Изобразительное искусство.Классическая школа.Основы цвета

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования - Дом детства и юношества

Изобразительное искусство.
Классическая школа. Основы цвета
д о п олн и те льн а я о б щ е о б р а зо ват е л ьн а я
общеразвивающая программа
художественной направленности
Срок реализации программы 1 год
Возраст обучающихся 7 - 8 лет

Разработчик:
Завьялова Надежда
Викторовна,
педагог дополнительного
образования

г. Екатеринбург, 2023г

Содержание
1. Комплекс основных характеристик……………………………

с
3

1.1.Пояснительная записка…………………………………………..

3

1.2. Цель и задачи программы……………………………………….

7

1.3.Содержание программы…………………………………………..

8

1.4.Планируемые результаты и способы их определения …………
2.Комплекс организационно-педагогических условий…………

15
16

2.1.Календарный учебный график…………………………………...

16

2.2. Условия реализации программы………………………………..

17

2.3.Формы аттестации и оценочные материалы…………………...

20

Список литературы………………………………………………..

21

Приложения…………………………………………………………..

23

2

1. Основные характеристики программы
Пояснительная записка

1.1.

Уральский регион богат художественной культурой, сильными учебными
заведениями

художественной

направленности.

Компании

нуждаются

в

креативных, умеющих мыслить нестандартно специалистах, находящим новые
пути решения проблем, видя в них вызов своим способностям. Трудно назвать
область человеческой деятельности, где бы не пригодилось умение рисовать,
способность чувствовать форму и цвет. Традиционные виды изобразительного
искусства – живопись и графика – не утрачивают свою актуальность и в эпоху
цифровизации

и компьютерной анимации. Занятия рисунком и живописью

способствуют не только развитию творческих способностей детей, но и
благоприятствуют формированию разносторонне развитой успешной личности,
способной к самовыражению посредством изобразительного искусства.
Программа «Изобразительное искусство.

Классическая школа.

Основы цвета» актуальна, так как:
1. Разработана в соответствии со следующими современными нормативными
правовыми актами и государственными программными документами, а также
локальными нормативными актами:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).
 Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства
РФ от 29.05.2015 №996-р)
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам" (вступает в силу с 1 марта 2023
года);
3

Постановление Главного

государственного

санитарного

врача РФ от

28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;


Приказ Министерства общего

и профессионального образования

Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области
на период до 2035 года»;
Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 №093242;
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в
образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» от 01.11.2021 №934-д4;
 Устав МАУ ДО – ДДиЮ;
 Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ на 2022 – 2025 гг.
2) актуальна, так как отвечает региональным социально-экономическим
потребностям

и

особенностям

образовательного

пространства

Екатеринбурга, способствуя решению проблемы обеспечения каждому
4

ребенку возможности максимально полного раскрытия его творческого
потенциала;
3) отвечает потребностям родителей в доступном, бесплатном,
профессионально организованном и содержательном досуге, в творческом и
личностном развитии детей, отвечает потребностям детей, так как в эпоху
доминирования компьютерной графики всё больший интерес представляют
практики классических и современных ручных техник изобразительного
искусства.

Приобретая

практические

умения

и

навыки

в

области

художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить
потребность в созидании, реализовать желание созидать. На время занятий дети
попадают в круг единомышленников, в такой среде часто рождается настоящая
дружба.

Самостоятельное

творческого

замысла

до

выполнение
реализации

художественной
и

композиции

представления

на

от

выставке

исключительно привлекательны для детей.
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Изобразительное искусство. Классическая школа. Основы цвета» (далее –
программа)

имеет

художественную

направленность.

