Школа вожатых

Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования –
Дом детства и юношества

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
Школа вожатых
Срок реализации программы 3 года
Возраст обучающихся 12 – 18 лет

Разработчик:
Кузнецов Александр Николаевич,
педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург, 2024 г

1

Оглавление
1.Комплекс основных характеристик общеразвивающей программы .............. 3
1.1 Пояснительная записка ............................................................................................... 3
1.2 Цель и задачи программы ........................................................................................... 6
1.3 Содержание программы .............................................................................................. 7
1.4 Ожидаемые результаты реализации программы .................................................... 16

2. Организационно-педагогические условия...................................................... 19
2.1 Календарный учебный график ................................................................................. 19
2.2 Условия реализации программы .............................................................................. 20
2.3 Формы аттестации .................................................................................................... 21

Список литературы ............................................................................................... 23
Приложения ........................................................................................................... 26

2

1. Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
Вожатый – это артист и спортсмен, литератор и историк, психолог и
немного ребенок, фантазер и добрый волшебник. Вожатый – это человек,
который всегда рядом с детьми, но в то же время чуть впереди. Программа
направлена на теоретическую, методическую и практическую подготовку
вожатских кадров, содействие самореализации и раскрытие творческого
потенциала вожатых. Занятия предполагают пробуждать воображение и
творческие силы, опираться на личностный опыт, интересы, увлечения
участников.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Школа вожатых» социально-гуманитарной направленности актуальна.
так как:
1) разработана в соответствии с основополагающими документами:


Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от

29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).
 Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ
от 29.05.2015 №996-р)
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629

"Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам";
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
3

467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
 Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года»;


Методические

рекомендации

общеобразовательных

по

проектированию

общеразвивающих

дополнительных

программ

(включая

разноуровневые программы) Министерства образования и науки России от
18 ноября 2015 №09-3242;
 Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам

для

включения

в

систему

персонифицированного

финансирования дополнительного образования Свердловской области,
Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021;
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ
в образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д4;
 Устав МАУ ДО – ДДиЮ;
 Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ на 2022 – 2025 гг.;
2) отвечает региональным социально-экономическим потребностям
и особенностям образовательного пространства Екатеринбурга, способствуя
решению

проблемы

обеспечения

каждому

ребенку

возможности

максимально полного раскрытия его творческого потенциала, развития
социально значимых компетенций, компетенций креативности.
3) отвечает

потребностям родителей в развитии творческой,

познавательной сферы детей, в раскрытии их творческого потенциала и
коммуникативных навыков; предусматривает развитие
лидерских

способностей,

нестандартного

у обучающихся

мышления,

творческой
4

индивидуальности; отвечает потребностям детей в социальном творчестве,
в самореализации через вожатскую деятельность, в профессиональном
самоопределении.
Данная программа является модифицированной. При ее составлении
были использованы учебные пособия по основам вожатского мастерства
М.П. Кулаченко «Основы вожатской деятельности», Е.В. Савченко «Летний
лагерь на базе школы», Е.М. Смекалова «Школа лидерства». В результате
разработана программа, содержание которой направленно на создание
условий для развития личности ребенка, его социального, культурного,
профессионального и личностного самоопределения.
Отличие данной программы от указанных программ заключается в
углубленном изучении раздела «Методики организации деятельности с
детьми».
Особенность программы – личностно-ориентированный подход,
определяющий

выбор методов и приемов педагогического воздействия.

Вожатый по отношению к ребенку занимает особую позицию – дистанция
между ними значительно короче, чем у педагогов. Вожатый – это не
надзиратель, вожатый должен быть другом или подругой, сестрой или
братом для тех, кому нужно прийти со своими детскими проблемами, с кем
можно интересно провести время, научиться чему-то новому. Ребята
получают возможность отработать практические навыки организации и
проведения мероприятий, создания и реализации социальных инициатив,
развития лидерских качеств обучающихся. После курса обучения должна
быть сформирована организации, работающая на самоуправлении, и
способная к деятельности уже без участия педагога.
Школа вожатых даёт возможность получить навыки и опыт в
нескольких сферах предпрофессиональной деятельности, это: ведущие,
организаторы, воспитатели, педагоги.
В основу программы положены следующие дидактические принципы
обучения:

принцип

творческого

развития;

принцип

психологической

комфортности; принцип успешности; принцип доступности; принцип
5

научности, систематичности и последовательности; принцип наглядности;
учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Процесс
обучения строится с учетом применения современных образовательных
технологий (проектных, информационных, личностно-ориентированных),
дифференцированного подхода, при котором в процессе усвоения знаний,
законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются
творческие начала и предпрофессиональные компетенции.
Адресат программы – дети 12-18 лет. Минимальное количество детей
в группе – 10 человек. Максимальное количество - 15 человек.
Характеристика

индивидуально-психологических

особенностей

обучающихся возрастной категории 12 - 18 лет.
Средний школьный возраст

(12 – 14 лет) характеризуется

интенсивным ростом и увеличением размера тела, а также в это период
окончательно выявляется склонность к определенным видам деятельности.
Подростки начинают мыслить абстрактно. Способны прогнозировать
последствия своих поступков. Обладают энтузиазмом и потребностью в
творческом самовыражении, самоутверждении. Как правило, подростки
этого возраста охотно взаимодействуют в команде, умеют распределять роли
и

обязанности,

планировать

воспринимают критику.

