ДООП Мастерская народной игрушки

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования - Дом детства и юношества

Мастерская народной игрушки
(декоративно-прикладное творчество)
д о п олн и те льн а я о б щ е о б р а зо ват е л ьн а я
общеразвивающая программа
художественной направленности
Срок реализации программы 1 год
Возраст обучающихся 7-10 лет

Разработчик:
Козлова Ольга Валерьевна,
педагог дополнительного
образования

г. Екатеринбург, 2024 год

Содержание
1. Комплекс основных характеристик……………………………

2

1.1.Пояснительная записка…………………………………………..

2

1.2. Цель и задачи программы……………………………………….

5

1.3. Содержание программы………………………………………….

5

1.4.Планируемые результаты и способы их определения …………
2.Комплекс организационно-педагогических условий…………

8
9

2.1.Календарный учебный график…………………………………...

9

2.2. Условия реализации программы………………………………..

10

2.3.Формы аттестации и оценочные материалы…………………...

12

Список литературы………………………………………………..

13

Приложения…………………………………………………………..

15

Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Мастерская народной игрушки. Декоративно-прикладное творчество» имеет
художественную направленность и разработана для приобщения детей к миру
народной культуры через изготовление народных игрушек. На занятиях
декоративно-прикладного
творчества
ребёнок
приобретает
опыт
взаимодействия с тканью, соломой, мочалом, берестой, бусинами, что
обогащает практические навыки работы с различными материалами.
Программа «Мастерская народной игрушки. Декоративно-прикладное
творчество» (далее – программа) актуальна, так как:
1)
разработана в соответствии со следующими современными
нормативными правовыми актами и государственными программными
документами, а также локальными нормативными актами:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).
 Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ
от 29.05.2015 №996-р)
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
 Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
 Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
1.

2

программы) Министерства образования и науки России от 18 ноября 2015 №093242;
 Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021;
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в
образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» от 01.11.2021 №934-д4;
 Устав МАУ ДО – ДДиЮ;
 Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ на 2022 – 2025 гг.
2) актуальна, так как отвечает региональным социально-экономическим
потребностям
и
особенностям
образовательного
пространства
Екатеринбурга, способствуя решению проблемы обеспечения каждому
ребенку возможности максимально полного раскрытия его творческого
потенциала;
3) актуальна, так как отвечает потребностям родителей в доступном,
бесплатном, профессионально организованном и содержательном досуге их
детей, в развитии творческой, познавательной сферы детей, в раскрытии их
творческого потенциала и коммуникативных навыков; отвечает потребностям
детей в реализации творческих замыслов и идей через создание авторских
игрушек и участие в мастер-классах.
Программа является составительской и разработана на основе следующих
программ: образовательной программы «Мастерим игрушки сами» под
редакцией Н. В. Кочетковой. Издательство «Учитель», 2011. А также учебнометодического пособия «Традиционная тряпичная кукла» под редакцией Н. В.
Шайдуровой. СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
Пособие предназначено для педагогов ДОУ Практическая часть программы –
разработка автора.
Отличительная особенность программы в том, что она
знакомит
детей с различными видами декоративно-прикладного творчества в
определенной степени: помогает ребенку в течение короткого промежутка
времени сделать осознанный выбор в пользу того или иного вида декоративноприкладного творчества, т.е. самореализоваться и самоопределиться;
обеспечивает у младших школьников подготовку к трудовой деятельности, т.к.
3

