ДООП Художественное выжигание по ткани

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования - Дом детства и юношества

Художественное выжигание по ткани
д о п олн и те льн а я о б щ е о б р а зо ват е л ьн а я
общеразвивающая программа
художественной направленности
Срок реализации программы 1 год
Возраст обучающихся 8-15 лет

Разработчик:
Курашкина Полина
Алексеевна,
педагог дополнительного
образования

г. Екатеринбург, 2025г

Содержание
1.

Основные характеристики программы ....................................................................... 3

1.1.

Пояснительная записка ............................................................................................ 3

1.2.

Цель и задачи программы ........................................................................................ 7

1.3.

Содержание программы........................................................................................... 7

1.4.

Планируемые результаты....................................................................................... 12

2.

Организационно-педагогические условия. ............................................................... 13

2.1.

Календарный учебный график .............................................................................. 13

2.2.

Условия реализации программы ........................................................................... 13

2.3.

Формы аттестации и оценочные материалы…………………………………….16

Список литературы ................................................................................................................ 17
Приложение 1 .......................................................................................................................... 21
Приложение 2 .......................................................................................................................... 22
Приложение 3 ………………………………………………………………………………...23
Приложение 4 ………………………………………………………………………………...24

2

1. Основные характеристики программы
1.1.

Пояснительная записка

Образовательная программа «Художественное выжигание по ткани»
составлена с учетом требований современной педагогики, на основе знаний
возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей,
апробирована в течение нескольких лет и корректировалась с учетом запросов и
интересов обучающихся. Приобщение к искусству рукоделия, и к искусству
гильоширования в частности, сможет в дальнейшем заполнить интересным
творческим трудом свободное время, а для кого-то, возможно, станет началом
будущей профессии, потому что в программе собраны интересные и достаточно
легко осуществимые дизайнерские решения, которые, могут быть использованы в
оформлении интерьера дома или квартиры.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Художественное выжигание по ткани» (далее – программа) имеет
художественную направленность. Программа предусматривает развитие
цветовосприятия, фантазии и ассоциативного мышления, зрительной памяти,
пространственного и проектного мышления.
Программа «Художественное выжигание по ткани» актуальна, так как:
1. Разработана в соответствии со следующими современными нормативными
правовыми актами и государственными программными документами, а также
локальными нормативными актами:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Принято
Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).

Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ
от 29.05.2015 №996-р)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.
№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
3


Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;

Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 №09-3242;
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» № 136-д от 26.02.2021
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в
образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» от 01.11.2021 №934-д4;
 Устав МАУ ДО – ДДиЮ;
 Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ 2025-2029гг.
2) отвечает региональным социально-экономическим потребностям и
особенностям образовательного пространства Екатеринбурга, способствуя
решению проблемы обеспечения каждому ребенку возможности максимально
полного раскрытия его творческого потенциала;
3) отвечает потребностям родителей в развитии творческой, познавательной
сферы детей, в раскрытии их творческого потенциала и коммуникативных
навыков, так как предусматривает развитие у обучающихся художественных
способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности; отвечает
потребностям детей в художественном творчестве, в приобщении к миру
современного искусства, в создании авторских художественных проектов. Техника
выжигания по ткани не требует такой усидчивости как кружевоплетение или
вышивание, она может иметь интересные цветовые решения и стать основой новых
моделей одежды, аксессуаров и предметов интерьера. Самым привлекательным в
4

этом виде искусства является то, что оно еще мало разработано. И совершенно
случайно можно открыть новые приемы выжигания по ткани.
Отличительной особенностью данной программы является то, что освоение
техники выжигания по ткани открывает для детей много возможностей для
проявления своего творчества и фантазии в таких направлениях как дизайн
интерьера, дизайн элементов одежды, создание авторских открыток, салфеток,
картин, панно и т.д.
В основу программы положены следующие дидактические принципы обучения:
принцип творческого развития; принцип психологической комфортности; принцип
успешности; принцип доступности; принцип научности, систематичности и
последовательности; принцип наглядности; учет возрастных и индивидуальных
особенностей учащихся.
Адресат программы – дети 8-15 лет, мальчики и девочки.
Характеристика
индивидуально-психологических
обучающихся возрастной категории 7- 15 лет.