совместную

деятельность.

Болезненно

Старший школьный возраст (15 – 18 лет) –

вполне сложившиеся личности, склонны проявлять самостоятельность

и

независимость от родителей, педагога. Для старших подростков становятся
чуждыми конкретные приземленные образы, характеры, сюжеты. Характерно
стремление

проявить

свою

независимость,

индивидуальность,

самореализоваться. Необходимо учитывать это при подборе тем проектов и
других творческих заданий.
Данная программа предполагает наличие разновозрастных групп. Такой
подход дает преимущества в учебном процессе, так как дети помогают друг
другу: старшие руководят младшими, направляют, делятся умением, в свою
очередь младшие дети набираются опыта у старших.
Группы первого года обучения формируются по 12-15 обучающихся,
6

второго и третьего года – 10-12 обучающихся.
Режим занятий – 2 раза в неделю по 3 часа (36 учебных недель),
Объем общеразвивающей программы - 648 часов.
1 год обучения – 216 часов
2 и 3 год обучения – по 216 часов.
Срок освоения – 3 года.
Программа

носит

«базовый

уровень».

Первый

год

обучения

предполагает изучение, освоение и применение на практике следующих
знаний:

психолого-педагогических

основ

деятельности

вожатого,

нормативно-правовых основ, структуру воспитательной системы детского
оздоровительного

лагеря,

организация

мероприятий,

игротехника.

Полученные знания обучающиеся демонстрируют, участвуя в мероприятиях
учреждения, а так же принимая участие в летней оздоровительной компании
в роли вожатого.
Второй и третий год обучения, на данном этапе происходит
совершенствование полученных знаний, навыком, умений. Участие в
творческих проектах досуговых программ, организации и проведении
праздничных мероприятий, разработка сценариев. Изучение современных
форм работы вожатого с использованием интерактивных площадок, интернет
ресурсов.
Перечень форм обучения: фронтальная, групповая, индивидуальногрупповая.
Перечень

видов

занятий:

беседа,

лекция,

видео-занятие,

самостоятельная работа, практическая работа, сочетание различных форм
учебных занятий, тренинг, игра, проектная деятельность, открытое занятие.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: собеседование, тестирование, контрольные
упражнения,

защита

творческих

работ

и

проектов,

анкетирование;

творческий экзамен «Я-вожатый».

7

1.2 Цель и задачи общеразвивающей программы.
Цель

программы

-

освоение

обучающимися

психолого-

педагогических знаний и приобретение практических навыков, необходимых
им для работы в качестве организаторов досуга детей,.

Образовательные задачи программы:
• обучать

культуре

межличностных

взаимоотношений,

навыкам

конструктивного общения;
• обучать основам организаторской деятельности в сфере организации
досуга

детей

в

период

школьных

каникул,

проведения

массовых

мероприятий, социального проектирования.
Развивающие задачи программы:
• создавать условия для личностного роста обучающихся;
• содействовать развитию конструктивных лидерских качеств;
• развивать владение устной речью (монолог, диалог, умение задавать
вопросы, защищать свою точку зрения, презентации, защита проектов,
публичное выступление);
• содействовать раскрытию и развитию способностей, обеспечивающих
эффективную деятельность во всех сферах общественной жизни
• формировать способность находить нестандартные решения, видеть
ситуацию с различных сторон.
Воспитательные задачи программы:
• формировать навык адекватной самооценки обучающихся;
• воспитывать бережное отношение к своим чувствам и чувствам
других людей;
• повышать уровень общей и имиджевой культуры.

8

1.3 Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
1 год обучения
№

Наименование учебных
дисциплин, курсов, разделов,
тем.

Всего
часов

Количество часов.
Теоретически
е занятия
(час)

Практически
е занятия
(час)

Формы и сроки
контроля

1.

Введение в программу

3

2

1

беседа
опрос

2.

Нормативно-правовые основы
деятельности вожатого

21

15

6

обсуждение
тестирование

3.

Организационные основы
деятельности вожатого

39

24

15

обсуждение
тестирование
наблюдение

4.

Психолого-педагогические
основы деятельности
вожатого

24

18

6

обсуждение
опрос
наблюдение

5.

Воспитательная система
детского оздоровительного
лагеря

23

15

9

обсуждение
опрос
наблюдение

6.

Методики организации
деятельности с детьми

46

9

37

обсуждение
опрос
наблюдение

7.

Организация мероприятий

30

4

26

обсуждение
наблюдение
защита КТМ

8.

Творческие проекты
досуговых программ,
посвященных «Дню защиты
детей»

30

4

26

наблюдение
защита проекта

216

91

ИТОГО:

125

Содержание учебного (тематического) плана 1 год обучения
Тема 1. Введение в программу.
Теория: Вводное занятие, техника безопасности. Инструкция по общим
мерам безопасности.
Тема 2. Нормативно-правовые основы деятельности вожатого.
9

Теория: Права и обязанности детей и вожатых, дисциплина в лагере,
ответственность вожатых. Конвенция ООН о правах ребенка глазами
вожатого. Что должен знать вожатых о СанПиН? Квалификационные
требования к вожатым. Этические обязательства взрослого перед ребенком.
Типология детских лагерей.
Практика: Решение педагогических ситуаций. Тестирование.
Тема 3. Организационные основы деятельности вожатого.
Теория: Воспитательная система детского оздоровительного лагеря. Логика
развития лагерной смены. Периоды смены. Особенности работы в каждый
период. Планирование воспитательной работы. Виды планирования. Анализ
итогов дня и проблемных ситуаций. Управление в лагере. Самоуправление:
понятие,

цели,

принципы

самоуправления.

