ДООП СЗ Хореография и сцена

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дом детства и юношества

Хореография и сцена
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
Возраст обучающихся 9 - 15 лет
Срок реализации программы – 2 года

Разработчик:
Ваулина Светлана Сергеевна,
педагог дополнительного
образования

г. Екатеринбург, 2024г.

Содержание
Титульный лист

1

1. Комплекс основных характеристик программы ………

3

1.1. Пояснительная записка…………………………………………..

3

1.2. Цель и задачи программы……………………………………….

8

1.3.Содержание программы…………………………………………..

10

1.4.Планируемые результаты и способы их определения …………

16

2. Комплекс организационно-педагогических условий

17

2.1. Условия реализации программы……………………………

18

2.2.Формы аттестации ………………………….…………………...

21

Список литературы………………………………………………..

22

Приложения

25

2

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Современное российское общество испытывает большую потребность в
творческой, ответственной, социально активной

личности, способной

решать поставленные задачи как самостоятельно, так и в команде.
Одаренные, талантливые дети и молодежь являются потенциалом страны,
позволяющим ей эффективно развиваться.
Данный социальный заказ усиливает внимание педагогов системы
дополнительного образования к проблемам творческого и личностного
развития детей и подростков и их успешной социализации. Один из самых
действенных способов развития творческой активности, формирования
волевых качеств и командного духа обучающихся - это участие в творческом
мероприятии: концерте или спектакле, в фестивале или конкурсе.
Концертно-конкурсная

деятельность

является

неотъемлемой

частью

обучения и воспитания обучающихся танцевальной студии «Эксклюзив».
Участие в концертах, фестивалях и конкурсах важная составляющая
творческой жизни обучающихся студии, в ней заложены огромные
образовательные и воспитательные возможности. Детям, занимающимся
хореографией, необходимо осознавать, что их творчество востребовано и
оценено по достоинству, поэтому концертно-конкурсная деятельность в
хореографическом коллективе важна как для каждого ребенка, так и для
коллектива в целом. Выход юного танцора на большую сцену, участие в
концертах, социальных проектах и фестивалях дает радость, опыт
творческого общения и чувство причастности к социально-значимому
событию, но при этом требует активной жизненной позиции, дисциплины,
умения работать в группе, ответственности и мастерства,

что является

дополнительным стимулом работы над собой.
Эти

факты

побудили

автора

разработать

дополнительную

общеобразовательную общеразвивающую программу

художественной

направленности «Хореография и сцена» для обучающихся танцевальной
3

студии «Эксклюзив», освоивших программу стартового уровня «Дорога к
танцу».
Программа «Хореография и сцена» (далее – программа) актуальна,
так как:
1)

разработана в соответствии со следующими современными

нормативными правовыми актами и государственными программными
документами, а также локальными нормативными актами:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании);
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р);
• Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства
РФ от 29.05.2015 №996-р);
• Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от

27.07.2022 № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам";
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных

общеразвивающих

программ

(включая

разноуровневые программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №093242;
• Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от

03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
• Приказ Министерства общего и профессионального образования
4

Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года»;
•

Требования

к

общеразвивающим

дополнительным

программам

персонифицированного

для

финансирования

общеобразовательным

включения

в

дополнительного

систему
образования

Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от
26.02.2021;
•

Приказ

Министерства

образования

и

молодежной

политики

Свердловской области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в
методические

рекомендации

общеобразовательных

программ

«Разработка
в

образовательных

дополнительных
организациях»,

утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от 01.11.2021
№934-д4;
• Устав МАУ ДО – ДДиЮ;
• Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ.
2)

актуальна,

экономическим

так

как

потребностям

отвечает
и

региональным

особенностям

социально-

образовательного

пространства Екатеринбурга, способствуя решению проблемы обеспечения
каждому ребенку возможности максимально полного раскрытия его
творческого потенциала, в том числе, путем участия в социально-значимой
творческой деятельности образовательных организаций региона;
3) актуальна,

