Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования - Дом детства и юношества
Студия анимации
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
технической направленности
Срок реализации программы - 2 года
Возраст обучающихся - 7 – 14 лет
Разработчик:
Фатих Наталья Багдасаровна,
педагог дополнительного
образования
г. Екатеринбург, 2024 г.
1
Оглавление
1. Комплекс основных характеристик программы ....................................... 3
1.1 Пояснительная записка............................................................................. 3
1.2 Цель и задачи программы ........................................................................ 7
1.3 Содержание программы ........................................................................... 8
1.4 Планируемые результаты ....................................................................... 15
2. Комплекс организационно-педагогических условий .............................. 18
2.1 Календарный учебный график............................................................... 18
2.2 Условия реализации программы ........................................................... 25
2.3 Формы аттестации ................................................................................................ 29
Список литературы .............................................................................................. 30
Приложения............................................................................................................ 33
2
1.Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Мультипликация – это универсальный и интернациональный язык
общения детей и взрослых всего мира. Это особый вид творчества,
самостоятельный и самоценный, возможность для ребенка высказаться и быть
услышанным.
Выразительные
средства
мультипликации
-
наиболее
естественные для детского возраста стимуляторы творческой активности и
раскрепощения
мышления.
В процессе
создания
анимации
у детей
развиваются коммуникативные навыки, а также сенсомоторные качества,
обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в
различных
видах
деятельности,
восприятие
пропорций,
особенностей
объемной и плоской формы, пространственного воображения и образнологического мышления, цвета, ритма, движения.
Анимация сочетает
теоретические и практические занятия, результатом которых является
реальный продукт самостоятельного творческого труда.
Программа «Студия анимации» имеет техническую направленность,
и создает условия, обеспечивающие выявление и развитие индивидуальных
творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации.
Программа актуальна, так как:
1)
разработана в соответствии со следующими современными
нормативными правовыми актами и государственными программными
документами, а также локальными нормативными актами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства
РФ от 29.05.2015 №996-р)
3
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
27.07.2022 № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам";
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Министерства образования и науки России от 18 ноября 2015
№09-3242;
Требования
общеразвивающим
к
дополнительным
программам
персонифицированного
для
финансирования
общеобразовательным
включения
в
дополнительного
систему
образования
Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от
26.02.2021;
Приказ
Министерства
образования
и
молодежной
политики
Свердловской области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в
методические
рекомендации
общеобразовательных
программ
«Разработка
в
образовательных
дополнительных
организациях»,
4
утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934д4;
Устав МАУ ДО – ДДиЮ;
Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ на 2022 – 2025 гг.;
2) отвечает региональным социально-экономическим потребностям
и
особенностям
образовательного
пространства
Екатеринбурга,
способствуя решению проблемы обеспечения каждому ребенку возможности
максимально полного раскрытия его творческого потенциала, что создает
благоприятные
условия
для
обеспечения
Уральского
региона
подготовленными кадрами.
3) отвечает потребностям родителей в развитии познавательной сферы
детей, в раскрытии их творческого потенциала и коммуникативных навыков,
так как предусматривает развитие
у обучающихся коммуникативных
способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Отвечает потребностям детей в приобретении знаний и практического опыта
создания анимационных фильмов.
Данная программа выстроена на основе программы дополнительного
образования «Детская студия анимации», Р.Я. Климарева, Москва, 2021.
Отличие программы «Студия анимации» заключается в увеличении
количества часов на практическую работу обучающихся, в комплексном
подходе к изучению анимации, это не только навыки работы с видеоредакторами, а знакомство с разными видами анимации, техниками,
используемыми материалами.
Новизна
программы
заключается
в
углубленном
изучении
пластилиновой анимации, различных техник и широких возможностей
данного материала. Содержание программы выстроено так, чтобы наиболее
полно познакомить обучающихся с особенностями художественной и
технической
стороны
анимационного
процесса,
что
способствует
формированию эстетической культуры ребенка.
