ДООП Театр танца

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования –
Дом детства и юношества

Хореографическое искусство. Театр танца
дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
Возраст обучающихся 12-18 лет
Срок реализации – 5 лет

Составители:
Хабарова Ирина
Григорьевна,
Орлова Арина
Александровна,
Суханова Ксения
Алексеевна,
педагоги
дополнительного
образования

г. Екатеринбург, 2024 год

СОДЕРЖАНИЕ
1. Комплекс основных характеристик программы ………...............................3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………..3
1.2. Цель и задачи программы............................................................................. 6
1.3. Содержание программы ............................................................................... 6
1.4. Планируемые результаты .......................................................................... .35
2. Комплекс организационно-педагогических условий................................. 37

2.1 Календарный учебный график ...................................................................... 37
2.2. Условия реализации программы .................................................................. 38

Список литературы............................................................................................... 40

2

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.

Пояснительная записка

В обучении и воспитании подрастающего поколения важная роль
отводится дополнительному образованию, в частности художественно –
эстетическому направлению развития детей. Большое внимание уделяется
приобщению детей к искусству, а именно хореографическому. Эффективность
воспитательной функции хореографии в том, что она очень ярко воздействует
на эмоции, чувства человека. Занятия танцем позволяют развивать такие
творческие процессы, как воображение, мышление, ассоциативную память.
Дополнительная

общеобразовательная

программа

художественной

направленности «Хореографическое искусство. Театр танца» (далее –
программа), реализуемая в ДДиЮ, предполагает освоение продвинутого уровня
сложности обучающимися в коллективе «Ансамбль танца «Абсолют».
Программа актуальна, так как:
1) разработана в соответствии со следующими современными нормативными
правовыми актами и государственными программными документами, а также
локальными нормативными актами:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Принято
Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).


Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ

от 29.05.2015 №996-р)


Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №

629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (вступает в
силу с 1 марта 2023 года);
3



Постановление Главного государственного

санитарного

врача

РФ от

28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».


Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №09-3242;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467

«Об

утверждении

Целевой

модели

развития

региональных

систем

дополнительного образования детей»;
 Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
 Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в
образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» от 01.11.2021 №934-д4;


Устав МАУ ДО – ДДиЮ;



Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ на 2022 – 2025 гг.

2) актуальна, так как отвечает региональным социально-экономическим
потребностям и особенностям образовательного пространства Екатеринбурга,
4

способствуя решению проблемы обеспечения каждому ребенку возможности
максимально полного раскрытия его творческого потенциала;
3)

отвечает

потребностям

родителей

в

доступном,

бесплатном,

профессионально организованном и содержательном досуге, в творческом и
личностном развитии детей с применением здоровьесберегающих технологий,
созданием комфортной атмосферы и

«ситуаций успеха», стимулирующих

мотивацию детей к занятиям хореографией. Отвечает желанию детей танцевать,
выступать на сцене, стремлению быть яркими и успешными.
Программа является компилятивной. При составлении данной программы
разработчик опирался на программы В.Ю. Никитина «Модерн - джаз танец и
современный танец»,

С.В. Полякова «Основы современного танца», Пола

Боттомера «Уроки танца», а также на собственный опыт. Главной особенностью
данной программы является интеграция инновационных методов физического
воспитания детей с творческими и проектными методами.
Новизна программы заключается в расширении содержания учебного
материала за счет включения модуля «Основы актёрского мастерства» (2 – 5 год
обучения).
Такой подход направлен на развитие физических, эмоциональных и
творческих качеств ребенка.
В основу программы положены следующие дидактические принципы
обучения и воспитания: принцип адаптивности; принцип творческого развития;
принцип

психологической

комфортности;

принцип

успешности;

принцип

доступности; принцип индивидуального подхода.
Работа педагога осуществляется в тесном контакте с родителями.
Адресат программы - дети в возрасте 12 - 18 лет, успешно освоившие базовый
уровень

программы

по

хореографии,

при

отсутствии

Психофизиологические

особенности

детей

среднего

медицинских

противопоказаний.
и

старшего

школьного возраста: возрастной период 12 – 14 лет характеризуется бурным
5

ростом ребенка и физиологической перестройкой всего организма. У подростков
возникает чувство тревоги, повышенная возбудимость, резкая смена настроения,
быстрая утомляемость. Они обидчивы. Педагогу нужно быть осторожным и
деликатным в своих высказываниях, не подчеркивать значение результата и не
сомневаться в возможностях ребенка. Еще большее значение приобретает
индивидуальный подход. Для ребенка это самый трудный, переломный возраст во
всех отношениях. Болезненно воспринимают критику. Они пытаются проявлять
самостоятельность от родителей, педагога, начинают осознавать себя как
личность, поэтому подростков все больше привлекают личностные качества
педагога. Возраст 15 – 18 лет – почти сложившиеся личности, физиологический
период бурного роста и гормональных изменений близок к завершению,
подростки считают себя взрослыми людьми. Теперь они не будут безоговорочно
слушаться и слепо доверяться педагогу. Надо завоевать их уважение, подростки
начинают ценить волевые качества, ум, характер, профессионализм педагога. Для
подростков становятся чуждыми конкретные приземленные образы, характеры,
сюжеты.

Необходимо

учитывать

это

при

формировании

репертуара.

Образовательный процесс строится в соответствии с этими возрастными
физиологическими и психологическими особенностями детей, что предполагает
возможность и необходимость корректировки заданий.
Режим занятий. Дети занимаются по 2 часа (1 академический час лет равен 45
мин.) 2 раза в неделю в 1 год обучения и 3 дня по 2 часа во 2 – 5 год обученияхореография , 2 часа 1 раз в неделю –актерское мастерство. Перерыв между
учебными занятиями – 10 минут. Количество детей в группе – до 15 человек.
Объем программы –144 часа – 1 год обучения, по 288 часов в год – 2-5 год
обучения. Общий объем программы – 1296 часов.
Особенности

организации

образовательного

процесса

–

модульная

программа.
Срок освоения программы: 5 лет
Перечень форм обучения: очная; в условиях временных ограничений – с
6

использованием дистанционных технологий.
Перечень

форм

организации

занятий:

фронтальная

групповая,

в

подгруппах, в малых группах.
Перечень видов занятий: практическое занятие, беседа, открытое занятие,
концерт.
Перечень форм подведения итогов реализации: открытые занятия,
показательные выступления перед родителями. В конце учебного года проводится
отчётное занятие.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие творческих и физических способностей
обучающихся средствами освоения искусства хореографии и актерского
мастерства.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
Обучающие:
 формировать прочную базу хореографических и актерских знаний,
умений и навыков;
 формировать навыки успешной творческой самопрезентации;
 обучать

использованию разных форм и видов танцевально-

хореографической деятельности для организации здорового образа жизни,
активного отдыха и досуга;
 обучать современным технологиям укрепления и сохранения

здоровья,

поддержания

работоспособности,

профилактики

предупреждения заболеваний;
 обучать

приемам
импровизации.

и

техникам

театрализации

и

творческой

Развивающие:
 обеспечивать потребность обучающихся в творческом самовыражении;
 содействовать формированию позитивных социальных и

личностныхценностей.

