ДООП Художественная керамика

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования - Дом детства и юношества

Худ оже с т в е н н а я ке р а м и ка
д о п олн и те льн а я о б щ е о б р а зо ват е л ьн а я
общеразвивающая программа
художественной направленности
Срок реализации программы 1 года
Возраст обучающихся 7-12 лет

Разработчик:
Фатих Наталья Багдасаровна,
педагог дополнительного
образования

г. Екатеринбург, 2025 г.

Содержание:
1. Комплекс основных характеристик…………………
1.1 Пояснительная

3
3

записка………………………………..
1.2. Цель и задачи программы………………………..….

4

1.3. Содержание программы…………………………….

7

2.Комплекс организационно-педагогических
условий………………………………………………………..

12

2.1.Календарный учебный график……………………...

12

2.2. Условия реализации программы…………….……..

13

2.3.Формы аттестации и контроля………………...…...

14

Список литературы……………………………..……..

15

Приложение……………………………………………..

17

2

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Народное декоративно-прикладное искусство, в том числе, художественная
керамика, обладает огромной силой эмоционального воздействия и является
хорошей основой для формирования духовного мира человека. Работа с глиной
как художественным материалом не просто знакомит обучающихся с ремеслом
изготовления изделий, но и способствует развитию художественного вкуса,
мелкой
моторики,
усидчивости
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Художественная керамика» (далее – программа)
имеет художественную направленность.
Программа «Художественная керамика» актуальна, так как:
1. Разработана в соответствии со следующими современными нормативными
правовыми актами и государственными программными документами, а также
локальными нормативными актами:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Принято
Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).
 Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от
29.05.2015 №996-р)
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.
№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи».
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
 Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»;
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 №09-3242;
3

Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в
образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» от 01.11.2021 №934-д4;
 Устав МАУ ДО – ДДиЮ;
 Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ на 2025 – 2029 гг.
2) отвечает региональным социально-экономическим потребностям и
особенностям образовательного пространства Екатеринбурга, способствуя
решению проблемы обеспечения каждому ребенку возможности максимально
полного раскрытия его творческого потенциала, развития компетенций
креативности. Уральский регион богат художественной культурой и возрождение
народных традиций художественного творчества сейчас очень актуально. На
основе изучения культурных и бытовых традиций жителей нашего региона,
традиций художественной обработки глины, являющихся частью истории и
культуры Среднего Урала (невьянская керамика, Сысертский фарфоровый завод),
программа способствует воспитанию гражданина и патриота, осознанного и
активного жителя города Екатеринбурга, Среднего Урала – края, богатого своими
талантами в области народного декоративно-прикладного творчества.
3) отвечает потребностям родителей и детей, так как в эпоху цифровизации всё
большую ценность представляют навыки традиционных ручных техник
изобразительного искусства. Самостоятельное выполнение художественного
изделия от творческого замысла до реализации и представления на выставке
исключительно привлекательны для детей и подростков.
Программа разработана на основе авторских программ «Студия керамики»
Л.Б. Малафеевой, Новокузнецк, 2014 г. и «Чудо Мастера» А.А. Абдулова,
Волгоград, 2010 г. и является модифицированной.
Отличительная особенность программы «Художественная керамика»
заключается в акценте на традиционных народных промыслах и во включении
раздела «Лепка животных и птиц». Это позволяет уделить больше внимания
формированию навыков формообразования и стилизации.
Данная программа педагогически целесообразна, так как создает условия,
обеспечивающие совершенствование и развитие творческих художественных
способностей детей. В основу программы положены следующие дидактические
4

