Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования –
Дом детства и юношества
ФОТОШКОЛА
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
технической направленности
Срок реализации программы –144 часа
Возраст обучающихся - 10 – 16 лет
Разработчик:
Сетов Данил
Русланович,
педагог дополнительного
образования
г. Екатеринбург, 2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1 КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
3
ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
3
1.2. Цель и задачи программы
8
1.3. Содержание программы
9
1.4. Планируемые результаты
13
РАЗДЕЛ 2 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
15
2.2. Условия реализации программы
15
2.3. Формы аттестации, оценочные материалы
18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
19
ПРИЛОЖЕНИЯ
21
2
1.Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
Фотография позволяет людям увидеть мир образно, испытать свои силы в
интересном и увлекательном процессе творческого отражения окружающего
мира, а то и просто зафиксировать те или иные события в нашей памяти.
Фотографический снимок сопровождает нас всю жизнь. Без слов рассказывает
о происходящих событиях со страниц газет и журналов; незаменим в любой
работе и в научных исследованиях; украшает наш быт, напоминает об удачном
отпуске или об увлекательной туристической поездке. Сегодня, благодаря
стремительному развитию компьютерной техники и технологий, цифровая
фотография завоевывает популярность. Цифровая фотография в настоящее
время используется практически везде: в полиграфическом производстве,
рекламе, при создании видео и кинофильмов, телевизионных программ, средств
мультимедиа, в Интернете.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Фотошкола»
технической
направленности
помогает
обучающимся
определиться в выборе будущей профессии. Приобретая навык работы
фотографирования, каждый ребенок получит не только интересное и
современное хобби, что немаловажно для самореализации и самоопределения в
самостоятельной взрослой жизни, но и базу для возможной будущей
профессии.
Программа «Фотошкола» актуальна, так как:
1) разработана в соответствии со следующими современными нормативными
правовыми актами и государственными программными документами, а также
локальными нормативными актами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).
3
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от
29.05.2015 №996-р)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г.
N
196
«Об
утверждении
порядка
Организации
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2020г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ 9 ноября
2018г. № 196;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам"
(вступает в силу с 1 марта 2023 года);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №09-3242;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
4
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в
образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» от 01.11.2021 №934-д4;
Устав МАУ ДО – ДДиЮ;
Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ на 2022 – 2025 гг.;
2) актуальна, так как отвечает региональным социально-экономическим
потребностям
и
особенностям
образовательного
пространства
Екатеринбурга, способствуя решению проблемы обеспечения каждому
ребенку возможности максимально полного раскрытия его творческого
потенциала.
3) актуальна,
так как отвечает потребностям родителей в доступном,
бесплатном, профессионально организованном и содержательном досуге их
детей, в развитии творческой, познавательной сферы детей, в раскрытии их
творческого потенциала и коммуникативных навыков; отвечает потребностям
детей, обеспечивая возможность освоить востребованные навыки цифровой
фотографии, реализоваться в интересном деле, выявить свои творческие и
технические способности, научиться мыслить нестандартно, гибко, развить
коммуникативные навыки, работать как в команде, так и индивидуально в фото
творчестве.
Программа
составлена
на
основе
программ
А.Е.
Безбородова
«Фотошкола» (Тольятти, 2011г.) и Ю.А. Тирской «Основы фотографии» (УланУдэ, 2015г.).
Отличительные особенности программы заключаются в комплексном
подходе к изучению цифровой фотографии. В программе изучаются не только
5
традиционные вопросы фотографии и простейшие программы для обработки
цифровой фотографии, но предполагается освоение элементов современных
экранных технологий, дизайна, а также основы художественного искусства.
Новизна программы «Фотошкола» заключаются в том, что детям
даются необходимые сведения из естественнонаучных дисциплин (физика,
химия); истории кино и фотографии; изобразительного искусства; психологии
общения, основ информатики и техники.
Дидактические принципы, лежащие в основе программы:
-доступность и успешность (соответствие возрастным и индивидуальным
особенностям);
-наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
-демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ученика в социуме,
реализация собственных творческих потребностей);
-научность (обоснованность, наличие методологической и теоретической
основы);
-«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы,
ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Адресат программы – дети (девочки и мальчики) в возрасте от 10 до 16 лет,
владеющие начальными навыками работы на персональном компьютере, при
отсутствии медицинских противопоказаний.