5
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
содержание занятий построено на взаимодействии разнообразных видов
искусства
(живопись,
музыка,
литература,
театр);
изобразительной
(рисование, лепка, изготовление персонажей и деталей съемки из различных
материалов и т.д.) и технической (освоение различных техник съемки, работа
с - видео и - аудио аппаратурой) деятельности. Таким образом, за время
создания мультфильма, ребенок может побывать в роли сценариста, актера,
художника, аниматора и монтажера. То есть, он знакомится с разными видами
творческой деятельности и получает много новой интересной информации,
формируя тем самым гармонично развитую личность.
Адресат программы – мальчики и девочки 7-14 лет, без предъявления
требований к уровню подготовки и способностям, но при отсутствии
медицинских противопоказаний.
Краткая характеристика возрастных особенностей обучающихся:
возраст 7 – 14 характеризуется не только интенсивным ростом, но и бурным
эмоциональным и интеллектуальным развитием. Дети вполне
овладевают
учебными навыками, у большинства обучающихся выявляется склонность к
определенным видам деятельности. Дети начинают мыслить абстрактно.
Способны
прогнозировать
последствия
своих
поступков.
Обладают
энтузиазмом и потребностью в самоутверждении, в подчёркивании своей
«взрослости» и самостоятельности. Как правило, дети этого возраста охотно
взаимодействуют в команде, умеют распределять роли и обязанности,
планировать совместную деятельность. Болезненно воспринимают критику.
В этом возрасте начинает складывается система оценки собственной
деятельности, однако оценка взрослого играет большую роль. Дети попрежнему зависят от мнения окружающих, нуждаются в признании своих
успехов, стремятся принимать участие в социально значимой деятельности.
Именно в этом возрасте дети и подростки могут усвоить базовые знания по
данной программе.
6
Данная программа предполагает формирование разновозрастных групп.
На занятиях предполагаются групповые творческие задания, но также
используется индивидуальный подход к каждому ребенку в зависимости от
уровня его усвоения и способностей.
Режим занятий. Дети занимаются по 2 часа (1 академический час
составляет 45 мин.) 1 раз в неделю. Перерыв между учебными занятиями – 10
минут. Общее количество часов в неделю – 2.
Общий объем программы – 144 часа
Срок освоения программы: 2 учебный года, 72 недели
Особенности
организации
образовательного
процесса
–
традиционная модель, представляющая собой линейную последовательность
освоения содержания в течение двух лет.
Перечень форм обучения: очная, в условиях временных ограничений –
с использованием дистанционных технологий.
Перечень форм организации занятий: фронтальная групповая, в
малых группах.
Перечень видов
занятий:
практическое занятие, беседа, открытое
занятие, проектная деятельность.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы: открытые занятия, итоговое занятие, защита проекта.
Система
мониторинга
осуществляется
с
помощью
тестов,
диагностических карт предметных и личностных компетенций (Приложения
1, 2, 3).
Принципы, лежащие в основе программы:
-доступность
(соответствие
возрастным
и
индивидуальным
особенностям);
-наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
-демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ученика в
социуме, реализация собственных творческих потребностей);
7
-научность
(обоснованность,
наличие
методологической
базы
и
теоретической основы);
-«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы,
ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – обучение основам пластилиновой анимации,
способствующим творческой самореализации и всестороннему развитию
обучающихся.
Обучающие задачи программы:
знакомить с основными принципами анимации: сценарного
мастерства, теории движения, основам режиссуры, композиции кадра,
создания звука и монтажа;
знакомить с возможностями пластилина, техниками лепки;
обучать технологии создания кукол и декораций из различных
материалов;
обучать
основным
навыкам
работы
на
компьютере,
с
мультипликации
и
фотокамерой, монтажу простейших анимационных фильмов.
