ДООП театральная студия Ближе к сцене

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования –
Дом детства и юношества

Театральная студия “Ближе к сцене”
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
Срок реализации программы - 1 год
Возраст обучающихся - 7-9 лет

Составитель:
Филатов Б.И.
педагог дополнительного
образования

г. Екатеринбург, 2024 г.

1

Содержание

1.Комплекс основных характеристик…………………………………….3
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………3
1.2. Цель и задачи программы…………………………………………… 5
1.3. Содержание программы……………………………………………… 6
1.4. Планируемый результат и способы его определения …………….....8
2.Комплекс организационно-педагогических условий…….…………..9
2.1. Календарно-учебный график…………………………………………...9
2.2. Условия реализации программы……………………………………….9
Список литературы………………………………………………………... .12
Приложение………………………………………………………….. …….. 14

2

1. Комплекс основных характеристик общеразвивающей
программы

●
●
●
●

●

1.1.Пояснительная записка
Социальный
заказ
общества
учреждениям
дополнительного
образования можно сформулировать как организацию содержательного
досуга детей и подростков, приобщение детей к культуре, развитие
творческой личности ребенка. Базовая культура личности, прежде всего,
основывается на развитии коммуникативной и художественно-эстетической
культуры. И здесь роль театрального творчества невозможно переоценить.
Театр как синтетический вид искусства активизирует интерес к разным
видам искусства - литературе, живописи, архитектуре, музыке, вокальному
искусству, искусству танца и искусству актера.
Театр как искусство коллективное - искусство общения. Развитие
навыков общения, формирование раскрепощённого, общительного человека,
владеющего и телом, и словом, умеющего слушать, а главное понимать
своего партнера. Эти факты побудили разработать дополнительную
общеобразовательную программу художественной направленности
«Театральна студия «Ближе к сцене».
Программа «Театральная студии «Ближе к сцене» (далее – программа)
актуальна, так как:
1)
разработана в соответствии со следующими современными
нормативными правовыми актами и государственными программными
документами, а также локальными нормативными актами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ
от 29.05.2015 №996-р)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам";
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

3

● Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №093242;
● Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
● Приказ Министерства общего и профессионального образования
● Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года»;
● Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему
персонифицированного
финансирования дополнительного образования Свердловской области,
Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021
● Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ
в образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д4;
● Устав МАУ ДО – ДДиЮ;
● Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ на 2022 – 2025 гг.
2) актуальна, так как отвечает региональным социально-экономическим
потребностям
и
особенностям
образовательного
пространства
Екатеринбурга, способствуя решению проблемы обеспечения каждому
ребенку возможности максимально полного раскрытия его творческого
потенциала;
3) отвечает потребностям родителей в доступном, бесплатном,
профессионально организованном и содержательном досуге, в творческом и
личностном развитии детей, занятия театральным искусством воспитывают
зрителя, знакомят ребенка с началами эстетики. Чем раньше театр станет
инструментом воспитания, тем больше выигрывает и ребенок, и общество в
целом; отвечает потребностям подростков, так как тема сценического
действа и творческой деятельности была, есть и будет для них актуальной
всегда, а предлагаемый вид деятельности очень привлекает обучающихся,
ребята с радостью приходят на занятия.
Теоретический базис данной программы выстроен на основе программы

4

дополнительного художественного образования детей Иванищевой К.А.
"Детская театральная студия", Краснодар, 2022 г.
Отличительной
особенностью
данной
программы
является
относительное увеличение количества часов на упражнения для развития
мышечной свободы.
Адресат программы – дети в возрасте 7 - 9 лет без предъявления
особенных требований при отсутствии медицинских противоопоказаний.
Характеристика
индивидуально-психологических
особенностей
обучающихся
возрастной
категории
7-9
лет.
Младший школьный возраст (7-9 лет) характеризуется сдерживанием
своих непосредственных импульсов, учитывать желания других людей.
Начинают формироваться произвольные внимание и память. Но для
длительной концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные
картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации). Внимание зависит не
только от воли ребенка, но и от его темперамента. Устойчивость внимания
снижается к концу дня, недели, учебной четверти, после длительных
заболеваний. Учитель продолжает оставаться самой значимой фигурой. Но
возникает более личностное отношение к нему, стремление к общению на
переменах, прогулках. Появляется способность дифференцировать
личностные качества сверстников. У некоторых детей может наблюдаться
сильное стремление к лидерству, начинается соперничество между ребятами.
Постепенно развивается способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети
учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без
помощи взрослых.
Объём программы - 144 часов.
Режим занятий - 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Срок освоения программы: 1 год
Перечень форм обучения: очная; в условиях временных ограничений – с
использованием дистанционных технологий.
Перечень форм организации занятий: фронтальная групповая, в
подгруппах, в малых группах.
Перечень видов занятий: практическое занятие, беседа, открытое
занятие, концерт.
Перечень форм подведения итогов реализации: открытые занятия,
показательные выступления перед родителями. В конце учебного года
проводится отчётное занятие.

