Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования - Дом детства и юношества
Палитра Профи
д о п олн и те льн а я о б щ е о б р а зо ват е л ьн а я
общеразвивающая программа
художественной направленности
Срок реализации программы 1 год
Возраст обучающихся 11-16 лет
Разработчик:
Фатих Наталья Багдасаровна,
педагог дополнительного
образования
г. Екатеринбург, 2024 г.
Содержание:
1.
Комплекс основных характеристик…………………
3
1.1
Пояснительная записка………………………………..
3
1.2. Цель и задачи программы………………………..….
4
1.3. Содержание программы…………………………….
7
2.Комплекс организационно-педагогических
условий………………………………………………………..
15
2.1.Календарный учебный график……………………...
15
2.2. Условия реализации программы…………….……..
16
2.3.Формы аттестации и контроля………………...…...
19
Список литературы……………………………..……..
20
Приложение……………………………………………..
22
2
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Изобразительное искусство во всех его проявлениях сопровождает человека в
течение всей жизни. Традиционные виды изобразительного искусства – живопись
и графика – не утрачивают свою актуальность и в эпоху цифровизации и
компьютерной анимации. Занятия рисунком и живописью способствуют не только
развитию творческих способностей детей, но и благоприятствуют формированию
разносторонне развитой успешной личности, способной к самовыражению
посредством изобразительного искусства.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Палитра Профи» (далее – программа) имеет художественную направленность.
Программа предусматривает развитие навыков рисунка и композиции, фантазии и
ассоциативного мышления, зрительной памяти, пространственного и проектного
мышления.
Программа «Палитра Профи» актуальна, так как:
1. Разработана в соответствии со следующими современными нормативными
правовыми актами и государственными программными документами, а также
локальными нормативными актами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Принято
Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от
29.05.2015 №996-р)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам"
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.
№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
3
Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской
области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»;
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 №09-3242;
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в
образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» от 01.11.2021 №934-д4;
Устав МАУ ДО – ДДиЮ;
Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ на 2022 – 2025 гг.
2) отвечает региональным социально-экономическим потребностям и
особенностям образовательного пространства Екатеринбурга, способствуя
решению проблемы обеспечения каждому ребенку возможности максимально
полного раскрытия его творческого потенциала, развития компетенций
креативности. Уральский регион богат художественной культурой, сильными
учебными заведениями художественной направленности, компании нуждаются в
креативных, умеющих мыслить нестандартно специалистах, находящих новые
пути решения проблем, видя в них вызов своим способностям.
3) отвечает потребностям родителей и детей, так как в эпоху доминирования
компьютерной графики всё большую ценность представляют навыки
классических и современных ручных техник изобразительного искусства.
Самостоятельное выполнение художественной композиции от творческого
замысла до реализации и представления на выставке исключительно
привлекательны для детей и подростков, уже овладевших основами
изобразительного искусства.
Программа разработана на основе авторских программ «АдекАРТ» (школа
акварели) М.С. Митрохиной, Москва, 2010 г. и «Чудо Мастера» А.А. Абдулова,
Волгоград, 2010 г. и является модифицированной.
Отличительная особенность программы «Палитра Профи» заключается во
включении разделов «Основы динамического рисунка» и «Основы рисованной
4
анимации». Это позволяет уделить больше внимания формированию навыков
композиционного построения рисунка и выполнения сценарного произведения в
соответствии с замыслом обучающегося.
Данная программа педагогически целесообразна, так как создает условия,
обеспечивающие совершенствование и развитие творческих художественных
способностей детей. В основу программы положены следующие дидактические
принципы обучения: принцип творческого развития; принцип психологической
комфортности; принцип успешности; принцип доступности; принцип научности,
систематичности и последовательности; принцип наглядности; учет возрастных и
индивидуальных особенностей учащихся. Процесс обучения строится с учетом
применения
современных
образовательных
технологий
(проектных,
информационных, личностно-ориентированных), дифференцированного подхода,
при котором в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного
искусства у школьников развиваются творческие начала и предпрофессиональные
компетенции.
Содержание программы соответствует продвинутому уровню сложности
освоения.
