ДООП ВИА

Департамент образования
Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования

ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
Срок реализации программы - 3 года
Возраст обучающихся – 7 – 18 лет

Разработчик
Сетов Данил Русланович,
педагог дополнительного
образования

2024 год

1

Оглавление
1. Комплекс основных характеристик программы ..................................... 3
1.1 Пояснительная записка ............................................................................... 3
1.2 Цель и задачи программы .......................................................................... 6
1.3 Содержание программы ............................................................................. 7
1.4 Планируемые результаты ......................................................................... 18
2. Комплекс организационно-педагогических условий ........................... 24
2.1 Календарный учебный график................................................................. 24
2.2 Условия реализации программы ............................................................. 60
Список литературы................................................................................................. 63

2

1.Комплекс основных характеристик общеразвивающей
программы
1.1. Пояснительная записка
Известно, что на сегодняшний день многие родители обеспокоены
отсутствием у детей желания творческой реализации. Приобретение навыка
игры на каком-либо музыкальном инструменте может помочь разбудить
творческий потенциал ребенка новым полезным и увлекательным занятием.
Занятия

музыкой

в

легкой

ненавязчивой

форме,

в

коллективе

единомышленников, которое основывается лишь на возбуждении интереса к
музыкальной сфере, поможет расширить общий кругозор теоретических
знаний, практических навыков. Кроме того, навыки игры на музыкальных
инструментах позволят детям чувствовать себя более уверено в обществе,
творчески «раскрыться», возможно, решить проблемы с общением.
Данный курс нацелен, прежде всего, на обучение детей от 7 лет
практическим навыкам игры на различных музыкальных инструментах.
Практическая часть обучения неизбежно связана с теоретическим изучением
многообразных взаимодействий музыки с жизнью, а также с другими видами и
предметами художественной и познавательной деятельности. Содержательный
стержень

программы

художественной

направленности

«Вокально

инструментальный ансамбль» (далее – программа) – «практическое применение
теоретических знаний».
Программа актуальна, так как:
1) разработана в соответствии со следующими современными нормативными
правовыми актами и государственными программными документами, а также
локальными нормативными актами:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).
3

 Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства
РФ от 29.05.2015 №996-р)
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам";
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».


Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №09-3242;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
 Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
 Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в
образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» от 01.11.2021 №934-д4;
4

 Устав МАУ ДО – ДДиЮ;
 Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ на 2022 – 2025 гг.
2) актуальна, так как отвечает региональным социально-экономическим
потребностям и особенностям образовательного пространства Екатеринбурга,
способствуя решению проблемы обеспечения каждому ребенку возможности
максимально полного раскрытия его творческого потенциала. Предлагаемая
программа, безусловно, является актуальной еще и потому, что реализуется в
городе, который, по праву, считается культурной столицей Урала. Воспитание
гармонично развитого человека, интересующегося музыкальной культурой
города, а возможно, и будущего студента музыкального вуза нашего города,
является важной и актуальной задачей.
3) актуальна, так как отвечает потребностям родителей в доступном,
бесплатном, профессионально организованном и содержательном досуге, в
творческом и личностном развитии детей, с созданием комфортной атмосферы
и «ситуаций успеха», стимулирующих мотивацию детей к занятиям музыкой.
Отвечает желанию детей учиться пению и игре на музыкальных
инструментах, выступать на сцене, стремлению быть яркими и успешными.
Программа является компилятивной. При составлении данной программы
разработчик опирался на программу «Детский ВИА» Поливанова Е.И.,
Новокузнецк, 2016 г.
Отличительной особенностью программы «Вокально-инструментальный
ансамбль» является то, что она разработана для учащихся без наличия
музыкального образования, использует личностно - ориентированный подход к
обучению, а также современные ИКТ.
В основу программы положены следующие дидактические принципы
обучения и воспитания: принцип адаптивности; принцип творческого
развития; принцип психологической комфортности; принцип успешности;
принцип доступности; принцип индивидуального подхода.
Срок реализации – 3 года.
Адресат программы - дети 7 -18 лет.
5

Наполняемость группы – от 10 до 15 человек.
При комплектовании разновозрастных групп, в методике проведения
занятий,

в

темах,

содержании,

репертуаре

учитываются

возрастные

особенности обучающихся. Только с такого возраста физиологические
особенности строения кисти руки позволяют начать обучение игре на
музыкальных инструментах, будь то гитара, ударные, или бас.
В возрасте 7 лет у ребенка формируется кисть, развивается интерес к
музыкальным инструментам и желание самореализоваться в творчестве.
В возрасте 8-12 лет для ребенка резко возрастает значение коллектива,
его общественного мнения, отношения со сверстниками, оценки ими его
поступков и действий. В этом возрасте ему важно занять достойное место в
коллективе.