Программа

предусматривает развитие цветовосприятия, фантазии и ассоциативного
мышления, зрительной памяти, пространственного и проектного мышления.
Теоретический базис данной программы выстроен на основе программы
дополнительного художественного образования детей Н.В. Гросул «Студия
изобразительного творчества», рекомендованной Министерством образования
и науки РФ в 2013 году. (Гросул Н. В. Студия изобразительного творчества//
Программы дополнительного художественного образования детей. – М.:
Просвещение, 2013). Практическая часть программы – разработка автора.
Отличие данной программы от программы Н.В.Гросул и прочих
образовательных программ по изобразительному искусству заключается:
переносе акцента на

в

основы цветоведения, основы формообразования и

композиции, на изучение пропорций человеческой фигуры; во включении блока
новых форм изобразительного искусства, таких, как манга и комиксы, создание
5

которых невозможно без овладения приёмами классической художественной
школы. Ведь искусство всегда должно быть актуальным, отражать мысли и
чувства современного человека, искать новые формы и смыслы, и при этом
опираться на фундаментальные знания.
Адресат программы – мальчики и девочки в возрасте 7 – 8 лет.
Набор детей на обучение по программе осуществляется без предъявления
требований к уровню подготовки, физическим возможностям и способностям.
Минимальное количество детей в группе – 12 человек. Максимальное
количество - 15 человек.
Характеристика

индивидуально-психологических

особенностей

обучающихся возрастной категории 7- 8 лет.
В младшем школьном возрасте основной тип деятельности обучение.
Детям 7 - 8 лет свойственны подвижность, любознательность, конкретность
мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем
неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо. В эту пору высок
естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и
выполняются

детьми

охотно.

Его

суждения

и

оценки,

выраженные

эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и
оценками самих детей. Дети с удовольствием занимаются творчеством, но
нуждаются в постоянном внимании со стороны педагога.
Режим занятий. Дети занимаются по 2 часа (1 академический час
составляет 45 мин.) 2 раза в неделю. Перерыв между учебными занятиями – 10
минут. Общее количество часов в неделю – 4.
Объем программы – 144 часа
Срок освоения программы: 1 учебный год, 36 недель
Особенности организации образовательного процесса – традиционная
модель, представляющая собой линейную последовательность освоения
содержания в течение одного года.
Перечень форм обучения: очная, в условиях временных ограничений – с
использованием дистанционных технологий.
6

Перечень форм организации занятий – групповая, в малых группах.
Перечень видов занятий: практическое занятие, мастер-класс, беседа,
открытое занятие, экскурсия, игровое занятие.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы: открытые занятия, итоговое занятие, мини – выставки, участие в
конкурсных выставках,

итоговая выставка. Запланированы 3 родительских

собрания, анкетирование родителей для выявления степени удовлетворённости
качеством дополнительных образовательных услуг; обязательное привлечение
родителей к организации и проведению экскурсий, инсталляций и выставок.
Система мониторинга результатов освоения предметных (теоретических и
практических) компетенций и

личностных и профессионально – значимых

достижений осуществляется с помощью Диагностических карт (Приложение
1,2).

1.2.

Цель и задачи программы

Цель программы – развитие творческого и личностного

потенциала

обучающихся средствами рисунка и живописи
Задачи программы:
Образовательные:
дать представление о понятиях и терминах рисунка и живописи;
обучать основным навыкам работы с цветом;
обучать основам формообразования;
познакомить

с

масштабом

и

пропорциями

в

рисовании

человеческой фигуры;
обучать основам композиции.
Воспитательные:
воспитывать потребность в творческом самовыражении средствами
рисунка и живописи;
воспитывать ценностное отношение к изобразительному искусству;
7

воспитывать чувство ответственности по отношению к своей
деятельности и чувство уважения к результатам труда окружающих
формировать навыки взаимодействия со сверстниками, умение быть
командным игроком, работать на общий результат.
Развивающие:
 развивать фантазию и творческое воображение;
 развивать эстетический вкус;
 развивать навыки организации учебной деятельности;
 развивать проектное мышление, умение планировать и анализировать
собственную деятельность и ее результаты.
1.3.

