ДООП Вожатский отряд Старт

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дом детства и юношества

ВОЖАТСКИЙ ОТРЯД - старт
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
Срок реализации программы - 6 месяцев
Возраст обучающихся 14 – 18 лет

Разработчик:
Кузнецов Александр Николаевич,
педагог дополнительного образования

г. Екатеринбург, 2025 г

1. Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
В современной России востребован молодой человек, способный
активно участвовать в жизни своей страны, готовый взять на себя
ответственность, обладающий развитым интеллектом, умеющий работать в
команде. В этой связи в дополнительном образовании актуальна организация
обучения, способствующего становлению активной жизненной позиции
подростков, развитию их лидерских, творческих, коммуникативных навыков
и дающего возможность попробовать себя в педагогической деятельности, в
частности, в деятельности вожатого.
Вожатый – это артист и спортсмен, литератор и историк, психолог и
немного ребенок, фантазер и добрый волшебник. Вожатый – это человек,
который всегда рядом с детьми, но в то же время чуть впереди. Увлеченные,
обученные вожатые очень востребованы при организации деятельности
городских
разработать

оздоровительных
дополнительную

лагерей.

Эти

факты

общеобразовательную

побудили

автора

общеразвивающую

программу социально-гуманитарной направленности «Вожатский отряд старт».
Программа «Вожатский отряд - старт» (далее – программа) направлена
на стартовую теоретическую, методическую и практическую подготовку
юных вожатых, га содействие самореализации и раскрытие творческого
потенциала обучающихся через участие в различных видах деятельности:
игровой,

трудовой,

общественно-полезной,

социально-значимой,

художественно-эстетической. Одним из результатов реализации программы
является «Методическая копилка» вожатого. По завершении обучения по
программе формируется вожатский отряд для работы в городском
оздоровительном

лагере

дневного

пребывания

детей,

что

является

выполнением социального заказа учреждения на качественную организацию
каникулярного отдыха детей.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Вожатский отряд» актуальна, так как
1)

разработана

в соответствии со следующими современными

нормативными правовыми актами и государственными программными
документами, а также локальными нормативными актами:


Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от

29.12.2012 г. № 273-ФЗ (далее – Закон об образовании);
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(Принято Правительством РФ 31.03.2022 №678-р);
 Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ
от 29.05.2015 №996-р);
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629

"Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам" (вступает в силу с 1 марта 2023 года);
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
 Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до
2035 года»;


Методические

рекомендации

общеобразовательных

по

проектированию

общеразвивающих

дополнительных

программ

(включая

разноуровневые программы) Министерства образования и науки России от
18 ноября 2015 №09-3242;

 Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам

для

включения

в

систему

персонифицированного

финансирования дополнительного образования Свердловской области,
Приказ ГАНОУ СО «Дворец молодежи» № 136-д от 26.02.2021;
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ
в образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО
«Дворец молодежи» от 01.11.2021 №934-д4;
 Устав МАУ ДО – ДДиЮ;
 Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ на 2025 – 2029 гг.;
2) отвечает региональным социально-экономическим потребностям
и

особенностям

образовательного

пространства

Екатеринбурга,

способствуя решению проблемы обеспечения каждому ребенку возможности
максимально полного раскрытия его творческого потенциала, развития
социально значимых компетенций, компетенций креативности;
3)

отвечает

потребностям

родителей

в

развитии

лидерских

способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности и
познавательной сферы подростков, в раскрытии их творческого потенциала и
коммуникативных навыков; отвечает потребностям детей в социальном
творчестве,

в

самореализации

через

вожатскую

деятельность,

в

профессиональном самоопределении.
Данная программа является модифицированной. При составлении
программы

использованы

материалы

программ

Вычужаниной

Т.В.

«Вожатый. От увлечения до профессии», Хабаровск, 2017 г. и Камольцевой
Д.П. «Школа подготовки вожатых», Кемерово, 2023 г. В результате
разработана программа, содержание которой направленно на создание
условий для развития личности подростка, его социального, культурного,
профессионального и личностного самоопределения.

