Медиацентр

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования – Дом детства и юношества

МЕДИА-ЦЕНТР
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
Срок реализации программы - 1 год
Возраст обучающихся - 11 – 17 лет

Разработчик:
Насакина Надежда
Александровна
педагог дополнительного
образования

г. Екатеринбург, 2023 г.

1

Оглавление

1.Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы .............. 3
1.1 Пояснительная записка ................................................................................ 3
1.2 Цель и задачи программы ........................................................................... 8
1.3 Содержание программы .............................................................................. 9
1.4 Планируемые результаты .......................................................................... 15
2. Комплекс организационно-педагогических условий ................................... 16
2.1 Календарный учебный график .................................................................. 16
2.2 Условия реализации программы .............................................................. 17
2.3 Формы аттестации ............................................................................................ 19
Список литературы ............................................................................................... 21
Приложения ........................................................................................................... 24

2

1.Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
Наше время – время активных, предприимчивых, деловых людей. В
стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт
широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все
это требует развития коммуникативных возможностей человека. Современное
общество не может представить жизнь без средств массовой информации:
пресса, радио, телевидение, Интернет. Мы смотрим, читаем, слушаем каждый
день и почти каждый час. Поэтому всё больше детей связывают свою
будущую профессию со сферой коммуникаций и публичности, а именно –
журналистикой. Но не каждый ребенок может «печататься» в городской газете
или пробовать себя на телевидении. Наиболее оптимальной формой
организации современной коммуникативной деятельности является создание
детского медиацентра, где проходит изучение всей совокупности средств
массовой

коммуникации

социального

и

взаимодействии.

овладение

разносторонними

В

учреждения

рамках

процессами

дополнительного

образования вполне реально организовать собственную газету или телеканал.
Программа «Медиа-центр» (далее - программа) имеет социальногуманитарную

направленность

и

создает

условия,

обеспечивающие

выявление и развитие индивидуальных творческих способностей детей с
учетом их возможностей и мотивации. Программа ориентирована на то, чтобы
обучающиеся попробовали себя в роли журналиста, изучив совокупность
основ

журналистского

дела

по

таким

направлениям

как:

газетная,

телевизионная и интернет-журналистика, фото- и операторское искусство,
монтаж, блогинг.
Программа «Медиа-центр» актуальна, так как:
1)

разработана

в

соответствии

со

следующими

современными

нормативными правовыми актами и государственными программными
документами, а также локальными нормативными актами:
3

 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).


Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства

РФ от 29.05.2015 №996-р)


Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября

2018 г. N 196 «Об утверждении порядка Организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».


Приказ

Министерства просвещения Российской Федерации от 30

сентября 2020г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения РФ 9 ноября 2018г. № 196;


Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от

27.07.2022 № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам" (вступает в силу с 1 марта 2023 года);
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».


Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №09-3242;


Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от

03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
4



Приказ Министерства общего и профессионального образования

Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
 Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам

для

включения

в

систему

персонифицированного

финансирования дополнительного образования Свердловской области, Приказ
ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ
в образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д4;


Устав МАУ ДО – ДДиЮ;



Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ на 2022 – 2025 гг.;

2) актуальна, так как отвечает региональным социально-экономическим
потребностям

и

особенностям

образовательного

пространства

Екатеринбурга, способствуя решению проблемы обеспечения каждому
ребенку возможности максимально полного раскрытия его творческого
потенциала.
3) актуальна,

так как отвечает потребностям родителей в доступном,

бесплатном, профессионально организованном и содержательном досуге их
детей, в развитии творческой, познавательной сферы детей, в раскрытии их
творческого

потенциала

и

коммуникативных

навыков;

отвечает

потребностям детей, обеспечивая возможность реализоваться в интересном
деле, выявить свои способности, научиться мыслить нестандартно, гибко,
развить коммуникативные навыки, работать

как

в

команде,

так и

индивидуально в медиа сфере.
Программа «Медиа-центр» является компилятивной. При составлении
данной программы разработчик опирался на программы Л.В. Дудки «Медиа5

