Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования –
Дом детства и юношества
Хореографическое искусство. Танцевальная мастерская
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Возраст обучающихся 9 -13 лет
Срок реализации – 3 года
Составители:
Хабарова Ирина
Григорьевна,
Орлова Арина
Александровна,
педагоги
дополнительного
образования
г. Екатеринбург, 2024 год
СОДЕРЖАНИЕ
1.Комплекс основных характеристик программы………………………....3
1.1.Пояснительная записка………………………………………………......…3
1.2. Цель и задачи программы………………………………………………….5
1.3. Содержание программы……………………………………………………6
1.4. Планируемые результаты …………… ………………………………. 24
2. Комплекс организационно-педагогических условий…………………...26
2.1 Календарный учебный график……………………………………………26
2.2.Условия реализации программы………………………………………….27
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы ……………………………29
Список литературы…………………………………………………………….30
2
1.Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
В
дополнительном
образовании
подрастающего
поколения
значительное место занимает художественно – эстетическое развитие.
Большая роль уделяется приобщению детей к искусству хореографии.
Эффективность воспитательной функции хореографии в том, что она очень
ярко воздействует на эмоции, чувства человека. Занятия танцем позволяют
развивать такие творческие процессы, как воображение, мышление,
ассоциативную память.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Хореографическое искусство. Танцевальная мастерская» художественной
направленности является третьей из комплекса программ, реализуемых в
коллективе «Ансамбль танца «Абсолют».
Программа «Хореографическое искусство. Танцевальная мастерская»
актуальна, так как:
1) разработана в соответствии со следующими современными нормативными
правовыми актами и государственными программными документами, а также
локальными нормативными актами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства
РФ от 29.05.2015 №996-р)
№
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
629
"Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам" (вступает в силу с 1 марта 2023 года);
3
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №09-3242;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в
образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» от 01.11.2021 №934-д4;
Устав МАУ ДО – ДДиЮ;
Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ на 2022 – 2025 гг.
2) актуальна, так как отвечает региональным социально-экономическим
потребностям и особенностям образовательного пространства Екатеринбурга,
4
способствуя решению проблемы обеспечения каждому ребенку возможности
максимально полного раскрытия его творческого потенциала;
3)
отвечает
потребностям
родителей
в
доступном,
бесплатном,
профессионально организованном и содержательном досуге, в творческом и
личностном развитии детей с применением здоровьесберегающих технологий,
созданием комфортной атмосферы и
«ситуаций успеха», стимулирующих
мотивацию детей к занятиям хореографией. Отвечает желанию детей
танцевать, выступать на сцене, стремлению быть яркими и успешными.
Дополнительная
искусство.
образовательная
Танцевальная
мастерская
программа
«Хореографическое
»является компилятивной. При
составлении данной программы разработчик опирался на программы В.Ю.
Никитина «Модерн - джаз танец и современный танец», С.В. Полякова
«Основы современного танца», Пола Боттомера «Уроки танца», а также на
собственный опыт. Отличительной особенностью программы стало
увеличение количества часов на практические занятия по танцевальной
импровизации, партерной гимнастике и развивающие динамические игры.
Такой подход направлен на развитие физических, эмоциональных и
творческих качеств ребенка.
В основу программы положены следующие дидактические принципы
обучения и воспитания: принцип адаптивности; принцип творческого
развития; принцип психологической комфортности; принцип успешности;
принцип доступности; принцип индивидуального подхода.
Работа педагога осуществляется в тесном контакте с родителями.
Адресат программы – дети в возрасте 9-13 лет, завершившие обучение
по программе «Хореографическое искусство. Ритмика и основы танца» и
при отсутствии медицинских противопоказаний.
Психофизиологические
особенности
детей
среднего
школьного
возраста. Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом
и увеличением размера тела, а также в это период окончательно выявляется
5
склонность к определенным видам деятельности. Подростки начинают мыслить
абстрактно. Способны прогнозировать последствия своих поступков. Обладают
энтузиазмом и потребностью в самоутверждении, в подчёркивании своей
«взрослости» и самостоятельности. Как правило, подростки этого возраста
охотно взаимодействуют в команде, умеют распределять роли и обязанности,
планировать совместную деятельность. Болезненно воспринимают критику.
Режим занятий. Дети занимаются по 2 часа (1 академический час равен 45
мин.) 2 раза в неделю. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее
количество часов в неделю – 4. Количество детей в группе – до 15 человек.
Объем программы – 432 часов, по 144 часа в год
Особенности организации образовательного процесса – традиционная
модель, представляющая собой линейную последовательность освоения
содержания.
