Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования - Дом детства и юношества
Мастерская народной игрушки
(декоративно-прикладное творчество)
д о п олн и те льн а я о б щ е о б р а зо ват е л ьн а я
общеразвивающая программа
художественной направленности
Срок реализации программы 1 год
Возраст обучающихся 7-10 лет
Разработчик:
Козлова Ольга Валерьевна,
педагог дополнительного
образования
г. Екатеринбург, 2024 год
Содержание
1. Комплекс основных характеристик……………………………
2
1.1.Пояснительная записка…………………………………………..
2
1.2. Цель и задачи программы……………………………………….
5
1.3. Содержание программы………………………………………….
5
1.4.Планируемые результаты и способы их определения …………
2.Комплекс организационно-педагогических условий…………
8
9
2.1.Календарный учебный график…………………………………...
9
2.2. Условия реализации программы………………………………..
10
2.3.Формы аттестации и оценочные материалы…………………...
12
Список литературы………………………………………………..
13
Приложения…………………………………………………………..
15
Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Мастерская народной игрушки. Декоративно-прикладное творчество» имеет
художественную направленность и разработана для приобщения детей к миру
народной культуры через изготовление народных игрушек. На занятиях
декоративно-прикладного
творчества
ребёнок
приобретает
опыт
взаимодействия с тканью, соломой, мочалом, берестой, бусинами, что
обогащает практические навыки работы с различными материалами.
Программа «Мастерская народной игрушки. Декоративно-прикладное
творчество» (далее – программа) актуальна, так как:
1)
разработана в соответствии со следующими современными
нормативными правовыми актами и государственными программными
документами, а также локальными нормативными актами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ
от 29.05.2015 №996-р)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
1.
2
программы) Министерства образования и науки России от 18 ноября 2015 №093242;
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021;
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в
образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» от 01.11.2021 №934-д4;
Устав МАУ ДО – ДДиЮ;
Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ на 2022 – 2025 гг.
2) актуальна, так как отвечает региональным социально-экономическим
потребностям
и
особенностям
образовательного
пространства
Екатеринбурга, способствуя решению проблемы обеспечения каждому
ребенку возможности максимально полного раскрытия его творческого
потенциала;
3) актуальна, так как отвечает потребностям родителей в доступном,
бесплатном, профессионально организованном и содержательном досуге их
детей, в развитии творческой, познавательной сферы детей, в раскрытии их
творческого потенциала и коммуникативных навыков; отвечает потребностям
детей в реализации творческих замыслов и идей через создание авторских
игрушек и участие в мастер-классах.
Программа является составительской и разработана на основе следующих
программ: образовательной программы «Мастерим игрушки сами» под
редакцией Н. В. Кочетковой. Издательство «Учитель», 2011. А также учебнометодического пособия «Традиционная тряпичная кукла» под редакцией Н. В.
Шайдуровой. СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
Пособие предназначено для педагогов ДОУ Практическая часть программы –
разработка автора.
Отличительная особенность программы в том, что она
знакомит
детей с различными видами декоративно-прикладного творчества в
определенной степени: помогает ребенку в течение короткого промежутка
времени сделать осознанный выбор в пользу того или иного вида декоративноприкладного творчества, т.е. самореализоваться и самоопределиться;
обеспечивает у младших школьников подготовку к трудовой деятельности, т.к.
3
ребенок учится работать в коллективе, адаптируется к системе учебных
занятий, также развивается мелкая моторика рук, внимание, усидчивость и
терпение; популяризует знания по этнокультуре.
В основу программы положены следующие дидактические принципы
обучения: принцип творческого развития; принцип психологической
комфортности; принцип успешности; принцип доступности; принцип
научности, систематичности и последовательности; принцип наглядности;
учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Адресат программы – дети 7-10 лет, мальчики и девочки. Приём детей на
программу производится без предъявления требований к уровню
предварительной подготовки. Максимальное количество детей в группе - 15
человек.
