ДООП Изостудия Яркий мир

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования - Дом детства и юношества

ИЗОСТУДИЯ «ЯРКИЙ МИР»
дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
Срок реализации программы- 4 года
Возраст обучающихся - 7-15 лет

Разработчик:
Чернышева Анна
Сергеевна,
педагог дополнительного
образования

г. Екатеринбург, 2024 год

Содержание
1. Комплекс основных характеристик……………………………

с
3

1.1.Пояснительная записка…………………………………………..

3

1.2. Цель и задачи программы……………………………………….

9

1.3.Содержание программы…………………………………………..

10

1.4.Планируемые результаты и способы их определения …………
2.Комплекс организационно-педагогических условий…………

43
48

2.1.Календарный учебный график…………………………………...

48

2.2. Условия реализации программы………………………………..

63

2.3.Формы аттестации и оценочные материалы…………………...

66

Список литературы………………………………………………..

68

Приложения…………………………………………………………..

71

2

1. Комплекс основных характеристик
1.1.Пояснительная записка
Программа

«Изостудия

«Яркий

мир»

имеет

художественную

направленность и создает условия, обеспечивающие выявление и развитие
индивидуальных творческих способностей детей с учетом их возможностей и
мотивации.

Обретая

практические

умения

и

навыки

в

области

художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить
потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое самим.
На занятиях в студиях изобразительного искусства ребёнок приобретает
способность видеть красоту в обыденном, развивает зрительную память и
воображение, приучается творчески мыслить, запоминать, анализировать,
обобщать.
Программа «Изостудия «Яркий мир. Старт» актуальна, так как:
1)

разработана

в соответствии со

следующими современными

нормативными правовыми актами и государственными программными
документами, а также локальными нормативными актами:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).


Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства

РФ от 29.05.2015 №996-р)


Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от

27.07.2022 № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам" (вступает в силу с 1 марта 2023 года);
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20

3

«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».


Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от

03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;


Приказ Министерства общего и профессионального образования

Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года»;
 Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Министерства образования и науки России от 18 ноября 2015
№09-3242;
 Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам

для

включения

в

систему

персонифицированного

финансирования дополнительного образования Свердловской области, Приказ
ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021;
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в
образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д4;


Устав МАУ ДО – ДДиЮ;



Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ на 2022 – 2025 гг.;

2) отвечает региональным социально-экономическим потребностям и
особенностям образовательного пространства Екатеринбурга, способствуя
решению проблемы обеспечения каждому ребенку возможности максимально
полного раскрытия его творческого потенциала;

4

3)

отвечает

потребностям

родителей

в

доступном,

бесплатном,

профессионально организованном и содержательном досуге их детей, в
развитии творческой, познавательной сферы детей, в раскрытии их
творческого

потенциала

и

коммуникативных

навыков;

отвечает

потребностям детей в реализации своих творческих замыслов и идей, в
создании авторских художественных композиций и декоративных изделий.
Программа

разработана

на

основе

следующих

программ

дополнительного художественного образования детей: Н.В. Гросул «Студия
изобразительного творчества», рекомендованной Министерством образования
и науки РФ в 2013 году. (Гросул, Н. В. Студия изобразительного творчества //
Программы дополнительного художественного образования детей. – М.:
Просвещение, 2013); «Школа рисунка – графическая грамота» Ростовцевой
Н.Н., «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» Шпикаловой
Т.Я. Практическая часть программы – разработка автора.
Отличием данной программы от вышеперечисленных программ
является изменение содержания путем включения разделов «Валяние в
технике по сырому», «Техника «Двойной мазок», «Шрифтовые композиции»
«Комиксы», «Проект». Кроме того, в программе уделяется внимание
профориентационному блоку, нацеленному на формирование представления о
профессиях, требующих от работника наличие не только навыков рисования,
но и сформированные ключевые профессионально-значимые компетенции.
В основу программы положены следующие дидактические принципы
обучения: принцип творческого развития; принцип психологической
комфортности; принцип успешности; принцип доступности; принцип
научности, систематичности и последовательности; принцип наглядности;
учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Адресат программы – дети 7-15 лет, мальчики и девочки. Приём детей на
программу

производится

без

предъявления

требований

к

уровню

5

предварительной подготовки. Максимальное количество - 15 человек. Группы
формируются по возрасту.
Характеристика

индивидуально-психологических

обучающихся возрастной категории 7- 15 лет.

В

особенностей

младшем

школьном

возрасте (7 – 10 лет) основной вид деятельности - обучение и познание.
Обретая практические умения и навыки в области художественного
творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в
созидании, реализовать желание создавать нечто новое самим. На занятиях в
студиях изобразительного искусства ребёнок приобретает способность видеть
красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение,
приучается творчески мыслить, запоминать, анализировать, обобщать.
Развивает усидчивость и мелкую моторику.
В среднем школьном возрасте (11 – 15 лет) учебная деятельность для
подростка отступает на задний план. Центр жизни переносится из учебной
деятельности, хотя она и остается преобладающей, в деятельность общения.
Туда выплескивается все самое сокровенное, сверхсрочное, неотложное. В
общении осуществляется отношение к человеку. Происходит усвоение
моральных норм, осваивается система моральных ценностей. Здесь идет
мыслимое и воображаемое проигрывание всех самых сложных сторон
будущей жизни.
В переходный период происходят преобразования в самых различных
сферах психики. Кардинальные изменения касаются мотивации. В содержании
мотивов

на

первый

план

выступают

мотивы,

которые

связаны

с

формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни.
С мотивационной сферой тесно связано нравственное развитие
школьника, которое существенным образом изменяется именно в переходном
возрасте. Усвоение ребенком нравственного образца происходит тогда, когда
он совершает реальные нравственные поступки в значимых для него
ситуациях. Именно в этот период существует возможность оказать нужное

6

педагогическое влияние, потому что вследствие недостаточной обобщенности
нравственного опыта нравственные убеждения ребенка находятся еще в
неустойчивом состоянии.
Обучая практическим умениям и навыкам в области художественного
творчества,

педагог

вовлекает

обучающихся

через

рисунок,

проект,

художественные техники в стремление к соучастию, сопереживанию,
совместную увлеченность коммуникационно- познавательной деятельностью.
Такие условия способствуют личностно-ориентированной направленности
обучения и помогают учащемуся стать активным участником учебного
процесса и развитию 4-К компетенций.
Режим занятий. Дети занимаются по 2 часа (1 академический час
составляет 45 мин.) 2 раза в неделю. Перерыв между учебными занятиями – 10
минут. Общее количество часов в неделю – 4.
Объем программы – 144 часа в год, общее количество учебных часов –
576.
Срок освоения программы: 4 года
Особенности организации образовательного процесса – традиционная
модель, представляющая собой линейную последовательность освоения
содержания в течение одного года.
Перечень форм обучения: очная, в условиях временных ограничений – с
использованием дистанционных технологий.
Перечень форм организации занятий: фронтальная групповая, в малых
группах.
Перечень видов

занятий:

практическое занятие, беседа, открытое

занятие, экскурсия
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы: открытые занятия, итоговое занятие, мини – выставки, участие в
конкурсных выставках, итоговая выставка. Запланированы 2 родительских
собрания,

анкетирование

родителей

для

выявления

степени

7

удовлетворённости

качеством

дополнительных

образовательных

услуг;

обязательное привлечение родителей к организации и проведению экскурсий,
инсталляций и выставок
Цели и задачи программы
Цель программы - развитие творческого и личностного потенциала
детей

через

освоение

навыков

традиционного

и

современного

изобразительного искусства.
Задачи программы
Воспитательные:
 формировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям
художественным творчеством;
 воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие, аккуратность.
Развивающие:
 развивать фантазию и творческое воображение
 развивать цветовосприятие;
 развивать мелкую моторику и точность глазомера.
 развивать художественный вкус, способность видеть и понимать
прекрасное;
 формировать начальные навыки проектной деятельности;
 развивать компетенции межличностного общения
Обучающие:
 обучать основным терминам и понятиям изобразительного искусства;
 обучать работе с различными художественными материалами;
 знакомить с традиционными техниками изобразительной деятельности;
 формировать навыки восприятия и передачи объема и формы.

