ДООП Основы сольфеджио и музыкальной грамоты

Департамент образования
Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное
учреждение дополнительного образования620078 г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 63, тел: +7 343 375 11 12 e-mail: domike@rambler.ruwww.ddu66.ru

Основы музыкальной грамоты и сольфеджио
дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
Срок реализации программы- 3 года
Возраст обучающихся - 7-18 лет

Разработчик:
Жусупова Ж.К.,
педагог дополнительного
образования

г. Екатеринбург, 2025 год

Содержание

1. Комплекс основных характеристик программы……………

3

1.1.Пояснительная записка…………………………………………..

3

1.2. Цель и задачи программы……………………………………….

8

1.3.Содержание программы…………………………………………..

8

2.Комплекс организационно-педагогических условий…………

32

2.1.Календарный учебный график…………………………………...

32

2.2. Условия реализации программы………………………………..

32

2.3.Формы аттестации и оценочные материалы…………………...

37

Список литературы………………………………………………..

39

2

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка

1.1.
Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая

программа «Основы музыкальной грамоты и сольфеджио» художественной
направленности

разработана

в

соответствии

с

основополагающими

документами:
1.

Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273

«Об образовании в Российской Федерации»;
2.

Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 "Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности подополнительным общеобразовательным программам»;
3.

Приказ Минпросвещения России от 30.09.2020 № 533 «О внесении

изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программам,

утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. №
196»;
4.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ

от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

организациям

воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
5.

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О

направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)»;
6.

Приказ

утверждении

Минобранауки

Порядка

России

применения

от

23.08.2017

организациями,

№816

«Об

осуществляющими

образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
3

7.Устав МАУ ДО ДДиЮ.
Актуальность программы
Музыкальная

грамота

является

исходной

точкой

любого

вида

музыкальной деятельности. Наряду с другими занятиями, они способствуют
расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса,
пробуждению любви к музыке.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной

направленности

«Основы

музыкальной

грамоты

и

сольфеджио» (далее - Программа) предназначена для всестороннего развития
детей школьного возраста и объединяет в себе элементы музыкальноисторических,

музыкально-теоретических,

эстетических

и

общегуманитарных знаний.
Программа предполагает обучение детей из вокальных, музыкальных и
хореографических коллективов основам теории музыки, музыкальной
грамоты.
Предлагаемая программа, безусловно, является значимой еще и потому,
что реализуется в городе, который, по праву, считается культурной столицей
Урала. Воспитание гармонично развитого человека, интересующегося
музыкальной культурой города, а возможно, и будущего студента
музыкального вуза нашего города, является важной и актуальной задачей.
Таким образом, программа соответствует социально-экономическим
потребностям

нашего

региона

и

города,

социальному

заказу

на

образовательные услуги, поскольку отражает потребности и индивидуальные
особенности потенциальных обучающихся, ожидания родителей, требования
и ожидания образовательных учреждений профессионального образования,
требования социума, общественности, государства.
Адресат программы - дети 7 -18 лет.
Срок реализации – 3 года.
Уровень освоения программы – стартовый. Программа предполагает
4

использование и реализацию общедоступных и универсальных форм
организации материала, минимальную сложность предлагаемого

для

освоения материала.
Наполняемость группы – от 10 до 15 человек.
При комплектовании групп, в методике проведения занятий, в темах,
содержании, создаваемых художественных образах учитываются возрастные
особенности обучающихся.
Младший школьный возраст. Поступление в начальную школу
влечет за собой изменение социальной ситуации развития ребенка, открытие
им новой позиции школьника, новой учебной деятельности. В детях 7 лет
формируется новая личность, которая обладает своей внутренней жизнью и
рефлексией. Немаловажную роль в этот период играет формирование
эстетического

вкуса.

Эстетический

вкус

воспитывается,

во-первых,

благодаря развитию способности ощущать выразительность искусства,
понимать язык искусства; во-вторых, теоретическому обучению, в-третьих,
творческой и исполнительской деятельности.
Главные особенности детей 10-11 лет – познавательный интерес,
произвольное поведение, анализ и классификация информации, развитие
приемов логического мышления. Ведущие виды деятельности – учебная и
игровая. Формируется представление о себе как об умелом человеке с
большими

потенциальными

возможностями

развития.

Повышается

активность, стремление к деятельности.
12-13 лет – критический период. Происходит формирование нового
уровня

мышления,

логической

памяти,

избирательного,

устойчивого

внимания. Ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к
миру и к самому себе, развиваются процессы самосознания. Основное
новообразование этого периода – социальное сознание, перенесенное во
внутренний план мышления.
В возрасте 14-15 лет достаточно развит уровень рефлексии, устойчивая
5

самооценка и осознанное формирование элементов мировоззрения.
Интеллектуальная взрослость выражается в стремлении что-то знать и
уметь

по-

настоящему.

Это

стимулирует

развитие

познавательной

деятельности, содержание которой выходит за рамки школьной программы.
Значительный объем знаний у подростков – результат самостоятельной
работы.
Старший школьный возраст (15-18 лет). Юношеский возраст – это
период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного
самоопределения.

Усиливается

стремление

выразить

свою

индивидуальность.
Допускается деление группы на подгруппы в том случае, если
обучающиеся одной группы занимаются в разные смены.
Группы

комплектуются

из

детей

без

прохождения

каких-либо

конкурсных испытаний на наличие музыкальных данных, но обучающиеся
игре на музыкальных инструментах, в студии народного, эстрадного пения
или в хореографическом коллективе. Состав группы постоянный, однако,
возможно пополнение её в течение учебного года. Педагог учитывает
особенности каждого обучающегося и обеспечивает индивидуальный подход
к нему. При наличии в группе ребенка особых категорий (дети с
ограниченными возможностями здоровья, одаренные дети), основная
программа адаптируется под возможности этого ребенка.
Работа с обучающимися строится на основе следующей системы
дидактических принципов:


принцип

психологической

комфортности

(создается

образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих
факторов учебного процесса);


принцип минимакса (обеспечивается возможность разноуровнего

обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом, при этом
подбор практических заданий ведется с учетом природных задатков,
6

интересов,

потребностей,

индивидуальных

особенностей

детей

и

экономических возможностей семей);


принцип вариативности (у детей формируется умение осуществлять

собственный выбор на основании некоторого критерия);


принцип непрерывности (обеспечиваются преемственные связи

между всеми годами обучения);


принцип творчества (процесс обучения сориентирован на

приобретениедетьми собственного опыта творческой деятельности).
Режим занятий:
 количество занятий в неделю - 1;
 продолжительность занятия – 1 академический час (45 мин);
 общий объем часов в год - 36.
Формы обучения: очная.
Основной формой организации процесса обучения является групповое
комбинированное
предъявление

и

нового

интегрированное
материала

в

занятие,
виде

включающее

беседы

и

в

себя

демонстрации

иллюстративного материала с последующей отработкой умений и навыков на
практике, выполнение самостоятельной работы. Важным элементом каждого
занятия является обсуждение, рефлексия.
Видами занятий, используемыми при обучении по программе, являются
следующие:
-

беседа,

 лекция,
 практическое занятие,
 открытое занятие.
Для подведения итогов реализации программы используются
7

следующиеформы:
- беседа,
 творческий отчет,
 презентация,
 практическое /творческое занятие,
 открытое занятие.

1.2.