так как отвечает потребностям родителей в

доступном, бесплатном, профессионально организованном и содержательном
досуге, в творческом и личностном развитии их детей; отвечает потребности
родителей

видеть

творческие

успехи

своих

детей,

гордиться

их

достижениями. Отвечает желанию детей быть успешными и замеченными в
социуме, стремлению выступать на сцене и быть причастными к социально
значимым событиям города и региона.
5

Дополнительная образовательная программа «Хореография и сцена»
является компилятивной. При составлении данной программы разработчик
опирался на программы Ю.К. Гордиенко «Юный танцор и сцена», 2019г.,
Калининград и С.В. Поляткова «Основы современного танца», 2014г.,
Белгород, а также на собственный опыт. Отличительной особенностью
программы «Хореография и сцена»» стало относительное увеличение
количества

часов

деятельностью.

на

практические

Новизна

программы

занятия

концертно-конкурсной

заключается

в

расширении

содержания учебного материала за счет включения разделов «Психологопедагогическая подготовка» и «История танца».
В основу программы положены следующие дидактические принципы
обучения и воспитания: принцип адаптивности; принцип творческого
развития; принцип психологической комфортности; принцип успешности;
принцип доступности; принцип индивидуального подхода.
Работа педагога осуществляется в тесном контакте с родителями.
Адресат программы - дети в возрасте 9 - 15 лет, успешно завершившие
обучение по стартовой программе танцевальной студии «Эксклюзив»
«Дорога к танцу» при отсутствии медицинских противопоказаний.
Психофизиологические особенности детей 9-11 лет. В этом возрасте
начинает

постепенно

складывается

система

оценки

собственной

деятельности, однако оценка взрослого играет большую роль. Дети попрежнему зависят от мнения окружающих, нуждаются в любви и опеке
родителей, задают множество вопросов и испытывают обиду, если не
получают ответов на них. Внимание они могут сосредоточить лишь на 15-20
минут, и если в поле зрения попадает что-то еще более интересное, тут же
переключаются на него. Очень большую значимость играет наглядный показ,
поэтому педагогу требуется преподнести танцевальные движения и манеру
исполнения в красочной форме, дабы избежать потери стимула к занятиям
хореографией. Дети 9 – 11 лет очень подвижны, физически активны, но и
устают гораздо быстрее, поэтому на занятиях необходимо менять виды
6

деятельности, и между занятиями предусмотрен перерыв 10 минут. Если
говорить о социальной среде, то ребенок этого возрастного периода
чувствует себя прекрасно, так как он еще дружелюбен, стремится принимать
участие в коллективной деятельности, нуждается в поощрении. Исходя из
этого, можно сказать, что для проведения плодотворной работы необходимо
обращать больше внимания на игровую форму занятий, использовать
танцевальный реквизит, а для теоретических занятий потребуется наличие
видео и аудио-оборудования, которое позволит более детально изучить и
запомнить изучаемый материал.
Психофизиологические особенности детей 12 – 15 лет: для подростков
в этом возрасте характерен интенсивный рост и увеличение размера тела, а
также в это период окончательно выявляется склонность к определенным
видам деятельности. Подростки начинают мыслить абстрактно. Способны
прогнозировать последствия своих поступков. Обладают энтузиазмом и
потребностью в самоутверждении, в подчёркивании своей «взрослости» и
самостоятельности. Очень чувствительны к проявлению внимания либо
невнимания со стороны сверстников, нуждаются в поощрении со стороны
авторитетных для них взрослых. Как правило, подростки этого возраста
охотно взаимодействуют в команде, умеют распределять роли и обязанности,
планировать совместную деятельность. Болезненно воспринимают критику.
С учётом этих данных формируются группы по возрасту и уровню
опыта