принципы обучения: принцип творческого развития; принцип психологической
комфортности; принцип успешности; принцип доступности; принцип научности,
систематичности и последовательности; принцип наглядности; учет возрастных и
индивидуальных особенностей учащихся. Процесс обучения строится с учетом
применения
современных
образовательных
технологий
(проектных,
информационных,
личностно-ориентированных)
и
дифференцированного
подхода.
Содержание программы соответствует стартовому уровню сложности
освоения.
Адресат программы: программа адресована детям 7-12 лет, без
предъявления
особых
требований.
Характеристика
индивидуальнопсихологических особенностей обучающихся возрастной категории 7 - 9 лет.
Младший школьный знаменуется бурным развитием и перестройкой
социальной активности ребенка, складываются, оформляются формы поведения,
черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем
во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и
психологическое здоровье. Ребёнок пытается проявлять свои возможности и
способности, жаждет одобрения от сверстников и от взрослых. В этой связи
занятия творчеством в коллективе увлеченных детей содействуют успешной
социальной адаптации и создают ситуацию успеха для ребёнка. Средний
школьный возраст (10 – 12 лет) характеризуется интенсивным ростом и
увеличением размера тела, а также в это период окончательно выявляется
склонность к определенным видам деятельности. Дети начинают мыслить
абстрактно. Способны прогнозировать последствия своих поступков. Обладают
энтузиазмом и потребностью в творческом самовыражении, самоутверждении.
Как правило, подростки этого возраста охотно взаимодействуют в команде, умеют
распределять роли и обязанности, планировать совместную деятельность.
Болезненно воспринимают критику. Охотно руководят деятельностью младших
товарищей. С учетом этих фактов формируются разновозрастные группы. Это
расширяет поле общения детей, учит взаимодействовать, развивает
коммуникабельность. В ходе занятий обучающиеся изучают общую тему, но при
этом выполняют различные по степени технической сложности и объему задания.
Срок освоения программы - 1 год.
Общее количество часов по программе – 72 часа.
Форма обучения – очная.
Форма организации занятий - групповая.
5

Режим занятий. Дети занимаются по 2 часа (1 академический час – 45
минут) 1 раз в неделю. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее
количество часов в неделю – 2. Количество детей в группе – до 15 человек.
Объем программы – 72 часа (в период с 15 сентября по 31 мая).
Организация образовательного процесса – традиционная линейная
последовательность обучения в течение учебного года.
Основной формой обучения являются очные групповые (фронтальные)
занятия.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, открытое занятие, мастеркласс, экскурсия.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы: открытое занятие, отчетная выставка.
Процесс обучения по программе «Художественная керамика» строится с
учетом использовании современных образовательных технологий (проектных,
информационных, личностно-ориентированных).
В основе программы:
1.Тематический принцип планирования учебного материала. В соответствии
с каждой темой разработана система понятий и художественно-творческих
заданий на основе ознакомления с художественным искусством как
важным средством формирования творческой активности у детей.
2. Метапредметный подход, позволяющий разнообразить практическую
направленность занятий объединения, их связь с жизнью.
В программе соблюдается принцип преемственности – от простого к
сложному. Основной принцип обучения – развитие творческой индивидуальности
каждого, побуждение к самостоятельному творчеству.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – развитие творческого и личностного потенциала детей
путем изучения основ художественной керамики
Задачи:
Образовательные:
 формировать представления о народных традициях на материале народных
промыслов;
 обучать приёмам работы с глиной;
 знакомить с гончарным оборудованием и инструментами;
Развивающие:
6

 развивать познавательный интерес детей к народному промыслу и
декоративной лепке;
 развивать мелкую моторику и пространственное мышление;
 развивать эмоциональную сферу, эстетический вкус;
Воспитательные:
 воспитывать трудолюбие, самостоятельность, ответственность, активность,
внимательность, усидчивость, чувство товарищества, умение работать в команде;
 формировать умение ценить прекрасное.
1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план 1 год обучения
№ п/п
Общее
в том числе
Формы
Перечень разделов, тем количе теорети практиче
контроля /
ство
аттестации
ческие
ские
часов
(час.)
(час.)
1.
Вводное занятие
2
2
беседа

2.

Волшебная глина

2

-

2

наблюдение

3.

Лепка животных и птиц

10

2

8

4.

Лепка сосудов

10

2

8

5.

Лепка декоративных
орнаментов

8

2

6

6.

Керамика и народные
праздники
Глиняные игрушки в
народной традиции
Керамические
украшения

10

2

8

18

2

16

8

2

6

9.

Заключительное занятие

2

-

2

10.

Отчетная выставка

2

-

2

Наблюдение,
просмотр
Наблюдение,
просмотр
беседа,
наблюдение
просмотр
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
просмотр
беседа,
наблюдение
беседа,
просмотр,
отчетная
выставка

Итого:

72

14

58

7.
8.

