Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования –
Дом детства и юношества
Эстрадный вокал. Развитие голоса
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
Срок реализации программы - 1 год
Возраст обучающихся – 12-18 лет
Составитель:
Фирсова В.В.
педагог дополнительного
образования
г. Екатеринбург, 2023 г.
Содержание
1. Комплекс основных характеристик программы……………
3
1.1.Пояснительная записка…………………………………………..
3
1.2. Цель и задачи программы……………………………………….
7
1.3. Содержание программы………………………………………….
8
1.4. Планируемые результаты и способы их определения ………..
11
2.Комплекс организационно-педагогических условий…………
13
2.1.Календарный учебный график…………………………………...
13
2.2. Условия реализации программы………………………………..
14
2.3.Формы аттестации и контроля…………………………………...
17
Список литературы………………………………………………..
18
Приложения…………………………………………………………..
20
2
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.
Пояснительная записка
А музыкант лишь тот, кто слышит слово,
Поэт лишь тот, кто с музыкой в ладу.
А. Розенбаум
Эстрадный вокал вызывает огромный интерес у подрастающего поколения,
является мощным фактором формирования общей культуры, что крайне актуально
в современном обществе. Вокал привлекает людей разных возрастов, в том числе
подростков, своей яркостью, возможностью проявить творческие способности.
Программа
«Эстрадный
индивидуальный
вокал.
образовательный
Развитие
голоса»
позволяет
маршрут,
может
применяться
выстроить
как
для
углубленного развития вокальных навыков отдельных солистов, так и для работы с
ансамблем исполнителей, имеющих равноценные возможности.
Дополнительная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал. Развитие
голоса» имеет художественную направленность.
Программа «Эстрадный вокал. Развитие голоса» актуальна, так как:
1) разработана в соответствии со следующими современными нормативными
правовыми актами и государственными программными документами, а также
локальными нормативными актами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Принято
Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ
от 29.05.2015 №996-р)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (вступает в
3
силу с 1 марта 2023 года);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.
№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №09-3242;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467
«Об
утверждении
Целевой
модели
развития
региональных
систем
дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» № 136-д от 26.02.2021
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в
образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» от 01.11.2021 №934-д4;
Устав МАУ ДО – ДДиЮ;
Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ на 2022 – 2025 гг.
2) актуальна, так как отвечает региональным социально-экономическим
потребностям и особенностям образовательного пространства Екатеринбурга,
способствуя решению проблемы обеспечения каждому ребенку возможности
4
максимально
полного
раскрытия
его
творческого
потенциала,
а
также
значительного социального запроса на выступления юных вокалистов на
концертных площадках при проведении мероприятий различного уровня
3) отвечает потребностям родителей в доступном, бесплатном, профессионально
организованном и содержательном досуге их детей, в творческом и личностном
развитии подростков, а также потребностям детей в творческом самовыражении
посредством исполнения популярных эстрадных песен.
Дополнительная образовательная программа «Эстрадный вокал. Развитие
голоса» является модифицированной и разработана на основе программы
Хлуденцова В.Н. «Эстрадный вокал. Программа для детей среднего и старшего
школьного возраста». – Самара, 2014. - 120 с. Отличительной особенностью
программы «Эстрадный вокал. Развитие голоса» стало относительное увеличение
часов на развитие голоса, включение темы «Работа над творческой составляющей
песни» и в целом большее внимание к работе над «словом» вокального
произведения, над текстовой частью песен. Ведь хорошая песня – это союз музыки
и слова.
В основу программы положены следующие дидактические принципы
обучения и воспитания: принцип адаптивности; принцип творческого развития;
принцип
психологической
комфортности;
принцип
успешности;
принцип
доступности; принцип индивидуального подхода.
Адресат программы – подростки в возрасте 12 – 18 лет без предъявления
требований к уровню подготовки и способностям, при отсутствии медицинских
противопоказаний. Психофизиологические особенности детей среднего и
старшего школьного возраста: различие в отношении к обучению у детей этих
групп определяется характером мотивов. На первое место выдвигаются мотивы,
связанные с жизненными планами подростков, их намерениями в будущем,
мировоззрением и самоопределением. По своему строению мотивы детей 12-14
лет школьников характеризуются наличием ведущих, ценных для личности
побуждений. Дети испытывают потребность проявить свои способности в связи с
5
развитием интеллектуальных и творческих сил. Все чаще подросток начинает
руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление
углубить
знания
в
определенной
области,
возникает
стремление
к
самообразованию. Учащиеся начинают систематически работать с дополнительной
литературой, посещать лекции, работать в дополнительных школах.
В возрасте 15 – 18 лет (юношеский возраст) заметно изменяются
эстетические чувства, способность эмоционально воспринимать и любить
прекрасное
в
окружающей
действительности:
в
природе,
в
искусстве,
общественной жизни. Развивающиеся эстетические чувства смягчают резкие
проявления
личности
непривлекательных
юношей
манер,
и
девушек,
вульгарных
помогают
привычек,
освобождаться
способствуют
от
развитию
чуткости, отзывчивости, мягкости, сдержанности.
Усиливается общественная направленность старшего школьника, желание
принести пользу обществу, другим людям. Характерными особенностями
юношеского возраста являются:
- Этический максимализм.
- Внутренняя свобода.
- Эстетический и этический идеализм.
- Художественный, творческий характер восприятия действительности.
- Бескорыстие в увлечениях.
- Стремление познать и переделать реальность.
- Благородство и доверчивость.
