ДООП Русский хоровод

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования – Дом детства и юношества

Русский хоровод
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
Срок обучения – 4 года
Возраст обучающихся – 7 - 16 лет

Автор-составитель:
Ваулина Светлана
Сергеевна,
педагог дополнительного
образования

г. Екатеринбург, 2024 г.

1.Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Освоение и развитие культурного наследия необходимо каждому
современному молодому человеку. Приобщение детей к народной культуре
способствует формированию их внутреннего мира, обеспечивает
жизнеспособность на этапе взросления и становления личности ребёнка. Для
этого требуется и бережное сохранение уже сформировавшихся народных
традиций, и их творческое осмысление в новых условиях.
Программа «Русский хоровод» (далее – программа) направлена на
развитие исполнительского мастерства обучающихся коллектива народного
пения, что и определяет ее художественную направленность.
Программа актуальна, так как:
1)
разработана в соответствии со следующими современными
нормативными правовыми актами и государственными программными
документами, а также локальными нормативными актами:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).

Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства
РФ от 29.05.2015 №996-р)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
27.07.2022 № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам";
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
 Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №093242;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;

Приказ Министерства общего и профессионального образования

Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года»;
 Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему
персонифицированного
финансирования дополнительного образования Свердловской области,
Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ
в образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д4;
 Устав МАУ ДО – ДДиЮ;
 Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ на 2022 – 2025 гг.
2) актуальна, так как отвечает региональным социально-экономическим
потребностям
и
особенностям
образовательного
пространства
Екатеринбурга, способствуя решению проблемы обеспечения каждому
ребенку возможности максимально полного раскрытия его творческого
потенциала, а также значительного социального запроса на выступления
народных вокальных детских коллективов на концертных площадках при
проведении мероприятий различного уровня
3) отвечает потребностям родителей в доступном, бесплатном,
профессионально организованном и содержательном досуге их детей, в
творческом и личностном развитии подростков, а также потребностям детей
в творческом самовыражении посредством современного исполнения
народных песен.
Программа является модифицированной и разработана на основе
программы Цветкова Е.Д. «Хореография в вокальных ансамблях». – Санкт Петербург, 2021. - 20 с. Отличительная особенность
программы
заключается во включении раздела «Основы народной хореографии».
В основу программы положены следующие дидактические принципы
обучения и воспитания: принцип адаптивности; принцип творческого
развития; принцип психологической комфортности; принцип успешности;
принцип доступности; принцип индивидуального подхода.
Адресат программы – дети в возрасте 7 – 16 лет без предъявления
требований к уровню подготовки и способностям, при отсутствии
медицинских противопоказаний. Психофизиологические особенности
детей младшего, среднего и старшего школьного возраста: различие в

отношении к обучению у детей этих групп определяется характером
мотивов. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными
планами подростков, их намерениями в будущем, мировоззрением и
самоопределением. В младшем школьном возрасте старые мотивы,
интересы теряют свою побудительную силу. Все, что имеет отношение к
учебной деятельности, оказывается ценным. Появляется познавательная
потребность и потребность в саморазвитии. Это также мотив собственного
роста, самосовершенствования, развития своих способностей. На протяжении
младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений
с окружающими людьми. В сознании ребенка закладываются определенные
нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их
ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности
ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого.
Мотивы детей 11-14 лет характеризуются наличием ведущих, ценных
для личности побуждений. Дети испытывают потребность проявить свои
способности в связи с развитием интеллектуальных и творческих сил. Все
чаще подросток начинает руководствоваться сознательно поставленной
целью, появляется стремление углубить знания в определенной области,
возникает стремление к самообразованию, потребность с саморелизации. В
возрасте 15 – 16 лет (юношеский возраст) заметно изменяются эстетические
чувства, способность эмоционально воспринимать и любить прекрасное в
окружающей действительности: в природе, в искусстве, общественной
жизни. Развивающиеся эстетические чувства смягчают резкие проявления
личности
юношей
и
девушек,
помогают
освобождаться
от
непривлекательных манер, вульгарных привычек, способствуют развитию
чуткости, отзывчивости, мягкости, сдержанности.
С учетом данных фактов комплектуются группы в соответствии с
возрастом обучающихся. Каждый обучающийся может по желанию и
результатам быть допущен в другую группу.
Режим занятий. Дети занимаются по 1 часу (1 академический час равен
45 мин.) 1 раз в неделю. Общее количество часов в неделю – 1. Количество
обучающихся в группе – до 15 человек.
Объем программы – 36 часов в год, общий объём программы – 144
часа.
Организация образовательного процесса – традиционная линейная
последовательность обучения.
Перечень форм реализации образовательной программы: форма
обучения – очная.

