Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования - Дом детства и юношества
Изобразительное искусство.
Классическая школа. Основы цвета
д о п олн и те льн а я о б щ е о б р а зо ват е л ьн а я
общеразвивающая программа
художественной направленности
Срок реализации программы 1 год
Возраст обучающихся 7 - 8 лет
Разработчик:
Завьялова Надежда
Викторовна,
педагог дополнительного
образования
г. Екатеринбург, 2023г
Содержание
1. Комплекс основных характеристик……………………………
с
3
1.1.Пояснительная записка…………………………………………..
3
1.2. Цель и задачи программы……………………………………….
7
1.3.Содержание программы…………………………………………..
8
1.4.Планируемые результаты и способы их определения …………
2.Комплекс организационно-педагогических условий…………
15
16
2.1.Календарный учебный график…………………………………...
16
2.2. Условия реализации программы………………………………..
17
2.3.Формы аттестации и оценочные материалы…………………...
20
Список литературы………………………………………………..
21
Приложения…………………………………………………………..
23
2
1. Основные характеристики программы
Пояснительная записка
1.1.
Уральский регион богат художественной культурой, сильными учебными
заведениями
художественной
направленности.
Компании
нуждаются
в
креативных, умеющих мыслить нестандартно специалистах, находящим новые
пути решения проблем, видя в них вызов своим способностям. Трудно назвать
область человеческой деятельности, где бы не пригодилось умение рисовать,
способность чувствовать форму и цвет. Традиционные виды изобразительного
искусства – живопись и графика – не утрачивают свою актуальность и в эпоху
цифровизации
и компьютерной анимации. Занятия рисунком и живописью
способствуют не только развитию творческих способностей детей, но и
благоприятствуют формированию разносторонне развитой успешной личности,
способной к самовыражению посредством изобразительного искусства.
Программа «Изобразительное искусство.
Классическая школа.
Основы цвета» актуальна, так как:
1. Разработана в соответствии со следующими современными нормативными
правовыми актами и государственными программными документами, а также
локальными нормативными актами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства
РФ от 29.05.2015 №996-р)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам" (вступает в силу с 1 марта 2023
года);
3
Постановление Главного
государственного
санитарного
врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства общего
и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области
на период до 2035 года»;
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 №093242;
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в
образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» от 01.11.2021 №934-д4;
Устав МАУ ДО – ДДиЮ;
Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ на 2022 – 2025 гг.
2) актуальна, так как отвечает региональным социально-экономическим
потребностям
и
особенностям
образовательного
пространства
Екатеринбурга, способствуя решению проблемы обеспечения каждому
4
ребенку возможности максимально полного раскрытия его творческого
потенциала;
3) отвечает потребностям родителей в доступном, бесплатном,
профессионально организованном и содержательном досуге, в творческом и
личностном развитии детей, отвечает потребностям детей, так как в эпоху
доминирования компьютерной графики всё больший интерес представляют
практики классических и современных ручных техник изобразительного
искусства.
Приобретая
практические
умения
и
навыки
в
области
художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить
потребность в созидании, реализовать желание созидать. На время занятий дети
попадают в круг единомышленников, в такой среде часто рождается настоящая
дружба.
Самостоятельное
творческого
замысла
до
выполнение
реализации
художественной
и
композиции
представления
на
от
выставке
исключительно привлекательны для детей.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Изобразительное искусство. Классическая школа. Основы цвета» (далее –
программа)
имеет
художественную
направленность.
Программа
предусматривает развитие цветовосприятия, фантазии и ассоциативного
мышления, зрительной памяти, пространственного и проектного мышления.
Теоретический базис данной программы выстроен на основе программы
дополнительного художественного образования детей Н.В. Гросул «Студия
изобразительного творчества», рекомендованной Министерством образования
и науки РФ в 2013 году. (Гросул Н. В. Студия изобразительного творчества//
Программы дополнительного художественного образования детей. – М.:
Просвещение, 2013). Практическая часть программы – разработка автора.
