ДООП Школа ведущих

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования –
Дом детства и юношества

Школа ведущих
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
Срок реализации программы – 1 год
Возраст обучающихся - 10-18 лет

Составитель:
Филатов Б.И.
педагог дополнительного
образования

г. Екатеринбург, 2025 г.

1

Содержание

1.
Комплекс основных характеристик……………………………….3
1.1. Пояснительная записка………………………………………………..3
1.2. Цель и задачи программы……………………………………………….5
1.3.Содержание программы………………………………………………….6
1.4. Планируемый результат и способы его определения ……………....8
2. Комплекс организационно-педагогических условий…….………….9
2.1. Календарно-учебный график…………………………………………....9
2.2.Условия реализации программы………………………………………...9
Список литературы……………………………………………………… 12
Приложение…………………………………………………………..……..14

2

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
Социальный заказ общества учреждениям дополнительного образования
можно сформулировать как организацию содержательного досуга детей и
подростков, приобщение детей к культуре, развитие творческой личности
ребенка. Базовая культура личности, прежде всего, основывается на развитии
коммуникативной и художественно-эстетической культуры. И здесь роль
театрального творчества невозможно переоценить.
Театр как синтетический вид искусства активизирует интерес к разным
видам искусства - литературе, живописи, архитектуре, музыке, вокальному
искусству, искусству танца и искусству актера.
Театр как искусство коллективное - искусство общения. Развитие
навыков общения, формирование раскрепощённого, общительного человека,
владеющего и телом, и словом, умеющего слушать, а главное понимать своего
партнера. Вовлечение детей в мир театра - актуальная задача дополнительного
образования.
Эти
факты
побудили
разработать
дополнительную
общеобразовательную программу художественной направленности «Школа
ведущих».
Программа ««Школа ведущих» (далее – программа) актуальна, так как:
1) разработана в соответствии со следующими современными нормативными
правовыми актами и государственными программными документами, а также
локальными нормативными актами:
● Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
● Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).
● Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства
РФ от 29.05.2015 №996-р)
● Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам";
● Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
● Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
(включая

3

разноуровневые программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015
№09-3242;
● Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
● Приказ Министерства общего и профессионального образования
● Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области
на период до 2035 года»;
● Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного
финансирования дополнительного образования Свердловской области,
Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021
● Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в
методические
рекомендации
«Разработка
дополнительных
общеобразовательных программ в образовательных организациях»,
утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021
№934-д4;
● Устав МАУ ДО – ДДиЮ;
● Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ
2) актуальна, так как отвечает региональным социально-экономическим
потребностям и особенностям образовательного пространства Екатеринбурга,
способствуя решению проблемы обеспечения каждому ребенку возможности
максимально полного раскрытия его творческого потенциала;
3) актуальна, так как отвечает потребностям родителей в доступном,
бесплатном, профессионально организованном и содержательном досуге, в
творческом и личностном развитии детей, занятия театральным искусством
воспитывают зрителя, знакомят ребенка с началами эстетики. Чем раньше театр
станет инструментом воспитания, тем больше выигрывает и ребенок, и
общество в целом; отвечает потребностям детей, так как тема сценического
действа и творческой деятельности была, есть и будет для них актуальной
всегда, а предлагаемый вид деятельности очень привлекает обучающихся,
ребята с радостью приходят на занятия.
Программа является компилятивной. Теоретический базис данной
программы
выстроен
на
основе
программы
дополнительного художественного образования детей Иванищевой К.А.