Перечень форм организации занятий – групповая, допускается
обучение в индивидуальной форме или в малых группах при подготовке
концертных и конкурсных сольных номеров.
Перечень видов занятий: практические занятия, репетиции, концерты,
конкурсы.
Формы подведения результатов - проверка знаний и оценка
результатов освоения программы осуществляется на зачётных занятиях,
отчетном концерте.
Цель и задачи программы
Цель программы –
развитие
исполнительского мастерства
обучающихся коллектива народного пения средствами хореографического
искусства.
Задачи:
Образовательные:
- содействовать в овладении знаниями, умениями и навыками
хореографического сопровождения вокальных номеров;
- обучать основным движениям народного танца;
- обучать работе с предметом (воображаемым и реальным);
- обучать координации в сценическом пространстве.
Развивающие:
- развивать устойчивый интерес к народному певческому и
танцевальному творчеству;
- развивать музыкальный слух, чувство ритма;
- развивать двигательные и пластические возможности тела ребенка;
- развивать коммуникативные компетенции ребенка и его креативные
качества;
- развивать способность адаптироваться в современном обществе;
Воспитательные:
- воспитывать ответственность, дисциплинированность;
- воспитывать волевые качества;
- содействовать формированию адекватной личностной самооценки
- воспитывать интерес к сценической деятельности и потребность в
творческой активности.

Содержание 1 года обучения
Учебный (тематический) план
№ Название раздела,
п/п темы
1.

2.
3.
4.
5.
6.

7.






Всего

Количество часов
Теория
Практика

Формы контроля

Вводное занятие.
Инструктаж по
технике
безопасности
Ритмика движения
Основы народной
хореографии
Постановочная
работа
Репетиционная
работа
Культурновоспитательная
деятельность
Контрольные и
итоговые занятия

1

0,5

0,5

10
8

2
1,5

8
6,5

Наблюдение,
опрос,
информационная
карта.
наблюдение
наблюдение

4

0,5

3,5

наблюдение

6

0.5

5,5

наблюдение

2

2

-

наблюдение,
обсуждение.

2

-

2

Наблюдение,
опрос,
открытый урок,
концерт,
информационная
карта.

Итого:

36

7

29

Содержание программы 1 года обучения
Тема 1. Вводное занятие:
Теория: Основные понятия. Точки класса.
Инструктаж по технике безопасности:
Правила поведения в хореографическом зале во время занятия, а также до и
после них.
Правила поведения на сцене во время концертов и репетиций.
Правила поведения в ДДиЮ.
Знание путей эвакуации из ДДиЮ, в случае экстремальных ситуаций.

Практика: Формирование группы, знакомство с обучающимися, краткое
ознакомление с курсом (дни и часы занятий, требование к внешнему виду).
Входная диагностика.
Простой русский поклон для девочек и мальчиков на 4/4.























2. Ритмика движения:
Теория: понятия темпа, ритм в музыке на простых движениях (шаг, бег,
подскоки, хлопки), характер в музыке. Музыкальные размеры.
Практика:
упражнения на развитие ритмичности. (хлопки и шаги – на первую
музыкальную долю, на вторую. и т.д.),
игры на развитие пространственной ориентировки,
танцевально-ритмические игры на внимание.
контрастная музыка и соответствие движений: быстрая - медленная, веселая
– грустная.
3. Основы русской народной хореографии:
Теория: истоки русского народного танца, история возникновения основных
движений, правила исполнения движений и их сочетаний. Взаимосвязь
русской народной песни и русского танца
Практика:
Постановка корпуса.
Русский народный поклон (сценический, бытовой, парадный)
Основные позиции и положения ног и рук в русском народном танце,
Основные рисунки в хореографии (круг, линия, колонна, диагональ,
шахматный порядок, прочес)
Притопы, простые дроби, припадание по VI поз. ног
Упражнения, укрепляющие мышцы спины, мышцы брюшного пресса.
Упражнения, развивающие подвижность тазобедренных суставов,
развивающие выворотность ног
Упражнения на укрепление и растягивание мышц и связок и развитие
амплитуды движений.
Расслабляющие и восстанавливающие движения. Дыхание в танце.
Основные положения рук в парах и в круге.
Базовые движения народной хореографии:
Русские ходы и элементы русского танца. Простой сценический ход.
Переменный ход. Переменный ход с выносом ноги вперед.
Припадание по VI невыворотной позиции
Подготовка к «Веревочке».






