ДООП ИЗО Классическая школа

Департамент образования
Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования620078 г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 63, тел: +7 343 375 11 12 e-mail: domike@rambler.ruwww.ddu66.ru

Изобразительное искусство. Классическая
школа
д о п олн и те льн а я о б щ е о б р а зо ват е л ьн а я
общеразвивающая программа
художественной направленности
Срок реализации программы 2 года
Возраст обучающихся 7-15 лет

Разработчик:
Завьялова Надежда
Викторовна,
педагог дополнительного
образования

г. Екатеринбург, 2024 г.

1. Основные характеристики программы
1.1.

Пояснительная записка

Содержание
1. Комплекс основных характеристик……………………………

с
3

1.1.Пояснительная записка…………………………………………..

3

1.2. Цель и задачи программы……………………………………….

7

1.3.Содержание программы…………………………………………..

8

1.4.Планируемые результаты и способы их определения …………
2.Комплекс организационно-педагогических условий…………

15
16

2.1.Календарный учебный график…………………………………...

16

2.2. Условия реализации программы………………………………..

17

2.3.Формы аттестации и оценочные материалы…………………...

20

Список литературы………………………………………………..

21

Приложения…………………………………………………………..

23

2

1. Комплекс основных характеристик
1.1.Пояснительная записка
Программа «Изобразительное искусство. Классическая школа» имеет
художественную направленность и создает условия, обеспечивающие выявление
и развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и мотивации.
Классическая школа изобразительного искусства - это инструмент, помогающий
художнику развиваться. Программа призвана дать представление обучающимся о
формообразовании, ритме, симметрии и других основах рисунка, о способе
применения своих знаний также и в новых формах изобразительного искусства,
таких как манга и комиксы. Ведь искусство всегда должно быть актуальным,
отражать мысли и чувства современного человека, искать новые формы и смыслы,
и при этом опираться на фундаментальные знания. Знание и мастерство открывают
перспективу новых высот. Эти факты обусловили необходимость разработки
данной программы в рамках направленности.
Программа

«Изобразительное

искусство.

Классическая

школа»

актуальна, так как:
1)

разработана

нормативными

в

правовыми

соответствии
актами

и

со

следующими

современными

государственными

программными

документами, а также локальными нормативными актами:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).


Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ

от 29.05.2015 №996-р)


Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022

№ 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (вступает
в силу с 1 марта 2023 года);
3

 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».


Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019

№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;


Приказ Министерства общего и профессионального образования

Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;


Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Министерства образования и науки России от 18 ноября 2015 №093242;
 Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021;
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в
образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» от 01.11.2021 №934-д4;
Устав МАУ ДО – ДДиЮ;
Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ на 2022 – 2025 гг.;
2) отвечает региональным социально-экономическим потребностям и
особенностям образовательного пространства Екатеринбурга, способствуя
решению проблемы обеспечения каждому ребенку возможности максимально
4

полного раскрытия его творческого потенциала, развития компетенций
креативности. Уральский регион богат художественной культурой, сильными
учебными заведениями художественной направленности, компании нуждаются в
креативных, умеющих мыслить нестандартно специалистах, находящих новые
пути решения проблем, видя в них вызов своим способностям.
3) отвечает потребностям родителей в развитии творческой, познавательной
сферы детей, в раскрытии их творческого потенциала и коммуникативных
навыков;

предусматривает

способностей,

развитие

нестандартного

у

мышления,

обучающихся
творческой

художественных

индивидуальности;

отвечает потребностям детей в художественном творчестве, в приобщении к
миру

современного

искусства,

в

создании

авторских

художественных

произведений.
Теоретический базис данной программы выстроен на основе программы
дополнительного художественного образования детей Н.В. Гросул «Студия
изобразительного творчества», рекомендованной Министерством образования и
науки РФ в 2013 году.

(Гросул Н. В. Студия изобразительного творчества//

Программы дополнительного художественного образования детей. – М.:
Просвещение, 2013) и программы «Школа рисунка – графическая грамота»
Ростовцевой Н.Н. Практическая часть программы – разработка автора.
Отличие данной программы от указанных программ заключается во
включении разделов «Основы формообразования», «Масштаб и пропорции».
В основу программы положены следующие дидактические принципы
обучения:

принцип

комфортности;

творческого

принцип

развития;

успешности;

принцип

принцип

психологической

доступности;

принцип

научности, систематичности и последовательности; принцип наглядности; учет
возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Адресат программы – дети 7-15 лет, мальчики и девочки. Приём детей на
программу

производится

без

предъявления

требований

к

уровню

предварительной подготовки. Минимальное количество детей в группе – 12
человек. Максимальное количество - 15 человек.
5

Характеристика

индивидуально-психологических

особенностей

обучающихся возрастной категории 7- 8 лет.
В младшем школьном возрасте основной тип деятельности обучение. Детям 7
- 8 лет свойственны подвижность, любознательность, конкретность мышления,
большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго
концентрировать свое внимание на чем-либо. В эту пору высок естественный
авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются детьми
охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для
детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей. Дети с
удовольствием занимаются творчеством, но нуждаются в постоянном внимании
со стороны педагога.
Режим занятий. Дети занимаются по 2 часа (1 академический час
составляет 45 мин.) 2 раза в неделю. Перерыв между учебными занятиями – 10
минут. Общее количество часов в неделю – 4.
Объем программы – 144 часа (в период с 11 сентября по 31 мая).
Срок освоения программы: 1 учебный год, 38 недель
Особенности организации образовательного процесса – традиционная
модель,