Заметно

проявляется

стремление

к

самостоятельности

и

независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется
самооценка, развиваются абстрактные формы мышления.
В возрасте 12-18 лет у подростков складываются собственные моральные
установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со
старшими и сверстниками. Появляется способность противостоять влиянию
окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами
считают несомненным и правильным. Они начинают обращать эти требования
и к самим себе. Они способны сознательно добиваться поставленной цели,
готовы к сложной деятельности, включающей в себе и малоинтересную
подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее,
энергичнее, напряжение их жизнь, тем более она им нравится.
Больше не существует естественный авторитет взрослого. Они все настойчивее
начинают требовать от старших уважения своих взглядов и мнений и особенно
ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений.
Таким образом, формирование разновозрастной группы поможет решить
задачи на каждом этапе развития подростков. Для младших подростков - это
возможность определить и укрепить свое место в коллективе, подросткам 12-17
лет занятия помогут раскрыться и научиться формировать и отстаивать свою
6

точку зрения. Старшим подросткам творческая деятельность поможет
избавлении от комплексов и выборе будущей профессии.
Особенности организации образовательного процесса – традиционная
модель, представляющая собой линейную последовательность освоения
содержания.
Перечень форм обучения: очная, в условиях временных ограничений – с
использованием дистанционных технологий.
Перечень форм организации занятий: фронтальная групповая, в малых
группах.
Перечень видов

занятий:

практическое занятие, беседа, открытое

занятие, концерт.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы: открытые занятия, показательные выступления перед родителями.
В конце учебного года проводится итоговое занятие.
Общий объем программы – 540 часов, по 180 часов в год, 5 часов в
неделю.
Количество детей в группах от 4 до 8 человек. Набор в группы
осуществляется после предварительного прослушивания.
Форма обучения – очная.
Форма организации и режим занятия - групповая, подгрупповая и
индивидуальная. Форма проведения занятия - занятие-беседа, занятие-тренинг,
показательное занятие, занятие с

ансамблевыми группами, коллективное

занятие. Занятия проходят в режиме 2 раза в неделю по 2 часа и 1 раз по 1 часу
(45 минут занятия, 10 минут перерыв)
Оптимальным способом проверки достигнутых результатов является
индивидуальная система мониторинга учащихся. Трижды в течение учебного
года (входящий, промежуточный, итоговый результат) педагог
диагностические

карты

уровня

развития

социальных

заполняет

компетенций

и

достижений обучающихся (предметные результаты).

7

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы:
- контрольно-зачетные занятия;
- концертно - конкурсная деятельность;
- организация выступлений на уровне учреждения, города, района
(социальные практики);
Форма промежуточной аттестации – отчетный концерт.

1.2. Цель и задачи программы
Цель: развитие творческой личности, имеющей навыки самореализации и
самовыражения через инструментально-вокальную деятельность
Задачи:
Образовательные:
- формирование у детей вокально-инструментальных навыков;
-обучение приёмам музыкального исполнительского мастерства;
- формирование музыкальных знаний, умений и навыков на основе
овладения и освоения программного материала.
Развивающие:
-развитие музыкальных, творческих способностей, внимания, памяти,
музыкального слуха,
устойчивого,

мышления, воображения, навыков командной работы

глубокого

интереса

и

любви

к

исполнительству

и

самообразованию;
-развитие навыков конструктивного сотрудничества.
Воспитательные:
-формирование личности, способной творчески реализовать себя в социуме;
-воспитание необходимых для жизни духовно-нравственных качеств.
- приобщение обучающихся к созданию духовных ценностей посредством
включения их в процесс художественного творчества
1.3. Содержание программы
8

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 Год обучения
№
п/п

1.

