Студия народного пения Дубравушка

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования –
Дом детства и юношества

Студия народного пения
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
Срок реализации программы 4 года
Возраст обучающихся 7-16 лет

Разработчик:
Козлова
Ольга Валерьевна,
педагог дополнительного
образования

г. Екатеринбург, 2024 г

1

Содержание

1. Комплекс основных характеристик программы……………
1.1.Пояснительная записка…………………………………………..
1.2. Цель и задачи программы……………………………………….
1.3. Содержание программы………………………………………….
1.4. Планируемые результаты и способы их определения ………..
2.Комплекс организационно-педагогических условий…………
2.1.Календарный учебный график…………………………………...
2.2. Условия реализации программы………………………………..
2.3.Формы аттестации и контроля…………………………………...
Список литературы………………………………………………..
Приложения…………………………………………………………..

2

3
3
7
9
20
21
21
21
23
25
27

1.Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Освоение и развитие культурного наследия необходимо каждому
современному молодому человеку. Приобщение детей к народной культуре
способствует
формированию
их
внутреннего
мира,
обеспечивает
жизнеспособность на этапе взросления и становления личности ребёнка. Для
этого требуется и бережное сохранение уже сформировавшихся народных
традиций, и их творческое осмысление в новых условиях.
Программа «Студия народного пения» (далее – программа) нацелена на
развитие творческой деятельности ребёнка, где признание его музыкальных,
исполнительских, артистических способностей оценено по-достоинству, а также
его коллективное взаимодействие с другим исполнителями в вокально-хоровой,
танцевальной и театральной деятельности.
Направленность программы - художественная. Программа представляет
собой логически выстроенную систему, направленную на введение учащихся в
мир фольклорного искусства, формирование начальных знаний и умений о
народном традиционном песенном творчестве в сочетании с современными
стилистическими особенностями песенной культуры.
Программа актуальна, так как:
1) разработана в соответствии со следующими современными нормативными
правовыми актами и государственными программными документами, а также
локальными нормативными актами:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Принято
Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).

Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ
от 29.05.2015 №996-р)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (вступает в
силу с 1 марта 2023 года);
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
3

 Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №09-3242;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;

Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
 Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в
образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» от 01.11.2021 №934-д4;

Устав МАУ ДО – ДДиЮ;

Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ на 2022 – 2025 гг.
2) актуальна, так как отвечает региональным социально-экономическим
потребностям и особенностям образовательного пространства Екатеринбурга,
способствуя решению проблемы обеспечения каждому ребенку возможности
максимально полного раскрытия его творческого потенциала, а также
значительного социального запроса на выступления юных вокалистов на
концертных площадках при проведении мероприятий различного уровня
3)
отвечает
потребностям
родителей
в
доступном,
бесплатном,
профессионально организованном и содержательном досуге их детей, в
творческом и личностном развитии детей, в привитии интереса к народным
традициям, к традиционным ценностям
а также потребностям детей в
творческом самовыражении посредством исполнения песен и участия в
концертах.
Отличительные особенности и новизна программы
Программа составлена на основе дополнительной общеобразовательной
программы Конугуровой З.Г. «Студия народного вокала Златка» г. Екатеринбург,
2015 год. Отличие программы от программы «Студия народного вокала Златка»
4

Конугуровой З.Г. состоит в углублении учебного материала, увеличении часов на
пение в движении, во включении танцевальной, театральной и декоративноприкладной деятельности.
В основу программы положены следующие дидактические принципы
обучения и воспитания: принцип адаптивности; принцип творческого развития;
принцип психологической комфортности; принцип успешности; принцип
доступности; принцип индивидуального подхода.
Адресат программы - дети 7-16 лет без предъявления требований к уровню
подготовки и способностям, при отсутствии медицинских противопоказаний. В
процессе занятий сочетается групповая работа, а также небольшими ансамблями
и солистами.
Психофизиологические особенности детей младшего, среднего и
старшего школьного возраста: различие в отношении к обучению у детей этих
групп определяется характером мотивов. На первое место выдвигаются мотивы,
связанные с жизненными планами подростков, их намерениями в будущем,
мировоззрением и самоопределением. В младшем школьном возрасте старые
мотивы, интересы теряют свою побудительную силу. Все, что имеет отношение к
учебной деятельности, оказывается ценным. Появляется познавательная
потребность и потребность в саморазвитии. Это также мотив собственного роста,
самосовершенствования, развития своих способностей. На протяжении младшего
школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с
окружающими людьми. В сознании ребенка закладываются определенные
нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их
ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребенка
шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого.
Мотивы детей 11-14 лет характеризуются наличием ведущих, ценных для
личности побуждений. Дети испытывают потребность проявить свои способности
в связи с развитием интеллектуальных и творческих сил. Все чаще подросток
начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется
стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к
самообразованию, потребность с саморелизации. В возрасте 15 – 16 лет
(юношеский возраст) заметно изменяются эстетические чувства, способность
эмоционально воспринимать и любить прекрасное в окружающей
действительности: в природе, в искусстве, общественной жизни. Развивающиеся
эстетические чувства смягчают резкие проявления личности юношей и девушек,
5