концертно-конкурсной

деятельности,

таким

образом,

что

обучающиеся более старшего возраста с большим опытом составляют
отдельную группу и активно участвуют при подготовке конкурсных номеров
в качестве помощников педагога. Каждый обучающийся может по желанию
и результатам быть допущен в другую группу.
Режим занятий. Дети занимаются по 2 часа (1 академический час равен
45 мин.) 2 раза в неделю. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут.
Общее количество часов в неделю – 4. Количество детей в группе – до 15
человек.
7

Объем программы – 144 часа в год, общий объем – 288 часов.
Особенности организации образовательного процесса – традиционная
модель, представляющая собой линейную последовательность освоения
содержания в течение двух лет.
Срок освоения программы: 2 года, 72 недели
Перечень форм обучения: очная, в условиях временных ограничений – с
использованием дистанционных технологий.
Перечень форм организации занятий: фронтальная групповая, в
малых группах.
Перечень видов

занятий:

практическое занятие, беседа, открытое

занятие, концерт, конкурс фестиваль, социальная акция.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы «Хореография и сцена»: открытые занятия, показательные
выступления перед родителями. В конце учебного года проводится отчётное
занятие; отчетный концерт.

1.2.

Цель и задачи программы

Цель программы: развитие личностных и творческих компетенций
обучающихся

хореографического

коллектива

средствами

концертно-

конкурсной деятельности.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
Развивающие:
• развивать навыки проектной деятельности, умение анализировать свою
деятельность и публично представлять результаты своей деятельности
• развивать инициативность и творческую активность;

8

• формировать умение быть командным игроком, работать на общий
результат;
• развивать способность к установлению контактов и конструктивному
взаимодействию;
• развивать эмоциональную отзывчивость, толерантность.
Образовательные:
• развивать и совершенствовать навыки выразительности, пластичности,
грациозности и изящества танцевальных движений;
• формировать

умение

использовать

средства

пластической

выразительности для исполнения сольного или группового номера;
• знакомить

с

основными

специальными

хореографическими

и

сценическим понятиями;
• знакомить с историей хореографии, с творчеством известных трупп
мира, ведущих танцовщиков и музыкальным материалом из различных
классических и современных танцевальных спектаклей
Воспитательные:
• воспитывать целеустремленность, трудолюбие, ориентацию на успех;
• воспитывать и развивать личную организованность и ответственность;
• содействовать

становлению

навыка

рефлексии,

самоконтроля

результатов личной деятельности;
• формировать устойчивую осознанную потребность в здоровом образе
жизни

9

1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план
1 год обучения
№

Название раздела, Всего

п/п темы
1.

2.

3.
4.
5.
6.

7.

8.
9.

Количество часов

Формы

Теория

Практика

контроля

Вводное
занятие.
Инструктаж по
технике
безопасности
Психологопедагогическая
подготовка
История танца
Постановочная
работа
Репетиционная
работа
Концертноконкурсная
деятельность
Культурновоспитательная
деятельность
Проектная
деятельность
Контрольные
и
итоговые занятия

2

1

1

12

2

10

Наблюдение,
опрос,
информационная
карта.
наблюдение

12
18

2
-

10
18

наблюдение
наблюдение

44

-

44

наблюдение

36

2

10

концерт, конкурс

8

2

6

наблюдение,
обсуждение.

8

1

7

Защита проекта

4

-

4

Наблюдение,
опрос,
открытый урок,
информационная
карта.

Итого:

144

10

134

Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности
Теория: Основные понятия. Точки класса. Инструктаж по технике
безопасности: Правила поведения в хореографическом зале во время занятия,

10

а также до и после занятий. Правила поведения в ДДиЮ. Знание путей
эвакуации из ДДиЮ в случае экстремальных ситуаций.
Практика: Формирование группы, знакомство с обучающимися, краткое
ознакомление с курсом (дни и часы занятий, требование к внешнему виду).
Входная диагностика.
2. Психолого-педагогическая подготовка
Теория: Понятия психологической устойчивости, воли, самообладания.
Практика: тренинг «Впервые на сцене». Выполнение заданий в присутствии
посторонних наблюдателей; задания без предварительной подготовки
(импровизации); задания на устойчивость в различных направлениях и
точках зала,