Формируется разновозрастная группа, в которой старшие дети выступают
в роли технических помощников педагога, а младшие стремятся не отставать,
тянутся за уровнем старших ребят. Такой подход дает преимущества в учебном
процессе, так как дети дополняют друг друга: старшие руководят младшими,
делятся умением, в свою очередь младшие дети набираются опыта у старших и
делятся своей непосредственностью, фантазией.
Краткая характеристика возрастных особенностей обучающихся:
Средний школьный возраст (10 – 14 лет) характеризуется интенсивным
физическим развитием, а также в это период окончательно выявляется
склонность к определенным видам деятельности. Подростки начинают мыслить
6
абстрактно. Способны прогнозировать последствия своих поступков. Обладают
энтузиазмом и потребностью в самоутверждении, в подчёркивании своей
«взрослости» и самостоятельности. Как правило, подростки этого возраста
охотно взаимодействуют в команде, умеют распределять роли и обязанности,
планировать совместную деятельность. Болезненно воспринимают критику.
Старший школьный возраст (15 – 16 лет) – вполне сложившиеся личности,
склонны проявлять самостоятельность и независимость от родителей, педагога.
Для старших подростков становятся чуждыми конкретные приземленные
образы,
характеры,
сюжеты.
Характерно
стремление
проявить
свою
независимость, индивидуальность, самореализоваться в социуме, руководить
младшими товарищами.
Таким образом, представляется рациональным организовать обучение в
разновозрастной группе.
Режим занятий. Дети занимаются по 2 часа (1 академический час составляет
45 мин.) 2 раза в неделю. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 4.
Объем программы – 144 часа
Срок освоения программы: 36 недель
Особенности организации образовательного процесса – традиционная
модель, представляющая собой линейную последовательность освоения
содержания в течение одного года.
Перечень форм обучения: очная, в условиях временных ограничений – с
использованием дистанционных технологий.
Перечень форм организации занятий: фронтальная, групповая, в малых
группах.
Перечень видов
занятий:
практическое занятие, беседа, пленэр,
открытое занятие, экскурсия, проектная деятельность
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы:
открытые
занятия,
итоговое
занятие,
защита
проекта.
Запланированы 2 родительских собрания, анкетирование родителей для
7
выявления
степени
удовлетворённости
качеством
дополнительных
образовательных услуг (Приложение 4)
Система мониторинга осуществляется с помощью диагностических карт
предметных и личностных компетенций (Приложение 1,2).
Цель программы: развитие творческого и личностного потенциала
обучающихся средствами фотоискусства
Задачи программы
Обучающие:
- знакомить детей с основными терминами, понятиями, приёмами и
принципами современной фототехники и цифровой фотографии;
- формировать первоначальные навыки и умения в области создания и
обработки цифровой фотографии;
- обучать детей приёмам фотосъёмки в разных жанрах
Развивающие:
- формировать у обучающихся стремление к получению качественного
результата своей деятельности;
- развивать художественный и эстетический вкус;
- расширять кругозор в области техники и искусства;
- формировать навыки конструктивного взаимодействия и проектной
деятельности;
-
мотивировать
стремление
к
познавательной
деятельности,
к
самообразованию, саморазвитию;
Воспитательные:
- воспитывать социально активную и социально ответственную личность;
- содействовать формированию ценностного отношения к собственному и
чужому труду и его результатам;
- содействовать воспитанию потребности в здоровом образе жизни;
- воспитывать культуру общения и поведения в социуме.
8
1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план
№
1
2
Название раздела, темы
Введение в образовательную
программу
Основы фотографии
Общее
кол-во
часов
в т.ч
Теория
Практика
2
1
1
12
4
8
3
4
Композиция фотоснимка
Свет и цвет как
выразительные средства
фотографии
20
15
4
3
16
3
4.1
4.2
4.3
5
Свет
Цвет в фотографии
Черно-белый снимок
Жанры фотографии
5
5
5
24
1
1
1
3
4
4
4
6
5.1
5.2
5.3
6
8
8
8
10
1
1
1
2
7
7
7
8
7.
Пейзажная фотография
Натюрморт
Портретная фотография
Компьютерная обработка
растровых изображений в
программе «Photoshop»
Стоп-моушен
32
2
6
7.1
7.2
7.3
7.4
8
Режиссура и анимация
Сценарное мастерство
Аудио-эффекты
Основы монтажа
Проектная деятельность
8
8
8
8
20
1
1
1
1
4
7
7
7
7
16
9.