Цель и задачи программы

Цель программы – развитие творческих возможностей обучающихся
посредством освоения основ музыкальной грамоты.
Задачи:
Обучающие:
-формирование базиса общей культуры обучающихся;
Развивающие:
-развитие общих музыкальных способностей: музыкального слуха,
голоса и чувства метроритма, развитие интеллектуальных и творческих
возможностей обучающихся.
Воспитательные:
-воспитание художественного вкуса - формирование широкого
музыкального кругозора;
1.3. Содержание программы
Содержание программы распределено по следующим разделам:


«Теория музыкального искусства».

«Теория музыкального искусства» – вспомогательная дисциплина, ее
изучение не имеет смысла в отрыве от исполнительской практики –
коллективной или индивидуальной.
8

Данный блок «Теория музыкального искусства» предназначен для детей,
обучающихся хоровому, вокально-эстрадному пению, игре на различных
музыкальных инструментах, хореографии.


«История музыкального искусства».

Данный блок призван сформировать музыкальные представления,
систематизировать

знания

учащихся

о

музыке,

а

также

развивает

интеллектуальную, эмоциональную, познавательную сферы обучающихся в
области мирового музыкального искусства.
Сводный учебный план
Название тем
Теория музыкального искусства
Вокально-интонационные навыки
(звуковысотность, сольфеджирование)
Построение элементовмузыкального
языка (формообразование,
ладотональность, метроритм)

.
.

Количество
часов
18
7
8

Слуховое восприятие

2

Итоговый контроль(аттестация)

1

История музыкального искусства

18

.
.
Вводное занятия

1

Звуки шумовые и музыкальные.
Средства музыкальной выразительности
Сказка в музыке

2

.
.

11

.
.

Классическая музыка в мультипликации.
Рисуем музыку
Аттестация

3

итого

36

1

.

9

Раздел «Теория музыкального искусства»
Базовой для данной программы является Программа по сольфеджио для
ДМШ, музыкальных отделений ДШИ, вечерних школ общего музыкального
образования. Специфика преподавания теории музыкального искусства в
условиях учреждения дополнительного образования выражается в
формах работы, подачи материала и контроля за результатами реализации
программы.
Теория

музыкального

искусства

–

музыкально-теоретическая

дисциплина, целью которой является: обеспечение обучающегося знаниями,
умениями и навыками, помогающими ему в исполнительской деятельности;
способствующими росту профессионализма, как отдельных обучающихся,
так и коллектива в целом.
Данный раздел, в совокупности с другим музыкально-теоретическим
разделом

«История

исполнительские

музыкального

дисциплины

и

искусства»,
формирует

органично

комплекс

дополняет

музыкального

образования.
Теория музыкального искусства – вспомогательная дисциплина, ее
изучение не имеет смысла в отрыве от исполнительской практики –
коллективной или индивидуальной.
Содержание блока представляет собой своеобразный синтез искусства и
основ науки о музыке, что позволяет стимулировать как эмоциональное, так
и интеллектуальное развитие учащихся.
«Теория музыкального искусства» решает комплекс специфических
задач:
Обучающие задачи:
-

формирование вокально-интонационных навыков, чистой

интонации;
-

формирование ладового чувства, мелодического и
10

гармоническогослуха, чувства ритма;
-

обучение беглому ноточтению, всестороннему анализу нотного

текста,ориентации в хоровой или ансамблевой партитуре;
-

изучение законов и основных принципов строения музыкального

языка,формообразования.
Развивающие задачи:
-

развитие

логического

и

ассоциативного

мышления,

памяти,воображения;
-

развитие эмоциональной сферы обучающихся;

-

развитие навыков самовыражения через самостоятельную

творческуюдеятельность – подбор по слуху, сочинение, импровизацию.
Воспитательные задачи:
-

воспитание

коммуникативных навыков в процессе

коллективнойтворческой деятельности;
-

воспитание

художественного

вкуса,

формирование

широкогомузыкального кругозора;
-

формирование потребности в саморазвитии и активной жизненной

позиции для успешной адаптации в социуме.
Цель – формирование мотивации к занятиям через знакомство с
основнымисведениями по теории музыки.
Задачи:


познакомить со свойствами музыкального звука;



познакомить со специальной терминологией и темами в

соответствии ссодержанием 1 года обучения в области звуковысотности,
ладо-тональности, метроритма, формообразования;


научить петь в интонационных упражнениях основные элементы

ладового комплекса тональности –Т3, разрешения, опевания устойчивых
ступеней визученных тональностях, импровизировать окончание мелодии на
11

заданный текст, доводя ее до Т, устные мелодические диктанты.
Раздел 2. «История музыкального искусства»
Предметы музыкально-теоретического цикла, в том числе и «История
музыкального искусства», являются неотъемлемой частью образовательного
комплекса

музыкального

дополнительного

воспитания

образования.

Кроме

в

условиях

обучающихся

учреждения

хоровой

студии,

музыкально-теоретические занятия посещают учащиеся, обучающиеся игре
на различных музыкальных инструментах (фортепиано, баян, аккордеон,
гитара, балалайка), учащиеся из вокальных студий ДДТ.
История

музыкального

искусства

–

музыкально-теоретическая

дисциплина, целью которой является развитие интеллектуальных и
творческих

возможностей

обучающихся,

способствующих

совершенствованию и самореализации воспитанников в индивидуальном и
коллективном процессе музицирования.
Раздел «История музыкального искусства» реализуется посредством
решения комплекса задач.
Обучающие:
-

формирование специальных знаний по истории музыкального

искусства, стилей, жанров, музыкальных форм, средствах музыкальной
выразительности;
-

формирование навыков анализа музыкального произведения в

контексте мировой музыкальной культуры;
-

расширение музыкального кругозора обучающихся, формирование

багажа грамотного слушателя;
Воспитательные:
-

воспитание коммуникативных навыков в процессе коллективной

творческой деятельности;
-

воспитание

художественного

вкуса,

формирование

широкого

музыкального кругозора;
12

- формирование самостоятельности и независимости суждений об
изучаемых явлениях культуры, умения аргументировано отстаивать свою
точку зрения.
Развивающие:
- развитие образного

и ассоциативного мышления и

памяти,воображения;
- развитие эмоциональной сферы обучающихся;
- развитие навыков

самовыражения

через

самостоятельнуютворческую деятельность – творческие проекты,
презентации.
Детям даются представления о музыкальных и шумовых звуках, о
средствах музыкальной выразительности, знакомят с темой «Сказка в
классической музыке». Она рассматривается на примере творчества русских
и зарубежных композиторов XIX-XX века. В ходе изучения темы
воспитанники

знакомятся

с

краткой

характеристикой

творчества

композиторов, с особенностями жанров, в которых воплощается сказка, со
средствами музыкальной

выразительности.

