Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования –
Дом детства и юношества
Хореография в вокальных коллективах
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
Срок реализации программы - 1 год
Возраст обучающихся – 7-16 лет
Составитель:
Балуева А.А.
педагог дополнительного
образования
г. Екатеринбург, 2024 г.
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Хореография обладает огромными возможностями для полноценного
эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и
физического развития. Танец может прибавить уверенности в себе и даже
сделать счастливее. Занятия танцем формируют правильную осанку, дают
представление об актёрском мастерстве. Исключительно важно обучать
основным хореографическим навыкам и умению красиво двигаться по музыку
ребят, занимающихся вокалом.
Данная программа направлена на содействие развитию исполнительского
мастерства обучающихся вокальных коллективов в процессе овладения
искусством танца, развитие и совершенствование специальных музыкальных
способностей,
что
и
определяет
художественную
направленность
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Хореография в вокальных коллективах и ансамблях».
Программа «Хореография в вокальных коллективах» актуальна, так
как:
1) разработана в соответствии со следующими современными нормативными
правовыми актами и государственными программными документами, а также
локальными нормативными актами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства
РФ от 29.05.2015 №996-р)
№
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
629
"Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам" (вступает в силу с 1 марта 2023 года);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №09-3242;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в
образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» от 01.11.2021 №934-д4;
Устав МАУ ДО – ДДиЮ;
Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ на 2022 – 2025 гг.
2) актуальна, так как отвечает региональным социально-экономическим
потребностям и особенностям образовательного пространства Екатеринбурга,
способствуя решению проблемы обеспечения каждому ребенку возможности
максимально полного раскрытия его творческого потенциала, а также
значительного социального запроса на выступления юных вокалистов на
концертных площадках при проведении мероприятий различного уровня
3)
отвечает
потребностям
родителей
в
доступном,
бесплатном,
профессионально организованном и содержательном досуге их детей, в
творческом и личностном развитии подростков, а также потребностям детей в
творческом
самовыражении
посредством
артистического
исполнения
популярных эстрадных песен
Дополнительная образовательная программа «Хореография в вокальных
коллективах» является модифицированной и разработана на основе программы
Цветкова Е.Д. «Хореография в вокальных ансамблях». – Санкт - Петербург,
2021. - 20 с. Отличительная особенность программы «Хореография в
вокальных коллективах» заключается во включении раздела «Координация в
пространстве».
В основу программы положены следующие дидактические принципы
обучения и воспитания: принцип адаптивности; принцип творческого
развития; принцип психологической комфортности; принцип успешности;
принцип доступности; принцип индивидуального подхода.
Адресат программы – дети в возрасте 7 – 16 лет без предъявления
требований к уровню подготовки и способностям, при отсутствии медицинских
противопоказаний. Психофизиологические особенности детей младшего,
среднего и старшего школьного возраста: различие в отношении к обучению
у детей этих групп определяется характером мотивов. На первое место
выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами детей, их намерениями
в будущем, мировоззрением и самоопределением. По своему строению мотивы
детей 6-11 лет школьников характеризуются наличием ведущих, ценных для
личности
побуждений.
Дети
испытывают
потребность
проявить
свои
способности в связи с развитием интеллектуальных и творческих сил. Все чаще
подросток начинает руководствоваться сознательно поставленной целью,
появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает
стремление к самообразованию. Учащиеся начинают систематически работать с
дополнительной литературой, посещать лекции, работать в дополнительных
школах.
В возрасте 12 – 16 лет заметно изменяются эстетические чувства,
способность эмоционально воспринимать и любить прекрасное в окружающей
действительности:
в
природе,
в
искусстве,
общественной
жизни.
Развивающиеся эстетические чувства смягчают резкие проявления личности
юношей и девушек, помогают освобождаться от непривлекательных манер,
вульгарных привычек, способствуют развитию чуткости, отзывчивости,
мягкости, сдержанности.
Усиливается общественная направленность старшего школьника, желание
принести пользу обществу, другим людям. Характерными особенностями
юношеского возраста являются:
- Этический максимализм.
- Внутренняя свобода.
- Эстетический и этический идеализм.
- Художественный, творческий характер восприятия действительности.