Формы

организации

самоуправления в лагере.
Практика: Составление план-сетки смены. Индивидуальный план работы
вожатого. Игры на выявление лидера.
Тема 4. Психолого-педагогические основы деятельности вожатого.
Теория: Профессиограмма вожатого. Этика. Культура речи. Культура
поведения. Цели и задачи вожатской деятельности. Учет возрастных
особенностей при организации работы с детьми. Понятия: коллектив,
временный

детский

коллектив.

Методика

формирования

временного

детского коллектива. Характеристика основных периодов смены. Понятие
«конфликт». Структура и динамика конфликта. Способы разрешения
конфликта, диагностика конфликтности.
Практика: Решение педагогических ситуаций. Тренинг общения. Игры и
упражнения на взаимодействие.
Тема 5. Воспитательная система детского оздоровительного лагеря.
Теория:

Основы

воспитательной

работы

в

лагере.

Цели

ДОЛ.

Организационная структура ДОЛ. Разнообразие воспитательных систем
детских оздоровительных лагерей.
Практика: Решение педагогических ситуаций.
Тема 6. Методики организации деятельности с детьми.
10

Теория: Планирование воспитательной работы. Отрядный уголок. Методика
и технология проведения коллективного творческого дела. Игры в детском
лагере. Классификация игр.
Практика: Тренинг на развитие коммуникативных качеств. Тренинг на
взаимодействие и командообразование. Игры на знакомство. Игры в
автобусе. Игры-кричалки. Игры на внимание и координацию. Спортивные и
подвижные игры. Интеллектуальные игры. Творческие игры. Игры с залом.
Тема 7. Организация мероприятий.
Теория: Технология подготовки и проведения массовых творческих
мероприятий. Алгоритм подготовки.
Практика: Подготовка КТД. Разработка и защита культурно-массового
мероприятия.
Тема 8. Творческие проекты досуговых программ, посвященных
«Дню защиты детей»
Практика: Участие в разработке проектов досуговых праздничных
программ, в распределении социальных ролей между участниками проектов
и их освоение. Участие в разработке сценариев, оформления праздничного
пространства; в реализации творческих проектов.
2 год обучения
№

Наименование учебных
дисциплин, курсов, разделов,
тем.

Всего
часов

Количество часов.
Теоретическ
ие занятия
(час)

Практически
е занятия
(час)

Формы и сроки
контроля

1.

Вводное занятие

3

2

1

беседа
опрос

2.

Обсуждение и доработка идей
летних мероприятий

15

5

10

обсуждение
наблюдение

3.

Современные формы работы
вожатого

30

5

25

обсуждение
опрос
наблюдение

4.

Организационные основы
деятельности вожатого

15

10

5

обсуждение
тестирование
11

наблюдение
Творческие проекты
досуговых программ,
посвященных новогодним
праздникам

30

6.

Шпаргалка вожатого

23

8

15

обсуждение
опрос
наблюдение

7.

Творческие проекты
досуговых программ,
посвященных весенним
праздникам

30

6

24

наблюдение

8.

Организация мероприятий

25

4

21

обсуждение
наблюдение
защита КТМ

9.

Методика организации
деятельности с детьми

24

3

21

обсуждение
опрос
наблюдение

10.

Отрядный вожатый

21

6

15

обсуждение
наблюдение

216

45

5.

ИТОГО:

6

24

наблюдение
защита проекта

защита проекта

171

Содержание учебного (тематического) плана 2 год обучения
Тема 1. Вводное занятие
Теория: Вводное занятие, техника безопасности. Инструкция по общим
мерам безопасности.
Практика: составление планов на учебный год, проведение тестирования.
Тема 2. Обсуждение и доработка идей летних мероприятий
Теория: Общелагерные мероприятия летнего сезона – плюсы и минусы.
Практика: Анализ и доработка лагерных мероприятий. Презентация.
Тема 3. Современные формы работы вожатого
Теория: Технология проведения мастер-классов. Разновидности МК.
Способы организации работы творческих площадок. Современные виды
командных игр. Алгоритм подготовки квест-игры. Понятие «Танцевальный
12

Интерактив». Дистанционная подготовка к ТИ с помощью социальной сети
Вконтакте.
Практика: Мастер-класс «Покормите птиц». Квест-игра, разработка квеста.
Разучивание ТИ «Друзья».
Тема 4. Организационные основы деятельности вожатого
Теория: Взаимодействие в коллективе. Оформительская деятельность:
Разновидность шрифтов. Фон. Способы наложения фона. Отрядный уголок.
Стенная газета. Оформление праздника.
Практика: Тренинг на взаимодействие. Изготовление стенной газеты,
декоративных элементов вожатского отряда.
Тема 5. Творческие проекты досуговых программ, посвященных
новогодним праздникам
Практика: Участие в разработке проектов досуговых праздничных
программ, в распределении социальных ролей между участниками проектов
и их освоение. Участие в разработке сценариев, оформления праздничного
пространства; в реализации творческих проектов.
Тема 6. Шпаргалка вожатого
Теория: Интеллектуальные, творческие, спортивные КТД. Отрядное дело.
Речевки и кричалки. Дружинное дело. Интернет ресурсы вожатого.
Практика: Разработка и проведение отрядного дела. Разучивание, сочинение
отрядных кричалок. Конкурс театрального мастерства.
Тема 7. Творческие проекты досуговых программ, посвященных
весенним праздникам
Практика: Участие в разработке проектов досуговых праздничных
программ, в распределении социальных ролей между участниками проектов
и их освоение. Участие в разработке сценариев, оформления праздничного
пространства; в реализации творческих проектов. Разработка сценария, игр и
творческих заданий. Организация репетиций. Реализация творческих
проектов.
Тема 8. Организация мероприятий
13

