Учись учиться

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования - Дом детства и юношества

УЧИСЬ УЧИТЬСЯ
дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
Срок реализации программы 2 года
Возраст обучающихся 7-11 лет

Составитель:
Стригулина Е.Ю.
педагог-психолог,
педагог дополнительного
образования
г. Екатеринбург, 2024 год

Содержание
с
1. Комплекс основных характеристик……………………………

3

1.1.Пояснительная записка…………………………………………..

3

1.2. Цель и задачи программы……………………………………….

7

1.3.Содержание программы…………………………………………..

8

1.4.Планируемые результаты и способы их определения …………

17

2.Комплекс организационно-педагогических условий…………

20

2.1.Календарный учебный график…………………………………...

20

2.2. Условия реализации программы………………………………...

25

2.3.Формы аттестации и контроля…………….…………………......

28

Список литературы…………………………………………………..

29

1. Комплекс основных характеристик
1.1.

Пояснительная записка

Одной из главных задач, не только школы, но и учреждений дополнительного
образования, является воспитание у обучающихся стремления к непрерывному
совершенствованию

своих

знаний,

умение

самостоятельно

пополнять

и применять их на практике. Решение этой задачи тесно связанно с развитием
познавательной активности у детей в осуществляемой ими деятельности.
Активность (практика, жизнедеятельность) ребенка 7-11 лет включает в себя
различные виды деятельности – учеба, игра, чтение книг и т.д. Большую роль в
этих процессах играет уровень развития познавательных процессов: внимание,
восприятие, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование
когнитивных процессов будет более эффективным при целенаправленной
организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных
возможностей детей.
Одним из основных мотивов использования развивающих занятий является
повышение

творческо-поисковой

активности

детей,

что

оказывает

положительное влияние не только на учебную деятельность ребенка, но и на его
деятельность в условиях дополнительного образования.
Занятия, специфически направленные на развитие базовых психических
функций детей, приобретают особую значимость в период, совпадающий с
обучением

ребенка

в

психофизиологические

начальной
особенности

школе,

так

ребенка

как

в

этом

способствуют

возрасте
развитию

когнитивной сферы: в 7–10-летнем возрасте наиболее интенсивно протекает и,
по существу, завершается физиологическое созревание основных мозговых
структур. Таким образом, именно на этом этапе возможно наиболее
эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка.
Дополнительная общеразвивающая программа «Учись учиться» (далее –
программа)

социально

-

гуманитарной

направленности.

Программа

направлена на создание условий для успешного развития познавательной сферы

ребенка, ориентирована не на уровень знаний, а на его потенциальные
возможности, на «зону ближайшего развития», на создание условий для
включения ребенка в новые социальные формы общения; рассчитана для детей
7-11 лет.
актуальна, так как разработана в соответствии со следующими современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами, а также локальными нормативными актами:


Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от

29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Принято
Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).
 Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от
29.05.2015 №996-р)
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (вступает в
силу с 1 марта 2023 года);


Постановление Главного государственного

санитарного

врача

РФ от

28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
 Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской области на период до 2035 года»;

 Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
Министерства образования и науки России от 18 ноября 2015 №09-3242;
 Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для включения в систему персонифицированного финансирования дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» № 136-д от 26.02.2021;
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические рекомендации
«Разработка дополнительных общеобразовательных программ в образовательных
организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец молодежи» от
01.11.2021 №934-д4;
 Устав МАУ ДО – ДДиЮ;
 Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ на 2022 – 2025 гг.;
2) отвечает региональным социально-экономическим потребностям и
особенностям образовательного пространства Екатеринбурга, способствуя
решению проблемы обеспечения каждому ребенку возможности максимально
полного раскрытия его учебного и творческого потенциала, развития социально
значимых компетенций.
3) отвечает потребностям родителей в развитии творческой, познавательной
сферы детей, в мотивации детей к учебе и саморазвитию; предусматривает развитие у обучающихся общеучебных навыков, навыков самообразования; отвечает
потребностям детей в общении, в самореализации через творческую деятельность, в положительной самооценке.
Данная программа является модифицированной. При ее составлении были использованы учебные пособия В.П. Владимировой «развитие навыков учебной деятельности у детей раннего школьного возраста» и личные наработки автора. В
результате разработана программа, содержание которой предполагает создание
условий для стимулирования и актуализации процесса развития познавательной

сферы детей 7-11 лет. В жизни ребёнку нужны не только базовые навыки, такие
как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение дать адекватную
самооценку, уметь творить и сотрудничать и т.д. Использование современных
технологий позволит активизировать мыслительные процессы ребёнка.
Отличительная особенность состоит в том, что программа направлена на
активизацию познавательной деятельности ребенка и включает в себя
нестандартные задания, в процессе решения которых у него формируются
навыки самостоятельности, неординарность мышления, умение анализировать,
сравнивать, обобщать и применять знания в различных ситуациях. Развитие
познавательных способностей осуществляется через задания

