Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования - Дом детства и юношества
Дорога к танцу
дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
Возраст обучающихся 7 – 10 лет
Срок реализации – 2 года
Составители:
Ваулина
Светлана
Сергеевна,
педагог дополнительного
образования
Балуева Александра
Андреевна,
педагог дополнительного
образования
г. Екатеринбург, 2024 год
Содержание
1. Комплекс основных характеристик……………………………
с
3
1.1.Пояснительная записка…………………………………………..
3
1.2. Цель и задачи программы……………………………………….
6
1.3. Содержание программы………………………………………….
7
1.4. Предполагаемые результаты и способы их определения …….
12
2.Комплекс организационно-педагогических условий…………
13
2.1.Календарный учебный график…………………………………...
13
2.2. Условия реализации программы………………………………..
14
2.3.Формы аттестации и оценочные материалы …………………..
16
Список литературы………………………………………………..
17
Приложение .………………………………………………………..
19
2
1. Комплекс
основных
характеристик
общеразвивающей
программы
1.1. Пояснительная записка
Танец формировался путем долгого и тщательного отбора, отшлифовки
многообразных выразительных движений и положений человеческого тела. Вобрав
в себя достижения различных танцевальных культур, этот вид хореографического
искусства развивает техническое танцевальное мастерство, учит обучающихся
чувствовать свое тело и выражать чувства с помощью движений, воспитывает
артистизм.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
художественной направленности «Дорога к танцу» (далее – Программа)
направлена на приобщение обучающихся к хореографическому искусству,
приобретение основ исполнения танца.
Программа актуальна, так как:
1) разработана в соответствии со следующими современными нормативными
правовыми актами и государственными программными документами, а также
локальными нормативными актами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №
273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Принято
Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от
29.05.2015 №996-р)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (вступает в
силу с 1 марта 2023 года);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.
№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №09-3242;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства общего и профессионального образования
3
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» № 136-д от 26.02.2021
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в
образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» от 01.11.2021 №934-д4;
Устав МАУ ДО – ДДиЮ;
Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ на 2022 – 2025 гг.
2) актуальна, так как отвечает региональным социально-экономическим
потребностям и особенностям образовательного пространства Екатеринбурга,
способствуя решению проблемы обеспечения каждому ребенку возможности
максимально полного раскрытия его творческого потенциала, а также
значительного социального запроса на выступления юных танцоров на концертных
площадках при проведении мероприятий различного уровня
3) отвечает потребностям родителей в доступном, бесплатном, профессионально
организованном и содержательном досуге их детей, в творческом и личностном
развитии подростков, а также потребностям детей в творческом самовыражении
посредством танца.
Дополнительная образовательная программа разработа на на основе
программы «Основы хореографического мастерства» Понетаевой Е.Р., Смоленск.
2014 г. Отличительная особенность программы - наличие собственной системы
хореографической работы с детьми с использованием инновационных приемов и
методов обучения:
мастер-классов с приглашением педагогов других танцевальных
коллективов,
применение психофизических тренингов для создания комфортной
обстановки и развития креативности;
презентации самостоятельных работ детей – творческие танцевальные
конкурсы внутри коллектива и показ этих работ на концертах.
Программа реализуется в Танцевальной студии «Эксклюзив» и является
начальной ступенью (стартовым уровнем) в освоении танцевального мастерства.
Данная программа включает освоение азов ритмики, основ классического
4
эстрадного, а также современного танца. На втором году обучения совершенствование полученных знаний, продолжение изучения классического
экзерсиса, знакомство с современными танцевальными направлениями. Программа
завершает так называемый «танцевальный всеобуч». Для тех, кто проявил интерес
и способности к отдельным хореографическим жанрам, могут перейти к
следующему этапу обучения. .
В основу программы положены следующие дидактические принципы
обучения и воспитания: принцип адаптивности; принцип творческого развития;
принцип психологической комфортности; принцип успешности; принцип
доступности; принцип индивидуального подхода.
Адресат программы – дети в возрасте 7 – 10 лет без предъявления требований
к уровню подготовки и способностям, при отсутствии медицинских
противопоказаний. Психофизиологические особенности детей младшего
школьного возраста: организм детей активно растёт, большие физические
нагрузки в этом возрасте недопустимы. Различие в отношении к обучению у детей
этой группы определяется характером мотивов. На первое место выдвигаются
мотивы, связанные с интересами детей, их желанием интересно проводить время в
группе ровесников со схожими потребностями. По своему строению мотивы детей
7-10 лет школьников характеризуются наличием ведущих, ценных для личности
побуждений. Дети испытывают потребность проявить свои способности в связи с
развитием интеллектуальных и творческих сил. Все чаще ребенок начинает
руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление
углубить знания в определенной области, возникает стремление к самореализации.