помогают освобождаться от непривлекательных манер, вульгарных привычек,
способствуют развитию чуткости, отзывчивости, мягкости, сдержанности.
С учетом данных фактов комплектуются группы в соответствии с возрастом
обучающихся. Каждый обучающийся может по желанию и результатам быть
допущен в другую группу.
Режим и продолжительность занятий
Дети занимаются по 2 часа (1 академический час равен 45 мин) с
обязательным 10-минутным перерывом.. Количество обучающихся в группе – до
15 человек. Программа предусматривает занятия: первого года обучения – 4 часа
в неделю, 144 часа в год, второго года обучения- 6 часа в неделю, 216 часов в год,
третьего года обучения- 6 часов в неделю, 216 часов в год, четвёртого года
обучения-6 часов в неделю,216 часа в неделю(в период с 15 сентября по 31 мая).
1 год
обучения

2 год
обучения

3 год
обучения

4 год
обучения

Общий
объем

144ч.

216ч.

216ч.

216ч.

792ч.

Занятие может проходить в кабинете, в актовом зале, в хореографическом
кабинете и на улице, так как предполагает исполнение танцев, хороводов,
народных игр, праздников.
Срок реализации программы - 4 года.
Общий объём программы - 792часа.
Организация образовательного процесса – традиционная линейная
последовательность обучения в течение одного года.
Перечень форм реализации образовательной программы: форма
обучения – очная.
Перечень форм организации занятий – групповая, допускается обучение в
индивидуальной форме или в малых группах при подготовке концертных и
конкурсных сольных номеров.
Перечень видов занятий: практические занятия, выездное занятие,
открытое занятие, репетиции, концерты, конкурсы.
Формы подведения результатов - проверка знаний и оценка результатов
освоения программы осуществляется на зачётных занятиях, отчетном концерте.
6

1.2. Цель и задачи программы
Цель - Развитие творческой личности ребёнка через приобщение к
музыкальному фольклору и искусству сольного и ансамблевого пения.
Задачи:
Обучающие:
- обучать правильно применять певческую установку и пользоваться певческим
дыханием;
- формировать навыки активного использования артикуляции, следить за чистотой
интонации, не форсировать звук, стремиться к естественной вокализации;
- формировать навыки игры на шумовых народных инструментах (ложки,
трещётки, рубель) в соединении с пением;
- формировать навыки танцевальных движениях, через которые передается
характер музыкального произведения;
Развивающие:
- формировать познавательный интерес к занятиям;
- развивать музыкальность, фантазию, желание самовыражаться;
- содействовать развитию певческого диапазона – большая терция, чистая кварта от
ноты до первой октавы до-фа первой октавы.
- развивать приемы народного исполнения, а также пения без сопровождения;
Воспитательные:
- содействовать умению классифицировать музыкальные произведения по жанрам;
- формировать объектовую оценку своих вокальных способностей;
- воспитывать ценностное отношение к обрядам и традициям;
- содействовать формированию умения понимать причины успешности (не
успешности) собственной исполнительской деятельности и коллектива в целом;
- воспитывать
личностные
качества, необходимые
исполнителям:
целеустремленность, умение
преодолевать трудности, способность
к
достижению качественного конечного результата.

7

1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план
1 год обучения
№
п/п
1

Перечень
разделов, тем
Вводное занятие

Количество часов

Формы аттестации/
контроля

Всего

Теория Практика

2

1

1

Беседа

2

0

2

Педагогическое
наблюдение

2

Знакомство с
народной манерой
пения

3

Особенности
исполнения
детского
фольклора

6

2

4

Анализ выполнения
контрольного
исполнения

4

Нормы песенного
исполнительства

10

0

10

Анализ выполнения
творческого задания

5

Работа с текстом
песен

6

0

6

Педагогическое
наблюдение

Пение в движении
6

7

8

20

Народный
календарь
Работа над
хоровым
(ансамблевым,
сольным)
произведением

6

74

0

20

6

0

0

74

8

Анализ контрольного
исполнения
музыкального
произведения
Анализ участия
учащихся в беседе
Анализ
индивидуального и
группового
выполнения заданий