7

Содержание учебного плана 1 год обучения
Тема 1. Вводное занятие
Теория: Цель и задачи программы. Инструменты, используемые при лепке.
Правила техники безопасности при работе с глиной. Организация рабочего места
перед занятиями. Инструктаж по ТБ и ПБ.
Тема 2. Волшебная глина
Теория: Глина как природный материал. Пластические свойства глины. Приемы
работы с глиной: общипывание, вытягивание материала из цельного куска,
углубление стеками, сгибание.
Практика: Упражнения «Цепочки», «Яблоки с листочками». Лепка корзинки с
фруктами.
Тема 3. Лепка животных и птиц
Теория: Пропорции тел животных и птиц. Способы передачи фактуры шерсти и
перьев стеком
Практика: упражнения «Лепка слона», «Лепка цыплёнка».
Иизучение образца глины; изучение иллюстраций с изображениями животных;
выбор животного и птицы для лепки, сушка и обжиг изделий, роспись. Просмотр
и обсуждение изделий.
Тема 4. Лепка сосудов
Теория: История посуды. Материалы для изготовления посуды: камень, береста,
металл, глина. Тайны образной символики наших предков. Форма сосудов.
Использование стек-петли при лепке сосудов. Правила лепки сосудов из
глиняных жгутов.
Практика: изучение иллюстраций сосудов, определение их формы; работа со
стеком-петлёй; формирование полой формы кувшина; обработка горловины
сосуда и всей поверхности; лепка сосуда из глиняных жгутов; сушка, роспись
ангобом, обжиг изделий.
Тема 5. Лепка декоративных орнаментов
Теория:
Орнамент
(от латинского ornamentum — «украшение»)
как разновидность
декоративного
оформления
предметов.
Значение
орнаментальных деталей.
Практика: лепка глиняного плинта (плитка) с последующим декорирование и
орнаментированием различными глиняными деталями (колбаски, шарики,
лепёшки). Сушка, роспись глазурями с последующим повторным обжигом при
температуре 1000 С.
Тема 6. Керамика и народные праздники
Теория: Праздники, связанные с важными для народа событиями и датами.
История народных праздников их особенностей, значение для отечественной
8

культуры и искусства. Выражение русских народных праздников в материальной
культуре. Рождество. Масленица. Вербное воскресение. Пасха
Практика: лепка рождественских ангелочков путём выкручиванием
конусообразных небольших горшочков, с последующим переворачиванием на
горлышко примазыванием крыльев и головы; лепка путём отминки (лепка как в
песочнице, используя формочки тарелок) различных тарелок, пиал с
последующей росписью ангобами в «Масленичном стиле» (роспись сосудов
блинами, цветами)
Тема 7. Глиняные игрушки в народной традиции
Теория: Мастера глиняной игрушки. История лепки и росписи, особенности
изготовления филимоновской, каргапольской игрушки. История возникновения и
особенности росписи и лепки дымковской игрушки.
Практика: лепка птицы из глиняного шара; декорирование изделия; лепка
свистулек, сушка и роспись изделия. Лепка дымковской, филимоновской,
каргапольской игрушки, сушка, обжиг, роспись изделий. Мини выставка,
просмотр, обсуждение
Тема 8. Керамические украшения
Теория: История возникновения украшений. Украшения в разных мировых
культурах (бусы ожерелья браслеты). Просмотр иллюстраций.
Практика: лепка браслета, декорирование посредством различной фактуры
(мешковина, плотная ткань); нанесение разнообразных орнаментов и узоров
шилом и стеками). Лепка подвески; сушка, обжиг, роспись изделия. Лепка бусин,
сушка изделий; обжиг; роспись всех бусин целиком в одной цветовой гамме;
роспись каждой бусины по отдельности, сборка (нанизывание) бус.
Тема 9 . Заключительное занятие
Практика: Подведение итогов работы за год. Поощрение детей. Чаепитие.
Тема 10. Отчетная выставка
Практика: Итоговая выставка. Просмотр, обсуждение.
Планируемые результаты:
Предметные:
 сформировано представления о народных традициях на материале народных
промыслов;
 владеют основными приёмам работы с глиной;
 знакомы с гончарным оборудованием и инструментами;
Метапредметные:
9

 проявляется познавательный интерес детей к народному промыслу и
декоративной лепке;
 развиты в соответствии с возрастом мелкаю моторика и пространственное
мышление;
 развивиты в соответствии с возрастом эмоциональная сфера и эстетический
вкус;
Личностные:

проявляются трудолюбие, самостоятельность, ответственность, активность,
внимательность, усидчивость, чувство товарищества, умение работать в команде;
 проявляется способность и умение ценить прекрасное.