не учебного

характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности.
Существенной особенностью занятий по развитию познавательных процессов
является перенесение акцента с результативной стороны на его процессуальную
сторону: в конце каждого занятия ребенок проводит самооценку своей работы.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
период 7-11

лет является очень важным сензитивным периодом в развитии

познавательной интеллектуальной и личностной сферы ребенка. Все виды
деятельности ребенка в этот период способствуют развитию познавательной
сферы. Внимание, память, восприятие, воображение приобретают характер
большей

произвольности,

ребенок

осваивает

способы

самостоятельного

управления ими, чему способствует прогресс в речевом развитии. В умственном
плане осваиваются классификации, сравнения, аналитико-синтетический тип
деятельности, действия моделирования, которые являются предпосылками для
формирования формально-логического мышления.
Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной
эмоциональной

атмосферы

(комфортной

образовательной

среды),

способствующей развитию познавательных процессов, раскрепощению детей,
активизирующей их творческий потенциал. Программа носит ярко выраженный
развивающий характер. Развитие познавательных процессов происходит через

активизацию различных видов деятельности ребенка.
Адресат программы. На обучение принимаются дети в возрасте 7-11 лет
без предъявления требований к уровню подготовки. Занятия проводятся в
индивидуальной форме.
Психологические особенности возраста детей 7-11 лет:
• в период 7-11 лет отмечается неравномерность психофизиологического
развития у разных детей, сохраняются и различия в темпе развития
мальчиков и девочек - девочки опережают мальчиков;
• в период 7-11 лет в психическом развитии ребенка происходят,
значительные изменения: качественно преобразуется познавательная сфера,
формируется личность, складывается сложная система отношения со
сверстниками и взрослыми;
• ведущая деятельность – учебная деятельность, но игровая деятельность,
труд, общение, чтение, изобразительная деятельность и др. остаются в
жизни ребенка;
• в период 7-11 лет у детей наблюдается развитие произвольности всех
познавательных процессов, внутреннего плана действий и рефлексии
(способность взглянуть на себя чужими глазами, со стороны, а также
самонаблюдение). На их основе развивается теоретическое мышление;
• с 7 лет ребенок осваивает новую социальную роль, у него расширяется круг
социальных контактов;
• в период 7-11 лет движущая сила развития - интерес;
• в 7-11 лет у ребенка появляются мотивы самосовершенствования (быть
образованным, развитым и т.п.);
• в процессе обучения привлекает эмоциональный момент, внешняя
занимательность, игровые моменты, в значительно меньшей степени –
познавательная сторона;
• у ребенка преобладает воссоздающее (репродуктивное) воображение;
• 7-11 лет - период формирования волевых качеств – самостоятельность,
настойчивость, уверенность в своих силах;

• авторитетной личностью для ребенка 7-11 лет является педагог;
• с 7 лет у ребенка растет адекватность самовосприятия, но оценивает он себя
через оценку успеваемости;
• возраст 7 лет – это период интенсивного усвоения примера взрослых (норм
и правил поведения), поэтому у ребенка ярко выражена потребность в
общении. Совместная деятельность взрослого и ребенка, если она носит
продуктивный

и

познавательной

положительный
сферы

ребенка,

характер,
снижению

способствует
уровня

развитию

тревожности,

повышению его уровня самооценки, формированию творческой личности.
Объем и срок освоения программы – 2 года, 72 часа.
Количество занятий в неделю и их продолжительность по нагрузкам
определяется в соответствии с СанПиН.
Режим и продолжительность занятий. Занятия проходят 1 раза в неделю.
Продолжительность одного занятия составляет 45 мин.
Образовательные технологии: репродуктивные, проблемные, ИКТ,
интерактивные, личностно-ориентированные.
Формы организации занятий: игры и продуктивная деятельность,
творческая деятельность, конструирование, моделирование, индивидуальная
работа.
В работе с детьми 7-11 лет используются следующие методы:
практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти
методы используются в различном сочетании друг с другом. Для активизации
мыслительной деятельности детей на занятиях используются: чередование видов
деятельности;

задания

на

развитие

творческого

воображения;

решение

логических ошибок, проблемных ситуаций, кроссвордов, ребусов; различные
виды

игр:

словесные,

грамматические,

математические

тренирующие, настольно-печатные и т.д.

1.2.