Особым

разделом

темы

является «Музыка из мультфильмов», где наряду со знакомством с
классическими произведениями, анализируются и изучаются современные
музыкальные

произведения

особенности

музыкального

–

популярные

песни

воплощения

из

отдельных

мультфильмов,
персонажей

мультфильмов.
Учебный план
№
п/п

Количество часов
Всего теория практик
а
Раздел 1. «Теория музыкального искусства»
Название темы

1. Вокально-интонационные
навыки
1.1 Вводное занятие

7

3

4

1

1

-

Формы
контроля/
аттестации

беседа
13

1.2 Звуковысотность

2

1

1

Беседа, опрос

14

1.3

Вокальноинтонационные навыки

2

1

1.4

Сольфеджирование

2

-

8

2

Вокальные
упражнения,
практические
задания
2 Вокальные
упражнения,
опрос
6

4

1

3

Ритмические
упражнения

3
1

1

2
1

Беседа, опрос
беседа, опрос

3

1

2

Практические
задания

1

-

1

1

-

1

2.Построение элементов
музыкального языка
(формообразование, ладотональность, метроритм)
2.1
Метроритм.
Ритмическиезадания
2.2
2.3

Ладотональность
Формообразование

1

3. Слуховое восприятие
3.1 Восприятиена
слух.
Музыкальный
диктант.
Ритмический диктант.
4. Итоговый контроль
4.1

Аттестация

Всего по разделу
18
5
Раздел 2. «История музыкального искусства»
5. Язык музыки
3
1
5.1 Вводное занятие
1
5.2 Звуки шумовые и
1
музыкальные.
5.3 Язык
музыки.
1
1
Средства
музыкальной
выразительности
11
5
6. Сказка в творчестве
композиторов
6.1 Сказка в творчестве М.
1
0,5
Глинки
6.2 Сказка в творчестве М.
1
0,5
Мусоргского
6.3 Сказка в творчестве Н.
2
1
А
Римского-Корсакова

Творческие
задания

13
2
1

Беседа
1 Наблюдение,
беседа
Наблюдение,
беседа
6
0,5

Беседа, опрос

0,5

Беседа, опрос

1

Беседа, опрос

15

Сказка в творчестве П.
И. Чайковского
6.5 Сказка в творчестве Э.
Грига
6.6 Сказка в творчестве К.
Лядова
6.7 Сказка в творчестве С.
Прокофьева
6.8 Сказка в творчестве И.
Стравинского
6.9 Сказка в творчестве М.
Равеля, Дебюсси
7. Классическая музыка в
мультипликации. Рисуем музыку
7.1
Классическая музыка в
мультфильмах Диснея
7.2
Рисуем музыку
6.4

8.1

2

1

1 Беседа, опрос

1

0,5

0,5 Беседа, опрос

1

0,5

1

0,5

1

0,5

3

1

0,5 Наблюдение,
беседа
0,5 Наблюдение,
беседа
0,5 Наблюдение,
беседа
1 Наблюдение,
беседа
2

1

0,5

0,5 наблюдение

8. Итоговый контроль

2
1

0,5
-

1,5 наблюдение
1

Аттестация

1

-

Всего по разделу
ИТОГО

18
36

7
12

1

1 Творческие
задания,
музыкальная
викторина
11
24

Содержание программы
Раздел 1. «Теория музыкального искусства»
Тема 1. Вокально-интонационные навыки
Тема 1.1. Вводное занятие
Теория: знакомство обучающихся друг с другом и педагогом,
коммуникативные музыкальные игры. Вводная беседа о предмете, план
обучения по программе на год. Инструктаж по технике безопасности.
Тема 1.2. Звуковысотность
Теория: Свойства музыкального звука. Интервалы прима, секунда,
терция, октава. Понятия: музыкальные и шумовые звуки, высота, регистр,
динамика, длительность, тембр, нотоносец, скрипичный ключ, нота, тон и
16

полутон, знаки альтерации, консонанс, диссонанс; интервал, аккорд,
трезвучие.
Практика: Восприятие на слух музыкальных и немузыкальных звуков.
Определение свойств музыкального звука в процессе акустических опытов.
Создание композиций из немузыкальных звуков.
Запись нот первой октавы. Закрепление графического положение ноты
за ее названием и высотой звучания. Интонационное, зрительное, слуховое,
тактильное усвоение тона и полутона. Графическое обозначение диеза и
бемоля. Закрепление теоретических сведений на песенном материале. Работа
на «немой» клавиатуре.
Сенсорное восприятие консонанса и диссонанса, интервала, аккорда.
Интонационное освоение интервалов на основе музыкальных образов.
Эмоциональное восприятие 4 видов трезвучия – мажорного, минорного,
уменьшенного, увеличенного. Определение на слух элементов музыкального
языка – интервалов, трезвучий.
Построение на инструменте, в тетради интервалов, трезвучий.
Нахождение элементов музыкального языка в нотном тексте.
Тема 1.3. Вокально-интонационные навыки.
Теория: понятия - импровизация, столбица, устойчивое и неустойчивое
окончание,
Практика: Пение звукорядов изученных гамм разными приемами:
Формирование навыка пения нотами в опоре на графическое высотное
положение ступени (столбица), по нотам.
Интонационное доведение мелодии до тоники. Импровизация окончания
мелодий и целых мелодических построений на неустойчивой и устойчивой
ступени. Закрепление интонации скачка на септиму между тетрахордами в
гаммах Фа мажор, Соль мажор на основе столбицы, интонационных
упражнений. Интонационное освоение интервалов впределах октавы, 4 видов
трезвучий на основе специальных попевок- песенок.
17

Тема 1.4. Сольфеджирование
Практика: Пение нотных примеров нотами и со словами, наизусть и по
учебникам для данного года обучения, транспонирование примеров для
сольфеджирования в изученные тональности.
Тема

2.

Построение

элементов

музыкального

языка

(формообразование, ладотональность, метроритм)
Тема 2.1. Метроритм. Ритмические задания.
Теория:

Формирование

ощущения

равномерной

метрической

пульсации, определение метрической пульсации в опоре на жизненные
прообразы.

Длительности

целые,

половинные,

четверти,

восьмые,

шестнадцатые. Ритмические группы две восьмые, четыре шестнадцатые,
четверть с точкой и восьмая. Паузы целая, половинная, четвертная, восьмая,
шестнадцатая.
Понятия: доля, акцент, сильная и слабая доля, пауза, метр двухдольный
и трехдольный, длительность, ритмическая группа, нота с точкой, такт,
тактовая черта, размер, затакт, дирижирование и тактирование.
Практика:

Исполнение

долей

на

детских

музыкальных

инструментах, «озвучивание» собственного пульса. Исполнение метрической
пульсации различными вариантами на детских ударных инструментах.
Определение периодической метрической акцентуации на слух в опоре на
жанровые

прообразы.