Это
возраст
установления
эстетических
критериев
отношения
к
окружающему миру, формирования мировоззренческой позиции на основе выбора
приоритетных ценностей. Восприятие характеризуется наличием этического
барьера, который отбрасывает все воздействия, не согласующиеся с этическими
нормами. С учетом данных фактов комплектуются две группы в соответствии с
возрастом обучающихся. Каждый обучающийся может по желанию и результатам
быть допущен в другую группу.
6
Режим занятий. Дети занимаются по 2 часа (1 академический час равен 45
мин.) 2 раза в неделю. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее
количество часов в неделю – 4. Количество обучающихся в группе – до 15 человек.
Объем программы – 144 часа (в период с 15 сентября по 31 мая).
Организация
образовательного
процесса
–
традиционная
линейная
последовательность обучения в течение одного года.
Перечень форм реализации образовательной программы: форма обучения
– очная.
Перечень форм организации занятий – групповая, допускается обучение в
индивидуальной форме или в малых группах при подготовке концертных и
конкурсных сольных номеров.
Перечень видов занятий: практические занятия, репетиции, концерты,
конкурсы.
Формы подведения результатов - проверка знаний и оценка результатов
освоения программы осуществляется на зачётных занятиях, отчетном концерте.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы –
развитие голоса и обучение детей эстрадному пению
средствами вокально-ансамблевой деятельности
Задачи:
Образовательные:
- формировать основные умения и навыки эстрадно-вокальной техники;
- обучать навыкам самостоятельной, грамотной, осмысленной работы над
своим голосом, текстом песен и репертуаром;
- содействовать формированию основ вокальной культуры;
- формировать теоретические знания в области музыки;
Развивающие:
- способствовать развитию музыкального слуха, осуществляя слуховой
самоконтроль;
- развивать творческую фантазию в трактовке песен;
7
- развивать осознанную потребность в здоровом образе жизни и сохранении
собственного здоровья;
- развивать навыки работы с информацией и текстами;
Воспитательные:
- воспитывать чувство личной ответственности за общее дело;
-содействовать
развитию
самостоятельности,
самоконтроля,
самодисциплины;
- развивать эмоциональную отзывчивость и эстетический вкус.
- содействовать самоопределению личности обучающихся;
- формировать социально-творческую активность через участие в концертах и
мероприятиях, а также в конкурсах и фестивалях разного уровня.
1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план
№
п/
п
1
2
3
4
5
6
Перечень разделов, тем
количество часов
Всего Теори Практ
я
ика
в
2
1
1
Введение
образовательную
программу
Постановка
голоса.
Певческая установка.
Охрана
певческого
голоса.
Владение
своим
голосовым аппаратом.
Дыхание, артикуляция,
певческая позиция.
Вокально-ансамблевая
работа.
Резонаторы. Упражнения
для развития головного
резонатора.
Чистота
интонирования.
Работа
над
произведениями
Формы аттестации
/
контроля
10
2
8
Собеседование
10
2
8
прослушивание
20
2
18
прослушивание
18
2
16
прослушивание
20
4
16
Прослушивание,
открытое занятие
8
Вокально-ансамблевая
работа.
Развитие
артикуляции. Работа над
интонацией.
Чистота
интонирования.
Работа с фонограммой.
Работа с микрофоном
Использование
элементов
ритмики.
Движения под музыку.
Сценическая культура.
Знакомство
с
профессией
Концертно-конкурсная
деятельность
7
8
9
10
Всего
20
2
18
прослушивание
20
2
18
Зачетное занятие
6
1
5
Беседа, опрос
18
-
18
Отчетный концерт
144
18
126
Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Введение в образовательную программу
Теория:
Содержание,
цели
и
задачи
программы.
Правила
техники
безопасности.
Практика: пропевание несложной мелодии.
Раздел 2. Постановка голоса. Певческая установка. Охрана певческого
голоса
Теория: особенности охраны певческого голоса. Болезни горла и носа:
насморк, тонзиллит, фарингит, ларингит и их влияние на голос. Воспаление трахеи:
как последствие - потеря голоса.
Практика: Дыхательные упражнения, правильное формирование, чистота
звучания гласных. Унисон. Развитие мышц брюшного пресса.
Раздел 3. Владение своим голосовым аппаратом. Дыхание, артикуляция,
певческая позиция
Теория: понятия «голосовой аппарат», диафрагмальное дыхание, дикция,
артикуляция, певческая позиция
9
Практика:
Работа
над
диафрагмальным
дыханием
в
музыкальном
произведении. Работа над дыханием по фразам. Дикционные упражнения. Приёмы
артикуляции. Артикуляционная гимнастика. Упражнения: правильный вдох, опора
звука, выдох, атака звука, тембровое звучание.
Раздел 4. Вокально-ансамблевая работа
Теория: особенности и принципы вокально-ансамблевой работы
Практика:
Ансамблевое исполнение. Выработка кантилены. Работа над
произведениями. Работа над многоголосьем. Разучивание партий. Эмоциональнооценочная деятельность.
Раздел 5. Резонаторы. Упражнения для развития головного резонатора.
Теория: Чистота интонирования. Виды резонаторов.
Практика: Упражнения на развитие резонаторных ощущений. Упражнение
«Шприц», «Лягушка» на 1 ноте; Упражнение «Лошадка» для развития губного
резонатора - артикуляционного аппарата. Развитие головного резонатора.
Раздел 6. Работа над произведениями
Теория: последовательность и особенности работы над произведением
эстрадного вокала
Практика: Вокально-ансамблевая работа. Развитие артикуляции. Работа над
интонацией. Работа над полифонией в музыкальных произведениях. Слуховой
контроль. Чистота интонирования. Анализ произведения: текста, мелодии. Работа
дыханием в
отдельных фразах. Раскрытие образа на основе динамических
оттенков. Звуковедение.