Содержание программы

Учебный (тематический) план
№
Перечень разделов, тем
1
2
2.1
2.2
2.3

2.4
2.5

Введение в
образовательную
программу
Искусство формы и
цвета. Животный мир
Понятия формы и цвета.
Три основных формы. Три
основных цвета
Соразмерность. Большое и
маленькое. Треугольник.
«Лис»
Редукция.
Последовательность
рисунка. «Животное из
зоопарка»
Модуль.
Коллективная
работа
«Охота
за
бабочками»
Схожесть форм живой и

Общее
количе
ство
часов

в том числе
теория
практик
а

Формы
контроля /
аттестация
опрос

2

1

1

42

9

33

4

1

3

4

1

3

8

1

7

2

1

1

4

1

3

опрос,
наблюдение,
просмотр

8

2.6
2.7
2.8
2.9
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6

неживой
природы
«Мимикрия»
Круг,
овал.
«Цветные
птицы»
Разнообразие
форм
«Морской мир»
Цветовое пятно. Цветная
кляксография.
«Превращение»
Фантазийная
форма.
«Цветные драконы»
Масштаб и пропорции.
Рисование человека
Портрет. Пропорции лица
человека. «Мама»
Профиль.
Пропорции.
«Мечта»
Человек.
Пропорции
фигуры.
«Моё самое
главное увлечение»
Взрослый
и
ребенок.
Пропорции.
Сравнение.
«Семейный портрет»
Человек
и
животное.
«Деймон»
Стилизация человеческой
фигуры. Манга. «Герой»
Комикс.
Коллективная
работа. «Звезда»
Движение, масштаб.
«Комикс»
Композиционные основы.
Город
Ритм. «Деревья»
Светлое и темное. «Ночь в
городе»
Симметрия. «Дерево и
птицы»
Перспектива. «Улица»
Материал и текстура.
«Городской натюрморт»
Соподчиненность

4

1

3

6

1

5

2

1

1

8

1

7

48

12

36

6

2

4

4

1

3

6

2

4

10

2

8

6

1

5

6

1

5

2

1

1

8

2

6

44

7

37

6
8

1
1

5
7

6

1

5

4
6

1
1

3
5

6

1

5

опрос,
наблюдение,
выставка

опрос,
наблюдение,
выставка

9

4.7
5
6

композиционных
компонентов. «Переезд»
Контраст цвета. «Весна в
городе»
Проект
«Календарь
времен года»
Итоговая выставка
Итого

4

1

3

6

1

5

6
144

30

6
114

защита
проекта,
просмотр
выставка

Содержание программы
1 год обучения
Раздел 1. Введение в образовательную программу
Теория: Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом
первого года обучения. Знакомство детей друг с другом. Правила техники
безопасности в изостудии. Организация рабочего места.
Практика: Выполнение упражнения простым карандашом «Красная
панда. Научиться рисовать легко!»
Раздел 2. Искусство формы и цвета. Животный мир
Тема 2.1. Понятия формы и цвета. Три основные формы. Три
основных цвета
Теория: Форма - внешнее очертание, наружный вид, структура чего-либо.
Три основные формы – квадрат, треугольник и круг создаются при помощи
четырех пространственных построений. Три основных цвета: красный, синий и
жёлтый.
Практика:

выполнение

упражнения

«Калейдоскоп.

Разноцветные

фигуры» (гуашь, три цвета). Выполнение упражнения «Ожившие фигуры»
(гуашь, три цвета).
Тема 2.2. Соразмерность. Большое и маленькое. Треугольник «Лис»
Теория: Соотношение по размеру частей композиции между собой и
целым. Треугольник и фигуры, основанные на диагонали.
Практика: Выполнение работы гуашью в смешанной технике «Лис».
Тема 2.3. Редукция. Последовательность рисунка. «Животное из
10

зоопарка»
Теория: Редукция от латинского слова «reductio» - сведение, возведение,
приведение обратно. Умение увидеть в сложной форме более простые.
Последовательность рисунка. Приёмы определение размера изображения,
компоновки изображения на листе, распределения основных направляющих и
объемов, прорисовывания конструкции, уточнения размеров и форм, их
положения относительно друг друга.
Практика: Выполнение работы гуашью в смешанной технике «Животное
из зоопарка».
Тема 2.4. Модуль. Коллективная работа «Охота за бабочками»
Теория: Модуль — это один и тот же элемент, размножив который и
комбинируя разными сочетаниями, можно получать разные формы. Модуль
должен быть простым, выразительным, целостным.
Практика: Выполнение коллективной работы «Охота за бабочками»,
включающей