особенностей

В педагогике возраст с 7 до 15 лет принято условно делить на два периода –
младший школьный (7-10 лет) и средний подростковый (11-15 лет).
Младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития творческих
и интеллектуальных способностей. В младшем школьном возрасте основной тип
деятельности обучение. Детям 7 - 10 лет свойственны подвижность,
любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность,
подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать свое внимание
на чем-либо. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его
предложения принимаются и выполняются детьми охотно. Его суждения и оценки,
выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся
суждениями и оценками самих детей. Дети с удовольствием занимаются
творчеством, но нуждаются в постоянном внимании со стороны педагога.
Средний школьный возраст (11 – 15 лет) характеризуется интенсивным
развитием волевых качеств, потребности в самостоятельности, в признании среди
сверстников. Подростки стремятся к самовыражению любыми доступными им
средствами. Проявляют интерес к творческой и социальной деятельности,
обретают уверенность в своих силах и способностях. Стремятся к достижению
высоких результатов в сфере своих увлечений.
5

Набор детей на обучение по программе «Художественное выжигание по
ткани» осуществляется без предъявления к уровню подготовки, возрастным и
физическим возможностям и способностям.
Принципы формирования групп. Обучение осуществляется в группах.
Набор в группы свободный. Количественный состав групп – 12-15 человек. Занятия
могут посещать одновременно дети разного возраста. Это расширяет поле их
общения, учит взаимодействовать, развивает коммуникабельность. В ходе занятий
в смешанной группе обучающиеся изучают общую тему, но при этом выполняют
различные по степени сложности и объему задания. При выборе задания следует
учитывать возрастные особенности, способности учащихся и их интересы.
Режим занятий. Дети занимаются по 2 часа (1 академический час составляет
45 мин.) 2 раза в неделю. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее
количество часов в неделю – 4.
Общий объём программы: 144 часа.
Срок освоения программы: 1 учебный год
Особенности организации образовательного процесса – традиционная
модель, представляющая собой линейную последовательность освоения
содержания.
Перечень форм обучения: фронтальная, групповая, индивидуально-групповая,
в условиях временных ограничений – с использованием дистанционных
технологий.
Перечень видов занятий: практическое занятие, беседа, открытое занятие,
мастер-класс
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы: открытые занятия, итоговое занятие, мини – выставки, участие в
конкурсных выставках,
итоговая выставка. Запланированы 3 родительских
собрания, анкетирование родителей для выявления степени удовлетворённости
качеством дополнительных образовательных услуг; обязательное привлечение
родителей к организации и проведению экскурсий, инсталляций и выставок.
Система мониторинга осуществляется с помощью диагностических карт
теоретических и практических компетенций (Приложение 1,2).
В
процессе
реализации
программы
предусмотрено
проведение
психологической диагностики на выявление творческих способностей.

6

1.2.

Цели и задачи программы

Цель программы - развитие художественно-творческих способностей
обучающихся, формирование у детей эстетических ценностей средством
художественного выжигания по ткани.
Задачи программы
Образовательные:
 познакомить обучающихся с историей гильоширования (выжигания по ткани);
 обучить различным технологиям выжигания по ткани (от простого к
сложному);
 обучить основам композиции, цветоведения, декоративно-прикладного
искусства;
 обучить безопасным, в соответствии с ТБ, способам и приемам работы с
электроприборами, колющими и режущими предметами;
Воспитательные:
 воспитывать общую культуру поведения, навыки культуры труда, здорового
образа жизни;
 воспитывать, усидчивость, трудолюбие, уважение к своему труду и труду
окружающих, стремление к достижению результата поставленной цели;
 воспитывать уважение к культурным традициям народов России и всего мира;






