Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования – Дом детства и юношества
МОБИЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА - старт
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа технической направленности
Возраст обучающихся - 8-13 лет
Срок реализации – 6 месяцев
Составитель:
Свалова Татьяна Львовна,
педагог дополнительного
образования
г. Екатеринбург, 2024 г.
1
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
3
ПРОГРАММЫ
1.1.Пояснительная записка
3
1.2.Цель и задачи программы
8
1.3. Содержание программы
9
1.4. Планируемые результаты
17
РАЗДЕЛ 2 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
18
2.1.Календарный учебный график
18
2.2. Условия реализации программы
19
2.3.Формы аттестации, оценочные материалы
20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
21
ПРИЛОЖЕНИЯ
24
2
1.Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
В последние годы одновременно с информатизацией общества расширяется
применение
микропроцессоров
в
качестве
ключевых
компонентов
автономных устройств, взаимодействующих с окружающим миром без
участия человека. В связи с активным внедрением новых технологий в жизнь
общества
постоянно
увеличивается
потребность
в
высококвалифицированных специалистах. В ряде ВУЗов присутствуют
специальности, связанные с робототехникой, но в большинстве случаев не
происходит предварительной ориентации школьников на возможность
продолжения учебы в данном направлении. Многие абитуриенты стремятся
попасть на специальности, связанные с информационными технологиями, не
предполагая всех возможностей этой области. Таким образом, назрела
необходимость в непрерывном образовании в сфере робототехники.
Заполнить пробел между детскими увлечениями и серьезной ВУЗовской
подготовкой позволяет изучение робототехники на основе специальных
образовательных конструкторов.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
дополнительного образования детей «Мобильная робототехника - старт»
имеет техническую направленность и ориентирована на привлечение
обучающихся
к
программирования
современным
и
технологиям
использования
конструирования,
роботизированных
устройств,
ориентирована на развитие способностей обучающихся в технологической
сфере.
Программа актуальна, так как:
1)
разработана
в
соответствии
со
следующими
современными
нормативными правовыми актами и государственными программными
документами, а также локальными нормативными актами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
3
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ
от 29.05.2015 №996-р)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629
"Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам";
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года»;
Методические
рекомендации
общеобразовательных
по
проектированию
общеразвивающих
дополнительных
программ
(включая
разноуровневые программы) Министерства образования и науки России от
18 ноября 2015 №09-3242;
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему
персонифицированного
финансирования дополнительного образования Свердловской области,
Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021;
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
4
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ
в образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д4;
Устав МАУ ДО – ДДиЮ;
Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ на 2022 – 2025 гг.;
2) отвечает региональным социально-экономическим потребностям и
особенностям
образовательного
пространства
Екатеринбурга,
способствуя решению проблемы обеспечения каждому ребенку возможности
максимально
полного
информационного
обеспечения
раскрытия
его
творческого
и
технико-
потенциала, что создает благоприятные условия для
Уральского
региона
подготовленными
кадрами
для
промышленных предприятий;
3) отвечает потребностям родителей в развитии технико-познавательной
сферы детей, в раскрытии их творческого потенциала и коммуникативных
навыков, так как предусматривает развитие у обучающихся технических и
аналитических
способностей,
нестандартного
мышления,
творческой
индивидуальности. Отвечает потребностям детей в приобретении знаний и
практического опыта программирования, конструирования, моделирования
и компьютерного управления робототехникой на базе современных
конструкторов.
Теоретический базис данной программы выстроен на основе программы
дополнительного образования «Электроника и робототехника», г. Сарапул,
2018, практическая часть – разработка педагога.
Отличие программы заключается в увеличении количества часов на
практическую работу обучающихся по конструированию, моделированию и
применению простых механизмов. Программа «Мобильная робототехника»
предполагает
использование
образовательного
конструктора
«LEGO
Education WeDo», набор «LEGO 9686 «Технология и физика», «LegoEv3».
Новизна
программы
последовательных проектов:
заключается
в
использовании
технологии
на основании освоенного материала каждого
5
учебного раздела дети выполняют конкурсный творческий проект, результат
которого - авторское воплощение их замысла в автоматизированных
моделях. Работа над проектом организована так, что в основе каждого нового
задания используется часть предыдущего проекта, поэтому при выполнении
задания изучается что-то новое и при этом используется опыт, полученный
ранее. Содержание каждого проекта обеспечивает последовательную
реализацию задач программы.
