Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования - Дом детства и юношества
Основы управления беспилотными летательными
аппаратами
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
технической направленности
Срок реализации программы - 2 года
Возраст обучающихся: 12-16 лет
Разработчик:
Дубров Сергей Александрович,
педагог дополнительного
образования
г. Екатеринбург, 2024 год
Содержание
с
1. Комплекс основных характеристик программы……………
3
1.1.Пояснительная записка…………………………………………..
3
1.2. Цель и задачи программы……………………………………….
6
1.3.Содержание программы…………………………………………..
7
1.4.Планируемые результаты и способы их определения …………
21
2.Комплекс организационно-педагогических условий…………
23
2.1.Календарный учебный график…………………………………...
23
2.2. Условия реализации программы………………………………...
23
2.3.Формы аттестации и контроля…………….…………………......
26
Список литературы…………………………………………………..
27
2
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
Когда речь заходит о квадрокоптерах, большинство из нас представляет
себе устройство с достаточно скромными характеристиками, но технологии,
лежащие в основе беспилотных летательных аппаратов - аккумуляторы,
навигационное оборудование, бортовые компьютеры - развиваются очень
быстро. Современные профессиональные беспилотники с четырьмя роторами
очень сильно отличаются от любительских игрушек. Они способны летать под
проливным дождём, в мороз и жару, они могут продержаться в воздухе около
часа, а управлять ими сможет даже ребёнок.
Квадрокоптеры до сих пор не вошли в повседневную жизнь обычного
человека, но военные применяют различные конфигурации квадрокоптеров для
решения различных задач.
Данная программа технической направленности призвана учить ребят
разбираться в сложных технологиях, непосредственно сконструировать и
запрограммировать коптер.
Программа актуальна, так как:
1)
разработана в соответствии со следующими современными
нормативными
правовыми
актами
и
государственными
программными
документами, а также локальными нормативными актами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства
РФ от 29.05.2015 №996-р)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№
629
"Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам";
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
3
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Министерства образования и науки России от 18 ноября 2015 №093242;
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021;
Приказ
Министерства
образования
и
молодежной
политики
Свердловской области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в
методические
рекомендации
общеобразовательных
программ
«Разработка
в
дополнительных
образовательных
организациях»,
утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934д4;
Устав МАУ ДО – ДДиЮ;
Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ на 2022 – 2025 гг.;
2) отвечает региональным социально-экономическим потребностям и
особенностям образовательного пространства Екатеринбурга, способствуя
решению проблемы обеспечения каждому ребенку возможности максимально
полного раскрытия его творческого и технико-информационного потенциала,
что создает благоприятные условия для обеспечения Уральского региона
подготовленными кадрами для промышленных предприятий;
4
3) отвечает потребностям родителей в развитии технико-познавательной
сферы детей, в раскрытии их творческого потенциала и коммуникативных
навыков, так как предусматривает развитие у обучающихся технических и
аналитических
способностей,
нестандартного
мышления,
творческой
индивидуальности. Отвечает потребностям детей в приобретении знаний и
практического опыта программирования, пилотирования коптеров.
Программа составлена на основе комплексной программы Свердловской
области "Уральская инженерная школа" на 2016-2020 годы, утвержденной
постановлением Правительства Свердловской области от 02.03.2016 № 127-ПП,
«Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования детей Свердловской области», утвержденных
Приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 34-д от 27.01.2020 г. Программа
отвечает
требованиям
направления
региональной
политики
в
сфере
образования — развитие научно- технического творчества детей в условиях
модернизации производства.
Педагогическая целесообразность программы заключается в создании
развивающей среды для выявления и развития технических и творческих
способностей обучающихся, что может способствовать не только их
приобщению
к
техническому
творчеству,
но
и
раскрытию
лучших
человеческих качеств.
В основу программы положены следующие дидактические принципы
обучения:
принцип
комфортности;
творческого
принцип
развития;
успешности;
принцип
принцип
психологической
доступности;
принцип
научности, систематичности и последовательности; принцип наглядности;
учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Адресат программы – дети 12 - 16 лет, без предъявления требований к
уровню подготовки
и
способностям, но при
отсутствии
медицинских
противопоказаний.
Краткая характеристика возрастных особенностей обучающихся:
возраст 12 – 16 характеризуется не только интенсивным ростом, но и бурным
эмоциональным и интеллектуальным развитием. Дети вполне
овладевают
5
учебными навыками, у большинства обучающихся выявляется склонность к
определенным видам деятельности.
абстрактно,
прогнозируют
В этом возрасте дети мыслят уже
последствия
своих
поступков.
Обладают
энтузиазмом и потребностью в самоутверждении, в подчёркивании своей
«взрослости» и самостоятельности. Подростки охотно взаимодействуют в
команде, умеют распределять роли и обязанности, планировать совместную
деятельность. Способны воспринимать конструктивную критику.
В этом возрасте складывается система оценки собственной деятельности,
однако оценка взрослого играет большую роль. Подростки часто зависят от
мнения окружающих, нуждаются в признании своих успехов, стремятся
принимать участие в социально значимой деятельности. Именно в этом
возрасте дети и подростки могут усвоить базовые знания по электротехнике и
программированию.
Данная программа предполагает наличие разновозрастных групп. Такой
подход дает преимущества в учебном процессе, так как дети помогают друг
другу: старшие руководят младшими, направляют, делятся умением, в свою
очередь младшие дети набираются опыта у старших.
Режим занятий. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 академических часа
(1 академический час составляет 45 мин.)
Между занятиями организуется
перерыв 10 минут. Общее количество часов в неделю – 6
Общий объем программы – 432 часа (216 часов в год).
Срок обучения- 2 года.
Особенности организации образовательного процесса – традиционная
модель, представляющая собой линейную последовательность освоения
содержания в течение одного года.
Перечень форм обучения: очная, в условиях временных ограничений – с
использованием дистанционных технологий.
Перечень форм организации занятий: фронтальная групповая, в малых
группах.
