–
Упражнение
2;
Развитие
математических представлений - Свойства предметов. Объединение предметов в
группы по общему свойству. Прощание -«Аплодисменты по кругу».
4. Осень в стране цифр
Теория:
объяснение
последовательности
и
технологии
работы
при
выполнении заданий; объяснение терминов, понятий и техник. Изучение
изображения буквы с помощью разных материалов, изучение звуковой формы
8
буквы «У». Развитие математических представлений и логики - Свойства
предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.
Практика: Приветствие - «Давайте поздороваемся»; упражнения на развитие
логического мышления. - Упражнение 4Знакомство с буквой «У», творческое
задание с буквой «У»; Комплекс нейропсихологических упражнений 2;
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия Упражнение 3;
Развитие математических представлений и логики - Свойства предметов.
Прощание - «Пожелания».
5. Утро вечера мудренее
Теория: объяснение последовательности и технологии работы при выполнении
заданий; объяснение терминов, понятий и техник. Развитие фонематического
анализа – выделение звука «У» в слове, подготовка руки к письму. Развитие
математических представлений - Свойства предметов. Объединение предметов в
группы по общему свойству.
Практика: упражнение
«Давайте
поздороваемся»,
упражнения
с
массажными мячиками - Разминка 3, упражнения на развитие логического
мышления - Упражнение 5, Письменные задания подготовки руки к письму,
выделение звука «У» в слове, обозначение буквы «У» при письме; комплекс
нейропсихологических упражнений 3, упражнения на развитие межполушарного
взаимодействия - Упражнение 5, прощание - «Пожелания».
6. Колобок – румяный бок
Теория:
объяснение
последовательности
и
технологии
работы
при
выполнении заданий; объяснение терминов, понятий и техник. Знакомство с
буквой «О», творческое задание с буквой «О». Развитие математических
представлений - Свойства предметов. Объединение предметов в группы по
общему свойству.
Практика: приветствие – «Здравствуй, солнце золотое!», разминка с
массажным мячиком - Разминка 4, упражнение на развитие логического
мышления - Упражнение 6, изучение изображения буквы, изучение звуковой
формы
буквы
«О»,
творческое
задание
с
буквой
«О»;
комплекс
9
нейропсихологических упражнений 4; Письменные задания на развитие
межполушарного взаимодействия -Упражнение 6 , прощание - «Встретимся
опять».
7. У бабушки в деревне
Теория:
объяснение
последовательности
и
технологии
работы
при
выполнении заданий; объяснение терминов, понятий и техник. Развитие
фонематического анализа – выделение звука «О» в слове, подготовка руки к
письму. Развитие математических представлений - Сравнение групп предметов.
Обозначение равенства и неравенства.
Практика:
упражнение
«Поздороваемся
по-разному»,
упражнения
с
массажными мячиками – Разминка 4, упражнения на развитие логического
мышления - Упражнение 7, письменные задания для подготовки руки к письму,
выделение звука «О» в слове, обозначение буквы «О» при письме; комплекс
нейропсихологических упражнений 4, упражнения на развитие межполушарного
взаимодействия – Упражнение 7, Развитие математических представлений Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства, прощание упражнение «Пожелания».
8. Рыбки - подружки.
Теория:
объяснение
последовательности
и
технологии
работы
при
выполнении заданий; объяснение терминов, понятий и техник. Повторение
пройденного, изучение изображения буквы с помощью разных материалов,
изучение звуковой формы буквы «М». Развитие математических представлений Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.
Практика: Приветствие – «Давайте поздороваемся», разминка с массажным
мячиком Разминка 5, упражнение на развитие логического мышления Упражнение 8, изучение изображения буквы, изучение звуковой формы буквы
«М», творческое задание с буквой «М»; комплекс нейропсихологических
упражнений 5, прощание -«Аплодисменты по кругу»
9. Из-под пятницы – суббота.
10
Теория:
объяснение
последовательности
и
технологии
работы
при
выполнении заданий; объяснение терминов, понятий и техник. Развитие
фонематического анализа – выделение звука «М» в слове, подготовка руки к
письму. Развитие математических представлений - Сравнение групп предметов.
Обозначение равенства и неравенства.
Практика: упражнение «Дружная семья», упражнения с массажными
мячиками – Разминка 5, упражнения на развитие логического мышления Упражнение 9, письменные задания на развитие ВПФ – Упражнение 9, комплекс
нейропсихологических упражнений 5, упражнения на развитие межполушарного
взаимодействия – Упражнение 9, Прощание Упражнение «Пожелания».
10. Черепашки.
Теория:
объяснение
последовательности
и
технологии
работы
при
выполнении заданий; объяснение терминов, понятий и техник. Изучение
изображения буквы с помощью разных материалов, изучение звуковой формы
буквы «С». Развитие математических представлений - Отношение: часть – целое.
Представление о действии сложения.
Практика: упражнение «Давайте поздороваемся», разминка с массажным
мячиком -Разминка 6, упражнение на развитие логического мышления Упражнение 10, письменные задание на развитие ВПФ - Упражнение 10,
изучение изображения буквы, изучение звуковой формы буквы «С», творческое
задание с буквой «С»;, комплекс нейропсихологических упражнений 6,
письменные задания на развитие межполушарного взаимодействия Упражнение
10, прощание - «Очень жаль нам расставаться».
11. Поиграем с Пеппой
Теория:
объяснение
последовательности
и
технологии
работы
при
выполнении заданий; объяснение терминов, понятий и техник. Развитие
фонематического анализа – выделение звука «С» в слове, подготовка руки к
письму.
Развитие
математических
представлений
-
Пространственные
отношения: на, над, под.