Велик авторитет взрослого.
Режим занятий. Дети занимаются по 2 часа (1 академический час равен 45
мин.) 2 дня в неделю в 1 год обучения; 2 дня по 2 часа и 1 день по 1 часу – второй
год обучения. Количество обучающихся в группе – до 15 человек.
Всего часов 1 год обучения – 144ч; 2 год обучения – 180 ч.
Срок освоения программы – 2 года.
Общий объем программы – 324 часа.
Особенности организации образовательного процесса – традиционная
модель, представляющая собой линейную последовательность освоения
содержания.
Перечень форм реализации образовательной программы: форма обучения
– очная.
Перечень форм организации занятий – групповая, допускается обучение в
индивидуальной форме или в малых группах при подготовке концертных и
конкурсных сольных номеров.
Перечень видов занятий: практические занятия, репетиции, концерты,
5
конкурсы.
Формы подведения результатов - проверка знаний и оценка результатов
освоения программы осуществляется на зачётных занятиях, отчетном концерте.
1.2 Цель программы – развитие личностных, физических и творческих
способностей детей через освоение основ хореографического искусства.
Задачи программы:
Обучающие:
обучать основам хореографии классического и современного танцев в
соответствии с программой разных годов обучения;
приобщать обучающихся к достоянию культуры путем ознакомления с
историей возникновения и развития танца;
знакомить с техническими приёмами танцоров разного стиля;
обучать основным танцевальным движениям разных танцевальных стилей
хореографии.
Развивающие:
развивать способности передавать посредством танца определенное образноэмоциональное состояние;
развивать компетенции самоконтроля, самовоспитания, самодисциплины,
саморазвития;
развивать исполнительские качества и навыки, необходимые танцовщику для
работы над хореографическим произведением любого жанра и стиля.
Воспитательные:
воспитывать потребность в здоровом образе жизни и систематических
занятиях танцем; содействовать правильному физическому развитию организма
детей;
формировать у детей такие ценные качества личности, как адаптивность,
инициативность,
креативность,
общительность,
трудолюбие,
честность,
ответственность, скромность;
пробуждать интерес к профессии хореографа.
Учебно-воспитательный
процесс
дидактических принципов:
в
коллективе
строится
согласно
6
строгая последовательность
техническими приемами танца;
в
овладении
танцевальной
лексикой
и
систематичность и регулярность занятий, обеспечивающих постепенность в
развитии природных данных и способностей учащихся;
доступность в овладении техническими приемами;
комплексность средств воздействия;
Такая организация учебного процесса дает возможность участникам коллектива
не только овладеть основами хореографии, но и углубить их знания в этой области,
сделав их всесторонними, связав танец с широким кругом явлений искусства и
жизни.
Содержание программы
1.2 Учебный (тематический) план
I год обучения
№ п/п
Тема
1
Ритмика
2
Партерная гимнастика
3
Основы классического танца
4
Эстрадный танец
5
Постановка танцевальных
номеров и репетиционный
процесс
Концертная деятельность
6
7
Культурно - просветительская
деятельность
Итого:
в том числе
Общее
Формы
кол-во Теорети Практи контроля
часов ческие ческие
(час)
(час)
22
2
20
Зачетное
занятие
28
2
26
Зачётное
занятие
28
2
26
Открытое
занятие
28
1
27
Зачётное
занятие
30
1
29
Наблюдение,
отчетный
концерт
4
4
Конкурсы,
концерты
4
2
2
Опрос,
беседа
144
10
134
7
Содержание курса (первый год обучения)
Тема 1. Ритмика
Теория: Беседа с детьми о целях и задачах первого года обучения, о
правилах поведения на занятиях, о форме одежды для занятий, о расписании.
Понятие «корпус», «осанка», подтянутое тело, «ритм», «такт», «музыкальная
фраза», «Сильная и слабая доля», «приставной шаг», «шаг с plie», «притоп»,
«галоп», «подскок», ориентация в пространстве, правила исполнения прыжков.
Практика: Комплектование групп. Знакомство с новичками. Беседа с
родителями и детьми о целях, задачах, требованиях обучения. Выбор
родительского комитета. Обсуждение и решение коллективных
задач:
оформление и оборудование класса, подготовка костюмов к концертам,
организация культурных мероприятий. Упражнения для постановки корпуса,
изучение позиций ног: VI, I, II, изучение положений рук: на поясе, варианты
простых por de bras с вытянутыми руками. Упражнения на развитие чувства
ритма
и
определение
законченности
музыкальных
фраз.
