ДООП Музыка для всех

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования –
Дом детства и юношества

Студия эстрадного вокала «Музыка для всех»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
Возраст обучающихся 7 - 16 лет
Срок реализации программы – 3 года

Разработчик:
Жусупова Жылдыз
Кубанычбековна
педагог дополнительного
образования

г. Екатеринбург, 2024г.

СОДЕРЖАНИЕ
1.Комплекс основных характеристик программы……………………..3
1.1.Пояснительная записка……………………………….……….………….3
1.2.Цель и задачи программы………………….………………………….... 8
1.3.Содержание программы ………..……………………………………… 9
1.4. Планируемые результаты и способы их определения…………..…... 12
2.Комплекс организационно-педагогических условий………………..15
2.1. Календарно учебный график……………………………………..… … 15
2.2.Условия реализации программы ……………………………………… 15
2.3.Формы аттестации, контроля и оценочные материалы…………..….. 17
Список литературы ……………………………………………………… .18
Приложения …………………………………………………………………21

2

1.Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
Эстрада - это искусство, обладающее большой силой эмоционального
воздействия на человека, и поэтому одно из важных средств формирования
нравственных и эстетических идеалов. Музыка воспитывает чувства,
воздействует на эмоции. Эстрадный вокал вызывает огромный интерес у
подрастающего поколения, является мощным фактором формирования общей
культуры, что крайне актуально в современном обществе. Вокал привлекает
людей разных возрастов, в том числе подростков, своей яркостью,
возможностью проявить творческие способности. Данные факты побудили к
разработке программы «Студия эстрадного вокала «Музыка для всех» (далее
– программа).
Программа художественной направленности «Студия эстрадного вокала
«Музыка для всех», актуальна, так как:
1. Разработана в соответствии со следующими современными нормативными
правовыми актами и государственными программными документами, а также
локальными нормативными актами:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).
 Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от
29.05.2015 №996-р)
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (вступает
в силу с 1 марта 2023 года);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
 Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
3

развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №09-3242;
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в
образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» от 01.11.2021 №934-д4;
 Устав МАУ ДО – ДДиЮ;
 Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ на 2022 – 2025 гг.
2. Программа эстрадного вокала разработана таким образом, чтобы
удовлетворить потребности и ожидания как родителей, так и детей. Она
предлагает все необходимые навыки и знания для развития техники вокала,
понимания различных жанров музыки и успешного выступления на сцене.
Индивидуальный подход и регулярная оценка прогресса помогут достичь
оптимальных результатов обучения. 2) актуальна, так как отвечает
региональным социально-экономическим потребностям и особенностям
образовательного пространства Екатеринбурга, способствуя решению проблемы
обеспечения каждому ребенку возможности максимально полного раскрытия его
творческого потенциала, а также значительного социального запроса на
выступления юных вокалистов на концертных площадках при проведении
мероприятий различного уровня
3) отвечает потребностям родителей в доступном, бесплатном,
профессионально организованном и содержательном досуге их детей, в
творческом и личностном развитии подростков, а также потребностям детей в
творческом самовыражении посредством исполнения популярных эстрадных
песен.
Программа составлена на основе материалов программы «Эстрадный
вокал», автор Палышина О.С., 2015г, а также программы «Сольный эстрадный
вокал» Васягиной И.Р. 2015г.
Отличительной особенностью программы «Студия эстрадного вокала
Музыка для всех» является ее уникальный подход к развитию голоса и
исполнительских навыков. Программа предлагает интенсивное обучение,
4