Теория: Технология подготовки и проведения массовых творческих
мероприятий. Алгоритм подготовки.
Практика: Подготовка КТД. Разработка и защита культурно-массового
мероприятия.
Тема 9. Методики работы с детьми
Теория: Применение современных технологий в проведении игр.
Практика: Игры на сплочение. Игры с элементами веревочного курса. Игры
для разных возрастов.
Тема 10. Отрядный вожатый
Теория: Летняя смена: цель, задачи. Состав смены. Функциональные
обязанности.
Практика: Пополнение банка игр. Подготовка к летней смене.
3 год обучения
№

Наименование учебных
дисциплин, курсов, разделов,
тем.

Всего
часов

Количество часов.
Теоретическ
ие занятия
(час)

Практически
е занятия
(час)

Формы и сроки
контроля

1.

Вводное занятие

3

2

1

беседа
опрос

2.

Обсуждение и доработка идей
летних мероприятий

15

5

10

обсуждение
наблюдение

3.

Разработка и презентация
проектов

45

15

30

обсуждение
защита проекта

4.

Творческие проекты
досуговых программ,
посвященных новогодним
праздникам

30

6

24

защита проекта

5.

Я-лидер!

23

8

15

обсуждение
опрос
наблюдение

6.

Творческие проекты
досуговых программ,
посвященных весенним
праздникам

30

6

24

наблюдение
защита проекта

14

7.

Организация мероприятий

25

4

21

обсуждение
наблюдение
защита КТМ

8.

Творческие проекты
досуговых программ,
посвященных весенним
праздникам

27

3

24

обсуждение
опрос
наблюдение

9.

Отрядный вожатый.

18

3

15

обсуждение
наблюдение
Экзамен
(теоретическая
и практическая
часть)

216

52

Творческий экзамен «Явожатый»

ИТОГО:

164

Содержание учебного(тематического) плана 3 год обучения
Тема 1. Вводное занятие
Теория: Вводное занятие, техника безопасности. Инструкция по общим
мерам безопасности.
Практика: составление планов на учебный год, проведение тестирования.
Тема 2. Обсуждение и доработка идей летних мероприятий
Теория: Общелагерные мероприятия прошедшего летнего сезона – плюсы и
минусы.
Практика: Анализ и доработка лагерных мероприятий. Презентация.
Тема 3. Разработка и презентация проектов
Теория: Работа творческих площадок по разработке тематик проектов.
Социальный проект: способ сбора информации с населения. Проведение
социологического опроса группами. Особенности реализации акций
социальной направленности. Экологический проект: Особенности реализации
акций, операций экологической направленности. Подготовка к акции:
разработка раздаточных материалов. Выбор местности для проведения
акции.
Практика: Разработка проектов. Реализация основных пунктов проектов.
Реализация основных пунктов проектов.
15

Тема 4. Творческие проекты досуговых программ, посвященных
новогодним праздникам
Практика: Участие в разработке проектов досуговых праздничных
программ, в распределении социальных ролей между участниками проектов
и их освоение. Участие в разработке сценариев, оформления праздничного
пространства; в реализации творческих проектов.
Тема 5. Я-лидер!
Теория: Определение. «Лидер как эффективный коммуникатор». Развитие
коммуникативных навыков. Активный стиль общения в группе, отношения
партнерства; определение четких и ясных целей деятельности;
совершенствовать лидерские умения управлять группой; риторика – наука
убеждать. Основные правила успешного лидера.
Практика: Разрешение конфликтов в процессе групповой работы. Тренинг
«На шаг впереди». Совместное решение заданий.
Тема 6. Творческие проекты досуговых программ, посвященных
весенним праздникам
Практика: Участие в разработке проектов досуговых праздничных
программ, в распределении социальных ролей между участниками проектов
и их освоение. Участие в разработке сценариев, оформления праздничного
пространства; в реализации творческих проектов. Разработка сценария, игр и
творческих заданий. Организация репетиций. Реализация творческих
проектов.
Тема 7. Организация мероприятий
Теория: Технология подготовки и проведения массовых творческих
мероприятий. Алгоритм подготовки.
Практика: Подготовка КТД. Разработка и защита культурно-массового
мероприятия.
Тема 8. Творческие проекты досуговых программ, посвященных
летним праздникам

16

Практика: Участие в разработке проектов досуговых праздничных
программ, в распределении социальных ролей между участниками проектов
и их освоение. Участие в разработке сценариев, оформления праздничного
пространства; в реализации творческих проектов. Разработка сценария, игр и
творческих

заданий. Организация

репетиций.

