Ваш ребенок одаренный? Советы психолога
23.12.2024
Что такое одаренность? Как понять, является ли ребенок
одаренным? И, самое главное, что делать, если это так?
Одаренность – достаточно сложное и многогранное явление. Одаренность
может проявиться в двигательных, социальных, художественных и интеллектуальных
навыках. Часто случается, что люди одарены более чем в одном из этих аспектов.
Согласно Джозефу Рензулли одаренность обнаруживается при
пересечении трех личностных составляющих: высоких интеллектуальных
способностей, креативности и повышенной мотивации.
Но детская одаренность не является лишь врожденным талантом. Для полноценного развития одаренности необходимо создание поддерживающей среды и активное участие ребенка в соответствующих видах деятельности и постоянное внимание со стороны взрослых. Важны хорошие взаимоотношения, прежде всего в семье, в школе и с друзьями.
Карл Густав Юнг сравнивает одаренных детей с плодами,
созревающими на дереве. Чтобы эти плоды налились и созрели, необходимо, чтобы
не высохли веточки, их питающие.
С одаренными детьми часто бывает непросто. К тому же, они
особенно нуждаются в поддержке взрослых. Поэтому, важно как можно раньше
распознать одаренность ребенка.
Но с какого возраста можно установить одаренность ребенка?
Согласно современной точке зрения, одаренного ребенка можно и нужно распознать
при поступлении в школу.
Для этого можно ориентироваться на перечисленные
характеристики:
- Сверхчувствительность. Сверхчувствительность свойственна одаренным детям и лежит в основе их огромного потенциала. Например, если ребенок замкнут и медленно реагирует или наоборот излишне разговорчив, нетерпелив и подвижен, это может говорить о его сверхчувствительности.
- Опережающее развитие. Одаренные дети опережают в развитии своих сверстников, поэтому их интеллектуальные интересы часто значительно разнообразнее и глубже.
- Любопытство и тяга к знаниям. Одаренные дети уже в раннем возрасте часто привлекают к себе общее внимание, поскольку они очень любопытны и хотят учиться. Возраст «почемучек» у них начинается гораздо раньше, чем у других детей.
- Повышенная энергичность. У одаренных детей обычно много энергии, и они кажутся неутомимыми, испытывая, таким образом, терпение своих родителей и учителей.
- Эффективное усвоение информации. Одаренные дети могут целенаправленно и сосредоточенно заниматься одним делом, а могут заниматься одновременно различными делами так как способны очень эффективно воспринимать и перерабатывать информацию.
- Отличная память и широкие интересы, чувство юмора. Нередко можно наблюдать детей двух-трех лет, которые придумывают шутки, экспериментируя со звуками и словосочетаниями.
- Перфекционизм. Стремление сделать все идеально, самостоятельно и по-своему.
Одаренные дети обладают рядом положительных характеристик:
- Высокие познавательные способности. К ним относятся высокая концентрация внимания, активный познавательный интерес, отличная память, богатый словарный запас и гибкое мышление. Они лучше структурируют получаемую информацию, благодаря чему эффективно используют полученные знания. Они быстро усваивают новые знания и надолго их сохраняют.
- Интерес к сложным задачам. Трудные упражнения не пугают одаренных детей, наоборот они охотно берутся за сложные задания.
- Креативность. У таких детей хорошо развито абстрактное мышление, что позволяет им легко генерировать идеи.
- Самостоятельность. Одаренные дети активно стремятся к самостоятельной работе, а подсказки и навязывание ответов вызывают скорее негатив.
- Стремление к лидерству и соперничеству. Это может служить импульсом для роста и развития одаренных детей. Они стремятся выделяться среди своих сверстников, испытывают потребность превосходить других, активно участвовать в соревнованиях как в учебе, так и в спорте или творческих занятиях [
- Высокая концентрация внимания. Одаренных детей характеризует высокая концентрация внимания на определенных задачах, а также настойчивость в стремлении достичь успеха в тех областях, которые их увлекают.
Несмотря на приведенные плюсы, одаренные дети сталкиваются со многими трудностями:
- Психоэмоциональная уязвимость. Даже незначительное воздействие внешней среды вызывает определенную поведенческую реакцию у сверхчувствительных детей. Острое и эмоциональное восприятие любой несправедливости, критики, оценок, негативного отношения.