Развивающие:
формировать аккуратность в работе и умение поддерживать порядок на
рабочем месте;
формировать умение слушать и понимать собеседника, вести диалог и находить
компромисс;
формировать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству;
сформировать у обучающихся навык самостоятельности на основе
организационно-практических умений;
прививать навык анализа и самоанализа применительно к творческой
деятельности.
1.3 Содержание программы
Учебный (тематический) план
№
Общее
в том числе
Формы
Перечень разделов, тем
количе теоретич практич
контроля /
ство
аттестация
еские
еские
часов
(час.)
(час.)
опрос
1 Введение в
образовательную
2
1
1
программу
7

2

Основные приемы
выжигания по ткани

48

14

34

Выбор салфеток\сюжетов
для своей работы
2.2 Закрепление
деталей.
Сварка и ее виды. Точки
2.3 Штрихи. Наклонные
прямые
2.4 Штрихи.
Вертикальные
прямые
2.5 Штрихи. Закругленные
2.6 Штрихи. Художественные
2.7 Бриды. Квадратные
2.8 Бриды. Треугольные
2.9 Бриды. Трапециевидные
2.10 Бриды. Фигурные
2.11 Бриды. Ромбовидные
2.12 Бриды. Волнистые
3 Основы цветоведения

4

1

3

4

2

2

4

2

2

4

1

3

4
4
4
4
4
4
4
4
8

1
1
1
1
1
1
1
1
4

3
3
3
3
3
3
3
3
4

3.1

2

1

1

2
4

1
2

1
2

64

15

49

4
4

1
1

3
3

4

1

3

4

2

2

2.1

3.2
3.3
4.

4.1
4.2
4.3

4.4

Введение в цветоведение.
Цветовые сочетания
Колорит, акцент, фон
Уход
за
изделиями
Подготовка рисунка
Декорирование изделий

Изготовление открыток
Изготовление
рождественских сувениров
Технология выжигания по
ткани:
двухсторонняя
накладные техники:
аппликация

опрос,
наблюдение,
просмотр

опрос,
наблюдение,
выставка

опрос,
наблюдение,
выставка

8

4.5

накладные техники:
березовые листочки
4.6 многослойная техника
4.7 цветная техника
4.8 прорезной ажур
4.9 выпуклая техника
4.10 вставная сетка
4.11 теневая техника
4.12 Ажурная салфетка
5 Изготовление
собственных изделий
6 Итоговая выставка
Итого

6

2

4

6
6
6
6
6
6
6
20

1
1
1
1
1
1
2
4

5
5
5
5
5
5
4
16

2
144

38

2
106

Опрос,
просмотр
выставка

Содержание программы
1. Вводное занятие. Введение. Правила ТБ и ПБ. Ткани
Теория. Порядок и содержание работы. Виды тканей. Организация рабочего
места. Выжигательный аппарат для синтетических тканей. Стекло. Свет.
Включение электрической лампы. Подготовка аппарата к работе. Правила
безопасной работы с аппаратом, ТБТ И ПБ. Разнообразие тканей для выжигания.
Рисунки и шаблоны для выжигания по ткани, ножницы, линейки, мелки.
Ознакомление с изделиями, выполненными выжиганием по ткани.
Практическая работа.
Подготовка выжигательных аппаратов к работе с тканями.
2. Основные способы выжигания по ткани
1. Выбор салфеток, сюжетов своей работы
Теория. Многообразие салфеток и сюжетов для гильоширования. Основные
приемы выжигания по ткани. Технология выполнения способов: штрихи – точки,
наклонные прямые.
Практика. Подбор тканей для выполнения работы.
2. Закрепление деталей. Сварка и ее виды. Точки
Теория. Способы закрепления деталей выжиганием по ткани, сварка и её виды.
Практика. Изготовление деталей для изделия и закрепление на основу.
1.
Штрихи: наклонные прямые
Теория. Особенности выполнения способов выжигания по ткани: наклонные
прямые.
Практика. Выжигание способами: наклонные прямые.
4.Вертикальные прямые
Теория. Особенности выполнения вертикальных штрихов.
Практика. Выжигание вертикальных штрихов, техника выполнения.
9