Отличие данной программы от программы Н.В.Гросул и прочих
образовательных программ по изобразительному искусству заключается:
переносе акцента на
в
основы цветоведения, основы формообразования и
композиции, на изучение пропорций человеческой фигуры; во включении блока
новых форм изобразительного искусства, таких, как манга и комиксы, создание
5
которых невозможно без овладения приёмами классической художественной
школы. Ведь искусство всегда должно быть актуальным, отражать мысли и
чувства современного человека, искать новые формы и смыслы, и при этом
опираться на фундаментальные знания.
Адресат программы – мальчики и девочки в возрасте 7 – 8 лет.
Набор детей на обучение по программе осуществляется без предъявления
требований к уровню подготовки, физическим возможностям и способностям.
Минимальное количество детей в группе – 12 человек. Максимальное
количество - 15 человек.
Характеристика
индивидуально-психологических
особенностей
обучающихся возрастной категории 7- 8 лет.
В младшем школьном возрасте основной тип деятельности обучение.
Детям 7 - 8 лет свойственны подвижность, любознательность, конкретность
мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем
неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо. В эту пору высок
естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и
выполняются
детьми
охотно.
Его
суждения
и
оценки,
выраженные
эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и
оценками самих детей. Дети с удовольствием занимаются творчеством, но
нуждаются в постоянном внимании со стороны педагога.
Режим занятий. Дети занимаются по 2 часа (1 академический час
составляет 45 мин.) 2 раза в неделю. Перерыв между учебными занятиями – 10
минут. Общее количество часов в неделю – 4.
Объем программы – 144 часа
Срок освоения программы: 1 учебный год, 36 недель
Особенности организации образовательного процесса – традиционная
модель, представляющая собой линейную последовательность освоения
содержания в течение одного года.
Перечень форм обучения: очная, в условиях временных ограничений – с
использованием дистанционных технологий.
6
Перечень форм организации занятий – групповая, в малых группах.
Перечень видов занятий: практическое занятие, мастер-класс, беседа,
открытое занятие, экскурсия, игровое занятие.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы: открытые занятия, итоговое занятие, мини – выставки, участие в
конкурсных выставках,
итоговая выставка. Запланированы 3 родительских
собрания, анкетирование родителей для выявления степени удовлетворённости
качеством дополнительных образовательных услуг; обязательное привлечение
родителей к организации и проведению экскурсий, инсталляций и выставок.
Система мониторинга результатов освоения предметных (теоретических и
практических) компетенций и
личностных и профессионально – значимых
достижений осуществляется с помощью Диагностических карт (Приложение
1,2).
1.2.
Цель и задачи программы
Цель программы – развитие творческого и личностного
потенциала
обучающихся средствами рисунка и живописи
Задачи программы:
Образовательные:
дать представление о понятиях и терминах рисунка и живописи;
обучать основным навыкам работы с цветом;
обучать основам формообразования;
познакомить
с
масштабом
и
пропорциями
в
рисовании
человеческой фигуры;
обучать основам композиции.
Воспитательные:
воспитывать потребность в творческом самовыражении средствами
рисунка и живописи;
воспитывать ценностное отношение к изобразительному искусству;
7
воспитывать чувство ответственности по отношению к своей
деятельности и чувство уважения к результатам труда окружающих
формировать навыки взаимодействия со сверстниками, умение быть
командным игроком, работать на общий результат.
Развивающие:
развивать фантазию и творческое воображение;
развивать эстетический вкус;
развивать навыки организации учебной деятельности;
развивать проектное мышление, умение планировать и анализировать
собственную деятельность и ее результаты.
1.3.
Содержание программы
Учебный (тематический) план
№
Перечень разделов, тем
1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
Введение в
образовательную
программу
Искусство формы и
цвета. Животный мир
Понятия формы и цвета.
Три основных формы. Три
основных цвета
Соразмерность. Большое и
маленькое. Треугольник.
«Лис»
Редукция.