Адресат программы: программа адресована детям 11-16 лет, освоившим в
полном объёме программу «Палитра Плюс». Занятия могут посещать
одновременно дети разного возраста. Это расширяет поле их общения, учит
взаимодействовать, развивает коммуникабельность. В ходе занятий в смешанной
группе обучающиеся изучают общую тему, но при этом выполняют различные по
степени технической сложности и объему задания.
Характеристика
индивидуально-психологических
особенностей
обучающихся возрастной категории 11 - 16 лет.
Средний школьный возраст (11 – 14 лет) характеризуется интенсивным
ростом и увеличением размера тела, а также в это период окончательно
выявляется склонность к определенным видам деятельности. Подростки
начинают мыслить абстрактно. Способны прогнозировать последствия своих
поступков. Обладают энтузиазмом и потребностью в творческом самовыражении,
самоутверждении. Как
правило, подростки
этого
возраста
охотно
взаимодействуют в команде, умеют распределять роли и обязанности, планировать
совместную деятельность. Болезненно воспринимают критику.
Старший
школьный возраст (15 – 16 лет) – вполне сложившиеся личности, склонны
проявлять самостоятельность и независимость от родителей, педагога. Для
старших подростков становятся чуждыми конкретные приземленные образы,
характеры, сюжеты. Характерно стремление проявить свою независимость,
индивидуальность, самореализоваться. Необходимо учитывать это при подборе
5
тем проектов и других творческих заданий.
Срок освоения программы - 1год.
Общее количество часов по программе – 144 часа.
Форма обучения – очная.
Форма организации занятий - групповая.
Режим занятий. Дети занимаются по 2 часа (1 академический час – 45
минут) 2 раза в неделю. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее
количество часов в неделю – 4. Количество детей в группе – до 15 человек.
Объем программы – 144 часа (в период с 11 сентября по 31 мая).
Организация образовательного процесса – традиционная линейная
последовательность обучения в течение одного года.
Основной формой обучения являются очные групповые (фронтальные)
занятия.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, открытое занятие, мастеркласс, экскурсия.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеразвивающей программы: открытое занятие, отчетная выставка.
Процесс обучения по программе «Палитра Профи» строится с учетом
использовании
современных
образовательных
технологий
(проектных,
информационных, личностно-ориентированных).
В основе программы:
1.Тематический принцип планирования учебного материала. В соответствии
с каждой темой разработана система понятий и художественно-творческих
заданий на основе ознакомления с художественным искусством как
важным средством формирования творческой активности у детей.
2. Метапредметный подход, позволяющий разнообразить практическую
направленность занятий объединения, их связь с жизнью.
В программе соблюдается принцип преемственности – от простого к
сложному. Основной принцип обучения – развитие творческой индивидуальности
каждого, побуждение к самостоятельному творчеству.
6
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – развитие и совершенствование навыков творческой
деятельности в сфере изобразительного искусства на углубленном уровне
Задачи:
Образовательные:
углубление знаний по традиционным техникам изобразительного
искусства;
ознакомление с технологией анимационного искусства;
формирование и совершенствование навыков рисования различными
материалами для решения художественных задач;
Развивающие:
содействие мотивации личности к познанию, саморазвитию и творчеству;
развитие и совершенствование коммуникативных навыков;
развитие образного художественного мышления;
развитие проектного мышления;
Воспитательные:
формирование потребности в регулярных занятиях изобразительным
творчеством;
содействие в становлении социально активной, ответственной личности;
формирование эмоционально-эстетического восприятия окружающего
мира;
содействие развитию познавательных интересов, творческой активности и
инициативы.
№
п/п
1
1.3. Содержание программы
Учебный план
Общее
в том числе
Перечень разделов, тем
количе теорети практиче
ство
ческие
ские
часов
(час.)
(час.)
Введение в
образовательную
2
1
1
программу
2
Линия и пятно – основа
рисунка
20
4
16
2.1
Основные инструменты и
2
1
1
7
Формы
контроля /
аттестации
беседа
беседа,
наблюдение
просмотр
беседа,
2.2
2.3
2.4
2.5
3
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
4
4.1
4.2
4.3
материалы для рисования.