11
Практика: упражнения с массажными мячиками – Разминка 6, упражнения на
развитие логического мышления - Упражнение 11, Письменные задания для
подготовки руки к письму, выделение звука «С» в слове, обозначение буквы «С»
при
письме;
комплекс
нейропсихологических
упражнений
6,
Развитие
математических представлений - Пространственные отношения: на, над, под;
Прощание - «Аплодисменты по кругу».
12. Ночь.
Теория:
объяснение
последовательности
и
технологии
работы
при
выполнении заданий; объяснение терминов, понятий и техник. Повторение
пройденных звуков, соединение звуков в слоги. Развитие математических
представлений - Пространственные отношения: справа, слева.
Практика: приветствие «Дружная семья», разминка с массажным мячиком Разминка 7, упражнение на развитие логического мышления, комплекс
нейропсихологических упражнений 7, развитие математических представлений Пространственные отношения: справа, слева; прощание - «Пожелания».
13. Телепаты
Теория:
объяснение
последовательности
и
технологии
работы
при
выполнении заданий; объяснение терминов, понятий и техник. Слияние в слоги,
открытые
и
закрытые.
Развитие
математических
представлений
-
Пространственные отношения: справа, слева.
Практика:
приветствие
-
упражнение
«Поздороваемся
по-разному»,
упражнения с массажными мячиками – Разминка 7, упражнения на развитие
логического мышления - Упражнение 13игра «Угадай букву», игра «Начерти
букву на спине», комплекс нейропсихологических упражнений 7, упражнения на
развитие межполушарного взаимодействия
– Упражнение 13, Развитие
математических представлений - Пространственные отношения: справа, слева;
прощание – «Очень жаль нам расставаться».
14. Кошки – мышки.
Теория:
объяснение
последовательности
и
технологии
работы
при
выполнении заданий; объяснение терминов, понятий и техник. Знакомство с
12
буквой «Х», творческое задание с буквой «Х». Развитие математических
представлений - Удаление части из целого (вычитание). Представление о
действии вычитания.
Практика: приветствие - «Эстафета дружба», разминка с массажным мячиком
-Разминка 4, упражнение на развитие логического мышления - Упражнение 14,
изучение изображения буквы, изучение звуковой формы буквы «Х», творческое
задание с буквой «Х»; комплекс нейропсихологических упражнений 8, Развитие
математических представлений - Удаление части из целого (вычитание).
Представление о действии вычитания, прощание - «Пожелания».
15. Сад
Теория:
объяснение
последовательности
и
технологии
работы
при
выполнении заданий; объяснение терминов, понятий и техник. Развитие
фонематического анализа – выделение звука «Х» в слове, подготовка руки к
письму.
Развитие
математических
представлений
-
Пространственные
отношения: между, посередине.
Практика:
Приветствие
-
«Давайте
поздороваемся»,
упражнения
с
массажными мячиками – Разминка 4, Письменные задания для подготовки руки
к письму, выделение звука «Х» в слове, обозначение буквы «Х» при письме;
комплекс нейропсихологических упражнений 8, упражнения на развитие
межполушарного взаимодействия – Упражнение 15, Развитие математических
представлений - Пространственные отношения: между, посередине; прощание «Аплодисменты по кругу».
16. Мышкин сыр.
Теория:
объяснение
последовательности
и
технологии
работы
при
выполнении заданий; объяснение терминов, понятий и техник. Знакомство с
буквой «Р», творческое задание с буквой «Р». Развитие математических
представлений - Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один –
много.
Практика: Приветствие - «Давайте поздороваемся», упражнение на развитие
логического мышления, изучение звуковой формы буквы «Р», творческое
13
задание Лепим «Р» из пластилина, составление слогов из пройденных букв,
комплекс нейропсихологических упражнений 9, Развитие математических
представлений - Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один –
много. Прощание – «Аплодисменты по кругу»
17. Цветы
Теория:
объяснение
последовательности
и
технологии
работы
при
выполнении заданий; объяснение терминов, понятий и техник. Развитие
фонематического анализа – выделение звука «Р» в слове, подготовка руки к
письму. Развитие математических представлений - Число 1 и цифра 1.
Практика: упражнения на развитие логического мышления - Упражнение 17,
письменные задания для подготовки руки к письму, выделение звука «Р» в
слове, обозначение буквы «Р» при письме;
комплекс нейропсихологических
упражнений 9, упражнения на развитие межполушарного взаимодействия –
Упражнение 17, Развитие математических представлений - Число 1 и цифра 1.
Прощание - «Очень жаль нам расставаться».
18. Паутинка.
Теория:
объяснение
последовательности
и
технологии
работы
при
выполнении заданий; объяснение терминов, понятий и техник. Знакомство с
буквой «Ш», творческое задание с буквой «Ш». Развитие математических
представлений - Пространственные отношения: внутри, снаружи.
Практика: Приветствие - «Эстафета дружба», разминка с массажным
мячиком - Разминка 9, упражнение на развитие логического мышления.
Изучение звуковой формы буквы «Ш», творческое задание - раскрашиваем
шарик
разноцветными
буквами
«Ш»,
комплекс
нейропсихологических
упражнений 10, развитие математических представлений - Пространственные
отношения: внутри, снаружи. Прощание – «Очень жаль нам расставаться»
19. Кто играет во дворе
Теория:
объяснение
последовательности
и
технологии
работы
при
выполнении заданий; объяснение терминов, понятий и техник. Развитие
14
фонематического анализа – выделение звука «Ш» в слове, подготовка руки к
письму. Развитие математических представлений - Число 2 и цифра 2. Пара
Практика: упражнения с массажными мячиками – Разминка 9, упражнения на
развитие логического мышления, письменные задания для подготовки руки к
письму, выделение звука «Ш» в слове, обозначение буквы «Ш» при письме;
комплекс нейропсихологических упражнений 10, упражнения на развитие
межполушарного взаимодействия – Упражнение 19, Развитие математических
представлений - Число 2 и цифра 2. Пара. Прощание - «Пожелания».