Реализация

творческих

проектов.
Тема 9. Отрядный вожатый. Творческий экзамен «Я-вожатый»
Теория: Сдача итогового экзамена на знание теоретических вопросов.
Изучаемых по программе.
Практика: Практическая часть экзамена «Я-вожатый» предусматривает
решение практических задач и проблемных педагогических ситуаций
выпускниками.

1.4 Планируемые результаты
В

ходе

реализации

программы

обучающийся

сформируют

представления о подготовке к работе в лагере, получит практические навыки
и умения реализации творческий идей.
Итогом реализации программы является подготовка коллектива,
способного

к

автономной

деятельности

без

участия

педагогов,

самообучающегося и способного самостоятельно участвовать в организации
мероприятий Дома детства и юношества, а также подготовленных к
осуществлению вожатской деятельности.
Планируемые результаты 1 года обучения
Личностные результаты:
– развиты внимание, память, фантазия, воображение;
– умеет ясно, точно, грамотно излагать свои мысли;
– владеет навыками самостоятельной работы при выполнении творческих
проектов;
– позитивное отношение к труду.
Метапредметные результаты:
17

– умеет осуществлять планирование и контроль своей деятельности, умеет
адекватно оценивать итог своей работы, видеть причины успеха/неуспеха
выполнения задания;
– владеет способами работы с информацией (сбор, систематизация, хранение,
использование);
– умеет формулировать и высказывать свое мнение, с уважением относиться
к мнению окружающих.
Предметные результаты:
– знает теоретические основы организации лагерной смены;
– знает принципы и особенности одного из видов проектных работ –
творческого проекта досуговой программы;
– знает психологические и физиологические особенности детей разных
возрастов;
– умеет разрабатывать сценарий и подбирать игровой материал.
– умеет объяснять и проводить игры.
Планируемые результаты 2 года обучения
Личностные результаты:
– умеет выстраивать правильное взаимодействие;
– умеет ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, умеет анализировать,
понимать смысл поставленных задач;
– умеет организовать взаимодействие детей на принципах сотрудничества,
оценить

творческие

способности

ребенка,

оказать

содействие

в

формировании и развитии самоуправления.
Метапредметные результаты
– умеет осуществлять планирование и контроль своей деятельности,
способен правильно оценивать итог своей работы, видеть причины
успеха/неуспеха выполнения задания;
– умеет работать с информацией (сбор, систематизация, хранение,
использование);
– умеет применять различные технологии работы над проектом.
18

Предметные результаты
– знает основные понятия, связанные с проектной деятельностью, методы
представления результатов проектной деятельности; критерии оценки
результатов проекта;
– знает принципы и особенности одного из видов проектных работ –
творческого проекта досуговой программы;
– ознакомлен с технологией диагностики причин конфликтных ситуаций, их
профилактики и разрешения; с методами убеждения, аргументации своей
позиции, установления контакта с детьми разного возраста;
– умеет реализовывать социально-значимые проекты;
– владеет навыками разработки сценария и подбора игрового материала.
Планируемые результаты 3 года обучения
Личностные результаты:
– умеет выстраивать эффективное взаимодействие;
– владеет приёмами самоорганизации;
– умеет учитывать разные мнения и интересы и обосновывать свою позицию.
Метапредметные результаты:
– владеет способами планирования и контроля своей деятельности, умеет
правильно оценивать итог своей работы, видеть причины успеха/неуспеха
выполнения задания;
– владеет навыками публичного выступления;
– умеет организовывать процесс подготовки и проведения культурномассового мероприятия;
–

способен

организовать

самостоятельную

деятельность;

применять

различные технологии работы над проектом.
Предметные результаты:
– владеет методами сглаживания конфликтов;
– владеет технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их
профилактики и разрешения; методами убеждения, аргументации своей
позиции, установления контакта с детьми разного возраста;
19

– умеет реализовывать социально-значимые проекты;
– владеет навыками разработки сценария и подбора игрового материала.
2. Организационно-педагогические условия
2.1 Календарный учебный график
№ п\п Основные характеристики образовательного
процесса
1
Количество учебных недель
2
Количество учебных дней
3
Количество часов в неделю
4
Количество часов в год
5
Начало занятий
6
Выходные дни
7
Каникулы

36\36\36
72\72\72
6
216
11 сентября

30.12 – 08.01
Образовательная
деятельность в ДДиЮ
осуществляется и в период
осенних
и
весенних
школьных каникул

Окончание занятий
Вожатская практика

8
9

31 мая
июнь

2.2 Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение - в соответствии с
СанПиНом 2.4.4.3172-14 занятия проводятся в кабинете №301, 206
(просторное и освещенное помещение), где находится следующее:
Мебель: столы и стулья.
Инструменты и оборудование:
- настольные игры («Годо», «Активити», «Мемо», «Твистер», «Элиас»,
настольные игры-ходилки);
- музыкальное оборудование (портативная колонка, стационарные колонки);
- техническое оборудование (экран, проектор, ноутбук);
- атрибутика: футболки, значки.
- спортивно-игровой инвентарь (мячи, скакалки, обручи, гимнастические
палки);

20

- канцелярские товары (гуашь, бумага А4-А1, карандаши цветные,
карандаши простые, цветная бумага, картон, маркеры цветные, фломастеры).
Кадровое

обеспечение

дополнительного

–

программу

образования,

профессиональную

подготовку.