8

1.3.Содержание программы
Учебный план
1 год обучения
№
п/п
1

2

Название раздела, темы
Введение в
образовательную
программу
Графика

Количество часов
Всего
Теория
Практика

Формы
аттестации/ко
нтроля
Опрос

2

0,5

1,5

18

4

14

2

1

1

4

0,5

3,5

4
4

1
1

3
3

Обсуждение

Коллективны
й просмотр с
обсуждением

4

0,5

3,5

Минивыставка

3

Понятие точки, линии,
пятна
Что такое линия.
Разновидности линий.
Разновидности штриховок.
Пуантилизм. Цвет в
графике
История письменности.
Шрифтовая открытка к
юбилею ДДиЮ
Основы композиции

14

2,5

11,5

Минивыставка

3.1
3.2
3.3
4

Масштаб и пропорции.
Статика и динамика.
Симметрия и асимметрия.
Цветоведение

6
4
4
32

1
1
0,5
6,5

5
3
3,5
25,5

4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
5
5.1
5.2
5.3

Спектр. Калейдоскоп
Холодные цвета.
Теплые цвета.
Холодные теплые цвета.
Светлота.
Цветовой тон.
Насыщенность.
Ахроматические цвета.
Жанры ИЗО
Натюрморт
Портрет, анималистика
Пейзаж

4
4
4
4
4
4
4
4
26
12
8
6

1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
1
3
1
1
1

3
3
3
3
3,5
3,5
3,5
3
23
11
7
5

2.1
2.2
2.3
2.4
2.5

Коллективны
й просмотр с
обсуждением

Просмотр
работ на тему:
«Новогодний
натюрморт»,
Портрет
«Веселый

9

6

Изобразительные техники

30

6

24

6.1
6.2
6.3
6.4
7

Техника по сырому.
Техника двойной мазок.
Техника валяния по сырому.
Бумажная пластика
Знакомство с профессией

4
10
10
6
8

1
2
1
2
4

3
8
9
4
4

Конкурсно-выставочная
деятельность
Итого

12

5

7

144

32,5

111,5

8

индеец»,
«Весенний
пейзаж»
Минивыставка
Обсуждение
Обсуждение
Собеседовани
е
Просмотр
выставки

Содержание программы
Первый год обучения
Раздел 1.Введение в образовательную программу
Теория: Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого
года обучения. Знакомство детей друг с другом. Правила техники
безопасности в изостудии. Организация рабочего места.
Практика: Выполнение упражнений цветными карандашами на тему
«Необычный жираф»

Раздел 2. Графика
Тема 2.1. Понятие точки, линии, пятна
Теория: Рисунок - структурная

основа изображения. Выразительные

средства рисунка – точка, линия, пятно. Точка – первооснова графики.
Группировка точек формирует линию, пятно, создает фактурную композицию.
Практика: Выполнение упражнения простым карандашом, тушь, гелевая
ручка на тему «Превращение точки в рыбу», « Превращение линии в
животное», « Превращение пятна в птицу».
Тема 2.2.Что такое линия. Разновидности линий

10

Теория: Линия – основа графического изображения, виды линий и их
назначение, способы выполнения линий. Характер линии. Инструменты для
выполнения линий различного вида: карандаш, ручка, фломастер.
Практика: Выполнение упражнений простым и цветным карандашом с
использованием разных видов линий: прерывистые, волнистые, ломаные,
спиральные. Создание графических композиций с применением различных
видов линий на тему «Пять разных листочков»
Тема 2.3.Разновидности штриховок
Теория: Для создания объёма и освещения в рисунке художники пользуются
штриховкой. С помощью неё производится тональная проработка листа.
Изучение видов штриховки.
Практика: Выполнение упражнения на тему «Прогулка под дождем».
Графическая композиция с использованием разной штриховки.
Тема 2.4.Пуантилизм. Цвет в графике
Теория: Пуантилизм (точечность) – стиль, использующий чистые, не
смешанные на палитре краски. Точки стоят близко друг другу, они могут быть
круглыми, квадратными (отпечаток плоской кисти), или слегка вытянутыми.
Если отойти от рисунка на расстояние, они сольются в сплошную картину.
Практика: Знакомство с гуашью. Выполнение работы на тему «Космос.
Обезьянка в скафандре».
Тема 2.5.История письменности. Шрифтовая открытка к юбилею
ДДиЮ
Теория: Иллюстрированный рассказ педагога об эволюции письменности от
пиктограммы (рисуночного письма) - через иероглиф - до буквы, условного
знака, обозначающего звук. Пиктограммы в современной жизни. Различные
способы художественного написания букв.
Практика: Графическое упражнение на тему «Шрифтовая открытка к
юбилею ДДиЮ» с использованием гелевые ручки.

Раздел 3. Основы композиции
11

Тема 3.1. Масштаб и пропорции
Теория: Пропорциональность – соразмерность составных частей композиции.
Масштабность (эстетический масштаб)- соотнесение размеров пространств и
сооружений с размерами человека, окружающему пространству и другим
формам.
Практика: Выполнение упражнение на тему «Динозавр».
Тема 3.2. Статика и динамика
Теория: Понятие статики и динамики, их роль в построении композиции.
Рассмотрение и обсуждение примеров статики и динамики.
Практика: Выполнение

упражнения на тему «Северный медведь».

Знакомство с акварелью. Различие акварели и гуаши.
Тема 3.3.Симметрия и асимметрия
Теория: Понятие симметрии и асимметрии. По наглядному материалу
определить симметрию и асимметрию.
Практика: Выполнение декоративной композиции на тему «Чудо цветок»,
«Снежинки», «Бабочки». Знакомство с акварелью.

Раздел 4. Цветоведение
Тема 4.1. Спектр
Теория: Знакомство с цветовым кругом по И. Иттену.Для введения в систему
цветового конструирования освоим основные цвета — жёлтый, красный и
синий. Промежуточные: зеленый, оранжевый, фиолетовый.
Практика: Выполнение упражнения « Цветовой круг», на основе которого
создаем декоративную композицию композициина тему «калейдоскоп».
Тема 4.2. Холодные цвета
Теория: По цветовому кругу

определяем теплые,

холодные цвета.

Определяем, при каких природных явлениях мы видим холодные оттенки,
какие они: ночь, вечер, зима. Анализ пейзажей русских художников.

12

Практика:

Выполнение

упражненияна

тему

«Затонувший

корабль»,

смешивание на палитре наиболее холодные оттенки и использование их в
работе.
Тема 4.3. Теплые цвета
Теория: Определение теплых оттенков, нахождение их в природе. Знакомство
с Африкой: пейзажи, орнаменты, животные.
Практика: Выполнение композиции с использованием орнаментов на тему
«Африканское настроение».
Тема 4.4. Холодные теплые цвета
Теория: Закрепление пройденного материала

по теплым и холодным

оттенкам. Поиск оттенков холодных и теплых в репродукциях.
Практика: Выполнение упражненияна тему « Два царства: холод и тепло».
Тема 4.5. Светлота
Теория: Понятие светлота.

Степень отличия данного цвета от черного.

Составление шкалы светлот от синего, желтого, красного до черного.
Практика: Выполнение композиции на тему «Снежная королева. Морозные
узоры»
На основе составленной шкалы светлот.
Тема 4.6. Цветовой тон
Теория: Понятие цветовой тон. Игра по составлению шкалы тональности. С
Практика:

Создание

собственной

шкалы

тональности.

Выполнение

композиции на тему «В темном дремучем лесу».
Тема 4.7. Насыщенность
Тория: Понятие насыщенность.
Практика: Выполнение шкалы насыщенности. Выполнение упражнения на
тему «Подсолнухи».
Тема 4.8. Ахроматические цвета
Теория: Понятие ахроматических цветов. Контраст черного и белого, шкала
серого цвета. Вернутся к понятию светлоты.

13

Практика: Выполнение упражнения с использованием ахроматических
цветов и вкраплением в них ярких цветовых акцентов на тему «Полосатый
кот».

