ДООП Шумовой оркестр

Департамент образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования –
Дом детства и юношества

Шумовой оркестр
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
Срок реализации программы - 1 год
Возраст обучающихся – 7-11 лет

Составитель:
Смагина Н.В.
педагог дополнительного
образования

г. Екатеринбург, 2025 г.

Содержание

1. Комплекс основных характеристик программы……………

3

1.1.Пояснительная записка…………………………………………..

3

1.2. Цель и задачи программы……………………………………….

7

1.3. Содержание программы………………………………………….

8

1.4. Планируемые результаты и способы их определения ………..

11

2.Комплекс организационно-педагогических условий…………

13

2.1.Календарный учебный график…………………………………...

13

2.2. Условия реализации программы………………………………..

14

2.3.Формы аттестации и контроля…………………………………...

17

Список литературы………………………………………………..

18

Приложения…………………………………………………………..

20

2

1. Комплекс основных характеристик программы
Коллективная игра в оркестре приносит огромную пользу на всех ступенях
развития детей. Коллективное инструментальное музицирование – это одна из
самых доступных форм ознакомления детей с миром музыки

в творческом

процессе. Программа «Шумовой оркестр» направлена на обучение игре на детских
музыкальных инструментах, в ходе которого дети открывают для себя мир
музыкальных звуков, осознанно различают тембр различных инструментов;
реализуют творческой музыкальный потенциал, получают положительные эмоции.
Дополнительная общеразвивающая программа «Шумовой оркестр» имеет
художественную направленность.
Программа «Шумовой оркестр» актуальна, так как:
1) разработана в соответствии со следующими современными нормативными
правовыми актами и государственными программными документами, а также
локальными нормативными актами:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ (далее – Закон об образовании).
 Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Принято
Правительством РФ 31.03.2022 №678-р).


Стратегия воспитания в РФ до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ

от 29.05.2015 №996-р)


Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №

629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г.
№28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
3



Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые
программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №09-3242;


Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №

467

«Об

утверждении

Целевой

модели

развития

региональных

систем

дополнительного образования детей»;


Приказ Министерства общего и профессионального образования

Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года»;
 Требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим
программам для включения в систему персонифицированного финансирования
дополнительного образования Свердловской области, Приказ ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» № 136-д от 26.02.2021
 Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области №219-д от 04.03.2022 «О внесении изменений в методические
рекомендации «Разработка дополнительных общеобразовательных программ в
образовательных организациях», утвержденных приказом ГАНОУ СО «Дворец
молодежи» от 01.11.2021 №934-д4;


Устав МАУ ДО – ДДиЮ;



Программа развития МАУ ДО – ДДиЮ.

2) актуальна, так как отвечает региональным социально-экономическим
потребностям и особенностям образовательного пространства Екатеринбурга,
способствуя решению проблемы обеспечения каждому ребенку возможности
максимально

полного

раскрытия

его

творческого

потенциала,

а

также

значительного социального запроса на выступления юных музыкантов на
концертных площадках при проведении мероприятий различного уровня
3) отвечает потребностям родителей в доступном, бесплатном, профессионально
организованном и содержательном досуге их детей, в творческом и личностном
4

развитии подростков, а также потребностям детей в творческом самовыражении
посредством участия в детском оркестре.
Дополнительная образовательная программа «Шумовой оркестр» является
модифицированной и разработана на основе программы Ковригиной С.Л. «Детский
шумовой оркестр», Красноярск. 2018 г.

Отличительной особенностью

программы «Шумовой оркестр» стало относительное увеличение часов на раздел
«Сценическая культура», а так же увеличение до 11 лет возраста обучающихся.
В основу программы положены следующие дидактические принципы
обучения и воспитания: принцип адаптивности; принцип творческого развития;
принцип

психологической

комфортности;

принцип

успешности;

принцип

доступности; принцип индивидуального подхода.
Адресат программы – дети 7 - 11 лет без предъявления требований к уровню
подготовки и способностям, при отсутствии медицинских противопоказаний.
Психофизиологические особенности детей младшего и среднего школьного
возраста:

Детям 7-9

лет свойственны

подвижность,

любознательность,

конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе
с тем потребность в самостоятельности. В этом возрасте основной тип
деятельности обучение. Высок естественный авторитет взрослого. Все его
предложения принимаются и выполняются детьми охотно. Его суждения и оценки,
выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся
суждениями и оценками самих детей. Дети с удовольствием занимаются
творчеством, но нуждаются в постоянном внимании со стороны педагога. Дети 1011 лет уже испытывают