Что такое динамический
рисунок
Линии – основные средства
выразительности
в
рисунке.
Упражнение
«Зоопарк»
Контурный
рисунок
«Отражение улиц». Здания,
окна, силуэты людей –
наброски с натуры
Свободное
пятно,
отпечаток цветного пятна.
«Кошка в комнате»
«Калейдоскоп». Рисунок в
технике дудлинг
Композиция кадра
Основные виды и правила
композиции в кадре
Линейная композиция
«Под дождем»
Статическая и
динамическая композиции.
«Шторм»
Композиция контраст света
и тени. «Фонарь»
Потешки
Колористика
Пошаговые переходы в
нюансах
Сочетания тёплых и
холодные цветов.
Контраст
Сочетания цветов и
наблюдение
6
1
5
беседа,
наблюдение
4
1
3
беседа,
наблюдение
просмотр
4
1
3
беседа,
наблюдение
4
1
3
18
6
13
2
1
2
4
1
3
4
1
3
2
1
1
6
14
1
3
5
11
4
1
3
6
1
5
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
просмотр
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
просмотр
Выставка,
обсуждение
наблюдение
беседа,
тестовое
задание
беседа,
наблюдение
беседа,
наблюдение
4
1
3
8
беседа,
5
оттенков. Цветовые
истории
Живопись
наблюдение
54
10
44
5.1
Портрет в технике
акварели
12
4
8
5.2
Техника
лессировки в
нюансах
Конструктивизм в цвете.
Разбивка на основные
цвета.
Рисованная анимация
30
4
26
14
2
12
26
4
22
Раскадровка.
Рисуем
историю
Проектная деятельность.
Анимация «Живые стихи»
8
1
7
4
1
3
6.3
«Рисуем Слово»
6
1
5
6.4
«История
оживает».
Делаем анимацию под
выбранное произведение
Культурновоспитательная
деятельность
Итоговая выставка
Итого
8
1
7
6
4
2
2
144
32
2
112
5.3
6
6.1
6.2
7
8
беседа,
наблюдение
просмотр
Беседа,
тестовое
задание
наблюдение
беседа,
наблюдение
выставка
беседа,
наблюдение
выставка
беседа
беседа,
наблюдение
инсталляция
Наблюдение
просмотр
Наблюдение
просмотр
Беседа,
обсуждение
выставка
Содержание программы
Раздел 1. Введение в образовательную программу
Теория: Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом. Правила
техники безопасности в изостудии. Организация рабочего места.
Практика: Индивидуальный знак – бейдж. Пишем на карточке бейджа имя
(простой карандаш, затем фломастеры) и украшаем её.
9
Раздел 2. Рисунок – основа изобразительного искусства
Тема 2.1. Что такое динамический рисунок. Основные инструменты и
материалы для рисования
Теория: Рисунок – основа графического изображения, назначение рисунка,
способы выполнения рисунка. Инструменты для выполнения рисунка различного
вида: карандаш, ручка, фломастер. Живопись начинается с рисунка.
Практика: упражнение «Нарисуй и раскрась!» Дети по выбору рисуют и
раскрашивают кита, собачку, рыбку и т.п. разными инструментами. Просмотр и
обсуждение полученных результатов работы.
Тема 2.2. Линия – основные средства выразительности в рисунке.
«Упражнение Зоопарк»
Теория: Рисунок начинается с линии. Характер линии, виды линий.
Практика: упражнение «У природы нет плохой погоды». Простым и
цветным карандашом с использованием разных видов линий:
прямая –
вертикальная и наклонная (дождь), ломаная (гроза), волнистая (метель, ветер),
замкнутые округлые (град) изобразить разные состояния погоды. Создание
символов признаков погоды времён года с применением различных видов линий
для «Календаря наблюдений» в кабинете.
изображение предметов с
использованием различных видов линий. Упражнения «Крылья, ноги и хвосты».
Передать фактуру перьев птицы, меха животных, чешуи рыб и т.п.