в

себя

индивидуальную

окраску

модуля

и

совместное

выстраивание композиции.
Тема 2.5. Схожесть форм живой и неживой природы «Мимикрия»
Теория: Мимикрия – маскировка живых существ, внешнее сходство
окраски

и

формы

животных

с

тем

местом,

где

они

живут. Мимикрия свойственна всем животным: насекомым, земноводным,
рептилиям рыбам, и даже млекопитающим. Понятия контраста и нюанса в
работе с изображением, светлого и темного, большого и маленького.
Практика:

Выполнение

работы

гуашью

в

смешанной

технике

«Мимикрия».
Тема 2.6. Круг, овал. «Цветные птицы»
Теория: По Иттену фигуры круга определяется циркульным движением и
включают в себя круг, эллипс, овал, параболу. Любая окружность гармонична.
Замкнутый круг символизирует завершенность, спокойствие от того, что нет
ничего лишнего.
Практика: Выполнение композиции в круге цветными карандашами
11

«Птицы», где круг, как основная форма изображения объектов, взаимодействует
с круговой формой композиции.
Тема 2.7. Разнообразие форм. «Морской мир»
Теория: Сочетание одинаковых исходных геометрических форм как
приём создания различных изображений объектов, встречающихся в живой и
неживой природе.
Практика: Выполнение акварелью работы «Морской мир».
Тема 2.8. Цветовое пятно. Кляксография. «Превращение»
Теория: этапы трансформации формы из аморфной (от греч. а —
отрицательная частица и morphē — форма) в выразительное, характерное
изображение
Практика: Нанесенная на бумагу клякса дорисовывается до узнаваемого
художественного

изображения.

Выполнение

работы

«Превращение».

Используемые материалы: акварель, цветные карандаши, фломастеры.
Тема 2.9. Фантазийная форма. «Драконы»
Теория: Многообразие форм природы как основа для создания
исключительно новой фантазийной формы.
Практика: Композиция «Драконы», эскизы и воплощение в цвете (гуашь,
смешанная техника) образов 2 – 3 фантазийных животных (драконы, и т.п.), на
основе полученных знаний по формообразованию.
Раздел 3. Масштаб и пропорции. Рисование человека
Тема 3.1. Портрет. Пропорции лица. «Мама».
Теория: Портрет как жанр в изобразительном искусстве. Виды портретов.
Пропорциональные соотношения.
Практика: Работа на тему «Мама» выполняется в технике гуаши
(портрет) и акварели (фон). Этапы работы: компоновка, построение,
прорисовка, цвет.
Тема 3.2. Профиль. Силуэт. «Автопортрет»
Теория: Понятие силуэта как графической техники. Знакомство с
аналогами. Выразительность изображения. Важность пропорциональных
12

соотношений. Введение нового понятия «автопортрет». Примеры автопортретов
известных мастеров.
Практика: Работа «Автопортрет» выполняется гуашью (силуэт) и
акварелью (фон). Учащимся дается возможность изобразить автопортрет,
отразив в нем свою индивидуальность, включив фантазийные элементы.
Тема 3.3. Человек. Пропорции фигуры.

«Моё самое главное

увлечение»
Теория: Анатомия человеческого тела для художников, основные
пропорции и соотношения. Возможности человеческого тела. Частые ошибки в
изображении фигуры.
Практика: Выполнение работы с изображением фигуры человека

на

тему «Моё самое главное увлечение».
Тема 3.4. Взрослый и ребенок. Пропорции. Сравнение. «Семейный
портрет»
Теория: Различие пропорциональных соотношений взрослого человека и
ребенка. Сравнение, анализ.
Практика: Выполнение работы в технике гуаши «Семейный портрет».
Выбор объектов изображения. Создание истории, стоящей за ним.
Тема 3.5. Человек и животное. «Деймон»
Теория:

Анатомия

человеческого

тела,

основные

пропорции

и

соотношения. Различие строения животного и человека, на примере собаки.
Повторение темы масштаба, соотношение большого и маленького.
Контраст фактур.
Практика:

Выполнение

работы

«Деймон».