которое включает в себя не только технические аспекты вокала, но и
музыкальное образование, сценическую подготовку. В основу программы
положены следующие дидактические принципы обучения и воспитания:
принцип
адаптивности;
принцип
творческого
развития;
принцип
психологической комфортности; принцип успешности; принцип доступности;
принцип индивидуального подхода.
Адресат программы - все желающие мальчики и девочки 7 – 16 лет, без
предъявления требований к уровню музыкальной подготовки, способностям, не
имеющие медицинских противопоказаний для занятий по эстрадному вокалу.
Рациональное планирование творческого процесса, правильное использование
средств и методов музыкальной подготовки возможно лишь при условии учета
физиологических особенностей организма. Поэтому формируются учебные
группы в соответствии с возрастом и с учетом физических и психологических
особенностей обучающихся.
Каждый возрастной период имеет свои особенности в строении и функциях
отдельных органов и систем. С точки зрения физиологического развития
младшего школьника (7 – 9 лет), происходит бурное развитие речевого и
вокально-двигательного аппарата
ребёнка. Его голосовой аппарат резко
отличается от аппарата взрослого своим размером и формой, постоянно растет и
развивается. Детская гортань меньше гортани взрослого человека в 2-2,5 раза.
Голосовые связки обладают также меньшими размерами, большей
«хрупкостью». Небольшая емкость легких – примерно 1000 кубических
сантиметров. Так как грудные резонаторы еще не развиты, дети используют в
основном ключичное дыхание (или верхнегрудное), а не грудное
(диафрагмальное), углубленное, как у взрослых. Занятия по вокалу весомо
перестраивают деятельность дыхательных органов. Особенности устройства
вокально-двигательного аппарата ребенка обусловливают также маленький
объем и особое качество звучания детского голоса – тембр, его динамика и
различия в интонировании звуков. Такие особенности делают своеобразным
процесс развития музыкального слуха у учащихся. Так, тембр младшего
школьника не насыщен, не имеет индивидуальную окраску, иногда дети поют
крикливо и открыто. Но с возрастом тембр меняется, становится ярче и
приобретает большую устойчивость.
К 10 – 16 годам происходят значительные изменения в голосовом аппарате,
которые могут влиять на тембр, объем и высоту голоса. Вот несколько
особенностей голоса у детей этого возраста:
1. Мутация голоса: В этом возрасте происходит мутация голоса у мальчиков,
когда голосовые связки становятся длиннее и толще. Это может привести к
5

временным изменениям в тембре и высоте голоса, а также к нестабильности в
контроле над голосом.
2. Расширение диапазона: Возможно, что дети в этом возрасте начинают
расширять свой голосовой диапазон как в нижней, так и в верхней части. Они
могут начинать исполнять более сложные музыкальные композиции и выражать
большую гибкость в своем голосе.
3. Незавершенное развитие: Голосовой аппарат у детей в этом возрасте все еще
находится в процессе развития. Поэтому дети могут испытывать некоторые
трудности с контролем и стабильностью голоса.
4. Быстрое усвоение новых навыков: Возможно, что дети в этом возрасте имеют
более высокую способность к усвоению новых навыков и техники вокала. Они
могут быстрее прогрессировать и достигать новых высот в своем развитии.
Срок реализации программы – 3 года.
Объем программы – 144 часа в год, общий объем – 432 часа.
Режим занятий. Дети занимаются по 2 часа (1 академический час равен 45
мин.) 2 раза в неделю. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее
количество часов в неделю – 4. Количество обучающихся в группе – до 15
человек.
Организация образовательного процесса – традиционная линейная
последовательность обучения.
Перечень форм реализации образовательной программы: форма
обучения – очная.
Перечень форм организации занятий – групповая, допускается обучение
в индивидуальной форме или в малых группах при подготовке концертных и
конкурсных сольных номеров.
Перечень видов занятий: практические занятия, репетиции, концерты,
конкурсы.
Формы подведения результатов - проверка знаний и оценка результатов
освоения программы осуществляется на зачётных занятиях, отчетном концерте.