9

Концертная
деятельность

8

0

8

Отчетный концерт

10

Конкурсноэкскурсионная
деятельность

10

4

6

Анализ творческих
достижений

Всего

144

14

130

Содержание учебного (тематического) плана
1 год обучения
Тема 1. Вводное занятие
Теория: Знакомство с учащимися. Знакомство с правилами техники
безопасности на занятиях. Введение в предмет. Знакомство с объединением,
режимом работы.
Практика: Слушание произведений и их обсуждение.
Тема 2. Знакомство с народной манерой пения
Теория: главный принцип народного пения, основанного на разговорной речи.
Практика: Освоение звуковой подачи. Поем гласными. Использование
фольклорного материала в освоении говорка «нараспев».
Тема 3. Особенности исполнения детского фольклора
Теория: Простота фольклорного материала. Отражение в материале
окружения, быта и семейных традиций. Познавательные приемы песенного
фольклора.
Практика: Освоение простейших мелодий и ограниченных по диапазону
песенных и игровых мелодий. Разучивание попевок - «А кто ж у нас молодец.»,
«тара-ра»
Тема 4. Нормы песенного исполнительства
Теория: Место применения. Развитие интереса к окружающему миру,
установление контакта с людьми разного возраста.
Практика: Знакомство с пестушками. Разучивание «У меня, у тебя»
Тема 5. Работа с текстом песен
Теория: что такое вариативное исполнение текста. Характерность.
Практика: Разучивание скороговорок и трудноговорок. Практическая
работа перед занятием вокалом – разогрев артикуляционного аппарата,
проговаривание скороговорок/трудноговорок, ориентированных на правильное
произношение согласных звуков.
Тема 6. Пение в движении
Теория: Основные правила поведения на сцене.

9

Практика: Работа над движениями. Изучение простейших движений,
поворотов руки в народной манере, простых дробей, поворотов и круговых
проходов на сцене, работа над осанкой.
Тема 7. Народный календарь.
Теория: Знакомство с основными календарными народными праздниками.
Знакомство с основными песенными традициями Уральского региона.
Практика: Изучение простейших потешек, прибауток, закличек,
традиционных народных игр.
Тема 8. Работа с хоровым (ансамблевым, сольным) произведением
Теория: Принцип отбора репертуара: высокая идейно-художественная
ценность произведения (интересная мелодика, текст), соответствие вокальнотехническим возможностям, разнообразие жанров и характеров.
Практика: Разбор мелодического рисунка, ритма, динамики. Разучивание и
пропевание отдельных фраз, пение фразы на: одних открытых гласных, сочетании
слогов, на закрытый рот; работа с текстом и метроритмом. Работа над
интонацией. Занятие с подгруппами.
Тема 9. Концертная деятельность
Практика: Участие в фестивалях, конкурсах, концертах. Проведение в
середине учебного года открытого урока для комиссии, родителей и всех
желающих, также проведение отчетного концерта в конце года для родителей и
гостей.
Тема 10. Конкурсно -экскурсионная деятельность.
Теория: Правила безопасного поведения при посещении массовых
мероприятий.
Практика: Просмотр концертов и конкурсов народных коллективов,
обсуждение увиденного и услышанного, творческие встречи с другими
коллективами, посещение городских народных гуляний, вечерок, участие в
мастер-классах ведущих педагогов страны по народному пению. Проведение
мероприятий внутри коллектива («Новый год», «Встреча осени», «Встреча
весны»), подготовка и проведение игр, чаепития для детей коллектива и их
родителей.
2 год обучения
№

Количество часов

п/п Перечень разделов, тем
1

Вводное занятие.
Инструктаж.

2

Изучение резонаторного
пения

Всего Теория Практика
2

10

2

2
10

Формы
аттестации/
контроля

0

беседа

8

Анализ
практической
работы

3

Вокально-хоровая работа 12

2

10

4

Речевая техника

0

12

5

Хореография народной
песни

6

7

8

12

20

0

20

6

2

4

64

0

64

Народный календарь

Работа с хоровым
произведением

Работа с шумовыми
музыкальными
инструментами

Анализ
педагогического
наблюдения за
творческой
деятельностью
Анализ
группового
выполнения
упражнений
Анализ
выполнения
контрольных
упражнений
Анализ
наблюдения за
творческой
активностью
Анализ слушания
и
освоения
вокальных
навыков

72

2

70

Анализ участия в
творческом
отчете

10

0

10

Отчетный
концерт
Анализ
творческих
достижений

9

Концертная деятельность

10

Конкурсно-экскурсионная
деятельность
8

0

8

Всего

10

206

216

2 год обучения
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж
Теория: Приветствие учащихся. Инструктаж по технике безопасности.
Тема 2. Изучение резонаторного пения
11