2.

Тема/раздел

Введение в
образовательную
программу
Основы музыкальной
грамоты

Общее
в том числе
кол-во
часов
Теорети практич
ческие еские
(час)
(час)
2
1
1

28

8

20

3.

Занятия на
инструменте малыми
ансамблевыми
группами

54

9

45

3.1

Электрогитара

18

3

15

3.2

Ударные

18

3

15

3.3

Клавишные

18

3

15

4.

Групповые занятия на
инструментах
Творческие часы
Постановка голоса

30

5

25

20
30

2
4

18
26

Конкурсная
деятельность.
Реализация
воспитательного
потенциала творческой
деятельности
Итого:

16

2

14

180

31

149

5.
6.
7.

Формы
контроля

Беседа
Практическая
работа,
наблюдение
Наблюдение,
опрос,
индивидуальн
ое
прослушивани
е

Наблюдение,
опрос
Беседа
Беседа,
наблюдение.
Отчетный
концерт

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
1. Введение в образовательную программу: Устройство. Диапазон,
регистры, виды строя. Сборка и разборка инструментов, их составные части.
Уход за ними. Техника безопасности при игре на электромузыкальных
9

инструментах, правильное
аппаратуры.

безопасное использование звукоусиливающей

2. Основы музыкальной грамоты.
Теоретические сведения: устройство и настройка инструментов;
солирующая роль каждого инструмента в ансамбле; подчинение вокальной
партии общим ансамблевым задачам; основы звукоизвлечения и вокального
искусства; слуховой контроль, гигиена голоса и слуха;
Практические занятия: упражнения с использованием импровизаций,
элементов джаза и аранжировка песен собственного исполнения;
самостоятельная работа по подбору музыкальных произведений (разбор партий);
солирование, применение ритмических группировок; исполнение песен в
собственном стиле (работа с репертуаром); работа по постановке голоса, рук,
ног, работа над дикцией, отработка певческих навыков; аккомпанирование.
3. Занятия на инструменте малыми ансамблевыми группами.
3.1. Электрогитара.
Теоретические сведения: теоретические сведения основ музыкальной
грамоты; знакомство с инструментом, общие сведения об инструменте,
устройство; настройка; положение гитары при игре в ансамбле, постановка рук,
звукоизвлечение, строй; позиции аккордов, игра с медиатором и без него.
Практическая работа: аккорды и способы их извлечения; приемы игры
правой руки (баррэ, арпеджио, игра медиатором); упражнения в пределах 1-3
ладов; упражнения в пределах 3-9 ладов; подбор мелодии по слуху.
3.2. Ударные инструменты (малый барабан, хай-хет, большой
барабан).
Теоретические сведения: знакомство с инструментом, устройство, уход
за инструментом; основы музыкальной грамоты; нотация для ударных
инструментов. Посадка, постановка рук при игре.
Практические занятия: упражнения для развития рук, координации
движений при игре; упражнения для малого барабана (одиночные удары);
упражнения для большого барабана и хета (с ускорением);
ритмические рисунки с ускорением и пунктиром (триоли, форшлаг,
синкопа); принципы игры на ударных инструментах; упражнения для подбора по
слуху ритмических рисунков.
3.3. Клавишные инструменты.
10

Теоретические сведения: основы гармонии и музыкальной грамоты;
устройство клавишных инструментов; приемы игры на клавишных
инструментах в ансамбле; уход и правила эксплуатации клавишных
инструментов.
Практические занятия: приемы игры одной, двумя руками; клавишные
переключения;
упражнения для правой и левой рук; освоение различных видов игры на
инструменте; упражнения для подбора по слуху.
4. Групповые занятия на инструментах.
Практические сведения: ансамблевое исполнение простых упражнений,
музыкальных отрывков; совместная игра на инструментах с голосовым
сопровождением; отработка навыков исполнительского мастерства.
Творческие часы: диспуты, дискуссии, тренинговые занятия по
сплочения коллектива; беседы по манерам поведения на сцене и правилам
исполнительского мастерства; концертные выступления на мероприятиях
5. Творческие часы.
Теоретические сведения: основы техники безопасности при массовых
мероприятиях; подключение, баланс, настройка инструментов; основы
настройки и управления микшерного пульта; хранение и использование
аппаратуры в условиях ДДИЮ.
Практическая работа: участие в культурных мероприятиях; проведение
творческих часов совместно с группами первого года обучения; концертные
выступления; участие в мастер- классах.
6. Постановка голоса.
Практическая работа.
Распевания; вокализы; певческая установка; упражнения по развитию силы
звука; упражнения на развитие дыхания, дикции; работа с микрофоном.
7.
Концертная
деятельность.
потенциала творческой деятельности