центр-20», Новосибирск, 2020 г.; М.С. Павлюковой «Школьный медиа-центр»,
Смоленск, 2018 г.,

а также на собственный опыт. Отличительной

особенностью программы «Медиа-центр»» стало расширение раздела
«Основы телевизионной журналистики» через деятельность телеканала Дома
детства и юношества, новизна программы – включение блока тем по
интернет-журналистике и применение медиа-технологии «Лонгрид».
Дидактические принципы, лежащие в основе программы:
-доступность и успешность (соответствие возрастным и индивидуальным
особенностям);
-наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
-демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ученика в социуме,
реализация собственных творческих потребностей);
-научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической
основы);
-«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы,
ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Адресат программы – дети (девочки и мальчики) в возрасте от 11 до 17 лет
без предъявления требований к уровню подготовки и способностям, но при
отсутствии медицинских противопоказаний.
Краткая характеристика возрастных особенностей обучающихся:
Средний школьный возраст (11 – 14 лет) характеризуется интенсивным
ростом и увеличением размера тела, а также в это период окончательно
выявляется склонность к определенным видам деятельности. Подростки
начинают мыслить абстрактно. Способны прогнозировать последствия своих
поступков. Обладают энтузиазмом и потребностью в самоутверждении, в
подчёркивании своей «взрослости» и самостоятельности. Как правило,
подростки этого возраста охотно взаимодействуют в команде, умеют
6

распределять роли и обязанности, планировать совместную деятельность.
Болезненно воспринимают критику.
Старший школьный возраст (15 – 17 лет) – вполне сложившиеся
личности, склонны проявлять самостоятельность
родителей,
конкретные
стремление

педагога.

и независимость от

Для

старших

подростков

становятся

приземленные

образы,

характеры,

сюжеты.

проявить

свою

независимость,

чуждыми
Характерно

индивидуальность,

самореализоваться. Необходимо учитывать это при подборе тем интервью и
других журналистских заданий.
Режим занятий. Дети занимаются по 2 часа (1 академический час
составляет 45 мин.) 2 раза в неделю. Перерыв между учебными занятиями – 10
минут. Общее количество часов в неделю – 4.
Объем программы – 144 часа
Срок освоения программы: 1 учебный год, 36 недель
Особенности организации образовательного процесса – традиционная
модель, представляющая собой линейную последовательность освоения
содержания в течение одного года.
Перечень форм обучения: очная, в условиях временных ограничений – с
использованием дистанционных технологий.
Перечень форм организации занятий: фронтальная групповая, в малых
группах.
Перечень видов

занятий:

практическое занятие, беседа, открытое

занятие, экскурсия, проектная деятельность
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы:

открытые

занятия,

итоговое

занятие,

защита

проекта.

Запланированы 3 родительских собрания, анкетирование родителей для
выявления

степени

удовлетворённости

качеством

дополнительных

образовательных услуг (Приложение 4)
Система мониторинга осуществляется с помощью диагностических карт
предметных и личностных компетенций (Приложение 1,2).
7

1.2 Цели и задачи программы
Цель программы - развитие коммуникативного и личностного
потенциала подростков через обучение основам журналистского мастерства
Обучающие задачи:
 обучать основам печатной, телевизионной, интернет-журналистики,
фотожурналистики и других видов медиа-деятельности;
 обучать основам операторского мастерства и видеомонтажа;
 обучать основам медиа-грамотности и медиа-безопасности.
Развивающие задачи:
 формировать и развивать навыки проектной деятельности;
 формировать и развивать коммуникативные компетенции детей;
 развивать навык работы с информацией;
 активизировать критическое мышление и воображение детей.
Воспитательные задачи:
 развивать личностные качества: самостоятельность, самоопределение,
самоорганизации, аккуратность, терпение, настойчивости в достижении цели;
 способствовать расширению кругозора, развитию чувства товарищества
и личной ответственности путем реализации творческих и социальных
проектов.
 способствовать развитию творческой активности.