Упражнения на подвижность стопы «Елочка», «Гармошка», «Ковырялочка»
Дробные выстукивания. Основные виды ударов стопой. Притоп.
Дробные выстукивания в чередовании с приседанием и без.
Первый ключ.
4. Постановочная работа:
Теория: Знакомство с образом постановки, сюжетом и историей создания
Практика: Изучение простого орнаментального хоровода на основе фигур
«круг», «ручеек», «воротца»; постановка этюдов с базовыми элементами
русского народного танца. Сочинение новых связок к номерам в русском
характере и постановка хореографических и вокально – хореографических
композиций по согласованию с педагогом по вокалу.
5. Репетиционная работа:
Теория: Правила поведения на сцене и за сценой, в зрительном зале.
Практика: Отработка хореографических и вокально – хореографических
композиций. Обобщение проделанной во время учебного процесса работы на
репетициях. Подготовка разученного материала к итоговому занятию/
концертному мероприятию.
6. Культурно-воспитательная деятельность:
Теория: Сведения об играх, песнях, местах их распространения, условиях
игры, объяснение устаревших терминов, объяснение этнографического
контекста бытования песни, игры. Беседы о праздниках и традициях русского
народа, особенностях русского костюма, его взаимосвязи с движениями в
русском народном танце.
Практика: Творческие встречи, мастер-классы, интегрированные проекты с
коллективами ДДиЮ. Просмотры видеозаписей концертов знаменитых
вокально-танцевальных коллективов России, фильмов и презентаций о
деятелях в области русского-народного творчества. Посещение выставок,
экскурсий, концертов согласно тематике ДООП.
7. Контрольное и Итоговое занятия:
Теория: Подведение итогов полугодия/года. Обсуждение разученных
номеров.
Практика: Открытое занятие. Выступление на концерте (итоговом
мероприятии). Проведение диагностики по результативности освоения
материала.

Содержание программы 2 года обучения:
Учебный (тематический) план
№ Название раздела,
Всего Количество часов
п/п темы
Теория
Практика
1 Вводное занятие.
Инструктаж по
технике
безопасности
2 Ритмика движения
3 Основы народной
хореографии
4 Постановочная
работа
5 Репетиционная
работа
6 Культурновоспитательная
деятельность
7 Контрольные и
итоговые занятия
Итого:

Формы контроля

1

0,5

0,5

Наблюдение,
опрос,

8
10

1,5
1

6,5
9

наблюдение
наблюдение

4

0,5

3,5

наблюдение

6

0.5

5,5

наблюдение

2

2

-

наблюдение,
обсуждение.

2

-

2

Отчетное занятие

36

6

30

Содержание программы 2 года обучения






Тема 1. Вводное занятие:
Теория: Основные понятия. Точки класса.
Инструктаж по технике безопасности:
Правила поведения в хореографическом зале во время занятия, а также до и
после них.
Правила поведения на сцене во время концертов и репетиций.
Правила поведения в ДДиЮ.
Знание путей эвакуации из ДДиЮ, в случае экстремальных ситуаций.
Практика: Формирование группы, знакомство с обучающимися, краткое
ознакомление с курсом (дни и часы занятий, требование к внешнему виду).
Входная диагностика.
Простой русский поклон для девочек и мальчиков на 4/4.






















2. Ритмика движения:
Теория: понятия темпа и double темпа, ритм в музыке на простых движениях
(шаг, бег, подскоки, хлопки), характер в музыке. Темп. Музыкальные
размеры. Многообразие русской народной музыкальной культуры. Правила и
логика построения рисунков в зале и на сцене. Соотношение
пространственных построений с музыкой.
Практика:
упражнения на развитие ритмичности. (хлопки и шаги – на первую
музыкальную долю, на вторую. и т.д.),
игры на развитие пространственной ориентировки,
танцевально-ритмические игры на внимание.
Контрастная музыка и соответствие движений: быстрая - медленная, веселая
– грустная.
Музыкально пространственные упражнения и игры
.
3. Основы русской народной хореографии:
Теория: истоки русского народного танца, история возникновения основных
движений, правила исполнения движений и их сочетаний. Взаимосвязь
русской народной песни и русского танца
Практика:
Постановка корпуса.
Русский народный поклон (сценический, бытовой, парадный)
Основные позиции и положения ног и рук в русском народном танце, port de
bras.
Основные рисунки в хореографии (круг, линия, колонна, диагональ,
шахматный порядок, прочес).
(притопы, простые дроби, первый ключ, припадание и пр). По мере усвоения
элементов «на месте» элементы выполняются в динамике и в комбинациях.
Упражнения, укрепляющие мышцы спины, мышцы брюшного пресса.
Упражнения, развивающие подвижность тазобедренных суставов,
развивающие выворотность ног.
Упражнения на укрепление и растягивание мышц и связок и развитие
амплитуды движений.
Расслабляющие и восстанавливающие движения. Дыхание в танце.
Основные положения рук в парах и в круге.
Базовые движения народной хореографии:
Дробные выстукивания. Основные виды ударов стопой. Притоп.
Дробные выстукивания в чередовании с приседанием и без.