Изучение
танцевальных элементов: бег, прыжки по VI позиции, приставной шаг,
приставной шаг с plie, вынос ноги на каблук в сторону, притоп, подскоки на
месте и в продвижении, галоп. Прыжки.
Тема 2. Партерная гимнастика
Теория: Основные правила движений в партерной
Закономерности координации движения рук, головы, корпуса.
гимнастике.
Практика: Упражнения на развитие танцевальных данных. Выработка
осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного и
тазобедренного суставов. Упражнения для выносливости и силы мышц.
Тема 3 Основы классического танца
Теория: Знакомство с понятием «экзерсис». Demi plie и grand plié
Battement tendu, Battement tendu jete, releve, Battement releve lent.
Практика: Разучивание поклона. Знакомство с исходным положением
(и.п.) – «лицом к палке». Положение рук на палке. Правильная постановка
8
корпуса. Проучивание позиций ног. Положение стоп «полупальцы». Лицом к
станку: demi plie и grand plié по I, II, IV, V позициям; battement tendu по I, III
позиция в сторону, вперед, назад; battement tendu jete по I позиции; releve по I,
II, III, позициям; battement releve lent на 45 в сторону.
Тема 4. Эстрадный танец
Теория: понятие «эстрадный танец», его особенности и отличия.
Практика: изучение элементов эстрадного танца, постановка сюжетноролевых танцевальных зарисовок
Тема 5. Постановка танцевальных номеров и репетиционный процесс.
Теория: Что такое – танец?!. Виды танцевальных постановок, понятие
«отработка номера», этапы построения танцевальной композиции.
Подготовка детей к выступлениям на сцене, публике.
Практика:
постановка
танцевальных
номеров
из
репертуара
танцевальной студии с учетом возрастных особенностей ребенка. Подготовка к
выступлениям. Репетиционный процесс.
Тема 6. Концертная и деятельность
Выступления детей на различных праздниках, сценических площадках.
Подготовка к открытым занятиям для родителей и отчётному концерту.
Тема 7. Культурно-просветительская деятельность
Посещение театров, музеев, просмотр концертов и конкурсов (видеозаписей,
живое исполнение). Анализ увиденного материала, работа над ошибками,
коллективное обсуждение: «Что понравилось и не понравилось?», «Почему?»,
посещение
мастер-классов
хореографического
искусства.
и
живое
общение
совместная
с
творческая
представителями
деятельность
с
родителями: праздники, походы в театры, музеи и тд.
9
Учебный (тематический) план 2 год обучения
№
п/п
Наименование разделов, тем
1
Хореография
В том числе
Общее
Формы
количест Теорети Практи контроля
во часов ческие ческие
(час)
(час)
172
5
167
1.1. Основы классического танца
52
4
48
1.2. Основы современного танца
52
4
48
1.3. Общая физическая подготовка
28
1.4. Постановка танцевальных
номеров и репетиционный
процесс
40
2
Концертно - конкурсная
деятельность
4
3
Проектная деятельность
4
180
Итого
28
1
39
Зачетное
занятие
открытое
занятие
контрольные
замеры
конкурсы,
отчетный
концерт
4
концерты,
конкурсы
1
3
защита
проектов
10
170
Содержание курса (второй год обучения)
Раздел I. Хореография
Тема 1. Основы классического танца
Теория: Понятие «партерный экзерсис» и «выворотность», «натянутость
стоп», термины классического танца: поза en face, pas sauté,
Практика: Упражнения для развития мышц и подвижности суставов,
подвижности и натянутости стоп. Развитие выворотности в тазобедренном
и коленном суставах. Укрепление мышц живота и спины. Растяжки и
шпагаты. Разучивание поклона. Изучение элементов классического
экзерсиса у станка и на середине зала. Прыжки
Тема 2. Основы современного танца
Теория: Основные понятия танца «джаз-модерн», основные этапы
возникновения
джазового
танца.
Эволюция
современного
танца.
Сравнительный анализ джазового танца и других танцевальных течений.
10
Понятие «изоляция», «свинг». Специальные танцевальные упражнения.
Практика:
Разминка.
Специальные
танцевальные
упражнения
разогревающего мышцы характера. Упражнения на развитие координации
для
рук,
ног,
корпуса,
головы.
Танцевальные
джазовые
шаги,
танцевальные связки (дорожки). Прыжки. Импровизация в форме игры.
Эмоционально окрашенное движение в пространстве. Танец под музыку и
без музыкального сопровождения. Виды джазовых шагов.