20. Пес и кошки.
Теория:
объяснение
последовательности
и
технологии
работы
при
выполнении заданий; объяснение терминов, понятий и техник. Знакомство с
буквой «Ы», творческое задание с буквой «Ы». Развитие математических
представлений - Представления о точке и линии.
Практика: Приветствие - «Дружная семья», разминка с массажным мячиком,
изучение изображения буквы «Ы», изучение звуковой формы буквы «Ы»,
комплекс нейропсихологических упражнений 11, письменные задания на
развитие
межполушарного
взаимодействия
-Упражнение
20,
Развитие
математических представлений - Представления о точке и линии. Прощание «Встретимся опять».
21. Фигуры
Теория:
объяснение
последовательности
и
технологии
работы
выполнении заданий; объяснение терминов, понятий и техник.
при
Развитие
фонематического анализа – выделение звука «Ы» в слове, подготовка руки к
письму. Развитие математических представлений - Представления о точке и
линии.
Практика: Разминка, упражнения на развитие логического мышления Упражнение 21, письменные задания для подготовки руки к письму, выделение
звука «Ы» в слове, обозначение буквы «Ы» при письме;
комплекс
нейропсихологических
развитие
упражнений
11,
упражнения
на
межполушарного взаимодействия –Упражнение 21, Развитие математических
15
представлений - Представления о точке и линии. Прощание - «Аплодисменты по
кругу».
22. Времена года
Теория:
объяснение
последовательности
и
технологии
работы
при
выполнении заданий; объяснение терминов, понятий и техник. Знакомство с
буквой «Л», творческое задание с буквой «Л». Развитие математических
представлений - Число 3 и цифра 3.
Практика: разминка с массажным мячиком - Разминка 11, упражнение на
развитие логического мышления - Упражнение 22 , письменные задание на
развитие ВПФ, изучение изображения буквы «Л», творческое задание - украсить
букву
«Л»
-
цветной
бумагой,
скатанной
в
шарики,
комплекс
нейропсихологических упражнений 12, письменные задания на развитие
межполушарного взаимодействия - Упражнение 22, Развитие математических
представлений - Число 3 и цифра 3. Прощание - «Пожелания».
23. Лесные звери
Теория:
объяснение
последовательности
и
технологии
работы
при
выполнении заданий; объяснение терминов, понятий и техник. Развитие
фонематического анализа – выделение звука «Л» в слове, подготовка руки к
письму. Развитие математических представлений – Представление о замкнутой и
незамкнутой линиях.
Практика: упражнения на развитие логического мышления - Упражнение 23,
письменные задания на развитие ВПФ - Упражнение 23; письменные задания
для подготовки руки к письму, выделение звука «Л» в слове, обозначение буквы
«Л» при письме; комплекс нейропсихологических упражнений 12, упражнения
на развитие межполушарного взаимодействия – Упражнение 23 , Развитие
математических представлений – Представление о замкнутой и незамкнутой
линиях. Прощание -«Встретимся опять».
24. Козочки.
Теория:
объяснение
последовательности
и
технологии
работы
при
выполнении заданий; объяснение терминов, понятий и техник. Знакомство с
16
буквой «Н», творческое задание с буквой «Н». Развитие математических
представлений – Представление о ломаной линии и многоугольнике.
Практика: приветствие - «Эстафета дружба», разминка с массажным мячиком
- Разминка 12, упражнение на развитие логического мышления - Упражнение 24,
письменные задание на развитие ВПФ - Упражнение 24, изучение изображения
буквы «Н», творческое задание - украсить букву «Н» фольгой, комплекс
нейропсихологических упражнений - Упражнение 13, письменные задания на
развитие
межполушарного
математических
взаимодействия
представлений
–
-
Упражнение
Представление
о
24,
ломаной
Развитие
линии
и
многоугольнике. Прощание - «Аплодисменты по кругу»
25. Дом вверх дном
Теория:
объяснение
последовательности
и
технологии
работы
при
выполнении заданий; объяснение терминов, понятий и техник. Развитие
фонематического анализа – выделение звука «Н» в слове, подготовка руки к
письму. Развитие математических представлений – Число 4 и цифра 4.
Практика: приветствие - «Дружная семья», упражнения с массажными
мячиками – Разминка 12, упражнения на развитие логического мышления –
Упражнение 25 , письменные задания на развитие ВПФ - Упражнение 25,
письменные задания для подготовки руки к письму, выделение звука «Н» в
слове, обозначение буквы «Н» при письме; комплекс нейропсихологических
упражнений 13, упражнения на развитие межполушарного взаимодействия –
Упражнение 25, Развитие математических представлений – Число 4 и цифра 4.
Прощание - «Очень жаль нам расставаться».
26. Бабочки и котята
Теория:
объяснение
последовательности
и
технологии
работы
при
выполнении заданий; объяснение терминов, понятий и техник. Знакомство с
буквой «К», творческое задание с буквой «К». Развитие математических
представлений - Представление о числовом отрезке.
Практика:
приветствие
-
«Поздороваемся
по-разному»,
разминка
с
массажным мячиком - Разминка 14, упражнение на развитие логического
17
мышления - Упражнение 26, письменные задание на развитие ВПФ Упражнение 26, изучение изображения, изучение звуковой формы буквы «К»,
творческое задание – лепим «К» из пластилина; комплекс нейропсихологических
упражнений
14,
взаимодействия,
письменные
задания
на
развитие
межполушарного
Развитие математических представлений - Представление о
числовом отрезке. Прощание – «Очень жаль нам расставаться»
27. Близко-далеко
Теория:
объяснение
последовательности
и
технологии
работы
выполнении заданий; объяснение терминов, понятий и техник.