Цели и задачи программы

и

логические,

Цель программы – развитие познавательных процессов детей 7 – 11 лет,
способствующих повышению уровня обучаемости.
Задачи программы:
- развивать

психические

процессы

(память,

мышление,

внимание,

воображение);
- формировать

общеинтеллектуальные

умения

(операции

анализа,

сравнения, классификации, обобщения, выделение существенных признаков и
закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
- развить

мотивацию к обучению, любознательность, стремление к

расширению знаний;
-

развивать коммуникативные навыки;

-

формировать адекватную самооценку, объективное отношение ребёнка к
себе и своим качествам;

- способствовать сохранению и укреплению психического и физического

здоровья.
1.3. Содержание программы
Учебный план 1 год обучения
№
п/п

в том числе
Темы разделов,

1.

Знакомство

2.

Диагностическое занятие
Развитие познавательных
процессов
Развитие внимания
Развитие распределения и
концентрации внимания
Развитие избирательности
внимания
Развитие ассоциативной и
зрительной памяти
Развитие умения

3.
4.
5.
6.
7.

Контроль
Общее
количес
тво
часов
1

Теорети
ческих
(час)

Практическ
их (час)

-

1

1

-

1

2
2

-

2
2

2

-

2

2

-

2

2

-

2

диагностика
наблюдение,
диагностика

8.

9.

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

классифицировать предметы и
слова
Развитие способности к
классификации и
абстрагированию
Развитие умения обобщать,
анализировать, сопоставлять
понятия
Развитие умения устанавливать
связи между понятиями
Развитие умения владеть
операциями анализа и синтеза
Развитие вербально –
смыслового анализа
Развитие мыслительных
операций анализ через синтез
Развитие зрительно-моторной
координации
Развитие понятийного мышления
(умение обобщать)
Развитие логического мышления

Развитие мышления (процессы
синтеза)
18. Развитие вербально логического мышления
19. Развитие воображения
20. Диагностическое занятие
ИТОГО:

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2

-

2

1
1
36

-

1
1
36

17.

диагностика

Содержание программы
Занятие 1. Знакомство
Игра «Знакомство». Игра «Собери цветочек». Игра «Кто к нам пришел».
Игра «Волшебный мешочек».
Занятие

2.

Диагностическое

занятие

-

диагностика

развития

познавательных процессов
Занятие 3. Развитие внимания
Упражнения «Найди лишнее слово», «Составь слова», «Восстанови слова»,
«Расшифруй».
Занятие 4. Развитие внимания
Упражнения

«Найди пару», «Проведи аналогию», «Какой фигуры не

хватает?»,

«Нарисуй

такую

же

фигуру».

Занятие 5. Развитие распределения и концентрации внимания
Упражнения «Найди все слова в строчках», «Восстанови слова»,
«Продолжи числовой ряд».
Занятие 6. Развитие распределения и концентрации внимания
Упражнения «Найди все слова в строчках», «Какой фигуры не хватает?»,
«Нарисуй такую же сову».
Занятие 7. Развитие избирательности внимания
Упражнения «Из двух слов составь одно», «Какой фигуры не хватает?»,
«Восстанови рисунок по коду».
Занятие 8. Развитие избирательности внимания
Упражнения «Расшифруй», «Расставь знаки», «Восстанови рисунок по
коду».
Занятие 9. Развитие ассоциативной и зрительной памяти
Упражнения «Шифровальщик», «Найди пару», «Допиши определения»,
«Раздели слова на группы».
Занятие 10. Развитие ассоциативной и зрительной памяти
Упражнения «Шифровальщик», «Найди лишнее слово», «Нарисуй такую же
фигуру», «Раскрась картинку».
Занятие 11. Развитие умения классифицировать предметы и слова
Упражнения «Допиши по аналогии», «Раздели на группы», «Найди лишнее
слово».
Занятие 12. Развитие умения классифицировать предметы и слова
Упражнения «Найди слова», «Допиши пословицу», «Нарисуй такую же
фигуру».
Занятие 13. Развитие способности к классификации и абстрагированию
Упражнения «Замени одним словом», «Найди лишнее слово», «Нарисуй
такую же фигуру».
Занятие 14. Развитие способности к классификации и абстрагированию
Упражнения «Замени одним словом», «Найди лишнее слово», «Нарисуй по

точкам», «Восстанови слова».
Занятие 15. Развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять
понятия
Упражнения «Выбери правильный ответ», «Шифровальщик», «Повтори
фигуру».
Занятие 16. Развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять
понятия
Упражнения «Найди слово в слове», «Нарисуй такую же фигуру»,
«Шифровальщик».
Занятие 17.

Развитие

умения

устанавливать

связи

между

понятиями
Упражнения «Допиши по аналогии», «Соедини выражения», «Вставь
числа», «Найди слова».
Занятие 18.