8

1.3. Содержание программы

7.
7.1

Учебный (тематический) план
Перечень разделов, тем
Всего
Количество
часов
Теория Практи
ка
Введение в
4
2
2
образовательную
программу. Особенности
журналистского
творчества. Визуальная
журналистика
Типы СМИ
4
1
3
Методы сбора
4
2
2
информации
Информационные жанры
16
6
10
в печатных СМИ
Заметка
2
1
1
Репортаж
4
1
3
Интервью
4
1
3
Опрос
2
1
1
Зарисовка
4
2
2
Аналитические жанры в
4
3
1
печатных СМИ
Художественно4
3
1
публицистические жанры
Интернет-журналистика
12
8
4
Соцсети/блоги
6
4
2

7.2

Лонгриды

6

4

2

8.

Проектная деятельность

12

2

10

9.
9.1

Типы видеоконтента
Информационный
видеосюжет
Видео-опрос
Видео-интервью

30
8

14
4

16
4

Видеосюжет

4
6

2
2

2
4

Видео-опрос
Видеоинтервью с

№

1.

2.
3.
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
5.
6.

9.2
9.3

9

Формы
аттестации/
контроля
Беседа

Беседа
Беседа

Материал
Материал
Материал
Материал
Материал
Беседа
Беседа
Создание
странички в
соцсетях
Презентация
лонгрида на
социально
значимую тему
Защита/предст
авление
проектов

9.4

Обучающее видео

4

2

2

9.5
9.6

Проморолик
Социальный ролик

4
4

2
2

2
2

10.

Словесная импровизация

2

11.
11.1

Культура и техника речи
Работа с голосом

16
8

5
3

11
5

11.2

Убеждающее выступление

8

2

6

12.
13.
14.

Основы съемки
Основы монтажа
Конкурсно-массовая
деятельность

6
10
20

2
2
1

4
8
9

Итого

144

52

92

1

1

приглашенным
гостем
Обучающее
видео
Проморолик
Социальный
ролик
Самопрезента
ция
Зачет по
скороговоркам
Аудио
Видео
Видео
Участие в
мероприятиях/
конкурсах.
Создание
работ на
конкурсы

Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Введение в образовательную программу. Особенности
журналистского творчества
Теория. Знакомство с коллективом. Режим занятий, ТБ. Как и почему
возникла журналистика. Кто такой журналист. Понятие информации, ее
источники.

Этика

журналистского

творчества.

Отличие

визуальных

медиапродуктов от печатных. Журналист в кадре: роли.
Практика. Игры на знакомство, коллективное обсуждение плюсов и минусов
различных источников информации, обсуждение примеров из практики с
точки зрения журналистской этики. Просмотр и обсуждение видеопродуктов,
созданных детьми.
Раздел 2. Типы СМИ
10

Теория. Подростковые, школьные СМИ, их отличия от «взрослых». Краткий
экскурс по видам СМИ: пресса, телевидение, интернет. Их отличительные
черты.
Практика. Просмотр различных видов СМИ, коллективное обсуждение
плюсов и минусов каждого. Совместное определение задач, которые стоят
перед школьным СМИ.
Раздел 3. Методы работы с информацией
Теория. Методы сбора информации. Три источника информации: личные
наблюдения, интервью, письменные источники (документы). Факт в жизни и в
журналистике. Интерпретация фактов. Ответственность журналиста перед
обществом.
Практика. Обсуждение публикаций с точки зрения использованных
источников информации, информационной насыщенности. Обсуждение
основных ошибок при изложении фактов в информационном материале.
Раздел 4. Информационные жанры в печатных СМИ
Тема 4.1 Заметка
Теория.

Понятие

информационные,
Отличительные

жанра

в

журналистике.

аналитические,
особенности

Какие

бывают

жанры:

художественно-публицистические.

информационных

жанров.