Учащиеся

выбирают

животное, характер и внешность которых нравится им. На листе нужно
правильно закомпоновать фигуру человека и животного. Технику выполнения
дети выбирают самостоятельно.
Тема 3.6. Стилизация человеческой фигуры. Манга. «Герой».
Теория: Стилизация - намеренная имитация художественного стиля,
характерного для какого-либо автора, жанра, течения, определенной социальной
13

среды, народности, эпохи. Примеры стилизации. Разбор, анализ аналогов.
Манга

—

это

японские

комиксы, которые

получили

обширное

распространение и за пределами этой страны. Эмоции персонажей показывают
гиперболизировано.
Практика: Выполнение работы в стиле японских комиксов на тему
«герой». Материалы, используемые в работе: цветные карандаши, фломастеры,
акварель.
Тема 3.7. Комикс. Коллективная работа. «Звезда»
Теория: Комикс – рассказ в картинках. История «рисованного жанра».
Законы и особенности.
Практика: Занятие – игра, в ходе которой учащиеся создают комикс о
приключениях Звезды, которая попадает в самые невероятные истории, но, как
всегда, в конце зрителя ожидает счастливый финал.
Тема 3.8. Движение, масштаб. «Комикс»
Теория: что такое работа с аналогами, поиск своего стиля.
Практика: Разработка своей истории в картинках. Придумывание и
прорисовка персонажей, поиск выразительных средств, собственного почерка.
Создание авторского мини-комикса. Материалы, используемые в работе:
цветные карандаши, фломастеры, акварель.
Раздел 4. Композиционные основы. Город
Тема 4.1. Ритм. «Деревья».
Теория: Ритм - Повторение в определенной последовательности линий,
пятен,

предметов,

объектов.

Чередование

акцентов

и

пауз.

Ритм

в

изобразительном искусстве называют «жизнью формы». Работа с аналогами,
обсуждение.
Практика: Создание графической композиции на тему «Деревья».
Тема 4.2. Светлое и темное. «Ночь в городе».
Теория: Понятия контраста и нюанса. Перечень различных контрастных
отношений (большое – маленькое, длинное – короткое, широкое – узкое,
толстое – тонкое, светлое – темное и т. д.).
14

Практика: Упражнение «Построение композиции на квадратных формах,
основанных на вертикалях и горизонталях: квадрат, прямоугольник, крест,
меандр».Выполнение графической композиции на тему «Ночь в городе».
Тема 4.3. Симметрия. «Дерево и птицы».
Теория: Понятия симметрии и асимметрии. Симметрия в природе.
Практика: Выполнение графической композиции на тему «Дерево и
птицы».
Тема 4.4. Перспектива. «Улица».
Теория: Понятие перспективы. Прямая и обратная перспективы.
Перспектива в работах художников.
Практика: Выполнение графической композиции на тему «Улица».
Тема 4.5. Материал и текстура. «Городской натюрморт».
Теория: Понятия фактуры и текстуры. Беседа на тему зрительных и
эмоциональных ощущений, вызываемыми различными материалами (камень,
стекло, дерева, мех). Контраст гладкого и шершавого, твердого и мягкого,
легкого - тяжелого.
Практика: Игра «Определение материалов и предметов на ощупь».
Выполнение работы «Городской натюрморт» гуашью с использованием
печатных техник, используя в качестве печатей ткани различных структур,
обрезки кружева, природные материалы, самостоятельно изготовленные
штампы.
Тема 4.6. Соподчиненность композиционных компонентов. «Переезд».
Теория: Композиция – расположение элементов изображения на
картинной плоскости, позволяющее наиболее полно и сильно выразить
замысел. Композиционный центр, Взаимодействие компонентов композиции
друг с другом. Стих Э. Н. Успенского «Рыболов», иллюстрации Е Соколова.
Практика:

Выполнение

упражнения

«Переезд».