при
Развитие
фонематического анализа – выделение звука «К» в слове, подготовка руки к
письму. Развитие математических представлений - Число 5 и цифра 5.
Практика: приветствие - «Эстафета дружба», упражнения с массажными
мячиками – Разминка 13, упражнения на развитие логического мышления –
Упражнение 27, письменные задания на развитие ВПФ - Упражнение 27,
письменные задания для подготовки руки к письму, выделение звука «К» в
слове, обозначение буквы «К» при письме; комплекс нейропсихологических
упражнений 14, упражнения на развитие межполушарного взаимодействия –
Упражнение 27, Развитие математических представлений - Число 5 и цифра 5.
Прощание - «Пожелания».
28. Медвежата и пчелки.
Теория:
объяснение
последовательности
и
технологии
работы
при
выполнении заданий; объяснение терминов, понятий и техник. Знакомство с
буквой «Т», творческое задание с буквой «Т». Развитие математических
представлений - Пространственные отношения: впереди, сзади.
Практика: приветствие -«Дружная семья», разминка с массажным мячиком Разминка 1, Разминка 2, упражнение на развитие логического мышления Упражнение 28, письменные задание на развитие ВПФ - Упражнение 28,
творческие задание – украшаем букву «Т» на черном фоне, рисуем белыми
мелками
или
карандашом,
украшаем
снежинками,
комплекс
нейропсихологических упражнений 15, письменные задания на развитие
18
межполушарного взаимодействия -Упражнение 28, Развитие математических
представлений - Пространственные отношения: впереди, сзади. Прощание «Встретимся опять».
29. Необычные животные
Теория:
объяснение
последовательности
и
технологии
работы
выполнении заданий; объяснение терминов, понятий и техник.
при
Развитие
фонематического анализа – выделение звука «Т» в слове, подготовка руки к
письму. Развитие математических представлений - Сравнение групп предметов
по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше – меньше.
Практика: приветствие - «Эстафета дружба», упражнения с массажными
мячиками – (Разминка 1, Разминка 2), упражнения на развитие логического
мышления – Упражнение 29, письменные задания на развитие ВПФ Упражнение 29, письменные задания для подготовки руки к письму, выделение
звука
«Т»
в
слове,
обозначение
нейропсихологических
упражнений
буквы
15,
«Т»
при
письме;
упражнения
на
комплекс
развитие
межполушарного взаимодействия – Упражнение 29, Развитие математических
представлений - Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе.
Обозначение отношений: больше – меньше. Прощание – «Аплодисменты по
кругу».
30. Новогодние чудеса
Теория:
объяснение
последовательности
и
технологии
работы
при
выполнении заданий; объяснение терминов, понятий и техник. Повторение
пройденного
материала,
создание
праздничного
настроения,
развитие
коммуникативных навыков.
Практика: приветствие - «Давайте поздороваемся», игра «О хорошем
расскажи»,
игра
«Снежинки»,
новогодний
квест,
творческое
задание
«Новогодний коллаж», прощание – «Встретимся опять».
31. Тигры – футболисты.
Теория:
объяснение
последовательности
и
технологии
работы
при
выполнении заданий; объяснение терминов, понятий и техник. Изучение
19
изображения буквы с помощью разных материалов, изучение звуковой формы
буквы «И». Развитие математических представлений - Сравнение групп
предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше
– меньше.
Практика: Приветствие - «Давайте поздороваемся», разминка с массажным
мячиком (Разминка 7, Разминка 8), упражнение на развитие логического
мышления - Упражнение 30, письменные задание на развитие ВПФ Упражнение 30, Изучение изображения буквы «И» с помощью разных
материалов,
изучение
звуковой
формы
буквы
«И»,
комплекс
нейропсихологических упражнений 16, письменные задания на развитие
межполушарного взаимодействия -Упражнение 30, Развитие математических
представлений - Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе.
Обозначение отношений: больше – меньше, прощание - «Пожелания»
32. Время
Теория:
объяснение
последовательности
и
технологии
работы
при
выполнении заданий; объяснение терминов, понятий и техник. Развитие
фонематического анализа – выделение звука «И» в слове, подготовка руки к
письму. Развитие математических представлений - Сравнение групп предметов
по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше – меньше.
Практика: упражнения на развитие логического мышления – Упражнение 31,
письменные задания на развитие ВПФ - Упражнение 31, письменные задания
для подготовки руки к письму, выделение звука «И» в слове, обозначение буквы
«И» при письме; комплекс нейропсихологических упражнений 16, упражнения
на развитие межполушарного взаимодействия –Упражнение 31, Развитие
математических представлений - Сравнение групп предметов по количеству на
наглядной основе. Обозначение отношений: больше – меньше. Прощание «Встретимся опять».
33. Морская история
Теория:
объяснение
последовательности
и
технологии
работы
при
выполнении заданий; объяснение терминов, понятий и техник. Изучение
20
изображения буквы с помощью разных материалов, изучение звуковой формы
буквы «П». Развитие математических представлений - Временные отношения:
раньше, позже
Практика: упражнение на развитие логического мышления - Упражнение 32 ,
письменные задание на развитие ВПФ - Упражнение 32, изучение изображения
буквы с помощью разных материалов, изучение звуковой формы буквы «П»,
творческое задание - рисуем «П» красками, читаем слоги; комплекс
нейропсихологических упражнений 17, письменные задания на развитие
межполушарного взаимодействия Упражнение 32, Развитие математических
представлений - Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе.
Обозначение отношений: больше – меньше. Прощание - «Аплодисменты по
кругу».