Развивающие задачи:
способствовать
развитию
интереса
к
киноискусству, литературе, изобразительной деятельности, музыке;
активизировать мышление и воображение детей.
Воспитательные задачи:
способствовать развитию целеустремленности, внимания, чувства
товарищества и личной ответственности путем реализации групповых
творческих проектов.
8
1.3. Содержание программы
Учебный план
1-й год обучения
№ Перечень разделов, тем
Всего
Количество часов
Теория
Практик
а
1
1
3
Введение в
образовательную
программу
Основы режиссуры и
анимации
Сценарное мастерство
4
Пластилиновая анимация
14
2
12
5
Азбука звука
4
0,5
3,5
6
Основы монтажа
10
1,5
8,5
7
8
Другая анимация
Проектная деятельность
6
10
2
3
4
7
6
0
6
72
15
57
1
2
9. Конкурсно-массовая
деятельность
Итого
2
10
2
8
10
3
7
Формы
аттестации
(контроля)
Беседа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа,
видеоролик
Запись
звуковых
эффектов
Монтаж
ролика
Видеоролик
Презентация
анимационн
ых работ
Участие в
конкурсах/
мероприятия
х
Содержание программы
1 год обучения
Тема 1. Введение в образовательную программу
Теория. Знакомство с коллективом. Знакомство с правилами внутреннего
распорядка и планами на учебный год. Инструктаж по технике безопасности.
Определение понятия «анимация», история. Знакомство с видами анимации.
9
Практика. Просмотр анимационных мультфильмов в различных техниках.
Обсуждение
идей
для
будущих
роликов.
Демонстрация
создания
мультфильма.
Тема 2. Основы режиссуры и анимации
Теория. Оживление, технология создания покадрового фильма. Критерии
анимации: виды, методы, стили; применяемые материалы. Настройка
фототехники и освещения для съемки. Развитие представлений о кадре:
композиционное построение, план и ракурс. Тайминг. Принципы анимации:
поза, сценичность, движение.
Практика.
Настройка
фототехники.
Применение
знаний
о
создании
мультфильма на практике. Изучение мимики и движений, проекция качеств на
персонажей анимации. Работа с композицией. Съемка мультфильмов.
Тема 3. Сценарий
Теория. Определение термина «сценарий». Как создается сценарий: законы
построения сюжета. Раскадровка и ее роль в создании анимации. Создание
образа. Изучение детских литературных произведений, сказок, басен, загадок,
стихотворений, фольклора.
Практика. Написание сценариев для мультфильмов на основе литературных
произведений. Продумывание образов и характера персонажей. Применение
раскадровки.
Тема 4. Пластилиновая анимация
Теория. Что такое перекладная (плоскостная) анимация. Что такое кукольная
(объемная) анимация. Особенности направлений. Просмотр мультфильмов в
данной технике. Используемые материалы и декорации для анимации.
Техника «Перелепка». Цветоведение: свойства цветов, настроение, символика.
Основные приемы создания объемного изделия.
Практика: Разработка персонажей, фона, декораций.
10
Тема 5. Азбука звука
Теория. Виды звуков (музыка, речь, звуки природы, голоса животных, шумы).
Значение музыки в анимации: эмоции и настроение. Речь за кадром.
Практика. Изучение звуков и их создание (шум листьев, дождь, гроза и т.д.).
Запись звуковых этюдов, речи. Прослушивание жанровой музыки, анализ
настроения и выбор музыки для анимации.
Тема 6. Основы монтажа
Теория. Программы для монтажа. Основы монтажа. Демонстрация процесса
монтирования анимации. Знакомство с программой анимирования CrazyTolk,
МультиПульти.
Практика. Просмотр процесса монтирования анимации. Монтаж на основе
полученных знаний.
Тема 7. Другая анимация.
Теория: Знакомство с иными видами анимации: пиксиляция, особенности
направления; сыпучая анимация, предметная, анимация из природных
материалов. Бумажные марионетки.