Фантазийная

композиция.Смешанная техника.
Тема 4.7. Контраст цвета. «Весна в городе».
Теория: Понятие цветового круга. Противоположные цвета.- контраст.
15

Практика: Выполнение упражнения на тему «Весна в городе». Работа
выполняется в цвете гуашевыми красками.
Раздел 5. Проект «Календарь времен года»
Теория: творческий проект, планирование и этапы работы
Практика: Изучение работ художников на тему «Времена года».
Разработка календаря «Времена года». Работа в группе. Защита проекта.
Раздел 6. Итоговая выставка
Практика: Просмотр и анализ учебных и творческих работ за учебный
год. Выбор и оформление творческих работ для выставки. Оформление
выставки. Просмотр выставочных работ и чаепитие с родителями

1.4.

Планируемые результаты и способы их определения

Личностные:
•

сформирована потребность в занятиях изобразительным искусством, в

самовыражении через рисунок;
•

сформированы

основные

навыки

коммуникации

и

творческого

взаимодействия с группой сверстников;
•

сформированы чувство ответственности за свою деятельность и

чувство уважения к результатам труда окружающих.
Метапредметные:
•

развиты в соответствии с возрастом фантазия и творческое воображение;

•

способен организовать свою учебную деятельность;

•

сформированы основы эстетического вкуса, способность видеть красоту;

•

владеет начальными навыками проектной деятельности, основами

планирования и анализа результатов своей деятельности.
Предметные:
•

знает основные художественные термины и понятия;

•

владеет знаниями основ формообразования и цветоведения;

•

умеет использовать в работе основные приёмы построения композиции;

•

умеет рисовать фигуру человека, применяя пропорции и масштаб.
16

1. Организационно-педагогические условия
1.1.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7

Календарный учебный график на 2023-2024 уч.год

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных занятий
Количество часов в неделю
Количество часов в год
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий

36
72
4
144
17
19
15 сентября
Образовательная
деятельность в ДДиЮ
осуществляется и в
период осенних и весенних
школьных каникул

8

Каникулы

9

Выходные дни

10

Окончание учебного года

31 декабря – 9
января
30 мая

Условия реализации программы

1.2.

Материально-техническое обеспечение
Помещение

учебный

-

кабинет.

Натурный

фонд.

Мольберты,

ученические стулья, проектор, экран, учебная литература, наглядные пособия.
Ватман, акварельная бумага форматов А2, А3, А4, простые карандаши,
гуашевые и акварельные краски. Кисти различных размеров. Наличие раковины
с холодной и горячей водой.
Методическое обеспечение
Используемые методические пособия и материалы представлены в списке
литературы.
Выбор

методов

обучения

определяется

с

учетом

возможностей

обучающихся, возрастных и психофизических особенностей детей, специфики
изучения данного курса.
Методы обучения детей:

17

объяснительно-иллюстративный – беседа и демонстрация педагогом
приемов работы, наглядных пособий, показ мультимедийных материалов,
фотографий; дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
практические методы - как индивидуальная практическая работа детей (от
выполнения упражнения по образцу для овладения приемами работы и
приобретения навыков до самостоятельной работы по авторскому эскизу), так и
коллективная работа по созданию общей композиции;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске материалов и
техник, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельный поиск материалов и техник для
реализации творческого замысла.
В соответствии с региональной и федеральной политикой в сфере
образования, наряду с традиционными классическими образовательными
методами и формами работы применяются современные образовательные
технологии:

личностно-ориентированные

технология

коллективного

технологии

творческого

дела

в

обучении;