Раздел 5. Жанры изобразительного искусства
Тема 5.1. Натюрморт
Теория: Натюрморт в истории искусств. Художники, работающие в жанре
натюрморта. Разнообразность жанра. Знакомство с перспективой, технология
построения предметов, умение правильного размещения изображения на
листе.
Практика: Выполнение упражнений на темы «Натюрморт на ограниченные
цвета», «Натюрморт новогодние настроение», «Весенний натюрморт».
Просмотр работ.
Тема 5.3. Портрет
Теория: Портрет в изобразительном искусстве. Изучение портретов русских
художников, на их основе разбор видов портрета: в полный рост, по пояс, по
плечи, в фас, профиль, три четверти. Правила построения фигуры человека.
Освоение схем построения головы, схемы построения: глаз, нос, рот. Способы
передачи эмоций.
Практика: Выполнение упражнения гуашевыми красками «Портрет осени»,
соединение человеческих и зооморфных черт в рисунке. Выполнение
упражнения на тему «Веселый индеец», передача эмоций в портрете.
Выполнение упражнения на тему «Портрет любимого животного». Просмотр
работ.
Тема 5.4. Пейзаж
Теория:

Пейзаж

в

изобразительном

искусстве.

Разнообразие

жанра.

Художники - пейзажисты. Разнообразие техник в пейзаже.
Практика: Выполнение упражнения «Сладкий город», соблюдение основ
построения городской пейзаж. Гуашь.

Раздел 6. Изобразительные техники
14

Тема 6.1.Техника по сырому
Теория: Анализ репродукций художников, работающих в технике по сырому.
Знакомство с этапами выполнения изображения в технике по сырому.
Практика: Рассмотрение

пейзажей с северным сиянием. Выполнение

упражнения на тему « Северное сияние». Акварель.
Тема 6.2. Техника двойной мазок
Теория: История

возникновения

уральской росписи, Урало-сибирская

роспись: избы, предметов быта. Ознакомление с правилами содержания
рабочего места, знакомство с инструментами необходимые для работы.
Практика: Выполнение эскиза Урало-сибирской росписи доски. Освоение
двойного мазка, не сложных элементов.
Тема 6.3.Техника валяния по сырому
Теория: История русских валенок. Ознакомление с правилами содержания
рабочего места,

знакомство с инструментами необходимые

для работы.

Поэтапный знакомство с технологией валяния по сырому.
Практика: Изготовление валяного сувенира по сырому по теме «Елочка», «
Цветок».
Тема 6.4. Бумажная пластика (оригами)
Теория: Знакомство с историей оригами. Правила техники безопасности. В
том числе правилам пользования ножницами. Изучение основных форм.
Практика: Изготовление украшения к праздникам и временам года «осень»,
«Новый год- зима», «Весна-8 марта».
Раздел 7.Знакомство с профессией.
Теория: Знакомство со способами поступления в профессиональные учебные
заведения. Знакомство с профессиями, в которых могут понадобятся навыки и
знания основ изобразительного искусства.
Практика: Беседы с просмотром видеоряда. Выполнение детьми творческой
самостоятельной работы на тему « Профессии в семье», «Художник
иллюстратор», «Художник оформитель».Экскурсии на выставки в учебные

15

заведения, встреча с педагогами и выпускниками профессиональных учебных
заведений.
Раздел 8. Конкурсно- выставочная деятельность Экскурсии на
выставки
Теория: Ознакомление с конкурсным положением. Обсуждение идей. Беседы
об изобразительных приёмах художников-мастеров разных эпох и разных
стран. Просмотр и анализ учебных и творческих работ за учебный год.
Практика: Разработка эскизов. Выполнение конкурсной работы и ее
оформление. Посещение художественных музеев и выставок, знакомство с
произведениями

искусства

(живописью,

графикой,

скульптурой):

Художественная галерея современного искусства, центр фотографии «Март»,
музей наивного искусства, музей изобразительного искусства. Виртуальное
путешествие в мир искусства: Государственная Третьяковская галерея, Музей
изобразительного искусства им. А. С. Пушкина, Музей декоративноприкладного искусства, Музей-квартира художника В. Васнецова. Выбор и
оформление творческих работ для выставки. Оформление выставки.
Учебный план
2 год обучения
№
п/п

Название раздела, темы

Количество часов
Всего
Теории Практи
ки
2
1
1

Формы
аттестации/кон
троля
Опрос

1

Введение в
образовательную
программу
Графика

16

6

26

Коллективный
просмотр с
обсуждением

4

1

3

2.2
2.3
2.4

Линия, штрих, точка
пятно, силуэт.
Форма и обьем
Эстамп
Плакат

4
4
4

1
1
2

3
3
2

3

Основы композиции

16

5

15

2

2.1

Обсуждение
Минивыставка
Мини16

выставка
3.1
3.2
3.3
3.4
4

4.1
4.2
5
5.1

6
6.1
6.2
6.3
7
8
9

Композиционный центр
Золотое сечение в
композиции
Орнаментальная
композиция в полосе
Орнаментальная
композиция в круге
Цветоведение

4
4

1
2

3
2

4

1

3

4

1

3

8

2

6

Последовательный
контраст
Одновременный
контраст
Основы живописи
Жанры: пейзаж,
натюрморт, портрет и
анималистика

4

1

3

4

1

3

48
48

4
4

44
44

Изобразительные
техники
Техника двойной мазок
Техника валяния по
сырому
Бумажная пластика
Проектная
деятельность
Знакомство с
профессией
Конкурсновыставочная
деятельность
Экскурсии на
выставки
Итого

20

5

15

Просмотр
работ на тему
«Осенний
пейзаж»,
«Новогодний
натюрморт»,
«Портрет
птицы»,
«Портрет
бабули»
Мини-выставка

8
6

2
1,5

6
4,5

Обсуждение
Обсуждение

6
16

1,5
4

4,5
12

8

4

4

10

6

4

144

37

107

Коллективный
просмотр с
обсуждением

Презентация
проекта
Собеседование
Просмотр
выставки

17

Содержание программы
Второй год обучения
Раздел 1. Введение в образовательную программу
Теория: Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом второго
года обучения. Правила техники безопасности в изостудии. Организация
рабочего места.
Практика: Выполнение упражнений цветными карандашами на тему «Мое
лето»

Раздел 2. Графика
Тема 2.1 Линия, штрих, точка пятно, силуэт.
Теория: Вспоминаем и закрепляем пройденный материал в прошлом году.
Рисунок - структурная основа изображения. Выразительные средства рисунка
– точка, линия, пятно. Силуэт — форма, воспринимаемая плоскостное по
причине тонального контраста фигуры и фона либо преобладания "долевой
зрительной установки".
Практика: Выполнение упражнения простым карандашом, цветные
карандаши, тушь, гелевая ручка на тему «Летние каникулы: поле, море,
облака».
Тема 2.2 Форма и объем.
Теория: Форма и объем это 2 основные характеристики любого предмета,
при этом они неразрывно связаны между собой. Невозможно представить чтото, имеющее форму, но не имеющее объема и наоборот. Под формой обычно
понимают геометрическую форму, очертания предмета, а объем — это его
трехмерная пространственная характеристика.
Практика: Выполнение упражнения простым карандашом, уголь, сангина
или сепия на тему: «Геометрические фигуры», «Натюрморт с предметами
имеющую простую форму». Поиск геометрических тел в предметах.
Тема 2.3.Эстамп

18

Теория: Эстамп - обобщенное название произведений печатной графики,
представляющее собой гравюрный либо любой другой оттиск на бумаге с
печатной формы. Знакомство с видами эстампа.
Практика: Выполнение упражнения на тему «Уральские птицы». Эскиз
птицы переводится на плотный картон или плитку для потолка. Прорезается
рисунок и отпечатывается на бумаге.
2.4. Плакат
Теория: история плаката со второй половины 19 века. На сегодняшний день
искусство плаката весьма многожанровое. Плакаты могут быть
политическими, рекламными, театральными, цирковыми, экологическими или
кино- плакатами. Шрифт и изображение должны выражать идею плаката.
Рассматривание плакатов, афиш, рекламы. Обсуждение.
Практика: Выполнение афиши цветными карандашами, восковые мелки,
капиллярные ручки. На тему «Праздник или важное мероприятие для ДДиЮ.»