При разработке

программы использованы современные социальные технологии организации
образовательного

процесса

–

индивидуальная

траектория

развития,

формирование позитивных образов, самоопределение, стимулирование к
креативности и полезному действию.
Отличие данной программы от указанных программ заключается в
акценте на

изучении раздела «Методики организации деятельности с

детьми» и в стартовом уровне освоения.
Особенность

программы

–

личностно-ориентированный

подход,

определяющий выбор методов и приемов педагогического воздействия.
В основу программы положены следующие дидактические принципы
обучения: принцип творческого развития; принцип психологической
комфортности; принцип успешности
самореализации;

принцип

и равных возможностей; принцип

доступности;

принцип

научности,

систематичности и последовательности; принцип наглядности.
В

основе

эмоциональных,

образовательной

деятельности

творческих

коммуникативных

и

учет

возрастных,
способностей

обучающихся.
Адресат программы – подростки 14 - 18 лет, юноши и девушки, не
имеющие медицинских противопоказаний. Наполняемость группы - 12 - 15
человек.
Характеристика

индивидуально-психологических

особенностей

обучающихся возрастной категории 14 - 18 лет.
Средний школьный возраст (14 – 15 лет) характеризуется как период
окончательного выявления склонности к определенным видам деятельности.
Подростки начинают мыслить абстрактно. Способны прогнозировать
последствия своих поступков. Обладают энтузиазмом и потребностью в
творческом самовыражении, самоутверждении. Как правило, подростки
этого возраста охотно взаимодействуют в команде, умеют распределять роли
и

обязанности,

планировать

воспринимают критику.

совместную

деятельность.

Болезненно

Старший школьный возраст (16 – 18 лет) –

вполне сложившиеся личности, склонны проявлять самостоятельность

и

независимость от родителей, педагога. Для старших подростков становятся
чуждыми конкретные приземленные образы, характеры, сюжеты. Характерно

стремление

проявить

свою

независимость,

индивидуальность,

самореализоваться. Необходимо учитывать это при подборе тем проектов и
других творческих заданий.
Данная программа предполагает наличие разновозрастных групп.
Такой подход дает преимущества в учебном процессе, так как возрастные
особенности подростков 14 – 18 лет обуславливают мотивацию на
неформальное

общение,

взаимопомощь,

продуктивную

творческую

деятельность.
Режим занятий. Дети занимаются по 2 часа (1 академический час
составляет 45 мин.) 2 раза в неделю. Перерыв между учебными занятиями –
10 минут. Общее количество часов в неделю – 4.
Объем программы – 72 часа
Срок освоения программы: полгода, 18 недель
Особенности

организации

образовательного

процесса

–

традиционная модель, представляющая собой линейную последовательность
освоения содержания.
Перечень

форм

обучения:

очная

(фронтальная,

групповая,

индивидуально-групповая).
Перечень

видов

занятий:

беседа,

лекция,

видео-занятие,

самостоятельная работа, практическая работа, тренинг, игра, проектная
деятельность, открытое занятие.
Перечень форм подведения итогов реализации дополнительной
общеразвивающей программы: собеседование, контрольные упражнения,
зачет «Я - вожатый» (Приложение 2).
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы - освоение обучающимися основ психологопедагогических знаний и приобретение практических навыков организаторов
досуга детей, необходимых для работы в качестве вожатого.
Образовательные задачи программы:

• обучать методам и приемам работы с детским коллективом в
условиях городского оздоровительного лагеря;
• обучать теоретическим основам организации лагерной смены;
• знакомить с психологическими и физиологическими особенностями
детей разных возрастов;
•

