Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования –
Дом детства и юношества
ШКОЛА ВОЖАТЫХ – летний интенсив
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
Срок реализации программы 1 год
Возраст обучающихся 13 – 18 лет
Разработчик:
Кузнецов Александр Николаевич,
педагог дополнительного образования
г. Екатеринбург, 2025 г
1
Оглавление
1.Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы .................. 3
1.1 Пояснительная записка .................................................................................................... 3
1.2 Цель и задачи программы ................................................................................................ 6
1.3 Содержание программы ................................................................................................... 7
1.4 Ожидаемые результаты реализации программы ........................................................... 9
2. Организационно-педагогические условия.......................................................... 10
2.1 Календарный учебный график ...................................................................................... 10
2.2 Условия реализации программы ................................................................................... 11
2.3 Формы аттестации ......................................................................................................... 11
Список литературы ................................................................................................... 12
Приложения ............................................................................................................... 15
2
1. Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
Вожатый – это артист и спортсмен, литератор и историк, психолог и немного
ребенок, фантазер и добрый волшебник. Вожатый – это человек, который
всегда рядом с детьми, но в то же время чуть впереди. Программа направлена
на теоретическую, методическую и практическую подготовку вожатских
кадров, содействие самореализации и раскрытие творческого потенциала
вожатых, работающих с детьми в летнем городском лагере.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Вожатские
практики»
социально-гуманитарной
направленности
актуальна, так как:
1) разработана в соответствии со следующими современными
нормативными правовыми актами и государственными программными
документами, а также локальными нормативными актами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства
РФ от 29.05.2015 №996-р)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам";
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
3
программы) Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 №093242;
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в
образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» от 01.11.2021 №934-д4;
Устав МАУ ДО – ДДиЮ;
Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ на 2025 – 2029 гг.
2) актуальна, так как отвечает региональным социальноэкономическим
потребностям
и
особенностям
образовательного
пространства Екатеринбурга, способствуя решению проблемы обеспечения
каждому ребенку возможности максимально полного раскрытия его
творческого потенциала;
3) отвечает потребностям родителей в доступном, бесплатном,
профессионально организованном и содержательном досуге, в творческом и
личностном развитии детей, отвечает потребностям детей в приобретении
практических умений и навыков в области социальной деятельности,
управленческой деятельности, ведь работа вожатого – это конкретная
организаторская и управленческая практика.
Данная программа является модифицированной. При ее составлении были
использованы материалы программ Вычужаниной Т.В. «Вожатый. От
увлечения до профессии», Хабаровск, 2017 г. и Камольцевой Д.П. «Школа
подготовки вожатых», Кемерово, 2023 г. Отличительная особенность
программы «Вожатские практики» заключается в изменении объёма до 72 часов
и в относительном увеличении количества часов на практику.
Адресат программы: дети в возрасте 12 -18 лет. Набор детей на обучение по
программе осуществляется без предъявления требований к уровню подготовки,
физическим возможностям и способностям. Возрастные особенности детей
среднего школьного возраста 13 – 14 лет характеризуются стремлением
самоутверждаться, проявлять «взрослость», завоевать авторитет у ровесников и
младших товарищей. Подростки начинают мыслить абстрактно. Способны
прогнозировать последствия своих поступков. Обладают энтузиазмом и
потребностью в самоутверждении, в подчёркивании своей «взрослости» и
4
самостоятельности. Как правило, подростки этого возраста охотно
взаимодействуют в команде, умеют распределять роли и обязанности,
планировать совместную деятельность. В старшем школьном возрасте 15 – 18
лет юноши и девушки уже вполне осознанно занимаются саморазвитием и
самосовершенствованием, уверенно взаимодействуют с людьми разных
возрастных групп и могут стать активными помощниками педагога и
наставниками младших товарищей.
Таким образом, формируются
разновозрастные группы, в которых старшие выступают в роли технических
помощников педагога, а младшие стремятся не отставать, тянутся за уровнем
старших ребят. Такой подход дает преимущества в учебном процессе, так как
дети дополняют друг друга: старшие руководят младшими, делятся умением, в
свою очередь младшие дети набираются опыта у старших и делятся своей
непосредственностью, радостью.
Срок освоения программы – 1 год.