Срок освоения программы: 3 года
Перечень форм обучения: очная; в условиях временных ограничений – с
использованием дистанционных технологий.
Перечень форм организации занятий: фронтальная групповая, в малых
группах.
Перечень видов
занятий:
практическое занятие, беседа, открытое
занятие, концерт.
Перечень форм подведения итогов реализации: открытые занятия,
показательные выступления перед родителями. В конце учебного года
проводится отчётное занятие.
6
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы - обучение базовым навыкам танцевального искусства,
воспитание хореографической культуры.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
Развивающие:
содействовать формированию позитивных социальных и личностных
ценностей;
способствовать развитию психических познавательных процессов —
памяти, внимания, мышления, воображения, фантазии, наблюдательности.
Образовательные:
сформировать прочную базу хореографических и актерских знаний,
умений и навыков;
обучать синхронности исполнения танцевального номера;
Воспитательные:
воспитывать культуру поведения и общения;
воспитывать самодисциплину, ответственность;
способствовать осознанному принятию детьми норм коллективной жизни
ансамбля на основе атмосферы добра и взаимопомощи;
обеспечивать потребность обучающихся в творческом самовыражении;
Формы подведения результатов освоения программы:
-
Конкурс;
Концерт;
Опрос;
Игра-викторина;
Творческий показ;
Открытое занятие.
7
1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план. Первый год обучения.
Общее
количе
ство
часов
2
теория
практи
ка
1
1
Основы современной хореографии
60
2
58
Основы
классического танца
60
6
54
Конкурсно-досуговая
деятельность
Итого
22
2
20
144
22
122
№
п/п
1.
Наименование разделов, тем
Введение в образовательную
программу
В том числе
2.
3.
4.
Формы
подведения
итогов по теме
или разделу
Беседа, играпутешествие
Опрос,
открытое
занятие
беседа,
открытое
занятие
Участие в
мероприятиях
Содержание учебного (тематического) плана первый год обучения
Тема 1. Введение
Теория: Техника безопасности, правила поведения в ДДЮ, требования
предъявляемые к процессу обучения. Краткое содержание программы первого
года обучения.
Практика: танцевальная разминка
Тема 2. «Основы современной хореографии»
Теория:
1.
История возникновения современного танца в XX веке.
Основоположники современного танца: Лоис Фуллер и Айседора Дункан.
2.
Техника Марты Грэм: базовые понятия (contraction (контракшэн) –
сжатие и release (релиз) – расширение).
Практика:
1.
Основные позиции ног в современной хореографии: вторая
параллель (стоя в первой классической позиции, развернуть пятки параллельно,
сохраняя вес на двух ногах), четвертая параллель (из шестой позиции вывести
8
П.Н., Л.Н. вперёд, расстояние между ног ровно размеру ноги), перпендикуляр
(формируется из третьей классической позиции).
2.
Основные позиции рук в современной хореографии:
подготовительная (руки вдоль туловища, вытянуты вниз и прижаты к телу), I
позиция (руки вытянуты параллельно перед собой на уровне плеч), II позиция
(руки вытянуты в стороны на уровне плеч), III позиция (руки вытянуты
параллельно вверх).
3.
Ви-позиции рук в современной хореографии: подготовительная V-
позиция (руки вытянуты вниз и слегка разведены в стороны, образуя
перевернутую букву V), I V-позиция ( руки вытянуты перед собой на уровне
плеч и слегка разведены в стороны, образуя букву V), III V-позиция (руки
вытянуты вверх и в стороны по диагонали, образуя букву V).
4.
Упражнения Body roll (группа наклонов торса, связанная с
поочередным перемещением центра корпуса в боковой или фронтальной
плоскости (синоним «волна»)).
5.
Упражнения roll down (спиральный наклон вниз – вперёд, начиная с
головы), roll up (обратное движение, связанное с постепенным раскручиванием
торса в исходную позицию).
6.
Упражнения Swing (раскачивание любой частью тела: рукой, ногой,
корпусом т.д.).
7.
Упражнения Circle (круговые движения руками, головой).
8.
Упражнения Bounce (трамплинное покачивание вверх-вниз).
9.
Упражнения Contraction (сжатие, уменьшение объёма корпуса и
округление позвоночника, начинается в центре таза, постепенно захватывая
весь позвоночник, исполняется на выдохе).
10.
Упражения Curve (изгиб верхней части позвоночника (до
«солнечного сплетения») вперёд или в сторону).
11.
