ДООП Студия эстрадного вокала

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования –
Дом детства и юношества

Студия эстрадного вокала
Д о п о лн и те л ьн а я о б щ е о б р а зо ва те л ьн а я
общеразвивающая программа
художественной направленности
Срок реализации программы 3 года
Возраст обучающихся 7-16 лет

Разработчик:
Жусупова Жылдыз
Кубанычбековна,
педагог дополнительного
образования

г. Екатеринбург, 2024 г

Оглавление
1.Комплекс основных характеристик программы …………………………..3
1.1.Пояснительная записка .................................................................................... 3
1.2. Цель и задачи программы .............................................................................. 8
1.3. Содержание программы…………………………………………………….9
1.4. Планируемые результаты и способы их определения……………………20
2.Комплекс организационно-педагогических условий.................................. 21
2.1.Календарный учебный график...................................................................... 21
2.2.Условия реализации программы .................................................................. 23
2.3.Формы контроля и оценочные материалы .................................................. 25
Список литературы .............................................................................................. 26
Приложения............................................................................................................ 28

2

1.Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы
1.1.Пояснительная записка
Программа «Студия эстрадного вокала» направлена на обучение
основным понятиям и терминологии вокального исполнительства, необходимым
в работе над репертуаром, на формирование и развитие личных качеств
учащихся, таких как: трудолюбие, настойчивость, доброта и отзывчивость в
коллективной работе.
Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Студия
эстрадного вокала» - художественная.
Программа «Эстрадный вокал. Развитие голоса» актуальна, так как:
1) разработана в соответствии со следующими современными нормативными
правовыми актами и государственными программными документами, а также
локальными нормативными актами:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).


Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ

от 29.05.2015 №996-р)


Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022

№ 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (вступает
в силу с 1 марта 2023 года);
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

3



Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №09-3242;


Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019

№
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;


Приказ Министерства общего и профессионального образования

Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
 Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в
образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» от 01.11.2021 №934-д4;


Устав МАУ ДО – ДДиЮ;



Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ на 2022 – 2025 гг.

2) актуальна, так как отвечает региональным социально-экономическим
потребностям и особенностям образовательного пространства Екатеринбурга,
способствуя решению проблемы обеспечения каждому ребенку возможности
максимально полного раскрытия его творческого потенциала, а также
значительного социального запроса на выступления юных вокалистов на
концертных площадках при проведении мероприятий различного уровня
4

3)

отвечает

потребностям

родителей

в

доступном,

бесплатном,

профессионально организованном и содержательном досуге их детей, в
творческом и личностном развитии подростков, а также потребностям детей в
творческом самовыражении посредством исполнения популярных эстрадных
песен.
Программа

«Студия эстрадного вокала» разработана на основе

сертифицированной составительской программы «Эстрадный вокал» авторов
Н.В. Усаревой и С.Ю. Устьянцевой (г. Камышлов). Данная программа
включает в себя систему обучения с применением отдельных принципов,
методик работы в области музыкальной педагогики и детского ансамблевохорового исполнительства педагогов: Г. А. Струве, В. В. Емельянова, Е.
Попляновой и других авторов.
Отличительной особенностью программы является то, что она включает
комплекс методов и приемов, направленных на формирование вокальных
навыков воспитанников,

работу с микрофоном, исполнение произведений под

фонограмму, проектирование и творческое обсуждение концертного эстрадного
номера, что обеспечивает формирование у воспитанника индивидуального
исполнительского стиля, становление художественного вкуса, эмоциональное
раскрепощение.
Учебно-воспитательный процесс программы нацелен на формирование у
обучающихся вокально-технических, исполнительских навыков, культуры
ансамблевого пения, чувства стиля, а также стремления к сохранению и
преумножению культурных ценностей.
Новизна программы заключается в том, что она разработана для
обучающихся, которые стремятся научиться красиво и грамотно петь, при этом
обучающиеся не только разного возраста, но и имеют разные стартовые
способности.

5

Программа основана на комплексном подходе к подготовке вокалиста,
направлена на развитие вокальных и сценических данных (внешний вид, образ),
физических возможностей, артистизма.
В основу программы положены следующие дидактические принципы
обучения и воспитания: принцип адаптивности; принцип творческого развития;
принцип психологической комфортности; принцип успешности; принцип
доступности; принцип индивидуального подхода.
Адресат программы – дети в возрасте 7 – 16 лет без предъявления
требований к уровню подготовки и способностям, при отсутствии медицинских
противопоказаний. Психофизиологические особенности детей 7 – 16 лет:
различие в отношении к обучению у детей этих групп определяется характером
мотивов. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными
планами

детей,

их

самоопределением. По

намерениями

в

своему строению

будущем,
мотивы

мировоззрением
детей 7

–

12

и
лет

характеризуются наличием ведущих, ценных для личности побуждений. Дети
испытывают