Развитие

умения

устанавливать

связи

между

понятиями
Упражнения «Допиши по аналогии», «Подчеркни «наоборот», «Слова
рассыпались», «Раскрась картинку».
Занятие 19. Развитие умения владеть операциями анализа и синтеза
Упражнения «Найди пару», «Найди слова», «Раскрась картинку».
Занятие 20. Развитие умения владеть операциями анализа и синтеза
Упражнения «Метаграммы», «Вставь слово», «Нарисуй по точкам».
Занятие 21. Развитие вербально – смыслового анализа
Упражнения

«Раздели

слова на группы», «Крылатые

выражения»,

«Развивай внимание», «Составь пару».
Занятие 22. Развитие вербально – смыслового анализа
Упражнения «Раздели слова на группы», «Развивай внимание», «Нарисуй
такую же фигуру», «Составь пару».
Занятие 23. Развитие мыслительных операций анализ через синтез
Упражнения «Развивай логику», «Восстанови слова», «Анаграммы».
Занятие 24. Развитие мыслительных операций анализ через синтез

Упражнения «Восстанови слова», «Анаграммы», «Нарисуй такую же
фигуру».
Занятие 25. Развитие зрительно-моторной координации
Упражнения

«Восстанови

слова»,

«Выбери

правильный

ответ»,

«Восстанови порядок».
Занятие 26. Развитие зрительно-моторной координации
Упражнения «Восстанови порядок», «Нарисуй по точкам», «Найди слова».
Занятие 27. Развитие понятийного мышления (умение обобщать)
Упражнения «Найди общее название», «Соедини половинки слов», «Замени
одним словом», «Шифровальщик».
Занятие 28. Развитие понятийного мышления (умение обобщать)
Упражнения «Замени одним словом», «Шифровальщик», «Продолжи ряд
слов».
Занятие 29. Развитие логического мышления
Упражнения «Подбери слово», «Найди общее название», «Нарисуй такую
же фигуру».
Занятие 30. Развитие логического мышления
Упражнения «Тренируй логическое мышление», «Найди общее название»,
«Метаграммы».
Занятие 31. Развитие мышления (процессы синтеза)
Упражнения «Найди слова», «Слова рассыпались», «Найди общее
название».
Занятие 32. Развитие мышления (процессы синтеза)
Упражнения «Найди лишнее слово», «Восстанови слова», «Составь новое
слово».
Занятие 33. Развитие вербально - понятийного мышления
Упражнения «Раздели слова на группы», «Найди общее название», «Найди
пару».
Занятие 34. Развитие вербально - понятийного мышления
Упражнения «Составь пару», «Нарисуй такую же фигуру», «Найди лишнее

слово».
Занятие 35. Развитие воображения
Упражнения «Кляксы», «Точка, точка, два крючочка…», «Друдлы»,
«Составь предмет».
Занятие

36.

Диагностическое

занятие

-

диагностика

развития

познавательной сферы
Учебный план 2 год обучения
№
п/п

в том числе
Темы разделов,

Контроль
Общее
количес
тво
часов
1

Теорети
ческих
(час)

Практическ
их (час)

-

1

1.

Диагностическое занятие

2.

Развитие познавательных
процессов
Развитие речи

5

-

5

3.

Развитие воображения

5

-

5

4

-

4

4

-

4

4

-

4

2

-

2

4

-

4

4
2

-

4
2

1
36

-

1
36

Развитие произвольного
внимания, установление
закономерностей
5. Развитие произвольной сферы,
пространственных
представлений, установление
связей
6. Развитие аналитических
познавательных способностей
7. Развитие способности к
объединению частей в систему
8. Развитие мыслительных
операций анализа и синтеза,
установление закономерностей,
пространственных
представлений
9. Развитие межпонятийных связей
10. Развитие зрительно-моторной
коодинации
11. Диагностическое занятие
ИТОГО:
4.

диагностика
наблюдение,
диагностика

диагностика

Содержание программы
Занятие

1.

Диагностическое

занятие

-

диагностика

развития

познавательных процессов
Занятие 2. Развитие речи
Упражнения «Хлоп-хлоп», «Назови слово», «Кто? Что?».
Занятие 3. Развитие речи
Упражнения «Вторая половинка», «Закончи предложение», «Добавь
слово».
Занятие 4. Развитие речи
Упражнения «Добавь слово», «Составь фразу», «Пропавшие слова»,
«Филворд».
Занятие 5. Развитие речи
Упражнения «Найди ошибку», «Рифмы», «Признаки», «Анаграммы»,
«Метаграммы».
Занятие 6. Развитие речи
Упражнения

«Объяснялки»,

«Анаграммы»,

«Филворды».

