Совет старшеклассников 24-25

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного
образования - Дом детства и юношества

С о в е т с т а р ш е к л а с с ни к о в
дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
Срок реализации программы - 3 года
Возраст обучающихся - 13-18 лет

Разработчик:
Сетов Данил Русланович
педагог дополнительного
образования

Екатеринбург, 2024 год

1

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы ..... 3

1.1. Пояснительная записка ................................................................................. 3
1.2. Цель и задачи программы ............................................................................ 8
1.3. Содержание программы ............................................................................... 9
1.4. Планируемые результаты и способы их определения ............................ 17
2. Комплекс организационно-педагогических условий ............................... 20

2.1. Календарный учебный график................................................................... 20
2.2. Условия реализации программы ............................................................... 28
2.3. Формы аттестации и контроля .................................................................. 32
Список литературы ............................................................................................ 33
Приложения.......................................................................................................... 36

2

2

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка

Ученическое самоуправление - одно из важнейших форм организации
жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающее развитие их
самостоятельности в принятии и реализации решений, ознакомление со
своими правами и обязанностями, освоение общественного опыта и
достижение общественно значимых целей.
Подростки действуют на основе общих интересов коллектива и
поддерживают традиции учреждения.
Развитие

ученического

самоуправления

в

общеобразовательном

учреждении и учреждении дополнительного образования зависит от
успешности решения целого ряда задач организационного, программнометодического, социально-психологического характера, а также умелого
педагогического руководства.
Программа «Совет старшеклассников» актуальна, так как:
1.

Разработана в соответствии со следующими современными

нормативными правовыми актами и государственными программными
документами, а также локальными нормативными актами:
•

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
•

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030

года (Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).
•

Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение

Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р)
•

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от

27.07.2022
№ 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам";
•

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
6

от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении

санитарных правил

СП

2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

организациям

воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
•

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от

03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
•

Приказ Министерства общего и профессионального образования

Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период
до 2035 года»;
•

Методические

дополнительных

рекомендации

общеобразовательных

по

проектированию

общеразвивающих

программ

(включая разноуровневые программы) Министерства образования и науки
России от 18 ноября 2015 №09- 3242;
•

Требования

общеразвивающим

к

дополнительным

программам

персонифицированного

для

финансирования

общеобразовательным

включения

в

дополнительного

систему
образования

Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021
•

Приказ Министерства образования и молодежной политики

Свердловской области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в
методические

рекомендации

общеобразовательных

программ

«Разработка
в

образовательных

дополнительных
организациях»,

утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021
№934-д4;
•

Устав МАУ ДО – ДДиЮ;

•

Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ на 2022 – 2025 гг.;

2)

соответствует современной стратегии образования Свердловской
7

области, суть которой составляют: признание человека как высшей
ценности; приоритет прав человека на развитие, благоприятную, безопасную
и комфортную социальную среду; создание условий для повышения
гражданской ответственности, воспитания нового поколения граждан,
имеющих активную жизненную позицию;
3)

удовлетворяет

потребностям

детей

и

их

родителей

в

интеллектуальном и нравственном развитии, в формировании основных
качеств

и

умений,

определяющих

возможность

личностного

самоопределения; в расширении знаний и приобретении практических
навыков социального взаимодействия.
Программа разработана на основе образовательной программы
«Лидер. Основы детского самоуправления» Саратов, 2015 г. Отличительной
особенностью данной программы является формирование разновозрастной
группы обучающихся.
Подросток в этом возрасте ищет себя, пытается проявить свою
индивидуальность во внешнем облике, манере поведения и речи. Ярко
выражены стремление к самовоспитанию и саморазвитию, потребность в
общении, самостоятельности и независимости от взрослых, утверждение
моральных ценностей и ему необходимы правильные комфортные условия
для становления личности. Возрастные и психологические особенности
подростков, которые учитывает программа:


стремление к независимости, проявление самостоятельности;



стремление утвердится в их мире, желание поставить себя в роль

взрослого;



потребность правильно оценить и использовать свои возможности;
изменение поведения: у подростков выстраивается система ценностей и

взглядов, заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются
ее верхние мировоззренческие этажи;


постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой

5

смысла жизни;
8



желание

выяснить

для

себя

свои

собственные

способности,

особенности.
В

работе

технологии:

с

детьми

коллективного

используются

следующие

взаимообучения,

педагогические

коллективно-творческой

деятельности, групповые технологии, проектная технология, проблемное
обучение, разноуровневое обучение. Школьники получают не только
теоретические знания, но могут эти знания закреплять на практике.
Программа рассчитана на детей в возрасте 13-18 лет со сроком
реализации 3 года.
Особенности набора детей. Зачисление детей возможно на
любой из двух уровней в зависимости от