Реализация

воспитательного

Практические занятия: участие в классных мероприятиях, праздниках,
творческие встречи с другими ВИА.
Учебный план
2 год обучения
11

№
п/п

Тема/раздел

Общее
в том числе
Формы
кол-во
контроля
часов
Теорети практич
ческие еские
(час)
(час)
2
1
1
Беседа
22
6
16
Практическая
работа,
наблюдение
54
9
45
Наблюдение,
опрос,
индивидуальн
ое
прослушивани
е
18
3
15

1.
2.

Введение,
Музыкальная грамота

3.

Занятия на
инструменте малыми
ансамблевыми
группами

3.1

Электрогитара

3.2

Ударные инструменты
(малый барабан, хайхет, большой барабан).

18

3

15

Наблюдение,
опрос

3.3

Клавишные
инструменты

18

3

15

Наблюдение,
опрос

4.

Групповые занятия на
инструментах
Творческие часы
Постановка голоса

40

4

36

20
24

2
4

18
20

Конкурсная
деятельность.
Реализация
воспитательного
потенциала творческой
деятельности
Итого:

16

2

14

Наблюдение,
опрос
Беседа
Беседа,
наблюдение.
Отчетный
концерт

180

28

152

5.
6.
7.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 год обучения
1. Введение в образовательную программу: Устройство. Диапазон,
регистры, виды строя. Сборка и разборка инструментов, их составные части.
Уход за ними. Техника безопасности при игре на электромузыкальных
инструментах, правильное
безопасное использование звукоусиливающей
аппаратуры.
12

2. Основы музыкальной грамоты.
Теоретические сведения:
Гармонический минор, гармонический мажор. Мелодический минор,
мелодический мажор.

Параллельные тональности, кварто-квинтовый круг

тональностей. Энгармонизм тональностей. Буквенное обозначение.
Переменный лад. Одноимённые тональности. Главные трезвучия, побочные
трезвучия в натуральном мажоре и миноре. Расширение знаний музыкальных
терминов: обозначение темпов.
Практические занятия: упражнения с использованием импровизаций,
элементов

джаза

и

аранжировка

песен

собственного

исполнения;

самостоятельная работа по подбору музыкальных произведений (разбор
партий); солирование, применение ритмических группировок; исполнение
песен в собственном стиле (работа с репертуаром); работа по постановке
голоса, рук, ног,

работа над дикцией, отработка певческих навыков;

аккомпанирование.
3. Занятия на инструменте малыми ансамблевыми группами.
3.1. электрогитара.
Теоретические сведения: теоретические сведения основ музыкальной
грамоты; знакомство с инструментом, общие сведения об инструменте,
устройство; настройка; положение гитары при игре в ансамбле, постановка рук,
звукоизвлечение, строй; позиции аккордов, игра с медиатором и без него.
Практическая работа: аккорды и способы их извлечения; приемы игры
правой руки (баррэ, арпеджио, игра медиатором); упражнения в пределах 1-3
ладов; упражнения в пределах 3-9 ладов; подбор мелодии по слуху.
3.2. Ударные инструменты (малый барабан, хай-хет, большой барабан).
Теоретические сведения: знакомство с инструментом, устройство, уход
за инструментом; основы музыкальной грамоты; нотация для ударных
инструментов. Посадка, постановка рук при игре.