Последовательность
рисунка. «Животное из
зоопарка»
Модуль.
Коллективная
работа
«Охота
за
бабочками»
Схожесть форм живой и
Общее
количе
ство
часов
в том числе
теория
практик
а
Формы
контроля /
аттестация
опрос
2
1
1
42
9
33
4
1
3
4
1
3
8
1
7
2
1
1
4
1
3
опрос,
наблюдение,
просмотр
8
2.6
2.7
2.8
2.9
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
неживой
природы
«Мимикрия»
Круг,
овал.
«Цветные
птицы»
Разнообразие
форм
«Морской мир»
Цветовое пятно. Цветная
кляксография.
«Превращение»
Фантазийная
форма.
«Цветные драконы»
Масштаб и пропорции.
Рисование человека
Портрет. Пропорции лица
человека. «Мама»
Профиль.
Пропорции.
«Мечта»
Человек.
Пропорции
фигуры.
«Моё самое
главное увлечение»
Взрослый
и
ребенок.
Пропорции.
Сравнение.
«Семейный портрет»
Человек
и
животное.
«Деймон»
Стилизация человеческой
фигуры. Манга. «Герой»
Комикс.
Коллективная
работа. «Звезда»
Движение, масштаб.
«Комикс»
Композиционные основы.
Город
Ритм. «Деревья»
Светлое и темное. «Ночь в
городе»
Симметрия. «Дерево и
птицы»
Перспектива. «Улица»
Материал и текстура.
«Городской натюрморт»
Соподчиненность
4
1
3
6
1
5
2
1
1
8
1
7
48
12
36
6
2
4
4
1
3
6
2
4
10
2
8
6
1
5
6
1
5
2
1
1
8
2
6
44
7
37
6
8
1
1
5
7
6
1
5
4
6
1
1
3
5
6
1
5
опрос,
наблюдение,
выставка
опрос,
наблюдение,
выставка
9
4.7
5
6
композиционных
компонентов. «Переезд»
Контраст цвета. «Весна в
городе»
Проект
«Календарь
времен года»
Итоговая выставка
Итого
4
1
3
6
1
5
6
144
30
6
114
защита
проекта,
просмотр
выставка
Содержание программы
1 год обучения
Раздел 1. Введение в образовательную программу
Теория: Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом
первого года обучения. Знакомство детей друг с другом. Правила техники
безопасности в изостудии. Организация рабочего места.
Практика: Выполнение упражнения простым карандашом «Красная
панда. Научиться рисовать легко!»
Раздел 2. Искусство формы и цвета. Животный мир
Тема 2.1. Понятия формы и цвета. Три основные формы. Три
основных цвета
Теория: Форма - внешнее очертание, наружный вид, структура чего-либо.
Три основные формы – квадрат, треугольник и круг создаются при помощи
четырех пространственных построений. Три основных цвета: красный, синий и
жёлтый.
Практика:
выполнение
упражнения
«Калейдоскоп.
Разноцветные
фигуры» (гуашь, три цвета). Выполнение упражнения «Ожившие фигуры»
(гуашь, три цвета).
Тема 2.2. Соразмерность. Большое и маленькое. Треугольник «Лис»
Теория: Соотношение по размеру частей композиции между собой и
целым. Треугольник и фигуры, основанные на диагонали.
Практика: Выполнение работы гуашью в смешанной технике «Лис».
Тема 2.3. Редукция. Последовательность рисунка. «Животное из
10
зоопарка»
Теория: Редукция от латинского слова «reductio» - сведение, возведение,
приведение обратно. Умение увидеть в сложной форме более простые.
Последовательность рисунка. Приёмы определение размера изображения,
компоновки изображения на листе, распределения основных направляющих и
объемов, прорисовывания конструкции, уточнения размеров и форм, их
положения относительно друг друга.
Практика: Выполнение работы гуашью в смешанной технике «Животное
из зоопарка».