подготовленности

и

способностей. Прием на обучение на Базовый уровень, осуществляется
без предъявления требований к уровню подготовки и способностям.
На Продвинутый уровень – по итогам собеседования.
Приоритетное направление деятельности Совета старшеклассников —
разработка

и

реализация

социально-значимых

проектов,

отработка

практических навыков организации и проведения мероприятий, практическое
совершенствование собственных коммуникативных и лидерских качеств.
В

содержание

программы

включающие в себя обучение
мероприятий. Подготовка

заложены

практические

подготовке и проведению

мероприятий требует

репетиций,

выпуск

объявлений,

оформление

различных

вовлечения

различные формы деятельности: разработка сценариев,

занятия,
детей

в

проведение
помещений

к

праздникам и др.
Для реализации содержания программы выбраны следующие формы
проведения занятий:
 Игровые: деловые и ролевые игры, упражнения (тренинги) на

9

взаимодействия в группе.
 Творческие:

музыкальные

и

художественные

задания,

моделирование, проектирование.
 Диагностические: анкетирование, опросы, срезы знаний.
Форма обучения: очная
Особенности

организации

образовательного

обучение осуществляется в группах,

мини-группах.

процесса:

Количественный

состав групп по годам обучения, следующий: первый год обучения – 1215 человек, второй год – 10-15 человек, третий год – 8-12 человек.
Занятия могут посещать одновременно дети разного возраста. Это
расширяет

поле

их

коммуникабельность.

общения,
В

ходе

учит

взаимодействовать,

занятий

в

развивает

смешанной

обучающиеся изучают общую тему, но при

этом

группе
выполняют

различные по степени сложности и объему задания. При выборе
задания

следует

учитывать

возрастные

особенности,

способности

учащихся и их интересы.
Режим занятий: занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа (1
год обучения), 2 раза в неделю по 3ч (2 год обучения) и 2 раза в неделю по
3 часа (3 год обучения). Продолжительность одного занятия - 45 минут,
между ними 10-15-минутный перерыв (в соответствии с СанПиН
2.4.4.3172-14).
Общий объем ДООП

1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения

Кратность в
неделю
2
2
2

Количество часов
за одно занятие
2
3
3

Общий объем, ч
144
216
216
576

Формы контроля:
Для успешной реализации программы используются следующие
формы контроля: входной, тематический, промежуточный и итоговый

10

контроль.
Входной контроль служит для проведения начальной диагностики
обучающихся

при

поступлении

в

детское

объединение,

выявления

имеющихся знаний по предмету, определения направления и формы работы с
каждым обучающимся и перспективы работы с группой. Формы входного
контроля: собеседование, наблюдение.
Тематический контроль служит для подведения итогов изучения
крупной темы (раздела). Формы контроля: педагогическое наблюдение и
анализ, анализ продуктивной деятельности обучающихся, самоконтроль и
самооценка обучающихся.
Промежуточный и итоговый контроль проходят в форме аттестации
обучающихся по результатам освоения программы.
Цель и задачи программы

1.2.

Цель программы - развитие интеллектуальных, творческих, лидерских
социально-значимых качеств подростка, способного к самоопределению и
самовыражению, через включение его в разнообразную содержательную и
коллективную деятельность.
Образовательные задачи программы:
• обучать

культуре

межличностных

взаимоотношений,

навыкам

конструктивного общения;
• обучать основам организаторской деятельности в сфере организации
досуга

детей,

проведения

массовых

мероприятий,

социального

проектирования.
Развивающие задачи программы:
• содействовать развитию конструктивных лидерских качеств;
•

развивать владение устной речью (монолог, диалог, умение

задавать вопросы, защищать свою точку зрения, презентации, защита
проектов, публичное выступление);
• формировать способность находить нестандартные решения,

11

видеть ситуацию с различных сторон.
Воспитательные задачи программы:
• формировать навык адекватной самооценки обучающихся;
• воспитывать бережное отношение к своим чувствам и
чувствамдругих людей;
• повысить уровень общей и имиджевой культуры.
1.3. Содержание программы

Учебный план
Базовый уровень (1 год обучения)
№
п/п
1.

2.

Перечень разделов, тем

Общее
кол-во
часов

Введение
образовательную
программу
Планирование
деятельности РСС

в

В том числе
Практиче
ские
(час)

2

Теорети
ческие
(час)
2

10

-

10

План работы на
год
Карта
индивидуальны
х достижений
Социометрия
Творческий
отчет (концерт,
выставка и т.п.)
Защита и
реализация
проекта
Защита и
реализация
проекта

3.