потребность проявить свои способности в связи с развитием

интеллектуальных и творческих сил.
В возрасте 13 – 16 лет заметно изменяются эстетические чувства,
способность эмоционально воспринимать и любить прекрасное в окружающей
действительности: в природе, в искусстве, общественной жизни. Развивающиеся
эстетические чувства смягчают резкие проявления личности юношей и девушек,
помогают освобождаться от непривлекательных манер, вульгарных привычек,
способствуют развитию чуткости, отзывчивости, мягкости, сдержанности.
Усиливается общественная направленность старшего школьника, желание
принести пользу обществу, другим людям. Характерными особенностями
юношеского возраста являются:
- Этический максимализм.
- Внутренняя свобода.
- Эстетический и этический идеализм.
6

- Художественный, творческий характер восприятия действительности.
- Бескорыстие в увлечениях.
- Стремление познать и переделать реальность.
- Благородство и доверчивость.
Это

возраст

установления

эстетических

критериев

отношения

к

окружающему миру, формирования мировоззренческой позиции на основе
выбора приоритетных ценностей. Восприятие характеризуется наличием
этического барьера, который отбрасывает все воздействия, не согласующиеся с
этическими нормами. С учетом данных фактов комплектуются группы в
соответствии с возрастом обучающихся. Каждый обучающийся может по
желанию и результатам быть допущен в другую группу.
Режим занятий. Дети занимаются по 2 часа (1 академический час равен 45
мин.) 2 раза в неделю. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее
количество часов в неделю – 4. Количество обучающихся в группе – до 15
человек.
Срок реализации программы – 3 года
Объем программы – 144 часа в год, общий объем - 432 часа
Организация образовательного процесса – традиционная линейная
последовательность обучения в течение одного года.
Перечень форм реализации образовательной программы: форма
обучения – очная.
Перечень форм организации занятий – групповая, допускается обучение
в индивидуальной форме или в малых группах при подготовке концертных и
конкурсных сольных номеров.
Перечень видов занятий: практические занятия, репетиции, концерты,
конкурсы.
Формы подведения результатов - проверка знаний и оценка результатов
освоения программы осуществляется на зачётных занятиях, отчетном концерте.
7

1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – творческое и личностное развитие детей средствами
эстрадного вокала
Задачи:
Образовательные:
- формировать основные умения и навыки эстрадно-вокальной техники;
- обучать навыкам работы над своим голосом, текстом песен и репертуаром;
- содействовать формированию основ вокальной культуры;
- формировать теоретические знания в области музыки;
Развивающие:
- способствовать развитию музыкального слуха,
- развивать творческую фантазию в трактовке песен;
- развивать осознанную потребность в здоровом образе жизни и сохранении
собственного здоровья;
- развивать навыки работы с информацией и текстами;
Воспитательные:
- воспитывать чувство личной ответственности за общее дело;
-содействовать

развитию

самостоятельности,

самоконтроля,

самодисциплины;
- развивать эмоциональную отзывчивость и эстетический вкус.
- содействовать самоопределению личности обучающихся;
- формировать социально-творческую активность через участие в концертах
и мероприятиях, а также в конкурсах и фестивалях разного уровня.

8

1.3. Содержание программы
Стартовый уровень (1 год обучения)
Учебный план
№
п/п

Количество часов
Название раздела, темы

1. Вводное занятие.
Инструктаж

Всего

Теория

Практ
ика

Формы
аттестации/
контроля

2

2

0

Беседа

2.

Песенки из
мультфильмов, сказок

8

0

8

Викторина

3.

Детские эстрадные песни.
Знакомство с
современными солистами
и детскими группами.

8

0

8

Презентация

4.

Постановка голоса.
Охрана голоса, гигиена.
Образование звука.
Профилактика
заболеваний.

8

0

8

Опрос

5.

О пении. Что это такое?
Работа над
элементарными
приёмами пения.

8

0

8

Обсуждение

6.

Образование звука.

4

0

4

Обсуждение

7.

Работа над дыханием.
Чистота интонирования.

8

0

8

Репетиция

8.

Артикуляционная
гимнастика для губ и
языка.

8

0

8

Опрос
Упражнение

9.

Скороговорки, потешки.
Знакомство с
музыкальными
терминами.

8

0

8

Презентация

62

12

50

Репетиция

10. Подбор и разучивание

9

репертуара.
11. Концертная деятельность.
Итого

20

0

20

144

14

130

Концерт

Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж.
Знакомство педагога с обучающимися; знакомство обучающихся с
программой

и

организацией

образовательного

процесса

в

учреждении;

инструктаж по охране труда.
Тема 2. Песенки из мультфильмов, сказок.
Теория:Слушание песен в записи, знакомых мелодий, знакомство с
куплетной формой музыкального произведения. Воспитания умения слушать и
высказываться

об

услышанном.