Практика: Разработка, и съемка мультфильмов с использованием людей в
главной роли, сыпучих материалов, продуктов и других предметов. Создание
бумажной марионетки и ее анимирование.
Тема 8. Проектная деятельность
Теория: Определение понятия «проект», этапы. Обсуждение, планирование
будущего проекта. Изучение темы Новый год (традиции, особенности
праздника в разных странах); обсуждение социальных проблем, выбор темы
для анимации: безопасная дорога, здоровье, изменим мир к лучшему.
Практика: работа над анимационным роликом на новогоднюю тему
(поздравительный, информационный ролик). Создание анимации на одну из
данных социальных тем. Результатом проекта станет готовый анимационный
11
продукт, который обучающиеся продемонстрируют в сети Интернет, на одном
из мероприятий учреждения, либо конкурсе.
Тема 7. Конкурсно-массовая деятельность
Практика. Экскурсии на киностудию, фильмофонд, посещение музеев,
тематические
праздники,
участие
в
конкурсах,
мероприятиях.
12
Учебно-тематический план
II год обучения
№ Перечень разделов, тем
Всего
Количество часов
Теория
Практик
а
1
1
2
2
Повторение изученного
материала
Буктрейлер
6
1
5
3
Сценарий и киноведение
14
4
10
4
20
2
18
5
Пластилинография и
другая анимация
Проектная деятельность
12
2
10
6
Азбука звука
4
1
3
7
Компьютерный монтаж
10
2
8
8
Конкурсно-массовая
деятельность
4
0
4
Итого
72
13
59
1
Формы
аттестации
(контроля)
Беседа
Творческая
работа,
видеоролик
Творческая
работа
Творческая
работа
Презентация
анимационн
ых работ
Запись
звуковых
эффектов
Монтаж
ролика
Участие в
конкурсах
/мероприяти
ях
Содержание программы
2 год обучения
Тема 1. Повторение раннее изученного материала
Теория. Техника безопасности. Знакомство с планами на учебный год.
Определение анимации, виды и техники создания мультфильма. Порядок
создания анимационного мультфильма.
Практика. Разработка сюжета, декораций. Съемка мини-этюда (на основе
остаточных знаний).
Тема 2. Буктрейлер
13
Теория: Определение понятия «буктрейлер», особенности направления.
Поиск литературных произведений.
Практика. Изучение литературных произведений, сокращение сюжета до
формата «тизер» (краткий пересказ), подготовка раскадровки, декораций,
персонажей. Съемка.
Тема 3. Сценарий и киноведение
Теория. Вспоминаем, что такое сценарий. Киноведение: виды, жанры кино,
выразительные приемы. Знакомимся с планами в кино: дальний, общий,
средний, крупный, сверхкрупный, деталь и возможностями их совмещения в
анимации.
Практика. Просмотр мультфильмов, анализ построения и совмещения
планов. Групповая и индивидуальная разработка сценария с применением
одного или нескольких планов. Съемочная деятельность.
Тема 4. Пластилинография и другая анимация
Теория. Объемная (кукольная) анимация и ее особенности. Мимика и жесты
кукол. Тонкости техники «пиксиляция». Объемные, масштабные декорации.
Возможности и инструменты для выполнения.
Практика. Проработка кукольных героев, отработка мимики, жестов.
Создание декораций в масштабе.
Тема 5. Проектная деятельность
Теория. Знакомство с праздниками: 23 февраля, 8 марта, День космонавтики,
9 мая, история появления праздников. Обсуждение существующих проблем и
возможных путей их решения, анимация на социальную тему: экология,
интернет, дружба народов, доброе дело. Знакомство с профессиями.
Практика. Разработка сценария, декораций и съемка поздравительного
мультфильма на праздники: новый год, 23 февраля, 8 марта, 9 мая.