Тайм - менеджмент

8

2

6

4.
5.

Командообразование
Коллективно – творческая
деятельность

20
16

4
4

16
12

6.

Социальное
проектирование. Ключ к
успеху
Социальное
проектирование: от идеи
до воплощения

26

8

18

60

6

54

Подведение
учебного года

2

-

2

144

26

118

7

8.

Итого:

итогов

Формы
контроля /
аттестация

тестирование

12

Содержание курса
1 год обучения
Тема 1. Введение в образовательную программу
Теория: Знакомство. Что такое совет старшеклассников. Структура
и направленность деятельности РСС. Что такое Городской Союз
старшеклассников.
Практика: Игры на знакомство: «Потерянное имя», «Бурундук»,
«Будем знакомы», «Муха».
Тема 2. Планирование деятельности РСС.
Теория: Виды деятельности РСС. Обзор ключевых проектов и
мероприятий на учебный год.
Практика:

Формирование

календаря

Разработка шаблона графика репетиций

участия
на

в

мероприятиях.

неделю,

месяц.

Составление алгоритма проведения собрания РСС.
Тема 3. Тайм – менеджмент.
Теория: Понятие «Тайм – менеджмент». Приемы и способы
планирования своей деятельности на день, месяц, год. Практика:
Разработать план на день, месяц, год.
Тема 4. Командообразование.
Теория: Разбор понятийного блока: Команда, группа, коллектив. Виды и
функции команды. Роли. Формирование команды как процесс.
Практика: Игры на сплочение: «Конвейер», «Автобус», «Ноев ковчег»,
«Счет». Обряд посвящения в ряды Совета Старшеклассников. Веревочный
курс
Тема 5. Коллективно – творческая деятельность.
Теория: Формы коллективно – творческой деятельности. Стадии коллективно
- творческой деятельности.
Практика: Подготовка и выступление с номерами (песни, танцы сценки) на
мероприятиях ДДиЮ, районных и городских праздниках.
Тема 6. Социальное проектирование. Ключ к успеху.

13

Теория: Понятие «Проект». Классификация проектов: монопроект, мульти
проект, мегапроект. Виды проектов: групповой индивидуальный. Структура
проекта: актуальность, проблемное поле, цель (по SMART) и задачи проекта,
команда проекта, календарный план реализации проекта. Алгоритмы работы
с каждым блоком «паспорта проекта». Мониторинг актуальных тем и
проблемного поля.
Практика: Пошаговая разработка и реализация группового проекта.
Представление результатов на конференции в конце года.
Тема 7. Социальное проектирование: от идеи до воплощения.
Теория: Как создать успешный социальный проект? Факторы успешного
проектирования.
Практика: Разработка, защита социальных проектов. Реализация проектов.
Тема 8. Подведение итогов учебного года.
Теория: Понятие результат деятельности, виды результатов, итоги работы.
Практика: Обсуждение: «Что сделано за этот год», «Что удалось
реализовать», «Над чем нужно работать»
Учебный план
Продвинутый уровень (2 год обучения)
В том числе
Общее
Форма аттестации
кол-во Теорети Практ (контроля)
Тема
часов
ческие ические
(час)
(час)
1. Составление плана на
6
6
наблюдение
год
2. Подготовка
и
проведение
мероприятий
3. Актерское мастерство

45

15

30

30

13

17

Творческий отчет
(концерт, выставка
и т.п.)
Решение кейсов

4. Ораторское искусство
5. Стрессоустойчивость

33
27

11
9

22
18

Решение кейсов
Решение кейсов

6. Роль лидера в проекте

6

2

4

Защита проекта

14

7. Разработка
индивидуального
проекта
8. Профориентация

48

4

44

Защита и реализация
проекта

15

8

7

Профориентацион
ное тестирование

9. Подведение итогов за
учебный год

6

-

6

Карта
индивидуальных
достижений за год

216

56

160

Итого:

Содержание курса 2 Модуль (2 год обучения)
Тема 1. Составление плана на год.
Теория: «Планирование». Мониторинг актуальных мероприятий.
Виды планирования. Этапы планирования. Разбор плана прошедшего года.
Практика:

Обсуждение

новых

проектов,

конкурсов, мероприятий.