5.Закругленные
Теория. Особенности выполнения закругленных штрихов.
Практика. Выжигание закругленных штрихов, техника выполнения.
6.Художественные
Теория. Особенности выполнения художественных способов выжигания по
ткани.
Практика. Выжигание художественными способами.
7.Бриды квадратные
Теория. Особенности выполнения квадратных брид.
Практика. Выжигание способом: бриды квадратные.
8.Бриды треугольные
Теория. Особенности выполнения брид треугольных.
Практика. Выжигание способом: бриды треугольные.
9.Бриды трапецевидные
Теория. Особенности выполнения брид трапецевидных.
Практика. Выжигание способом: бриды трапецевидные.
10.Бриды фигурные
Теория. Особенности выполнения звездочных способов выжигания по ткани.
Практика. Выжигание звездочными способами.
11.Бриды ромбовидные
Теория. Особенности выполнения ромбовидных способов выжигания по ткани.
Практика. Выжигание ромбовидными способами.
12.Бриды с волнистым контуром
Теория. Особенности выполнения брид с волнистым контуром.
Практика. Выжигание способом: бриды с волнистым контуром.
3. Цветоведение
1. Введение в цветоведение. Цветовые сочетания
Теория. Цветовое богатство окружающего мира. Ахроматические цвета (белый,
черный) как средство выразительности оформления. Хроматические цвета (цвета
радуги). Холодные и теплые цвета и их сочетания. Роль цветовой насыщенности
в оформлении. Цветовой контраст в оформлении изделий. Сложный цвет,
образующийся при наложении прозрачных тканей. Цветовые сочетания.
Практика. Подбор тканей по цвету: в теплой цветовой гамме, в холодной
цветовой гамме.
2.
Колорит, акцент, фон
Теория. Гармоничные цветовые сочетания (гармония хроматическая,
аналогичная (соседняя, контраста). Теория цвета и линий
Практика. Выполнение практического задания на цветовые сочетания.
3. Уход за изделиями, выполненными в технике выжигания по ткани.
Подготовка рисунка отделочных деталей
Теория. Рисунок отделочных деталей. Особенности выполнения рисунка
отделочных деталей.
Практика. Выполнение рисунка отделочных деталей.
III.Декорирование изделий в технике гильоширования
10

1.Изготовление открыток в технике гильоширования
Теория. Особенности выполнения открыток в технике гильоширования.
Дизайнерское решение в украшении открыток.
Практика. Изготовление и украшение открытки в технике гильоширования.
2.Изготовление новогодних и рождественских сувениров
Теория. Выбор схемы для изготовления новогоднего и рождественского
сувенира в технике гильоширования.
Практика. Изготовление и оформление новогоднего сувенира.
3.Технология выжигания по ткани: двухсторонняя
Теория. Что такое двухсторонняя технология выжигания по ткани. Особенности
ее выполнения.
Практика. Выжигание в технике: двусторонняя.
4.Накладные техники. I вариант: аппликация
Теория. Что такое двухсторонняя накладная техника выжигания по ткани.
Аппликация. Виды аппликации. Особенности ее выполнения.
Практика. Выжигание накладной техникой: аппликацией.
5. II вариант: березовые листочки
Теория. Технология выжигания березовыми листочками. Особенности ее
выполнения.
Практика. Выжигание накладной техникой: березовые листочки.
6. III вариант: накладная техника
Теория. Технология выжигания накладной техникой. Особенности ее
выполнения.
Практика. Выжигание накладной техникой.
7. Цветная техника
Теория. Технология выжигания цветной техникой. Особенности ее выполнения.
Практика. Выжигание цветной техникой.
8.Прорезной ажур
Теория. Технология выжигания цветной техникой. Особенности ее выполнения.
Практика. Выжигание цветной техникой.
9.Выпуклая техника
Теория. Технология выжигания выпуклой техникой. Особенности ее
выполнения.
Практика. Выжигание выпуклой техникой.
10.Вставная сетка
Теория. Технология работы со вставной сеткой. Особенности выполнения со
вставной сеткой.
Практика. Изготовление изделия со вставной сеткой.
11.Теневая техника
Теория. Особенности изготовления изделий в теневой технике.
Практика. Выбор изделия. Подготовка рисунка. Подбор тканей. Изготовление
изделия в теневой технике.
12.Ажурная салфетка
Теория. Технология изготовления ажурной салфетки.
11