потребность проявить самостоятельность, свои

способности в связи с развитием интеллектуальных и творческих сил, что следует
учитывать педагогу. С учетом данных фактов комплектуются разновозрастные
группы.
Режим занятий. Дети занимаются по 2 часа (1 академический час равен 45 мин.) 2
раза в неделю. Перерыв между учебными занятиями – 10 минут. Общее количество
часов в неделю – 4. Количество обучающихся в группе – до 15 человек.
5

Объем программы – 144 часа.
Организация

образовательного

процесса

–

традиционная

линейная

последовательность обучения в течение одного года.
Перечень форм реализации образовательной программы: форма обучения
– очная.
Перечень форм организации занятий – групповая, допускается обучение в
индивидуальной форме или в малых группах при подготовке концертных и
конкурсных номеров.
Перечень видов занятий: практические занятия, репетиции, концерты,
конкурсы.
Формы подведения результатов - проверка знаний и оценка результатов
освоения программы осуществляется на зачётных занятиях, отчетном концерте.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы – развитие музыкальных способностей детей через коллективную
деятельность в шумовом оркестре.
Задачи:
Образовательные:
- формировать основные умения и навыки оркестровой техники;
-обучать элементарным приемам игры на музыкальных инструментах;
- содействовать формированию основ музыкальной культуры;
- формировать теоретические знания в области музыки;
Развивающие:
- способствовать развитию музыкального слуха, осуществляя слуховой
самоконтроль;
- развивать потребность в творческом самовыражении через игру на
музыкальных инструментах;
- развивать эмоциональную отзывчивость и эстетический вкус
Воспитательные:
- воспитывать чувство личной ответственности за общее дело;
6

-

содействовать

развитию

самостоятельности,

самоконтроля,

самодисциплины;
- формировать социально-творческую активность через участие в концертах
1.3. Содержание программы
Учебный (тематический) план
№
п/
п
1

2

3

4

5

Перечень разделов, тем

количество часов
Всего Теори Практ
я
ика
в
2
1
1

Введение
образовательную
программу
Основы
музыкальной
грамоты.
Средства
музыкальной
выразительности.
Что такое оркестр?
Виды
и
составы
оркестров.
История возникновения
музыкальных
инструментов.
Закрепление изученного
материала.

Формы аттестации
/
контроля

12

6

6

Собеседование

10

5

5

прослушивание

20

10

10

прослушивание

18

8

10

прослушивание

6

Совершенствование
приобретенных навыков

20

4

16

Прослушивание,
открытое занятие

7

Работа с фонограммой.
Работа с микрофоном
Три кита в музыке.
Сценическая культура.
Оркестровая
терминология.
Импровизация.
Концертно-конкурсная
деятельность

20

2

18

прослушивание

16

2

14

Зачетное занятие

8

3

5

Беседа, опрос

18

-

18

Отчетный концерт

Всего

144

41

103

8
9

10

7

Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Введение в образовательную программу
Теория:

Содержание,

цели

и

задачи

программы.

Правила

техники

безопасности.
Практика: проигрывание несложной мелодии.
Раздел 2.

Основы музыкальной грамоты. Средства музыкальной

выразительности.
Теория: Познакомить детей с основами музыкальной грамоты и средствами
музыкальной выразительности (нотная грамота, динамика, темп).
Практика:

Практические задания по данной тематике в игровой форме

(пособие Г.П. Шишкина).
Раздел 3. Что такое оркестр? Виды и составы оркестров.
Теория:

понятия

«Оркестр».

Введение

в

профессию

дирижера.

Симфонический оркестр, духовой оркестр, струнный и оркестр народных
инструментов.
Практика:

Изучение составов всех видов оркестра и знакомство с

музыкальными инструментами, входящими в каждый состав.
Раздел 4. История возникновения музыкальных инструментов.
Теория: Этапы возникновения музыкальных инструментов.
Практика:

Приемы игры. Работа над произведениями.