представляющая

собой

линейную

последовательность

освоения

содержания в течение одного года.
Перечень форм обучения: фронтальная, групповая, индивидуальногрупповая,

в

условиях

временных

ограничений

–

с

использованием

дистанционных технологий.
Перечень видов

занятий:

практическое занятие, беседа, открытое

занятие, экскурсия
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы: открытые занятия, итоговое занятие, мини – выставки, участие в
конкурсных выставках,

итоговая выставка. Запланированы 3 родительских

собрания, анкетирование родителей для выявления степени удовлетворённости
качеством дополнительных образовательных услуг; обязательное привлечение
родителей к организации и проведению экскурсий, инсталляций и выставок.
6

Система мониторинга осуществляется с помощью диагностических карт
теоретических и практических компетенций (приложение 1,2).
В

процессе

реализации

программы

предусмотрено

проведение

психологической диагностики на выявление творческих способностей.
1.2.

Цели и задачи программы

Цель программы - развитие творческих способностей детей через
освоение навыков традиционного и современного изобразительного искусства.
Задачи программы
Воспитательные:
 формировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям
художественным творчеством;
 воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие, аккуратность.
Развивающие:
 развивать фантазию и творческое воображение
 развивать колористическое видение;
 развивать моторику, пластику, гибкости рук и точности глазомера.
 развивать художественный вкус, способность видеть и понимать
прекрасное;
 развивать компетенции межличностного общения, трудовой культуры,
эстетической культуры
Обучающие:
 осваивать терминологию изобразительной изобразительного искусства;
 обучать различным художественным материалам;
 знакомить с техниками изобразительной деятельности;
 обучать основам проектной деятельности;
 формировать навыки восприятия и передачи объема и формы.
Поставленные цель и задачи реализуются через работу с детьми по
направлениям: графика, композиция, цветоведение, жанры ИЗО и

ДПИ,

досугово-просветительская деятельность.
7

Адресат программы – мальчики и девочки в возрасте 7-15 лет.
Набор детей на обучение по программе «Изобразительное искусство.
Классическая школа» осуществляется без предъявления к уровню подготовки,
возрастным и физическим возможностям и способностям.
Принципы формирования групп. Обучение осуществляется в группах.
Набор в группы свободный. Количественный состав групп – 12-15 человек для 1го года обучения, 10-12 человек -для второго года обучения. Занятия могут
посещать одновременно дети разного возраста. Это расширяет поле их общения,
учит взаимодействовать, развивает коммуникабельность. В ходе занятий в
смешанной группе обучающиеся изучают общую тему, но при этом выполняют
различные по степени сложности и объему задания. При выборе задания следует
учитывать возрастные особенности, способности учащихся и их интересы.
Режим занятий - занятия проходят два раза в неделю по два часа.
Продолжительность одного занятия - 45 минут, между ними 10-15-минутный
перерыв.
Общий объём программы: 304 часа.
Программа рассчитана на 2 года обучения:
1 год обучения: 152 часа;
2 год обучения: 152 часа.
Общее количество часов в неделю - 4 академических часа.
Форма обучения: очная, групповая.
Виды занятий: беседа, мастер-класс, конкурсное занятие, игровое занятие,
проектная деятельность, экскурсия, итоговое занятие.
Определение

достижений

обучающихся

планируемым

результатам

осуществляется с помощью следующих форм: беседа, наблюдение, просмотры,
участие в конкурсных выставках, мини-выставках, итоговая выставка.
Показатели фиксируются в Картах результатов освоения предметных
(теоретических и практических) компетенций и личностных и профессионально
– значимых достижений (Приложение 1,2).
В процессе реализации программы предусмотрено проведение педагогом8

психологом диагностики творческих способностей обучающихся.
1.2.

Цель и задачи программы

Цель программы – обучение основам изобразительного искусства,
дающее мотивацию к дальнейшему творческому познанию и способствующее
формированию личности, раскрытию и развитию её задатков, способностей,
обеспечивающих эффективную деятельность во всех сферах общественной
жизни.
Задачи программы:
Образовательные:
 дать представление о художественных понятиях и терминологии;
 обучить основным навыкам изобразительной деятельности;
 обучить основам формообразования;
 познакомить с масштабом и пропорциями в рисовании человеческой
фигуры;
 обучить основам композиции.
Воспитательные:
 воспитывать потребность в творческом самовыражении средствами
рисунка;
 воспитывать ценностное отношение к изобразительному искусству;
 воспитывать уважение к малой родине, культуре своего края и к людям;
 формировать навыки взаимодействия со сверстниками, умение быть
командным игроком, работать на общий результат, понимать свою роль и то,
каков его вклад в общее дело.
Развивающие:
 развивать творческие способности;
 развивать цветовосприятие и световосприятие;
 развивать навыки организации учебной деятельности;
 развивать проектное мышление, умение планировать и анализировать
собственную деятельность и ее результаты.
9

1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план
1 год обучения
№
Перечень разделов, тем
1
2
2.1

2.2
2.3

2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
3
3.1

Введение в
образовательную
программу
Основы
формообразования
Понятие формы. Три
основные формы. «Кот,
который гуляет сам по
себе»
Соразмерность. Большое и
маленькое. Треугольник.
«Лис»
Редукция.
Последовательность
рисунка. «Животное из
зоопарка»
Модуль.
Коллективная
работа
«Охота
за
бабочками»
Схожесть форм живой и
неживой
природы
«Мимикрия»
Круг, овал. «Птицы»
Разнообразие
форм
«Морской мир»
Пятно.
Кляксография.
«Превращение»
Фантазийная
форма.
«Драконы»
Масштаб и пропорции
Портрет.
Анатомия.
Пропорции. «Мама»

Общее
количе
ство
часов

в том числе
теоретич практич
еские
еские
(час.)
(час.)