Характеристика
индивидуально-психологических
особенностей
обучающихся возрастной категории 7- 14 лет. Младший школьный
возраст (7 – 10 лет) наиболее благоприятен для развития физических
способностей - скоростных и координационных, а также способностей
длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой
интенсивности. В данном возрасте у детей начинают формироваться интересы
и склонности к определенным видам творческой деятельности, выявляется
специфика индивидуальных проявлений. Очень велик авторитет взрослого –
педагога либо старшего товарища.
Режим занятий. Дети занимаются по 2 часа (1 академический час
составляет 45 мин.) 2 раза в неделю. Перерыв между учебными занятиями – 10
минут. Общее количество часов в неделю – 4.
Объем программы – 144 часа (в период с 15 сентября по 31 мая).
Особенности организации образовательного процесса – традиционная
модель, представляющая собой линейную последовательность освоения
содержания в течение всего срока обучения.
Перечень форм обучения: очная, в условиях временных ограничений – с
использованием дистанционных технологий.
Перечень форм организации занятий: фронтальная групповая, в малых
группах.
Перечень видов занятий: практическое занятие, беседа, открытое
занятие, мастер-класс.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы: открытые занятия, итоговое занятие, мини – выставка.
4
Система мониторинга осуществляется с помощью диагностических карт
теоретических и практических компетенций (Приложение 1,2).
1.2 Цели и задачи программы
Цель программы - введение ребёнка в мир народной культуры через
формирование у них познавательного интереса к народной игрушке,
вовлечение в активную творческую деятельность.
Задачи программы
Образовательные:
формировать практические навыки работы с различными материалами;
обучать самостоятельно создавать художественные изделия в традициях
народного искусства;
знакомить с историей народной игрушки, традициях, творчестве, быта
народов Урала;
Развивающие:
содействовать развитию эстетического восприятия образцов народной
игрушки,
способности
эмоционально
откликаться
на
воздействие
художественного образа;
формировать творческое отношение к качественному осуществлению
художественно-продуктивной деятельности;
обучать приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
Воспитательные:
формировать у детей устойчивый интерес к занятиям декоративно
прикладным творчеством;
прививать уважительное отношение к обычаям предков;
воспитывать терпение, усидчивость, трудолюбие, аккуратность.
№
1
1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план
Всего
в том числе
Перечень разделов, тем часов теория практика
Введение в
образовательную
программу.
Начало творческого пути.
Знакомство с программой.
История народной
игрушки
4
4
0
Формы
контроля /
аттестации
Собеседован
ие
5
Изготовление простейших
игрушек из природного
материала
Куклы из бабушкиного
сундука.
История
народной
текстильной
куклы. Виды кукол и их
назначение
Мастерская Деда Мороза.
Знакомство с народными
промыслами Урала через
творчество П.П. Бажова
14
2
12
Творческая
мастерская
18
2
16
Наблюдение.
Творческая
мастерская
18
16
4
4
14
12
6
Изготовление кукол на
основе скрутки из ткани.
16
2
14
7
Обрядовые текстильные
куклы. Куклы в народных
праздниках
Кукольные посиделки в
творческой мастерской
Участие в культурномассовых мероприятиях
28
2
26
Наблюдение
Чтение
сказов.
Творческая
мастерская
Собеседован
ие.
Творческая
мастерская
Наблюдение.
Экскурсия
16
0
16
Практика
12
0
12
Творческая
мастерская.
Итоговая выставка
2
0
2
Выставка
144
20
124
2
3
4
5
8
9
10
Итого
Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Введение в образовательную программу. Начало творческого
пути. Знакомство с программой
Теория: Беседа об истории народной игрушки. Материалы, инструменты. ТБ
по охране здоровья. Начальные представления о правах ребенка, как ученика и
гражданина. Знакомство с предметом обучения, целью, задачами и содержанием
данного курса.
Раздел 2. Изготовление простейших игрушек из природного
материала
Теория: Собеседование с рассматриванием готовых образцов и
иллюстраций с поделками из бересты, травы, соломы и мочала.