Эмоционально-

оценочная деятельность.
Раздел 5. Закрепление изученного материала.
Теория:

метрический

пульс

в

хлопках,

на

маракасах;

чередование

инструментов в произведениях двухчастной формы;
Практика: Упражнения на развитие музыкально-сенсорных способностей и
развитие музыкального слуха.
Раздел 6. Совершенствование приобретенных навыков
Теория: последовательность и особенности работы над произведением для
шумового оркестра
8

Практика:
контроль.
фразы,

Чтение ритмических партитур и ритмоформул.

Чистота

мелодии.

Слуховой

исполнения музыкальных приемов. Анализ произведения:
Раскрытие

образа

на

основе

динамических

оттенков.

Звуковедение.
Раздел 7. Работа с фонограммой. Работа с микрофоном
Теория: правила работы с фонограммой и микрофоном
Практика: Работа с отдельными фразами музыкального произведения под
фонограмму минус.

Определение положения микрофона в зависимости от

диапазона мелодии.

Проигрывание мелодии музыкального произведения,

фразировка.
Раздел 8. Три кита в музыке. Сценическая культура
Теория: Знакомство с музыкальными жанрами- песня, танец, марш. Понятие
сценической культуры в

детском оркестре. Сценический образ: своеобразие и

неповторимость, манера движения, сценические костюмы. Культура поведения на
сцене.
Практика: Практическое освоение каждого музыкального жанра. Работа над
музыкальной партитурой. Знакомства со сценой (кулисы, авансцена).
Раздел 9. Оркестровая терминология. Импровизация.
Теория: Основные категории оркестровой терминологии-состав оркестра,
инструменты, приемы игры, динамика, темп, выразительность и характер.
Импровизация-это творчество на ходу, без подготовки.
Практика: Участие в профессиональных мастер-классах и конкурсах,
посещение филармонических концертов.
Раздел 10. Концертно-конкурсная деятельность
Практика: Участие в праздниках, проводимых по плану ДДиЮ, участие в
районных фестивалях, конкурсах. Участие в областных, городских, фестивалях и
конкурсах. Отчетный концерт.

9

1.4. Планируемые результаты и способы их определения
Ожидаемые результаты реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы:
Предметные результаты:
-знает основные теоретические сведения в области музыки и

детского

шумового оркестра;
-владеет навыками игры на музыкальных инструментах;
-сформирован навык согласованности игры, музыки и движения;
-развит в соответствии с возрастом музыкальный слух, владеет слуховым
самоконтролем
По окончании программы обучающийся:
Будет знать:
-средства музыкальной выразительности;
-инструментальную манеру;
-инструментальные приемы;
Уметь:
-выравнивать звук на всем диапазоне;
- сглаживать переходные моменты в партитуре;
-передавать образное содержание исполняемого музыкального произведения;
-

осуществлять

поиск

наиболее

эффективных

способов

достижения

результатов в процессе работы над номером.
Метапредметные результаты:
-умеет работать как индивидуально, так и в группе;
-осознает потребность в творческом самовыражении.
- проявляет эмоциональную отзывчивость и эстетический вкус
Личностные:
- способен к самоопределению, самоконтролю;

10

- имеет развитые в соответствии с возрастом эмоциональную отзывчивость и
эстетический вкус;
-имеет сформированную социально-творческую позицию, активно участвует в
концертах и социально-значимых мероприятиях;
-развито чувство личной ответственности за общий результат работы
ансамбля;

2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
№ п\п

Основные характеристики образовательного
процесса

1

Количество учебных недель

36

2

Количество учебных дней

72

3

Количество часов в неделю

4

4

Количество часов

5

Начало занятий

11 сентября

6

Выходные дни

31.12 – 09.01

7

Каникулы

8

Окончание учебного года

144

Образовательная
деятельность
в
ДДиЮ
осуществляется и в период
осенних и весенних школьных
каникул

31 мая

2.2.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
1. Наличие помещения для занятий (музыкальный зал).
2. Материальная база: набор шумовых и музыкальных инструментов, ноутбук,
колонки, микрофоны, проектор, доска, мольберт. Баян, аккордеон, фортепиано.
3. Дидактические аудио и видео игры и пособия.
11

4. Нотный материал, подборка репертуара.
5. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
6. Записи выступлений, концертов.
7. Методическая литература.
Кадровое обеспечение
Для реализации программы необходим педагог дополнительного образования
с

высшим

или

средним

профессиональным

образованием

по

профилю

деятельности, владеющей навыками преподаваниямузыки.
Методическое обеспечение программы
Содержание учебной деятельности по программе включает теоретическую и
практическую подготовку.
Основная составляющая деятельности – практическая часть, так как главным
принципом

дополнительного

ориентированная

образования

направленность.