7

Воспитательные:
 способствовать самоопределению

и профессиональной ориентации

обучающихся;
 формировать социально-активную

личность,

способную к

саморазвитию и самореализации
1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план1 год обучения
В том числе
Тема
№
п/п
1
Введение в
образовательную
программу
2

Общее
количество
часов

теория

практика
Беседа

2

Современная
хореография

2

40

2

38

40

2

38

40

2

88

3

4

6
7

Классический танец
Постановка
танцевальных
композиций
Проектная
деятельность
Конкурсно-досуговая
деятельность
ИТОГО:

Формы
контроля/
аттестации

10

4
12
144

презентация
проекта

6
4
17

Наблюдение,
беседа,
открытое
занятие,
импровизация
Наблюдение,
беседа,
открытое
занятие,
импровизация
Наблюдение,
беседа,
участие в
конкурсах

8
273

Участие в
мероприятиях

8

Содержание программы
1 год обучения
Тема 1. Введение
Теория: Техника безопасности, правила поведения в ДДЮ, требования
предъявляемые к процессу обучения. Краткое содержание программы
седьмого года обучения.
Тема 2. «Основы современной хореографии»
Теория: Контактная импровизация, как одна из форм свободного танца.
Практика:
1. Сочетание основных позиций рук, Ви-позиций с пресс-позициями в
танцевальных комбинациях, направленных на развитие координации.
2. Комбинации из ранее проученных элементов, направленные

на

разогрев грудного, поясничного отделов: body roll, poll down (up), bounce,
contraction-release, curve, arch, flat back, bounce, low back.
3. Упражнения Demi-plie и Grand-plie с чередованием выворотных (I
позиция, II позиция, III позиция, IV и V позиции) и параллельных (I
параллельная позиция, II параллельная позиция, IV параллельная позиция)
положений ног с добавлением swing и drop.
4. Упражнения Battement tendu и Battement tendu jete на 45° по
параллельным и выворотным позициям с уходом в партер через
спираль.
5. Упражнение tilt (угол, поза, при которой торс отклоняется в сторону
или вперед от вертикального положения, «рабочая» нога может быть открыта
в противоположном направлении на 90° и выше).
6. Упражнение Battement developpe с сочетанием tilt и
arabesque(поднятие на 60°).
7. Упражнение pas de bourrée (связующий шаг, состоящий из
9

чередованияпереступаний с одной ноги на другую с окончанием на demi-plie,
но безфиксации) и prance (движения для развития подвижности стопы,
состоящие из быстрой сены положения на полупальцах).
8. Упражнения Pirouette (вращение на одной ноге).
9. Партерная техника: swing-комбинация с добавлением стоек и
кувырков.
10. Партерная техника: комбинация с grand battement с
добавлениемперекатов и вращений.
11. Партерная техника: stretch (упражнения из йоги: планка, поза
пирамиды, поза с поднятыми руками, наклон вперед сидя, наклон из
положения сидя с широко расставленными ногами, поза посоха, поза скрутки
лёжа, поза дерева, поза вытянутого треугольника, поза воина (I,II).
Тема 3. «Основы классического танца»
Теория: особенности построения композиций классического танца,
требования к костюму и внешнему виду танцора.
Практика:
Экзерсис у станка:
Более сложные комбинации с использованием нескольких движений в
различных позах.
1. Battements fondus c plir-releve и c plie-releve c demi rond de jambe во
всехпозах и направлениях.
2. Battements double fondus во всех направлениях и во все позы вперед
и назад, в сочетании с demi-rond de jambe во всех направлениях и во все
позы.
3. Battements fondus-tombee вперед и назад.
4. Battemenst releves lents на 90 градусов и battemenst devloppes во
всехнаправлениях и позах с подъемом на полупальцы.
5. Battemenst devloppes-passes на 90 градусов из всех направлений и
припереходе из позы в позу.
10

6. Demi-rond jambe developpe на полупальцах.
7. Полуповороты на одной ноге (с подменой ноги) en dehors et en dedans.
Экзерсис на середине:
1. Подготовка и тур из IV позиции.
2. Pas de bourree dessus-dessous.
3. Туры со II, V, IV позиции (два оборота)
4. Adagio из пройденных поз в сочетании с поворотами на полупальцах
надвух ногах, с использованием различных связующих движений.
5. Temps leve на одной ноге (сочетается с sisonnes simples,
маленькимjete).
6. Glissat в маленьких позах (во всех направлениях).
7. Assamble вперед и назад в маленьких позах.
8. Jete с оконачанием в маленькие позы.
9. Sissonne fermee во всех маленьких позах.
10. Sissonnee ouverte на 45 градусов, позднее в маленьких
позах.11.Petit pas de chat.
Тема 4. «Постановка танцевальных композиций»
Теория:
1. Народный танец.
2. Особенности танцев народов мира.
3. Профессиональные ансамбли народного танца.
4. Народные истоки сценической хореографии.
5. Бальный танец.
Практика:
1. Составление этюдов на основе изученных танцевальных элементов в
эстрадном и современном стиле, народно- стилизованном.
2. Сочинение с детьми танцевальных этюдов, композиций.
3. Постановка конкурсных композиций в эстрадном и современном стиле.
11

4. Импровизация.

Тема 5. «Проектная деятельность»
Теория: Интегрированный проект: понятие, особенности,
способыреализации
Практика: Разработка, реализация, представление
интегрированногопроекта.
Тема 6. «Конкурсно-досуговая деятельность»
Теория: беседы

об особенностях женского организма и

взаимоотношенияхвнутри и вне коллектива.
Практика:
1. Посещение родителями открытых уроков и концертов.
2. Индивидуальные консультации с детьми и родителями.
3. Родительские собрания.
4. Совместные мероприятия детей и родителей.
5. Посещение мастер – классов ведущих хореографов, концертов других
коллективов.
6. Экскурсионные программы.

Учебный (тематический) план 2 год обучения
№
п/п

Тема

Общее
количество
часов
Теория

В том
числе
практика

Формы
контроля/
аттестации

Модуль «Хореография»
1

Введение в
образовательную
программу

1

1

Беседа

12

2

Современная
хореография

50

2

48

Классический танец

50

2

48

4

Постановка
танцевальных
композиций

90

2

88

5

Проектная
деятельность

15

4

11

Конкурсно-досуговая
деятельность

10

2

8

3

6

Наблюдение,
беседа,
открытое
занятие,
импровизация
Наблюдение,
беседа,
открытое
занятие,
импровизация
Наблюдение,
беседа,
участие в
конкурсах,
импровизация
Беседа,
разработка и
презентация
проекта
Участие в
мероприятиях

Модуль «Основы актерского мастерства»
7

Основы актерского
мастерства

72

2

70

ИТОГО:

288

15

273

Беседа,
миниатюра,
упражнение

7

Содержание программы
2 год обучения
Тема 1. Введение
Теория: Техника безопасности, правила поведения в ДДЮ, требования,
предъявляемые к процессу обучения. Краткое содержание программы
второго года обучения.
13