Введение

эмоционально-оценочных

представлений для восприятия музыкальных произведений, общего образа
музыкального произведения; анализ закономерностей развития данного
музыкального произведения, знакомство с основными средствами музыкальной
выразительности.
Практика: Слушание песен из мульфильмов.
Тема 3. Детские эстрадные песни. Знакомство с современными
солистами и детскими группами.
Теория:

Беседа

о

современной

детской

эстраде.

Видеопросмотр,

творческие встречи с солистами и группами. Развитие способности восприятия
общего характера музыкального произведения.
Практика: Слушание и исполнение детских эстрадных песен.
Тема 4. Постановка голоса. Охрана голоса, гигиена. Образование
звука. Профилактика заболеваний.
Теория: Профилактика заболеваний, влияющих на работу голосового
аппарата. Способы предупреждения заболеваний. Выполнение комплекса
музыкальных упражнений, способствующих яркому восприятию отдельных
10

средств музыкальной выразительности. Знакомство с основными правилами
охраны голоса. Практические советы по гигиене голосового аппарата.
Образование звука. Теория образования звука. Строение и работа вокального
аппарата (в доступной для данного возраста форме). Укрепление голоса
(упражнения).
Знакомство с основными правилами охраны голоса. Практические советы
по гигиене голосового аппарата.
Практика: Выполнение комплекса упражнений для укрепления голоса.
Практические советы по охране голоса и гигиене голосового аппарата
Тема 5. О пении. Что это такое? Работа над элементарными
приёмами пения.
Теория: Теория образования звука.
Практика: Освоение практических навыков вдоха и выдоха. Особенности
выполнения вдоха и выдоха. Выполнение упражнений на основе дыхательной
гимнастики. Длинный вдох - длинный выдох (Д-Д), короткий вдох – короткий
выдох (К-К), короткий вдох - длинный выдох (К-Д). Выполнение комплексов
дыхательной гимнастики. Вдохи в грудь.
Тема 6. Образование звука.
Теория: Работа вокального аппарата. Теория образования звука.
Практика: Научить выполнять озвученные и не озвученные вдохи в грудь.
Выполнение упражнений на звуки А, Э, О, Ы. Научить выполнять с
эмоциональным состоянием (удивление, восторг, радость, испуг). Выполнение
комплексов дыхательной гимнастики. Мягкое нёбо. Выполнение упражнений
«Зевок», «Диалог поросят» (обязательно эмоциональное состояние).
Тема 7. Работа над дыханием. Чистота интонирования.
Теория: Выполнение озвученных и неозвученных вдохов. Выполнение
комплексов дыхательной гимнастики (Стрельниковой, Н. Зи., А.Т. Сая).
Знакомство.
11

Практика: Выполнение озвученных и неозвученных вдохов. Выполнение
упражнений на звуки А, Э, О, Ы. Цикл упражнений для закрепления навыков
пения для дыхания. Упражнять обучающихся вырабатывать устойчивое,
слуховое внимание, учить чисто интонировать б2, упражнять в умении чисто
пропевать

м3.

Гимнастика

для

губ

и

языка.

Научить

разогревать

артикуляционный аппарат выполнять гимнастику для языка и губ.
Тема 8. Артикуляционная гимнастика для губ и языка.
Теория: Комплекс упражнений гимнастики для губ и языка.
Практика: Выполнение гимнастики для

губ и

языка. Обучение

самостоятельному разогреву артикуляционного аппарата.
Тема 9. Скороговорки, потешки. Знакомство с музыкальными
терминами.
Теория: Знакомство с народным творчеством. Поиск и составление новых
собственных скороговорок. Обучению чёткому и быстрому проговариванию
текста. Музыкальные термины.
Практика: Поиск и составление новых собственных скороговорок.
Тема 10. Подбор и разучивание репертуара.
Теория: Разучивание интересных и качественных в музыкальном и
литературном прочтении произведений. При подборе произведений учитывать
возможности и интересы детей.
Практика: Разучивание произведений по алгоритму: разбор музыкального
текста (мелодии, ритма, динамики, агогики); проучивание отдельных фраз и
трудных мест на слоги, без текста, без сопровождения; работа над текстом без
мелодии (проговаривание его в ритме на дыхании);соединение отдельных фраз с
использованием вокальных упражнений; работа над чистотой интонации,
строем, ансамблем и звукообразованием.
Тема 11. Концертная деятельность.
Теория : Научить умению анализировать собственное выступление.
12

Практика: Участие в фестивалях, конкурсах, концертах обучающихся.
Проведение в середине и в конце года концертов для родителей.
Базовый уровень
Учебный план
2 год обучения
Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации
/контроля

1.Постановка голоса. Певческая
установка.