формировать

познавательных

практический

программ,

викторин,

навык
игр

проведения
с

детьми

конкурснов

городском

оздоровительном лагере.
Развивающие задачи программы:
• содействовать

развитию

конструктивных

лидерских

качеств,

культуре межличностных взаимоотношений, коммуникативных навыков;
•

развивать владение устной речью (монолог, диалог, публичное

выступление, умение задавать вопросы, защищать свою точку зрения);
•

развивать

способность

планировать

и

контролировать

свою

деятельности, адекватно оценивать итог своей работы, видеть причины
успеха/неуспеха выполнения задания;
• формировать способность находить нестандартные решения, видеть
ситуацию с различных сторон;
• развивать ответственное отношение к обучению, готовность и
способность к саморазвитию и самообразованию;
Воспитательные задачи программы:
• формировать навык адекватной самооценки обучающихся;
• воспитывать бережное отношение к своим чувствам и чувствам
других людей;
• содействовать развитию способности достигать взаимопонимания с
людьми разного возраста, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения;
•воспитывать
дисциплинированность;

коллективизм,

социальную

ответственность,

1.3 Содержание общеразвивающей программы
Учебный (тематический) план
№

Перечень разделов / тем

Всего
часов

Количество часов
Теория

Практика

Формы
контроля/
аттестации

1.

Введение в программу

2

1

1

беседа
опрос

2.

Нормативно-правовые
основы
деятельности
вожатого

2

1

1

обсуждение
опрос

3.

Организационные основы
деятельности вожатого

6

2

4

обсуждение
опрос
наблюдение

4.

Психологопедагогические основы
деятельности вожатого

10

2

8

обсуждение
опрос
наблюдение

5.

Воспитательная система
детского лагеря

8

2

6

обсуждение
опрос
наблюдение

6.

Методики организации
деятельности с детьми

20

5

15

обсуждение
опрос
наблюдение

7.

Организация
мероприятий

24

4

20

обсуждение
наблюдение
защита КТМ

72

17

ИТОГО:

55

Тема 1. Введение в программу
Теория: Вводное занятие, техника безопасности. Инструкция по общим
мерам безопасности. Суть программы «Вожатский отряд».
Практика: Игры на знакомство
Тема 2. Нормативно-правовые основы деятельности вожатого
Теория: Права и обязанности детей и вожатых, дисциплина в лагере,
ответственность вожатых. Квалификационные требования к вожатым.

Этические обязательства взрослого перед ребенком. Типология детских
лагерей.
Практика: Обсуждение изученных документов.
Тема 3. Организационные основы деятельности вожатого
Теория: Воспитательная система детского оздоровительного лагеря. Цели и
задачи вожатской деятельности. Планирование воспитательной работы.
Виды планирования. Управление в лагере. Самоуправление: понятие, цели,
принципы самоуправления.
Практика: Составление плана - сетки смены. Индивидуальный план работы
вожатого.

Игры

и

упражнения

на

установление

доверительных

межличностных контактов, уменьшение напряженности. Разработка и
проведение отрядного дела.
Тема 4. Психолого-педагогические основы деятельности вожатого
Теория: Учет возрастных особенностей при организации работы с детьми.
Понятия:

коллектив,

временный

детский

коллектив,

педагогическая

ситуация. Характеристика основных периодов смены.
Практика: Решение педагогических ситуаций. Тренинг общения. Игры и
упражнения на взаимодействие.
Тема 5. Воспитательная система детского оздоровительного лагеря
Теория:

Основы

воспитательной

работы

в

лагере.

Цели

ДОЛ.

Организационная структура ДОЛ. Разнообразие воспитательных систем
детских оздоровительных лагерей.
Практика: Решение педагогических ситуаций.
Тема 6. Методики организации деятельности с детьми
Теория: Планирование воспитательной работы. Отрядный уголок. Методика
и технология проведения коллективного творческого дела. Игры в детском
лагере. Классификация игр.
Практика: Игры на знакомство. Игры в автобусе. Игры-кричалки. Игры на
внимание

и

координацию.

Спортивные

и

подвижные

игры.

Интеллектуальные игры. Творческие игры. Игры с залом. Составление
«Методической копилки».