Тема 3. Общая физическая подготовка
Практика: Упражнения по кругу, общая гимнастика. Укрепление мышц
стопы, живота, рук, ног. Выворотность, растяжка. Упражнения на развитие
силы и выносливости.
Тема 4. Постановка танцевальных номеров и репетиционный процесс
Теория: Основа танца. Задачи коллектива в целом. Учет возрастных
особенностей обучаемых. Правила поведения на сценической площадке.
Организация и подготовка к выступлению.
Практика:
Выученные
Эмоциональная
элементы
отзывчивость,
базового
творческая
уровня
активность
обучения.
детей.
Индивидуальные и сводные репетиции концертных номеров. Освоение
заданного
сценического
пространства.
Подготовка
коллектива
к
выступлениям.
Раздел 2. Концертно-конкурсная деятельность
Участие в конкурсах и фестивалях. Подготовка и проведение открытых
занятий. Участие в отчетном концерте, в новогоднем представлении и в
концертах, посвященных различным праздникам. Просмотр видеозаписей
концертов и конкурсов. Анализ увиденного материала, работа над
ошибками.
Раздел 3. Проектная деятельность
Исследовательский проект «Я знаю» (балерина, танцовщик). Знакомство с
выдающимися
личностями
в
области
хореографии:
балерины,
11
танцовщики балета. Презентация биографии и показ фрагмента балета,
спектакля. Коллективный просмотр своих выступлений, спектаклей,
концертов, арт-мастерских, творческие сочинения на тему увиденного и
коллективное обсуждение, посещение мастер-классов.
1.2. Планируемые результаты
Личностные результаты:
• владеет навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
• проявляет
дисциплинированность,
внимательность,
трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
Предметные результаты:
• знает основные позиции рук и ног;
• знает основные термины и понятия
• владеет начальными навыками прыжков по VI и I позиции ног;
• умеет исполнять танцевальные шаги на месте и в движении;
• знает элементы актерского мастерства;
Метапредметные результаты:
• развиты основы самодисциплины;
• сформирован познавательный интерес, любознательность и умение
творчески мыслить.
12
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Календарный учебный график
Основные характеристики образовательного
процесса
№
п\п
36
1
Количество учебных недель
2
Количество учебных дней
72/108
3
Количество часов в неделю
4/5
4
Количество часов
5
Начало занятий
6
Выходные дни и каникулы
7
Окончание учебного года
144/180
11.09
Образовательная деятельность
осуществляется и в период
осенних и весенних школьных
каникул
31.05
2.2. Условия реализации программы
Методическое обеспечение:
Методика
преподавания
сочетает
в
себе
тренировочные
гимнастические упражнения, танцевальные движения классического, а
также современного танца. Большую роль играет индивидуальный подход
к каждому ребенку, учитываются его природные хореографические
данные, особенности характера и его поведения в студии.
Основным в данной программе является принцип движения от
простого к сложному, что предполагает постепенное:
• увеличение физической нагрузки и объемов излагаемого материала;
•
усложнение рисунка движений рук и ног, композиций
разучиваемых номеров;
• усложнение творческих заданий.
Последовательность
изложения
тем
и
количество
времени
корректируется Рабочей программой и может быть изменено в
зависимости от индивидуальных способностей детей, темы года, участия в
13
конкурсах и фестивалях, концертах.
Методы:
1. Словесный метод используется при беседе, рассказе, чтении
книги, при анализе музыкального или художественного произведения;
2.
Наглядный метод используется при показе движений,
репродукций, фотографий, видеоматериалов;
3. Практический – это упражнения, тренинг, репетиции, постановки;
4. Проектный – презентация самостоятельной работы обучающегося.
Материально-техническое обеспечение:
Занятия проводятся в хореографическом просторном кабинете.
Помещение освещено лампами дневного света, оснащено зеркалами и
станками, профессиональным линолеумом.
Оборудование:
−
аудиомагнитофон;
−
ноутбук;
−
мультимедийный проектор.
Для индивидуального пользования детям необходимо приобрести
коврик гимнастический для упражнений на полу, утяжелители – для
дополнительной
нагрузки на группы мыщц, скакалку веревочную (длина 3 метра,
толщина 1 см).
Форма
для
занятий:
гимнастический
черный
купальник,
шорты/велосипедки, юбка для занятий по классическому танцу, балетки,
джазовки.