Виды

информационных жанров.
Определение, структура, отличительные черты. Заметки хроникальные и
расширенные. Заходы «кто», «что», «где», «когда».
Практика. Создание материала в жанре «заметка».
Тема 4.2 Репортаж
Теория. Определение, структура, отличительные черты. Виды: событийный,
«испытано на себе», социальный эксперимент. Авторское «я» в репортаже.
Практика. Создание материала в жанре «репортаж».
Тема 4.3 Интервью
11

Теория. Определение, структура, отличительные черты. Виды интервью:
событийное, интервью-портрет, проблемное, экспертное. Лучшие герои для
портретных интервью.
Практика. Интервьюирование приглашённого гостя.
Тема 4.4 Опрос
Теория. Определение, структура, отличительные черты.
Практика. Проведение опроса обучающихся ДДиЮ на актуальную тему.
Тема 4.5 Зарисовка
Теория. Определение, структура, отличительные черты. Виды зарисовок:
бытовая зарисовка, зарисовка о природе, зарисовка о человеке. Лучшие герои
для зарисовок.
Практика. Создание материала в жанре «зарисовка».
Раздел 5. Аналитические жанры в СМИ
Теория.

Отличительные

особенности

аналитических

жанров.

Виды

аналитических жанров: корреспонденция, статья, обзор.
Практика. Поиск и анализ аналитических материалов в СМИ.
Раздел 6. Художественно-публицистические жанры в СМИ
Теория.

Отличительные

жанров.

Виды

особенности

художественно-публицистических

художественно-публицистических

жанров:

эссе,

очерк,

рецензия.
Практика. Поиск и анализ художественно-публицистических материалов в
СМИ.
Раздел 7. Интернет-журналистика
Тема 7.1. Соцсети /блоги
Теория. Новые медиа в современной жизни. Преимущества и недостатки.
Какие бывают и для каких целей используются, виды групп в соцсетях.
Структура популярных соцсетей.
Практика. Создание и ведение странички в соцсетях.
Тема 7.2. Лонгриды
12

Теория. Определение, виды, элементы, этапы создания.
Практика. Поиск тем для лонгрида, работа над структурой будущего
лонгрида, создание лонгрида
Раздел 8. Проектная деятельность
Теория. Определение понятия «проект», этапы проекта. Обсуждение и выбор
тематики будущего проекта (лонгрида или спецвыпуска телепередачи).
Практика. Работа над проектом от идеи до реализации. Планирование,
распределение обязанностей, создание, публикация.
Раздел 9. Типы видеоконтента
Тема 9.1 Информационный видеосюжет
Теория. Разновидности видеоконтента, задачи, преимущества, структура.
Определение, задачи, отличительные черты. Знакомство с обязательными
составляющими информационного видеосюжета: стендап, видеоряд, лайф,
синхрон, начитка. Просмотр и обсуждение видеосюжетов, созданных детьми.
Практика. Создание видеосюжета.
Тема 9.2 Видео-опрос
Теория. Определение, задачи, отличительные черты. Темы для опроса
подростков. Просмотр и обсуждение видео-опросов, созданных школьниками.
Практика. Создание видео-опроса.
Тема 9.3 Видео-интервью
Теория. Определение, задачи, отличительные черты. Поведение журналиста в
кадре во время интервью. Просмотр и обсуждение видео-интервью, созданных
школьниками.
Практика. Проведение видео-интервью с приглашённым гостем.
Тема 9.4 Обучающее видео
Теория. Определение, задачи, отличительные черты. Темы обучающих видео
для подростков. Просмотр и обсуждение обучающих видео, созданных
школьниками.
Практика. Создание обучающего видео.
13

Тема 9.5 Проморолик
Теория. Определение, задачи, отличительные черты. Просмотр и обсуждение
промороликов, созданных школьниками.
Практика. Создание проморолика.
Тема 9.6 Социальный ролик
Теория. Определение, задачи, отличительные черты. Темы для социального
ролика.

