Департамент образования
Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное
учреждение
дополнительного образования
СОГЛАСОВАНО
Методическим Советом
МАУ ДО - ДДиЮ
(протокол № 9 от 24.05.2023 г. )
УТВЕРЖДЕНО
приказом МАУ ДО-ДДиЮ
от 01.06.2023 г. № 47/5 ОД
ПОЛОЖЕНИЕ
о рабочей программе к дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей)
программе
1. Общие положения
1.1. Положение о рабочей программе к дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программе (далее Программе) регламентирует порядок разработки,
утверждения и реализации рабочих программ педагогов дополнительного образования.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями с п. 1 ч. 1 ст. 48
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», обязывающим педагогических работников
осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в
полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля)
в соответствии с утвержденной рабочей программой, а также другими нормами ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам», Уставом МАУ ДО - ДДиЮ. Рабочая программа является обязательным
документом педагога дополнительного образования.
2. Цель, задачи и функции рабочей программы
2.1. Цель рабочей программы – определение порядка, объема, содержания и преподавания
Программы на учебный год для конкретной группы обучающихся с учетом организационных
и содержательных приоритетов деятельности учреждения и самого детского объединения.
2.2. Задачи рабочей программы:
дать представление о практической реализации Программы;
определить порядок, объем, содержание изучения разделов и тем Программы с учетом
целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения
на конкретный учебный год и контингента обучающихся.
2.3. Функции рабочей программы:
нормативное регулирование (рабочая программа является нормативным документом,
обязательным для выполнения в полном объеме);
целеполагание (рабочая программа конкретизирует задачи образовательного процесса
по конкретному году обучения для каждой группы обучающихся в соответствии с целью
Программы);
определение (отбор) содержания образования (в рабочей программе фиксируется объем
содержания, подлежащего усвоению обучающимися).
1
3. Структура рабочей программы
3.1. Рабочая программа является формой представления Программы конкретного года
обучения как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебновоспитательного процесса, и содержит следующие структурные элементы (Приложение 1):
3.1.1. Титульный лист - структурный элемент рабочей программы, представляющий
общие сведения о Программе, считается первым, но не нумеруется. Шрифт Times New
Roman, 12-14 пт,
На титульном листе указывается:
полное название учреждения в соответствии с Уставом;
Заголовок:
«Рабочая
программа
к
дополнительной
общеобразовательной
(общеразвивающей) программе “… (название образовательной программы)”»;
учебный год, на который составлена рабочая программа;
фамилия, имя, отчество педагога дополнительного образования с указанием должности;
номер учебной группы, год обучения.
В левом верхнем углу указывается информация о рассмотрении и принятии рабочей
программы на методическом совете, в правом верхнем углу – информация об утверждении
рабочей программы с указанием названия образовательного учреждения (сокращенно), ФИО
руководителя учреждения, номер и дата выхода приказа об утверждении рабочей
программы.
3.1.2. Пояснительная записка - структурный элемент программы, включающий краткую
аннотацию Программы, в которой указывается:
сведения о Программе (название, срок реализации, цель и направленность программы), на
основе которой разработана рабочая программа;
задачи конкретного года обучения;
краткая характеристика контингента обучающихся учебной группы: статистические
данные: количество, соотношение мальчиков/девочек, возраст, наличие опекаемых, детей из
многодетных семей, детей-инвалидов, детей, имеющих ограниченные возможности здоровья,
мигрантов и пр. категории, уровень подготовки детей (на основании входной диагностики
или результатов промежуточной аттестации обучающихся: высокий, средний, низкий
уровень) и способности к обучению (в том числе наличие одаренных, талантливых детей,
детей, проявляющих выдающиеся способности);
условия организации образовательного процесса:
режим учебных занятий с конкретной группой обучающихся;
количество часов, отводимых на освоение содержания Программы данного года
обучения в неделю, за учебный год;
место проведения учебных занятий (аудиторные и внеаудиторные занятия);
форма проведения учебных занятий (групповая, индивидуально-групповая,
индивидуальная);
обоснование необходимости индивидуальных часов (занятий) и условия их
распределения.