Исследование и реализация социально-значимого проекта: анимация на одну
из предложенных тем. Результатом проекта станет готовый анимационный
14
продукт, который обучающиеся продемонстрируют в сети Интернет, на
одном из мероприятий учреждения, либо конкурсе.
Тема 6. Азбука звука
Теория. Повторение раннее изученного по теме звука. Поиск новых
звуковых эффектов. Расширение музыкального кругозора. Контраст звука,
лейтмотив. Речь за кадром. Настроение.
Практика. Изучение звуков и самостоятельное их создание. Запись
звуковых
этюдов,
речи.
Прослушивание
жанровой
музыки,
анализ
настроения и выбор музыки для анимации.
Тема 7. Компьютерный монтаж
Теория. Детальное изучение программ монтажа: «Movie Maker», «Movavi
Video Editor», «CrazyTolk», «МультиПульти». Технология наложения
субтитр, ускорение и замедление времени. Переходы, дополнительные
эффекты.
Практика. Монтаж роликов в различных программах. Индивидуальная и
коллективная работа.
Тема 8. Конкурсно-массовая деятельность
Практика. Экскурсии на киностудию, посещение музеев, тематические
праздники, участие в конкурсах, мероприятиях.
15
1.4. Планируемые результаты
1 год обучения
Личностные:
- сформирована мотивация к творческой деятельности;
- развито художественное мышление;
Метапредметные:
- умеет работать с полученной информацией;
- сформированы навыки сотрудничества;
- сформировано чувство ответственности.
Предметные:
По окончании первого года обучающийся знает:
- основные технические термины;
- этапы работы над анимационным мультфильмом;
- основные техники пластилиновой анимации;
- особенности других видов анимации;
- особенности написания сценария;
- способы образования звуковых эффектов;
- основные правила простого монтажа;
- ТБ при работе со средствами ИКТ.
Умеет:
- создавать персонажей и декорации согласно сценарию;
- настраивать технику и освещение в соответствии с поставленной задачей;
-лепить «живые» детали для съемки;
- делать покадровую анимацию;
- записывать звук;
- делать простой монтаж ролика.
16
2 год обучения
Личностные:
- сформировано стремление к расширению кругозора в направлениях кино,
литературы и музыки;
- сформирована адекватная самооценка;
- развито стремление к работе на результат;
- раскрыт творческий потенциал.
Метапредметные:
- умеет ориентироваться в потоках информации;
- сформированы умения планировать, контролировать и оценивать действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- формирование собственного мнения и позиции;
- владеет навыками проектной деятельности.
Предметные:
По окончании второго года обучающийся знает:
- историю мультипликации, ее виды;
- специфику создания буктрейлера;
- значение музыки и звука в анимационном ролике;
- плановость кадра;
- иметь представление о том, что такое основная идея фильма (авторская
позиция).
Умеет:
-писать несложный сценарий;
- производить раскадровку;
- создавать персонажей и декорации согласно сценарию;
- проектировать все этапы работы над анимацией;
17
- воспроизводить реалистичную мимику;
- подбирать звуковое сопровождение согласно настроению ролика;
-самостоятельно накладывать титры и субтитры в монтаже;
- ускорять и замедлять движение картинки.
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
№ п\п
1
2
3
4
5
6
7
Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Начало занятий
Выходные дни
Каникулы
8
Окончание занятий
36 в год
72 в год
6
216 в год
сентябрь
30.12 – 08.01
Образовательная
деятельность
в
ДДиЮ
осуществляется и в период
осенних
и
весенних
школьных каникул
май
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
В
соответствии
с
СанПиН
2.4.3648-20
занятия
проводятся
в
просторном и освещенном помещении, оборудованном:
Мебелью: столы и стулья, для теоретического обучения.
Инструментами и оборудованием:
Компьютеры, для обработки фотоматериала -6.
Фотоаппарат – 1.
Штатив – 1.
Зарядные устройства-1.
Лампы – 3.
Микрофон – 1.
Проектор и экран (доска) для демонстрации материала - 1.