1.2. Цель и задачи программы
Цель программы
личностное и творческое развитие обучающихся
средствами эстрадного искусства.
Задачи программы:
Образовательные
6

- знакомить детей с лучшими эстрадными традициями, с эстетикой эстрадного
исполнения;
- обучать вокальному, ансамблевому и танцевальному исполнению в эстрадной
манере;
- содействовать формированию у детей музыкально - ритмических навыков;
- обучать основным приемам актерского мастерства;
Воспитательные
- воспитывать чувства гордости и ответственности за культурное наследие своей
страны, уважения и любви к эстраде как особой составляющей культурного
наследия русского народа;
- развивать инициативу и самостоятельность детей;
- формировать способности коммуницировать и адаптироваться в современном
обществе.
Развивающие
- развивать эстетический и художественный вкус,
- развивать вокальный слух и певческий голос, творческие способности, навыки
импровизации;
- развитие компетенций межличностного общения

№
1
2
3
4
5
6

7

1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план
1 год обучения
Количество часов
Перечень разделов
всего
Теория
Практика
Вводное занятие
Вокальноинтонационная работа
Работа над дыханием
Певческий диапазон
Координация
между
слухом и голосом
Принципы
артикуляции речи и
пения
Работа
над
исполняемым
произведением

2
68

1
8

1
60

4
10
6

1
1
1

3
9
5

4

1

3

34

4

30

7

Формы
(аттестации)
контроля
Беседа, опрос
Опрос. Сдача
партий
Беседа
Сдача партий
Беседа,
наблюдение
Беседа,
наблюдение
Сдача партий

8

Воспитательная
и
концертно-конкурсная
деятельность
ИТОГО:

16

2

14

144

19

125

Беседа
отчетный
концерт

Содержание учебного плана. 1 год обучения
1 раздел. Вводное занятие
Теория: гигиена голоса. Правила техники безопасности на занятиях вокалом.
Практика: слушание эстрадных песен
2 раздел. Вокально-интонационная работа
Теория: объяснение правильного положения корпуса и головы поющего как
основы для выработки условных мышечных рефлексов и снятия зажимов.
Дефекты голоса. Горловой и носовой призвуки, осиплость тембра, форсирование
звука. Причины возникновения дефектов. Основы звукообразования в эстрадном
пении.
Практика: Выработка вокально-правильной мимики и артикуляции.
Упражнения на устранение дефектов голоса. Певческая позиция при работе и
исполнении музыкального произведения. Интонационная работа, пение.
3 раздел. Работа над дыханием
Теория: рассказ о различных типах дыхания. Особенности диафрагмального
дыхания как наиболее рационального.
Практика: Практическое освоение различных типов дыхания - грудное,
брюшное, реберно-диафрагмальное. Упражнения на взятие дыхания, задержку и
плавный выдох. Особенности диафрагмального дыхания как наиболее
рационального.
4 раздел. Певческий диапазон
Теория: Грудной и головной резонаторы, их влияние на окраску звука.
Практика: Расширение певческого диапазона за счет упражнений на развитие
головногои грудного регистров.
5 раздел. Координация между слухом и голосом
Теория: Чистота интонации - результат правильной координации голосового
аппарата.
Практика: Упражнения для выработки правильной певческой позиции.
Упражнения на раскрепощенность голосового аппарата. Влияние зажимов мышц
тела на интонацию. Упражнения на раскрепощение мышечных зажимов.
6 раздел. Принципы артикуляции речи и пения
Теория: Гласные и согласные в пении. Протяжные гласные и четкие согласные.
Правильное произношение.
8

Практика:
Упражнения,
способствующие
правильной
артикуляции.
Вокализация скороговорок.
Упражнения для расслабления мышц рта, артикуляционная гимнастика.
Визуальный контроль. Разбор и устранение дикционных недостатков. При
необходимости – консультация логопеда.
7 раздел. Работа над исполняемым произведением
Теория: Подбор индивидуальной программы для выступления. Осмысление
содержания произведения. Понятия артистизма и сценического движения. Роль
актерского мастерства в творчестве эстрадных исполнителей
Практика: Работа над словом. Правильная фразировка и динамические оттенки.
Ритмические игры, игры на перевоплощение. Повторение пройденных и
выученных произведений, пение по нотам, исполнение эстрадных песен в
соответствии с репертуаром. Развитие памяти, пение наизусть выученных
произведений на контрольномуроке или прослушивании.
8 раздел. Воспитательная и концертно-конкурсная деятельность
Теория: Правила безопасного поведения при посещении массовых мероприятий.
Практика: Участие в фестивалях, конкурсах, концертах. Проведение открытого
занятия для родителей; проведение отчетного концерта в конце года для
родителей и гостей. Просмотр концертов эстрадных коллективов, обсуждение
увиденного и услышанного, творческие встречи с другими коллективами.
Проведение мероприятий внутри коллектива («Новый год», «День
именинника»), подготовка и проведение игр, чаепития для детей коллектива и их
родителей.