Информационно - методическое обеспечение:
В ходе работы на занятиях объединения создается атмосфера
творчества, дружелюбия, поддержки и направленности на успех. Весь
процесс образовательной деятельности направлен на развитие творческих
способностей ребенка, радостных переживаний познания, реализации себя
14
в танцевальном искусстве. Ребенок находится в постоянном контакте и
сотрудничестве с другими детьми (единомышленниками) и педагогом. У
всех единая цель, что способствуем наиболее эффективному процессу.
Создание
благоприятных
условий
ведет
к
мотивации
познаний,
творчеству, повышению уровня самооценки ребенка.
Важным условием для получения результатов является применение:
•
Аудиозаписей для разминки;
•
Аудиозаписей для музыкального сопровождения номеров;
•
Видеоматериалов
с
выступлениями
хореографических
коллективов, методикой исполнения движений;
•
Создание и администрирование сайта и интернет сообщества
студии (группа ВКонтакте, Вотсап), в котором происходит обсуждение
актуальных вопросов, публикация фото и видеоматериалов с выступлений
студии, видео мастер-классы.
Кадровое обеспечение:
Реализовать
программу
«Дорога
к
танцу»
может
педагог
дополнительного образования, имеющий высшее профессиональное
образование
или
среднее
профессиональное
специальности
«хореография»,
владеющей
классического,
современного,
эстрадного,
образование
навыками
по
преподавания
джаз-танца,
а
также
концертмейстер.
Формы аттестации и оценочные материалы:
•
Открытые занятия, контрольные занятия, зачетные занятия;
•
Выступления в концертах, конкурсах и фестивалях различного
уровня
(внутригрупповые,
городские,
районные,
областные,
региональные, международные).
В
конце
каждого
учебного
года
проводится
отчётный
концерт
танцевальной студии «Эксклюзив».
Предметные и социокультурные результаты реализации данной
15
общеобразовательной программы фиксируются в Индивидуальных картах
обучающихся.
На каждый учебный год составляется Рабочая программа по каждой
учебной группе, план воспитательной работы, который включает в себя
формы воспитательной и организационной деятельности педагога:
•
Собрания обучающихся,
•
Родительские собрания,
•
Выступления различного уровня,
•
Мероприятия по укреплению объединения (совместные посещения
спектаклей, концертов, выставок, мастер-классов),
•
Проектная деятельность
•
Беседы
об
профессиональных
искусстве
танца,
хореографических
посещения
коллективов,
показ
концертов
видео
с
лучшими образцами российской и зарубежной хореографии; обсуждение
увиденного с обучающимися дает им возможность обогатить свои знания,
раскрыть творческие дарования, развить художественный вкус, пробудить
у обучающегося интерес и любовь к искусству танца.
Итоговая аттестация освоения программы проходит в форме зачетного
занятия и отчетного концерта, защиты проекта.
Обучающимся,
успешно
освоившим
программу
и
прошедшим
итоговую аттестацию, выдаются Почетные грамоты и Свидетельства об
окончании.
16
Список литературы
Нормативно-правовая литература представлена в Пояснительной записке
Психолого - педагогическая литература:
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.:
Питер, 2018. - 317 c.
2. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2017. - 352 c.
3. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования - В.П. Голованов. - М.: Юрайт, 2018.- 282 с.
4. Корчак, Я. Несерьезная педагогика / Я.Корчак. - М.: Самокат, 2019. - 256 c.
5. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика: Учебно-методическое пособие / Д.В.
Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры / И.В. Патрушева. - М.: Юрайт,
2019. - 130 с.
7.Педагогика
дополнительного
образования.
Психолого-педагогическое
сопровождение детей / ред. Байбородова Л. В. - М.: Юрайт, 2019. 364 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. –
Рн/Д: Феникс, 2019. - 687 c.
9. Суртаева, Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии / Н.Н. Суртаева.- М.:
Юрайт, 2019. - 250 с.
10. Хуторской, А.В. Педагогика / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2019. - 312 c.
Специальная литература:
1. Бабакин, Б.С. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа / Б. С.
Бабакин, А. Э. Суслов, Ю. А. и др. - СПб.: Планета Музыки, 2018. - 128 c.
2. Бакланова, Т.И. Педагогика современного танца/ Т.И. Бакланова.- М.: Планета
музыки, 2019. 160 с.
3. Бахто, С.Е. Ритмика и танец / С.Е. Бахто. - М.: - Владос. 2018.-187 с.
4. Есаулов, И.Г. Педагогика и репетиторство в современной хореографии / И.Г.
Есаулов.
СПб.:
Планета
Музыки,
2019.
256
c.
4. Зайфферт, Д. Педагогика и психология танца / Д. Зайфферт. - СПб.: Лань, 2017. 141 c.