Тема 2. «Современная хореография»
Теория: Законы драматургии и их использование в
хореографическом произведении.
Практика:
Комбинации на середине:
1. Упражнение demi plie и grand plie по выворотным и параллельным
позициям в ногах, с использованием классических рук (подготовительная
1,2,3 классические позиции) и работы корпуса ( thrust – резкий рывок
грудной клеткой или пелвисом вперед, в сторону или назад, side stretch –
боковое растяжение торса, наклон торса вправо или влево, shimmi –
спиральное, закручивающееся движение пелвисом вправо и влево).
2. Упражнения battement tendu и battement tendu jete на 45°, с
использованием swing (руками и корпусом) и step ball change – связующего
шага, состоящего из шага в сторону или вперед и двух переступаний на
полупальцах.
3. Упражнение rond de jambe par terre, на 45°, на 90° с закрытыми
положениями бёдер с использованием sissonne ( pas-группа прыжковых
движений с двух ног на две и на одну, имеющая множество
разновидностей), release, renverse (сильный, резкий перегиб корпуса в
большой позе, продолжающийся в pas de bourrée en tournant, которое
заканчивается выпрямлением корпуса).
4.

Упражнение battement developpe на 90° в темпе lent (медленно,

мягкий характер исполнения) с использованием rond de jambe ((круг ногой)
круговое движение работающей ноги en dehors и en dedans), hinge
(положение танцора, при котором прямой, без изгибов торс отклоняется
назад на максимальное расстояние, колени согнуты, стопы на полупальцах),
tilt (угол, поза, при которой торс отклоняется всторону или вперед от
вертикального

положения,

"рабочая"

нога

может быть

открыта

в

противоположном направлении на 90° и выше).
14

5. Упражнение grand battement jete с использованием tour, tour en l'air
(поворот в воздухе), twist торса (движение, начинающееся с закручивания
плеч, за которыми поворачивается торс, изменяя плоскость своего
расположения), работа стопы – flex и point.
Импровизация:
1. Кросс - перекаты, импровизационное задание следование за рукой,
перебежки за рукой - подготовка к импровизационным перекатам,
продолжение импровизации с добавлением опции скорости.
2. «Четверка» - комбинация на взаимодействие и перемещение в
пространстве (для пар, но на площадке одновременно четыре человека).
3. Присоединение

всей

группы

к

четверке:

перемещение

в

пространстве, контактная импровизация «лепнина» в парах.
Партерная техника:
1.

Партерная комбинация (обратный мост, swing с поднятым тазом,

скрутка, свастика, swing корпусом, откат, перекат рыбка, стойка на плече,
кувырок-скат, слайд в планку с растяжкой, переворот и выход в tilt,
закладка, кувырок через спину, ползки, подсечка и Battement, и т.д).
2.

Видоизменение партерной комбинации (начало – въезд в стойку из

swing и продолжение: откат, «валяшка», прыжок glissade, вращение и
падение).
3.
лежа,

Партер на середине – swing (подготовка, перекаты на полу сидя,

«неваляшка» сидя, выход в стойку, через взъём возврат).
4. Партер на середине – разновидности swing сидя, лежа, выход в
свастику, подъем на взъемы («домик») и прыжок, из прыжка выход в
стойку,

стойка

как

подготовка

с

вертикальным

шпагатом

со

взъемов,прыжок со сменой ног, side stretch и перекат со стойкой, уход в
свастику.
5. Растяжка. За основу взяты практики из
йоги.Cross-комбинации:

15

1. Сross-комбинация с перекатами и стойкой, добавление прыжка.
2. Сross -комбинация – мягкий уход в партер (releve,
перекаты,добавление прыжка, шагов в повороте).
3. Сross – слайды.
4. Сross - side stretch с уходом в свастику.
Тема 3. «Классический танец»
Теория: особенности построения композиций классического танца,
требования к костюму и внешнему виду танцора.
Практика:
Экзерсис у станка:
Более сложные комбинации с использованием нескольких
движений вразличных позах.
1.

Battements fondus c plir-releve и c plie-releve c demi rond de jambe во

всехпозах и направлениях.
2.

Battements double fondus во всех направлениях и во все позы

вперед и назад, в сочетании с demi-rond de jambe во всех направлениях и
во всепозы.
3.

Battements fondus-tombee вперед и назад.

4.

Battemenst releves lents на 90 градусов и battemenst devloppes во

всехнаправлениях и позах с подъемом на полупальцы.
5.

Battemenst devloppes-passes на 90 градусов из всех направлений

и припереходе из позы в позу.
6.

Demi-rond jambe developpe на полупальцах.

7. Полуповороты на одной ноге (с подменой ноги) en dehors et en dedans.
Экзерсис на середине:
1.

Подготовка и тур из IV позиции.

2.

Pas de bourree dessus-dessous.

3.

Туры со II, V, IV позиции (два оборота)

4.

Adagio из пройденных поз в сочетании с поворотами на

16

полупальцах надвух ногах, с использованием различных связующих
движений.
5.

Temps leve на одной ноге (сочетается с sisonnes simples,

маленькимjete).
6.

Glissat в маленьких позах (во всех направлениях).

7.

Assamble вперед и назад в маленьких позах.

8.

Jete с оконачанием в маленькие позы.

9.

Sissonne fermee во всех маленьких позах.

10. Sissonnee ouverte на 45 градусов, позднее в маленьких
позах.11.Petit pas de chat.
Тема 4. «Постановка танцевальных композиций»
Теория:
1. Свободная пластика.
2. Новые направления современной хореографии
Практика:
1.

Составление этюдов на основе изученных танцевальных

элементов вэстрадном и современном стиле, народно- стилизованном.
2.

Сочинение с детьми танцевальных этюдов, композиций.

3. Постановка конкурсных композиций в эстрадном и современном
стиле.
4.

Импровизация.

Тема 5. «Проектная деятельность»
Теория: повторение ранее изученного (термины). Жизненный цикл проекта.
Практика: разработка, реализация, представление проекта.
Тема 6. «Конкурсно-досуговая деятельность»
Теория: беседы о профилактики алко- и нарко- зависимости, вреде курения.
Практика:

17

1. Посещение родителями открытых уроков и концертов.
2. Индивидуальные консультации с детьми и родителями.
3. Родительские собрания.
4. Совместные мероприятия детей и родителей.
5. Посещение мастер – классов ведущих хореографов, концертов
другихколлективов.
6. Экскурсионные программы.
Модуль «Основы актерского мастерства»
Тема 1. Психологический жест
Теория. Термин «психологический жест».
Практика. Упражнения – «Угадай жест», «Оправдание жеста», «Снежный
ком из жестов», «Жест после оценки факта», «Жест плюс звук», «Присвоение
жеста», «Один и тот же жест с разным подтекстом, «Одно и тоже слово в
разных жестах».
Тема 2. Конфликт. Приспособления. Тактика.
Теория. Беседа «Конфликт как основа драматургического построения
этюда.