ожидаемые результаты данного года обучения, определяющие основные компоненты
процесса освоения Программы (личностные, предметные, метапредметные);
формы входного и текущего контроля, промежуточной аттестации, формы подведения
итогов реализации Программы.
3.1.3. Календарно-тематический план - структурный элемент рабочей программы в виде
таблицы, указывающий последовательность изучения содержания Программы с
распределением времени, отведенного на обучение по разделам и темам, содержащий:
планируемые даты проведения учебных занятий (с учетом переносов государственных
праздничных дней, выходных, условий реализации Программы в каникулярное время
(учебно-тренировочные сборы, выезды на фестивали, туристские походы и др.);
2
количество часов, отводимых на учебное занятие в день, в соответствии с режимом
(расписанием) занятий,
наименование разделов и тем в соответствии с учебно-тематическим планом
Программы;
содержание учебного занятия - раскрывается в соответствии с содержанием и
количеством часов, отведенных на изучение разделов и тем Программы, указанных в учебнотематическом плане:
в порядке, предусмотренном Программой и спецификой изучаемого материала,
практических работ, особенностей построения учебного занятия;
с описанием изучаемого теоретического материала и практических заданий,
с указанием форм входного и текущего контроля, промежуточной аттестации, подведения
итогов реализации Программы в соответствующие сроки;
время, отведенное на учебном занятии на изучение теоретического и практического
материала в соответствии с учебно-тематическим планом.
3.1.4. Методическое и материально-техническое обеспечение – структурный элемент
рабочей программы, который определяет основные необходимые для реализации Программы
методические и учебные пособия, оборудование, дополнительное кадровое обеспечение
(концертмейстер, хореограф).
3.1.5. Воспитательная работа, участие обучающихся в массовых мероприятиях с
указанием дат и сроков проведения: клубные дни, праздники, выезды, экскурсии.
4. Порядок разработки, утверждения и хранения рабочей программы
4.1. Рабочая программа самостоятельно создается педагогом дополнительного
образования на текущий учебный год на основе реализуемой им Программы.
4.2. Текст рабочей программы предоставляется на согласование в электронном виде в
Методический совет учреждения.
Требования к оформлению рабочей программы: шрифт Times New Roman, 10 пт,
одинарный интервал. Поля: левое 2,5, правое, нижнее, верхнее – 1,5. Нумерация – внизу
листа, по центру.
4.3. Рабочая программа рассматривается и принимается на Методическом совете
учреждения. При наличии замечаний программа возвращается на доработку с указанием
конкретного срока исполнения.
4.4. Рабочая программа ежегодно в начале учебного года (до 15 сентября текущего
года) утверждается приказом директора учреждения.
4.5. Экземпляры утвержденных рабочих программ хранятся в течение текущего и
последующего учебного года у заместителя директора по УВР, педагога дополнительного
образования и в ОУ по месту работы ПДО.
4.6. При наличии обстоятельств, препятствующих реализации рабочей программы в
полном объеме в установленные сроки (болезнь педагога, вакансия часов и др.), проводится
корректировка рабочей программы в части «календарно-тематического планирования» с
разъяснением причин и условий корректировки. Данные изменения оформляются
соответствующим документом (приложение 2) и согласовываются заместителем директора
по УВР.
4.7. При изменении расписания (дней недели или времени занятий), не влекущих за
собой изменения сроков обучения и полноты реализации Программы, возможна
корректировка дат занятий в утвержденной рабочей программе без создания нового
документа. Даты вносятся на полях слева от таблицы, внизу страницы делается запись:
«Корректировка дат проведена на основании приказа №___ от “___” __________201__ г об
3
изменении расписания». Ставится дата, подпись педагога и отметка о согласовании
заместителя директора по УВР.
