Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования –
Дом детства и юношества
Шумовой оркестр
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
Срок реализации программы - 1 год
Возраст обучающихся – 7-11 лет
Составитель:
Смагина Н.В.
педагог дополнительного
образования
г. Екатеринбург, 2025 г.
Содержание
1. Комплекс основных характеристик программы……………
3
1.1.Пояснительная записка…………………………………………..
3
1.2. Цель и задачи программы……………………………………….
7
1.3. Содержание программы………………………………………….
8
1.4. Планируемые результаты и способы их определения ………..
11
2.Комплекс организационно-педагогических условий…………
13
2.1.Календарный учебный график…………………………………...
13
2.2. Условия реализации программы………………………………..
14
2.3.Формы аттестации и контроля…………………………………...
17
Список литературы………………………………………………..
18
Приложения…………………………………………………………..
20
2
1. Комплекс основных характеристик программы
Коллективная игра в оркестре приносит огромную пользу на всех ступенях
развития детей. Коллективное инструментальное музицирование – это одна из
самых доступных форм ознакомления детей с миром музыки
в творческом
процессе. Программа «Шумовой оркестр» направлена на обучение игре на детских
музыкальных инструментах, в ходе которого дети открывают для себя мир
музыкальных звуков, осознанно различают тембр различных инструментов;
реализуют творческой музыкальный потенциал, получают положительные эмоции.
Дополнительная общеразвивающая программа «Шумовой оркестр» имеет
художественную направленность.
Программа «Шумовой оркестр» актуальна, так как:
1) разработана в соответствии со следующими современными нормативными
правовыми актами и государственными программными документами, а также
локальными нормативными актами:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Принято
Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).
Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ
от 29.05.2015 №996-р)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.
№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
3
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №09-3242;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467
«Об
утверждении
Целевой
модели
развития
региональных
систем
дополнительного образования детей»;
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» № 136-д от 26.02.2021
Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в
образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» от 01.11.2021 №934-д4;
Устав МАУ ДО – ДДиЮ;
Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ.
2) актуальна, так как отвечает региональным социально-экономическим
потребностям и особенностям образовательного пространства Екатеринбурга,
способствуя решению проблемы обеспечения каждому ребенку возможности
максимально
полного
раскрытия
его
творческого
потенциала,
а
также
значительного социального запроса на выступления юных музыкантов на
концертных площадках при проведении мероприятий различного уровня
3) отвечает потребностям родителей в доступном, бесплатном, профессионально
организованном и содержательном досуге их детей, в творческом и личностном
4
развитии подростков, а также потребностям детей в творческом самовыражении
посредством участия в детском оркестре.
Дополнительная образовательная программа «Шумовой оркестр» является
модифицированной и разработана на основе программы Ковригиной С.Л. «Детский
шумовой оркестр», Красноярск. 2018 г.
Отличительной особенностью
программы «Шумовой оркестр» стало относительное увеличение часов на раздел
«Сценическая культура», а так же увеличение до 11 лет возраста обучающихся.
В основу программы положены следующие дидактические принципы
обучения и воспитания: принцип адаптивности; принцип творческого развития;
принцип
психологической
комфортности;
принцип
успешности;
принцип
доступности; принцип индивидуального подхода.
Адресат программы – дети 7 - 11 лет без предъявления требований к уровню
подготовки и способностям, при отсутствии медицинских противопоказаний.
Психофизиологические особенности детей младшего и среднего школьного
возраста:
Детям 7-9
лет свойственны
подвижность,
любознательность,
конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе
с тем потребность в самостоятельности. В этом возрасте основной тип
деятельности обучение. Высок естественный авторитет взрослого. Все его
предложения принимаются и выполняются детьми охотно. Его суждения и оценки,
выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся
суждениями и оценками самих детей. Дети с удовольствием занимаются
творчеством, но нуждаются в постоянном внимании со стороны педагога. Дети 1011 лет уже испытывают
потребность проявить самостоятельность, свои
способности в связи с развитием интеллектуальных и творческих сил, что следует
учитывать педагогу. С учетом данных фактов комплектуются разновозрастные
группы.