 Первый, второй и третий ключ
 Русские ходы и элементы русского танца. Простой сценический ход.
Переменный ход. Переменный ход с выносом ноги вперед.
 Шаг с мазком каблуком. Композиции из основных шагов.
 Припадание по I I I невыворотной позиции
 «Веревочка», комбинации в сочетании с другими движениями
 Упражнения на подвижность стопы «Елочка», «Гармошка», «Ковырялочка» в
комбинациях, в повороте, по диагонали и в сочетании с другими элементами
4. Постановочная работа:
Теория: Знакомство с образом постановки, сюжетом и историей создания
Практика: Постановка этюдов с базовыми элементами русского народного
танца. Сочинение новых связок к номерам в русском характере и постановка
хореографических и вокально – хореографических композиций по
согласованию с педагогом по вокалу.
5. Репетиционная работа:
Теория: Правила поведения на сцене и за сценой, в зрительном зале.
Практика: Отработка хореографических и вокально – хореографических
композиций. Обобщение проделанной во время учебного процесса работы на
репетициях. Подготовка разученного материала к итоговому занятию/
концертному мероприятию.
6. Культурно-воспитательная деятельность:
Теория: Сведения об играх, песнях, местах их распространения, условиях
игры, объяснение устаревших терминов, объяснение этнографического
контекста бытования песни, игры. Беседы о праздниках и традициях русского
народа, особенностях русского костюма, его взаимосвязи с движениями в
русском народном танце.
Практика: Творческие встречи, мастер-классы, интегрированные проекты с
коллективами ДДиЮ. Просмотры видеозаписей концертов знаменитых
вокально-танцевальных коллективов России, фильмов и презентаций о
деятелях в области русского-народного творчества. Посещение выставок,
экскурсий, концертов согласно тематике ДООП.
7. Контрольное и Итоговое занятия:
Теория: Подведение итогов полугодия/года. Обсуждение разученных
номеров.
Практика: Открытое занятие. Выступление на концерте (итоговом
мероприятии). Проведение диагностики по результативности освоения
материала.

3 год обучения
Учебный (тематический) план
№ Название раздела,
Всего Количество часов
п/п темы
Теория
Практика
1. Вводное занятие.
Инструктаж по
технике
безопасности
2. Ритмика движения
3. Основы народной
хореографии
4. Постановочная
работа
5 Репетиционная
работа
6 Культурновоспитательная
деятельность
7 Контрольные и
итоговые занятия
Итого:

Формы контроля

1

0,5

0,5

8
10

1,5
1

6,5
9

Наблюдение,
опрос,
информационная
карта.
наблюдение
наблюдение

5

0,5

4,5

наблюдение

8

0.5

7,5

наблюдение

2

2

-

наблюдение,
обсуждение.

2

-

2

Отчетный
концерт

36

6

30

Содержание программы 3 года обучения
1. Вводное занятие:
Теория: Инструктаж по технике безопасности:
- Правила поведения в хореографическом зале во время занятия, а также до и
после них.
- Правила поведения на сцене во время концертов и репетиций.
- Правила поведения в ДДиЮ.
- Знание путей эвакуации из ДДТ, в случае экстремальных ситуаций.
Практика: Формирование группы, краткое ознакомление с курсом (дни и
часы занятий, требование к внешнему виду обучаемых). Повторение
материала, освоенного ранее. Широкий русский поклон для девочек и
мальчиков.
2. Ритмика движения:
Теория: Создание ритмического рисунка с помощью хлопков и ударов
ногами, акценты в движениях на сильную и слабую музыкальную долю,
определение на слух музыкальной формы.




