Режим занятий. Дети занимаются по 1 часу (1 академический час – 45
минут) 2 раза в неделю. Общее количество часов в неделю – 2. Количество
детей в группе – до 15 человек.
Объем программы –72 часа.
Форма организации занятий - групповая.
Организация образовательного процесса – традиционная линейная
последовательность обучения в течение одного года.
Основной формой обучения являются очные групповые (фронтальные)
занятия.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, открытое занятие,
экскурсия.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы: отчетное мероприятие
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы - приобретение практических навыков, необходимых
для вожатых - организаторов досуга детей в период работы летнего городского
лагеря
Задачи программы
Образовательные:
5
• обучать
культуре
межличностных
взаимоотношений,
навыкам
конструктивного общения;
• обучать основам деятельности в сфере организации досуга детей в
период школьных каникул, проведения массовых мероприятий, социального
проектирования.
Развивающие:
• содействовать развитию конструктивных лидерских качеств;
• развивать владение устной речью (монолог, диалог, умение задавать
вопросы, защищать свою точку зрения);
• формировать способность находить нестандартные решения, видеть
ситуацию с различных сторон.
Воспитательные:
• формировать навык адекватной самооценки обучающихся;
• воспитывать бережное отношение к своим чувствам и чувствам других
людей;
• повышать уровень общей и имиджевой культуры.
1.3 Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№
Перечень разделов, тем.
Всего
часов
Количество часов.
Теория
Практика
Формы
контроля/
аттестации
1.
Введение в программу
2
1
1
беседа
опрос
2.
Организационные основы
деятельности вожатого
4
2
2
обсуждение
наблюдение
3.
Методы организации
деятельности детей в
городском
оздоровительном лагере
4
2
2
обсуждение
опрос
наблюдение
4.
Технология и практика
подготовки и проведения
50
8
42
обсуждение
наблюдение
6
массовых мероприятий
5.
Творческие проекты
досуговых программ,
посвященных «Дню
защиты детей»
ИТОГО:
защита КТМ
12
1
72
14
11
наблюдение
защита
проекта.
58
Тема 1. Введение в программу
Теория: Вводное занятие, техника безопасности. Инструкция по общим мерам
безопасности.
Тема 2. Организационные основы деятельности вожатого
Теория: Воспитательная система детского оздоровительного лагеря. Логика
развития лагерной смены. Периоды смены. Особенности работы в каждый
период. Планирование воспитательной работы. Виды планирования. Анализ
итогов дня и проблемных ситуаций. Управление в лагере. Самоуправление:
понятие,
цели,
принципы
самоуправления.
Формы
организации
самоуправления в лагере.
Практика: Составление плана - сетки смены. Индивидуальный план работы
вожатого. Игры на выявление лидера.
Тема 3. Методы организации деятельности детей в городском
оздоровительном лагере
Теория: Особенности методик организации деятельности детей в ГОЛ.
Игровые методы. Соревновательные методы. Практические методы. Методики
и технология проведения коллективного творческого дела. Словесные методы.
Практика: практикум по выбору методов организации деятельности детей
ГОЛ из разных возрастных групп (отрядов)
Тема 4. Технология и практика подготовки и проведения массовых
мероприятий
Теория: Разновидности массовых (отрядных и общелагерных) мероприятий.
Технология подготовки и проведения массовых творческих мероприятий.
7
Алгоритм подготовки. Планирование воспитательной работы. Отрядный
уголок. Игры в детском лагере. Классификация игр.
Практика: Тренинг на развитие коммуникативных качеств. Тренинг на
взаимодействие и командообразование. Игры на знакомство. Игры в автобусе.
Игры - кричалки. Игры на внимание и координацию. Спортивные и подвижные
игры. Интеллектуальные игры. Настольные игры. Творческие игры. Игры с
залом.
Подготовка
КТД.
Разработка
и
защита
культурно-массового
мероприятия.
Тема 5. Творческие проекты досуговых программ, посвященных
«Дню защиты детей»
Теория: принципы планирования и реализации проекта
Практика: Участие в разработке проектов досуговых праздничных программ,
в распределении социальных ролей между участниками проектов и их
освоение. Участие в разработке сценариев, оформления праздничного
пространства; в реализации творческих проектов. Презентация и защита
проекта. Экзамен «Я – вожатый».