Просмотр

и

обсуждение

социальных

роликов,

созданных

школьниками
Практика. Создание социального ролика.
Раздел 10. Словесная импровизация
Теория. Функции и приемы словесной импровизации, развитие навыка
импровизации.
Практика: Упражнения и игры на заданную тему: «пинг-понг ассоциаций»,
«импровизация

в

бесконечность»,

«импровизация

со

сменой

темы»,

«импровизация-интервью» и т.п. Презентация себя аудитории.
Раздел 11. Культура и техника речи
Тема 11.1. Работа с голосом
Теория. Речевое мастерство. Приоритет звука перед «картинкой». Что
понимается под «культурой речи», а что – под «техникой речи».
Виды голосовой разминки и разминки для лица, эмоциональное и
интонационное богатство, паузы в выступлении.
Практика. Выполнение упражнений «интонационный экзамен», «быстромедленно», «моделирование голоса», «разговор с закрытыми глазами»,
«запись на диктофон».
Тема 11.2. Убеждающее выступление
Теория. Структура убеждающего выступления. Способы привлечения
внимание

аудитории.

Методы

снятия

выступлением.
14

тревоги

и

волнения

перед

Практика. Игра «дебаты» на заданную тематику.
Раздел 12. Основы съёмки
Теория: Требования к видеоряду. Композиция кадра. Понятие «крупность
кадра».
Практика: Создание кадров разной крупности.
Раздел 13. Основы монтажа
Теория. Знакомство с программой для монтажа. Понятие «Монтажная фраза».
Грамотная склейка кадров.
Практика. Создание монтажной фразы.
Раздел 14. Конкурсно-массовая деятельность
Теория. Положения медиа-конкурсов
Практика. Участие в конкурсах и мероприятиях ДДиЮ, района и города,
посещение пресс-конференций, мастер-классов, тренингов по развитию
медийных навыков.

1.4. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- развита мотивации к творческой деятельности;
- развиты такие качества, как внимание, целеустремленность;
- повышен уровень социальной ответственности;
- сформирована адекватная самооценка.
Метапредметные результаты:
- сформированы основные коммуникативные компетенции обучающихся;
- умеет работать с информацией;
- сформировано критическое мышление;
- сформировано понятие о нормах поведения;

15

- владеет основами проектной деятельности;
Предметные результаты:
- знает и умеет определять основные жанры журналистики;
- понимает специфику работы в газете, Интернете и на телевидении;
- может написать текст в информационном жанре;
- знает азы работы с фото- и видеотехникой;
- умеет снимать информационные и развлекательные видеосюжеты;
- умеет производить монтаж отснятого материала.

2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график на 2023-2024 уч.г.
№ п\п
1
2
3
4
5
6
7

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Начало занятий
Выходные дни
Каникулы

8

Окончание учебного года

36
72
4
144
15 сентября
31.12 – 09.01
Образовательная
деятельность
в
ДДиЮ
осуществляется и в период
осенних
и
весенних
школьных каникул

31 мая

2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Занятия

проводятся

в

просторном и

освещенном помещении,

оборудованном:
Мебелью: столы и стулья, для теоретического обучения.
Инструментами и оборудованием:


Компьютеры, для обработки видеоматериала -6.
16



Фотоаппарат – 1.



Штатив – 1.



Зарядные устройства-2.



Лампы – 3



Микрофон – 1



Микрофон-петличка - 1



Смарт-панель -1.



Проектор и экран (доска) для демонстрации материала-1.

 Компьютерные программы:


AdobePhotoshop CS



Microsoft Publisher



Sony Vegas Pro



Windows Movie Maker
Дидактическое обеспечение программы
 разработка теоретической части занятий, презентации.
 схемы, таблицы, иллюстрации, видео по основным темам программы.
Кадровое обеспечение
Реализацию программы осуществляет профессиональный журналист, он

же – педагог дополнительного образования, владеющий знаниями в области
журналистики, ораторского искусства, блогинга и иными навыками для
проведения занятий по данной программе.
Методическое обеспечение программы
Научно-методическое обеспечение реализации программы направлено
на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех
участников образовательного процесса к любой информации, связанной с
реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами,
организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