6
Практика: Изготовление кукол «Берестушка», «Кукла-стригушка» из
травы, «Лыковая парочка», игровая куколка из мочала, «Кукла-стригушка» из
соломы. Подбор цветных лоскутков, тесемок, ленточек, бусинок для
оформления готовых поделок.
Раздел 3. «Куклы из бабушкиного сундука». История народной
текстильной куклы. Виды кукол и их назначение
Теория: Собеседование об истории народной традиционной текстильной
куклы, видах традиционных тряпичных кукол. Игровые не шитьевые куклы.
Практика: Обсуждение методов и приемов изготовления. Подбор тканей.
Изготовление простейших народных кукол: Ароматные куколки, «Узелковая»
куколка, «Бабочка», «Кувадка», «Утешница»,«Отварок-за-подарок». Итоговое
занятие: урок в творческой мастерской.
Раздел 4. Мастерская Деда Мороза
Теория: Беседа об истории празднования Нового года в Росси, зимних
праздниках и обрядах. Новогодние, Рождественские традиции.
Практика: Изготовление символа года, «Рождественский ангелочек»,
обереговая куколка «День и Ночь», «Коляда». Разучивание загадок, колядок,
игр.
Раздел 5. Знакомство с народными промыслами Урала через
творчество П.П. Бажова
Теория: Беседа о творчестве П. П. Бажова. Чтение сказов.
Практика: Творческая работа по изготовление персонажей сказов
Бажова, используя методы и приемы изготовления традиционных народных
кукол: «Серебряное копытце», «Бабка-синюшка», «Танюшка», «Даренка»,
«Огневушка - поскакушка».
Раздел 6. Изготовление кукол на основе скрутки из ткани
Теория: Рассказ о куклах на основе скрутки с опорой на
демонстрационный материал.
Практика: Изготовление кукол: «Пеленашка», «Столбушка», «Мать и
дитя», «Мамка с детками», «Желанница». Подбор лоскутков, ленточек,
тесемочек, бусинок.
Раздел 7. Обрядовые текстильные куклы
Теория: Рассказ о народных праздниках и куклах, им сопутствующих.
Практика: Изготовление кукол к народным праздникам. «Мартинички»,
«Масленица» (2 способа изготовления); «Веснянка» (2 способа изготовления),
«Пасхальная голубка», «Пасхальный зайчик», «Куколка на пасхальный
7
куличек», «Вербница», «Вепсская кукла», «Неразлучники», «Купавка»,
«Кукушечка». Приемы изготовления. Подбор лоскутков, ленточек, тесемочек.
Раздел 8. Кукольные посиделки в творческой мастерской
Практика: Изготовление народных кукол по желанию и замыслу
обучающихся.
Раздел 9 Участие в культурно-массовых мероприятиях.
Практика: Итоговое занятие. Кукольные посиделки в творческой
мастерской.
Раздел 10. Итоговая выставка
Практика: Просмотр и анализ учебных и творческих работ за учебные
часы. Выбор и оформление творческих работ для выставки. Обсуждение.
1.4 Планируемые результаты:
Ожидаемые результаты реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы:
Предметные:
владеют практическими навыками работы с различными материалами в
соответствии с возрастом;
умеют создать художественные изделия в традициях народного
искусства в соответствии с возрастом;
знакомы с историей народной игрушки, традициями, творчеством, бытом
народов Урала в соответствии с возрастом;
Метапредметные:
развито эстетическое восприятия образцов народной игрушки,
проявляется способность эмоционально откликаться на воздействие
художественного образа;
сформировано творческое отношение к качественному осуществлению
художественно-продуктивной деятельности;
владеет приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля в
соответствии с возрастом;
Личностные:
сформирован у детей устойчивый интерес к занятиям декоративно
прикладным творчеством;
Проявляет уважительное отношение к обычаям предков;
проявляет терпение, усидчивость, трудолюбие, аккуратность.