Практика: Музыкально-пространственные упражнения. Определение такта,
фразы, предложения, квадрата в музыке.
3. Основы народной хореографии:
Теория: Особенности исполнения русского народного танца в различных
областях, методика исполнения движений и их сочетания, модернизация
народного танца и использовании его стилизации творческих коллективах.
Особенности построения и исполнения кадрилей
Практика:
Продолжение изучения базовых движений русской народной
хореографии.
Усложненные рисунки в хореографии (chin, косынка, клин)
Разновидность хороводов. Рисунки и особенности хороводов Рязанской,
архангельской, Тверской, и Московской областей.
Различия в постановке рук и корпуса различных областях. Port de bras.
Кадрили: Псковская, Новгородская, Архангельская.
Движения танца «Смоленский гусачок»
Танцевальная импровизация.
Народные элементы в современном танце. История модернизации народного
танца.
Бытование движений в народном танце. жанровые картинки из народного
быта.
Переход к освоению более сложных рисунков в хореографии и элементов
русского танца:
Дробные выстукивания. Основные виды ударов стопой.
Переборы каблучками ног и в чередовании с притопами.
Дробь в три ножки(трилистник)
Моталочка, молоточки.
Подготовка к вращениям. Полуповороты по 1/4 и 1/2 круга приемами plie releve. шаг -reterе, plie -каблучки, припадание.
Подскоки. Переборы ног на подскоках.
Переплясы и пляски. Особенности построения и исполнения.
Второй ключ, Третий ключ
Для мальчиков: Основные виды ударов в хлопушках. Подготовка к малым
трюкам. Коленца
4. Постановочная работа:
Теория: Беседы о драматургии и композиции в постановочной работе.
Погружение исполнителей в идею нового номера посредством рассказа о

истории музыкально-песенного произведения, областях распространения и
современной интерпретации в творческих коллективах. Обсуждение
композиций русского характерного танца в соответствии с программой
совместно с обучающимися.
Практика: Изучение несложной кадрили из трех-четырех фигур на основе
изученных движений второго года обучения; постановка этюдов с
усложненными элементами русского народного танца, прием импровизации
обучающихся с целью сотворчества и повышения качества обучения, а также
развития личностной и метапредметной области. Сочинение новых
подтанцовок к номерам в русском характере и постановка вокальнохореографических композиций по согласованию с педагогом по вокалу.
5. Репетиционная работа:
Теория: Объяснение правил поведения на сцене и за сценой, в зрительном
зале.
Практика: Отработка элементов, работа над музыкальностью,
синхронностью в исполнении, артистизмом и эмоциональным исполнением
обучающихся. Отработка вокально – хореографических композиций в
коллективе, где реализуется данная программа. Обобщение проделанной во
время учебного процесса работы на репетициях. Подготовка разученного
материала к итоговому занятию/ концертному мероприятию.
6. Культурно-воспитательная деятельность:
Теория : Сведения об играх, песнях, местах их распространения, условиях
игры, объяснение устаревших терминов, объяснение этнографического
контекста бытования песни, игры. Беседы о праздниках и традициях русского
народа, особенностях русского костюма, его взаимосвязи с движениями в
русском народном танце.
Практика: Просмотры видеозаписей концертов знаменитых вокальнотанцевальных коллективов России, фильмов и презентаций о
деятелях в области русского-народного творчества. Посещение выставок,
экскурсий, концертов согласно тематике ДООП.
7. Контрольное и Итоговое занятия:
Теория: Подведение итогов полугодия/года. Обсуждение разученных
номеров.
Практика: Открытое занятие. Выступление на концерте (итоговом
мероприятии).
Проведение диагностики по результативности освоения материала.

4 год обучения
Учебный (тематический) план
№ Название раздела,
Всего Количество часов
п/п темы
Теория
Практика
1.

2.
3.
4.
5.

6.

Формы контроля

Вводное занятие.
Инструктаж по
технике
безопасности
Основы народной
хореографии
Постановочная
работа
Репетиционная
работа
Культурновоспитательная
деятельность
Контрольные и
итоговые занятия

1

0,5

0,5

16

1

15

Наблюдение,
опрос,
информационная
карта.
наблюдение

7

0,5

6,5

наблюдение

8

1

7

наблюдение

2

2

-

наблюдение,
обсуждение.

2

-

2

Наблюдение,
опрос,
открытый урок,
концерт,
информационная
карта.