Педагогическая целесообразность программы заключается в создании
развивающей среды для выявления и развития общих и творческих
способностей обучающихся, что может способствовать не только их
приобщению к техническому творчеству, но и раскрытию лучших
человеческих качеств.
В основу программы положены следующие дидактические принципы
обучения: принцип творческого развития; принцип психологической
комфортности; принцип успешности; принцип доступности; принцип
научности, систематичности и последовательности; принцип наглядности;
учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Режим занятий. Дети занимаются по 2 часа (1 академический час
составляет 45 мин.) 2 раза в неделю. Перерыв между учебными занятиями –
10 минут. Общее количество часов в неделю – 4.
Адресат программы – мальчики и девочки
требований
к
уровню
подготовки
и
8-13 лет, без предъявления
способностям,
при
отсутствии
медицинских противопоказаний.
Краткая характеристика возрастных особенностей обучающихся:
возраст 8 – 13 характеризуется не только интенсивным ростом, но и бурным
эмоциональным и интеллектуальным развитием. Дети вполне овладевают
учебными навыками, у большинства обучающихся выявляется склонность к
определенным видам деятельности. Дети начинают мыслить абстрактно.
Способны
прогнозировать
последствия
своих
поступков.
Обладают
энтузиазмом и потребностью в самоутверждении, в подчёркивании своей
6
«взрослости» и самостоятельности. Как правило, дети этого возраста охотно
взаимодействуют в команде, умеют распределять роли и обязанности,
планировать совместную деятельность. Болезненно воспринимают критику.
В этом возрасте начинает постепенно складывается система оценки
собственной деятельности, однако оценка взрослого играет большую роль.
Дети по-прежнему зависят от мнения окружающих, нуждаются в признании
своих успехов, стремятся принимать участие в социально значимой
деятельности. Именно в этом возрасте дети и подростки могут усвоить
базовые знания по электротехнике и программированию.
Режим занятий. Дети занимаются по 2 часа (1 академический час
составляет 45 мин.) 2 раза в неделю. Перерыв между учебными занятиями –
10 минут. Общее количество часов в неделю – 4.
Объем программы –72 часа
Срок освоения программы: полгода, 18 недель
Особенности организации образовательного процесса – традиционная
модель, представляющая собой линейную последовательность освоения
содержания.
Перечень форм обучения: очная, в условиях временных ограничений – с
использованием дистанционных технологий.
Перечень форм организации занятий: фронтальная групповая, в малых
группах.
Перечень видов занятий: практическое занятие, беседа, открытое занятие,
проектная деятельность.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы: открытые занятия, итоговое занятие, защита проекта.
Система мониторинга осуществляется с помощью диагностических
карт предметных и личностных компетенций (Приложение 1,2).
7
1.1. Цель и задачи программы
Цель: интеллектуальное и личностное развитие детей в процессе обучения
робототехнике и конструированию
Задачи:
Образовательные:
- формировать первоначальные навыки и умения в области робототехники;
- обучать детей основам различных языков программирования;
- формировать у обучающихся навык сборки базовых моделей, применяемых
при создании роботов, с контроллером NXT.
Развивающие:
- формировать у обучающихся стремление к получению качественного
результата своей деятельности;
- формировать навыки конструктивного взаимодействия;
-
мотивировать
стремление
к
познавательной
деятельности,
к
самообразованию, саморазвитию;
Воспитательные:
- содействовать формированию ценностного отношения к собственному и
чужому труду и его результатам;
-
акцентировать
внимание
обучающихся
на
необходимости
здоровьесбережения и здорового образа жизни, актуальных для будущих IT
специалистов;
- воспитывать культуру общения и поведения в социуме.
8
1.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№
п/п
1
2
2.1
2.2
3
3.1
3.2
3.3
Наименование раздела,
темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Введение. Что такое
робот
2
Простейшие
принципы
конструирования и
программирования
4
1
3
Трехточечная схема
Простейшая тележка.