12

3

9

Беседа

2. Теория образования звука и
работа вокального
аппарата. Постановка голоса.

10

2

8

Обсуждени
е

10

Самостоят
ельная
работа

Название раздела, темы

3. Повторение дыхательных
упражнений 1 года обучения.
Развитие артикуляции.
Освоение навыка вдохавыдоха.

10

0

4. Работа над дыханием.
Дыхательная гимнастика
Стрельниковой. Упражнения
на ровность
тембрового звучания.

12

2

10

Самостоят
ельная
работа

5. Цикл упражнений для
закрепления навыка пения
на дыхании. Упражнения на
лёгкость и подвижность
голоса.

12

2

10

Репетиция

6. Резонаторы. Упражнения
для развития головного
резонатора. Чистота
интонирования

12

0

12

Репетиция

7. Музыкальные упражнения,
способствующие
целостному восприятию

9

0

9

Репетиция

13

музыкальных
произведений (мелодической
линии, темпа, регистров,
динамики).
8. Работа с микрофоном

15

3

12

Мастеркласс

9. Знакомство с музыкальными
терминами, которые
используются в эстрадном
пении

10

3

7

Викторина

42
144

0
15

42
129

Концерт

10. Концертная деятельность.
Итого

Содержание программы
2 год обучения
Тема 1. Постановка голоса. Певческая установка.
Теория: Положение корпуса и головы при пении, посадка. Повторение
материала 1 года обучения. Основные правила поведения на уроке, на сцене.
Практика:

Выполнение

упражнений

для

раскрепощения

корпуса.

Выполнение комплекса упражнений для тренировки певческого дыхания
«Надуть шарик», «Лопнуть шарик», «Свеча», «Трубач» и др. Элементы
дыхательной гимнастики Стрельниковой.
Тема 2. Теория образования звука и работа вокального аппарата.
Теория: Постановка голоса. Строение и работа вокального аппарата.
Формирование правильного певческого звука.
Практика: Постановка голоса, овладению вокальными данными в
эстрадной манере исполнения. Введение в распевание вокализов.
Тема 3. Повторение дыхательных упражнений 1-ого года обучения.
Теория:

Развитие

артикуляции.

Освоение

навыка

вдоха-выдоха.

Использование комплексов дыхательной гимнастики. Упражнения, развивающие

14

длительность

выдоха,

умение

правильно

делать

вдох.

Комплексы

артикуляционной гимнастики. Подвижность диафрагмы.
Практика: Фонопедические упражнения. Скороговорки, выработка чёткой
дикции. Чтение текстов вслух. Комплекс вокальных упражнений, развивающий
звукообразование (губы, язык, челюсти, гортань, зубы). Комплекс дыхательных
упражнений. Дыхательные упражнения «Порции». Упражнения для тренировки
активного вдоха выдоха. Комплекс специальных упражнений на развитие
диафрагмы, диафрагмального дыхания.
Тема 4. Работа над дыханием. Дыхательная гимнастика
Стрельниковой. Упражнение на ровность тембрового звучания.
Теория: Координация правильного вдоха выдоха с движением головы или
корпуса. Характер окраски звучания голоса.
Практика: Упражнения с движением головы «Болванчик»; с движением
корпуса «Насос», «Колено», «Выпад».
Тема 5. Цикл упражнений для закрепления навыка пения на дыхании.
Упражнения на лёгкость и подвижность голоса.
Теория: Комплексы дыхательных гимнастик Стрельниковой, Н. Зи, Сая.
Комплексы

дыхательных

упражнений.

Практика:

Элементарные

музыкальные упражнения с использованием интервалов, гамм, трезвучий.
Развитие навыка кантиленного звучания. Пение вокализов.
Тема 6. Резонаторы. Упражнения для развития головного резонатора.
Теория: Чистота интонирования. Виды резонаторов. Головные резонаторы.
Упражнения для развития резонаторных ощущений. Освоение и развитие
головного резонатора. Знакомство с понятием «Головной резонатор». Чистота
интонирования. Упражнения звуко-высотного цикла. Типы звуковедения.
Упражнения на укрепление голосового аппарата. Продолжение освоения
элементарной музыкальной грамоты. Пение гамм, аккордов, интервалов. Цикл
упражнений для закрепления навыка пения.
15

Практика: Упражнения «озвученные вдохи приёмом в себя» (на 1-6
нотах); Упражнение «Шприц», «Качели» на 1 ноте; Упражнение «Лошадка» для
развития губного резонатора - артикуляционного аппарата.
Тема 7. Музыкальные упражнения, способствующие целостному
восприятию музыкальных произведений (мелодической линии, темпа,
регистров, динамики).
Теория: Изучение возможностей каждого из средств музыкальной
выразительности

в

раскрытии

целостного

образа произведения.

