Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования - Дом детства и юношества
РИТМИКА И ТАНЕЦ
дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
Возраст обучающихся - 5 - 6 лет
Срок реализации – 1 год
Разработчик:
Ваулина Светлана Сергеевна,
педагог дополнительного образования
Екатеринбург, 2023 г.
2
Содержание
стр
1. Комплекс основных характеристик……………………………
4
1.1.Пояснительная записка…………………………………………..
4
1.2. Цель и задачи программы……………………………………….
8
1.3. Содержание программы………………………………………….
9
1.4. Планируемые результаты и способы их определения …….
12
2.Комплекс организационно-педагогических условий…………
13
2.1.Календарный учебный график…………………………………...
13
2.2. Условия реализации программы………………………………..
14
2.3.Формы аттестации и оценочные материалы …………………..
16
Список литературы………………………………………………..
17
Приложение..………………………………………………………..
19
3
1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
Пояснительная записка
1.1.
Ритмика (от греч. rhythmos — порядок движения) – это физические
упражнения с танцевальными элементами, выполняемые под музыку. Занятия
ритмикой не только приносят детям массу положительных эмоций, но и
способствуют:
- формированию правильной осанки, укреплению мышц;
улучшению координации движений;
- развитию быстроты, гибкости, пластичности, выразительности движений;
- развитию познавательных процессов;
- эстетическому развитию;
- развитию творческих способностей и артистизма;
- снятию эмоционального напряжения;
- развитию коммуникативных способностей;
- развитию навыков самоконтроля.
Таким образом, занятия ритмикой и танцем не только полезны для
физического развития детей дошкольного возраста, но и способствуют их
адаптации в социум.
Эти факты смотивировали педагога на разработку программы «Ритмика и
танец» для детей старшего дошкольного возраста.
Музыкальное сопровождение (аккомпанемент и фонограмма) – важнейший
компонент занятий ритмикой. Педагог специально подбирает различные по жанру
и характеру мелодии, чтобы дети могли двигаться в разных ритмах. На занятиях
ритмикой
используются,
в
основном,
простые
музыкально-ритмические
наклоны,
повороты,
движения следующих видов:
-
упражнения
(бег,
ходьба,
прыжки,
приседания,
танцевальные движения, упражнения с предметами);
- подвижные игры (сюжетные и несюжетные);
драматизации.
4
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Ритмика и танец» художественной направленности.
Программа «Ритмика и танец» актуальна, так как:
1) разработана в соответствии со следующими современными нормативными
правовыми актами и государственными программными документами, а также
локальными нормативными актами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Принято
Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ
от 29.05.2015 №996-р)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (вступает в
силу с 1 марта 2023 года);
Постановление Главного
государственного
санитарного
врача
РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №09-3242;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467
«Об
утверждении
Целевой
модели
развития
региональных
систем
дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
5
года»;
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в
образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» от 01.11.2021 №934-д4;
Устав МАУ ДО – ДДиЮ;
Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ на 2022 – 2025 гг.
2) актуальна, так как отвечает региональным социально-экономическим
потребностям и особенностям образовательного пространства Екатеринбурга,
способствуя решению проблемы обеспечения каждому ребенку возможности
максимально полного раскрытия его творческого потенциала;
3) отвечает потребностям родителей и детей в физическом и личностном
развитии дошкольников с применением здоровьесберегающих технологий,
созданием комфортной атмосферы и
«ситуаций успеха», стимулирующих
мотивацию детей к занятиям физической культурой в формате ритмики и танца.
Дополнительная образовательная программа «Ритмика и танец» разработана
на основе программы Бурениной А.И. «Ритмическая мозаика. Программа по
ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста». СПб, 2000. - 220 с. Отличительной особенностью
танец» стало
программы «Ритмика и
включение большего количества танцевальных связок, а также
партерной гимнастики и развивающих динамических игр. Такой подход
направлен на развитие физических, эмоциональных и музыкально-ритмических
качеств ребенка.
В основу программы положены следующие дидактические принципы
обучения и воспитания: принцип адаптивности; принцип творческого развития;
6
принцип психологической комфортности; принцип успешности; принцип
доступности; принцип индивидуального подхода.
Работа педагога осуществляется в тесном контакте с родителями.
