ДООП Основы актерского мастерства в коллективе Эксклюзив

343 375 11 12 e-mail: domike@rambler.ruwww.ddu66.ru

Основы актерского мастерства в хореографии в
коллективе танцевальная студия «Эксклюзив»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
Срок реализации программы –7 лет
Возраст обучающихся – 7-17 лет

Составитель:
Кузнецов А.Н.
педагог дополнительного
образования 1кв.категории
г. Екатеринбург, 2024 г.

Содержание

2.

1. Комплекс основных характеристик…………………………

3

1.1.Пояснительная записка………………………………………..

3

1.2. Цель и задачи программы…………………………………….

6

1.3. Содержание программы………………………………………

6

1.4. Планируемые результаты и способы их определения …….

15

Комплекс организационно-педагогических условий………

18

2.1. Календарный учебный график ………………………………..

18

2.2.Условия реализации программы……………………………..

18

Список литературы……………………………………………..

20

2

1. Комплекс основных характеристик
1.1.Пояснительная записка
Одним из приоритетных направлений российской образовательной политики
является

развитие

дополнительного

образования,

предоставляющее

детям

свободный выбор различных сфер деятельности в соответствии с их интересами и
потребностями и способствующее творческому развитию их дарований и
способностей.
Сегодня открылись широкие возможности для духовного, физического,
психического и социального развития детей. Ребенок, подросток должен иметь
возможность осмотреться в окружающем мире, в его бесконечном многообразии
и пробовал «примерять на себя» не только возможные социальные роли, но и
найти свой путь самовыражения, для развития творческих задатков.
Одним из таких социальных пространств, открывающих возможность для
развития

личности

и

востребованный

временем,

является

коллектив

хореографии. Занятия хореографией выступают как действенное
развития

творческих

возможность

развития

и

социальных
и

компетенций

самореализации

средство

обучающихся,

творческой

дают

инициативы

и

индивидуальности детей. Искусство хореографии основано на музыкальноорганизованных, условных, образно-выразительных движениях человеческого
тела. Зачатки образной выразительности свойственны человеческой пластике и в
реальной жизни. В том, как человек движется, жестикулирует и пластически
реагирует на действия других, выражаются особенности его характера, строй
чувств, своеобразие личности. Такие «говорящие» характерно-выразительные
элементы, рожденные в реальной жизни, принято называть пластическими
интонациями или мотивами. На

характерно-выразительных

пластических

мотивах, которые, опираясь на музыку, отбираются из множества реальных
жизненных движений, обогащаются и организуются по законам

ритма,

композиции и драматургии основывается хореографическое искусство.

3

Программа

«Основы

актерского

мастерства

в

хореографии»

имеет

художественную направленность и разработана в соответствии с Федеральным
законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9
ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программам» (далее - Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам); Приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О
внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной
деятельности

по

дополнительным

образовательной

деятельности

по

дополнительным общеобразовательным программам, утверждённый приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196»;
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г.
№ 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи» (далее СанПиН); Письма Минобрнауки России
от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе
методическими

рекомендациями

по

проектированию

с

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы))»; Приказа
Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения

дистанционных

образовательных

технологий

при

реализации

образовательных программ».
Актуальность данной программы продиктована отсутствием специальной
подготовки у участников детских хореографических коллективов поведения и
выражения сценического образа на сцене.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она
4

является

дополнительной

программой

для

реализации

в

коллективах

хореографии.
Адресат программы – дети, занимающиеся хореографией в возрасте 7 –
17лет, не имеющие медицинских противопоказаний.
Срок обучения- 7 лет.
Общий объем программы – 288 часа
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому
часу в группах 1-2 и 4-7 и 1 раз в неделю по 2 академических часа в группе 3.
Занятия ведутся с группами, сформированными в хореографическом коллективе
танцевальной студии «Эксклюзив».
На первом году обучения у детей формируются первоначальные навыки
творческой мобилизации и активации фантазии и воображения; осваиваются
артикуляционная гимнастика и тренинг.
На втором и последующих годах обучения обучающиеся овладевают
приёмами сценического действия, ведётся работа над навыками и умениями
связать позы, мимику с движением, с танцем.
При этом программа каждого года обучения делает только акцент на ту или
иную тему, включая в себя все элементы обучения актёрскому мастерству по
принципу от простого к сложному.
Для