1.4 Планируемые результаты
В ходе реализации программы, обучающиеся сформируют представления
о подготовке к работе в лагере, получат практические навыки и умения
реализации творческих идей.
Итогом
способного
реализации
к
программы
автономной
является
деятельности
подготовка
без
участия
коллектива,
педагогов,
самообучающегося и способного самостоятельно участвовать в организации
мероприятий Дома детства и юношества, а также подготовленных к
осуществлению вожатской деятельности.
Личностные результаты:
• в целом сформирован навык адекватной самооценки обучающихся;
• проявляется бережное отношение к своим чувствам и чувствам других
людей;
8
• уровень общей и имиджевой культуры соответствует возрасту.
Образовательные:
• владеет
культурой
межличностных
взаимоотношений,
навыками
конструктивного общения;
• знаком с основами деятельности в сфере организации досуга детей в период
школьных
каникул,
проведения
массовых
мероприятий,
социального
проектирования.
Метапредметные результаты:
• проявляются конструктивные лидерские качества;
• владеет основными видами устной речи (монолог, диалог, умение задавать
вопросы, защищать свою точку зрения);
•
сформирована
в
соответствии
с
возрастом
способность
находить
нестандартные решения, видеть ситуацию с различных сторон.
2. Организационно-педагогические условия
2.1 Календарный учебный график
№ п\п Основные характеристики образовательного
процесса
1
Количество учебных недель
2
Количество учебных дней
3
Количество часов в неделю
4
Количество часов
5
Начало занятий
6
Выходные дни
7
Каникулы
36
72
2
72
Открытая дата
30.12 – 08.01
Образовательная
деятельность в ДДиЮ
осуществляется и в период
осенних
и
весенних
школьных каникул
Окончание занятий
2.2 Условия реализации программы
8
Открытая дата
Материально – техническое обеспечение
Мебель:
столы и стулья.
Инструменты и оборудование:
9
- настольные игры («Годо», «Активити», «Мемо», «Твистер», «Элиас»,
настольные игры-ходилки);
- музыкальное оборудование (портативная колонка, стационарные колонки);
- техническое оборудование (экран, проектор, ноутбук);
- атрибутика: футболки, значки.
- спортивно-игровой инвентарь (мячи, скакалки, обручи, гимнастические
палки);
- канцелярские товары (гуашь, бумага А4-А1, карандаши цветные, карандаши
простые, цветная бумага, картон, маркеры цветные, фломастеры).
Кадровое обеспечение:
Программа реализуется педагогом, имеющим среднее профессиональное
или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю
преподавания.
Методическое обеспечение
Словесный метод используется при беседе, рассказе, объяснении.
Наглядный метод используется при показе приёмов работы, презентаций,
видеоматериалов.
Практический – это поэтапный процесс отработки вожатских навыков,
практика.
Проблемный
метод
–
для
развития
критического
мышления
и
самостоятельного поиска оптимального варианта деятельности
Технология личностно-ориентированного обучения – является базовой для
всей программы. Организация воспитательного процесса на основе глубокого
уважения к личности ребёнка с учётом особенностей его индивидуального
развития. Отношение к обучающемуся как к сознательному, полноправному и
ответственному участнику образовательного процесса.
Технология «создания ситуации успеха» ‒ моделирование определенной
ситуации, в ходе которой дается возможность достичь значительных
результатов как для отдельногообучающегося, так и для всего коллектива;
формирование стойкости в борьбе с трудностями.
10
Игровая технология – объединяет достаточно обширную группу методов и
приемов
организации
педагогического
процесса
в
форме
различных
дидактических игр. Их основная цель – обеспечение личностно-деятельного
характера усвоения знаний, умений, навыков.
Информационные технологии – применяются для визуального отслеживания
результатов деятельности обучающихся, иллюстрирования теоретического
материала, визуального показа мероприятий, связанных с воспитательной
работой, изучением опыта родственных организаций. Важным условием для
получения результатов является применение электронного обучения.
Педагоги использует электронные материалы: видеоматериалы с записью
мастер-классов, образцов сервировки, правила этикета при подаче и десертов.
Дистанционные технологии – в период временных ограничений программа
может
быть
реализована
с
применением
дистанционных
технологий,
включающих в себя онлайн занятия, видео занятия, самостоятельную
подготовку детей, при помощи платформы Сферум, мобильного сервиса
«WhatsАрp».