задания на соревнование между членами учебной группы;

задания в состоянии физической усталости.
3. История танца
Теория: Понятие танец, балет, балетмейстер, балетный спектакль
Практика: Просмотры видео материалов, посещение музеев, слушание
лекций и бесед по истории танца, просмотры архивных записей лучших
танцевальных спектаклей современности. Прослушивание музыкального
материала по теме. Обсуждение.
4. Постановочная работа
Практика:

групповая

и

индивидуальная

работа

с

исполнителями.

Разучивание движений и отработка элементов с солистами. Разучивание
движений и отработка элементов с группами исполнителей. Индивидуальные
и

сводные

репетиции

концертных

номеров.

Освоение

заданного

сценического пространства. Подготовка коллектива к выступлениям.
5. Репетиционная работа
Практика: Исполнение танцевальных этюдов, номеров

на основе

комбинаций из изученных элементов.
6. Концертно-конкурсная деятельность

11

Теория: Инструктаж по технике безопасности, правила поведения на сцене и
за кулисами, в гримерных комнатах. Психологические приемы создания
позитивного эмоционального настроя перед выступлением.
Практика: Подготовка и выступление на различных сценических площадках.
Участие в отчётном концерте, в концертах, посвященных различным
праздникам. Участие в конкурсах и фестивалях районного, городского,
областного, Всероссийского и Международного уровней. Анализ результатов
концертно-конкурсной деятельности.
7. Культурно-воспитательная деятельность
Теория:

Социальная

значимость

концертной

деятельности.

Понятия:

благотворительный концерт, социальная акция, семейные ценности.
Практика:

Посещение открытых занятий студентов института танца,

приезжих педагогов, участие в мастер-классах ведущих педагогов страны.
Выступление в Домах Престарелых и инвалидов, в Госпиталях и т.п..
Участие в благотворительных концертах и социальных акциях района и
города.

Организация и проведение семейных концертов «Домашний

концерт» и совместных с родителями мероприятий в коллективе: «День
отца», «День матери», «Новый год», 8 марта и другие тематические
праздники.
8. Проектная деятельность
Теория: Принципы построения проектной деятельности. Структура проекта.
Основные тенденции в развитии танцевального искусства в мире.
Практика: Обсуждение идей. Планирование проектов. Подбор музыкальных
произведений. Постановочная работа. Создание и презентация собственного
танцевального номера.
9. Контрольные и итоговые занятия
Практика: Подведение итогов полугодия/года. Обсуждение разученных
номеров.

Открытое

занятие.

Выступление

на

концерте

(итоговом

мероприятии). Проведение диагностики по результативности освоения
материала.
12

Учебный (тематический) план
2 год обучения
№

Название раздела,

Всего

п/п темы

Количество часов

Формы

Теория

Практика

контроля

1.

Вводное занятие
второго года
обучения

2

1

1

2.

Психологопедагогическая
подготовка
История танца

12

2

10

Наблюдение,
опрос,
информационная
карта.
наблюдение

12

2

10

наблюдение

Постановочная
работа
Репетиционная
работа
Концертноконкурсная
деятельность
Культурновоспитательная
деятельность
Проектная
деятельность
Контрольные и
итоговые занятия

18

-

18

наблюдение

44

-

44

наблюдение

36

2

10

концерт, конкурс

8

2

6

наблюдение,
обсуждение.

8

1

7

Защита проекта

4

-

4

Наблюдение,
опрос,
открытый урок,
информационная
карта.

Итого:

144

10

134

3.
4.
5.
6.

7.

8.
9.