Образ,

звуковедение, звукообразование, ансамблевость.
Практика: Упражнения на чистое пропевание интервалов вниз – вверх.
Самостоятельное
естественным

пение

голосом,

после

вступления,

добиваться

закрепление

лёгкого

и

умения

подвижного

петь

звучания.

Использование упражнений, попевок, песен. Слуховое осознание чистой
интонации.
Тема 8. Работа с микрофоном.
Теория: Использование радиомикрофона для сценических воплощений.
Практика: Работа со шнуровым микрофоном.
Тема

9.

Знакомство

с

музыкальными

терминами,

которые

используются в эстрадном пении.
Теория: Музыкальная терминология. «Субтон» - заглушённое звучание с
придыхом. «Скет» – пение на различные слоги: ТА-БА-ДА, придающие голосу
инструментальное

звучание.

Модуляция.

Джаз

–

синтез

продуманной

виртуозной точности и свободной импровизации.
Тема 10. Концертная деятельность.
Теория: Анализ выступлений.
Практика: Участие в фестивалях, конкурсах, концертах обучающихся.
Проведение в середине и в конце года концертов для родителей.
Учебный план
3 год обучения
16

Количество часов
Название раздела, темы
1. Постановка голоса. Охрана
голоса
2. Повторение дыхательных
упражнений 2 года обучения.
3. Дыхательные упражнения,
правильное формирование,
чистота звучания гласных.
Унисон
4. Охрана голоса и основные
правила гигиены.

Всего

Теория

6

2

6

8

8

2

0

2

Формы
аттестации/
Практика контроля
4

Беседа

4

Самостояте
льная
работа

8

Самостояте
льная
работа

6

Самостояте
льная
работа

5. Физические упражнения на
развитие мышц брюшного
пресса. Атака звука

12

2

10

Самостояте
льная
работа

6. Работа над произведениями;
разнообразие репертуара.

12

0

12

Репетиция

7. Слуховой контроль.
Воспитание сознательного
отношения к пению и
развитию вокального слуха.

12

0

12

Опрос

8. Дикция. Приёмы
артикуляции. Ансамблевое
исполнение. Выработка
кантилены

10

3

7

Опрос.
Упражнени
е

9. Работа над образами в
произведениях.

8

4

4

Обучающая
игра

6

0

6

Репетиция

12

0

12

Концерт

44

0

44

Опрос

10. Работа с микрофонами над
произведениями разного
характера.
11. Ансамблевая работа,
исполнение под фонограммы
(минус, плюс)
12. Культура поведения на
сцене. Работа на сцене

17

Итого

144

15

129

Содержание программы
3 год обучения
Тема 1. Постановка голоса. Охрана голоса.
Теория: Работа голосового аппарата, влияние вредных привычек на
качество звучания голоса. Беседа об охране голоса.
Практика: Упражнения на развитие голосового аппарата.
Тема 2. Повторение дыхательных упражнений 2 года обучения.
Практика:

Отработка

дыхательных

упражнений

на

основе

дыхательной гимнастики: «Вдохи в грудь», «Порции» для тренировки
активного вдоха и выдоха.
Тема 3. Дыхательные упражнения, правильное формирование,
чистота звучания гласных. Унисон.
Теория:

Повторение

дыхательной

гимнастики

Стрельниковой.

Звучание гласных. Пение в унисон.
Практика: Упражнения для формирования гласных и чёткого
произношения согласных. Пение в унисон.
Тема 4. Охрана голоса и основные правила гигиены.
Теория: Строение гортани. Диафрагма и её роль при пении
произведения. Беседа об охране голоса.
Тема 5. Физические упражнения на развитие мышц брюшного
пресса. Атака звука.
Теория: Атака звука. Виды атак (мягкая, придыхательная, твёрдая).
Практика: Работа над активной подачей звука. Работа над мягкой
атакой звука. Упражнение «Лошадка» без звука, на звуке, со скачками, на
3 нотах, на 5 нотах, скачки на составления октав. Упражнение «Двойной
звук», для развития крайних обертонов мышц брюшного пресса
18

Тема 6. Работа над произведениями; разнообразие репертуара.
Теория: Постановка номера, разучивание текста, мелодии. Анализ
произведения, раскрытие его содержания и взаимосвязи со средствами
музыкальной выразительности.
Практика: Разбор музыкального произведения (мелодия, ритм, динамика,
агогика), проучивание отдельных фраз и трудных мест на слоги, без текста, без
сопровождения. Работа над чистой интонацией, строем и звукообразованием,
над отдельными фразами и трудных мест на слоги без текста, без
сопровождения, работа над текстом без мелодии, чистота интонации, стой,
ансамбль, и звукообразование. Показ-исполнение песни.
Тема 7. Слуховой контроль. Воспитание сознательного отношения к
пению и развитию вокального слуха.
Теория: Слуховой контроль. Артикуляция и артикуляционный аппарат
(рот, губы, зубы, язык, челюсти, верхнее и нижнее нёбо).
Практика:

Практическое

изучение

механизма

певческого

звукообразования.
Тема 8. Дикция. Приёмы артикуляции. Ансамблевое исполнение.
Теория: Выработка кантилены. Техника и логика речи (правильное
произношение гласных и согласных звуков, скороговорок, упражнений на
овладение словесным действием).
Практика: Работа над дикцией и артикуляцией. Этюды и упражнения
(произнесение и пение слов и фраз громко, интонационно чисто и отчётливо).
Тема 9. Работа над образами в произведениях.
Теория: Смысловой разбор текста. Создание сценического образа.
Практика: Разбор музыкального текста (мелодии, ритма, динамики и
агогики).
Тема 10. Работа с микрофонами над произведениями разного
характера.
Теория: Использование микрофонов для сценических воплощений.
19

Практика: Работа с микрофонами: шнуровыми, радио микрофонами.
Тема 11. Ансамблевая работа, исполнение под фонограммы
(минус, плюс).
Теория: Ансамблевое исполнение. Фонограммы – «минус», «плюс».
Подбор соответствующего вокального репертуара.
Практика:

Выработка

единообразных

приёмов

пения

(одновременное дыхание и атака звука, правильная вокализация гласных,
единая подтекстовка). Выработка кантилены: пение упражнений.
Тема 12. Культура поведения на сцене. Работа на сцене.
Теория: Продолжение знакомства со сценой (кулисы, авансцена).
Свобода исполнения произведения. Эмоциональная передача содержания
исполняемого произведения и решение актерских задач.
Практика:
импровизация.

Этюды

на

развитие

актёрских

способностей,

Пение под фонограмму, разучивание танцевальных

движений для постановки номера и работа с микрофонами на сцене.
1.4. Планируемые результаты и способы их определения
Ожидаемые результаты реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы:
Предметные результаты:
-знает основные теоретические сведения в области музыки и эстрадного
вокала;
-знает основы композиционного построения рисунка;
-владеет навыками исполнения эстрадной песни;
-сформирован навык согласованности пения, музыки и движения;
-развит музыкальный слух, владеет слуховым самоконтролем
Метапредметные результаты:
-умеет работать как индивидуально, так и в группе;

20

-осознает потребность в здоровом образе жизни и сохранении собственного
здоровья.
-способен реализовать

личную инициативу и творческую фантазию в

трактовке песен;
-владеет навыками работы с информацией и текстами;
Личностные:
- способен к самоопределению, самоконтролю;
- имеет развитые в соответствии с возрастом эмоциональную отзывчивость
и эстетический вкус;
-имеет

сформированную

социально-творческую

позицию,

активно

участвует в концертах и социально-значимых мероприятиях;
-развито чувство личной ответственности за общий результат ансамбля
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Календарный учебный график
№ п\п

Основные характеристики образовательного
процесса

1

Количество учебных недель

36

2

Количество учебных дней

72

3

Количество часов в неделю

4

4

Количество часов

5

Начало занятий

15 сентября

6

Выходные дни

31.12 – 09.01

7

Каникулы

144

Образовательная
деятельность

в

ДДиЮ

осуществляется и в период
осенних и весенних школьных
каникул

8

Окончание учебного года

31 мая
21

2.2.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
В

соответствии

с

Постановлением

Главного

государственного

санитарного врача РФ от 28.09.2020 “Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648- 20 занятия проводятся в

просторном светлом кабинете, где есть

следующее оборудование:
-Пианино;
-Синтезатор;
-Музыкальный центр;
Дидактическое обеспечение:
-Фонограммы «Плюс», «Минус»;
-Методическая литература: словари, справочники, видео-пособия.
-Нотные сборники: вокальные упражнения, учебно-тренировочная
литература, эстрадные песни.
Кадровое обеспечение:
Материал программы реализует педагог дополнительного образования с
высшим педагогическим, музыкальным образованием, специальность «Вокал»,
педагог по актерскому мастерству и концертмейстер.
Методическое обеспечение программы:
При работе по данной программе необходимо придерживаться принципа
постепенного усложнения в изложении материала. Для прочного формирования
навыков и приёмов вокального искусства предполагается излагать материал и
подбирать репертуар разучиваемых произведений с постепенным усложнением
технических задач.
22