Перечень видов
занятий:
практическое занятие, беседа, открытое
занятие, проектная деятельность.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
6
программы: открытые занятия, итоговое занятие, защита проекта.
Система
мониторинга
осуществляется
с
помощью
тестов,
диагностических карт предметных и личностных компетенций (Приложения 1,
2, 3).
1.2.
Цель и задачи программы
Цель - Развитие творческих способностей в процессе конструирования,
проектирования и сборки беспилотных летательных аппаратов.
Задачи:
Обучающие:
- дать первоначальные знания о конструкции беспилотных летательных
аппаратов;
- учить приемам сборки и программирования беспилотных летательных
аппаратов;
- формировать культуру производства и сборки;
- знакомить с правилами безопасной работы с инструментами.
Воспитательные:
- формировать творческое отношение к выполняемой работе;
- воспитывать умение работать в коллективе, эффективно распределять
обязанности.
Развивающие:
- развивать творческую инициативу и самостоятельность;
-
развивать
психофизиологические
качества
учеников:
память,
внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать
внимание на главном,
-
развивать
умение
излагать
мысли
в
четкой
логической
последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и
самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
7
1.3.
Содержание программы
Учебный план
1 год обучения
№
Тема занятия
Количество часов
Формы
п/п
Всего теория практика контроля
1 Вводное занятие. Техника
2
2
0
Опрос
безопасности. История развития
квадрокоптеров.
2 Учебно-методический комплект WI 10
6
4
Наблюдение
Copter-универсал -знакомство с
деталями конструктора.
3 Теоретическая часть. Детали и узлы
8
4
4
Опрос
квадрокоптера: Аккумулятор.
Техника безопасности при
обращении с аккумулятором.
4 Теоретическая часть. Детали и узлы
8
4
4
Опрос
квадрокоптера: Бесколлекторные
двигатели. Техника безопасности
при обращении с бесколлекторным
двигателем.
5 Теоретическая часть. Детали и узлы 10
4
6
Опрос
квадрокоптера: Полетный
контроллер. Техника безопасности
при обращении с полетным
контроллером.
6 Теоретическая часть. Детали и узлы 10
4
6
Опрос
квадрокоптера: Приёмник. Пульт
управления. Техника безопасности
при обращении с приёмником,
пультом управления.
7 Теоретическая часть. Детали и узлы
10
4
6
Опрос
квадрокоптера: Регулятор скорости.
Техника безопасности при
обращении с регулятором скорости.
8 Обобщение теоретической части10
4
6
Опрос
проверка теоретических знаний,
зачёт.
9 Приёмы работы ручным
10
4
6
Практ.работа
инструментом. Техника
безопасности при работе ручным
инструментом. Сборка корпуса
квадрокоптера.
10 Пайка. Основы пайки. Техника
10
4
6
Практ.работа
безопасности при работе с
паяльником.
8
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Подключение регулятора скорости.
10
Установка и подключение
10
полетного контроллера.
Подключение бесколлекторных
двигателей. Проверка направления
вращения.
Подключение аккумулятора.
10
Проверка работоспособности всех
систем. Калибровка регуляторов
скорости.
Подключение полетного
10
контроллера к компьютеру. Загрузка
прошивки в память полетного
контроллера. Выставление
оптимальных значений в настройках
графического интерфейса
программы- конфигуратора
MultiWiiConf.
Подготовка квадрокоптера к
10
первому запуску. Установка
пропеллеров. Пробный запуск без
взлёта.
Первый взлёт. Зависание на малой
10
высоте. Привыкание к пульту
управления. Проверка работ всех
узлов квадрокоптера.
Корректировка значений в
настройках прошивки.
Взлёт на малую высоту. Зависание.
10
Удержание квадрокоптера вручную
в заданных координатах.
Полет на малой высоте по
10
траектории.
Техническое обслуживание
10
квадрокоптера. Анализ полетов,
ошибок пилотирования.
Настройка функций удержания
10
высоты и курса. Полет с
использованием данных функций.
Подключение GPS-приемника.
10
Настройка его работы.
Полет с использованием функций
10
автоматизации.
Разборка квадрокоптера на
8
составные части.
Итого
216
4
4
6
6
Практ.работа
Практ.работа
4
6
Практ.работа
4
6
Практ.работа
4
6
Практ.работа
4
6
Практ.работа
4
6
Практ.работа
4
6
Практ.работа
4
6
Практ.работа
4
6
4
6
Практ.работа
4
6
Практ.работа
4
4
Практ.работа
92
124
9
Содержание 1 год обучения
Тема
1
2
3
Вопросы,
Планируемые результаты
рассматриваемые на
занятии
Предметны Метапредме Личностные
е
тные
Проявлени Соблюдени Проявление
е
е
познавательны
Вводное
Рассказ о развитии
познавател
норм
и
х интересов и
занятие. Техника
беспилотных
ьного
правил
активности в
безопасности.
летательных
интереса
и
культуры
технологическо
История
аппаратов в мировом
активности труда
й деятельности
развития
сообществе и в
в данной
квадрокоптеров
частности в
области
России.
Показ видео роликов о
квадрокоптерах.
Правила техники
безопасности
УчебноУчебно-методический
Развитие
Планирован Планирование
методический
комплект WICopterтрудолюби ие процесса технологическо
комплект
универсал
яи
Познавател го процесса и
WICopter(состав,возможности)
ответствен ьной
процесса труда
универсал - Основные детали
ности
трудовой
знакомство с
(название и назначение) за качество деятельност
деталями
- Узлы (назначение,
своей
и
конструктора
единицы измерения)
деятельнос
- Двигатели
ти
- Полетный контроллер
- Аккумулятор (зарядка,
использование)
Названия и назначения
деталей
Теоретическая
Электричество. Закон
Сочетание Планирован Проявление
часть. Детали и узлы Ома
образного ие
техникоквадрокоптера:
для участка цепи. Типы и
процесса
технологическо
Аккумулятор.
