Департамент образования Администрации города Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования –
Дом детства и юношества
Основы актёрского мастерства в хореографическом
коллективе
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
Возраст обучающихся 8 - 11 лет
Срок реализации 3 года
Составитель:
Суханова Ксения Алексеевна, педагог
дополнительного образования
г. Екатеринбург, 2024 год
1
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
В
настоящее
время
все
больше
внимания
уделяется
качеству
дополнительного образования. В обучении хореографии появилась отдельная
дисциплина – основы мастерства актёра. В концертной деятельности, в
репетиционном и учебном процессе необходимо вкладывать эмоциональную
составляющую в танцевальный номер. Важно включать эмоции и доносить
идею танца, как зрителю, так и себе. Знание и владение основами актёрского
мастерства способствует развитию этих умений.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Основы актёрского мастерства в хореографическом коллективе»
художественной направленности является одной из программ, реализуемых
в коллективе «Ансамбль танца «Абсолют».
Программа «Основы актёрского мастерства в хореографическом
коллективе» актуальна, так как:
1)
разработана в соответствии со
следующими современными
нормативными правовыми актами и государственными программными
документами, а также локальными нормативными актами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства
РФ от 29.05.2015 №996-р)
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
27.07.2022 № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам";
2
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №09-3242;
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года»;
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему
персонифицированного
финансирования дополнительного образования Свердловской области, Приказ
ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в
образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д4;
Устав МАУ ДО – ДДиЮ;
Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ на 2022 – 2025 гг.
2) актуальна, так как отвечает региональным социально-экономическим
потребностям и особенностям образовательного пространства Екатеринбурга,
способствуя решению проблемы обеспечения каждому ребенку возможности
максимально полного раскрытия его творческого потенциала;
3
3)
отвечает
потребностям
родителей
в
доступном,
бесплатном,
профессионально организованном и содержательном досуге, в творческом и
личностном развитии детей с применением здоровьесберегающих технологий,
созданием комфортной атмосферы и
«ситуаций успеха», стимулирующих
мотивацию детей к занятиям актёрским мастерством. Отвечает желанию
детей танцевать, разыгрывать сценки, выступать на сцене, стремлению быть
яркими и успешными.
Дополнительная
образовательная
программа
«Основы
актёрского
мастерства в хореографическом коллективе» является компилятивной. При
составлении данной программы разработчик опирался на программы М.В.
Носовой «Основы актёрского мастерства», С.В. Гиппиуса «Тренинг развития
креативности.
Гимнастика
выразительность»,
особенностью
а
также
программы
чувств»,
на
А.Б.
собственный
«Основы
Полякова
опыт.
актёрского
«Пластическая
Отличительной
мастерства
в
хореографическом коллективе» стало относительное увеличение количества
часов на практические занятия идейно-тематическим анализом танцевальных
постановок. Такой подход направлен на развитие умственных, эмоциональных
и творческих качеств ребенка.
Новизна программы заключается в расширении содержания учебного
материала за счет включения нового раздела «Исполнительский анализ
танца».
В основу программы положены следующие дидактические принципы
обучения и воспитания: принцип адаптивности; принцип творческого
развития; принцип психологической комфортности; принцип успешности;
принцип доступности; принцип индивидуального подхода.
Работа педагога осуществляется в тесном контакте с родителями.
Адресат программы - дети в возрасте 8 - 11 лет без предъявления требований
к уровню подготовки и способностям, но при отсутствии медицинских
противопоказаний. Психофизиологические особенности детей младшего
школьного возраста. В период 8-11 лет все размеры тела увеличиваются
4
относительно равномерно. Годичный прирост длины тела составляет 8 - 10 см,
массы тела – около 3 кг. К 8 годам увеличивается мышечная сила, дети уже
способны к достаточно длительному мышечному напряжению, но при
длительной физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется,
поэтому упражнения во время занятия надо разнообразить. В младшем
школьном возрасте основной тип деятельности обучение. Детям этого
свойственны подвижность, любознательность, конкретность мышления,
большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго
концентрировать свое внимание на чем-либо. В эту пору высок естественный
авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются
детьми охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и
доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих
детей. Дети с удовольствием занимаются творчеством, в том числе, танцами,
хотят выступать на сцене, но нуждаются в постоянном внимании со стороны
педагога.
Режим занятий. Дети занимаются по 2 часа (1 академический час для детей
8-11 лет равен 45 мин.) 1 раз в неделю. Перерыв между учебными занятиями –
10 минут. Общее количество часов в неделю – 2. Количество детей в группе –
до 15 человек.
Объем программы. Программа реализуется в течение 3 лет, количество
часов на группу составляет 72 часа в год, общий объём учебных часов на весь
период обучения – 216 часов.
Особенности организации образовательного процесса – традиционная
модель, представляющая собой линейную последовательность освоения
содержания в течение трёх лет.