Теория: Знакомство с основными резонаторами, используемыми
вокалистами при работе с голосом.
Практика: Выполнение упражнений на развитие головного резонатора.
Тема 3. Вокально-хоровая работа
Теория: Профилактика заболеваний, влияющих на работу голосового
аппарата. Способы предупреждения заболеваний. Повторение основных правил
охраны голоса. Советы по гигиене голосового аппарата. Укрепление голоса.
Работа с гласными.
Практика: Выполнение комплекса упражнений для укрепления голоса.
Звукоизвлечение на крепком дыхании. Распевки. Работа с грудным и головным
резонаторами. Выстраивание «вертикали» и «горизонтали».
Тема 4. Речевая техника.
Практика: Выполнение упражнений на разработку техники речи.
Тема 5. Хореография народной песни
Теория: Основные правила поведения на сцене.
Практика: Работа над движениями. Изучение простейших движений,
поворотов руки в народной манере, простых дробей, поворотов и круговых
проходов на сцене, работа над осанкой.
Тема 6. Народный календарь
Теория: Праздники и обряды русского народа. Цикличность, соблюдение
традиций и обычаев, правил проведение народного праздника. Разнообразие
праздничного песенно-игрового материала.
Практика: Слушание аудиозаписей, просмотр видеоматериалов. Разбор и
анализ песенного фольклора.
Тема 7. Работа с хоровым произведением
Теория: Традиция многоголосного пения на Руси. Элементы импровизации
мелодики народной песни. Интонационная чистота. Дублирование основной
мелодии. Втора - основа многоголосного пения. Пение каноном.
Практика: Освоение элементов двухголосые малыми вокальными
группами. Чередование запевов соло, группы. Звуковые повторы. Развитие
внутрислухового контроля, пение «цепочкой».
12

Тема 8. Работа с шумовыми музыкальными инструментами
Теория: Изучение различных жанров народной музыки, в которых
используются шумовые народные инструменты. Владение шумовыми
инструментами.
Практика: Самостоятельное применение шумовых инструментов во время
исполнения произведения. Освоение приемов игры. Знакомство и освоение
приемов звукоизвлечения на музыкально-шумовых инструментах. Введение
простейших приемов игры на шумилках и гудках в изученный игровой материал.
Тема 9. Концертная деятельность.
Теория: Анализ собственного участия в концерте и выступления
коллектива.
Практика: Участие в фестивалях, конкурсах, концертах. Проведение в
середине учебного года открытого урока и отчетного концерта в конце года для
родителей и гостей.
Тема 10. Конкурсно - экскурсионная деятельность
Практика: Просмотр концертов и конкурсов народных коллективов,
обсуждение увиденного и услышанного, творческие встречи с другими
коллективами, посещение городских народных гуляний, вечерок, участие в
мастер-классах ведущих педагогов страны по народному пению. Проведение
мероприятий внутри коллектива («Новый год», «Встреча осени», «Встреча
весны»), подготовка и проведение игр, чаепития для детей коллектива и их
родителей.

№
п/п

1

2

Учебный план
Базовый уровень (3 год обучения)
Количество часов
Практика

Формы
аттестации/контроля

1

1

Опрос

2

8

Анализ участия в
викторин

Всего Теория

Название раздела,
темы
Вводное занятие.
Музыкальный
2
фольклор
Русский фольклор
10
Урала

13

Вокально-хоровая
работа

20

2

18

Речевая техника

10

0

10

5

Хореография
народной песни

10

2

8

6

Народные семейнобытовые праздники

6

2

4

64

0

64

72

10

62

18

2

16

4

0

4

216

21

195

3
4

7

8

9
10

Работа с хоровым
произведением
Работа с шумовыми
музыкальными
инструментами
Концертная
деятельность
Воспитательная
деятельность
Всего

Анализ практической
работы
Анализ группового
выполнения
упражнений
Анализ выполнения
контрольных
упражнений
Анализ наблюдения
за
творческой
активностью
Анализ слушания и
освоения вокальных
навыков
Анализ комбинаций
Отчетный концерт
Анализ творческих
достижений

3 год обучения
Тема 1. Вводное занятие. Музыкальный фольклор
Теория: Вводное занятие. Знакомство с правилами поведения, с техникой
безопасности на занятиях. Режим, форма занятий. Знакомство с деятельностью
коллектива. Входной контроль. Современный репертуар народного певца.
Практика: Определение уровня готовности к занятиям. Упражнения на
внимание, ритм, музыкальный слух.
Тема 2 Русский фольклор Урала
Теория: История освоения нашего края. Влияние национальных традиций
переселенцев на обычаи, язык и культуру народов Урала. Слияние в народных
песнях языка, мелодики нескольких народов. Передача песенного материала.
Сохранение фольклорного языка.
14