Тема 2.3. Контурный рисунок «Отражение улиц». Здания, окна, силуэты
людей – наброски с натуры
Теория: контур предмета. Передача формы предмета контурной линией
Практика: Выполнение набросков и зарисовок с натуры веток деревьев,
осенних листьев, ягод рябины, калины простым карандашом
Тема 2.4. Свободное пятно, отпечаток цветного пятна. «Кошка в
комнате»
Теория: Что такое пятно? Может ли пятно быть свободным? Как с помощью
различных пятен и линий можно создать конкретный узнаваемый персонаж .
Практика: Упражнение «Кляксография». Кляксы в разном цвете. Превратить
пятно в зверушку. Правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы
в пятне, доработка деталей кисточкой.
Тема 2.5. «Калейдоскоп». Рисунок в технике дудлинг
Теория: что такое дудлинг. Просмотр работ в технике дудлинг
Практика: выполнить в технике дудлинг натюрморт с натуры «Дары осени»
Раздел 3. Композиция кадра
Тема 3.1. Основные виды и правила композиции в кадре.
Теория: Композиция - организующий компонент художественной формы,
10
придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы
друг другу и всему замыслу художника. Основными правилами композиции
являются ритм, выделение сюжетно-композиционного центра, симметрия
или асимметрия, расположение главного на втором пространственном плане.
Практика: Заколдованная полянка. Совместно с педагогом сочиняя сюжет,
нарисовать полянку и ее сказочных обитателей
Тема 3.2. Линейная композиция. Под дождем
Теория: Линейная композиция - это выстраивание предметов в ритмический
ряд.
Практика: Осенняя дорожка. Орнамент. 1) Нарисовать орнамент в полосе из
предложенных осенних листьев. Для этого согнуть лист поперек, разделив его на
четыре одинаковых прямоугольника. В каждом прямоугольнике аккуратно
провести карандашом диагонали, вертикальную и горизонтальную линии,
проходящие через центр. Используя полученную сетку, последовательно
выписывать повторяющиеся элементы орнамента. Обратить внимание на ритм
формы и цвета. 2) Составить линейный узор в технике аппликации из цветной
бумаги. Основные элементы орнамента (листики, кружочки, капельки т.п.)
нарисовать на сложенной в несколько раз бумаге и вырезать. Расположить их
ритмичным орнаментом на сложенной гармошкой бумажной полосе другого
цвета.
Тема 3.3. Статическая и динамическая композиция. «Шторм»
Теория: Статика - это определенное взаиморасположение частей и элементов
целого, вследствие чего, целое воспринимается спокойным, устойчивым,
равновесным, неизменным, монументальным. Как правило, у статичных
предметов есть центр, своего рода ось, вокруг которой образуется форма.
Динамика - это зрительное восприятие движения, стремительности формы.
Динамика - определенное взаиморасположение частей и элементов целого,
вследствие чего целое воспринимается или статически неуравновешенным, или
закономерно изменяющимся по каким-либо направлениям (по вертикали, по
горизонтали, по диагонали).
Практика: 1. «Волна». Нарисовать по памяти морскую гладь в состоянии
покоя и наоборот, в движении (бегущие волны) (карандаш). 2.Просмотр японских
гравюр о море. Выполнить композицию – Штиль и Шторм. Просмотр и
обсуждение композиций.
Тема 3.4. Композиция контраст света и тени. «Фонарь»
Теория: Композиция «Фонарь» – это упражнение на формирование
светотеневых отношений. Яркий контраст между светом и тенью.
Практика: Выполнить упражнения «Фонарь», придумать свою историю, что
11
можно увидеть ночью при свете фонарика.
Тема 3.5. Потешки.
Теория: Знакомство с искусством оформления детской книги. Познакомить с
русскими народными потешками и песенками. Воспитание творческого
отношения к созданию книги знакомство с иллюстрациями Ю.Васнецова.
Формирование композиционных навыков в творческой работе по заданной теме.
Развитие зрительной памяти.
Практика: «Чижик знает песенку». Взяв за основу существующую книгу
детских потешек и песенок в оформлении Ю.Васнецова, выполнить цветными
карандашами свой вариант иллюстрации к понравившейся песенке (потешки)
Наметить композицию, раскрасить фон и большие поверхности красками или
цветными карандашами, второй план, например избушку вырезать из ватмана,
раскрасить и наклеить поверх фона, тоже проделать с персонажами. Обратить
внимание на рамку и текст.