Упражнения Flat back (наклон торса с прямой спиной).
12.
Упражнения Demi-plie (полуприседание, не отрывая пятки от пола).
9
13.
Упражнения Battement tendu (отведение и приведение ноги вперёд и
в сторону, назад) и Battement tendu jete (активное выбрасывание ноги в воздух
на высоту 25 °) по параллельным позициям.
14.
Прыжок Jump по шестой и параллельных позициях (прыжок с двух
ног на две).
15.
Импровизация: «Броуновское движение» (Группа начинает
хаотично передвигаться по площадке, заполняя всё пространство. Важно то,
чтобы темп у всех был единым. Темп меняется педагогом (5 скоростей от 0 –
статика до 5 – быстрый бег)).
16.
Импровизация: «Тень» (Упражнение выполняется в паре. Один
партнёр располагается за спиной другого партнёра и повторяет его движения,
но стараясь увеличить амплитуду своего движения. Можно использовать
жесты, позы, танцевальные шаги, прыжки и т.д.).
17.
Импровизация: «Парное равновесие» (Упражнение выполняется в
паре. Между партнёрами возможны любые точки контакта. Найдя эту точку
партнёры направляют свой вес через неё навстречу друг другу, находя баланс).
18.
Импровизация: «Диалог частей тела» (Упражнение выполняется
индивидуально. Мысленно поделить тело на две части, либо созданвать диалог
между рукой и ногой. Одна часть выполняется плавные, тягучие движения,
левая – жесткие, акцентированные).
19.
Импровизация: «От звука к движению» (Упражнение для парной
работы. Один партнёр на выдохе издает звук. Задача второго телесно
отреагировать на звук движением. Необходимо, чтобы движение как можно
точнее отражало заданный звук).
20.
Импровизация: «Жёсткие и мягкие» (Используются спонтанные
движения рук. Участники самостоятельно исследуют, каким образом могут
двигаться руки. По сигналу педагога руки танцоров двигаются либо жестко,
угловато, либо наоборот мягко и слитно. Необходимо следить за включением
всех частей рук (кистей, запястья, локтей, плечей)).
10
21.
Партерная техника: перекаты на полу (на спине “валяшка”, перекат,
Port de Bras, работа ног, грамотная работа суставов).
22.
Партерная техника: cross-слайды, cross-прыжки с опорой на ладони,
ползунки на 4 опорах, ползки спиной к полу.
23.
Партерная техника: stretch (упражнения из йоги для начинающих:
«кошка», «собака», «воин», «треугольник», «гора», «дерево»
Тема 3. «Основы классического танца»
Теория:
1. Хореография как вид искусства
2. Балет как вид театрального искусства.
Практика:
1. Позиция ног IV
2. Demi plie , grand plie по IV позиции.
3. Battements tendus jete из V позиции вперед, в сторону, назад.
4. Releves на полупальцы по IV позйции.
5. Battements frappes в сторону, вперед, назад в пол.
6. Rond de jambe par terre на 45 градусов.
7. Demi de jambe par terre на 90 градусов.
8. Battements soutenus в сторону, вперед, назад на полупальцах с plies.
9. Battements fondus вперед, в сторону, назад на 45 градусов.
10. 4-е port de bras
11. Saute по I,II,IV,V позициям.
12. Assamble в сторону, вперед.
13. Grands battemens jete из V позиции.
14. Pas de bourree.
Тема 5. «Конкурсно-досуговая деятельность»
Теория: беседы о правилах поведения в поездах, личной гигиене, технике
безопасности.
11
Практика:
1. Посещение родителями открытых уроков и концертов.
2. Индивидуальные консультации с детьми и родителями.
3. Родительские собрания.
4. Совместные мероприятия детей и родителей.
Учебный (тематический) план
второй год обучения
Общее
количе
ство
часов
2
теория
практи
ка
1
1
Основы современной хореографии
60
2
58
Основы
классического танца
60
6
54
Конкурсно-досуговая
деятельность
Итого
22
2
20
144
22
122
№
п/п
1.
Наименование разделов, тем
Введение в программу второго года
обучения
В том числе
2.
3.
4.
Формы
подведения
итогов по теме
или разделу
Беседа, играпутешествие
Опрос,
открытое
занятие
беседа,
открытое
занятие
Участие в
мероприятиях
Содержание учебного плана
2 год обучения
Тема 1. Введение
Теория: Техника безопасности, правила поведения в ДДЮ, требования
предъявляемые к процессу обучения. Краткое содержание программы второго
года обучения.