Раздел 7. Работа с фонограммой. Работа с микрофоном
Теория: правила работы с фонограммой и микрофоном
Практика: Работа с отдельными фразами музыкального произведения под
фонограмму минус.
диапазона мелодии
Определение положения микрофона в зависимости от
(на низких нотах ближе к губам, на высоких – дальше,
стабильное положение, если нет мелодических скачков). Пропевание мелодии
10
музыкального произведения. Работа над окончаниями. Унисон в ансамбле, процесс
«впевания».
Раздел 8. Использование элементов ритмики. Движения под музыку.
Сценическая культура
Теория: понятие сценической культуры в эстрадном вокале. Песенный образ:
своеобразие и неповторимость, манера движения, сценические костюмы. Культура
поведения на сцене.
Практика:
улыбка.
работа над хореографией номера. Мимика. Выражение лица,
Упражнения на ритмические движения под музыку, владение собой,
устранение волнения на сцене. Знакомства со сценой (кулисы, авансцена).
Раздел 9. Знакомство с профессией
Теория: профессии, в которых могут понадобиться навыки и знания основ
вокала.
Практика: Знакомство со способами поступления в профессиональные
учебные заведения. Участие в профессиональных мастер-классах, экскурсия на
День открытых дверей в УрГПУ.
Раздел 10. Концертно-конкурсная деятельность
Практика: Участие в праздниках, проводимых по плану ДДиЮ, участие в
районных фестивалях, конкурсах. Участие в областных, городских, фестивалях и
конкурсах. Отчетный концерт.
1.4. Планируемые результаты и способы их определения
Ожидаемые результаты реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы:
Предметные результаты:
-знает основные теоретические сведения в области музыки и эстрадного
вокала;
-знает основы композиционного построения рисунка;
11
-владеет навыками исполнения эстрадной песни;
-сформирован навык согласованности пения, музыки и движения;
-развит музыкальный слух, владеет слуховым самоконтролем
Метапредметные результаты:
-умеет работать как индивидуально, так и в группе;
-осознает потребность в здоровом образе жизни и сохранении собственного
здоровья.
-способен реализовать
личную инициативу и творческую фантазию в
трактовке песен;
-владеет навыками работы с информацией и текстами;
Личностные:
- способен к самоопределению, самоконтролю;
- имеет развитые в соответствии с возрастом эмоциональную отзывчивость и
эстетический вкус;
-имеет сформированную социально-творческую позицию, активно участвует в
концертах и социально-значимых мероприятиях;
-развито чувство личной ответственности за общий результат ансамбля
По окончании программы обучающийся:
Будет знать:
-средства музыкальной выразительности;
-вокальную манеру;
-вокальные приемы;
Уметь:
-выравнивать звучность голоса на всем диапазоне;
- сглаживать переходные ноты;
- управлять диафрагмальным дыханием;
-передавать образное содержание исполняемого музыкального произведения;
-
осуществлять
поиск
наиболее
эффективных
способов
достижения
результатов в процессе работы над номером.
12
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график на 2023 – 2024 учебный год
№ п\п
Основные характеристики образовательного
процесса
1
Количество учебных недель
36
2
Количество учебных дней
72
3
Количество часов в неделю
4
4
Количество часов
5
Начало занятий
15 сентября
6
Выходные дни
31.12 – 09.01
7
Каникулы
144
Образовательная
деятельность
в
ДДиЮ
осуществляется и в период
осенних и весенних школьных
каникул
Окончание учебного года
8
31 мая
2.2.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
-Наличие светлого просторного кабинета (кабинет музыки).
-Наличие репетиционного зала (сцена).
-Фортепиано или синтезатор – 1 шт.
-Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
-Электроаппаратура (микшерский пульт-1, колонки-2, микрофоны-15)
-Зеркало.
-Нотный материал, музыкальные сборники.
-Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
Кадровое обеспечение
Для реализации программы необходим педагог дополнительного образования
13
с
высшим
или
средним
профессиональным
образованием
по
профилю
деятельности, владеющей навыками преподавания эстрадного вокала.
Методическое обеспечение программы
Содержание учебной деятельности по программе включает теоретическую и
практическую подготовку. Основная составляющая деятельности – практическая
часть, так как главным принципом дополнительного образования детей является
его практико-ориентированная направленность.
Основные методы и технологии, используемые в работе с детьми:
- наглядно-слуховой метод (демонстрационный) (прослушивание и оценка
музыкального произведения);
- объяснительно-иллюстративный, двигательный методы (эмоциональный показ
песни, отдельных её элементов);
- программированный и модельный методы (варьирование знакомого материала),
проектная деятельность;
- творческий метод;
- игровые технологии;
- ИКТ;
-интерактивные методы (проведение игр и
тренингов, направленных на
раскрепощение, развитие двигательных навыков, сплочение коллектива);
-метод творческого штурма (поиск креативного решения путем рассмотрения всех
возможных вариантов; творческие проекты и др);
-постановка проблемного вопроса.
Педагогические технологии:
Здоровьесберегающая технология – основная. Пение – это род музыки, где
в качестве живого музыкального инструмента выступает голосовой аппарат
человека, а точнее все его тело. В музыке заложен колоссальный потенциал для
оздоровления. Она воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека
через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический.
Причем действие музыки рефлекторно, оно не контролируется нашим сознанием.