Формы
контроля /
аттестация
опрос

2

1

1

42

9

33

4

1

3

4

1

3

8

1

7

2

1

1

4

1

3

4
6

1
1

3
5

2

1

1

8

1

7

48

12

36

6

2

4

опрос,
наблюдение,
просмотр

опрос,
наблюдение,
выставка

10

3.2
3.3
3.4

3.5
3.6
3.7
3.8
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
5
6

Профиль.
Пропорции.
«Мечта»
Человек.
Анатомия.
Пропорции. «Моё самое
главное увлечение»
Взрослый
и
ребенок.
Анатомия.
Пропорции.
Сравнение.
«Семейный
портрет»
Человек
и
животное.
«Деймон»
Стилизация человеческой
фигуры. Манга. «Герой»
Комикс.
Коллективная
работа. «Звезда»
Движение, масштаб.
«Комикс»
Композиционные основы.
Город
Ритм. «Деревья»
Светлое и темное. «Ночь в
городе»
Симметрия. «Дерево и
птицы»
Перспектива. «Улица»
Материал и текстура.
«Городской натюрморт»
Соподчиненность
композиционных
компонентов. «Переезд»
Контраст цвета. «Весна в
городе»
Проект
«Календарь
времен года»
Итоговая выставка
Итого

4

1

3

6

2

4

10

2

8

6

1

5

6

1

5

2

1

1

8

2

6

44

7

37

6
8

1
1

5
7

6

1

5

4
6

1
1

3
5

6

1

5

8

1

7

6

1

5

2
144

30

2
114

опрос,
наблюдение,
выставка

защита
проекта,
просмотр
выставка

Содержание программы
1 год обучения
1. Введение в образовательную программу
11

Теория: Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого
года обучения. Знакомство детей друг с другом. Правила техники безопасности в
изостудии. Организация рабочего места.
Практика: Выполнение упражнения простым карандашом «Красная
панда. Научиться рисовать легко!»
2. Основы формообразования
Тема 2.1. Понятие формы. Три основные формы. «Кот, который гуляет
сам по себе».
Теория: Понятие формы. Основные геометрические фигуры – квадрат,
треугольник и круг.
Практика: Выполнение работы гуашью в смешанной технике «Кот,
который гуляет сам по себе».
Тема 2.2. Соразмерность. Большое и маленькое. Треугольник «Лис».
Теория: Соотношение по размеру частей композиции между собой и
целым. Треугольник и фигуры, основанные на диагонали.
Практика: Выполнение работы гуашью в смешанной технике «Лис».
Тема

2.3.

Редукция.

Последовательность

рисунка.

«Животное

из

зоопарка».
Теория: Редукция от латинского слова «reductio» - сведение, возведение,
приведение обратно. Умение увидеть в сложной форме более простые.
Последовательность

рисунка.

Определение

размера

изображения,

компоновка изображения на листе, распределение основных направляющих и
объемов, прорисовывание конструкции, уточнение размеров и форм, их
положения относительно друг друга.
Практика: Выполнение работы гуашью в смешанной технике «Животное
из зоопарка».
Тема 2.4. Модуль. Коллективная работа «Охота за бабочками».
Теория: Модуль — это один и тот же элемент, размножив который и
комбинируя разными сочетаниями можно получать разные формы. Модуль
должен быть простым, выразительным, целостным.
12

"Существует

бесконечное

число

потенциально

удовлетворительных

комбинаций. Но ни одна из них не является единственно правильной
эстетически. Хотя некоторые могут показаться лучше прочих." (В. Папанек).
Практика: Выполнение коллективной работы «Охота за бабочками»,
включающей

в

себя

индивидуальную

окраску

модуля

и

совместное

выстраивание композиции.
Тема 2.5. Схожесть форм живой и неживой природы «Мимикрия».
Теория: Мимикрия – маскировка живых существ, внешнее сходство
окраски и формы животных с тем местом, где они живут. Мимикрия свойственна
всем животным: насекомым, земноводным, рептилиям рыбам, и даже
млекопитающим. Понятия контраста и нюанса в работе с изображением,
светлого и темного, большого и маленького.
Практика:

Выполнение

работы

гуашью

в

смешанной

технике

«Мимикрия».
Тема 2.6. Круг, овал. «Птицы».
Теория: По Иттену фигуры круга определяется циркульным движением и
включают в себя круг, эллипс, овал параболу. Любая окружность ассоциируется у
нас как нечто гармоничное. Замкнутый круг символизирует завершенность,
спокойствие от того, что нет ничего лишнего.
Практика: Выполнение упражнения цветными карандашами «Птицы», где
круг, как основная форма изображения объектов взаимодействует с круглой
формой композиции.
Тема 2.7. Разнообразие форм. «Морской мир».
Теория: Имея одинаковые исходные геометрические формы, возможно
создание различных изображений объектов, встречающихся в живой и неживой
природе.
Практика: Выполнение акварелью работы «Морской мир».
Тема 2.8. Пятно. Кляксография. «Превращение».
Теория: Понятие «аморфность». Пятно как основа будущего образа
Практика: Нанесенная на бумагу клякса дорисовывается до узнаваемого
13

художественного

изображения.

Выполнение

работы

«Превращение».