Раздел 3.Основы композиции
3.1.Композиционный центр
Теория: Композиционный центр - самое важное, самое главное место. Все
остальное, все другие элементы композиции должны быть подчинены
композиционному центру и тому акцентному предмету, который в нем
находится. Поиск композиционного центра.
Практика: Выполнение упражнения поиск композиционного центра в
натюрморте. Из предложенных предметов дети сами ставят натюрморт.
Центр выделяется по размеру предмета «Декоративный натюрморт».
Восковые мелки.
Дети рисуют эскизы с возможными вариантами композиционного центра по
форме в пейзаже. Выполнение «Декоративного пейзажа». Гуашь.
Выполнение геометрической композиции в квадрате с выделением цветом
центр композиции. Акварель, гелевая ручка.
3.2 Золотое сечение в композиции
19

Теория: Правило золотого сечения и числа Фибоначчи.
Использование правила золотого сечения, позволяет нам достичь гармонии в
композиции с помощью определенных пропорций и чисел
Если говорить точнее, золотое сечение - это деление целого на две не равные
части, в соотношении что меньшая часть относится к большей, как большая
часть ко всему целому и наоборот.
Просмотр обучающего фильма. Поиск золотого сечения в работах Египтян.
Практика: Выполнение декоративной композиции с золотым сечением на
тему «Египет» гуашь.
3.3 Орнаментальная композиция в полосе
Теория: Орнамент — узор, состоящий из ритмически упорядоченных
элементов и предназначенный для украшения различных предметов (утвари,
оружия, мебели, одежды и т.д.), сооружений архитектуры, предметов
декоративно-прикладного искусства. Орнаменты: технический,
символический, геометрический, растительный, каллиграфический,
фантастический, астральный, пейзажный, животный, предметный.
Практика: Выполнение орнаментальной композиции в полосе «Узор зимнего
свитера» акварель, капиллярные ручки.
Тема3.4 Орнаментальная композиция в круге
Теория: Розеттами называют орнаменты, вписанные в круг и построенные
делением круга на равные части его диаметрами. В композиции розетты одна
ось симметрии простейшим образом сочетается с несколькими
плоскостями симметрии.
Практика: Выполнение растительного орнамента в круге. Капиллярные
ручки.

Раздел 4. Цветоведение
Тема 4.1 Последовательный контраст
Теория: Последовательный контраст – это явление, которое заключается в
последовательном восприятии цветовых пятен и формировании на сетчатке
20

глаза образа противоположного воспринимаемому. Он имеет важное значение
при работе с цветом: необходимо периодически снимать , если так можно
выразиться, утомляемость глаз, чтобы видеть истинные, а не искаженные
отношения цветов.
Практика: Выполнение геометрической композиции с применением
последовательным контрастом в работе цветом «Город» гуашь.
4.2.Одновременный контраст
Теория: Одновременный контраст цветов отличается от последовательного
тем, что два цвета рассматриваются не один после другого, а одновременно,
когда один цвет окружает другой или примыкает к нему. Изменение светлоты
или цветового тона предмета в зависимости от окружения называется
одновременным контрастом цветов.
Практика: Выполнение композиции из каракули «Невиданный зверь» в цвете
одновременного контраста гуашью.

Раздел 5. Основы живописи
Тема 5.1. Жанры живописи: пейзаж, натюрморт, портрет и
анималистика
Теория:

Жи́вопись —

вид изобразительного

искусства,

связанный

с

передачей зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую или
гибкую поверхность. Некоторые жанры. Портрет — изображение человека
либо группы людей, существующих или существовавших в реальной
действительности. Пейза́ж — жанр живописи, в котором основным предметом
изображения является первозданная, либо в той или иной степени
преображённая человеком природа. Натюрморт – изображение предметов.
Практика: Написание натюрморта с натуры, написание портрета, написание
пейзажа по памяти и представление.

Раздел 6. Изобразительные техники
Тема 6.1 Техника двойной мазок

21

Теория: История возникновения уральской росписи, Тагильский поднос.
Знакомство с репродукциями и мастерами Тагильских подносов.
Ознакомление с правилами содержания рабочего места, знакомство с
инструментами необходимые для работы.
Практика: Выполнение упражнения по графическим прописям растительные
элементы: ягодка, бутон, листочек. Выполнение цветочной композиции.
Тема 6.2 Техника валяния по сырому
Теория: Ознакомление с правилами содержания рабочего места, знакомство с
инструментами необходимые для работы. Поэтапное знакомство с
технологией валяния по сырому. Валяние с добавлением разных цветов в
одном изделии и более сложные формы.
Практика: Изготовление валенного сувенира по сырому по теме «Гномик»,
« Валенки», «Птичка».
6.3 Бумажная пластика
Теория: Знакомство с историей оригами. Правила техники безопасности. В
том числе правилам пользования ножницами. Изучение основных форм.
Освоение модульного оригами
Практика: Коллективное изготовление модулей для выполнения фигуры
«Снеговик».
Раздел 7. Проектная деятельность
Тема

проекта:

«Птицы

Урала».

В

рамках

проекта

предполагается

самостоятельное изучение видов птиц обитающих на Урале. Наблюдая за
птицами обучающиеся осваивают анатомию птиц, строение пера, расцветка.
Узнают о особенностях их жизни. Применяют правила порядка. Рабочее место
должно быть в чистоте, работать с красками на клеенке и тд. Обучающиеся
самостоятельно разрабатывают эскизы птиц. Рисуют по эскизу на формате
А2, А3. Результат проекта - презентация «Уральские птицы».
Раздел 8. Знакомство с профессией

22

Теория: Знакомство со способами поступления в профессиональные учебные
заведения. Знакомство с профессиями, в которых могут понадобится навыки
и знания основ изобразительного искусства.
Практика: Беседы с просмотром видеоряда. Выполнение детьми творческой
самостоятельной

работы

на

тему

«Кем

хочу

стать»,

«Художник

мультипликатор». Экскурсии на выставки в учебные заведения, встреча с
педагогами и выпускниками профессиональных учебных заведений.
Раздел 9. Конкурсно- выставочная деятельность Экскурсии на выставки
Теория: Ознакомление с конкурсным положением. Обсуждение идей. Беседы
об изобразительных приёмах художников-мастеров разных эпох и разных
стран. Просмотр и анализ учебных и творческих работ за учебный год.
Практика: Разработка эскизов. Выполнение конкурсной работы и ее
оформление. Посещение художественных музеев и выставок, знакомство с
произведениями искусства (живописью, графикой, скульптурой):
Художественная галерея современного искусства, центр фотографии «Март»,
музей наивного искусства, музей изобразительного искусства. Виртуальное
путешествие в мир искусства: Государственная Третьяковская галерея, Музей
изобразительного искусства им. А. С. Пушкина, Музей декоративноприкладного искусства, Музей-квартира художника В. Васнецова.
Выбор и оформление творческих работ для выставки. Оформление выставки.