ребенок учится работать в коллективе, адаптируется к системе учебных
занятий, также развивается мелкая моторика рук, внимание, усидчивость и
терпение; популяризует знания по этнокультуре.
В основу программы положены следующие дидактические принципы
обучения: принцип творческого развития; принцип психологической
комфортности; принцип успешности; принцип доступности; принцип
научности, систематичности и последовательности; принцип наглядности;
учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Адресат программы – дети 7-10 лет, мальчики и девочки. Приём детей на
программу производится без предъявления требований к уровню
предварительной подготовки. Максимальное количество детей в группе - 15
человек.
Характеристика
индивидуально-психологических
особенностей
обучающихся возрастной категории 7- 14 лет. Младший школьный
возраст (7 – 10 лет) наиболее благоприятен для развития физических
способностей - скоростных и координационных, а также способностей
длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой
интенсивности. В данном возрасте у детей начинают формироваться интересы
и склонности к определенным видам творческой деятельности, выявляется
специфика индивидуальных проявлений. Очень велик авторитет взрослого –
педагога либо старшего товарища.
Режим занятий. Дети занимаются по 2 часа (1 академический час
составляет 45 мин.) 2 раза в неделю. Перерыв между учебными занятиями – 10
минут. Общее количество часов в неделю – 4.
Объем программы – 144 часа (в период с 15 сентября по 31 мая).
Особенности организации образовательного процесса – традиционная
модель, представляющая собой линейную последовательность освоения
содержания в течение всего срока обучения.
Перечень форм обучения: очная, в условиях временных ограничений – с
использованием дистанционных технологий.
Перечень форм организации занятий: фронтальная групповая, в малых
группах.
Перечень видов занятий: практическое занятие, беседа, открытое
занятие, мастер-класс.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы: открытые занятия, итоговое занятие, мини – выставка.

4

Система мониторинга осуществляется с помощью диагностических карт
теоретических и практических компетенций (Приложение 1,2).
1.2 Цели и задачи программы
Цель программы - введение ребёнка в мир народной культуры через
формирование у них познавательного интереса к народной игрушке,
вовлечение в активную творческую деятельность.
Задачи программы
Образовательные:
 формировать практические навыки работы с различными материалами;
 обучать самостоятельно создавать художественные изделия в традициях
народного искусства;
 знакомить с историей народной игрушки, традициях, творчестве, быта
народов Урала;
Развивающие:
 содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной
игрушки,
способности
эмоционально
откликаться
на
воздействие
художественного образа;
 формировать творческое отношение к качественному осуществлению
художественно-продуктивной деятельности;
 обучать приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
Воспитательные:
 формировать у детей устойчивый интерес к занятиям декоративно
прикладным творчеством;
 прививать уважительное отношение к обычаям предков;
 воспитывать терпение, усидчивость, трудолюбие, аккуратность.

№

1

1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план
Всего
в том числе
Перечень разделов, тем часов теория практика
Введение в
образовательную
программу.
Начало творческого пути.
Знакомство с программой.
История народной
игрушки

4

4

0

Формы
контроля /
аттестации
Собеседован
ие

5

Изготовление простейших
игрушек из природного
материала
Куклы из бабушкиного
сундука.
История
народной
текстильной
куклы. Виды кукол и их
назначение
Мастерская Деда Мороза.
Знакомство с народными
промыслами Урала через
творчество П.П. Бажова

14

2

12

Творческая
мастерская

18

2

16

Наблюдение.
Творческая
мастерская

18
16

4
4

14
12

6

Изготовление кукол на
основе скрутки из ткани.

16

2

14

7

Обрядовые текстильные
куклы. Куклы в народных
праздниках
Кукольные посиделки в
творческой мастерской
Участие в культурномассовых мероприятиях

28

2

26

Наблюдение
Чтение
сказов.
Творческая
мастерская
Собеседован
ие.
Творческая
мастерская
Наблюдение.
Экскурсия

16

0

16

Практика

12

0

12

Творческая
мастерская.

Итоговая выставка

2

0

2

Выставка

144

20

124

2

3

4
5

8
9

10

Итого

Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Введение в образовательную программу. Начало творческого
пути. Знакомство с программой
Теория: Беседа об истории народной игрушки. Материалы, инструменты. ТБ
по охране здоровья. Начальные представления о правах ребенка, как ученика и
гражданина. Знакомство с предметом обучения, целью, задачами и содержанием
данного курса.
Раздел 2. Изготовление простейших игрушек из природного
материала
Теория: Собеседование с рассматриванием готовых образцов и
иллюстраций с поделками из бересты, травы, соломы и мочала.
6