4

«Детская театральная студия», Краснодар, 2022 г. и программы «Мы на сцене»
Павлюк Р.А., Саратов, 2019г.
Отличительной особенностью данной программы является акцент на
упражнения для развития мышечной свободы в рамках стартового уровня.
Адресат программы – дети в возрасте 10-18 лет без предъявления
особенных требований при отсутствии медицинских противоопоказаний.
Характеристика
индивидуально-психологических
особенностей
обучающихся
возрастной
категории
10-18
лет.
Средний школьный возраст (10 – 14 лет) характеризуется интенсивным
ростом и увеличением размера тела, а также в это период окончательно
выявляется склонность к определенным видам деятельности. Подростки
начинают мыслить абстрактно. Способны прогнозировать последствия своих
поступков. Обладают энтузиазмом и потребностью в творческом
самовыражении, самоутверждении. Как правило, подростки этого возраста
охотно взаимодействуют в команде, умеют распределять роли и обязанности,
планировать совместную деятельность. Болезненно воспринимают критику.
Старший школьный возраст (15 – 18 лет) – вполне сложившиеся
личности, склонны проявлять самостоятельность и независимость от
родителей, педагога. Для старших подростков становятся чуждыми конкретные
приземленные образы, характеры, сюжеты. Характерно стремление проявить
свою независимость, индивидуальность, самореализоваться. Необходимо
учитывать это при подборе тем творческих заданий.
Объём программы - 72 часов.
Режим занятий - 1 раз в неделю по 2 академических часа.
Срок освоения программы: 9 месяцев
Перечень форм обучения: очная; в условиях временных ограничений – с
использованием дистанционных технологий.
Перечень форм организации занятий: фронтальная групповая, в
подгруппах, в малых группах.
Перечень видов занятий: практическое занятие, беседа, открытое
занятие, концерт.
Перечень форм подведения итогов реализации: открытые занятия,
показательные выступления перед родителями. По завершении обучения по
программе проводится отчётное занятие.

5

1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие творческих и личностных компетенций
обучающихся путем изучения основ исполнительского искусства конферансье.
Обучающие:
- знакомить с историей театрального искусства.
- способствовать овладению теоретическими знаниями, практическими
умениями и навыками в области деятельности ведущего.
Воспитательные:
- приобщать к духовным и культурным ценностям мировой культуры, к
театральному и концертному искусству.
- воспитывать эстетический вкус.
- формировать у детей нравственное отношение к окружающему миру,
нравственные качества личности.
- формировать адекватную оценку окружающих, самооценку, уверенность в
себе.
Развивающие:
- развивать познавательные процессы: внимание, фантазию, воображение,
память, образное и логическое мышление.
- развивать речевые характеристики голоса: правильное дыхание, артикуляцию,
силу голоса; мышечную свободу; фантазию, пластику.
- развивать творческие и организаторские способности.
- активизировать познавательные интересы, самостоятельность мышления.

№
п/п

Содержание программы
Учебный (тематический) план
Название раздела, темы
Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации
(контроля)

1.

Сценическая речь

72

12

26

1.1

Речевая разминка

6

1

5

Игра

1.2

Работа над диафрагмальным
дыханием

16

1

15

Игра

6

Работа над дикцией и
артикуляцией
1.4
Изучение текста, правила
чтения
1.5
Работа над сценарием
мероприятия
Итого часов
1.3

10

1

9

Игра

14

6

8

26

3

26

Устный
диктант
Концерт

72

12

60

Раздел 1. Сценическая речь.
1.1. Речевая разминка
Теория:
этапы
разминки.
Виды
разминки.
Практика: артикуляционная разминка, дыхательная разминка, резонаторная
разминка, дикционная разминка
1.2. Работа над диафрагмальным дыханием
Теория: Рождение звука. Строение речевого аппарата. Дыхание и голос.
Постановка дыхания.
Практика: Упражнения: свечка, плащ, мотоцикл и т.д. Речевой тренинг:
дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика: упражнения для языка,
челюсти, губ.
1.3. Работа над дикцией и артикуляцией
Теория: беседа о дикции, как развивать.
Практика: Упражнения: львёнок, поцелуи, скороговорки и чистоговорки и т.д.
Дикционные упражнения. Упражнения на развитие речевых характеристик
голоса.
Чистоговорки,
скороговорки,
потешки,
небылицы,
стихи.
1.4. Изучение текста, правила чтения
Теория: лекции о правилах устной речи,
чтении с листка.
Практика: чтение текста, сценариев мероприятий, разбор темы, идеи,
характера чтения.
1.5. Работа над сценарием мероприятия
Теория: чтение сценария, подготовка ведения мероприятия
Практика: проведение мероприятия в роли конферансье