детей

Учебный

является

материал,

его

практико-

предусмотренный

программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных
и индивидуальных особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию,
усложняя музыкальный материал. Поначалу необходимо заинтересовать ребенка,
развить желание заниматься в ансамбле и только потом переходить к
целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков. Для
выработки ритмичной одновременной игры на шумовых инструментах, овладения
основами техники, использую на занятиях:

– дидактические игры; – игры с

палочками;


ритмические упражнения и импровизации (народный фольклор – потешки,
попевки, прибаутки, песенки, частушки);



соревнования между подгруппами;



создание собственных приемов игры на народных шумовых инструментах.

Методы и формы работы:
♦ Объяснительно-иллюстративный (беседа, объяснение, художественное слово,
использование фольклора).
12

♦ Репродуктивный (разучивание, закрепление материала).
♦ Исследовательский (самостоятельное исполнение сольно или по подгруппам,
пробует себя в роли дирижера – воспитывает в себе лидерские качества, чувство
успешности).
♦ Метод побуждения к сопереживанию (эмоциональная отзывчивость на
музыкальный материал и картины русских художников).
♦ Метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической
деятельности).
В работе с оркестром использую технические средства обучения: (музыкальный
центр, экран, ноутбук, видеокамера, видео-партитура) для реализации следующих
задач:
♦ отработки техники игры на инструментах;
♦ в ритмической импровизации;
♦ при знакомстве с музыкальным инструментом или музыкальным репертуаром;
♦ для самоанализа (дети просматривают собственное исполнение, делают выводы,
анализируют);
♦ на праздничных утренниках, концертах и фестивалях.
Педагогические технологии:
Технология личностно-ориентированного обучения – является базовой
для всей программы. Организация воспитательного процесса на основе глубокого
уважения к личности подростка с учётом особенностей его индивидуального
развития.

При

специфических

организации

хода

индивидуальных

занятия

обязательно

особенностей,

как

учитывается
вокальных,

так

ряд
и

личностных.В начале обучения педагог изучает музыкальные способности и
певческие особенности обучающихся, состояние голосового аппарата. В результате
такого изучения составляет

индивидуальный образовательный маршрут,

определяющий последовательность, в которой будет осуществляться развитие
вокальных способностей каждого подростка. Это обусловливает различный набор
упражнений и заданий, который подбирается индивидуально. Также личностно13

ориентированный подход реализуется в свободном выборе песни для сольного
выступления.
Технология «создания ситуации успеха» ‒ моделирование определенной
ситуации, в ходе которой дается возможность достичь значительных результатов
как для отдельногообучающегося, так и для всего коллектива; формирование
стойкости в борьбе с трудностями.
Структура занятия
Основные элементы
Примечание
структуры занятия
Организационная часть.
Музыкальное сопровождение
Мотивация к деятельности
Проверка
знаний
ранее
Музицирование проводится в среднем, удобном
изученного материала
диапазоне, с учетом особенностей детей, их возраста.
Распевание
Время музицирования может быть увеличено, но не
уменьшено.
Пауза. Для отдыха пауза в 1-2 минуты (физминутка)
Основной этап занятия
Работа направлена на развитие исполнительского
Активизация
имеющихся мастерства, разучивание репертуара, отдельных фраз и
знаний
мелодий по нотам. Работа над чистотой исполнения,
Открытие новых знаний
слаженностю
Первичное
закрепление
Музицирование с движениями, которые дополняют
новых знаний, применение их песенный образ и делают его более эмоциональным и
на практике
запоминающимся.
Работа
над
выразительным
артистичным исполнением.
Завершающий
этап.
Музыкальное сопровождение
Рефлексия

Информационное обеспечение:
Дистанционные технологии и электронное обучение применяются в случаях
введения карантина / временных ограничений на посещение ОО. Для этого
используется платформа Сферум и общий чат группы.
Данные технологии электронного обучения используются также для организации
внеаудиторной деятельности, демонстрации и обсуждения выступлений мастеров
эстрадного вокала.