Итого:

36

5

31

Содержание программы 4 года обучения
1. Вводное занятие:
Теория: Инструктаж по технике безопасности:
- Правила поведения в хореографическом зале во время занятия, а также до и
после них.
- Правила поведения на сцене во время концертов и репетиций.
- Правила поведения в ДДиЮ.
- Знание путей эвакуации из ДДиЮ, в случае экстремальных ситуаций.
Практика: Формирование группы, краткое ознакомление с курсом (дни и
часы занятий, требование к внешнему виду обучаемых). Повторение
материала, освоенного ранее. Широкий русский поклон для девочек и
мальчиков.
2. Основы народной хореографии:
















Теория: Особенности исполнения русского народного танца в различных
областях, методика исполнения движений и их сочетания, модернизация
народного танца и использовании его стилизации творческих коллективах.
Особенности построения и исполнения кадрилей
Практика:
Продолжение изучения базовых движений русской народной хореографии.
Усложненные рисунки в хореографии (расческа, шен открытый, шен
закрытый)
Разновидность хороводов. Рисунки и особенности хороводов и танцев
Уральского региона. (
Различия в постановке рук и корпуса различных областях. Port de bras.
Уральская Шестера
Танцевальная импровизация.
Народные элементы в современном танце. История модернизации народного
танца.
Бытование движений в народном танце. жанровые картинки из народного
быта.
Переход к освоению более сложных рисунков в хореографии и элементов
русского танца:
Дробные выстукивания. Переборы каблучками ног и в чередовании с
притопами. Дробь в три ножки(трилистник), Второй ключ, Третий ключ
Моталочка, молоточки в комбинация и на вращениях,
Вращения на месте и по диагонали. Полуповороты по 1/4 и 1/2 круга
приемами plie -releve. шаг -reterе, plie -каблучки, припадание.
Подскоки. Переборы ног на подскоках.
Переплясы и пляски. Особенности построения и исполнения.
Для мальчиков: Основные виды ударов в хлопушках. Малые трюки. Коленца
3. Постановочная работа:
Теория: Беседы о драматургии и композиции в постановочной работе.
Погружение исполнителей в идею нового номера посредством рассказа о
истории музыкально-песенного произведения, областях распространения и
современной интерпретации в творческих коллективах. Обсуждение
композиций русского характерного танца в соответствии с программой
совместно с обучающимися.
Практика: Изучение несложной кадрили из трех-четырех фигур на основе

изученных движений второго года обучения; постановка этюдов с
усложненными элементами русского народного танца, прием импровизации
обучающихся с целью сотворчества и повышения качества обучения, а также
развития личностной и метапредметной области. Сочинение новых
подтанцовок к номерам в русском характере и постановка вокальнохореографических композиций по согласованию с педагогом по вокалу.
4. Репетиционная работа:
Теория: Объяснение правил поведения на сцене и за сценой, в зрительном
зале.
Практика: Отработка элементов, работа над музыкальностью,
синхронностью в исполнении, артистизмом и эмоциональным исполнением
обучающихся. Отработка вокально – хореографических композиций в
коллективе, где реализуется данная программа. Обобщение проделанной во
время учебного процесса работы на репетициях. Подготовка разученного
материала к итоговому занятию/ концертному мероприятию.
5. Культурно-воспитательная деятельность:
Теория: Сведения об славянских традициях, объяснение устаревших
терминов, объяснение этнографического контекста бытования песни, игры.
Беседы о праздниках и традициях русского народа, особенностях русского
костюма, его взаимосвязи с движениями в русском народном танце.
Практика: Творческие встречи, мастер-классы, интегрированные проекты с
коллективами ДДиЮ. Просмотры видеозаписей концертов знаменитых
вокально-танцевальных коллективов России, фильмов и презентаций о
деятелях в области русского народного творчества. Посещение выставок,
экскурсий, концертов согласно тематике ДООП.
6. Контрольное и итоговое занятия:
Теория: Подведение итогов полугодия/года. Обсуждение разученных
номеров.
Практика: Открытое занятие. Выступление на концерте (итоговом
мероприятии).
Проведение диагностики по результативности освоения материала.

Планируемые результаты и способы их определения
Личностные результаты:
развиты
в
соответствии
с
возрастом
ответственность,
дисциплинированность;
- воспитаны основные волевые качества личности;
- сформирована адекватная личностная самооценка;
- проявляется потребность в творческой деятельности.
Метапредметные результаты:
- развит устойчивый интерес к народному творчеству;
- развит музыкальный слух, чувство ритма;
- обладает в соответствии с возрастом коммуникативными
компетенциями, креативными качествами;
- обладает начальными навыками адаптации в современном обществе;
Предметные результаты:
- владеет основными навыками грамотного хореографического
сопровождения вокальных номеров;
- владеет основными импровизационными навыками;
- владеет работой с предметом (воображаемым и реальным);
- развита в соответствии с индивидуальными возможностями пластика,
координация в движении.
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график на учебный год
№ п\п
1
2
3
4
5
6
7