Адресат программы - девочки в возрасте 5 - 6 лет без предъявления
требований к уровню подготовки и способностям, но при отсутствии
медицинских противопоказаний. Это обусловлено психофизиологическими
особенности детей дошкольного возраста. В период 5 лет все размеры тела
увеличиваются относительно равномерно. Годичный прирост длины тела
составляет 5-6 см, массы тела – около 2 кг. К 5 годам увеличивается
мышечная сила. Однако из-за быстрой утомляемости мышц и относительной
слабости костно-мышечного аппарата дошкольники еще не способны к
длительному мышечному напряжению. Но к 6-ти годам начинается
ускорение роста: за год ребенок прибавляет 8-10 см. Однако нервная система
ребенка еще недостаточно устойчива: процессы возбуждения преобладают
над процессами торможения. Нервная регуляция деятельности сердца у детей
еще несовершенна. Неравномерность частоты и силы сердечных сокращений
наблюдается даже в покое. При физической нагрузке сердечная мышца
быстро
утомляется,
поэтому
упражнения
во
время
занятия
надо
разнообразить.
Дошкольный возраст характеризуется значительными изменениями не
только в физическом, но и в моторном развитии. Возраст 5 лет: Овладевает
целостными двигательными действиями. Движения становятся точнее и
энергичнее, появляется способность удерживать исходное положение, сохранять
направление, амплитуду,
ритм
и
темп
движений, формируется
умение
участвовать в играх с ловлей и увертыванием, выполнять несложные
танцевальные движения под музыку. Возраст 6 лет: Успешно осваивает прыжки
в длину и высоту с разбега, прыжки со скакалкой, кувырок, в движениях
появляются выразительность, плавность и точность, особенно при выполнении
общеразвивающих
и
танцевальных
упражнений.
Способен
чувствовать
музыкальный ритм и соотносить движения с музыкой.
7
Программа обучения данного возраста нацелена на мотивацию детей к
дальнейшему обучению в студии «Эксклюзив».
Режим занятий. Дети занимаются по 2 часа (1 академический час для детей 5
и 6 лет равен 30 мин.) 2 раза в неделю. Перерыв между учебными занятиями – 10
минут. Общее количество часов в неделю – 4. Количество детей в группе – до 15
человек.
Объем программы – 144 часа (в период с 15 сентября по 31 мая).
Особенности организации образовательного процесса – традиционная
модель,
представляющая
собой
линейную
последовательность
освоения
содержания в течение одного года.
Объем программы – 144 часа
Срок освоения программы: 1 учебный год, 36 недель
Перечень форм обучения: очная, в условиях временных ограничений – с
использованием дистанционных технологий.
Перечень форм организации занятий: фронтальная групповая, в малых
группах.
Перечень видов занятий: практическое занятие, беседа, открытое занятие,
экскурсия
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы: реализации дополнительной образовательной программы «Ритмика
и танец» предполагаются: открытые занятия, показательные выступления перед
родителями. В конце учебного года проводится отчётное занятие.
1.2.
Цель и задачи программы
Цель данной программы – развитие физических и основных личностных
качеств ребенка через приобщение к ритмике и танцу.
Основные задачи:
Обучающие:
- формировать умения и навыки выполнения физических и ритмических
движений под музыку;
- обучать основным понятиям ритмики;
8
- обучать умению чувствовать собственное тело, как в физических аспектах, так и
эмоциональных его проявлениях.
Воспитательные:
- формировать начальные навыки здорового образа жизни;
- воспитывать культуру общения и поведения в социуме.
Развивающие:
-формировать
начальные
личностные
качества:
самостоятельность,
ответственность, самодисциплину;
- развивать мотивацию к занятиям ритмикой и танцем;
- развивать музыкальные качества (музыкальный слух, чувство ритма);
-развивать познавательные качества (восприятие, внимание, память, воображение)
Реализация программы строится на основе следующих принципов:
- систематичность и регулярность занятий;
- постепенность развития природных данных обучающихся;
- учёт возрастных, физических возможностей детей;
- индивидуальный подход в обучении;
- комфортная эмоциональная среда на занятиях в коллективе.
I.
1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план
В том числе
Общее
Перечень разделов, тем количест
практик
теория
во часов
а
Вводное занятие
1
0,5
0,5
II.