Тема 2.4. Модуль. Коллективная работа «Охота за бабочками»
Теория: Модуль — это один и тот же элемент, размножив который и
комбинируя разными сочетаниями, можно получать разные формы. Модуль
должен быть простым, выразительным, целостным.
Практика: Выполнение коллективной работы «Охота за бабочками»,
включающей
в
себя
индивидуальную
окраску
модуля
и
совместное
выстраивание композиции.
Тема 2.5. Схожесть форм живой и неживой природы «Мимикрия»
Теория: Мимикрия – маскировка живых существ, внешнее сходство
окраски
и
формы
животных
с
тем
местом,
где
они
живут. Мимикрия свойственна всем животным: насекомым, земноводным,
рептилиям рыбам, и даже млекопитающим. Понятия контраста и нюанса в
работе с изображением, светлого и темного, большого и маленького.
Практика:
Выполнение
работы
гуашью
в
смешанной
технике
«Мимикрия».
Тема 2.6. Круг, овал. «Цветные птицы»
Теория: По Иттену фигуры круга определяется циркульным движением и
включают в себя круг, эллипс, овал, параболу. Любая окружность гармонична.
Замкнутый круг символизирует завершенность, спокойствие от того, что нет
ничего лишнего.
Практика: Выполнение композиции в круге цветными карандашами
11
«Птицы», где круг, как основная форма изображения объектов, взаимодействует
с круговой формой композиции.
Тема 2.7. Разнообразие форм. «Морской мир»
Теория: Сочетание одинаковых исходных геометрических форм как
приём создания различных изображений объектов, встречающихся в живой и
неживой природе.
Практика: Выполнение акварелью работы «Морской мир».
Тема 2.8. Цветовое пятно. Кляксография. «Превращение»
Теория: этапы трансформации формы из аморфной (от греч. а —
отрицательная частица и morphē — форма) в выразительное, характерное
изображение
Практика: Нанесенная на бумагу клякса дорисовывается до узнаваемого
художественного
изображения.
Выполнение
работы
«Превращение».
Используемые материалы: акварель, цветные карандаши, фломастеры.
Тема 2.9. Фантазийная форма. «Драконы»
Теория: Многообразие форм природы как основа для создания
исключительно новой фантазийной формы.
Практика: Композиция «Драконы», эскизы и воплощение в цвете (гуашь,
смешанная техника) образов 2 – 3 фантазийных животных (драконы, и т.п.), на
основе полученных знаний по формообразованию.
Раздел 3. Масштаб и пропорции. Рисование человека
Тема 3.1. Портрет. Пропорции лица. «Мама».
Теория: Портрет как жанр в изобразительном искусстве. Виды портретов.
Пропорциональные соотношения.
Практика: Работа на тему «Мама» выполняется в технике гуаши
(портрет) и акварели (фон). Этапы работы: компоновка, построение,
прорисовка, цвет.
Тема 3.2. Профиль. Силуэт. «Автопортрет»
Теория: Понятие силуэта как графической техники. Знакомство с
аналогами. Выразительность изображения. Важность пропорциональных
12
соотношений. Введение нового понятия «автопортрет». Примеры автопортретов
известных мастеров.
Практика: Работа «Автопортрет» выполняется гуашью (силуэт) и
акварелью (фон). Учащимся дается возможность изобразить автопортрет,
отразив в нем свою индивидуальность, включив фантазийные элементы.
Тема 3.3. Человек. Пропорции фигуры.
«Моё самое главное
увлечение»
Теория: Анатомия человеческого тела для художников, основные
пропорции и соотношения. Возможности человеческого тела. Частые ошибки в
изображении фигуры.
Практика: Выполнение работы с изображением фигуры человека
на
тему «Моё самое главное увлечение».
Тема 3.4. Взрослый и ребенок. Пропорции. Сравнение. «Семейный
портрет»
Теория: Различие пропорциональных соотношений взрослого человека и
ребенка. Сравнение, анализ.
Практика: Выполнение работы в технике гуаши «Семейный портрет».
Выбор объектов изображения. Создание истории, стоящей за ним.