Режим занятий. Дети занимаются по 2 часа (1 академический час равен 45 мин.) 2
раза в неделю. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество
часов в неделю – 4. Количество обучающихся в группе – до 15 человек.
5
Объем программы – 144 часа.
Организация
образовательного
процесса
–
традиционная
линейная
последовательность обучения в течение одного года.
Перечень форм реализации образовательной программы: форма обучения
– очная.
Перечень форм организации занятий – групповая, допускается обучение в
индивидуальной форме или в малых группах при подготовке концертных и
конкурсных номеров.
Перечень видов занятий: практические занятия, репетиции, концерты,
конкурсы.
Формы подведения результатов - проверка знаний и оценка результатов
освоения программы осуществляется на зачётных занятиях, отчетном концерте.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – развитие музыкальных способностей детей через коллективную
деятельность в шумовом оркестре.
Задачи:
Образовательные:
- формировать основные умения и навыки оркестровой техники;
-обучать элементарным приемам игры на музыкальных инструментах;
- содействовать формированию основ музыкальной культуры;
- формировать теоретические знания в области музыки;
Развивающие:
- способствовать развитию музыкального слуха, осуществляя слуховой
самоконтроль;
- развивать потребность в творческом самовыражении через игру на
музыкальных инструментах;
- развивать эмоциональную отзывчивость и эстетический вкус
Воспитательные:
- воспитывать чувство личной ответственности за общее дело;
6
-
содействовать
развитию
самостоятельности,
самоконтроля,
самодисциплины;
- формировать социально-творческую активность через участие в концертах
1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план
№
п/
п
1
2
3
4
5
Перечень разделов, тем
количество часов
Всего Теори Практ
я
ика
в
2
1
1
Введение
образовательную
программу
Основы
музыкальной
грамоты.
Средства
музыкальной
выразительности.
Что такое оркестр?
Виды
и
составы
оркестров.
История возникновения
музыкальных
инструментов.
Закрепление изученного
материала.
Формы аттестации
/
контроля
12
6
6
Собеседование
10
5
5
прослушивание
20
10
10
прослушивание
18
8
10
прослушивание
6
Совершенствование
приобретенных навыков
20
4
16
Прослушивание,
открытое занятие
7
Работа с фонограммой.
Работа с микрофоном
Три кита в музыке.
Сценическая культура.
Оркестровая
терминология.
Импровизация.
Концертно-конкурсная
деятельность
20
2
18
прослушивание
16
2
14
Зачетное занятие
8
3
5
Беседа, опрос
18
-
18
Отчетный концерт
Всего
144
41
103
8
9
10
7
Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Введение в образовательную программу
Теория:
Содержание,
цели
и
задачи
программы.
Правила
техники
безопасности.
Практика: проигрывание несложной мелодии.
Раздел 2.
Основы музыкальной грамоты. Средства музыкальной
выразительности.
Теория: Познакомить детей с основами музыкальной грамоты и средствами
музыкальной выразительности (нотная грамота, динамика, темп).
Практика:
Практические задания по данной тематике в игровой форме
(пособие Г.П. Шишкина).
Раздел 3. Что такое оркестр? Виды и составы оркестров.
Теория:
понятия
«Оркестр».
Введение
в
профессию
дирижера.
Симфонический оркестр, духовой оркестр, струнный и оркестр народных
инструментов.
Практика:
Изучение составов всех видов оркестра и знакомство с
музыкальными инструментами, входящими в каждый состав.
Раздел 4. История возникновения музыкальных инструментов.
Теория: Этапы возникновения музыкальных инструментов.
Практика:
Приемы игры. Работа над произведениями.
Эмоционально-
оценочная деятельность.
Раздел 5. Закрепление изученного материала.
Теория:
метрический
пульс
в
хлопках,
на
маракасах;
чередование
инструментов в произведениях двухчастной формы;
Практика: Упражнения на развитие музыкально-сенсорных способностей и
развитие музыкального слуха.
Раздел 6. Совершенствование приобретенных навыков
Теория: последовательность и особенности работы над произведением для
шумового оркестра
8
Практика:
контроль.
фразы,
Чтение ритмических партитур и ритмоформул.
Чистота
мелодии.
Слуховой
исполнения музыкальных приемов. Анализ произведения:
Раскрытие
образа
на
основе
динамических
оттенков.