Практика: Изготовление кукол «Берестушка», «Кукла-стригушка» из
травы, «Лыковая парочка», игровая куколка из мочала, «Кукла-стригушка» из
соломы. Подбор цветных лоскутков, тесемок, ленточек, бусинок для
оформления готовых поделок.
Раздел 3. «Куклы из бабушкиного сундука». История народной
текстильной куклы. Виды кукол и их назначение
Теория: Собеседование об истории народной традиционной текстильной
куклы, видах традиционных тряпичных кукол. Игровые не шитьевые куклы.
Практика: Обсуждение методов и приемов изготовления. Подбор тканей.
Изготовление простейших народных кукол: Ароматные куколки, «Узелковая»
куколка, «Бабочка», «Кувадка», «Утешница»,«Отварок-за-подарок». Итоговое
занятие: урок в творческой мастерской.
Раздел 4. Мастерская Деда Мороза
Теория: Беседа об истории празднования Нового года в Росси, зимних
праздниках и обрядах. Новогодние, Рождественские традиции.
Практика: Изготовление символа года, «Рождественский ангелочек»,
обереговая куколка «День и Ночь», «Коляда». Разучивание загадок, колядок,
игр.
Раздел 5. Знакомство с народными промыслами Урала через
творчество П.П. Бажова
Теория: Беседа о творчестве П. П. Бажова. Чтение сказов.
Практика: Творческая работа по изготовление персонажей сказов
Бажова, используя методы и приемы изготовления традиционных народных
кукол: «Серебряное копытце», «Бабка-синюшка», «Танюшка», «Даренка»,
«Огневушка - поскакушка».
Раздел 6. Изготовление кукол на основе скрутки из ткани
Теория: Рассказ о куклах на основе скрутки с опорой на
демонстрационный материал.
Практика: Изготовление кукол: «Пеленашка», «Столбушка», «Мать и
дитя», «Мамка с детками», «Желанница». Подбор лоскутков, ленточек,
тесемочек, бусинок.
Раздел 7. Обрядовые текстильные куклы
Теория: Рассказ о народных праздниках и куклах, им сопутствующих.
Практика: Изготовление кукол к народным праздникам. «Мартинички»,
«Масленица» (2 способа изготовления); «Веснянка» (2 способа изготовления),
«Пасхальная голубка», «Пасхальный зайчик», «Куколка на пасхальный

7

куличек», «Вербница», «Вепсская кукла», «Неразлучники», «Купавка»,
«Кукушечка». Приемы изготовления. Подбор лоскутков, ленточек, тесемочек.
Раздел 8. Кукольные посиделки в творческой мастерской
Практика: Изготовление народных кукол по желанию и замыслу
обучающихся.
Раздел 9 Участие в культурно-массовых мероприятиях.
Практика: Итоговое занятие. Кукольные посиделки в творческой
мастерской.
Раздел 10. Итоговая выставка
Практика: Просмотр и анализ учебных и творческих работ за учебные
часы. Выбор и оформление творческих работ для выставки. Обсуждение.
1.4 Планируемые результаты:
Ожидаемые результаты реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы:
Предметные:
 владеют практическими навыками работы с различными материалами в
соответствии с возрастом;
 умеют создать художественные изделия в традициях народного
искусства в соответствии с возрастом;
 знакомы с историей народной игрушки, традициями, творчеством, бытом
народов Урала в соответствии с возрастом;
Метапредметные:
 развито эстетическое восприятия образцов народной игрушки,
проявляется способность эмоционально откликаться на воздействие
художественного образа;
 сформировано творческое отношение к качественному осуществлению
художественно-продуктивной деятельности;
 владеет приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля в
соответствии с возрастом;
Личностные:
 сформирован у детей устойчивый интерес к занятиям декоративно
прикладным творчеством;
 Проявляет уважительное отношение к обычаям предков;
 проявляет терпение, усидчивость, трудолюбие, аккуратность.