23

2

Учебный план
3 год обучения
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
Теории Практи
ки
Введение в
2
1
1
образовательную
программу
Графика
18
6
12

2.1
2.2
2.3
2.4

Станковый рисунок
Гравюра
Книжная графика
Экслибрис

6
4
4
4

2
1
1
2

4
3
3
2

3

Основы композиции

16

5

11

4

1

3

4

2

2

№
п/п
1

3.1

3.2

Композиционный центр.
Доминанта
Композиционный и
геометрический центр

3.3
3.4
4

Соподчинение
Ритм в композиции
Цветоведение

4
4
8

1
1
2

3
3
6

4.1

Контраст теплого и
холодного
Контраст светлого и
темного
Основы живописи
Пейзаж
Натюрморт
Портрет
Анималистика

4

1

3

4

1

3

48
12
12
12
12

4
1
1
1
1

44
11
11
11
11

18

4,5

13,5

4.2
5
5.1
5.2
5.3
5.4
6

Изобразительные
техники

Формы
аттестации/кон
троля
Опрос
Коллективный
просмотр с
обсуждением
Обсуждение
Минивыставка
Минивыставка

Коллективный
просмотр с
обсуждением

Просмотр
работ на тему
«Пейзаж»,
«Натюрморт»,
«Портрет»,
«Портрет»
Мини-выставка

24

6.1
6.2
6.3
7
8
9

Техника двойной мазок
Техника валяния по
сырому
Бумажная пластика
Проектная
деятельность
Знакомство с
профессией
Конкурсновыставочная
деятельность
Экскурсии на
выставки
Итого

8
6

2
1,5

6
4,5

4
16

1
4

3
12

8

4

4

10

5

5

144

37

107

Обсуждение
Обсуждение
Презентация
проекта
Собеседование
Просмотр
выставки

Содержание программы
Третий год обучения
Раздел 1. Введение в образовательную программу
Теория: Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом третьего
года обучения. Правила техники безопасности в изостудии. Организация
рабочего места.
Практика: Выполнение упражнений цветными карандашами на тему «Мое
лето»
Раздел.2 Графика
Тема 2.1 Станковый рисунок
Теория:

К станковой

графике относятся

произведения

графического

искусства, имеющие самостоятельное значение. Станковой эта группа
графики называется по аналогии со станковой живописью, произведения
которой создаются на специальном станке – мольберте.
Практика: Выполнить натюрморт из трех простых предметов простым
карандашом. Нарисовать драпировку с натуры простым карандашом.
Просмотр и обсуждение полученных результатов работы.
Тема 2.2. Гравюра

25

Теория: Знакомство с понятием гравюра. Основные материалы гравюры металл, дерево, линолеум, картон, пластик, оргстекло. Обработка гравюрной
доски.
Практика: Выполнить упражнение черной тушью на тему «Стилизованный
пейзаж» .Просмотр и обсуждение работ.
Тема 2.3. Книжная графика
Теория:

Составная

часть книжного издания. Книга включает в себя

литературу, графику, искусство шрифта и полиграфическое искусство.
Конструкция книги. Иллюстрации (фронтиспис, полосы, заставки, концовки,
инициалы и т.д.), шрифты.
Практика: Выполнить упражнение акварелью, с проработкой гелевой ручкой
или тушью на тему «Иллюстрация к книге».
Тема 2.4. Экслибрис
Теория: Экслибрис - знак, указывающий на владельца книги. Экслибрис
прикрепляется на внутреннюю сторону книжного переплета или обложки.
Книжные знаки гравируются на дереве, меди, линолеуме, цинкографическим
или литографским способами.
Практика: Выполнить упражнение углем или сепией, сангина на тему
«Авторский экслибрис», «Экслибрис для Яркого мира».
Раздел 3. Основы композиции
Тема 3.1. Композиционный центр. Доминанта
Теория: доминанта и второстепенные элементы. Второстепенные элементы
по

значимости.

Более

значимые

-

акценты,

и

менее

значимые

-

второстепенные элементы.
Практика: Выполнить упражнение гуашью на тему «Геометрия», цветными
карандашами « Выходи гулять».
Тема 3.2. Композиционный и геометрический центр
Теория: Динамичное равновесие, доминанта

и геометрический центр.

Динамичное равновесие. Композиционный центр.

26

Практика: Выполнить упражнение гуашью на тему «Сон»
Тема 3.3. Соподчинение
Теория:

Соподчинение:

композиция

как

силуэтное

изображение

на

определенном фоне; площадь силуэта, рисунок контурной линии, степень
компактности, тон, цвет, фактура поверхности.
Практика: Выполнить упражнение цветными карандашами на тему « человек
и театр»
Тема 3.4. Ритм в композиции
Теория: Ритмом называется определенная упорядоченность одно характерных
элементов композиции, создаваемая путем повторения элементов, их
чередования, нарастания или убывания. Простейшая закономерность, на
основе которой строится композиция - это повторность элементов и
интервалов между ними, называемая модульным ритмом или метрическим
повтором.
Практика: Выполнить упражнение в материале цветные карандаши или
гелевая ручка. Геометрическая композиция с модульными ритмами и
метрическими на тему «Лестница»
Раздел 4. Цветоведение
Тема 4.1 Контраст теплого и холодного
Теория: Теплые и холодные цвета вызывают различные эмоции у людей.
Теплые цвета ассоциируются с энергичным, густым, сухим, земным, нежным,
близким, а холодные с вялым, текучим, влажным, воздушным, грубым и
далеким. Многие техники 3d окрашивания используют контраст холодных и
теплых цветов для создания объемных эффектов на волосах.
Практика: Выполнить упражнение гуашью при помощи контраста холодных
и теплых цветов нарисовать пространство на тему «Любимая игра».
Тема 4.2.Контраст светлого и темного
Теория: День и ночь, свет и тень. Эти противоположности имеют
основополагающее значение в человеческой жизни и в природе вообще. Для

27

художника белый и черный цвет является наиболее сильным выразительным
средством для обозначения света и тени. Белое и черное во всех отношениях
противоположны, но между ними расположены области серых тонов и весь
ряд хроматического цвета. Необходимы в нашей творческой работе.
Практика: Выполнить упражнение гуашью с использованием ограниченной
палитрой (белый, все оттенки серого, черный) на тему «госпожа ночь и день».
Раздел 5. Основы живописи
Тема 5.1 Пейзаж
Теория:

Пейзаж

в

изобразительном

искусстве.

Разнообразие

жанра.

Художники - пейзажисты. Разнообразие техник в пейзаже.
Практика: Написание пейзажа по памяти и представлению. Гуашь на тему
«Воспоминание о лете», акварель «Японский пейзаж», соблюдение основ
построения городской пейзаж «Времена года в родном городе».
Тема 5.2 Натюрморт
Теория: Натюрморт в истории искусств. Художники, работающие в жанре
натюрморта. Разнообразность жанра. Знакомство с перспективой, технология
построения предметов, умение правильного размещения изображения на
листе.
Практика: Написание натюрморта с натуры, гуашь ахроматические цвета,
акварель, гуашь двух уровневый натюрморт на тему «Новый год». Просмотр
работ.
Тема 5.3 Портрет
Теория: Портрет в изобразительном искусстве. Изучение портретов русских
художников, на их основе разбор видов портрета: в полный рост, по пояс, по
плечи, в фас, профиль, три четверти. Правила построения фигуры человека.
Освоение схем построения головы, схемы построения: глаз, нос, рот. Способы
передачи эмоций.
Практика: Написание группового портрета из двух фигур гуашью.
Выполнение

упражнения на тему «Портрет по пояс», передача эмоций в

28

портрете. Выполнение упражнения на тему «Карнавал», портрет в полный
рост акварелью. Просмотр работ.
Тема 5.4 Анималистика
Теория: Анималистика — это жанр искусства, в котором важнейшим
объектом

изображения

выступают

животные.

Героями

произведений

анималистической живописи, скульптуры, фотографии и чаще всего являются
звери и птицы. В анималистике животных всегда рисуют крупным планом, но
с разной степенью научной достоверности.
Практика: Выполнить упражнение на тему «Собака друг человека и
спасатель» гуашь, «Морские обитатели» гуашь, «Райские птицы» акварель.
Раздел 6. Изобразительные техники
Тема 6.1Техника двойной мазок
Теория: Уральская роспись, Тагильский поднос, урало-сибирская роспись.
Знакомство

с

репродукциями

и

мастерами

Тагильских

Ознакомление с правилами содержания рабочего места,

подносов.

знакомство с

инструментами необходимые для работы.
Русско народные росписи двойным мазком, имитация двойного мазка.
Практика: Выполнение упражнения по графическим прописям растительные
элементы: группа ягод, цветок, лист, чертежка. Выполнение эскиза росписи
шкатулки,

эскизы

народной

росписи

гуашью.