Звуковедение.
Раздел 7. Работа с фонограммой. Работа с микрофоном
Теория: правила работы с фонограммой и микрофоном
Практика: Работа с отдельными фразами музыкального произведения под
фонограмму минус.
Определение положения микрофона в зависимости от
диапазона мелодии.
Проигрывание мелодии музыкального произведения,
фразировка.
Раздел 8. Три кита в музыке. Сценическая культура
Теория: Знакомство с музыкальными жанрами- песня, танец, марш. Понятие
сценической культуры в
детском оркестре. Сценический образ: своеобразие и
неповторимость, манера движения, сценические костюмы. Культура поведения на
сцене.
Практика: Практическое освоение каждого музыкального жанра. Работа над
музыкальной партитурой. Знакомства со сценой (кулисы, авансцена).
Раздел 9. Оркестровая терминология. Импровизация.
Теория: Основные категории оркестровой терминологии-состав оркестра,
инструменты, приемы игры, динамика, темп, выразительность и характер.
Импровизация-это творчество на ходу, без подготовки.
Практика: Участие в профессиональных мастер-классах и конкурсах,
посещение филармонических концертов.
Раздел 10. Концертно-конкурсная деятельность
Практика: Участие в праздниках, проводимых по плану ДДиЮ, участие в
районных фестивалях, конкурсах. Участие в областных, городских, фестивалях и
конкурсах. Отчетный концерт.
9
1.4. Планируемые результаты и способы их определения
Ожидаемые результаты реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы:
Предметные результаты:
-знает основные теоретические сведения в области музыки и
детского
шумового оркестра;
-владеет навыками игры на музыкальных инструментах;
-сформирован навык согласованности игры, музыки и движения;
-развит в соответствии с возрастом музыкальный слух, владеет слуховым
самоконтролем
По окончании программы обучающийся:
Будет знать:
-средства музыкальной выразительности;
-инструментальную манеру;
-инструментальные приемы;
Уметь:
-выравнивать звук на всем диапазоне;
- сглаживать переходные моменты в партитуре;
-передавать образное содержание исполняемого музыкального произведения;
-
осуществлять
поиск
наиболее
эффективных
способов
достижения
результатов в процессе работы над номером.
Метапредметные результаты:
-умеет работать как индивидуально, так и в группе;
-осознает потребность в творческом самовыражении.
- проявляет эмоциональную отзывчивость и эстетический вкус
Личностные:
- способен к самоопределению, самоконтролю;
10
- имеет развитые в соответствии с возрастом эмоциональную отзывчивость и
эстетический вкус;
-имеет сформированную социально-творческую позицию, активно участвует в
концертах и социально-значимых мероприятиях;
-развито чувство личной ответственности за общий результат работы
ансамбля;
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
№ п\п
Основные характеристики образовательного
процесса
1
Количество учебных недель
36
2
Количество учебных дней
72
3
Количество часов в неделю
4
4
Количество часов
5
Начало занятий
11 сентября
6
Выходные дни
31.12 – 09.01
7
Каникулы
8
Окончание учебного года
144
Образовательная
деятельность
в
ДДиЮ
осуществляется и в период
осенних и весенних школьных
каникул
31 мая
2.2.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
1. Наличие помещения для занятий (музыкальный зал).
2. Материальная база: набор шумовых и музыкальных инструментов, ноутбук,
колонки, микрофоны, проектор, доска, мольберт. Баян, аккордеон, фортепиано.
3. Дидактические аудио и видео игры и пособия.
11
4. Нотный материал, подборка репертуара.
5. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
6. Записи выступлений, концертов.
7. Методическая литература.
Кадровое обеспечение
Для реализации программы необходим педагог дополнительного образования
с
высшим
или
средним
профессиональным
образованием
по
профилю
деятельности, владеющей навыками преподаваниямузыки.
Методическое обеспечение программы
Содержание учебной деятельности по программе включает теоретическую и
практическую подготовку.
Основная составляющая деятельности – практическая часть, так как главным
принципом
дополнительного
ориентированная
образования
направленность.