8
По окончании программы обучающийся:
Будут знать:
технику безопасности при работе с колющими и режущими
предметами;
основные виды и свойства материалов, используемые изготовлении
народной игрушки (текстиль, солома, мочало);
приемы изготовления народной игрушки;
технологию изготовления не шитьевых кукол;
технологию изготовления народных игрушек из мочала и соломы;
место и роль народной игрушки в жизни человека и общества
различные времена.
Будут уметь:
подготовить материал к работе;
выполнять простейшие игрушки из природного материала;
выполнять не шитьевую народную куклу из ткани;
аккуратно и последовательно выполнять работу, применяя
творчество
в оформлении поделки;
уметь трудиться в коллективе
анализировать, оценивать свою работу и работу товарищей.
Способы определения результатов
Результаты определяются путём мониторинга уровня
компетенций, обучающихся (диагностические карты в Приложении).
развития
Контроль над уровнем освоения программы осуществляется в форме
мини-выставок, просмотров готовых работ с обсуждением и анализом.
№ п\п
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Основные характеристики образовательного
процесса
1
Количество учебных недель
36
2
Количество учебных дней
72
3
Количество часов в неделю
4
9
4
Количество часов
5
Начало занятий
11 сентября
6
Выходные дни
30.12 – 08.01
7
Каникулы
144
Образовательная
деятельность
в
ДДиЮ
осуществляется и в период
осенних и весенних школьных
каникул
Окончание учебного года
8
31 мая
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
столы,
стулья,
коробки для хранения используемых материалов,
ведро для мусора,
аптечка.
Материалы и инструменты:
Лоскутки белой и цветной ткани
Вата, ватин
Поролон, синтепон
Сантехнический лен
Нитки швейные
Пряжа цветная
Пуговицы, тесьма, ленточки
Солома
Мочало
Береста
Ножницы
Булавки
Утюг
Швейные иглы.
Дополнительные материалы:
Деревянные палочки
10
Проволока
Клей.
Методический материал.
Наглядный материал – готовые образцы игрушек.
Подборка картинок и иллюстраций по народным промыслам
России.
Подборка иллюстраций по народной кукле.
Кадровое обеспечение
Обучение по программе проводит педагог со средним специальным либо
высшим педагогическим образованием по профилю деятельности.
Методическое обеспечение
Используемые методические пособия и материалы представлены в списке
литературы.
Выбор методов обучения определяется с учетом возможностей
обучающихся, возрастных и психофизических особенностей детей, специфики
изучения данного курса.
Методы обучения детей:
объяснительно-иллюстративный – беседа и демонстрация педагогом
приемов работы, наглядных пособий, показ мультимедийных материалов,
фотографий; дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
практические методы - как индивидуальная практическая работа детей (от
выполнения упражнения по образцу для овладения приемами работы и
приобретения навыков до самостоятельной работы по авторскому эскизу), так и
коллективная работа по созданию общей композиции;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске идей и
выборе техник, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельный поиск материалов и техник для
реализации творческого замысла.
В соответствии с региональной и федеральной политикой в сфере
образования, наряду с традиционными классическими образовательными
методами и формами работы применяются современные образовательные
технологии: личностно-ориентированные технологии в обучении;
технология
коллективного
творческого
дела
информационнокоммуникативных технологий и электронного обучения (онлайн-занятие;
мастер - класс).
11
В основе содержания деятельности – личностно - ориентированные
технологии обучения. Их применение обеспечивает уважение к личности
каждого ребенка, внимание к его внутреннему миру и его неповторимости,
позволяет подбирать индивидуальный ритм выполнения заданий. Обучение
направлено на развитие личности ребенка в ситуации успеха.
Структура занятия:
1) организация рабочего места
2) повторение пройденного материала
3) организация и проведение занятия (включает следующие структурные
элементы: инструктажи по технике безопасности: вводный – проводится перед
началом практической работы, текущий – во время выполнения практической
работы, заключительный;
-практическая работа;
-физкультминутки;
-подведение итогов, анализ, оценка работ;
-приведение в порядок рабочего места.