Практика. Выбор и подготовка рисунка. Изготовление салфетки.
5.Изготовление изделия по желанию ребенка. Участие в выставках
Теория. Разнообразие изделий, выполненных выжиганием по ткани. Технология
изготовления изделий выжиганием по ткани.
Практика. Выбор и подготовка рисунка. Подбор тканей. Изготовления изделия
по выбору.
6. Итоговая выставка
Подведение итогов работы за год
1.3 Планируемые результаты и способы их определения
Личностные:
 сформирована культура поведения, навыки культуры труда, здорового образа
жизни;
 развита усидчивость, трудолюбие, уважения к своему труду и труду
окружающих;
 сформировано уважение к культурным традициям народов России и всего мира;
Метапредметные:
 сформированы базовые знания об основах цветоведения, основные правила
композиции и дизайна;
 расширили знания о различных видах рукоделия и применение в жизни;
 сформированы такие навыки как аккуратность в работе и порядок на рабочем
месте;
 сформирован устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, как
одному из направлений дизайна;
 развита самостоятельность на основе организационно-практических умений.
Предметные:
 знают об истории гильоширования (выжигания по ткани);
 знают безопасные, в соответствии с ТБ, способы и приемы работы с
электроприборами, колющими и режущими предметами;
 знают и умеют применять различные технологии выжигания по ткани (основной,
комбинированный, вырезка, роспись);
 знают основы композиции, цветоведения, декоративно-прикладного искусства.
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график
№
Основные характеристики образовательного
п/п
процесса
1
Количество учебных недель
2
Количество учебных занятий
3
Количество часов в неделю
4
Количество часов в год

36 в год
72 в год
4
144
12

5
6
7
8

Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы

9

Выходные дни

10

Окончание учебного года

2.2.

17
19
11 сентября
31 декабря – 9
января
31 мая

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение

Помещение:
Учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и
оборудованный в соответствии с санитарными нормами:
- Столы с жаропрочной, стеклянной поверхностью и стулья для педагога и
учащихся - 16 шт.,
- классная доска -1 шт.,
- шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий – 2
шт.,
- проектор – 1 шт.,
- экран – 1шт.
Материалы, необходимые для занятий по программе:
- Электрические выжигатели для ткани;
-лампы электрические для каждого обучающегося;
-подставки для выжигателей;
- карандаши (простые), ластики;
- цветные карандаши, фломастеры;
-бумага для рисования;
- ткань синтетическая (подкладочная, атлас, шелк и тд);
- ножницы для ткани;
- ножницы, линейки, точилки для карандашей;
- копировальная бумага.
Методическое обеспечение
Используемые методические пособия и материалы представлены в списке
литературы.
Выбор методов обучения определяется с учетом возможностей обучающихся,
возрастных и психофизических особенностей детей, специфики изучения данного
курса.
Методы обучения детей:
объяснительно-иллюстративный – беседа и демонстрация педагогом приемов
работы, наглядных пособий, показ мультимедийных материалов, фотографий; дети
воспринимают и усваивают готовую информацию;
13