34. История про ёжика
Теория:
объяснение
последовательности
и
технологии
работы
при
выполнении заданий; объяснение терминов, понятий и техник. Развитие
фонематического анализа – выделение звука «П» в слове, подготовка руки к
письму. Развитие математических представлений - Число 6 и цифра 6.
Практика: упражнения на развитие логического мышления – Упражнение 33 ,
письменные задания на развитие ВПФ - Упражнение 33, письменные задания
для подготовки руки к письму, выделение звука «П» в слове, обозначение буквы
«П» при письме; комплекс нейропсихологических упражнений 17, упражнения
на развитие межполушарного взаимодействия – Упражнение 33, Развитие
математических представлений - Число 6 и цифра 6. Прощание - «Пожелания».
35. Крокодилы.
Теория:
объяснение
последовательности
и
технологии
работы
при
выполнении заданий; объяснение терминов, понятий и техник. Изучение
изображения буквы с помощью разных материалов, изучение звуковой формы
буквы «З». Развитие математических представлений - Число 6 и цифра 6
Практика: приветствие - «Дружная семья», разминка с массажным мячиком Разминка 5, упражнение на развитие логического мышления - Упражнение 34,
21
письменные задание на развитие ВПФ - Упражнение 34, Изучение изображения
буквы с помощью разных материалов, изучение звуковой формы буквы «З»,
творческие задания - изготавливаем «З» из проволоки и ниток; комплекс
нейропсихологических упражнений 18, письменные задания на развитие
межполушарного взаимодействия - Упражнение 34, Развитие математических
представлений - Число 6 и цифра 6. Прощание – «Очень жаль нам расставаться».
36. Не круг и не квадрат
Теория:
объяснение
последовательности
и
технологии
работы
при
выполнении заданий; объяснение терминов, понятий и техник. Развитие
фонематического анализа – выделение звука «З» в слове, подготовка руки к
письму.
Развитие
математических
представлений
-
Пространственные
отношения: длиннее, короче. Сравнение длины.
Практика: упражнения на развитие логического мышления – Упражнение 35 ,
письменные задания на развитие ВПФ - Упражнение 35, письменные задания
для подготовки руки к письму, выделение звука «З» в слове, обозначение буквы
«З» при письме; комплекс нейропсихологических упражнений 18, упражнения
на развитие межполушарного взаимодействия – Упражнение 35, Развитие
математических представлений - Пространственные отношения: длиннее,
короче. Сравнение длины. Прощание - «Встретимся опять».
37. Слонёнок
Теория:
объяснение
последовательности
и
технологии
работы
при
выполнении заданий; объяснение терминов, понятий и техник. Повторение
изученного.
Практика: упражнение на развитие логического мышления - Упражнение 36,
письменные задание на развитие ВПФ - Упражнение 36, повторение изученного,
твердые и мягкие согласные, составляем слоги; комплекс нейропсихологических
упражнений
19,
взаимодействия
письменные
-
Упражнение
задания
36,
на
развитие
повторение
межполушарного
изученного.
Игра
«Комплименты», прощание - «Встретимся опять».
22
Планируемые результаты
Личностные:
- сформированы основные навыки корректного поведения, выполнения правил
группы;
- сформированы начальные навыки конструктивного общения: умеет слушать,
слышать, осознанно и произвольно строит речевые высказывания.
Метапредметные:
- способен логически мыслить и рассуждать в соответствии с возрастом;
- развиты в соответствии с возрастом координация и моторика;
- способен к приобретению опыта новых форм деятельности.
Предметные:
- знаком с буквами и цифрами , умеет находить положение буквы в слове на
слух;
- словарный запас достаточно обширен в соответствии с возрастом;
- обучен основным пространственным представлениям: право, лево, верх, низ.
Форма итоговой аттестации - открытое занятие.
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график
№ п\п
1
2
3
4
5
6
7
Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Начало занятий
Выходные дни
Каникулы
8
Окончание учебного года
18
36
4
72
11 сентября
31.12 – 08.01
Образовательная
деятельность
в
ДДиЮ
осуществляется и в период
осенних и весенних школьных
каникул
31 января
23
2.2.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Перечень оборудования:
№
1. 1
2. 2
3. 3
4. 4
5. 5
6. 6
7. 7
8. 8
Оборудование
Столы
Стулья
Шкаф для хранения учебных и рабочих
материалов
Доска ученическая меловая
Подносы
Природные элементы (ракушки, камни,
шишки, желуди)
Игрушки и фигурки для работы в
песочницах
Песок
Количество /шт.
10
10
3
1
10
-
Инструменты, приборы и материалы
№
Материалы (оборудование)
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Количество
/шт.
на
группу
1
Папка для хранения материалов
10
2
Акварель
10
3
Цветные карандаши
10
4
Простые карандаши
10
5
Клей
10
6
Ножницы
10
Требования к одежде: удобная одежда по сезону, не сковывающая движения
Учебно-методическое обеспечение
Технологии образовательной деятельности, применяемые на занятии:
Игровые. Включение в занятия сказочных персонажей, дидактические игры,
подвижные игры на координацию и моторику.
Проблемного обучения (проблемные вопросы на занятиях: влияет ли
внимательность на результат? Можно ли стать более внимательным и как? Как
правильно играть всем вместе?).
24
Здоровьесберегающего обучения (соблюдение санитарно–гигиенических
требований, четкая организация учебного труда, строгая дозировка учебной
нагрузки, смена видов деятельности).
В
программу
способствующие
включены
разнообразные
систематическому
зрелищно-игровые
формированию
и
приемы,
поддержанию
у
обучающихся мотивации к включению в учебный процесс: игровые задания,
включение в упражнение всей группы. Данные приемы стимулируют интерес,
чувство товарищества, в результате чего каждый обучающийся будет стремиться
развивать свои когнитивные способности.