5. Фирилева, Ж.Е. Са-фи-дансе / Ж.Е. Фирилева. – СПб.: Питер, 2018.- 137 с.
Литература для родителей:
1. Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и танцы». - М.: ВАКО, 2018.17
204 с.
2. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого
движения.- Ярославль, 2019. – 164 с.
3. Пуртова Т.В., Беликова А.Н. Учите детей танцевать. - М.: Владос, 2018. – 112 с.
4. Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание». -М.: Просвещение, 2017. –
186 с.
5. Фрилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са-Фи-Дансе. Танцевально-игровая
гимнастика для детей. - С.-П.: Детство-пресс, 2018. – 134 с.
Литература, рекомендуемая обучающимся:
1.Журналы «Искусство ». Подшивка за 2008-2021 гг.
2. Журналы «Балет». Подшивка за 2000-2021 гг.
3. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. – М. «Искусство»,2016
4. Видеоматериалы концертов, выступлений танцевальных коллективов.
- http://www.gallery.balletmusic.ru - Танец от древнейших времен до наших дней:
виртуальная галерея,
- http://www.musical-sad.ru/forum/10-67-1 (образовательный портал).
Рекомендуемые сайты:
http://www.horeograf.com/page/35
https://infourok.ru/drugoe.html
https://www.youtube.com/user/DANCEHELP
https://ok.ru/group56757926625312/topics
https://www.livelib.ru/selection/793549-v-pomosch-horeografu
http://dancewow.ru/films/russkie-tanetsi
http://lessons-pv.ru/tanci-813.html
18
Приложение 1
№
п/п
Ф.И.
обучающегося
Уровень
практической
подготовки
Показатели
Уровень
теоретической
подготовки
Карта освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
(предметная компетентность)
Уровень освоения
дополнительной
образовательной
программы
А
Б
В баллах
(А+Б):2
1
2
Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2 балла –
базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла – оптимальный уровень
(качество присутствует).
Средний балл
Установка на ЗОЖ
Овладение
необходимыми
трудовыми предметными
навыками
Инициативность
Самоконтроль
результатов личной
деятельности
Ответственность
Личная организованность
Трудолюбие
Ориентация на успех
Способность к
конструктивному
взаимодействию
Ф.И.
обучающег
ося
Усвоение социальных
норм и правил
Карта диагностики уровня развития универсальных профессионально
значимых качеств обучающихся
1.
2.
Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2 балла –
базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла – оптимальный уровень
(качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество развито).
19
Ф ИО
обучающегося
Конец
уч. года
Теоретические
знаний по программе
Начало
уч. года
Конец
уч. года
Уровень
исполнительского
мастерства
Начало
уч. года
Конец
уч. года
Участие в концертах,
конкурсах
(достижения)
Средний балл
Начало
уч. года
Оценочная шкала:
1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо);
2 балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю);
3 балла –продвинутый уровень (качество развито).
20
Приложение 2
Словарь французских терминов классического танца
В процессе обучения искусству танца педагог особое внимание должен
уделять терминологии. Точное, правильное владение профессиональной
лексикой говорит о культуре, о профессионализме, как педагога, так и
воспитанников. Для различных видов хореографического искусства, в первую
очередь для классического, используется общепринятая терминология, которая
дает словесное определение танцевального элемента.
Танец своими истоками восходит к глубокой древности, но его
терминология сложилась в XVII веке (в 1661 г.) во Франции, в Королевской
Академии
танца.
Постепенно
эта
танцевальная
терминология
стала
общепризнанной во всем мире. Но она претерпевала много изменений,
дополнений, уточнений, прежде чем пришла к той стройной и строгой системе,
которой мы пользуемся в настоящее время. Немалый вклад в уточнение
терминологии внесла русская школа классического танца и известный педагогхореограф, профессор Агриппина Яковлевна Ваганова. Однако французский
язык остался в терминологии столь же обязательным, как латынь в медицине.
Ниже приводится перечень основных терминов классического танца;
произношение французских слов, указанное в скобках, является условным.
Adajio – (адажио) медленно. Медленная часть урока или танца.
Allonge – (алонже) удлинить, продлить, вытянуть. Прием, основанный на
распрямлении закругленных позиций рук.
Aplomb – (апломб) устойчивость.
Arabesque – (арабеск) поза, название которой происходит от стиля арабских
фресок. В классическом танце имеется четыре вида позы «арабеск» под № 1, 2,
3, 4.
Arrondi – (арронди) округленный, закругленный. Округлое положение рук от
плеча до пальцев.
Assemble – (ассамбле) соединять, собирать. Прыжок с собиранием вытянутых
ног в воздухе.