Практика: Освоение местного песенного материала. Слуховой анализ
выполнения творческих заданий.
Тема 3. Вокально-хоровая работа
Теория: Профилактика заболеваний, влияющих на работу голосового
аппарата. Способы предупреждения заболеваний. Повторение основных правил
охраны голоса. Советы по гигиене голосового аппарата. Укрепление голоса.
Практика: Выполнение комплекса упражнений для укрепления голоса.
Звукоизвлечение на крепком дыхании. Распевки. Работа с грудным и головным
резонаторами. Выстраивание «вертикали» и «горизонтали».
Тема 4. Речевая техника
Практика: Комплекс упражнений для работы с артикуляцией, разработка
«близкого» разговорного звука.
Тема 5. Хореография народной песни
Теория: Основные правила поведения на сцене.
Практика: Работа над движениями. Изучение простейших движений,
поворотов руки в народной манере, простых дробей, поворотов и круговых
проходов на сцене, работа над осанкой.
Тема 6. Народные семейно-бытовые праздники
Теория: Беседа об укладе крестьянской семьи.
Практика: Свободное выражение собственных умений, творческих
способностей в рамках заданного сценария. Демонстрация своих костюмов,
художественных изделий, песенно-танцевальных умений, навыков общения в
коллективе. Кульминация обучения - концерт перед слушателями, выступление
на праздниках и фестивалях.
Тема 7. Работа с хоровым произведением
Теория: Особенности народной песни. Разнообразие вариантов
исполнительства на основе одной песни. Жанровая специфика. Влияние места
проживания, территориальных границ. Практика: Творческие задания на освоение
вариативности народной песни на основе изученного песенного материала.
Практика: Разбор мелодии, ритма, динамики. Разучивание и пропевание
отдельных фраз, пение фразы на: одних открытых гласных, сочетании слогов,
закрытым ртом, работа с текстом и метроритмом. Работа над интонацией.
Занятие с подгруппами.
15

Тема 8. Работа с шумовыми музыкальными инструментами
Теория: Изучение различных жанров народной музыки, в которых
используются шумовые народные инструменты.
Практика: Самостоятельное применение шумовых инструментов во время
исполнения произведения.
Тема 9. Концертная деятельность
Теория: Анализ собственного выступления.
Практика: Участие в фестивалях, конкурсах, концертах. Проведение в
середине учебного года открытого урока и отчетного концерта в конце года для
родителей и гостей.
Тема 10. Воспитательная деятельность
Практика: Проведение мероприятий внутри коллектива («Новый год»,
«Встреча осени», «Встреча весны»), подготовка и проведение игр, чаепития для
детей коллектива и их родителей.
4 год обучения
№
п/п

Количество часов

Перечень разделов,
темы

аттестации/ ко
Всего

1

Теория

Практика

Вводное занятие.
Инструктаж.
2

2

Работа с малыми
группами, сольными
запевами

Формы

36

2

0

16

нтроля

0

Анализ входного
контроля,
отслеживания
уровня
творческой
активности
Анализ устного
опроса

36

Анализ
выполнения
контрольного
выполнение

упражнений
3

Вокально-хоровая
работа

20

0

20

4
Речевая техника

12

0

12

5

Пение в движении

20

0

20

6

Традиционность
русских хороводов и
плясок

Анализ
практической
работы
Анализ
группового
выполнения
упражнений
Анализ
выполнения
творческих
заданий

48

2

46

Анализ
наблюдения за
творческой
активностью

Работа на сценической
64
площадке, с
микрофоном

0

64

Анализ
прослушивания

8

Праздничный календарь 4

0

4

Викторина

9

Концертная
деятельность

0

10

Отчетный
концерт

7

Всего

10

216 12

204

4 год обучения
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж
Теория: Приветствие учащихся. Инструктаж по технике безопасности.
Тема 2. Работа с малыми группами, с сольными запевами
17

Теория: Беседа об охране голоса, пользе пения в жизни ребёнка. Гигиена
голоса, режим певца.
Практика: Постановка вокального голоса, развитие лидерских качеств,
«стремление к успеху и победе» в конкурсах и смотрах.
Тема 3. Вокально-хоровая работа (дыхание, дикция, звукоизвлечение)
Практика: Освоение комплекса упражнений на развитие многоголосия.
Активное использование сольных и групповых запевов. Многоголосное пение с
акустическим сопровождением.
Практика: Освоение многоголосного пения под сопровождение
традиционных народных музыкальных инструментов – флейта, жалейка, гармонь.
Тема 4. Речевая техника
Практика: Комплекс упражнений для работы с артикуляцией, разработка
«близкого» разговорного звука.
Тема 5. Пение в движении
Практика: Согласованность текста и движений в пении. Освоение пения в
движении разножанровых произведений, эмоциональная выразительность,
сохранение сюжетности и творческих характеристик. Развитие певческих
навыков, эмоциональности исполнения в изучаемом песенном материале.
Тема 6. Традиционность русских хороводов и плясок
Теория: Символика хороводов. Традиционное исполнение, рисунок. Место
в народных обрядах, праздниках.
Практика: Освоение традиций хороводов, характерность исполнения.
Введение в репертуарный материал коллектива.
Тема7. Работа на сценической площадке, с микрофоном
Теория: Знакомство с устройством и оборудованием сцены (кулисы,
софиты, задник), с микрофоном.
Практика: Репетиции в зале с аппаратурой,
микрофоном. Постановка сценического номера.
Тема 8. Праздничный календарь
18