Прописывание плана — сетки.
Тема 2. Подготовка и проведение мероприятий
Теория: Типология мероприятий. Особенности подготовки мероприятий для
дошкольников; Особенности подготовки мероприятий для школьников;
Особенности подготовки мероприятий для взрослых.
Практика: Разработка мероприятия для дошкольников, школьников,
взрослых. Деловая игра «3 мероприятия для 3 групп»
Тема 3. Актерское мастерство.
Теория: Качества актера. Управление эмоциями. Искусство переживания.
Искусство представления. Сценическая речь.
Практика: Конкурс «Актерское мастерство».
Тема 4. Ораторское искусство.
Теория: Понятие «Оратор» и «Ораторское искусство». Качества оратора.
Ошибки ораторов. Ораторская речь: подготовка речи, план выступления,
приемы, техника произнесения текста, запоминание текста.
Практика: Игра - дебаты «Джогари». Ведение мероприятий в роли

15

конферансье, ведущего.
Тема 5. Стрессоустойчивость.
Теория: Понятие «Стресс», «Дистресс», «Эустресс». Стадии стресса:
тревога, сопротивление, истощение. Источники стресса. Терапия стресса.
Практика:
Тест на стрессоустойчивость. Тренинг на снятие стресса. Тренинг на
снятие тактильного напряжения. Разработка индивидуальных алгоритмов
работы со стрессом на основе полученных данных тестирования.
Тема 6. Роль лидера в проекте.
Теория: Команда проекта. Роль лидера в проекте. Особенности разработки
индивидуального социального проекта.
Практика: Работа в команде. Разработка социального проекта.
Тема 7. Разработка индивидуального проекта.
Теория: Алгоритм успешного проекта. Выбор темы индивидуального
проекта.
Практика: Разработка индивидуального социального
проекта. Тема 8. Профориентация.
Теория:

Профориентация

как

процесс

самоопределения.

Методики профориентации. Профессии актуальные в XXI веке.
Практика:

Профориентационные

тестирования.

Составление

«Карты приоритетов». Знакомство с вузами.
Тема 9. Подведение итогов за учебный год.
Теория: Понятие результат деятельности, виды результатов, итоги работы.
Практика: Обсуждение: «Что сделано за этот год», «Что
удалось реализовать», «Над чем нужно работать»
Учебный план
3 модуль (3 год обучения)
Тема

Общее
кол-во
часов

В том числе
Теорети Практи
ческие
ческие
(час)
(час)

Формы аттестации
(контроля)

16

1.

Составление
плана на год

8

-

8

План работы на год

2.

Возрастная
психология

18

12

6

3.

Психология
социальных
групп

18

12

6

4.

Индивид
группе

18

12

6

5.

Конфликтология

18

12

6

6.

Деловой имидж

28

12

16

Создание
проблемных,
затруднительных заданий
(решение
проблемных
задач,
шаблоныголоволомки и т.п.).
Создание
проблемных,
затруднительных заданий
(решение
проблемных
задач,
шаблоныголоволомки и т.п.).
Создание
проблемных,
затруднительных заданий
(решение
проблемных
задач,
шаблоныголоволомки и т.п.).
Методика
Томаса
«Поведение человека в
конфликте»
Ролевая игра

7

Деловые
переговоры

42

18

24

Деловая игра

8

«Я- модератор»

42

18

24

Решение кейсов

9.

Резюме лидера

12

6

6

Собеседование

12

-

12

Итоговая аттестация

216

102

114

10. Подведение
итогов
учебный год
Итого:

в

за

Содержание
курса 3 Модуль
(3 год обучения)
Тема 1.Составление плана на год.
Теория: Понятие «План», «Планирование». Виды планирования.
Этапы планирования. Анализ плана прошедшего года.

17

Практика: Обсуждение: разработка новых

проектов,

в

каких

конкурсах будем участвовать, какие мероприятия будем готовить и
проводить. Прописывание план — сетки.
Тема 2. Возрастная психология.
Теория: Понятие «Возрастная психология». Дошкольный возраст.
Младший школьный возраст. Подростковый возраст. Юношеский
возраст. Зрелость. Старость. Особенности взаимодействия групп внутри
себя и меж собой. Практика: Подготовка мероприятий для разных
возрастных групп.
Тема 3. Психология социальных групп.
Теория:

Понятие,

формирование

и

типы

социальных

групп.

