ДООП Художественное моделирование из пластичных материалов

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования - Дом детства и юношества

Художественное моделирование из
пластичных материалов
д о п олн и те льн а я о б щ е о б р а зо ват е л ьн а я
общеразвивающая программа
технической направленности
Срок реализации программы 1 год
Возраст обучающихся 7-10 лет

Разработчик:
Курашкина Полина
Алексеевна,
педагог дополнительного
образования

г. Екатеринбург, 2025г

Содержание
1.

Основные характеристики программы ....................................................................... 3

1.1.

Пояснительная записка ............................................................................................ 3

1.2.

Цель и задачи программы ........................................................................................ 7

1.3.

Содержание программы........................................................................................... 8

1.4.

Планируемые результаты....................................................................................... 12

2.

Организационно-педагогические условия. ............................................................... 13

2.1.

Календарный учебный график .............................................................................. 13

2.2.

Условия реализации программы ........................................................................... 14

2.3.

Формы аттестации и оценочные материалы ........................................................ 16

Список литературы ................................................................................................................ 18
Приложение 1 .......................................................................................................................... 21
Приложение 2 .......................................................................................................................... 22
Приложение 3............................................................................................................................23

2

1.

Основные характеристики программы
1.1.

Пояснительная записка

Программа «Моделирование из пластичных материалов» ориентирована на
развитие интереса детей в области начальной конструкторской деятельности и на
развитие инициативы к познанию и творчеству через освоение различных
приемов и способов лепки из пластилина, соленого теста и полимерной глины.
Лепка – один из самых любимых детьми видов творческого досуга, вместе с тем
это прекрасная возможность получить новые знания, умения и навыки. Во время
занятий лепкой у ребенка развивается пространственное и творческое мышление,
происходит активное развитие мелкой моторики, расширяется кругозор и
формируется творческое отношение к окружающей жизни.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Художественное моделирование из пластичных материалов» (далее –
программа) имеет техническую направленность. Программа предусматривает
развитие творческих способностей, цветовосприятия, фантазии и ассоциативного
мышления, зрительной памяти, пространственного и проектного мышления.
Программа
«Художественное
материалов» актуальна, так как:

моделирование

из

пластичных

1. Разработана в соответствии со следующими
нормативными правовыми актами и государственными
документами, а также локальными нормативными актами:

современными
программными

 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ
от 29.05.2015 №996-р)
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
3

«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
 Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 №09-3242;
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в
образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» от 01.11.2021 №934-д4;
 Устав МАУ ДО – ДДиЮ;
 Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ 2025-2029гг.
2) отвечает региональным социально-экономическим потребностям и
особенностям образовательного пространства Екатеринбурга, способствуя
решению проблемы обеспечения каждому ребенку возможности максимально
полного раскрытия его творческого потенциала;
3) отвечает потребностям родителей в развитии творческой,
познавательной сферы детей, в раскрытии их творческого потенциала и
коммуникативных навыков, так как предусматривает развитие у обучающихся
художественных способностей, нестандартного мышления, творческой
индивидуальности; отвечает потребностям детей в творчестве, в приобщении к
миру современного искусства, в создании авторских художественных проектов.
4

Программа ориентирована на целостное освоение материала: ребенок
эмоционально обогащается, приобретает художественно-конструкторские
навыки, совершенствуется в практической деятельности, реализуется в
творчестве. Теоретические сведения по программе знакомят учащихся с
природой, традициями родного края, окружающим миром.
Отличительной особенностью данной программы является то, что, даже не
обладая очень высокими способностями, получив умения и навыки по данной
программе, каждый ребенок может своими руками создать эстетически красивую
и полезную вещь, а также оформлять готовые изделия различными
художественно-декоративными материалами, создавать из своих поделок как
плоские, так и объемные композиции, воплощая всю свою детскую фантазию и
воображение. В основу программы положено развитие творческих способностей
обучающихся через включение игровых технологий на занятиях по техническому
творчеству, что заметно отличает её от типовых.
В основу программы положены следующие дидактические принципы
обучения: принцип творческого развития; принцип психологической
комфортности; принцип успешности; принцип доступности; принцип научности,
систематичности и последовательности; принцип наглядности; учет возрастных и
индивидуальных особенностей учащихся.
Адресат программы – дети 7-10 лет, мальчики и девочки.
Характеристика
индивидуально-психологических
обучающихся возрастной категории 7- 10 лет.