аккомпанементом,

Теория: Праздники и обряды русского народа. Цикличность, соблюдение
традиций и обычаев, правил проведение народного праздника. Разнообразие
праздничного песенно-игрового материала.
Практика: Слушание аудиозаписей, просмотр видеоматериалов. Разбор и
анализ песенного фольклора.
Тема 9. Концертная деятельность.
Практика: Освоение празднично-обрядового материала, Использование в
тематических, концертных программах, конкурсных выступлениях.
1.4. Планируемые результаты и способы их определения

-

-

Ожидаемые результаты реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы:
Предметные результаты:
-владеет певческим дыханием и правильно применяет певческую установку;
- сформированы навыки активной артикуляции, чистотой интонации, мягкого
звука, в соответствии с возрастом;
- сформированы навыки игры на шумовых народных инструментах (ложки,
трещётки, рубель) в соединении с пением в соответствии с возрастом;
- сформированы навыки танцевальных движениях, через которые передается
характер музыкального произведения в соответствии с возрастом;
Метапредметные результаты:
-сформирован познавательный интерес к занятиям;
-развиты музыкальность, фантазия, желание самореализоваться в народном
пении;
развит певческий диапазон – большая терция, чистая кварта от ноты до первой
октавы до-фа первой октавы в соответствии с возрастом;
развиты приемы народного исполнения, а также пения без сопровождения в
соответствии с возрастом;
Личностные:
проявляет умение классифицировать музыкальные произведения по жанрам;
выражает объектовую оценку своих вокальных способностей;

- проявляет чувство ценностного отношения к обрядам и традициям;
-

проявляет умение понимать причины успешности (не успешности) собственной
исполнительской деятельности и коллектива в целом;
19

- проявляет личностные качества, необходимые
исполнителям:
целеустремленность, умение
преодолевать трудности, способность к
достижению качественного конечного результата. В соответствии с возрастом.

1
2
3
4
5
6
7

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
36 в год
Количество учебных дней
72/108
Количество часов в неделю
4/6
Количество часов
144/216
Начало занятий
11 сентября
Выходные дни
30.12 – 09.01
Образовательная
Каникулы

8

Окончание учебного года

№ п\п

деятельность
в
ДДиЮ
осуществляется и в период
осенних и весенних школьных
каникул

31 мая

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
-Наличие светлого просторного кабинета (кабинет музыки).
-Наличие репетиционного зала (сцена).
-Фортепиано или синтезатор – 1 шт.
-Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
-Электроаппаратура (микшерский пульт-1, колонки-2, микрофоны-15)
-Зеркало.
-Нотный материал, музыкальные сборники.
-Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
Кадровое обеспечение
Для реализации программы необходим педагог дополнительного
образования с высшим или средним профессиональным образованием по
профилю деятельности, владеющей навыками преподавания эстрадного вокала.

20

Методическое обеспечение программы
Содержание учебной деятельности по программе включает теоретическую и
практическую подготовку. Основная составляющая деятельности – практическая
часть, так как главным принципом дополнительного образования детей является
его практико-ориентированная направленность.
Основные методы и технологии, используемые в работе с детьми:
Метод импровизации и сценического движения -это один из основной
производной программы. Умение держаться и двигаться на сцене, умелое
исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и
слушателями, все это дает нам возможности для умелого нахождения на сцене,
сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие
исполняемому репертуару.
Наглядно-слуховой метод (демонстрационный) (прослушивание и оценка
музыкального произведения);
Объяснительно-иллюстративный;
Программированный и модельный методы (варьирование знакомого
материала), проектная деятельность;
Творческий метод;
Игровые технологии;
ИКТ;
Интерактивные методы (проведение игр и тренингов, направленных на
раскрепощение, развитие двигательных навыков, сплочение коллектива);
Метод творческого штурма (поиск креативного решения путем
рассмотрения всех возможных вариантов; творческие проекты и др);
Постановка проблемного вопроса.
Методика проведения занятий предусматривает:
-теоретическую подачу материала (словесные методы)
-демонстрация старинных вещей,
-посещения выставок,
-творческие встречи с другими коллективами,
-практическую деятельность, являющуюся основной, необходимой для
закрепления информации в виде вокально- хоровой работы, знакомство с
народным танцем, занятий по сценической речи.