5

1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие творческих и личностных компетенций
обучающихся путем изучения основ театрального исполнительского
искусства.
Обучающие:
- знакомить с историей театрального искусства.
- способствовать овладению теоретическими знаниями, практическими
умениями и навыками в области театральной деятельности.
Воспитательные:
- приобщать к духовным и культурным ценностям мировой культуры, к
искусству.
- воспитывать эстетический вкус.
- формировать у детей нравственное отношение к окружающему миру,
нравственные качества личности.
- формировать адекватную оценку окружающих, самооценку, уверенность в
себе.
Развивающие:
- развивать познавательные процессы: внимание, фантазию, воображение,
память, образное и логическое мышление.
- развивать речевые характеристики голоса: правильное дыхание,
артикуляцию, силу голоса; мышечную свободу; фантазию, пластику.
- развивать творческие и организаторские способности.
- активизировать познавательные интересы, самостоятельность мышления.

№
п/п

Содержание программы.
Учебный (тематический) план.
Название раздела, темы
Количество часов
Всего

Теория

Практика

1

Актёрское мастерство

88

5

137

1.1

Тренинги для развития
внимания и памяти

25

1

24

Формы
аттестации
(контроля)

Игра

6

1.2

Упражнения для развития
мышечной свободы

15

1

14

Игра

1.3

Упражнения для развития
фантазии и воображения

15

1

14

Игра

1.4

Упражнения на
взаимодействие с партнёром

16

1

15

Игра

1.5

Подготовка этюдов

17

1

16

Этюд

2.

Сценическая речь

56

2

54

2.1

Артикуляция, дыхание

30

1

29

Игра

Работа над дикцией и
чистотой произношения
Итого часов

26

1

25

Игра

144

7

137

2.2

Раздел 1. Актерское мастерство
1.1. Тренинги для развития внимания и памяти
Теория: для чего актеру необходимы внимание и память. Приемы развития
внимания и памяти.
Практика: Упражнения: ковбои, часы, самурай и т.д. Игра «Клубок».
Требования к нормам поведения.
1.2. Упражнения для развития мышечной свободы
Теория: мышечное напряжение. Причины, способы снятия напряжения.
Практика: Упражнения: Разряд тока, скульптор, огонь и лёд и т.д.
1.3. Упражнения для развития фантазии и воображения
Теория: Беседа о важности развития воображения и фантазии для актера.
Практика: Упражнения: зоопарк, я - предмет и т.д. Театральная гостиная.
Просмотр и обсуждение в/записи спектакля (детский спектакль).
Упражнения на перевоплощение.
1.4. Упражнения на взаимодействие с партнёром

7

Теория: Беседы о важности «чувства партнёрства» на сцене, и работе в
команде.
Практика: Упражнения: проводник, змейка и т.д. Коммуникабельность и
избавление от комплексов. Разминка в парах, настройка, освобождение
мышц от напряжения и зажимов, релаксация.
1.5. Подготовка этюдов
Теория: беседа о структуре этюда, формах и содержании.
Практика: Упражнения: этюд с предметом, этюд на заданную тему и т.д.
Творческие этюдные пробы. Показ и обсуждение. Практическое овладение
логикой действия. Выбор драматического отрывка (миниатюры). Этюдные
пробы. Анализ. Показ и обсуждение. Распределение ролей. Работа над
отдельными сценами. Закрепление мизансцен отдельных эпизодов.
Репетиции. Групповая, подгрупповая, индивидуальная работа.
Раздел 2. Сценическая речь.
2.1. Артикуляция, дыхание
Теория: Рождение звука. Строение речевого аппарата. Дыхание и голос.
Постановка дыхания.
Практика: Упражнения: свечка, плащ, мотоцикл и т.д. Речевой тренинг:
дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика: упражнения для
языка, челюсти, губ.
2.2. Работа над дикцией и чистотой произношения
Теория: беседа о дикции, как развивать.
Практика: Упражнения: львёнок, поцелуи, скороговорки и чистоговорки и
т.д. Дикционные упражнения. Упражнения на развитие речевых
характеристик голоса. Чистоговорки, скороговорки, потешки, небылицы,
стихи.