Используемые материалы: акварель, цветные карандаши, фломастеры.
Тема 2.9. Фантазийная форма. «Драконы».
Теория: Изучение многообразия

форм природы

подводит нас

к

возможности создания исключительно новой фантазийной формы.
Практика: Учащимся дается возможность создать одно, а возможно
несколько

фантазийных

животных,

на

основе

полученных

знаний

по

формообразованию. Работа на тему «Драконы» выполняется гуашью в
смешанной технике.
3. Масштаб и пропорции
Тема 3.1. Портрет. Анатомия. Пропорции. «Мама».
Теория: Портрет ка жанр в изобразительном искусстве. Виды портретов.
Необходимость знания анатомии для изображения человека. Пропорциональные
соотношения.
Практика: Работа на тему «Мама» выполняется в технике гуаши и
акварели. Работа ведется поэтапно, начиная с компоновки на листе. Опираясь на
полученные знания об анатомии и пропорциях учащиеся рисуют портрет. Затем
выполняют работу в цвете.
Тема 3.2. Профиль. Силуэт. «Мечта».
Теория: Понятие силуэта как графической техники. Знакомство с
аналогами.

Выразительность

изображения.

Важность

пропорциональных

соотношений.
Введение

нового

понятия

«автопортрет».

Примеры

автопортретов

известных мастеров.
Практика: Работа выполняется гуашью (силуэт) и акварелью (фон).
Учащимся дается возможность изобразить автопортрет, отразив в нем свою
индивидуальность, рассказать зрителю о своей мечте.
Тема 3.3. Человек. Анатомия.

Пропорции.

«Моё самое главное

увлечение».
Теория: Анатомия человеческого тела для художников, основные
14

пропорции и соотношения. Возможности человеческого тела. Частые ошибки в
изображении фигуры.
Практика: Выполнение работы на тему «Моё самое главное увлечение».
Тема 3.4. Взрослый и ребенок. Анатомия. Пропорции. Сравнение.
«Семейный портрет».
Теория: Различие пропорциональных соотношений взрослого человека и
ребенка. Сравнение, анализ.
Практика: Выполнение работы в технике гуаши «Семейный портрет».
Выбор объектов изображения. Создание истории, стоящей за ним.
Тема 3.5. Человек и животное. «Деймон».
Теория:

Анатомия

человеческого

тела,

основные

пропорции

и

соотношения. Различие внутреннего строения животного и человека, на примере
собаки.
Повторение темы масштаба, соотношение большого и маленького.
Контраст фактур.
Практика: Выполнение работы «Деймон». Учащиеся выбирают животное,
характер и внешность которых наиболее близка им. На листе нужно правильно
закомпоновать фигуру человека и животного. Технику выполнения учащиеся
выбирают самостоятельно.
Тема 3.6. Стилизация человеческой фигуры. Манга. «Герой».
Теория: Стилизация - намеренная имитация художественного стиля,
характерного для какого-либо автора, жанра, течения, определенной социальной
среды, народности, эпохи. Примеры стилизации. Разбор, анализ аналогов.
Манга

—

это

японские

комиксы,

которые

получили

обширное

распространение и за пределами этой страны. В отличие от привычных комиксов
манга выделяется своим стилем рисовки, а именно рисовкой персонажей.
Огромные кукольные глаза, разноцветные волосы, при этом маленькие носик и
рот. Эмоции персонажей показывают гиперболизировано.
Практика: Выполнение работы в стиле японских комиксов на тему
«герой». Материалы, используемые в работе: цветные карандаши, фломастеры,
15

акварель.
Тема 3.7. Комикс. Коллективная работа. «Звезда»
Теория: Комикс – рассказ в картинках. История «рисованного жанра».
Законы и особенности.
Практика: Занятие – игра, в ходе которой учащиеся создают комикс о
приключениях Звезды, которая попадает в самые невероятные приключения, но,
как всегда, в конце зрителя ожидает счастливый финал.
Тема 3.8. Движение, масштаб. «Комикс».
Теория: Работа с аналогами, поиск своего стиля.
Практика: Разработка своей истории в картинках. Придумывание и
прорисовка персонажей, поиск выразительных средств, собственного почерка.
Материалы, используемые в работе: цветные карандаши, фломастеры, акварель.
4. Композиционные основы. Город
Тема 4.1. Ритм. «Деревья».
Теория: Ритм - Повторение в определенной последовательности линий,
пятен,

предметов,

объектов.

Чередование

акцентов

и

пауз.

Ритм

в

изобразительном искусстве называют «жизнью формы». Работа с аналогами,
обсуждение.
Практика: Создание графической композиции на тему «Деревья».
Тема 4.2. Светлое и темное. «Ночь в городе».
Теория: Понятия контраста и нюанса. Составление перечня различных
контрастных отношений (большое – маленькое, длинное – короткое, широкое –
узкое, толстое – тонкое, светлое – темное и т. д.).
Построение композиции на квадратных формах, основанных на вертикалях
и горизонталях: квадрат, прямоугольник, крест, меандр.
Практика: Выполнение графической композиции на тему «Ночь в
городе».
Тема 4.3. Симметрия. «Дерево и птицы».
Теория: Понятия симметрии и асимметрии. Симметрия в природе.
Практика: Выполнение графической композиции на тему «Дерево и
16

птицы».
Тема 4.4. Перспектива. «Улица».
Теория:

Понятие

перспективы.

Прямая

и

обратная

перспективы.