Режим «Программист».
Базовые команды
Виды поворотов.
Движение на заданное
расстояние. Проект
«Парковка»
Виды механических
передач
Передаточное
отношение.
Понижающая передача
Проект «Сумо».
Внутригрупповые
соревнования
Управление роботом с
помощью датчика
касания. Ветвления.
Циклы
Передаточное
отношение.
Понижающая передача
Проект
«Перетягивание
2
1
1
1
Форма
аттестации/
контроля
1
Беседа
Фронтальный
опрос
2
1
1
Защита проекта
24
6
18
4
1
3
Защита проекта
4
1
3
4
1
3
Практическая
работа
Защита
проекта
9
3.4
3.5
3.6
4
4.1
4.2
4.3
Каната».
Внутригрупповые
соревнования
Передаточное
отношение.
Повышающая передача.
Двухмоторные роботы.
Продвинутое
управление моторами
Калибровка моторов.
Датчик ультразвука
Тележка с автономным
управлением
Передаточное
отношение.
Повышающая передача.
Проект «Гонки».
Внутригрупповые
соревнования
Движение по линии
4
1
3
Практическая
работа
4
1
3
4
1
3
Практическая
работа
Соревнования
32
9
23
Двухмоторные роботы.
Датчик света
Пороговое значение
Релейный регулятор
Программирование
движения по линии с
одним датчиком света
Пропорциональный
регулятор
Управление скоростью
Остановка на линии.
Повороты. Точные
перемещения
12
2
10
Внутригрупповое
соревнование «Ляпы»
4
Практическая
работа
8
3
5
Практическая
работа
1
3
Соревнования
10
Движение в круге
4
2
2
Внутригрупповое
соревнование
«Кегельринг»
4
1
3
Тематический
групповой проект
10
1
9
Тематический
групповой проект
(разработка)
4
1
3
Тематический
групповой проект
(презентация)
4
0
4
18
54
4.4
4.5
5
5.1
5.2
ВСЕГО
Практическая
работа
Соревнования
72
Практическая
работа
Практическая
работа
Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Введение. ТБ. Что такое "Робот"
Теория: Инструктаж по технике безопасности и противопожарной защите,
санитарии и гигиене. Правила работы с оборудованием. Знакомство с
программой курса. Организационные вопросы: знакомство с внутренним
распорядком.
Развитие наук, путь от компьютера к роботу.
Практика: Построение простейшей модели тележки
Раздел 2. Простейшие принципы конструирования и программирования
Тема 2.1 Трехточечная схема простейшей тележки
Теория: Трехточечная схема простейшей Тележки. Принципы крепления
деталей. Рычаг
Практика: Построение простейшей модели трехточечной тележки
Тема 2.2 Виды поворотов. Движение на заданное расстояние
Проект «Парковка»
11
Теория: Режим «Программист». Базовые команды. Основы конструирования
и программирования. Встроенные программы. Среда программирования.
Способы
программирования
поворотов:
управление
плавностью
и
длительностью поворота.
Практика: Проект «Парковка» - сконструировать робота и написать для
него программу, которая переместит робота в заданное место
Раздел 3. Виды механических передач
Тема 3.1 Передаточное отношение. Проект «Сумо». Внутригрупповые
соревнования
Теория: Передаточное отношение. Простейшие механизмы. Понижающая
передача. Колесо, ось. Центр тяжести. Измерения. Введение в проектную
робототехнику. Стандартные конструкции роботов.
Практика: Проект «Сумо»: собрать «тяжелого» робота, на понижающей
передаче. Задача робота – вытолкнуть соперника из круга.
Тема 3.2. Управление робота с помощью датчика касания. Ветвления.
Циклы.
Теория: Понятия «Ветвления. Циклы». Управление роботом с помощью
датчика касания. Приемы программирования двух датчиков касания.
Практика: Экспериментальная практическая работа: управление движением
робота с помощью двух датчиков касания.
Тема 3.3. Передаточное отношение. Понижающая передача.
Проект Перетягивание каната. Внутригрупповые соревнования
Теория: Что такое центр тяжести. Управление мощностью моторов. Задний
привод.