Ритмослоговые

обозначения

длительностей

и

ритмических групп. Исполнение ритмических рисунков состоящих из
изученных длительностей и ритмических групп ритмослогами, ударами,
хлопками, на музыкальных инструментах и т.п. Определение на слух
ритмических рисунков. Ритмические диктанты в размерах 2/4, 3/4, 4/4.
Отработка навыка дирижирования в соответствии с метрической пульсацией
в размерах 2/4, 3/4, 4/4.
Тема 2.2. Ладотональность
18

Теория: Введение новых понятий на основе этимологии слова лад,
эмоционального переживания окраски лада. Тональности До мажор, Ре
мажор, Фа мажор, Соль мажор, ля минор (натуральный вид). Формулы
мажора и минора. Порядок появления ключевых знаков. Понятия: лад,
мажор, минор, тональность, параллельные тональности, тоника,
устойчивые и неустойчивые ступени, строение мажорной гаммы, Т3,
вводные

звуки,

разрешение,

опевание,

ключевые

знаки,

тетрахорд,

транспонирование.
Практика: Определение лада на слух в детских песнях.
Последовательная запись гамм и всех ладовых элементов. Слуховое,
интонационное освоение элементов лада – мажора и минора.
Транспонирование тональных принципов мажора в минор приемом
сопоставления. Сопоставление строения мажора и минора, сходства,
различия.
Тема 2.3. Формообразование.
Теория: понятия - фраза, предложение, куплет, припев, реприза.
Практика:

Анализ

примеров

по

сольфеджио

с

точки

зрения

музыкального синтаксиса. Составление буквенных схем форм исполняемых
примеров для сольфеджирования.
Тема 3. Слуховое восприятие.
Тема 3.1. Восприятие на слух. Музыкальный диктант.
Практика: Определение на слух различных элементов музыкального
языка,

изучаемых

в

разделах

метроритм,

звуковысотность,

ладо-

тональность. Устные интервальные, аккордовые, ритмические диктанты.
Письменные

интервальные

и аккордовые

диктанты (по 8

тактов),

ритмические диктанты (4 такта).
Мелодические

диктанты

устные

и

письменные

в

изученных

тональностях с использованием усвоенных элементов лада, ритмических
19

групп и длительностей. Объем не более 8 тактов.
Тема 4. Итоговый контроль (аттестация).
Тема 4.1. Аттестация
Практика: творческие задания
Раздел 2. «История музыкального искусства»
Тема 5. Язык музыки
Тема 5.1. Вводное занятие
Теория: Знакомство с группой. Инструктаж на рабочем месте.
Содержание курса. Беседа о жанре сказки. Сказка и музыка. Мифы, легенды,
сказки о музыке.
Музыкальный материал к теме: К.В. Глюк «Орфей» (фрагменты).
Тема 5.2. Звуки шумовые и музыкальные. Беседа: из чего рождается
музыка. Прослушание звуков окружающего мира, какие звуки называются
музыкальными. Свойства музыкальных звуков: высота, длительность,
громкость, тембр.
Практика: создание музыки с помощью окружающих предметов,
определение на слух свойств музыкальных звуков. Музыкальный материал:
И. Штраус Полька «На охоте», «русский рок-н-ролл»(ансамбль
«Джаз-балалайка»).
Тема 5.3. Язык музыки. Средства музыкальной выразительности.
Теория:

Как и

Средства

о

чём рассказывает

музыкальной

выразительности:

музыка.
мелодия,

ритм,

темп,

регистр, динамика.
Практика: И.С.Бах прелюдия До мажор из I тома ХТК, Ф. Лист
Ноктюрн «Грёзы любви». С Рахманинов Концерт для фортепиано

с

оркестром №2 Iчасть (фрагмент), Э.Григ «В пещере горного короля», Равель
«Болеро».
20

Тема 6. Сказка в творчестве композиторов
Тема 6.1. Сказка в творчестве М.И.Глинки.
Теория: Сказка в творчестве М. Глинки. Знакомство с жизнью
композитора. Сказка А. Пушкина и одноименная опера М. Глинки.
Особенности оперного жанра. Характеристика персонажей и средств
музыкальной выразительности, использованных для их воплощения.
Практика: «Руслан и Людмила» (фрагменты).
Тема 6.2. Сказка в творчестве М.П.Мусоргского.
Теория: Краткая характеристика жизни и творчества Мусоргского.
Фортепьянный цикл «Картинки с выставки». Особенности жанра. История
создания произведения. Сказочные образы в цикле. Симфоническая картина
«Ночь на лысой горе»
Практика: «Картинки с выставки» – «Старый замок», «Избушка на
курьих ножках»; «Ночь на лысой горе».
Тема 6.3. Сказка в творчестве Н. Римского-Корсакова.
Теория: Знакомство с музыкальным наследием композитора. Роль
сказкив его творчестве; оперы-сказки. Сказки А. Пушкина, А. Островского и
их воплощение в музыке Римского-Корсакова. Былина о Садко. Сказка о
Морской царевне. Арабские сказки «1001 ночь». Тембровое богатство и
красочность гармонии в произведениях композитора.
Практика: «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Золотой
петушок», «Шехерезада» (фрагменты).
Тема 6.4. Сказка в творчестве П.И.Чайковского.
Теория: Краткая характеристика музыкального наследия композитора.
Биографические данные. Сказочные образы в фортепьянной музыке
Чайковского. Знакомство с жанром балета: черты жанра; балеты-сказки.
Средства музыкальной характеристики.
Практика: «Баба-Яга», «Нянина сказка» из «Детского альбома»;
21

балеты «Спящая красавица», «Щелкунчик» и «Лебединое озеро».
Тема 6.5. Сказка в творчестве Э.Грига.
Теория: Краткий обзор жизни и музыкального наследия композитора. Образы
Норвегии. Фольклор. Сказочные герои. Сюита «Пер Гюнт». Ее образное содержание,
сюжет. Характеристика сказочных персонажей. Основные средства музыкальной
выразительности.
Практика: из сюиты «Пер Гюнт» – «В пещере горного короля»,
«Шествиегномов»; из «Альбома для юношества» – «Танец эльфов».
Тема 6.6. Сказка в творчестве А. Лядова.
Теория:

Знакомство

с

музыкальным

наследием

композитора.

Особенности его стиля. Сказочные музыкальные картины А. Лядова.
Характеристика

их

образного

содержания,

красочность

оркестровки,

художественное богатство.
Практика: «Баба-Яга», «Кикимора».
Тема 6.7.Сказка в творчестве С.Прокофьева.
Теория:

Музыкальное

наследие

композитора.

Многочисленность

образов.Место сказки в музыке С. Прокофьева. Сказочные образы в балете
«Золушка». Музыкальная сказка для симфонического оркестра и ее
тембровое развитие.
Практика:

балет

«Золушка»

(фрагменты);

симфоническая

сказка «Петя иволк».
Тема 6.8. Сказка в творчестве И.Стравинского.
Теория: Знакомство с музыкальным наследием композитора.
Богатство жанров, образов в его творчестве. Обращение к сказке в
балетном жанре. Особенности выбора сказочной темы. Русские сказки
в произведениях Стравинского. Сказка Г.Х. Андерсена и ее отражение
в балетном жанре.
Практика:

«Петрушка»,

«Поцелуй

феи»,

«Жар-птица»
22

(фрагменты).
Тема 6.9. Сказка в творчестве М.Равеля, К.Дебюсси.
Теория: Жанр сказки в творчестве зарубежных композиторов.
Фольклорные образы. Понятие об импрессионизме. Особенности
образного решения, музыкального языка. Музыкальное наследие
Равеля.
Жанр сказки в творчестве зарубежных композиторов. Фольклорные
образы. Понятие об импрессионизме. Особенности образного решения,
музыкального языка. Музыкальное наследие Дебюсси. Обращение к
сказочным образам. М. Метерлинк и его произведения
Практика: М. Равель «Матушка-гусыня»; сказка «Синяя птица» на
музыку К. Дебюсси и пьесы для детей.
Тема 7. Классическая музыка в мультипликации. Рисуем музыку.
Тема 7.1. Классическая музыка в мультфильмах У.Диснея.
Теория:

Знакомство

с

творениями

У.

Диснея.