Информационные условия
Информационное оснащение образовательного процесса – оформление
стендов и размещение информации для родителей.
1. Наличие
выбора
информационных
ресурсов
(достижение
оптимального состояния сочетания электронных и традиционных
информационных ресурсов)
2. Размещение информационных и содержательных материалов на сайте
Дома детства и юношества Кировского района.
3. Группа для родителей в WhatsApp
3.2. Формы аттестации
Форма итоговой аттестации – экзамен (Приложение 3)
11
Список литературы
Нормативно-правовая литература представлена в Пояснительной записке
Психолого - педагогическая литература:
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2018. - 317 c.
2. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2017. - 352 c.
3. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования - В.П. Голованов. - М.: Юрайт, 2018. - 282 с.
4. Корчак, Я. Несерьезная педагогика / Я.Корчак. - М.: Самокат, 2019. - 256 c.
5. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика: Учебно-методическое пособие / Д.В.
Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры / И.В. Патрушева. - М.:
Юрайт, 2019. - 130 с.
7.Педагогика
дополнительного
образования.
Психолого-педагогическое
сопровождение детей / ред. Байбородова Л. В. - М.: Юрайт, 2019. 364 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин.
– Рн/Д: Феникс, 2019. - 687 c.
9. Суртаева, Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии / Н.Н. Суртаева.М.: Юрайт, 2019. - 250 с.
10. Хуторской, А.В. Педагогика / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2019. - 312 c.
Специальная литература:
1. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. Теория и методика
социально-педагогической деятельности /А.В. Золотарева. – Ярославль:
«Академия развития», 2021 г., 229 с.
2. Леванова Е.М. Готовясь работать с подростками / Е.М. Леванова. – М.:
Айрис-пресс, 2017 г., 109 с.
12
3. Лутошкин А.Н. Как вести за собой / А.Н. Лутошкин. – М.: Педагогическое
общество России, 2014 г., 173 с.
4. Петрова Н.П. Тренинг победителя / Петрова Н.П. – М.: Речь, 2016 г., 95 с.
5. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста / А.С. Прутченков. – М.:
Эксмо, 2018 г., 130 с.
6. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах/М. И.
Рожков. – М.: Владос, 2018 г., 351 с.
7. Смит С. Тренинг лидерства /С. Смит. - СПб: Речь, 2018 г., 172 с.
8. «Я – лидер». Сборник материалов СДиМД, [Текст]. - Ростов-на-Дону
9. Интерпракс, 2010 г., 161 с.
Литература для детей
1. Андерсон Д. Думай. Пытайся. Развивайся /Д. Андерсон. - СПб: Азбука, 2016
г., 147 с.
2. Горохова Е.В. Хочу быть лидером. Серия «Детское движение и ученическое
самоуправление» / Е. В. Горохова. - Н. Новгород: АРТ, 2019 г., 115 с.
3. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения / Т. Г. Григорьева. Новосибирск: ООО МАС, 2016 г., 214 с.
4. Долил М. Как работать вместе / М. Долил. – М.: АЮЛ, 2018 г., 200 с.
5. Леви В. Искусство быть другим /В. Леви. – М: Эксмо, 2019 г., 305 с.
6. Леви В. Искусство быть собой /В. Леви. – М: Эксмо, 2019 г., 205 с.
7. Лобачева С. И., Справочник вожатого /С.И. Лобачева. – М.: ВАКО, 2017. 192с.
Литература для родителей
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих
взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой
судьбы /Э. Берн. – СПб: Литера, 2012 г., 212 с.
2. Бушелева Б. В. Поговорим о воспитанности наших детей /Б. В. Бушелева. М.: Просвещение, 2018 г., 172 с.
3. Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей / Г.Н. Сартан. – М., 2021 г.,
188 с..
13
Электронные ресурсы:
https://ems.chel-meteor.ru/wpcontent/uploads/2017/04/Методическое_пособие_для_вожатых_Шмойлова_И.С..
pdf
https://iro22.ru/wp-content/uploads/2024/08/tehnologija-i-metodika-rabotyvozhatogo-v-lagere.pdf
https://www.forus-nsk.ru/uchebno-metodicheskiyotdel/Literatura/10_Vog_shagov.pdf
https://nvsu.ru/files/ufiles/2023/07/Теория%20и%20методика%20работы%20вожа
того%20в%20детском%20лагере.pdf
14
Приложение 1
Карта диагностики уровня развития предметных компетенций
обучающихся Школы вожатых
Сред.