Перспектива в работах художников.
Практика: Выполнение графической композиции на тему «Улица».
Тема 4.5. Материал и текстура. «Городской натюрморт».
Теория: Понятия фактуры и текстуры. Беседа на тему зрительных и
эмоциональных ощущений, вызываемыми различными материалами (камень,
стекло, дерева, меха). Игра на тему определения материалов, когда учащийся с
закрытыми глазами должен узнать предмет на ощупь и рассказать какие
осязательные ощущения он у него вызывает.
Контраст гладкого и шершавого, твердого –мягкого, легкого - тяжелого.
Практика: Выполнение работы «Городской натюрморт» гуашью с
использованием печатных техник, используя в качестве печатей ткани различных
структур,

обрезки

кружева,

природные

материалы,

самостоятельно

изготовленные штампы.
Тема 4.6. Соподчиненность композиционных компонентов. «Переезд».
Теория: Композиция – расположение элементов изображения на
картинной плоскости, позволяющее наиболее полно и сильно выразить замысел.
Композиционный центр, Взаимодействие компонентов композиции друг с
другом.
Стих Э. Н. Успенского «Рыболов», иллюстрации Е Соколова.
Практика:

Выполнение

упражнения

«Переезд».

Фантазийная

композиция.
Тема 4.7. Контраст цвета. «Весна в городе».
Теория: Понятие цветового круга. Противоположные цвета. Оттачивание
композиционных приемов.
Практика: Выполнение упражнения на тему «Весна в городе». Работа
выполняется в цвете гуашевыми красками.
5. Проект «Календарь времен года»
17

Теория: Изучение работ художников на тему «Времена года».
Практика: Разработка календаря «Времена года». Работа в группе. Защита
проекта.
6. Итоговая выставка
Теория: Просмотр и анализ учебных и творческих работ за учебный год.
Практика: Выбор и оформление творческих работ для выставки.
Оформление выставки.

18

Учебный план
2 год обучения
№
Перечень разделов, тем
1
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5

Введение в
образовательную
программу
Основы графики
Линия. «Деревья»
Пятно. «Осьминог»
Фактура и текстура.
«Провинциальный
городок»
Фактура и текстура.
«Антикварная лавочка»
Шрифт. Буквица.
«Фантастическое
животное»
Леттеринг. «Имя – лента»
Шрифт. «Алфавит»
Комикс. «Необыкновенная
история»
Формообразование.
«Животное из
геометрических фигур»
Основы живописи
Натюрморт. «Осенний
натюрморт»
Натюрморт. «Новогодний
натюрморт»
Мазок. «Весна,
первоцветы»
Мазок. «Маска льва»
Портрет животного.
«Житель зоопарка»

Общее
количе
ство
часов

в том числе
теоретич практич
еские
еские
(час.)
(час.)

Формы
контроля /
аттестация
опрос

2

1

1

44

9

35

4
2
6

1
1
1

3
1
5

6

1

5

4

1

3

4
6
6

1
1
1

3
5
5

6

1

5

38

7

31

4

1

3

6

1

5

2

1

1

4
6

1
1

3
5

опрос,
наблюдение,
просмотр

опрос,
наблюдение,
выставка

19

3.6
3.7
3.8
4
4.1
4.2
4.3
4.4
5
5.1
5.2
5.3
5.4
5.5
5.6
6
7
8

Пейзаж. «Снег не всегда
белый»
Городской пейзаж. «Рынок
в городе»
Городской пейзаж.
«Голубиные крыши»
Основы рисования
человека
Пропорции лица.
«Портрет мамы»
Пропорции человека
«Маленький принц»
Фигура в движении.
«Зимний поход»
Сравнение пропорций
взрослого и ребенка
«Алиса в стране чудес»
Композиционные основы
Объём. «Фантазийный
куб»
Контраст. «Подводный
мир»
Симметрия. «Гранатовое
дерево»
Перспектива. «Дорога к
дому»
Ритм. «Деревья»
Баланс. «Башня»
Экскурсии на выставки

Проект «Открытки с
видами Екатеринбурга»
Итоговая выставка
Итого

4

1

3

6

1

5

6

1

5

20

4

16

4

1

3

4

1

3

6

1

5

6

1

5

28

6

22

4

1

3

6

1

5

4

1

3

4

1

3

4
6
6
4

1
1
1

3
5
6
3

29

2
115

2
144

опрос,
наблюдение,
выставка

опрос,
наблюдение,
просмотр

обсуждение
защита
проекта,
просмотр
выставка

Содержание учебного плана
1. Введение в образовательную программу
Теория: Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого
года обучения. Знакомство детей друг с другом. Правила техники безопасности в
20

изостудии. Организация рабочего места.
Практика: Выполнение упражнения цветными карандашами «Секретный
сад».
2. Основы графики
Тема 2.1. Линия. «Деревья»
Теория: В графике линия - простейший, но в то же время и главный
элемент изображения. Выразительность лилейного языка графики зависит и от
характера начертания линий (прямая, кривая, толстая, тонкая, сплошная,
прерывистая), от тональности и цвета линий (черная, серая, светлая, цветная).
Практика: Выполнение работы черным маркером и ручкой «Деревья».
Тема 2.2. Пятно. «Осьминог»
Теория: Простая форма, универсальное средство, в котором скрыто
содержатся точка, линия, цвет, тон. Пятно обладает массой.
Практика: Выполнение работы черной гуашевой краской и маркером
«Осьминог».
Тема 2.3. Фактура и текстура. «Провинциальный городок»
Теория: Понятия фактуры и текстуры. Беседа на тему зрительных и
эмоциональных ощущений, вызываемыми различными материалами (камень,
стекло, дерева, меха). Игра на тему определения материалов, когда учащийся с
закрытыми глазами должен узнать предмет на ощупь и рассказать какие
осязательные ощущения он у него вызывает.
Контраст гладкого и шершавого, твердого –мягкого, легкого - тяжелого.
Практика:

Выполнение

работы

черным

маркером

и

ручкой

«Провинциальный городок».
Тема 2.4. Фактура и текстура. «Антикварная лавочка»
Теория:

Научиться

передавать

окружение

через

его

текстурные

характеристики. Контраст фактур.
Практика: Выполнение работы черным маркером и ручкой «Антикварная
лавочка».
Тема 2.5. Шрифт. Буквица. «Фантастическое животное»
21

Теория: История книгопечатанья. Использование орнаментов и узоров в
оформлении буквицы. Обзор славянских и европейских аналогов.
Практика: Выполнение работы акварелью «Фантастическое животное»
Тема 2.6. Леттеринг. «Имя – лента»
Теория: Понятие леттеринга. Отличие леттерига от каллиграфии. Виды
леттерига.
Практика: Выполнение работы черным маркером и ручкой «Имя –
лента».
Тема 2.7. Шрифт. «Алфавит»
Теория: Понятия «шрифт» и «алфавит». История возникновения.
Начертание. Индивидуальность и настроение.
Практика: Выполнение работы цветными фломастерами «Алфавит».
Тема 2.8. Комикс. «Необыкновенная история»
Теория: Комикс – рассказ в картинках. История «рисованного жанра».
Изучение аналогов. Законы и особенности. Виды комиксов.
Практика:

Выполнение

работы

цветными

фломастерами

«Необыкновенная история».
Тема 2.9. Формообразование. «Животное из геометрических фигур»
Теория: Понятие формы. Три основные формы.
Практика: Выполнение работы цветными фломастерами «Животное из
геометрических фигур».
3. Основы живописи
Тема 3.1. Натюрморт. «Осенний натюрморт»
Теория: Жанры живописи. Роль натюрморта в истории искусства. Виды
натюрмортов. Настроение. Жизнь в неживом.
Практика:

Выполнение

работы

гуашевыми

красками

«Осенний

натюрморт».
Тема 3.2. Натюрморт. «Новогодний натюрморт»
Теория:

Передача

настроения.

Понятие

объема,

перспективы,

соподчиненности элементов изображения.
22

Практика: Выполнение работы гуашевыми красками «Новогодний
натюрморт».
Тема 3.3. Мазок. «Весна, первоцветы»
Теория: Мазок - это маленькая часть живописной работы, его можно
сравнить с кирпичиком, из которого собирается целый дом, а из мазков,
сложенных

в

определенной

последовательности,

получаются

настоящие

произведения искусства. Лепка формы. Живописные стили.
Практика:

Выполнение

работы

гуашевыми

красками

«Весна,

первоцветы».
Тема 3.4. Мазок. «Маска льва»
Теория: Главный инструмент живописца. Виды мазков.
Практика: Выполнение работы гуашевыми красками «Маска льва».
Тема 3.5. Портрет животного. «Житель зоопарка»
Теория:

Анатомические

особенности

различных

животных.

Взаимосвязь среды обитания, образа жизни и внешнего вида. Расположение
на листе. Передача характера, настроения.
Практика: Выполнение работы гуашевыми красками «Житель зоопарка».
Тема 3.6. Пейзаж. «Снег не всегда белый»
Теория:

Пейзаж

как

жанр

изобразительного

искусства.

Виды

пейзажей. Влияние цвета на настроение работы.
Практика: Выполнение работы гуашевыми красками «Снег не всегда
белый».
Тема 3.7. Городской пейзаж. «Рынок в городе»
Теория: Понятие светлоты, светового

контраста. Перспектива.

Воздушная перспектива.
Практика: Выполнение работы гуашевыми красками «Рынок в городе».
Тема 3.8. Городской пейзаж. «Голубиные крыши»
Теория: Соподчинённость элементов композиции. Сфумато. Примеры
работ великих художников. Контраст теплых и холодных оттенков.
Перспектива.
23

Практика: Выполнение работы гуашевыми красками «Голубиные крыши».
4. Основы рисования человека.
Тема 4.1. Пропорции лица. «Портрет мамы»
Теория: Пропорции и ракурсы в рисовании портрета. Основы анатомии
головы для художников. Портрет в изобразительном искусстве. Идеальные
пропорции. Красота в индивидуальности.
Практика: Выполнение упражнения гуашевыми красками «Портрет
мамы».
Тема 4.2. Пропорции человека «Маленький принц»
Теория: Анатомия человеческого тела для художников, основные
пропорции и соотношения. Возможности человеческого тела. Частые ошибки в
изображении фигуры. Знакомство с повестью-сказкой «Маленький принц».
Практика: Выполнение упражнения акварельными красками «Маленький
принц».
Тема 4.3. Фигура в движении. «Зимний поход»
Теория: Анатомия человеческого тела, основные пропорции и
соотношения. Фигура в динамике. Возможности человеческого тела.
Практика: Выполнение упражнения гуашевыми красками «Зимний
поход».
Тема 4.4. Сравнение пропорций взрослого и ребенка «Алиса в стране
чудес»
Теория: Различие пропорциональных соотношений взрослого человека и
ребенка. Сравнение, анализ.
Практика: Выполнение упражнения акварельными красками «Алиса в
стране чудес».
5. Композиционные основы
Тема 5.1. Объём. «Фантазийный куб»
Теория: Правила перспективного построения объемных форм. Плоскость
и пространство.
Практика: Выполнение работы фломастерами «Фантазийный куб».
24

Тема 5.2. Контраст. «Подводный мир»
Теория:

Виды

контрастов.