Раздел 4. Колористика
Тема 4.1. Три волшебных краски
Теория: Составные цвета. Спектральные цвета.
Практика: интерактив «Волшебные краски» Объединиться в четыре группы.
Каждой группе выдаются одинаковые наборы красок: красный, синий, желтый,
белый; листы белой бумаги и кисти. Извлекая из «волшебной шляпы» шарики
оранжевого, зеленого, фиолетового и голубого цветов, педагог бросает их по
очереди каждой группе. Задача каждой группы: смешать из имеющихся красок
свой составной цвет, соответствующий цвету шарика; каждая группа представляет
результат для всех; получается радуга, которая потом трансформируется в круг.
Тема 4.2. Теплые и холодные цвета
Теория: нюансы теплых и холодных цветов и оттенков на примере
произведений живописи
Практика: «Осень. Лоскутное одеяло». Упражнение «Какого цвета зимний
день?» (гуашь, кисти, губки). Композиция «Во дворе».
Тема 4.3. Сочетание цветов
Теория: Что такое цвет. Смешивание цветов. Выделение деталей цветом.
Практика: Выполнение цветовых растяжек живописной техникой
«Лессировка». «Небо, море, облака».
Раздел 5. Основы живописи
Тема 5.1. История живописи. Жанры живописи
Теория:
Жи́вопись — вид изобразительного искусства, связанный с
передачей зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую или
12
гибкую поверхность. Некоторые жанры. Портрет — изображение человека либо
группы
людей,
существующих
или
существовавших
в
реальной
действительности. Пейза́ж — жанр живописи, в котором основным предметом
изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая
человеком природа. Натюрморт – изображение предметов.
Практика: Написание натюрморта с натуры, написание портрета, написание
пейзажа по памяти и представлению.
Тема 5.2. Техника живописи
Теория: Акварельная живопись, различные техники живописи.
Практика: Выполнение работ на заданные темы в различных живописных
техниках, например «Натюрморт с прозрачными предметами». Выполнение
постановочных натюрмортов с натуры
Тема 5.3. Живописные композиции «Калейдоскоп»
Теория: повторение основных правил композиции и цветоведения.
Практика: создание детьми авторских живописных композиций в
соответствии с собственным замыслом Темы композиций: «Дождь», «Ветер»,
«Сон», «Отражение на воде». Просмотр и обсуждение композиций. Мини
выставки.
Раздел 6. Рисованная анимация
Тема 6.1. Виды анимации
Теория:
Анимация — современная техника. Какие виды анимации
бывают?Чем отличаются технически друг от друга. Первая рисованная анимация.
Уолт Дисней. Первые советские мультфильмы.
Практика: Выполнение элементов анимационного рисунка.
Тема 6.2.Проектная деятельность. Анимация/«Смешарики»
Практика: Все мы знаем и любим сериал Смешарики. Пробуем нарисовать
своего Смешарика.
Тема 6.3. «Рисуем Смешарика»
Практика: Рисуем любимого смешарика или придумываем своего. Пробуем
передать эмоцию своего Смешарика.
Тема 6.4. «Смешарик оживает»
Теория: Как анимировать простую фигуру-шар? Как оживить нашего
Смешарика?
Практика: Знакомство со схемой анимации шара. Выполнение ряда
рисунков на кальке или писчей бумаге, и в итоге сборка небольшого
анимационного фильма про смешарика.
Раздел 7. Культурно-воспитательная деятельность
13
Просмотр материала
Теория: Краткий очерк возникновения и развития культуры и искусства.
Краткий обзор «Изобразительное искусство от древнейших времён до наших
дней». Понятия национальных, общечеловеческих, культурных, духовных и
нравственных ценностей. Что значит быть культурным человеком.
Практика: Беседы с просмотром репродукций, просмотр и обсуждение
знаковых произведений изобразительного искусства. Выполнение детьми
творческой самостоятельной работы «Рисуем письмо другу» с кратким
письменным (устным) комментарием
Раздел 8. Итоговая выставка
Теория: Просмотр и анализ учебных и творческих работ за учебные часы.