Культурно-воспитательная
деятельность
9
1
8
144
24
120
Итого
9
Формы
аттестации/ко
нтроля
Участие в
фотоигре
Творческая
работа
Фотоотчет
Творческая
работа,
минивыставка
фоторабот
Творческая
работа,
Выставка
фоторабот
Обработанн
ое
изображение
Групповое
создание
мультфильм
а
Презентация
выставки
Участие в
конкурсах/
мероприятия
х
Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Введение в образовательную программу
Теория: знакомство с коллективом «Фотошкола». Режим занятий. Техника
безопасности при работе с фотоаппаратом.
Практика: изучение оборудования в учебном кабинете
Раздел 2. Основы фотографии
Теория: настройки фотоаппарата. Знакомство с сюжетными режимами
фотоаппарата (пейзаж, портрет, еда, ночная съемка и др.). Настройки
программного (P) режима. Выставление значения ISO. Смысловой центр.
Практика: первые шаги в фотографии – выполнение кадров в разных режимах
съемки и при разном освещении (съемка в помещении и на улице), сравнение
полученных снимков. Выполнение заданий по выбору смыслового центра и
резкости объекта в кадре. Самостоятельная работа по выбору режимов
фотоаппарата под объект съемки.
Раздел 3. Композиция фотоснимка
Теория: понятие композиции, ее роль и правила. Золотое сечение. Правило
третей; расположение на снимке горизонтальных и вертикальных линий.
Создание динамики в кадре. Ракурс и точка съемки. Направляющие линии.
Диагональные линии. Ритм. Симметрия. Правило естественных рамок.
Заполнение кадра. Правило доминирующего глаза. Нарушение композиции для
воплощения творческого замысла.
Практика: выполнение упражнений по композиционному построению кадра.
Съемка с разных ракурсов. Создание симметрии, ритма.
Раздел 4. Свет и цвет как выразительные средства фотографии
4.1. Свет
Теория: освещение как важная составляющая хорошего снимка. Мягкий и
жесткий свет, их различия и особенности. Экспо коррекция и баланс белого.
Вспышка.
Практика: создание снимков при мягком и жестком свете. Работа с экспо
коррекцией и вспышкой.
10
4.2. Цвет в фотографии
Теория: цвет в фотографии, его значение. Цветовой круг. Контраст.
Практика: Сопоставление объектов кадра по цветовому кругу. Создание
контрастного снимка. Обсуждение работ, их различие и настроение в
зависимости от цвета и света.
4.3. Черно-белый снимок
Теория: основы и нюансы черно-белой фотографии.
Практика: создание черно-белой фотографии. Анализ фотографий в чернобелой тональности.
Раздел 5. Жанры фотографии
5.1. Пейзажная фотография
Теория: что такое «пейзаж». Виды пейзажа. Особенности пейзажной
фотографии. Рассмотрение и обсуждение фоторабот по теме пейзаж.
Практика: применение знаний композиции кадра в создании пейзажных
фотографий. Размещение на снимке разных природных объектов. Выполнение
снимков по теме «Городской пейзаж», «Природа» и др. Самостоятельная работа
в пейзажной съемке. Обсуждение и анализ снимков.
5.2. Натюрморт
Теория: натюрморт как предметная съемка. Определение понятия «предметная
съемка» и «натюрморт». Особенности съемки натюрморта. Композиционное
построение кадра. Выстраивание освещения. Создание динамики у статичных
предметов съемки.
Практика: выполнение снимков по теме «натюрморт» (съемка фруктов, цветов,
посуды, бытовых предметов и др.). Эксперименты с освещением при съемке
натюрморта. Самостоятельная работа. Обсуждение и анализ снимков.
5.3. Портретная фотография
Теория: определение термина «портрет». Виды фотопортрета. Правила
композиции в фотопортрете. Правильное кадрирование человека на снимке.
Влияние освещения на портрет. Жанровая фотография.
11
Практика: применение знаний композиции кадра в фотопортрете. Выполнение
заданий по съемке портрета: полный рост; поясной фотопортрет; плечевой
фотопортрет, на темы – семейный, детский, женский портрет. Съемка портрета
при мягком и жестком свете. Черно-белый фотопортрет. Создание портрета в
технике «жанровая фотография». Самостоятельная работа в портретной съемке.
Обсуждение и анализ снимков.