Практика: хореографическая разминка
Тема 2. «Основы современной хореографии»
Теория:
1. Техника Хосе Лимона, Лестера Хортона, Эрика Хоукинса – техники
танца модерн, созданные американскими танцовщиками и хореографами в I
половине XX века и их отличия.
12
2. История и происхождении йоги, возможности её применения в
современном танце.
Практика:
1. Основные положения кистей в современном танце: flex – сокращенная
кисть, т.е. ладонь перпендикулярно к предплечью, stretch – вытянутая кисть,
т.е. ладонь раскрыта и является продолжением предплечья, first – сжатый кулак,
allonge – расслабленная кисть.
2. Закрытые позиции рук в современном танце: I cloze-poz в сторону –
руки согнуты в локтях, кисти на уровне солнечного сплетения (груди), локти
направлены точно в стороны, руки прижаты к телу, пальцы рук не
соприкасаются, I cloze-poz вниз – руки согнуты в локтях, кисти на уровне плеч
и не прижимаются, локти направлены вниз, II cloze-poz – руки согнуты в
локтях, кисти на уровне плеч, локти направлены в стороны.
3. Упражнения Arch («арка», прогиб торса назад).
4. Упражнения Bounce в усложнённом варианте (вниз – вверх – в
сторону).
5. Упражнения Сhange (перемена ног и рук) на координацию.
6. Упражнения Drop («сбрасывание» колена, тела через импульс. Падение
расслабление в сторону).
7. Упражнения с чередованием стопы-flex (сокращение стопы) и стопыpoint (вытянутое положение стопы).
8. Упражнения Release (расширение объёма торса, которое происходит на
вдохе).
9. Упражнения Low back (округление позвоночника в пояснично-грудном
отделе).
10. Упражнения Demi-plie и Grand-plie с чередованием выворотных (I
позиция, II позиция, III позиция) и параллельных (I параллельная позиция, II
параллельная позиция, IV параллельная позиция) положений ног.
13
11. Упражнения Battement tendu и Battement tendu jete на 45 ° по
параллельным и выворотным позициям.
12. Прыжки Hop (маленький прыжок на одной ноге) и Leap (прыжок с
одной ноги на другую с продвижением вперед или в сторону).
13. Партерная техника: womb (собирание тела в позу «зародыша», перекат,
натяжение корпуса, Por de Bras, спираль).
14. Партерная техника: swing комбинация (сидя, лёжа, с заносом ног за
плечи).
15. Партерная техника: кувырки прямой и обратный, cross-слайды с
добавлением спирального вращения.
16. Импровизация: «Множественное равновесие» (Группа встает в круг,
держась за руки. Каждый участник откликается из круга, находя равновесие
внутри группы. Продолжая, исполнители могут покачиваться и плавно сдвигать
свой вес. Для опоры можно использовать не только руки, но и другие части
тела).
17. Импровизация: «Shake» (тряска), соединённая с «Броуновским
движением».
18. Партерная техника: stretch (упражнения из йоги: поза ребёнка, поза
сапожника, поза кобры, поза собаки на баланс, Поза прямого бокового угла,
полунаклон вперёд, половинная поза повелителя рыб).
Тема 3. «Основы классического танца»
Теория:
1. История возникновения балета.
2. Основоположники русского балета.
3. Известные танцовщики прошлого и настоящего времени.
4. Жанры балета.
Практика:
1. Комбинирование ранее проученных движений
14
2. Battement tandus double.
3. Battement tandus jetes в маленьких и больших позах.
4. Battement releves lents на 90 градусов.
5. Rond de jambe en l *air en dehors et en dedans на 45 градусов.
6. Releve на полупальцах с работающей ногой на sur le cou – de-pied.
7. Pas jetes в сторону.
8. Sisonne simple.
9. Battement developpes вперед, в сторону, назад.
10.Echappe.
Тема 4. «Конкурсно-досуговая деятельность»
Теория: беседы о правилах поведения и технике безопасности в гостинице,
других городах.
Практика:
1. Посещение родителями открытых уроков и концертов.
2. Индивидуальные консультации с детьми и родителями.
3. Родительские собрания.
4. Совместные мероприятия детей и родителей.
Учебный (тематический) план
третий год обучения
№
п/п
1.
Общее
количе
ство
часов
2
теория
практи
ка
1
1
Основы современной хореографии
60
2
58
Основы
классического танца
60
6
54
Конкурсно-досуговая
деятельность
22
2
20
144
22
122
Наименование разделов, тем
Введение в программу второго года
обучения
В том числе
2.
3.
4.
