Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования –
Дом детства и юношества
Танцевальный класс
дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
Возраст обучающихся 7 -8 лет
Срок реализации – 1 год
Составитель:
Хабарова Ирина
Григорьевна, педагог
дополнительного
образования
г. Екатеринбург, 2023 год
1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Комплекс основных характеристик программы…...……………………..3
1.1. Пояснительная записка …………………………………………………....3
1.2. Цель и задачи программы............................................................................. 7
1.3. Содержание программы ............................................................................... 8
1.4. Планируемые результаты и способы их определения ............................ ..11
2. Комплекс организационно-педагогических условий................................. 12
2.1. Календарный учебный график ..................................................................... 13
2.2. Условия реализации программы .................................................................. 13
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы ……………………………...18
Список литературы............................................................................................... 19
Приложения ……………………………………………………………………
22
2
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
В обучении и воспитании детей младшего школьного возраста важнейшая
роль отводится приобщению к искусству хореографии. Эффективность
воспитательной функции хореографии в том, что она очень ярко воздействует
на эмоции, чувства ребенка. Занятия танцем позволяют развивать такие
творческие процессы, как воображение, мышление, ассоциативную память.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Танцевальный класс» художественной направленности является стартовой
среди комплекса программ, реализуемых в коллективе «Ансамбль танца
«Абсолют».
Программа «Танцевальный класс» актуальна, так как:
1) разработана в соответствии со следующими современными нормативными
правовыми актами и государственными программными документами, а также
локальными нормативными актами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Принято
Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от
29.05.2015 №996-р)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (вступает в
силу с 1 марта 2023 года);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.
№28
«Об
утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-
3
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №09-3242;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467
«Об
утверждении
Целевой
модели
развития
региональных
систем
дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» № 136-д от 26.02.2021
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в
образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» от 01.11.2021 №934-д4;
Устав МАУ ДО – ДДиЮ;
Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ на 2022 – 2025 гг.
2)
актуальна,
так
как
отвечает
региональным
социально-экономическим
потребностям и особенностям образовательного пространства Екатеринбурга,
способствуя решению проблемы обеспечения каждому ребенку возможности
максимально полного раскрытия его творческого потенциала;
3) отвечает потребностям родителей в доступном, бесплатном, профессионально
организованном и содержательном досуге, в творческом и личностном развитии
4
детей с применением здоровьесберегающих технологий, созданием комфортной
атмосферы и «ситуаций успеха», стимулирующих мотивацию детей к занятиям
хореографией. Отвечает желанию детей танцевать, выступать на сцене,
стремлению быть яркими и успешными.
Дополнительная образовательная программа «Танцевальный класс» является
компилятивной. При составлении данной программы разработчик опирался на
программы В.Ю. Никитина «Модерн - джаз танец и современный танец», С.В.
Полякова «Основы современного танца», Пола Боттомера «Уроки танца», а также
на собственный опыт. Отличительной особенностью программы «Танцевальный
класс» стало увеличение количества часов на практические занятия по
танцевальной импровизации, партерной гимнастики и развивающих динамических
игр. Такой подход направлен на развитие физических, эмоциональных и
творческих качеств ребенка.
Новизна программы заключается в расширении содержания учебного
материала за счет включения нового раздела «Постановка танцевальных
композиций».
В основу программы положены следующие дидактические принципы
обучения и воспитания: принцип адаптивности; принцип творческого развития;
принцип
психологической
комфортности;
принцип
успешности;
принцип
доступности; принцип индивидуального подхода.
Работа педагога осуществляется в тесном контакте с родителями.
Адресат программы - дети в возрасте 7 - 8 лет без предъявления
требований к уровню подготовки и способностям, но при отсутствии
медицинских противопоказаний. Психофизиологические особенности детей
младшего школьного возраста. В период 7 - 8 лет все размеры тела
увеличиваются относительно равномерно. Годичный прирост длины тела
составляет 8 - 10 см, массы тела – около 3 кг. К 8 годам увеличивается
мышечная сила, дети уже способны к достаточно длительному мышечному
напряжению, но при длительной физической нагрузке сердечная мышца
5
быстро утомляется, поэтому упражнения во время занятия надо разнообразить.
В младшем школьном возрасте основной тип деятельности обучение. Детям 7 8 лет свойственны подвижность, любознательность, конкретность мышления,
большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго
концентрировать свое внимание на чем-либо. В эту пору высок естественный
авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются
детьми охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и
доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих
детей. Дети с удовольствием занимаются творчеством, в том числе, танцами,
хотят выступать на сцене, но нуждаются в постоянном внимании со стороны
педагога.