Срок освоения программы: 3 года, 108 недель.
Перечень форм обучения: очная, в условиях временных ограничений – с
использованием дистанционных технологий.
Перечень форм организации занятий: фронтальная групповая, в малых
группах.
5
Перечень видов
занятий:
практическое занятие, беседа, открытое
занятие, концерт.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей
программы
«Основы
коллективе»:
открытые
актёрского
мастерства
в
занятия,
показательные
хореографическом
выступления
перед
родителями. В конце учебного года проводится отчётное занятие.
1.1. Цель и задачи программы
Цель
программы
–
развитие
личностных
качеств
и
творческих
способностей ребенка через обучение основам актёрского мастерства.
Для достижения данной цели определены следующие задачи:
1-й год обучения
Развивающие:
прививать интерес к занятиям актёрским мастерством;
способствовать устранению мышечных зажимов;
способствовать развитию познавательных процессов
— внимания,
памяти, мышления, воображения, фантазии, наблюдательности;
развивать эмоциональную сферу личности, в том числе способность к
состраданию, сочувствию;
способствовать формированию партнёрских отношений в группе.
Образовательные:
знакомить с основными специальными театральными терминами;
обучать основным элементам актёрского тренинга и технике актёрской
игры, знакомить со спецификой их применения в хореографии;
обучать основам идейно-тематического и исполнительского анализа
сценического номера;
способствовать умению доносить свои идеи и ощущения до зрителя.
Воспитательные:
приобщать обучающихся к миру искусства через танцевально 6
театральную деятельность;
воспитывать культуру поведения и общения;
воспитывать самодисциплину, ответственность, трудолюбие.
2 год обучения
Развивающие:
развивать устойчивый интерес к занятиям актёрским мастерством;
развивать способность устранять мышечные зажимы;
способствовать формированию у обучающихся духовно-нравственной
позиции;
развивать познавательные процессы: внимание, память, критическое
мышление, воображение, фантазию, наблюдательность;
развивать эмоциональный интеллект обучающихся;
способствовать развитию партнёрских отношений в группе.
Образовательные:
знакомить со специальными театральными понятиями и терминами;
продолжать
обучение элементам актёрского тренинга и технике
актёрской игры, знакомить со спецификой их применения в хореографии;
обучать выполнять идейно-тематический и исполнительский анализ
сценического номера;
совершенствовать умение доносить свои идеи и ощущения до зрителя.
Воспитательные:
приобщать обучающихся к миру искусства через танцевально театральную деятельность;
воспитывать и развивать культуру поведения в социуме;
воспитывать самодисциплину, чувство ответственности, трудолюбие.
3 год обучения
7
Развивающие:
развивать потребность в творческом самовыражении средствами
актёрского мастерства в хореографической композиции;
способствовать формированию и развитию у обучающихся духовно-
нравственной позиции;
развивать критическое мышление;
развивать эмоциональный интеллект;
способствовать развитию партнёрских отношений в группе.
Образовательные:
обучать специальным театральным понятиям, терминам;
обучать элементам актёрского тренинга и технике актёрской игры в
контексте хореографии;
совершенствовать
умение
выполнить
идейно-тематический
и
исполнительский анализ сценического номера;
совершенствовать умение доносить свои идеи и ощущения до зрителя.
Воспитательные:
воспитывать осознанную потребность в творческом самовыражении;
воспитывать культуру коммуникации в социуме;
воспитывать самодисциплину, ответственность, трудолюбие.
1.2. Содержание программы
Учебный (тематический) план 1 года обучения
№
п/п
1
Раздел/ Тема
Введение в
образовательную
программу
Общее
количество
часов
В том числе
теория практика
1
1
-
Формы
контроля/
аттестации
Беседа
8
2
3
4
5
6
Актёрский тренинг
Опрос,
творческий
показ
20
2
18
20
2
18
13
2
11
Беседа,
творческий
показ
Основы
исполнительского
анализа танца
Концертно –
досуговая
деятельность
9
3
6
9
3
6
Беседа,
творческий
показ
Участие в
конкурсах,
концертах,
праздниках
ИТОГО:
72
10
62
Основы техники
актёрской игры
Основы идейнотематического
анализа танца
Творческий
показ
Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения
Тема 1. Введение в образовательную программу
Теория: Техника безопасности, правила поведения в ДДиЮ, требования,
предъявляемые к процессу обучения. Краткое содержание программы первого
года обучения.
Тема 2. Актёрский тренинг
Теория:
1. Элементарные действия «Смотреть и видеть».
2.
Воображение
и
фантазия
–
ведущие
элементы
творческой
деятельности.
3.
Понятие «внутренний мышечный контролёр».
4.
Понятия «актёрская импровизация».
Практика:
1.