В процессе освоения программы можно использовать традиционные и
нетрадиционные методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение);
наглядные (демонстрация, показ, наблюдение); практические (воспроизведение и
повторение певческого звука и способа работы голосового аппарата в
соответствии с объяснением и показом педагога), а также эвристический и
исследовательские методы, которые сводятся к самостоятельному анализу
обучающимся музыкального и поэтического текста, эмоционального содержания
разучиваемого произведения, поиску вокальных средств выразительности, к
созданию своего собственного исполнения, и используется на более поздних
этапах освоения программы.
В рамках реализации программы наиболее актуально использование
следующих педагогических технологий:
-Педагогика сотрудничества, которая предполагает индивидуальную,
групповую и дифференциальную форму организации.
-Личностнопредполагает

ориентированное

проведение

занятий

развивающее
с

элементами

обучение,

которое

дифференциации

и

индивидуализации.
- Игровая технология (дидактическая игра), которая предполагает
творческую деятельность, которая отличается своей оригинальностью.
В период карантинных мероприятий, программа может реализовываться в
дистанционных условиях.
Основная форма проведения занятия – это учебное занятие. Такая форма
обеспечивает системность учебного процесса, возможность повторять, развивать
полученные умения и навыки.
Формы организации учебного занятия
-онлайн занятия
-видео-уроки
-онлайн тесты
-самостоятельная работа обучающихся в дистанте- самоотчеты
23

-традиционные занятия с элементами интеграции дифференцированные
-игровые занятия
-участие в концертах, фестивалях, смотрах; конкурсах, открытых занятиях.
Каждое занятие строится по схеме:
-настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над
певческим дыханием (2–3 мин);
-дыхательная гимнастика;
-речевые упражнения;
-распевание;
-пение вокализов;
-работа над произведением;
-анализ занятия;
-задание на дом.
Методика проведения занятий предусматривает:
-теоретическую подачу материала (словесные методы)
-творческие встречи с другими коллективами,
-практическую деятельность, являющуюся основной, необходимой для
закрепления информации в виде вокально- хоровой работы, знакомство с
эстрадным творчеством, занятия по сценической речи.

2.3.

Формы контроля и оценочные материалы

В течение освоения программы необходимо предусмотреть текущий,
промежуточный и итоговый контроль:
- текущий контроль предназначен для определения текущего уровня
сформированности ключевых

компетенций

и

осуществляется

во

время

проведения практических занятий, консультаций в форме устного опроса,
проверки практических заданий.
24

- промежуточный контроль осуществляется по результатам завершения
модуля, темы, раздела курса.
- итоговый контроль проводится по завершении курса обучения в форме
зачета, защиты проекта и отчетного концерта. Он позволяет определить уровень
сформированности ключевых компетенций по итогам обучения. Разрабатана
индивидуальная и групповая диагностическая карта с учетом специфики
предмета и формируемых компетенций.
Оптимальным способом проверки достигнутых результатов является
система мониторинга. В рамках реализации проекта по теме инновационной
площадки используются «Карта диагностики уровня развития универсальных
профессионально значимых качеств обучающихся»(приложение 3) . В течение
учебного года
результативности

заполняется диагностические карты с целью
учебно-воспитательного

процесса

и

выявления

закономерностей

личностного роста и творческого развития детей.
Помимо анализа диагностических карт способом проверки достигнутых
результатов являются просмотры детей по итогам знакомства с каждым
разделом программы.
Перечень (пакет) диагностических методик, позволяющих определить
достижения учащимися планируемых результатов:
1. Контрольные задания при зачислении в объединение (Приложение 1).
2. Контрольные задания по результатам обучения по программе (1-3 года
обучения). (Приложение 2)
Формы

подведения

итогов

реализации

дополнительной

образовательной программы:
- участие в концертах, фестивалях, смотрах; конкурсах,
- открытые занятия;
- выступление на концертах и конкурсах ансамбля (ансамблевыми и
сольными номерами);
25

Для учета достижений создается

портфолио педагога и коллектива, в

котором собираются грамоты, дипломы участников конкурсов.
Список литературы
Психолого-педагогическая и специальная литература:
1. Бархатова, И. Б. Постановка голоса эстрадного вокалиста / И.Б. Бархатова.
Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2018.- 208 с.
2. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования - М.: ВЛАДОС, 2018.- 312 с.
3. Головина О.Н. Методика постановки эстрадно-джазового голоса / О.Н.
Головина. Екатеринбург: Музыка, 2013. -188 с.
4. Морозов, В.П. Вокальный слух и голос / В.П. Морозов. M.: Музыка, 2018.- 147
с.
5.Морозов, В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и
техники: учеб.-методол. изд. для вокалистов / В.П. Морозов. -М.: ИП РАН, МГК
им. П.И.Чайковского, Центр «Искусство и наука», 2016.-496 с.
6.Николаева, А.И. Формирование музыкально-исполнительского мастерства: /
А.И. Николаева. М.: МГПИ, 2017. - 154 с.
7.Орленко, Е.В. Психологические особенности подросткового периода / Е.В.
Орленко, СПб., 2019. - 186с.
8. Охомуш, Т.В. Чистый голос: методика обучения эстрадному вокалу / Т.В.
Охомуш, Иваново, 2012.- 212 с.
9. Романова, Л.В. Школа эстрадного вокала: учеб. пособие / Л.В. Романова.
СПб.: Лань, 2017. - 40 с.
Литература для детей:
1. Аркадьев П.Ф. Четверо из Ливерпуля / П.Ф. Аркадьев, М.: Сигма, 2016. – 346
с.
2. Галацкая В.В. Музыкальная литература / В.В. Галацкая, Самара, 2017. – 244 с.
26