Режим занятий. Дети занимаются по 2 часа (1 академический час для детей 7 и
8 лет равен 45 мин.) 2 раза в неделю. Перерыв между учебными занятиями – 10
минут. Общее количество часов в неделю – 4. Количество детей в группе – до 15
человек.
Объем программы – 144 часа (в период с 15 сентября по 31 мая).
Особенности организации образовательного процесса – традиционная
модель,
представляющая
собой
линейную
последовательность
освоения
содержания в течение одного года.
Объем программы – 144 часа
Срок освоения программы: 1 учебный год, 36 недель
Перечень форм обучения: очная, в условиях временных ограничений – с
использованием дистанционных технологий.
Перечень форм организации занятий: фронтальная групповая, в малых
группах.
Перечень видов занятий: практическое занятие, беседа, открытое занятие,
концерт.
Перечень
программы
форм
подведения
«Танцевальный
итогов
класс»:
реализации
открытые
общеразвивающей
занятия,
показательные
6
выступления перед родителями. В конце учебного года проводится отчётное
занятие.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – развитие физических и личностных качеств ребенка
через обучение начальным навыкам танцевального искусства
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
Развивающие:
прививать интерес к занятиям хореографией;
способствовать формированию и поддержке здоровой физической формы
ребенка;
формировать устойчивую потребность в здоровом образе жизни;
способствовать развитию познавательных процессов — памяти, внимания,
мышления, воображения, фантазии, наблюдательности;
развивать эмоциональный аппарат.
Образовательные:
формировать основу хореографических и актерских знаний, умений и
навыков;
• дать представление о танцевальном образе;
познакомить с основными специальными хореографическими терминами;
развивать чувство ритма и ориентации в пространстве.
Воспитательные:
приобщить обучающихся к
миру искусства через танцевально -
театральную деятельность;
воспитывать культуру поведения и общения;
воспитывать самодисциплину, ответственность.
7
1.3.
Содержание программы
Учебный (тематический) план
№ п/п
Раздел/ Тема
1
2
3
4
5
Общее
количество
часов
В том числе
теория практика
Формы
контроля/
аттестации
Введение в
образовательную
программу
1
1
-
Беседа
Ритмика
50
4
46
Опрос
открытое
занятие
48
4
44
Открытое
занятие
36
2
34
Творческий
показ
9
3
6
Участие в
конкурсах,
концертах,
праздниках
144
14
130
Партерная
гимнастика
Постановка
танцевальных
композиций
Концертнодосуговая
деятельность
ИТОГО:
Содержание учебного (тематического) плана
Тема 1. Введение
Теория: Техника безопасности, правила поведения в ДДЮ, требования,
предъявляемые к процессу обучения. Краткое содержание программы первого года
обучения.
Тема 2. «Ритмика»
Теория:
1. Понятие легато (связанно) и стаккато (отрывисто) в музыке и движении.
8
2. Строение музыкального произведения: вступление, части, музыкальная
фраза.
3. Танцевальные жанры: вальс, полька, галоп, марш.
4. Музыкальный размер 2/4, ¾, 4/4. Характер музыкальных произведений
(веселый,
спокойный,
энергичный, торжественный). Темп
музыки
(очень
медленно, медленно, умеренно, быстро, очень быстро). Динамические оттенки
музыки (очень тихо, тихо, умеренно, громко, очень громко).
Практика:
1.
Постановка корпуса
2.
Упражнения для рук, кистей, и пальцев;
3.
Упражнения для плеч;
4.
Упражнения для головы;
5.
Упражнения для корпуса;
6.
Ходьба: простой шаг в разном темпе и характере;
7.
Бег и прыжки в сочетании по принципу контраста;
8.
Притопы: удар одной ногой в пол, поочередные удары правой и левой
ногой;
9.
Топающий шаг, выставление ноги на носок перед собой; 10.хлопки;
11. Выполнение проученных элементов танцевальных движений.
12. Ознакомление детей с танцевальными рисунками и ориентацией в
пространстве:
упражнения и игры по ориентации в пространстве;
построение в круг;
построение в линию;
построение в две линии.
Тема 3. « Партерная гимнастика»
Теория: правила техники исполнения гимнастических упражнений
Практика:
9
1. Упражнения для развития гибкости
2. Упражнения для стоп;
3. Упражнения для развития растяжки;
4. Упражнения для позвоночника.
Тема 4. «Постановка танцевальных композиций»
Теория: музыка к танцу; характер и настроение танца; культура исполнения,
слаженность движений; выразительность исполнения.
Практика:
1. Составление этюдов на основе изученных танцевальных элементов в
эстрадном стиле.