Борьба,

столкновение

интересов

-

основной

двигатель

действенного процесса». Виды конфликтов.
Практика. Упражнение - «Виды пристройки», «Разнообразие конфликтов»,
«Разрешение конфликтов».
Тема 3 Парные этюды на зону молчания.
Практика. Этюды - «Предлагаемые обстоятельства таковы, что Новый
годвы встречаете вдвоем, но вы в ссоре».
«На контрольной попытаться списать ответы у очень вредного соседа
попарте».

18

Учебный план 3 год обучения
Общее
В том
количество числе
часов (36
Теоретичес практичес
недель)
кие
кие
Модуль «Хореография»

№
п/п

Тема

1

Введение в
образовательную
программу

1

Современная
хореография

50

2

48

Классический танец

50

2

48

4

Постановка
танцевальных
композиций

90

2

88

5

Проектная
деятельность

15

4

11

Конкурсно-досуговая
деятельность

10

2

8

2

3

6

Формы
контроля/
аттестации

Беседа

1

Наблюдение,
беседа,
открытое
занятие,
импровизация
Наблюдение,
беседа,
открытое
занятие,
импровизация
Наблюдение,
беседа,
участие в
конкурсах,
импровизация
Беседа,
разработка и
презентация
проекта
Участие в
мероприятиях

Модуль «Основы актерского мастерства»
7

Основы актерского
мастерства

72

2

70

ИТОГО:

288

15

273

Беседа,
миниатюра,
упражнение

7

Содержание программы
3 год обучения

19

Модуль «Хореография»
Тема 1. ВведениеТеория: Техника безопасности, правила поведения в ДДЮ,
требования предъявляемые к процессу обучения. Краткое содержание программы
девятого года обучения.
Тема 2. «Современная хореография»
Теория: Хореографический текст как одно из выразительных средств
хореографической композиции.
Практика:
Комбинации на середине:
1.

Упражнение demi plie и grand plie по выворотным и параллельным

позициям в ногах с использованием Ви-позиций с сочетанием пресс- позиций
(направленно на развитие координации) и работы корпуса arch, roll down (roll
up), cambré – (изогнуть, выгнуть, перегнуть) лёгкий перегиб корпуса назад или
в сторону;
2. Упражнения battement tendu и battement tendu jete на 45° с
использованием brush (скольжение или мазок всей стопой по полу перед
открытием ноги в воздух или при закрытии в позицию), curve, contraction
(release);
3. Упражнение rond de jambe par terre, на 45°, на 90° с закрытыми
положениями бёдер с использованием corkscrew turn («штопорные» повороты,
при которых исполнитель повышает или понижает уровень вращения), deep
body bend (наклон торсом вперед ниже 90°, сохраняя прямую линию торса и
рук), deep contraction (сильное сжатие в центр тела, в котором участвуют все
сочленения, т.е. в это движение включаются руки, ноги и голова);
4. Упражнение battement developpe на 90° с использованием hinge, tilt,
drоp (падение расслабленного торса вперед или в сторону) и fondu (мягкое,
эластичное plie);
5. Упражнение grand battement jete с использованием работы стопы – flex
20

и point, flat step (шаг, при котором вся стопа одновременно ставится на пол) и
frappeé (движение, относящееся к группе battements со сгибанием ноги в
колене);
6. Вращения в современном танце (поворот soutenu с выходом в tilt, tour
en l'air (поворот в воздухе) c сочетанием twist – движение, начинающееся с
закручивания плеч, за которыми поворачивается торс, изменяя плоскость
своего расположения);
7. Прыжки в современном танце (saute по выворотным позициям с
сочетанием royal – прыжковое движение с двух ног на две из V-й позиции в Vю; включает всего лишь один удар или одну заноску, за которой следует
перемена ног, прыжок pas de basque с сочетанием slide и kick – движение,
напоминающее grand battement developpe классического танца).
Импровизация:
1. Кросс-импровизация «Липучка» (по одному и в парах);
2. Импровизация на работу с импульсами в парах;
3. Работа в парах на доверие.
Партерная техника:
1. Стойка на плече с переката, разучивание кувырка, вариации;
2. Перекаты, «русалочка», прыжок и уход в слайд, перекаты с
перебежкой, «русалочка» со стойкой на локте;
3. Сross-партер с выходом на руки, слайд с ногой, из второй позиции
падение в пол;
4. Сross-партер на продвижение – активные стопы, с шагами, спираль,
перекаты, перескок) - медленный разбор и быстрая проработка по три
человека;
5. Растяжка. За основу взяты практики из йоги.
Cross-комбинации:
1. Сross-комбинация (шаги, уход в партер, перекат, grand battement,
прыжок, swing);

21

2. Сross-выпады, выпрыжка от лопаток, переход ногами-ножницами,
перескок, вес на руках;
3. Уходы в пол с вращениями: партерный прыжок с уходом в пол и body
roll, прыжок со скручиванием, шаг со слайдом, шаг со слайдом с
запозданием ноги.
Тема 3. «Классический танец»
Теория: особенности построения экзерсиса у станка классического танца.
Практика:
Экзерсис у станка:
1. Более сложные комбинации с использованием нескольких движений в
различных позах.
2. Battements fondus c plir-releve и c plie-releve c demi rond de jambe во
всехпозах и направлениях.
3. Battements double fondus во всех направлениях и во все позы вперед и
назад, в сочетании с demi-rond de jambe во всех направлениях и во все позы.
4. Battements fondus-tombee вперед и назад.
5. Battemenst releves lents на 90 градусов и battemenst devloppes во всех
направлениях и позах с подъемом на полупальцы.
6. Battemenst devloppes-passes на 90 градусов из всех направлений и при
переходе из позы в позу.
7. Demi-rond jambe developpe на полупальцах.
8. Полуповороты на одной ноге (с подменой ноги) en dehors et en
dedans.Экзкрсис на середине:
1. Подготовка и тур из IV позиции.
2. Pas de bourree dessus-dessous.
3. Туры со II, V, IV позиции (два оборота)
4. Adagio из пройденных поз в сочетании с поворотами на полупальцах
надвух ногах, с использованием различных связующих движений.
5. Temps leve на одной ноге (сочетается с sisonnes simples, маленьким
22

jete).
6. Glissat в маленьких позах (во всех направлениях).
7. Assamble вперед и назад в маленьких позах.
8. Jete с оконачанием в маленькие позы.
9. Sissonne fermee во всех маленьких позах.
10. Sissonnee ouverte на 45 градусов, позднее в маленьких
позах.
11. Petit pas de chat.
Тема 4. «Постановка танцевальных композиций»
Теория: Новые направления современной
хореографии.Практика:
1.

Составление этюдов на основе изученных танцевальных элементов в

эстрадном и современном стиле, народно- стилизованном, использование
элементов современной пластики.
2.

Сочинение с детьми танцевальных этюдов, композиций.

3.

Постановка конкурсных композиций в эстрадном и современном,

народно-стилизованном направлении.
4.

Импровизация.

5.

Совместные постановки с детьми младше возраста.

Тема 5. «Проектная деятельность»
Теория: повторение терминов. Правила подбора социальных партнеров
проекта. Календарный план.
Практика: разработка, реализация проекта с привлечением социальных
партнеров (УГК им. И,И. Ползунова, УрФУ).
Тема 6. «Конкурсно-досуговая деятельность»
Теория: особенности взаимодействия с детьми младшего возраста
Практика:
1.