Раздел 6. Компьютерная обработка растровых изображений в программе
«Photoshop»
Теория: знакомство с программой AdobePhotoshop. Запуск программы,
открытие и закрытие файлов, сохранение отредактированного изображения.
Практика: выполнение упражнений, решение творческих задач в программе
Adobe Photoshop. Создание рамок, коллажей, ретуширование фотоизображений.
Раздел 7. Стоп-моушен
7.1 Режиссура и анимация
Теория: технология создания покадрового фильма. Определение понятия стопмоушен (stop-motion). Критерии анимации: виды, методы, стили; применяемые
материалы. Рассмотрение примеров роликов и мультфильмов, снятых в данной
технологии.
Практика:
групповое
создание
мультфильма.
Просмотр
и
анализ
получившихся мультфильмов.
7.2 Сценарное мастерство
Теория: Определение термина «сценарий». Как создается сценарий: законы
построения сюжета. Раскадровка и ее роль в создании анимации.
Практика: написание сценария на любую понравившуюся тему. Зарисовка
раскадровки будущего мультфильма.
7.3 Аудио-эффекты
Теория: Значение музыки в анимации: эмоции и настроение. Речь за кадром.
Практика: Запись звуковых этюдов, речи. Прослушивание музыки, анализ
настроения и выбор музыки для анимации.
12
Раздел 8. Проектная деятельность
Теория: Определение понятия «проект», этапы. Обсуждение, планирование
будущего проекта. Тема проекта определяется в соответствии с темой года,
временем года, полученными навыками, уровнем знаний обучающихся.
Примерные проектные темы: мир животных, времена года, кулинария, макрофотография.
Практика: Работа над проектом, соблюдая этапы: от создания до реализации.
Съемка, выход на пленэр. Результатом проекта является его публичная
презентация.
Раздел 9. Культурно-воспитательная деятельность
Практика: посещение музеев и фотовыставок. Участие в мероприятиях,
конкурсах, выставках, фотокроссах. Проведение мероприятий на сплоченность
группы.
1.4. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- обучающиеся проявляют социальную активность, личную ответственность в
соответствии с возрастом;
- обучающиеся проявляют уважение к результатам трудовой и творческой
деятельности;
- обучающиеся проявляют стремление к соблюдению норм и правил ЗОЖ, а
также поведения и взаимодействия в социуме
- обучающиеся готовы и способны к саморазвитию, с самосовершенствованию,
в том числе, через фотоискусство
Метапредметные результаты:
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
-стремление к расширению кругозора в направлениях искусства и техники;
- готовность и способность к саморазвитию;
13
- сформированность эстетических потребностей и ценностей;
- умеет работать с информацией;
-сформированы умения планировать, контролировать и оценивать действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- сформированы навыки сотрудничества;
-умеет понимать причины успешности/неуспешности учебной и творческой
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации
неуспеха;
- владеет основами проектной деятельности.
Предметные результаты:
Обучающийся знает:
- композиционные особенности построения снимка
- физические свойства света;
- гармоничные цветовые сочетания;
- устройство и принципы работы фотоаппарата;
- основные технические термины;
- основные элементы интерфейса программы AdobePhotoshop
- ТБ при работе со средствами ИКТ.
Умеет:
- грамотно обращаться с фототехникой;
- создавать несложную фотокомпозицию;
- выполнять съемку объектов в основных жанрах фотографии,
- выполнять самостоятельные действия с объектами и документами в среде
Photoshop,
- пользоваться основными инструментами программы,
14
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
№ п\п
1
2
3
4
5
6
7
Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Начало занятий
Выходные дни
Каникулы
8
Окончание учебного года
36
72
4
144
11 сентября
30.12 – 09.01
Образовательная
деятельность
в
ДДиЮ
осуществляется и в период
осенних и весенних школьных
каникул
31 мая
2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Занятия
проводятся
в
просторном
и
освещенном
помещении,
оборудованном:
Мебелью: столы и стулья, для теоретического обучения.
Инструментами и оборудованием:
Компьютеры, для обработки фотоматериала - 6.
Фотоаппараты – 2.
Штатив – 1.
Зарядные устройства - 2.
набор студийного света;
принтер;
проектор, экран для демонстрации материала и просмотра результатов
работ;
Лампы – 3
Смарт-панель -1.
Компьютерные программы:
15
AdobePhotoshop CS
Microsoft Publisher
Sony Vegas Pro
Windows Movie Maker
Информационные условия:
Дистанционные технологии и электронное обучение применяются в
случае введения карантина / временных ограничений на посещение ОО.