2. Сочинение с детьми танцевальных этюдов, композиций.
3. Постановка конкурсных композиций в эстрадном стиле.
4. Импровизация.
5. Музыкальные образные игры: «Угадай кто?», «Зоопарк», «Медленнобыстро», «Верх- низ»
Тема 5. «Концертно-досуговая деятельность»
Теория: требования к внешнему виду танцора, личная гигиена, концертный
костюм, история возникновения и развития коллектива
Практика:
1. Подготовка концертных номеров. Посещение родителями открытых занятий
и концертов.
2. Совместные мероприятия детей и родителей: День матери, Новогодний
праздник, 8 марта.
10
1.4.
Планируемые результаты и способы их определения
Личностные результаты:
наличие мотивации к обучению и познанию;
наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
сформированность основных эстетических потребностей, ценностей и
чувств;
овладение
начальными
навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
сформированность
навыков
сотрудничества
со взрослыми
и
сверстниками.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать
цели и задачи учебной
деятельности;
умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
готовность слушать собеседника и вести диалог.
Предметные результаты:
знание основных специальных хореографических терминов;
развитие грудной клетки, тазобедренного сустава, коленного сустава,
голеностопа;
развитие чувства ритма и ориентации в пространстве;
владение
основами
техники
актерского
мастерства:
знает
законы
сценического пространства; выполняет упражнения актерского тренинга и этюды
на внимание, память и фантазию;
участие в отчетном концерте студии (декабрь, май) и в открытых
мероприятиях района и ДДиЮ.
11
Оптимальным
мониторинга.
способом
Используются
общеобразовательной
компетентность)»,
проверки
результатов
«Карта
освоения
общеразвивающей
«Карта
диагностики
является
дополнительной
программы
уровня
развития
профессионально значимых качеств обучающихся».
система
(предметная
универсальных
(Приложение). Трижды в
течение учебного года педагог заполняет диагностические карты с целью
выявления результативности учебно- воспитательного процесса и закономерностей
личностного роста и творческого развития детей. Помимо анализа диагностических
карт способом проверки достигнутых результатов являются выступления детей на
концертах, фестивалях и конкурсах разного уровня, презентация проектов.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы:
итоговые
и
конкурсные
выступления,
открытые
занятия,
реализованные проекты, танцевальные спектакли. Запланированы родительские
собрания, анкетирование родителей для выявления степени удовлетворенности
качеством дополнительных образовательных услуг; обязательное привлечение
родителей к организации и проведению экскурсий, концертов, конкурсов и
фестивалей.
Форма
промежуточной
аттестации
–
отчётный
концерт.
12
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный
график
№ п\п
1
2
3
4
5
6
7
Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Начало занятий
Выходные дни
Каникулы
8
Окончание учебного года
36
72
4
144
15 сентября
31.12 – 09.01
Образовательная
деятельность
в
ДДиЮ
осуществляется и в период
осенних и весенних школьных
каникул
31 мая
2.2.Условия реализации программы
Для реализации программы необходимо наличие
материально- технической базы:
Кабинет хореографии, кабинет актерского мастерства.
Станок
Зеркала
Музыкальный центр
Гимнастические коврики 24 шт.
Утяжелители 0,5 кг. 20 пар
Скакалки 15 шт.
Блоки для йоги
Диски, флэш карты
Костюмы
Реквизит для хореографических постановок
13
Кадровое обеспечение:
Реализацию программы осуществляет педагог со средним специальным или
высшим педагогическим образованием, любой квалификационной категории,
обладающий знаниями и навыками для проведения занятий по данной программе.
Методическое обеспечение:
В курсе обучения применяются как традиционные методы - вербальные,
наглядного восприятия, игровые и практические, так и инновационные
технологии: проектная и личностно-ориентированного обучения.
Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому
и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения
интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести:
показ упражнений,
демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей,
прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает
закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием
музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной
памяти,
формированию
двигательного
навыка,
закрепляет
привычку
двигаться ритмично.
Метод использования слова (вербальный) — универсальный метод
обучения. с его помощью решаются различные задачи: раскрывается
содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы
музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и
др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова
в обучении:
объяснение,
словесное сопровождение движений под музыку,
рассказ,
беседа, обсуждение
14
Практические
методы
основаны
на
активной
деятельности
самих
учащихся:
Метод
целостного
освоения
упражнений
и
движений
объясняется
относительной доступностью упражнений. Однако, использование данного
метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу
входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в
дальнейшем более сложные движения.
Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных
упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно
приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение
выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при
изучении сложных движений.