14
Звук улавливается ухом. Его рецепторы воспринимают вибрацию и передают ее в
мозг. Он реагирует на воздействие, которое выражается в создании определенных
эмоциональных переживаний, оказывающих влияние на психику человека; на
интенсивность обменных процессов, дыхательной и сердечно-сосудистой системы;
на повышение тонуса головного мозга и кровообращения. Поэтому так важно
состояние здоровья поющего, и мы каждое занятие начинаем с вопроса
обучающемуся о его самочувствии. Вокалист, чтобы заниматься, должен быть
здоров, петь в больном состоянии не рекомендуется, поэтому ему необходимо
вести здоровый образ жизни, соблюдать определенные правила – гигиену голоса.
Ни один музыкальный инструмент в мире не может сравниться с голосом
хорошего певца по силе эмоционально-художественного и лечебного воздействия.
Поэтому работа со звуком (его силой, долготой, высотой), ритмом, дыханием,
интервалами не только приближает к качественному и техничному исполнению
песен, но и в большей степени обеспечивает успех в работе формированием
физически и нравственно здоровой личности человека.
Технология личностно-ориентированного обучения – является базовой
для всей программы. Организация воспитательного процесса на основе глубокого
уважения к личности подростка с учётом особенностей его индивидуального
развития.
При
специфических
организации
хода
индивидуальных
занятия
обязательно
особенностей,
как
учитывается
вокальных,
так
ряд
и
личностных. В начале обучения педагог изучает музыкальные способности и
певческие особенности обучающихся, состояние голосового аппарата. В результате
такого изучения составляет
индивидуальный образовательный маршрут,
определяющий последовательность, в которой будет осуществляться развитие
вокальных способностей каждого подростка. Это обусловливает различный набор
упражнений и заданий, который подбирается индивидуально. Также личностноориентированный подход реализуется в свободном выборе песни для сольного
выступления.
15
Технология «создания ситуации успеха» ‒ моделирование определенной
ситуации, в ходе которой дается возможность достичь значительных результатов
как для отдельного обучающегося, так и для всего коллектива; формирование
стойкости в борьбе с трудностями.
Структура занятия
Основные элементы
Примечание
структуры занятия
Организационная часть.
Музыкальное сопровождение
Мотивация к деятельности
Проверка
знаний
ранее
Распевание проводится в среднем, удобном диапазоне,
изученного материала
с учетом особенностей детей, их возраста. Время
Распевание
распевания может быть увеличено, но не уменьшено.
Пауза. Для отдыха голосового аппарата после
распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка)
Основной этап занятия
Работа направлена на развитие исполнительского
Активизация
имеющихся мастерства,
разучивание
песенного
репертуара,
знаний
отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над
Открытие новых знаний
чистотой интонирования, правильной дикцией и
артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими
оттенками.
Первичное
закрепление
Пение с движениями, которые дополняют песенный
новых знаний, применение их образ и делают его более эмоциональным и
на практике
запоминающимся.
Работа
над
выразительным
артистичным исполнением.
Завершающий
этап.
Музыкальное сопровождение
Рефлексия
Информационное обеспечение:
Дистанционные технологии и электронное обучение применяются в случае
введения карантина / временных ограничений на посещение ОО. Для этого
используется платформа Сферум и общий чат группы. Используемые ресурсы для
электронного обучения:
http://www.impro.ooo/irina-tsukanova.html
https://infokupon.com/authors/Kirill-Pleshakov-Kachalin.html
http://www.maly.ru/pages/uroki3
https://www.culture.ru/s/nacionalnyj-proekt-kultura/#schedule
http://www.mosoblpress.ru/38/18935
16
Данные технологии электронного обучения используются также для организации
внеаудиторной деятельности, демонстрации и обсуждения выступлений мастеров
эстрадного вокала.
2.3.Формы аттестации, контроля и оценочный материал
В соответствии с учебно-тематическим планированием и содержанием
программы формами аттестации являются:
-творческая работа;
-зачет;
-отчетный концерт;
- фестиваль;
-конкурс.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы: проведение открытых, зачетных занятий, концерты, индивидуальное
прослушивание, отчетные концерты.
Оптимальным способом проверки достигнутых результатов является
система мониторинга. Используются
«Диагностические карты достижений
обучающихся», «Диагностические карты развития предметных компетенций
обучающихся» и «Диагностические карты развития социальных компетенций».
Трижды в течение учебного года (в начале, в середине и в конце учебного года) на
основании
педагогического
наблюдения
педагог
фиксирует
результаты
в
Индивидуальные диагностические карты с целью проведения анализа результатов
освоения программы.
Формой контроля реализации программы являются: участие в концертах и
конкурсах районного, городского и областного уровня; открытые занятия; опросы,
зачетные занятия, а также постоянное ведение мониторинга уровня достижений и
развития предметных, социальных компетенций обучающихся (заполнение
индивидуальных диагностических карт).
17
Список литературы
Психолого-педагогическая и специальная литература:
1. Бархатова, И. Б. Постановка голоса эстрадного вокалиста / И.Б. Бархатова.
Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2018.- 208 с.
2. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования - М.: ВЛАДОС, 2018.- 312 с.
3. Головина О.Н. Методика постановки эстрадно-джазового голоса / О.Н.
Головина. Екатеринбург: Музыка, 2013. -188 с.
4. Морозов, В.П. Вокальный слух и голос / В.П. Морозов. M.: Музыка, 2018.- 147 с.
5.Морозов, В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и
техники: учеб.-методол. изд. для вокалистов / В.П. Морозов. -М.: ИП РАН, МГК
им. П.И.Чайковского, Центр «Искусство и наука», 2016.-496 с.
6.Николаева, А.И. Формирование музыкально-исполнительского мастерства: / А.И.
Николаева. М.: МГПИ, 2017. - 154 с.
7.Орленко, Е.В. Психологические особенности подросткового периода
/ Е.В.
Орленко, СПб., 2019. - 186с.