13

Практические занятия: упражнения для развития рук, координации
движений при игре; упражнения для малого барабана (одиночные удары);
упражнения для большого барабана и хета (с ускорением);
ритмические рисунки с ускорением и пунктиром (триоли, форшлаг,
синкопа); принципы игры на ударных инструментах; упражнения для подбора
по слуху ритмических рисунков.
3.3. Клавишные инструменты.
Теоретические сведения: основы гармонии и музыкальной грамоты;
устройство

клавишных

инструментах

в

инструментов;

ансамбле;

уход и

приемы

правила

игры на

клавишных

эксплуатации

клавишных

инструментов.
Практические занятия: приемы игры одной, двумя руками; клавишные
переключения;
упражнения для правой и левой рук; освоение различных видов игры на
инструменте; упражнения для подбора по слуху.
4. Групповые занятия на инструментах.
Практические сведения: ансамблевое исполнение простых упражнений,
музыкальных отрывков; совместная игра на инструментах с голосовым
сопровождением; отработка навыков исполнительского мастерства.
Творческие

часы: диспуты,

дискуссии,

тренинговые

занятия

по

сплочения коллектива; беседы по манерам поведения на сцене и правилам
исполнительского мастерства; концертные выступления на мероприятиях
5. Творческие часы.
Теоретические сведения: основы техники безопасности при массовых
мероприятиях;

подключение,

баланс,

настройка

инструментов;

основы

настройки и управления микшерного пульта; хранение и использование
аппаратуры в условиях ДДИЮ.
Практическая работа: участие в культурных мероприятиях; проведение
творческих часов совместно с группами первого года обучения; концертные
выступления; участие в мастер- классах.
14

6. Постановка голоса.
Практическая работа.
Распевания; вокализы; певческая установка; упражнения по развитию
силы звука; упражнения на развитие дыхания, дикции; работа с микрофоном.
7.

Концертная

деятельность.

Реализация

воспитательного

потенциала творческой деятельности
Практические занятия: участие в классных мероприятиях, праздниках,
творческие встречи с другими ВИА.
Учебный план
3 год обучения
№
п/п

1.

2.

Тема/раздел

Введение в
образовательную
программу
Основы музыкальной
грамоты

Общее
в том числе
кол-во
часов
Теорети практич
ческие еские
(час)
(час)
2
1
1

22

6

16

3.

Занятия на
инструменте малыми
ансамблевыми
группами

54

9

45

3.1

Электрогитара

9

2

7

3.2

Ударные

9

2

7

3.3

Клавишные

9

2

7

4.

36

6

30

5.
6.

Групповые занятия на
инструментах
Творческие часы
Постановка голоса

20
30

2
8

18
22

7.

Конкурсная

16

5

11

Формы
контроля

Беседа
Практическая
работа,
наблюдение
Наблюдение,
опрос,
индивидуальн
ое
прослушивани
е
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Наблюдение,
опрос
Беседа
Беседа,
наблюдение.
Отчетный
15

деятельность.
Реализация
воспитательного
потенциала творческой
деятельности
Итого:

концерт

180

37

143

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
3 год обучения
1. Введение в образовательную программу: Безопасность при игре на
электромузыкальных инструментах, правильное безопасное использование
звукоусиливающей аппаратуры
2. Основы музыкальной грамоты.
Теоретические сведения: Знакомство с мелизмами: трель, форшлаг,
группетто, мордент.
Практические занятия: упражнения с использованием импровизаций,
элементов

джаза

и

аранжировка

песен

собственного

исполнения;

самостоятельная работа по подбору музыкальных произведений (разбор партий);
солирование, применение ритмических группировок; исполнение песен в
собственном стиле (работа с репертуаром); работа по постановке голоса, рук,
ног, работа над дикцией, отработка певческих навыков; аккомпанирование.
3. Занятия на инструменте малыми ансамблевыми группами.
3.1. Электрогитара.
Теоретические сведения: теоретические сведения основ музыкальной
грамоты; знакомство с инструментом, общие сведения об инструменте,
устройство; настройка; положение гитары при игре в ансамбле, постановка рук,
звукоизвлечение, строй; позиции аккордов, игра с медиатором и без него.
Практическая работа: аккорды и способы их извлечения; приемы игры
правой руки (баррэ, арпеджио, игра медиатором); упражнения в пределах 1-3
ладов; упражнения в пределах 3-9 ладов; подбор мелодии по слуху.
3.2. Ударные инструменты (малый барабан, хай-хет, большой барабан).
16

Теоретические сведения: знакомство с инструментом, устройство, уход
за

инструментом;

основы

музыкальной

грамоты;