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Начало занятий
Выходные дни
Каникулы

8

Окончание учебного года

36
36
1
36
11 сентября
31.12 – 09.01
Образовательная
деятельность
в
ДДиЮ
осуществляется и в период
осенних и весенних школьных
каникул

31 мая

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
-Наличие светлого просторного кабинета (кабинет хореогрфии).
-Наличие репетиционного зала (сцена).
-Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
-Электроаппаратура (колонка).
-Зеркало.
-Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
Кадровое обеспечение
Для реализации программы необходим педагог дополнительного
образования с высшим или средним профессиональным образованием по
профилю деятельности.
Методическое обеспечение программы
Содержание учебной деятельности по программе включает
теоретическую и практическую подготовку. Основная составляющая
деятельности – практическая часть, так как главным принципом
дополнительного образования детей является его практико-ориентированная
направленность.
Основные методы и технологии, используемые в работе с детьми:
- наглядно-слуховой метод (демонстрационный);
- объяснительно-иллюстративный, двигательный методы (эмоциональный
показ танца, отдельные его элементы);
- программированный и модельный методы (варьирование знакомого
материала), проектная деятельность;
- творческий метод;
- игровые технологии;
- ИКТ;
-интерактивные методы (проведение игр и тренингов, направленных на
раскрепощение, развитие двигательных навыков, сплочение коллектива);
-постановка проблемного вопроса.
Педагогические технологии:
Технология личностно-ориентированного обучения – является
базовой для всей программы. Организация воспитательного процесса на
основе глубокого уважения к личности подростка с учётом особенностей его
индивидуального развития. При организации хода занятия обязательно
учитывается ряд специфических индивидуальных особенностей, как
танцевальных, так и личностных. В начале обучения педагог изучает
хореографические способности и особенности обучающихся. В результате

такого изучения составляет индивидуальный образовательный маршрут,
определяющий последовательность, в которой будет осуществляться
развитие танцевальных способностей каждого ребёнка. Это обусловливает
различный набор упражнений и заданий, который подбирается
индивидуально.
Технология «создания ситуации успеха» ‒ моделирование
определенной ситуации, в ходе которой дается возможность достичь
значительных результатов как для отдельного обучающегося, так и для всего
коллектива; формирование стойкости в борьбе с трудностями.
Информационное обеспечение:
Дистанционные технологии и электронное обучение применяются в
случае введения карантина / временных ограничений на посещение ОО. Для
этого используется платформа Сферум и общий чат группы. Используемые
ресурсы для электронного обучения:
http://www.impro.ooo/irina-tsukanova.html
https://infokupon.com/authors/Kirill-Pleshakov-Kachalin.html
http://www.maly.ru/pages/uroki3
https://www.culture.ru/s/nacionalnyj-proekt-kultura/#schedule
http://www.mosoblpress.ru/38/18935
Данные технологии электронного обучения используются также для
организации внеаудиторной деятельности, демонстрации и обсуждения
выступлений мастеров эстрадного вокала.
Формы аттестации, контроля и оценочный материал
Оптимальным способом проверки достигнутых результатов является
система мониторинга. Используются «Диагностические карты достижений
обучающихся», «Диагностические карты развития предметных компетенций
обучающихся»

и

«Диагностические

карты

развития

компетенций». Итоговая аттестация – отчетный концерт

социальных

Список литературы
Психолого - педагогическая литература:
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2018. - 317 c.
2. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2017. - 352 c.
3. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования - В.П. Голованов. - М.: Юрайт, 2018.- 282 с.
4. Корчак, Я. Несерьезная педагогика / Я.Корчак. - М.: Самокат, 2019. - 256 c.
5. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика: Учебно-методическое пособие / Д.В.
Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры / И.В. Патрушева. - М.:
Юрайт, 2019. - 130 с.
7.Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое
сопровождение детей / ред. Байбородова Л. В. - М.: Юрайт, 2019. 364 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И.
Самыгин. – Рн/Д: Феникс, 2019. - 687 c.
9. Суртаева, Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии / Н.Н. Суртаева.М.: Юрайт, 2019. - 250 с.
10. Хуторской, А.В. Педагогика / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2019. - 312
c.
Специальная литература:
1. Бабакин, Б.С. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа / Б. С.
Бабакин, А. Э. Суслов, Ю. А. и др. - СПб.: Планета Музыки, 2018. - 128 c.
2. Бакланова, Т.И. Педагогика современного танца/ Т.И. Бакланова.- М.:
Планета музыки, 2019. 160 с.
3. Бахто, С.Е. Ритмика и танец / С.Е. Бахто. - М.: - Владос. 2018.-187 с.
4. Есаулов, И.Г. Педагогика и методика в современной хореографии / И.Г.
Есаулов. - СПб.: Планета Музыки, 2018. - 288 c.
5. Зайфферт, Д. Педагогика и психология танца / Д. Зайфферт. - СПб.: Лань,
2017. - 141 c.
6. Сивкова М.Г. Программа Ритмика и танец / М.Г. Сивкова — г. Сыктывкар,
2014. – 182 с.
7. Яковенко А.М. Учебно-методический комплекс. Танец и методика его
преподавания: эстрадный танец. / А.М. Яковенко — Тюмень, 2016. –211 с.