Тема 3.5. Человек и животное. «Деймон»
Теория:
Анатомия
человеческого
тела,
основные
пропорции
и
соотношения. Различие строения животного и человека, на примере собаки.
Повторение темы масштаба, соотношение большого и маленького.
Контраст фактур.
Практика:
Выполнение
работы
«Деймон».
Учащиеся
выбирают
животное, характер и внешность которых нравится им. На листе нужно
правильно закомпоновать фигуру человека и животного. Технику выполнения
дети выбирают самостоятельно.
Тема 3.6. Стилизация человеческой фигуры. Манга. «Герой».
Теория: Стилизация - намеренная имитация художественного стиля,
характерного для какого-либо автора, жанра, течения, определенной социальной
13
среды, народности, эпохи. Примеры стилизации. Разбор, анализ аналогов.
Манга
—
это
японские
комиксы, которые
получили
обширное
распространение и за пределами этой страны. Эмоции персонажей показывают
гиперболизировано.
Практика: Выполнение работы в стиле японских комиксов на тему
«герой». Материалы, используемые в работе: цветные карандаши, фломастеры,
акварель.
Тема 3.7. Комикс. Коллективная работа. «Звезда»
Теория: Комикс – рассказ в картинках. История «рисованного жанра».
Законы и особенности.
Практика: Занятие – игра, в ходе которой учащиеся создают комикс о
приключениях Звезды, которая попадает в самые невероятные истории, но, как
всегда, в конце зрителя ожидает счастливый финал.
Тема 3.8. Движение, масштаб. «Комикс»
Теория: что такое работа с аналогами, поиск своего стиля.
Практика: Разработка своей истории в картинках. Придумывание и
прорисовка персонажей, поиск выразительных средств, собственного почерка.
Создание авторского мини-комикса. Материалы, используемые в работе:
цветные карандаши, фломастеры, акварель.
Раздел 4. Композиционные основы. Город
Тема 4.1. Ритм. «Деревья».
Теория: Ритм - Повторение в определенной последовательности линий,
пятен,
предметов,
объектов.
Чередование
акцентов
и
пауз.
Ритм
в
изобразительном искусстве называют «жизнью формы». Работа с аналогами,
обсуждение.
Практика: Создание графической композиции на тему «Деревья».
Тема 4.2. Светлое и темное. «Ночь в городе».
Теория: Понятия контраста и нюанса. Перечень различных контрастных
отношений (большое – маленькое, длинное – короткое, широкое – узкое,
толстое – тонкое, светлое – темное и т. д.).
14
Практика: Упражнение «Построение композиции на квадратных формах,
основанных на вертикалях и горизонталях: квадрат, прямоугольник, крест,
меандр».Выполнение графической композиции на тему «Ночь в городе».
Тема 4.3. Симметрия. «Дерево и птицы».
Теория: Понятия симметрии и асимметрии. Симметрия в природе.
Практика: Выполнение графической композиции на тему «Дерево и
птицы».
Тема 4.4. Перспектива. «Улица».
Теория: Понятие перспективы. Прямая и обратная перспективы.
Перспектива в работах художников.
Практика: Выполнение графической композиции на тему «Улица».
Тема 4.5. Материал и текстура. «Городской натюрморт».
Теория: Понятия фактуры и текстуры. Беседа на тему зрительных и
эмоциональных ощущений, вызываемыми различными материалами (камень,
стекло, дерева, мех). Контраст гладкого и шершавого, твердого и мягкого,
легкого - тяжелого.
Практика: Игра «Определение материалов и предметов на ощупь».
Выполнение работы «Городской натюрморт» гуашью с использованием
печатных техник, используя в качестве печатей ткани различных структур,
обрезки кружева, природные материалы, самостоятельно изготовленные
штампы.
Тема 4.6. Соподчиненность композиционных компонентов. «Переезд».