Тема 7. Организация мероприятий
Теория: Технология подготовки и проведения массовых творческих
мероприятий. Алгоритм подготовки.
Практика: Подготовка КТД. Разработка и защита культурно-массового
мероприятия.
1.4 Планируемые результаты
В ходе реализации программы обучающиеся сформируют основные
представления о подготовке к работе в лагере, получат практические навыки
и умения реализации творческих идей.
Личностные результаты:
• способны к адекватной самооценке, к самоанализу, самодисциплине;
• присутствует бережное отношение к своим чувствам и чувствам
других людей - готовность и способность вести диалог с людьми разного
возраста, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
•сформировано чувство коллективизма, понимание социальной и
личной ответственности;
• развиты внимание, память, фантазия, воображение;
• умеют ясно, точно, грамотно излагать свои мысли;
• имеют позитивное отношение к деятельности вожатого, к труду.
Метапредметные результаты:
• умеют осуществлять планирование и контроль своей деятельности;
• умеют адекватно оценивать итог своей работы, видеть причины
успеха/неуспеха выполнения задания;
• владеют устной речью (монолог, диалог, умение задавать вопросы,
защищать свою точку зрения при защите проектов, публичном выступлении);
• присутствует ответственное отношение к учению, готовность и
способность к саморазвитию и самообразованию;
•

проявляются

лидерские

качества,

культура

взаимоотношений, навыки конструктивного общения;

межличностных

Предметные результаты:
• знают теоретические основы организации лагерной смены;
• знают основные принципы и особенности одного из видов проектных
работ – творческого проекта досуговой программы;
• знают основные психологические и физиологические особенности
детей разных возрастов;
• умеют разрабатывать сценарий и подбирать игровой материал;
• умеют объяснять и проводить игры с группами детей .
2. Организационно-педагогические условия
2.1 Календарный учебный график
№ п\п Основные характеристики образовательного
процесса
1
Количество учебных недель
2
Количество учебных дней
3
Количество часов в неделю
4
Количество часов
5
Начало занятий
6
Выходные дни
7
Каникулы

8

18
36
4
72
15 сентября
31.12 – 08.01
Образовательная
деятельность в ДДиЮ
осуществляется и в период
осенних
и
весенних
школьных каникул

Окончание учебного года

31 января

2.2 Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение - занятия проводятся в
просторных учебных кабинетах.
Мебель: столы и стулья, 15 комплектов.
Инструменты и оборудование:
- настольные игры («Годо», «Активити», «Мемо», «Твистер», «Элиас»,
настольные игры-ходилки);
- музыкальное оборудование (портативная колонка, стационарные колонки);
- техническое оборудование (экран, проектор, ноутбук);

- атрибутика: футболки, значки;
- спортивно-игровой инвентарь (мячи, скакалки, обручи, гимнастические
палки);
- канцелярские товары (гуашь, бумага А4-А1, карандаши цветные,
карандаши простые, цветная бумага, картон, маркеры цветные, фломастеры).
Кадровое обеспечение – программу реализует дипломированный
педагог дополнительного образования, имеющий соответствующий уровень
специальной профессиональной подготовки, к образовательной деятельности
привлекается
определению

также

педагог-психолог,

самооценки

ребенка,

проводящий

практикумы

по

тренинги

по

конфликтологии,

командообразованию.
Методическое обеспечение
Используются

методические

пособия,

представленные

в

списке

литературы.
Для

активизации

познавательной

деятельности

используются

следующие методы и современные педагогические технологии.
Словесный метод (рассказ, беседа, лекция, работа с печатными
источниками) используется при беседе, рассказе, объяснении;
Наглядный метод (просмотр видеофильмов, фото, графические
изображения) используется при показе приёмов работы, презентаций,
изложении нового материала;
Практический (тренинги, упражнения, творческие задания) – это
поэтапный процесс отработки вожатских навыков, практика.
Проблемный метод – для развития критического мышления и
самостоятельного поиска оптимального варианта деятельности
Диалоговые
групповых