Активное включение игровых форм обусловлено, прежде всего, возрастными
особенностями обучающихся. Жизнь ребёнка тесно связана с игрой; игра – это
не только удовольствие, через игру дети познают окружающий мир. Благодаря
ей у ребёнка можно развить внимание, воображение, память, коммуникативные
навыки и эмоциональный интеллект.
Методы обучения:
1) Словесные:
•
инструктаж проводится по теме «Безопасность» два раза в год;
•
объяснение последовательности и технологии работы при выполнении
письменных заданий;
•
обсуждение эмоциональных переживаний в ходе беседы;
•
объяснение новых терминов, понятий и техник.
2) Наглядные:
•
работа по образцу;
•
применение стимульных материалов для отработки межполушарных
связей и мелкой моторики.
3) Практические:
•
самостоятельное решение головоломок и анаграмм;
•
упражнения, игры.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:
Передача готовых знаний: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные.
25
Поиск решений: частично-поисковые, исследовательские.
Формы проведения занятий:
•
практическое занятие;
•
обсуждение.
Виды занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности,
особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на
текущий год.
Игра – обучающиеся развивают крупную моторику с помощью специальных
игровых упражнений с мячом.
Открытые занятия – приглашение родителей обучающихся для демонстрации
учебного процесса и вовлечения в него с целью укрепления детско-родительских
отношений.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных
задач.
Организация занятия имеет общую структуру, которая включена в любую
форму проведения занятия и содержит следующие этапы:
1. Приветствие.
•
упражнения предполагают тактильный или эмоциональный контакт
(рукопожатие), способствуют преодолению барьеров в общении, снятию
напряжения.
2. Упражнения на развитие логического мышления и речи.
•
увеличение словарного запаса;
•
развитие логики, умения рассуждать;
•
обогащение речи, за счет расширения и уточнения представлений об
окружающем мире
3. Письменные задания на развитие высших психических функций
•
развитие памяти, внимания, мышления;
•
развитие фонематического анализа (умение правильно определять и давать
характеристику звука);
26
•
развитие умения правильно обозначать звук на письме;
•
подготовка руки к письму.
4. Комплекс нейропсихологических упражнений, в том числе с мячом.
•
развитие крупной и мелкой моторики;
•
формирование межполушарных связей;
•
формирование устойчивых межличностных связей и благополучного
психологического климата внутри группы.
5. Развитие
математических
представлений
и
межполушарного
взаимодействия
•
развитие математических представлений о числах и цифрах;
•
формирование пространственно-временных представлений
•
Знакомство с геометрическими фигурами, составление фигур из частей и
деление фигур на части.
•
Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.
6. Подведение итогов. Прощание.
•
Эмоциональное завершение занятия.
Кадровое обеспечение
Реализацию программы осуществляет педагог со средним специальным
или
высшим
педагогическим
образованием,
любой
квалификационной
категории, обладающий знаниями и навыками для проведения занятий по
данной программе.
27
Список литературы
Нормативно-правовая литература представлена в пояснительной записке
Психолого-педагогическая литература:
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2018. - 317 c.
2. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2017. - 352 c.
3. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования - В.П. Голованов. - М.: Юрайт, 2018.- 282 с.
4. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству/ Н.В. Дубровская. / Н.В.
Дубровская - СПб.: Детство-Пресс, 2017.- 119 с .
5. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика: Учебно-методическое пособие / Д.В.
Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры / И.В. Патрушева. - М.:
Юрайт, 2019. - 130 с.
7.Педагогика
дополнительного
образования.
Психолого-педагогическое
сопровождение детей / ред. Байбородова Л. В. - М.: Юрайт, 2019. 364 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин.
– Рн/Д: Феникс, 2019. - 687 c.
9. Суртаева, Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии / Н.Н. Суртаева.- М.:
Юрайт, 2019. - 250 с.
10. Хуторской, А.В. Педагогика / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2019. - 312 c.
Литература для родителей:
1. Белых В. Тренируем память перед школой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015.
– 32 с.
2. Белых В. А. Полный курс развития дошкольника. Внимание, память,
мышление. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 64 с.
3. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ, Астрель, 2008. –
238 с.: ил.
28
4. Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком. Так? – М.: АСТ;
Астрель, Владимир: ВТК, 2008. – 251 с.
Литература для обучающихся
1. Васильева, Е.Е. «Суперпамять или как запомнить, чтобы вспомнить?» - М.,
2007. - 480с.
2. Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина. Раз – ступенька, два – ступенька… Математика
для дошкольников (ч. 1, 2). («Школа 2000…»).
3. Рюта Кавашима “Тренируй свой мозг. Японская система развития
интеллекта и памяти”
Интернет-ресурсы
1. Инфоурок [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/
2. Международный образовательный ресурс [Электронный ресурс]
https://www.maam.ru
3. Развитие речи, мышления: https://vk.com/wall-106980444_261749
29
Приложение 1
Нейропсихологические упражнения.
Комплекс нейропсихологических упражнений 1
Упражнение «Зайчик- коза – вилка»
Зайчик (ладонь в кулак, указательный и средний пальцы наверх),
Коза (ладонь в кулак, указательный и мизинец наверх),
Вилка (ладонь в кулак, указательный, средний и безымянный пальцы наверх)
«Право-Лево»
Дети показывают, где у них находится:
Правая рука, нога, глаз, бровь, ухо;
Левая рука нога, глаз, бровь ухо.
Игра:
Правая рука по колену хлопает,
Левая нога топает.
Левый кулак вращается,
Правый глаз закрывается. ( и наоборот)
Левая рука по животу хлопает
Правая нога топает.