нотация для

ударных

инструментов. Посадка, постановка рук при игре.
Практические занятия: упражнения для развития рук, координации
движений при игре; упражнения для малого барабана (одиночные удары);
упражнения для большого барабана и хета (с ускорением);
ритмические рисунки с ускорением и пунктиром (триоли, форшлаг,
синкопа); принципы игры на ударных инструментах; упражнения для подбора по
слуху ритмических рисунков.
3.3. Клавишные инструменты.
Теоретические сведения: основы гармонии и музыкальной грамоты;
устройство

клавишных

инструментах

в

инструментов;

ансамбле;

уход

и

приемы

правила

игры на

эксплуатации

клавишных
клавишных

инструментов.
Практические занятия: приемы игры одной, двумя руками; клавишные
переключения;
упражнения для правой и левой рук; освоение различных видов игры на
инструменте; упражнения для подбора по слуху.
4. Групповые занятия на инструментах.
Практические сведения: ансамблевое исполнение простых упражнений,
музыкальных отрывков; совместная игра на инструментах с голосовым
сопровождением; отработка навыков исполнительского мастерства.
Творческие

часы: диспуты,

дискуссии,

тренинговые

занятия

по

сплочения коллектива; беседы по манерам поведения на сцене и правилам
исполнительского мастерства; концертные выступления на мероприятиях
5. Творческие часы.

17

Теоретические сведения: основы техники безопасности при массовых
мероприятиях;

подключение,

баланс,

настройка

инструментов;

основы

настройки и управления микшерного пульта; хранение и использование
аппаратуры в условиях ДДИЮ.
Практическая работа: участие в культурных мероприятиях; проведение
творческих часов совместно с группами первого года обучения; концертные
выступления; участие в мастер- классах.
6. Постановка голоса.
Практическая работа.
Распевания; вокализы; певческая установка; упражнения по развитию силы
звука; упражнения на развитие дыхания, дикции; работа с микрофоном.
7.

Концертная

деятельность.

Реализация

воспитательного

потенциала творческой деятельности
Практические занятия: участие в классных мероприятиях, праздниках,
творческие встречи с другими ВИА.

1.4. Планируемые результаты
Метапредметные:
-умеет оценивать правильность своей деятельности в составе группы
ВИА;
-умеет понимать

причины успеха/неуспеха учебной

деятельности испособности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
-смотивирован к занятиям музыкой и вокалом, к выступлениям в составе
ВИА;
Личностные:
 развит интерес к музыке;
 умеет работать в группе;
18

 сформированы

этические

чувства,

доброжелательность

и

эмоционально - нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание
чувствам других людей;
 развита инициативность и любознательность, мотив познания и
творчества.
Предметные:
 владеет знаниями и изученной терминологией иумеет применять их на
практике;
 знает основные средства музыкальной выразительности;
 умеет играть знакомые музыкальные произведения в составе
ансамбля;


знает основные сюжеты, лежащие в основе музыкальных
произведений.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Календарный учебный график

№ п\п

Основные характеристики образовательного
процесса

1

Количество учебных недель

2

Количество учебных дней

108

3

Количество часов в неделю

5

4

Количество часов

5

Начало занятий

11 сентября

6

Выходные дни

31.12 – 09.01

7

Окончание учебного года

36 в год

180 в год

31 мая

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:

19

В соответствии с СанПиН 2.4.3648-20 занятия проводятся в просторном
и освещенном помещении, оборудованном:
Мебелью: столы и стулья, для теоретического обучения.
Инструментами и оборудованием:
 эл-гитара ритм - 1.
 Эл-гитара бас - 1.
 Синтезатор - 1.
 Ударная установка - 1.
 Пульт - 1.
 колонка – 1.
Методическое обеспечение программы:
В процессе реализации программы используются следующие методы:
 Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: создание
ситуации успеха; поощрение в обучении; использование игр и игровых форм.
 Методы создания творческого поиска.
 Методы организации взаимодействия обучающихся друг с другом
(диалоговый).
 Методы развития психологических функций, творческих способностей и
личностных качеств обучающихся: создание проблемной ситуации; создание
креативного поля; перевод игровой деятельности на творческий уровень.
 Методы гуманно-личностной педагогики.
 Методы формирования обязательности и ответственности.
Классификация учебных занятий (по основной дидактической цели)
1. Вводное учебное занятие (начало учебного года, раздела, темы).
2. Учебное занятие по изучению и первичному закрепления новых знаний и
способов действий.
3. Учебное занятие по закреплению знаний и способов действий.
4. Учебное занятие по комплексному применению знаний и способов
деятельности.
20