4.8. При замене педагога, в течение учебного года, вновь назначенный педагог
работает по рабочей программе к реализуемой Программе, утвержденной на начало учебного
года, если не требуется внесения изменений в календарно-тематический план. На титульном
листе утвержденной рабочей программы указываются фамилия, имя, отчество вновь
назначенного педагога, № и дата приказа о назначении.
При наличии необходимости внесения изменений в календарно-тематический план
рабочей программы создается новый документ в соответствии с п. 4.6. настоящего
Положения.
5. Контроль за реализацией рабочих программ
5.1. Контроль за реализацией рабочих программ осуществляет заместитель директора
по УВР в соответствии с планом контроля учреждения, а также члены Методического совета
и заведующие отделами.
4
Приложение 1
к Положению о рабочей программе
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования –
Дом детства и юношества
ПРИНЯТА
На Методическом совете
Протокол №
от_______________ года
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАУ ДО - ДДиЮ
______________ А. В. Берсенева
Приказ № ___ от__________ года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к дополнительной общеобразовательной(общеразвивающей) программе
___________________________________________________________
(название программы)
на 20___-20____учебный год
Составитель:
______________________________________,
(фамилия, имя, отчество полностью)
педагог дополнительного образования:
____________________________
(подпись)
Группа № _________
Год обучения__________
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
_____________/______________
Подпись
(Ф.И.О.)
5
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе дополнительной общеобразовательной
(общеразвивающей) программы «_________________» художественной (физкультурноспортивной,
технической,
социально-педагогической,
туристско-краеведческой)
направленности. Срок реализации - ____лет.
Цель программы: (в соответствии с дополнительной общеобразовательной
программой).
Задачи _______ года обучения (формулируются исходя из содержания и ожидаемых
результатов образовательной программы):
образовательные:
развивающие:
воспитательные
Краткая характеристика контингента обучающихся: количество обучающихся __ чел., из них: __ мальчиков, __ девочек. Возраст __-__ лет.
(Ф.и.) из многодетных семей, (Ф.и.) – мигранты. (Ф.и.) – инвалид, имеет
ограниченные возможности здоровья.
Уровень подготовки детей: высокий - __ чел., средний - ___ чел.
(Ф.и.) проявляет способности к ….. видам деятельности, является неоднократным
победителем различного уровня, работы отличаются оригинальностью, техникой исполнения
и пр..
Условия организации учебно-воспитательного процесса
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 час. Продолжительность обучения: 4 часа в
неделю, 144 часа в год.
Программой предусмотрены аудиторные (в кабинете, спортивном зале и др.) и
внеаудиторные занятия: экскурсии на природу, по городу, в музеи, на выставки, пленэры.
Форма проведения занятий групповая. Необходимость индивидуально-групповой /в
малых группах/ или индивидуальной форм работы обосновывается.
Ожидаемые результаты _____ года обучения (формулируются из задач рабочей
программы
в
соответствии
с
ожидаемыми
результатами
дополнительной
общеобразовательной программы).
Формы контроля освоения образовательной программы:
входной (только в группах 1-го года обучения): собеседование, прослушивание,
анкетирование и др.
текущий: опрос, анализ работ, наблюдение, тестирование, соревнования, прогоны и др.
промежуточная аттестация (проверяется уровень освоения программы по годам обучения,
при переводе на следующий год обучения, соответствие ожидаемых результатов
полученным);
формы подведения итогов реализации общеобразовательной программы (по окончании
полного курса обучения).
Календарно-тематический план (образец)
Дата занятия
Количество
часов по
расписанию
02.09.201
2
Время на изучение
Раздел, тема
Вводное
Содержание занятия
Теория. Цель и задачи учебного
6
Теория
Практика
1*
1
занятие
4
05.09.201
4
2
Натюрморт
09.11.201
4
2
Натюрморт
25.05.201
5
2
Итоговое
занятие
Итого:
72
года. Инструктаж по охране труда и
технике безопасности.
Правила организации рабочего
места. Инструменты и материалы.
Форма одежды...
Практика. Проведение входного
контроля (анкетирование).
Организация рабочего места.
Теория. Натюрморт. Простейшие
теоретические основы
конструктивного строения формы,
объема.