занятия

актёрским

мастерством

необходимо

чистое,

хорошо

проветриваемое помещение. Ребята должны быть одеты в свободную и удобную
одежду, на ногах – мягкая танцевальная обувь. Ничто не должно мешать свободно
и раскованно двигаться. Ведь свобода – главное условие творчества.
Данная программа базируется на основах традиционной школы актерского
мастерства. Актерский тренинг призван помочь воспитанникам освоить элементы
сценического действия, владеть навыками общения, импровизации, проявлять
артистическую смелость. Коллективные и самостоятельные творческие работы
5

приучают к умению анализировать и корректировать сценическое поведение.
Формы организации занятий включают в себя учебные занятия, занятияфантазии (сказка, сюрприз, перевоплощение), творческие занятия
( наблюдения, этюдная работа, творческие сюрпризы), открытые занятия, и
т.д.
1.2 Цель и задачи программы
Цель - обучение детей актёрскому мастерству,

способствующему

творческой самореализации, позволяющей развивать исполнительное мастерство в
танцах.
Задачи:
Образовательные:
- научить законам перемещения в пространстве сцены, импровизировать и
фантазировать,
- познакомить с азами сценического движения, приемы перевоплощения на
сцене.
Развивающие:
- развить творческие, актёрские способности,
- развить психологические процессы (внимание, память, воображение,
мышление,

активность,

целеустремленность,

эмоциональную

устойчивость,

отзывчивость).
Воспитательные:
- способствовать формированию художественного вкуса, развитию общей
культуры,
- способствовать воспитанию этических норм.
1.2. Содержание программы

Учебный план
№

Наименование тем

Всего
часов

Количество часов
Теория

Прак.
6

1 год обучения
1

Вводное занятие

1

1

-

2

Этюды

17

2

15

3

Ритмопластика

17

2

15

4

Итоговое занятие

1

Итого:

36

6

30

1

2 год обучения
1

Вводное занятие

1

1

-

2

Этюды

10

1

9

3
4

Ритмопластика
Навыки и умения связать позы,
мимику с движением с танцем.
Итоговое занятие

15
9

2
1

13
8

Итого:

36

5

31

5

1

1

3 год обучения
1

Вводное занятие

2

2

-

2

Этюды

26

2

24

3

Ритмопластика

28

4

24

4

Навыки и умения связать позы,

14

2

12

мимику с движением, с танцем.
5

Итоговое занятие

2

Итого:

72

10

62

2

4 год обучения
1

Вводное занятие

1

1

-

2

Этюды

10

1

9

3

Музыкально пластическая

15

2

13

импровизация

7

4

Навыки и умения связать позы,

9

1

8

мимику с движением, с танцем.
5

Итоговое занятие

1

Итого:

36

5

1
31

5 год обучения
1

Вводное занятие

1

1

2

Этюды

7

1

6

3

Музыкально пластическая

9

2

7

18

1

17

импровизация
4
5

Навыки и умения связать позы,
мимику с движением, с танцем.
Итоговое занятие
Итого:

1

1

36

5

31

6 год обучения
1

Вводное занятие

1

1

2

Элементы системы актерского
мастерства
Сценическое действие в
хореографическом
произведении
Музыкально-пластическая
импровизация
Итоговое занятие

7

1

6

9

2

7

18

1

17

3
4
5

Итого:

1

1

36

5

31

7 год обучения

3

1

Вводное занятие

1

1

2

Повторение

7

1

6

Сценическое действие в
хореографическом
произведении

9

2

7

8

Музыкально-пластическая
ипровизация
Итоговое занятие

4
5

18

1

1

Итого:

36

17
1

5

31

Содержание программы
1 год обучения
1.