Ритмика
55
8,5
44,5
2.1
Азбука музыкального
движения
30
5,5
24,5
2.2
Развивающие игры
13
-
13
2.3
Постановка корпуса
12
1
11
III.
Партерная гимнастика
56
6
50
3.1
Упражнения на развитие
специфических
20
2
18
№
Форма
контроля
опрос
Опрос,
открытое
занятие
Открытое
занятие.
Входящее
и
9
3.2
3.3
IV.
V.
физических
способностей
Упражнения
на
расслабление и тонус
мышц
Упражнения
на
растяжку мышц и связок
Танцевальные этюды
Культурно-досуговая
деятельность
Итого
18
2
16
18
2
16
22
1
21
10
-
10
144
16
128
итоговое
тестирование
физических
данных
Открытое
занятие
Наблюдение,
собеседования
Содержание учебного (тематического) плана
I. Вводное занятие
Теория: оборудование зала, техника безопасности.
Практика: игра-знакомство с куклой-балериной, разучивание в игровой форме
простейших
движений:
марш,
поклон,
повороты,
бег,
прыжки.
II. Ритмика
Тема 2.1. Азбука музыкального движения
Теория: Основные понятия музыки: характер музыки (веселая, грустная,
спокойная), темп (медленный, умеренный, быстрый). Строение музыкальной
фразы (предложения). Длительности половинные, четверти, восьмые. Знакомство
с музыкальными размерами 4/4, 3/4, 2/4. Логика поворотов вправо и влево.
Ориентация в пространстве на площадке.
Практика: Координация слуховых и двигательных навыков и постепенное их
осознание. Движения в характере и темпе музыки. Выделение сильной доли.
Определение начала музыкальной фразы. Тактовое вступление. Повороты вокруг
себя, вправо, влево. Шеренга, колонна. Перестроения из колонны по одному в
пары, по три, четыре человека; обход одним другого, смена мест. Построения в
круг, сужение и расширение его. Проучивание различных шагов: шаг с носка, шаг
на полупальцах, шаг с высоким подниманием колена, шаг на пятках, на внешней
и внутренней стороне стопы, «гусиный шаг», шаг-полька. Проучивание разных
10
видов бега: простой бег, бег с выносом прямой ноги вперед, перескоки, подскоки,
галоп. Прыжки: простые - разогревочные, высокие - затяжные, «трамплины».
Тема 2.2. Развивающие игры
Практика: игры на развитие музыкальных качеств (чувство ритма, музыкальный
слух) – хлопки под музыку; марш, высоко поднимая колени, шаг на полупальцах;
на развитие психических процессов (внимание, память, мышление, воображение)
– игры на перестроения. На развитие артистических качеств (этюды на создание
образов)
–
«Медведи»,
«Лисички»,
«Мышки»,
«Лебеди».
На
развитие
танцевальных способностей (укрепление мышц ног, спины, пресса; развитие
гибкости, выворотности, шага). Шаг с противоходом - «Лисички», шаг,
совмещенный с работой рук – «Лебеди», шаг на внешней стороне стопы «Медведи», прыжки по VI позиции ног (на месте и в продвижении), перегибы
корпуса (вправо, влево, вперед), бег высоко поднимая колени - «Лошадки», релеве
по VI позиции - «Цветочки».
Тема 2.3. Постановка корпуса
Теория:
Понятие «корпус», «осанка», подтянутое тело.
Практика:
Упражнения для постановки корпуса:
- упражнения на ассоциациях (“солдатик”, “столбик” и т.д.);
- работа с предметами (палка, скакалка).
III. Партерная гимнастика
Тема 3.1. Упражнения на развитие специфических физических способностей.
Теория: части тела - кисть, стопа, ладонь, локоть, плечо, бедро, колено.
Практика: упражнения на развитие эластичности, подвижности и выворотности
суставов, укрепление мышц спины, ног, рук и пресса;
- постановка спины (работа с палочками, скакалками);
- работа стоп;
- упражнения на натянутость ног.
Тема 3.2. Упражнения на расслабление и тонус мышц
11
Теория: понятие «мышца», «тонус мышц», «слабость мышц»
Практика: ассоциативные упражнения «Сурки», «Клубок и нитка», «Лесенка», и
другие.