Занятие 7. Развитие воображения
Упражнения «Ассоциации», «Кляксы», «Точка, точка, два крючочка…».
Занятие 8. Развитие воображения
Упражнения «Друдлы», «Составь предмет», «Книжки-малышки».
Занятие 9. Развитие воображения
Упражнения «Дорисуй картинки», «Узнай по контуру», «Рисунок из
геометрических фигур».
Занятие 10. Развитие воображения
Упражнения «Кляксы», «Друдлы», «Дорисуй картинки», «Сказка»
Занятие 11. Развитие воображения
Упражнения «Ассоциации», «Составь предмет», «Узнай по контуру»,
«Сказка».

Занятие

12.

Развитие

произвольного

внимания,

установление

закономерностей
Упражнения «Грамматическая арифметика», «Найди слова в слове»,
«Найди лишнее слово».
Занятие

13.

Развитие

произвольного

внимания,

установление

закономерностей
Упражнения «Пропущенные буквы», «Какой фигуры не хватает?»,
«Нарисуй рисунок в зеркальном отражении».
Занятие

14.

Развитие

произвольного

внимания,

установление

закономерностей
Упражнения

«Склеенные

слова»,

«Склеенные

предложения»,

«Филворды».
Занятие

15.

Развитие

произвольного

внимания,

установление

закономерностей
Упражнения «Найди слова в слове», «Выполни по образцу», «Запоминай
порядок».
Занятие

16.

Развитие

произвольной

сферы,

пространственных

представлений, установление связей
Упражнения «Вставь недостающее слово», «Какой фигуры не хватает?»,
«Проведи аналогию».
Занятие

17.

Развитие

произвольной

сферы,

пространственных

представлений, установление связей
Упражнения «Составь цепочку слов», «Нарисуй рисунок в зеркальном
отражении», «Расставь правильно», «Робот».
Занятие

18.

Развитие

произвольной

сферы,

пространственных

представлений, установление связей
Упражнения «Лабиринты», «Разноцветные клеточки», «Рисунок на спине»,
«Непослушный робот».
Занятие

19.

Развитие

произвольной

представлений, установление связей

сферы,

пространственных

Упражнения «Составь цепочку слов», «Рисунок на спине», «Паззлы».
Занятие 20. Развитие аналитических познавательных способностей
Упражнения «Вставь недостающий слог», «Составь слова», «Найди
антонимы», «Какой фигуры не хватает?».
Занятие 21. Развитие аналитических познавательных способностей
Упражнения «Восстанови рисунок по коду», «Продолжи числовой ряд»,
«Найди синонимы», «Найди лишнее слово».
Занятие 22. Развитие аналитических познавательных способностей
Упражнения «Восстанови слова», «Из двух слов составь одно», «Проведи
аналогию», «Нарисуй рисунок в зеркальном отражении».
Занятие 23. Развитие аналитических познавательных способностей
Упражнения «Составь слова», «Восстанови рисунок по коду», «Проведи
аналогию», «Получи новое слово».
Занятие 24. Развитие способности к объединению частей в систему
Упражнения «Запиши одним словом», «Восстанови слова», «Проведи
аналогию», «Какой фигуры не хватает?».
Занятие 25. Развитие способности к объединению частей в систему
Упражнения «Восстанови рисунок по коду», «Составь слово», «Составь
картину по частям», «Паззлы».
Занятие 26. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза,
установление закономерностей, пространственных представлений
Упражнения

«Составь

третье

слово»,

«Допиши

стихотворение»,

«Восстанови слова».
Занятие 27. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза,
установление закономерностей, пространственных представлений
Упражнения «Какой фигуры не хватает?», «Ксерокс», «Вставь по
аналогии».
Занятие 28. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза,
установление закономерностей, пространственных представлений
Упражнения

«Соедини

слоги»,

«Нарисуй

рисунок

в

зеркальном

отражении», «Найди закономерность».
Занятие 29. Развитие мыслительных операций анализа и синтеза,
установление закономерностей, пространственных представлений
Упражнения

«Найди

закономерность»,

«Продолжи»,

«Установи

последовательность», «Шифр».
Занятие 30.

Развитие межпонятийных связей

Упражнения «Найди общее название», «Вставь по аналогии», «Какой
фигуры не хватает?».
Занятие 31.

Развитие межпонятийных связей

Упражнения «Восстанови рассказ», «Дорисуй вторую половину робота»,
«Составь пропорции».
Занятие 32.

Развитие межпонятийных связей

Упражнения «Составь слова», «Из двух слов составь одно», «Нарисуй по
клеточкам».
Занятие 33.