Учебный (тематический) план
2 год обучения

№

Перечень разделов

всего

1

Вводное
занятие
второго
года
обучения
Вокальноинтонационная
работа
Работа
над

2

2

3

Количество часов
Теоретически Практически
е
е занятия
занятия
1
1

62

12

50

10

1

9

9

Формы
(аттестации)
контроля
Беседа,
опрос
Опрос.
Сдача
партий
Беседа

4
5

6

7

8

дыханием
Певческий
диапазон
Координация
между слухом и
голосом
Принципы
артикуляции речи и
пения
Работа
над
исполняемым
произведением
Воспитательная и
концертноконкурсная
деятельность
ИТОГО:

Сдача
партий
Беседа,
наблюдение

10

2

8

6

1

5

6

1

5

Беседа,
наблюдение

34

4

30

Сдача
партий

14

2

12

Беседа
отчетный
концерт

144

24

120

Содержание учебного плана. 2 год обучения
1 раздел. Вводное занятие второго года обучения
Теория: Понимание физиологии голосового аппарата, уход за голосом и
предотвращение травм, гигиена голоса. Правила техники безопасности на
занятиях вокалом.
Практика: Упражнения на расслабление голосовых связок, техники
оздоровления и восстановления голоса.
2 раздел. Вокально-интонационная работа
Теория: Обзор различных вокальных техник и их значение в исполнении. Как
каждая техника влияет на звук и эмоциональную передачу. Основы
звукообразования в эстрадном пении.
Практика: Выработка вокально-правильной мимики и артикуляции.
Упражнения на устранение дефектов голоса. Певческая позиция при работе и
исполнении музыкального произведения. Практика соло и ансамблевого пения с
использованием комбинаций техник, интонационная работа.
3 раздел. Работа над дыханием
Теория: Типы дыхания. Особенности диафрагмального дыхания как наиболее
рационального. Основы дыхательной техники. Зачем важен правильный
контроль дыхания в вокале.
10

Практика: Практическое освоение различных типов дыхания -грудное,
брюшное, реберно-диафрагмальное. Упражнения на дыхание, использование
диафрагмы, звуковые гаммы.
4 раздел. Певческий диапазон
Теория: Грудной и головной резонаторы, их влияние на окраску звука.
Практика: Расширение певческого диапазона за счет упражнений на развитие
головногои грудного регистров.
5 раздел. Координация между слухом и голосом
Теория: Чистота интонации - результат правильной координации голосового
аппарата. Влияние зажимов мышц тела на интонацию.
Практика: Упражнения для выработки правильной певческой позиции.
Упражнения на раскрепощенность голосового аппарата. Упражнения на
раскрепощение мышечных зажимов.
6 раздел. Принципы артикуляции речи и пения
Теория: Гласные и согласные в пении. Протяжные гласные и четкие согласные.
Правильное произношение.
Практика:
Упражнения,
способствующие
правильной
артикуляции.
Вокализация скороговорок. Упражнения для расслабления мышц рта,
артикуляционная гимнастика. Визуальный контроль. Разбор и устранение
дикционных недостатков.
7 раздел. Работа над исполняемым произведением
Теория: Подбор индивидуальной программы для выступления. Осмысление
содержания произведения. Роль артистизма и сценического движения при
исполнении эстрадных песен.
Практика: Работа над словом. Правильная фразировка и динамические оттенки.
Ритмические игры, игры на перевоплощение. Повторение пройденных и
выученных произведений, пение по нотам, исполнение эстрадных песен в
соответствии с репертуаром. Пение выученных произведений на контрольном
занятии или прослушивании.
8 раздел. Воспитательная и концертно-конкурсная деятельность
Теория: Правила безопасного поведения при посещении массовых мероприятий.
Практика: Участие в фестивалях, конкурсах, концертах. Проведение открытого
занятия для родителей; проведение отчетного концерта в конце года для
родителей и гостей. Просмотр концертов эстрадных коллективов, обсуждение
увиденного и услышанного, творческие встречи с другими коллективами.
Проведение мероприятий внутри коллектива («Новый год», «Праздник весны»),
подготовка и проведение игр, чаепития для детей коллектива и их родителей.
11