21

Занятия часто проходят в форме игры. Народные игры всегда были
неотъемлемой частью самой жизни, народных праздников. В них участвовали
все: и дети, и взрослые.
Образные игровые формы проведения занятий: считалки, песни – игры,
песни – хороводы, сценки, театрализации – сочетаются с элементами
художественной деятельности. Игры позволяют способствуют самовыражению
личности. Основная задача при организации игровой деятельности – включение
всех детей в игру, создание условий для развития.
Дидактический принцип построения материала в программе «от простого к
сложному» реализуется на многих темах фольклора.
Дети знакомятся с традициями костюмов разных народов, узнают, как в
старину расшивали и украшали орнаментом костюмы. Учатся различать по
орнаменту назначения одежды: для работы она или для праздника. Следующий
этап работы, чтобы кукла «запела», ребенок должен научиться петь сам, а это
требует знаний в области музыкального фольклора.
Совместная подготовка педагога, детей и привлечение их родителей к
проведению
календарных
праздников
реализуется
по
принципу педагогического сотрудничества.
Привлекая детей к вокально-хоровой работе, следует учитывать желание и
тягу каждого участника, его психологический настрой. Педагогу необходимо
проводить дополнительную индивидуальную работу.
В процессе межличностного общения педагог – ребенок реализуется
коммуникативный потенциал ребенка и формируется его мировоззрение.
Получая информацию, дети включаются в диалог, совместный поиск
решения, учатся активно мыслить, применяя знания в творческом процессе.
Структура занятия
Основные элементы
Примечание
структуры занятия
Организационная часть.
Музыкальное сопровождение
Мотивация к деятельности
Проверка
знаний
ранее
Распевание проводится в среднем, удобном диапазоне,
изученного материала
с учетом особенностей детей, их возраста. Время
Распевание
распевания может быть увеличено, но не уменьшено.
Пауза. Для отдыха голосового аппарата после
распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка)
Основной этап занятия
Работа направлена на развитие исполнительского
Активизация
имеющихся мастерства,
разучивание
песенного
репертуара,
22

знаний
Открытие новых знаний

отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над
чистотой интонирования, правильной дикцией и
артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими
оттенками.
Первичное
закрепление
Пение с движениями, которые дополняют песенный
новых знаний, применение их образ и делают его более эмоциональным и
на практике
запоминающимся.
Работа
над
выразительным
артистичным исполнением.
Завершающий
этап.
Музыкальное сопровождение
Рефлексия

Информационное обеспечение:
Дистанционные технологии и электронное обучение применяются в случае
введения карантина / временных ограничений на посещение ОО. Для этого
используется платформа Сферум и общий чат группы. Используемые ресурсы
для электронного обучения:
http://www.impro.ooo/irina-tsukanova.html
https://infokupon.com/authors/Kirill-Pleshakov-Kachalin.html
http://www.maly.ru/pages/uroki3
https://www.culture.ru/s/nacionalnyj-proekt-kultura/#schedule
http://www.mosoblpress.ru/38/18935
Данные технологии электронного обучения используются также для организации
внеаудиторной деятельности, демонстрации и обсуждения выступлений
фольклорных и народных коллективов.
2.3. Формы аттестации, контроля и оценочный материал
В соответствии с учебно-тематическим планированием и содержанием
программы формами аттестации являются:
-творческая работа;
-зачет;
-отчетный концерт;
- фестиваль;
-конкурс.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы: проведение открытых, зачетных занятий, концерты, индивидуальное
прослушивание, отчетные концерты.
Оптимальным способом проверки достигнутых результатов является
система мониторинга. Используются «Диагностические карты достижений,
обучающихся», «Диагностические карты развития предметных компетенций,
23

обучающихся» и «Диагностические карты развития социальных компетенций».
Трижды в течение учебного года (в начале, в середине и в конце учебного года) на
основании педагогического наблюдения педагог фиксирует результаты в
Индивидуальные диагностические карты с целью проведения анализа результатов
освоения программы.
Форма итоговой аттестации – отчетный концерт