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для контроля и анализа достигнутых результатов проводится
диагностика
уровня развития личностных, предметных и
метапредметных компетенций (Индивидуальные диагностические карты в
Приложении). Контроль и оценка результатов обучающихся предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком
и не допускает сравнения его с другими детьми.
Форма итоговой аттестации - участие в итоговой выставке.
12
Список литературы
Психолого-педагогическая литература:
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2018. - 317 c.
2. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2017. - 352 c.
3. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования - В.П. Голованов. - М.: Юрайт, 2018.- 282 с.
4. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству/ Н.В. Дубровская. / Н.В.
Дубровская - СПб.: Детство-Пресс, 2017.- 119 с .
5. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика: Учебно-методическое пособие / Д.В.
Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры / И.В. Патрушева. - М.:
Юрайт, 2019. - 130 с.
7.Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое
сопровождение детей / ред. Байбородова Л. В. - М.: Юрайт, 2019. 364 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин.
– Рн/Д: Феникс, 2019. - 687 c.
9. Суртаева, Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии / Н.Н. Суртаева.М.: Юрайт, 2019. - 250 с.
10. Хуторской, А.В. Педагогика / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2019. - 312 c.
Специальная литература:
1. Берстенева Ел. Кукольный сундучок. ООО «Белый город», М.: - 2016.
2.Волкова Я. Детские куклы и обереги. – М.: Хоббитека, 2016.
3 Грушина Л.В. Рождественский веник. Учебно-методическое пособие. Для
чтения взрослым и детям. ООО Издательский дом «Карапуз» - 2015г.
4.Грушина Л.В. Лоскутные куколки Учебно-методическое пособие. Для чтения
взрослым и детям. ООО Издательский дом «Карапуз» - 2012г.
5.Долгова В. Славянские куклы-обереги. ООО «Феникс» 2015
6.Денисова Т. Народные куклы обереги. ООО «Питер-пресс», 2016г.
7.Морева М. Старославянские куклы-обереги. «Контэнт», 2015
8.Перевертень Г.И. Поделки из соломки. Издательство АСТ – 2016г.
13
9.Скляренко О. Народные куклы своими руками. С- Петербург 2015
10.Скляренко О. Авторские текстильные куклы. ООО «Издательство АСТ»,
2015г.
Интернет-источники:
https://vk.com/club191847408
https://vk.com/club203433739
https://vk.com/club194879284
14
Приложение 1
Диагностическая карта уровня развития 4К компетенций обучающихся
Разработано в МАУ ДО – ДДиЮ, г. Екатеринбург
детский коллектив ______________________________ педагог
__________________________________________________
Средний балл
Эмоциональная отзывчивость,
толерантность
Способность к установлению
контактов и конструктивному
взаимодействию
учебный год, дата заполнения:
Личная организованность и
ответственность
Умение быть командным игроком,
работать на общий результат
Инициативность, творческая
активность
Целеустремленность, трудолюбие и
ориентация на успех
Воображение, фантазия, умение
работать не по шаблону
Ф.И.
обучающегося
Рефлексивность, самоконтроль
результатов личной деятельности
контрольная группа_______ год обучения, 202.. – 202..
______________
Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2 балла –
базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла – оптимальный уровень
(качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество развито)
Приложение 2
Индивидуальная карта "Предметные компетенции"
обучающегося _______________________
балл
критерий
1 Выполняет простую куколку из природного
материала
2. Выполняет простую текстильную куколку
3.Аккуратно и последовательно выполняет
работу, применяя творчество
4. Отвечает на вопрос по истории народной
игрушки, традициях, быте.
средний балл
Старт
ДООП
Финал
ДООП
Уровень освоения
программы (%)
0
0
0
0
0
0
0
15
Оценочная шкала:1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2
балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла –
оптимальный уровень (качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество
развито)
Сводный результат освоения предметных компетенций
группа __________
Уровень
освоения
ДОП (%)
ср.балл
ФИ обучающегося
начало обучения по
ДОП
средний балл
окончание обучения по
ДОП
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
0
16