Используемые ресурсы для электронного обучения:
www.photosight.ru
www.foto.ru
http://www.art-paysage.ru/
http://www.openclass.ru/wiki-pages/50648
˗
Информационное оснащение образовательного процесса - оформление
стендов и размещение информации для родителей.
˗
Наличие выбора информационных ресурсов (достижение оптимального
состояния сочетания электронных и традиционных информационных
ресурсов)
˗
Анкетирование родителей
˗
Размещение информационных и содержательных материалов на сайте
Дома детства и юношества Кировского района.
˗
Группа для родителей в WhatsApp
Дидактическое обеспечение программы
разработка теоретической части занятий, презентации.
схемы, таблицы, иллюстрации, видео по основным темам программы.
Кадровое обеспечение
Реализацию
программы
осуществляет
педагог
дополнительного
образования, владеющий знаниями и навыками для проведения занятий по
данной программе.
16
Методическое обеспечение программы
Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено
на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех
участников образовательного процесса к любой информации, связанной с
реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами,
организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Информационно-коммуникационные технологии – основные при
реализации программы. Весь процесс создания современной фотографии
невозможен без данных технологий. Теоретические занятия проводятся с
помощью интерактивных методов - беседы с просмотром и обсуждением
фото – видео материалов.
В процессе реализации программы используются также следующие
методы:
объяснительно-иллюстративный – беседа и демонстрация педагогом
приемов
работы,
мультимедийных
материалов,
фотографий;
дети
воспринимают и усваивают готовую информацию;
практические методы - как индивидуальная практическая работа детей (от
выполнения упражнения на заданную тему для овладения приемами работы и
приобретения навыков - до самостоятельной фото - композиции по авторскому
замыслу), так и коллективная работа по созданию общей композиции;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске материалов и
техник, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельный поиск материалов и техник для
реализации творческого замысла.
В основе содержания деятельности – личностно - ориентированные
технологии обучения. Их применение обеспечивает уважение к личности
каждого ребенка, внимание к его внутреннему миру и его неповторимости,
позволяет подбирать индивидуальную тематику и жанр фото - композиций,
17
стиль выполнения заданий.
Обучение направлено на развитие личности
ребенка в ситуации успеха.
Проектный
метод:
в
течение
учебного
года
обучающийся
индивидуально или в группе реализует творческий фото - проект. Проектная
деятельность позволяет ребенку проявить себя, публично продемонстрировать
достигнутый результат, сформировать ключевые профессионально-значимые
компетенции. Каждый ребенок в течение года участвует как в групповых, так и
в индивидуальных творческих проектах
Игровые методы - использование ролевых игр и игровых форм освоения
материала. Диалоговые методы организации взаимодействия обучающихся;
групповых творческих заданий, основанных на общей идее фото - проекта и
взаимодействии всех членов группы. Методы развития психологических
функций, творческих способностей и личностных качеств обучающихся:
создание проблемной ситуации; создание креативного поля; перевод игровой
деятельности на творческий уровень.
2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
За
период
освоения
программа
предусматривает
текущий,
промежуточный и итоговый контроль. В коллективе обучающиеся получают
определенный
объем
знаний,
умений
и
навыков,
качество
которых
определяется диагностическими методиками в форме наблюдения, анализа
продуктов деятельности. В сентябре и декабре проводится диагностика
освоения программы, предметных компетенций, личностного и социального
развития обучающихся (Приложения).
Форма
итоговой
аттестации
18
-
отчетная
выставка.
Список литературы
Нормативно-правовая литература представлена в Пояснительной записке
Психолого-педагогическая литература:
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2018. - 317 c.
2. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2017. - 352 c.
3. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования - В.П. Голованов. - М.: Юрайт, 2018.- 282 с.
4. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству/ Н.В. Дубровская. / Н.В.
Дубровская - СПб.: Детство-Пресс, 2017.- 119 с .
5. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика: Учебно-методическое пособие / Д.В.
Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры / И.В. Патрушева. - М.:
Юрайт, 2019. - 130 с.
7.Педагогика
дополнительного
образования.
Психолого-педагогическое
сопровождение детей / ред. Байбородова Л. В. - М.: Юрайт, 2019. 364 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И.
Самыгин. – Рн/Д: Феникс, 2019. - 687 c.
9. Суртаева, Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии / Н.Н. Суртаева.М.: Юрайт, 2019. - 250 с.
