ДООП Скоро в школу -старт 60часа (1)

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования - Дом детства и юношества

СКОРО В ШКОЛУ - старт
дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
Срок реализации программы – 60 часов
Возраст обучающихся 6 лет

Составители:
Онуфрейчук Вера Алексеевна,
педагог дополнительного
образования
Бердышева Елена Игоревна,
педагог дополнительного
образования

г. Екатеринбург, 2023 год

Содержание
1. Титульный лист

1

2. Основные характеристики……………………………

3

2.1. Пояснительная записка…………………………………………..

3

2.2. Цель и задачи программы……………………………………….

8

2.3.Содержание программы…………………………………………..

8

2.4.Планируемые результаты и способы их определения …………

12

3. Комплекс организационно-педагогических условий

13

3.1. Условия реализации программы……………………………

13

3.2.Формы аттестации ………………………….…………………...

16

4. Список литературы………………………………………………..

18

Приложения

20

2

2. Основные характеристики
2.1. Пояснительная записка
Период 6 лет в жизни ребенка является периодом особой восприимчивости
и повышенных возможностей развития и обучения в тех или иных
направлениях. Ученые пришли к выводу, что первые семь лет жизни ребёнка –
самые благоприятные для развития. Именно в дошкольный период
закладываются

основы

будущей

личности.

Дети

восприимчивы

и

любознательны по своей природе, и важно использовать этот природный
потенциал

для

более

полного

и

всестороннего

развития

ребенка.

Первоочередными направлениями развития старших дошкольников являются
не только развитие предпосылок учебных умений и навыков (чтения,
фонематического слуха, математических представлений, графики письма), но
также

развитие

познавательных

потребностей,

любознательности,

воображения, фантазии, творческих возможностей детей. Программа «Скоро
в школу» призвана обеспечить развитие личности ребёнка дошкольного
возраста с учётом его возрастных, индивидуальных, психологических и
физиологических особенностей и ориентирована не на уровень знаний, а на
потенциальные возможности детей, на «зону ближайшего развития», на
создание условий для включения детей в новые социальные формы общения;
готовит к переходу от игровой деятельности к учебной, рассчитана на детей 6летнего возраста.
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа

«Скоро в школу» относится к естественнонаучной направленности.
Программа «Скоро в школу - старт» актуальна, так как:
1) разработана в соответствии со следующими современными нормативными
правовыми актами и государственными программными документами, а также
локальными нормативными актами:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании);

3

 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р);
 Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от
29.05.2015 №996-р);
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программам"

(вступает в силу с 1 марта 2023 года);
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;


Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 №093242;
 Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
 Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в
4

образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» от 01.11.2021 №934-д4;
 Устав МАУ ДО – ДДиЮ;
 Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ на 2022 – 2025 гг.
2) отвечает региональным социально-экономическим потребностям и
особенностям образовательного пространства Екатеринбурга, а именно:
отмечено относительное уменьшение доли детей-дошкольников, посещающих
муниципальные дошкольные образовательные учреждения (детские сады) и
одновременно с этим – увеличение количества многодетных семей из ближнего
зарубежья,

нуждающихся

дошкольников.

Данный

в

педагогическом

факт

многократно

сопровождении
повышает

детей

-

актуальность

и

востребованность дополнительных общеразвивающих программ для детей
дошкольного возраста, нацеленных на адаптацию к школьному периоду жизни
детей и реализуемых в рамках бюджета (бесплатно) опытными педагогами.
3)

отвечает

профессионально

потребностям

родителей

организованном

и

в

доступном,

содержательном

бесплатном,

дополнительном

развивающем образовании дошкольников, в развитии интеллектуальнопознавательной, эмоционально-волевой сферы детей, а также в раскрытии их
творческого потенциала и коммуникативных навыков. В процессе реализации
программы решаются два аспекта: познавательный