Разновидности социальных групп: первичная и вторичная; формальная и
неформальная; Психологические законы групп.
Практика: Благотворительные акции, концерты, квесты, сборы,
праздники
для детей и престарелых.
Тема 4: Индивид в группе.
Теория: Понятия человек, индивид, личность. Особенности самореализации
в группе. Роли в группе и их функционал.
Практика: Решение кейса «функционал»
Тема 5. Конфликтология.
Теория: Понятие «Конфликт». Виды конфликтов: внутриличностный,
межличностный,

между

личностью

и

группой,

межгрупповой,

конструктивный, деструктивный. Стратегия поведения в конфликте. Фазы
конфликта. Функции конфликта. Оценка конфликта. Технологии разрешения
конфликта.
Практика: Тест на конфликтность. Решения конфликтных ситуаций. Игра
«Кораблекрушение».
Тема 6. Деловой имидж.

18

Теория: Понятие «Имидж», деловой этикет, отличие восприятия вербальных
и не вербальных знаков при налаживании коммуникации. Внешний вид
лидера.
Практика: Игра «Пойми меня правильно».
Тема 7. Деловые переговоры.
Теория: Виды переговоров. Подходы к переговорам: конфронтационный,
партнерский. Модель переговоров «Выиграл — выиграл». Этапы
переговоров.
Практика: Решение кейсов «Переговорщик 1-4»
Тема 8. «Я-модератор»
Теория:

Модератор в детском коллективе. Функционал. Особенности

налаживания коммуникации между группами. Алгоритмы ведения группы
«от и до».
Практика: Модерация (ведение, курирование) проектов обучающихся 1 и 2
года.
Тема 9. Резюме лидера
Теория: Понятие резюме. Типология. Особенности написания.
Практика: Создание результативного резюме выпускника РСС с
подробным описание проделанной работы за 3 года.
Тема 10. Подведение итогов за учебный год.
Теория: Понятие результат деятельности, виды результатов, итоги работы.
Практика: Обсуждение: «Что сделано за этот год», «Что
удалось реализовать», «Над чем нужно работать»
1.4. Планируемые результаты и способы их определения

Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом цели и
задач,

познавательных

обучающихся,

интересов

специфики

и

содержания

индивидуальных
данной

программы и возраста воспитанников (деловые и

возможностей
образовательной
ролевые

игры,

упражнения на взаимодействия в группе, тренинги, творческие задания,

19

конкурсы (участие в районных, республиканских и всероссийских),
проигрывание ситуаций, дискуссии, проектирование, встречи со
специалистами и интересными людьми, экспресс тесты и опросы,
беседы).
Предметные результаты Базового уровня:
К концу первого года обучения обучающийся знает:
- Структуру органов ученического самоуправления;
- Основы организаторской деятельности;
- Методику работы над КТД;
- Основы социального проектирования.

К концу первого года обучения обучающийся умеет:
- Создавать и реализовывать социальный проект;
- Планировать

время рационально, уделяя

повышенноевнимание наиболее важным и значимым делам.
Метапредметные результаты:
• владеет устной речью (монолог, диалог, умение задавать вопросы,
защищать свою точку зрения, презентации, защита проектов, публичное
выступление);
• способен работать по заявленному алгоритму и без него;
• умеет работать в команде;
• способен анализировать и планировать свою деятельность;
Личностные результаты:
• установить контакт для продолжения дружбы или сотрудничества,
аргументировать свою позицию;
• бережно относится к своему и чужому труду.
Предметные результаты Продвинутого уровня (модуль 2):
К концу второго года обучения обучающийся знает:

20

- Основные этапы создания проекта;
- Формы организации мероприятий;
- Основы ораторского мастерства;

К концу второго года обучения обучающийся умеет:
- Организовывать мероприятия различного уровня;
- Работать в команде, сплотить вокруг себя единомышленников;
- Свободно участвовать в различных тренингах;

Предметные результаты Продвинутого уровня(модуль 3):
К концу третьего года обучения обучающийся знает:
- Основные качества и типологию лидера;
- Основы общения и разрешения конфликтов;
- Эффективные факторы создания проекта;
- Формы организации мероприятий;
- Психологию социальных групп и возрастной психологии.К

концу первого года обучения обучающийся умеет:
- Составлять резюме;
- Свободно участвовать в различных тренингах;
- Умение преодолевать и решать конфликтные ситуации;
- Применять навыки делового имиджа.