Содержание учебного (тематического) плана 2 года обучения
1. Вводное занятие второго года обучения
Теория: Повторение материала, рассмотренного в прошедшем учебном году
Инструктаж по технике безопасности.
Практика:

танцевально

-

игровые

упражнения,

обсуждение

с

обучающимися основных событий года. Входная диагностика.
13

2. Психолого-педагогическая подготовка
Теория:

Физиологические

аспекты

"мандража"

и

их

эффективное

использование в подготовке к выступлению.
Практика:

тренинг

«Здравствуй,

сцена».

Использование

методов

аффирмации (аутотренинга), практика мысленной визуализации одобрения
публики и атмосферы праздника в зрительном зале; изменение отношения к
результату выступления – признание своего права на ошибку. Отработка
навыков импровизации.
3. История танца
Теория: Отечественная хореография на современном этапе. Балетный театр
России конца XX столетия. Классическое наследие на современной сцене.
Творческая

деятельность

современных

балетмейстеров.

Выдающиеся

современные исполнители. Роль фестивалей и конкурсов в развитии
хореографического искусства.
Практика: Просмотры видео материалов, посещение музеев, слушание
лекций по теме, просмотры спектаклей. Прослушивание музыкального
материала по теме. Обсуждение.
4. Постановочная работа
Практика:

групповая

и

индивидуальная

работа

с

исполнителями.

Разучивание движений и отработка элементов с солистами. Разучивание
движений и отработка элементов с группами исполнителей. Индивидуальные
и

сводные

репетиции

концертных

номеров.

Освоение

заданного

сценического пространства. Подготовка коллектива к выступлениям.
5. Репетиционная работа
Практика: Исполнение танцевальных этюдов, номеров

на основе

комбинаций из изученных элементов, в т.ч. с использованием импровизации
6. Концертно-конкурсная деятельность
Теория: Инструктаж по технике безопасности, правила поведения на сцене и
за кулисами, гримерных комнатах. Психологические приемы создания
позитивного эмоционального настроя перед выступлением.
14

Практика: Подготовка и выступление на различных сценических площадках.
Участие в отчётном концерте, в концертах, посвященных различным
праздникам. Участие в конкурсах и фестивалях районного, городского,
областного, Всероссийского и Международного уровней. Анализ результатов
концертно-конкурсной деятельности.
7. Культурно-воспитательная деятельность
Теория: Знакомство с общественно значимой деятельностью выдающихся
представителей современной хореографии России и Зарубежья. Социальная
значимость

концертной

деятельности,

благотворительных

концертов,

социальных акций, традиционных семейных ценностей.
Практика: Просмотры и обсуждение современных спектаклей. Посещение
открытых занятий студентов института танца, приезжих педагогов, участие в
мастер-классах

ведущих

педагогов

страны.

Выступление

в

Домах

престарелых и инвалидов, в Госпиталях и т.п.. Участие в благотворительных
концертах

и социальных акциях

района и города.

Организация и

проведение семейных концертов «Домашний концерт» и совместных с
родителями мероприятий в коллективе: «День отца», «День матери», «Новый
год», «8 марта» и другие тематические праздники.
8. Проектная деятельность
Теория: Принципы построения проектной деятельности. особенности
творческих проектов.
Практика: Обсуждение идей. Планирование проекта «Ключи от сцены».
Подбор музыкальных произведений. Постановочная работа. Отработка
композиций. Создание и презентация собственного танцевального номера.
9. Контрольные и итоговые занятия
Практика: Подведение итогов полугодия/года. Обсуждение разученных
номеров.

Открытое

занятие.

Выступление

на

концерте

(итоговом

мероприятии). Проведение диагностики по результативности освоения
материала. Итоговое занятие.
15

1.4. Планируемые результаты и способы их определения
Личностные результаты:
• проявляются целеустремленность обучающихся, трудолюбие,
ориентация на успех;
• сформированы личная организованность и ответственность;
• сформированы навыки рефлексии, самоконтроля результатов личной
деятельности;
• проявляется осознанная потребность в здоровом образе жизни
Метапредметные результаты:
• развиты