и воспитательный

(обучение способам сотрудничества, формам общения и отношения с другими
людьми). Привлекательна для детей и важна для родителей комфортная
образовательная среда: данная программа предусматривает увлекательную
игровую форму занятий и обеспечивает возможность индивидуального
подхода к каждому ребенку. Программа способствует успешной адаптации
ребенка к вступлению в новую школьную жизнь, более простому и
естественному переходу от дошкольного к школьному возрасту.
При разработке программы был учтен опыт авторов других программ: «Я,
ты, мы»

О. М. Князевой, Р. Б. Стеркиной;

«Развивайка» Возновой Е.Н.;

«Семицветик» С. Г. Ашиковой. Отличительной особенностью программы
«Скоро в школу - старт» является модульная форма реализации. Модуль
5

«Заниматика» направлен на развитие интеллектуального, логического и
пространственного мышления. Модуль «От слова к букве» направлен на общее
коммуникативное, познавательное и речевое развитие детей. Программа
построена на идеях развивающего обучения с практической направленностью,
поэтому на первый план выдвигается не обучающая, а развивающая функция. В
программе предусмотрена опытно-экспериментальная деятельность, в ходе
которой поощряется способность детей к наблюдениям, рассуждениям,
предположениям, диалогам, взаимодействию. Знания и умения являются не
самоцелью, а средством для формирования и развития психологических
процессов (памяти, мышления, внимания, воображения), а также важнейших
личностных качеств ребенка. Развитие речи и познавательного интереса детей
дошкольного возраста является одной из наиболее важных задач программы,
поскольку именно речь обеспечивает человеку эффективное общение и познание
мира.
В основу программы положены следующие дидактические принципы
обучения и воспитания: принцип адаптивности; принцип творческого
развития; принцип психологической комфортности; принцип успешности;
принцип доступности; принцип индивидуального подхода.
Работа педагогов осуществляется в тесном контакте с родителями.
Адресат программы – дошкольники (мальчики и девочки) в возрасте 6
лет, приём детей на программу производится без предъявления требований к
уровню предварительной подготовки.
Характеристика возрастной категории. Старший дошкольный возраст –
это возраст психологического взросления. У детей данного возраста уже
сформирована

достаточно

высокая

компетентность

в

различных

видах

деятельности, а также в сфере отношений. Эта компетентность проявляется,
прежде всего, в способности принимать собственные решения на основе
имеющихся знаний, умений и навыков. Ребенок в состоянии проявить
эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.
При организации совместных игр использует договор, умеет учитывать
интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы.
6

Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать
инструкции взрослого, придерживаться игровых правил. Ребенок стремится
качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать,
если что-то не получилось. Ребенок активно интересуется познавательной
литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает
попытки использовать их самостоятельно. Самооценка ребенка

старшего

дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно ее завышение,
чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности,
чем поведение. В этом возрасте ребенка все чаще привлекают задания учебного
плана, но по-прежнему ведущей деятельностью в этом возрасте остаётся игра.
Занятия по программе «Скоро в школу - старт», разработанные с учетом
данных характеристик, помогут развить познавательные потребности и
способности детей, а также первичные навыки деловой коммуникации через
взаимодействие

при

выполнении

игровых

заданий

и

увлекательных

экспериментов.
Режим занятий. Дети занимаются по 2 часа (1 академический час для детей
6 лет составляет 30 мин.) 2 раза в неделю. Перерыв между учебными занятиями
– 10 минут. Общее количество часов в неделю – 4.
Объем программы – 60 часов (в период с 15 сентября по 31 декабря).
Срок освоения программы: 15 недель.
Особенности организации образовательного процесса – данная программа
является модульной. Включает в себя два модуля – «Заниматика» (30 часов) и
«От слова к букве» (30 часов).
Перечень

форм

обучения:

групповая,

индивидуально-групповая,

индивидуальная.
Перечень видов занятий: игра, практическое занятие, эксперимент, опыт,
беседа, открытое занятие.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы: открытые занятия, игровая программа.