18
Компьютерные программы:
Windows Movie Maker
MovaviVideoEditor
CrazyTolk
МультиПульти
Для реализации программы необходимы материалы индивидуального
пользования:
1. Бумага для создания декораций и персонажей (акварельная, картон А1А4);
2. Карандаши цветные, краски, кисточки ножницы;
3. Тетрадь или альбом для сценария и зарисовок;
4. Пластилин, доска для лепки, стеки (для каждого обучающегося);
Методическое обеспечение программы:
В процессе реализации программы используются следующие методы:
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: создание
ситуации успеха; поощрение в обучении; использование игр и игровых форм.
Методы создания творческого поиска.
Методы организации взаимодействия обучающихся друг с другом
(диалоговый).
Методы развития психологических функций, творческих способностей и
личностных качеств обучающихся: создание проблемной ситуации; создание
креативного поля; перевод игровой деятельности на творческий уровень.
Методы гуманно-личностной педагогики.
Методы формирования обязательности и ответственности.
Классификация учебных занятий (по основной дидактической цели)
1. Вводное учебное занятие (начало учебного года, раздела, темы).
19
2. Учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и
способов действий.
3. Учебное занятие по закреплению знаний и способов действий.
4. Учебное занятие по комплексному применению знаний и способов
деятельности.
5. Систематизация и обобщение знаний.
6. Учебное занятие по контролю, оценке и коррекции.
Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено
на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех
участников образовательного процесса к любой информации, связанной с
реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами,
организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Социально-психологические
условия
реализации
образовательной
программы обеспечивают:
- учет
специфики
возрастного
психофизического
развития
обучающихся;
- вариативность
направлений
сопровождения
участников
образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического
здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного
образа жизни;
- дифференциация
и
индивидуализация
обучения;
мониторинг
возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка детей с
особыми образовательными потребностями);
- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и
среде сверстников.
Информационные условия:
- наличие группы в социальных сетях https://vk.com/cherdakddu для
отслеживания результатов обучающихся;
20
- во время карантина возможно применение дистанционных технологий
обучения: онлайн-занятие, мастер-класс.
Дидактическое обеспечение программы:
разработка теоретической части занятий, презентации;
схемы, таблицы, иллюстрации по основным темам программы;
банк мультфильмов.
Кадровое обеспечение
Программу
реализует
педагог
дополнительного
образования,
обладающий знаниями в области образовательной программы.
2.3. Формы аттестации, контроля и оценочные материалы
За
период
освоения
программа
предусматривает
текущий,
промежуточный и итоговый контроль.
Промежуточная оценка освоения материала проводится по окончанию
изучения каждого раздела программы в виде выполнения задания по темам на
навыки лепки, съемки, озвучки и монтажа, и презентации творческих работ на
занятии, в сети Интернет.
В конце каждого учебного года проводится отчётное мероприятие в
формате презентации видеороликов, мультфильмов, выполненных за учебный
год.
Итоговая работа предполагает создание проекта, используя средства
пластилиновой лепки и других техник. Итоговый проект демонстрирует
умения реализовывать свои замыслы, творческий подход, умение работать с
пластилином и другими материалами.
21
Список литературы
Нормативно-правовая литература представлена в Пояснительной записке
Психолого - педагогическая литература:
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2018. - 317 c.
2. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2017. - 352 c.
3. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования - В.П. Голованов. - М.: Юрайт, 2018.- 282 с.
4. Корчак, Я. Несерьезная педагогика / Я. Корчак. - М.: Самокат, 2019. - 256 c.
5. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика: Учебно-методическое пособие / Д.В.
Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры / И.В. Патрушева. - М.:
Юрайт, 2019. - 130 с.
7.Педагогика
дополнительного
образования.
Психолого-педагогическое
сопровождение детей / ред. Байбородова Л. В. - М.: Юрайт, 2019. 364 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И.