балл
Способность
реализовать проект в
сотрудничестве со
сверстниками
Проектная
деятельность
Умение применять на
практике полученную
информацию
Умение конструктивно
взаимодействовать с
отрядом
Освоение основ
организаторской
деятельности
Освоение игровых
технологий
Умение формулировать
мысль, грамотно
выражаться
Освоение предметных компетенций
Умение выбрать методы
в соответствии с
задачей
Ф.И.О.
Оценочная шкала:1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2
балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла – оптимальный
уровень (качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество развито)
15
Приложение 2
Карта диагностики уровня развития социальной компетентности
Личностное развитие
Сред.
балл
Терпение
самостоятельность
Сила воли
Самоопределение
Саморазвитие
Самоорганизация
Культура
самопрезентации, в том
числе, в социальных сетях
Культура внешнего вида
Коммуникационная культура
Культура вербального
общения
Ф.И.О
Оценочная шкала:1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2
балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла – оптимальный
уровень (качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество развито)
16
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Творческий экзамен «Я – вожатый»
По окончании освоения программы проводится творческий экзамен «Я –
вожатый». Творческий экзамен «Я - вожатый» проходит в два этапа.
Первый этап: теоретический - в виде тестирования по основным учебным
темам программы.
Второй этап: практическое задание «Анализ педагогических ситуаций».
Каждому обучающими будет выдана педагогическая ситуации, из который
нужно в творческой форме найти выход.
Тестирование
ФИО обучающегося _____________________________________________
Добрый день, уважаемые друзья! Перед вами тест на тему «Основы
вожатского мастерства».
1.
Продолжите определение: Вожатый – это _______________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
2.
Выберите правильное утверждение: Официально я могу работать в лагере
до достижения 18-ти лет:
А) да
Б) нет
В) свой вариант _______________________________________________
3.
Что мы подразумеваем под «Едиными педагогическими требованиями?»
А) свод законов и традиций лагеря
Б) принципы и правила, которые вожатые предъявляют к детям
В) принципы, правила, образ действий, которые вожатые предъявляют себе,
вожатскому отряду, детям
Г) нет правильного ответа
4.
Один из вожатых наказал детей, лишив их дискотеки. Второй вожатый
сказал, что напарник не прав, он извиняется перед детьми и отпускает их на
дискотеку. Нарушены:
А) права детей
Б) законы лагеря
В) единые педагогические требования
5.
Один из ваших детей в отряде отличается от остальных ребят
религиозной принадлежностью, каждое утро ему необходимо проводить
17
определенные процедуры. Остальные ребята высмеивают его поведение. Что
сделать в данной ситуации?
А) поговорить с ребенком, чтобы он перестал это делать на смене
Б) наругать ребенка за то, что он нарушает режимные моменты
В) поговорить с отрядом об уважительном отношении к разным религиям
Г) позвать начальство, пускай разбираются в ситуацию
6.
По режимному моменту у вас с отрядом уборка территории, но ребенок
отказывается выполнять поручение, ссылаясь на то, что это нарушает его права.
Ваши действия? (выберите два варианта ответа)
А) заставлю его
Б) на территории лагеря другие права
В) замотивирую на творческое выполнение уборки
Г) покажу на своем примере
7.
Весь ваш отряд опоздал на огонек, все пришли в разное время, вы:
А) проведу с ними беседу о соблюдении режимных моментов и проведу огонек
Б) отругаю отряд и потом начну огонек
В) проведу с ними беседу о соблюдении режимных моментов, но огонек
перенесу на завтра
Г) свой вариант ответа
8.
Имеет ли право начальник смены уволить вожатого в середине сезона за
несоблюдение должностных инструкций? (Поясните ваш ответ)
А) да __________________________________________________________
Б) нет _________________________________________________________
9.
Существует условная классификация игр, напишите ее:
______________________________________________________________
______________________________________________________________
10. Снайпер, лапта, пионербол – к какому виду игр относятся все
вышеперечисленные игры?