Учебный (тематический) план
3 год обучения

№

Перечень разделов

всего

1

Вводное
занятие
второго
года
обучения
Вокальноинтонационная
работа
Жанры и стили

2

2

3
4
5

6

7

8

Количество часов
Теоретически Практически
е
е занятия
занятия
1
1

Формы
(аттестации)
контроля
Беседа,
опрос
Опрос.
Сдача
партий
Сдача
партий
Сдача
партий
Беседа,
наблюдение

62

12

50

10

1

9

Певческий
диапазон
Координация
между слухом и
голосом
Принципы
артикуляции речи и
пения
Работа
над
исполняемым
произведением
Воспитательная и
концертноконкурсная
деятельность

10

2

8

6

1

5

6

1

5

Беседа,
наблюдение

34

4

30

Сдача
партий

14

2

12

Беседа
отчетный
концерт

ИТОГО:

144

24

120

Содержание учебного плана. 2 год обучения
1 раздел. Вводное занятие второго года обучения
Теория: Понимание физиологии голосового аппарата, уход за голосом и
предотвращение травм, гигиена голоса. Правила техники безопасности на
занятиях вокалом.
Практика: Упражнения на расслабление голосовых связок, техники
оздоровления и восстановления голоса.
12

2 раздел. Вокально-интонационная работа
Теория: Обзор различных вокальных техник и их значение в исполнении. Как
каждая техника влияет на звук и эмоциональную передачу. Основы
звукообразования в эстрадном пении. Расширение знаний о модуляциях и их
использовании в пении, влияние на эмоциональную окраску исполнения
Практика: Выработка вокально-правильной мимики и артикуляции.
Упражнения на устранение дефектов голоса. Певческая позиция при работе и
исполнении музыкального произведения. Практика соло и ансамблевого пения с
использованием комбинаций техник, интонационная работа.
3 раздел. Жанры и стили
Теория: Основные музыкальные жанры и их особенности (поп, рок, джаз,
классика и др.).
Практика: Изучение и исполнение песен в различных жанрах, работа над
индивидуальным стилем.
4 раздел. Певческий диапазон
Теория: приемы расширения певческого диапазона.
Практика: Расширение певческого диапазона. Упражнения на развитие
головногои грудного регистров.
5 раздел. Координация между слухом и голосом
Теория: приемы правильной координации голосового аппарата.
Практика: Упражнения для выработки правильной певческой позиции.
Упражнения на раскрепощенность голосового аппарата. Упражнения на
раскрепощение мышечных зажимов.
6 раздел. Принципы артикуляции речи и пения
Теория: основные принципы артикуляции. Правильное произношение.
Практика:
Упражнения,
способствующие
правильной
артикуляции.
Вокализация скороговорок. Упражнения для расслабления мышц рта,
артикуляционная гимнастика.Разбор и устранение дикционных недостатков.
7 раздел. Работа над исполняемым произведением
Теория: Подбор индивидуальной программы для выступления. Осмысление
содержания произведения.
Практика: Работа над словом. Анализ текстов песен, работа с поэтикой и
эмоциями, которые они передают. Правильная фразировка и динамические
оттенки. Ритмические игры, игры на перевоплощение. Интерпретация
различных текстов, использование техник выразительного чтения и пения.
Повторение пройденных и выученных произведений, пение по нотам,
исполнение эстрадных песен в соответствии с репертуаром. Пение выученных
произведений на контрольном занятии или прослушивании.
13

8 раздел. Воспитательная и концертно-конкурсная деятельность
Теория: Правила безопасного поведения при посещении массовых мероприятий.
Практика: Участие в фестивалях, конкурсах, концертах. Проведение открытого
занятия для родителей; проведение отчетного концерта в конце года для
родителей и гостей. Просмотр концертов эстрадных коллективов, обсуждение
увиденного и услышанного, творческие встречи с другими коллективами.
Проведение мероприятий внутри коллектива («Новый год», «Праздник весны»),
подготовка и проведение игр, чаепития для детей коллектива и их родителей.