Теория: Композиция – расположение элементов изображения на
картинной плоскости, позволяющее наиболее полно и сильно выразить
замысел. Композиционный центр, Взаимодействие компонентов композиции
друг с другом. Стих Э. Н. Успенского «Рыболов», иллюстрации Е Соколова.
Практика:
Выполнение
упражнения
«Переезд».
Фантазийная
композиция.Смешанная техника.
Тема 4.7. Контраст цвета. «Весна в городе».
Теория: Понятие цветового круга. Противоположные цвета.- контраст.
15
Практика: Выполнение упражнения на тему «Весна в городе». Работа
выполняется в цвете гуашевыми красками.
Раздел 5. Проект «Календарь времен года»
Теория: творческий проект, планирование и этапы работы
Практика: Изучение работ художников на тему «Времена года».
Разработка календаря «Времена года». Работа в группе. Защита проекта.
Раздел 6. Итоговая выставка
Практика: Просмотр и анализ учебных и творческих работ за учебный
год. Выбор и оформление творческих работ для выставки. Оформление
выставки. Просмотр выставочных работ и чаепитие с родителями
1.4.
Планируемые результаты и способы их определения
Личностные:
•
сформирована потребность в занятиях изобразительным искусством, в
самовыражении через рисунок;
•
сформированы
основные
навыки
коммуникации
и
творческого
взаимодействия с группой сверстников;
•
сформированы чувство ответственности за свою деятельность и
чувство уважения к результатам труда окружающих.
Метапредметные:
•
развиты в соответствии с возрастом фантазия и творческое воображение;
•
способен организовать свою учебную деятельность;
•
сформированы основы эстетического вкуса, способность видеть красоту;
•
владеет начальными навыками проектной деятельности, основами
планирования и анализа результатов своей деятельности.
Предметные:
•
знает основные художественные термины и понятия;
•
владеет знаниями основ формообразования и цветоведения;
•
умеет использовать в работе основные приёмы построения композиции;
•
умеет рисовать фигуру человека, применяя пропорции и масштаб.
16
1. Организационно-педагогические условия
1.1.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
Календарный учебный график на 2023-2024 уч.год
Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных занятий
Количество часов в неделю
Количество часов в год
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
36
72
4
144
17
19
15 сентября
Образовательная
деятельность в ДДиЮ
осуществляется и в
период осенних и весенних
школьных каникул
8
Каникулы
9
Выходные дни
10
Окончание учебного года
31 декабря – 9
января
30 мая
Условия реализации программы
1.2.
Материально-техническое обеспечение
Помещение
учебный
-
кабинет.
Натурный
фонд.
Мольберты,
ученические стулья, проектор, экран, учебная литература, наглядные пособия.
Ватман, акварельная бумага форматов А2, А3, А4, простые карандаши,
гуашевые и акварельные краски. Кисти различных размеров. Наличие раковины
с холодной и горячей водой.
Методическое обеспечение
Используемые методические пособия и материалы представлены в списке
литературы.
Выбор
методов
обучения
определяется
с
учетом
возможностей
обучающихся, возрастных и психофизических особенностей детей, специфики
изучения данного курса.
Методы обучения детей:
17
объяснительно-иллюстративный – беседа и демонстрация педагогом
приемов работы, наглядных пособий, показ мультимедийных материалов,
фотографий; дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
практические методы - как индивидуальная практическая работа детей (от
выполнения упражнения по образцу для овладения приемами работы и
приобретения навыков до самостоятельной работы по авторскому эскизу), так и
коллективная работа по созданию общей композиции;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске материалов и
техник, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельный поиск материалов и техник для
реализации творческого замысла.
В соответствии с региональной и федеральной политикой в сфере
образования, наряду с традиционными классическими образовательными
методами и формами работы применяются современные образовательные
технологии:
личностно-ориентированные
технология
коллективного
технологии
творческого
дела
в
обучении;
информационно-
коммуникативных технологий и электронного обучения (онлайн-занятие;
мастер - класс).