практические методы - как индивидуальная практическая работа детей (от
выполнения упражнения по образцу для овладения приемами работы и
приобретения навыков до самостоятельной работы по авторскому эскизу), так и
коллективная работа по созданию общей декоративной композиции;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске материалов и
техник, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельный поиск материалов и техник для реализации
творческого замысла;
проектные методы – планирование и реализация творческого замысла как
индивидуально, так и в группе
В соответствии с региональной и федеральной политикой в сфере образования,
наряду с традиционными классическими образовательными методами и формами
работы применяются современные образовательные технологии: личностноориентированные технологии в обучении; технология коллективного
творческого
дела
информационно-коммуникативных
технологий
и
электронного обучения (онлайн-занятие; мастер - класс).
В основе содержания деятельности – личностно - ориентированные
технологии обучения. Их применение обеспечивает уважение к личности
каждого ребенка, внимание к его внутреннему миру и его неповторимости,
позволяет подбирать индивидуальный ритм выполнения заданий. Обучение
направлено на развитие личности ребенка в ситуации успеха.
Структура занятия:
1) организация рабочего места
2) повторение пройденного материала
3) организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:
- инструктажи по технике безопасности: вводный – проводится перед началом
практической работы, текущий – во время выполнения практической работы,
заключительный;
- практическая работа;
- физкультминутки;
- подведение итогов, анализ, оценка работ;
- приведение в порядок рабочего места.
Для удержания внимания детей на занятии и во избежание их переутомления, виды
деятельности могут меняться несколько раз.
Вся деятельность на занятии нацелена на поддержание у детей оптимизма и
уверенности в своих силах. Вместе с тем предъявляется требования к тому, чтобы
ребенок доводил работу до конца, чтобы качество изделия было высоким.
Информационные условия:
Дистанционные технологии и электронное обучение применяются в случае
введения карантина / временных ограничений на посещение ОО. Используемые
ресурсы для электронного обучения:
1. Социальная сеть работников образования nsportal.ru//node/1315295
2. www.1000videourokov.ru
3. www.мастерскаяхудожников.ru
14

4. www.воплощениеидей.ru
5. Информационное оснащение образовательного процесса - оформление
стендов и размещение информации для родителей.
6. Наличие выбора информационных ресурсов (достижение оптимального
состояния сочетания электронных и традиционных информационных
ресурсов)
7. Анкетирование родителей
8. Размещение информационных и содержательных материалов на сайте Дома
детства и юношества Кировского района.
9. Группа для родителей в WhatsApp
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для контроля и анализа достигнутых результатов проводится диагностика
уровня развития личностных, предметных и метапредметных компетенций
(Индивидуальные диагностические карты в Приложении). Контроль и оценка
результатов обучающихся, предусматривает выявление индивидуальной динамики
качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими
детьми.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы: мини – выставки, участие в конкурсных выставках, итоговая выставка.
Запланированы 3 родительских собрания, анкетирование родителей для выявления
степени удовлетворённости качеством дополнительных образовательных услуг;
обязательное привлечение родителей к организации и проведению экскурсий,
инсталляций и выставок.
Для успешной реализации данной программы используются следующие формы
контроля: входной, тематический и итоговый контроль.
Входной контроль служит для проведения начальной диагностики обучающихся
при поступлении в детское объединение, выявления имеющихся знаний по
предмету, определения направления и формы работы с каждым обучающимся и
перспективы работы с группой. Методы входного контроля: собеседование,
наблюдение.
Тематический контроль служит для подведения итогов изучения темы (раздела).
Методы контроля: педагогическое наблюдение и анализ, анализ продуктивной
деятельности обучающихся, самоконтроль и самооценка обучающихся.
Форма итоговой аттестации - выставка.