аккумуляторов, их
логическог познаватель го мышления
Техника
устройство. Назначение. о
ной
при
безопасности
Меры безопасности при мышления трудовой
организации
при обращении с
зарядке, разрядке,
в
деятельност своей
аккумулятором
утилизации
процессе и
деятельности
деятельнос
ти
10
4
5
6
7
8
Теоретическая
часть.
Детали и узлы
квадрокоптера:
Бесколлекторные
двигатели.
Техника
безопасности
при обращении с
бесколлекторным
двигателем.
Знакомство с
бесколлекторным
двигателем.
Отличие от
коллекторного
двигателя.
Преимущества и
недостатки.
Особенности
устройства. Меры
безопасности при
включении
бесколлекторного
двигателя в схему.
Теоретическая
Полетный контроллер.
часть. Детали и узлы Устройство и
квадрокоптера:
назначение.
Полетный
Разновидности полетных
контроллер. Техника контроллеров
безопасности при
подключения
обращении с
полетным
контроллером
Контроль
промежуто
чных и
конечных
результато
в труда
по
установлен
ным
критериям.
Алгоритмиз
ированное
планирован
ие
процесса
познаватель
ной
трудовой
деятельност
и
Проявление
познавательны
х интересов и
активности в
технологическо
й деятельности
Проявлени
е
познавател
ьного
интереса и
активности
в данной
области
Проявление
познавательны
х интересов и
активности в
технологическ
ой
деятельности
Теоретическая
Приемник сигнала.
часть. Детали и
Назначение.
узлы квадрокоптера: Способ правильной
Приёмник.
установки на корпусе
Пульт управления. квадрокоптера.
Техника
Пульт управления.
безопасности
Назначение органов
при обращении с
управления.
приёмником,
пультом
управления
Теоретическая
Регулятор скорости
часть. Детали и
вращения мотора.
узлы квадрокоптера: Разновидности,
Регулятор скорости. характеристики.
Техника
Назначение.
безопасности
Способ подключения
при обращении с
регулятором
скорости
Проявлени
е
познавател
ьного
интереса и
активности
в данной
области
Алгоритмиз
ированное
планирован
ие
процесса
познаватель
ной
трудовой
деятельност
и
Алгоритмиз
ированное
планирован
ие
процесса
познаватель
ной
трудовой
деятельност
и
Обобщение
теоретической
части- проверка
теоретических
знаний, зачёт.
Проявлени
е
познавател
ьного
интереса и
активности
в
данной
области
Алгоритмиз
ированное
планирован
ие
процесса
познаватель
но
трудовой
деятельност
и
Обобщение полученных Проявление Алгоритмиз
теоретических знаний,
познаватель ированное
проверка понимания
ного
планирован
основ
интереса и ие
безопасности,
активности процесса
безопасной
в
познаватель
работы.
данной
но
области
трудовой
деятельност
и
Проявление
познавательны
х интересов и
активности в
технологическо
й деятельности
Проявление
познавательны
х интересов и
активности в
технологическо
й деятельности
Проявление
познавательны
х интересов и
активности в
технологическ
ой
деятельности.
11
9
10
11
12
13
Приёмы работы
ручным
инструментом.
Техника
безопасности
при работе ручным
инструментом.
Сборка корпуса
квадрокоптера.
Пайка. Основы
пайки. Техника
безопасности
при работе с
паяльником
Подключение
регулятора
скорости
Установка и
подключение
полетного
контроллера.
Подключение
бесколлекторных
двигателей.
Проверка
направления
вращения
Назначение ручного
инструмента. Правила
безопасной раб ты при
использовании ручного
инструмента. Сборка
корпуса
квадрокоптера.
Владение
алгоритмам
и
решения
техникотехнологиче
ских
задач
Самостояте
льная
организация
и
выполнение
творческих
работ
Проявление
техникотехнологическ
ого мышления
при
организации
своей
деятельности
Пайка. Назначение
пайки, её
применение. Правила
безопасного обращения
при работе с
паяльником.
Наращивание проводов
от бесколлекторного
двигателя
Подключение
регулятора
скорости. Подбор
оптимального места на
корпусе квадрокоптера
для его крепления
Владение
алгоритмам
и
решения
техникотехнологиче
ских
задач
Самостояте
льная
организация
и
выполнение
творческих
работ
Проявление
техникотехнологическ
ого мышления
при
организации
своей
деятельности
Владение
способами
научной
организации
труда
Развитие
трудолюбия и
ответственност
и за качество
своей
деятельности
Сочетание
образного и
логического
мышления в
процессе
деятельност
и
Планирован
ие
технологиче
ского
процесса и
процесса
труда
Планирован
ие
технологиче
ского
процесса и
процесса
труда
Сочетание
образного и
логического
мышления в
процессе
деятельност
и
Планирован
ие
технологиче
ского
процесса и
процесса
труда
Развитие
трудолюбия и
ответственност
и за качество
своей
деятельности
Установка и
подключение
полетного контроллера:
выбор ориентации по
направлению лучей
квадрокоптера, выбор
правильного способа
крепления к корпусу
квадрокоптера. Чтение
схемы подключения и
правильное
подключение
сигнальных
проводов от регуляторов
вращения. Проверка
направления вращения
моторов
Подключение
Визуальная проверка
аккумулятора.
качества и правильности
Проверка
сборки. Подключение
работоспособности аккумулятора. Проверка
всех систем.
работоспособности всех
Калибровка
узлов. Калибровка
регуляторов
регуляторов скорости
скорости
Развитие
трудолюбия и
ответственност
и за качество
своей
деятельности
12
14
15
16
17
18
Подключение
Полетного
контроллера к
компьютеру.
Загрузка прошивки
в
память полетного
контроллера.
Выставление
оптимальных
значений в
настройках
графического
интерфейса
программыконфигуратора
MultiWiiConf
Подготовка
квадрокоптера к
первому
запуску.
Установка
пропеллеров.
Пробный запуск
без взлёта
Первый взлёт.
Зависание на малой
высоте.