1.4.Ожидаемые результаты и способы их проверки
Личностные результаты:
- проявляется интерес к духовным и культурным ценностям мировой
культуры, к искусству, к истории театрального искусства.
- проявляется эстетический вкус.

8

- заложены основы нравственного отношения к окружающему миру,
нравственные качества личности.
- в основном сформирована адекватная самооценка и оценка окружающих,
уверенность в себе.
Метапредметные:
- развиты в соответствии с возрастом познавательные процессы: внимание,
фантазия, воображение, память, образное и логическое мышление.
- развиты основные характеристики голоса: правильное дыхание,
артикуляция, сила голоса;
- развиты в соответствии с возрастом творческие и организаторские
способности, познавательные интересы, самостоятельность мышления.
фантазия, пластика
Предметные:
- владеют начальными теоретическими знаниями, практическими умениями
и навыками в области театральной деятельности;
- знакомы с основными фактами и примерами из истории развития
театрального искусства
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.Календарный учебный график
№ п\п
1
2
3
4
5
6
7

Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Начало занятий
Выходные дни
Каникулы

8

Окончание учебного года

36
72
4
144
11 сентября
31.12 – 09.01
Образовательная
деятельность
в
ДДиЮ
осуществляется и в период
осенних и весенних школьных
каникул

31 мая

2.2 Условия реализации программы
Для организации образовательного процесса и успешной реализации
программы необходимо
Материальное обеспечение:

9

-Хорошо проветриваемое помещение, которое должно соответствовать
санитарно-гигиеническим
нормам
и
правилам
противопожарной
безопасности. -Тренировочная форма (чёрные брюки, футболки), столы,
стулья по количеству учащихся, мячи, маты, коврики, палки, музыкальное
оборудование, сценический свет.
-Книги по методике преподавания актерского мастерства, сценического
движения, сценической речи.
-Художественные произведения.
Кадровое обеспечение:
По данной программе работает педагог с высшим или средним
специальным педагогическим образованием, обладающий навыками
театральной деятельности.
Методическое обеспечение:
Основные методы обучения:
- Методы визуального и аудиального восприятия, которые способствуют
более быстрому, глубокому и прочному усвоению программы курса
обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам
можно отнести: показ упражнений, демонстрацию мастер-классов в формате
видеозаписей, которые помогают увидеть удачные и неудачные актёрские
наработки, режиссёрские приёмы. Всё это способствует воспитанию
повышенного внимания, навыкам наблюдения и понимания.
- Игровой метод используется при проведении актёрских игр. Этот метод
основан на элементах здорового соперничества детей между собой и
повышении ответственности каждого за достижение определённого
результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.
- Метод использования слова (вербальный) — универсальный метод
обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается
содержание произведений, объясняются элементарные основы театрального
искусства, описывается техника взаимодействия на сцене.
Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся:
Метод целостного освоения упражнений и движений
объясняется
относительной доступностью упражнений. Однако, использование
данного метода подразумевает наличие базы, полученной ранее.
Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных
упражнений. Практически каждое упражнение можно приостановить для
уточнения, улучшение выразительности и т.п.

10

Создание ситуации успеха поддерживается применением технологии
проектной деятельности и личностно-ориентированного обучения,
позволяющими максимально реализовать личностный и творческий
потенциал каждому обучающемуся.

Воспитательная часть программы реализуется следующим образом:
- Беседы о требованиях, предъявляемых к учащимся студии (техника
безопасности, правила поведения в аудитории, транспорте, общественных
мероприятиях, требования к обучающему процессу).
- Тематические беседы о театре и актерском мастерстве.
- Посещение родителями открытых уроков и концертов.
- Индивидуальные консультации с детьми и родителями.
- Родительские собрания.
- Совместные мероприятия детей и родителей, посещение мастер-классов,
спектаклей

Информационное обеспечение
Важным условием для получения результатов является применение:
Аудиозаписей для спектакля
Художественных произведения
Создание и администрирование интернет сообщества студии (группа
ВКонтакте, WhatsApp), в которых происходит обсуждение актуальных
вопросов, публикация фото и видеоматериалов с выступлений студии, видео
мастер-классы.
Электронные
ресурсы:
https://nmdshi.uln.muzkult.ru/media/2018/09/17/1217334236/Karpov_N._Uroki_s
cenicheskogo_dvizheniya.pdf
http://teatrsemya.ru/lib/mast_akt/scen_rech/kozlyaninova_stsenicheskaya_rech.pdf
http://teatrsemya.ru/lib/mast_akt/akt_masterstvo/zakhava_bmasterstvo_aktera_i_rezhissera.pdf
3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы контроля:
- концерт;
-участие в конкурсах разных уровней;
-открытые занятия для родителей.