Игровой метод используется при проведении музыкально — ритмических
игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и
повышении ответственности каждого за достижение определённого результата.
Такие условия повышают эмоциональность обучения.
Создание ситуации успеха поддерживается применением технологии
проектной
деятельности
и
личностно-ориентированного
обучения,
позволяющими максимально реализовать личностный и творческий потенциал
каждому обучающемуся.
Названные методы обучения на практике могут быть дополнены различными
приёмами педагогического воздействия на учащихся.
Воспитательная часть программы реализуется следующим образом:
1. Беседы о требованиях, предъявляемых к учащимся ансамбля (техника
безопасности,
правила
поведения
в
танцевальном
зале,
транспорте,
общественных мероприятиях, требования к обучающему процессу).
2. Тематические беседы о хореографии.
3. Посещение родителями открытых уроков и концертов.
4. Индивидуальные консультации с детьми и родителями.
15
5. Родительские собрания.
6. Совместные мероприятия детей и родителей, посещение мастер-классов,
концертов хореографических коллективов
7. Участие в благотворительных концертах.
16
Методическое обеспечение:
№
п/п
Наименование разделов, тем
Форма
проведения
занятий
1.
Введение в образовательную
программу
Учебное занятие,
беседа
2.
Ритмика
Учебное занятие,
3.
Партерная гимнастика
Учебное занятие,
4.
Постановка танцевальных композиций. Учебное занятие,
игра
5.
Конкурсно-досуговая деятельность
6.
Техника безопасности
Конкурсы,
фестивали,
концерты
Учебное занятие
Приемы и методы
организации учебновоспитательного
процесса
Программированный
метод, игра
Объяснительноиллюстративный
Музыкальные игры,
пальчиковая гимнастика
Объяснительноиллюстративный,
ЛОП
Музыкальные игры
Объяснительноиллюстративный,
игровой
Модельный метод,
частично-поисковый
метод,
командообразование,
ЛОП
Объяснительноиллюстративный
игровой
Формы
организации
детей на
занятиях
групповая
Формы
подведения
итогов по каждой
теме или разделу
Устный опрос,
наблюдение
групповая
Открытое занятие
групповая и
индивидуальная
Открытое занятие
Групповая и
индивидуальная
Групповая,
индивидуальная,
коллективная
групповая
Концерты,
Конкурсы,
фестивали
различного
уровня
собеседование
17
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы
Исходящая диагностика по выявлению первоначальных знаний и
представлений о хореографии проводится на первом занятии в форме беседы
с элементами опроса, а выявление уровня подготовки и способностей
обучающихся определяются в начале обучения по программе.
Мониторинг результативности освоения предметной составляющей
производится после завершения каждого этапа программы и включает в себя
анализ
продуктов
самостоятельной
деятельности
обучающихся,
позволяющий определить степень освоения каждого этапа освоения
программы,
выявить
проблемные
моменты
и
скорректировать
индивидуальную траекторию обучающегося, анализ понимания и владения
терминологией, опрос и обсуждение.
Мониторинг личностных и метапредметных достижений проводится
как в начале, так и в конце учебного года. Используется метод
педагогического наблюдения, проектный метод, беседа, опрос. Результаты
фиксируются в Индивидуальной карте развития обучающихся.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения
по программе с целью выявления уровня развития способностей и
личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам
программы. Итоговая аттестация обучающихся проводится в форме участия
в отчетном концерте коллектива, а также в форме итогового занятия.
18
Список литературы
Нормативно-правовая:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ
от 29.05.2015 №996-р)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. N 196 «Об утверждении порядка Организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября
2020г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения РФ 9 ноября 2018г. № 196;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам" (вступает в силу с 1 марта 2023 года);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №093242;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года»;
19
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему
персонифицированного
финансирования дополнительного образования Свердловской области,
Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ
в образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д4;
Устав МАУ ДО – ДДиЮ;
Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ на 2022 – 2025 гг.
Психолого - педагогическая литература:
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2018. - 317 c.
2. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2017. - 352 c.
3. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования - В.П. Голованов. - М.: Юрайт, 2018.- 282 с.
4. Корчак, Я. Несерьезная педагогика / Я.Корчак. - М.: Самокат, 2019. - 256 c.
5. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика: Учебно-методическое пособие / Д.В.
Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры / И.В. Патрушева. - М.:
Юрайт, 2019. - 130 с.
7.Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое
сопровождение детей / ред. Байбородова Л. В. - М.: Юрайт, 2019. 364 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И.
Самыгин. – Рн/Д: Феникс, 2019. - 687 c.
9. Суртаева, Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии / Н.Н. Суртаева.М.: Юрайт, 2019. - 250 с.