Интернет-ресурсы:
1. www.horeograf.com Сайт посвящен хореографам и танцорам.
2. http://www.chel-15.ru/horejgrafia.html. Методические и дидактические
разработки по хореографии.
3. http://horeograf.ucoz.ru/blog Музыка для танцев, развивающие игры для
детей, гимнастика в стихах, методические пособия для педагога –
хореографа.
4. http://list.mail.ru/10091/1/0_1_0_1.html.
5. https://purpeulybka.ucoz.ru/load/velikie_tancory_khoreografy_i_baletmejstery_
komplekt_%20plakatov/1-1-0-3 .Великие танцоры, хореографы и
балетмейстеры
Литература для родителей:
1. Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и танцы». - М.: ВАКО,
2018.- 204 с.
2. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого
движения.- Ярославль, 2019. – 164 с.
3. Пуртова Т.В., Беликова А.Н. Учите детей танцевать. - М.: Владос, 2018. –
112 с.
4. Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание». -М.: Просвещение,
2017. – 186 с.
5. Фрилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са-Фи-Дансе. Танцевально-игровая
гимнастика для детей. - С.-П.: Детство-пресс, 2018. – 134 с.
Литература, рекомендуемая обучающимся:
1.Журналы «Искусство ». Подшивка за 2008-2021 гг.
2. Журналы «Балет». Подшивка за 2000-2021 гг.
3. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. – М. «Искусство»,2016
4. Видеоматериалы концертов, выступлений танцевальных коллективов.
Рекомендуемые сайты:
1. http://www.horeograf.com/page/35
2. https://infourok.ru/drugoe.html
3. https://www.youtube.com/user/DANCEHELP
4. https://ok.ru/group56757926625312/topics
5. https://www.livelib.ru/selection/793549-v-pomosch-horeografu
6. http://dancewow.ru/films/russkie-tanetsi
7. http://lessons-pv.ru/tanci-813.html

Приложения

Карта диагностики уровня развития предметных компетенций обучающихся
ФИО обучающегося
Уровень развития
предметных
компетенций
Координация в
пространстве
Основы
современного
танца
Танцевальные
этюды
Основы
эстрадного танца
Самостоятельные
связки
Средний балл:

Начало года
Теория Практика

Средний балл

Середина года
Теория Практика

Конец года
Теория Практика

Теория

Практика

Оценочная шкала:1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2
балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла –
оптимальный уровень (качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество
развито)

№
п/п

Ф.И.
обучающегося

Уровень
практической
подготовки

Показатели

Уровень
теоретической
подготовки

Сводная карта освоения
программы (предметная компетентность)

Уровень освоения
дополнительной
образовательной
программы

А

Б

В баллах
(А+Б):2

1
2
Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2
балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла –

оптимальный уровень (качество присутствует).

Диагностическая карта уровня развития 4К компетенций обучающихся
Разработано в МАУ ДО – ДДиЮ, г. Екатеринбург
детский коллектив ______________________________ педагог
__________________________________________________

Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2 балла –
базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла – оптимальный уровень
(качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество развито)

Средний балл

Эмоциональная
отзывчивость,
толерантность

Способность к
установлению контактов
и конструктивному
взаимодействию

учебный год, дата

Личная организованность
и ответственность

Умение быть командным
игроком, работать на
общий результат

Инициативность,
творческая активность

Целеустремленность,
трудолюбие и
ориентация на успех

Воображение, фантазия,
умение работать не по
шаблону

Ф.И.
обучающ
егося

Рефлексивность,
самоконтроль
результатов личной
деятельности

контрольная группа_______ год обучения, 202.. – 202..
заполнения:______________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».