Посещение родителями открытых уроков и концертов.
23

2.

Индивидуальные консультации с детьми и родителями.

3.

Родительские собрания.

4.

Совместные мероприятия с родителями, с детьми младшего возраста.

5.

Посещение мастер – классов ведущих хореографов, концертов

другихколлективов.
6.

Экскурсионные программы.

Модуль «Основы актерского мастерства»
Тема 7. «Основы актерского мастерства»
Тема 7.1. Парные этюды на органическое молчание.
Практика. Этюды - «Предлагаемые обстоятельства таковы, что Новый
годвы встречаете вдвоем, но вы в ссоре».
«На контрольной попытаться списать ответы у очень вредного соседа
попарте».
Тема 7.2. Парные этюды на рождение фразы.
Практика. Темы этюдов - «Пойдем домой(?) (!)», «Я решил…(бросить
музыкальную школу), (уехать от вас) ….». Главное выбирать фразы
действенные или событийные.
Тема 7.3. Парные этюды - наблюдения.
Практика. Разыграть этюды от лица людей, за которыми наблюдали
обучающиеся.
Тема 7.4. Этюды на сюжет картины.
Теория. Знакомство с картинами художников.
Практика. Подобрать материал с действенной ситуацией, понятной
детям. Адольф Вильям Бугро «Суп», «Трудный урок», «Уговоры», «Орехи»,
Ю. Леман «Провинился», К.Коровин «У балкона», «У открытого окна».
Разыграть этюды по картинам.

24

Учебный план 4 год обучения
№
п/п

Общее
количество
часов
Теория

Тема

В том
числе
практика

Формы
контроля/
аттестации

Модуль «Хореография»
Беседа

Введение в
образовательную
программу

1

Современная
хореография

50

2

48

Классический танец

50

2

48

4

Постановка
танцевальных
композиций

90

2

88

5

Проектная
деятельность

15

4

11

Конкурсно-досуговая
деятельность

10

2

8

1

2

3

6

1

Наблюдение,
беседа,
открытое
занятие,
импровизация
Наблюдение,
беседа,
открытое
занятие,
импровизация
Наблюдение,
беседа,
участие в
конкурсах,
импровизация
Беседа,
разработка и
презентация
проекта
Участие в
мероприятиях

Модуль «Основы актерского мастерства»
7

Основы актерского
мастерства

72

2

70

ИТОГО:

288

15

273

Беседа,
миниатюра,
упражнение

7

25

Содержание программы
4 год обучения

Модуль «Хореография»
Тема 1. Введение
Теория: Техника безопасности, правила поведения в ДДЮ, требования
предъявляемые к процессу обучения. Краткое содержание программы
десятого года обучения.
Тема 2. «Современная хореография»
Теория: Рисунки танца в современной хореографии.
Практика:
Комбинации на середине:
1.

Упражнение demi plie и grand plie по выворотным и параллельным

позициям в ногах с использованием Ви-позиций с закрытыми позициями
рук (cloze-poz) в танцевальных комбинациях, направленных на развитие
координации;
2.

Упражнения battement tendu и battement tendu jete на 45° с

использованием arabesque, прыжка glissade и «подвисов» по 2, 4 закрытой
позиции;
3.

Упражнение rond de jambe par terre, на 45°, на 90° с

закрытымиположениями бёдер с использованием swing и
усложнённых упражнений change (перемена ног и рук) на
координацию;
4.

Упражнение battement developpe на 90° с использованием jazz-

hand, stretch корпуса, поднятие ноги через developpe, стопы flex-point, все
закрытия ног через bounce;
5. Упражнение
импровизации

grand

battement

jete

с

использованием

«Диалог частей»;
6.

Вращения в современном танце (fouetteé, renverse, tour en l'air, tour);

26

7.

Прыжки в современном танце (sissonne simple, pas de basque pas de

chat (прыжковое движение, эмитирующее лёгкий, грациозный прыжок
кошки: согнутые ноги поочерёдно

отбрасываются назад, корпус

прогибается, может также исполняться с выбрасыванием ног вперёд)).
Импровизация:
1. Работа на взаимодействие в группе;
2. Разбор всевозможных видов зацепов руками;
3. Комбинация на взаимодействие в группе, телесный контакт;
4. Комбинация на работу с
весом.Партерная техника:
1. Большая комбинация в партере: свинги, перевороты,
скручивания,раскрытие-сжатие, перекаты с выходом наверх;
2. Динамический релиз: шаг со слайдом + разучивание рук,
шаг сослайдом с запозданием ноги (движение по спирали);
3. Проучивание рук для партерного прыжка по выворотной
позиции иподготовка к большим прыжкам - прыжок со
скручиванием;
4. Комбинация (повторение на обе стороны): flex-point, маятник
ногами,перекаты.
Cross-комбинации:
1. Сross-комбинация: перекат, переход в «свастику», выход в
стойку налопатках, перекат, слайд, прыжок «книжка» кувырок вперед;
2. Сross-комбинация: grand battement (2 вперед, 1 в сторону),
поворот soutenu, мах ногой назад с опорой на руки, подбивка, hinge,
drop корпуса в сторону, вращения по 2 широкой позиции, слайд,
renverse;
3. Сross-комбинация: перекат по полу, переход на колено,
перекат сколена на подъёмы, слайд, выход в «берёзку», слайд,
выход в
«берёзку» со скручиванием корпуса;

27

4. Сross-упражнение: слайд, не отрывая бедро от пола, слайд на
внешнейчасти бедра, упражнение «книжка».
Тема 3. «Классический танец»
Теория: особенности построения экзерсиса на середине классического танца.
Практика:
Экзерсис у станка:
Более сложные комбинации с использованием нескольких движений в
различных позах.
1. Battements fondus c plir-releve и c plie-releve c demi rond de jambe во
всехпозах и направлениях.
2. Battements double fondus во всех направлениях и во все позы вперед
и назад, в сочетании с demi-rond de jambe во всех направлениях и во все
позы.
3. Battements fondus-tombee вперед и назад.
4. Battemenst releves lents на 90 градусов и battemenst devloppes во
всехнаправлениях и позах с подъемом на полупальцы.
5. Battemenst devloppes-passes на 90 градусов из всех направлений и
припереходе из позы в позу.
6. Demi-rond jambe developpe на полупальцах.
7. Полуповороты на одной ноге (с подменой ноги) en dehors et en dedans.
Экзерсис на середине:
1.

Подготовка и тур из IV позиции.

2.

Pas de bourree dessus-dessous.

3.

Туры со II, V, IV позиции (два оборота)

4.

Adagio из пройденных поз в сочетании с поворотами на

полупальцах надвух ногах, с использованием различных связующих
движений.
5.

Temps leve на одной ноге (сочетается с sisonnes simples,

маленькимjete).

28

6.

Glissat в маленьких позах (во всех направлениях).

7.

Assamble вперед и назад в маленьких позах.

8.

Jete с оконачанием в маленькие позы.

9.

Sissonne fermee во всех маленьких позах.