7

2.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие познавательных потребностей и предпосылок
учебных навыков старших дошкольников
Задачи программы:
Обучающие:
- формировать связную, грамматически правильную диалогическую и
монологическую речь, умение слушать, задавать вопросы, вести диалог;
- расширять словарный запас;
- формировать первичные умения и математические навыки;
- обогащать знания об окружающем мире, явлениях природы;
Развивающие:
- развивать познавательные интересы и познавательные действия у ребенка;
- развивать память, внимание, образное и логическое мышление;
- развивать индивидуальные возможности ребенка;
-развивать

мелкую

моторику

и

координацию

движения

рук,

умение

ориентироваться в пространстве и времени.
Воспитательные:
- формировать навыки межличностных отношений, поведения в обществе;
-

воспитывать

вежливость,

внимательность,

наблюдательность,

организованность;
- воспитывать ответственность, аккуратность.
2.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план
№
п/п

Название раздела, темы

Модуль «Заниматика»
1.
Город
загадочных
знаков
2.
Город закономерностей

Количество часов
Всего
Теория

практика

6

1

5

5

1

4

8

Формы
аттестации/
контроля

беседа,
наблюдение
наблюдение

Город занимательных
задач
4.
Город геометрических
превращений
5.
Город
логических
рассуждений
Город научных опытов
6.
и экспериментов
Весёлое тестирование
7.
по математике
Праздник
8.
«Путешествие
по
стране Заниматика»
Модуль «От слова к букве»
Мир звуков и букв
9.

5

1

4

4

1

3

4

1

3

4

1

3

1

-

1

1

-

1

наблюдение
опрос-игра

6

1

5

Путешествие в город
букв
с
Мишкойумником
слогов,
11. Образование
слов.
Составление
предложений.
Составление рассказа
по картинке.
12. Путешествие в страну
сказок
13. В гости к волшебному
карандашу
программа
14. Игровая
«АБВГДейка»
Итого:

4

1

3

беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение

6

1

5

беседа,
наблюдение

6

-

6

6

-

6

2

-

2

беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
опрос - игра

60

9

51

3.

10.

опрос,
наблюдение
опрос
наблюдение
опрос
наблюдение
тесты

Содержание учебного (тематического) плана
Модуль «Заниматика»
Раздел 1: Город загадочных знаков
Теория: Понятие счёта, счёт в истории человечества – древнейший навык.
Уточнение представлений детей о математике и её значении в жизни. Понятие
цифра и число. Чем отличается цифра от числа. Для чего нам нужны цифры и
числа.
Практика: Знакомство детей со Страной Заниматика. Знакомство с числами 19

10, составом чисел от 2 до10.

Графическое изображение цифр от 1 до 9.

Действия с числами. Сравнение чисел.
Игровые упражнения: «Зачеркни лишние цифры», «Кто знает, пусть
продолжает», «Найди соседей числа», «Рассели цифры в домике».
Игры: «Веселый счет», «Волшебные домики», «Домино», «Числовые ворота»,
«Волшебный квадрат».
Раздел 2: Город закономерностей
Теория: Что такое закономерность. Где в жизни встречаются закономерности.
Практика: Игровые упражнения «Найди закономерность и продолжи ряд
изображений», «Найти недостающую фигуру», «Закончи узор», составление
мозаичного узора с использованием ритмического рисунка.
Раздел 3: Город занимательных задач
Теория: Инструктаж педагога – правила игр.
Практика: Игровые упражнения «Что спрятал художник», «Угадай, что
изменилось», «Что сначала, что потом», веселые задачи и загадки.
Раздел 4: Город геометрических превращений
Теория: Понятия

«форма, геометрическое тело». Понятия «плоский»,

«объемный», «схема», «чертеж».
Практика: Игры на воссоздание геометрических, образных и сюжетных фигур
из плоских конструкторов: «Танаграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо».
Конструктивная деятельность с использованием конструкторов: «Сложи узор»,
«Строитель», ЛЕГО – конструкторов.
Раздел 5: Город логических рассуждений
Теория: Схематичный, табличный, графический способы решения логических
задач. Понятия: «суждение», «причина», «следствие».
Практика: Игровые упражнения: «Найди отличия», «Найди пару», «Что у
предметов общего», «Какая фигура (предмет) лишняя и почему», логические
задачи с палочками, логическое домино, лабиринты. Игровые упражнения
«Найди закономерность и продолжи ряд изображений», «Четвертый лишний»,
«Найти недостающую фигуру», «Закончи узор», составление мозаичного узора
с использованием ритмического рисунка.
10