информационно-

коммуникативных технологий и электронного обучения (онлайн-занятие;
мастер - класс).
В основе содержания деятельности – личностно - ориентированные
технологии обучения. Их применение обеспечивает уважение к личности
каждого ребенка, внимание к его внутреннему миру и его неповторимости,
позволяет подбирать индивидуальный ритм выполнения заданий. Обучение
направлено на развитие личности ребенка в ситуации успеха.
Структура занятия:
1) организация рабочего места
2) повторение пройденного материала
3) организация и проведение занятия (включает следующие структурные
элементы:

18

-

инструктажи по технике безопасности: вводный – проводится перед
началом практической работы, текущий – во время выполнения
практической работы, заключительный;

-

практическая работа;

-

физкультминутки;

-

подведение итогов, анализ, оценка работ;

-

приведение в порядок рабочего места.
Для удержания внимания детей на занятии и во избежание их

переутомления, виды деятельности могут меняться несколько раз.
Вся деятельность на занятии нацелена на поддержание у детей оптимизма
и уверенности в своих силах. Вместе с тем предъявляется требования к тому,
чтобы ребенок доводил работу до конца, чтобы качество изделия было
высоким.
Информационные условия:
Дистанционные технологии и электронное обучение применяются в
случае введения карантина / временных ограничений на посещение ОО.
Используемые ресурсы для электронного обучения:
1. http://www.proshkolu.ru/user/gridina/blog/77898/ http://www.openclass.ru/w
iki-pages/50648 Страничка изобразительного искусства
2. http://www.izorisunok.ru/ живопись акварелью
3. http://www.artap.ru/galery.htm Женские портреты великих мастеров.
4. http://www.art-paysage.ru/ арт- пейзаж.
5. http://www.kalyamalya.ru/modules/myarticles/topics.php?op=listarticles&top
ic_id=4&ob=6&sn=20&st=40 учимся рисовать.
˗

Информационное оснащение образовательного процесса - оформление
стендов и размещение информации для родителей.

˗

Наличие выбора информационных ресурсов (достижение оптимального
состояния сочетания электронных и традиционных информационных
ресурсов)

˗

Анкетирование родителей
19

˗

Размещение информационных и содержательных материалов на сайте
Дома детства и юношества Кировского района.

˗

Группа для родителей в WhatsApp
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для контроля и анализа достигнутых результатов проводится

диагностика

уровня

развития

личностных,

предметных

и

метапредметных компетенций (Индивидуальные диагностические карты в
Приложении). Контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком
и не допускает сравнения его с другими детьми.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы: мини – выставки, участие в конкурсных выставках,

итоговая

выставка. Запланированы 3 родительских собрания, анкетирование родителей
для

выявления

степени

удовлетворённости

качеством

дополнительных

образовательных услуг; обязательное привлечение родителей к организации и
проведению экскурсий, инсталляций и выставок.
Для успешной реализации данной программы используются следующие
формы контроля: входной, тематический и итоговый контроль.
Входной контроль служит для проведения начальной диагностики
обучающихся при поступлении в детское объединение, выявления имеющихся
знаний по предмету, определения направления и формы работы с каждым
обучающимся и перспективы работы с группой. Методы входного контроля:
собеседование, наблюдение.
Тематический контроль служит для подведения итогов изучения темы
(раздела). Методы контроля: педагогическое наблюдение и анализ, анализ
продуктивной

деятельности

обучающихся,

самоконтроль

и

самооценка

обучающихся.
Форма итоговой аттестации - итоговая выставка
20

Список литературы
Психолого-педагогическая литература:
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2018. - 317 c.
2. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2017. - 352 c.
3. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования - В.П. Голованов. - М.: Юрайт, 2018.- 282 с.
4. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству/ Н.В. Дубровская. / Н.В.
Дубровская - СПб.: Детство-Пресс, 2017.- 119 с .
5. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика: Учебно-методическое пособие / Д.В.
Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры / И.В. Патрушева. - М.:
Юрайт, 2019. - 130 с.
7.Педагогика

дополнительного

образования.