Вводное занятие

Теория: Организационные вопросы. Техника безопасности. Режим занятий,
расписание. Игры на знакомство « узнай меня», «нарисуй, как тебя зовут»,
«сказочные сны», « в стране цветов».
2.
Этюды
Теория: Этюд – как часть сценической жизни, которую мы создаѐм при
помощи воображения. Построение этюда.
Практика: Этюды на заданную тему:
зеркалом»,

«колдун»,

«ворона»,

«перед

«танец маленьких утят». Язык жестов – выразительность исполнения: уходи,
согласие, несогласие, просьба, отказ, плач, ласка, клич, приветствие, просьба,
приглашение, благодарность, негодование.
(Выразительность мимики, жеста, движение тела , позы.)
3. Ритмопластика

Теория: Ритмопластика – неотъемлемая часть сценического движения.
Взаимосвязь музыки и движения.
Практика: Упражнения для развития ритмопластики: лягушка, бабочка,
мостик, берѐзка, гимнастические упражнения. Ввод музыки, музыкальные
упражненияразвивающие фантазию, воображение: «вальс», «полька», «марш».
4. Итоговое занятие

9

2 год обучения
1. Вводное занятие
Теория: Организационные вопросы. Техника безопасности. Режим
занятий,расписание.
2. этюды
Теория:

Усложнения

заданий

на

выполнение

этюдов

собственного

сочинения. Постановка этюдов. Этюд – как часть сценической жизни, которую мы
создаѐм при помощи воображения. Усложнение в построение этюдов.
Практика: Повторение этюдов 1 года обучения. Этюды на заданную
тему:
«Емеля», «Ворона», «Перед зеркалом», «Танец маленьких утят». Язык жестов
– выразительность исполнения: уходи, согласие, несогласие, просьба, отказ,
плач,ласка,

клич,

приветствие,

просьба,

приглашение,

благодарность,

негодование. ( Выразительность мимики, жеста, движение тела, позы.)
3. Ритмопластика
Теория: Ритмопластика – неотъемлемая часть сценического движения.
Взаимосвязь музыки и движения.
Практика: Повторение упражнений 1 года обучения. Упражнения для
развития ритмопластики: лягушка, бабочка, мостик, берѐзка, гимнастические
упражнения. Музыкальные упражнения развивающие фантазию, воображение.
Ритмическиеупражнения.
4. Навыки и умения связать позы, мимику с движением, с музыкой.
Теория: Представление о жестах, мимики, позах.
Практика: Мимика лица. Дальнейшая отработка мимики, жестов, умения
связывать позы, мимику с движением, с музыкой. Ввод музыки. Дальнейшая
отработка.
5. Итоговое занятие

10

3 год обучения
1. Вводное занятие
Теория:

Организационные

вопросы,

уточнение

расписания.

Техника

безопасности. Общеразвивающие игры – передай позу.
2. Этюды
Теория: Усложнение заданий на выполнение и сочинение этюдов. «Поймай
хлопок», «в детском мире», «медведи в клетке», «марионетки», «ритмический
этюд».
Практика: Сочинение этюдов
3. Ритмопластика
Теория: РИТМОПЛАСТИКА – неотъемлемая часть сценического движения.
Взаимосвязь музыки и движения.
Практика: Упражнения для развития ритмопластики: лягушка, бабочка,
мостик, берёзка, гимнастические упражнения. Ввод музыки, музыкальные
упражненияразвивающие фантазию, воображение: «вальс», «полька», «марш».
4. Навыки и умения связать позы, мимику с движением, с музыкой.
Теория: Усложненные позы, жесты, мимика.
Практика: Жесты, как важное средство выразительности: приветствие,
прощание, благодарность, негодование, согласие, несогласие, отказ, плач, ласка,
просьба, благодарность.
5. Итоговое занятие
Теория: Подведение итогов за год работы – детей.
Практика: Открытое занятие.
4 год обучения
1. Вводное занятие
Теория: Организационные вопросы. Техника безопасности. Режим
занятий,расписание. Повторение ранее изученного материала.
11

2. Этюды
Теория: Усложнения заданий. Постановка этюдов.
Практика: Постановка этюдов « ритмический этюд»,

«мимический

этюд», «ритмодинамический этюд». Пластические этюды «котята»; «дельфин»;
«морская звезда»; «лесные жители»; «барыня». Пластические этюды становятся
ещё более интересными для ребят, если в них использовать различные способы
звукоподражания. Хлопки, шлепки, щелчки пальцами, цоканье языком, шипение,
бульканье, жужжание, шуршание, стук. Выбор для творчества огромен, нужно
только

предложить

возможность

пофантазировать

и

тогда

музыкальное

произведение превращается в настоящую «звучащую картину», маленькое
театральное

представление.