Практика:
Выбор и оформление творческих работ для выставки.
Оформление выставки.
Планируемые результаты:
Личностные:
• сформирована потребность в творческом самовыражении средствами
рисунка и живописи;
• проявляет эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира;
Предметные:
• знает традиционные техники изобразительного искусства и умеет
выполнять изображения в различных техниках;
• имеет навык композиционного построения рисунка;
• сформированы навыки проектной деятельности;
• умеет реализовывать свой художественный замысел в живописной и
графической форме.
Результаты определяются путём мониторинга уровня развития предметных
компетенций обучающихся (диагностические карты)
Метапредметные:
• сформированы умения групповой и командной работы;
• способен реализовать творческий замысел;
• сформированы навыки работы с информацией.
14
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Календарный учебный график
№ п\п
1
2
3
4
5
6
7
Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Начало занятий
Выходные дни
Каникулы
8
Окончание обучения по программе
36 в год
72 в год
4
144 в год
11 сентября
30.12 – 09.01
Образовательная
деятельность
в
ДДиЮ
осуществляется и в период
осенних и весенних школьных
каникул
31 мая
2.2. Условия реализации программы
Методическое обеспечение
Используемые методические пособия и материалы представлены в списке
литературы.
Выбор методов обучения определяется с учетом возможностей
обучающихся, возрастных и психофизических особенностей детей, специфики
изучения данного курса.
Методы обучения детей:
объяснительно-иллюстративный – беседа и демонстрация педагогом
приемов работы, наглядных пособий, показ мультимедийных материалов,
фотографий; дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
практические методы - как индивидуальная практическая работа детей (от
выполнения упражнения по образцу для овладения приемами работы и
приобретения навыков до самостоятельной работы по авторскому эскизу), так и
коллективная работа по созданию общей композиции;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске материалов и
техник, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельный поиск материалов и техник для
реализации творческого замысла.
В соответствии с региональной и федеральной политикой в сфере
образования, наряду с традиционными классическими образовательными
методами и формами работы применяются современные образовательные
15
технологии: личностно-ориентированные технологии в обучении; технология
коллективного
творческого
дела
информационно-коммуникативных
технологий и электронного обучения (онлайн-занятие; мастер - класс).
В основе содержания деятельности – личностно - ориентированные
технологии обучения. Их применение обеспечивает уважение к личности
каждого ребенка, внимание к его внутреннему миру и его неповторимости,
позволяет подбирать индивидуальный ритм выполнения заданий. Обучение
направлено на развитие личности ребенка в ситуации успеха. Основными видами
учебной деятельности обучающихся являются: знакомство и изучение
произведений изобразительного искусства; практическая творческая деятельность
в различных жанрах, изучение художественных средств, художественных
материалах и техниках. Применяемые методы обучения: репродуктивный,
наглядный, практические и частично-поисковые методы. Кроме того,
предполагается оптимальное использование таких инновационных технологий и
методов организации учебно-воспитательного процесса, нацеленных на
максимальное раскрытие личностного потенциала ребёнка, как модельный и
творческий
методы,
а
так
же
технологий
индивидуального
и
дифференцированного подхода к обучению. Дистанционные технологии
используются в связи с карантинными мерами.
В процессе реализации программы используются формы и типы занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся, с техникой
безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой
работы на текущий год.
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами
работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся
получают преимущественно теоретические знания).
Рисование с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность
изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Мозговая атака – решение нестандартных задач в коллективе.
Рисование по памяти – проводится после усвоения детьми полученных
знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою
зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к
сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию
творческого воображения ребёнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную
свободу в выборе художественных материалов и использовании различных
техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его;
16
пользуются популярностью у детей и родителей.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения
сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым
нужна помощь педагога.
Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме
для стимулирования творчества детей.
Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим
обсуждением в изостудии.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных
задач.
Видео занятие – Записывается видео занятие теория с практическим
заданием для обучающегося.
Повторение и усвоение пройденного материала –проверочные работы
анализ полученных материалов.
Закрепление знаний, умений и навыков – постановка задачи и
самостоятельная работа ребенка под руководством педагога.