- Бескорыстие в увлечениях.
- Стремление познать и переделать реальность.
- Благородство и доверчивость.
Это
возраст
установления
эстетических
критериев
отношения
к
окружающему миру, формирования мировоззренческой позиции на основе
выбора приоритетных ценностей. Восприятие характеризуется наличием
этического барьера, который отбрасывает все воздействия, не согласующиеся с
этическими нормами. С учетом данных фактов комплектуются две группы в
соответствии с возрастом обучающихся. Каждый обучающийся может по
желанию и результатам быть допущен в другую группу.
Режим занятий. Дети занимаются по 1 часу (1 академический час равен 45
мин.) 1 раз в неделю. Общее количество часов в неделю – 1. Количество
обучающихся в группе – до 15 человек.
Объем программы – 36 часа (в период с 15 сентября по 31 мая).
Организация образовательного процесса – традиционная линейная
последовательность обучения в течение одного года.
Перечень форм реализации образовательной программы: форма
обучения – очная.
Перечень форм организации занятий – групповая, допускается обучение
в индивидуальной форме или в малых группах при подготовке концертных и
конкурсных сольных номеров.
Перечень видов занятий: практические занятия, репетиции, концерты,
конкурсы.
Формы подведения результатов - проверка знаний и оценка результатов
освоения программы осуществляется на зачётных занятиях, отчетном концерте.
Цель и задачи программы
Цель программы – развитие исполнительского мастерства обучающихся
вокальных коллективов средствами хореографического искусства.
Задачи:
Образовательные:
- содействовать в овладении системой знаний, умений и навыков
грамотного хореографического сопровождения вокальных номеров;
- обучать основным импровизационным навыкам;
- обучать работе с предметом (воображаемым и реальным);
- обучать координации в сценическом пространстве.
Развивающие:
- развивать устойчивый интерес к эстрадному творчеству;
- развивать музыкальный слух, чувство ритма;
- развивать двигательные и пластические возможности тела ребенка;
- развивать коммуникативные компетенции ребенка и его креативные
качества;
- развивать способность адаптироваться в современном обществе;
Воспитательные:
- воспитывать ответственность, дисциплинированность;
- воспитывать волевые качества;
- содействовать формированию адекватной личностной самооценки
- воспитывать интерес к сценической деятельности и потребность в
творческой активности.
Содержание программы
Учебный (тематический) план
№
п/
п
1
2
количество часов
Всего Теори Практ
я
ика
в
1
1
-
Перечень разделов, тем
Введение
образовательную
программу
Координация
пространстве
в
6
2
4
3
Танцевальные этюды
6
-
6
4
Элементы современного
танца
6
2
4
5
Элементы
танца
эстрадного
6
2
4
6
Постановка номеров и
репетиционный процесс
11
4
7
Всего
36
11
25
Формы аттестации
/
контроля
Практическая
работа.
Наблюдение
Практическая
работа.
Наблюдение
Практическая
работа.
Наблюдение
Практическая
работа.
Наблюдение
Практическая
работа.
Наблюдение
Раздел 1. Введение в образовательную программу
Теория: Содержание, цели и задачи программы. Правила техники
безопасности.
Раздел 2. Координация в пространстве
Теория:
Понятие «8 точек», Диагонали, рисунок «воротца», «звездочка».
Практика:
Упражнения на координацию в пространстве, на перестроения в рисунок
«звездочка», «воротца», линию, диагональ, колонну.
Раздел 3. Танцевальные этюды
Практика:
Небольшие танцевальные этюды на основе проученного материала.
Раздел 4. Элементы современного танца
4.1. Разминка
Теория:
Повторение основных понятий: изоляция и полицентрия и их особенности.
Практика:
Разминка различных отделов корпуса, рук и ног. Прыжки.
4.2. Работа в парах
Теория:
Понятие «Лодочка», «Воротца».
Практика:
Различные танцевальные элементы в парах и их сочетания с учетом работы
с микрофоном.
4.3. Танцевальные этюды
Практика:
Небольшие танцевальные этюды на основе проученного материала.
Раздел 5. Элементы эстрадного танца
5.1Основные шаги
Теория:
Понятия «приставной шаг», «шаг-крест», «Ви-степ»
Практика:
Проучивание основных видов шагов и их сочетание.