Образные

этюды:

«тугая

резинка»;

«под

дождем»;«трансформеры»; «птичий двор»; «кот и мыши»;
3 . Музыкально пластическая импровизация.
Теория: Понятие о музыкально пластической импровизации. Передавать в
пластических

свободных

образах

характер

и

настроение

музыкального

произведения.
Практика: Импровизация – «первая
«бабочки»,

потеря»,

«подарок»,

«утро»,

«заколдованный лес», «танцующий огонь», «город роботов», «умирающий
лебедь», «осенние листья».
4. Навыки и умения связать позы, мимику с движением, с музыкой.
Теория: Представление о жестах, мимики, позах.
Практика: Ввод музыки. Мимика лица. Умение связать позы, мимику с
движением, с музыкой. Выполнение упражнений (испуганного кота, сытого
поросѐнка, радостного зайчика и т.д.)
5. Итоговое занятие Теория: Подведение итогов.
Практика: Итоговая диагностика..

12

5 год обучения
1. Вводное занятие
Теория: Правила поведения на уроке. Техника безопасности.
Организационныевопросы, уточнение расписания.
Практика: Повторение ранее изученного материала.
2. Этюды
Теория: Повторение этюдов 4 года обучения. Этюд – как часть сценической
жизни, которую мы создаём при помощи воображения. Усложнение в построение
этюдов.
Практика: Перемещение по классу с изображением этюда. Сочинение
этюдов.
3. Музыкально пластическая импровизация.
Теория: Передавать в пластических свободных образах характер и
настроение музыкального произведения .
Практика: Повторение импровизации 4 года обучения. Импровизация
– «бабочки»,

«заколдованный

лес»,

«танцующий

огонь»,

«город

роботов»,
«умирающий лебедь», «осенние листья» и т.д..
4. Навыки и умения связать позы, мимику с движением, с музыкой.
Теория: Жесты, мимика, позы – как часть сценической жизни.
Практика: Повторение навыков 4 года обучения. Жесты, мимика, позы – как
важное

средство

выразительности:

приглашение,

приветствие,

прощание,

благодарность, негодование, согласие, несогласие, отказ, плач, ласка, просьба,
благодарность.
5. Итоговое занятие
Теория: Подведение итогов за год работы.

13

6 год обучения
1. Вводное занятие
Теория:

Правила

поведения

на

уроке.

Техника

безопасности.

Организационные вопросы, уточнение расписания. Техника безопасности.
2. Элементы системы актерского мастерства
Теория: Понятие о тренинге как способе овладения актерским мастерством.
Видыи формы актерского тренинга в хореографии.
Практика:

Творческое

использование

системы

в

хореографическом

искусстве. Тренинг как способ овладения актерским мастерство (внимание,
мышечная свобода, фантазия и воображение вера в предлагаемые обстоятельства,
оценка

факта,

смена

отношения

к

объекту,

характерность

и

т.д.).

Хореографические зарисовки на тему «Космозоопарк», «Фольклорные сказочные
герои», пародии на эстрадных исполнителей;
3. Сценическое действие в хореографическом произведении
Теория: Сценическая культура (внешний вид, поведение на сцене и за
кулисами). Понятие «действенный танец».
Практика: Сценическая практика Сценическое действие в хореографическом
произведении. Развитие «сценической» смелости. Действенная задача и ее
компоненты в хореографии. Выявление и развитие характера персонажа в
изучаемом танце.
4. Музыкально - пластическая импровизация
Теория: Понятие о музыкально пластической импровизации.
Практика: Повторение материала 5 года обучения. Пантомимические этюды
на заданные темы, с использованием выученных движений под музыку: «Первая
потеря» ««Утро» и т. д. Упражнения на развитие художественно-творческих
способностей:

«ветерок

и

ветер»,

«клоуны»,

«жонглёры»,

«кузнецы».