8. Охомуш, Т.В. Чистый голос: методика обучения эстрадному вокалу / Т.В.
Охомуш, Иваново, 2012.- 212 с.
9. Романова, Л.В. Школа эстрадного вокала: учеб. пособие / Л.В. Романова. СПб.:
Лань, 2017. - 40 с.
Литература для детей:
1. Аркадьев П.Ф. Четверо из Ливерпуля / П.Ф. Аркадьев, М.: Сигма, 2016. – 346 с.
2. Галацкая В.В. Музыкальная литература / В.В. Галацкая, Самара, 2017. – 244 с.
3. Михеева, Л.П. Музыкальный словарь в рассказах / Л.П. Михеева, М.: Музыка,
2016.- 306 с.
4. Сохор А. О массовой музыке / А.Сохор, СПб, 2019. – 202 с.
Литература для родителей:
1. Арсентьев, М.М. Методы развития познавательного интереса и творческих
способностей детей в семье / М.М. Арсентьев – Челябинск, 2029 – 235 с.
18
2.Синицына, О. Е. Умные занятия и музыкальные игры / О.Е. Синицына – М.: Лист
Нью, Вече, 2019.- 254 с.
Интернет-источники:
http://www.art-education.ru/AE-magazine/
twirpx.com›file/60614/
http://www.maly.ru/pages/uroki3
https://www.culture.ru/s/nacionalnyj-proekt-kultura/#schedule
19
Приложение 1
Карта уровня развития социально значимых качеств личности обучающихся
Уровни развития:
Исходный -1 балл. Средний – 2 балла. Высокий – 3 балла.
Межличност
Культура
Трудовая
Эстетическая
ное общение
здоровья
культура
культура
Личностное
Сре
совершенствование
д.
бал
Саморазвитие
самоконтроль
самостоятельность
терпение
Сила воли
Самоопределение
Самоорганизация
Культура приятного общения
Культура красивого поведения
л
Культура внешнего вида
Ориентация на повышение качества труда
Забота о собственном здоровье
природной среде
Умение соблюдать нормы заботы о
Со сверстниками
Соблюдение норм общения
возрасту
Умение проявлять уважение к старшим по
ся
Овладение необходимыми навыками труда
ФИ
обучающего
Показатели оценки сформированности основных вокальных данных
Навык
Дыхание
Неудовлетворительный
результат
Удовлетворительны
й результат
Судорожное,
поверхностное.
Вдох более
спокойный, выдох
более протяженный.
Ровное, спокойное.
Оптимальный автоматический
вдох, выдох ровный,
спокойный, экономный,
упругий.
Перегруженный вдох,
ускоренный выдох.
Хороший результат
Дикция
Нечеткая. Согласные
смягченные,
бесформенные. Пропуск
окончаний, искажение
гласных, Глубокое,
«темное» формирование
согласных и «западание»
гласных.
Более четкая.
Стремление к более
близкому
формированию
гласных и
согласных, местами
исправление
искаженных
гласных.
Ясная. Согласные твердые,
активные. Гласные
округленные, но не
расплывчатые.
Звуковедение
Звуковедение или вялое,
или форсированное – звук
гаснущий, постепенно
Звуковедение более
активное, менее
напряженное, но
Звуковедение связное, певучее;
звук льющийся, напевный,
20
Интонирование
переходящий на
разговорный.
пока тяжелое и
несвязное.
кантиленный.
Неправильно
воспроизводят мелодию
исполняемой песни
Мелодия
исполняемой песни
искажается лишь
частично
Мелодия исполняемой песни
исполняется без искажений
Диагностическая карта «Уровень исполнения вокального произведения»
Исполнения вокального произведения
Уровень
Критерии оценки
Низкий
При исполнении вокального произведения мало эмоционален, поет
фальшиво открытым звуком, плохой артикуляцией, дыхание
прерывное, нет опоры, динамика не выражена. Нет работ над текстом.
Музыкальная память слабо развита .
Средний
Обучающийся самостоятельно осмысленно исполняет песни разного
характера, но допускает ошибки. При исполнении чистота интонации
частично неточная; поет ровным по тембру звуком, но не четкой
дикцией; на одном дыхании строит короткие фразы, диафрагмальное
дыхание держит почти до конца фразы. Динамика не яркая.
Музыкальная память средне развита.
Высокий
Обучающийся самостоятельно выразительно, осмысленно исполняет
песни разного характера (правильно формирует гласные и согласные
звуки; поет чисто, слаженно в ансамбле, напевно на штрих legato, на
цепном дыхании). Диафрагмальное дыхание на всей фразе. Динамика
четко прослеживается. Фокусировка звука. Прослеживается четкая
работа над литературным текстом. Эмоциональная отзывчивость на
музыку очень развита. .
Оценка развития голоса
№
П/П
ФИ
обучающегося
Параметры оценки освоения программы
А
Б
В
Г
Д
Е
1
2
21
А – обучающийся владеет основными навыками, умениями и знаниями,
предусмотренными программой. Имеет природные трудности слухово-голосовой или
ритмической координации, старается их преодолеть.
Б – пение в эстрадной манере в диапазоне сексты. Как правило, держит строй в
унисонном и двухголосном исполнении. Интонационно не всегда устойчив, пение с
движением (работа корпуса, рук и т.п.) не свободное. Имеет представление о пройденных
терминах и понятиях.
В – Вокальный материал осваивается в щадящем режиме, так как обучающийся проходит
возраст голосовой мутации. Предусмотренные программой знания и навыки освоены.
Г - Обучающийся не стремится к ярко выраженному сценическому проявлению себя (с
готовностью репетирует в классе, не хочет выходить на публику).