17

Информационно-коммуникационные технологии – основные при
реализации программы. Весь процесс создания современного медиа-контента
невозможен без данных технологий. В Доме детства и юношества успешно
работает канал интернет-телевидения «TV «Дом и Ко» - основная платформа
для видео-контента медиа-центра.
Для наиболее успешного выполнения поставленных задач программой
предусмотрено проведение как теоретических, так и практических занятий.
Основная часть времени отводится практической деятельности, где освоение
журналистики происходит в процессе творческой, коллективной или
индивидуальной деятельности детей. На занятиях используется такой метод
обучения, как упражнение. Задачей упражнения является трансформация
теоретических знаний в практические умения и навыки.
Теоретические занятия проводятся с помощью интерактивных методов
- беседы с просмотром и обсуждением мультимедийного материала.
В процессе реализации программы используются также следующие
методы.
Проектный

метод:

в

течение

учебного

года

обучающийся

индивидуально или в группе реализует творческий проект – мультимедийный
лонгрид или спецвыпуск телепередачи. Проектная деятельность позволяет
ребенку проявить себя, публично продемонстрировать достигнутый результат,
сформировать ключевые профессионально-значимые компетенции. Каждый
ребенок в течение года участвует как в групповых, так и в индивидуальных
творческих проектах.

Готовый проект размещают в сети Интернет.

Практическая

работа

по

обеспечивает

обучающимся

реализация
прочное

собственных
освоение

медиа-проектов
и

закрепление

профессиональных знаний, умений, навыков.
Методы

стимулирования

учебно-познавательной

деятельности:

создание ситуации успеха, поощрение в обучении, индивидуальный подход к
каждому ребенку в зависимости от уровня его способностей, в данном случае
это упрощение или усложнение поставленной задачи на занятии для
18

конкретного ребенка. Игровые методы - использование ролевых игр и
игровых форм. Поисковые и частично-поисковые методы: творческий
поиск

и выбор материала, тематики статьи/интервью, видео материалов.

Диалоговые методы организации взаимодействия обучающихся друг с
другом и с интервьюируемым; групповых творческих заданий, основанных на
общей идее и взаимодействии всех членов группы. Методы развития
психологических функций, творческих способностей и личностных качеств
обучающихся: создание проблемной ситуации; создание креативного поля;
перевод игровой деятельности на творческий уровень.
Классификация учебных занятий (по основной дидактической цели)
1. Вводное учебное занятие (начало учебного года, раздела, темы).
2. Учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и
способов действий.
3. Учебное занятие по закреплению знаний и способов действий.
4. Учебное занятие по комплексному применению знаний и способов
деятельности.
5. Систематизация и обобщение знаний.
6. Учебное занятие по контролю, оценке и коррекции.
Информационные условия:
- наличие группы в социальных сетях https://vk.com/speechddiu ;
http://journalism.narod.ru/ - библиотечка журналиста;
http://kovgantv.ru/index.php/skachat - контент для детских медиа-центров
2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
За

период

освоения

программа

предусматривает

текущий,

промежуточный и итоговый контроль. В коллективе обучающиеся получают
определенный объем знаний, умений и

навыков, качество

которых

определяется диагностическими методиками в форме наблюдения, анализа
продуктов деятельности. В сентябре и мае проводится диагностика освоения
19

программы, предметных компетенций, личностного и социального развития
обучающихся.
Формами

подведения

итогов

реализации

дополнительной

образовательной программы «Медиа-центр» являются промежуточная и
итоговая аттестация.
Оценка освоения материала проводится в конце каждой четверти в виде
выполнения задания по темам и подготовке материалов в жанрах, которые
были пройдены. Итоговая работа предполагает создание проекта на основе
полученных за год знаний. Итоговый проект (лонгрид или спецвыпуск
телепередачи) демонстрирует приобретенные знания, учения и навыки. В
конце

учебного

года

проводится

отчётное

презентации работ, выполненных за учебный год.

20

мероприятие

в

формате

Список литературы
Психолого-педагогическая литература:
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская. - СПб.: Питер,
2018. - 317 c.
2. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2017. - 352 c.
3. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования - В.П. Голованов. - М.: Юрайт, 2018.- 282 с.
4. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству/ Н.В. Дубровская. / Н.В.
Дубровская - СПб.: Детство-Пресс, 2017.- 119 с .
5. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика: Учебно-методическое пособие / Д.В.
Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры / И.В. Патрушева. - М.:
Юрайт, 2019. - 130 с.
7.Педагогика

дополнительного

образования.