8

По окончании программы обучающийся:
Будут знать:

технику безопасности при работе с колющими и режущими
предметами;

основные виды и свойства материалов, используемые изготовлении
народной игрушки (текстиль, солома, мочало);

приемы изготовления народной игрушки;

технологию изготовления не шитьевых кукол;

технологию изготовления народных игрушек из мочала и соломы;

место и роль народной игрушки в жизни человека и общества
различные времена.
Будут уметь:

подготовить материал к работе;

выполнять простейшие игрушки из природного материала;

выполнять не шитьевую народную куклу из ткани;

аккуратно и последовательно выполнять работу, применяя
творчество

в оформлении поделки;

уметь трудиться в коллективе

анализировать, оценивать свою работу и работу товарищей.
Способы определения результатов
Результаты определяются путём мониторинга уровня
компетенций, обучающихся (диагностические карты в Приложении).

развития

Контроль над уровнем освоения программы осуществляется в форме
мини-выставок, просмотров готовых работ с обсуждением и анализом.

№ п\п

2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Основные характеристики образовательного
процесса

1

Количество учебных недель

36

2

Количество учебных дней

72

3

Количество часов в неделю

4
9

4

Количество часов

5

Начало занятий

11 сентября

6

Выходные дни

30.12 – 08.01

7

Каникулы

144

Образовательная
деятельность

в

ДДиЮ

осуществляется и в период
осенних и весенних школьных
каникул

Окончание учебного года

8

31 мая

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение






столы,
стулья,
коробки для хранения используемых материалов,
ведро для мусора,
аптечка.

Материалы и инструменты:

Лоскутки белой и цветной ткани

Вата, ватин

Поролон, синтепон

Сантехнический лен

Нитки швейные

Пряжа цветная

Пуговицы, тесьма, ленточки

Солома

Мочало

Береста

Ножницы

Булавки

Утюг

Швейные иглы.
Дополнительные материалы:

Деревянные палочки
10


Проволока

Клей.
Методический материал.

Наглядный материал – готовые образцы игрушек.

Подборка картинок и иллюстраций по народным промыслам
России.

Подборка иллюстраций по народной кукле.
Кадровое обеспечение
Обучение по программе проводит педагог со средним специальным либо
высшим педагогическим образованием по профилю деятельности.
Методическое обеспечение
Используемые методические пособия и материалы представлены в списке
литературы.
Выбор методов обучения определяется с учетом возможностей
обучающихся, возрастных и психофизических особенностей детей, специфики
изучения данного курса.
Методы обучения детей:
объяснительно-иллюстративный – беседа и демонстрация педагогом
приемов работы, наглядных пособий, показ мультимедийных материалов,
фотографий; дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
практические методы - как индивидуальная практическая работа детей (от
выполнения упражнения по образцу для овладения приемами работы и
приобретения навыков до самостоятельной работы по авторскому эскизу), так и
коллективная работа по созданию общей композиции;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске идей и
выборе техник, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельный поиск материалов и техник для
реализации творческого замысла.
В соответствии с региональной и федеральной политикой в сфере
образования, наряду с традиционными классическими образовательными
методами и формами работы применяются современные образовательные
технологии: личностно-ориентированные технологии в обучении;
технология
коллективного
творческого
дела
информационнокоммуникативных технологий и электронного обучения (онлайн-занятие;
мастер - класс).
11

В основе содержания деятельности – личностно - ориентированные
технологии обучения. Их применение обеспечивает уважение к личности
каждого ребенка, внимание к его внутреннему миру и его неповторимости,
позволяет подбирать индивидуальный ритм выполнения заданий. Обучение
направлено на развитие личности ребенка в ситуации успеха.
Структура занятия:
1) организация рабочего места
2) повторение пройденного материала
3) организация и проведение занятия (включает следующие структурные
элементы: инструктажи по технике безопасности: вводный – проводится перед
началом практической работы, текущий – во время выполнения практической
работы, заключительный;
-практическая работа;
-физкультминутки;
-подведение итогов, анализ, оценка работ;
-приведение в порядок рабочего места.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для контроля и анализа достигнутых результатов проводится
диагностика
уровня развития личностных, предметных и
метапредметных компетенций (Индивидуальные диагностические карты в
Приложении). Контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком
и не допускает сравнения его с другими детьми.
Форма итоговой аттестации - участие в итоговой выставке.