Д – Свободное пение в диапазоне октавы. Уверенное чистое интонирование в унисонном
исполнении и в двух-трехголосном. Владение «цепным» дыханием, самоконтроль.
Осознанное освоение программы. «Костяк» ансамблевой партии. Воплощает сценические
роли, активный участник концертной и конкурсной деятельности, сочетающий пение с
движением.
Е – Яркий, свободно льющийся голос в эстрадной манере. Владеет всеми навыками, в
том числе: головного и грудного резонирования. Инициативен, старателен, во время
репетиций и на выступлениях использует вокальные приемы, может исполнить сольный
запев, ярко представив его характер. Стремится к самовыражению, к участию в подборе
репертуара. Знает терминологию, ориентируется в материале.
Карта освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
№п/п
Ф.И.
обучающегося
А
Уровень
практической
подготовки
Показатели
Уровень
теоретической
подготовки
(предметная компетентность)
Б
Уровень освоения дополнительной
образовательной программы
В баллах
(А+Б):2
1
2
22
3
4
Уровни развития:
Исходный -1 балл. Средний – 2 балла. Высокий – 3 балла.
Приложение 2
Упражнения для артикуляционного аппарата
1. Рассмотрим анатомию своего рта. Взгляните в зеркало. Лицо спокойное. Обратите
внимание на естественную форму губ. Теперь попробуйте их активизировать: пошлепать
губами, собрать их в трубочку, поднять верхнюю губу, открыть верхние зубы. Откройте
рот. Посмотрите, какая у него красивая форма, как спокойно в нижней челюсти лежит
язык. У корня языка рассмотрите свод, маленький язычок, попробуйте его подобрать,
освободив глотку. Попробуйте зевнуть, почувствовать мягкое небо, ведь от верхних
зубов идет твердое небо, а затем мягкое, подвижное небо и маленький язычок.
2. Для активизации языка. Пошевелите языком из стороны в сторону, вперед, назад,
вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, «винтиком», «трубочкой». Высуньте
кончик языка и быстро-быстро перемещайте его из угла в угол рта.
3. Почувствуйте кончик языка, он активный и твердый, как молоточек. (В этом вам
поможет воображение). Побейте кончиком языка по зубам изнутри, как будто (беззвучно)
говорите: да-да-да-да. Хорошо в этот момент представить себе «высокое небо» и
объемный рот. Энергично произнесите: Т-Д, Т-Д, Т-Д.
4. «Внутренним взглядом» осмотрите полость рта, естественное положение языка,
который спокойно лежит в нижней челюсти, его кончик касается внутренней
поверхности нижних зубов у самого их корня. Наверху – «высокое небо». Корень языка
спокоен, опущен, поэтому гортань спокойная, свободная. «Послушайте» и запомните эти
ощущения. Если не получается сразу все почувствовать, то возьмите зеркало, посмотрите,
а потом представляйте себе строение рта, как будто вы смотрите в зеркало. Педагогивокалисты заметили, что когда язык лежит горбом, то он подтягивает и напрягает
гортань, нарушая спокойствие и гармонию в пении. Насильно укладывать язык не стоит,
полезно с помощью зеркала зафиксировать этот дефект, почувствовать его и поискать
комфортное положение и состояние. Здесь Вам помогут глаза и внимание.
23
5. Чтобы освободить язык и гортань выполните такое задание: быстрый, короткий и
глубокий вдох носом, затем полностью выдохнуть через рот. Выдох резкий, как «выброс»
воздуха со звуком «ФУ» (щеки «опадают»). А чтобы укрепить мышцы гортани,
энергично произнесите: К-Г, К-Г, К-Г.
6. Чтобы активизировать мышцы губ, надуйте щеки, сбросьте воздух резким
«хлопком» через сжатые (собранные в «пучок») губы. Энергично произнесите: П-Б, П-Б.
7. Это упражнение для освобождения нижней челюсти. Просто откройте рот,
подвигайте челюстью в стороны, почувствуйте свободу этого движения. Делайте его
перед зеркалом, пока не почувствуете легкую усталость. Нижняя челюсть должна быть
свободной, но не приоткрытой. Тяжелая, болтающаяся нижняя челюсть бьет по гортани,
делает звук бесформенным, артикуляцию переукрупненной.
8. Челюсти не должны быть зажаты. Постучите мелко, дробно передними зубами,
как в ознобе. Чтобы случайно не возникли новые зажатия, пока вы старательно
выполняете эти разные действия, контролируйте себя с помощью зеркала. Ваше лицо
(лоб, брови, глаза) должно быть спокойно, без гримас страдания, напряжения и старания.
Привыкайте к наблюдению за своим лицом. Проследите, какое из этих заданий вам
доставило трудности, в каком вы почувствовали дискомфорт, напряжение или увидели
мученическую гримасу в зеркале. Движение (лучше сказать - усилие), доставившее вам
неудобство, нужно повторить много раз; многократным, контролируемым, сознательным
повторением неудобного движения вы добьетесь желаемого результата. Обратите
внимание, что в работе над дыханием ставится непременное условие - не уставать, а в
работе с артикуляционными органами - повтор до легкой усталости. Эти легкие
упражнения развивают, совершенствуют ваш артикуляционный аппарат. Простое
рассматривание процессов в зеркале дает информацию для памяти и воображения. Очень
часто бывает так, что само слово «упражнение» вызывает у человека зажатие, потерю
естественности, какой-то тормоз, неверный психологический настрой, особенно у
начинающих. Однако у людей, привыкших к регулярной работе, слово "упражнение"
вызывает рабочее, активное состояние. Надо учиться быстро входить в рабочее
состояние, учиться подключать воображение, чтобы имитировать любое действие, образ,
учиться концентрировать внимание на самых мелких движениях, ощущениях, процессах.