21
Attitude – (аттитюд) поза, положение фигуры. Поднятая вверх нога полусогнута.
Balance – (балансе) качать, покачиваться. Покачивающееся движение.
Pas ballonne – (па баллонэ) раздувать, раздуваться. В танце – характерное
продвижение в момент прыжка в различные направления и позы и сильно
вытянутые ноги в воздухе до момента приземления и сгиба одной ноги на sur le
cou de pied.
Pas ballotte – (па балоттэ) колебаться. Движение, в котором ноги в момент
прыжка вытягиваются вперед и назад, проходя центральную точку. Корпус
наклоняется вперед и назад, как бы колеблясь.
Balancoire – (балансуар) качели. Применяетсяв grand battement jete.
Batterie – (батри) барабанный бой. Нога в положении sur le cou de pied
проделывает ряд мелких ударных движений.
Battus – (баттю) бить, колотить. Движение с заноской.
Bourree pas de – (па де буррэ) чеканный танцевальный шаг, переступание с
небольшим продвижением.
Brise - (бризэ) разбивать, раздроблять. Движение из раздела прыжков с
заносками.
Basque pas de – (па де баск) шаг басков. Для движения характерен счет на 3/4
или 6/8 , т.е. трехдольный размер. Исполняется вперед и назад.
Battement – (батман) размах, биение; упражнение для ног.
Battement tendu – (батман тандю) отведение и приведение натянутой ноги.
Battement fondu – (батман фондю) мягкое, плавное, «тающее» движение.
Battement frappe – (батман фраппэ) бить, разбивать, раскалывать; движение с
ударом.
Battement double frappe – (батман дубль фраппэ) движение с двойным ударом.
Battement developpe – (батман девлоппэ) разворачивать, раскрывать, вынимать
ногу на 90 градусов в нужное направление, позу.
Battement soutenu – (батман сутеню) выдерживать, поддерживать. Движение с
подтягиванием ног в пятой позиции.
Cabriole – (кабриоль) прыжок с подбиванием одной ноги другой.
22
Chain – (шен) цепочка.
Changement de pieds – (шажман де пье) прыжок из пятой позиции в пятую с
переменой ног в воздухе.
Pas chasse – (па шассэ) гнать, подгонять. Партерный прыжок с продвижением,
во время которого одна нога подбивает другую.
Chat, pas de – (па де ша) кошачий шаг. Этот прыжок по своему характеру
напоминает мягкое движение кошачьего прыжка, что подчеркивает изгибом
корпуса и мягким движением рук.
Ciseaux, pas – (па сизо) ножницы. Название этого прыжка происходит от
характера движения ног, выбрасываемых вперед по очереди и вытянутых в
воздухе.
Coupe – (купэ) отрывистый. Подбивание. Отрывистое движение.
Pas Couru – (па курю) пробежка.
Croisee – (круазе) скрещенный; одно из основных положений классического
танца, в котором линии скрещиваются. Закрытое положение ног.
Degagee – (дегаже) освобождать, отводить.
Demi plie – (деми плие) полуприседание.
Developpee – (девлоппэ) вынимание.
Dessus-dessous – (десю-десу) верхняя часть и нижняя часть, «над» и «под». Вид
pas de bourre.
Ecartee – (экартэ) отводить, раздвигать. Поза, при которой вся фигура повернута
по диагонали.
Effacee – (эффасэ) сглаживать; од из основных положений классического танца.
Определяется раскрытым, развернутым характером позы, движения. Открытое
положение ног.
Echappe - (эшаппэ) вырываться. Прыжок с раскрыванием ног во вторую
(четвертую) позицию и собиранием из второй (четвертой) в пятую позицию.
Pas Emboite – (па амбуатэ) вкладывать, вставлять, укладывать. Прыжок, во
время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе.
En dehors – (ан деор) наружу, вращение от опорной ноги.
23
En dedans – (ан дедан) внутрь, вращение к опорной ноге.
En fase – (ан фас) прямо, прямое положение корпуса, головы и ног.
En tournant – (ан турнан) вращать, поворачивать корпус во время движения.
Entrechat – (антраша) прыжок с заноской.
Entrechat-tromis – (антраша труа) заноска. Прыжок с трехкратной переменой
ног в воздухе, с двух на одну.
Entrechat-quatre – (антраша катр) заноска. Прыжок с четырехкратной
переменой ног в воздухе.
Entrechat-cinq - (антраша санк) заноска. Прыжок с пятикратной переменой ног
в воздухе.
Entrechat-six - (антраша сиз) заноска. Прыжок с шестикратной переменой ног в
воздухе.