15

Список литературы
Нормативно-правовая литература указана в Пояснительной записке
Психолого-педагогическая литература:
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2018. - 317 c.
2. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2017. - 352 c.
3. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования - В.П. Голованов. - М.: Юрайт, 2018.- 282 с.
4. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству/ Н.В. Дубровская. / Н.В.
Дубровская - СПб.: Детство-Пресс, 2017.- 119 с .
5. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика: Учебно-методическое пособие / Д.В.
Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры / И.В. Патрушева. - М.:
Юрайт, 2019. - 130 с.
7.Педагогика

дополнительного

образования.

Психолого-педагогическое

сопровождение детей / ред. Байбородова Л. В. - М.: Юрайт, 2019. 364 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. –
Рн/Д: Феникс, 2019. - 687 c.
9. Суртаева, Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии / Н.Н. Суртаева.- М.:
Юрайт, 2019. - 250 с.
10. Хуторской, А.В. Педагогика / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2019. - 312 c.
Специальная литература:
1. Азеева М.И., «Выжигание по ткани из химических волокон» -Я.: ЦДЮ, 2003г
2. Авдеева Е.В., «Художественная гладь» - П.: Шарк, 1993 г.
16

3. Андрианова Т.Н., Макарова О.Н., «Декоративное выжигание по ткани» - СПб:
Питер, 2005г
4. Баранова И., «Матрешки» - М.: Хатбер-пресс, 2006 г.
5. Болотина Л.А., «Программа по декоративной обработке ткани. Выжигание по
ткани» - М., 2006 г.
6. Вохринцева С., «Русский традиционный костюм» -Ек.: Страна фантазий, 2004
г.
7. Гальперштейн Л.Я., «Поделки» - М.: Росмэн, 1996 г.
8. Гирич В.П., Гирич Ю.В., «Ажурная вышивка» - М.: Легпромиздат, 1995 г.
9. Глинная Е.В., «Азбука вышивания» - Т.: Мехнат, 1994 г.
10. Гукасова А.М., «Рукоделие в начальных классах. Пособие для учителя.» -М.,
Просвещение, 1984 г.
11. Гусакова М.А., «Аппликация» - М:Просвещение,1982г
12. Дедуник В.П., «Орнамент» - М.: Малыш 1986 г.
13. Дмитриева Н.А., Акимова Л.И., «Античное искусство» -М.: Детская
литература, 1988 г.
14. Еременко Т.И., «Рукоделие» - М.: Легпромбытиздат, 1989 г.
15. Ерзенкова Н.В., «Свой дом украшу я сама» - СПб: Лейла, 1995 г.
Литература для родителей
1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и
творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2018. - 384 c.
2. Заводова, Т. Е. Успешный ребенок / Т.Е. Заводова. - Минск: Красико-Принт,
2019. – 216 с.
3. Творчество в жизни ребенка / Под редакцией В.В. Кузина, А.П. Матвеев. М.:
Фрахт, 2017. – 118 с.
4. Полунина, В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья / В.Н. Полунина. - М.:
Искусство и образование, 2018.- 231 с.
Литература для детей
17

1. Арбат Ю.А., «Добрым людям на загляденье. Рассказы о мастерах народного
искусства» - М.,1981
2.Вохринцева С., «Русский традиционный костюм» - Ек.: Страна фантазий,
2004 г.
3. Гальперштейн Л.Я., «Поделки» - М.: Росмэн, 1996 г.
4. Лебедева Л.И., Еременко Т.И., «Десять маленьких друзей» - М.: Малыш,
1987 г.
5. Пантелеева Л.В.,«Букет из Жостова»– М.: Малыш, 1986.
6. Попова В. С., Каплан Н.И., «Русские художественные промыслы» - М.,1984
7. Назарова К., «Городецкие узоры» - М.: Малыш, 1983г.
8. Нестерук С.А., «Узоры из бабушкиного сундука» - К.: Анфас, 1994г.
9. Энциклопедический словарь юного художника - М.: Педагогика, 1983г.