детей
Учебный
является
материал,
его
практико-
предусмотренный
программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных
и индивидуальных особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию,
усложняя музыкальный материал. Поначалу необходимо заинтересовать ребенка,
развить желание заниматься в ансамбле и только потом переходить к
целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков. Для
выработки ритмичной одновременной игры на шумовых инструментах, овладения
основами техники, использую на занятиях:
– дидактические игры; – игры с
палочками;
ритмические упражнения и импровизации (народный фольклор – потешки,
попевки, прибаутки, песенки, частушки);
соревнования между подгруппами;
создание собственных приемов игры на народных шумовых инструментах.
Методы и формы работы:
♦ Объяснительно-иллюстративный (беседа, объяснение, художественное слово,
использование фольклора).
12
♦ Репродуктивный (разучивание, закрепление материала).
♦ Исследовательский (самостоятельное исполнение сольно или по подгруппам,
пробует себя в роли дирижера – воспитывает в себе лидерские качества, чувство
успешности).
♦ Метод побуждения к сопереживанию (эмоциональная отзывчивость на
музыкальный материал и картины русских художников).
♦ Метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической
деятельности).
В работе с оркестром использую технические средства обучения: (музыкальный
центр, экран, ноутбук, видеокамера, видео-партитура) для реализации следующих
задач:
♦ отработки техники игры на инструментах;
♦ в ритмической импровизации;
♦ при знакомстве с музыкальным инструментом или музыкальным репертуаром;
♦ для самоанализа (дети просматривают собственное исполнение, делают выводы,
анализируют);
♦ на праздничных утренниках, концертах и фестивалях.
Педагогические технологии:
Технология личностно-ориентированного обучения – является базовой
для всей программы. Организация воспитательного процесса на основе глубокого
уважения к личности подростка с учётом особенностей его индивидуального
развития.
При
специфических
организации
хода
индивидуальных
занятия
обязательно
особенностей,
как
учитывается
вокальных,
так
ряд
и
личностных.В начале обучения педагог изучает музыкальные способности и
певческие особенности обучающихся, состояние голосового аппарата. В результате
такого изучения составляет
индивидуальный образовательный маршрут,
определяющий последовательность, в которой будет осуществляться развитие
вокальных способностей каждого подростка. Это обусловливает различный набор
упражнений и заданий, который подбирается индивидуально. Также личностно13
ориентированный подход реализуется в свободном выборе песни для сольного
выступления.
Технология «создания ситуации успеха» ‒ моделирование определенной
ситуации, в ходе которой дается возможность достичь значительных результатов
как для отдельногообучающегося, так и для всего коллектива; формирование
стойкости в борьбе с трудностями.
Структура занятия
Основные элементы
Примечание
структуры занятия
Организационная часть.
Музыкальное сопровождение
Мотивация к деятельности
Проверка
знаний
ранее
Музицирование проводится в среднем, удобном
изученного материала
диапазоне, с учетом особенностей детей, их возраста.
Распевание
Время музицирования может быть увеличено, но не
уменьшено.
Пауза. Для отдыха пауза в 1-2 минуты (физминутка)
Основной этап занятия
Работа направлена на развитие исполнительского
Активизация
имеющихся мастерства, разучивание репертуара, отдельных фраз и
знаний
мелодий по нотам. Работа над чистотой исполнения,
Открытие новых знаний
слаженностю
Первичное
закрепление
Музицирование с движениями, которые дополняют
новых знаний, применение их песенный образ и делают его более эмоциональным и
на практике
запоминающимся.
Работа
над
выразительным
артистичным исполнением.
Завершающий
этап.
Музыкальное сопровождение
Рефлексия
Информационное обеспечение:
Дистанционные технологии и электронное обучение применяются в случаях
введения карантина / временных ограничений на посещение ОО. Для этого
используется платформа Сферум и общий чат группы.
Данные технологии электронного обучения используются также для организации
внеаудиторной деятельности, демонстрации и обсуждения выступлений мастеров
эстрадного вокала.
14
2.3.Формы аттестации, контроля и оценочный материал
В соответствии с учебно-тематическим планированием и содержанием
программы формами аттестации являются:
-отчетный концерт;
-конкурс.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы: проведение открытых, зачетных занятий, концерты, индивидуальное
прослушивание, отчетные концерты.