Его

роль

в

мультипликации. Обращение к классической музыке в творчестве У. Диснея.
Значение ее в музыкальной драматургии.
Практика: «Белоснежка и семь гномов», «Бемби», «Фантазия».
Тема 7.2. Рисуем музыку.
Теория: Выражение средств музыкальной выразительности через
приёмы живописи.
Практика::

И.Стравинский

«Весна

священная»1ч.,

«Петрушка»,

«Русский танец», К.Дебюсси «Послеполуденный отдых Фавна», «Сиринкс»,
Й. Штраус «Полька-пиццикато», А.Шилклопер «Океан», М.Равель «Вальс».
Тема 8. Итоговый контроль (аттестация).
Тема 8.1. Аттестация
Практика: творческие задания, музыкальная викторина.
23

Планируемые результаты
Метапредметные:
- умеет

оценивать правильность выполнения

учебной

задачи,собственные возможности её решения;
- умеет

понимать причины успеха/неуспеха учебной

деятельностииспособности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
-умеет определять понятия, создавать обобщения, к лассифицировать,
строить логическое рассуждение и делать выводы;
Личностные:
 развит интерес к музыке;
 умеет работать в группе;
 сформированы

этические

чувства,

доброжелательность

и

эмоционально- нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание
чувствам других людей;
- сформировано уважительное отношение к

иному

мнению,

истории и культуре других народов;
 развита инициативность и любознательность, мотив познания и
творчества.
Предметные:
 владеет знаниями и изученной терминологией иумеет применять их
на практике;
 знает основные средства музыкальной выразительности;
 умеет определять на слух фрагменты музыкальных
произведений врамках курса;


знает основные сюжеты, лежащие в основе музыкальных

произведений.
24

2-й год обучения
Цель - освоение теоретических основ музыкального искусства.
Задачи:
- познакомить со специальной терминологией в соответствии с
содержанием 2–го года обучения в области звуковысотности, ладотональности, метро-ритма, формообразования;
- обучить беглому ноточтению, анализу нотного текста;
- развить логическое и ассоциативное мышление, память и
воображение;
- воспитать коммуникативные навыки в процессе коллективной
творческой деятельности.
- владеть знаниями и изученной терминологией 2-го года обучения и
уметь применять их на практике.
№
Название
п/
темы
п
Блок 1. Вокальноинтонационные
навыки
1.1 Вводное занятие

Количество часов
Формы
Всег теори практик контроля/
о
я
а
аттестации

1

1

-

беседа

1.2

Звуковысотность

5

2

3

Беседа, опрос

1.3

Вокально-интонационные
навыки

7

2

5

1.4

Сольфеджирование

4

1

3

Вокальные
упражнения,
практические
задания
Вокальные
упражнения, опрос

Блок 2. Построение
элементовмузыкального языка
(формообразование, ладотональность, метроритм)
2.1 Метроритм.Ритмические
задания.

3

1

2

Ритмическ
ие
упражнен
ия
25

2.2

Ладотональность.

6

1

5

Беседа, опрос

2.3

Формообразование

2

1

1

беседа, опрос

6

-

6

Практические
задания

2

Творческие
задания

Блок 3. Восприятие на
слух.
3.1 Восприятие на слух.
Музыкальный диктант.
Ритмический диктант.
Блок 4. Итоговый контроль

-

4.1 Аттестация

2

ИТОГО

36

-

26

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Блок
1.
Вокально-интонационные
(звуковысотность,сольфеджирование).

навыки

Тема 1.1. Вводное занятие Повторение.
Теория: Инструктаж по технике безопасности, противопожарной безопасности
Повторение теоретических сведений.
Практика: пение интонационных упражнений в изученных тональностях;
сольфеджирование
ритмических,

в

изученных

звуко-высотных

тональностях;

диктантов;

запись

мелодических,

интонационная

импровизация

мелодических фрагментов в заданных условиях.
Тема 1.2. Звуковысотность
Теория: Интервалы в пределах октавы. Тритоны. Обращение интервалов.
Аккорды. Определение, строение (формулы) 4 видов трезвучий – мажорного,
минорного,

уменьшенного,

увеличенного.

Понятия:

тритон,

обращение

интервала, развернутое трезвучие, ломаное трезвучие,арпеджио.
Практика: Построение интервалов в пределах октавы от звука. Игра интервалов
от всех клавиш вверх и вниз. Интонационное освоение интервалов. Определение
интервальных соотношений звуков в примерах

для сольфеджирования.

Построение и игра на инструменте от всех клавиш, «превращение» одного
трезвучия из другого путем понижения или повышения одного из звуков
(среднего, верхнего). Нахождение в нотных примерах движения по звукам
трезвучий – простого, развернутого, в прямом движении, ломаного.
Тема 1.3. Вокально-интонационные навыки.
Теория:

параллельная

переменность,

секвенция,

двухголосие

косвенное,

расходящееся, параллельное. Секвенция – определение, направление, шаг.
Практика: Пение звукорядов, изученных гамм ритмическими рисунками с
использованием пунктирного ритма, ритмических групп восьмая и две
шестнадцатых, две шестнадцатых и восьмая. Интонационная работа в
27

параллельных тональностях. Отработка параллельной переменности постолбице,
в сольфеджировании, восприятии на слух.
Импровизация музыкальных фрагментов в трех видах минора.
Пение восходящих и нисходящих точных тональных секвенций по столбице,
интонационное освоение строения секвенции посредством транспонирования
мотива.
Интонационное освоение интервалов в пределах октавы в ладу по столбице и
вне лада от звука, интонационное освоение интонации тритонов, ув.2 с
разрешением, 4 видов трезвучий.
Тема 1.4. Сольфеджирование
Практика: пение нотных примеров нотами и со словами, наизусть и по
учебникам для данного года обучения.
Пение простейших двухголосных канонов.
Устное транспонирование примеров для сольфеджирования в изученные
тональности.
Блок 2. Построение элементов музыкального языка (формообразование,
ладотональность, метроритм)
Тема 2.1. Метроритм. Ритмические задания.
Теория: Ритмические группы восьмая и
две
шестнадцатых, две
шестнадцатых и восьмая, пунктирный ритм. Понятия: пунктирный ритм,
ритмическая партитура, ритмический канон.
Практика: Исполнение ритмических рисунков состоящих из изученных
длительностей и ритмических групп ритмослогами, ударами, хлопками, на
музыкальных инструментах и т.п. Анализ, чтение ритмослогами иисполнение на
музыкальных инструментах двухголосных ритмических партитур. Ритмические
диктанты в размерах 2/4, 3/4, 4/4. Дирижирование

в соответствии в размерах

2/4, 3/4, 4/4.
Тема 2.2. Ладотональность
Теория: Тональности мажорные и минорные до 2 ключевых знаков: До мажор,
28