Проектная деятельность-творческая, исследовательская. Проектная
деятельность предусматривает работу индивидуально и в малых группах (2-3
обучающихся).
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за
учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих
работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
Структура занятия:
1) организация рабочего места
2) повторение пройденного материала
3) организация и проведение занятия (включает следующие структурные
элементы:
- инструктажи по технике безопасности: вводный – проводится перед
началом практической работы, текущий – во время выполнения
практической работы, заключительный;
-
практическая работа;
-
физкультминутки;
-
подведение итогов, анализ, оценка работ;
Информационные условия:
Дистанционные технологии и электронное обучение применяются в случае
17
введения карантина / временных ограничений на посещение ОО. Используемые
ресурсы для электронного обучения:
1. http://www.proshkolu.ru/user/gridina/blog/77898/
http://www.openclass.ru/wiki-pages/50648 Страничка
изобразительного
искусства
2. http://www.izorisunok.ru/ живопись акварелью
3. http://www.artap.ru/galery.htm Женские портреты великих мастеров.
4. http://www.art-paysage.ru/ арт- пейзаж.
5. http://www.kalyamalya.ru/modules/myarticles/topics.php?op=listarticles&topic
_id=4&ob=6&sn=20&st=40 учимся живописи.
Информационное оснащение образовательного процесса - оформление
стендов и размещение информации для родителей.
˗ Наличие выбора информационных ресурсов (достижение оптимального
состояния сочетания электронных и традиционных информационных
ресурсов)
˗ Размещение информационных и содержательных материалов на сайте
Дома детства и юношества Кировского района.
˗ Группа для родителей в WhatsApp
˗
Материально-техническое обеспечение
1. Кабинет пл.60 кв.м с лаборантской и раковиной;
2. Мольберты -10;
3. Натурный фонд;
6. Парты - 8шт;
7. Стулья ученические - 15 шт;
8. Стеллажи -3шт.
Кадровое обеспечение
Занятие проводит педагог дополнительного образования, имеющий специальное
художественное образование и педагогическое образование. Учебный план
предполагает приглашение коллег, художников для проведения мастер-классов,
семинаров и совместных проектов. Для проведения психологических тренингов
на командообразование предусмотрено привлечение педагога-психолога ДДиЮ.
18
Воспитательная часть программы реализуется следующим образом:
1. Беседы о требованиях, предъявляемых к обучающимся (техника
безопасности, правила поведения в быту, транспорте, общественных
мероприятиях, требования к обучающему процессу).
2. Тематические беседы об изобразительном искусстве.
3. Посещение родителями открытых занятий и выставок.
4. Индивидуальные консультации с детьми и родителями.
5. Родительские собрания.
6. Совместные мероприятия детей и родителей, посещение мастер-классов,
музеев
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Для контроля и анализа достигнутых результатов проводится диагностика
уровня развития личностных, предметных и метапредметных компетенций
(Индивидуальные диагностические карты в Приложении). Контроль и оценка
результатов обучающихся предусматривает выявление индивидуальной динамики
качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими
детьми.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы: мини – выставки, участие в конкурсных выставках, итоговая
выставка. Запланированы 2 родительских собрания, анкетирование родителей для
выявления
степени
удовлетворённости
качеством
дополнительных
образовательных услуг; обязательное привлечение родителей к организации и
проведению экскурсий, инсталляций и выставок.
Форма итоговой аттестации - итоговая выставка
19
Список литературы
Нормативно-правовая литература указана в пояснительной записке
Психолого-педагогическая литература:
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, - СПб.: Питер,
2018. - 317 c.
2. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2017. - 352 c.
3. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования - В.П. Голованов. - М.: Юрайт, 2018.- 282 с.
4. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству/ Н.В. Дубровская. / Н.В.
Дубровская - СПб.: Детство-Пресс, 2017.- 119 с .
5. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика: Учебно-методическое пособие / Д.В.
Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры / И.В. Патрушева. - М.:
Юрайт, 2019. - 130 с.
7. Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое
сопровождение детей / ред. Байбородова Л. В. - М.: Юрайт, 2019. 364 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. –
Р/Д: Феникс, 2019. - 687 c.