Упражнения: «Ладонь», «Свои пять пальцев», «Свои часики»,
«Старинная вещица», «Рассмотрите предметы!», «На что похоже?», «Вещи на
столе», «Обмен», «Фотографы», «Как упали спички?», «Уличный фотограф»,
9
«Игры индейцев», «На одну букву», «На три буквы».
Упражнения:
2.
«Превращение предмета», «Превращение комнаты»,
«Превращение детей», «В мире фантастических открытий», «Путешествие в
мир юмора».
Упражнения: «Разведка мышц», «Норма напряжения», «Мускульная
3.
энергия», «Волшебный шарик», «Сорви персик!», «Сад», «Вес воображаемых
вещей», «Чаши», «Цепочка», «Бросание предметов», «Новоселье», «Сложная
перестановка», «Прерванное движение», «Случайная поза», «Буратино»,
«Повтори позу!», «Память движений», «Брито-стрижено», «Режиссеры и
актеры».
4.
Пластические игры: «Волшебные руки», «Заколдованные шаги»,
«Что мы делаем?», «Кто я есть?». Музыкально-двигательные игры:
«Семечко», «Волшебное гнездышко», «Музыкальный портрет», «Киндер –
сюрприз».
Тема 3. Основы техники актёрской игры
Теория:
1. Понятие «сценическое действие» и «память физического действия».
2.
Понятие «предлагаемые обстоятельства», виды, сила магического
«если бы».
3.
Понятия «темп и ритм». Темпо-ритм внешний и внутренний.
Практика:
1. Упражнения на физическое действие – (с предметами):
а) логичный подбор предметов – выполнить с ними действие (швабра – тряпка
– ведро), (карандаш – бумага – ластик), (ножницы – бинт – плюшевый заяц);
б) хаотичный подбор предметов – придумать логичное действие, используя
данные предметы (ведро – бумага - плюшевый заяц), (тряпка - карандаш –
ножницы), (швабра – бинт – ластик).
Упражнения на память физического действия: умываться, чистить зубы,
есть мороженое, вышивать, пылесосить, играть с куклой (машинкой),
рисовать, готовиться к Новому году: украшение ёлки, комнаты, новогоднего
стола, упаковка подарков».
10
2.
Задания: «Я в предлагаемых обстоятельствах». Как я буду рисовать,
если бы у меня болела рука, или постоянно ломался бы карандаш или плохо
пишет ручка и т.д. «Действенная борьба с предлагаемыми обстоятельствами».
3.
Упражнение
«Переключение
скоростей».
Задания:
придумать
предлагаемые обстоятельства на заданное физическое действие, выполняемое
с определенной скоростью (убрать со стола посуду с разной скоростью).
Упражнения
на
физическое
действие
с
разными
предлагаемыми
обстоятельствами (за десять секунд до выхода на сцену; в переполненном
вагоне метро и т.д.). Задания на соответствие внешнего и внутреннего темпоритма (скорость поведения соответствует внутреннему ощущению; бегу, т.к.
опаздываю в школу). Упражнения на контраст внешнего и внутреннего темпоритма (скорость поведения не соответствует внутреннему ощущению; бегу на
уроке физкультуры, а мечтаю о подарках на день рожденья).
Тема 4. Основы идейно-тематического анализа танца
Теория: понятие «идейно-тематический анализ» сюжета танца.
Практика:
1.
Определить: кто герои, где и когда происходит действие, вокруг
какой проблемы складывается история, какие препятствия встречаются на
пути героям, основную мысль постановки, какие чувства необходимо вызвать
у зрителя.
2.
Сочинение и разыгрывание с детьми актёрских импровизаций на
основе анализа сюжета танца.
Тема 5. Основы исполнительского анализа танца
Теория: понятие «исполнительский анализ».
Практика:
1. Определить личные предлагаемые обстоятельства, исполнительское
действие и отношение для каждого танцора в постановке.
2. Сочинение и разыгрывание с детьми актёрских импровизаций на основе
исполнительского анализа.
Тема 6. Концертно-досуговая деятельность
11
Теория: требования к внешнему виду танцора, личная гигиена, концертный
костюм.
Практика:
1. Подготовка концертных номеров. Посещение родителями открытых
занятий и концертов.
2. Совместные мероприятия детей и родителей: День матери, Новогодний
праздник, 8 марта.
Учебный (тематический) план 2 года обучения
№
п/п
1
2
3
4
Раздел/ Тема
Введение в
образовательную
программу 2 года
обучения
Актёрский тренинг
Техника
актёрской игры
Идейнотематический анализ
танца
Общее
количество
часов
В том числе
теория практика
1
1
-
20
2
18
20
2
18
13
2
11
Беседа,
творческий
показ
Беседа,
творческий
показ
Участие в
конкурсах,
концертах,
праздниках
5
Исполнительский
анализ танца
9
3
6
6
Концертно –
досуговая
деятельность
9
3
6
72
10
62
ИТОГО:
Формы
контроля/
аттестации
Беседа
Опрос,
творческий
показ
Творческий
показ
12
Содержание учебного (тематического) плана 2 года обучения
Тема 1. Введение в образовательную программу 2 года обучения
Теория: Техника безопасности, правила поведения в ДДиЮ, требования,
предъявляемые к процессу обучения. Краткое содержание программы второго
года обучения.