Раздел 6. Постановка номеров и репетиционный процесс
Теория: Особенности работы с микрофоном, правильное дыхание во время
исполнения номеров.
Практика: Отработка позиций рук, ног, корпуса, головы в постановках.
Разучивание танцевальных номеров и композиций. Отработка готовых номеров.
Упражнения на дыхание. Освоение исполнительского мастерства. Работа с
одаренными детьми-солистами.
Планируемые результаты и способы их определения
Личностные результаты:
-
развиты
в
соответствии
с
возрастом
ответственность,
дисциплинированность;
- воспитаны основные волевые качества личности;
- сформирована адекватная личностная самооценка;
- проявляется потребность в творческойдеятельности.
Метапредметные результаты:
- развит устойчивый интерес к эстрадному творчеству;
- развит музыкальный слух, чувство ритма;
- обладает в соответствии с возрастом коммуникативными компетенциями,
креативными качествами;
- обладает начальными навыками адаптации в современном обществе;
Предметные результаты:
-
владеет
основными
навыками
грамотного
хореографического
сопровождения вокальных номеров;
- владеет основными импровизационными навыками;
- владеет работой с предметом (воображаемым и реальным);
- развита в соответствии с индивидуальными возможностями пластика,
координация в движении.
Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график на 2023 – 2024 учебный год
№ п\п
1
2
3
4
5
6
7
Основные характеристики образовательного
процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Начало занятий
Выходные дни
Каникулы
8
Окончание учебного года
36
36
1
36
15 сентября
31.12 – 09.01
Образовательная
деятельность
в
ДДиЮ
осуществляется и в период
осенних и весенних школьных
каникул
31 мая
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
-Наличие светлого просторного кабинета (кабинет хореогрфии).
-Наличие репетиционного зала (сцена).
-Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
-Электроаппаратура (колонка).
-Зеркало.
-Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
Кадровое обеспечение
Для
реализации
программы
необходим
педагог
дополнительного
образования с высшим или средним профессиональным образованием по
профилю деятельности, владеющей навыками преподавания эстрадного вокала.
Методическое обеспечение программы
Содержание учебной деятельности по программе включает теоретическую
и
практическую
подготовку.
Основная
составляющая
деятельности
–
практическая часть, так как главным принципом дополнительного образования
детей является его практико-ориентированная направленность.
Основные методы и технологии, используемые в работе с детьми:
- наглядно-слуховой метод (демонстрационный);
- объяснительно-иллюстративный,
двигательный методы (эмоциональный
показ танца, отдельные его элементы);
-
программированный
и
модельный
методы
(варьирование
знакомого
материала), проектная деятельность;
- творческий метод;
- игровые технологии;
- ИКТ;
-интерактивные методы (проведение игр и тренингов, направленных на
раскрепощение, развитие двигательных навыков, сплочение коллектива);
-метод творческого штурма (поиск креативного решения путем рассмотрения
всех возможных вариантов; творческие проекты и др);
-постановка проблемного вопроса.
Педагогические технологии:
Технология личностно-ориентированного обучения – является базовой
для всей программы. Организация воспитательного процесса на основе
глубокого уважения к личности подростка с учётом особенностей его
индивидуального развития. При организации хода занятия обязательно
учитывается
ряд
специфических
индивидуальных
особенностей,
как
танцевальных, так и личностных. В начале обучения педагог изучает
хореографические способности и особенности обучающихся. В результате
такого изучения составляет индивидуальный образовательный маршрут,
определяющий последовательность, в которой будет осуществляться развитие
втанцевальных способностей каждого ребёнка. Это обусловливает различный
набор упражнений и заданий, который подбирается индивидуально.
Технология «создания ситуации успеха» ‒ моделирование определенной
ситуации, в ходе которой дается возможность достичь значительных
результатов как для отдельного обучающегося, так и для всего коллектива;
формирование стойкости в борьбе с трудностями.
Структура занятия
Основные элементы
Примечание
структуры занятия
Организационная часть.
Музыкальное сопровождение
Мотивация к деятельности
Проверка
знаний
ранее
Комплекс упражнений, на разогрев всех групп мышц.