Декоративный

пейзаж

«Деревенька»
Тема 6.2.Техника валяния по сырому
Теория: Ознакомление с правилами содержания рабочего места, знакомство с
инструментами необходимые для работы. По этапное соблюдение технологий
валяния по сырому. Валяние с добавлением разных цветов в одном изделии и
более сложные формы. Знакомство проработки мелких деталей при помощи
валяльной иглы.
Практика:

Изготовление

валенного

сувенира

по

сырому

по

теме

«Новогодний сувенир», «Рыбка», «Кукла».

29

Тема 6.3. Бумажная пластика
Теория: Повторение техник оригами трехмерное, модульное. Правила
техники безопасности. В том числе правилам пользования ножницами.
Изучение основных форм. Освоение киригами.
Практика: Коллективное изготовление

новогоднего уголка в технике

киригами.
Раздел 7. Проектная деятельность
Тема проекта: «Я - дизайнер». В рамках проекта предполагается
самостоятельное изучение видов дизайна. Обучающиеся определяются каким
дизайнером они хотят быть. Осваивают Особенности своего направления.
Обучающиеся самостоятельно разрабатывают эскизы. Изготавливают Макет
по эскизу. Результат проекта - презентация « Я - дизайнер».
Раздел 8.Знакомство с профессией
Теория: Знакомство со способами поступления в профессиональные учебные
заведения. Знакомство с профессиями, в которых могут понадобится навыки
и знания основ изобразительного искусства.
Практика: Беседы с просмотром видеоряда. Выполнение детьми творческой
самостоятельной работы на тему «Учитель», «Художник в рекламе»,
«Художник по костюмам в театре, кино, балет» .Экскурсии на выставки в
учебные заведения, встреча с педагогами и выпускниками профессиональных
учебных заведений.
Раздел 9.Конкурсно- выставочная деятельность Экскурсии на
выставки
Теория: Ознакомление с конкурсным положением. Обсуждение идей. Беседы
об изобразительных приёмах художников-мастеров разных эпох и разных
стран. Просмотр и анализ учебных и творческих работ за учебный год.
Практика: Разработка эскизов. Выполнение конкурсной работы и ее
оформление. Посещение художественных музеев и выставок, знакомство с
произведениями искусства (живописью, графикой, скульптурой):

30

Художественная галерея современного искусства, центр фотографии «Март»,
музей наивного искусства, музей изобразительного искусства. Виртуальное
путешествие в мир искусства: Государственная Третьяковская галерея, Музей
изобразительного искусства им. А. С. Пушкина, Музей декоративноприкладного искусства, Музей-квартира художника В. Васнецова.
Выбор и оформление творческих работ для выставки. Оформление выставки.
Содержание программы
Учебный план
4 год обучения
№
п/п
1

2

Название раздела, темы
Введение в
образовательную
программу
Графика

Количество часов
Всего
Теория
Практика
2

0,5

1,5

24

6

18

1,5
1
2
1,5

4,5
5
4
4,5

2.1
2.2
2.3
2.4

Станковый рисунок
Комикс «Зарождение»
Комикс «Золотая век»
Манга

6
6
6
6

3

Основы композиции

12

2,5

9,5

3.1
3.2
3.3
4

Композиция по диагонали
Фронтальная композиция
Равновесие
Изобразительное
искусство эпохи
Возраждения

4
4
4
20

1
1
0,5
4,5

3
3
3,5
15,5

4.1
4.2

Искусство Проторенессанса
Искусство Раннего
Возрождения
Искусство Высокого
Возрождения.
Искусство Нидерландов

4
4

1
1

3
3

4

1

3

4

1

3

4.3
4.4

Формы
аттестации/ко
нтроля
Опрос
Коллективны
й просмотр с
обсуждением

Обсуждение
Минивыставка
Минивыставка

Коллективны
й просмотр с
обсуждением

31

4.5

Искусство эпохи Возрождения
в Германии

4

0,5

3,5

5
5.1
5.2
5.3

Жанры ИЗО
Натюрморт
Портрет, анималистика
Пейзаж

28
12
8
8

3
1
1
1

25
11
7
7

Изобразительные техники

30

6

24

6.1

Техника двойной мазок.

12

2

10

Просмотр
работ
Натюрморт
«Ограниченн
ые цвета»,
Портрет
«Животное
символ года»,
Пейзаж
«Лето»
Минивыставка
Обсуждение

6.2

10

1

9

Обсуждение

7

Техника валяния по сырому
и сухому.
Проектная деятельность

14

3,5

10,5

Презентация
проекта

8

Знакомство с профессией

8

4

4

Собеседовани
е

9

Конкурсно-выставочная
деятельность
Итого

12

5

7

Просмотр
выставки

144

32,5

111,5

6

Содержание программы
Четвертый год обучения
Раздел 1.Введение в образовательную программу
Теория: Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом обучения.
Практика: Выполнение шрифтового упражнения цветными карандашами
«Пожелание другу»»
Раздел 2. Графика
Тема 2.1. Станковый рисунок
Теория: широта тематики и разнообразие изобразительных средств. Серии
станковых произведений.

32

Практика: Выполнить построение куба простым карандашом. Нарисовать
куб с натуры простым карандашом. Просмотр и обсуждение полученных
результатов работы.
Тема 2.2. Комикс «Зарождение»
Теория: Зарождением комиксов, развитие жанра. Основные сюжеты.
Отражение различных общественных вопросов.
Практика: Выполнение зарисовок персонажей простым карандашом. Особое
внимание уделить характеру и эмоциям персонажа.
Придумать

короткую

историю

к

персонажам

про

мечту

цветными

карандашами.
Тема 2.3. Комикс «Золотой век»
Теория: Начало золотого века - появление Супермена в комиксе основная
идея и технические приемы. Изучение видов штриховки.
Практика: Выполнение короткого комикса «Супер герой». В создании
окружения вокруг героя разные виды штриховки.
Тема 2.4. Манга
Теория: Манга - комиксы, нарисованные в Японии. Манга отличается
огромным многообразием жанров, таких как: комедия, приключения,
детектив, историческая драма, ужасы, мистика, романтика, научная
фантастика, фэнтези, спорт, и многие другие. Популярность манга.
Практика: Создание комикса в жанре комедия. Рисунки выполнять тушью
кистью или пером.
Раздел 3. Основы композиции
Тема 3.1.Композиция по диагонали
Теория: Принцип динамического членения плоскости диагоналями.
Практика: Выполнение упражнение диагональ из геометрических фигур.
Выполнить диагональ в пейзаже «Тропики»

33

Тема 3.2.Фронтальная композиция
Теория: Фронтальная композиция (плоскостная) присуща декоративным
работам, основанным на плоских делениях формы,
орнаментальным композициям и возможно некоторым проявлениям
абстракционизма.
Практика: Выполнение

упражнения на тему «Космос». Использовать

абстракцию в изображении космоса. При помощи небесных объектов показать
вертикали и горизонтали.
Тема 3.3.Равновесие
Теория: Понятие равновесия. Распределение предметов в листе.
Практика: Выполнение декоративной композиции на тему «Дом дикой
природы»
Раздел 4. Изобразительное искусство эпохи возрождения
Тема 4.1. Искусство Проторенессанса.
Теория:

Главная отличительная черта

эпохи

Возрождения -

интерес

к

человеческой личности, ее безграничным творческим возможностям. В основе
культуры Возрождения лежат идеи гуманизма. Портрет как важный жанр.
. Практика:

Выполнение рисунка в стиле проторенессанса « Портрет».

Тема 4.2. Искусство Раннего Возрождения.
Теория: Раннее Возрождение основывается на точных научных знаниях.
Законы перспективы, теория пропорций, строение человеческого тела, приемы
передачи объема на плоскости.
Практика: Выполнение рисунка в стиле раннего Возрождения «натюрморт с
окружением».
Тема 4.3. Искусство Высокого Возрождения.
Теория: Высокое Возрождение - расцвет искусства. Разнообразие жанров и
техник.
Практика: Выполнение рисунка в стиле Высокого Возрождения «Ребенок».