Практика: Проект «Перетягивание каната»: собрать «тяжелого» робота,
на понижающей передаче, задний привод. Задача робота перетянуть
соперника в свою зону.
Тема
3.4.
Передаточное
отношение.
Повышающая
передача.
Двухмоторные роботы. Продвинутое управление моторами.
12
Теория:
Продвинутое
управление
моторами.
Принципы
сборки
повышающей передачи.
Практика:
Экспериментальная
практическая
работа:
сборка
и
программирование скоростного робота.
Тема 3.5. Калибровка моторов. Датчик ультразвука.
Тележка с автономным управлением
Теория: Калибровка моторов для выравнивания движения скоростного
робота.
Принципы
программирования
калибровки
моторов.
Датчик
ультразвука: принцип работы , установки и программирования.
Практика:
Экспериментальная практическая работа: сборка и программирование
выравнивания движения скоростного робота.
Тема 3.6. Передаточное отношение. Повышающая передача.
Проект Гонки. Внутригрупповые соревнования
Теория: Повторение принципов сборки и программирования скоростного
робота. Управление движением с помощью датчиков касания и ультразвука.
Практика: Проект «Гонки»: собрать и запрограммировать на время,
прямолинейное движение скоростного робота.
Раздел 4. Движение по линии
Тема 4.1. Двухмоторные тележка. Датчик освещенности. Пороговое
значение. Релейный регулятор. Программирование движения по линии
с одним датчиком освещенности. Продвинутое управление моторами
Пропорциональный регулятор
Теория:
Датчик
освещенности:
принципы
работы,
установки
и
программирования.
Практика: Экспериментальная практическая работа: движение по линии
с одним датчиком освещенности.
Тема 4.2. Управление скоростью. Остановка на линии. Повороты .
Точные перемещения
13
Теория:
Погрешности
при
расчете
порогового
значения.
Приемы
программирования, снимающие погрешности.
Практика:
Экспериментальная
практическая
работа:
сборка
и
программирование робота, не падающего со стола.
Тема 4.3. Внутригрупповое соревнование «Ляпы».
Теория: Повторение принципов сборки и программирования робота для
движения по линии с одним датчиком освещенности.
Практика:
Внутригрупповое
соревнование
«Ляпы»:
одновременное
движение роботов по линии, с выбыванием роботов, съехавших с линии
Тема 4.4. Движение в круге.
Теория: Обобщение приемов программирования остановки на линии,
точных перемещений. Изучение правил соревнования «Кегельринг»
Практика: Экспериментальная практическая работа: танец в круге
Тема 4.5. Внутригрупповое соревнование «Кегельринг».
Теория: правила соревнований «Кегельринг».
Практика: Внутригрупповое соревнование «Кегельринг». Задача робота - за
меньшее время вытолкнуть максимальное количество кеглей из круга, робот
не может покидать границы круга.
Раздел 5. Тематический групповой проект
Тема 5.1. Тематический групповой проект (разработка)
Теория: Обобщение учебного материала по теме «Движение по линии».
Практика: Выполнение практической части – доставка подарков: собрать и
запрограммировать робота который движется по линии до объекта (подарка )
и продолжает движение с подарком.
Тема 5.2. Тематический групповой проект (презентация)
Практика: представление – презентация созданных и запрограммированных
роботов, доставляющих подарки.
14
1.4. Планируемые результаты и способы их определения
Предметные:
-
сформированы
основные
умения
в
конструировании
механизмов,
выполняющих поставленную задачу;
- сформирован
основной
понятийный
аппарат,
касающийся
языков
программирования, пройденных тем по механике, структуры программ и их
названия, принципы работы с микроконтроллером и периферией, основные
предметные определения, принципов работы основных датчиков, алгоритмы
управления электроприводами;
- сформирован навык конструирования
модели в соответствии с
техническим заданием.
Метапредметные:
- сформировано стремление к участию в открытых состязаниях роботов;
- сформировано
стремление
в
создании
и
защите
самостоятельных,
творческих проектов (умеют организовывать и поддерживать в порядке
рабочее
место,
умеют
организовывать
работу
в
малых
группах,
аргументировано отстаивают свою позицию);
- проявляется стремление к самосовершенствованию, к общему развитию.