12

Список литературы
Психолого-педагогическая литература:
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2018. - 317 c.
2. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2017. - 352 c.
3. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования - В.П. Голованов. - М.: Юрайт, 2018.- 282 с.
4. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству/ Н.В. Дубровская. / Н.В.
Дубровская - СПб.: Детство-Пресс, 2017.- 119 с .
5. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика: Учебно-методическое пособие / Д.В.
Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры / И.В. Патрушева. - М.:
Юрайт, 2019. - 130 с.
7.Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое
сопровождение детей / ред. Байбородова Л. В. - М.: Юрайт, 2019. 364 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин.
– Рн/Д: Феникс, 2019. - 687 c.
9. Суртаева, Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии / Н.Н. Суртаева.М.: Юрайт, 2019. - 250 с.
10. Хуторской, А.В. Педагогика / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2019. - 312 c.
Специальная литература:
1. Берстенева Ел. Кукольный сундучок. ООО «Белый город», М.: - 2016.
2.Волкова Я. Детские куклы и обереги. – М.: Хоббитека, 2016.
3 Грушина Л.В. Рождественский веник. Учебно-методическое пособие. Для
чтения взрослым и детям. ООО Издательский дом «Карапуз» - 2015г.
4.Грушина Л.В. Лоскутные куколки Учебно-методическое пособие. Для чтения
взрослым и детям. ООО Издательский дом «Карапуз» - 2012г.
5.Долгова В. Славянские куклы-обереги. ООО «Феникс» 2015
6.Денисова Т. Народные куклы обереги. ООО «Питер-пресс», 2016г.
7.Морева М. Старославянские куклы-обереги. «Контэнт», 2015
8.Перевертень Г.И. Поделки из соломки. Издательство АСТ – 2016г.
13

9.Скляренко О. Народные куклы своими руками. С- Петербург 2015
10.Скляренко О. Авторские текстильные куклы. ООО «Издательство АСТ»,
2015г.
Интернет-источники:
https://vk.com/club191847408
https://vk.com/club203433739
https://vk.com/club194879284

14

Приложение 1
Диагностическая карта уровня развития 4К компетенций обучающихся
Разработано в МАУ ДО – ДДиЮ, г. Екатеринбург
детский коллектив ______________________________ педагог
__________________________________________________

Средний балл

Эмоциональная отзывчивость,
толерантность

Способность к установлению
контактов и конструктивному
взаимодействию

учебный год, дата заполнения:

Личная организованность и
ответственность

Умение быть командным игроком,
работать на общий результат

Инициативность, творческая
активность

Целеустремленность, трудолюбие и
ориентация на успех

Воображение, фантазия, умение
работать не по шаблону

Ф.И.
обучающегося

Рефлексивность, самоконтроль
результатов личной деятельности

контрольная группа_______ год обучения, 202.. – 202..
______________

Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2 балла –
базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла – оптимальный уровень
(качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество развито)

Приложение 2
Индивидуальная карта "Предметные компетенции"
обучающегося _______________________
балл
критерий

1 Выполняет простую куколку из природного
материала
2. Выполняет простую текстильную куколку
3.Аккуратно и последовательно выполняет
работу, применяя творчество
4. Отвечает на вопрос по истории народной
игрушки, традициях, быте.
средний балл

Старт
ДООП

Финал
ДООП

Уровень освоения
программы (%)

0
0
0

0

0

0
0

15

Оценочная шкала:1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2
балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла –
оптимальный уровень (качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество
развито)
Сводный результат освоения предметных компетенций
группа __________
Уровень
освоения
ДОП (%)

ср.балл
ФИ обучающегося

начало обучения по
ДОП

средний балл

окончание обучения по
ДОП

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».