10. Sissonnee ouverte на 45 градусов, позднее в маленьких
позах.11.Petit pas de chat.
Тема 4. «Постановка танцевальных композиций»
Теория: Новые направления современной
хореографии.
Практика:
1. Составление этюдов на основе изученных танцевальных элементов
в эстрадном и современном стиле, народно- стилизованном,
использование элементов современной пластики.
2. Сочинение с детьми танцевальных этюдов, композиций.
3. Постановка конкурсных композиций в эстрадном и
современном,народно-стилизованном направлении.
4. Импровизация.
5. Совместные постановки с детьми младшего и старшего возраста.
Тема 5. «Проектная деятельность»
Теория: Повторение теории.
Практика: Разработка, реализация и презентация проекта.
Тема 6. «Конкурсно-досуговая деятельность»
Теория: особенности взаимодействия с детьми старшего возраста
Практика:
1. Посещение родителями открытых уроков и концертов.
2. Индивидуальные консультации с детьми и родителями.
3. Родительские собрания.

29

4. Совместные мероприятия с родителями, с детьми
младшего истаршего возраста.
5. Посещение мастер – классов ведущих хореографов, концертов
другихколлективов.
6. Экскурсионные программы
Модуль «Основы актерского мастерства»
Тема 1. Этюды на мораль басни.
Теория: Знакомство с баснями, как с источником разных образов.
Практика. Проанализировать событийный ряд басни, найти подобные
ситуации в жизни и сочинить по ним этюд. «И в сердце льстец всегда
отыщет уголок» - И. Крылов «Ворона и лисица», «Как счастье многие
находят лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!» - И.Крылов «Две
собаки».
Тема 2. Идейно-тематический анализ номера
Практика. Разбор замысла хореографического номера
Тема 5.3. Сценическое воплощение
Практика.

Упражнения

для

воплощения

замысла

хореографа-

постановщика, отработка умений воплощать приобретенные навыки в
танце.
Учебный план 5 год обучения
№
п/п

Тема

Общее
количество
часов
Теория

В том
числе
практика

Формы
контроля/
аттестации

Модуль «Хореография»
1

Введение в
образовательную
программу

1

1

Беседа

30

2

Современная
хореография

50

2

48

Классический танец

50

2

48

4

Постановка
танцевальных
композиций

90

2

88

5

Проектная
деятельность

15

4

11

Конкурсно-досуговая
деятельность

10

2

8

3

6

Наблюдение,
беседа,
открытое
занятие,
импровизация
Наблюдение,
беседа,
открытое
занятие,
импровизация
Наблюдение,
беседа,
участие в
конкурсах,
импровизация
Беседа,
разработка и
презентация
проекта
Участие в
мероприятиях

Модуль «Основы актерского мастерства»
7

Основы актерского
мастерства

72

2

70

ИТОГО:

288

15

273

Беседа,
миниатюра,
упражнение

7

Содержание программы5 год обучения
Модуль «Хореография»
Тема 1. Введение
Теория: Техника безопасности, правила поведения в ДДЮ, требования
предъявляемые к процессу обучения. Краткое содержание программы
второго года обучения.
31

Тема 2. «Современная хореография»
Теория: Рисунки танца в современной хореографии.
Практика:
Комбинации на середине:
1. Упражнение demi plie и grand plie по выворотным и параллельным
позициям в ногах с использованием Ви-позиций с закрытыми позициями
рук (cloze-poz) в танцевальных комбинациях, направленных на развитие
координации;
2. Упражнения battement tendu и battement tendu jete на 45° с
использованием arabesque, прыжка glissade и «подвисов» по 2, 4 закрытой
позиции;
3. Упражнение rond de jambe par terre, на 45°, на 90° с
закрытымиположениями бёдер с использованием swing и
усложнённых упражнений change (перемена ног и рук) на
координацию;
4. Упражнение battement developpe на 90° с использованием jazzhand, stretch корпуса, поднятие ноги через developpe, стопы flex-point, все
закрытия ног через bounce;
5. Упражнение
импровизации

grand

battement

jete

с

использованием

«Диалог частей»;
6. Вращения в современном танце (fouetteé, renverse, tour en l'air, tour);
7. Прыжки в современном танце (sissonne simple, pas de basque
(прыжок с ноги на ногу,
pas de chat (прыжковое движение, эмитирующее лёгкий, грациозный
прыжок кошки: согнутые ноги поочерёдно отбрасываются назад, корпус
прогибается, может также исполняться с выбрасыванием ног вперёд)).
Импровизация:
1. Работа на взаимодействие в группе.
2. Разбор всевозможных видов зацепов руками.

32

3. Комбинация на взаимодействие в группе, телесный контакт.
4. Комбинация на работу с
весом.Партерная техника:
1. Большая комбинация в партере: свинги, перевороты,
скручивания,раскрытие-сжатие, перекаты с выходом наверх.
2. Динамический релиз: шаг со слайдом + разучивание рук,
шаг сослайдом с запозданием ноги (движение по спирали).
3. Изучение работы рук для партерного прыжка по выворотной
позициии подготовка к большим прыжкам - прыжок со
скручиванием.
4. Комбинация (повторение на обе стороны): flex-point, маятник
ногами,перекаты.
Cross-комбинации:
1.

Сross-комбинация: перекат, переход в «свастику», выход в

стойку налопатках, перекат, слайд, прыжок «книжка» кувырок вперед.
2.

Сross-комбинация: grand battement (2 вперед, 1 в сторону),

поворот soutenu, мах ногой назад с опорой на руки, подбивка, hinge,
drop корпуса в сторону, вращения по 2 широкой позиции, слайд,
renverse.
3.

Сross-комбинация: перекат по полу, переход на колено,

перекат сколена на подъёмы, слайд, выход в «берёзку», слайд,
выход в
«берёзку» со скручиванием корпуса.
4.

Сross-упражнение: слайд, не отрывая бедро от пола, слайд на

внешнейчасти бедра, упражнение «книжка».
Тема 3. «Классический танец»
Теория: особенности построения занятия классического танца.
Практика:
Экзерсис у станка:
33

Более сложные комбинации с использованием нескольких движений в
различных позах.
1. Battements fondus c plir-releve и c plie-releve c demi rond de jambe во
всехпозах и направлениях.
2. Battements double fondus во всех направлениях и во все позы
вперед и назад, в сочетании с demi-rond de jambe во всех направлениях и
во все позы.
3. Battements fondus-tombee вперед и назад.
4. Battemenst releves lents на 90 градусов и battemenst devloppes во
всехнаправлениях и позах с подъемом на полупальцы.
5. Battemenst devloppes-passes на 90 градусов из всех направлений
и припереходе из позы в позу.
6. Demi-rond jambe developpe на полупальцах.
7. Полуповороты на одной ноге (с подменой ноги) en dehors et en
dedans.Экзерсис на середине:
1. Подготовка и тур из IV позиции.
2. Pas de bourree dessus-dessous.
3. Туры со II, V, IV позиции (два оборота)
4. Adagio из пройденных поз в сочетании с поворотами на
полупальцах надвух ногах, с использованием различных связующих
движений.
5. Temps leve на одной ноге (сочетается с sisonnes simples,
маленькимjete).
6. Glissat в маленьких позах (во всех направлениях).
7. Assamble вперед и назад в маленьких позах.
8. Jete с оконачанием в маленькие позы.
9. Sissonne fermee во всех маленьких позах.
10. Sissonnee ouverte на 45 градусов, позднее в маленьких
позах.11.Petit pas de chat.
34