1.4. Планируемые результаты и способы их определения
Предметные:
- знакомы с лучшими эстрадными традициями, с эстетикой эстрадного
исполнения;
- владеют основными навыками вокального, ансамблевого и танцевального
исполнения в эстрадной манере;
- владеют основными музыкально - ритмическими навыками;
- владеют основными приемами актерского мастерства;
Воспитательные
- сформировано чувство уважения и любви к эстраде как особой составляющей
культурного наследия русского народа;
- проявляют инициативу и самостоятельность;
- проявляются способности коммуницировать и адаптироваться в современном
обществе.
Развивающие
- проявляется эстетический и художественный вкус,
- развит вокальный слух и певческий голос, творческие способности, навыки
импровизации в соответствии с возрастом;
- развиты в соответствии с возрастом компетенции межличностного общения

14

2. Комплекс организационно - педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
№ п\п
1
2
3
4
5
6
7

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Начало занятий
Выходные дни
Окончание учебного года

36
72
4
144
11 сентября
30.12 – 09.01
31 мая

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Реализация программы обеспечивается:
- доступом каждого учащегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки,
звуковой аппаратуре, аудио и видеозаписям;
- учебными аудиториями для индивидуальных занятий площадью не менее 6
кв.м., оснащенными роялями или пианино. В образовательной организации
должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и
ремонта музыкальных инструментов. Библиотечный фонд укомплектовывается
печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной
литературой.
Материально-техническая
база
должна
соответствовать
санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Кадровое обеспечение:
Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий
специальную профессиональную подготовку в области вокального искусства, и
высшее педагогическое образование.

Методы:
Словесный метод используется при беседе, рассказе, объяснении;
Наглядный метод используется при показе движений, фотографий,
видеоматериалов;
Практический – это упражнения, отработка движений.
Технология личностно-ориентированного обучения – является базовой для
всей программы. Организация воспитательного процесса на основе глубокого
15

уважения к личности ребёнка с учётом особенностей его индивидуального
развития. Отношение к воспитаннику как к сознательному, полноправному и
ответственному участнику образовательного процесса.
Технология «создания ситуации успеха» ‒ моделирование определенной
ситуации, в ходе которой дается возможность достичь значительных результатов
как для отдельного ученика, так и для всего коллектива; формирование
стойкости в борьбе с трудностями.
Игровая технология – используется преимущественно в первой младшей
группе. Объединяет достаточно обширную группу методов и приемов
организации педагогического процесса в форме различных дидактических игр.
Их основная цель – обеспечение личностно-деятельного характера усвоения
знаний, умений, навыков.
Информационные технологии – применяются для визуального отслеживания
качества
технического
мастерства
обучающихся,
иллюстрирования
теоретического материала, визуального показа образцов технического,
спортивного мастерства (видео материалы соревнований высокого уровня,
мероприятий, связанных с воспитательной работой, изучением опыта
родственных организаций). Важным условием для получения результатов
является применение электронного обучения. Педагог использует
электронные материалы: видеоматериалы с записью соревнований и игр по
разным видам спорта, методикой исполнения движений.
Дистанционные технологии – в период карантина программа может быть
реализована с применением дистанционных технологий, включающих в себя
онлайн занятия, видео занятия, самостоятельную подготовка детей, при помощи
мобильного сервиса «WhatsАрp».
2.3. Формы аттестации и контроля
По окончании учебного года при переводе на следующий период обучения
проводится промежуточная аттестация обучающихся. Предусмотрены
следующие формы:
 контрольные зачетные занятия по сдаче партий;
 сдача зачета на знание теоретических вопросов программы;
 конкурсы;
 показательные выступления, открытые занятия.
Форма итоговой аттестации – отчетный концерт