Танцевальные импровизации на музыку выбранную педагогом, музыкальные
упражнения: «вальс», «полька», «марш». Сочинение этюдов под музыку на темы:
14

«под дождём», «трусливый заяц», «на речке» и. т. д. Уметь выражать в
пластике общее содержание музыки, еѐ образные ассоциации; свободно
импровизировать в новых молодёжных стилях и направлениях; сочинять
небольшие миниатюры, этюды.
5. Итоговое занятие
Теория: Подведение итогов за год работы.
7 год обучения
1. Вводное занятие
Теория:

Правила

поведения

на

уроке.

Техника

безопасности.

Организационные вопросы, уточнение расписания. Техника безопасности.
2. Повторение
Теория: Повторение ранее изученного материала (общеразвивающие игры –
передай позу, ритмопластика, этюды, тренинг). Виды и формы актерского
тренинга в хореографии.
Практика: выполнение музыкальных упражнений развивающие фантазию,
воображение: «вальс», «полька», «марш». Тренинг (упражнения на освобождение
мышц, координацию в пространстве).
3. Сценическое действие в хореографическом произведении
Теория: Сценическая культура (внешний вид, поведение на сцене и за
кулисами). Понятие «действенный танец».
Практика: Сценическая практика. Игры и упражнения, развивающие
воображение

и

фантазию.

Сценическое

действие

в

хореографическом

произведении. Развитие «сценической» смелости. Действенная задача и ее
компоненты в хореографии. Выявление и развитие характера персонажа в
изучаемом танце.
4. Музыкально - пластическая импровизация
Теория: Понятие о музыкально пластической импровизации.
15

Практика:

Повторение

материала

6

года

обучения.

Танцевальные

импровизации на музыку выбранную педагогом, музыкальные упражнения:
«вальс», «полька»,
«марш». Сочинение более сложных этюдов под музыку Выражение в
пластике общее содержание музыки, еѐ образные ассоциации; импровизация в
новых молодёжных стилях и направлениях. Работа
5. Итоговое занятие
Теория: Подведение итогов за год работы.
1.3 Планируемые результаты и способы их определения
В течение освоения программы необходимо

проводить

текущий,

промежуточный и итоговый контроль:
-

текущий контроль предназначен для определения текущего уровня

сформированности

компетенций

и

осуществляется

во

время

проведения

практических занятий, консультаций в форме устного опроса, проверки
практических заданий.
-

промежуточный

контроль

осуществляется

по

результатам

завершениякаждого года обучения
-

итоговый контроль проводится по завершении курса обучения в

форме зачета, открытого занятия, отчетного концерта. Он позволяет определить
уровень сформированности компетенций по итогам обучения.
Предметные результаты:
К концу обучения обучающиеся будут знать:
-

основы сценического движения, приемы перевоплощения на сцене;

-

элементы сценического действия,

Уметь:
16

-

анализировать и корректировать сценическое поведение;

-

владеть навыками импровизации, общения, проявлять

артистическуюсмелость;
-

владеть навыками актерского мастерства, взаимодействия с партнером;

-

уметь работать в коллективе, достойно представлять его на

мероприятияхи конкурсных программах;
-

проявлять общую культуру, художественный вкус при подготовке к

выступлениям, демонстрировать высокую культуру исполнения.
Метапредметные результаты:
-

способен работать на общий результат, понимать свою роль и то, каков

еговклад в общее дело;
-умеет ориентироваться в потоках информации.
Личностные результаты:
- развита

эмоциональность во время исполнения

хореографического номера;
- развита сценическая активность;
- сформирована потребность в здоровом образе жизни.