Тема 4. «Постановка танцевальных композиций»
Теория: Драматургия в хореографии.
Практика:
1. Составление этюдов на основе изученных танцевальных элементов в
эстрадном и современном стиле, народно- стилизованном, использование
элементов современной пластики.
2. Сочинение с детьми танцевальных этюдов, композиций.
3. .Постановка конкурсных композиций в эстрадном и современном,
народно-стилизованном направлении.
4. Импровизация.
5. Совместные постановки с детьми младшего и старшего возраста.
Тема 5. «Проектная деятельность»
Теория: Повторение теории.
Практика: Разработка, реализация и презентация проекта (тема и вид
проекта определяется обучающимися)
Тема 7. «Конкурсно-досуговая деятельность»
Теория: Создание хореографического коллектива.
Практика:
2. Посещение родителями открытых уроков и концертов.
3. Индивидуальные консультации с детьми и родителями.
4. Родительские собрания.
5. Совместные мероприятия с родителями, с детьми
младшего истаршего возраста.
6. Посещение мастер – классов ведущих хореографов, концертов
другихколлективов.
7. Посещение занятий хореографических коллективов города.
Экскурсионные программы.
Модуль «Основы актерского мастерства»
35

Тема 1. Этюды на литературное произведение.
Теория. Знакомство с произведениями художественной литературы.
Практика. Проанализировать событийный ряд литературного
произведения,найти подобные ситуации в жизни и сочинить по ним этюд.
Тема 2. Идейно-тематический анализ номера
Практика. Разбор замысла хореографического номера
Тема 3. Сценическое воплощение
Практика. Упражнения для воплощения замысла хореографа-постановщика,
отработка умений воплощать приобретенные навыки в танце.

1.4. Планируемые результаты и способы их определения
Метапредметные:
 реализована потребность обучающихся в творческом самовыражении;
 сформированы позитивные социальные и личностные цели и

ценности
 владение навыками творческой, исследовательской и проектной

деятельности, навыками разрешения проблем;
 способность и готовность к самостоятельному поиску методов

решения практических задач, применению различных методов познания
для изучения различных сторон окружающей действительности;
Личностные:
 совершилось

самоопределение,

определился

вектор

профессиональной ориентации обучающихся;
 сформированы

навыки

продуктивного

сотрудничества

со

сверстниками и взрослыми в творческой и общественно полезной
деятельности;
36

 сформирована социально-активная

личность,

способная к

саморазвитию и самореализации
Предметные результаты:
 сформированный навык и потребность в успешной самопрезентации

в рамках избранного направления деятельности.
 умение использовать разнообразные формы и виды танцевально-

хореографической деятельности для организации здорового образа жизни,
активного отдыха и досуга;
 овладение современными технологиями укрепления и сохранения

здоровья,

поддержания

работоспособности,

профилактики

предупреждения заболеваний;
 овладение способами самоконтроля индивидуальных показателей

здоровья, умственной и физической работоспособности, физического
развития и физических качеств;
 овладение хореографическими приёмами действиями и активное

использование

их

в

режиме

учебной

и

концертно-конкурсной

деятельности;
 способность к театрализации и творческой импровизации.

Оптимальным способом проверки результатов является система
мониторинга.
обучающихся»,

Используются

«Диагностические

«Диагностические

карты

карты

достижений

развития

социальных

компетенций
обучающихся»

и

«Индивидуальные

карты

формирования

социокультурных компетенций». Трижды в течении учебного года
педагог

заполняет

диагностические

карты

с

целью

выявления

результативности учебно- воспитательного процесса и закономерностей
личностного роста и творческого развития детей. Помимо анализа
диагностических карт способом проверки достигнутых результатов
являются выступления детей на концертах, фестивалях и конкурсах

37

разного уровня, презентация проектов.
Формы

подведения

итогов

реализации

дополнительной

образовательной программы: итоговые и конкурсные выступления,
открытые занятия, реализованные проекты, танцевальные спектакли.
Запланированы родительские собрания, анкетирование родителей для
выявления

степени

образовательных

удовлетворенности

услуг;

обязательное

качеством
привлечение

дополнительных
родителей

к

организациии проведению экскурсий, концертов, конкурсов и фестивалей.
Форма промежуточной аттестации – отчётный концерт.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Календарный учебный график
№ п\п
1
2
3
4
5
6
7

Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Начало занятий
Выходные дни
Каникулы

8

Окончание учебного года

36 в год
72/108
4 - 1 г/о, 8 – 2-5 г/о
144/288
11 сентября
31.12 – 09.01
Образовательная
деятельность
в
ДДиЮ
осуществляется и в период
осенних
и
весенних
школьных каникул

31 мая

2.2 Условия реализации программы
Методическое обеспечение:
В курсе обучения применяются как традиционные методы вербальные, наглядного восприятия, игровые и практические, так и
инновационные технологии: проектная и личностно-ориентированного
обучения.
Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому,
глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения,
38

повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно
отнести:
 показ упражнений,
 демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей,
 прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает

закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со
звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию
музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет
привычку двигаться ритмично.
Метод использования слова (вербальный) — универсальный метод
обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается
содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные
основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с
музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов
использования словав обучении:
 объяснение,
 словесное сопровождение движений под музыку,
 рассказ,беседа,
 обсуждение.
Практические методы основаны на активной деятельности самих
учащихся:
 Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется

относительной

доступностью

упражнений.

Однако,

использование

данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной
ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие
на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.
 Ступенчатый метод широко используется для освоения самых

разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое
упражнение

можно

приостановить

для

уточнения

двигательного

движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может

39

также применяться при изучении сложных движений.
 Игровой метод используется при проведении музыкально —

ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества
учащихся между собой и повышении ответственности каждого за
достижение

определённого

результата.

Такие

условия

повышают

эмоциональность обучения.
Создание

ситуации

успеха

поддерживается

применением

технологии проектной деятельности и личностно-ориентированного
обучения, позволяющими максимально реализовать личностный и
творческий потенциал каждому обучающемуся.
Названные методы обучения на практике могут быть дополнены
различными приёмами педагогического воздействия на учащихся.
Воспитательная часть программы реализуется следующим образом:
1. Беседы о требованиях, предъявляемых к учащимся студии: техника
безопасности, правила поведения в танцевальном зале, транспорте,
общественных мероприятиях, требования к обучающему процессу.
2. Тематические беседы о хореографии.
3. Посещение родителями открытых уроков и концертов.
4. Индивидуальные консультации с детьми и родителями.
5. Родительские собрания.
6. Совместные мероприятия детей и родителей
7. Посещение

мастер–классов,

концертов

и

спектаклейхореографического искусства.
8. Экскурсионные программы по городам России.
9. Участие в благотворительных концертах.
Дидактическое обеспечение программы:
1. Разработка теоретической части занятий, презентации.
2. Иллюстрации, видео, аудио.