Тема 3.3. Упражнения на растяжку мышц и связок
Теория: понятие «полушпагат», «шпагат»
Практика:
- «полушпагат»
- шпагат из положения стоя на коленях
- «книжка»
- профилактика сколиоза (упражнения на растягивание позвоночника).
IV. Танцевальные этюды
Теория: изучение понятий «приставной шаг», «шаг с plie», «притоп», «галоп»,
«подскок». Правила организации и подготовки к выступлению
Практика:
Изучение танцевальных элементов:
- бег;
- прыжки по VI позиции;
- приставной шаг;
- приставной шаг с plie;
- вынос ноги на каблук в сторону;
- притоп;
- подскоки на месте и в продвижении;
- галоп.
Постановка небольших танцевальных этюдов на основе проученных элементов.
Показательные выступления.
V. Культурно-досуговая деятельность
Практика: Организация и проведение открытых занятий для родителей и друзей.
Проведение
индивидуальных
консультаций
с
родителями
по
вопросам
личностного развития ребенка. Посещение театров, музеев, выставок, концертов.
12
Семейные праздники: «Новый год у ворот», «Мамин день», «День именинника».
Проведение курса бесед «Азбука поведения», «Сценическая культура» и др.
1.4.
Планируемые результаты и способы их определения
Личностные результаты:
сформированы
-
начальные
личностные
качества:
самостоятельность,
ответственность, самодисциплина;
- владеет начальными навыками здорового образа жизни;
- способен культурно общаться со сверстниками и взрослыми.
Метапредметные результаты:
- сформирована мотивация к занятиям ритмикой и танцем;
- развиты восприятие ритма и чувство ритма, координация движения и ритма;
- умеет ориентироваться в пространстве;
- умеет выразить образ через танцевальные движения;
- знает технику безопасности на занятиях.
Предметные результаты:
- знает основные понятия ритмики и виды танца;
- знает комплекс физических упражнений на развитие основных групп мышц;
- знает упражнения для постановки корпуса, рук, ног и головы;
- выполняет простейшие прыжки и сочетания прыжков;
- выполняет танцевально-ритмические комбинации, исполняет танцевальные
этюды, соответствующие возрасту и уровню подготовки.
Оценочный инструментарий – в Приложении.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график на 2023 – 2024 учебный год
№ п\п
1
2
3
4
5
Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Начало занятий
36
72
4
144
15 сентября
13
6
7
Выходные дни
Каникулы
31.12 – 09.01
8
Окончание учебного года
Образовательная
деятельность
в
ДДиЮ
осуществляется и в период
осенних и весенних школьных
каникул
31 мая
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Реализация программы предполагает работу в просторном помещении
объемом не менее 60 кв. м, оборудованном зеркалами и хореографическим
станком, с хорошей вентиляцией и освещением, с деревянным полом или
специальным покрытием в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.
Используются звуковоспроизводящая техника (музыкальный центр), электронные
носители
с
музыкальными
записями
для
сопровождения
занятий.
Для
индивидуального пользования родители обучающихся приобретают: коврик
гимнастический для упражнений на полу, скакалку веревочную (длина 3 метра,
толщина 1 см), гимнастическую резину (1,5 кв. метра) и форму для занятий:
гимнастический черный купальник, шорты/велосипедки, балетки.
При проведении занятий педагог использует различные пособия: цветные
картинки
с
изображениями,
соответствующими
названиям
упражнений;
веревочки, с помощью которых дети на первоначальном этапе строятся в линию,
круг; различные игрушки и предметы, необходимые для выполнения тех или
иных упражнений.
Кадровое обеспечение:
Реализовать программу «Ритмика и танец» может педагог дополнительного
образования, имеющий высшее профессиональное образование или среднее
профессиональное
образование
по
специальности, владеющей
навыками
преподавания ритмики, детского и эстрадного танца.
14
Методическое обеспечение:
Используются
методические
пособия,
представленные
в
списке
литературы.
Основная технология – здоровьесберегающая.
Методы:
Словесный метод используется при беседе, рассказе, объяснении;
Наглядный метод используется при показе движений, репродукций,
фотографий, видеоматериалов; практический – это упражнения, отработка
связок, постановка показательного номера.