Раздел 6: Город научных опытов и экспериментов
Теория: Инструктаж педагога по технике безопасности. Что такое опыт и
эксперимент. Значение научных опытов и экспериментов в жизни людей.
Практика: Эксперимент «Можно ли вдуть бумажный шарик внутрь бутылки».
Эксперимент «Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?». Опыт
«Есть ли вес у воздуха?». Опыт «Есть ли у воды вкус?». Опыт «Чем пахнет
вода?». Опыт «Зачем нужна вода растениям». Опыт «Испарение воды».
Эксперимент «Подводная лодка из виноградины». Опыт «Цветы лотоса». Опыт
«Можно ли склеить бумагу водой?» (Приложение 4)
Раздел 7: Веселое тестирование по математике
Практика: тестовые игровые упражнения (счет, состав числа, логические
задачи, геометрия, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени).
Раздел 8: Праздник «Путешествие по стране Заниматика»
Практика: участие детей и родителей в игре-путешествии в волшебную
страну Заниматика. Выполнение детьми заданий Феи Знаний. Награждение.
Модуль «От слова к букве»
Раздел 9: Мир звуков и букв
Теория. Понятия «слово, буква, звук». Уточнение представлений детей о
грамматике и её значении в жизни людей.
Практика: Игры на знакомство: «Назови свое имя ласково», «Запомни и
повтори имя соседа». Игры: «Что слышим?», «Волшебные домики»,
«Подскажи букву», «Угадай слово», «Повтори быстро и правильно», «Назови
звук»,

«Подбери

слова

с

заданным

звуком»,

«Звук

заблудился».

Конструирование букв.
Раздел 10: Путешествие в город букв с Мишкой-умником
Практика. Мишка-умник приглашает в город букв. Игры: «Какая буква
спряталась?», «Составь из букв слово», «Допиши букву», «Зеркальные буквы».
Раздел 11: Образование слогов и слов. Составление предложений.
Составление рассказа по картинке.
Теория. Как образуются слоги, слова и предложения
11

Практика. Игры: «Соедини буквы», «Соедини слоги», «Соедини слова»,
«Составь предложения из слов», «Составь рассказ по картинке», «Придумай
историю по серии картинок», «Составь рассказ-описание».
Раздел 12: Путешествие в Страну сказок
Практика: Знакомство с народными и авторскими сказками. Обсуждение
характеров героев. Игра «Как стать сказочником». Игра по сказкам
«Вежливость,

доброта

и

осторожность».

Драматизация

сказок.

Пантомимические и интонационные упражнения. Игры «Угадай эмоции
героя», «Изобрази эмоции». Упражнения на выразительность голоса, мимики,
жестов.
Раздел 13: В гости к волшебному карандашу
Практика: Игровые упражнения «Обведи букву по контуру», «Заштрихуй
контурную букву», «Нарисуй героя сказки», «Напиши своё имя красиво»,
«Перерисуй по клеточкам», «Придумай и нарисуй героя». Графические
диктанты.
Раздел 14: Игровая программа «АБВГДейка»
Практика: Интеллектуальная игра «АБВГДейка». Задания сказочника,
загадки. Награждение. Подведение итогов.
Ожидаемые результаты реализации программы
Личностные результаты:
-сформированы

в

соответствии

с

возрастом

личностные

качества:

самостоятельность, ответственность, самодисциплина;
- сформированы основные навыки отношений со сверстниками и взрослыми,
- способен понять и аккуратно выполнить задание.
Метапредметные результаты:
- развиты в соответствии с возрастом восприятие, внимание, память,
воображение;
- владеет простейшими способами получения необходимых данных и знаний;
- умеет проводить доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на
12