Epaulement – (эпольман) диагональное положение корпуса, при котором фигура
развернута вполоборота.
Exercice – (экзерсис) упражнение.
Flic-flac – (флик-фляк) щелчок, хлопок. Короткое движение, часто служит как
связующее звено между движениями.
Fouette – (фуэтэ) стегать, сечь. Вид танцевального поворота, быстрого, резкого.
Открытая нога во время поворота быстро сгибается к опорной ноге, резким
движением снова открывается.
Fermer – (фермэ) закрывать.
Faille, pas – (па файи) подсекать, пересекать. Ослабевающее движение. Это
движение имеет мимолетный характер и часто служит для подготовки трамплина
к следующему прыжку. Одна нога как бы подсекает другую.
Galoper – (галоп) гоняться, преследовать, скакать, мчаться. Движение, сходное
с chasse.
Glissade – (глиссад) скользить, скольжение. Прыжок, исполняемый без отрыва
носков ног от пола.
Grand – (гранд) большой.
Jete – (жетэ) бросок. Бросок ноги на месте или в прыжке.
24
Jete entrelace – (жетэ антрэлясэ) entrelacee – переплетать. Перекидной прыжок.
Jete ferme – (жетэ фермэ) закрытый прыжок.
Jete passé – (жетэ пассэ) проходящий прыжок.
Lever – (левэ) поднимать.
Pas – (па) шаг. Движение или комбинация движений. Употребляется как
равнозначное понятию «танец».
Pas d`actions – (па д`аксион) действенный танец.
Pas de deux – (па дэ дэ) танец двух исполнителей, классический дуэт, обычно
танцовщицы и танцовщика. Форма pas de deux часто встречается в классических
балетах: «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»
и др. Танец в pas de deux насыщен сложными поддержками, прыжками,
вращением, в нем демонстрируется высокая исполнительская техника.
Pas de trios – (па де труа) танец трех исполнителей, классического трио, чаще
всего двух танцовщиц и одного танцовщика, например, в балетах «Лебединое
озеро» и «Конек- Горбунок» и др.
Pas de quatre – (па дэ катр) танец, четырех исполнителей, классический квартет.
Passe – (пассэ) проводить, проходить. Связующее движение, проведение или
переведение ноги.
Petit – (пти) маленький.
Petit battement – (пти батман) маленький батман, на щиколотке опорной ноги.
Pirouette – (пируэт) юла, вертушка. Быстрое вращение на полу.
Plie – (плие) приседание.
Pointe – (пуантэ) носок, пальцы.
Port de bras – (пор де бра) упражнение для рук, корпуса и головы; известны
шесть форм.
Preparation – (прэпарасьон) приготовление, подготовка.
Releve – (релевэ) приподнимать, возвышать. Подъем на пальцы или на
полупальцы.
Releve lent – (релевэ лян) медленный подъем ноги на 90 градусов.
25
Renverse – (ранверсэ) опрокидывать, переворачивать. Опрокидывать корпус в
сильном перегибе и повороте.
Rond de jambe par terre – (рон де жамб пар тер) вращательное движение ноги
на полу, круг носком по полу.
Rond de jambe en l`air – (рон де жамб ан лер) круг ногой в воздухе.
Royal – (руаяль) великолепный, царственный. Прыжок с заноской.
Saute – (сотэ) прыжок на месте.
Simple – (семпль) простой. Простое движение.
Sissonne – (сисон) прямого перевода не имеет. Означает вид прыжка,
разнообразного по форме и часто применяемого.
Sissonne fermee – (сисон ферме) закрытый прыжок.
Sissonne ouverte – (сисон уверт) прыжок с открыванием ноги.
Sissonne simple – (сисон семпль) простой прыжок с двух ног на одну.
Sissonne tombee – (сисон томбэ) прыжок с падением.
Soubresaut – (субресо) большой прыжок с задержкой в воздухе.
Saut de basque – (со де баск) прыжок басков. Прыжок с одной ноги на другую с
поворотом корпуса в воздухе.
Soutenu – (сутеню) выдерживать, поддерживать.
Suivi – (сюиви) непрерывное, последовательное движение. Вид pas de bourree,
исполняемого на пальцах. Ноги мелко перебирают одна возле другой.
Sur le cou de pied – (сюр ле ку де пье) положение одной ноги на щиколотке
другой, опорной ноги.
Sus-sous – (сю-су) на себя, тут же, на месте. Скачок на пальцах с продвижением.
Temps lie – (тан лие) слитный, льющийся, связанный. Слитная, плавная
танцевальная комбинация на середине зала; имеется несколько форм.
26