Психолого-педагогическое

сопровождение детей / ред. Байбородова Л. В. - М.: Юрайт, 2019. 364 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И.
Самыгин. – Рн/Д: Феникс, 2019. - 687 c.
9. Суртаева, Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии / Н.Н. Суртаева.М.: Юрайт, 2019. - 250 с.
10. Хуторской, А.В. Педагогика / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2019. - 312 c.
Специальная литература:
1. Аврамов, Д.С. Профессиональная этика журналиста / Д.С. Аврамов. - М.:
Инфра-М, 2019.- 148 с.
2. Вакуров, В.Н. Стилистика газетных жанров / В.Н. Вакуров. – М.: Аспект
пресс, 2017. – 226 с.
3. Васильева, Л.А. Делаем новости!/Л.А. Васильева – М.: Аспект Пресс, 2019.
– 212 с.
21

4. Владимирцев, В.П. Газетная зарисовка / В.П. Владимирцев. – Изд-во
Иркутского ун-та, 2018.- 94 с.
5. Волоков-Ланнит, Л.Ф. Искусство фоторепортера / Л.Ф. Волоков-Ланнит. –
М.: Аспект Пресс, 2019. – 228 с.
6. Курдюкова, Л.А. Выпуск газеты: технология издания. Учебное пособие /
Л.А. Курдюкова. – Балашиха, 2018.- 194 с.
7. Лазутина, Г.В. Основы творческой деятельности журналиста / Г.В.
Лазутина. – М.: Аспект пресс, 2018.- 238 с.
8. Маклюэн, М. Фотография. Понимание медиа: внешние расширения
человека / М. Маклюэн. - М: Аспект Пресс, 2017. – 265 с.
9. Соколов А.Г. Монтаж: телевидение, кино, видео. – М.: 2001.
10.Соколов А.Г. Создание экранного произведения. – М.: 2004.
11.Фэнг И. Секреты журналистского мастерства. ИПК, 1993.
12.Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика. – М.:
Аспект пресс, 2004.
Литература для родителей:
1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и
творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2018. - 384 c.
2. Заводова, Т. Е. Успешный ребенок / Т.Е. Заводова. - Минск: Красико-Принт,
2019. – 216 с.
3. Творчество в жизни ребенка / Под редакцией В.В. Кузина, А.П. Матвеев.
М.: Фрахт, 2017. – 118 с.
4.Соколов А. Г. Монтаж: телевидение, кино, видео – Editing: television, cinema,
video.— M.: Издатель А. Г. Дворников, 2018.—206 с.
Литература для детей:
1.Агафонов, А.В., Пожарская С.Г. Фотобукварь / А.В. Агафонов, С.Г.
Пожарская. М.: Вече, 2019.- 200с.
2. Бабкин, Е.В. Фото и видео / Е.В. Бабкин. М.: Дрофа, 2019. - 380с.
22

3. Гурский, Ю.Г. Photoshop 7.0. Трюки и эффекты / Ю.Г. Гурский. - Спб.:
Питер, 2017. – 306 с.
4. Кишик, А.Н. Adobe Photoshop 7.0. Эффективный самоучитель / А.Н.
Кишик.- М.: АСТ, 2018 г. – 327 с.
Электронные ресурсы:
Основы журналистики в школе http://kovgantv.ru/index.php/skachat
http://journalism.narod.ru/ - Библиотека журналиста
http://www.cjt.nnov.ru/grants8.htm - Центр журналистских технологий
http://www.tolerance.ru/p-jclub-main.shtml

23

- Клуб журналистов

Приложение 1
Карта диагностики уровня развития предметных компетенций
обучающихся Медиа-центра
Сред.
балл

Способность
реализовать медиапроект в
сотрудничестве со
сверстниками

Проектная
деятельность
Умение применять на
практике полученную
информацию

Умение работать на
камеру,
импровизировать

Освоение возможностей
интернет-журналистики

Освоение основ
монтажа

Умение формулировать
мысль, грамотно
выражаться

Освоение предметных компетенций

Умение выстроить
технику в соответствии
с задачей

Ф.И.О.