Развитие межпонятийных связей

Упражнения «Нарисуй по клеточкам», «Найди лишнее словосочетание»,
«Дорисуй по клеточкам», «Вставь по аналогии».
Занятие 34. Развитие зрительно-моторной координации
Упражнения «Восстанови слова», «Выбери правильный ответ», «Нарисуй
по точкам».
Занятие 35. Развитие зрительно-моторной координации
Упражнения «Восстанови порядок», «Найди слова», «Найди лишнее слово»,
«Нарисуй такую же фигуру».
Занятие

36.

Диагностическое

занятие

-

диагностика

развития

познавательной сферы

1.4 Планируемые результаты и способы их определения
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для
достижения обучающимися следующих результатов.
1-ый год обучения

Личностные результаты:
 развиты коммуникативные способности;
 способен самостоятельно выполнить задания;
 развит интерес к процессу обучения;
 увеличилась произвольность познавательных процессов и поведения
Метапредметные результаты:
 умеет выбирать подходящие языковые и речевые средства для решения
коммуникативной задачи;
 развиты умения взаимодействовать с педагогом при выполнении различных
заданий;
 умеет работать в соответствии с инструкцией
Предметные результаты:
 умеет логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения,
обобщения, классификации, систематизации;
 умеет сравнивать предметы, понятия;
 умеет обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
 способен концентрировать, переключать своё внимание;
 увеличился объем памяти
Знает:
 нормы поведения на занятии;
 различные способы запоминания материала;
 принципы классификации явлений, предметов;
 принципы обобщения
Умеет:
 целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
 ориентироваться на эталоны;
 анализировать и сравнивать предметы по различным признакам;

 классифицировать предметы по различным критериям;
 определять последовательность событий;
 составлять целое из частей;
 зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов

2-й год обучения
Личностные результаты:
 сформирован навык самоконтроля, самооценки, поиска и исправления
ошибок;
 развиты коммуникативные способности;
 способен самостоятельно выполнить задания;
 развит интерес к процессу обучения;
 увеличилась произвольность познавательных процессов и поведения
Метапредметные результаты:
 умеет выбирать подходящие языковые и речевые средства для решения
коммуникативной задачи;
 развиты умения взаимодействовать с педагогом при выполнении различных
заданий;
 умеет находить несколько способов решения задач;
 сформированы навыки регуляции поведения;
 умеет работать в соответствии с инструкцией
Предметные результаты:
 умеет логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения,
обобщения, классификации, систематизации;
 увеличилась скорость и гибкость мышления;
 способен выделять существенные признаки и закономерности предметов;
 умеет сравнивать предметы, понятия;
 умеет обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
 способен определять отношения между понятиями или связи между

явлениями и понятиями;
 способен концентрировать, переключать своё внимание;
 увеличился объем памяти;
 вырос уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной
координации;
 уметь копировать, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;
 способен

решать логические задачи на развитие аналитических

способностей и способностей рассуждать
Знает:
 нормы поведения на занятии;
 различные способы запоминания материала;
 принципы выделения существенных признаков предметов;
 принципы обобщения;
 принципы классификации явлений, предметов;
 закономерности пространственных представлений
Умеет:
 целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;
 ориентироваться на эталоны;
 анализировать и сравнивать предметы по различным признакам;
 классифицировать предметы по различным критериям;
 определять последовательность событий;
 составлять предмет из частей;
 копировать образец;
 учитывать в своей работе заданную систему требований;
 установление причинно-следственных связей;


уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

2. Организационно-педагогические условия
2.1.Календарный учебный график
№ п\п
1
2
3
4
5
6
7

Основные характеристики образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Начало занятий
Выходные дни
Каникулы

8

Окончание учебного года

36/36
72/72
4/4
144/144
11 сентября
31.12 – 09.01
Образовательная деятельность в ДДиЮ осуществляется и в период осенних и
весенних школьных каникул

31 мая

2.2.Условия реализации программы
Социально-психологические

условия

реализации

образовательной

программы обеспечивают:
- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
-вариативность направлений сопровождения участников образовательного
процесса (сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся,
формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни);
- дифференциация и индивидуализация обучения;
- мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и
поддержка детей с особыми образовательными потребностями;
- формирование коммуникативных навыков.
Методические условия:
В основе содержания деятельности – личностно - ориентированные
технологии обучения.
Основное внимание уделяется:
- организации обучения на добровольных началах: дети - родители- педагог;

- созданию комфортной неформальной психологической атмосферы.
В соответствии с возрастными особенностями используются методы и
приемы здоровьесбережения на занятиях.
Выбор