В основе содержания деятельности – личностно - ориентированные
технологии обучения. Их применение обеспечивает уважение к личности
каждого ребенка, внимание к его внутреннему миру и его неповторимости,
позволяет подбирать индивидуальный ритм выполнения заданий. Обучение
направлено на развитие личности ребенка в ситуации успеха.
Структура занятия:
1) организация рабочего места
2) повторение пройденного материала
3) организация и проведение занятия (включает следующие структурные
элементы:
18
-
инструктажи по технике безопасности: вводный – проводится перед
началом практической работы, текущий – во время выполнения
практической работы, заключительный;
-
практическая работа;
-
физкультминутки;
-
подведение итогов, анализ, оценка работ;
-
приведение в порядок рабочего места.
Для удержания внимания детей на занятии и во избежание их
переутомления, виды деятельности могут меняться несколько раз.
Вся деятельность на занятии нацелена на поддержание у детей оптимизма
и уверенности в своих силах. Вместе с тем предъявляется требования к тому,
чтобы ребенок доводил работу до конца, чтобы качество изделия было
высоким.
Информационные условия:
Дистанционные технологии и электронное обучение применяются в
случае введения карантина / временных ограничений на посещение ОО.
Используемые ресурсы для электронного обучения:
1. http://www.proshkolu.ru/user/gridina/blog/77898/ http://www.openclass.ru/w
iki-pages/50648 Страничка изобразительного искусства
2. http://www.izorisunok.ru/ живопись акварелью
3. http://www.artap.ru/galery.htm Женские портреты великих мастеров.
4. http://www.art-paysage.ru/ арт- пейзаж.
5. http://www.kalyamalya.ru/modules/myarticles/topics.php?op=listarticles&top
ic_id=4&ob=6&sn=20&st=40 учимся рисовать.
˗
Информационное оснащение образовательного процесса - оформление
стендов и размещение информации для родителей.
˗
Наличие выбора информационных ресурсов (достижение оптимального
состояния сочетания электронных и традиционных информационных
ресурсов)
˗
Анкетирование родителей
19
˗
Размещение информационных и содержательных материалов на сайте
Дома детства и юношества Кировского района.
˗
Группа для родителей в WhatsApp
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для контроля и анализа достигнутых результатов проводится
диагностика
уровня
развития
личностных,
предметных
и
метапредметных компетенций (Индивидуальные диагностические карты в
Приложении). Контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком
и не допускает сравнения его с другими детьми.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы: мини – выставки, участие в конкурсных выставках,
итоговая
выставка. Запланированы 3 родительских собрания, анкетирование родителей
для
выявления
степени
удовлетворённости
качеством
дополнительных
образовательных услуг; обязательное привлечение родителей к организации и
проведению экскурсий, инсталляций и выставок.
Для успешной реализации данной программы используются следующие
формы контроля: входной, тематический и итоговый контроль.
Входной контроль служит для проведения начальной диагностики
обучающихся при поступлении в детское объединение, выявления имеющихся
знаний по предмету, определения направления и формы работы с каждым
обучающимся и перспективы работы с группой. Методы входного контроля:
собеседование, наблюдение.
Тематический контроль служит для подведения итогов изучения темы
(раздела). Методы контроля: педагогическое наблюдение и анализ, анализ
продуктивной
деятельности
обучающихся,
самоконтроль
и
самооценка
обучающихся.
Форма итоговой аттестации - итоговая выставка
20
Список литературы
Психолого-педагогическая литература:
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2018. - 317 c.
2. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2017. - 352 c.
3. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования - В.П. Голованов. - М.: Юрайт, 2018.- 282 с.
4. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству/ Н.В. Дубровская. / Н.В.
Дубровская - СПб.: Детство-Пресс, 2017.- 119 с .
5. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика: Учебно-методическое пособие / Д.В.
Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры / И.В. Патрушева. - М.:
Юрайт, 2019. - 130 с.
7.Педагогика
дополнительного
образования.
Психолого-педагогическое
сопровождение детей / ред. Байбородова Л. В. - М.: Юрайт, 2019. 364 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин.