Итого
Формы
подведения
итогов по теме
или разделу
Беседа, играпутешествие
Опрос,
открытое
занятие
беседа,
открытое
занятие
Участие в
мероприятиях
15
Содержание учебного плана
3 год обучения
Тема 1. Введение
Теория: Техника безопасности, правила поведения в ДДЮ, требования
предъявляемые к процессу обучения. Краткое содержание программы третьего
года обучения.
Тема 2. «Основы современной хореографии»
Теория:
1. Техника Мэрса Каннингхэма – танец постмодерн и его отражение в
современности.
2. Техника Релиз (техника современного танца, основанная на
освобождении мышц с целью получения навыков использования только тех
групп мышц, которые необходимы в процессе танца) и её применение в
занятиях по современному танцу.
Практика:
1. Пресс-позиции рук в современном танце: подготовительная press-poz
(локти присогнуты и направлены в стороны, кисти вытянуты и прижаты по
бокам к тазовой кости), I press-poz (руки согнуты в локтях на 90° закрывая
живот таким образом, чтобы кисть одной руки была над локтем другой, а
вторая кисть под локтём противоположной руки. При этом руки не
прижимаются к телу), II press-poz (руки согнуты в локтях и направлены в
стороны слегка перед собой, параллельно полу, локти направлены к внешним
косым мышцам пресса, но не прижимаются), III press-poz (аналогична
классической III позиции, только локти более согнуты).
2. Сочетание основных позиций рук, Ви-позиций с закрытыми позициями
рук (cloze-poz) в танцевальных комбинациях, направленных на развитие
координации.
16
3. Комбинации из ранее проученных элементов, направленные на
разогрев грудного, поясничного отделов: body roll, poll down (up), bounce,
contraction-release.
4. Упражнения на развитие грудного и поясничного отделов: curve, arch,
flat back, bounce, low back.
5. Усложненные упражнения swing чередующиеся с упражнением drop.
6. Упражнения Demi-plie и Grand-plie с чередованием выворотных (I
позиция, II позиция, III позиция) и параллельных (I параллельная позиция, II
параллельная позиция, IV параллельная позиция) положений ног с добавлением
выворотной IV и V позиции в ногах.
7. Упражнения Battement tendu и Battement tendu jete на 45° по
параллельным и выворотным позициям с подключением рук, находящихся в
press-poz.
8. Усложнённые упражнения Сhange (перемена ног и рук) на
координацию.
9. Упражнение Battement developpe (вынимание ноги вперёд, назад или в
сторону скольжением «рабочей» ноги по опорной).
10. Основные step (шаги) и step ball change (связующие шаги, состоящие из
шага в сторону или вперёд и двух переступаний на полупальцах).
11. Упражнение snake («змея», волна через стороны) и чередование с shake
(тряска).
12. Упражнения с переходом в slide («скользить», затянутый шаг).
13. Упражнения rond de jambe par terre (круг вытянутой ногой, касаясь
пальцами пола) с чередованием demi-plie и grand-plie.
14. Cross-комбинации (комбинации с продвижением) на применение
attitude (положение ноги, поднятой на 90° и отведённой назад в согнутом
положении).
15. Cross-комбинации на применение arabesque (поза классического танца,
перенесённая в технику современного танца, при которой нога отводится назад
17
«носком в пол» на 45°. Положение торса, рук и головы зависит от формы
арабеска. Допускаются невыворотные положения).
16. Cross-комбинации на применение as chasse (вспомогательный прыжок с
продвижением во всех направлениях, при исполнении которого одна нога
«догоняет» другую в высшей точке прыжка).
17. Партерная техника: валяния, длинная комбинация (опора на руки со
сменой сторон, «рыбка», перекаты, свастика, растяжка, swing)
18. Партерная техника: длинная комбинация на por de bras stretchхарактера.
19. Партерная техника: спирали (скручивания) в партере.
20. Импровизация: «Твистер» (Работа происходит в парах. Один партнёр
встаёт в опору на руки и ноги, при этом не опускает колени на пол, другой
партнёр запускает движение. Ставит либо руку, либо ногу на место одной из
опор первого партнёра, движение беспрерывное, инициатива переходит от
одного партнёра к другому. Упражнение, направленное на выработку
выносливости, умения работать в паре и умения правильно распределять вес).
21. Импровизация: «Стихотворение» (Индивидуальная работа.
Обучающиеся выбирают одну из ранее выученных комбинаций, подбирают
любое стихотворение, песню и соединяют движение с проговариванием
текста).