методов

обучения

определяется

с

учетом

возможностей

обучающихся, возрастных и психофизических особенностей детей, специфики
изучения данного курса.
Методы обучения:
- наглядный (наглядные материалы - иллюстрации, рисунки);
- проблемный (постановка проблемных вопросов, объяснение основных
понятий, создание проблемной ситуации);
- проектно-конструкторский (построение гипотез, нахождение новых
способов решения задач);
- метод игры (дидактические);
- метод воспитывающих ситуаций (создание ситуации выбора, доверия,
организованного успеха).
Занятия имеют определённую структуру, которая включает вводную часть,
основную и заключительную.
Задача вводной части – тренировка элементарных мыслительных операций,
на

активизацию

мыслительной

деятельности,

на

создание

у

ребенка

положительного эмоционального фона. Продолжительность вводной части – 5
минут.
Задача основной части – диагностика и развитие познавательных процессов,
проводится по УМК «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения».
Продолжительность основной части – 30-35 минут.
Задача заключительной части - подведение итогов и рефлексия ребенка.
Продолжительность заключительной части – 5-10 минут.
Занятия по развитию познавательных процессов могут быть эффективными
только при условии их систематического проведения. При проведении занятий
очень важно, чтобы ребенок правильно понимал инструкцию. При выполнении
заданий необходимо предоставлять обучающемуся как можно большую

самостоятельность - педагог помогает, объясняет, направляет. Необходимо четко
соблюдать время предъявления тестового материала, где это обусловлено
инструкцией. Обязательным условием является

обсуждение с ребенком его

ответов.
Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим – это
позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной. Упражнения
могут повторяться, но с усложнением задания. Перед каждым заданием ребенку
даётся краткая инструкция, а педагог контролирует, правильно ли ребёнок его
выполнил. В учебно-методическом комплекте используются задания разной
сложности, поэтому используется

индивидуальный

подход

к каждому

обучающемуся.
При выполнении большинства заданий предлагается наглядный и
словесный материал, либо ребенок ставится перед необходимостью объяснить,
пояснить выполняемое задание. В результате зрительный ряд и слуховая
наглядность выступает в единстве.
Процесс умственного развития подразумевает формирование внутренних
условий для познавательной деятельности (самоконтроль, произвольность,
внимание) и ее средств (связная речь). Самоконтроль позволяет ребенку видеть
анализировать и исправлять ошибки, корректировать свою деятельность.
Произвольность предполагает активность, самостоятельность, инициативность.
Внимание обеспечивает целенаправленность познавательной деятельности.
Материально-технические условия:
Занятия проводятся в учебном кабинете, который соответствует профилю
проводимых занятий и оборудован в соответствии с санитарными нормами.
Материалы и оборудование:
 столы – 2 шт.;
 стулья, соответствующие росту детей – 2 шт.;
 цветные карандаши, фломастеры, планшеты;
 музыкальный центр – 1 шт.;

 компьютер – 1 шт.

Дидактическое обеспечение
При реализации программы применяются: пособие «Развивающие задания.
Тесты, игры, упражнения», настольные игры, рабочие тетради.
Информационные условия:
1. Информационное оснащение образовательного процесса (размещение
информации для родителей)
2. Наличие выбора информационных ресурсов (достижение оптимального
состояния сочетания электронных и традиционных информационных ресурсов)
3. Размещение информационных и содержательных материалов на сайте
Дома детства и юношества Кировского района.
4. Страничка психолога на сайте учреждения.
2.3.Формы аттестации и контроля
В конце обучения проводится итоговое занятие в качестве контрольного,
показывающего достижения детей.
Формы и методы контроля:
˗

индивидуальная беседа;

˗

тестирование;

˗

наблюдение в ходе занятий;

˗

беседа с родителями.

Список литературы
Нормативно-правовые документы представлены в Пояснительной записке
Психолого - педагогическая литература:
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2018. - 317 c.
2. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2017. - 352 c.
3. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования - В.П. Голованов. - М.: Юрайт, 2018.- 282 с.
4. Корчак, Я. Несерьезная педагогика / Я.Корчак. - М.: Самокат, 2019. - 256 c.
5. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика: Учебно-методическое пособие / Д.В. Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры / И.В. Патрушева. - М.: Юрайт,
2019. - 130 с.
7.Педагогика

дополнительного

образования.

Психолого-педагогическое

сопровождение детей / ред. Байбородова Л. В. - М.: Юрайт, 2019. 364 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. –
Рн/Д: Феникс, 2019. - 687 c.
9. Суртаева, Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии / Н.Н. Суртаева.- М.:
Юрайт, 2019. - 250 с.
10. Хуторской, А.В. Педагогика / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2019. - 312 c.
Специальная литература:
1. Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы.
М.: Первое сентября, 2017.
2. Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности
младших школьников: Книга для учителя. 2-е изд., доп. М.: АРКТИ, 2016.
3. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга
для детей, учителей и родителей. М.: АСТ – ПРЕСС, 2012.

4. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. 1 класс: Рабочая тетрадь. М.:
Росмэн, 2019.
5. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. 2 класс: Рабочая тетрадь. М.:
Росмэн – Пресс, 2019.
6. Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Развивающие задачи. Упражнения.
Задания. Книга 3. – М.: РОСТ, Скрин, 2018.
7. Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Книга 4. – М.: РОСТ, Скрин, 2018.
8. Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Книга 5. – М.: Росткнига, 2018.
9. Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Книга 6. – М.: Росткнига, 2018.
10. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 2014.
11. Голубкова Г. 365 задач для эрудитов. - М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2016.
12. Зак А.З. Совершенствование познавательных умений у детей 5 – 12 лет. –
М.: Московский психолого – социальный институт: Воронеж: Издательство
НПО «МОДЭК», 2019.
13. Голубь В.Т. Графические диктанты. – М.: ВАКО, 2016.
14.

Зак

А.З. Как развивать логическое мышление? 800 занимательных

задач для детей 6-15 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2018.
Литература для родителей и детей:
1.Леонова Н.В. Лучшие развивающие игры для детей от 7 до 11 лет. – М.:
ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2017.
2. Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. 2
класс. – М.: Росткнига, 2017.
3. Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2019.
4. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьников.
Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития,
2016.
5. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших
школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль:
Академия развития, 2018.
6. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию

познавательных способностей (6 – 7 лет) / Методическое пособие, 1 класс. Курс
«РПС». – 3-е изд. – М.: Росткнига, 2017.
7. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию
познавательных способностей (7 – 8 лет) / Методическое пособие, 2 класс. Курс
«РПС». – 3-е изд. – М.: Росткнига, 2017.
8.Холодова

О.

Юным

умникам

и

умницам:

Задания

по

развитию

познавательных способностей (8 – 9 лет) / Методическое пособие, 3 класс. - 5-е
изд., перераб. – М.: Росткнига, 2017.
9. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию
познавательных способностей (9 – 10 лет) / Методическое пособие, 4 класс.
Курс «РПС». – 3-е изд. – М.: Росткнига, 2017.
10.Шведова

Л.М.

Развитие

логического

мышления,

сообразительности,

воображения и интеллекта. – Ростов - на – Дону: ООО «Удача», Москва: ЗАО
«БАО – ПРЕСС», 2018.

Ф.И. обучающегося

Средний балл

Эмоциональная отзывчивость, толерантность

Способность к установлению контактов и конструктивному взаимодействию

Личная организованность и ответственность

Умение быть командным игроком,
работать на общий результат

Инициативность, творческая активность

Целеустремленность, трудолюбие и
ориентация на успех

Воображение, фантазия, умение
работать не по шаблону

Рефлексивность, самоконтроль результатов личной деятельности

Приложение 1

Диагностическая карта уровня развития 4К компетенций обучающихся
Разработано в МАУ ДО – ДДиЮ, г. Екатеринбург

Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2 балла – базовый
уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла – оптимальный уровень (качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество развито)

Приложение 2

№
п/п

Ф.И.
обучающегося

Уровень практической подготовки

Показатели

Уровень теоретической подготовки

Сводная карта освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (предметная компетентность)

Уровень освоения дополнительной образовательной
программы

А

Б

В баллах
(А+Б):2

1
2
Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2 балла –
базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла – оптимальный уровень (качество присутствует).

Приложение 3
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Поделитесь, пожалуйста, вашим мнением о качестве образования в творческом объединении ДДиЮ, которое посещает Ваш ребенок.
Прочитайте внимательно каждое утверждение. Если вы с ним согласны, то поставьте
рядом с номером вопроса знак «+», если не согласны, то знак «-».
1. Образовательный процесс в детском объединении ориентирован на развитие личности
каждого ребёнка
2. Достижения и успехи моего ребенка педагоги оценивают объективно и справедливо
3. Педагог учитывает индивидуальные особенности моего ребёнка
4. Педагог прислушивается к моему родительскому мнению и учитывает его
5. В творческом коллективе проводится много интересных мероприятий
8. В группе / детском творческом объединении доброжелательная психологическая атмосфера
9. У моего ребёнка складываются нормальные взаимоотношения с педагогом
10. У моего ребёнка хорошие взаимоотношения c детьми в группе, которую он посещает
11. Я являюсь частым гостем сайта ddu66.ru и получаю там интересную и полезную для
меня информацию
12. За время обучения моего ребёнка в творческом объединении отмечено повышение
уровня его личностного развития
13. Мой ребенок с удовольствием занимается в творческом коллективе ДДиЮ
14. Я доволен тем, что мой ребёнок посещает занятия в ДДиЮ.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».