ля минор, Соль мажор, ми минор, Фа мажор, ре минор, Ре мажор, си минор, Сибемоль мажор, соль минор. Три вида минора – натуральный, гармонический и
мелодический. Понятия: натуральный, гармонический, мелодический минор,
интервал ув.2 (увеличенная секунда).
Практика: Последовательная запись гамм в прямом движении и по тетрахордам,
всех ладовых элементов: Т3 простое и развернутое, разрешения, опевания,
вводные звуки. Введение гармонического и мелодического видов минора через
сопоставление с натуральным. Эмоционально-образное восприятие видов
минора, интонационное освоение видов минора. Восприятие видов минора на
слух. Игра на фортепиано всех видов изученных миноров (до 2 ключевых
знаков).
Тема 2.3. Формообразование.
Теория: Канон. Куплетная форма. Построения с использованием системы вольт.
Понятия: повтор, вопросо-ответная структура, вольта.
Практика: Анализ примеров по сольфеджио с точки зрения музыкального
синтаксиса. Составление буквенных схем форм исполняемых примеров для
сольфеджирования. Определение формы в ритмических и мелодических
диктантах.
Блок 3. Восприятие на слух.
Тема 1.7. Восприятие на слух. Музыкальный диктант.
Практика: Определение на слух вновь изученных элементов музыкального
языка в разделах метроритм, звуковысотность, ладо- тональность. Устные
интервальные, аккордовые, ритмические диктанты.
Письменные интервальные (12 тактов) и аккордовые диктанты (по 8 тактов),
ритмические диктанты (4 такта). Мелодические диктанты устные и письменные
в изученных тональностях с использованием усвоенных элементов лада,
ритмических групп и длительностей. Объем не более 8 тактов. Занимательные
диктанты. Запись примеров для сольфеджированияпо памяти.
Блок 4. Итоговый контроль (аттестация).
29

Тема 4.1. Аттестация.
Практика: творческие задания.
Планируемые результаты
Метапредметные:
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;
-умение

определять

понятия, создавать обобщения,

классифицировать,строить логическое рассуждение и делать выводы.
Предметные:
-представление о тональностях до 2 ключевых знаков, параллельные
тональности, параллельную переменность;
- представление о видах минора: названия, строение;
- владение знаниями по следующим позициям:
- ритмические группы четыре шестнадцатых, пунктирный ритм; интервалы
прима, секунда, терция, октава – построение, обозначение;
- аккорды: 4 вида трезвучий – определение, построение, обозначение;
- внутритональные секвенции – определение, принцип построения;
- умение исполнять 1-но и 2-х голосные примеры по сольфеджио за 2 класс
ДМШ;
- умение определять на слух, исполнять и записывать элементы музыкального
языка: звуковысотность в ладу: мелодии в соответствии со сложностью 2 класса
ДМШ.
Личностные:
-

владение

способами взаимодействия с

окружающими

людьми,

навыками работы в группе;
-

владение различными социальными ролями в коллективе.

-

основы культуры мышления и поведения, забота о собственном
30

здоровье.

3-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ
Цель - углубление качества знаний по теории музыки.
Задачи:
•

познакомить

со

специальной

терминологией

в

области

звуковысотности, ладо-тональности, метроритма, формообразования;
•

развить навыки самовыражения через самостоятельную творческую

деятельность – подбор по слуху, сочинение, импровизацию.
•

воспитать коммуникативные

навыки

в

процессе

коллективной творческой деятельности.
•

владеть знаниями и изученной терминологией 3-го года обучения и уметь

применять их на практике.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
/п

е блока,темы

ок 1. Вокально-интонационные
навыки
1.1 дное занятие. Повторение.

ичество часов
сего еория рактика

рмы контроля/
естации

2

1

1

беседа

1.2ковысотность

5

1

4

Беседа, опрос

1.3 ально-интонационные
ыки

4

1

3

альные упражнения,
актические задания

1.4 ьфеджирование

5

1

4

Вокальные
пражнения, опрос

31

к 2. Построение элементов
ыкального языка
рмообразование, ладональность, метроритм)
троритм. Ритмические
ания.

мические
ажнения

2

1

1

отональность.

8

2

6

Беседа, опрос

троение
элементов
ыкального языка.

3

1

2

Беседа, опрос

5

-

5

актические задания

2

ворческие задания

к 3. Восприятие на слух.
приятие на слух.
зыкальный диктант.
мический диктант
к 4. Итоговый контроль
естация

2

ОГО

36

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Блок 1. Вокально-интонационные навыки
(звуковысотность, сольфеджирование, мелодия).
Тема 1.1. Вводное занятие. Повторение.
Теория: Инструктаж по технике безопасности, противопожарной безопасности.
Режим работы объединения, учебные пособия, принадлежности для занятий.
Повторение теоретических сведений предыдущего года обучения
Практика: Повторение практических навыков предыдущего года обучения.
Тема 1.2. Звуковысотность.
Теория: Интервалы в пределах октавы, тритоны, ув.2., ум.7. Аккорды.
Обращениетрезвучий. Формулы мажорных и минорных секстаккордов и
32

квартсекстаккордов.

Септаккорд.

Буквенные

обозначения

тональностей.

Исторические и теоретические сведения. Понятия: тритон, характерные
интервалы, секстаккорд, квартсекстаккорд, септаккорд.
Практика: Интонационное и слуховое освоение интервалов. Освоение принципа
обращения при построении аккордов, игре на фортепиано. Интервальный анализ
структуры обращений трезвучий. Определение, построение от звука и в
тональности. Закрепление навыка буквенного обозначения тональностей в
диктантах. Анализ нотного текста, выявлениеизученных интервалов, аккордов в
мелодическом и гармоническом изложении.
Тема 1.3. Вокально-интонационные навыки.
Теория: Продолжение секвенций в заданных параметрах. Неточная секвенция.
Практика: Интонационная работа в параллельных тональностях до 3 ключевых
знаков, отклонение в параллель в работе по столбице.
Двухголосие в интонационных упражнениях с использованием параллельного,
расходящегося движения голосов; ув. 2, ум.7, тритоны с разрешением в
двухголосии.
Тема 1.4. Сольфеджирование.
Практика: Пение нотных примеров нотами и со словами, наизусть и по
учебникам для данного года обучения. Устное и письменное транспонирование
примеров для сольфеджирования в изученные тональности.
Тема 2. Построение элементов музыкального языка(ладотональность,
метроритм, построение элементов музыкального языка.)
Тема 2.1. Метроритм.
Теория: Размер 3/8. Группировка в размере 3/8, ритмические группы. Практика:
Ритмические диктанты. Исполнение ритмических партитур в размере 3/8.
Тема 2.2. Ладотональность.
Теория: Тональности до 3 ключевых знаков. Новые тональности Ля мажор, фадиез минор, Ми-бемоль мажор, до минор. Главные ступени лада – тоника (Т),
субдоминанта (S), доминанта (D). Доминантовый септаккорд D7, определение.
33

Отклонение и модуляция – определение, сходство и различия. Понятия: главные
ступени лада, тоника, субдоминанта, доминанта, доминантовый септаккорд,
отклонение, модуляция.
Практика: Построение D7, игра на фортепиано в изученных тональностях,
определение на слух главных ступеней лада.
построение в мажоре и гармоническом миноре, стандартное разрешение D7.
Нахождение в нотном тексте. Интонационное и слуховое освоение D7.
Отклонение в параллельную тональность в сольфеджировании.
Тема 2.3. Построение элементов музыкального языка.
Практика: Построение изученных интервалов, аккордов от звука вверх и вниз.
Построение