вопросы и делать умозаключения;
- умеет слушать собеседника, задавать вопросы, вести диалог;
- сформирован познавательный интерес к исследованиям окружающего мира;
- знает технику безопасности на занятиях.
Предметные результаты:
- знает основные понятия: цифра, число, буква, слово, слог, предложение;
- умеет пересказать информацию, не искажая смысл,
- выполняет простейшие действия с числами;
- читает простые слова;
- знает простейшие естественно-научные понятия (опыт и эксперимент, вес,
воздух, жидкость, вкус, запах, сила).
Инструментарий мониторинга уровня развития личностных и предметных
компетенций (входящий, итоговый) – в Приложении1.
3. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1 Календарный учебный график на 2023 – 2024 учебный год
№ п\п
1
2
3
4
5
6
7

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Начало занятий
Выходные дни
Каникулы

8

Окончание обучения по программе

15
30
4
60
15 сентября
31.12 – 09.01
Образовательная
деятельность
в
ДДиЮ
осуществляется и в период
осенних и весенних школьных
каникул

31 декабря

3.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Занятия проводятся в учебных кабинетах, которые соответствуют
профилю проводимых занятий и оборудованы в соответствии с санитарными
13

нормами.
Материалы и оборудование:
- мячи -15 шт.,
- кегли – 1 набор,
- конусы – 6 шт.,
- карточки для словарной работы,
- наборы «Лего» - 7 шт.,
- пластины – 7 шт.,
- наборы карандашей и фломастеров – 15 шт.,
- музыкальный центр – 1 шт.,
- наборы геометрических фигур – 5 шт.,
- набор геометрических тел – 1,
- инвентарь для опытов и экспериментов;
- компьютер – 1 шт.
Кадровое обеспечение
В реализации программы принимают участие педагоги со средним
специальным

или

высшим

педагогическим

образованием,

любой

квалификационной категории, обладающие знаниями и навыками для
проведения занятий по данной программе.
Методическое обеспечение
Используемые методические пособия и материалы представлены в списке
литературы.
Выбор

методов

обучения

определяется

с

учетом

возможностей

обучающихся, возрастных и психофизических особенностей детей, специфики
изучения данного курса.
В основе содержания деятельности – личностно - ориентированные
технологии обучения. Их применение обеспечивает уважение к личности
каждого ребенка, внимание к его внутреннему миру и его неповторимости,
позволяет подбирать индивидуальный ритм выполнения заданий.
направлено на развитие личности ребенка в ситуации успеха.
Методы обучения:
14

Обучение

Содержание программы реализуется с помощью игровых методов и
приемов, обеспечивающих ситуацию успеха для каждого обучающегося, что
способствует

интеллектуальному,

эмоциональному

и

индивидуальному

развитию ребенка. На занятиях используются игры интеллектуальные, сюжетноролевые, музыкальные и пр. Все используемые игры способствуют оптимальной
подготовке детского организма к более высоким психофизическим нагрузкам.
Чередование развивающих игр и интеллектуальной нагрузки сбалансировано
таким образом, чтобы дети не переутомлялись во время занятий, а также прочно
усваивали материал. Игра позволяет детям и педагогу взаимодействовать в ходе
учебного процесса, получая максимально положительный результат.
Наглядный метод, присутствующий на большинстве занятий, оптимален,
ведь детям проще усвоить материал, услышав и увидев одновременно.
Наглядные материалы - иллюстрации, рисунки; демонстрационные материалы модели, приборы. При выполнении большинства заданий предлагается
наглядный

и

словесный

материал,

либо

ребенок

ставится

перед

необходимостью объяснить, пояснить выполняемое задание. В результате
зрительный и вербальный ряд и выступают в единстве.
Проблемный - постановка проблемных вопросов, объяснение основных
понятий,

создание

проблемной

ситуации,

оптимален

для

опытно-

экспериментальной деятельности, способствует активизации мыслительной
деятельности детей.
Проектно-конструкторский на занятиях ЛЕГО конструированием создание моделей, конструкций, нахождение новых способов решения задач.
Метод воспитывающих ситуаций - создание ситуации выбора, доверия,
организованного успеха, особенно эффективен в ролевых развивающих играх.
Метод

равноправного

творческого

контакта,

основанного

на

совместной творческой деятельности детей, родителей и педагогов. Эти
методы

предусматривают

такие

формы

работы,

как

«путешествие»,

творческие мастерские, игровые и познавательные программы, экскурсии,
занятия, тематические праздники, свободное общение.
В период карантина программа может реализоваться при помощи
15

информационно-коммуникативных технологий (онлайн-занятие; мастер класс; игровой тренажёр).
Структура

занятия

может

быть

различной:

занятие

может

быть

тематическим (посвященным изучению одной темы) или комплексным
(имеющим один сюжет и включающим в себя элементы различных разделов
программы).