особенностей

Младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития творческих
и интеллектуальных способностей. В младшем школьном возрасте основной тип
деятельности обучение. Детям 7 - 10 лет свойственны подвижность,
любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность,
подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать свое внимание
на чем-либо. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его
предложения принимаются и выполняются детьми охотно. Его суждения и
оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко
становятся суждениями и оценками самих детей. Дети с удовольствием
занимаются творчеством, но нуждаются в постоянном внимании со стороны
педагога.

5

Принципы формирования групп. Обучение осуществляется в группах.
Набор в группы свободный. Количественный состав групп – 12-15. Занятия могут
посещать одновременно дети разного возраста. Это расширяет поле их общения,
учит взаимодействовать, развивает коммуникабельность. В ходе занятий в
смешанной группе обучающиеся изучают общую тему, но при этом выполняют
различные по степени сложности и объему задания. При выборе задания следует
учитывать возрастные особенности, способности учащихся и их интересы.
Режим занятий. Дети занимаются по 2 часа (1 академический час
составляет 45 мин.) 2 раза в неделю. Перерыв между учебными занятиями – 10
минут. Общее количество часов в неделю – 4.
Общий объём программы: 144 часа.
Срок освоения программы: 1 учебный год
Особенности организации образовательного процесса – традиционная
модель, представляющая собой линейную последовательность освоения
содержания.
Перечень форм обучения: фронтальная, групповая, индивидуальногрупповая, в условиях временных ограничений – с использованием
дистанционных технологий.
Перечень видов занятий: практическое занятие, беседа, открытое занятие,
мастер-класс.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы: открытые занятия, итоговое занятие, мини – выставки, участие в
конкурсных выставках, итоговая выставка. Запланированы 3 родительских
собрания, анкетирование родителей для выявления степени удовлетворённости
качеством дополнительных образовательных услуг; обязательное привлечение
родителей к организации и проведению экскурсий, инсталляций и выставок.
Система мониторинга осуществляется с помощью диагностических
карт теоретических и практических компетенций (Приложение 1,2).
В процессе реализации программы предусмотрено проведение
психологической диагностики на выявление творческих способностей.

6

1.2.

Цели и задачи программы

Цель программы - развитие художественно-эстетических качеств личности
и индивидуальных творческих способностей обучающихся, проявляющих
интерес к техническому творчеству, через освоение приёмов работы с
пластичными материалами.
Задачи программы
Образовательные:
 познакомить детей с различными материалами для лепки и особенностями
работы с ними;
 обучить приемам и техникам лепки, основам цветоведения и композиции;
 научить свободно
пользоваться необходимыми инструментами
и
материалами при моделировании из пластичных материалов;
Воспитательные:
 воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи, умение работать
индивидуально и в группе;
 воспитывать познавательный интерес, целеустремленность, настойчивость,
ответственность за достижение высоких творческих результатов;
 воспитывать чувство патриотизма, гордость за достижения своей Родины.
Развивающие:
 развивать умение ставить цель и планировать процесс ее достижения;
 развивать художественно-эстетический вкус, наблюдательность, фантазию,
творческие способности, моторику мелких мышц кистей рук, глазомер;
 способствовать развитию коммуникативных способностей, обучающихся;
 развивать мышление обучающихся, формировать основные приемы
мыслительной деятельности: анализ, сравнение, обобщение, классификация,
умение выделять главное;
 обучить продуктивному использованию интернет-технологий.

7

1.2. Содержание программы
Учебный (тематический) план
1 год обучения
№
Перечень разделов, тем

1

Общее
количест
во часов

в том числе
теоретиче практичес
ские
кие
(час.)
(час.)

1.3
1.4
1.5
1.6
1.7
2

Вводная часть. Основы
моделирования. Предметное
моделирование.
Вводное занятие. История и
свойства пластилина
Инструменты и материалы.
Моделирование из
геометрических фигур.
Основы цветоведения
Осенний урожай
Животный мир
Мир профессий
Мир вещей
Сюжетное моделирование

2.1
2.2
2.3
2.4
3

Время сказок
Цветущий сад
Морское дно
Путешествие в прошлое
Виды пластилинографии

4
4
4
4
18

1
1
1
1
5

3
3
3
3
13

3.1
3.2
3.3

Пластилиновая аппликация
Обратная пластилинография
Мозаичная пластилинография

4
4
4

1
1
1

3
3
3

3.4
3.5
4.