Изучение

произведений

искусства,

построенных на контрасте. Выразительность в работе.
Практика: Выполнение работы акварельными красками «Подводный
мир».
Тема 5.3. Симметрия. «Гранатовое дерево»
Теория: Понятие симметрии и асимметрии. Симметрия в природе.
Зеркальная симметрия.
Практика: Выполнение работы акварельными красками «Гранатовое
дерево».
Тема 5.4. Перспектива. «Дорога к дому»
Теория: Понятие перспективы. Перспектива в работах художников.
Правила построения перспективы.
Практика: Выполнение работы гуашевыми красками «Дорога к дому».
Тема 5.5. Ритм. «Деревья»
Теория: Ритм в изобразительном искусстве и ритм в музыке. Метр, как
частный случай ритма. Ритм в работах художников.
Практика: Выполнение работы черным маркером «Деревья».
Тема 5.6. Баланс. «Башня»
Теория: Равновесие и гармония в композиции. Симметричный и
асимметричный баланс.
Практика: Выполнение работы черным маркером «Башня».
6. Экскурсии на выставки.
Теория: Беседы об изобразительных приёмах художников-мастеров
разных эпох и разных стран.
Практика: Посещение художественных музеев и выставок, знакомство с
произведениями искусства (живописью, графикой, скульптурой). Виртуальное
путешествие в мир искусства: Государственная Третьяковская галерея, Музей
изобразительного искусства им. А. С. Пушкина, Музей декоративно-прикладного
искусства, Музей-квартира художника В. Васнецова.
25

7. Проект «Открытки с видами Екатеринбурга».
Теория: Изучение работ художников, работающих в жанре городского
пейзажа, рисовавших Екатеринбург.
Практика: Разработка серии открыток с видами Екатеринбурга. Работа в
группе. Защита проекта.
8. Итоговая выставка
Теория: Просмотр и анализ учебных и творческих работ за учебный год.
Практика: Выбор и оформление творческих работ для выставки.
Оформление выставки.
1.3.

Планируемые результаты и способы их определения

Личностные:
• умеет анализировать, делать выводы и принимать рациональные
решения;
• способен находить нестандартные решения, видеть ситуацию с
различных сторон, выходить за рамки привычного и не следовать за
стереотипами;
• сформирована уверенность в своих знаниях и умениях;
• развито свето- и цветовосприятие;
• умеет аргументированно отстаивать свою точку зрения;
• сформирована потребность в занятиях изобразительным искусством;
• сформированы общеучебные навыки.
Метапредметные:
•

способен

к анализу собственной деятельности и деятельности

других;
•

сформирован

навык

планирования

этапов

реализации

своего

творческого замысла;
•

владеет начальными навыками работы с информацией;

•

сформированы навыки взаимодействия в коллективе.

Предметные:
26

Знает:
•

основные художественные термины и понятия;

•

основы формообразования;

•

требования к оформлению выставочных работ.
Умеет:

•

использовать в работе основы композиции;

•

проявлять навыки изобразительной деятельности;

•

рисовать фигуру человека, применяя пропорции и масштаб.

2. Организационно-педагогические условия
2.1.
№
п/п

Календарный учебный график

Основные характеристики образовательного
процесса
27

1
2
3
4
5
6
7
8

Количество учебных недель
Количество учебных занятий
Количество часов в неделю
Количество часов в год
Недель в I полугодии
Недель во II полугодии
Начало занятий
Каникулы

9

Выходные дни

10

Окончание учебного года
2.2.

36
72
4
144
17
19
1 сентября
31 декабря – 9
января
30 мая

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение
Помещение:
Учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых
занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами:
- столы и стулья для педагога и учащихся - 16 шт.,
- классная доска -1 шт.,
- шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий –
2 шт.,
- проектор – 1 шт.,
- экран – 1шт.
Материалы, необходимые для занятий по программе:
- ватман, акварельная бумага форматов А2, А3, А4;
- карандаши (различных степеней твердости), ластики;
- цветные карандаши, фломастеры;
- гуашевые и акварельные краски, не менее 12 цветов;
- кисти различных размеров;
- ножницы, линейки, точилки для карандашей, стаканы для воды.
Методическое обеспечение
Методическое обеспечение: журналы, книги, альбомы с репродукциями,
подборки рисунков и фотографий.
28

На занятиях используются различные методы обучения: словесные,
наглядные, практические, проектные. Словесные методы – рассказ и беседа
сопровождаются

демонстрацией

пособий,

иллюстрированного

материала,

образцов выполненных работ. Проектный метод служит лучшему достижению
желаемых результатов.
Применяются эффективные педагогические технологии для развития
творческих способностей обучающихся в процессе занятий изобразительным
творчеством: развивающие, игровые, личностно-ориентированные, проектные,
коммуникативные,

здоровьесберегающие,

комплекс

которых,

помогает

проводить интересные для обучающихся занятия, раскрывать их творческий
потенциал, позволяет поверить в себя. При этом создается дружный коллектив
единомышленников, детей, объединенных одним увлечением.
В период карантина программа может реализоваться с применением
дистанционных технологий: видео-мастер-класса, самостоятельной работы,
тестирования.
Кадровое обеспечение
Программа
владеющими

реализуется

техниками

педагогом

изобразительного

дополнительного
искусства.

образования,

Программа

также

предусматривает привлечение педагога-психолога для оценивания результатов
развития творческих способностей обучающихся.

2.3.
Входящая

Формы аттестации и оценочные материалы
диагностика

включает

в

себя

наблюдение,

беседу.