Метапредметные результаты:
• владеет устной речью (монолог, диалог, умение задавать вопросы,
защищать свою точку зрения, презентации, защита проектов, публичное
выступление);
• способен находить нестандартные решения, видеть ситуацию с различных
сторон;
• умеет работать в команде, сплотить вокруг себя
единомышленников;
• сформированы навыки управления эмоциями, адекватной
самооценки, самоанализа;

21

Личностные результаты:
• умеет договориться, аргументированно отстоять свою точку зрения,
установить контакт для продолжения дружбы или сотрудничества;
• бережно относится к своим чувствам и чувствам других людей;
• сформирован уровень общей и имиджевой культуры.
Способы определения результатов
Контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает выявление
индивидуального уровня освоения программы ребёнком и не допускает
сравнения его с другими детьми.
Для успешной реализации данной программы используются следующие
формы контроля: входной, тематический, промежуточный и итоговый
контроль.
Входной

контроль

служит

для

проведения

начальной

диагностики

обучающихся при поступлении в детское объединение, выявления имеющихся
знаний по предмету, определения направления и формы работы с каждым
обучающимся и перспективы работы с группой. Формы входного контроля:
собеседование, наблюдение.
Тематический контроль служит для подведения итогов изучения крупной темы
(раздела). Формы контроля: педагогическое наблюдение и анализ, анализ
продуктивной деятельности обучающихся, самоконтроль и самооценка
обучающихся.
Промежуточный и итоговый контроль проходят в форме аттестацииобучающихся
по итогам освоения модуля, реализации общеобразовательной программы.
Формы промежуточной аттестации: выполнение практическойработы;
реализация творческого проекта.
Итоговый контроль осуществляется по завершению освоения всего
объема образовательной программы.
Формы итоговой аттестации: участие в конкурсах, итоговое занятие,
защита проектов, презентация готового продукта. Результаты аттестации
фиксируются в протоколе и журнале учета работы учебной группы.
22

Критерии

оценивания

результатов

определены

по

направлениям-

предметные компетенции, профессионально-значимые компетенции.
Для оценивания результатов

промежуточного

используется уровневая система: низкий,

и

средний

итогового контроля
и высокий уровень.

Показатели фиксируются в Диагностических картах (Приложение 1-4).

Условия реализации программы
Информационно - методическое обеспечение
На

занятиях

используются

различные

методы

обучения: словесные,

наглядные, практические, метод проектов. Словесные методы – рассказ и
беседа

–

сопровождаются

демонстрацией пособий, иллюстрированного

материала, образцов выполненных работ. Метод проектов служит лучшему
достижению желаемых результатов. Основное время на занятиях отводится
практической работе, которая проводится на каждом занятии после
объяснения теоретического материала.
Программа

включает

познавательные

игры,

развивающие

наблюдательность, глазомер, внимание.
В

ходе

работы

на

занятиях

объединения

создается атмосфера

творчества, дружелюбия, поддержки и направленности на успех. Весь
процесс образовательной деятельности направлен на развитие творческих
способностей ребенка, радостных переживаний познания, реализации себя в
выбранной деятельности. Ребенок находится в
сотрудничестве

с

постоянном

контакте

и

другими детьми (единомышленниками) и педагогом. У

всех единая цель, что способствуем наиболее эффективному процессу.
Создание благоприятных условий ведет к мотивации познаний, творчеству,
повышению уровня самооценки ребенка.
Материально-техническое обеспечение:
Реализация программы требует наличия учебной аудитории площадью не
менее 60 кв.м. Оборудование и материалы: флипчарт, стенд информационный,
плакаты, видеофильмы, раздаточный материал.
Кадровое обеспечение:
23

Реализация программы осуществляется педагами с высшим социальногуманитарным педагогическим образованием.
Формы контроля и оценочные материалы
Промежуточная аттестация проводится по окончании первого и второго года
обучения. Формы промежуточной аттестации: выполнение практической
работы; публичное представление творческого проекта и результатов его
реализации.
Итоговый контроль осуществляется по завершению освоения
образовательной программы. Формы итоговой аттестации: участие в
конкурсах, итоговое занятие, защита проектов, презентация готового
продукта.
Результаты аттестации фиксируются в протоколе и журнале учетаработы
учебной группы.
Для

оценивания

результатов

промежуточного

и

итогового

контроля

используется уровневая система: низкий, средний и высокий уровень
(диагностические карты 1-2, 4).
Результаты определяются путём
коммуникативных

и

мониторинга

организаторских

уровня

способностей

развития
обучающихся

(диагностические карты приложение 3).

24

Список литературы
Нормативно-правовая литература представлена в Пояснительной записке
Психолого-педагогическая и специальная литература:
1. Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей.

Методическое пособие. Самара, 2017.- 247 с.
2. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. -

СПб.: Питер, 2018. - 317 c.
3. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2017. - 352 c.
4. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного

образования - В.П. Голованов. - М.: Юрайт, 2018.- 282 с.
5. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика: Учебно-методическое пособие / Д.В.

Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры / И.В. Патрушева. - М.:

Юрайт, 2019. - 130 с.
7 .Педагогика

дополнительного

образования.

Психолого-педагогическое

сопровождение детей / ред. Байбородова Л. В. - М.: Юрайт, 2019. 364 с.
7. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. –

Рн/Д: Феникс, 2019. - 687 c.
8. Суртаева, Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии / Н.Н. Суртаева.- М.:

Юрайт, 2019. - 250 с.
Специальная литература:
1.

Андреева О.И. Феномен лидерства. - К.: Освита. - 2019. - 312 с.

2.

Большаков В.Ю. Развитие лидерской одаренности у старших

Школьников. Дис. д-ра пед. наук. Москва, М.: 2019 - 459с.
3.

Кристофер Э., Смит Л. Тренинг лидерства. Перевод с англ.

СПб.:Питер, 2018. - 320с.
4.
Смекалова Е.М. Школа лидерства. Методические рекомендации. -М.: ТЦ
«Сфера», 2019 – 96с.
5.

Гражданское образование и социальное проектирование. Пособие для

преподавателей школ, учреждений дополнительного образования,
организаторов воспитательной работы. Серия «Библиотека Федеральной
программы развития образования». – М.: 2019.
25

Политическая

6.

имиджелогия /

Под ред.

А.А.

Деркача, Е.Б.

Перелыгиной и др. - М.: Аспект Пресс, 2006 – 367с.
Технологии гражданской социализации молодежи: Учебное пособие / О.В.

7.

Морозова, И.Ю. Морозов. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2018
Литература для обучающихся:
Бауэр,

1.

Марвин

Курс

на

лидерство.

Альтернатива

иерархической

системе управления компанией / Марвин Бауэр. - М.: Альпина Паблишер,
2019.
- 198 c.
2.

Берн, Эрик Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп

/ Эрик Берн. - Москва: Наука, 2014. - 320 c
3.

Берчард, Брендон Совет на миллион. Измени мир и заработай

состояние / Брендон Берчард. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. - 718 c.
4.

Блох, А. Полное собрание Законов Мерфи / А. Блох. - М.: Попурри, 2018. -

368 c.
5.

Брайан, Трейси Маленькая книга хороших советов о даре уверенности в себе

/ Трейси Брайан. - М.: Диля, 2018. - 280 c.
6.

Гандапас, Радислав Камасутра для оратора. Десять глав о том, как

получать и доставлять максимальное удовольствие, выступая публично /
Радислав Гандапас. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 272 c.
7.

Дж., Роберт Клинтон Становление лидера. Уроки и этапы развития

лидерства / Дж. Роберт Клинтон. - М.: Центр "Нарния", 2019. - 288 c.
8.

Джеффри, Дж. Фокс Как стать первоклассным руководителем. Правила

привлечения и удержания лучших специалистов / Джеффри Дж. Фокс. - М.:
Альпина Бизнес Букс, 2015. - 176 c.

26

Приложение 1
Карта определения результатов обучения (межпредметные компетенции)
Для управления
По следующим методикам
Результат (в %)
педагогическим процессом
Начало года Конец года
отслеживались показатели
1. Уровень групповой
Социометрия
сплоченности (при
процессе
командообразования)
2. Работа по заданному
Практический контроль
алгоритму
(по окончании реализации
квеста/мероприятия)
3. Работа без заданного
Практический контроль
алгоритма
(по окончании реализации
квеста/ мероприятия)

Приложение 2
Результаты мониторинга достижений обучающихся по освоению дополнительной
общеобразовательной программы
Группа №. Набор
год
Базовый/Продвинутый уровень
Результаты мониторинга достижений обучающихся по освоению
дополнительной общеобразовательной программы
(в %):

год обучения
Начало Конец
года
года

Овладение навыками проектной деятельности
Овладение первичными навыками ведения деловых переговоров
Овладение первичными навыками разработки мероприятий для
разных возрастных категорий

Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2
балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла –
оптимальный уровень (качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень
(качество развито)

36

27

Приложение 3
«Коммуникативные и организаторские склонности»
В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС)
Инструкция: на каждый вопрос следует ответить «да» или «нет». Если вы затрудняетесь в
выборе ответа, необходимо все-таки склониться к соответствующей альтернативе (+) или (-).
Текст опросника
1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими
Вашего мнения?
3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненное Вам кем-то из Ваших
товарищей?
4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с разными людьми?
6. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо
другим занятием, чем с людьми?
8. Если возникли какие-либо помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли
Вы отступаете от них?
9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по
возрасту?
10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные
игры и развлечения?
11. Трудно ли Вы включаетесь в новую для Вас компанию?
12. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы выполнить
сегодня?
13. Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
14. Стремитесь ли Вы добиваться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с
Вашим мнением?
15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими
своих обязанностей, обязательств?
17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым
человеком?
18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится
проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих
интересы Ваших товарищей?
27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых Вам людей?
28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
29. Полагаете ли Вы, что Вам не доставляет особого труда внести оживление в
малознакомую Вам компанию?
30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе?