Игровой – основной метод. Содержание программы реализуется с
помощью игровых методов и приемов, обеспечивающих ситуацию успеха для
каждого обучающегося, что способствует интеллектуальному, эмоциональному и
индивидуальному развитию ребенка. На занятиях используются игры на
подражание, сюжетно-ролевые, музыкальные и пр. Все используемые игры
способствуют оптимальной подготовке детского организма к более высоким
психическим и физическим нагрузкам. Чередование развивающих игр и
физической нагрузки сбалансировано таким образом, чтобы обучающиеся не
переутомлялись во время занятий, а также прочно усваивали материал. Все
движения
выполняются
под
музыку
(классическую,
народную),
также
используются современные композиции и сюжетно-тематические произведения,
что позволяет развивать в детях эстетический вкус, чувства и осуществлять
нравственное воспитание.
В целом методика преподавания сочетает в себе физические упражнения и
танцевальные движения. Большую роль играет индивидуальный подход к
каждому ребенку, учитываются его природные хореографические данные,
особенности характера и его поведения в студии. В ходе работы на занятиях
объединения создается атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и
направленности на успех. Весь процесс образовательной деятельности направлен
на развитие ребенка, на радостное переживание познания, реализации себя в
движении
под
музыку.
Ребенок
находится
в
постоянном
контакте
и
15
сотрудничестве с другими детьми (единомышленниками) и педагогом. У всех
единая цель, что способствуем наиболее эффективному процессу. Создание
благоприятных условий ведет к физическому и нравственному развитию, мотивации
познаний, повышению уровня самооценки ребенка.
Основным педагогическим принципом в данной программе является
принцип движения от простого к сложному, что предполагает постепенное:
- увеличение физической нагрузки и объемов излагаемого материала;
- усложнение рисунка движений рук и ног, композиций разучиваемых номеров;
- усложнение творческих заданий.
Последовательность изложения тем и количество времени корректируется
Рабочей программой и может быть изменено в зависимости от индивидуальных
способностей детей, темы года, участия в конкурсах и фестивалях, концертах.
Дистанционные технологии и электронное обучение применяются в
случае введения карантина / временных ограничений на посещение ОО. Для этого
используется чат группы. Используемые ресурсы для электронного обучения:
1. http://www.balletmusic.ru
- музыка для занятий (библиотека: книги, статьи,
публикации)
2.
http://dance-composition.ru/ - ритмическая композиция
3. http://www.sportykid.ru
4. http://www.contemporary-dance.org
Важным условием для получения результатов является применение
электронного обучения. Педагог использует электронные материалы:
- аудиозаписи для разминки;
- аудиозаписи для музыкального сопровождения номеров;
-
видеоматериалы
с
выступлениями
известных
коллективов,
методикой
исполнения движений;
- cоздан и пополняется сайт и интернет - сообщество студии (группа ВКонтакте,),
в котором происходит обсуждение с родителями актуальных вопросов,
публикация фото и видеоматериалов с выступлений детей, видео мастер-классы.
16
2.3.
Формы аттестации и оценочные материалы:
Формой аттестации и подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы «Ритмика и танец» предполагаются: открытые
занятия,
показательные
выступления.
Разработан
также
следующий
диагностический инструментарий: «Сводные показатели качества реализации
программы»;
«Карта развития физических данных обучающихся» и «Карта
личностных достижений ребенка» (см. Приложения)
17
Список литературы
Психолого-педагогическая литература:
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2018. - 317 c.
2. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2017. - 352 c.
3. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования - В.П. Голованов. - М.: Юрайт, 2018.- 282 с.
4. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству/ Н.В. Дубровская. / Н.В.
Дубровская - СПб.: Детство-Пресс, 2017.- 119 с .
5. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика: Учебно-методическое пособие / Д.В.
Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры / И.В. Патрушева. - М.:
Юрайт, 2019. - 130 с.
7.Педагогика
дополнительного
образования.
Психолого-педагогическое
сопровождение детей / ред. Байбородова Л. В. - М.: Юрайт, 2019. 364 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. –
Рн/Д: Феникс, 2019. - 687 c.