Личностные:
- обучающиеся проявляют уважительно ценностное отношение с труду и его
результатам;
- обучающиеся проявляют стремление к сотрудничеству при работе в малых
группах;
- сформированы общекультурные навыки, знает и соблюдает этические
требования в социуме.
15
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
№ п\п Основные характеристики образовательного
процесса
1
Количество учебных недель
2
Количество учебных дней
3
Количество часов в неделю
4
Количество часов
5
Начало занятий
6
Выходные дни
7
Каникулы
8
18
36
4
72
сентябрь
30.12 – 08.01
Образовательная
деятельность в ДДиЮ
осуществляется и в период
осенних
и
весенних
школьных каникул
Окончание учебного года
февраль
2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
- Учебный класс
- Столы
- Стулья
- Экран
- Видеопроектор
- Ноутбуки
- Кибернетические конструкторы: «LEGO Education WeDo», набор «LEGO
9686 «Технология и физика», «LegoEv3». Lego Mindstorms NXT 9797 или
45755 EV3
- Специализированные
поля,
позволяющие
осуществлять
проверку
работоспособности Моделей.
- Программное обеспечение.
- Набор аккумуляторных батарей с зарядными устройствами.
- Набор для проведения физических опытов.
Информационное обеспечение
16
- Аудио-, видеоролики, фотоматериалы, иллюстрации, учебно-наглядные
пособия.
- Методические материалы.
- Схемы сборки отдельных элементов.
- Видео ролики, описывающие оптимальные решения.
Электронные ресурсы:
myROBOT.ru — роботы, робототехника, микроконтроллеры
Занимательная робототехника
О роботах на сайте журнала Популярная механика
Исполнитель Робот
http://wikirobokomp.ru.
http://www.prorobot.ru.
http://www.mindstorms.su.
robofob.ru
robofest.ru
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования, обладающий
знаниями в области образовательной робототехники.
Методическое обеспечение
Выбор методов осуществления образовательного процесса зависит от
темы и формы занятия, уровня подготовки и социально-практического опыта
обучающегося. Ведущими методами организации учебно-познавательной
деятельности выступают следующие:
- объяснительно – иллюстративный - представление информации
различными способами (инструктаж, объяснение, беседа, демонстрация,
работа с техническими приспособлениями и др.);
- проблемный - постановка проблемы и поиск её решения учащимися;
- проектный - метод
целенаправленной творческой деятельности
с
конкретным практическим результатом (создание и программирование
17
моделей и т.д.);
- программированный - набор операций в ходе выполнения практических
работ (формы: проектная деятельность, компьютерный практикум);
- репродуктивный – воспроизводство знаний и способов деятельности
(формы: сборка моделей и конструкций по образцу, упражнения по аналогу);
- частично – поисковый и поисковый – решение проблемных задач
самостоятельно и с помощью педагога;
- метод проблемного изложения – постановка проблемы педагогом,
решение ее педагогом, с участием
- метод исследования, предусматривающий изучение инструкции и выбор
конструкции,
в
результате
которого
обучающиеся
строят
модель,
используемую для обработки данных;
- творческие методы - свободное, неограниченное жесткими рамками,
решение творческих задач, в процессе которого обучающиеся делают модели
по собственным проектам и самостоятельные конструкторские разработки.
предлагаются дополнительные творческие задания по конструированию или
программированию. Творческие задачи, представляющие собой адекватный
вызов способностям обучающегося, наилучшим образом способствуют его
дальнейшему обучению и развитию. Радость свершения, атмосфера успеха,
ощущение хорошо выполненного дела-все это вызывает желание продолжать
и совершенствовать свою работу. Удавшиеся модели снимаются на фото и
видео. Фото- и видеоматериал по окончании занятия размещается в группе
ВКонтакте;
- рефлексивные методы - дается возможность обдумать то, что они
построили, запрограммировали, помогает более глубоко понять идеи, с
которыми они сталкиваются в процессе своей деятельности на предыдущих
этапах. Размышляя, обучающиеся устанавливают связи между полученной и
новой информацией и уже знакомыми им идеями, а также предыдущим
опытом. На этом этапе в каждом задании предлагается некоторый объем
вопросов, побуждающих установить взаимосвязи между опытом, который
18
они получают в процессе работы над заданием, и тем, что они знают в
реальном мире.