Привыкание к
пульту
управления.
Проверка работ
всех узлов
квадрокоптера.
Корректировка
значений в
настройках
прошивки.
Взлёт на малую
высоту. Зависание.
Удержание
квадрокоптера
вручную в
заданных
координатах
Полет на малой
высоте по
траектории.
Подключение полетного
контроллера к
компьютеру.
Настройка среды
программирования
Arduino.
Выставление
оптимальных
значений в настройках
графического
интерфейса
программыконфигуратора
MultiWiiConf
Владение
способами
научной
организации
труда
Планирован
ие
технологиче
ского
процесса и
процесса
труда
Развитие
трудолюбия и
ответственност
и за качество
своей
деятельности
Установка пропеллеров,
предполетная
подготовка
квадрокоптера. Пробный
запуск. Калибровка
органов
управления
Владение
способами
научной
организации
труда
Планирован
ие
технологиче
ского
процесса и
процесса
труда
Развитие
трудолюбия и
ответственност
и за качество
своей
деятельности
Первый взлет. Зависание
на малой высоте в
помещении.
Калибровка органов
управления.
Владение
способами
научной
организации
труда
Планирован
ие
технологиче
ского
процесса и
процесса
труда.
Развитие
трудолюбия и
ответственност
и за качество
своей
деятельности.
Предполетная
подготовка.
Взлет, зависание на
малой
высоте в помещении.
Удержание
квадрокоптера
вручную в заданных
координатах
Управление полетом на
малой высоте по
траектории.
Увеличение площади и
высоты полета
Владение
способами
научной
организации
труда
Планирован
ие
технологиче
ского
процесса и
процесса
труда
Развитие
трудолюбия и
ответственност
и за качество
своей
деятельности
Владение
способами
научной
организации
труда
Планирован
ие
технологиче
ского
процесса и
процесса
труда
Развитие
трудолюбия и
ответственност
и за качество
своей
деятельности
13
19
Техническое
обслуживание
квадрокоптера.
Анализ полетов,
ошибок
пилотирования
Техническое
обслуживание
квадрокоптера. Анализ
полетов, ошибок
пилотирования
20
Настройка
функций
удержания
высоты и курса.
Полет с
использованием
данных
функций
Подключение полетного
контроллера к
компьютеру.
Выставление
оптимальных
значений в настройках
графического
интерфейса
программы конфигуратора
MultiWiiConf
21
Подключение
GPS-приемника.
Настройка его
работы.
Подключение GPSприемника. Настройка
его работы. Пробные
полеты с тестированием
работы данной функции.
22
Полет с
использованием
функций
автоматизации.
Полет с использованием
функций автоматизации
вне помещения.
Проверка работы
функций автоматизации
и действий пилота при
имитации нештатной
ситуации.
23
Разборка
квадрокоптера
на составные
части.
Разборка квадрокоптера
на составные части для
последующего
использования
новой группой
обучающихся.
Владение
способами
научной
организации
труда
Планирован
ие
технологиче
ского
процесса и
процесса
труда
Рациональн Поиск
ое
новых
использован решений
ие
возникшей
учебной и
технической
дополнител проблемы
ьной
информации
для
создания
объектов
труда
Ориентация Использова
в
ние
имеющихся дополнител
средствах и ьной
технологиях информации
создания
при
объектов
модернизац
труда.
ии
летательног
о
аппарата
Владение
Алгоритмиз
алгоритмам ированное
и
Планирован
решения
ие процесса
техникопознаватель
технологиче но
ских
трудовой
задач
деятельност
и
Развитие
трудолюбия и
ответственност
и за качество
своей
деятельности
Владение
способами
научной
организации
труда
Проявление
техникотехнологическ
ого мышления
при
организации
своей
деятельности
Алгоритмиз
ированное
планирован
ие
процесса
познаватель
но
трудовой
деятельност
и
Выражение
желания
учиться и
трудиться для
удовлетворени
я
текущих и
перспективных
потребностей
Проявление
познавательны
х интересов и
активности в
предметно
технологическ
ой
деятельности.
Проявление
техникотехнологическ
ого мышления
при
организации
своей
деятельности
14
Учебный план 2 год обучения
№
Тема занятия
Количество часов
п/п
Всего теория практика
1 Вводное занятие. Техника
2
2
0
безопасности. История развития
квадрокоптеров. Технологический
прогресс, произошедший с
предыдущего года обучения
2 Учебно-методический комплект DJI
10
6
4
Phantom 4 изучение возможностей
аппарата, летно-технических
характеристик.
3 Теоретическая часть. Изучение
8
4
4
возможностей DJI Phantom 4 в
качестве инструмента аэрофотовидео съемки.
4 Теоретическая часть. Введение в азы
8
4
4
топосъемки и маркшейдерских работ
с беспилотных воздушных судов.
5 Теоретическая часть. Составление
10
4
6
простейших топографических
планов, привязка аэросъемки к
местности.
6 Теоретическая часть. Методика
10
4
6
определения реперных точек на
топопланах полученных с помощью
БВС
7 Теоретическая часть. Составление
10
4
6
простейших маркшейдерских
топопланов с применением БВС
8 Теоретическая часть. Составление
10
4
6
простейших маркшейдерских планов
выработки горных пород на карьерах
разрабатываемых открытым
способом с применением БВС
9 Теоретическая часть. Составление
10
4
6
простейших маркшейдерских планов
на горных отвалах пустых пород
способом с применением БВС
10 Обобщение теоретической части по
10
4
6
топографическим и маркшейдерским
работам - проверка теоретических
знаний, зачёт.
11 Теоретическая часть. Применение
10
4
6
БВС в сельском хозяйстве
12 Теоретическая часть. Изучение
10
4
6
Формы
контроля
Опрос
Наблюдение
Опрос
Опрос
Практ.работа
Практ.работа
Опрос
Практ.работа
Практ.работа
Опрос
Опрос
Практ.работа
15
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
возможностей учета агрокультур и
составление схем галсового пролета с
применением БВС
Теоретическая часть. Возможности
применения БВС в животноводстве,
учет КРС
Обобщение теоретической части по
применению БВС в Сельском
хозяйстве - проверка теоретических
знаний, зачёт.