16

Список литературы
Психолого-педагогическая и специальная литература:
1. Бархатова, И. Б. Постановка голоса эстрадного вокалиста / И.Б. Бархатова.
Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2018.- 208 с.
2. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования - М.: ВЛАДОС, 2018.- 312 с.
3. Головина О.Н. Методика постановки эстрадно-джазового голоса / О.Н.
Головина. Екатеринбург: Музыка, 2013. -188 с.
4. Морозов, В.П. Вокальный слух и голос / В.П. Морозов. M.: Музыка, 2018.- 147
с.
5.Морозов, В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и
техники: учеб.-методол. изд. для вокалистов / В.П. Морозов. -М.: ИП РАН, МГК
им. П.И.Чайковского, Центр «Искусство и наука», 2016.-496 с.
6.Николаева, А.И. Формирование музыкально-исполнительского мастерства: /
А.И. Николаева. М.: МГПИ, 2017. - 154 с.
7.Орленко, Е.В. Психологические особенности подросткового периода / Е.В.
Орленко, СПб., 2019. - 186с.
8. Охомуш, Т.В. Чистый голос: методика обучения эстрадному вокалу / Т.В.
Охомуш, Иваново, 2012.- 212 с.
9. Романова, Л.В. Школа эстрадного вокала: учеб. пособие / Л.В. Романова.
СПб.: Лань, 2017. - 40 с.
Литература для детей:
1. Аркадьев П.Ф. Четверо из Ливерпуля / П.Ф. Аркадьев, М.: Сигма, 2016. – 346
с.
2. Галацкая В.В. Музыкальная литература / В.В. Галацкая, Самара, 2017. – 244 с.
3. Михеева, Л.П. Музыкальный словарь в рассказах / Л.П. Михеева, М.: Музыка,
2016.- 306 с.
4. Сохор А. О массовой музыке / А.Сохор, СПб, 2019. – 202 с.
Литература для родителей:
1. Арсентьев, М.М. Методы развития познавательного интереса и творческих
способностей детей в семье / М.М. Арсентьев – Челябинск, 2019 – 235 с.
2.Синицына, О. Е. Умные занятия и музыкальные игры / О.Е. Синицына – М.:
Лист Нью, Вече, 2019.- 254 с.
Интернет-источники:
http://www.art-education.ru/AE-magazine/
twirpx.com›file/60614/
http://www.maly.ru/pages/uroki3
https://www.culture.ru/s/nacionalnyj-proekt-kultura/#schedule
17

Приложения
Карта уровня развития социально значимых качеств личности обучающихся
Уровни развития:
Исходный -1 балл. Средний – 2 балла. Высокий – 3 балла.

Межличност
ное общение

Культура
здоровья

Трудовая
культура

Эстетическая
культура

Личностное
совершенствование

Сре
д.
бал
л

самоконтроль

самостоятельность

терпение

Сила воли

Самоопределение

Самоорганизация

Культура приятного общения

Культура красивого поведения

Культура внешнего вида

Овладение необходимыми навыками
труда

Ориентация на повышение качества
труда

Забота о собственном здоровье

Соблюдение норм общения
Со сверстниками

Умение соблюдать нормы заботы о
природной среде

Саморазвитие

Умение проявлять уважение к старшим
по возрасту

ФИ
обучающего
ся

Показатели оценки сформированности основных вокальных данных
Навык

Неудовлетворительный
результат

Удовлетворительны
й результат

Дыхание

Судорожное,
поверхностное.
Перегруженный вдох,
ускоренный выдох.

Вдох более
спокойный, выдох
более протяженный.

Дикция

Нечеткая. Согласные
смягченные,
бесформенные. Пропуск
окончаний, искажение
гласных, Глубокое,
«темное» формирование
согласных и «западание»
гласных.