9. Суртаева, Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии / Н.Н. Суртаева.- М.:
Юрайт, 2019. - 250 с.
10. Хуторской, А.В. Педагогика / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2019. - 312 c.
Специальная литература:
1. Базанова, М.Д. Пленэр / М.Д. Базанова. - М.: Изобразительное искусство, 2018.184 с.
2. Гусакова, М.А. Аппликация / М.А. Гусакова. - М.: Просвещение, 2017.- 97 с.
3. Комарова, Т.С. Цвет в детском изобразительном творчестве / Т.С. Комарова. М.: Педагогическое общество России, 2019. - 104 с.
4. Корнева, Г.Н. Бумага / Г.Н. Корнева. - СПб.: Кристалл, 2017.- 123 с.
5. Луковенко, Б.А. Рисунок пером / Б.А. Луковенко. - М.: Изобразительное
искусство, 2019.- 146 с.
6. Михайлов А. М. Искусство рисунка / А.М. Михайлов. - М.: Изобразительное
искусство, 2019. - 218 с.
Литература для родителей:
1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и
творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2018. - 384 c.
2. Заводова, Т.Е. Успешный ребенок / Т.Е. Заводова. - Минск: Красико-Принт,
2019. – 216 с.
3. Творчество в жизни ребенка / Под редакцией В.В. Кузина, А.П. Матвеева. М.:
Фрахт, 2017. – 118 с.
4. Полунина, В.Н. Солнечный круг. У Лукоморья / В.Н. Полунина. - М.: Искусство
и образование, 2018.- 231 с.
Литература для детей:
1.Винокурова, Н.К. Порисуем вместе / Н.К. Винокурова. - М.: РОСТ, 2018.- 174 с.
2. Давыдова, С.А. Мои друзья – краски, кисти, мяч, скакалка / С.А. Давыдова. –
Челябинск: ИНФО, 2020. – 128 с.
3. Я познаю мир. Искусство. Энциклопедия. - М.: РОСМЭН, 2018. – 216 с.
21
Приложение 1
Карта диагностики уровня развития универсальных профессионально значимых качеств
обучающихся
в МАУ ДО- Дом детства и юношества
детский коллектив ______________________________ педагог
__________________________________________________
контрольная группа_______ год обучения, 20__ – 20__
заполнения:______________
учебный год, дата
Ф.И. обучающегося
Универсальные профессиональные
значимые качества
1 год обучения
Средний балл в начале года
Средний балл в конце
года
Усвоение социальных норм и правил
Способность к конструктивному
взаимодействию
Ориентация на успех
Трудолюбие
Личная организованность
Ответственность
Самоконтроль результатов личной
деятельности
Инициативность
Овладение необходимыми трудовыми
предметными навыками
Установка на ЗОЖ
Средний балл:
Оценочная шкала:1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2 балла –
базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла – оптимальный уровень
(качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество развито)
22
Приложение 2
Карта диагностики уровня развития предметных компетенций обучающихся
детский коллектив ______________________________ педагог
__________________________________________________
_______ группа____1___ год обучения, 201.. – 201..
заполнения:______________
учебный год, дата
ФИО обучающегося
Уровень развития
предметных
компетенций
Графика
Начало года
Теория Практика
Середина года
Теория Практика
Средний балл
Конец года
Теория Практика
Теория
Практика
Основы
композиции
Цветоведение
Жанры ИЗО
Изобразительные
техники
Знакомство с
профессией
Конкурсновыставочная
деятельность
Средний балл:
Оценочная шкала:1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2
балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла – оптимальный
уровень (качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество развито)
23
Приложение 3
Акварельные заливки (аккуратность)
отлично
хорошо
4-5
2-3
удовлетворительно
1
Профессиональные термины (тест)
отлично
10-12
хорошо
6-7
удовлетворительно
3-4
Штриховка (Ровность заполнения 6 квадратов)
отлично
хорошо
6-5
4-3
удовлетворительно
2-1
Анимация. Качается маятник (нарисовать движение в заданные временные рамки)
отлично
хорошо
удовлетворительно
30м
50м
70м
24