Теоретическая часть. Применение
БВС в спасательных работах и МЧС
Теоретическая часть. Возможности
применения БВС в поиске людей и
транспорта
Теоретическая часть. Применение в
лесном хозяйстве мониторинг и
профилактика при лесных пожарах
взаимодействие с наземными
службами при чрезвычайных
ситуациях на пожарах в лесах.
Теоретическая часть. Возможности
доставки пострадавшим средств
первой помощи (аптечка) системы
сброса грузов в сложных
метеоусловиях и задымленности.
Обобщение теоретической части по
применению БВС в спасательных
работах и МЧС - проверка
теоретических знаний, зачёт.
Теоретическая часть. Применение
БВС в промышленности и энергетике
Теоретическая часть. Обследование
зданий, сооружений, буровых
платформ и цеховых (доменных) труб
на предмет износа и разрушения
Теоретическая часть. Использование
тепловизионной и ультафиолетовой
съемки в энергетике для
обследования опор и изоляторов ЛЭП
Обобщение теоретической части по
применению БВС в промышленности
и энергетике - проверка
теоретических знаний, зачёт.
Итого
10
4
6
Практ.работа
10
4
6
Опрос
10
4
6
Опрос
10
4
6
Практ.работа
10
4
6
Практ.работа
10
4
6
Практ.работа
10
4
6
Опрос
10
4
6
Опрос
10
4
6
Практ.работа
10
4
6
Практ.работа
8
4
4
Опрос
216
92
124
16
Содержание программы
2 год обучения
№
1
2
3
4
Тема
Вопросы,
рассматриваемые
на занятии
Вводное занятие. Рассказ о развитии
Техника
беспилотных
безопасности.
летательных
История
аппаратов в мировом
развития
сообществе и в
квадрокоптеров. частности в
Технологический России.
прогресс,
Показ видео роликов
произошедший с о квадрокоптерах.
предыдущего
Правила техники
года обучения
безопасности.
УчебноУчебнометодический
методический
комплект DJI
комплект DJI
Phantom 4
Phantom 4
изучение
(состав,возможности)
возможностей
- Основные детали
аппарата, летно- (название
технических
и назначение)
характеристик.
- Узлы (назначение,
единицы
измерения)
- Двигатели
- Полетный
контроллер
- Аккумулятор
(зарядка,
использование)
Названия и
назначения
деталей
Теоретическая
Программное
часть. Изучение
обеспечение DJI
возможностей
Phantom 4.
DJI Phantom 4 в
- Летные
качестве
характеристики.
инструмента
- Ветро
аэрофото-видео
устроичивость.
съемки
- Полет по заданным
точкам.
- Нештатные
ситуации в полете.
Теоретическая
часть. Введение
в азы топосъемки
и
маркшейдерских
работ с
производство
измерений на
местности, о форме и
размерах Земли,
способах
изображения ее и
Планируемые результаты
Предметные Метапредмет Личностные
ные
Проявление
Соблюдение
Проявление
познавательног норм и
познаватель
о
правил
ных
интереса и
культуры труда интересов и
активности в
активности
данной области
в
технологичес
кой
деятельности
Развитие
трудолюбия и
ответственнос
ти за качество
своей
деятельности
Планирование
процесса
познавательн
ой
трудовой
деятельности.
Планировани
е
технологичес
кого
процесса и
процесса
труда.
Сочетание
образного и
логического
мышления в
процессе
деятельности.
Планирование
процесса
познавательн
ой
трудовой
деятельности.
Проявление
техникотехнологичес
кого
мышления
при
организации
своей
деятельности
Контроль
промежуточн
ых и
конечных
результатов
труда
Алгоритмизи
рованное
планирование
процесса
познавательн
ой
Проявление
познавательн
ы
х интересов
и
активности в
17
беспилотных
воздушных
судов.
объектов на ней
находящихся на
планах, картах,
фотопланах, а также
в виде трехмерных и
цифровых моделей
Общие понятия о
системах координат
Системы высот
по
установленны
м
критериям
трудовой
деятельности.
Владение
алгоритмами
решения
техникотехнологичес
ких
задач
Самостоятель
ная
организация
и выполнение
творческих
работ
5
Теоретическая
часть.
Составление
простейших
топографических
планов, привязка
аэросъемки к
местности
6
Теоретическая
часть. Методика
определения
реперных точек
на топопланах
полученных с
помощью БВС
Ортогональная
проекция. Общие
понятия
Понятие условных
знаков
Владение
алгоритмами
решения
техникотехнологичес
ких
задач
7
Теоретическая
часть.
Составление
простейших
маркшейдерских
топопланов с
применением
БВС
Теоретическая
часть.
Составление
простейших
маркшейдерских
планов
выработки
горных пород на
карьерах
разрабатываемых
открытым
способом с
применением
БВС
Теоретическая
часть.
Составление
простейших
маркшейдерских
планов на
горных отвалах
пустых пород
способом с
Ортогональная
проекция. Общие
понятия
Понятие условных
знаков
маркшейдерских
работ
Владение
способами
научной
организации
труда
Масштабы.
Масштабный ряд
топографических
карт России.
Переходный масштаб
Владение
способами
научной
организации
труда
Масштабы.
Масштабный ряд
топографических
карт России.
Переходный
масштаб. Точность
масштаба
Владение
способами
научной
организации
труда
8
9
технологичес
кой
деятельности
.