– Рн/Д: Феникс, 2019. - 687 c.
9. Суртаева, Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии / Н.Н. Суртаева.М.: Юрайт, 2019. - 250 с.
10. Хуторской, А.В. Педагогика / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2019. - 312 c.
Специальная литература:
1. Базанова, М. Д. Пленэр / М.Д. Базанова. - М.: Изобразительное искусство,
2018.- 184 с.
2. Гусакова, М. А. Аппликация / М.А. Гусакова. - М.: Просвещение, 2017.- 97 с.
3. Комарова, Т. С. Цвет в детском изобразительном творчестве / Т.С. Комарова. М.: Педагогическое общество России, 2019. - 104 с.
4. Корнева, Г.Н. Бумага / Г.Н. Корнева. - СПб.: Кристалл, 2017.- 123 с.
21
5. Луковенко, Б. А. Рисунок пером / Б.А. Луковенко. - М.: Изобразительное
искусство, 2019.- 146 с.
6. Митителло, К.Р. Аппликация. Техника и искусство / К.Р. Мититтелло. - М.:
Эксмо-Пресс, 2018. – 172 с.
7. Михайлов А. М. Искусство рисунка / А.М. Михайлов. - М.: Изобразительное
искусство, 2019. - 218 с.
8.Смит, С. Рисунок. Полный курс / С. Смит. - М.: Внешсигма, 2018. – 279 с.
Литература для родителей
1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и
творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2018. - 384 c.
2. Заводова, Т. Е. Успешный ребенок / Т.Е. Заводова. - Минск: Красико-Принт,
2019. – 216 с.
3. Творчество в жизни ребенка / Под редакцией В.В. Кузина, А.П. Матвеев. М.:
Фрахт, 2017. – 118 с.
4. Полунина, В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья / В.Н. Полунина. - М.:
Искусство и образование, 2018.- 231 с.
Литература для детей
1.Винокурова, Н.К. Порисуем вместе / Н.К. Винокурова. - М.: РОСТ, 2018.- 174
с.
2. Давыдова, С.А. Мои друзья – краски, кисти, мяч, скакалка / С.А. Давыдова. –
Челябинск: ИНФО, 2020. – 128 с.
3. Я познаю мир. Искусство. Энциклопедия. - М.: РОСМЭН, 2018. – 216 с.
22
Приложение 1
Диагностическая карта уровня развития 4К компетенций обучающихся
Разработано в МАУ ДО – ДДиЮ, г. Екатеринбург
детский коллектив ______________________________ педагог
__________________________________________________
Средний балл
Эмоциональная отзывчивость,
толерантность
учебный год, дата
Способность к установлению
контактов и конструктивному
взаимодействию
Личная организованность и
ответственность
Умение быть командным игроком,
работать на общий результат
Инициативность, творческая
активность
Целеустремленность, трудолюбие и
ориентация на успех
Воображение, фантазия, умение
работать не по шаблону
Ф.И.
обучающегося
Рефлексивность, самоконтроль
результатов личной деятельности
контрольная группа_______ год обучения, 202.. – 202..
заполнения:______________
Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2 балла – базовый
уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла – оптимальный уровень (качество
присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество развито)
Приложение 2
Индивидуальная карта "Предметные компетенции"
обучающегося _______________________
1 г/о (балл)
критерий
1.Знание художественных терминов
2. Знание основ формообразования и цвета
3. Овладение основными навыками ИЗО
4. Рисование человека
5. Знание основ композиции
средний балл
начало
уч/года
0
конец
уч/года
0
Уровень освоения программы
(%)
0
0
0
0
0
0
Оценочная шкала:1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2
балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла – оптимальный
уровень (качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество развито)
23
Сводный результат освоения предметных компетенций
группа __________
Уровень освоения ДОП
(%)
ср.балл
ФИ обучающегося
начало обучения по
ДОП
средний балл
окончание обучения по
ДОП
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
24