1.
Тема 2. Актёрский тренинг
Теория:
Понятие «сценическое внимание».
2.
Понятия «мышечная свобода» и «органичность».
3.
Понятие «атмосфера».
4.
Умение
репетиционного
артиста
распределяться
класса,
умение
в
пространстве
запоминать
свое
сцены
и
пространственное
расположение.
Практика:
1. Упражнения:
«Японская
пишущая
машинка»,
«Круги
внимания»,
«Переходы», «Построения», «Пишущая машинка».
2. Упражнения:
«Ходьба», «Мышечная энергия», «Медуза», «Мошка»,
«Летучая мышь», «Ракушка», «Паутинка», «Расслабление – релаксация».
3.
Упражнения: «Контрасты», «Пикассо-дизайнер», «Пикассо – боди-
арт», «Окно», «Покажи цвет через эмоцию»; упражнения на столкновение
атмосфер. Миниатюры: «Ссора», «Старшая сестра», «Дежурство», «Ты
выиграла!», «Чердак».
4.
Упражнения:
«Вселенная.
Большой
взрыв»,
«Самолеты»,
«Оправдание позы», «Займи стул», «Картинная галерея», «Геометрические
фигуры», «Картинки», «Замок», «Голова великана».
1.
Тема 3. Техника актёрской игры
Теория:
Понятие «сценическое общение», этапы развития на сцене.
2.
Понятие «актёрская задача, направленная на партнёра»
3.
Что такое игровые миниатюры?
Практика:
1. Упражнения: «Состязания в парах», «Качели», «Фотоальбом», «Насос»,
13
«Инопланетяне», «Я и моя тень», «Зеркало», «Подарок», «Кастрюля» «Игрызагадки», «Эстафета сказок».
2.
Разыгрывание импровизаций с актёрской задачей, направленной на
партнёра.
3.
Разыгрывание небольших сюжетов по литературным произведениям:
«Под грибом», «Кто сказал: мяу?», «Багаж», Живая шляпа», «Затейники»,
«Федорино горе».
Тема 4. «Идейно-тематический анализ танца»
Теория: понятие «идейно-тематический анализ» и его составляющие.
Практика:
1.
Определить: тему, идею, сверхзадачу, сквозное действие, конфликт, предмет
борьбы в постановке.
2.
Сочинение и разыгрывание с детьми маленьких миниатюр на основе анализа
постановки.
Тема 5. Исполнительский анализ танца
Теория: понятие «исполнительский анализ».
Практика:
1. Определить личные предлагаемые обстоятельства, исполнительское
действие и отношение для каждого танцора в постановке.
2. Сочинение и разыгрывание с детьми маленьких миниатюр на основе
исполнительского анализа.
Тема 6. «Концертно-досуговая деятельность»
Теория: требования к внешнему виду танцора, личная гигиена, концертный
костюм.
Практика:
1. Подготовка концертных номеров. Посещение родителями открытых
занятий и концертов.
2. Совместные мероприятия детей и родителей: День матери, Новогодний
праздник, 8 марта.
14
Учебный (тематический) план 3 года обучения
№
п/п
1
2
3
4
Раздел/ Тема
Введение в
образовательную
программу 3 года
обучения
Актёрский тренинг
Техника
актёрской игры
Идейнотематический анализ
танца
Общее
количество
часов
В том числе
теория практика
1
1
-
Беседа
Опрос,
творческий
показ
20
2
18
20
2
18
13
2
11
Беседа,
творческий
показ
Беседа,
творческий
показ
Участие в
конкурсах,
концертах,
праздниках
5
Исполнительский
анализ танца
9
3
6
6
Концертно –
досуговая
деятельность
9
3
6
72
10
62
ИТОГО:
Формы
контроля/
аттестации
Творческий
показ
Содержание учебного (тематического) плана 3 года обучения
Тема 1. Введение в образовательную программу 3 года обучения
Теория: Техника безопасности, правила поведения в ДДиЮ, требования,
предъявляемые к процессу обучения. Краткое содержание программы
третьего года обучения.
1.
Тема 2. Актёрский тренинг
Теория:
Творческое зрительное восприятие.
2.
Творческое слуховое восприятие и другие сенсорные умения.
15
3.
Понятие «мышечное внимание».
4.
Понятия «мизансцена», «внутренний монолог», «второй план» и
«первый план».
Практика:
1. Упражнения:
«Лабиринт»,
«Маршруты»,
«Компас»,
«Коробка
скоростей», «Видеоскоп», «Что новое?», «Метафора», «Кинолента», «Цепочка
ассоциаций».