В основе реализации программы лежит системно-деятельностный
подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества, инновационной экономики, задачам построения
российского гражданского общества на основе принципов толерантности;
- формирование соответствующей целям образования социальной среды
развития обучающихся, переход к стратегии социального проектирования и
конструирования
на
основе
разработки
содержания
и
технологий
образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня
(результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
- развитие личности обучающегося, его активной учебно-познавательной
деятельности,
формирование
его
готовности
к
саморазвитию
и
непрерывному образованию;
- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся, роли, значения видов и форм деятельности при
построении образовательного процесса;
- разнообразие
индивидуальных
образовательных
траекторий
и
индивидуального развития каждого обучающегося.
2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
За период освоения программа предусматривает текущий, промежуточный и
итоговый контроль. В коллективе обучающиеся получают определенный
объем знаний,
умений
и навыков, качество которых
определяется
диагностическими методиками в форме наблюдения, анализа продуктов
деятельности. В сентябре и мае проводится диагностика освоения
программы, предметных компетенций, личностного и социального развития
обучающихся (Приложение).
19
Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы
«Мобильная
робототехника»
являются
промежуточная
и
итоговая аттестация в виде тестовых заданий (Приложение). Итоговый
проект «Траектория» демонстрирует приобретенные знания, учения и
навыки. В конце учебного года проводится отчётное занятие в формате
презентации моделей, выполненных детьми.
20
Список литературы
Нормативно-правовая литература представлена в Пояснительной записке
Психолого - педагогическая литература:
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2018. - 317 c.
2. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2017. - 352 c.
3. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования - В.П. Голованов. - М.: Юрайт, 2018.- 282 с.
4. Корчак, Я. Несерьезная педагогика / Я. Корчак. - М.: Самокат, 2019. - 256
c.
5. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика: Учебно-методическое пособие / Д.В.
Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры / И.В. Патрушева. - М.:
Юрайт, 2019. - 130 с.
7.Педагогика
дополнительного
образования.
Психолого-педагогическое
сопровождение детей / ред. Байбородова Л. В. - М.: Юрайт, 2019. 364 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И.
Самыгин. – Рн/Д: Феникс, 2019. - 687 c.
9. Суртаева, Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии / Н.Н. Суртаева.М.: Юрайт, 2019. - 250 с.
10. Хуторской, А.В. Педагогика / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2019. - 312
Специальная литература:
1. Белиовская, Л. Г. Использование LEGO-роботов в инженерных проектах
школьников. Отраслевой подход: учебное пособие / Л.Г.Белиовская - М.:
ДМК Пресс, 2016. – 88с.
2. Власова, О. С. Образовательная робототехника в учебной деятельности /
О.С. Власова – Челябинск, ЧКП, 2017. – 128 с.
21
3. Гурьев, А. С. Робоквантум тулкит / А.С. Гурьев – М.: Фонд новых форм
развития образования, 2017 –128 с.
4. Мирошина, Т. Ф. Образовательная робототехника: учебно-методическое
пособие / Т.Ф. Мирошина - Челябинск: Взгляд, 2017г. – 232 с.
5. Монк, Саймон. Программируем Arduino. Основы работы со скетчами / С.
Монк - Питер, 2017. – 276 с
6. Перфильева, Л. П. Образовательная робототехника во внеурочной учебной
деятельности: учебно-методическое пособие / Л.П. Перфильева - Челябинск:
Взгляд, 2017г. – 144 с.
7. Петин, В. Проекты с использованием контроллера Arduino / В. Петин Изд-во БХВ-Петербург, 2017.- 164 с.
Литература для обучающихся:
1. Бейктал, Джон. LEGO. Первые шаги / Д.Бейктал - М.: Лаборатория знаний,
2019.- 178 с.
2. Белиовская, Л. Г. Узнайте, как программировать на LabVIEW / Л.Г.
Белиовская - М.: ДМК Пресс, 2017. – 194 с.