имеющий
К

реализует

педагог

соответствующую

образовательной

деятельности

привлекается педагог-психолог, реализующий тестирования и тренинги по
определению самооценки ребенка, конфликтологии, командообразованию.
Методическое обеспечение:
Словесный метод используется при беседе, рассказе, объяснении;
Наглядный метод используется при показе приёмов работы, презентаций,
видеоматериалов;
Практический – это поэтапный процесс отработки вожатских навыков,
практика.
Проблемный

метод

–

для

развития

критического

мышления

и

самостоятельного поиска оптимального варианта деятельности
Технология личностно-ориентированного обучения – является базовой
для всей программы. Организация воспитательного процесса на основе
глубокого уважения к личности ребёнка с учётом особенностей его
индивидуального

развития.

Отношение

сознательному,

полноправному

и

к

обучаюшемуся

ответственному

как

к

участнику

образовательного процесса.
Технология «создания ситуации успеха» ‒ моделирование определенной
ситуации, в ходе которой дается возможность достичь значительных
результатов как для отдельного ребёнка, так и для всего коллектива;
формирование стойкости в борьбе с трудностями.
Игровая технология – объединяет достаточно обширную группу методов и
приемов организации педагогического процесса в форме различных
дидактических игр. Их основная цель – обеспечение личностно-деятельного
характера усвоения знаний, умений, навыков.
Информационные технологии – применяются для визуального
отслеживания результатов деятельности обучающихся, иллюстрирования
21

теоретического материала, визуального показа мероприятий, связанных с
воспитательной работой, изучением опыта родственных организаций.
2.3 Формы аттестации и оценочные материалы
Оценочные

материалы

необходимы

для

установления

соответствующего уровня усвоения программного материала по итогам
текущего контроля образовательной деятельности обучающихся и уровня
освоения общеразвивающей программы «Школа вожатых» по итогам
промежуточной аттестации.
Проверка результатов усвоения теоретического материала проводится в
форме тестов 2 раза в год за первое и второе полугодие в декабре и в мае для
обучающихся 1 и 2 года обучения. Оценка результатов освоения программы
обучающимися фиксируется в журнале учета рабочего времени педагога
дополнительного образования в соответствующей графе с пометкой
«зачет/незачет».
Установление

итогового

уровня

освоения

дополнительной

общеразвивающей программы «Школа вожатых» проводится по окончании 3
года обучения в мае. Для итоговой оценки результатов обучения
обучающиеся сдают творческий экзамен «Я-вожатый».

22

Список литературы
Нормативно-правовая:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).
 Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ
от 29.05.2015 №996-р)
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629

"Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам" (вступает в силу с 1 марта 2023 года);
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
 Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года»;


Методические

рекомендации

общеобразовательных

по

проектированию

общеразвивающих

дополнительных

программ

(включая

разноуровневые программы) Министерства образования и науки России от
18 ноября 2015 №09-3242;
 Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам

для

включения

в

систему

персонифицированного

23

финансирования дополнительного образования Свердловской области,
Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021;
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ
в образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д4;
 Устав МАУ ДО – ДДиЮ;
 Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ на 2022 – 2025 гг.;
Психолого - педагогическая литература:
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2018. - 317 c.
2. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2017. - 352 c.
3. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования - В.П. Голованов. - М.: Юрайт, 2018.- 282 с.
4. Корчак, Я. Несерьезная педагогика / Я.Корчак. - М.: Самокат, 2019. - 256 c.
5. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика: Учебно-методическое пособие / Д.В.
Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры / И.В. Патрушева. - М.:
Юрайт, 2019. - 130 с.
7.Педагогика

дополнительного

образования.

Психолого-педагогическое

сопровождение детей / ред. Байбородова Л. В. - М.: Юрайт, 2019. 364 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И.
Самыгин. – Рн/Д: Феникс, 2019. - 687 c.
9. Суртаева, Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии / Н.Н. Суртаева.М.: Юрайт, 2019. - 250 с.
10. Хуторской, А.В. Педагогика / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2019. - 312
c.
24

Специальная литература:
1. Волохов А.В., Вернигорова Т.П., и др. Программы деятельности детских и
подростковых организаций. - М., 2018.
2. Валеев Р.В., Федоров С.П. и др. О состоянии и перспективах развития
работы с детьми и подростками. - Школа. Казань. 2021г.
3. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. – М.:
Просвещение, 2023.
4. Летний лагерь на базе школы / Савченко Е.В. – М.: ВАКО, 2017. – 336 с.
5. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе: В 2 ч. – М., 2002.
6. Лобачева С. И., Жиренко О. Е. Справочник вожатого. – М.: ВАКО, 2017.192с.
7. Ораторское искусство и деловое общение: учебное пособие. 2-е изд.,
исправл. – М.: Новое знание, 2021.
8. Михайлова Н.И., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. - М., 2002.
9. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем
лагере. 1-11 классы Лобачева С. И. – М.: ВАКО, 2017. – 208с.
10.

Селевко Г.К., Назарова И.Г., Левина О.Г. Утверждай себя. – М.:

Народное образование, 2021.
11.

Смекалова Е.М. Школа лидерства. Методические рекомендации. -

М., 2006.
12.

Фопель

К.

Создание

команды.