2.
Упражнения:
«Сонар», «Магнитофон», «За стеной», «Хор», «Три
докладчика», «Видящие пальцы», «Лоскуты тканей», «Волшебный сосуд»,
«Тазик партнёра», «Цветочный магазин», «Флаконы», «Путь в слепую».
3.
Упражнения: «Каракатица», «Робот», «Рыба», «Волшебный шарик»,
«Клей», «Тоннель»,
«Муха»,
«Цапля», «Ящерица», «Тюлень», «Клубок»,
«Цепочка действий со стулом».
4.
Упражнения:
«Скульптура»,
«Ожившая
скульптура»,
«Сад»,
«Японский сад», «Фотография», «Стоп – кадр», «Монолог», «Ум, чувство,
тело», «Подтекст», «Сценические планы», «Оживление предмета», «Я – за
него!».
1.
Тема 3. Техника актёрской игры
Теория:
Понятие «действенная задача».
2.
Понятия «актёрский этюд», «событие и его оценка».
Практика:
1. Упражнения:
«Переставить
стул»,
«Сидеть»,
«Цель
действия»,
«Ждать», «Встать-сесть», «Отношение к предмету», «Отношение к месту».
2.
Упражнения: «Проблемы, проблемы», «Броуновское движение», «Что
случилось?». Этюды на сказочных персонажей. Игра «Ситуации».
Тема 4. «Идейно-тематический анализ танца»
Теория: понятие «идейно-тематический анализ» сюжета танца.
Практика:
1. Определить: тему, идею, сверхзадачу, сквозное действие, конфликт,
предмет борьбы, событийный ряд в постановке.
16
2. Сочинение и разыгрывание с детьми актёрских этюдов на основе анализа
постановки.
Тема 5. «Исполнительский анализ танца»
Теория: понятие «исполнительский анализ».
Практика:
1. Определить личные предлагаемые обстоятельства, исполнительское
действие и отношение для каждого танцора в постановке.
2. Сочинение и разыгрывание с детьми актёрских этюдов на основе
исполнительского анализа.
Тема 6. «Концертно-досуговая деятельность»
Теория: требования к внешнему виду танцора, личная гигиена, концертный
костюм.
Практика:
1. Подготовка концертных номеров. Посещение родителями открытых
занятий и концертов.
2. Совместные мероприятия детей и родителей: День матери, Новогодний
праздник, 8 марта.
1.3. Планируемые результаты и способы их определения
Личностные результаты:
наличие мотивации к обучению и познанию, к творческому
к работе на
труду,
результат;
сформированы основные эстетических потребности, ценности и чувства;
сформирована осознанная потребность в творческом самовыражении;
сформированы
в соответствии с возрастом навыки продуктивного
сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Метапредметные результаты:
сформирована духовно-нравственная позиция в соответствии с возрастом
17
обучающихся;
развито в соответствии с возрастом критическое мышление;
развивать в соответствии с возрастом эмоциональный интеллект;
сформированы партнёрские отношений в группе.
Предметные результаты:
знание основных специальных театральных терминов;
владение элементами актёрского тренинга и техникой актёрской игры,
знание специфики их применения в хореографии;
умение выполнять идейно-тематический и исполнительский анализ
сценического номера;
участие в отчетном концерте ансамбля (декабрь, май) и в открытых
мероприятиях района и ДДиЮ.
Оптимальным
мониторинга.
способом
проверки
Используются
общеобразовательной
результатов
«Карта
является
освоения
общеразвивающей
система
дополнительной
программы
(предметная
компетентность)», «Карта диагностики уровня развития универсальных
профессионально значимых качеств обучающихся». (Приложение 1). Дважды
в течение учебного года педагог заполняет диагностические карты с целью
выявления
результативности
учебно
воспитательного
-
процесса
и
закономерностей личностного роста и творческого развития детей. Помимо
анализа диагностических карт способом проверки достигнутых результатов
являются выступления детей на концертах, фестивалях и конкурсах разного
уровня.
Формы
подведения
образовательной
открытые
выявления
программы:
занятия,
Запланированы
итогов
степени
итоговые
реализованные
родительские
реализации
и
проекты,
собрания,
удовлетворенности
дополнительной
конкурсные
выступления,
танцевальные
анкетирование
качеством
спектакли.
родителей
для
дополнительных
18
образовательных услуг; обязательное привлечение родителей к организации и
проведению экскурсий, концертов, конкурсов и фестивалей.
Форма промежуточной аттестации – открытое занятие.
Форма итоговой аттестации – отчетный концерт.
Комплекс организационно-педагогических условий
2.
2.1. Календарный учебный график
№
п\п
1
2
3
4
5
6
7
Основные характеристики
образовательного процесса
Количество учебных недель
Количество учебных дней
Количество часов в неделю
Количество часов
Начало занятий
Выходные дни
Каникулы
8
Окончание занятий
36
36
2
72
11сентября
30.12 – 08.01
Образовательная
деятельность
в
ДДиЮ
осуществляется и в период
осенних
и
весенних
школьных каникул
май
2.2.Условия реализации программы
Материально- техническая база:
Кабинет актерского мастерства.