в

изученных

тональностях

интервальных

и

аккордовых

последовательностей с использованием обращений трезвучий главных ступеней,
D7.
Тема 3. Восприятие на слух.
Тема 3.1. Восприятие на слух. Музыкальный диктант
Практика: Ритмические, интервальные, аккордовые диктанты по 8 тактов, одно
проигрывание, в умеренном темпе. Определение на слух обращений трезвучий
тремя способами. Определение на слух функциональных последовательностей в
мажоре и миноре, состоящих из T, S, D, D7. Мелодические диктанты в форме
периода повторного строения. Запись секвенций в качестве со сложным
интонационным звеном диктанта (4 звена, точные и неточные секвенции),
секвенции с окончанием. Устные диктанты с использованием изученных
элементовмузыкального языка в тональностях до 3 ключевых знаков.
Тема 4. Итоговый контроль (аттестация).
Тема 4.1. Аттестация
Практика: творческие задания.
Планируемые результаты
Метапредметные:
34

-умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать,строить
логическое рассуждение и делать выводы;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей,
владение устной и письменной речью.
Предметные:
Владение знаниями по следующим позициям:
- тональности до 3 ключевых знаков; петь в интонационных упражнениях
основные элементы ладового комплекса тональности – мажорные и минорные
гаммы, три вида минора, T, S, D с обращениями, интервальные цепочки;
- буквенное обозначение тональностей;
- ритмические группы восьмая и две шестнадцатых, две шестнадцатых и
восьмая;
- интервалы в пределах октавы – построение, обозначение; обращение
интервалов
- аккорды: обращения трезвучий;
- главные ступени лада: названия, обозначения, назначение, построение в
изученных тональностях;
- секвенции точная, неточная; отклонение, модуляция.
- Умение исполнять 1-но и 2-х голосные примеры по сольфеджио за 3 класс
ДМШ, в том числе с листа.
Личностные:
- владение

способами взаимодействия с окружающими людьми, навыками

работы в группе;
- формирование психологической грамотности, культуры мышления и
поведения.

35

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
Календарный учебный график

2.1.

Образовательный процесс осуществляется на основе учебного плана, рабочей
программы и регламентируется расписанием занятий.
/п

2.2.

Основные характеристики
образовательного процесса
ачало/окончание учебного года
оличество учебных недель
оличество часов
оличество часов в неделю
аникулы
ыходные дни

1.09.2022-30.05.2023
6
6
1.05.23-31.08.23
4.11, 0101,23.02,08.03,01.05,09.05

Условия реализации программы
Материально-технические условия
Обеспечивается образовательной организацией:
Помещение для обучения: учебный кабинет (включая типовую мебель)
Оборудование

Количество /шт.

мпьютер персональный

1

узыкальный центр

1

ртепиано

1

ска школьная (с нотным станом)

1

Кадровые условия
Количество педагогов, ведущих занятие - 1.
Требования к компетенции педагога:
36



педагогическое образование;



профильная подготовка (владение знаниями, умениями,

навыками, соответствующими профилю программы): высшее музыкальное
образование;


владение знаниями по основам психологии детей и

подростков;


владение основами знаний по работе с детьми особых

категорий(одаренные и мотивированные дети, дети с ОВЗ)


владение знаниями по ТБ и ПБ.
Методические условия
Общая характеристика педагогического процесса раздела
«Теория музыкального искусства»

Традиционно изучение данной музыкально-теоретической дисциплины
осуществляется в групповой форме в виде комбинированного и занятия. На
занятиях по сольфеджио педагог опирается на знания, умения и навыки,
полученные воспитанниками на других занятиях (по хоровому пению,
вокальному или инструментальному музицированию).
Наряду с традиционными формами в виде контрольных занятий активно
используются музыкально-теоретические викторины, интеллектуальные игры,
творческие работы обучающихся.
Такие формы работы, как диктант, ритмические задания занимают меньший
объем

по

сравнению

с

вокально-интонационными

навыками

и

сольфеджированием и имеют преимущественно устные виды. Преимущество
преподавания краткого курса сольфеджио в студии перед ДМШ, учитывая
данный подход, заключается в следующем:
1.

все воспитанники владеют анализируемым музыкальным
37

материалом;
полученные

2.

теоретические

знания

не

являются

абстрактными, а имеют реальное музыкально воплощение;
обращение на занятии к исполняемому репертуару, его

3.

всесторонний анализ, способствуют его лучшему усвоению и осознанному
исполнению.
Общая характеристика педагогического процесса раздела
«История музыкального искусства»
Основная форма занятий – комбинированная, включающая беседу, обмен
мнениями педагога и воспитанников по теме занятия и прослушивание
музыкальных

произведений

(аудио-

и

видеозаписи

или

в

живом

исполнении). В курсе музыкальной литературы также предполагаются занятия
лекционного типа при изучении наиболее объемных тем, сложных музыкальных
форм и жанров. При соответствующей подготовке педагога и обучающихся
занятия

проходят

в

форме

музыкальной

гостиной,

беседы-концерта

с

приглашением зрителей – воспитанников и педагогов отдела, родителей,
школьников района.
На занятиях используются следующие технологии:
- информационно-коммуникационные;


здоровьесберегающие;



игровая;



развития критического мышления;



проектная;



проблемного обучения;



технология интегрированного обучения;
38



педагогика сотрудничества.
Обеспечение методическими видами продукции
«Теория музыкального искусства»
Учебные пособия

.

таллиди
Ж., Перцовская А. Мы играем, сочиняем
ьфеджио для 2-6 классов ДМШ. Учебное пособие.
етский композитор, 1992

и поем.
– СПб:

ва Н, Зебряк Т. Сольфеджио для I-II классов ДМШ. – М: Музыка,
.

5.
мыков Б., Фридкин Г.. Сольфеджио. Часть I. Одноголосие.

3

– М:

зыка, 2001
мыков Б., Фридкин Г.. Сольфеджио. Часть II. Двухголосие. – М:

4

ро-вэйв, 2003.
идкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. – М.: Музыка, 1982

5
6

арева М.Г. Музыка и Я. – М.: Музыка, 2006.

7

инина Г.Ф. Сольфеджио. Рабочая тетрадь. 1-7 классы. – М., 2019.
зыкальные занимательные диктанты для учащихся мл. классов

8

Ш. Калинина Г.Ф. – М., 2019.
ипенко

Л.

Начнём

с

ритма.

Методическое

пособие

для

инающих. Ритмические прописи. ИД Катанского, 2012.
лин В. Занимательные игры для чтения с листа. – Челябинск: MPI,
5
отина Т. Музыкальная азбука. Учебное пособие для ДМШ. – М.:
зыка, 2004.
Методические материалы
.
.

борка диктантов
работка занятий
39

.

лекция

компакт-дисков

(аудиоматериал

для

прослушивания

ыкальных фрагментов и произведений)
1
.

Дидактические материалы
мические карточки и лото
мая» клавиатура

«История музыкального искусства»
Учебные пособия
1.

вицкая З., А.Казаринова. Музыкальная литература для ДМШ, 1 год
чения. - М.: Музыка, 2004.

2.

вицкая З., А. Казаринова. В мире музыки. Учебное пособие по
ыкальной
литературе для преподавателей ДМШ. Первый год
чения. – М.: Музыка, 2004.

3

димиров В., Лагутин А. Музыкальная литература для IV классаДМШ.
ание восьмое. – М.: Музыка, 2004.
хорова И. Музыкальная литература зарубежных стран. ДМШ, V

4

сс. - М.: Музыка, 2004.-302 с.
5

хорова

И., Г.Скудина. Музыкальная литература советского

иода для VII класса ДМШ.- М., Музыка, 2004.- 310 с.
6

инина Г.Ф. Музыкальная литература. Вопросы, задания, тесты.
пуск I.
инина

Г.Ф.Музыкальная

литература. Тесты

по

зарубежной

ыкальной литературе. Выпуск II.
8

инина

Г.Ф.