изученного материала
Упражнения
разминки
базируются
на
азбуке
музыкального
движения,
включают
элементы
Разминка
классического и народно-сценического танцев, силовые
упражнения, вырабатывают хорошее дыхание,
скоростно-силовые качества.
Основной этап занятия
Работа направлена на развитие исполнительского
Активизация
имеющихся мастерства, разучивание хореографического репертуара,
отдельных движений. Работа над чистотой исполнения.
знаний
Открытие новых знаний
Первичное
закрепление Движениями, которые дополняют образ и делают его
новых знаний, применение их более эмоциональным и запоминающимся. Работа над
на практике
выразительным артистичным исполнением.
Завершающий
Рефлексия
этап.
Музыкальное сопровождение
Информационное обеспечение:
Дистанционные технологии и электронное обучение применяются в
случае введения карантина / временных ограничений на посещение ОО. Для
этого используется платформа Сферум и общий чат группы. Используемые
ресурсы для электронного обучения:
http://www.impro.ooo/irina-tsukanova.html
https://infokupon.com/authors/Kirill-Pleshakov-Kachalin.html
http://www.maly.ru/pages/uroki3
https://www.culture.ru/s/nacionalnyj-proekt-kultura/#schedule
http://www.mosoblpress.ru/38/18935
Данные
технологии
электронного
обучения
используются
также
для
организации внеаудиторной деятельности, демонстрации и обсуждения
выступлений мастеров эстрадного вокала.
Формы аттестации, контроля и оценочный материал
В соответствии с учебно-тематическим планированием и содержанием
программы формами аттестации являются:
-творческая работа;
-зачет;
-отчетный концерт;
- фестиваль;
-конкурс.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
образовательной программы: проведение открытых, зачетных занятий,
концерты, индивидуальное прослушивание, отчетные концерты.
Оптимальным способом проверки достигнутых результатов является
система мониторинга. Используются «Диагностические карты достижений
обучающихся», «Диагностические карты развития предметных компетенций
обучающихся» и «Диагностические карты развития социальных компетенций».
Трижды в течение учебного года (в начале, в середине и в конце учебного года)
на основании педагогического наблюдения педагог фиксирует результаты в
Индивидуальные
диагностические карты с целью
проведения
анализа
результатов освоения программы.
Формой контроля реализации программы являются: участие в концертах
и конкурсах районного, городского и областного уровня; открытые занятия;
опросы, зачетные занятия, а также постоянное ведение мониторинга уровня
достижений и развития предметных, социальных компетенций обучающихся
(заполнение индивидуальных диагностических карт).
Список литературы
Психолого - педагогическая литература:
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2018. - 317 c.
2. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2017. - 352 c.
3. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования - В.П. Голованов. - М.: Юрайт, 2018.- 282 с.
4. Корчак, Я. Несерьезная педагогика / Я.Корчак. - М.: Самокат, 2019. - 256 c.
5. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика: Учебно-методическое пособие / Д.В.
Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры / И.В. Патрушева. - М.:
Юрайт, 2019. - 130 с.
7.Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое
сопровождение детей / ред. Байбородова Л. В. - М.: Юрайт, 2019. 364 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин.
– Рн/Д: Феникс, 2019. - 687 c.
9. Суртаева, Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии / Н.Н. Суртаева.М.: Юрайт, 2019. - 250 с.
10. Хуторской, А.В. Педагогика / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2019. - 312 c.
Специальная литература:
1. Бабакин, Б.С. Педагогика и психология танца. Заметки хореографа / Б. С. Бабакин, А. Э. Суслов, Ю. А. и др. - СПб.: Планета Музыки, 2018. - 128 c.
2. Бакланова, Т.И. Педагогика современного танца/ Т.И. Бакланова.- М.:
Планета музыки, 2019. 160 с.
3. Бахто, С.Е. Ритмика и танец / С.Е. Бахто. - М.: - Владос. 2018.-187 с.
4. Есаулов, И.Г. Педагогика и методика в современной хореографии / И.Г. Есаулов. - СПб.: Планета Музыки, 2018. - 288 c.
5. Зайфферт, Д. Педагогика и психология танца / Д. Зайфферт. - СПб.: Лань,
2017. - 141 c.