Музыкальный центр
Диски, флэш карты
Реквизит для упражнений и этюдов
Костюмы
Реквизит для хореографических постановок
Кадровое обеспечение:
Реализацию программы осуществляет педагог со средним специальным или
высшим педагогическим образованием, любой квалификационной категории,
обладающий знаниями и навыками для проведения занятий по данной
19
программе.
Методическое обеспечение:
В курсе обучения применяются как традиционные методы, так и
инновационные
технологии:
проектная
и
личностно-ориентированного
обучения.
На всех этапах обучения очень важен индивидуальный подход к каждому
обучающемуся. Воспитание творческой личности - процесс очень сложный и
ответственный, дети имеют различные уровни психофизического развития, у
каждого свои пределы и возможности, поэтому, в первую очередь,
необходимо
помочь каждому ребёнку поверить в свои силы, приобрести
уверенность в себе. В этом может помочь метод эмоционального
стимулирования – создание ситуаций успеха на занятиях, это специально
созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок добивается
хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности
в своих силах и «лёгкости» процесса обучения.
Создание ситуации успеха поддерживается применением технологии
проектной
деятельности
и
личностно-ориентированного
обучения,
позволяющими максимально реализовать личностный и творческий потенциал
каждому
обучающемуся.
После
каждого
занятия
необходимо
руководствоваться педагогической оценкой, а именно: что занятие дало
каждому ребенку в его творческом развитии? Соответствовали ли задачи,
поставленные на занятии, с возможностями обучающихся? Что получилось, а
что удалось с трудом?
Метод режиссерского показа – показ педагогам, как следует сыграть
конкретному ребенку.
Метод «играющего тренинга», когда педагог является непосредственным
участником тренингов и упражнений, что позволяет как бы «изнутри»
контролировать точность исполнения
заданий, помогает не допускать
приблизительности, поверхностного освоения материала.
20
Метод беседы позволяет выбрать правильную тактику в работе с каждым
ребенком. Сущность беседы заключается в том, что педагог путем умело
поставленных вопросов побуждает обучающихся рассуждать, анализировать,
мыслить в определенной логической последовательности. Беседа представляет
собой не сообщающий, а вопросно-ответный способ учебной работы по
осмыслению нового материала. Главный смысл беседы - побуждать
обучающихся с помощью вопросов к рассуждениям, действенному анализу, к
точному личностному разбору этюда, к самостоятельному «открытию» новых
для них выводов, идей, ощущений
и т.д. При проведении беседы по
осмыслению нового материала необходимо ставить вопросы так, чтобы они
требовали не односложных утвердительных или отрицательных ответов, а
развернутых рассуждений, определенных доводов и сравнений, в результате
которых обучающиеся учатся формулировать свои мысли, понимать
и
познавать свои эмоциональные ощущения.
Метод сравнения эффективен, о нем говорил ещё Гельвеций: «Всякое
сравнение предметов между собой, - писал он, - предполагает внимание;
всякое внимание предполагает усилие, а всякое усилие - побуждение,
заставляющее сделать это». Этот метод помогает педагогу и обучающимся
отслеживать рабочий процесс. «У тебя сегодня получилось хуже (лучше), чем
вчера, потому, что…..» или «Эти предлагаемые обстоятельства выбраны
более точно, чем в прошлый раз потому, что…».
В активном восприятии обучающимися процесса обучения весьма
существенное значение имеет умение педагога придавать своему объяснению
увлекательный характер, делать его живым и интересным, использовать
множество стимулов, возбуждающих любознательность и мыслительную
активность
обучающихся.
Необходимо
соблюдать
определенную
педагогическую логику, определенную последовательность учебного и
воспитательного процесса, в котором постепенно формируются умения и
навыки актерского мастерства.
21
Основным
методом
формирования
качества
исполнительского
мастерства является метод актерского тренинга, упражнений. Сущность
этого метода состоит в том, что обучающиеся производят многократные
действия, т.е. тренируются (упражняются) в выполнении того или иного
задания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают
свое мышление и творческие способности. Следовательно - «…необходима
ежедневная, постоянная тренировка, муштра в течение всей артистической
карьеры» - К.С. Станиславский.
Начинать тренинг следует с
формирования готовности у обучающихся
восприятия учебного материала с использованием способов концентрации
внимания и эмоционального побуждения.
Важнейшие
принципы, применяемые на занятиях по основам актерского
мастерства, это:
- контрастность в подборе упражнений;
- прием усложнения заданий;
- комплексность задач на занятии и в каждом упражнении;
- выполнение упражнений и этюдов по словесному заданию педагога.