методы

творческих

организации

заданий,

взаимодействия

основанных

на

обучающихся;

общей

проекта

и

взаимодействии всех членов группы.
Методы

развития

психологических

функций,

творческих

способностей и личностных качеств обучающихся: создание проблемной

ситуации; создание креативного поля; перевод игровой деятельности на
творческий уровень.
Технология личностно-ориентированного обучения – является
базовой для всей программы. Организация воспитательного процесса на
основе глубокого уважения к личности ребёнка с учётом особенностей его
индивидуального

развития.

Отношение

сознательному,

полноправному

и

к

обучаюшемуся

ответственному

как

к

участнику

образовательного процесса.
Технология коллективного творческого дела (КТД) - одна из самых
актуальных

для

реализации

программ

социально-гуманитарной

направленности
Технология

«создания

ситуации

успеха»

‒

моделирование

определенной ситуации, в ходе которой дается возможность достичь
значительных результатов как для отдельного ребёнка, так и для всего
коллектива; формирование стойкости в борьбе с трудностями.
Игровая технология – объединяет достаточно обширную группу
методов и приемов организации педагогического процесса в форме
различных дидактических игр. Их основная цель – обеспечение личностнодеятельного характера усвоения знаний, умений, навыков.
Информационные технологии – применяются для визуального
отслеживания результатов деятельности обучающихся, иллюстрирования
теоретического материала, визуального показа мероприятий, связанных с
воспитательной работой, изучением опыта родственных организаций.
Алгоритм учебного занятия:
1. Мотивационный этап.
2. Целеполагание, объявление прогнозируемых (учебных) результатов.
3. Предоставление и обсуждение необходимой информации.
4. Организационно - деятельностные игры и практикумы - основной
этап занятия.
5. Подведение итогов, рефлексия.

Занятия в рамках программы построены таким образом, что большее
количество времени при аудиторных занятиях уделяется активным формам
работы (игры, тренинги, работа в малых группах), Ситуации успеха,
удовлетворённость

от

работы

в

группе,

достижения

в

вожатской

деятельности создают прочную основу для формирования успешной,
психологически здоровой личности.

2.3 Формы аттестации и оценочные материалы
Оценочные

материалы,

позволяющие

оценить

уровень

освоения

программы, представлены в Приложении 1: «Карта диагностики уровня
развития универсальных профессионально значимых качеств», «Сводная
карта освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы (предметная компетентность)»
Форма итоговой аттестации - зачет «Я - вожатый» (Приложение 3).

Список литературы
Нормативно-правовая литература представлена в Пояснительной записке
Психолого - педагогическая литература:
1. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2018. - 317 c.
2. Борытко, Н.М. Педагогика / Н.М. Борытко. - М.: Academia, 2017. - 352 c.
3. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования - В.П. Голованов. - М.: Юрайт, 2018.- 282 с.
4. Корчак, Я. Несерьезная педагогика / Я.Корчак. - М.: Самокат, 2019. - 256 c.
5. Лоренц, Д.В. Креативная педагогика: Учебно-методическое пособие / Д.В.
Лоренц. - М.: Инфра-М, 2018. - 252 c.
6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры / И.В. Патрушева. - М.:
Юрайт, 2019. - 130 с.
7.Педагогика

дополнительного

образования.

Психолого-педагогическое

сопровождение детей / ред. Байбородова Л. В. - М.: Юрайт, 2019. 364 с.
8. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика / Л.Д. Столяренко, С.И.
Самыгин. – Рн/Д: Феникс, 2019. - 687 c.
9. Суртаева, Н. Н. Педагогика. Педагогические технологии / Н.Н. Суртаева.М.: Юрайт, 2019. - 250 с.
10. Хуторской, А.В. Педагогика / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2019. - 312
c.
Специальная литература:
1. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. Теория и методика
социально-педагогической деятельности /А.В. Золотарева. – Ярославль:
«Академия развития», 2021 г., 229 с.
2. Леванова Е.М. Готовясь работать с подростками / Е.М. Леванова. – М.:
Айрис-пресс, 2017 г., 109 с.