Правая руга по голове гладит,
Левое плечо ухо прижимает.
Комплекс нейропсихологических упражнений 2
Упражнение с мячом
Дети бросают друг другу мяч: снизу, сверху
«Катание мяча». Дети садятся в круг, кладут ноги ступня к ступне (получается
многоугольная звезда). Они перекатывают друг другу большой мяч. Сначала мяч отталкивают
от себя двумя руками, через минуту или две ребенок убирает левую руку за спину и катает
мяч только правой рукой, а через 3 минуты – левой рукой. Мяч должен катиться ровно и
прямо в руки партнеру.
Упражнение «Зайчик- коза – вилка»
Игра «Арам-зам-зам» - под музыку
Арам-зам-зам (руками по коленкам в такт музыки)
Арам-зам -зам (руками по коленкам в такт музыки)
Гули-гули-гули (руки в кулачки, «обматывают» друг друга)
Рам-раз-зам (хлопки в ладоши)
Комплекс нейропсихологических упражнений 3
«Катание мяча». Дети садятся в круг, кладут ноги ступня к ступне (получается
многоугольная звезда). Они перекатывают друг другу большой мяч. Сначала мяч отталкивают
от себя двумя руками, через минуту или две ребенок убирает левую руку за спину и катает
мяч только правой рукой, а через 3 минуты – левой рукой. Мяч должен катиться ровно и
прямо в руки партнеру.
«Печатная машинка». Психолог имитирует работу на печатной машинке, а дети
повторяют. Сначала он стучит поочередно каждым пальцем по полу, затем в обратном
порядке, затем какими-нибудь пальцами одной, а потом обеих рук.
Упражнение «Зайчик- коза – вилка»
Комплекс нейропсихологических упражнений 4
Упражнение «Катание мячей».
30
Дети катают мячи друг другу по полу. Одновременно большой и теннисный мячи катятся
друг другу в руки. Мячи не должны сталкиваться.
Упражнение «Запретное движение».
Ведущий показывает разные физические движения, остальные должны точно их
повторить, но какое-то одно движение (заранее оговоренное), повторять запрещено.
Например, нельзя повторять движение "руки вверх". В ходе игры обязательно использование
асимметричных движений.
После проведения пробного варианта, в течение которого ведущий убеждается, что все
дети поняли инструкцию, начинается игра. Запрещенное движение лучше поменять.
Упражнение «Флажок –рыбка – лодочка»
Флажок (ладонь раскрыта, большой палец вверх), рыбка (пальцы вытянуты и прижаты друг
к другу, указательный палец опирается на большой палец), лодочка (обе ладони оставлены на
ребро и прижаты друг к другу, указательный палец упирается на большой палец)
«У кого хороший слух?»
Педагог называет слова, содержащие определённую букву. Дети хлопают в ладоши, если
слышат в названии изучаемый звук.
Комплекс нейропсихологических упражнений 5.
«Упражнение с теннисным мячом».
Дети передают по кругу один мяч из одной руки в другую. Стоя друг к другу спиной, по
музыку, когда музыка останавливается, ребёнок у которого
Упражнение «Зайчик-коза-вилка»
Упражнение «Флажок- рыбка-лодочка»
Комплекс нейропсихологических упражнений 6
Игра «Ритмичный мячик» (дети передают по кругу мяч, делая ритмичные хлопки и удары
мяча об пол).
Упражнение «Зайчик-коза-вилка»
Упражнение «Флажок- рыбка-лодочка»
Упражнение «Вордбол» (учитель задает какую-либо тему «Мебель - не мебель». Затем он
называет вперемешку слова: «стул», «кровать», «шкаф» называются слова «пальто», «книга»,
«чайник» и др. При этом, называя слово, учитель бросает ученику мяч, а ученик либо ловит
его, если слово соответствует заданной теме, либо отбивает его, если не соответствует.
Комплекс нейропсихологических упражнений 7
«Упражнение с теннисным мячом».
Дети сидят друг на против друга и сначала перекидывают мяч из одной руки в другую, а
затем ребенку напротив, он делает тоже самое.
Упражнение «Зайчик-коза-вилка»
Упражнение «Флажок- рыбка-лодочка»
31
игра «Хлопок»- 3 хлопка в ладоши, меняемся местами по кругу 3 хлопка по груди,
меняемся, три хлопка по коленкам, меняемся, под музыку, на припеве хлопок в ладоши и 2 по
коленкам,
Комплекс нейропсихологических упражнений 8
Игра «Спрячься в домик»- на полу разложены слоги, нужно спрятать мешочек в тот
домик с которого слога начинается слово, который говорит ведущий.
Упражнение «Слоговая дорожка» на полу разложены тактильные коврики, рядом с ними
лежат слоги дети идут по коврикам и читают слоги.
Комплекс нейропсихологических упражнений 9
«Упражнение с теннисным мячом». Кидаем мяч в паре на 4 счета.
«Мяч и карандаш» Правой рукой катаем мяч, левой – показываем колечко и зайку по
очереди. Обеими руками действуем одновременно. Левой рукой стучим карандашом, правой –
колечко и зайку по очереди
Упражнение «Попади и прочти» - кидают мяч в слоги и читают.
Комплекс нейропсихологических упражнений 10
Упражнение «Зайчик-коза-вилка»
Упражнение «Слоговая дорожка»
Комплекс нейропсихологических упражнений 11
Упражнение «Месяцы и дни недели».
Ребенок и взрослый кидают большой мяч друг другу. Если звучит название месяца, мяч
надо поймать. Если называются дни недели, то мяч не ловится.
Упражнение «Веселые обезьянки»
Левой рукой беремся за кончик носа, а правой в этот же момент за противоположное ухо.