Чаще

всего

используется

следующая

структура:

1)

организационный момент - сюжетная игра, создающая мотивацию к занятию (35 мин). Детям предлагается игра, в ходе которой они вспоминают то, что
поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). 2)
Создаётся затруднение в игровой ситуации (1-3 мин.) В конце игры должна
возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое
они фиксируют в речи. Педагог выявляет детские вопросы и вместе с детьми
определяет тему занятия. В результате ребятами делается вывод, что необходимо
подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации. 3) «Открытие»
нового знания или умения (5-7 мин.) Педагог с помощью подводящего диалога
на основе практической деятельности детей приводит их к «открытию» нового
знания или умения. 4) Воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин.)
На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или
умение. В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное
освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком
своей деятельности по освоению нового, дети или убеждаются в том, что они
справились

с

заданием,

или

исправляют

свои

ошибки.

5) Повторение и развивающие задания. 6) Итог занятия: дети фиксируют в речи
сегодняшние открытия.
Сюжетное построение занятия позволяет педагогу решить проблему
мотивации дошкольников к предстоящей деятельности. Используемые на
занятиях игры и упражнения могут быть использованы с целью диагностики
развития познавательных психических процессов детей. Следует отметить, что
целью диагностики на занятиях модулей является не определение уровня
развития познавательных психических процессов (это задача психолога), а
качество усвоения ребенком программного материала.
16

Для определения достижения обучающимися планируемых результатов
используются диагностические методики: Немов Р.С. «Какие предметы
спрятаны в рисунках?», «Что здесь лишнее?»; С. Забрамная «Разрезные
картинки»;

Е.

Додонова

«Треугольники-2»,

«Найди

и

вычеркни»,

«Перцептивное моделирование», «Лабиринты»; Д.Б. Эльконин «Графический
диктант», «Обведи контур»; С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В.
Щербинина «Тесты для дошколят. Чтение. Математика. Мышление. Развитие
речи».
Информационные условия:
Дистанционные технологии и электронное обучение применяются в случае
введения карантина / временных ограничений на посещение ОО. Для этого
используется общий чат группы.

Используемые ресурсы для электронного

обучения:
https://skazbuka.com
https://yandex.ru/alice/legko-skazat
https://roboborik.com
http://ya-uznayu.ru
https://www.razumeykin.ru
1. Информационное оснащение образовательного процесса - оформление
стендов и размещение информации для родителей.
2. Наличие выбора информационных ресурсов (достижение оптимального
состояния сочетания электронных и традиционных информационных
ресурсов)
3. Анкетирование родителей
4. Размещение информационных и содержательных материалов на сайте
Дома детства и юношества Кировского района.
5. Группа для родителей в WhatsApp
3.2. Формы аттестации
Для определения результативности программы используются следующие
17

формы аттестации:
-

тестирование

для

выявления

уровня

математического

развития,

промежуточное (декабрь) и итоговое (май) (Приложение 2);
- конкурсно-игровые программы по завершении реализации программы:
«Путешествие в страну Заниматика» и «АБВГДейка» в мае.

18

Список литературы:
Специальная и психолого-педагогическая литература:
1.

Анцыферова,

Ю.О.

Методика

развития

речи

дошкольников/

Ю.О.