Самыгин. – Рн/Д: Феникс, 2019. - 687 c.
9. Суртаева, Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии / Н.Н. Суртаева.М.: Юрайт, 2019. - 250 с.
10. Хуторской, А.В. Педагогика / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2019. - 312
Специальная:
1. Анофриков П.И.- Принципы работы детской студии мультипликации /
П.И. Анофриков. – Новосибирск: Детская киностудия «Поиск», 2018г.
2. Велинский Д.В.-Технология процесса производства мультфильмов в
техниках
перекладки.
Методическое
пособие.–
Новосибирск:
Детская
киностудия «Поиск», 2014г.
22
3. Новацкая Марья. – Большая пластилиновая книга. Как слепить любую
сказку. - Питер, 2018г.
4. Новацкая Марья. – Лепим сказку: пошаговый мастер-класс. – Питер,
2013г.
5. Попова К.С. - Факультет анимации. Основы предметной анимации.
Образовательная программа, г. Красноярск, МОУ ДОД ЦДОД «Радиотехник»,
2010г.
6. Уайтэкер Гарольд. – Тайминг в анимации /Дж. Халас. – Focal, 2019
7.
Хитрук Ф.С.- Профессия-аниматор. (В 2 тт.)- М.: Гаятри, 2017г.
23
Приложение 1
Список мультфильмов, используемые на занятиях в качестве
демонстрации техник, особенностей сюжета, звукового
сопровождения и т.д.
«Голубой щенок» (Союзмультфильм, 1976 год)
«Варежка», реж. Р. Качанов, 1967;
«Гора самоцветов», реж. А. Татарский, 2005;
«Ежик в тумане», реж. Ю. Норштейн, 1976;
«Пластилиновая ворона», реж. А. Татарский, 1981;
«Цветик - семицветик», реж. М. Цехановский, 1949;
«Падал прошлогодний снег», реж. А. Татарский, 1983;
Видеосюжет из телепередачи «Галилео» Кукольная анимация
Видеосюжет из телепередачи «Галилео» Колоризация (Раскраска кино)
Кошмар перед рождеством, реж. Г.Селик, 1993;
Паранорман, реж. К. Батлер, 2012;
Коралина в стране кошмаров, реж Г.Селик, 2008;
Франкенвини, реж. Тим Бертон, 2012.
24
Приложение 2
Глоссарий
Аниматик – анимированная раскадровка, включающая основные монтажные
приемы будущего фильма: расположение объектов в кадре, движение камеры и
т.п., и отснятая в хронометраже будущих сцен, с репликами.
Анимация (от
фр.
animation)
–
оживление,
одушевление.
Слова
«Мультипликация» и «Анимация» в современном русском языке нередко
используются в качестве синонимов, несмотря на различное происхождение
этих слов и их значений (денотатов). При этом в профессиональных кругах
второе преобладает, будучи частью международного профессионального
жаргона, таких понятий как аниматик и т.п.
Компоновка – ключевая фаза мультипликата, определяющая характер и
направление движения.
Лимитированная анимация – анимация, в которой используется как можно
больше повторов уже сделанных фаз и в большем объеме используется
статика. Как правило, в такого рода фильмах на секунду экранного времени
затрачивается не более 6 рисунков. Лимитированная анимация требует такого
же мастерства от одушевителя, как и классическая (т.е. максимально
детализированная), поскольку здесь приходится создавать иллюзию действия
самыми экономными средствами.
Мультипликат –
ключевые
компановки,
которые
создает
художник-
мультипликатор (аниматор).
Мультипликация (от лат. multiplicatio – умножение, увеличение, возрастание,
размножение) – технические приёмы получения движущихся изображений,
иллюзий движения и/или изменения формы объектов (морфинг) с помощью
нескольких или множества неподвижных изображений и сцен.