Работа
над
хореографическими
взаимодействие ученика и педагога,
работы,
позволят
педагогу
постановками
через
творческое
этюдный метод репетиционной
максимально
раскрыть
индивидуальность
обучающегося.
Обязательным
фактором
в
обучении
детей
является
дисциплина.
Необходимо воспитывать у обучающихся чувство ответственности и
способность доводить начатое дело до логического итога вопреки перемене
своих интересов или влиянию внешних факторов.
Метод исследовательской деятельности выступает ключевым для
обеспечения творческой атмосферы в коллективе, создаёт возможность поиска
различных способов выполнения поставленных задач, новых художественных
средств воплощения сценического образа. Необходимо стремление педагога
22
предлагать такие задания, которые включали бы детей в самостоятельный
творческий, исследовательский поиск для развития креативного мышления.
Для быстрого включения обучающегося в творческий процесс подходит
метод создания проблемных ситуаций - представление материала занятия в
виде доступной, образной и яркой проблемы. Это очень сближает коллектив,
выявляет характер и личностные качества учащихся.
Названные методы обучения на практике могут быть дополнены
различными приёмами педагогического воздействия на обучающихся.
Воспитательная часть программы реализуется следующим образом:
1. Беседы о требованиях, предъявляемых к учащимся ансамбля (техника
безопасности, правила поведения на занятии, транспорте, общественных
мероприятиях, требования к обучающему процессу).
2. Тематические беседы об актёрском искусстве.
3. Посещение родителями открытых занятий и концертов.
4. Индивидуальные консультации с детьми и родителями.
5. Родительские собрания.
6. Совместные мероприятия детей и родителей, посещение мастер-классов,
концертов хореографических коллективов, театральных постановок.
7. Участие в благотворительных концертах.
2.3. Формы аттестации и оценочные материалы
Исходящая
диагностика
по
выявлению
первоначальных
знаний
и
представлений об актёрском мастерстве проводится на первом занятии в
форме беседы с элементами опроса, а выявление уровня подготовки и
способностей обучающихся определяются в начале обучения по программе.
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения по
программе с целью выявления уровня развития способностей и личностных
качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам программы.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в форме участия в отчетном
концерте коллектива, а также в форме итогового занятия.
23
Список литературы
Нормативно-правовая:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства
РФ от 29.05.2015 №996-р)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября
2018 г. N 196 «Об утверждении порядка Организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам».
Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2020г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения РФ 9 ноября 2018г. № 196;
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
27.07.2022 № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам" (вступает в силу с 1 марта 2023 года);
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №09-3242;
Приказ
Министерства
просвещения
Российской
Федерации
от
24
03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении
Концепции развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года»;
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам
для
включения
в
систему
персонифицированного
финансирования дополнительного образования Свердловской области, Приказ
ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в
образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д4;
Устав МАУ ДО – ДДиЮ;
Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ на 2022 – 2025 гг.
Психолого - педагогическая литература:
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.
- СПб.: Питер, 2018. - 317 c.
2. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2017. - 352 c.
3.
Голованов,
В.П.
Методика
и
технология
работы
педагога
дополнительного образования - В.П. Голованов. - М.: Юрайт, 2018.- 282 с.
4. Корчак, Я. Несерьезная педагогика / Я.Корчак. - М.: Самокат, 2019. - 256
c.
5. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика: Учебно-методическое пособие /
Д.В. Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры / И.В. Патрушева. - М.:
Юрайт, 2019. - 130 с.
25
7.Педагогика дополнительного образования. Психолого-педагогическое
сопровождение детей / ред. Байбородова Л. В. - М.: Юрайт, 2019. 364 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И.
Самыгин. – Рн/Д: Феникс, 2019. - 687 c.
9. Суртаева, Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии / Н.Н. Суртаева.М.: Юрайт, 2019. - 250 с.
10. Хуторской, А.В. Педагогика / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2019. - 312
c.
Специальная литература:
1. Станиславский К. С. Работа актера над собой в творческом процессе
переживания. Дневник ученика/ К. С. Станиславский. – СПб: ПраймЕВРОЗНАК, 2008. – 479 с.
2. Станиславский К. С. Искусство представления. Сост. А. Гиппиус. – СПб:
Азбука классик, 2010. - 432 с.
3. Генералова И. А. Мастерская чувств (Предмет «Театр» в начальной
школе). Методическое пособие. – М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006. - 121 с.
4. Кипнис М. Сто плюс два. Психологические этюды, упражнения, задания.
– М.: Ось-89, 2008
5. Феофанова И. Актерский тренинг для детей. – М.: АСТ: Астрель;
Владимир: ВКТ, 2012. - 390 с.
6. Станиславский К. С. Этика. – М.: ММОЛ и ТКЗ ХАТ СССР им. М.
Горького М, 1947. – 67 с.
7. Гиппиус С. В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. –
СПб.: Речь, 2001. 476 с.