34

Тема 4.4. Искусство Нидерландов.
Теория: культ трезвого практицизма и бытовой уклад. Художники Ян ван
Эйк, Робер Кампен, Иос ван Гент, Рогир ван дер Вейден, Дирк Баутс, Иероним
Босх, Альберт Оуватер, Хуго ван дер Гус, Петрус Кристус, Ханс Мемлинг,
Жак Дарэ, Гертген тот Синт-Янс.
Практика: Выполнение рисунка в стиле Нидерландов «Царство».
Тема 4.5. Искусство эпохи Возрождения в Германии.
Теория: интерес к индивидуальности человека, поисков новых средств
постижения действительности. Образ человека: мечтательность и суровость, и
мятежные порывы и драматизм страстей.
Практика: Выполнение социального рисунка «Проблема»
Раздел 5. Жанры изобразительного искусства
Тема 5.1. Натюрморт
Теория: Натюрморт в истории искусств. Художники, работающие в жанре
натюрморта. Разнообразность жанра. Знакомство с перспективой, технология
построения предметов, умение правильного размещения изображения на
листе.
Практика: Выполнение упражнений на темы «Натюрморт

дары Осени»,

«Натюрморт новогодние настроение», «Весенний натюрморт». Просмотр
работ.
Тема 5.3. Портрет
Теория: Портрет в изобразительном искусстве. Изучение портретов русских
художников, на их основе разбор видов портрета: в полный рост, по пояс, по
плечи, в фас, профиль, три четверти. Правила построения фигуры человека.
Освоение схем построения головы, схемы построения: глаз, нос, рот. Способы
передачи эмоций. Групповой портрет из нескольких фигур.
Практика:

Выполнение

упражнения

гуашевыми

красками

«Портрет

несуществующего человека», соединение человеческих и зооморфных черт в

35

рисунке.

Выполнение

упражнения

на

тему

«Портрет

выдуманного

животного». Просмотр работ.
Тема 5.4. Пейзаж
Теория:

Пейзаж

в

изобразительном

искусстве.

Разнообразие

жанра.

Художники - пейзажисты. Разнообразие техник в пейзаже.
Практика: Выполнение упражнения «Город будущего», «Город радости»
соблюдение основ построения городской пейзаж. Гуашь.
Раздел 6. Изобразительные техники
Тема 6.1. Техника двойной мазок
Теория: История

возникновения

уральской росписи, Урало-сибирская

роспись: избы, предметов быта. Ознакомление с правилами содержания
рабочего места, знакомство с инструментами необходимые для работы.
Практика: Выполнение эскиза Урало-сибирской росписи доски. Освоение
двойного мазка, не сложных элементов.
Тема 6.3.Техника валяния по сырому и сухому
Теория: Приёмы валяниея с добавлением разных цветов в одном изделии и
более сложные формы. Приёмы проработки мелких деталей при помощи
валяльной иглы. Выполнение поэтапно полностью иглой по сухому.
Практика: Изготовление валяного сувенира по сырому по теме «Ангел», «
Дух».
Раздел 7. Проектная деятельность
Тема проекта: «Я - художник комикса». В рамках проекта предполагается
самостоятельное изучение жанров комикса. Обучающиеся определяются
каким художником комикса они хотят быть. Осваивают Особенности своего
направления.

Обучающиеся

самостоятельно

разрабатывают

эскизы.

Изготавливают комикс. Результат проекта - презентация « Я – художник
комикса».
Раздел 8.Знакомство с профессией.

36

Теория: Знакомство со способами поступления в профессиональные учебные
заведения. Знакомство с профессиями, в которых могут понадобятся навыки и
знания основ изобразительного искусства.
Практика: Беседы с просмотром видеоряда. Выполнение детьми творческой
самостоятельной работы на тему « Педагог ИЗО», «Педагог дизайна»,
«Художник мангака», «Креативный менеджер».
Раздел 9. Конкурсно-выставочная деятельность. Экскурсии на
выставки.
Теория: Ознакомление с конкурсным положением. Обсуждение идей. Беседы
об изобразительных приёмах художников-мастеров разных эпох и разных
стран. Просмотр и анализ учебных и творческих работ за учебный год.
Практика: Разработка эскизов. Выполнение конкурсной работы и ее
оформление. Посещение художественных музеев и выставок, знакомство с
произведениями

искусства

(живописью,

графикой,

скульптурой):

Художественная галерея современного искусства, центр фотографии «Март»,
музей наивного искусства, музей изобразительного искусства. Виртуальное
путешествие в мир искусства: Государственная Третьяковская галерея, Музей
изобразительного искусства им. А. С. Пушкина, Музей декоративноприкладного искусства, Музей-квартира художника В. Васнецова. Выбор и
оформление творческих работ для выставки. Оформление выставки.
1.4.Ожидаемые результаты обучающихся и способы их определения
Предметные результаты:
 знает основную терминологию изобразительного искусства;
 знаком с различными художественным материалами;
 знаком с основными традиционными техниками изобразительной
деятельности;

37

 сформированы первичные навыки восприятия и передачи объема и
формы.
Метапредметные результаты:
 развиты

в

соответствии

с

возрастом

фантазия

и

творческое

воображение;
 развиты цветовосприятие, мелкая моторика, гибкость кистей рук и
точность глазомера;
 развита в соответствии с возрастом способность видеть и воспринимать
прекрасное;
 развиты основные компетенции межличностного общения: умеет
общаться со старшими и сверстниками, имеет первичные навыки работы
в коллективе;
 имеет представление об основах проектной деятельности;
Личностные результаты:
 сформирована потребность в занятиях изобразительным искусством,
нацеленность на дальнейшее продолжение обучения;
 присутствует устойчивый интерес к искусству;
 развиты в соответствии с возрастом терпение, воля, усидчивость,
трудолюбие, аккуратность.
Мониторинг достигнутых результатов

осуществляется с помощью

диагностических карт (Приложение 1, 2).
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы: мини – выставки, участие в конкурсных выставках,

итоговая

выставка. Запланированы 3 родительских собрания, анкетирование родителей
для выявления степени удовлетворённости качеством дополнительных
образовательных услуг; обязательное привлечение родителей к организации и
проведению экскурсий, инсталляций и выставок.

38

2.Организационно-педагогические условия
2.1.Календарный учебный график
№ п\п
1
2
3
4
5
6
7

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Начало занятий
Выходные дни
Каникулы

8

Окончание обучения по программе

36 в год
72 в год
4
144 в год
11 сентября
30.12 – 09.01
Образовательная
деятельность
в
ДДиЮ
осуществляется и в период
осенних
и
весенних
школьных каникул

31 мая

2.2.Условия реализации программы
Материально- техническое обеспечение
Помещение:
- просторный светлый учебный кабинет, оформленный в соответствии с
профилем проводимых занятий.
Оборудование:
- ученические столы- 16 штук,
- стулья -16 штук для педагога и учащихся,
- классная доска,
- шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий.
Обязательное условие для реализации программы - обучающийся
должен быть обеспечен индивидуальными материалами и инструментами:
-гуашевые краски,
-акварель,
-плотная бумага А3, А1 ватман.