Анцыферова. - М.: Дрофа, 2018. – 139 с.
2. Выготский, Л.С. Педагогическая технология/ Л.С. Выготский.- М: ВЕЧЕ,
2019.- 249 с.
3. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования / В.П. Голованов. - М.: ВЛАДОС, 2018.- 287 с.
4. Елкина, Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать / Н.В. Елкина. –
Ярославль: Академия, 2016. – 224 с.
5. Гурович, Л. Ребенок и книга / Л. Гурович, Л. Береговая, В. Логинова. –
СПб: Питер, 2019.- 198 с.
6. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию /Э.П.
Коротаева- М.: Дрофа. 2018.- 217 с.
Литература для родителей:
1. Безруких М.М. Ступеньки к школе «Азбука для дошкольников»/ М.М.
Безруких. - М.: Дрофа, 2017.- 231 с.
2. Гибсон Р. Обучающие игры / Р. Гибсон. - М.: РОСМЭН, 2019. - 63 с.
3. Зайцев В.В. Математика для детей дошкольного возраста / В.В. Зайцев. – М.:
Владос, 2020. – 58 с.
4. Чернова Е. В. Пластилиновые картины /Е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс,
2018. – 48с.
Список литературы для детей:
1. Барто, А. Л. Стихи [Текст]: / А. Л. Барто. Малыш, 2019. – 62 с.
2. Бианки, В. В. Первая охота [Текст]: сказки / В. В. Бианки. – М.: Детская
литература, 2017. – 16 с.
3. Маршак С.Я., Михалков С.В., Усачев А.А., Барто А.Л. Волшебные новогодние
стихи, песенки, загадки, игралки. Изд.: – М.: Малыш, 2018. -64с.
4. Маршак, С. Я. Рассказы в стихах [Текст]: стихи / С. Я. Маршака. – М.: Детская
19

литература, 2018. – 126 с.
5. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст]: сост., авт. Вступ.
ст., коммент. и слов. Ю. Г. Круглов. – М.: Просвещение, 2017. – 335 с.
Цифровые образовательные ресурсы:
https://skazbuka.com
https://yandex.ru/alice/legko-skazat
https://roboborik.com
http://ya-uznayu.ru
https://www.razumeykin.ru

20

Приложение 1
Карта оценки личностных достижений ребенка
результат (балл от 1 до 5)
критерий
сентябрь

конец уч/года

Уровень освоения программы
(%)

самоконтроль
самодисциплина
самоорганизация
средний балл

Карта оценки предметных достижений ребенка
результат (балл от 0 до 5)
критерий
декабрь

конец уч/года

знает основные
понятия: цифра,
число
знает основные
понятия: буква,
слог, слово,
предложение
умеет пересказать
текст, не искажая
смысл
умеет прочитать
несложный текст
выполняет
простейшие
действия с числами
знает простейшие
естественнонаучные понятия
Способен
поделиться
полученной
информацией
средний балл

21

Уровень освоения программы
(%)

Приложение 2
Тест «Заниматика» для дошкольников
1. Царица всех наук
А) музыка
Б) история
В) математика
Г) развитие речи
2. Какая геометрическая фигура имеет 3 стороны?
А) квадрат
Б) круг
В) треугольник
Г) прямоугольник
3. Сколько углов имеет ромб?
А) 3
Б) 4
В) 5
Г) не имеет
4. Как нельзя назвать квадрат по-другому?
А) четырехугольник
Б) треугольник
В) прямоугольник
Г) пятиугольник
5. Какая геометрическая фигура не имеет углов?
А) круг
Б) ромб
В) цилиндр
Г) прямоугольник
6. Какой формы циферблат часов в нашем кабинете?
А) квадрат
Б) овал
В) круг
Г) ромб
7. Какое число следует за 7?
А) 1
Б) 8
В) 6
Г) 5
8.Какое число предшествует 3?
А) 2
Б) 4
В) 8
Г) 5
9. Сколько дней в неделе?
А) 7
Б) 5
22

В) 12
Г) 9
10.Назовите первый день недели.
А) вторник
Б) среда
В) понедельник
Г) воскресенье
11.Сколько месяцев в году?
А) 12
Б) 7
В) 24
Г) 10
12. Назовите первый месяц года.
А) январь
Б) март
В) сентябрь
Г)декабрь