Пластилиновый квиллинг
Аппликация по трафарету
Пластилиновая живопись

4
2
18

1
1
4

3
1
14

4.1
4.2
4.3
4.4
5

Пейзаж
Натюрморт
Пластилиновый граттаж
Объемная композиция
Декоративная лепка

6
6
2
4
12

1
1
1
1
4

5
5
1
3
8

1.1
1.2

28

8

20

2

1

1

4

1

3

4
4
6
4
4
16

1
1
2
1
1
4

3
3
4
3
3
12

Формы
контроля /
аттестация
опрос,
наблюдение,
просмотр

опрос,
наблюдение,
просмотр

опрос,
наблюдение,
выставка

опрос,
наблюдение,
выставка

опрос,
8

наблюдение,
выставка
5.1
5.2
5.3
5.4
6

Народная игрушка
Декорирование с помощью
пластилина
Народные промыслы
Панно из пластилина
Моделирование на каркасе

4
2

1
1

3
1

4
2
24

1
1
6

3
1
18

6.1
6.2
6.3
6.4
6.4
7

Работа с каркасом
Человек
Человек в движении
Мой любимый герой
Прогулка в лесу
Творческие проекты.
Итоговый контроль

6
6
6
6
6
22

2
1
1
1
1
5

4
5
5
5
5
17

7.1
7.2

Творческие проекты
Особенности работы над
проектом
Коллективный проект
Работа над проектом
Мой творческий проект
Итого

4
4

1
1

3
3

4
4
6
144

1
2
36

3
4
4
108

7.3
7.4
7.5

опрос,
наблюдение,
выставка

опрос,
наблюдение,
защита
проектов

Содержание программы
1.
Вводная часть. Основы моделирования. Предметное
моделирование.
1.1 Вводное занятие. История и свойства пластилина.
Теория: Знакомство с программой, правилами работы в студии, правилами
техники безопасности при работе. История, виды и свойства пластилина.
Знакомство с исходными геометрическими формами: шар, конус, цилиндр, жгут.
Знакомство с основными приемами работы с пластилином: скатывание,
раскатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание.
Практика: отработка приемов лепки. Предварительная диагностика учащихся.
1.2 Инструменты и материалы. Моделирование из геометрических фигур.
Теория: Правила работы с пластилином. Виды пластилина, свойства и
применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с
пластилином.
Практика: лепка из простых геометрических форм, доработка и усложнение
9

изделий из геометрических фигур.
1.3 Основы цветоведения
Теория: Основные положения по работе с цветом. Цветовой круг. Родственные
цвета. Холодные сочетания. Теплые сочетания. Контрастные сочетания.
Практика: подбор пластилина в различных цветовых сочетаниях. Смешение
цветов.
1.4 Осенний урожай
Отработка приемов лепки: раскатывание, скатывание, сплющивание и тд.,
соединение деталей. Пластический способ лепки.
Лепка овощей и фруктов.
1.5 Животный мир
Смешивание пластилина, отработка приемов лепки. Приемы лепки шерсти
животных. Лепка насекомых, животных леса, домашних животных, птиц.
1.6 Мир профессий
Особенности работы со скульптурным пластилином. Конструктивный способ
лепки. Приемы лепки человека из отдельных частей (туловище, ноги, голова,
руки).
1.7 Мир вещей
Использование всех изученных приемов лепки. Сочетание пластического и
конструктивного способов лепки. Лепка предметов быта, еды, одежды,
транспорта и тд.
2. Сюжетное моделирование.
2.1 Время сказок
Особенности лепки скульптурных групп из нескольких фигур. Лепка сказочных
сюжетов русских сказок, любимых героев из произведений.
2.2 Цветущий сад
Особенности лепки скульптурных групп из нескольких фигур на общем
основании. Понятие о композиции. Создание сюжетных изображений с натуры и
по представлению. Лепка композиции «Цветущий сад».
2.3 Морское дно
Лепка скульптурных групп из нескольких фигур на общем основании. Создание
сюжетных изображений с натуры и по представлению. Лепка композиции
«морские жители».
2.4 Путешествие в прошлое
Лепка скульптурных групп из нескольких фигур на общем основании. Создание
сюжетных изображений с натуры и по представлению. Лепка представителей
животного мира прошлого (мамонты, динозавры и тд).
3. Виды пластилинографии.
3.1 Пластилиновая аппликация
Понятие пластилинография. Знакомство с видами пластилинографии. Создание
плоской композиции в технике «пластилиновая аппликация».
3.2 Обратная пластилинография
Знакомство с техникой. Создание собственной композиции в технике
«пластилиновый витраж»
10