7

1.4.Ожидаемые результаты и способы их проверки
Личностные результаты:
- проявляется интерес к духовным и культурным ценностям мировой культуры,
к искусству.
- проявляется эстетический вкус.
- заложены основы нравственного отношения к окружающему миру,
нравственные качества личности.
- в основном сформирована адекватная самооценка и оценка окружающих,
уверенность в себе.
Метапредметные:
- развиты в соответствии с возрастом познавательные процессы: внимание,
фантазия, воображение, память, образное и логическое мышление.
- развиты основные характеристики голоса: правильное дыхание, артикуляция,
сила голоса;
- развиты в соответствии с возрастом творческие и организаторские
способности, познавательные интересы, самостоятельность мышления.
фантазия, пластика
Предметные:
- владеют начальными теоретическими знаниями, практическими умениями и
навыками в области деятельности ведущего;
- знакомы с основными фактами и примерами из истории развития массовых,
театральных мероприятий
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Календарный учебный график
№ п\п
1
2
3
4
5
6
7

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Начало занятий
Выходные дни
Каникулы

36
36
2
72
15 сентября
31.12 – 08.01
Образовательная
деятельность
в

ДДиЮ

8

осуществляется и в период
осенних и весенних школьных
каникул

8

Окончание учебного года

31 января

2.2 Условия реализации программы
Для организации образовательного процесса и успешной реализации
программы необходимо
Материальное обеспечение:
-Хорошо
проветриваемое
помещение,
соответствующее
санитарногигиеническим нормам и правилам противопожарной безопасности.
-Тренировочная форма (чёрные брюки, футболки), столы, стулья по количеству
учащихся, мячи, маты, коврики, палки, музыкальное оборудование,
сценический свет.
-Книги по методике преподавания актерского мастерства, сценического
движения, сценической речи.
-Художественные произведения.
Кадровое обеспечение:
По данной программе работает педагог с высшим или средним
специальным педагогическим
образованием, обладающий навыками
театральной деятельности.
Методическое обеспечение:
Основные методы обучения:
- Методы визуального и аудиального восприятия, которые способствуют
более быстрому, глубокому и прочному усвоению программы курса обучения,
повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно
отнести: показ упражнений, демонстрацию мастер-классов в формате
видеозаписей, которые помогают увидеть удачные и неудачные актёрские
наработки, режиссёрские приёмы. Всё это способствует воспитанию
повышенного внимания, навыкам наблюдения и понимания.
- Игровой метод используется при проведении актёрских игр. Этот метод
основан на элементах здорового соперничества детей между собой и
повышении ответственности каждого за достижение определённого результата.
Такие условия повышают эмоциональность обучения.
- Метод использования слова (вербальный) — универсальный метод
обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается
содержание произведений, объясняются элементарные основы театрального
искусства, описывается техника взаимодействия на сцене.

9

Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся:
Метод целостного освоения упражнений и движений
объясняется
относительной доступностью упражнений. Однако, использование
данного
метода подразумевает наличие базы, полученной ранее.
Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных
упражнений. Практически каждое упражнение можно приостановить для
уточнения, улучшение выразительности и т.п.
Создание ситуации успеха поддерживается применением технологии
проектной
деятельности
и
личностно-ориентированного
обучения,
позволяющими максимально реализовать личностный и творческий потенциал
каждому обучающемуся.

Воспитательная часть программы реализуется следующим образом:
- Беседы о требованиях, предъявляемых к учащимся студии (техника
безопасности, правила поведения в аудитории, транспорте, общественных
мероприятиях, требования к обучающему процессу).
- Тематические беседы о театре и актерском мастерстве.
- Посещение родителями открытых уроков и концертов.
- Индивидуальные консультации с детьми и родителями.
- Родительские собрания.
- Совместные мероприятия детей и родителей, посещение мастер-классов,
спектаклей

Информационное обеспечение
Важным условием для получения результатов является применение:
Аудиозаписей для спектакля
Художественных произведения
Создание и администрирование интернет сообщества студии (группа
ВКонтакте, WhatsApp), в которых происходит обсуждение актуальных
вопросов, публикация фото и видеоматериалов с выступлений студии, видео
мастер-классы.
Электронные
ресурсы:
https://nmdshi.uln.muzkult.ru/media/2018/09/17/1217334236/Karpov_N._Uroki_sce
nicheskogo_dvizheniya.pdf
http://teatrsemya.ru/lib/mast_akt/scen_rech/kozlyaninova_stsenicheskaya_rech.pdf

10

http://teatrsemya.ru/lib/mast_akt/akt_masterstvo/zakhava_bmasterstvo_aktera_i_rezhissera.pdf
3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы контроля:
- концерт;
-участие в конкурсах разных уровней;
-открытые занятия для родителей.
Оценочные материалы, позволяющие оценить уровень освоения программы,
представлены в Приложении: «Карта диагностики уровня развития
универсальных профессионально значимых качеств», «Сводная карта освоения
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
(предметная компетентность)»
Форма итоговой аттестации – отчетный концерт
Список литературы
Нормативно-правовая литература представлена в Пояснительной записке