17

2.Организационно-педагогические условия
2.1.Календарный учебный график
Сроки
1 четверть
2 четверть
Зимние
каникулы
3 четверть
4 четверть
Летние
каникулы

01.09-31.10
01.11-31.12
01.01-08.01

Кол-во
учебных
недель
7,5
8,5

Сроки
контрольных
процедур
15.09-22.09
28.11-31.11

11,5
8,5

18.05-24.05

09.01-31.03
01.04-30.05
01.06-31.08
всего

36

2.2. Условия реализации программы

Методическое обеспечение программы
Занятия

строятся

таким

способом,

что

все

теоретические

вопросы

закрепляются практическими упражнениями. Практические занятия являются
основой в изучении данного предмета. Весь материал на практических занятиях
даѐтся в виде сценического тренинга, основанного на физических упражнениях
различной степени сложности, а также большое внимание уделяется работе на
сценической площадке. В процессе обучения следует обратить внимание на
походку каждого учащегося, технику движения, постановку ног, рук, головы во
время движения, положение корпуса, мимику, жесты, свободу движения.
Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребѐнка, такие
как: правильность осанки, особенности телосложения, физические недостатки,
косолапость, отсутствие ритмического слуха, психологические комплексы: боязнь
сцены, внутренний зажим, неуверенность в себе.
При изучении тем необходимо обратить внимание на типичные ошибки:
зажатость, «окаменелость» тела, нескоординированность движений ног, рук,
головы, чрезмерная эмоциональность, стремление подражать и копировать
артистов профессиональных коллективов.
18

Обучение по данной программе строится так, что дети осваивают материал в
тренинге, попутно получая теорию.
«Ритмопластика»

–

дети

включаются

в

коллективно-порядковые

и

ритмические упражнения, имеющие целью музыкально-ритмическое развитие
детей.

Ритмика

должна

дать

учащимся

элементарные

знания

по

хореографическому искусству. Особое внимание обращается на понимание
изучаемого материала.
Кадровое обеспечение
Программу может реализовать педагог дополнительного образования,
владеющий навыками и знаниями в области актерского мастерства, имеющий
специальное педагогическое образование.
Материально-техническое обеспечение
Занятия проводятся в светлом просторном

кабинете,

оборудованном

стульями (по количеству обучающихся), мультимедийным проектором (1 шт.),
экраном (1 шт.)

19

Список литературы
Нормативно-правовая:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программам» (далее - Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам);
3. Приказ

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от

30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления

образовательной

деятельности

образовательной

деятельности

дополнительным

по

по

дополнительным

общеобразовательным

программам, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 09.11.2018 г. № 196»;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (далее СанПиН);
5. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242

«О

направлении информации» (вместе с методическими рекомендациями по
проектированию

дополнительных

общеразвивающих

программ

(включая

разноуровневые программы))»;
6. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении
Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность,

электронного

обучения

дистанционных

образовательных

технологий при реализации образовательных программ»;

20

7. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
№ 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года».
8. Конвенция

о

правах

ребенка.

[режим

электронного

доступа

http://sch7.stavedu.ru/index.php?d=normative].
9. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Изд.
«Просвещение», 2009, 24 с.
10.Устав МАУ ДО - Дом детства и юношества г. Екатеринбурга.
11.Программа развития МАУ ДО - Дом детства и юношества.

Литература, рекомендуемая для детей
1. Барышникова П. «Азбука хореографии», 1996 год.
2. Федоров А.В. «Волшебный мир танца».
3. Советский балет – журнал «Совет балерины», 1992 год.
Литература для педагога
1. Базарова Н. «Классический танец» - Л: Искусство 1984 год.
2. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковина Е.Н. Музыка и движение. – М.: 1983.
3. Васильева Е «Танец» - М: Искусство, 1968 год.
4. Народный сценический танец. Методическая работа для хореографических
отделений ДМШ и школ искусств – М.: 1985.
5. Танец 20 века: Сборник – Волгоград, 1998 год.
6. Типовая программа хореографического коллектива «Программа педагога
дополнительного образования Бублик М.Я.».
7. http://www.offjazz.com/term-jz.htm

21

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».