Оценочная шкала:1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2
балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла –
оптимальный уровень (качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество
развито)

24

Приложение 2
Карта диагностики уровня развития социальной компетентности
Личностное развитие

Сред.
балл

Терпение

самостоятельность

Сила воли

Самоорганизация

Самоопределение

Саморазвитие

Культура
самопрезентации, в том
числе, в социальных сетях

Культура внешнего вида

Коммуникационная культура

Культура вербального
общения

Ф.И.О

Оценочная шкала:1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2
балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла –
оптимальный уровень (качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество
развито)

25

Приложение 3
Методика выявления уровней коммуникативных компетентностей
обучающихся
(составлена на основе материалов пособия Р. В. Овчаровой «Справочная книга
школьного психолога»)
Цель: выявление коммуникативных склонностей учащихся, выявление
уровня коммуникативных компетентностей обучающихся.
Ход проведения. Учащимся предлагается следующая инструкция: «Вам
необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по
каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет», Если Ваш ответ на
вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа 1 поставьте знак «+»,
если отрицательный, то «–». Представьте себе типичные ситуации и не
задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание,
отвечайте быстро».
Вопросы
1. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию
ими Вашего мнения?
2. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической
ситуации?
3. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
4. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то
легко ли Вы отступаете от задуманного?
5. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами
различные игры и развлечения?
6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было
выполнить сегодня?
7. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи действовали в
соответствии с Вашим мнением?
8. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за
невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
9. Часто ли Вы в решении важных дел принимаете инициативу на себя?
26

10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас
обстановке?
11. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое
дело?
12. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов,
затрагивающих интересы Ваших товарищей?
14. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?
15. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)?
16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если
оно не было сразу принято Вашими товарищами?
17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для
своих товарищей?
18. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
19. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении
большой группы своих товарищей?
Лист ответов
1. 6. 11. 16.
2. 7. 12. 17.
3. 8. 13. 18.
4. 9. 14. 19.
5. 10. 15. 20.
Обработка полученных результатов.
Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по
сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных
ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким
образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных
способностей ребенка:
27







низкий уровень — 0,1 —0,45;
ниже среднего — 0,46—0,55;
средний уровень — 0,56—0,65;
выше среднего — 0,66—0,75;
высокий уровень — 0,76— 1

Для мониторинговых карт:
низкий уровень — 0,1 —0,45
ниже среднего — 0,46—0,55
средний уровень — 0,56—0,65
выше среднего — 0,66—0,75
высокий уровень — 0,76— 1
Характеристики коммуникативных склонностей:
1. Высокий уровень. Такие люди - прекрасные коммуникаторы. В общении с
другими они ведут себя непринуждённо, легко осваиваются в новом
коллективе, заводят знакомства, включаются в новые компании.
2. Средний уровень. В целом, такие люди - хорошие коммуникаторы. Они
стремятся к контактам с другими людьми, при необходимости готовы
проявить инициативу в процессе общения, оказать помощь и поддержку тем,
кто в ней нуждается. Охотно могут поддержать беседу. Без особого труда
осваиваются в новом коллективе. В общении с другими такие люди чувствуют
себя достаточно уверенно.
3. Низкий уровень. О таких, как правило, говорят, что это - «человек в себе».
Это стеснительные люди, которые любят проводить время наедине с самими
собой. Они не стремятся к расширению круга своих знакомств, предпочитая
близких людей. При этом нередко они отличаются искренностью и глубиной
переживаний. В компании такие люди чувствуют себя достаточно скованно и
небезопасно. Склонны переживать из-за неудач в общении, неумения
выстроить отношения эффективно для себя. При желании они могут развить в
себе коммуникативные навыки.
28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».