2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Календарный учебный график
№ п\п
1
2
3
4
5
6
7

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Начало занятий
Выходные дни
Каникулы

8

Окончание обучения по программе

36 в год
36 в год
2
72 в год
15 сентября
30.12 – 09.01
Образовательная
деятельность
в
ДДиЮ
осуществляется и в период
осенних и весенних школьных
каникул

31 мая

2.2. Условия реализации программы
Методическое обеспечение
Используемые методические пособия и материалы представлены в списке
литературы.
Выбор методов обучения определяется с учетом возможностей
обучающихся, возрастных и психофизических особенностей детей, специфики
изучения данного курса.
Методы обучения детей:

10

объяснительно-иллюстративный – беседа и демонстрация педагогом
приемов работы, наглядных пособий, показ мультимедийных материалов,
фотографий; дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
практические методы - как индивидуальная практическая работа детей (от
выполнения упражнения по образцу для овладения приемами работы и
приобретения навыков до самостоятельной работы по авторскому эскизу), так и
коллективная работа;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске материалов и
техник, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельный поиск материалов и техник для
реализации творческого замысла.
В соответствии с региональной и федеральной политикой в сфере
образования, наряду с традиционными классическими образовательными
методами и формами работы применяются современные образовательные
технологии: личностно-ориентированные технологии в обучении; технология
коллективного
творческого
дела
информационно-коммуникативных
технологий и электронного обучения (онлайн-занятие; мастер - класс).
В основе содержания деятельности – личностно - ориентированные
технологии обучения. Их применение обеспечивает уважение к личности
каждого ребенка, внимание к его внутреннему миру и его неповторимости,
позволяет подбирать индивидуальный ритм выполнения заданий. Обучение
направлено на развитие личности ребенка в ситуации успеха.
Основными видами учебной деятельности обучающихся являются:
знакомство и изучение произведений народного творчества; практическая
творческая деятельность.
Структура занятия:
1) организация рабочего места
2) повторение пройденного материала
3) организация и проведение занятия (включает следующие структурные
элементы:
- инструктажи по технике безопасности: вводный – проводится перед
началом практической работы, текущий – во время выполнения
практической работы, заключительный;
- практическая работа;
- физкультминутки;
- подведение итогов, анализ, оценка работ;
Информационные условия:
Дистанционные технологии и электронное обучение применяются в случае
введения карантина / временных ограничений на посещение ОО. Используемые
11

ресурсы для электронного обучения:
1. http://www.proshkolu.ru/user/gridina/blog/77898/ http://www.openclass.ru/wik
i-pages/50648 Страничка изобразительного искусства
2. http://www.izorisunok.ru/ творчество и дети
3. http://www.artap.ru/galery.htm великие мастера.
˗ Размещение информационных и содержательных материалов на сайте
Дома детства и юношества Кировского района.
˗ Группа для родителей в WhatsApp
Материально-техническое обеспечение
1. Кабинет пл.60 кв.м с лаборантской и раковиной;
2. Ученические столы -10;
3. Натурный фонд;
4. Стулья ученические - 16 шт;
5. Стеллажи -3шт.
6. Муфельная печь
7. Белая (гончарная) глина
Кадровое обеспечение
Занятие проводит педагог дополнительного образования, имеющий специальное
художественное образование и педагогическое образование. Для проведения
психологических тренингов на командообразование предусмотрено привлечение
педагога-психолога ДДиЮ.
Воспитательная часть программы реализуется следующим образом:
1. Беседы о требованиях, предъявляемых к обучающимся (техника
безопасности, правила поведения в быту, транспорте, общественных
мероприятиях, требования к обучающему процессу).
2. Тематические беседы об изобразительном искусстве.
3. Посещение родителями открытых занятий и выставок.
4. Индивидуальные консультации с детьми и родителями.
5. Родительские собрания.
6. Совместные мероприятия детей и родителей, посещение мастерклассов, музеев
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для контроля и анализа достигнутых результатов проводится
диагностика уровня развития личностных, предметных и метапредметных
компетенций (Индивидуальные диагностические карты в Приложении).
Контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление
12

индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не
допускает сравнения его с другими детьми.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы: мини – выставки, участие в конкурсных выставках, итоговая
выставка. Запланированы 2 родительских собрания, анкетирование родителей для
выявления
степени
удовлетворённости
качеством
дополнительных
образовательных услуг; обязательное привлечение родителей к организации и
проведению экскурсий, инсталляций и выставок.
Форма итоговой аттестации - итоговая выставка