Оптимальным способом проверки достигнутых результатов является
система мониторинга. Используются
«Диагностические карты достижений
обучающихся», «Диагностические карты развития предметных компетенций
обучающихся» и «Диагностические карты развития социальных компетенций».
Дважды в течение учебного года (в начале и в конце учебного года) на основании
педагогического наблюдения педагог фиксирует результаты в Индивидуальные
диагностические карты с целью
проведения анализа результатов освоения
программы.
Формой контроля реализации программы являются: участие в концертах и
конкурсах районного, городского и областного уровня; открытые занятия; опросы,
зачетные занятия, а также постоянное ведение мониторинга уровня достижений и
развития предметных, социальных компетенций обучающихся (заполнение
индивидуальных диагностических карт).
15
Список литературы
Психолого-педагогическая и специальная литература:
1. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования - М.: ВЛАДОС, 2018.- 312 с.
2. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комисарова Л.Н., Музыка в детском саду
(Старшая группа) Песни, пьесы, игры. М.: Музыка, 2016.- 362 с.
3.
Кононова Н.Г. Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах:
Кн. для восп. и муз. рук.д/с. – М.: Просвещение, 2011.
4.
Майзингер С.Ю. Знакомство с жанрами детского фольклора: методическое
пособие / КГБОУ СПО «Красноярский колледж искусств имени П.И. ИвановаРадкевича». – Красноярск: Рекламно-полиграфический центр «Торос», 2010. – 68 с.
5.
Немов Р., Психология. Учебник для студентов высших педагогических
учебных заведений. В 3-х книгах. Кн.2 Психология образования – изд. 2-е. – М.:
Просвещение, ВЛАДОС, 2017. – 496 с.
6.
Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа. М.: Дрофа,
2016. - 238 с.
7.
Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Часть 1. М.: Педагогическое общество
России, 2015 – 59с.
8.
Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Часть 2. М.: Педагогическое общество
России, 2015
– 90 с.
Литература для детей:
1. Баканов А.П. Мой маленький оркестр / А.П.Баканов, М.: Арго, 2018. – 226 с.
2. Галацкая В.В. Музыкальная литература / В.В. Галацкая, Самара, 2017. – 244 с.
3. Михеева, Л.П. Музыкальный словарь в рассказах / Л.П. Михеева, М.: Музыка,
2016.- 306 с.
4. Сохор А. О массовой музыке / А.Сохор, СПб, 2019. – 202 с.
Литература для родителей:
16
1. Арсентьев, М.М. Методы развития познавательного интереса и творческих
способностей детей в семье / М.М. Арсентьев – Челябинск, 2029 – 235 с.
2.Синицына, О. Е. Умные занятия и музыкальные игры / О.Е. Синицына – М.: Лист
Нью, Вече, 2019.- 254 с.
Интернет-источники: http://shugur.edusite.ru/DswMedia/shumovoyorkestr.pdf
https://infourok.ru/rabochaya-programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-shumovoyorkestr3134824.html
Приложение 1
Карта уровня развития социально значимых качеств личности обучающихся
Уровни развития:
Исходный -1 балл. Средний – 2 балла. Высокий – 3 балла.
Межличност
Культура
Трудовая
Эстетическая
обучающего
ное общение
здоровья
культура
культура
Личностное
Сре
совершенствование
д.
бал
Саморазвитие
самоконтроль
самостоятельность
терпение
Сила воли
Самоопределение
Самоорганизация
Культура приятного общения
Культура красивого поведения
л
Культура внешнего вида
Ориентация на повышение качества труда
Забота о собственном здоровье
природной среде
Умение соблюдать нормы заботы о
Со сверстниками
Соблюдение норм общения
возрасту
Умение проявлять уважение к старшим по
ся
Овладение необходимыми навыками труда
ФИ
Карта освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
(предметная компетентность)
17
Ф.И.
обучающегося
А
Уровень практической
подготовки
№п/п
Уровень теоретической
подготовки
Показатели
Б
Уровень освоения дополнительной
образовательной программы
В баллах
(А+Б):2
1
2
3
4
Уровни развития:
Исходный -1 балл. Средний – 2 балла. Высокий – 3 балла.
18