Психолого - педагогическая литература:
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2018. - 317 c.
2. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2017. - 352 c.
3. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования - В.П. Голованов. - М.: Юрайт, 2018.- 282 с.
4. Корчак, Я. Несерьезная педагогика / Я.Корчак. - М.: Самокат, 2019. - 256 c.
5. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика: Учебно-методическое пособие / Д.В.
Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры / И.В. Патрушева. - М.:
Юрайт, 2019. - 130 с.
7.Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое
сопровождение детей / ред. Байбородова Л. В. - М.: Юрайт, 2019. 364 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин.
– Рн/Д: Феникс, 2019. - 687 c.
9. Суртаева, Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии / Н.Н. Суртаева.- М.:
Юрайт, 2019. - 250 с.
10. Хуторской, А.В. Педагогика / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2019. - 312 c.
Специальная литература:

11

1. Бармин, А. В. На школьных подмостках: пьесы, театрализованные
представления, литературные композиции / А.В. Бармин. - Москва: Высшая
школа, 2016. - 914 c.
2. Гальцова, Е. А. Детско-юношеский театр мюзикла: программа, разработки
занятий, рекомендации / Е.А. Гальцова. - Москва: Машиностроение, 2016. - 902
c.
3. Григорьева, Ольга Александровна Школьная театральная педагогика.
Учебное пособие / Григорьева Ольга Александровна. - М.: Лань, 2015. - 724 c.
4. Лаптева, Г.В. Игры для развития эмоций и творческих способностей.
Театральные занятия с детьми 5-9 лет / Г.В. Лаптева. - М.: Речь, 2011. - 948 c.
5. Михайлова, А. Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников.
Пособие для учителей / А.Я. Михайлова. - М.: Просвещение, 1975. - 128 c.
6. Петерсон, Л. Дети на сцене. Как помочь молодому таланту найти себя / Л.
Петерсон, Д. О'Коннор. - М.: Феникс, 2007. - 320 c.
Литература для детей и родителей:
1. Васильев Ю.А. Ритмы сценической речи. СПб.: театральный институт
«Школа русской драмы», 2019. Пожиленко Е.А.«Артикуляционная
гимнастика». СПб.: Каро, 2017 - 93 с.
2. Ершова А, Букатов В. Игровая профилактика галерочных настроений
«Первого сентября», 2022.
3. Пожиленко Е.А.«Артикуляционная гимнастика». СПб.: Каро, 2021 - 93 с.
4. Савкова З.В. Искусство оратора: Учеб. пособие. СПб.: Знание, 2017. - 188 с.
5. Смирнова М.В. Скороговорки в речевом тренинге. СПб.: учебное пособие, 2е издание, изд-во Санкт-Петербургской государственной академии
театрального искусства, 2019. - 142 с.

12

Приложение 1
Диагностика результативности освоения программы
ФИ
обучающего
ся

Качество
знаний, Мотивац Творческая
умений, навыков
ия
к активность
занятиям
Теоретичес Практиче
кий
ские
материал
навыки

Эмоциональнохудожественная
настроенность

Творческие
достижения

Параметры оценивая результативности:
0 баллов – показатель отсутствует
1 балл – низкий уровень
2 балла – средний уровень
3 балла – высокий уровень

13

Приложение 2
Карта диагностики уровня развития универсальных профессионально значимых
качеств обучающихся
в МАУ ДО - Дом детства и юношества
детский коллектив ______________________________ педагог
__________________________________________________

Ф.И. обучающегося

Универсальные профессиональные
значимые качества
Усвоение социальных норм и правил
Способность к конструктивному
взаимодействию
Ориентация на успех
Трудолюбие
Личная организованность
Ответственность
Самоконтроль результатов личной
деятельности
Инициативность
Овладение необходимыми трудовыми
предметными навыками
Установка на ЗОЖ
Средний балл:

1 год обучения
Средний балл в начале года

Средний балл в конце
года

Оценочная шкала:1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2 балла –
базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла – оптимальный уровень
(качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество развито)

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».