10. Хуторской, А.В. Педагогика / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2019. - 312
c.
Специальная:
1. Бажак, К. История фотографии. Возникновение изображения / К. Бажак.
М.: АСТ: Астрель, 2016. – 234 с.
2. Дедков, В.А. Настольная книга мастера AdobePhotoshop / В.А. Дедков.
М.: КомпьютерПресс, 2021. – 224 с.: ил. 688 с.: ил.
3. Дягтерев, А.Р., Фотокомпозиция: Средства. Формы. Приемы / А.Р.
19
Дегтерев. – М.: Издательство ФАИР, 2009 – 272с
4. Залогова, Л.А. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум /
Л.А. Залогова. – М.: БИКОМ. Лаборатория знаний, 2017. -162 с.
5. Картье-Брессон, А. Воображаемая реальность / А.Картье-Брессон.- СПб:
Либрус Пресс, 2018.- 173 с.
6. Тихонова, Е.Р. Принципы и методика работы детской фотошколы –
Новосибирск: «Поиск», 2017. - 82 с.
Литература для обучающихся и родителей:
1. Карпин, А. Фотография для начинающих / А.Карпин. – М.: СТК, 2018.216 с.
2. Тайц, А.М. Самоучитель AdobePhotoshop 7 / А.М. Тайц. — СПб.: БХВПетербург, 2017. – 164 с.
3. Тудоси, Г. Краткий курс для начинающих фоторгафов / Г.Тудоси. – СПб:
БХВ-Петербург, 2019. – 98 с.
4. Эвоян, Е. Просто и ясно о фотографии для начинающих.– Самиздат, 2012.64с.
20
Приложение 1
Карта диагностики уровня развития предметных компетенций
обучающихся фотошколы
Сред.
балл
Способность
реализовать медиапроект в
сотрудничестве со
сверстниками
Проектная
деятельность
Умение применять на
практике полученную
информацию
Умение работать со
светом и цветом
Освоение возможностей
Adobe Photoshop
Освоение основ
композиции
Умение выполнять
съемку в разных жанрах
Освоение предметных компетенций
Умение грамотно
обращаться с фото техникой
Ф.И.О.
Оценочная шкала:1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2
балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла –
оптимальный уровень (качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество
развито)
21
Приложение 2
Карта диагностики уровня развития универсальных профессионально значимых
качеств обучающихся
Ф.И. обучающегося
Универсальные профессиональные
значимые качества
Усвоение социальных норм и правил
1 год обучения
Средний балл в начале года
Средний балл в декабре
Способность к конструктивному
взаимодействию
Ориентация на успех
Трудолюбие
Личная организованность
Ответственность
Самоконтроль результатов личной
деятельности
Инициативность
Овладение необходимыми трудовыми
предметными навыками
Установка на ЗОЖ
Средний балл:
Оценочная шкала:1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2
балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла –
оптимальный уровень (качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество
развито)
22
Приложение 3
Глоссарий
Ключевые понятия
Фотография — получение и сохранение изображения при помощи
светочувствительного материала или светочувствительной матрицы в
фотокамере. (Википедия)
Фототехника – это техника фотографического производства (словарь
Ушакова).
Фотокамера – часть фотоаппарата, представляющая собой
светонепроницаемую коробку с объективом. (Общий толковый словарь
русского языка).
Линза — деталь из оптически прозрачного однородного материала,
ограниченная двумя полированными преломляющими поверхностями,
сферическими плоскими или асферическими. (Википедия)
Фокус — точка в оптической системе. (Википедия)
Композиция – составление целого из частей. (Википедия)
Экспозиция - (в фотографии, кинематографе и телевидении) —
количество актиничного излучения, получаемого светочувствительным
элементом. Для видимого излучения может быть рассчитана как
произведение освещённости на выдержку, в течение которой свет
воздействует на светочувствительный элемент: матрицу или фотоэмульсию.
(Википедия).
Натюрморт — изображение неодушевлённых предметов в
изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой,
исторической и пейзажной тематики. (Википедия).
Портрет – фотографическое изображение какого-либо человека.
(Общий толковый словарь русского языка).
Объективы - оптическая система, являющаяся частью оптического
прибора, обращённая к объекту наблюдения или съёмки и формирующая его
действительное или мнимое изображение. (Википедия).