40

Для реализации программы необходимо наличие
материально-технической базы:
 Кабинет хореографии, кабинет актерского мастерства.
 Станок
 Зеркала
 Музыкальный центр
 Гимнастические коврики 24 шт.
 Утяжелители 0,5 кг. 20 пар
 Скакалки 15 шт.
 Диски, флэш карты
 Костюмы
 Реквизит для хореографических постановок
Кадровое обеспечение:
По данной программе работают педагоги – хореографы, а также
педагог по актерскому мастерству, концертмейстер.
Информационное обеспечение
Важным условием для получения результатов является применение:
• Аудиозаписей для разминки;
• Аудиозаписей для музыкального сопровождения номеров;
• Видеоматериалов с выступлениями хореографических коллективов,
методикой исполнения движений;
• Создание и администрирование интернет сообщества студии (группа
ВКонтакте, WhatsApp), в которых происходит обсуждение актуальных
вопросов, публикация фото и видеоматериалов с выступлений студии, видео
мастер-классы.
Электронные

ресурсы

с

материалами

по

хореографии:

https://www.livelib.ru/selection/793549-v-pomosch-horeografu
http://dancewow.ru/films/russkie-tanetsi
41

http://lessons-pv.ru/tanci-813.html
3.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы контроля:
-отчетный концерт;
-участие в конкурсах разных уровней;
-открытые занятия для родителей.
Оценочные материалы, позволяющие оценить уровень освоения программы,
представлены в Приложениях: «Диагностическая карта уровня развития 4К
компетенций» «Сводная карта освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы (предметная компетентность)», Анкета « Степень
удовлетворенности родителей качеством реализации программы».

42

Список литературы
Нормативно-правовая литература указана в Пояснительной записке
Психолого - педагогическая литература:
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2018. - 317 c.
2. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2017. - 352 c.
3. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования - В.П. Голованов. - М.: Юрайт, 2018.- 282 с.
4. Корчак, Я. Несерьезная педагогика / Я.Корчак. - М.: Самокат, 2019. - 256 c.
5. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика: Учебно-методическое пособие / Д.В.
Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры / И.В. Патрушева. - М.: Юрайт,
2019. - 130 с.
7.Педагогика

дополнительного

образования.

Психолого-педагогическое

сопровождение детей / ред. Байбородова Л. В. - М.: Юрайт, 2019. 364 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. –
Рн/Д: Феникс, 2019. - 687 c.
9. Суртаева, Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии / Н.Н. Суртаева.- М.:
Юрайт, 2019. - 250 с.
10. Хуторской, А.В. Педагогика / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2019. - 312 c.
Специальная литература:
1. Бабакин, Б.С. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа / Б. С.
Бабакин, А. Э. Суслов, Ю. А. и др. - СПб.: Планета Музыки, 2018. - 128 c.
2. Бакланова, Т.И. Педагогика современного танца/ Т.И. Бакланова.- М.: Планета
музыки, 2019. 160 с.
3. Бахто, С.Е. Ритмика и танец / С.Е. Бахто. - М.: - Владос. 2018.-187 с.
43

4. Есаулов, И.Г. Педагогика и репетиторство в современной хореографии / И.Г.
Есаулов.

-

СПб.:

Планета

Музыки,

2019.

-

256

c.

5. Зайфферт, Д. Педагогика и психология танца / Д. Зайфферт. - СПб.: Лань, 2017.
- 141 c.
Литература для родителей:
1. Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и танцы». - М.: ВАКО, 2018.204 с.
2. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого
движения.- Ярославль, 2019. – 164 с.
3. Пуртова Т.В., Беликова А.Н. Учите детей танцевать. - М.: Владос, 2018. – 112 с.
4. Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание». -М.: АСТ, 2017. – 186 с.
5. Фрилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са-Фи-Дансе. Танцевально-игровая
гимнастика для детей. - С.-П.: Детство-пресс, 2018. – 134 с.
Литература, рекомендуемая обучающимся:
1.Журналы «Искусство ». Подшивка за 2008-2021 гг.
2. Журналы «Балет». Подшивка за 2000-2021 гг.
3. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. – М. «Искусство»,2016
4. Видеоматериалы концертов, выступлений танцевальных коллективов.
Рекомендуемые сайты:
1. http://www.horeograf.com/page/35
2. https://infourok.ru/drugoe.html
3. https://www.youtube.com/user/DANCEHELP
4. https://www.livelib.ru/selection/793549-v-pomosch-horeografu
5. http://dancewow.ru/films/russkie-tanetsi
44

Ф.И.
обучающегося

Средний балл

Эмоциональная отзывчивость,
толерантность

Способность к установлению
контактов и конструктивному
взаимодействию

Личная организованность и
ответственность

Умение быть командным игроком,
работать на общий результат

Инициативность, творческая
активность

Целеустремленность, трудолюбие и
ориентация на успех

Воображение, фантазия, умение
работать не по шаблону

Рефлексивность, самоконтроль
результатов личной деятельности

Приложение 1

Диагностическая карта уровня развития 4К компетенций обучающихся
Разработано в МАУ ДО – ДДиЮ, г. Екатеринбург

Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2 балла – базовый
уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла – оптимальный уровень (качество
присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество развито)

45

Приложение 2

№
п/п

Ф.И.
обучающегося

Уровень
практической
подготовки

Показатели

Уровень
теоретической
подготовки

Сводная карта освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
(предметная компетентность)

Уровень освоения
дополнительной
образовательной программы

А

Б

В баллах
(А+Б):2

1
2
Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2 балла –
базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла – оптимальный
уровень (качество присутствует).

46

Приложение 3
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Поделитесь, пожалуйста, вашим мнением о качестве образования в
творческом объединении ДДиЮ, которое посещает Ваш ребенок.
Прочитайте внимательно каждое утверждение. Если вы с ним согласны, то поставьте
рядом с номером вопроса знак «+», если не согласны, то знак «-».
1. Образовательный процесс в детском объединении ориентирован на развитие личности
каждого ребёнка
2. Достижения и успехи моего ребенка педагоги оценивают объективно и справедливо
3. Педагог учитывает индивидуальные особенности моего ребёнка
4. Педагог прислушивается к моему родительскому мнению и учитывает его
5. В творческом коллективе проводится много интересных мероприятий
8. В группе / детском творческом объединении доброжелательная психологическая атмосфера
9. У моего ребёнка складываются нормальные взаимоотношения с педагогом
10. У моего ребёнка хорошие взаимоотношения c детьми в группе, которую он посещает
11. Я являюсь частым гостем сайта ddu66.ru и получаю там интересную и полезную для меня
информацию
12. За время обучения моего ребёнка в творческом объединении отмечено повышение уровня
его личностного развития
13. Мой ребенок с удовольствием занимается в творческом коллективе ДДиЮ
14. Я доволен тем, что мой ребёнок посещает занятия в ДДиЮ

47


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».