А) игры на вторичное знакомство
Б) игры на поднятие эмоционального фона В) Игры на внимательность
Г) пoдвижные игры
11. К какой из нижеперечисленных групп игр относятся кричалки,
розыгрыши, игры с залом?
А) игры на развитие группы
18
Б) игры на снятие напряжения, поднятия настроения
В) интересная и разнообразная организация свободного времени
12. В чем главное отличие игр на «первичное» знакомство от игр на
«вторичное» знакомство?
А) игры на «первичное» знакомство подразумевают знакомство по именам, а
игры на «вторичное» знакомство – знакомство с интересами и увлечениями
друг друга.
Б) игры на «первичное» знакомство – человек сам называет свое имя, игpы на
«втоpичное» знакомство – дpугой человек называет твое имя.
В) в игры на «первичное» знакомство можно играть только в
организационный период, а в игры на «вторичное» знакомство – в основной
период.
Г) нет правильного ответа
13. Выберите лишнее в стадиях развития временного детского коллектива по
А.Н. Лутошкину:
А) песчаная россыпь
Б) горящий факел
В) сияющий булык
Г) легкий арбалет
Д) мерцающий маяк
Е) алый парус
Ж) мягкая глина
14. Охарактеризуйте одну из стадий временного детского коллектива:
А) горящий факел: ___________________________________________
15. Напишите в правильном порядке все стадии развития временного
детского коллектива по А.Н. Лутошкину:
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
16. Разрешается ли в лагере детям курить?
А) да, если родители разрешают
Б) да, если рoдители разрешают, и вoжатые oб этoм знают
В) да, если pодители pазpешают, и это не мешает отpядной pаботе
Г) нет, это запрещено
19
17. Какого этапа смены не существует в классификации периодов смены? А)
организационный
Б) подготовительный
В) основной
Г) заключительный
18. По самому распространенному мнению, автором теории коллективной
творческой деятельности является…
А) Н.К.Крупская
Б) И.П.Иванов
В) А.С.Макаренко
Г) В.А.Сухомлинский
19. Назовите все стадии коллективного творческого дела: ____________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
20. Поставьте цель и задачи на первый день смены:
А) Цель - адаптация, задачи: познакомиться, обеспечить бытовой комфорт,
сформировать нормы отряда
Б) Цель - формирование норм отряда, задачи: адаптироваться к новой
обстановке, познакомиться, обеспечить бытовой комфорт
В) Цель - знакомство, задачи: адаптироваться к новой обстановке,
обеспечить бытовой комфорт, сформировать нормы отряда
Г) Цель - бытовой комфорт, задачи: адаптироваться к новой обстановке,
познакомиться, сформировать нормы отряда
21. Какие виды огоньков вы знаете? ______________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
22. Цель какого вида огонька описана ниже? Вставьте пропущенное слово:
Регулирование эмоционального настроя в коллективе посредством введения в
определенную тематику/ проблему/сферу. Это огонек - _______________
23. Вы находитесь в состоянии крайнего напряжения. Все, что происходит
вокруг вас, сильно задевает. Дети и напарник вызывают только негативные
эмоции. Во время планерки вы срываетесь на сверсников, хотя они ни в чем не
виноваты. Является ли ваше поведение правильным?
А) да, это нормально, они поймут
20
Б) я извинюсь и уйду с планерки
В) просто заплачу, тогда они меня пожалеют
Г) извинюсь, досижу до конца планерки, а потом подойду к методисту за
помощью
24. Перед началом вечернего мероприятия происходит техническая заминка,
дети начинают скучать, что можно сделать (предложите несколько вариантов)?
______________________________________________________________
______________________________________________________________
25. Вожатый предлагает отряду поиграть с ним в игру, но они не желают
идти на контакт. Опишите ваши действия:
______________________________________________________________
______________________________________________________________
26. У ребенка в отряде болит живот, может ли вожатый оказать первую
помощь?
А) да
Б) нет
В) свой вариант ответа
________________________________________
27. Для какого возрастного периода характерно: высокий авторитет вожатого
(воспитателя), большая впечатлительность, неумение концентрировать свое
внимание на чем-либо?
А) 7-8
Б) 9-10
В) 11-13
28. Для какого возраста характерным является: «Неудача в мероприятии
вызывает резкую потерю интереса к делу, а успех вызывает эмоциональный
подъем»?
А) 9-10
Б)15-16
21
22