10. Хуторской, А.В. Педагогика / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2019. - 312
c.
Специальная литература:
1. Бабакин, Б.С. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа / Б. С.
Бабакин, А. Э. Суслов, Ю. А. и др. - СПб.: Планета Музыки, 2018. - 128 c.
2. Бакланова, Т.И. Педагогика современного танца/ Т.И. Бакланова.- М.:
20
Планета музыки, 2019. 160 с.
3. Бахто, С.Е. Ритмика и танец / С.Е. Бахто. - М.: - Владос. 2018.-187 с.
4. Есаулов, И.Г. Педагогика и репетиторство в современной хореографии /
И.Г. Есаулов. - СПб.: Планета Музыки, 2019. - 256 c.
4. Зайфферт, Д. Педагогика и психология танца / Д. Зайфферт. - СПб.: Лань,
2017. - 141 c.
5. Фирилева, Ж.Е. Са-фи-дансе / Ж.Е. Фирилева. – СПб.: Питер, 2018.- 137 с.
Литература для родителей:
1. Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и танцы». - М.: ВАКО,
2018.- 204 с.
2. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого
движения.- Ярославль, 2019. – 164 с.
3. Пуртова Т.В., Беликова А.Н. Учите детей танцевать. - М.: Владос, 2018. –
112 с.
4. Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание». -М.: Просвещение,
2017. – 186 с.
5. Фрилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са-Фи-Дансе. Танцевально-игровая
гимнастика для детей. - С.-П.: Детство-пресс, 2018. – 134 с.
Литература, рекомендуемая обучающимся:
1.Журналы «Искусство ». Подшивка за 2008-2021 гг.
2. Журналы «Балет». Подшивка за 2000-2021 гг.
3. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. – М. «Искусство»,2016
4. Видеоматериалы концертов, выступлений танцевальных коллективов.
Рекомендуемые сайты:
1. http://www.horeograf.com/page/35
2. https://infourok.ru/drugoe.html
3. https://www.youtube.com/user/DANCEHELP
4. https://ok.ru/group56757926625312/topics
5. https://www.livelib.ru/selection/793549-v-pomosch-horeografu
6. http://dancewow.ru/films/russkie-tanetsi
7. http://lessons-pv.ru/tanci-813.html
21
Приложение 1
№
п/п
Ф.И.
обучающегося
Уровень
практической
подготовки
Показатели
Уровень
теоретической
подготовки
Карта освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
(предметная компетентность)
Уровень освоения
дополнительной
образовательной
программы
А
Б
В баллах
(А+Б):2
1
2
Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2
балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла –
оптимальный уровень (качество присутствует).
Средний балл
Установка на ЗОЖ
Овладение
необходимыми
трудовыми предметными
навыками
Инициативность
Самоконтроль
результатов личной
деятельности
Ответственность
Личная организованность
Трудолюбие
Ориентация на успех
Способность к
конструктивному
взаимодействию
Ф.И.
обучающег
ося
Усвоение социальных
норм и правил
Карта диагностики уровня развития универсальных профессионально
значимых качеств обучающихся
1.
2.
Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2 балла
– базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла – оптимальный
уровень (качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество развито).
22
Приложение 2
Упражнения-импровизации
1. Импровизация: «Тень». Упражнение выполняется в паре. Один партнёр
располагается за спиной другого партнёра и повторяет его движения, но
стараясь увеличить амплитуду своего движения. Можно использовать жесты,
позы, танцевальные шаги, прыжки и т.д.
2.Упражнение «Цепочка имен»: подготовка: каждый танцор составляет
короткую танцевальную фразу, которую нужно сопроводить называнием
своего имени. Имя может быть произнесено во время движения, до него или
после. Танцоры могут играть с ритмом и громкостью, произнося свое имя.
3.Упражнение
«Унисон
в
группе»:
группа
собирается
вместе
в
пространстве, все лицом в одном направлении. Танцор, который окажется во
главе группы, начинает двигаться. Другие двигаются в унисон с этим
танцором. Если направление движения изменяется, так же меняется и
ведущий. Часть группы – зрители. По крайней мере, пять танцоров находятся
в
пространстве.
Два
танцора
выбираются
ведущими.
Танцоры
распределяются так, чтобы каждый мог видеть, по крайней мере, одного из
ведущих. Ведущие двигаются, как пожелают, оставаясь спиной к ведомым.
Ведомые могут подражать любому из ведущих. Они могут следовать то за
одним,
то
за
другим
по
собственному
усмотрению,
поддерживая
непрерывность движения во время этих переходов.
23