22. Партерная техника: stretch (упражнения из йоги: поза счастливого
ребёнка, поза голова к коленям, поза колени-грудь-подбородок, поза ноги вверх
вдоль стены, поза выпада, поза горы).
Тема 3. «Основы классического танца»
Теория:
1. Современный балет.
2. Выдающиеся исполнители и балетмейстеры классического танца
Практика:
18
Ускоряем темп повторяемых движений.
Экзерсис у станка:
1. Движения выполняются с подъемом на полупальцы.
2. Battements double frappes в маленьких и больших позах.
3. Использование в комбинациях поз croisse, effece,ecarte.
4. Grands battements jete во всех позах и направлениях.
5. Tombe в сочетании с developpes, fondues.
6. Подготовка и тур из V позиции.
Экзерсис на середине:
1. Demi plies по I,II,IV,V позициям.
2. Battements tendus c demi plie по I,Vпозициям, с переходом на опорную
ногу.
3. Battements tendus jetes по I, V позиций.
4. Battements fondus на 45 градусов.
5. Battements soutenus на 45 градусов.
6. Pas de bourree.
7. Temps lie.
8. Arabesque
9. Rond de jambe par terre.
Тема 4. «Конкурсно-досуговая деятельность»
Теория: правила поведения на мастер- классах, анализ просмотра концертных
программ других коллективов.
Практика:
1. Посещение родителями открытых уроков и концертов.
2. Индивидуальные консультации с детьми и родителями.
3. Совместные мероприятия детей и родителей.
4. Посещение мастер – классов ведущих хореографов, концертов других
коллективов.
19
1.4. Планируемые результаты и способы их определения
Личностные результаты:
сформирован в соответствии с возрастом интерес к миру искусства через
танцевально - театральную деятельность;
сформирована культура поведения в социуме
и культура общения с
ровесниками;
сформированы
в
соответствии
с
возрастом
самодисциплина,
ответственность, аккуратность
Метапредметные результаты:
развит устойчивый интерес к занятиям хореографией;
сформирована устойчивая потребность в здоровом образе жизни;
развиты в соответствии с возрастом память, внимание, мышление,
воображение, фантазии, наблюдательность;
развит в соответствии с возрастом эмоциональный интеллект.
Предметные результаты:
сформированы знания специальных хореографических терминов;
сформировано овладение некоторыми средствами исполнительской
выразительности
сформировано
применение
основных
хореографических
приёмов,
экзерсисами и хореографическими действиями базовых /специальных видов
танца;
сформирован навык передачи темпа, ритма и характера танцевальных
движений.
Оптимальным
способом
мониторинга.
Используются
общеобразовательной
проверки
результатов
«Карта
общеразвивающей
является
освоения
программы
система
дополнительной
(предметная
компетентность)», «Карта диагностики 4К» (Приложение). Трижды в течении
20
учебного года педагог заполняет диагностические карты с целью выявления
результативности учебно - воспитательного процесса и закономерностей
личностного
роста
и
творческого
развития
детей.
Помимо
анализа
диагностических карт способом проверки достигнутых результатов являются
выступления детей на концертах, фестивалях и конкурсах разного уровня,
презентация проектов.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
образовательной программы: итоговые и конкурсные выступления,
открытые занятия, реализованные проекты, танцевальные спектакли.
Запланированы родительские собрания, анкетирование родителей для
выявления
степени
удовлетворенности
качеством
дополнительных
образовательных услуг; обязательное привлечение родителей к организации
и проведению экскурсий, концертов, конкурсов и фестивалей.
Форма аттестации – отчётный концерт.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Календарный учебный график
№ п\п
Основные характеристики
образовательного процесса
1
Количество учебных недель
36/36/36
2
Количество учебных дней
72/72/72
3
Количество часов в неделю
4/4/4
4
Количество часов
144/144/144
5
Начало занятий
1 сентября
6
Выходные дни
31.12 – 09.01
21
7
Каникулы
8
Окончание учебного года
Образовательная
деятельность
в
ДДиЮ
осуществляется и в период
осенних
и
весенних
школьных каникул
31 мая
Материально-техническая база:
Кабинет хореографии;
Станок;
Зеркала;
Музыкальный центр;
Гимнастические коврики 24шт.;
Утяжелители 0,5 кг. 20пар;
Скакалки 15 шт.;
Блоки для йоги;
Диски, флэшкарты;
Костюмы;
Реквизит для хореографических постановок.