3. Лутошкин А.Н. Как вести за собой / А.Н. Лутошкин. – М.:
Педагогическое общество России, 2014 г., 173 с.
4. Петрова Н.П. Тренинг победителя / Петрова Н.П. – М.: Речь, 2016 г., 95 с.
5. Прутченков А.С. Тренинг личностного роста / А.С. Прутченков. – М.:
Эксмо, 2018 г., 130 с.
6. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах/М. И.
Рожков. – М.: Владос, 2018 г., 351 с.
7. Смит С. Тренинг лидерства /С. Смит. - СПб: Речь, 2018 г., 172 с.
8. «Я – лидер». Сборник материалов СДиМД, [Текст]. - Ростов-на-Дону
9. Интерпракс, 2010 г., 161 с.
Литература для детей
1. Андерсон Д. Думай. Пытайся. Развивайся /Д. Андерсон. - СПб: Азбука,
2016 г., 147 с.
2. Горохова Е.В. Хочу быть лидером. Серия «Детское движение и
ученическое самоуправление» / Е. В. Горохова. - Н. Новгород: АРТ, 2019 г.,
115 с.
3. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения / Т. Г. Григорьева. Новосибирск: ООО МАС, 2016 г., 214 с.
4. Долил М. Как работать вместе / М. Долил. – М.: АЮЛ, 2018 г., 200 с.
5. Леви В. Искусство быть другим /В. Леви. – М: Эксмо, 2019 г., 305 с.
6. Леви В. Искусство быть собой /В. Леви. – М: Эксмо, 2019 г., 205 с.
7. Лобачева С. И., Справочник вожатого /С.И. Лобачева. – М.: ВАКО, 2017.192с.
Литература для родителей
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих
взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой
судьбы /Э. Берн. – СПб: Литера, 2012 г., 212 с.
2. Бушелева Б. В. Поговорим о воспитанности наших детей /Б. В. Бушелева.
- М.: Просвещение, 2018 г., 172 с.
3. Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей / Г.Н. Сартан. – М., 2021
г., 188 с..

Электронные ресурсы:
https://ems.chel-meteor.ru/wpcontent/uploads/2017/04/Методическое_пособие_для_вожатых_Шмойлова_И.
С..pdf
https://iro22.ru/wp-content/uploads/2024/08/tehnologija-i-metodika-rabotyvozhatogo-v-lagere.pdf
https://www.forus-nsk.ru/uchebno-metodicheskiyotdel/Literatura/10_Vog_shagov.pdf
https://nvsu.ru/files/ufiles/2023/07/Теория%20и%20методика%20работы%20во
жатого%20в%20детском%20лагере.pdf

Приложение 1

1.
2.
Оценочная шкала:
1балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо);
2балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю);
3балла – оптимальный уровень (качество присутствует);
4балла – продвинутый уровень (качество развито).

№
п/п

Ф.И.
обучающегося

Уровень
практической
подготовки

Показатели

Уровень
теоретической
подготовки

Сводная карта освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
(предметная компетентность)

Уровень освоения
дополнительной
образовательной программы

А

Б

В баллах
(А+Б):2

1
2
Оценочная шкала: 1 балл – исходный уровень (качество выражено крайне слабо); 2
балла – базовый уровень (качество проявляется от случая к случаю); 3 балла –
оптимальный уровень (качество присутствует).