Психологические

игры

и

тренинги/перевод с нем. – М.: Генезис, 2023.
Литература для детей и родителей:
1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе
и творчестве / Ю.П. Азаров. - М.: Эксмо, 2018. - 384 c.
2. Заводова, Т. Е. Успешный ребенок / Т.Е. Заводова. - Минск: КрасикоПринт, 2019. – 216 с.
3. Творчество в жизни ребенка / Под редакцией В.В. Кузина, А.П. Матвеев.
М.: Фрахт, 2017. – 118 с.
4.Свиридов Н. Г. Я- твой вожатый — M.: Издатель А. Г. Дворников, 2021.—
216 с.
25

Приложение 1
Диагностическая карта уровня развития 4К компетенций обучающихся
Разработано в МАУ ДО – ДДиЮ, г. Екатеринбург
детский коллектив ______________________________ педагог
__________________________________________________

Средний балл

Эмоциональная отзывчивость,
толерантность

учебный год, дата

Способность к установлению
контактов и конструктивному
взаимодействию

Личная организованность и
ответственность

Умение быть командным игроком,
работать на общий результат

Инициативность, творческая
активность

Воображение, фантазия, умение
работать не по шаблону

Рефлексивность, самоконтроль
результатов личной деятельности

Ф.И. обучающегося

Целеустремленность, трудолюбие и
ориентация на успех

контрольная группа_______ год обучения, 202.. – 202..
заполнения:______________

Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2 балла –
базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла – оптимальный уровень
(качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество развито)

26

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Творческий экзамен «Я – вожатый»
По окончании освоения программы проводится творческий экзамен «Я
– вожатый». Творческий экзамен «Я - вожатый» проходит в два этапа.
Первый этап: теоретический - в виде тестирования по основным учебным
темам программы.
Второй этап: практическое задание «Анализ педагогических ситуаций».
Каждому обучающими будет выдана педагогическая ситуации, из который
нужно в творческой форме найти выход.
Тестирование
ФИО обучающегося _____________________________________________
Добрый день, уважаемые друзья! Перед вами тест на тему «Основы
вожатского мастерства».
1.
Продолжите определение: Вожатый – это _______________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
2.
Выберите правильное утверждение: Официально я могу работать в
лагере до достижения 18-ти лет:
А) да
Б) нет
В) свой вариант _______________________________________________
3.
Что
мы
подразумеваем
под
«Едиными
педагогическими
требованиями?»
А) свод законов и традиций лагеря
Б) принципы и правила, которые вожатые предъявляют к детям
В) принципы, правила, образ действий, которые вожатые предъявляют
себе, вожатскому отряду, детям
Г) нет правильного ответа
4.
Один из вожатых наказал детей, лишив их дискотеки. Второй вожатый
сказал, что напарник не прав, он извиняется перед детьми и отпускает их на
дискотеку. Нарушены:
А) права детей
Б) законы лагеря
В) единые педагогические требования

27

5.
Один из ваших детей в отряде отличается от остальных ребят
религиозной принадлежностью, каждое утро ему необходимо проводить
определенные процедуры. Остальные ребята высмеивают его поведение. Что
сделать в данной ситуации?
А) поговорить с ребенком, чтобы он перестал это делать на смене
Б) наругать ребенка за то, что он нарушает режимные моменты
В) поговорить с отрядом об уважительном отношении к разным религиям
Г) позвать начальство, пускай разбираются в ситуацию
6.
По режимному моменту у вас с отрядом уборка территории, но ребенок
отказывается выполнять поручение, ссылаясь на то, что это нарушает его
права. Ваши действия? (выберите два варианта ответа)
А) заставлю его
Б) на территории лагеря другие права
В) замотивирую на творческое выполнение уборки
Г) покажу на своем примере
7.
Весь ваш отряд опоздал на огонек, все пришли в разное время, вы:
А) проведу с ними беседу о соблюдении режимных моментов и проведу
огонек
Б) отругаю отряд и потом начну огонек
В) проведу с ними беседу о соблюдении режимных моментов, но огонек
перенесу на завтра
Г) свой вариант ответа
8.
Имеет ли право начальник смены уволить вожатого в середине сезона
за несоблюдение должностных инструкций? (Поясните ваш ответ)
А) да __________________________________________________________
Б) нет _________________________________________________________
9.
Существует условная классификация игр, напишите ее:
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
10. Снайпер, лапта, пионербол – к какому виду игр относятся все
вышеперечисленные игры?
А) игры на вторичное знакомство
Б) игры на поднятие эмоционального фона В) Игры на внимательность
28

Г) пoдвижные игры
11. К какой из нижеперечисленных групп игр относятся кричалки,
розыгрыши, игры с залом?
А) игры на развитие группы
Б) игры на снятие напряжения, поднятия настроения
В) интересная и разнообразная организация свободного времени
12. В чем главное отличие игр на «первичное» знакомство от игр на
«вторичное» знакомство?
А) игры на «первичное» знакомство подразумевают знакомство по именам,
а игры на «вторичное» знакомство – знакомство с интересами и
увлечениями друг друга.
Б) игры на «первичное» знакомство – человек сам называет свое имя, игpы
на «втоpичное» знакомство – дpугой человек называет твое имя.
В) в игры на «первичное» знакомство можно играть только в
организационный период, а в игры на «вторичное» знакомство – в основной
период.
Г) нет правильного ответа
13. Выберите лишнее в стадиях развития временного детского коллектива
по А.Н. Лутошкину:
А) песчаная россыпь
Б) горящий факел
В) сияющий булык
Г) легкий арбалет
Д) мерцающий маяк
Е) алый парус
Ж) мягкая глина
14. Охарактеризуйте одну из стадий временного детского коллектива:
А) горящий факел: ___________________________________________
15. Напишите в правильном порядке все стадии развития временного
детского коллектива по А.Н. Лутошкину:
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
29