3.3 Мозаичная пластилинография
Знакомство с техникой. Создание плоской композиции по собственному замыслу
путем скатывания мелких шариков из пластилина.
3.4 Пластилиновый квиллинг
Знакомство с техникой. Создание композиции путем скатывания тонких
жгутиков из пластилина.
3.5 Аппликация по трафарету
Знакомство с техникой. Способы создания трафаретов Создание плоской
композиции с использованием трафаретов и пластилина.
4. Пластилиновая живопись.
4.1 Пейзаж
Знакомство с техникой «прямая пластилинография». Понятие «пейзаж».
Отработка навыка нанесения мазков-создание фона. Создание пластилиновой
картины по собственному замыслу.
4.2 Натюрморт
Знакомство с понятием «натюрморт». Создание картины из пластилина с натуры.
4.3 Пластилиновый граттаж
Знакомство с техникой. Создание плоской композиции с использованием
восковых мелков и пластилина.
4.4 Объемная композиция
Знакомство с понятиями «рельеф» и «барельеф». Создание рельефной
композиции из скульптурного пластилина.
5. Декоративная лепка.
5.1 Народная игрушка
Знакомство с каргопольской и дымковской игрушкой. Лепка животных и людей
по мотивам народных игрушек.
5.2 Декорирование с помощью пластилина
Знакомство с техникой. Разработка эскиза. Декорирование предметов быта с
помощью пластилина (карандашница, рамка для фото).
5.3 Народные промыслы
Знакомство с гжельской и жёстовской росписью. Декорирование подноса в стиле
гжельской и жёстовской росписи.
5.4 Панно из пластилина
Знакомство с понятием «панно». Разработка эскиза. Создание декоративного
панно в изученных техниках работы с пластилином.
6. Моделирование на каркасе.
6.1 Работа с каркасом
Знакомство с каркасом. Материалы и технические особенности изготовления
объемной фигуры с каркасом. Изготовление композиции «животные»
6.2 Человек
Формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, передачи движения.
Выполнение фигуры человека.
6.3 Человек в движении
11

Дальнейшее формирование знаний о пропорциях человеческой фигуры, передачи
движения. Выполнение фигуры человека в движении: спорт, танец и др.
6.4 Мой любимый герой
Выполнение статичных фигур героев из любимых произведений на каркасе.
6.5 Прогулка в лесу
Создание объемной композиции из нескольких фигур: деревья, животные нашего
леса.
7. Творческие проекты. Итоговый контроль.
7.1 Творческие проекты
Знакомство с понятием «проект». Этапы работы над проектом, особенности
каждого этапа. Создание эскиза для будущего проекта.
7.2 Особенности работы над проектом
Выбор темы для проекта. Особенности создания эскиза для проекта. Выбор
материала для создания проекта.
7.3 Коллективный проект
Работа над проектом. Распределение творческих команд для выполнения
проекта. Создание элементов макета для творческого проекта.
7.4 Работа над проектом
Создание элементов макета для творческого проекта. Подготовка и защита
проекта.
7.5 Мой творческий проект
Создание проекта по собственному замыслу. Подготовка и защита проекта.
1.3 Планируемые результаты и способы их определения
Личностные:
• Устойчивый познавательный интерес как во время занятий, так и в свободное
время;
• владение основами социально-ценных личностных качеств: трудолюбие,
любознательность, организованность, уважение к чужому труду и результатам
труда;
• овладение навыками сотрудничества и коллективного труда.
Метапредметные:
• способен к анализу собственной деятельности и деятельности других;
• сформирован навык планирования этапов реализации своего творческого
проекта, замысла;
• владеет начальными навыками работы с информацией;
• сформированы навыки взаимодействия в коллективе.
Предметные:
• знание видов материала, их свойства и названия;
• знание приемов работы с пластичными материалами;
12

• знание названий и назначение ручных инструментов, правила работы с ними;
• умение организовывать свое рабочее место
• умение реализовывать замысел образа с помощью полученных на занятиях
знаний.