Средний балл

Установка на ЗОЖ

Овладение
необходимыми
трудовыми предметными
навыками

Инициативность

Самоконтроль
результатов личной
деятельности

Ответственность

Личная организованность

Трудолюбие

Ориентация на успех

Способность к
конструктивному
взаимодействию

Ф.И.
обучающег
ося

Усвоение социальных
норм и правил

Карта диагностики уровня развития универсальных профессионально
значимых качеств обучающихся

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Зачет «Я – вожатый»
По окончании освоения программы проводится зачет «Я – вожатый»
в виде тестирования по основным учебным темам программы.
Тестирование
ФИО обучающегося _____________________________________________
Добрый день, уважаемые друзья! Перед вами тест на тему «Основы
вожатского мастерства».
1.
Продолжите определение: Вожатый – это _______________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
2.
Выберите правильное утверждение: Официально я могу работать в
лагере до достижения 18-ти лет:
А) да
Б) нет
В) свой вариант _______________________________________________
3.
Что
мы
подразумеваем
под
«Едиными
педагогическими
требованиями?»
А) свод законов и традиций лагеря
Б) принципы и правила, которые вожатые предъявляют к детям
В) принципы, правила, образ действий, которые вожатые предъявляют
себе, вожатскому отряду, детям
Г) нет правильного ответа
4.
Существует условная классификация игр, напишите ее:
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
5.
Снайпер, лапта, пионербол – к какому виду игр относятся все
вышеперечисленные игры?
А) игры на вторичное знакомство
Б) игры на поднятие эмоционального фона В) Игры на внимательность
Г) пoдвижные игры
6.
К какой из нижеперечисленных групп игр относятся кричалки,
розыгрыши, игры с залом?

А) игры на развитие группы
Б) игры на снятие напряжения, поднятия настроения
В) интересная и разнообразная организация свободного времени
7.
В чем главное отличие игр на «первичное» знакомство от игр на
«вторичное» знакомство?
А) игры на «первичное» знакомство подразумевают знакомство по именам,
а игры на «вторичное» знакомство – знакомство с интересами и
увлечениями друг друга.
Б) игры на «первичное» знакомство – человек сам называет свое имя, игpы
на «втоpичное» знакомство – дpугой человек называет твое имя.
В) в игры на «первичное» знакомство можно играть только в
организационный период, а в игры на «вторичное» знакомство – в основной
период.
Г) нет правильного ответа
8.
Выберите лишнее в стадиях развития временного детского коллектива
по А.Н. Лутошкину:
А) песчаная россыпь
Б) горящий факел
В) сияющий булык
Г) легкий арбалет
Д) мерцающий маяк
Е) алый парус
Ж) мягкая глина

9.
Назовите все стадии коллективного творческого дела: ____________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
10. Поставьте цель и задачи на первый день смены:
А) Цель - адаптация, задачи: познакомиться, обеспечить бытовой
комфорт, сформировать нормы отряда
Б) Цель - формирование норм отряда, задачи: адаптироваться к новой
обстановке, познакомиться, обеспечить бытовой комфорт
В) Цель - знакомство, задачи: адаптироваться к новой обстановке,
обеспечить бытовой комфорт, сформировать нормы отряда
Г) Цель - бытовой комфорт, задачи: адаптироваться к новой обстановке,
познакомиться, сформировать нормы отряда

11. Вожатый предлагает отряду поиграть с ним в игру, но они не желают
идти на контакт. Опишите ваши действия:
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
12. У ребенка в отряде болит живот, может ли вожатый оказать первую
помощь?
А) да
Б) нет
В) свой вариант ответа
________________________________________
13. Для какого возрастного периода характерно: высокий авторитет
вожатого
(воспитателя),
большая
впечатлительность,
неумение
концентрировать свое внимание на чем-либо?
А) 7-8
Б) 9-10
В) 11-13
14. Для какого возраста характерным является: «Неудача в мероприятии
вызывает резкую потерю интереса к делу, а успех вызывает эмоциональный
подъем»?
А) 9-10
Б) 15-17
15. Может ли вожатый проверить сумку ребенка на наличие запрещенных
правилами лагеря предметов?
А) да
Б) нет
В) свой вариант ответа __________________________________________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».