- Сложности при школьном обучении. Интересы и интеллектуальные запросы одаренных детей зачастую значительно превосходят стандартную школьную программу, так как у одаренных детей достаточно рано формируется область особых интересов. Это приводит к тому, что у таких школьников часто нет ни желания, ни времени для изучения школьных дисциплин.
- Сложности в коммуникации, одиночество. Одаренные школьники, обладая серьезным интеллектуальным потенциалом и возможностями, зачастую выбирают себе в товарищи более старших детей или даже взрослых, что способно пагубно сказаться на их социализации.
- Перфекционизм. У одаренных детей устремленность к достижению идеала, выявляется относительно рано. При этом, они слишком самокритичны, если достичь совершенства не получается, это отрицательно влияет на самооценку и может привести к проблемам в будущем.
- Острое переживание неудач, чувствительность к критике. Одаренные дети привыкли для себя ставить заведомо неисполнимые или сложные для достижения целевые ориентиры. Когда же они не достигаются, ребенок очень расстраивается.
- Нонконформизм. Одаренные дети могут демонстрировать тенденции по отверждению признанных в обществе стандартов и норм, особенно, когда они не соответствуют их интересам.
Что вы можете сделать?
- Признайте, что одаренный ребенок особо нуждается в понимании и поддержке взрослых. Одаренным детям просто необходим особый подход. Одаренность ребенка развивается только в активном взаимодействии социальных и культурных факторов, поэтому одаренных детей необходимо поддерживать, создавая развивающую среду. Одаренным детям очень важна родительская поддержка
- Помните, что одаренному ребенку сложнее справиться с психологическими и эмоциональными нагрузками. Постоянная школьная суета, длительное нахождение в детском коллективе может привести к сильной психологической усталости. Такие дети склонны к сильным и долгим переживаниям, они могут остро реагировать на маловажные с общепринятой точки зрения события.
- Примите «неудобность» одаренного ребенка. Ведь креативность, которая заставляет детей действовать не по правилу или алгоритму, а придумывать свой способ решения задачи, и делает таких детей «неудобными» для родителей и учителей.
- Поддерживайте неустойчивую самооценку ребенка. Вера в себя и свои силы просто необходима ему для дальнейших достижений. Обязательно замечайте достоинства выполненной ребенком работы, очень осторожно указывайте на недостатки. Если в этом нет необходимости, на недостатки можно не указывать вообще, ведь одаренный ребенок с его склонностью делать все идеально, сам заметит недостатки и постарается их исправить.
- Серьезно относитесь к чувствам ребенка. Из этого ребенку становится понятно, насколько к нему внимательны и насколько его ценят.
- Дома ребенку необходимы как условия для отдыха, так и обогащенная окружающая среда. В доме должно быть достаточное количество интересных предметов, способных вызвать у ребенка познавательный интерес и возникновение новых идей. А еще должна быть предоставлена возможность воплотить эти идеи в жизнь.
- Общайтесь с ребенком. Общение считается основным двигателем развития ребенка. Каждый ребенок нуждается во взаимодействии с родителями. Движущей силой для этого должны быть не только ваши собственные интересы и интересы вашего ребенка, но и то удовольствие, которое приносит вам общение с вашим ребенком.
- Не подталкивайте ребенка к все большим достижениям. Не предлагайте ребенку слишком большое количество информации, которая дезориентирует его. Следуйте за интересом ребенка, дайте ему разобраться, чего же он хочет сам. Не делайте во всем акцента на «достижения». Иначе все удовольствие, которое дети получают от занятий, быстро исчезает.
- Не перегружайте ребенка занятиями. У него должно быть время на отдых и на безделье, ведь именно в это время идет процесс активного усвоения информации. Каждому человеку важно время от времени прислушаться к самому себе: понять, что его раздражает, волнует, возбуждает, в каких ситуациях он чувствует себя комфортно.
- Помогите ребенку в поиске единомышленников. Это можно сделать за счет расширения круга общения. Одаренные дети остро ощущают потребность в общении и самореализации. Важно, чтобы он имел в окружении детей своего интеллектуального уровня.
- Помните, что для одаренных детей очень важны собственные цели и собственная мотивация. Тогда они способны выложиться по максимуму.
- Дайте ребенку возможность попробовать себя в разных областях. А также возможность прекратить занятия, которые ему не подходят.
- Подберите подходящий учебный материал и темп обучения.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.02.2025
Дата обновления: 07.02.2025
Дата публикации: 23.12.2024