2. Организационно-педагогические условия
2.1. Календарный учебный график
№
Основные характеристики образовательного
п/п
процесса
1
Количество учебных недель
36 в год
2
Количество учебных занятий
72 в год
3
Количество часов в неделю
4
4
Количество часов в год
144
5
Недель в I полугодии
17
6
Недель во II полугодии
19
7
Начало занятий
11 сентября
8
Каникулы
31 декабря – 9
9
Выходные дни
января
10 Окончание учебного года
31 мая
2.2.

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение
Помещение:
Учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых
занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами:
- столы и стулья для педагога и учащихся - 16 шт.,
- классная доска -1 шт.,
- шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий –
2 шт.,
- проектор – 1 шт.,
- экран – 1шт.
Материалы, необходимые для занятий по программе:
- Пластилин классический, скульптурный;
- карандаши (простые), ластики;
- цветные карандаши, фломастеры;
-восковые мелки;
13

- гуашевые и акварельные краски, не менее 12 цветов;
- кисти различных размеров;
- ножницы, линейки, точилки для карандашей, стаканы для воды;
- картон (белый, цветной)
-природный материал, бисер и пр.;
-фольга, металлическая проволока разной толщины, деревянные шпажки.
Методическое обеспечение
Используемые методические пособия и материалы представлены в списке
литературы.
Выбор методов обучения определяется с учетом возможностей
обучающихся, возрастных и психофизических особенностей детей, специфики
изучения данного курса.
Методы обучения детей:
объяснительно-иллюстративный – беседа и демонстрация педагогом приемов
работы, наглядных пособий, показ мультимедийных материалов, фотографий;
дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
практические методы - как индивидуальная практическая работа детей (от
выполнения упражнения по образцу для овладения приемами работы и
приобретения навыков до самостоятельной работы по авторскому эскизу), так и
коллективная работа по созданию общей декоративной композиции;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске материалов и
техник, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельный поиск материалов и техник для
реализации творческого замысла;
проектные методы – планирование и реализация творческого замысла как
индивидуально, так и в группе
В соответствии с региональной и федеральной политикой в сфере образования,
наряду с традиционными классическими образовательными методами и
формами работы применяются современные образовательные технологии:
личностно-ориентированные
технологии
в
обучении;
технология
коллективного творческого дела информационно-коммуникативных
технологий и электронного обучения (онлайн-занятие; мастер - класс).
В основе содержания деятельности – личностно - ориентированные
технологии обучения.
Их применение обеспечивает уважение к личности
каждого ребенка, внимание к его внутреннему миру и его неповторимости,
позволяет подбирать индивидуальный ритм выполнения заданий. Обучение
направлено на развитие личности ребенка в ситуации успеха.
14

Структура занятия:
1) организация рабочего места
2) повторение пройденного материала
3) организация и проведение занятия (включает следующие структурные
элементы:
- инструктажи по технике безопасности: вводный – проводится перед началом
практической работы, текущий – во время выполнения практической работы,
заключительный;
- практическая работа;
- физкультминутки;
- подведение итогов, анализ, оценка работ;
- приведение в порядок рабочего места.
Для удержания внимания детей на занятии и во избежание их переутомления,
виды деятельности могут меняться несколько раз.
Вся деятельность на занятии нацелена на поддержание у детей оптимизма и
уверенности в своих силах. Вместе с тем предъявляется требования к тому,
чтобы ребенок доводил работу до конца, чтобы качество изделия было высоким.
Информационные условия:
Дистанционные технологии и электронное обучение применяются в случае
введения карантина / временных ограничений на посещение ОО. Используемые
ресурсы для электронного обучения:
1. Социальная сеть работников образования nsportal.ru//node/1315295
2. Журналы по лепке POTES, Biscuit, - электронный вид
3. Селивон В.А. «Пластилиновая страна Лепилка». Минск: «Поппури»,
2021
4. www.1000videourokov.ru
5. www.мастерскаяхудожников.ru
6. www.воплощениеидей.ru
7. Информационное оснащение образовательного процесса - оформление
стендов и размещение информации для родителей.
8. Наличие выбора информационных ресурсов (достижение оптимального
состояния сочетания электронных и традиционных информационных ресурсов)
9. Анкетирование родителей
10. Размещение информационных и содержательных материалов на сайте Дома
детства и юношества Кировского района.
11. Группа для родителей в WhatsApp.