16. Разрешается ли в лагере детям курить?
А) да, если родители разрешают
Б) да, если рoдители разрешают, и вoжатые oб этoм знают
В) да, если pодители pазpешают, и это не мешает отpядной pаботе
Г) нет, это запрещено
17. Какого этапа смены не существует в классификации периодов смены?
А) организационный
Б) подготовительный
В) основной
Г) заключительный
18. По самому распространенному мнению, автором теории коллективной
творческой деятельности является…
А) Н.К.Крупская
Б) И.П.Иванов
В) А.С.Макаренко
Г) В.А.Сухомлинский
19. Назовите все стадии коллективного творческого дела: ____________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
20. Поставьте цель и задачи на первый день смены:
А) Цель - адаптация, задачи: познакомиться, обеспечить бытовой
комфорт, сформировать нормы отряда
Б) Цель - формирование норм отряда, задачи: адаптироваться к новой
обстановке, познакомиться, обеспечить бытовой комфорт
В) Цель - знакомство, задачи: адаптироваться к новой обстановке,
обеспечить бытовой комфорт, сформировать нормы отряда
Г) Цель - бытовой комфорт, задачи: адаптироваться к новой обстановке,
познакомиться, сформировать нормы отряда
21. Какие виды огоньков вы знаете? ______________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
22. Цель какого вида огонька описана ниже? Вставьте пропущенное слово:
Регулирование эмоционального настроя в коллективе посредством введения
в определенную тематику/ проблему/сферу. Это огонек - _______________
30

23. Вы находитесь в состоянии крайнего напряжения. Все, что происходит
вокруг вас, сильно задевает. Дети и напарник вызывают только негативные
эмоции. Во время планерки вы срываетесь на сверсников, хотя они ни в чем
не виноваты. Является ли ваше поведение правильным?
А) да, это нормально, они поймут
Б) я извинюсь и уйду с планерки
В) просто заплачу, тогда они меня пожалеют
Г) извинюсь, досижу до конца планерки, а потом подойду к методисту за
помощью
24. Перед началом вечернего мероприятия происходит техническая
заминка, дети начинают скучать, что можно сделать (предложите несколько
вариантов)?
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
25. Вожатый предлагает отряду поиграть с ним в игру, но они не желают
идти на контакт. Опишите ваши действия:
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
26. У ребенка в отряде болит живот, может ли вожатый оказать первую
помощь?
А) да
Б) нет
В) свой вариант ответа
________________________________________
27. Для какого возрастного периода характерно: высокий авторитет
вожатого
(воспитателя),
большая
впечатлительность,
неумение
концентрировать свое внимание на чем-либо?
А) 7-8
Б) 9-10
В) 11-13
28. Для какого возраста характерным является: «Неудача в мероприятии
вызывает резкую потерю интереса к делу, а успех вызывает эмоциональный
подъем»?
31

А) 9-10
Б) 15-17
39. Может ли вожатый проверить сумку ребенка на наличие запрещенных
правилами лагеря продуктов?
А) да
Б) нет
В) свой вариант ответа __________________________________________

32

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Методика изучения мотивов участия школьников
в совместной деятельности
(Авторы-разработчики Л.В. Байбородова, Л.И. Ченявская)
Цель: выявление мотивов учащихся в различной деятельности.
Обучающимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их
в совместной деятельности.
Для ответа используется следующая шкала:
3 - привлекает очень сильно;
2 - в значительной степени;
1 - привлекает слабо;
0 - не привлекает совсем.
Вопросы:
1. Интересное дело.
2. Общение с разными людьми.
3. Помощь товарищам.
4. Возможность передать свои знания.
5. Творчество.
6. Приобретение новых знаний, умений.
7. Возможность руководить другими.
8. Участие в делах своего коллектива.
9. Вероятность заслужить уважение товарищей.
10. Сделать доброе дело для других.
11. Выделиться среди других.
12. Выработать у себя определенные черты характера.
Обработка результатов для определения преобладающих мотивов следует
выделить следующие блоки:
- коллективистические мотивы (п. 3, 4, 8, 10);
- личностные мотивы (п. 1, 2, 5, 6, 12);
- престижные мотивы (п. 7, 9, 11).

33

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Анкета учащимся по выявлению уровня самооценки
(по Р.В. Овчаровой)
2 – да;
1 – трудно сказать;
0 – нет.
Вопросы:
1. Мне нравится создавать фантастические проекты.
2. Могу представить себе то, чего не бывает на свете.
3. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.
4. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
5. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.
6. Мне нравится находить причины своих неудач.
7. Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
8. Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.
9. Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
10. Убедительно могу доказать правоту.
11. Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
12. У меня часто рождаются интересные идеи.
13. Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.
14. Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.
15. Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.
16. Для меня важно, как оценивают мой труд окружающие.
Результат:
24-32 балла – высокий уровень;
12-24 балла – средний;
0-12 баллов – низкий.

34

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».