3. Михеева, Л.П. Музыкальный словарь в рассказах / Л.П. Михеева, М.: Музыка,
2016.- 306 с.
4. Сохор А. О массовой музыке / А.Сохор, СПб, 2019. – 202 с.
Литература для родителей:
1. Арсентьев, М.М. Методы развития познавательного интереса и творческих
способностей детей в семье / М.М. Арсентьев – Челябинск, 2029 – 235 с.
2.Синицына, О. Е. Умные занятия и музыкальные игры / О.Е. Синицына – М.:
Лист Нью, Вече, 2019.- 254 с.
Интернет-источники:
http://www.art-education.ru/AE-magazine/
twirpx.com›file/60614/
http://www.maly.ru/pages/uroki3
https://www.culture.ru/s/nacionalnyj-proekt-kultura/#schedule

27

Приложение 1
Контрольные задания
(максимальная оценка 5 баллов)
Форма проведения входной диагностики, промежуточной и итоговой
для выявления уровня музыкальных способностей: собеседование, творческие
задания
Параметры

Критерии

Формирование
вокально-исполнительских
навыков

Чистота интонирования мелодической линии в
заданном диапазоне
Развитость певческого диапазона
Грамотность процесса звукообразования, певческого
дыхания, артикуляции
Навыки звуковедения
Навыки пения в ансамбле
Слуховая память
Звуковысотный слух
Точность воспроизведения мелодического рисунка
Чувство метро - ритма
Точность запоминания и воспроизведения
ритмического рисунка
Качество внимания, точность запоминания
Положительная эмоциональная реакция
Музыкальная память
Степень овладения навыками исполнения
произведений разного характера, в различных
штрихах, динамике, темпах
Осанка
Чувство ритма
Координация
Эмоциональная выразительность
Воображение, умение создать образ

Развитие музыкальных
способностей:

Восприятие музыки
Освоение образовательной
программы (репертуара)
Пластические
способности
Сценическая культура

28

Мышечная раскрепощенность тела, сценическое
движение

Приложение 2
Контрольные задания по результатам обучения за год
(Объем и сложность предложенных заданий соответствует учебным
требованиям за каждый год. Учитывая индивидуальные способности
обучающихся, задания следует дифференцировать)
Показатели

Задание

1. Музыкальная грамота и
элементарные основы
вокального искусства

Ответить на вопросы по разделам:
2. Владение певческим
Показать
умение
правильного
дыханием (цепное дыхание) распределения дыхания по музыкальным
фразам; использование цепного дыхания
(в пройденном репертуаре).
3. Чувство ритма
Прохлопать
ритм указанной фразы
музыкального
произведения
(в
разучиваемом или новом репертуаре).
4.Певческий диапазон
Ля (малой октавы) – ми, фа (второй октавы)
для сопрано.
Соль - Ля бемоль (малой октавы) – ре, ми
бемоль (второй октавы) для альтов.
5. Исполнительская
Передать образ в исполняемой песне,
выразительность, артистизм, показать владение навыками сценической
сценическая культура
культуры
6. Знание учебного и
концертного репертуара

Уверенно, точно и выразительно исполнить
предложенную песню

29

Оценка

Приложение 3
Карта диагностики уровня развития универсальных профессионально значимых
качеств обучающихся
в МАУ ДО- Дом детства и юношества
детский коллектив________________________________ педагог_________________

Оценочная шкала:
1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо);
2 балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю);
3 балла – оптимальный уровень (качество присутствует);
30

Средний балл

Овладение
необходимыми
трудовыми
предметными
навыками
Установка на ЗОЖ

Самоконтроль
результатов личной
деятельности
Инициативность

Ответственность

Личная
организованность

Трудолюбие

Ориентация на успех

Ф.И.
обучающ
егося

Способность к
конструктивному
взаимодействию

контрольная группа_____ год обучения, _______ учебный год, дата заполнения:____

4 балла – продвинутый уровень (качество развито)

31


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».