15

2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для контроля и анализа достигнутых результатов проводится диагностика
уровня развития личностных, предметных и метапредметных компетенций
(Индивидуальные диагностические карты в Приложении). Контроль и оценка
результатов обучающихся, предусматривает выявление индивидуальной
динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его
с другими детьми.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы: мини – выставки, участие в конкурсных выставках, итоговая
выставка. Запланированы 3 родительских собрания, анкетирование родителей
для выявления степени удовлетворённости качеством дополнительных
образовательных услуг; обязательное привлечение родителей к организации и
проведению экскурсий, инсталляций и выставок.
Для успешной реализации данной программы используются следующие
формы контроля: входной, тематический и итоговый контроль.
Входной контроль служит для проведения начальной диагностики
обучающихся при поступлении в детское объединение, выявления имеющихся
знаний по предмету, определения направления и формы работы с каждым
обучающимся и перспективы работы с группой. Методы входного контроля:
собеседование, наблюдение.
Тематический контроль служит для подведения итогов изучения темы
(раздела). Методы контроля: педагогическое наблюдение и анализ, анализ
продуктивной деятельности обучающихся, самоконтроль и самооценка
обучающихся.
Форма итоговой аттестации - выставка.

16

Список литературы
Нормативно-правовая литература указана в Пояснительной записке
Психолого-педагогическая литература:
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2018. - 317 c.
2. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2017. - 352 c.
3. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования - В.П. Голованов. - М.: Юрайт, 2018 - 282 с.
4. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству/ Н.В. Дубровская. / Н.В.
Дубровская - СПб.: Детство-Пресс, 2017 - 119 с
5. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика: Учебно-методическое пособие / Д.В.
Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры / И.В. Патрушева. - М.:
Юрайт, 2019. - 130 с.
7.Педагогика
дополнительного
образования.
Психолого-педагогическое
сопровождение детей / ред. Байбородова Л. В. - М.: Юрайт, 2019. 364 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин.
– Рн/Д: Феникс, 2019. - 687 c.
9. Суртаева, Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии / Н.Н. Суртаева - М.:
Юрайт, 2019. - 250 с.
10. Хуторской, А.В. Педагогика / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2019. - 312 c.
Специальная литература:
1. Горичева, В. С., Нагибина Н. И. Сказку сделаем из глины, теста, снега,
пластилина: популярное пособие для родителей и педагогов / В. С. Горичева, Н.
И. Нагибина; худож. М. В. Душин, худож. В. Н. Куров7 Ярославль: Академия
развития, 1998. – 192 с.
2. Давыдова, Г. Н. Пластилинография для малышей/Г.Н.Давыдова– Москва:
Скрипторий, 2018, 2018. – 77, [1] с., [7] л. цв. ил.; 21 см. – (Детский дизайн; № 3).
3. Кард, В., Петров, С. Сказки из пластилина. / В. Кард, С. Петров – СанктПетербург.: ЗАО «ВалериСПб»,1997–160с: ил.–(Учить и воспитывать, развлекая)
4. Лобанова, В. А. Лепим народную игрушку/Лобанова В. А.–Москва:
Мозаика– Синтез,2019 –20с.–(Искусство детям)
5. Лыкова, И.А. Рельефные картины. Лепим из глины, пластилина, солёного
теста.: учебно-методическое пособие. / И. А. Лыкова – Москва: Цветной мир,
2017
6. Конышева, Н. М. Мастерим, размышляем, растем: практические материалы к
занятиям художественно-конструкторской деятельностью со старшими
17