Проявление
техникотехнологичес
кого
мышления
при
организации
своей
деятельности
Самостоятель Проявление
ная
техникоорганизация
технологичес
и выполнение кого
творческих
мышления
работ
при
организации
своей
деятельности
Планирование Развитие
технологичес трудолюбия
кого процесса и
и
ответственно
процесса
сти за
труда
качество
своей
деятельности
Планирование Развитие
технологичес трудолюбия
кого процесса и
и
ответственно
процесса
сти за
труда
качество
своей
деятельности
Планирование
технологичес
кого процесса
и
процесса
труда
Развитие
трудолюбия
и
ответственно
сти за
качество
своей
деятельности
18
применением
БВС
10 Обобщение
теоретической
части по
топографическим
и
маркшейдерским
работам проверка
теоретических
знаний, зачёт.
11 Теоретическая
часть.
Применение БВС
в сельском
хозяйстве
12 Теоретическая
часть. Изучение
возможностей
учета
агрокультур и
составление схем
галсового
пролета с
применением
БВС
13 Теоретическая
часть.
Возможности
применения БВС
в
животноводстве,
учет КРС
14 Обобщение
теоретической
части по
применению
БВС в Сельском
хозяйстве проверка
теоретических
Географическая
координатная сетка
Определение
географических
координат
Проявление
познавательн
ого
интереса и
активности в
данной
области
Алгоритмизи
рованное
планирование
процесса
познавательн
о
трудовой
деятельности
Проявление
познавательн
ы
х интересов
и
активности в
технологичес
кой
деятельности
.
Проявление
познавательн
ы
х интересов
и
активности в
технологичес
кой
деятельности
.
Программное
обеспечение DJI
Phantom 4.
- Летные
характеристики.
- Ветро
устроичивость.
- Полет по заданным
точкам.
- Тенденции
использования
беспилотников в
России
Традиционные
методы
инвентаризации
оценка качества
посевов и выявление
факта повреждения
или гибели культур
определение точной
площади погибших
культур
Анализ
эффективности
мероприятий,
направленных на
выпас КРС,
определение
наиболее
плодородных
кормовых угодий
Контроль
промежуточн
ых и
конечных
результатов
труда
по
установленны
м
критериям.
Алгоритмизи
рованное
планирование
процесса
познавательн
ой
трудовой
деятельности.
Сочетание
образного и
логического
мышления в
процессе
деятельности.
Планирование
технологичес
кого процесса
и
процесса
труда.
Развитие
трудолюбия
и
ответственно
сти за
качество
своей
деятельности
.
Рациональное
Использовани
е учебной и
Дополнительн
ой
информации
для создания
объектов
труда
Поиск новых
решений
возникшей
технической
проблемы
Преимущества БПЛА
Недостатки
беспилотников
Пример
использования
беспилотников в
хозяйстве
Экономическая
Проявление
познавательн
ого
интереса и
активности в
данной
области
Алгоритмизи
рованное
планирование
процесса
познавательн
о
трудовой
деятельности
Выражение
желания
учиться и
трудиться
для
удовлетворе
ния
текущих и
перспективн
ых
потребносте
й
Проявление
познавательн
ы
х интересов
и
активности в
технологичес
кой
19
знаний, зачёт
15 Теоретическая
часть.
Применение БВС
в спасательных
работах и МЧС
16 Теоретическая
часть.
Возможности
применения БВС
в поиске людей
и транспорта
17 Теоретическая
часть.
Применение в
лесном хозяйстве
мониторинг и
профилактика
при лесных
пожарах
взаимодействие с
наземными
службами при
чрезвычайных
ситуациях на
пожарах в лесах
18 Теоретическая
часть.
Возможности
доставки
пострадавшим
средств первой
помощи
(аптечка, рация)
системы сброса
грузов в
сложных
метеоусловиях и
задымленности
19 Обобщение
теоретической
части по
применению
БВС в
эффективность
Программное
обеспечение DJI
Phantom 4.
- Летные
характеристики.
- Ветроустойчивость.
- Полет по заданным
точкам.
- Тенденции
использования
беспилотников в
России
Мониторинг,
моделирование и
прогнозирование
опасных природных
явлений и
чрезвычайных
ситуаций
деятельности
Развитие
Планирование Планировани
трудолюбия и процесса
е
ответственнос познавательн технологичес
ти
ой
кого
за качество
трудовой
процесса и
своей
деятельности. процесса
деятельности
труда
Мониторинг,
моделирование и
прогнозирование
опасных природных
явлений и
чрезвычайных
ситуаций в службах
лес хозорганы
России
Рациональное
Использовани
е учебной и
дополнительн
ой
информации
для
создания
объектов
труда
Владение
способами
научной
организации
труда
Алгоритмизи
рованное
планирование
процесса
познавательн
о трудовой
деятельности
Проявление
познавательн
ы
х интересов
и
активности в
технологичес
кой
деятельности
Планирование
технологичес
кого процесса
и процесса
труда
Развитие
трудолюбия
и
ответственно
сти за
качество
своей
деятельности
Системы сброса
груза. Теория.
Практика и правовое
обоснование
применения.
Владение
способами
научной
организации
труда
Планирование
технологичес
кого процесса
и процесса
труда
Развитие
трудолюбия
и
ответственно
сти за
качество
своей
деятельности
Направления
развития
беспилотной авиации
в МЧС России
Проявление
познавательн
ого
интереса и
активности в
Алгоритмизи
рованное
планирование
процесса
познавательн
Проявление
познавательн
ы
х интересов
и
20
спасательных
работах и МЧС проверка
теоретических
знаний, зачёт
20 Теоретическая
часть.
Применение БВС
в
промышленности
и энергетике
21 Теоретическая
часть.
Обследование
зданий,
сооружений,
буровых
платформ и
цеховых
(доменных) труб
на предмет
износа и
разрушения
22 Теоретическая
часть.
Использование
тепловизионной
и
ультрафиолетово
й съемки в
энергетике для
обследования
опор и
изоляторов ЛЭП
23 Обобщение
теоретической
части по
применению
БВС в
промышленности
и энергетике проверка
теоретических
знаний, зачёт
данной
области
о
трудовой
деятельности
активности в
технологичес
кой
деятельности
Программное
обеспечение DJI
Phantom 4.
- Летные
характеристики.