Приложение 3
Опыты и эксперименты для старших дошкольников
1. Эксперимент «Можно ли вдуть бумажный шарик внутрь бутылки». Как вы думаете, можно ли
бумажный шарик вдуть в бутылку? Скомкайте небольшой кусочек газеты в шарик. Положите
бумажный комочек в горлышко пластиковой бутылки и сильно дуньте на него. Парадокс, но шарик
полетит не внутрь бутылки, а наружу. Это происходит потому, что вдуваемый воздух обтекает шарик
и в бутылке повышается давление воздуха. Этот воздух и выталкивает шарик.
2. Эксперимент «Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него?» Ребенок уже знает, что
если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь
вы спокойно проткнете шарик через скотч без всякого вреда для него.

3. Опыт «Есть ли вес у воздуха». Воздух имеет вес. Попробуйте его взвесить. Для этого
нужно сделать весы следующим образом: возьмите линейку и привяжите к ее центру
веревку. Надуйте два шарика так, чтобы они были одинакового размера, завяжите горлышки
шариков веревочками одинаковой длины. Подвесьте линейку на крючок, а по бокам повесьте
оба шарика. Линейка должна быть уравновешена. А теперь пусть ребенок проколет один
шарик булавкой. Надутый шарик опустится вниз, значит, он тяжелее, чем лопнувший.
Дальше проткните и второй шарик и лопнувшие шарики опять уравновесятся.
4. Опыт «Есть ли у воды вкус?» Спросите перед опытом: «Какого вкуса вода?» После
этого дайте детям попробовать питьевую воду. Затем в один стакан положите немного соли,
в другой сахар, размешайте и дайте детям попробовать. Спросите: «Какой вкус приобрела
теперь вода?». Дети делают вывод, что вода приобретает вкус того вещества, которое в него
добавлено.
23

5. Опыт «Чем пахнет вода?» Перед началом опыта задайте вопрос: «Чем пахнет вода?»
Дайте детям три стакана из предыдущих опытов (чистую, с солью, с сахаром). Предложите
понюхать. Затем капните в один из них (дети не должны это видеть — пусть закроют глаза),
например, раствор валерианы. Пусть понюхают. Что же это значит? Дети делают вывод, что
вода начинает пахнуть теми веществами, которые в нее положены, например яблоком или
смородиной в компоте, мясом в бульоне.
6. Опыт «Зачем нужна вода растениям?» Животворное действие воды. Нарежьте веточки
быстро распускающихся деревьев или кустарников (тополь, береза, верба). Возьмите сосуд с
водой. Рассмотрите с детьми веточки (они должны быть только с почками, без листьев) и
поставьте их в сосуд с водой. Дети делают вывод, что одно из важных свойств воды —
давать жизнь всему живому. Пройдет время, и веточки оживут, а тополиные ветки могут
даже пустить корни. Дети делают вывод, что вода необходима для жизни и роста растений.
7. Опыт «Испарение воды». Вскипятите воду, налейте кипяток в прозрачный термостойкий
стакан, покройте его крышкой, затем покажите, как сконденсированный пар превращается
снова в капли и падает вниз.
8. Эксперимент «Подводная лодка из винограда». Возьмите стакан со свежей
газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и
опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие
воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на
поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на
дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться
несколько раз, пока вода не «выдохнется». По этому принципу всплывает и поднимается
настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы
сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться
— мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.
9. Опыт «Цветы лотоса». Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При
помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на
воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это
происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки
раскрываются.
10. Опыт «Можно ли склеить бумагу водой?» Возьмите два листа бумаги, приложите их
один к другому и попробуйте их сдвинуть так: один в одну, а другой в другую сторону. А
теперь смочите листы водой, приложите их друг к другу и слегка прижмите, чтобы выдавить
лишнюю воду. Попробуйте сдвинуть листы друг относительно друга, как в предыдущем
опыте. Дети делают вывод, что вода обладает «склеивающим» действием. Таким же
эффектом обладает и сырой песок, в отличие от сухого.
24

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».