14

2.3.Формы аттестации, контроля и оценочный материал
В соответствии с учебно-тематическим планированием и содержанием
программы формами аттестации являются:
-отчетный концерт;
-конкурс.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной
программы: проведение открытых, зачетных занятий, концерты, индивидуальное
прослушивание, отчетные концерты.
Оптимальным способом проверки достигнутых результатов является
система мониторинга. Используются

«Диагностические карты достижений

обучающихся», «Диагностические карты развития предметных компетенций
обучающихся» и «Диагностические карты развития социальных компетенций».
Дважды в течение учебного года (в начале и в конце учебного года) на основании
педагогического наблюдения педагог фиксирует результаты в Индивидуальные
диагностические карты с целью

проведения анализа результатов освоения

программы.
Формой контроля реализации программы являются: участие в концертах и
конкурсах районного, городского и областного уровня; открытые занятия; опросы,
зачетные занятия, а также постоянное ведение мониторинга уровня достижений и
развития предметных, социальных компетенций обучающихся (заполнение
индивидуальных диагностических карт).

15

Список литературы
Психолого-педагогическая и специальная литература:
1. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного
образования - М.: ВЛАДОС, 2018.- 312 с.
2. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комисарова Л.Н., Музыка в детском саду
(Старшая группа) Песни, пьесы, игры. М.: Музыка, 2016.- 362 с.
3.

Кононова Н.Г. Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах:

Кн. для восп. и муз. рук.д/с. – М.: Просвещение, 2011.
4.

Майзингер С.Ю. Знакомство с жанрами детского фольклора: методическое

пособие / КГБОУ СПО «Красноярский колледж искусств имени П.И. ИвановаРадкевича». – Красноярск: Рекламно-полиграфический центр «Торос», 2010. – 68 с.
5.

Немов Р., Психология. Учебник для студентов высших педагогических

учебных заведений. В 3-х книгах. Кн.2 Психология образования – изд. 2-е. – М.:
Просвещение, ВЛАДОС, 2017. – 496 с.
6.

Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения К. Орфа. М.: Дрофа,

2016. - 238 с.
7.

Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Часть 1. М.: Педагогическое общество

России, 2015 – 59с.
8.

Тютюнникова Т.Э. Доноткино. Часть 2. М.: Педагогическое общество

России, 2015
– 90 с.
Литература для детей:
1. Баканов А.П. Мой маленький оркестр / А.П.Баканов, М.: Арго, 2018. – 226 с.
2. Галацкая В.В. Музыкальная литература / В.В. Галацкая, Самара, 2017. – 244 с.
3. Михеева, Л.П. Музыкальный словарь в рассказах / Л.П. Михеева, М.: Музыка,
2016.- 306 с.
4. Сохор А. О массовой музыке / А.Сохор, СПб, 2019. – 202 с.
Литература для родителей:

16

1. Арсентьев, М.М. Методы развития познавательного интереса и творческих
способностей детей в семье / М.М. Арсентьев – Челябинск, 2029 – 235 с.
2.Синицына, О. Е. Умные занятия и музыкальные игры / О.Е. Синицына – М.: Лист
Нью, Вече, 2019.- 254 с.
Интернет-источники: http://shugur.edusite.ru/DswMedia/shumovoyorkestr.pdf
https://infourok.ru/rabochaya-programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-shumovoyorkestr3134824.html
Приложение 1
Карта уровня развития социально значимых качеств личности обучающихся
Уровни развития:
Исходный -1 балл. Средний – 2 балла. Высокий – 3 балла.

Межличност

Культура

Трудовая

Эстетическая

обучающего

ное общение

здоровья

культура

культура

Личностное

Сре

совершенствование

д.
бал

Саморазвитие

самоконтроль

самостоятельность

терпение

Сила воли

Самоопределение

Самоорганизация

Культура приятного общения

Культура красивого поведения

л

Культура внешнего вида

Ориентация на повышение качества труда

Забота о собственном здоровье

природной среде

Умение соблюдать нормы заботы о

Со сверстниками

Соблюдение норм общения

возрасту

Умение проявлять уважение к старшим по

ся

Овладение необходимыми навыками труда

ФИ

Карта освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
(предметная компетентность)

17

Ф.И.
обучающегося

А

Уровень практической
подготовки

№п/п

Уровень теоретической
подготовки

Показатели

Б

Уровень освоения дополнительной
образовательной программы

В баллах
(А+Б):2

1
2
3
4
Уровни развития:
Исходный -1 балл. Средний – 2 балла. Высокий – 3 балла.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».