- Тенденции
использования
беспилотников в
России
Специфика
применение БПЛА в
промышленности.
Системы и
программные
комплексы для
предприятий
металлургии и
энергетики
Сочетание
образного и
логического
мышления в
процессе
деятельности
Планирование
технологичес
кого процесса
и
процесса
труда
Развитие
трудолюбия
и
ответственно
сти за
качество
своей
деятельности
Владение
способами
научной
организации
труда
Планирование
технологичес
кого процесса
и
процесса
труда
Развитие
трудолюбия
и
ответственно
сти за
качество
своей
деятельности
Применение
специальных
полезных нагрузок,
тепловизоры, УВсканеры.
Развитие
трудолюбия и
ответственнос
ти
за качество
своей
деятельности
Алгоритмизи
рованное
планирование
процесса
познавательн
о
трудовой
деятельности
Проявление
познавательн
ы
х интересов
и
активности в
технологичес
кой
деятельности
Применение БВС на
опасных
производственных
объектах.
Нефтегазовый
сектор.
Проявление
познавательн
ого
интереса и
активности в
данной
области
Алгоритмизи
рованное
планирование
процесса
познавательн
о трудовой
деятельности
Проявление
познавательн
ых интересов
и
активности в
технологичес
кой
деятельности
21
1.4.
Планируемые результаты и способы их определения
По окончанию курса обучения учащиеся получат результат:
Метапредметные результаты:
-умеет ориентироваться в потоках информации;
- способен анализировать, делать выводы и принимать рациональные
решения;
- способен находить нестандартные решения, видеть ситуацию с различных
сторон;
-умеет аргументированно отстоять свою точку зрения;
Личностные результаты:
-развиты умения работы в группе,
-развито пространственное мышление,
-сформирована познавательная потребность:
Предметные результаты:
Знает:
- правила безопасной работы инструментами;
- правила безопасного управления беспилотником, квадрокоптером;
- конструктивные
особенности
различных
моделей,
сооружений
и
механизмов;
- компьютерную
среду,
включающую
в
себя
графический
язык
программирования;
- виды
подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
- основные приемы сборки компонентов;
- конструктивные особенности узлов квадрокоптера;
- способ передачи программы в полетный контроллер;
- самостоятельно
решать
технические
задачи
в
процессе
сборки
конструктора (планирование предстоящих действий, самоконтроль,
применять полученные знания, приемы и опыт конструирования с
использованием
специальных
элементов,
и
других
объектов
и
т.д.);корректировать программы при необходимости.
Умеет:
- принимать или намечать учебную задачу, ее конечную цель.
22
- прогнозировать результаты работы;
- планировать ход выполнения задания;
- рационально выполнять задание;
- управлять квадрокоптером внутри помещения и на улице.
Механизм отслеживания результатов
- соревнования;
- учебно-исследовательские конференции;
- проекты.
23
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Начало занятий
Выходные дни
Каникулы
36
72
4
144
15 сентября
31.12 – 09.01
Образовательная
деятельность
в
ДДиЮ
осуществляется и в период
осенних и весенних школьных
каникул
Окончание учебного года
8
31 мая
2.2.Условия реализации программы
Методические условия
Учебно-воспитательный процесс направлен на развитие природных задатков
обучающихся, на реализацию их интересов и способностей. Каждое занятие
обеспечивает развитие личности ребенка. При планировании и проведении
занятий применяется личностно-ориентированная технология обучения, в
центре внимания которой неповторимая личность, стремящаяся к реализации
своих возможностей, а также системно - деятельностный метод обучения.
Данная программа допускает творческий, импровизированный подход со
стороны обучающихся и педагога того, что касается возможной замены
порядка раздела, введения дополнительного материала, методики проведения
занятий. Руководствуясь данной программой, педагог имеет возможность
увеличить или уменьшить объем и степень технической сложности материала в
зависимости от состава группы и конкретных условий работы.
В связи
с
появлением
и
развитием
дополнительного
технического
образования возникла необходимость в новых методах стимулирования и
вознаграждения творческой работы учащихся. Для достижения поставленных
педагогических целей используются следующие нетрадиционные игровые
методы:
Соревнования
24
Выездные практические занятия
Как показала практика, эти игровые методы не только интересны ребятам,
но и стимулируют их к дальнейшей работе и саморазвитию, что с помощью
традиционной отметки сделать практически невозможно.
Принципы формирования ключевых компетенций:
- приоритет развивающих целей обучения перед познавательными;
- проблемное построение содержание образования;
- преобладание деятельностного подхода в обучении;
-рефлексивная направленность и высокая мотивация, то есть наличие
трудных, но реалистичных, привлекательных и значимых для обучающихся
целей.
Характеристика ключевых компетенций
• Критическое мышление.
Сейчас все более необходимо умение ориентироваться в потоках
информации, чтобы не потонуть в них, сохранить ясность ума, способность
анализировать,
делать
выводы
и
принимать
рациональные
решения.
Комплексное решение проблем и когнитивная гибкость.
• Креативность. Креативный человек способен находить нестандартные
решения, видеть ситуацию с различных сторон, выходить за рамки привычного
и не следовать за стереотипами.
Набор «креативных» компетенций обеспечивает способность не пасовать
перед изменчивостью и динамичностью окружающей действительности.
Когда старые привычные схемы, шаблоны, правила не работают,
креативный человек не впадает в панику, а уверенно создает свой мир сам.
•
Коммуникативность. В
настоящее
время
практически
исчезли
временные и пространственные барьеры и ограничения для контактов и
взаимодействий, что предоставляет огромное количество новых возможностей.
Но требует от нас всех готовности к общению с самыми разными людьми.
25
Умение договориться, аргументированно отстоять свою точку зрения,
установить контакт для
продолжения дружбы
или сотрудничества
–
минимальный набор коммуникативных компетенций.