основные

навыки

проектной

деятельности,

умение

анализировать свою деятельность и публично представлять результаты своей
деятельности
• проявляется инициативность и творческая активность;
• сформировано умение быть командным игроком, работать на общий
результат;
• развита в соответствии с возрастом

способность к установлению

контактов и конструктивному взаимодействию;
• развиты эмоциональная отзывчивость, толерантность.
Предметные результаты:
• развиты в соответствии с возрастом навыки выразительности,
пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений;
• сформировано

умение

использовать

средства

пластической

выразительности для исполнения сольного или группового номера;
• знакомы

с

основными

специальными

хореографическими

и

сценическим понятиями;
• знакомы с историей хореографии, с творчеством известных трупп
мира, ведущих танцовщиков и музыкальным материалом из различных
классических и современных танцевальных спектаклей
16

Мониторинг результатов образовательной деятельности обучающихся текущий и итоговый контроль. Педагогом заполняются диагностические
карты социокультурного развития и освоения предметных компетенций
(Приложение).
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Календарный учебный график
№ п\п
1
2
3
4
5
6
7

Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Начало занятий
Выходные дни
Каникулы

8

Окончание учебного года

36 в год
72 в год
4
144 в год
Открытая дата
30.12 – 08.01
Образовательная
деятельность в ДДиЮ
осуществляется и в период
осенних
и
весенних
школьных каникул

Открытая дата

2.2. Условия реализации программы
Материально- техническое обеспечение программы:
 Кабинет хореографии
 Станок хореографический
 Зеркала
 Музыкальный центр с CD и FLESH носителями – 1 шт.
 Гимнастические коврики - 20 шт.
 Скакалки - 15 шт.
 Костюмы концертные
 Реквизит для хореографических постановок

17

Кадровое обеспечение
Реализовать программу может педагог дополнительного образования,
имеющий

высшее

профессиональное

профессиональное
образование

по

образование
специальности

или

среднее

«хореография»,

владеющей навыками, необходимыми в рамках данной программы.
Методическое обеспечение
Словесный метод используется при беседе, рассказе, объяснении;
Наглядный метод используется при показе движений, репродукций,
фотографий, видеоматериалов
Практические методы основаны на активной деятельности самих
учащихся:
 Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется
относительной доступностью упражнений. Однако, использование данного
метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту
базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе
осваивать в дальнейшем более сложные движения.
 Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных
упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение
можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение
выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться
при изучении сложных движений.
Игровой

метод

используется

при

проведении

музыкально

—

ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся
между собой и повышении ответственности каждого за достижение
определённого результата. На занятиях используются игры на подражание,
сюжетно-ролевые, музыкальные и пр. Все движения выполняются под
музыку (классическую, народную), также используются современные
музыкальные композиции и сюжетно-тематические произведения. Такие
условия повышают эмоциональность обучения.
Создание ситуации успеха поддерживается применением технологии
18

проектной деятельности и личностно-ориентированного обучения,
позволяющими

максимально

реализовать

личностный

и

творческий

потенциал каждому обучающемуся.
Названные методы обучения на практике могут быть дополнены
различными приёмами педагогического воздействия на учащихся.
Структура занятия
1. Обращение педагога к учащимся, мотивация.
2. Исполнение поклона в знак приветствия и готовности к занятию.
3.Выполнение разминки, которая включает в себя комплекс упражнений у
станка, а также на середине зала. Повторение освоенного хореографического
материала
4. Теоретическая часть занятия (если она имеется). Знакомство учащихся с
танцевальным материалом, особенностями культуры стран и народов мира.
5. Практическая часть занятия:

просмотр видеофильмов,

разучивание

характерных танцевальных движений; работа над манерой исполнения.
Самостоятельная работа детей.