28

31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не
было сразу принято Вашими товарищами?
33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую Вам компанию?
34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих
товарищей?
35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда
приходится говорить что-либо большой группе людей?
36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
37. Верно ли, что у Вас много друзей?
38. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми
людьми?
39. Правда ли, что Вас пугает перспектива оказаться в новом коллективе?
40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы
своих товарищей?
Обработка результатов и интерпретация
Коммуникативные способности - ответы "да" на следующие вопросы: 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25,
29, 33, 37; и "нет" на вопросы: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.
Организаторские способности - ответы "да" на следующие вопросы: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26,
30, 34, 38; и "нет" на вопросы: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.
Подсчитывается количество совпадающих с ключом ответов по каждому разделу методики,
затем вычисляются оценочные коэффициенты отдельно для коммуникативных и
организаторских способностей по формуле:
К = 0,05 . С, где
К - величина оценочного коэффициента
С – количество совпадающих с ключом ответов.
Оценочные коэффициенты может варьировать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1 говорят о
высоком уровне коммуникативных и организаторских способностях, близкие к 0 - о низком
уровне. Первичные показатели коммуникативных и организаторских способностей могут
быть представлены в виде оценок, свидетельствующих о разных уровнях изучаемых
способностей.
Коммуникативные умения:
Показатель Оценка
Уровень
0,10-0,45

1

I - низкий

0,46-0,55

2

II - ниже среднего

0,56-0,65

3

III - средний

0,66-0,75

4

IV - высокий

0,76-1

5

V - очень высокий

Организаторские умения:
Показатель Оценка

Уровень

0,20-0,55

1

I - низкий

0,56-0,65

2

II - ниже среднего

0,66-0,70

3

III - средний

0,71-0,80

4

IV - высокий

29

0,81-1

5

V - очень высокий

Анализ полученных результатов.
Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем проявления
коммуникативных и организаторских склонностей.
Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные и организаторские склонности
присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя сковано в
новой компании, коллективе; предпочитают проводить время наедине с собой,
ограничивают свои знакомства; испытывают трудности в установлении контактов с людьми
и при выступлении перед аудиторией; плохо ориентируются в незнакомой ситуации; не
отстаивают свои мнения, тяжело переживают обиды; проявления инициативы в
общественной деятельности крайне снижено, во многих делах они предпочитают избегать
принятия самостоятельных решений.
Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления
коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремятся контактам с людьми, не
ограничиваю круг своих знакомств, отстаивают своё мнение, планируют свою работу,
однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Коммуникативные
и организаторские склонности необходимо развивать и совершенствовать.
Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления
коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряться в новой обстановке,
быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются
общественной деятельностью, помогают близким. Друзьям, проявляют инициативу в
общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий,
способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Всё это они делают не по
принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
Испытуемые, получившие высшую оценку - 5, обладают очень высоким уровнем проявления
коммуникативности и организаторских склонностей. Они испытывают потребность в
коммуникативности и организаторской и активно стремиться к ней, быстро ориентироваться
в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны,
предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать
самостоятельные решения, отстаивают своё мнение и добиваются, Чтобы оно было принято
товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать
разные игры, мероприятия. Настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами
ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и
организаторской деятельности.

30

Приложение4
Карта диагностики уровня развития универсальных профессионально значимых качеств
обучающихся в МАУ ДО- Дом детства и юношества
детский коллектив
педагог

Средний балл

Установка на ЗОЖ

Овладение необходимыми
трудовыми предметными
навыками

Инициативность

Самоконтроль результатов
личной деятельности

учебный год, дата заполнения:

Ответственность

– 20

Личная организованность

Трудолюбие

Ориентация на успех

год обучения, 20

Способность к
конструктивному
взаимодействию

Ф.И. обучающегося

Усвоение социальных норм
и правил

контрольная группа__

Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2 балла – базовый уровень (качество проявляется
от случая к случаю); 3 балла – оптимальный уровень (качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество развито).

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».