23
Векторная модель - в информационном поиске представление
коллекции документов векторами из одного общего для всей коллекции
векторного пространства. (Википедия).
Растровая графика - изображение, представляющее собой сетку
пикселей — цветных точек (обычно прямоугольных) на мониторе, бумаге и
других отображающих устройствах. (Википедия).
Битовая глубина - термин компьютерной графики, означающий
количество бит (объём памяти), используемое для хранения и представления
цвета прикодировании одного пикселя растровой графики или
видеоизображения. (Википедия).
Оцифровка - описание объекта, изображения или видеосигнала (в
аналоговом виде) в виде набора дискретных цифровых замеров (выборок)
этого сигнала/объекта, при помощи той или иной аппаратуры, т. е. перевод
его в цифровой вид, пригодный для записи на электронные носители.
(Википедия).
Фильтры - понятия, устройства, механизмы, выделяющие (или
удаляющие) из исходного объекта некоторую часть с заданными свойствами.
(Википедия).
Ретушь – обработка изображений на фотографическом отпечатке,
негативе или на диапозитиве и оттисках всех видов печати с целью
исправления, восстановления стёршихся элементов изображения. (Общий
толковый словарь русского языка).
Фотомонтаж - по сути фотомонтаж — это вырезание каких-либо
объектов на фотографии и соединение (совмещение) их с другой
фотографией. (Википедия).
Трансформировать - преобразовывать, превращать, изменять, вид,
форму, существенные свойства кого-либо, чего-либо. (Общий толковый
словарь русского языка).
Растровая графика - изображение, представляющее собой сетку
пикселей — цветных точек (обычно прямоугольных) на мониторе, бумаге и
других отображающих устройствах. (Википедия).
Векторная графика - способ представления объектов и изображений в
компьютерной графике, основанный на математическом описании
элементарных геометрических объектов, таких как: точки, линии, сплайны,
24
кривые Безье и многоугольники. Объекты векторной графики являются
графическими изображениями математических объектов. (Википедия).
Матрица пикселов - специализированная аналоговая или цифроаналоговая интегральная микросхема, состоящая из светочувствительных
элементов — фотодиодов. (Википедия).
Ретуширование или ретушь фотографических позитивов и
негативов — имеет целью уничтожение некоторых их недостатков, в
особенности пятен и резких теней на портретах и раз личных царапин и
точек,происшедших от пыли и других случайностей фотографических
процессов. (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона).
Дизайн - проектировать, чертить, задумать, а также проект, план,
рисунок) - деятельность по проектированию эстетических свойств
промышленных изделий («художественное конструирование»), а также
результат этой деятельности. (Википедия).
Баннер - графическое изображение рекламного характера. Баннеры
размещают для привлечения клиентов, для информирования или для
создания позитивного имиджа. (Википедия).
Градиент - вектор, своим направлением указывающий направление
наибольшего возрастания некоторой величины, значение которой меняется
от одной точки пространства к другой (скалярного поля), а по величине
(модулю) равный быстроте роста этой величины в этом направлении.
(Википедия).
Фотопроект - тематическая серия фотографий, подготовленная одним
автором или коллективом. (Википедия).
25
Приложение 4.
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Поделитесь, пожалуйста, вашим мнением о качестве
образования в творческом объединении ДДиЮ, которое посещает Ваш ребенок.
Прочитайте внимательно каждое утверждение. Если вы с ним согласны, то поставьте
рядом с номером вопроса знак «+», если не согласны, то знак «-».
1. Образовательный процесс в детском объединении ориентирован на развитие личности
каждого ребёнка
2. Достижения и успехи моего ребенка педагоги оценивают объективно и справедливо
3. Педагог учитывает индивидуальные особенности моего ребёнка
4. Педагог прислушивается к моему родительскому мнению и учитывает его
5. В творческом коллективе проводится много интересных мероприятий
8. В группе / детском творческом объединении доброжелательная психологическая
атмосфера
9. У моего ребёнка складываются нормальные взаимоотношения с педагогом
10. У моего ребёнка хорошие взаимоотношения c детьми в группе, которую он посещает
11. Я являюсь частым гостем сайта ddu66.ru и получаю там интересную и полезную для
меня информацию
12. За время обучения моего ребёнка в творческом объединении отмечено повышение
уровня его личностного развития
13. Мой ребенок с удовольствием занимается в творческом коллективе ДДиЮ
14. Я доволен тем, что мой ребёнок посещает занятия в ДДиЮ.
26