Мультстанок –
специальным
образом
оборудованная
кинокамера
и
съемочной стол, где последовательно монтируются и снимаются в ярусах и
25
слоях кадры анимации.
Перекладка – технология анимации, в основе которой лежит плоская
марионетка. Персонажи вырезаны из плотной бумаги, целлулоида, двигаются
(анимируются) непосредственно под камерой.
Пиксиляция – собранное заново по кадрам с новым таймингом и от этого
ставшее условным движение живого актера.
Раскадровка – последовательность рисунков, определяющих монтажные
планы.
Статика – наиболее устойчивое положение персонажа, которое можно
держать в кадре длительное время. Несет функцию точки в предложении.
Рисунок, предназначенный для статики, делается обычно с большей
тщательностью, чем остальные фазы.
Тайминг – английское слово «timing» не имеет аналога в русском языке. Оно
может означать темпоритм, синхронизацию, хронометраж. В анимации его
следует понимать как расчет движения во времени и пространстве. Это та
часть одушевления, которая придает движению смысл. Основные принципы
тайминга в анимации: 1. Точная мизансценировка и композиция кадра. 2.
Расчет времени на подготовку зрителя к предстоящему событию, на само
действие и затем на реакцию зрителя на это событие.
Тотальная
анимация –
анимация,
в
которой
в
каждом
кадре
перерисовываются не только персонажи, но и фон. Каждая картинка рисуется
полностью.
Фаза – промежуточное положение между компоновками.
Фазовка – создание промежуточных фаз движения.
Черновой мультипликат – мультипликат до прорисовки.
Экспозиционный лист (ExposhureList) – табличная форма, передающая
последовательность фазованных рисунков, слоистое построение сцены,
синхрон со звуковыми фразами, работу камеры, служебные пометки и т.д.
26
Один из основных подписываемых и утверждаемых документов. Определяет,
какие элементы сцены подлежат сканированию и закраске, в каких кадрах они
расположены и какие слои собой представляют, как должна вести себя камера
и т. д. На многих американских мультстудиях пользуются листами,
вмещающими 96 кадров (4 секунды). При работе для ТВ, где скорость
проекции 25 кадра в секунду, применяют листы в 100 кадров. В советских и
российских студиях экспозиционный лист рассчитан на 52 кадра, что равно 1
метру кинопленки.
27
Приложение 3
Карта уровней освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
(предметная компетентность)
№
п/п
Ф.И.
обучающегося
А
Уровень
практической
подготовки
Показатели
Уровень
теоретической
подготовки
3балла – высокий уровень;
2 балла– средний уровень;
1балл – низкий уровень.
Б
Уровень освоения
дополнительной
образовательной
программы
В баллах
(А+Б):2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
28
ФИ
обучающегося
1 – исходный балл
2 – средний уровень (базовый)
29
Средний балл
3 – высокий (самостоятельность с частичной помощью педагога)
4 – профессионал (творческая самостоятельность и самоопределение
Саморазвитие
Сформированные
художественные способности и
эстетический вкус
Проектная
деятельность
Целеустремленность,
стремление к
экспериментированию
Аккуратность в исполнении
Формирование навыков
самостоятельной работы
Пластилинография и
другие виды анимации
Умение применять на
практике полученную
информацию
Способность сотрудничать со
сверстниками
Способность применять
бытовые, сыпучие предметы,
бумагу в анимационной
деятельности
Освоение технических
навыков и основ режиссуры
и анимации
Умение лепить объект в
плоской и объемной
техниках
Проработка декораций как
один из важных элементов
мультфильма
Действие по алгоритму,
выполнение согласно
сценарию
Умение производить монтаж
и запись звука
Умение производить
раскадровку, придумывать
простые сценарии
Показатели
Умение выстроить камеру и
свет в соответствии с задачей
Карта диагностики для определения динамики освоения программы, социального и творческого развития
обучающихся Студии анимации 1 и 2 года
Личностное
и эстетическое развитие
Сред.
Балл