Психолого-педагогическое

сопровождение детей / ред. Байбородова Л. В. - М.: Юрайт, 2019. 364 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин.
– Рн/Д: Феникс, 2019. - 687 c.
9. Суртаева, Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии / Н.Н. Суртаева.М.: Юрайт, 2019. - 250 с.
10. Хуторской, А.В. Педагогика / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2019. - 312 c.
Специальная литература:
1. Базанова, М. Д. Пленэр / М.Д. Базанова. - М.: Изобразительное искусство,
2018.- 184 с.
2. Гусакова, М. А. Аппликация / М.А. Гусакова. - М.: Просвещение, 2017.- 97 с.
3. Комарова, Т. С. Цвет в детском изобразительном творчестве / Т.С. Комарова. М.: Педагогическое общество России, 2019. - 104 с.
4. Корнева, Г.Н. Бумага / Г.Н. Корнева. - СПб.: Кристалл, 2017.- 123 с.
21

5. Луковенко, Б. А. Рисунок пером / Б.А. Луковенко. - М.: Изобразительное
искусство, 2019.- 146 с.
6. Митителло, К.Р. Аппликация. Техника и искусство / К.Р. Мититтелло. - М.:
Эксмо-Пресс, 2018. – 172 с.
7. Михайлов А. М. Искусство рисунка / А.М. Михайлов. - М.: Изобразительное
искусство, 2019. - 218 с.
8.Смит, С. Рисунок. Полный курс / С. Смит. - М.: Внешсигма, 2018. – 279 с.

Литература для родителей
1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и
творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2018. - 384 c.
2. Заводова, Т. Е. Успешный ребенок / Т.Е. Заводова. - Минск: Красико-Принт,
2019. – 216 с.
3. Творчество в жизни ребенка / Под редакцией В.В. Кузина, А.П. Матвеев. М.:
Фрахт, 2017. – 118 с.
4. Полунина, В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья / В.Н. Полунина. - М.:
Искусство и образование, 2018.- 231 с.
Литература для детей
1.Винокурова, Н.К. Порисуем вместе / Н.К. Винокурова. - М.: РОСТ, 2018.- 174
с.
2. Давыдова, С.А. Мои друзья – краски, кисти, мяч, скакалка / С.А. Давыдова. –
Челябинск: ИНФО, 2020. – 128 с.
3. Я познаю мир. Искусство. Энциклопедия. - М.: РОСМЭН, 2018. – 216 с.

22

Приложение 1
Диагностическая карта уровня развития 4К компетенций обучающихся
Разработано в МАУ ДО – ДДиЮ, г. Екатеринбург
детский коллектив ______________________________ педагог
__________________________________________________

Средний балл

Эмоциональная отзывчивость,
толерантность

учебный год, дата

Способность к установлению
контактов и конструктивному
взаимодействию

Личная организованность и
ответственность

Умение быть командным игроком,
работать на общий результат

Инициативность, творческая
активность

Целеустремленность, трудолюбие и
ориентация на успех

Воображение, фантазия, умение
работать не по шаблону

Ф.И.
обучающегося

Рефлексивность, самоконтроль
результатов личной деятельности

контрольная группа_______ год обучения, 202.. – 202..
заполнения:______________

Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2 балла – базовый
уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла – оптимальный уровень (качество
присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество развито)

Приложение 2
Индивидуальная карта "Предметные компетенции"
обучающегося _______________________
1 г/о (балл)
критерий

1.Знание художественных терминов
2. Знание основ формообразования и цвета
3. Овладение основными навыками ИЗО
4. Рисование человека
5. Знание основ композиции
средний балл

начало
уч/года

0

конец
уч/года

0

Уровень освоения программы
(%)
0
0
0
0
0
0

Оценочная шкала:1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2
балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла – оптимальный
уровень (качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество развито)
23

Сводный результат освоения предметных компетенций
группа __________
Уровень освоения ДОП
(%)

ср.балл
ФИ обучающегося

начало обучения по
ДОП

средний балл

окончание обучения по
ДОП

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».