дошкольниками/Н. М.Конышева. – 3-е издание – Москва: Линка-Пресс, 2017 –
[48] с: цв. ил.– (Образование. Ребенок. Ученик). –2520экз.
7. Большакова С.Е. «Формирование мелкой моторики рук». Как сделать
нужные и полезные вещи / Авт. — Е.С.Лученкова [Текст]. — М.: ООО
«Издательство АТС»; Минск: Харвест, 2020 — 224с.
8. Брыкина, Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн.
Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей / Е.К. Брыкина М.: Пед. о-во России, 1998 - 146с.
9. Выгонов, В.В. Изделия из пластилина[Текст]. — М. Изд. дом МСП, 2021. —
128с
10. Григорьева Г.Г. Игра и обучение детей изобразительной деятельности. − М.:
Академия, 2020 – 18 с.
11. Гульянц, Э.К., Базик, И.Я. Что можно сделать из природного материала
[Текст]. — М.: Просвещение, 2021 — 175с.
12. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы
объемного конструирования [Текст]. — Ярославль: Академия развития, 2021 —
144с.
Литература для родителей
1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и
творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2018. - 384 c.
2. Заводова, Т. Е. Успешный ребенок / Т.Е. Заводова. - Минск: Красико-Принт,
2019. – 216 с.
3. Творчество в жизни ребенка / Под редакцией В.В. Кузина, А.П. Матвеев. М.:
Фрахт, 2017. – 118 с.
4. Полунина, В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья / В.Н. Полунина. - М.:
Искусство и образование, 2018 - 231 с.
Литература для детей
1. Лыкова, И. А., Шипунова, В. А. Вкусная лепка для детей и взрослых. / И. А.
Лыкова, В.А. Шипунова. – Москва.: Цветной мир, 2018 – 112 с.
2. Макаренко, М.К. Рыбки, крабики, осьминожки и другие обитатели моря из
пластилина. /М. К. Макаренко. – Москва.: Эксмо, 2017 – 64 с.
3. Лесовская, С.А. Герои сказок из пластилина. / С. А. Лесовская. – Москва.:
Эксмо, 2017 –64с.

18

Ф.И.
обучающегося

Средний балл

Эмоциональная отзывчивость,
толерантность

Способность к установлению
контактов и конструктивному
взаимодействию

Личная организованность и
ответственность

Умение быть командным игроком,
работать на общий результат

Инициативность, творческая
активность

Целеустремленность, трудолюбие и
ориентация на успех

Воображение, фантазия, умение
работать не по шаблону

Рефлексивность, самоконтроль
результатов личной деятельности

Приложение 1

Диагностическая карта уровня развития 4К компетенций обучающихся
Разработано в МАУ ДО – ДДиЮ, г. Екатеринбург

Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2 балла –
базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла – оптимальный уровень
(качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество развито)

19

Приложение 2

№
п/п

Ф.И.
обучающегося

Уровень
практической
подготовки

Показатели

Уровень
теоретической
подготовки

Сводная карта освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
(предметная компетентность)

Уровень освоения
дополнительной
образовательной программы

А

Б

В баллах
(А+Б):2

1
2
Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2
балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла –
оптимальный уровень (качество присутствует).

20

Приложение 3
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Поделитесь, пожалуйста, вашим мнением о качестве
образования в творческом объединении ДДиЮ, которое посещает Ваш ребенок.
Прочитайте внимательно каждое утверждение. Если вы с ним согласны, то поставьте
рядом с номером вопроса знак «+», если не согласны, то знак «-».
1. Образовательный процесс в детском объединении ориентирован на развитие личности
каждого ребёнка
2. Достижения и успехи моего ребенка педагоги оценивают объективно и справедливо
3. Педагог учитывает индивидуальные особенности моего ребёнка
4. Педагог прислушивается к моему родительскому мнению и учитывает его
5. В творческом коллективе проводится много интересных мероприятий
8. В группе / детском творческом объединении доброжелательная психологическая
атмосфера
9. У моего ребёнка складываются нормальные взаимоотношения с педагогом
10. У моего ребёнка хорошие взаимоотношения c детьми в группе, которую он посещает
11. Я являюсь частым гостем сайта ddu66.ru и получаю там интересную и полезную для
меня информацию
12. За время обучения моего ребёнка в творческом объединении отмечено повышение
уровня его личностного развития
13. Мой ребенок с удовольствием занимается в творческом коллективе ДДиЮ
14. Я доволен тем, что мой ребёнок посещает занятия в ДДиЮ.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».