5. Систематизация и обобщение знаний.
6. Учебное занятие по контролю, оценке и коррекции.
Информационно-методическое

обеспечение

реализации

программы

направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для
всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с
реализацией общеразвивающей программы, планируемыми результатами,
организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Социально-психологические

условия

реализации

образовательной

программы обеспечивают:
- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
- вариативность

направлений

сопровождения

участников

образовательного процесса (сохранение и укрепление психологического
здоровья обучающихся; формирование ценности здоровья и безопасного образа
жизни;
- дифференциация

и

индивидуализация

обучения;

мониторинг

возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка детей с
особыми образовательными потребностями);
- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и
среде сверстников.
Информационные условия:
-

наличие

группы

в

социальных

для

отслеживания

результатов

обучающихся;
- во время карантина возможно применение дистанционных технологий
обучения: онлайн-занятие, мастер-класс.
Дидактическое обеспечение программы:
 разработка теоретической части занятий, презентации;
 схемы, таблицы, иллюстрации по основным темам программы;
 банк аудио записей ВИА .

21

Список литературы
Нормативно-правовая литература представлена в Пояснительной записке
Психолого - педагогическая литература:
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2018. - 317 c.
2. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2017. - 352 c.
3. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования - В.П. Голованов. - М.: Юрайт, 2018.- 282 с.
4. Корчак, Я. Несерьезная педагогика / Я.Корчак. - М.: Самокат, 2019. - 256 c.
5. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика: Учебно-методическое пособие / Д.В.
Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры / И.В. Патрушева. - М.:
Юрайт, 2019. - 130 с.
7.Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое
сопровождение детей / ред. Байбородова Л. В. - М.: Юрайт, 2019. 364 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин.
– Рн/Д: Феникс, 2019. - 687 c.
9. Суртаева, Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии / Н.Н. Суртаева.М.: Юрайт, 2019. - 250 с.
10. Хуторской, А.В. Педагогика / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2019. - 312 c.
Специальная:
1. Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре М.: Музыка, 2018
2. Альмейда Л. Классическая гитара в джазе Киев, Музична Украина 2018
3. Гитман А. Начальное обучение на ударной установке М.: Престо2018
4. Шувалов В. В. «Методики высокоэффективного обучения искусству игры на
шестиструнной гитаре» 2016
Литература для родителей и детей:
1Гуркин В. Шестиструнная гитара. Ростов-на-Дону, Феникс 2016
2.Иванников П. Кто есть кто в истории рока Донецк, АСТ 2018
3.Иванов-Крамской А. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.: Музыка, 2019
4.Климович В. Вокально-инструментальный ансамбль. Минск, 2016г

22

5.Агафошин П. Школа игры на шестиструнной гитаре М.: Музыка,2017
6.Гельмейда Л. Классическая гитара в джазе Киев, Музична Украина 2019
7.Гитман А. Начальное обучение на ударной установке М.: Престо2010

23

Приложение 1

№
п/п

Ф.И.
обучающегося

Уровень
практической
подготовки

Показатели

Уровень
теоретической
подготовки

Карта освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
(предметная компетентность)

Уровень освоения
дополнительной
образовательной
программы

А

Б

В баллах
(А+Б):2

1
2
Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2
балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла –
оптимальный уровень (качество присутствует).

Средний балл

Установка на ЗОЖ

Овладение
необходимыми
трудовыми предметными
навыками

Инициативность

Самоконтроль
результатов личной
деятельности

Ответственность

Личная организованность

Трудолюбие

Ориентация на успех

Способность к
конструктивному
взаимодействию

Ф.И.
обучающег
ося

Усвоение социальных
норм и правил

Карта диагностики уровня развития универсальных профессионально
значимых качеств обучающихся

1.
2.
Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2 балла –
базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла – оптимальный уровень
(качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество развито).

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».