18

Ф.И.
обучающегося

Средний балл

Эмоциональная отзывчивость,
толерантность

Способность к установлению
контактов и конструктивному
взаимодействию

Личная организованность и
ответственность

Умение быть командным игроком,
работать на общий результат

Инициативность, творческая
активность

Целеустремленность, трудолюбие и
ориентация на успех

Воображение, фантазия, умение
работать не по шаблону

Рефлексивность, самоконтроль
результатов личной деятельности

Приложение 1

Диагностическая карта уровня развития 4К компетенций обучающихся
Разработано в МАУ ДО – ДДиЮ, г. Екатеринбург

Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2 балла –
базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла – оптимальный уровень
(качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество развито)

19

Приложение 2

№
п/п

Ф.И.
обучающегося

Уровень
практической
подготовки

Показатели

Уровень
теоретической
подготовки

Сводная карта освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
(предметная компетентность)

Уровень освоения
дополнительной
образовательной программы

А

Б

В баллах
(А+Б):2

1
2
Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2
балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла –
оптимальный уровень (качество присутствует).

20

Приложение 3
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Поделитесь, пожалуйста, вашим мнением о качестве
образования в творческом объединении ДДиЮ, которое посещает Ваш ребенок.
Прочитайте внимательно каждое утверждение. Если вы с ним согласны, то поставьте
рядом с номером вопроса знак «+», если не согласны, то знак «-».
1. Образовательный процесс в детском объединении ориентирован на развитие личности
каждого ребёнка
2. Достижения и успехи моего ребенка педагоги оценивают объективно и справедливо
3. Педагог учитывает индивидуальные особенности моего ребёнка
4. Педагог прислушивается к моему родительскому мнению и учитывает его
5. В творческом коллективе проводится много интересных мероприятий
8. В группе / детском творческом объединении доброжелательная психологическая
атмосфера
9. У моего ребёнка складываются нормальные взаимоотношения с педагогом
10. У моего ребёнка хорошие взаимоотношения c детьми в группе, которую он посещает
11. Я являюсь частым гостем сайта ddu66.ru и получаю там интересную и полезную для
меня информацию
12. За время обучения моего ребёнка в творческом объединении отмечено повышение
уровня его личностного развития
13. Мой ребенок с удовольствием занимается в творческом коллективе ДДиЮ
14. Я доволен тем, что мой ребёнок посещает занятия в ДДиЮ.

21

Приложение 4
Текущая аттестация для определения практических знаний и умений обучающихся
по курсу «Художественное выжигание по ткани» (декабрь)
(I год обучения)
Контрольные вопросы
1. Расскажи про технику безопасности при работе с электроприборами, которые мы
используем в своей работе?
2. Какие ткани не пригодны для выжигания?
3. Какой инструмент используется для гильоширования?
4. Правила работы с плотной тканью?
5. Из какого материала изготавливают трафареты?
6. Правила работы с прозрачной тканью?
7. Перечисли изделия, которые выполняют в технике гильоширования?
Выполнение практической работы (чайная салфетка).

Схема салфетки
№
1
2

3

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Критерии и Низкий уровень
Средний уровень
его описание
Теория
Незнание ответа.
Неточный
или
неполный ответ.
Практика
Несоблюдение ТБ при Соблюдение ТБ с
работе
с инструментами.
инструментами
Работа выполнена
(ножницами, утюгом, не
совсем
паяльником).
аккуратно,
но
Работа
выполнена правильное
неаккуратно, неверное цветовое решение.
цветовое решение.
Участие
в Не участвовал
Участвовал
выставках
различного
уровня

Высокий уровень
Правильный
полный
ответ.
Соблюдение правил ТБ
при
правильной
последовательности
выполнения работы.
Работа
выполнена
аккуратно, правильно
подобрана
цветовая
гамма.
Участвовал и занимал
призовые места

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».