8. Елькина М., Ялымова Э. Путешествие в мир театра. – М.: ОЛМА ПРЕСС
Гранд, 2002. 297 с.
Литература для родителей:
1. Дереклеева Н.И. «Двигательные игры, тренинги и танцы». - М.: ВАКО,
2018.- 204 с.
2. Михайлова М.А., Воронина Н.В. Танцы, игры, упражнения для красивого
26
движения.- Ярославль, 2019. – 164 с.
4. Скурат Г, Г. Детский психологический театр: Развивающая работа с
детьми и подростками. – СПб.: Речь, 2007. – 245 с.
5. Фрилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. Са-Фи-Дансе. Танцевально-игровая
гимнастика для детей. - С.-П.: Детство-пресс, 2018. – 134 с.
Литература, рекомендуемая обучающимся:
1. Алянский Ю. Л. Азбука театра. 50 маленьких рассказов о театре.
Ленинград, 1990. - 214 с.
2. Г. Н. Бояджиев. От Софокла до брехта за 40 театральных вечеров. 2-е
изд.— М.: Просвещение, 1981. - 336 с.
3. Рассказы
В.Драгунского,
В.Носова,
И.Пивоваровой,
Ю.Коринца,
А.Алексина и других.
4. Феофанова И. Актерский тренинг для детей. – М.: АСТ: Астрель;
Владимир: ВКТ, 2012. - 390 с.
5. Мусский И. А. 100 великих актеров. – М.: Вече,2002. – 284 с.
Рекомендуемые сайты:
1.
https://vk.com/world_theater
2.
http://dramateshka.ru/
3.
https://www.youtube.com/user/DANCEHELP
27
Приложение 1
№
п/п
Ф.И.
обучающегося
А
Уровень
практической
подготовки
Показатели
Уровень
теоретической
подготовки
Диагностическая карта освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
(предметная компетентность)
Б
Уровень освоения
дополнительной
образовательной
программы
В баллах
(А+Б):2
1
2
Оценочная шкала
Балл
10-8 (отлично)
Критерии оценивания
стремление и трудоспособность обучающегося,
направленные к достижению актёрских знаний,
умений и навыков, полная самоотдача на
занятиях в классе и сценической площадке,
работа над собой
7-5 (хорошо)
чёткое понимание развития обучающегося в
том или ином направлении, видимый прогресс
в достижении поставленных задач, но пока не
реализованных в полной мере
4-2 («удовлетворительно»)
обучающийся недостаточно работает над
собой, пропускает занятия. В результате чего
видны значительные недочёты и неточности в
работе в классе и на сценической площадке
1 («неудовлетворительно») случай, связанный либо с отсутствием
возможности развития актёрской природы,
либо с постоянными пропусками занятий и
игнорированием выполнения заданий
28
Ф.И.
обучающегося
Средний балл
Эмоциональная отзывчивость,
толерантность
Способность к установлению
контактов и конструктивному
взаимодействию
Личная организованность и
ответственность
Умение быть командным игроком,
работать на общий результат
Инициативность, творческая
активность
Целеустремленность, трудолюбие и
ориентация на успех
Воображение, фантазия, умение
работать не по шаблону
Рефлексивность, самоконтроль
результатов личной деятельности
Приложение 2
Диагностическая карта уровня развития 4К компетенций обучающихся
Разработано в МАУ ДО – ДДиЮ, г. Екатеринбург
Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2 балла –
базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла – оптимальный уровень
(качество присутствует); 4 балла – продвинутый уровень (качество развито)
29
Приложение 3
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Поделитесь, пожалуйста, вашим мнением о качестве образования
в творческом объединении ДДиЮ, которое посещает Ваш ребенок.
Прочитайте внимательно каждое утверждение. Если вы с ним согласны, то поставьте
рядом с номером вопроса знак «+», если не согласны, то знак «-».
1. Образовательный процесс в детском объединении ориентирован на развитие личности
каждого ребёнка
2. Достижения и успехи моего ребенка педагоги оценивают объективно и справедливо
3. Педагог учитывает индивидуальные особенности моего ребёнка
4. Педагог прислушивается к моему родительскому мнению и учитывает его
5. В творческом коллективе проводится много интересных мероприятий
8. В группе / детском творческом объединении доброжелательная психологическая
атмосфера
9. У моего ребёнка складываются нормальные взаимоотношения с педагогом
10. У моего ребёнка хорошие взаимоотношения c детьми в группе, которую он посещает
11. Я являюсь частым гостем сайта ddu66.ru и получаю там интересную и полезную для
меня информацию
12. За время обучения моего ребёнка в творческом объединении отмечено повышение
уровня его личностного развития
13. Мой ребенок с удовольствием занимается в творческом коллективе ДДиЮ
14. Я доволен тем, что мой ребёнок посещает занятия в ДДиЮ.
30