39

-карандаши (различной степени твердости),
-цветные карандаши,
-ластики,
-гелевые ручки,
-кисти различных размеров,
-ножницы,
-линейки,
-точилки для карандашей,
-стаканы для воды, палитры,
-шерсть натуральная для валяния,
-пластик для лепки.
Кадровое обеспечение
Программа предусматривает привлечение педагога- психолога для
оценивания результатов развития творческих способностей обучающихся.
Методическое обеспечение
Используемые методические пособия и материалы представлены в
списке литературы.
Выбор

методов

обучения

определяется

с

учетом

возможностей

обучающихся, возрастных и психофизических особенностей детей, специфики
изучения данного курса.
Методы обучения детей:
объяснительно-иллюстративный – беседа и демонстрация педагогом
приемов работы, наглядных пособий, показ мультимедийных материалов,
фотографий; дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
практические методы - как индивидуальная практическая работа детей
(от выполнения упражнения по образцу для овладения приемами работы и
приобретения навыков до самостоятельной работы по авторскому эскизу), так
и коллективная работа по созданию общей декоративной композиции;

40

частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске материалов
и техник, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельный поиск материалов и техник для
реализации творческого замысла.
В соответствии с региональной и федеральной политикой в сфере
образования, наряду с традиционными классическими образовательными
методами и формами работы применяются современные образовательные
технологии:

личностно-ориентированные

технология

коллективного

технологии

творческого

дела

в

обучении;

информационно-

коммуникативных технологий и электронного обучения (онлайн-занятие;
мастер - класс).
В основе содержания деятельности – личностно - ориентированные
технологии обучения. Их применение обеспечивает уважение к личности
каждого ребенка, внимание к его внутреннему миру и его неповторимости,
позволяет подбирать индивидуальный ритм выполнения заданий. Обучение
направлено на развитие личности ребенка в ситуации успеха.
Структура занятия:
1) организация рабочего места
2) повторение пройденного материала
3) организация и проведение занятия (включает следующие структурные
элементы:
-

инструктажи по технике безопасности: вводный – проводится перед
началом практической работы, текущий – во время выполнения
практической работы, заключительный;

-

практическая работа;

-

физкультминутки;

-

подведение итогов, анализ, оценка работ;

-

приведение в порядок рабочего места.

41

Для удержания внимания детей на занятии и во избежание их
переутомления, виды деятельности могут меняться несколько раз.
Вся деятельность на занятии нацелена на поддержание у детей
оптимизма и уверенности в своих силах. Вместе с тем предъявляется
требования к тому, чтобы ребенок доводил работу до конца, чтобы качество
изделия было высоким.
Информационные условия:
Дистанционные технологии и электронное обучение применяются в
случае введения карантина / временных ограничений на посещение ОО.
Используемые ресурсы для электронного обучения:
1. http://www.proshkolu.ru/user/gridina/blog/77898/ http://www.openclass.ru/
wiki-pages/50648 Страничка изобразительного искусства
2. http://www.izorisunok.ru/ живопись акварелью
3. http://www.artap.ru/galery.htm Женские портреты великих мастеров.
4. http://www.art-paysage.ru/ арт- пейзаж.
5. http://www.kalyamalya.ru/modules/myarticles/topics.php?op=listarticles&to
pic_id=4&ob=6&sn=20&st=40 учимся рисовать.
˗

Информационное оснащение образовательного процесса - оформление
стендов и размещение информации для родителей.

˗

Наличие выбора информационных ресурсов (достижение оптимального
состояния сочетания электронных и традиционных информационных
ресурсов)

˗

Анкетирование родителей

˗

Размещение информационных и содержательных материалов на сайте
Дома детства и юношества Кировского района.

˗

Группа для родителей в WhatsApp

42

2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для контроля и анализа достигнутых результатов проводится
диагностика

уровня

развития универсальных профессионально-

значимых и предметных компетенций (Индивидуальные диагностические
карты в Приложении). Контроль и оценка результатов обучающихся
предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения
программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы: мини – выставки, участие в конкурсных выставках,

итоговая

выставка. Запланированы 2 родительских собрания, анкетирование родителей
для выявления степени удовлетворённости качеством дополнительных
образовательных услуг; обязательное привлечение родителей к организации и
проведению экскурсий, инсталляций и выставок.
Для успешной реализации данной программы используются следующие
формы контроля: входящий, тематический и итоговый контроль.
Входящий контроль служит для проведения начальной диагностики
обучающихся при поступлении в детское объединение, выявления имеющихся
знаний по предмету, определения направления и формы работы с каждым
обучающимся и перспективы работы с группой. Методы входящего контроля:
собеседование, наблюдение.
Тематический контроль служит для подведения итогов изучения темы
(раздела). Методы контроля: педагогическое наблюдение и анализ, анализ
продуктивной деятельности обучающихся, самоконтроль и самооценка
обучающихся.
Форма итоговой аттестации - выставка.

43

Список литературы
Нормативно-правовая литература указана в пояснительной записке
Психолого-педагогическая литература:
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, - СПб.:
Питер, 2018. - 317 c.
2. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2017. - 352 c.
3. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования - В.П. Голованов. - М.: Юрайт, 2018.- 282 с.
4. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству/ Н.В. Дубровская. / Н.В.
Дубровская - СПб.: Детство-Пресс, 2017.- 119 с .
5. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика: Учебно-методическое пособие / Д.В.
Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры / И.В. Патрушева. - М.:
Юрайт, 2019. - 130 с.
7. Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое
сопровождение детей / ред. Байбородова Л. В. - М.: Юрайт, 2019. 364 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И.
Самыгин. – Р/Д: Феникс, 2019. - 687 c.
9. Суртаева, Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии / Н.Н. Суртаева.М.: Юрайт, 2019. - 250 с.
10. Хуторской, А.В. Педагогика / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2019. - 312 c.
Специальная литература:
1. Базанова, М.Д. Пленэр / М.Д. Базанова. - М.: Изобразительное искусство,
2018.- 184 с.
2. Гусакова, М.А. Аппликация / М.А. Гусакова. - М.: Просвещение, 2017.- 97 с.
3. Комарова, Т.С. Цвет в детском изобразительном творчестве / Т.С. Комарова.
- М.: Педагогическое общество России, 2019. - 104 с.

44

4. Корнева, Г.Н. Бумага / Г.Н. Корнева. - СПб.: Кристалл, 2017.- 123 с.
5. Луковенко, Б.А. Рисунок пером / Б.А. Луковенко. - М.: Изобразительное
искусство, 2019.- 146 с.
6. Михайлов А. М. Искусство рисунка / А.М. Михайлов. - М.: Изобразительное
искусство, 2019. - 218 с.
Литература для родителей:
1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и
творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2018. - 384 c.
2. Заводова, Т.Е. Успешный ребенок / Т.Е. Заводова. - Минск: Красико-Принт,
2019. – 216 с.
3. Творчество в жизни ребенка / Под редакцией В.В. Кузина, А.П. Матвеева.
М.: Фрахт, 2017. – 118 с.
4. Полунина, В.Н. Солнечный круг. У Лукоморья / В.Н. Полунина. - М.:
Искусство и образование, 2018.- 231 с.
Литература для детей:
1.Винокурова, Н.К. Порисуем вместе / Н.К. Винокурова. - М.: РОСТ, 2018.174 с.
2. Давыдова, С.А. Мои друзья – краски, кисти, мяч, скакалка / С.А. Давыдова.
– Челябинск: ИНФО, 2020. – 128 с.
3. Я познаю мир. Искусство. Энциклопедия. - М.: РОСМЭН, 2018. – 216 с.

45

Приложение 1
Карта диагностики уровня развития универсальных профессионально значимых
качеств обучающихся
в МАУ ДО- Дом детства и юношества
детский коллектив ______________________________ педагог
__________________________________________________
контрольная группа_______ год обучения, 20__ – 20__
заполнения:______________

учебный год, дата

Ф.И. обучающегося

Универсальные профессиональные
значимые качества

1 год обучения
Средний балл в начале года

Средний балл в конце
года

Усвоение социальных норм и правил
Способность к конструктивному
взаимодействию
Ориентация на успех
Трудолюбие
Личная организованность
Ответственность
Самоконтроль результатов личной
деятельности
Инициативность
Овладение необходимыми трудовыми
предметными навыками
Установка на ЗОЖ
Средний балл:
Оценочная шкала:1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2 балла
– базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла – оптимальный
уровень (качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество развито)

46

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Карта диагностики уровня развития предметных компетенций обучающихся
детский коллектив ______________________________ педагог
__________________________________________________
_______ группа____1___ год обучения, 201.. – 201..
заполнения:______________

учебный год, дата

ФИО обучающегося
Уровень развития
предметных
компетенций
Графика

Начало года
Теория Практика

Середина года
Теория Практика

Средний балл
Конец года
Теория Практика

Теория

Практика

Основы
композиции
Цветоведение
Жанры ИЗО
Изобразительные
техники
Знакомство с
профессией
Конкурсновыставочная
деятельность
Средний балл:
Оценочная шкала:1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2
балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла –
оптимальный уровень (качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество
развито)

47


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».