Звуковедение

Звуковедение или вялое,
или форсированное – звук
гаснущий, постепенно
переходящий на
разговорный.
Неправильно
воспроизводят мелодию

Более четкая.
Стремление к более
близкому
формированию
гласных и
согласных, местами
исправление
искаженных
гласных.
Звуковедение более
активное, менее
напряженное, но
пока тяжелое и
несвязное.
Мелодия
исполняемой песни

Интонирование

18

Хороший результат

Ровное, спокойное.
Оптимальный автоматический
вдох, выдох ровный,
спокойный, экономный,
упругий.
Ясная. Согласные твердые,
активные. Гласные
округленные, но не
расплывчатые.

Звуковедение связное, певучее;
звук льющийся, напевный,
кантиленный.

Мелодия исполняемой песни
исполняется без искажений

исполняемой песни

искажается лишь
частично

Диагностическая карта «Уровень исполнения вокального
произведения»
Уровень
Низкий

Средний

Высокий

Исполнения вокального произведения
Критерии оценки
При исполнении вокального произведения мало эмоционален, поет
фальшиво открытым звуком, плохой артикуляцией, дыхание
прерывное, нет опоры, динамика не выражена. Нет работ над текстом.
Музыкальная память слабо развита .
Обучающийся самостоятельно осмысленно исполняет песни разного
характера, но допускает ошибки. При исполнении чистота интонации
частично неточная; поет ровным по тембру звуком, но не четкой
дикцией; на одном дыхании строит короткие фразы, диафрагмальное
дыхание держит почти до конца фразы. Динамика не яркая.
Музыкальная память средне развита.
Обучающийся самостоятельно выразительно, осмысленно исполняет
песни разного характера (правильно формирует гласные и согласные
звуки; поет чисто, слаженно в ансамбле, напевно на штрих legato, на
цепном дыхании). Диафрагмальное дыхание на всей фразе. Динамика
четко прослеживается. Фокусировка звука. Прослеживается четкая
работа над литературным текстом. Эмоциональная отзывчивость на
музыку очень развита. .

Оценка развития голоса
№
П/П
1
2

ФИ
обучающегося

Параметры оценки освоения программы
А
Б
В
Г

Д

Е

А – обучающийся владеет основными навыками, умениями и знаниями,
предусмотренными программой. Имеет природные трудности слухово-голосовой или
ритмической координации, старается их преодолеть.
Б – пение в эстрадной манере в диапазоне сексты. Как правило, держит строй в
унисонном и двухголосном исполнении. Интонационно не всегда устойчив, пение с
движением (работа корпуса, рук и т.п.) не свободное. Имеет представление о
пройденных терминах и понятиях.
В – Вокальный материал осваивается в щадящем режиме, так как обучающийся
проходит возраст голосовой мутации. Предусмотренные программой знания и навыки
освоены.
Г - Обучающийся не стремится к ярко выраженному сценическому проявлению себя (с
готовностью репетирует в классе, не хочет выходить на публику).
19

Д – Свободное пение в диапазоне октавы. Уверенное чистое интонирование в
унисонном исполнении и в двух-трехголосном. Владение «цепным» дыханием,
самоконтроль. Осознанное освоение программы. «Костяк» ансамблевой партии.
Воплощает сценические роли, активный участник концертной и конкурсной
деятельности, сочетающий пение с движением.
Е – Яркий, свободно льющийся голос в эстрадной манере. Владеет всеми навыками, в
том числе: головного и грудного резонирования. Инициативен, старателен, во время
репетиций и на выступлениях использует вокальные приемы, может исполнить
сольный запев, ярко представив его характер. Стремится к самовыражению, к участию
в подборе репертуара. Знает терминологию, ориентируется в материале.

№п/п
Ф.И.
обучающегося

А

Уровень практической
подготовки

Показатели

Уровень
теоретической
подготовки

Карта освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
(предметная компетентность)

Б

1
2
3
4
Уровни развития:
Исходный -1 балл. Средний – 2 балла. Высокий – 3 балла.

20

Уровень освоения дополнительной
образовательной программы

В баллах
(А+Б):2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».