11

Оценочные материалы, позволяющие оценить уровень освоения программы,
представлены в Приложении: «Карта диагностики уровня развития
универсальных профессионально значимых качеств», «Сводная карта
освоения
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы (предметная компетентность)»
Форма итоговой аттестации – отчетный концерт
Список литературы
Нормативно-правовая литература представлена в Пояснительной записке

Психолого - педагогическая литература:
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2018. - 317 c.
2. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2017. - 352 c.
3. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования - В.П. Голованов. - М.: Юрайт, 2018.- 282 с.
4. Корчак, Я. Несерьезная педагогика / Я.Корчак. - М.: Самокат, 2019. - 256 c.
5. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика: Учебно-методическое пособие / Д.В.
Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры / И.В. Патрушева. - М.:
Юрайт, 2019. - 130 с.
7.Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое
сопровождение детей / ред. Байбородова Л. В. - М.: Юрайт, 2019. 364 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И.
Самыгин. – Рн/Д: Феникс, 2019. - 687 c.
9. Суртаева, Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии / Н.Н. Суртаева.М.: Юрайт, 2019. - 250 с.
10. Хуторской, А.В. Педагогика / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2019. - 312
c.
Специальная литература:
1. Бармин, А. В. На школьных подмостках: пьесы, театрализованные
представления, литературные композиции / А.В. Бармин. - Москва: Высшая
школа, 2016. - 914 c.
2. Гальцова, Е. А. Детско-юношеский театр мюзикла: программа, разработки
занятий, рекомендации / Е.А. Гальцова. - Москва: Машиностроение, 2016. 902 c.
3. Григорьева, Ольга Александровна Школьная театральная педагогика.
Учебное пособие / Григорьева Ольга Александровна. - М.: Лань, 2015. - 724
c.

12

4. Лаптева, Г.В. Игры для развития эмоций и творческих способностей.
Театральные занятия с детьми 5-9 лет / Г.В. Лаптева. - М.: Речь, 2011. - 948 c.
5. Михайлова, А. Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников.
Пособие для учителей / А.Я. Михайлова. - М.: Просвещение, 1975. - 128 c.
6. Петерсон, Л. Дети на сцене. Как помочь молодому таланту найти себя / Л.
Петерсон, Д. О'Коннор. - М.: Феникс, 2007. - 320 c.
Литература для детей и родителей:
1. Васильев Ю.А. Ритмы сценической речи. СПб.: театральный институт
«Школа русской драмы», 2019. Пожиленко Е.А.«Артикуляционная
гимнастика». СПб.: Каро, 2017 - 93 с.
2. Ершова А, Букатов В. Игровая профилактика галерочных настроений
«Первого сентября», 2022.
3. Пожиленко Е.А.«Артикуляционная гимнастика». СПб.: Каро, 2021 - 93 с.
4. Савкова З.В. Искусство оратора: Учеб. пособие. СПб.: Знание, 2017. - 188
с.
5. Смирнова М.В. Скороговорки в речевом тренинге. СПб.: учебное пособие,
2-е издание, изд-во Санкт-Петербургской государственной академии
театрального искусства, 2019. - 142 с.

13

Приложение 1
Диагностика результативности освоения программы
ФИ
Качество
знаний, Мотивац Творческая
обучающего умений, навыков
ия
к активность
ся
занятиям
Теоретичес Практиче
кий
ские
материал
навыки

Эмоциональнохудожественная
настроенность

Творческие
достижения

Параметры оценивая результативности:
0 баллов – показатель отсутствует
1 балл – низкий уровень
2 балла – средний уровень
3 балла – высокий уровень

14

Приложение 2
Карта диагностики уровня развития универсальных профессионально значимых
качеств обучающихся
в МАУ ДО - Дом детства и юношества
детский коллектив ______________________________ педагог
__________________________________________________

Ф.И. обучающегося

Универсальные профессиональные
значимые качества
Усвоение социальных норм и правил
Способность к конструктивному
взаимодействию
Ориентация на успех
Трудолюбие
Личная организованность
Ответственность
Самоконтроль результатов личной
деятельности
Инициативность
Овладение необходимыми трудовыми
предметными навыками
Установка на ЗОЖ
Средний балл:

1 год обучения
Средний балл в начале года

Средний балл в конце
года

Оценочная шкала:1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2
балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла –
оптимальный уровень (качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество
развито)

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».