Создание хореографических этюдов и

танцев.
6. Рефлексия. Заключительное слово педагога. Поклон.
Дистанционные технологии и электронное обучение применяются в
случае введения карантина / временных ограничений на посещение ОО. Для
этого используется чат группы. Используемые ресурсы для электронного
обучения:
1. http://www.balletmusic.ru - музыка для занятий (библиотека: книги, статьи,
публикации)
2. http://www.sportykid.ru
3. http://www.contemporary-dance.org
4. http://www.gallery.balletmusic.ru - Танец от древнейших времен до наших
дней: виртуальная галерея,
5. http://www.musical-sad.ru/forum/10-67-1 (образовательный портал).
Важным условием для получения результатов является применение
19

электронного обучения. Педагог использует электронные материалы:
- аудиозаписи для разминки;
- аудиозаписи для музыкального сопровождения номеров;
- видеоматериалы с выступлениями известных коллективов, методикой
исполнения движений;
- cоздано сообщество студии (группа ВКонтакте,), в котором происходит
обсуждение с родителями актуальных вопросов, публикация фото и
видеоматериалов с выступлений детей.
2.3. Воспитательная часть программы реализуется следующим
образом:
1. Беседы о требованиях, предъявляемых к учащимся ансамбля (техника
безопасности,

правила

поведения

в

танцевальном

зале,

транспорте,

общественных мероприятиях, требования к обучающему процессу).
2. Тематические беседы о хореографии и народных традициях.
3. Посещение родителями открытых занятий и концертов.
4. Индивидуальные консультации с детьми и родителями.
5. Родительские собрания.
6. Совместные мероприятия детей и родителей, клубные часы, посещение
мастер-классов, концертов хореографических коллективов
7. Участие в благотворительных концертах.
2.4. Формы аттестации и оценочные материалы
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения по
программе с целью выявления уровня развития предметных компетенций и
личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам
программы. Итоговая аттестация обучающихся проводится в форме
участия в отчетном концерте коллектива, а также в форме итогового
занятия. Оценочные материалы – Диагностические карты (Приложение)

20

Список литературы
Нормативно-правовая литература представлена в Пояснительной записке
Психолого - педагогическая литература:
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2018. - 317 c.
2. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2017. - 352 c.
3. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования - В.П. Голованов. - М.: Юрайт, 2018.- 282 с.
4. Корчак, Я. Несерьезная педагогика / Я.Корчак. - М.: Самокат, 2019. - 256 c.
5. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика: Учебно-методическое пособие / Д.В.
Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры / И.В. Патрушева. - М.:
Юрайт, 2019. - 130 с.
7.Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое
сопровождение детей / ред. Байбородова Л. В. - М.: Юрайт, 2019. 364 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И.
Самыгин. – Рн/Д: Феникс, 2019. - 687 c.
9. Суртаева, Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии / Н.Н. Суртаева.М.: Юрайт, 2019. - 250 с.
10. Хуторской, А.В. Педагогика / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2019. - 312
c.
Специальная литература:
1. Бабакин, Б.С. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа / Б. С.
Бабакин, А. Э. Суслов, Ю. А. и др. - СПб.: Планета Музыки, 2018. - 128 c.
2. Бакланова, Т.И. Педагогика современного танца/ Т.И. Бакланова.- М.:
Планета музыки, 2019. 160 с.
3. Бахто, С.Е. Ритмика и танец / С.Е. Бахто. - М.: - Владос. 2018.-187 с.
4. Есаулов, И.Г. Педагогика и методика в современной хореографии / И.Г.
Есаулов. - СПб.: Планета Музыки, 2018. - 288 c.
5. Зайфферт, Д. Педагогика и психология танца / Д. Зайфферт. - СПб.: Лань,
2017. - 141 c.
6. Сивкова М.Г. Программа Ритмика и танец / М.Г. Сивкова — г. Сыктывкар,
2014. – 182 с.
21