9. Возьмите любое стихотворение или отрывок в прозе, которые Вы знаете наизусть.
Прочитайте его для себя перед зеркалом. Проследите за своим лицом, ртом, глазами во
24
время чтения. Послушайте звучание своего голоса. Критерий оценки - эстетическое
восприятие, естественность, гармония во всех проявлениях, комфортность физического и
психологического состояния. Очень часто для начинающих работа перед зеркалом - это
настоящее
испытание,
так
как
интуитивно
у
многих
есть
осознание
своей
неподготовленности, возможно даже неполноценности. Вы должны найти в этой работе
комфортность, понравиться себе в зеркале. Очень важно справиться с этим комплексом.
Перед разучиванием музыкального произведения обязательно нужно несколько раз
прочитать словесный текст, лучше перед зеркалом. Существует правило: перед
произнесением любой фразы, звука обязательно берите дыхание и направляйте его к
корням верхних зубов, в твердое небо. С того момента, как вы занялись постановкой
голоса, все звуки должны быть на дыхании и в позиции, причем это условие для всей
жизни, даже для бытовой речи.
10. Работайте над навыком брать дыхание перед новой фразой. Читая стихотворение
или отрывок, сознательно берите дыхание перед каждой фразой. Берите как умеете, но
обязательно берите, привыкайте брать сознательно, не забывайте о нем, ведь дыхание
необходимо и для звучания голоса, и как средство выразительности, значит его
необходимо брать не только в начале фразы, но и на знаках препинания. (Это
касается литературного, делового, и музыкального текста). Следите, чтобы дыхание
было не шумным, ведь любые призвуки мешают воспринимать текст. Запомните два
правила:
1) В начале фразы губы должны быть слегка разомкнуты, чтобы не запаздывать с
началом звука, не производить призвуки (уа, уэ, уо) и не «причмокивать».
2) Закрывать рот следует после окончания звука, иначе получается его "съедание" и
звучит «М» на конце фразы.
11. Проследите, на какое произношение, громкое или тихое, вам нужно больше
дыхания. Вы сразу поймете, что для громкого произношения потребуется больше воздуха
(основательнее вдох), а тихая речь потребует меньшего объема дыхания, но большего
контроля над его выдохом, концентрации, активности. Тихую речь Ваши слушатели тоже
должны услышать.
12. Стихотворение или прозу читайте, утрированно произнося текст. Это хорошая
гимнастика
для
аппарата.
Утрированность
снимается
-
активность
остается.
Утрированное произношение во время упражнений - в зале прозвучит четко, ярко, однако
25
утрированное произношение не должно приводить к зажатию челюстей, гортани, языка,
губ. Надо всегда помнить, что согласные должны произноситься активно, мгновенно,
четко и легко. Они не должны разбивать поток гласных, которые в пении переходят одна
в другую. Утяжеление и укрупнение согласных дает зажатие аппарата.
13.
Чтобы
отработать
манеру
произнесения
гласных
ровным
потоком
(континуальным) и четкого, мгновенного произношения согласных в этом потоке, надо
стихотворение прочитать (протянуть) на одних гласных: белеет парус одинокий е-ее - а -у
-о- и-о-ии.
Послушайте этот ровный, красивый поток гласных. Затем в этот поток «вставьте»
быстрые, четкие и легкие согласные, стараясь не нарушить ровность и красоту потока
гласных. При этом надо следить, чтобы слово оставалось близким (на зубах), гортань свободной, дыхание - активным. Это же упражнение надо делать и перед пением
произведения сначала только с литературным текстом, а потом и с музыкой. Пение
произведения на одних гласных дает хорошую кантилену.
14. Очень хороши для тренировки скороговорки. Читать скороговорки надо сначала
медленно, постепенно убыстряя, по мере успешного совершенствования. Следить за
ритмичностью произношения. Не забывать темп, дикцию.
15. Обращайте особое внимание на резкое подчеркивание в словах окончаний, это
улучшает дикцию, но опять-таки надо помнить правило: согласные не крупнить, не
тяжелить, а активизировать.
16. Вялое произношение приводит к затягиванию темпов, особенно в пении.
17. Если у вас не благополучно с какими-то звуками, то возьмите любой словарь,
откройте его на той букве, которая вас затрудняет при произношении и, не торопясь,
читайте подряд все слова, вслушиваясь в трудный для вас звук. Многократное
контролируемое произношение звука изменяет ситуацию к лучшему. Хорошо к этой
работе
подключить
магнитофон.
Словарь
помогает
не
тратить
внимание
на
придумывание слов с нужной вам буквой (звуком).
18. Для развития акустических и тембральных свойств голоса необходимо развивать
мышцы глотки, языка, выявлять резонирующие свойства организма. Произнесите
беззвучно А-Э-О, стараясь шире раскрыть полость зева, а не рот.
26
Приложение 3
Правила для выступающих на сцене
Основные требования к позе выступающего
1. Поза человека, поющего и говорящего на сцене, должна быть удобной и
естественной. Он должен уметь хорошо и удобно стоять на двух(!) ногах, что
обеспечивает устойчивость тела, равномерное распределение нагрузки на все мышцы,
мобилизует нервную систему.
2. Плечи должны быть хорошо развернуты на прямом позвоночнике. Это помогает
полноценно брать дыхание в легкие и использовать грудной резонатор.
3. Голову не опускать и не запрокидывать, она должна смотреть прямо перед собой,
находясь на свободной, не зажатой шее - это обеспечивает свободу гортани и глотки, их
естественное состояние. Все должно способствовать полноценному звучанию голоса.