Практика. Самостоятельный анализ
и передача в рисунках конструктивногеометрического строения предметов.
1
1
Теория. Линейная и воздушная
перспективы,
светотени,
композиции
Практика. Рисование натюрморта из
2-3
предметов
с
гипсовым
геометрическим
телом
на
нейтральном фоне. Работа с формой
предмета с помощью «светотени».
Выставка и защита творческих
работ.
1
1
Практика.
Подведение
итогов
учебного года.
Создание коллективной работы
«Краски лета» (техника – акварель).
Творческие задания на летний
период (по желанию учащихся).
1
1
41
103
144
* Следует учесть, что 1 час является академическим и равен 45 минутам.
Методическое обеспечение
(указываются только основные материалы: учебные пособия-тетради (альбомы),
электронные образовательные программы)
На занятиях используются (образец):
- электронная программа обучения рисованию в 3D;
- учебная тетрадь Д. Нечаева «Рисуем с рождения».
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы необходимы: кабинет, оборудованный столами и
стульями; - мольберты; - гипсовые фигуры, чучела животных; проекционная аппаратура.
План воспитательной работы (образец)
№ п/п
1
Название мероприятия
Сроки, дата
Инструктаж по охране труда, технике
безопасности.
7
Место проведения
2
3
4
5
6
7
8
Ознакомление с правилами поведения для
учащихся
Беседа «Безопасный интернет»
Беседа «Правила поведения в общественных
местах»
Посещение выставки прикладного
творчества
Инструктаж по охране труда, технике
безопасности
Беседа «Пропаганда здорового образа жизни
и профилактика вредных привычек»
Беседа «Правила поведения на улицах и
дорогах города»
Экскурсия к памятнику «Медный всадник»
Этнографический
музей
Пл. Декабристов
Участие в мероприятиях (конкурсы, соревнования, выставки и пр.)
Дата /сроки
Название мероприятия
Организаторы
Объединение
Образовательное
учреждение
Районный уровень
Городской /
региональный уровень
Всероссийский уровень
Международный уровень
8
Место проведения
Количество участников
Приложение 2
к Положению о рабочей программе
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования –
Дом детства и юношества
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
_____________/______________
(Подпись)
(Ф.И.О.)
Приложение 1
к рабочей программе
педагога дополнительного образования
_________________________________.,
(фамилия, имя, отчество)
группа №____, __ год обучения
Корректировка календарно-тематического плана рабочей программы к
дополнительной
общеобразовательной
(общеразвивающей)
программе
«___________________________» проведена в связи с ____________________ (например, с
больничным
листом
педагога
______________)
с
_______________
по
____________________.
В ходе корректировки было сокращено количество часов по разделу/теме
«______________________» с _____ до _____ часов. Для выполнения программы в полном
объеме планируется _______________________________________________.
Календарно-тематический план
(с 01.09 по 31.05 с внесенными дополнениями и изменениями)
Дата занятия
02.09.2014
05.09.2014
31.05.2015
Количес
тво
часов по
расписа
нию
2
2
2
Время на
изучение
Раздел, тема
Содержание занятия
Теори
я
Практ
ика
Вводное Теория. Цель и задачи учебного года.
занятие Инструктаж по охране труда и технике
безопасности.
Правила организации рабочего места.
Инструменты и материалы. Форма одежды...
Практика. Проведение входного контроля
(анкетирование). Организация рабочего места.
Натюрм Теория. Натюрморт. Простейшие
орт
теоретические основы конструктивного
строения формы, объема.
Практика. Самостоятельный анализ и передача
в
рисунках конструктивно-геометрического
строения предметов.
1
1
1
1
Итогово
е
занятие
1
1
Практика. Подведение итогов учебного года.
Создание коллективной работы «Краски лета»
(техника – акварель).
9
Творческие задания на летний период (по
желанию учащихся).
Итого:
144
41
Педагог дополнительного образования
_________________________/__________________________
(Подпись)
10
103
144
(Ф.И.О.)