9. Суртаева, Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии / Н.Н. Суртаева.- М.:
Юрайт, 2019. - 250 с.
10. Хуторской, А.В. Педагогика / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2019. - 312 c.
Специальная литература:
1. Бахто, С.Е. Ритмика и танец / С.Е. Бахто. - М.: - Владос. 2018.-187 с.
2.Буренина
А.И.
«Ритмическая
мозаика.
Программа
и
методические
рекомендации по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего
школьного возраста». - СПб, 2000. - 220 с.
3. Выготский Л.С. Педагогическая технология, М: Педагогика, 2014.
18
4. Логунова Ю.Ф. Ритмика и танец для дошкольников. Методическое пособие для
педагога. М.:Владос, 2017, - 186 с.
5. Шершнев В.Г. От ритмики к танцу. М.: Издательский дом «Один из лучших»,
2017, - 212 с.
6. Фирилева Ж.Е.,Сайкина Е.Г. Са-фи-дансе - Санкт-Петербург, 2018. - 212 с.
Литература для родителей и детей:
1. Зимина А.Н. Образные упражнения и игры в музыкально-ритмическом
развитии детей М.: Культура, 2018, - 211 с.
2. Кулинич А.Л. Весёлая ритмика с мамой. – М.: Вече, 2017. – 138 с.
3. Келдыш Г.В. Музыкальный энциклопедический словарь М.: Просвещение, 2014
4. Логинова И.Е. Мы танцуем! – М.: Просвещение, 2016. – 113 с.
5. Митанина О.Д. Развиваемся, играя и танцуя. - М.: Просвещение, 2017. – 202 с.
6. Остапенко Ф.Я. Танцуем всей семьёй. - М.: Просвещение, 2018. – 155 с.
7. Щетинин М. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. М., 2018.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.sportykid.ru
2. http://www.balletmusic.ru - балетная и танцевальная музыка (библиотека: книги,
статьи, публикации)
3. Wikipedia (материалы из свободной энциклопедии: ритмика и танец, ритмика
дошкольникам)
4. http://dance-composition.ru/ - композиция и постановка танца
5. http://www.contemporary-dance.org
19
Приложение
Сводные показатели качества реализации программы
Гр.
Развитие
Ритмика
физических
данных
теория
практика
Партерная
Танцевальные
Музыкально
гимнастика
этюды
ритмическое
теория
развитие
практика
Оценочная шкала:
1балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо);
2балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю);
3балла – оптимальный уровень (качество присутствует);
4балла – продвинутый уровень (качество развито).
Карта развития физических данных (по 5-балльной шкале)
ФИ ребенка
№
возраст
упражнение
группа
показатели
примечание
декабрь
1.
Баллон
2.
Шаг (на коленях)
3.
Шпагат:
Правый
Левый
Поперечный
4.
5.
«Мостик»
Высота
Расстояние от
рук до ног
«Складочка»
6.
Стопа
май
20
7.
Ахилл
8.
«бабочка»
9.
«Французская лягушка»
10. «Коробочка»
11. Подвижность плечевого
сустава:
Ширина по
скакалке
Угол наклона
12. Скакалка
(30 сек)
13. Наклон вперед до пола
14. Наклоны в сторону с
палкой
15. Отжим от пола
16. Пресс (30 сек)
Карта оценки личностных достижений ребенка
результат 1 г/о (балл)
критерий
начало
уч/года
конец
уч/года
Уровень освоения
программы (%)
самоконтроль
0
самодисциплина
0
самоорганизация
0
средний балл
0
0
0
Оценочная шкала:
1балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо);
2балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю);
3балла – оптимальный уровень (качество присутствует);
4балла – продвинутый уровень (качество развито).
21
Сведения об авторе
Ваулина
Светлана
Сергеевна
–
руководитель
танцевальной
студии
«Эксклюзив» Дома детства и юношества Кировского района
Образование: среднее – профессиональное (2004г., Свердловский областной
музыкально-эстетический
педагогический
колледж,
специальность
«Хореография», квалификация педагог дополнительного образования в области
художественного творчества); Пед.стаж: 18лет
Квалификационная категория: высшая
Домашний адрес: г. Екатеринбург, ул. Советская, 6-8
Телефон: 8-908-92-72-042
22