4. Лицо поющего, говорящего должно быть свободно от гримас и подчинено общей
задаче - идее выступления. Во время выступления глаза должны быть мягкими,
улыбчивыми. Брови чуть приподняты, ноздри слегка вздернуты, а мышцы щек
сокращены в улыбке.
Достаточно улыбнуться глазами или просто подумать об улыбке, мышцы щек
автоматически сократятся. Лицо станет одухотворенным и очень обаятельным. Улыбка
важна как фактор, как чувство радости, удовольствия от дела. Не случайно старые
итальянские педагоги требовали во время пения и перед ним улыбаться, делать
«ласковые глаза». Все эти действия, по закону рефлекса, вызывают нужное внутренне
состояние, так же как мышечная собранность - нервную готовность к выполнению
задания. Именно эта работа готовит внутреннюю раскрепощенность.
5. Руки должны быть свободны, не напряжены, не зажаты за спиной или на груди, а
опущены по бокам, что в любой момент позволяет сделать свободный, произвольный
жест.
27
Как избавиться от волнения перед выступлением
1. При любом публичном выступлении никогда не следует начинать выступление
тотчас по выходе на эстраду, нужно некоторое время постоять, чтобы затормозилось
действие посторонних раздражителей. При этом полезно сделать 2-3 вздоха через нос,
ощутив напряжение мышц зева, глотки (зевок), а также вспомнить о дыхании. Эта пауза
между выходом на сцену и началом творческого процесса поможет и зрителям собрать
внимание для дальнейшего восприятия вашего выступления.
2. Вырабатывать уверенность в своих творческих силах (воля, устремленность,
самодисциплина).
3. Концентрировать внимание перед выступлением, во время выступления на
художественной стороне исполняемого произведения, на технических средствах, которые
дадут возможность выступающему передать все нюансы произведения.
4. Систематически тренировать и совершенствовать вокальную и артистическую
технику.
Дыхание во время выступления. Требования и необходимые навыки
1. Стойте во время пения удобно на двух ногах. Обязательно держите корпус прямо, а
плечи развернутыми, голова должна быть в нормальном, свободном состоянии. Эти условия
необходимы для того, чтобы на все мышцы и мускулы тела поющего была равномерная
нагрузка, что достигается естественностью и активной свободой тела.
2. Никогда не пойте на полный желудок, так как он лишает диафрагму свободы и
подвижности, «подпирает» ее снизу. Надо, чтобы между плотной едой и занятиями пением
была пауза не меньше часа.
3. Дыхание должно быть бесшумным, призвуки при взятии дыхания недопустимы.
4. Для начинающих дыхание лучше брать одновременно носом и ртом или через нос с
открытым ртом, это дает лучшее раскрытие гортани, такой тип вдоха способствует
расширению трахеи и крупных бронхов. К тому же, этот вид дыхания менее шумный. В
паузах, по возможности, дышать носом, чтобы дать слизистым, которые сохнут при дыхании
ртом, увлажниться.
5. Брать полный объем воздуха (нижние ребра, диафрагма), но не перебирать, так как
перебор дыхания может дать зажатие. Все должно быть естественно, без чрезмерностей.
6. Не вдыхайте до конца весь воздух, так как это тоже нарушает свободу и
естественность. От умения расходовать дыхание зависит красота звука, полноценность
28
художественного воплощения, долговечность голоса. Следует с самого начала обучения
усвоить два правила: не перебирать при вдохе, не «выжимать» при выдохе.
7. Оканчивая звук, Вы не должны выпускать остаток воздуха быстрым опусканием
груди или расслаблять диафрагму, то есть должны сохранять «вокальную форму» тела в
паузах между выдохом и новым вдохом, что гарантирует ровность и опорность звука.
8. Следите, чтобы пауза между вдохом и началом звука (выдохом) была мгновенной, но
помните, что это мгновенная «задержка» дыхания чрезвычайно важна:
а) она организует выдох;
б) способствует тому, чтобы не было придыхания, которое сушит горло и мешает
точному интонированию и точной атаке звука;
в) препятствует тому, чтобы не вырывался воздух с призвуком «Х»;
г) устраняет потерю дыхания в начале фразы;
д) мгновенная задержка перед выдохом - это момент готовности, скоординированности
всех органов, объемов звукообразования.
9. Никогда не тренируйте певческий выдох без начала звука, хотя бы скажите слово,
спойте один звук.
10. Вдох производить не в последний момент, а чуть-чуть раньше.
11. Вдыхать по возможности незаметно для глаза и слуха слушателей.
12. Стараться выработать длительное дыхание (певческий выдох), чтобы сделать
фразировку красивой, а не разрывать ее частыми дыханиями. Частое возобновление дыхания
приводит к потере кантилены, разбивает целостность.
13. Дыхание берется в паузах или в тех местах, где оно не противоречит музыкальному
или речевому тексту.
14. Не надо забывать, что дыхание - это еще и средство выразительности:
а) веселая музыка - легкое, быстрое дыхание;
б) драматическая музыка - тяжелое, медленное дыхание;
в) страстная музыка, передающая страдания - дыхание прерывистое, шумное.
Но в любом случае исполнитель не должен забывать, что дыхание - это фундамент пения и
не надо увлекаться сценической изобразительностью во вред певческому дыханию, его
объему, его рабочей активности.
15. Запрещается утомление при дыхательных упражнениях, так как утомленное
дыхание вызывает дрожание звука (барашек в голосе).
29
16. Уметь пользоваться любой паузой, чтобы передохнуть, снять утомление,
возобновить активное полноценное дыхание.
30