• Кооперация. Большинство действительно интересных задач таковы, что
решать их в одиночку практически невозможно, слишком много информации,
слишком быстро надо находить решения. Это умение быть командным
игроком, работать на общий результат, понимать свою роль и то, каков его
вклад в общее дело. Владение устной (монолог, диалог, умение задавать
вопросы, защищать свою точку зрения, дискуссия, доклады, презентации,
защита проектов, публичное выступление и др.), письменной (чтение, создание
различного рода текстов, владение стилевыми приёмами оформления текста,
умение работы с текстом и др.) и продуктивной коммуникацией (умение
работать в группе, владение различными социальными ролями в коллективе)
Основные методы обучения, формирующие ключевые компетенции
- методы активного обучения (деловые игры, дискуссии и т.д.);
- метод проблемного обучения (беседа, проблемная лекция, проблемный
семинар);
- методы активизации творческого мышления, например, мозговой
штурм;
- модернизированные традиционные методы обучения;
- методы взаимообучения (коллективного, группового и парного
обучения).
Материально-техническое обеспечение реализации программы
Занятия проводятся в
кабинете № 404 (просторное и освещенное
помещение), где находится следующее:
Мебель: столы и стулья, для теоретического обучения и сборки моделей.
Инструменты и оборудование:
Компьютер для программирования моделей – 1 шт.
Тренировочные поля.
Набор DJI – 3 шт.
26
Источники питания, зарядные устройства.
Дидактический и раздаточный материал.
Проектор и экран (доска) для демонстрации материала.
Информационное обеспечение реализации программы
Для информационного обеспечения реализации программы используются
интернет - ресурсы:
1. https://dji.com
Кадровое обеспечение реализации программы
Программу реализует педагог дополнительного образования, владеющий
профессиональными знаниями в области беспилотной авиации.
Форма участия других лиц в реализации программы:
участие других педагогов-специалистов при проведении занятий,
экскурсий и мероприятий;
участие и помощь родителей на практических занятиях (полетах),
соревнованиях, экскурсиях и массовых мероприятиях;
привлечение родителей к подготовке и проведению мероприятий
воспитательного характера.
2.3.Формы аттестации и контроля
В течение освоения программы предполагается проведение текущего,
промежуточного и итогового контроля:
-
текущий
контроль
предназначен
для
определения
уровня
сформированности ключевых компетенций и осуществляется во время
проведения практических занятий, консультаций в форме устного опроса,
проверки практических заданий.
- промежуточный контроль осуществляется по результатам завершения
первого года обучения.
- итоговый контроль проводится по завершении курса обучения в форме
зачета,
практической
работы.
Он
позволяет
определить
уровень
сформированности ключевых компетенций по итогам обучения.
В течение всего периода обучения педагог заполняет индивидуальную
диагностическую карту.
27
Список литературы
Нормативно – правовая литература представлена в пояснительной записке
Психолого - педагогическая литература:
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2018. - 317 c.
2. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2017. - 352 c.
3. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования - В.П. Голованов. - М.: Юрайт, 2018.- 282 с.
4. Корчак, Я. Несерьезная педагогика / Я. Корчак. - М.: Самокат, 2019. - 256 c.
5. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика: Учебно-методическое пособие / Д.В.
Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры / И.В. Патрушева. - М.:
Юрайт, 2019. - 130 с.
7.Педагогика
дополнительного
образования.
Психолого-педагогическое
сопровождение детей / ред. Байбородова Л. В. - М.: Юрайт, 2019. 364 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин.
– Рн/Д: Феникс, 2019. - 687 c.
9. Суртаева, Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии / Н.Н. Суртаева.М.: Юрайт, 2019. - 250 с.
10. Хуторской, А.В. Педагогика / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2019. - 312
Специальная литература:
1. Килби, Терри Дроны с нуля / Терри Килби. - М.: БХВ-Петербург, 2016. 501 c.
2. Мартин, Догерти Дроны. Первый иллюстрированный путеводитель по
БПЛА / Догерти Мартин. - М.: Эксмо, 2017. - 510 c.
Михаил, Дронов Дронов Михаил. Скульптура / Mikhail Dronov: Sculpture /
Дронов Михаил. - М.: Российская академия художеств, 2016. - 120 c.
Рассел, Джесси Дронов, Никита Дорофеевич / Джесси Рассел. - М.: VSD, 2013.
- 169 c.
28
Интернет ресурсы
1. http://multicopterwiki.ru/index.php/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB
%D0%B
2. http://www.avislab.com/blog/brushless01/
3. http://www.avislab.com/blog/brushless02/
4. http://www.avislab.com/blog/brushless03/ и тд.
Полетные контроллеры, математика и фильтры:
5. http://we.easyelectronics.ru/quadro_and_any_copters/plata-upravleniyakvadrokopterom-nemnogo-teorii.html
6. http://we.easyelectronics.ru/quadro_and_any_copters/plata-upravleniyakvadrokopterom-prodolzhaem-razgovor.html
7. http://we.easyelectronics.ru/quadro
and_any_copters/plata-upravleniya-
kvadrokopterom-komplementarnyy-filtr.html
Литература для детей и родителей
1. Грэй Д. Дети-с небес. Уроки воспитания. Как развить в ребёнке дух
сотрудничества, отзывчивость и уверенность в себе. / Перев. с англ.-М.: ООО
Издательство «София», 2019. – 384 с.
29
Приложение 1
Диагностическая карта уровня развития предметных компетенций
Предметные результаты
Ф.И.
группа
Теория
Практика
Программирование и
Летная практика
конструирование
Средний
балл
Средний балл группы
Оценочная шкала:1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2 балла –
базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла – оптимальный уровень
(качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество развито)
30
Приложение 2
Карта диагностики уровня развития социальной компетентности
Личностное развитие
Ср. балл
Терпение
самостоятельность
Сила воли
Самоопределение
Саморазвитие
Самоорганизация
Культура
самопрезентации, в том
числе, в социальных сетях
Работа в команде
Коммуникационная культура
Культура вербального
общения
Ф.И.О
Оценочная шкала:1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2
балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла – оптимальный
уровень (качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество развито)
31