13

Список литературы
Нормативно-правовая литература указана в пояснительной записке
Психолого-педагогическая литература:
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, - СПб.: Питер,
2018. - 317 c.
2. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2017. - 352 c.
3. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования - В.П. Голованов. - М.: Юрайт, 2018.- 282 с.
4. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству/ Н.В. Дубровская. / Н.В.
Дубровская - СПб.: Детство-Пресс, 2017.- 119 с .
5. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика: Учебно-методическое пособие / Д.В.
Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры / И.В. Патрушева. - М.:
Юрайт, 2019. - 130 с.
7. Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое
сопровождение детей / ред. Байбородова Л. В. - М.: Юрайт, 2019. 364 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. –
Р/Д: Феникс, 2019. - 687 c.
9. Суртаева, Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии / Н.Н. Суртаева.- М.:
Юрайт, 2019. - 250 с.
10. Хуторской, А.В. Педагогика / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2019. - 312 c.
Специальная литература:
1. Базанова, М.Д. Пленэр / М.Д. Базанова. - М.: Изобразительное искусство, 2018.184 с.
2. Гусакова, М.А. Приёмы лепки / М.А. Гусакова. - М.: Просвещение, 2012.- 91 с.
3. Комарова, Т.С. Цвет в детском изобразительном творчестве / Т.С. Комарова. М.: Педагогическое общество России, 2019. - 104 с.
4. Корнева, Г.Н. Пластилин и глина / Г.Н. Корнева. - СПб.: Кристалл, 2017.- 147 с.
5. Луковенко, Б.А. Работа с глиной в детской студии/ Б.А. Луковенко. - М.:
Изобразительное искусство, 2016.- 168 с.
6. Михайлов А. М. Искусство рисунка / А.М. Михайлов. - М.: Изобразительное
искусство, 2019. - 218 с.
Литература для родителей:
1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и
творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2018. - 384 c.

2. Заводова, Т.Е. Успешный ребенок / Т.Е. Заводова. - Минск: Красико-Принт,
2019. – 216 с.
3. Творчество в жизни ребенка / Под редакцией В.В. Кузина, А.П. Матвеева. М.:
Фрахт, 2017. – 118 с.
4. Полунина, В.Н. Солнечный круг. У Лукоморья / В.Н. Полунина. - М.: Искусство
и образование, 2018.- 231 с.
Литература для детей:
1.Винокурова, Н.К. Лепим вместе / Н.К. Винокурова. - М.: РОСТ, 2018.- 174 с.
2. Давыдова, С.А. Мои друзья – краски, кисти, мяч, скакалка / С.А. Давыдова. –
Челябинск: ИНФО, 2020. – 128 с.
3. Я познаю мир. Искусство. Энциклопедия. - М.: РОСМЭН, 2018. – 216 с.

15

Приложение 1
Карта диагностики уровня развития универсальных профессионально значимых качеств
обучающихся
в МАУ ДО- Дом детства и юношества
детский коллектив ______________________________ педагог
__________________________________________________
контрольная группа_______ год обучения, 20__ – 20__
заполнения:______________

учебный год, дата

Ф.И. обучающегося

Универсальные профессиональные
значимые качества

1 год обучения
Средний балл в начале года

Средний балл в конце
года

Усвоение социальных норм и правил
Способность к конструктивному
взаимодействию
Ориентация на успех
Трудолюбие
Личная организованность
Ответственность
Самоконтроль результатов личной
деятельности
Инициативность
Овладение необходимыми трудовыми
предметными навыками
Установка на ЗОЖ
Средний балл:

Оценочная шкала:1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2 балла –
базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла – оптимальный уровень
(качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество развито)

16

Приложение 2
Карта диагностики уровня развития предметных компетенций обучающихся
детский коллектив ______________________________ педагог
__________________________________________________
_______ группа____1___ год обучения, 201.. – 201..
заполнения:______________

учебный год, дата

ФИО обучающегося
Уровень развития
предметных
компетенций
Приёмы лепки

Начало года
Теория Практика

Середина года
Теория Практика

Средний балл
Конец года
Теория Практика

Теория

Практика

Знание истории
народных
промыслов
Качество росписи
Приёмы росписи
Изобразительные
техники
Конкурсновыставочная
деятельность
Средний балл:

Оценочная шкала:1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2
балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла – оптимальный
уровень (качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество развито)

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».