24

Список литературы
Нормативно-правовая литература представлена в Пояснительной записке
Психолого-педагогическая и специальная литература:
1. Бархатова, И. Б. Постановка голоса эстрадного вокалиста / И.Б. Бархатова.
Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2018.- 208 с.
2. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования - М.: ВЛАДОС, 2018.- 312 с.
3. Головина О.Н. Методика постановки эстрадно-джазового голоса / О.Н.
Головина. Екатеринбург: Музыка, 2013. -188 с.
4. Морозов, В.П. Вокальный слух и голос / В.П. Морозов. M.: Музыка, 2018.- 147
с.
5.Морозов, В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и
техники: учеб.-методол. изд. для вокалистов / В.П. Морозов. -М.: ИП РАН, МГК
им. П.И.Чайковского, Центр «Искусство и наука», 2016.-496 с.
6.Николаева, А.И. Формирование музыкально-исполнительского мастерства: /
А.И. Николаева. М.: МГПИ, 2017. - 154 с.
7.Орленко, Е.В. Психологические особенности подросткового периода / Е.В.
Орленко, СПб., 2019. - 186с.
8. Охомуш, Т.В. Чистый голос: методика обучения эстрадному вокалу / Т.В.
Охомуш, Иваново, 2012.- 212 с.
9. Романова, Л.В. Школа эстрадного вокала: учеб. пособие / Л.В. Романова. СПб.:
Лань, 2017. - 40 с.
Литература для детей:
1. Аркадьев П.Ф. Четверо из Ливерпуля / П.Ф. Аркадьев, М.: Сигма, 2016. – 346 с.
2. Галацкая В.В. Музыкальная литература / В.В. Галацкая, Самара, 2017. – 244 с.
3. Михеева, Л.П. Музыкальный словарь в рассказах / Л.П. Михеева, М.: Музыка,
2016.- 306 с.
4. Сохор А. О массовой музыке / А.Сохор, СПб, 2019. – 202 с.
Литература для родителей:
1. Арсентьев, М.М. Методы развития познавательного интереса и творческих
способностей детей в семье / М.М. Арсентьев – Челябинск, 2029 – 235 с.
2.Синицына, О. Е. Умные занятия и музыкальные игры / О.Е. Синицына – М.:
Лист Нью, Вече, 2019.- 254 с.
Интернет-источники:
http://www.art-education.ru/AE-magazine/
25

twirpx.com›file/60614/
http://www.maly.ru/pages/uroki3
https://www.culture.ru/s/nacionalnyj-proekt-kultura/#schedule

26

Приложение 1
Диагностическая карта развития музыкальных способностей детей
Дата проведения:
ФИО Чувство Динамический
Пение с
Импровизация
ритма
слух
муз.сопровождением
или без него

Танцевальные Итог:
движения

Высокий уровень – 5 баллов:
1)способен к самостоятельному исполнению ритмического аккомпанемента
2)уверенно воспроизводит голосом импровизированную мелодию
3)подбирает движения к танцевальной композиции, выразительное пение
4)передает характер музыки,самостоятельно исполняет песню с сопровождением или без него.
Средний уровень – 3 балла:
1)подбирает ритмический аккомпанемент при помощи педагога
2) исполняет певческие импровизации при помощи педагога
3)сочиняет танцевальную композицию на основе 2-3 элементов
4)поет недостаточно выразительно,безэмоций,исполняет песню с поддержкой голоса педагога
Исходный уровень –1 балл:
1)не может выполнить ритмический рисунок без помощи педагога
2) Затрудняется проявить интерес к певческой импровизации
3)затрудняется в сочинение танцевальной композиции
4)неуверенное пение либо отказ от муз.произведения, не может петь без поддержки педагога,
неверно интонирует.
27

Приложение 2
Диагностическая карта определения уровня развития певческих навыков
Группа№: _______ год обучения ________________
Дата проведения:
ФИО
Интонирование Диапазон

Дыхание

Дикция

Итог

Высокий уровень-Самостоятельность, быстрое осмысление задания, точное и выразительное
его исполнение, ярко выраженная эмоциональность.
Средний уровень– эмоциональный интерес, желание включиться в музыкальную
деятельность, затрудняется в выполнении задания, требуется помощь педагога,
дополнительное обьяснение, показ , повтор.
Низкий уровень-мало эмоционален, спокойно относится к музыке, нет активного интереса,
равнодушен, не способен к самостоятельности.

28

Приложение 3
Примерный план работы с родителями обучающихся
на 2024-2025 учебный год

Тема

Дата проведения

Родительское собрание:
«Знакомство с ДООП»

август сентябрь

Календарные праздники

октябрь

«Новогодний концерт»

декабрь

Открытые занятия

февраль

Отчётный концерт

апрель
май

Приложение 4

№
п/п

Ф.И.
обучающегося

Уровень
практической
подготовки

Показатели

Уровень
теоретической
подготовки

Карта освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
(предметная компетентность)

Уровень освоения
дополнительной
образовательной
программы

А

Б

В баллах
(А+Б):2

1
2
Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2 балла –
базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла – оптимальный
уровень (качество присутствует).

29

Приложение 5
Карта диагностики уровня развития социальной компетентности
Личностное развитие

Сред.
балл

Терпение

самостоятельность

Сила воли

Самоорганизация

Самоопределение

Саморазвитие

Культура
самопрезентации, в том
числе, в социальных сетях

Культура внешнего вида

Коммуникационная культура

Культура вербального
общения

Ф.И.О

Оценочная шкала:1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2
балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла – оптимальный
уровень (качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество развито)

30

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».