Музыкальная

литература.

Тесты

по

русской

ыкальной литературе. Выпуск III.
9

инина

Г.Ф.Музыкальная литература. Тесты по отечественной

ыке XX века. Выпуск IV.

40

окотягин Д. Музыкальная литература в таблицах. Полный курс
чения, 2013.
ткий музыкальный словарь-справочник. – М.: «Кифара», 2000.
Методические материалы
1.

спекты занятий

2.

работки бесед по изучаемым темам

3.

иоматериал для прослушивания

4

торины по изучаемым темам
Дидактические материалы

1

плект аудио- и видео- записей ко всему курсу предмета.

2.

плект портретов зарубежных, русских и современных композиторов

3

плект наглядных пособий (музыкальные инструменты )

Формы аттестации/контроля и способы их определения

2.3.

Виды и формы контроля, а также цель и время их проведения указаны в
таблице.
Виды контроля,сроки

Содержание

еделение уровня знаний,
ний и навыков владения
ериалом
ущий (в течениевсего явление
ошибок
и
бного года)
ехов в освоении материала
дный (входящий)

оговый

еделение уровня освоения
граммы

Формы
аттестации/ контроля
ос, практическое задание
остоятельная работа, опрос,
рытое занятие, игры
полнение зачетных заданий

Итоговый контроль обучающихся осуществляется при проведении
41

аттестации. Сроки проведения аттестации устанавливаются администрацией
образовательной организации и фиксируются в общем учебном плане.
Оценочные материалы необходимы для установления соответствующего
уровня усвоения программного материала по итогам текущего контроля
образовательной деятельности обучающихся и уровня освоения дополнительной
общеразвивающей программы по итогам аттестации.
В соответствии с целью и задачами программы, используются следующие
формы определения результативности освоения программы: практические
задания работы, творческие задания , викторины, игры.
Итоговый контроль обучающихся осуществляется в соответствии с
основными критериями:
- степень глубины понимания материала;
- проявление творческой индивидуальности в работе.
Программа предполагает проведение мониторинга развития личности
обучающегося, который отслеживает динамику развития личности.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом
педагогического наблюдения и фиксируется в картах личностного развития.

42

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовая:
1.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании

в Российской Федерации»;
2.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9

ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программам» (далее - Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам);
3.

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от

30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления

образовательной

деятельности

образовательной

деятельности

дополнительным

по

по

дополнительным

общеобразовательным

программам, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 09.11.2018 г. № 196»;
4.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от

28.09.2020 г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (далее СанПиН);
5.

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О

направлении информации» (вместе с методическими рекомендациями по
проектированию

дополнительных

общеразвивающих

программ

(включая

разноуровневые программы))»;
6.

Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении

Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность,

электронного

обучения

дистанционных

образовательных

технологий при реализации образовательных программ»;

43

7. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
№ 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года».
8.

Конвенция

о

правах

ребенка.

[режим

электронного

доступа

http://sch7.stavedu.ru/index.php?d=normative].
9.

Устав МАУ ДО - Дом детства и юношества г. Екатеринбурга.

10. Программа развития МАУ ДО - Дом детства и юношества.
Литература для педагога:
Афонина Н. Временная организация в музыке. Ритм. Метр. Темп.

1

– СПб:2001. – 120 с.
Берак О., Карасева М. Как преподавать сольфеджио в XXI

2

веке. – М.:Издательский дом «Классика-XXI», 2006. – 140 с.
3

Белова И.С. Школа педагогического мастерства. – Волгоград: Учитель, 2008.

– 65 с.
4

Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1987. – 126 с.

5

Карасева М. Сольфеджио – психотехника развития музыкального слуха. –М.,

1999. – 115 с.
6. Как преподавать музыкальную литературу в XXI веке. Сборник статей. – М.:
Издательский дом «Классика-XXI», 2007. – 78 с.
7. Масленкова Л. Интенсивный курс сольфеджио. Методическое пособие для
педагогов. – СПб.: Союз художников, 2007. – 200 с.
8.

Турик Л.А., Осипова Н.А. Педагогические технологии в
теории ипрактике. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс,

2009. – 75 с.
9.

Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской

деятельности.
44

– СПб.: Композитор, 2008. – 98 с.
Литература для обучающихся:
1. Владимиров В., Лагутин А. Музыкальная литература для IV класса ДМШ.
Издание восьмое. – М.: Музыка, 2004. – 156 с.
2. Калинина Г.Ф. Музыкальная литература. Вопросы, задания, тесты. Выпуск I . –
168 с.
3. Калинина Г.Ф.Музыкальная литература. Тесты по зарубежной музыкальной
литературе. Выпуск II. – 166 с.
4. Калинина Г.Ф. Музыкальная литература. Тесты по русской музыкальной
литературе. Выпуск III. Калинина Г.Ф.Музыкальная литература. Тесты по
отечественной музыке XX века. Выпуск IV. – 170 с.
5. Краткий музыкальный словарь-справочник. – М.: Кифара, 2000. – 201 с.
6. Осовицкая З., А.Казаринова. Музыкальная литература для ДМШ, 1

год

обучения. М., 2004.
7. Осовицкая З., А. Казаринова. В мире музыки. Учебное пособие по музыкальной
литературе для преподавателей ДМШ. Первый год обучения. – М.: Музыка,
2004.
8. Прохорова И. Музыкальная литература зарубежных стран. ДМШ, V класс. - М.:
«Музыка», 2004.Рыцарева М.Г. Музыка и Я. Популярная энциклопедия для
детей. - М.: Музыка, 2006.
Прохорова И., Г.Скудина. Музыкальная литература советского

9.

периода для VII класса ДМШ. М., «Музыка», 2004.
10.Сабанеев Л. История русской музыки, 2012
11.Смирнова Э. Русская музыкальная литература для VI-VII классов ДМШпод ред
Т.Поповой. М., «Музыка», 2004
12.Сорокотягин Д. Музыкальная литература в таблицах. Полный курсобучения,
2013..
45

13.Музыка. Детская энциклопедия. - М., 2000.
14. Современная энциклопедия. Музыка наших дней. - М.: Аванта+, 2002. –400 с.
15.Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7, часть третья. Музыка, театр,кино. М.: Аванта+, 2000.
Электронные ресурсы для педагога:
1.

Сайт учебно-методического центра профессионального

образования –http://www.umcpo.ru/
2.

Российский общеобразовательный портал -

http://artclassic.edu.ru/3.Российский общеобразовательный портал
http://music.edu.ru/
4. Creative solfege - Креативное сольфеджио: музыкальные мультфильмы
5.Популярная классика в mp 3 – http://www.mfiles.co.uk/
6. Классическая музыка - http://www.classic-music.ru/
7. Культура.РФ. https://www.culture.ru/
8. Образовательный сайт Соната http://www.sonata-etc.ru/main.html

Электронные ресурсы для обучающихся:
1. Сайт учебно-методического центра профессионального образования –
http://www.umcpo.ru/
2. Российский общеобразовательный портал - http://artclassic.edu.ru/
3. Российский общеобразовательный портал

http://music.edu.ru/

4. Тренажёр | Идеальный слух
5. Сайт Сольфеджио http://www.lafamire.ru/

46

47


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».