Кадровое обеспечение:
Реализовать программу по модулю «Хореография» могут педагоги
дополнительного
образования,
имеющий
высшее
профессиональное
образование или среднее профессиональное образование по специальности
«хореография»,
владеющие
навыками
преподавания
классического,
современного и эстрадного танца.
Методическое обеспечение:
Основные методы обучения:
-
Методы
визуального
и
аудиального
восприятия,
которые
способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению программы
курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим
22
методам можно отнести: показ упражнений и связок, демонстрацию мастерклассов в формате видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений,
музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать
движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это
способствует
воспитанию
визуальной
и
музыкальной
памяти,
формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться
ритмично.
- Игровой метод используется при проведении музыкально — ритмических
игр. Этот метод основан на элементах здорового соперничества детей между
собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого
результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.
- Метод использования слова (вербальный) — универсальный метод
обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается
содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы
музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и
др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования
слова в обучении:
объяснение,
словесное сопровождение движений под музыку,
рассказ,
беседа, обсуждение
Практические методы основаны на активной деятельности самих
учащихся:
Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется
относительной доступностью упражнений. Однако, использование данного
метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту
базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе
осваивать в дальнейшем более сложные движения.
Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных
23
упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение
можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение
выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при
изучении сложных движений.
Создание ситуации успеха поддерживается применением технологии
проектной деятельности и личностно-ориентированного обучения,
позволяющими
максимально
реализовать
личностный
и
творческий
потенциал каждому обучающемуся.
Названные методы обучения на практике могут быть дополнены
различными приёмами педагогического воздействия на учащихся.
Воспитательная часть программы реализуется следующим образом:
1. Беседы о требованиях, предъявляемых к учащимся ансамбля (техника
безопасности, правила поведения в танцевальном зале, транспорте,
общественных мероприятиях, требования к обучающему процессу).
2. Тематические беседы о хореографии и актерском мастерстве танцора.
3. Посещение родителями открытых уроков и концертов.
4. Индивидуальные консультации с детьми и родителями.
5. Родительские собрания.
6. Совместные мероприятия детей и родителей, посещение мастер-классов,
концертов хореографических коллективов
7. Участие в благотворительных концертах.
Информационное обеспечение
Важным условием для получения результатов является применение:
• Аудиозаписей для разминки;
• Аудиозаписей для музыкального сопровождения номеров;
• Видеоматериалов с выступлениями хореографических коллективов,
методикой исполнения движений;
• Создание и администрирование интернет сообщества студии (группа
ВКонтакте, WhatsApp), в которых происходит обсуждение актуальных
24
вопросов, публикация фото и видеоматериалов с выступлений студии, видео
мастер-классы.
Электронные ресурсы с материалами по хореографии:
http://www.horeograf.com/page/35
https://infourok.ru/drugoe.html
https://www.youtube.com/user/DANCEHELP
https://ok.ru/group56757926625312/topics
https://www.livelib.ru/selection/793549-v-pomosch-horeografu
http://dancewow.ru/films/russkie-tanetsi
http://lessons-pv.ru/tanci-813.html
https://www.youtube.com/
http://www.ortodance.ru/
3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы контроля:
-отчетный концерт;
-участие в конкурсах разных уровней;
-открытые занятия для родителей.
Оценочные
материалы,
позволяющие
оценить
уровень
освоения
программы, представлены в Приложениях: «Диагностическая карта уровня
развития
4К компетенций»
общеобразовательной
«Сводная
карта освоения
общеразвивающей
программы
дополнительной
(предметная
компетентность)», Анкета « Степень удовлетворенности родителей качеством
реализации программы».
25
Список литературы
Нормативно-правовая литература указана в Пояснительной записке
Психолого - педагогическая литература:
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2018. - 317 c.
2. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2017. - 352 c.
3. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования - В.П. Голованов. - М.: Юрайт, 2018.- 282 с.
4. Корчак, Я. Несерьезная педагогика / Я.Корчак. - М.: Самокат, 2019. - 256 c.
5. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика: Учебно-методическое пособие / Д.В.
Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры / И.В. Патрушева. - М.: Юрайт,
2019. - 130 с.
7.Педагогика
дополнительного
образования.
Психолого-педагогическое
сопровождение детей / ред. Байбородова Л. В. - М.: Юрайт, 2019. 364 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. –
Рн/Д: Феникс, 2019. - 687 c.
9. Суртаева, Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии / Н.Н. Суртаева.- М.:
Юрайт, 2019. - 250 с.
10. Хуторской, А.В. Педагогика / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2019. - 312 c.