6. Сивкова М.Г. Программа Ритмика и танец / М.Г. Сивкова — г. Сыктывкар,
2014. – 182 с.
7. Яковенко А.М. Учебно-методический комплекс. Танец и методика его преподавания: эстрадный танец. / А.М. Яковенко — Тюмень, 2016. –211 с.
Интернет-ресурсы:
1. https://horeograf.ucoz.ru/blog/metodika_raboty_s_detmi_metodicheskoe_posobie_
quot_ot_ritmiki_k_tancu_quot/2011-12-08-1 - о методике партерного экзерсиса
- «Методика работы с детьми. Методическое пособие «От ритмики к танцу».
2. www.horeograf.com Сайт посвящен хореографам и танцорам.
3. http://www.chel-15.ru/horejgrafia.html. Методические и дидактические разработки по хореографии.
4. http://horeograf.ucoz.ru/blog Музыка для танцев, развивающие игры для детей, гимнастика в стихах, методические пособия для педагога – хореографа.
5. http://list.mail.ru/10091/1/0_1_0_1.html.
6. https://purpeulybka.ucoz.ru/load/velikie_tancory_khoreografy_i_baletmejstery_ko
mplekt_%20plakatov/1-1-0-3 .Великие танцоры, хореографы и балетмейстеры
Литература для родителей:
1. Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и танцы». - М.: ВАКО,
2018.- 204 с.
2. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого движения.- Ярославль, 2019. – 164 с.
3. Пуртова Т.В., Беликова А.Н. Учите детей танцевать. - М.: Владос, 2018.
– 112 с.
4. Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание». -М.: Просвещение,
2017. – 186 с.
5. Фрилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са-Фи-Дансе. Танцевально-игровая
гимнастика для детей. - С.-П.: Детство-пресс, 2018. – 134 с.
Литература, рекомендуемая обучающимся:
1. Журналы «Искусство ». Подшивка за 2008-2021 гг.
2. Журналы «Балет». Подшивка за 2000-2021 гг.
3. Пасютинская В.М. Волшебный мир танца. – М. «Искусство»,2016
4. Видеоматериалы концертов, выступлений танцевальных коллективов.
Рекомендуемые сайты:
1. http://www.horeograf.com/page/35
2. https://infourok.ru/drugoe.html
3. https://www.youtube.com/user/DANCEHELP
4. https://ok.ru/group56757926625312/topics
5. https://www.livelib.ru/selection/793549-v-pomosch-horeografu
6. http://dancewow.ru/films/russkie-tanetsi
7. http://lessons-pv.ru/tanci-813.html
Приложения
Карта диагностики уровня развития предметных компетенций обучающихся
ФИО обучающегося
Уровень развития
предметных компетенций
Координация в пространстве
Основы современного танца
Танцевальные этюды
Основы эстрадного
танца
Самостоятельные
связки
Средний балл:
Начало года
Теория Практика
Середина года
Теория Практика
Средний балл
Конец года
Теория Практика
Теория
Практика
Оценочная шкала:1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2
балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла – оптимальный
уровень (качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество развито)
№
п/п
Ф.И.
обучающегося
Уровень практической подготовки
Показатели
Уровень теоретической подготовки
Сводная карта освоения
программы (предметная компетентность)
Уровень освоения дополнительной образовательной
программы
А
Б
В баллах
(А+Б):2
1
2
Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2 балла
– базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла – оптимальный
уровень (качество присутствует).
Диагностическая карта уровня развития 4К компетенций обучающихся
Разработано в МАУ ДО – ДДиЮ, г. Екатеринбург
детский коллектив
Средний балл
Эмоциональная отзывчивость, толерантность
Способность к установлению контактов и конструктивному взаимодействию
учебный год, дата заполне-
Личная организованность
и ответственность
Умение быть командным
игроком, работать на общий результат
Инициативность, творческая активность
Целеустремленность, трудолюбие и ориентация на
успех
год обучения, 202.. – 202..
ния:
Воображение, фантазия,
умение работать не по
шаблону
Ф.И. обучающегося
Рефлексивность, самоконтроль результатов личной деятельности
контрольная группа
педагог
Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2 балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла – оптимальный уровень (качество
присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество развито)