Заполняются диагностические карты с целью выявления исходящегоуровня
знаний и умений детей (Приложение 1,2).
Текущий контроль осуществляется во время проведения практических
занятий в форме опроса, наблюдения. Проводятся просмотры детских рисунков,
работ и тематические выставки. Заполняются и анализируются диагностические
карты (Приложение 1,2).
29

Формой проведения промежуточной (по окончании 1-го года обучения) и
итоговой аттестации является итоговая выставка. Заполняются и анализируются
диагностические карты (Приложение 1,2).
Итоговая аттестация (теоретический аспект) проводится в форме
викторины, итогового просмотра и обсуждения работ.

30

Список литературы
Нормативно-правовая
1. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена
распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р) (далее Концепция
развития дополнительного образования детей);
2. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей»
(утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому
развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 г. № 11) (далее Федеральный приоритетный проект).
3. Постановление Правительства Свердловской области от 01.08.2019 г. № 461ПП «О региональном модельном центре дополнительного образования детей
Свердловской области»;
4. Постановление Правительства Свердловской области от 06.08.2019 г. № 503ПП «О системе персонифицированного финансирования дополнительного
образования детей на территории Свердловской области»;
5. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»;
6. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 26.06.2019 г. № 70-Д «Об утверждении методических рекомендаций
«Правила персонифицированного финансирования дополнительною образования
детей в Свердловской области».
7. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (далее - ФЗ № 273).
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам).
31

9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. №
533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программам, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской
Федерации 09.11.2018 г. № 196.
10.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
11.Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных

общеразвивающих

программ

(включая

разноуровневые

программы)».
12.Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по
реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ,
способствующих

социально-психологической

реабилитации,

профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями
здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей»).
13.Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ».
14.Устав МБОУ ДОД Дома Детства и Юношества г. Екатеринбурга.
Психолого-педагогическая
1.Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония. Трилогия. М.: Международный
Центр Рерихов. 2002.
2.Амонашвили Ш.А Психология. Хрестоматия. Часть1, 2. М.: СГУ.- 2004.
3.Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.,1995.
32

4.Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.,1996.
5.Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования - М.: ВЛАДОС, 2011.
6.Немов Р. С. Психология кн. 2 – М.: Владос. 2000.
7.Шацкий, С.Т. Педагогические сочинения: В 4 Т. – М.: Просвещение, 1964.
Специальная литература
1. Гарни Д. Цвет и свет. – М.: Эксмо, 2014.
2.Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2012.
3. Иттен И. Искусство цвета. –М.: Издатель Дмитрий Аронов, 2015.
4. Иттен И. Искусство формы. –М.: Издатель Дмитрий Аронов, 2015.
5. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном
творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
6. Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2007.
7. Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2009.
8. Михайлов А. М. Искусство рисунка. – М.: Изобразительное искусство, 2010.
9. Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ,
Школьная книга, 2006.
10. Овсянников Ю. М. Графика Пикассо. – М.: Искусство, 1998.
11. Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и
образование, 2011.
12.Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма, 2009.
Литература для обучающихся
1.Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2009.
2.Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.
3.Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН,
2002.
4.Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.
5.Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2008.
6.Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.
7.Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.:
33

РОСМЭН, 2003.
8.Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник,2004.
9.Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.
10.Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.
11.Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2005.
Литература для родителей
1.Алексеева В. В. Что такое искусство. – М.: Художник, 2007.
2.Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2008.
3.Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: Амрита-Русь,
2005.
4.Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль: Академия
холдинг, 2009.
5.Синицына Е. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2009.

34

Приложение 1
Карта диагностики уровня развития универсальных профессионально значимых качеств обучающихся
в МАУ ДО- Дом детства и юношества
детский коллектив ______________________________ педагог __________________________________________________

Средний балл

Установка на ЗОЖ

Овладение необходимыми
трудовыми предметными
навыками

Инициативность

Самоконтроль результатов
личной деятельности

учебный год, дата заполнения:______________

Ответственность

Личная организованность

Трудолюбие

Ориентация на успех

Способность к
конструктивному
взаимодействию

Усвоение социальных норм и
правил

контрольная группа_______ год обучения, 20__ – 20__
Ф.И. обучающегося

Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2 балла – базовый уровень (качество проявляется от
случая к случаю); 3 балла – оптимальный уровень (качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество развито)
35

Приложение 2
Индивидуальная карта "Предметные компетенции"
обучающегося _______________________
1 г/о (балл)
критерий

1.Знание художественных терминов
2. Знание основ формообразования
3. Овладение основными навыками
ИЗО
4. Рисование человека
5. Знание основ композиции
средний балл

начало
уч/года

0

конец
уч/года

0

Уровень
освоения
программы
(%)

2 г/о (балл)
начало
уч/года

конец
уч/года

Уровень
освоения
программы
(%)

0
0

0
0

0
0
0
0

0
0
0
0

0

0

Оценочная шкала:1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2 балла – базовый уровень (качество проявляется от
случая к случаю); 3 балла – оптимальный уровень (качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество развито)

36

Сводный результат освоения предметных компетенций
группа __________

год обучения_________

Критерии
ФИ
обучающегося

средний балл

1……

2…..

3…..

4…..

Уровень
освоения
ДОП (%)

ср.балл

5…..

начало
обучения
по ДОП

окончание
обучения
по ДОП

начало
обучения
по ДОП

окончание
обучения
по ДОП

начало
обучения
по ДОП

окончание
обучения
по ДОП

начало
обучения
по ДОП

окончание
обучения
по ДОП

начало
обучения
по ДОП

окончание
обучения
по ДОП

начало
обучения
по ДОП

окончание
обучения
по ДОП

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

37


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».