Специальная литература:
1. Бабакин, Б.С. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа / Б. С.
Бабакин, А. Э. Суслов, Ю. А. и др. - СПб.: Планета Музыки, 2018. - 128 c.
2. Бакланова, Т.И. Педагогика современного танца/ Т.И. Бакланова.- М.: Планета
26
музыки, 2019. 160 с.
3. Бахто, С.Е. Ритмика и танец / С.Е. Бахто. - М.: - Владос. 2018.-187 с.
4. Есаулов, И.Г. Педагогика и репетиторство в современной хореографии / И.Г.
Есаулов.
-
СПб.:
Планета
Музыки,
2019.
-
256
c.
5. Зайфферт, Д. Педагогика и психология танца / Д. Зайфферт. - СПб.: Лань, 2017.
- 141 c.
Литература для родителей:
1. Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и танцы». - М.: ВАКО,2018.204 с.
2. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнениядля красивого
движения.- Ярославль, 2019. – 164 с.
3. Пуртова Т.В., Беликова А.Н. Учите детей танцевать. - М.: Владос,2018. – 112 с.
4. Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание». -М.: Просвещение,2017. –
186 с.
5. Фрилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са-Фи-Дансе.Танцевально-игровая
гимнастика для детей. - С.-П.: Детство-пресс, 2018. – 134 с.
Литература, рекомендуемая обучающимся:
1.Журналы «Искусство ». Подшивка за 2008-2021 гг.
2. Журналы «Балет». Подшивка за 2000-2021 гг.
3. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. – М. «Искусство»,2016
4. Видеоматериалы концертов, выступлений танцевальных коллективов.
Рекомендуемые сайты:
1. http://www.horeograf.com/page/35
2. https://infourok.ru/drugoe.html
3. https://www.youtube.com/user/DANCEHELP
4. https://ok.ru/group56757926625312/topics
27
5. https://www.livelib.ru/selection/793549-v-pomosch-horeografu
6. http://dancewow.ru/films/russkie-tanetsi
7. http://lessons-pv.ru/tanci-813.html
8. https://www.youtube.com/
9.
http://www.ortodance.ru/
28
Ф.И.
обучающегося
Средний балл
Эмоциональная отзывчивость,
толерантность
Способность к установлению
контактов и конструктивному
взаимодействию
Личная организованность и
ответственность
Умение быть командным игроком,
работать на общий результат
Инициативность, творческая
активность
Целеустремленность, трудолюбие и
ориентация на успех
Воображение, фантазия, умение
работать не по шаблону
Рефлексивность, самоконтроль
результатов личной деятельности
Приложение 1
Диагностическая карта уровня развития 4К компетенций обучающихся
Разработано в МАУ ДО – ДДиЮ, г. Екатеринбург
Оценочная шкала:1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2 балла – базовый
уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла – оптимальный уровень (качество
присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество развито)
29
Приложение 2
№
п/п
Ф.И.
обучающегося
Уровень
практической
подготовки
Показатели
Уровень
теоретической
подготовки
Сводная карта освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
(предметная компетентность)
Уровень освоения
дополнительной
образовательной программы
А
Б
В баллах
(А+Б):2
1
2
Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2 балла –
базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла – оптимальный
уровень (качество присутствует).
30
Приложение 3
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Поделитесь, пожалуйста, вашим мнением о качестве
образования в творческом объединении ДДиЮ, которое посещает Ваш ребенок.
Прочитайте внимательно каждое утверждение. Если вы с ним согласны, то поставьте
рядом с номером вопроса знак «+», если не согласны, то знак «-».
1. Образовательный процесс в детском объединении ориентирован на развитие личности
каждого ребёнка
2. Достижения и успехи моего ребенка педагоги оценивают объективно и справедливо
3. Педагог учитывает индивидуальные особенности моего ребёнка
4. Педагог прислушивается к моему родительскому мнению и учитывает его
5. В творческом коллективе проводится много интересных мероприятий
8. В группе / детском творческом объединении доброжелательная психологическая
атмосфера
9. У моего ребёнка складываются нормальные взаимоотношения с педагогом
10. У моего ребёнка хорошие взаимоотношения c детьми в группе, которую он посещает
11. Я являюсь частым гостем сайта ddu66.ru и получаю там интересную и полезную для
меня информацию
12. За время обучения моего ребёнка в творческом объединении отмечено повышение
уровня его личностного развития
13. Мой ребенок с удовольствием занимается в творческом коллективе ДДиЮ
14. Я доволен тем, что мой ребёнок посещает занятия в ДДиЮ.
31