7. Яковенко А.М. Учебно-методический комплекс. Танец и методика его
преподавания: эстрадный танец. / А.М. Яковенко — Тюмень, 2016. –211 с.
Интернет-ресурсы:
1. https://horeograf.ucoz.ru/blog/metodika_raboty_s_detmi_metodicheskoe_posobi
e_quot_ot_ritmiki_k_tancu_quot/2011-12-08-1 - о методике партерного
экзерсиса - «Методика работы с детьми. Методическое пособие «От
ритмики к танцу».
2. www.horeograf.com Сайт посвящен хореографам и танцорам.
3. http://www.chel-15.ru/horejgrafia.html. Методические и дидактические
разработки по хореографии.
4. http://horeograf.ucoz.ru/blog Музыка для танцев, развивающие игры для
детей, гимнастика в стихах, методические пособия для педагога –
хореографа.
5. http://list.mail.ru/10091/1/0_1_0_1.html.
6. https://purpeulybka.ucoz.ru/load/velikie_tancory_khoreografy_i_baletmejstery_
komplekt_%20plakatov/1-1-0-3 .Великие танцоры, хореографы и
балетмейстеры
Литература для родителей:
1. Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и танцы». - М.: ВАКО,
2018.- 204 с.
2. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого
движения.- Ярославль, 2019. – 164 с.
3. Пуртова Т.В., Беликова А.Н. Учите детей танцевать. - М.: Владос, 2018. –
112 с.
4. Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание». -М.: Просвещение,
2017. – 186 с.
5. Фрилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са-Фи-Дансе. Танцевально-игровая
гимнастика для детей. - С.-П.: Детство-пресс, 2018. – 134 с.
Литература, рекомендуемая обучающимся:
1.Журналы «Искусство ». Подшивка за 2008-2021 гг.
22

2. Журналы «Балет». Подшивка за 2000-2021 гг.
3. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. – М. «Искусство»,2016
4. Видеоматериалы концертов, выступлений танцевальных коллективов.
Рекомендуемые сайты:
1. http://www.horeograf.com/page/35
2. https://infourok.ru/drugoe.html
3. https://www.youtube.com/user/DANCEHELP
4. https://ok.ru/group56757926625312/topics
5. https://www.livelib.ru/selection/793549-v-pomosch-horeografu
6. http://dancewow.ru/films/russkie-tanetsi
7. http://lessons-pv.ru/tanci-813.html

23

Приложение 1
Диагностическая карта уровня развития 4К компетенций обучающихся
Разработано в МАУ ДО – ДДиЮ, г. Екатеринбург
детский коллектив ______________________________ педагог
__________________________________________________

Средний балл

Эмоциональная
отзывчивость, толерантность

Способность к установлению
контактов и
конструктивному
взаимодействию

учебный год, дата

Личная организованность и
ответственность

Умение быть командным
игроком, работать на общий
результат

Инициативность, творческая
активность

Целеустремленность,
трудолюбие и ориентация на
успех

Воображение, фантазия,
умение работать не по
шаблону

Ф.И.
обучающегос
я

Рефлексивность,
самоконтроль результатов
личной деятельности

контрольная группа_______ год обучения, 202.. – 202..
заполнения:______________

Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2 балла –
базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла – оптимальный уровень
(качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество развито)

24

Приложение 2
Карта диагностики уровня развития предметных компетенций обучающихся
ФИО обучающегося
Уровень развития
предметных
компетенций

Начало года
Теория Практика

Средний балл

Середина года
Теория Практика

Конец года
Теория Практика

Теория

Практика

Азбука
танцевального
движения
Партерная
гимнастика
История
хореографии
Основы
классического танца
Основы
современного танца
Самостоятельные
связки

Средний балл:
Оценочная шкала:1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2
балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла –
оптимальный уровень (качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество
развито)

№
п/п

Ф.И.
обучающегося

Уровень
практической
подготовки

Показатели

Уровень
теоретической
подготовки

Сводная карта освоения
программы (предметная компетентность)

Уровень освоения
дополнительной
образовательной программы

А

Б

В баллах
(А+Б):2

1
2
Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2
балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла –
оптимальный уровень (качество присутствует).

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».