Теперь одновременно отпускаем ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук с
точностью «до наоборот».
Комплекс нейропсихологических упражнений 12
Игра «Речка-берег»
Игра «справа от меня»
Справа, справа от меня
Есть одно местечко.
Я хочу, чтоб … (имя ребенка) встал,
Со мной рядом постоял
Комплекс нейропсихологических упражнений 13
Игра «Шаги» (дети делают шаги в зависимости от хлопков)
Упражнение «Веселые обезьянки» - Левой рукой беремся за кончик носа, а правой в этот
же момент за противоположное ухо. Теперь одновременно отпускаем ухо и нос, хлопаем в
ладоши, меняем положение рук с точностью «до наоборот».
Упражнение «Кулак – ребро – ладонь»
«Угадай» - Психолог показывает свою правую руку (пальцы в кулаке), затем он
выбрасывает какое-либо количество пальцев, а дети должны показать те же пальцы на своей
правой руке.
Комплекс нейропсихологических упражнений 14
Игра “Запомни и повтори”. Детям показываются движения, они должны их повторить.
Показываются различные движения, а дети выполняют их наоборот.
«Мяч и карандаш»
Правой рукой катаем мяч, левой – показываем колечко и зайку по очереди. Обеими руками
действуем одновременно
Левой рукой стучим карандашом, правой –колечко и зайку по очереди
Упражнение с мячом «Просто, хлопок, на крест, на бок»
Комплекс нейропсихологических упражнений 15
«Упражнение с теннисным мячом».
32
Дети в парах сидят друг напротив друга и кидают друг другу теннисный мяч. Если один
кинул правой рукой, то другой ловит тоже правой рукой. Если левой, то ребенок ловит левой.
«Мяч и карандаш»
Правой рукой катаем мяч, левой – показываем колечко и зайку по очереди. Обеими руками
действуем одновременно
Левой рукой стучим карандашом, правой –колечко и зайку по очереди
Игра “Летела ворона”
Комплекс нейропсихологических упражнений 16
Упражнение «Игра с мячом».
Ребенок кидает мяч назад, не поворачиваясь, а другой ребенок ловит мяч сзади. Игроки
меняются местами поочередно.
Упражнение «Машинка»
- завели мотор (круговые движения руками», включили фары (раскрыть кулаки), мотор
заглох и фары выключились (ладошки в кулак), снова заводим машинку
Упражнение «Пальчики здороваются».
Подушечки пальцев соприкасаются и нажимают друг на друга («здороваются»). Сначала
работает ведущая рука, потом неведущая, затем обе руки сразу. После этого здороваются
большой и указательный пальцы правой руки и большой палец и мизинец – левой и т.д. (от
мизинца к большому пальцу на одной руке и от большого к мизинцу- на второй).
Комплекс нейропсихологических упражнений 17
Упражнение «Цветные карточки»
Дети делают шаги согласно инструкции: желтая – шаг вперед, зеленая – шаг назад, синяя
– влево, красная – вправо.
Игра “Ритмичные мячи” (дети сидя в кругу передают мячи с определенным
ритмом под музыку)
Комплекс нейропсихологических упражнений 18
«Упражнение с теннисным мячом».
Дети передают по кругу три мяча из одной руки в другую. Один хлопок в одну сторону, два
хлопка – в другую.
«Мяч и карандаш»
Правой рукой катаем мяч, левой – показываем колечко и зайку по очереди. Обеими руками
действуем одновременно
Левой рукой стучим карандашом, правой –колечко и зайку по очереди
Упражнение «Пальчиковые ладушки».
Дети играют в ладушки пальцами (начиная с указательных и заканчивая мизинцами).
Комплекс нейропсихологических упражнений 19
Упражнение «Игры в кругу».
Взрослый кидает мяч и называет месяц, а ребенок ловит мяч и говорит, к какому времени
года относится этот месяц.
Упражнение «Веселые обезьянки»
Левой рукой беремся за кончик носа, а правой в этот же момент за противоположное ухо.
Теперь одновременно отпускаем ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук с
точностью «до наоборот».
Упражнение «Кулак – ребро – ладонь»
33
Приложение 2
Протокол№1 итогов аттестации обучающихся
Детское объединение_____________________________________
Год обучения_____________ Группа____________ Возраст обучающихся___________
Личностные
результаты
результаты
слушать
Уровень развития
сверстниками, умение
отношениях со
Корректное поведение в
правилам
социальным нормам и
Умение следовать
взаимодействия
межполушарного
Уровень развития
моторики
Уровень развития мелкой
внимания
Уровень концентрации
мышления
Уровень логического
ося
Уровень самоконтроля
обучающег
Метапредметные
деятельности
Предметные результаты
мотивации к продуктивной
Ф.И
Всего аттестовано ____ обучающихся, % от общего количества обучающихся________
Из них по результатам аттестации показали:
Предметные результаты
высокий уровень ___ чел.____% от общего количества обучающихся
средний уровень ____чел. ____% от общего количества обучающихся
низкий уровень ___ чел. ___% от общего количества обучающихся
Метапредметные результаты
высокий уровень ____ чел.____% от общего количества обучающихся
средний уровень ____чел.____% от общего количества обучающихся
низкий уровень _____чел. ____% от общего количества обучающихся
Личностные результаты
высокий уровень ____ чел.____% от общего количества обучающихся
средний уровень ____чел.____% от общего количества обучающихся
низкий уровень _____чел. ____% от общего количества обучающихся
34
Приложение 3
Бланк теста «Что здесь лишнее»
35
Приложение 4
Бланк теста с упражнениями «Домики и узоры»
36
Приложение 5
Бланк теста «Найди и вычеркни»
ФИО ________________________________________________
37