3. Блум, Джереми. Изучаем Arduino. Инструменты и методы технического
волшебства / Д. Блум - М.: Изд-во BHV, 2020. – 173 с.
4. Предко, Майкл. 123 эксперимента по робототехнике / М.Предко - М.: Издво НТ Пресс, 2017.- 296 с.
5. Наумов, Р.И. Робототехника для детей и родителей / Р.И. Наумов – С-Пб.,
«Наука», 2019.- 264с.
Литература для родителей:
1. Белиовская, Л.Г. – Родителям – популярно о робототехнике / Л.Г.
Белиовская - М.: Лаборатория знаний, 2019.- 146 с.
2. Наумов, Р.И. Робототехника для детей и родителей / Р.И. Наумов – С-Пб.,
«Наука», 2019. - 264с.
3. Филиппов С. А.
Робототехника и программирование для детей и
22
родителей / С.А. Филиппов - М.: Изд-во Наука, 2018.- 278 с.
Интернет ресурсы для обучающихся и родителей:
1. http://int-edu.ru
2. http://7robots.com/
3. http://www.spfam.ru/contacts.html
4. http://robocraft.ru/
5. http://iclass.home-edu.ru/course/category.php?id=15
6. / http://insiderobot.blogspot.ru/
7. https://sites.google.com/site/nxtwallet/
8. О роботах на сайте журнала Популярная механика
23
Приложение 1
Диагностическая карта уровня развития предметных компетенций
Предметные результаты
№
Ф.И.
груп
па
Теория
Практика
Конструирование
Конструирование по
по схеме
образцу
Средний
балл
Средний балл группы
Оценочная шкала:1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2
балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла –
оптимальный уровень (качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество
развито)
Карта диагностики уровня развития социальной компетентности
Личностное развитие
Сред.
балл
Терпение
самостоятельность
Сила воли
Самоопределение
Саморазвитие
Самоорганизация
Культура самопрезентации,
в том числе, в социальных
сетях
Культура внешнего вида
Коммуникационная культура
Культура вербального
общения
Ф.И.О
Оценочная шкала:1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2
балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла –
оптимальный уровень (качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество
развито)
24
Приложение 3
Итоговый Тест
Задание №1. Напишите полные названия деталей LEGO Mindstorms EV-3
1
2
3
4
5
7
8
6
Задание №2. Напишите полные названия электронных
компонентов LEGO Mindstorms EV-3:
1
2
25
3
4
5
6
Задание №3. Перечислите основные правила работы в кабинете робототехники:
Задание №4.
Расскажите о портах LEGO Mindstorms EV-3:
26
Приложение 4
Тест по робототехнике
1
Микрокомпьтер EV3 – это…
маленький компьютер
главная часть робота
центр управления и энергетическая станция робота
2
Что входит в конструктор LEGO mindstorms EV3?
микрокомпьтер EV3, моторы, датчики, кабели, детали
микрокомпьтер EV3, моторы, датчики, кабели, зубчатое колесо, втулка
модуль, моторы, зубчатое колесо, датчики
3
С помощью каких портов можно подключить моторы к микрокомпьютеру EV3?
A, B, C, D
USB порт
1,2,3,4
4
С помощью каких портов можно подключить датчики к микрокомпьютеру EV3?
PC порт
A, B, C, D
1,2,3,4
27
5
Какой порт используют для подключения микрокомпьютера EV3 к компьютеру?
такого порта нет
PC порт
SD порт
6
Какой датчик служит для измерения расстояния?
ультразвуковой датчик
датчик цвета
датчик касания
7
Режимы работы датчика цвета ?(выберите несколько вариантов ответов)
Яркость внешнего освещения
Цвет
Яркость отраженного света
8
Сколько цветов распознает датчик цвета в режиме «Цвет»
7 и отсутствие цвета
6 и отсутствие цвета
9 и отсутствие цвета
9
Какой порт можно использовать для установки адаптера Wi-Fi для подключения к
28
беспроводной сети ?
USB порт
SD порт
PC порт
10
Имеет встроенный датчик вращения, но меньше и легче – это
Большой мотор
Средний мотор
Маленький мотор
29